Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Сценарий мероприятия "маленькие чудеса большой природы". Полна чудес могучая природа

В мире множество прекрасных чудес. Наша планета обладает удивительными видами, от огромных лесов до разнообразных форм морской жизни.
Сихотэ-Алинь

Это вулканическое поле области мезозойской складчатости Тихоокеанского пояса на Дальнем Востоке России на территории Хабаровского и Приморского краёв. Здесь произрастает один из самых богатых и необычных лесов умеренного пояса. Также Сихотэ-Алинь - родина амурских тигров, самых больших представителей семейства кошачьих.
Национальный парк имени Александра Гумбольдта

Национальный парк имени Александра Гумбольдта - национальный парк в восточной части острова Куба в провинциях Ольгин и Гуантанамо. Многие подземные камни токсичны для растений, и поэтому некоторые виды должны были адаптироваться, чтобы выжить в этих враждебных условиях.
Галапагосские острова


Галапагосские острова территориально принадлежат государству Эквадор. Население архипелага составляет около 30 тыс. человек. Его площадь - 7880 км². Острова известны прежде всего большим количеством местных видов фауны и проведённым здесь исследованием Чарльза Дарвина, которое послужило для Дарвина первым толчком к созданию эволюционной теории происхождения видов.
Озеро Туркана


Туркана (ранее Рудольф) - озеро в Кении. Это одно из самых соленых озер Африки. Является прекрасной лабораторией для изучения растений и животных. Озеро известно прежде всего обилием крокодилов, которых насчитывается здесь до 12 000, среди них встречаются крупные особи (до 5,5 м в длину).
Национальный парк Йеллоустон


Национальный парк Йеллоустон - международный биосферный заповедник, объект Всемирного Наследия ЮНЕСКО, первый в мире национальный парк (основан 1 марта 1872 года). Находится в США, на территории штатов Вайоминг, Монтана и Айдахо. Парк знаменит многочисленными гейзерами и другими геотермическими объектами, богатой живой природой, живописными ландшафтами.
Национальный парк Гранд-Каньон


Национальный парк Гранд-Каньон - один из старейших национальных парков США, расположен в штате Аризона. На территории парка расположен Гранд-Каньон - Великий каньон реки Колорадо, одно из признанных природных чудес света. Он ценится прежде всего своим гармоничным сочетанием размера, глубины и многоцветных слоев обнаженных горных пород, которые датируются вплоть до Докембрийского периода.
Большой Барьерный риф

Большой Барьерный риф - гряда коралловых рифов и островов в Коралловом море, протянувшаяся вдоль северо-восточного побережья Австралии на 2500 км. Большой Барьерный риф можно увидеть с орбиты Земли, это самая большая структура, созданная живыми организмами – коралловыми полипами.
Анхель


Анхель - самый высокий в мире водопад, общая высота 979 метров, высота непрерывного падения 807 метров. Назван в честь лётчика Джеймса Эйнджела (англ. Angel), который перелетел через водопад в 1935 году.
Дождевые леса Амазонии


Дождевые леса Амазонии или амазонские джунгли расположены на обширной, почти плоской, равнине, охватывающей почти весь бассейн реки Амазонки. Собственно лес занимает 5,5 миллионов квадратных километров. Он располагается на территории девяти государств (Бразилия, Перу, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Боливия, Гайана, Суринам, Французская Гвиана). Леса Амазонии - самый крупный тропический лесной массив в мире. Они занимают половину общей площади оставшихся на планете тропических лесов.
Милфорд-Саунд


Милфорд-Саунд - фьорд в юго-западной части новозеландского острова Южный в пределах национального парка Фьордленд и объекта Всемирного наследия Те-Уахипоунаму. Назван Редьярдом Киплингом «восьмым чудом света». В залив впадают несколько рек, крупнейшие из которых - Артур и Кледдау. Побережье залива покрыто густыми лесами. Особо известны чёрные кораллы - их можно увидеть в подводной обсерватории на глубине 10,4 м.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического

направления развития воспитанников № 13

с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края

Конспект мероприятия с детьми и родителями в форме экологической викторины

«Полна чудес могучая природа»

В старшей группе

МКДОУ детский сад №13 с. Арзгир

Воспитатель: Голяк С.В.

Конспект викторины «Полна чудес могучая природа»

По образовательной области « Познавательное развитие» (Экология)

Группа: Старшая «А» Возраст детей : 5-6 лет.

Интеграция ОО : «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие»,

« Познавательное развитие», « Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цели: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности; развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада; расширение, обобщение и активизация словаря.

Задачи приоритетной ОО:

Обучающие:

  • Раскрыть роль дерева в жизни каждого человека.
  • Уточнить знания детей о природе, ее живых и неживых объектах и явлениях, о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.

Развивающие:

  • Закрепить знания о пользе применении лекарственных растений.
  • Расширить знания детей о животных, птицах и растениях занесенных в Красную книгу Ставропольского края.
  • Развивать у детей самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья.
  • Развивать продуктивную деятельность детей.
  • Способствовать формированию целостной картины мира природы, расширению кругозора детей.
  • Формировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.
  • Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, музыке.

