Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Разделительный мягкий знак. Написание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ)

Мышь, вещь , ночь , помощь, печь , тишь, глушь, рожь, ложь, дочь, молодёжь, речь.

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с мягким знаком (ь) после шипящих.

1. Новый год наступает в полночь. 2. В глухой чаще тишь. 3. Мышь спряталась за печь. 4. Я потерял одну важную вещь. 5.Наша армия - это мощь страны. 6. Я надеюсь на твою помощь. 7. В полях поспевает рожь. 8. Дочь и сын поздравили родителей с праздником,

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Записать слова с мягким знаком (ь) в конце в один столбик, без мягкого знака (ь) - в другой.

Малыш, нож, молодёжь, мяч, обруч, печь, борщ, лещ, ключ, помощь, дичь, ночь, мышь, шалаш, чиж, сторож, плащ, вещь, плач.

2. Прослушать пословицы. Записать слова с мягким знаком (ь) в конце.

1. Кто до денег охоч, тот не спит и ночь. 2. Есть грош, так будет и рожь. 3. Если собака дичь упустила, так нечего ей на пень пенять. 4. Волк овце не товарищ, князь бедняку не друг.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть существительные с мягким знаком (ь) после шипящих в конце.

ЕСЛИ В ДОМЕ БЕДА

У тебя в семье кто-то тяжело заболел. Срочно набирай по телефону номер 03. Через несколько минут приедет «скорая помощь». Опытный врач сделает укол и даст лекарство больному. В доме пожар. Звони по телефону 01. Пожарная машина потушит огонь. При вызове милиции звони по телефону 02.

ДВА ТОВАРИЩА

Шли по лесу два товарища. Вдруг из кустов вышел медведь. Один человек испугался и бросился бежать. Он залез на дерево и дрожал от страха. Его товарищ не успел спрятаться. Помощь была-далеко. Он упал на землю и притворился мёртвым. Медведь побродил рядом с ним и ушёл в лес. Вот так друг познаётся в беде.

НОЧЬЮ

Ночь накинула чёрный плащ на старый парк. По его заросшим дорожкам давно никто не ходил. Тяжёлые ворота увил густой плющ. Узкая тропинка ведёт к старинному замку. Кирпич потрескался. Дверь покосилась. Тишь и безмолвие. А раньше тут гремели балы, веселилась молодёжь.

ЛАНДЫШ

Тёплое майское солнышко прогрело землю. Деревья покрылись густой листвой. Их тяжёлые кроны колышет ветер. Он разносит по лесу душистый аромат. Это нежный ландыш поднял белые головки над ковром из сочных и блестящих листьев. Луч солнца пробивается через ветви старой липы. Весёлым огнём горят на ландышах капельки утренней росы.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

СЛОВАРНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ 1. Подобрать и записать слова для проверки написания звонких - глухих согласных корня. Зуб - суп, робкий - хрупкий, ...

Диктанты позволят закрепить пройденную тему и отработать написание мягкого знака. Первая тема - мягкий знак как показатель мягкости. Тему эту проходят детки и в первом и во втором классе. Помимо этого мягкий знак может быть еще и разделительным, тема немного сложнее и разбирается, как правило, во втором классе. Но в любом случае такие тексты может использовать и учитель, и родители дома для занятий с ребенком в качестве диктантов или для контрольного списывания. Орфограмму с мягким знаком необходимо подчеркнуть.

Мягкий знак - показатель мягкости на конце слова

Ь пишут на конце слова, когда надо показать мягкость предшествующего звука. Например: конь.

Игорь идёт собирать щавель. Вот ель. Тут травы нет. Это ясень. Здесь растёт зелень. Игорь сел на пень и начал есть щавель. (22)

Сейчас июнь. Стоит жаркий день. Чуть-чуть дует ветер. Он гонит пыль. Вот летит шмель. Я взял стебель и гоню шмеля. А вон лошадь ест щавель. (26)

Прошли июнь и июль. Минул и август. На дворе сентябрь. Опять настала осень. Учитель собрал детей на урок. Каждый ученик принёс портфель. Там тетрадь и букварь. (27)

Сейчас июль. Стоит хороший день. Из чащи выходит лось. Он щиплет зелень. Кусты трещат. Это может быть медведь. Лось бежит в чащу. (22)

Во дворе стоят ель и ясень. Они дают тень. В жаркий день хорошо здесь сидеть! Рядом торчит пень. Тут была ель. Её сломал вихрь. (24)

Гусь весь день ходит по двору. Он устаёт ходить. Гусь идёт отдыхать под ель. Там лежит тень. Гусь шагает через корень. (21)

Прошёл дождь. Всюду лужи и грязь, Олег надел резиновую обувь. Он может теперь ходить везде. Сырость его не страшит. (19)

Наступил Новый год. Он принёс людям радость. Потом прошли январь и февраль. Март и апрель прогнали холод. Вот и зелень. (20)

Осень красит зелень в жёлтый цвет. Октябрь приводит листопад. Яркая скатерть лежит на земле. Часто моросит дождь. А вот и ноябрь, Скоро декабрь. Опять придёт зима. (26)

Прошёл ноябрь. Настал декабрь. Везде лежит снежная скатерть. Вот след волка. Он пришёл искать добычу. Его испугал огонь костра. Зверь убежал в чащу. (23)

Стоить февраль. За окном метель. Ветер качает ясень и тополь. Снегирь сел на карниз. Он клюёт сухарь. Вот ветер начал стихать. (21)

Сейчас семь часов. Пора вновь кормить цыплят. Они бегают и пищат. Надо опять налить им воды и дать корм. А петух клюёт сухарь. (23)

Пять часов утра. Такая рань! Начало светать. Часть неба стала розовой. В стойле проснулась лошадь. А вот петух спешит встречать восход и всех будить. (24)

Лошадь везёт телегу. На телеге лежит уголь. От него летит пыль. Вот угол дома. Здесь надо сложить уголь с телеги. (20)

Прошли июль и август. Наступил сентябрь. Вот и осень. Зелень начала желтеть и краснеть. Месяц октябрь сменяет брата. За ним спешит ноябрь. (22)

Стоит пасмурный день. Начал капать дождь. Капель стучит по крыше. Хлынул ливень. Он прибил пыль к земле. Воздух стал чист. (20)

Пёс грызёт кость. Он широко открыл пасть. У пса густая шерсть. Чёлка свисает на глаза. Пёс весел. Откуда грусть? Ведь у него есть кость! (24)