Воспитывающие:

  • Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.
  • Воспитывать ответственное и доброе отношение к родной природе.

Предпосылки универсальной учебной деятельности

1.Умение работать по инструкции.

2. Умение работать по образцу.

3. Умение видеть ошибки и исправлять их.

4. Умение оценивать свою работу.

5. Умение работать в паре (взаимодействие)

6.Умение ориентироваться в учебной книге

Оборудование для педагога и детей: Атрибуты к инсценировке, экран, проектор, магнитная доска, аудиозапись со звуками природы, картинки живой и неживой природы, картинки животных, птиц, растений из красной книги, экознаки, материал для оформления стенгазеты, значки для поощрения.

1Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Добрый день, дорогие дети и мамы!

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы нашего родного Ставрополья. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства природы. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Полна чудес могучая природа». В викторине примут участие две команды.

Итак, приглашаются команды: –«Юные экологи» и « Экознайки» (под музыку заходят) занимайте свои места.

Дорогие участники сегодня вы должны показать свои знания, навыки и умения, вас ждут сложные конкурсы и интересные вопросы, но мы верим, что вы справитесь.

Давайте, поприветствуем группу поддержки, которая будет нам помогать. Самые интересные моменты нашей викторины они будут оформлять в стенгазету. А сейчас я всем пожелаю удачи.

Ведущий:

По традиции в начале игры команды должны поприветствовать друг друга.

«Представление команд».

Девиз команды: «Юные экологи».

Береги свою планету, Ведь другой на свет нет.

Девиз команды: « Экознайки».

Мы не хотим стоять в стороне.Мы – за порядок на нашей земле!

Приветствие команды « Юные экологи»

Будем бить тревогу вместе Потому что все в ответе,

Как нам в новом веке жить, Как природу сохранить!

Приветствие команды «Экознайки».

Есть одна планета – сад, В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят, Птиц, скликая перелетных.

Так давайте сбережем Наш большой природы дом

Ведущий: Молодцы, ребята по вашему бодрому приветствию мы видим, что вы уверены в своих знаниях и готовы к викторине.

2. Основная часть (содержательный, деятельный этап)

1 конкурс «Разминка».

Вы должны будете ответить на вопросы по очереди. И так начнем проверку знаний с команды «Юных экологов».

1. Сколько месяцев в году?

2. Назовите все времена года.

3. Как называется столовая для птиц?

4. Во что превращается снег при таянии?

5. Что вниз вершиной растет?

6. Как называется наша планета?

7. Капельки влаги на траве?

8. Какая в море вода на вкус?

9. Цветок, распускающийся сразу после таяния снега?

10. Движение льда по реке весной?

11. Во что превращается вода при замерзании?

12. Как называется наш край?

2 конкурс Д/И: « Что лишнее» (2 доски с картинками)

Словно крыша над землею, Голубые небеса

А под крышей голубою – И поляны, и цветы, И, конечно, я и ты!

О чём это стихотворение?(о природе)

Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир какой природы? (живой природы и мир неживой природы). На доске картинки живой и неживой природы перепутаны, вы должны определить, что лишнее.

Для этого задания нужны по 2 человека из команды.

Задание для команды «Юных экологов»- живая природа, а для «Экознаек»- неживая природа.

Пока команды работают я предлагаю:

Игру с болельщиками «Я начну, а ты продолжи»:

Береза кудрявая, а сосна…(колючая)

У дуба желуди, а у берёзы…(серёжки)

У рябины листочки, а у ёлки…(иголки)

Осенью береза стоит золотая, а сосна…(зеленая)

На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)

Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)

Как назвать детеныша коровы? (теленок)

У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)

Сколько ног у жука? (шесть)

У какой птицы красная грудка? (у снегиря)

Кабан – какое животное? (дикое)

Когда земляника поспевает? (летом)

Команды готовы, пожалуйста называйте. А какие картинки оказались лишними и почему. Молодцы все правильно справились с заданием. Картинки передадим для оформления стенгазеты.

3 конкурс «Знатоки животных»

А сейчас вам, друзья, наши болельщики загадают загадки о животных нашего края

Вы смотрите, не зевайте,

Хором, дружно отвечайте!

Отвечаем по очереди. Правильный ответ увидите на экране (слайд)

1«Юные экологи»

Хвост спушистою дугой вам знаком зверёк такой?

Острозубый, тёмноглазый по деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле, чтоб зимою жить в тепле..(белка).

2«Экознайки»-.Летом ходит без берлоги Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге От мороза прячет нос (медведь).

1. «Юные экологи» Кто зимой холодной, Бродит в лесу злой, голодный? (волк).

2. «Экознайки»-. Сердитый недотрога Живет в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки не одной (ежик).