Корабль сел на мель. Он не может плыть. Его надо спасать. Буксир будет тянуть корабль. Он скоро сможет продолжить путь. (20)

Игорь открыл тетрадь. Он сделал запись. Игорь написал семь слов. Теперь надо проверить. Прочитать по слогам. Не ленись, проверь диктант! (20)

Ливень перестал. Туча скрылась. Сохнет грязь. Вновь запел соловей. Селезень скрылся в зелень. Голубь тянет свой клюв. Он будет пить из лужи. (22)

В озере живут карась и пескарь. Есть здесь линь и окунь. Сейчас гладь озера покрыла рябь. Вон плывёт дикий гусь. А там селезень нырнул в камыши (26)

Лось бежит в самую глубь леса. Здесь есть топь. Зверь идёт не страшась. Грязь летит и пачкает шерсть. Вот и берег. (21)

Наступил апрель. Пора копать огород. Надо сажать морковь и картофель. Вот и готовы восемь грядок. Не ленись их полить! (19)

Вчера весь день лил дождь. И вот опять хлынул ливень. Вновь на дворе сырость и грязь. Теперь нам не поиграть в футбол. (22)

Игорь вышел на луг. Он задел стебель крапивы. Ногу обожгла боль. Вскочил волдырь. Игорь не будет плакать. Но не надо тереть волдырь. (21)

Учитель закончил урок. Максим положил в портфель тетрадь и пенал. На парте лежит букварь. Максим открыл букварь и начал читать. (20)

Позади февраль. Теперь на дворе март. Ушёл мороз. Улеглась метель. Снег начал таять. Стучит капель. Потом настал апрель. Стала расти зелень. (21)

Мягкий знак - показатель мягкости на конце и в середине слова

Ь, обозначающий мягкость согласного, пишут в конце или в середине слова, когда надо показать мягкость предшествующего звука. Например: роль, хорьки.

Небо начало темнеть. Плывут большие тучи. Будет лить сильный дождь. Я вышел на крыльцо. Нужно взять зонтик. (17)

Мой дед любит удить рыбу. Он весь день сидит с удочкой. Поплавок чуть-чуть дёрнулся. Это карась. Потом попался окунь. (20)

Мальчик Витя идёт гулять в ельник. Опять начал капать мелкий дождь. Витя возьмёт зонтик. (14)

Школьник Игорь проводит июнь на даче. Стоят погожие деньки. Игорь пишет письмо маме. Потом мальчик бежит гулять. (17)

Петя и Костя идут в садик смотреть цветы. Вот васильки. А это тюльпан. У крыльца растёт сирень. (17)

Июль. Стоят тёплые деньки. Мы пошли гулять в ельник. Стали собирать васильки. Ольга нашла щавель. (15)

Корабль плыл в дальние страны. Он сел на мель. Корабельщики должны снять его с мели. (15)

Пришёл сентябрь. Школьная пора. Мой брат Кузьма положил в портфель тетрадь. Мальчик пошёл в школу. Кузьму там встречает учитель. Учитель научит Кузьму писать и считать. Читать Кузьма уже умеет. (29)

На берегу большой реки растут топольки. За ними стоит большая мельница. Плакучая ива печально смотрит в воду. В толще воды мелькают мальки. Вдалеке слышен шум бульдозера. Упали мелкие капельки дождя. По воде кольцами бегут волны. Хлынул сильный ливень. Он прибил стебельки к земле. (43)

Сколько работы в огороде! Надо поливать, удобрять, полоть. Вот морковь, щавель и горькая редька. А это картофель. (17)

Июль. Жаркий день. Полдень. Тополь и ясень дают тень. Лошадь спряталась в тени. В траве бегают маленькие зверьки. Это хорьки. На пеньке сидит зайчик. У заиньки длинные уши.(28)

Маленький мальчик вышел из дома. За ним бежит пёс Вулька. Вот висят длинные сосульки. Мальчик стучит по ним пальчиком. Они звенят, как колокольчики. Лужи покрылись тонким слоем льда. (28)

На поляне стоит пень. Рядом с пнём растёт ясень. Ольга любит сидеть на пне и читать. На ясене висит скворечник. Сейчас июнь. У скворцов уже есть птенчики. Они серенькие и очень хорошенькие. (32)

Морозные деньки. У крыльца большой сугроб. В каменной печи тлеют угольки. В углу спит кот Васька. Пищат маленькие мышки. Но Ваське лень встать. Ольга пишет письмо брату. Маленький Игорь рисует в альбоме. (32)

Осень. Моросит дождь. Мелкие капельки стучат по крыльцу. Маленькая Настенька рисует в альбоме. Вот олень, рысь. Это большой медведь. Надо взять ещё альбом. Этот закончился. (25)

Сентябрьские деньки. Солнышко греет меньше. Скоро будет лить сильный дождь. Школьникам больше времени надо уделять учёбе. Меньше времени осталось для гуляния. (21)

Прошли сильные холода. Появились сосульки. Больной Витя сидит у окна. У крыльца играют мальчики. Они хотят порадовать Витю. Мальчики лепят из снега большую бабу. У неё нос-морковь и глаза-угольки. (31)

Сейчас Игорь в гостях у Кузьмы. Мальчики зовут собаку Пальму. Пора гулять. Игорь взял за руку маленькую Ольгу. Во ржи синеют васильки. На лугу растут колокольчики. Дети сели отдохнуть под ель. Там тень. (33)

Промелькнули летние деньки. Пришла осень. День стал короче. Трава начала желтеть. Только ель стоит зелёная. Дует сильный ветер. Весь день идёт мелкий дождь. Везде сырость. На улицах грязь. На полях убрали картофель и морковь. (34)

Зимой заинька был беленький. Настали тёплые деньки. Весной у зверька началась линька. Он стал серенький. Вот косой бежит в дальний ельник. Его большие уши мелькают среди трав. (27)

Сильный мороз. Ольга надела пальто. Девочка взяла коньки. Она идёт на школьный каток. Там мальчики быстро скользят по льду. Большому морозу их не испугать. Около катка ольха и ель. На ольхе сидит снегирь. (33)

Зима. Мальчики взяли коньки и гурьбой бегут на каток. Они скользят по льду. Долго катались дети. Кузьма отморозил большой пальчик на ноге. Очень больно! Маленькая Ольга отвела Кузьму домой. (29)

Январь. Сильные морозы. Ольга надела пальто и вышла на крыльцо. Везде большие сугробы. Долго гулять нельзя. Ольга вернулась в дом. В печке тлеют угольки. Маленький щенок Булька грызёт в углу кость. (31)

Ольга любит тюльпаны. Они похожи на огоньки. У крыльца есть большие клумбы. Девочка может целый час сидеть и смотреть на тюльпаны. А Машенька любит васильки. Они синенькие и голубенькие. Они очень весёленькие. (32)

Учительница Ольга Львовна просит школьников открыть альбомы. Они начали рисовать. Мальчик Саша рисует бульдозер. Коля рисует корабельные мачты. На рисунке Маши бежит олень. На рисунке Даши журавль летит в дальние страны. (31)

Ударил сильный мороз. Маленькие сосульки украсили наш карниз. Вокруг крыльца лежат большие сугробы. Нельзя выходить без пальто. Пора доставать коньки. А в печурке трещат дрова и тлеют угольки. (28)

Тёплые июльские деньки. Семён и Митя встали пораньше. Только занялась зорька. Мальчики пошли на речку удить окуньков. Они идут через ельник. Дорога дальняя. Вот и маленькая речка. У мальчиков большой улов. Они довольны. (33)

Дед Кузьма Петрович сторожит сад. Здесь много яблонь. Ночной порой дед должен сидеть на крыльце или ходить по саду. При сильном ветре дед надевает пальто. Рядом с Кузьмой Петровичем верный бульдог Альтаир. (32)

Разделительный мягкий знак

Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Например: платье, копьё, муравьи, вьюга, обезьяна.

Мы - дежурные. Наталья Соловьёва польёт цветы. Илья Васильев вымоет доску. Марья Воробьёва подметёт пол. Наша учительница Дарья Алексеевна Ульянова будет рада. (21)

Живёт в пустыне жук. У него есть серьёзная защита от врагов. Костяной хвост жука - настоящее ружьё. Только стреляет оно не дробью. Жук бьёт обидчика ядовитыми брызгами. (26)

Земляная свинья живёт в Африке. Это животное похоже на свинью. Но относится к муравьедам. Ночью свинья раскапывает муравьиные поселения. Она языком ловит муравьишек. (23)

На солнечной скале оживленье. У крапивниц веселье. Бабочки рады теплу. Зима была вьюжной, свирепой. Её холод проник в жильё бабочек. Крылья у них выцвели. Но «старушки» полны веселья и играют в прятки! (32)

У Ильи Копьёва есть собака Бьянка. Они большие друзья. Илья с Бьянкой часто гуляет. У Бьянки хорошее чутьё. Вот цепью протянулись заячьи следы. А вот лисьи. Где жильё лисы? Бьянка серьёзно глядит на Илью. (34)

Демьян идёт в лес. Красив лес осенью. Листья льются на землю золотым потоком. Только под елью хвоя. Ягоды рябины свисают гроздьями. Среди деревьев мелькает попрыгунья белочка. Вот родник. Демьян с жадностью пьёт воду. (33)

Ночью бушевала вьюга. Теперь на сучьях деревьев висят хлопья снега. Илья с псом Вьюнком пошёл в лес. Не слышно птичьих голосов. Только около жилья человека можно услышать воробьиное чириканье. Вот под елью лисья нора. А вон волчьи следы. (38)

Осенью часто льют дожди. С деревьев облетели листья. Не слышно соловьиного пения. Животные готовятся к зимнему ненастью. Ёжик утепляет себе жильё под елью. Муравьи закрывают муравейники. Воробьи и сороки селятся ближе к жилью людей. (34)

На снегу видны кабаньи и лисьи следы. А по этой звериной тропе пробежал зайка. Косой скрылся от хищных врагов среди деревьев. А вот лежат птичьи перья. Это лиса поймала добычу и разорвала в клочья. (34)

Охотники идут в лес за дичью. Охотничья собака бежит за ними. Друзья видят на тропе волчьи следы. Они ведут в овраг к ручью. А вот и медвежьи следы. Но друзья ищут птичьи стайки. (33)

Улетели зимние вьюги. Птицы несут на крыльях весну. Птичьи голоса радуют нас. Слышна весенняя капель. Следом за капелью проснулись деревья. Скоро на голых сучьях деревьев зазеленеют листья. Уже звенят ручьи. Какое веселье и раздолье ребятишкам! (35)

Льёт дождь. Моя сестра Наталья шьёт кукле Аксинье платье. Бабушка Ульяна варит варенье. Тётя Марья готовит очень вкусное кушанье. Маленькая Софья - шалунья. Она хватает за хвост собаку Вьюна. Я зову Вьюна и выхожу на крыльцо. (36)

Осенью часто льёт дождь. Листья на деревьях желтеют. Птичьи стаи летят на юг. Ночью бывают заморозки. Падают хлопья снега. Приходит зима с метелью и вьюгой. (25)

Ночью был сильный ветер. А утром льёт дождь. Дорожки в саду покрылись грязью. В канавках вокруг дома текут ручьи. Но петух на птичьем дворе с радостью поёт. А в сарайчике свинья с жадностью ест из корытца. (36)

Мы слышим за окном птичье чириканье. Это стайка воробьёв прилетела к кормушке. А под елью за низкой изгородью видна воронья стая. На верхушке сосны дятел бьёт клювом по стволу. (29)

Ночью прошёл сильный дождь. Лесные дорожки и тропки покрылись грязью. На этой тропе видны медвежьи следы. Они протянулись к ульям. Медведь хотел добыть медка из пчелиного жилья. Но у собак отличное чутьё. Они прогнали грабителя. (35)

Осенью дождь льёт ручьями. Листья опали. Ветер сильно качает голые сучья деревьев. В лесах не слышно птичьего пения. Все певцы и певуньи улетели от зимнего ненастья на юг. Осенью пчёлы не вылетают из ульев. Спрятались муравьи. Скоро придёт зима. Зашумят вьюги. (41)

Повезло хомяку. Нашёл он в листьях птичье гнездо. Лежат два большущих яйца. Знатное кушанье. Тащи в нору и пируй на здоровье! Только лапками яйцо не обхватить. Скользкое! За щеками не унести. А бросать жалко. Хомяк упёрся лбом в яйцо и с радостью покатил к себе в нору., (47)

Совы - хищные птицы. Мощные когти совы похожи на зубья капкана. Когти соединены в одну лапу. Совы лучше видят ночью. У сов чуткие уши. Они спрятаны на голове под перьями. У этих птиц мягкие перья на крыльях. Они позволяют сделать полёт очень тихим. (42)