1«Юные экологи».Быстроногий я зверёк, убегаю со всех ног,бегать,

Прыгать я люблю, волка лишь увижу я, убегаю я в поля. (заяц)

2. «Экознайки»-.Посмотрите - ка какая вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой (лиса)

Вед: С давних пор наслаждаются люди звуками природы. А разве мы можем себе представить жизнь лесов, полей, лугов без пения птиц.

Наш слух радует, шум дождя, прибой морских волн, трепет осиновых листочков. В следующем конкурсе, прослушав запись, вы должны узнать, какое это явление природы, что за птиц вы услышали. Я предлагаю всем закрыть глаза.

4 конкурс «Что за звук природы».

(Проведение конкурса с применением аудиозаписи для «Юнных экологов»- звуки леса и для «Экознаек» звуки моря)

Вед: Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным.

Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.

И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета?(Потому что красный цвет – цвет опасности!)

Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек!

Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы?.

Редкие животные, растения и птицы есть и в нашем крае, селе, которые охраняются законом и занесены в красную книгу.

5 конкурс игра – соревнование «Красная книга»

Вам предстоит такое задание из предложенных картинок нужно выбрать и создать страничку красной книги.

Команде «Экознайки» - страничку животных, которые занесены в красную книгу.

Команде «Юнные экологи» - растения

А группе поддержки - птиц занесенные в красную книгу.

(Дети выполняют-звучит музыка)

Вед: Внимание на экран, можете себя проверить, правильно ли вы выполнили задание. Называем.

Передадим страницы Красной книги для стенгазеты.

Вед: А сейчас, внимание на экран, кого вы видете?

6.Конкурс «Тайна природы», зелёная аптека

Ну, что ж заглянем в тайну природы. В природе нет ни одного бесполезного растения. Весь зелёный мир, это своего рода аптека.

Перед вами Волшебный сундучок, как вы уже догадались речь пойдёт о лекарственных растениях.

Задание команде «Юнные экологи»

Нужно по лечебным свойствам узнать растение.

1.Для тех, кто давно мечтал очистить кожу от пятен, веснушек, верным помощником станет именно настой этих цветов. Надо отметить, что отвар этих цветков входит в состав фиточаев, которые нормализуют обмен веществ и применяются для похудения. Кроме настойки и отвара, делают ещё и мази и масла. Кто уже догадался, что это за лекарственное растение (календула)

2.Чем полезен подорожник.(листья прикладывают при ссадинах, ожогах и укусах насекомых, высушенные листья применяют при болях в желудке)

Команде «Экознайки»

1. Отвар из цветков какого растения применяют при болях в кишечнике, как успокоительное. В качестве противовоспалительного и обезболивающего средства, для полоскания рта и горла. (ромашка)

2. Чем полезен шиповник.( Содержит аскорбиновую кислоту (витамин С) Пьют отвар или чай из шиповника для укрепления, повышения иммунитета, профилактики гриппа в холодное время года. Используется шиповник и в лечении повышенного давления, проблем с сосудами)

Молодцы, все участники команд, что вспомнили о лекарственных свойствах трав и цветов.

Реб: Привет тебе, мой край родной, с твоими тёплыми лесами

С твоей великою рекой и неоглядными полями!

Реб: Смотри, как роща зеленеет палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет от каждой ветки и листа!

Ребята вы вместе с родителями сделали замечательные рисунки деревьев, которые хотели бы посадить у нас на участке детского сада и теперь сможете рассказать о них.

7. Защита презентаций « Деревья – земли украшенья» (дом задание) (берёза, дуб)

Давайте передадим нашей группе поддержки для оформления стенгазеты.

Песня «Праздник дерева»

8. Задание для мам «Ромашка:А знаете ли вы?»

По очереди, отрываем лепесток, начнём с команды «Экознайки»

1) что бумага брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.

2) Летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров.

3)Муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день.

4) Мухи глухие, у них вообще нет слуха.

5)Акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало(консервные банки, шляпы, кастрюли)

6)Куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камешки, они заменяют им зубы, помогают переваривать пищу.

7)Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т.к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.

8)Почему утки и гуси выходят из воды сухими? У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт.

Вот какую интересную и полезную информацию вы получили.

Звучит песня

9. Сценка «Дикарь в лесу»

10. Д/И «Правила в природе».(Дети выстраиваются полукругом. В руках у них рисунки с графическим обозначением правил поведения в лесу. Дети и родители по очереди называют правила)

Ведущий: Молодцы ребята, но не забывайте, что важно не только знать эти правила, но и соблюдать эти правила.

А сейчас мы пригласим нашу группу поддержки и посмотрим какая газета у них получилась. Полюбуйтесь, какая познавательная газета, мы её повесим в холле д/с, чтобы все дети увидели.

3. Заключительная часть (рефлексионный этап)

1.Рефлексия. Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга!

В жизни, конечно, самое сильное звено – это семья!

Семья – это место, где верят и ждут. Где правят улыбка и любящий взгляд.

В семье разделяют всегда всё на всех: проблемы, удачи и радостный смех.