Увидала медведица муравьиную кучу. Захотелось ей Муравьёв поесть и сыночка угостить. Стала она разгребать муравьиное жильё лапой. Раскопала и высунула язык. Облепили любопытные муравьи язык. Медведица тут их и проглотила. Смотрит на медведицу малыш. Медвежонку хочется попробовать это кушанье. Учись! (40)

Разные бывают птичьи домики. Самое большое гнездо у орла. Орёл делает его из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Она вьёт его на ветках берёзы. Пеночка часто украшает своё жильё цветной бумагой. (33)

Не у всех семян есть крылья-летучки. У кого нет своих крыльев - тот на чужие надеется. Были бы закорючки. Птица-каменка на бурьян приседает. Семена в перья вцепляются. Жаворонок забежит, в бурьян. А семена на спину посыплются, и полетят семена на чужих крыльях на новые места. (44)

Прошлой ночью я услышал шум за окном. Утром я там нашёл медвежьи следы. Они цепью тянулись из леса. Медведь приходил к человечьему жилью! Серьёзный случай. Счастье, что он не причинил нам вред. Я надел охотничьи сапоги и прихватил ружьё. Пёс Полкан взял след. Вот выломаны колья в заборе. За изгородью бурьян. Зверь шёл через него. В бурьяне остались клочья шерсти. (60)

Братья Олег и Осип пошли гулять к устью большого ручья. Там ручей впадает в нашу речку. Рядом поле. Оно засеяно рожью. Сейчас весна. Деревья покрыты листьями. Птицы вьют гнёзда. По ночам поют соловьи. Вон тетерев бьёт крыльями. А здесь на земле птичьи перья и следы. Похожи на кошачьи. Но слишком большие. Это тетерев повстречался с рысью. Она хорошая прыгунья. Жалко птичку! (61)

На птичьем дворе оживление. Хозяйка насыпала овсяных хлопьев. Петух отличается храбростью. Он распушил перья и растолкал индюков и гусей. Петух пробился к бадье и ест с жадностью. Ешь, Петя, на здоровье. Большая гусыня бьёт крыльями. Два гуся дерутся. Пух с перьев летит клочьями. Две курочки пьют воду. Третья следит за маленькой мышью. Индюк покинул своё жильё и важно идёт к кушанью. За изгородью стоит и смотрит на птиц с грустью жирная свинья. (72)

Мягкий знак после шипящих

В именах существительных женского рода после шипящих на конце слова пишут Ь. В именах существительных мужского рода после шипящих на конце слова Ь не пишут. Например: дочь, гараж.

Под сосной греется рысь. А её малыш ловит лесную мышь. Наступает ночь. Рысь уходит за добычей. Хищница не нарушает ночную тишь. Ловит рысь на обед робких зайцев и тяжелых глухарей. (30)

Ранней осенью я люблю бродить по лесу. Особенно мне нравится забираться в самую глушь. Красив пейзаж лесного озера в глуши. Камыш заполонил берега. Тишь. Только иногда всплеснёт ёрш. Из-под корней упавшего дерева бьёт ключ. Он еле слышно журчит. (39)

Дорога шла через густую рожь. Вот пробежала мышь. В роще послышался плач. Это сыч затянул свою грустную песню. Под корнями старой берёзы бьёт холодный ключ. Мы подошли к реке и поставили шалаш. Наступила ночь. Кругом тишь. Камыш тихонько шептался с рекою. Сначала попадалась мелочь. Но скоро мне попался ёрш, а у дяди на леске бился жирный лещ. Вот и полночь. Ночной пейзаж был удивительно красив. Утром первый луч солнца разбудил нас. Мы отправились домой. (74)

Может ли мышь уместиться в чайной ложке? Может. Но не простая серая мышь. Вид этой мышки обитает в Африке. У неё дома вода - большая роскошь. Наступает ночь. Мышка складывает камушки перед входом в норку. Зачем? Так она готовит себе питьё на утро. Тепло из норки сталкивается с ночной прохладой. На камушках появляется роса. Её мышь и пьёт. (56)

Весь июль стоит ужасная жара и сушь. Солнце палит нещадно. Пшеница и рожь могут погибнуть. И людям несладко. Спасает ванна или душ. Молодёжь ходит на пляж. Купание сейчас - просто роскошь. Мой друг Коля забрался в лесную глушь и построил там шалаш. Природа пришла к нам на помощь. В полночь звёздное небо затянули тучи. Началось ненастье. Словно в небесном своде пробили брешь, и он дал течь. (65)

Развалины замка на холме навевали грустные мысли. Развалившиеся башни и брешь в стене. Много лет назад пейзаж был совсем другой. В замке царили богатство и роскошь. У ворот стоял страж. На башнях развевались флаги. В этом замке жил доблестный рыцарь. Важно въезжал он в свой замок. Солнце играло на латах рыцаря. Оруженосец нёс его щит, меч и копьё. Трубач оглашал окрестности мощным звуком трубы. (66)

Кенгурёнок появился на свет слепым. Он ищет сумку мамы. Малыш уцепился когтями за шерсть. На помощь никто не придёт. Малютка ползёт по животу матери и вертит головой. Рот широко открыт. Детёныш очень крепко держится. Малыш больше похож на червячка. Но энергия у него бьёт ключом. Мать не помогает своему чаду. Она лежит на спине или на боку. Вот и сумка. Малыш схватил сосок и затих. (66)

Начался весенний ералаш. Солнце растопило снег на полях. Вон по грядкам идёт чёрный грач в поисках съедобного. А вот на опушке лежит безобразный сугроб. Он похож на корабль, который дал течь. Экипаж уже сошел на берег. Мы выходим на пустошь и видим чудесный пейзаж. На подъёме к вершине холма стоит группа дубков, клёнов, берёз. Под большими деревьями виднеется древесная мелочь. Это лесная молодёжь. Хорошо сейчас забраться в глушь, слушать лесную тишь. (71)

Стояла длинная морозная ночь. На покрытый снежной скатертью пляж по шоссе вышли трубач и скрипач. Они гуляли. Перед ними был прекрасный пейзаж. Ледяное море темнело под звёздным небесным сводом. Звёзды напоминали таинственный чертёж. Луна походила на круглый мяч. Волна плескалась о кирпич набережной. Мороз, как ёж, вызывал лёгкую дрожь. На берегу, словно кулич, стояла гора с плоской вершиной. Луч маяка прорезал тьму. Маяк - это морской страж. Экипаж корабля видит его издали и находит берег. (74)

После зимней стужи ранняя весна - роскошь. Солнце начинает светить всё ярче. Его луч, словно меч, пробивает брешь в зимней стуже. На помощь зиме приходит морозная ночь. Звёздный холодный свет сменяет солнце на небесном своде. Луна появляется, как страж зимы. Порой мороз заводит свою трескучую речь и днём. Нам грустно. Мы чувствуем горечь. Вот и нет весенних деньков. Но это ложь! Пейзаж меняется всё сильней. А вот и первый грач ищет на земле съедобную мелочь. Словно чудесный врач, солнце лечит природу от зимы. (82)

Ночь накинула на небесный свод прекрасный звёздный плащ. В нём, словно брешь, сияет луна. Она похожа на чудесный калач или кулич. В полночь на земле стоит тишь. Иногда прошуршит мышь в прошлогодних листьях. Ночной сторож подбросит дров в печь. Большая пустошь возле села уже свободна от снега. В лесу, как старый фарш, лежит сероватый снег. Это уже совсем лишняя вещь. Ночью мороз приходит на помощь зиме. Он думает, что может остановить весеннее тепло. Это ложь! (75)

Зимняя ночь в лесу. Какая стоит тишь! Мы проходим через пустошь и забираемся в самую глушь. На болоте под снегом виднеется сухой камыш. А вон стоит шалаш из прутьев. На него накинут снежный плащ. Большая и маленькая ели похожи на мать и дочь. В конце аллеи есть избушка. Там живёт сторож. Он топит печь. В полночь мы стучимся к нему. Старик нам рад. Он ставит на стол корж и гуляш. Русская печь - просто роскошь! (76)

Врач Сергей Кириллович Лебедев смотрел хоккейный матч. Была уже полночь. Сергей Кириллович с аппетитом ел борщ и калач. В соседней комнате сидела его дочь Алла. Вдруг она увидела мышь. Зверёк тащил хлебный мякиш. Девочку охватила дрожь. Она позвала на помощь. Сергей Кириллович услышал плач Аллы и пришёл. Мышь убежала через маленькую брешь в стене. Отец успокоил дочь. Это всё мелочь! Алла приняла тёплый душ и легла спать. (73)

Сторож Геннадий Иванович вышел из своей избушки. Его охватила лёгкая дрожь. На улице стоял мороз. Близко полночь. Сторож запер дверь на ключ и включил фонарик. Длинный луч прорезал тьму, словно нож. Он пробил во тьме брешь. Сторож взял вязанку дров и пошёл топить печь. Вдруг громкая речь нарушила тишь. Кто забрался в такую глушь в морозную ночь? Это молодёжь из села. Они вышли гулять на пустошь. Там есть большой подъём. С него хорошо съезжать на салазках. (76)

Мы с другом пошли на соседнюю пустошь. Там стоит старый дом. Его обвивает густой плющ. Рядом болото, растёт камыш. Вот и старый дом. Внутри прохлада и тишь. Мы чувствуем лёгкую дрожь. От стены отвалился кирпич, и образовалась брешь. В доме царит полумрак. Пищит мышь. Обходим первый этаж. Я нашёл на полу пыльную вещь. Это старая потёртая брошь. Мой друг поднял с полу ржавый ключ. Поднимаемся по лестнице на второй этаж. Раньше здесь царила роскошь. А сейчас полный ералаш. Лежит рваный плюш, ржавый нож и сломанная конская упряжь. Мы глядим через окно на окружающий дом пейзаж. (95)

Поехал Иван-царевич на поиски приключений. Надоела ему роскошь дворцовая. Прицепил к поясу меч, сел на коня. Царь вышел на лестницу попрощаться с сыном. Трубач на крепостной стене сыграл марш. Страж ворот опустил перекидной мост. Дорога идёт через поля. Вокруг пшеница, рожь. Долго ли, коротко ли ехал Иван. Навстречу ему королевич из соседнего королевства. Витязь хоть куда, усач, крепыш. Решили богатыри вместе ехать. Друзья заехали в глушь. Спустилась ночь. Окружающий пейзаж погрузился во тьму. Пора отдохнуть. Выбрали небольшую пустошь. Рядом чернеет пруд, шумит камыш. Деревья па берегу обвил плющ. Друзья нашли шалаш и залезли в него. У царевича с собой корж и калач. Королевич достал лаваш. Вот и весь их багаж. Рядом из земли бил ключ. Набрали воды. Утром снова в путь. (122)

(Повторение.)

Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.

1. Деревья стали голые. Листья уже опали. 2. Береги свое здоровье. 3. Седьмой день недели - воскресенье. 4. Не хлопай дверью.

1. Бабушка варит клубничное варенье. 2. На улице ненастье. Льют дожди. 3. У крыльца кружит стайка воробьев. 4. На снегу видны лисьи следы. Охотник поймал лису живьем.

1. Рыбаки ловят рыбу сетью. В сеть попались окуньки. 2. У Татьяны новый портфель. 3. Маленькая обезьяна выступает в цирке. 4. У орла сильные и большие крылья.

1. У попугая красивые перья. 2. Я пью чай, а Илья пьет молоко. 3. Учитель показал ребятам колосья ржи. 4. В школьной мастерской мы чиним стулья.

1. Под елью мы нашли муравьиную кучу. 2. У Натальи день рождения. Там шум и веселье. 3. Самое большое счастье - это мир на земле. 4. Олень пьет воду из ручья. 5. Маленькое дело лучше большого безделья.

Охотник взял ружье и пошел в лес. За охотником бежит собака Ласка. Поднялась сильная вьюга. Хлопья снега быстро засыпали кусты. Вьюга засыпала лисьи и заячьи следы. Какая теперь охота!

Весна пришла. Ласковое солнышко льет на землю тепло. Бегут, журчат веселые ручьи. По реке плывут льдины. На деревьях грачи вьют гнезда. Цветут душистые ландыши. По земле ползают муравьи. В садах поставили ульи.

Где деревья - там чистый воздух. Листья у всех деревьев разные. У дуба и клена листья узорные. У тополя края листьев ровные. Осенью деревья сбрасывают листья. А у сосны и ели вместо листьев хвоя. Хвойные деревья хорошо пахнут.

Выборочные диктанты.

Любит Лельку вся семья:

Маленькая Лелька…

Ей от старших нет житья:

Ей три года только.

(А. Барто.)

Сразу каждому видна

Надпись на табличке.

Мы читаем имена -

Все коровьи клички.

(Е. Тараховская.)

Свежей зеленью одеты

Парки, улицы, поля…

В море солнечного света

Погружается земля.

(А. Алексин.)

Голубые, синие

Небо и ручьи,

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

(Е. Трутнева.)