Так будьте же крепкой, счастливой семьёй, тогда вас печаль обойдёт стороной.

Если вам понравилась викторина, то похлопайте в ладоши, если нет, то потопайте.

2.Итог

Вот какие молодцы, настоящие экологи, вы заслужили значки « Защитники природы».

И в заключении споём песню «Подари улыбку миру»


Мероприятие.

Сценарий.

«Маленькие чудеса большой природы».

4 класс.
Мероприятие организовано в форме игры-путешествия с элементами соревнования, что способствует активизации познавательного интереса обучающихся. Занимательные викторины и конкурсы способствуют развитию творческих способностей и мышления обучающихся. В процессе игры решения принимаются коллективно, что формирует коммуникативные качества и способствует воспитанию культуры общения школьников. Музыкальное сопровождение способствует созданию комфортного психо-эмоционального климата на мероприятии.
Задачи:
- формировать у обучающихся устойчивую систему взглядов ценностного отношения к природе;
- расширять представления обучающихся о природе родного края;
- способствовать развитию мышления, творческих способностей обучающихся;
- активизировать познавательный интерес к изучению биологии.
Ход

Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это все вокруг природа!
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на мероприятии посвященном природе. Сегодня мы совершим незабываемое путешествие в удивительный мир природы, окунемся в его тайны и сделаем для себя новые открытия.
Деление ребят на команды. Собери название команд.
Начинается путешествие по станциям.
Станция «Остроглаз»
1 команда:

1. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (У вороны оно, как лоток, у сороки - круглое, с крышей.)
2 команда:

2. Как по клюву можно отличить молодого грача от взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое.)
1 команда:

3. Какие птицы прилетают весной раньше: стрижи или ласточки, почему? (Ласточки прилетают раньше, они могут ловить насеко¬мых у земли, а стрижи ловят насекомых в воздухе.)
2 команда:

5. У птенцов рот ярко-красный или оранжевый, почему? (Кричат голодные птенцы, птицы-родители, привлеченные красным цветом (сигнал тревоги), суют корм в раскрытый клюв птенцов.)
2 команда:

6. На стволе березы кольцом ряд отверстий. Чья это работа? (Дя-тел весной пал березовый сок.)
1 команда:

Кто кукует у кукушки? (Самец.)
8. Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику.)
2 команда:

9. Что означает «плач» березы весной, почему? (Сокодвижение начинается ранней весной, если кора повреждена, сок вытекает наружу.)
1 команда:

10. Какое травянистое растение зацветает первым, когда? (Мать-и-мачеха, апрель.)
2 команда:

11. Какое растение называют «цветок-букетик», почему? (Меду-ница, сначала все цветки розовые, через несколько дней можно уви¬деть на стебельке голубые, синие, фиолетовые.)
1 команда:

12. Почему у березы молодые листья клейкие? (Смолистые ве-щества защищают листья от заморозков.)
2 команда:

13. Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимней засухе, выброс ненужных веществ с листьями.)
Станция «Маленькие тайны природы»
1 команда:

1. Летом на траве, цветах можно увидеть комочки пены, похожие на слюну, что это такое? (Это домик личинки цикады-пеннщы, или слюняницы, она высасывает сок из растения, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в нее особое клейкое вещество.)
2 команда:

2. «Летят паутины над сонным жнивьем» (М. Исаковский.) Объ¬ясните это явление, когда оно бывает? (Летающие нити - это пау¬тина, на которой летят маленькие паучки осенью.)
1 команда:

3. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его?
(Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)
2 команда:

4. Какое дерево «переодевается», становясь то серым, то серебристым, то зеленым? (Осина, это дрожат ее листочки, что может быть даже в безветренную погоду, так как черешок листа в верх ней части сильно сплющен.)
1 команда:

5. Почему крапива сильно «жжется»? (В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку и вызывает жжение.)
2 команда:

6. Как называется гнездо белки? (Тайно. Шарообразное снаружи гнездо замаскировано ветками ели, листьями, внутри выстлано мхом, шерстью.)
1 команда:

9.Назовите самого прожорливого хищника планеты.
(Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама.)
1 команда:

10. Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят.)
2 команда:

11. Над цветком на миг замрет
Быстрокрылый самолет.
На былинке посидит -
Вдруг вспорхнет и полетит. (Стрекоза.)
1,2 команда:

12.. Почему муравьи передвигаются не врассыпную, а по тропинкам? (Дороги муравьев особые, душистые. Муравьи ползут по своим же следам. Все муравьи оставляют свои следы и по ним возвращаются, как бы далеко они ни уползли от своего муравейника.)
Станция «Зеленый друг»
1 команда:

1. Какие деревья и кустарники растут в наших лесах? Какие из них вы знаете?
2 команда:

2. Чем ценится древесина лиственницы? (Устойчива против гнили, поэтому применяют для подводных сооружений, в производстве самолетов, кораблестроении.)
1 команда:

3. Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от замороз¬ков и от лучей солнца.)
2 команда:

4. Почему у сосны в лесу нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна - светолюбивое растение.)
1 команда:

5.Почему погибает лес, если вырубают старые дуплистые дере-вья? (В дуплах гнездятся птицы, живут летучие мыши, которые поедают опасных вредителей леса.)
2 команда:

6. Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берега, защищает от излишнего испарения воды.)
1 команда:

7.Какое дерево цветет позднее всех? (Липа.)
2 команда:

8.Какое дерево называют северной мимозой? (Кислица. За то, что она от солнечных лучей, капель дождя складывает свои лис-точки.)
1 команда:

9.Какие ядовитые грибы растут в ваших лесах? (Бледная поганка, мухомор и др.)
2 команда:

10. Съедобен ли дождевик? (Молодые грибы едят.)
Станция «Охрана природы»
1 команда:

1.Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?
(Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности почвы ли-стья деревьев. Она влияет на рост растений, молодых всходов, со¬здает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насе¬комых, предохраняет корни растений от заморозков, жары.)
2 команда:

2. Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и под¬стилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Он погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет, значит, грибов здесь больше не будет.)
1 команда:

3. Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Они растут там, где чистый воздух.)
2 команда:

4. Почему, особенно весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку, жечь костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек - искать укромные места.)
1 команда:

6. Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками, почему их нельзя брать домой? (Птицы учат их летать, искать пищу, защи¬щаться от врагов; дома кормить птенца трудно, выпущенный на волю птенец будет беспомощным, умрет.)
1 команда:

7.Почему к весеннему шмелю нужно относиться очень осторожно, бережно? (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)
2 команда:

8.Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурок, молния, спички.) 9.Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)
Станция «Лесная аптека»
1 команда:

1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
2 команда:

2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает и содержит дезинфицирующее вещество.)
1 команда:

3. Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, она со-держит лимонную кислоту.)
2 команда:

4. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черной смо¬родины, шиповника.)
1 команда:

5. Каким лечебным свойством обладает мать-и-мачеха? (Отвар из листьев и цветов - хорошее средство от кашля.)
2 команда:

6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям? (Валериана. Капли, настои употребляют при нервных рас¬стройствах, бессоннице.)
1 команда:

7. Какие болезни лечит красавица береза? (Березовые почки ис-пользуют как мочегонное средство.)
2 команда:

8. Чем полезны ягоды земляники? (Богаты минеральными соля-ми, полезны при малокровии, содержат много витаминов.)
1 команда:

9. Как нужно собирать лекарственные травы? (Цветки - в начале цветения, корни и корневища - весной или осенью, листья - в сухую погоду.)
2 команда:

10. Черемуха - любимое дерево русского народа, почему ее называют лекарственным растением? (Ягоды используют как закрепляющее и вяжущее средство.)
1 команда:

11. И если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар. (Ромашка.)
2 команда:

12. Чем знаменита пастушья сумка? (Настои, препараты из этой травы хорошо останавливают кровь, средство против рвоты.)
Дискотека(1-2 танца)
Конкурс загадок
1 команда:

1. Здесь идет борьба за свет
У березы с юной елью
Дайте правильный ответ
Кто своей добьется цели?
(Победитель - ель, она более выносливая порода, она перерастет березу и, лишив ее необходимого света, погубит.)
2 команда:

2. Я имею кислый вкус
И для щей всегда гожусь
Я люблю в тени таиться
И название….. (кислица).
1 команда:

3. Почему мы дышим вольно
И судьбой всегда довольны,
Хоть растем мы вдоль дорог,
И нас топчут сотни ног? (подорожник)
(Листья подорожника благодаря упругим жилкам не рвутся и не мнутся под ногами)
2 команда:

4. По какой такой причине
Так высоко на осине,
Присосавшись, как полип,
Появился старый гриб?
(Гриб появился из споры, занесенной ветром в трещину ствола осины)
1 команда:

5. В летнюю пору растут золотые горы. (Хлеб)
2 команда:

6. Кругла, да не луна, зелена, да не дубрава, с хвостиком, да не мышь. (Репа)
1 команда:

7. Лежит Егор под межой, накрыт зеленой фатой. (Огурец)
2 команда:

8. Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна» (Картофель)
1 команда:

9. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)
2 команда:

11. Первый слог - нота, второй - тоже, а в целом на горох похожа (Фа-соль)
2 команда:

12. Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали, это ….. (свекла)
1 команда:

13. Как на нашей грядке выросли загадки-
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидоры)
2 команда:

14. Снаружи красна, внутри бела,
На голове хохолок-зеленый лесок. (Редиска)
1,2 команда:

15. Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик)
- Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились успешно!
(Снимает следующий цветок)
- Вы хорошо знакомы с природой родного края? Давайте проверим.
Конкурс « Кто первый?»
кто первый ответит, приносит 1 балл своей команде.
Какое растение дает самый лучший мед? (Липа)
Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)
Соком какого растения выводят бородавки? (Чистотел)
Никто не пугает, а она дрожит. (Осина)
Хищное растение. (Росянка)
Растение, носящее название глаза животного. (Вороний глаз)
Название какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки. (Незабудка)
Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка)
Растет ли дерево зимой? (Нет)
Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (Грязный)
Что вниз растет? (Сосулька)
Когда цветет сирень? (Весной)
Спит на земле, утром исчезает. (Роса)
Что за трава, которую узнают слепые? (Крапива)
Какой страшный зверь ест малину? (Медведь)
Сколько крыльев у жука? (4)
На какое дерево садится ворона в дождь? (На мокрое)
Кто два раза родится? (Птица)
«Занимательные загадки»
Каждый правильный ответ приносит дополнительный балл команде.
Всем командам, кто быстрей ответит.
Если мне на место «а» мягкий знак дадите, сразу сорную траву в птицу превратите. (Лебедь-лебеда)
Меня за аромат давно ты ценишь, всюду я красой своей горда, но если «р» на «к» ты переменишь, то вырастут рога и борода. (Роза-коза)
Чтоб отгадать – имей терпенье. С «л» - часть лица, а с «б»- растенье. (Лоб-боб)
Первое - личное местоимение. Второе - пение лягушки. Всё – растение, у которого плод – ягода. (Ты-ква)
Буква шипящая, гласная буква, нота, назойливое двухкрылое насекомое, все – дерево с пахучими белоснежными цветками и вяжущими плодами. (Че-ре-муха)
Первое – песня весенней капели, второе – рот. Все – растение, про которое сложены загадки. (Капуста)
С первой буквой похож я на траву, но меня не косят, без нее меня больной часто произносит. (Мох – ох)
- Молодцы, ребята! Вы успешно справились со всеми конкурсами.
Подводятся итоги игры. Жюри выбирает победителей в различных номинациях.
Смотрю на глобус, шар земной
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо шепчут родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос той реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги:
«Ты береги нас, береги!»
Сморю на глобус, шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы – не солгу:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Объявляются итоги игры и награждаются команды.
3. Подведение итогов
- Наше путешествие в мир природы подошло к концу. Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Какие новые открытия для себя вы сделали сегодня?
- Пригодятся ли вам знания, полученные в этом путешествии в дальнейшей жизни?
- Я прощаюсь с вами. Желаю вам счастья и успехов, хорошего настроения. Но самое главное, вы должны всегда оставаться такими дружными и находчивыми, как сегодня! До новых встреч!

Медрисова Асель Балтабаевна.

учитель начальных классов

Областной специальной коррекционной школы – интернат №3 города Степногорска

Вводное слово: Нет такого человека, которого бы совершенно не волновало судьба окружающей природы и соответственно его собственная судьба. Экологический кризис, угрожающий нашей планете, заставляет задумываться над этой проблемой. Мы долго жили представлениями о том, что природа вечна, бесконечна, неисчерпаема, щедра и всегда будет осыпать бесплатными подарками – человека.

Наша жизнь неотделима от природы. Она дает нам все для жизни и требует от нас бережного, уважительного отношения к себе.

Однако порой и взрослые и дети бездумно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоемы превратились в сточные канавы, пересохли реки, ручьи…

СЦЕНКА. «РАЗНОЦВЕТНАЯ РЕЧКА»

Ведущий. Среди полей и лесов, окруженная травами да кустарникам, текла речка – чистая и прозрачная со студеной водой.

Бежит она, струится,

Сверкает и журчит…

Зарю встречая, птицы,

Кружатся у реки.

Щебечут над волной,

Их песенка звонка:

Ой, небо голубое!

Ой, реченька – река.

К реке спешил и животные, чтобы напиться; дети чтобы искупаться; рыбаки – наловить рыбы. Все любили эту реку… Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, желтой, красной, черной.

Плачет малая речонка,

Одолел речонку страх.

Стала речка тонкой-тонкой,

Обмела на глазах. (В. Викторов)

Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. Выходят дети, на головах которых шапочки с силуэтами цветных рыбок.

Желтая рыбка. Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка. На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему желтая как лимон?

Желтая рыбка. Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошел сильный дождь. Ручей с берега принес мутный поток. Чего только в нем не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь… А ты, подружка, чего такая фиолетовая?

Фиолетовая рыбка. Видела бы ты, какой на мне груз лежал? Банки, бревна, даже колеса! Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.

Красная рыбка. Ой, смотрите, кто это?

Фиолетовая рыбка. Среди своих родичей я таких не видела.

Черная рыбка. Не пугайтесь, подружки, я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой пленкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.

Черная рыбка. Давайте попросим ребят помочь нам. Как очистить речку?

Ведущий. Ребята, вы внимательно послушали рыбок. Вспомните, отчего река стала цветной?

Составление модели на магнитной основе (или на доске)

Источники сточные воды заводов

загрязнения разливы нефти

воды мусор с кораблей

Ведущий. Один литр сточных вод приводит в негодность сто литров чистой воды. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. 5 граммов нефтепродуктов затягивают пленкой 50 квадратных метров поверхности воды.

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в их навеки

Студеная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою…

Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку светлую мою! (Э. Огнецвет)

Ведущий. Ребята, а чем каждый из вас может помочь нашей речке?

Дети. Не бросать в воду мусор, не мыть в речке велосипеды и т.д.

Участник. В природе строгий порядок. Все в ней крепко-накрепко связано: живут по строгим законам и растения, и животные, и насекомые, рыбы, птицы. Волка, ястреба, тигра иногда называют «разбойниками». Попадает и зубастой щуке. А если разобраться, то нет у природы ни плохих зверей, ни хороших, ни злых, ни добрых. Все они нужны, все они важны. Много хищников – плохо, мало – тоже плохо. Не зря говорит пословица: «На то и щука, чтобы карась не дремал»

Участник. Многие думают, что хищным зверям легко живется. Ведь они сильные, у них острые зубы. Цепкие когти и грозные клыки. Плохо тем, за кем они охотятся. Ведь эти бедняги совсем беззащитные! Нет, не такие уж они и беззащитные! Никого Бог не обидел, у оленя – большие рога, у кабана – мощные клыки и толстая кожа, у черепахи – панцирь, у зайца – чуткие уши, косые глаза и быстрые ноги, птица от врага улетает, пчела – жалит. Еж – сворачивается в клубок, и попробуй его достань! Но выживает тот, кто ловчее, умнее, хитрее, кто лучше приспособлен к трудной, полной опасностей жизни.

Участник. Человек слишком долго брал все от природы. Леса вырубаются, моря мелеют, трудно представить себе землю без леса. Лес – чудесное творение природы! Без него давно бы прекратилась жизнь. Ведь листья деревьев, трава поглощает углекислый газ. Который мы выдыхаем и который выпускают фабрики, заводы, автомобили. Лес – это легкие нашей планеты. Он помогает сохранять в почве влагу. Без него окончательно бы пересохли реки и озера, не давали бы урожая поля и сады. В лесу растут ягоды, грибы, многие лекарственные растения, живут птицы и звери. Из деревьев люди изготавливают множество полезных вещей: дома, мебель, бумагу, ткань, карандаши и спички. Вот почему его надо сохранять и беречь. И хотя лесов на земле много, надо знать, что ни одно деревце нельзя сгубить зря.

Участник. Все так изранено в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти

Ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул

Какой-то хулиган.

Мне кажется, из-под коры

Моя слеза течет.

От этой черствости людской

Болит душа моя!

Под искалеченным дубком

Не ветер стонет – я.

Вот муравейник подожжен

Кощунственной рукой,

Мне кажется, горит не он,

А дом пылает мой.

Земля в ожогах и рубцах,

Как в дни большой беды,

Ушли, обидев красоту,

Смутив лесной уют,

Не услыхав, что за спиной

Все листья слезы льют.

Участник. Забывчивый охотник не разметал

Не растоптал костер, он в лес ушел,

А ветки догорали,

И нехотя, гадали до утра.

А утром ветер разогнал туман,

И ожил потухающий костер.

И сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел,

И, как испуганная стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол,

И лес гудел от огненной метели,

С грозным треском падали стволы,

И как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Появляется плакат: «Берегите лес от пожара!»

Участник. В лесу живут «братья наши меньшие», среди них много верных друзей. Птицы – защитники лесов, садов и огородов. Они уничтожают огромное количество прожорливых насекомых. Хищные птицы ловят на полях вредных грызунов. Птицы, украшают нашу жизнь. Для зверей и птиц созданы заповедники, но, не смотря на это, они гибнут от браконьеров.

Участник. Раненая птица в руки не давалась,

Раненная птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний

До сих пор мне снится,

На траве кровавой вздрагивает птица

Птицы, рыбы, звери в души людям смотрят

Вы их жалейте, люди.

Не убивайте зря.

Ведь небо без птиц – не небо!

А море без рыб – не море!

А лес без зверей – не лес!

СЦЕНКА «РАЗГОВОР НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ»

Ворона. (Оглядываясь, она в страхе…) Кар – р, кар – р, хулиганы! Ох, и тяжко нам живется, сколько бед от ребятишек! Как только увидят, так и норовят что-то кинуть!

На сцене появляется синица.

Синица. Бр-р-р, какой мороз! Здравствуйте, тетушка Ворона! А я слышу, кто-то каркает, дай, думаю, посмотрю. А тут вы, с кем это вы?

Ворона. Кар-р-р…еле ноги от школы унесла, отдышаться не могу! Хулиганье! (Ворона грозит крылом в сторону города). Сидела на заборе, смотрела, чем поживится, а ребята снежками в меня…

Синица. (Вздыхая) Да и нам, синицам, зимой не легче. Все летаешь, летаешь, смотришь, где бы какую крошку найти или кусочек сала. Иной раз за целый день так ничего и не найдёшь, голодный засыпаешь. А вы знаете, тётушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживает только девять…Бедные мы, бедные…

Ворона. Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила, на голод жаловался, говорит, что не знает, как переживёт зиму.