Комментированное письмо.

1. Пусть теперь меня поищут. 2. Сначала напиши письмо, а потом иди гулять. 3. От сильного ветра качались деревья. 4. Под елью я ищу шишки.

1. Ландыши любят тень под деревьями. 2. Летят пушистые снежинки. 3. Каждый день я чищу зубы, мою шею и уши. 4. Братья работают в шахте.

1. След привел нас к лисьей норе. 2. Режим дня укрепляет здоровье. 3. Ночью шел сильный снег. 4. Красная площадь самая красивая в Москве.

В зоопарке.

В зоопарке живут разные звери. Там всегда шумно. Рычат львы. Кричат обезьяны. Шипят ужи, змеи. Хлопают крыльями чудесные птицы. И всюду ребячьи голоса.

Зимний день.

Чуден зимний день. Падают пушистые хлопья снега. Деревья в белых шапках. Спит пруд подо льдом. Кругом тишина. Мальчик вышел на крыльцо, взял лыжи. Весело бежит он по снегу.

На крыльце.

Дарья сидит на крыльце. Она сыплет на землю зерна. Прибежали куры и петух. Клюют зерна воробьи и голуби. Голубь с красивыми перьями клюет корм прямо из рук.

За селом роща. Там пасека. Всюду стоят ульи. Пасеку сторожит дед Тарас. С ним пес Чудак. Пчелы жужжат. Поют чижи. Кричат галчата. Стучат дятлы. Хорошо летом на пасеке!

Творческие диктанты.

1. Чулан, мыши, кот Васька, добыча.

2. Речка, камыши, хороший клев, щука, ерши, большой улов.

3. Лыжи, мчусь, хлопья снега, сугроб, падать.

4. Роща, сучья, костер, ужин, тишина.

5. Дядя Витя, Петя Шишкин, пчельник, ульи, мед, дорога, встречать, дед Илья.

6. Весна, капель, ручьи, вить, деревья.

7. Сад, скамья, друзья, собака Вьюн, играть.

8. Лес, ельник, чаша, пес, рычать, ежик.

Контрольные диктанты.

Я люблю работать. Сама мою посуду. Чищу обувь. Глажу белье. Могу жарить картофель, капусту. Еще я люблю шить. Этому я учусь в школе. К празднику я сошью маме фартук. (29 слов.)

Сентябрь - первый месяц осени. У меня новый портфель. Там учебники, пенал, карандаши. Есть и альбом для рисования. Туда я наклеил картинки о Родине. Альбом я покажу в классе друзьям. (29 слов.)

Товарищи.

У нас в классе болен Петя Ильин. Он уже месяц не ходит в школу. Миша Муравьев и Толя Григорьев - друзья Пети. Они стали помогать Ильину. Друзья учили вместе уроки. С помощью товарищей Петя догнал класс. (36 слов.)

Домик для щенков.

У собаки Пальмы пять щенят. Мы строим им маленький домик у крыльца. Я тащу куски кирпича. Друзья ищут сучья для крыши. Землю мы закрыли листьями. Сверху положили старое пальто. Теперь щенки будут жить в домике.

Диктанты во 2 классе.

Диктант на жи\ши, ча\ща, чу\щу

Майский гам.

Грянул майский гром. Заполнили лес чудесные звуки. Бормочут молчаливые совы. Лопочут зайцы. В чаще пропищал комар. Чуть слышно прозвучали бубенчики ландыша. В лужах плещутся и урчат лягушки. Даже сухой лист ожил. Шуршит и шмыгает по земле.

Алёша Чайков и Андрей Шишкин - два товарища. Оба любят животных. У Алеши живет ручная ворона. Он ухаживает за Карой. У Андрюши чудесная собака - Акбар. Мальчик учит Акбара служить.

Детский сад в зоопарке.

Весной в зоопарке появились новые жители. Чудной медвежонок Топик сразу подружился с обезьянкой Чикой. Едят из одной миски тигренок Акбар и волчонок Пик. Бельчонок Рыжик весело скачет по площадке. Львенок Кинг ловит его пушистый хвост.

Зима

Зима. В лесу лежит пушистый снег. На снегу точки и строчки. Следы ведут в чащу. По ночам хищные зверьки ищут пищу. Вот лесная речка. На льду сидят рыбаки. Мой товарищ поймал большую щуку.

В роще

Как хорошо весной! Мы идем в дубовую рощу. Тут весело поют чижи и дрозды. Громко кричат грачи. Стучат пестрые дятлы. Трещат шустрые сороки. Над цветком жужжит пчела.

Словарный диктант на чк\чн\чт\щн

Крошечный, строчка, изящный, розочка, речной, мачта, звучный, удачный, помощник, вазочка, чтение, красочный, хищник, уличный, платочки, мощный, мучной, минуточка, одуванчик, овощной, пушечный, почта.

Диктант на чк\чн

Весна.

Пришла шумная весна. Звонко поют птички. С сучка на сучок скачет рыжая белочка. Журчат ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Из разлома березовой веточки капает прозрачный сок. Яркими кружочками зеленеют кочки с брусничником.

В лесу.

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живет ручная белка. На поляне бегает зайчик. Детям хорошо в лесу.

Диктант на двойные согласные 2 класс

В класс вошла учительница Анна Ивановна. Начался урок русского языка. Дети записывают слова с орфограммами. Сегодня одиннадцать учеников получили пятерки.

Диктант на звонкие и глухие согласные звуки

Наш сад охранял сторож Остап. С ним жил большой пёс Марат. Однажды зимой ударил крепкий мороз. Остап надел тулуп, шапку, варежки, тёплую обувь. Но ему было зябко. Он продрог и дул в ладошки. Вокруг мрак и тишь. Ветхую изгородь занёс снег. Низкое деревце накрыл сугроб.

Раз ночью сквозь разбитое оконное стекло вскочила большущая мерзкая жаба. Увидела Дюймовочку. Схватила скорлупку с девочкой и выпрыгнула в сад. Там текла широкая река. У берега была топкая и вязкая тина. Тут жила жаба с сынком. Он был гадкий и противный.

по Г.Х.Андерсену)

Диктант (разделительный мягкий знак) 2 класс

Семья Воробьевых.

Семья Воробьевых большая и дружная. Все заняты делом. Папа пишет научную статью. Бабушка шьет платье внучке. Мама утюжит белье. Дети Илья и Татьяна учат уроки. За ужином все пьют чай с черничным вареньем.

Словарный диктант (мягкий знак)

Июль, скамья, колосья, брать, ульи, веселье, день, зимовье, шьют, зелень, мыльница, Татьяна, Мальвина, житьё, чутьё, листья, костя, печенье, стулья, плюшки, крылья, летчик, качели, пьеса, бельё, ателье, муравьи, мёд, вьюга, салют.

***

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

Б.Заходер

Проверочные диктанты для 2 класса | Школа России

Пришла весна. Пробегает слабый ветерок. Весеннее солнце сгоняет снег. Оживает каждый кустик и травинка. На деревьях набухли почки. На голых ветках орешника показались цветы. Они похожи на серые колючки на гибких прутьях.

Еж проснулся.

Под корнями березы была нора. Наступила радостная весна. Там спал всю зиму сердитый ёжик. Солнце согрело землю. Ёжик выбежал на лесную поляну. По лесу побежали весёлые ручьи. Холодные ручей разбудил зверька.

(по Г. Скребицкому)

Курица и цыплята.

Курица ведет по двору цыплят. Пушистые комочки пищат и скачут. У крыльца большой цветник. А вот ворота в огород. На грядках краснеют помидоры, зреет капуста. Заметил цыпленок на земле червячка. Хвать беднягу! Закудахтала курица. Она хвалит сыночка.

(по Н. Павловой)

Светит яркое солнышко, тают снега, плачут снежинки. На реке треснул лед. Над водой кружат быстрые чайки. К реке вышли лось и лосенок. Звонко стучит лесной доктор. Выскочил на поляну зайчишка. Звери и птицы рады теплу и весне.

Наша дача у лесочка. Там речка Щур. Был июль. Утро. Мы ловили рыбу на реке. Кот Васька спал в траве. Мы поймали окунька и щуку. Первую рыбку дали коту.

Дети играли в школу. Таня была учительница. Был урок русского языка. Петя принес ручку и тетрадь. Он писал слова и делил их по слогам. Игорь называл буквы алфавита. Анна читала стихи. Все хорошо работали.

Осень. Давно улетели на юг журавли. В лесу смолкли птичьи песни. Часто льют дожди. Сильный ветер рвет листья с деревьев. Над елью кружили клесты. Вот качнулась ветка. Это прыгнула белка. В сучьях сосны жилье зверька.

Декабрь.

Новый год у ворот. Сторожка лесника. Дядя Ваня и ребята идут в лес. Они несут подарки. Для зайца морковку и листья капусты. Для лосей соль. Для птиц зерно и ягоды рябины. Лесные жители будут рады гостям.

Май.

Май. Настали теплые деньки. Зеленая листва укрыла деревья. Весело поют дрозды и чижи. На земле сочная травка. В лесу цветут душистые ландыши. Зреют лесные ягоды. Гудят шмели. Пчела летит от цветка к цветку. В цветах сладкий сок. У ручья урчат лягушки. К воде ползет уж.

Слова для справок: настали, зеленая, сочная, зреют, душистые, лесные, сладкий (учитель орфографически проговаривает безударные окончания имен прилагательных и глаголов).

Дружба.

Пес Мухтар и кошка Мурка дружили. Весной Мурка родила пять котят. Котята быстро росли. Однажды кошка ушла. Котята пищали. Мухтар стал играть с малышами. Большой котенок влез Мухтару на спину. Пес был рад. Скоро пришла Мурка, она стала кормить котят молоком. Мухтар весело смотрел на друзей.

Слова для справок: однажды, родились, росли, стала.

У дятла чудесный язык. Он у этой птицы большой длины. А ещё язык липкий. Муравьи часто прилипают к нему. Живая липкая ленточка!

Умные обезьяны.

Сложно собрать растения для гербария. Учёные решили обучить этому обезьян. Они показали им образцы редких растений. Скоро животные принесли растения и их плоды людям.

Конфетное дерево.

В горах Азербайджана растут удивительные деревья. Их плоды похожи по виду на соевые батончики. Плоды имеют вкус изюма. Такие конфеты очень любят есть дети. Конфетное дерево называется говения.

Бабочки.

На севере Австралии встречаются очень большие бабочки. Своими размерами они достигают двадцати шести сантиметров. Местные жители употребляют их мясо в пищу. За бабочками охотятся и стреляют в них из лука.

Саамы.

В тундре живёт народ – саамы. Они очень бережно относятся к своей родной земле и считают её живым существом. Деревья и трава – её волосы. Зелёный дёрн, тундровый мох – её кожа. Поэтому нельзя делать больно земле.

Новый хвост.

Когда ящерица теряет свой хвост? Когда хвост ящерицы попадает в ловушку. Такая способность является защитной. Так ящерица спасается от своих врагов. Но потеря хвоста болезненна для зверька. Ведь с помощью хвоста ящерица сохраняет равновесие.

Селение из соли.

В Алжире есть селение Фази. В Фази все дома и даже крепость со стеной сделаны из обычной соли. В этих местах очень редко выпадают дожди. Вот почему селение из соли существует уже много лет.

Одуванчики.

Одуванчики появляются в конце весны. Они цветут почти всё лето. Во многих странах одуванчик считают сорной травой. А жители Японии и Индии выращивают его и едят. Из молодых листочков делают салат. Из сухих листьев готовят вкусный напиток.

Глубинные рыбы.

В глубине моря царит темнота. Там плавают светящиеся рыбы. У каждого вида рыб сверкают разные огоньки рваных цветов. Чаще излучают свет глаза или пятнистые бока. У многих рыбок очень сильный свет. Такие рыбки даже хищника могут ослепить.

Комнатные растения.

Комнатные растения не только украшают наши жилища. Ещё давно садовая герань считалась в Европе цветком городской бедноты. Она оздоровляла сырой воздух в их жилищах и улучшала сон. Люди верили в лечебную силу садовой герани и любили её.

Птенцы чайки.

Птенцы вывелись и просят есть. Они смотрят на мир жёлтыми глазами. Но ничего вокруг не замечают. Они ищут красное пятно. Оно есть на клюве взрослой чайки. Птенец стучит носиком в клюв родителей. Для родителей это приказ. Надо кормить.

Изюм.

Изюм – это маленькие и очень сладкие сухие виноградинки. Их тщательно высушили на солнышке. До этого виноград привезли на завод. Там специальные машины удаляют мусор. Виноград сушится и сильно теряет в весе. Из сорта винограда кишмиш получается изюм без косточек.

Постройка гнезда.

Грачи строят гнёзда на вершинах высоких деревьев. Грач ищет хворостинку и летит с ней к гнезду. Грачиха остаётся караулить постройку. Потом грачиха летит, а грач остаётся. Принесут грачи сухие перья, положат их пышной кучей на ветках. Гнездо построено.