Синица А я тут недавно слышала, сорока трещала, что следующей зимой птицам легче будет. Говорит, школьники по всему городу кормушки развесят. А в них: семечки, хлебные крошки, сало…

Ворона. Что это ещё за кормушки?

Синица. Да вон, видишь(показывает «крылом» в зал, где висит плакат, на нём – ребята, в руках их кормушки).

Ворона. Кар-р-р! И в самом деле! Я в прошлом году, помню, три дня не ела, сил нет. Ну, думаю, всё, конец пришёл. Глядь, а на дереве висит вот такая же кормушка. Заглянула в неё, а там семечки…

Синица. И мне той зимой плохо было: иногда подлетишь к кормушке, а там уже нет ничего…

Ворона. Как ты думаешь, сорока про кормушки правду сказала? А здорово было бы с кормушками!

Синица. Тётушка Ворона, а давай сами попросим ребят, чтобы они все – такие кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда зима нам ни почём! Ребята давайте бережно относиться к птицам.

Участник. Удивителен и мир насекомых. Их насчитывается около 2 миллионов видов. Некоторые насекомые опыляют растения. Это пчёлы и шмели. А другие – божьи коровки, и муравьи уничтожают тлю на кустах и деревьях, стрекозы – поедают комаров …

Ребята! Никогда не разоряйте муравейников. Лес, где живут муравьи всегда чист и свеж.В нём много ягод и грибов.

Участник. Конечно, беречь каждое деревце, каждую веточку, каждый цветок, не губить, не ломать их, не разорять птичьи гнёзда, не трогать муравейники очень трудно. Не загрязнять реки, пруды и озёра – ещё труднее.Но у нас, мне кажется, нет иного выбора.

Природа – наш дом мы должны содержать свой дом в чистоте.

Вода бесценна. Без нее нет жизни на земле.

Сохранять мы должны

Экологию страны!

Обращайтесь бережно с водой –

И будет она всегда живой!

МБОУ «РСОШ №4»

Презентация на тему:

«Чудес полна могучая природа…»

Рыльск, 2017 г .


Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь!



Природа - это все, чем наполнена и заселена наша планета: леса, горы, моря, океаны, растения, животные, человек...


Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём.


Лес – это наше богатство и источник жизни на земле. Он дарит нам тенистую прохладу, сказочную красоту трав и цветов, волшебный и разноголосый мир звуков , упоительный кристальной чистоты воздух , а также целительный урожай своих деревьев и кустарников, трав и цветов. Дары леса – это огромный питательный и витаминный вклад природы в пищевой рацион человека.
















ЧЁРНАЯ СМОРОДИНА

Смородина высоко ценится в народе, в ней большое содержание витамина С, особенна полезна для укрепления иммунитета.


МАЛИНА

Малина лечит, кормит и угощает десертом. Малиновое варенье – лучший помощник при простуде.


КЛЮКВА

Клюква лечит и кормит, защищает и укрепляет, помогает при болезнях. Сок клюквы снижает температуру, очищает раны, ускоряет их заживление, лечит кашель.


РЯБИНА

Рябина горькая на вкус, но после первого мороза становится сладкой,. Ягоды рябины заготавливают, варят из нее отвары, лечат и очищают печень. Любят ее и птицы .


ЗЕМЛЯНИКА

Долгое время люди довольствовались дикой лесной земляникой. Раньше всех стали возделывать землянику во Франции (в XIV веке) В России впервые земляника была посажена в саду царя Алексея Михайловича под Москвой. Эта душистая и полезная ягода очень любима детьми.


БРУСНИКА

Сок из брусники укрепит организм в целом, поможет при отравлениях. А настойка из листьев брусники не только успокаивает нервную систему, но и помогает справиться с высоким давлением, нормализует его.


ЧЕРНИКА

Черника очень полезна для зрения: на ее основе разрабатывается целый комплекс лекарственных препаратов. Ученые доказали благотворное влияние ягоды на остроту зрения.


ЕЖЕВИКА

Ежевика – близкая родственница малины. Ежевика вкусная и полезная. В ягодах много витаминов. Еще из ежевики делают разные вкусные сладости: конфеты, мармелад, джем. В старину из сушеных ягод люди умели получать фиолетовую краску и окрашивали ею бумагу и ткани.


КОСТЯНИКА

Костяника - чисто лесная ягода. Садоводов она не интересует: мала урожайность, да и косточки слишком крупные и твердые. Своим не только вкусом, но и строением, надоедливыми косточками напоминает костяника далекий гранат, потому ее прозвали «северным гранатом». Варенье, приготовленное из костяники, изумительно по вкусу.




В одной книге не может уместиться такое большое количество рисунков, фотографий и рассказов, поэтому под одним названием скрывается целая серия книг.

Каждая страница книги имеет свой цвет:

Чёрная Красная Серая

Жёлтая Зелёная Белая



Животные и растения,

которые находятся на грани вымирания!






Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!