Соболь.

Соболь живёт в дуплах. Зимой он не спит. Бегает и ищет пищу. Но от гнезда далеко не уходит. В сильные морозы и метели соболь вялый. Ест соболь лесных полёвок, птиц, кедровые орешки. Из ягод он часто ест рябину и землянику.

Воробей.

Удивительная птица воробей! Кличут воробья воришкой и драчуном. Весной воробей часто залезает в чужое гнездо. Гнёзда он любит вблизи домов. Часто он залетает в скворечник. Но скворцы почти всегда его выгоняют. А воробей всё равно блестит глазками и весело кричит.

Лубок.

Лубок – это нижние слои коры деревьев. Ещё давно из лубка мастерили картинки. Такими картинками люди часто украшали свои жилища. Появились картинки в Москве. Уличные торговцы носили их в заплечных коробах. Эти коробы похожи на наши большие рюкзаки. Только сделаны они из луба.

Ящерица ушастая.

Вот ящерица ушастая замечает врага. Она широко разевает рот. В углах рта появились красные складки с белыми выростами. Так появился огромный зубастый рот. Кто отважится её тронуть? А если не помогло? Тогда эта ящерица может затрястись телом и утонуть в песке.

Сорока.

Сороку называют белобокой. У неё по бокам пёрышки белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные. Этим она похожа на ворону. Очень красив у сороки хвост. Он длинный и прямой. Перья на нём не просто чёрные. Они отливают зеленью. Нарядная птица сорока!

Минеус.

Паук минеус выходит на охоту с сачком. Сачок он сплетает из своей паутины. Он делает сеточку величиной с почтовую марку. Вечером он прячет сетку в ветвях и поджидает летунов. Вот увидел хитрец комара. Паук растянул лапками свой сачок и набросил его на жертву.

Повадки скворца.

Гнездо скворец устраивает глубоко в скворечнике. Он таскает туда мох и солому. Скворца лучше всего наблюдать ранним утром в саду или на огороде. Попробуйте подбросить скворцу червяка или кусочек хлеба. Скоро птица возьмёт корм из ваших рук или даже сядет на плечо.

Деревья.

Деревья – жители нашей земли. Они живут очень долго. У них есть своя память. Она заключена в годовых кольцах. Широкие кольца говорят об обильных годах. Узенькие кольца расскажут о годах засушливых. По количеству колец можно определить возраст дерева. Сколько колец – столько и лет.



При написании раздела Диктанты 2 класс по теме Разделительные мягкий и твёрдый знаки часть 1 использовались материалы из книг:

  • «Диктанты по русскому языку» И. Г. Гринберг, Т. Ю. Никифорова, С. В. Панкова

Октябрь

Наступил октябрь . Завяли последние цветы. Поникла травка. Холодный ветер срывает с деревьев листья. Небо затянуло тучами. Льют частые дожди. Такую погоду осенью называют ненастьем. А ночью появляются первые заморозки.

Грамматические задания

  1. Подчеркните грамматическую основу во втором предложении, укажите части речи.
  2. Выпишите слова с разделительным мягким звуком.
  3. Укажите количество букв и звуков в выделенных словах.

Ненастный день

Хмурый октябрьский день. Сильные порывы ветра срывают с деревьев жёлтые листья. Холодные капли дождя частой дробью бьют в оконное стекло. Съёжившиеся воробьи прячутся под крышей подъезда. Скорей бы закончилось ненастье.

Грамматические задания

  1. Спишите слова, вставляя, где необходимо, мягкий знак. Шит..ё, скол..зкий, Ил..я, кис..ти, руч..и.
  2. Подчеркните в тексте слова с разделительным мягким знаком.

Весна

Наступила весна. Ночью продолжает хозяйничать мороз. Днём пригревает весеннее солнце. За окошком слышна музыка капели. Ручьи один за другим бегут к реке. Над деревьями снуют птичьи стайки. Радостно чирикают воробьи.

Грамматические задания

  1. Выпишите из текста по одному слову с ь — показателем мягкости и с разделительным ь.
  2. Слова шестого предложения разделите на слоги и для переноса.

Весна пришла

Пришла весна. Всё чаще светит солнце. По дорожкам текут ручьи. Птички вьют гнёзда из сучьев, пуха и перьев. На деревьях набухают почки.

Скоро появятся первые листочки. В зарослях засвищут соловьи.

Грамматические задания

  1. Выпишите слова с орфограммой «Разделительный мягкий знак» .
  2. В четвёртом и пятом предложениях подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме.

Птицы весной

В марте из жарких стран прилетают к нам птицы. Они вьют гнёзда, устраивают себе жильё. На дорожках весело чирикают воробьи. Скоро в птичьих домах появятся птенцы. Запоют свои песни голосистые соловьи.

Грамматические задания

  1. Найдите в тексте и подчеркните слова с орфограммой «Разделительный мягкий знак»
  2. Выпишите выделенное слово и укажите количество букв и звуков
  3. Подчеркните грамматическую основу в третьем предложении

Ненастный вечер

Ульяна глядит вв окно. На улице вьюга. Хлопья снега ложатся на дорожки. Весь двор замело. В окошко бьёт ветер.

Ульяна берёт книжку и садится рядом с печью. Девочка читает о жизни воробьёв.

Грамматические задания

  1. Все слова с разделительным ь разделите на слоги
  2. Придумайте и запишите два слова с ь — показателем мягкости и два слова с разделительным ь
  3. Укажите количество букв и звуков в слове хлопья

Я сам!

Мой любимый завтрак — овсяные хлопья. Они полезны для здоровья. Приготовить хлопья можно очень быстро. Я налью в них молока и добавлю земляничное варенье. Вкусный завтрак готов! И не надо звать на помощь маму.

Грамматические задания

  1. Выпишите из четвёртого предложения слова с разделительным ь и обозначьте рядом с ними количество букв и звуков.
  2. Вспомните и запишите два слова с разделительным ь и два слова с ь — показателем мягкости согласного.

Зимой в лесу

Зимой птички добывают насекомых под корой деревьев. Они делают дырочки и съедают червячков.

Вот из снега выпрыгнула мышка. Она вся дрожит и взъерошилась. Мышка не может объяснить свой страх. Она провалилась в медвежью берлогу.

Грамматические задания

  1. Выпишите слова в два столбика: с разделительным ь; с разделительным ъ
  2. Укажите число имён существительных в первом предложении.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!