Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Противотанковая пушка бс 3 характеристики. Артиллерия - бог войны

(26.02.1918-27.09.1985) - летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза (1943, 1944), генерал-полковник авиации (1972). Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Воевал в составе 27 иап, 129 иап. Совершил 250 боевых вылетов, в 69 воздушных боях сбил лично 57 самолетов (2 тараном) и 4 в группе.

После войны был на командных должностях в ПВО. Был делегатом XX съезда КПСС. Бронзовый бюст установлен в г. Аксае Ростовской обл. Гулаев, Николай Дмитриевич Род. 1918, ум. 1985. Летчик-истребитель, в годы Великой Отечественной войны командир эскадрильи и штурман полка. Дважды Герой Советского Союза (1943, 1944). В 1972 г. Г. присвоено звание генерал-полковника авиации.

Гулаев, Николай Дмитриевич (26.2.1918-27.9.1985). Летчик-истребитель.

Родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области) в семье рабочего.

Русский.

Член КПСС с 1943 года. Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ. Некоторое время работал слесарем на одном из ростовских заводов.

Вечерами улился в аэроклубе.

В РККА с 1938 года. Окончил Сталинградское военной авиационное училище в 1940 году. Великая Отечественная война застала Гулаева под Могилевом.

Служил в авиации ПВО, прикрывал крупный промышленный центр в тылу. Боевое крещение принял в Сталинграде, где в ночном бою 3 августа 1942 года с первой же атаки без помощи прожекторов сбил бомбардировщик He-111 (это был его первый боевой вылет). Летчик 27-го истребительного авиационного полка (205-я истребительна авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) старший лейтенант Гулаев Н. Д. особенно отличился на Курской дуге в районе Белгорода.

В первой же схватке 14 мая 1943 года, отражая налет на аэродром Грушка, в одиночку вступил в бой с 3 бомбардировщиками Ju-87, прикрываемыми 4 Me-109. Разогнав самолет на малой высоте, сделал "горку" и, приблизившись к ведущему бомбардировщику, с первой же очереди сбил его. Стрелок второго "Юнкерса" открыл по нему огонь. Тогда Гулаев сбил и его. Пытался атаковать третий, но кончились патроны, и Гулаев решил его таранить.

Левым крылом своего Як-1 ударил по правой плоскости "Юнкерса" и тот рассыпался на части. Неуправляемый истребитель вошел в штопор.

После нескольких попыток Гулаеву удалось выровнять самолет и посадить его у переднего края в расположении 52-й стрелковой дивизии.

Прибыв в полк, на другом самолете вновь вылетел на боевое задание.

За свой подвиг награжден орденом Красного Знамени.

В июле 1943 года четверка истребителей, ведомая Гулаевым, внезапно и смело атаковала большую группу из 100 самолетов противника.

Расстроив боевой порядок, сбив 4 бомбардировщика и 2 истребителя, все четверо благополучно вернулись на свой аэродром.

В этот день звено Гулаева совершило несколько боевых вылетов и уничтожило 16 вражеских самолетов. 9 июля в районе Белгорода совершил второй таран. Приземлился на парашюте.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" командира эскадрильи того же полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) старшему лейтенанту Николаю Дмитриевичу Гулаеву присвоено 28 сентября 1943 года за 95 боевых вылетов, 13 лично и 5 в группе сбитых самолетов противника.

Всего на Курской дуге Гулаев уничтожил 17 вражеских самолетов.

В начале 1944 года становится командиром эскадрильи.

Принимал участие в освобождении Правобережной Украины.

В одном из боев над рекой Прут во главе шестерки истребителей P-39 Гулаев атаковал 27 бомбардировщиков противника, шедших в сопровождении 8 истребителей.

За 4 минуты было уничтожено 11 вражеских машин, из них 5 - лично Гулаевым.

Второй медали "Золотая Звезда" командир эскадрильи 129-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт) гвардии капитан Гулаев Н. Д. удостоен 1 июля 1944 года за 125 боевых вылетов, 42 воздушных боя, в которых лично сбил 42 самолета противника и 3 в группе.

В одном из боев был тяжело ранен, но вернулся в строй. Всего за годы войны произвел 250 боевых вылетов.

В 69 воздушных боях лично сбил лично 57 самолетов противника и 4 - в группе.

После войны служил на командных должностях в Войсках ПВО страны.

Одним из первых освоил управление реактивным самолетом.

В 1950 году окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского Н. Е., а в 1960 - Военную академию Генерального штаба. В 1956 году был делегатом XX съезда КПСС. С 1979 года генерал-полковник авиации - в отставке.

Жил в Москве.

Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Умер 27 сентября 1985 года. Бронзовый бюст установлен в городе Аксае, мемориальная доска - в Ростове-на-Дону.

"Весной 1943 года, когда на полях сражений в массовом количестве стали появляться гитлеровские "тигры", "пантеры", "фердинанды", - вспоминает известный артиллерийский конструктор В. Грабин, - я в записке на имя Верховного Главнокомандующего предложил, наряду с возобновлением производства 57-мм противотанковой:пушки ЗИС-2, создать новое орудие - 100-мм противотанковую пушку с мощным снарядом.

Почему мы остановились на новом для наземной артиллерии калибре 100 мм, а не на уже существующих 85- и 107-мм орудиях? Выбор был не случаен. Мы считали, что необходимо орудие, дульная энергия которого была бы раза в полтора больше, чем у 107-мм пушки образца 1940 года. А 100-мм орудия давно и успешно применялись на флоте, для них был разработан унитарный патрон, .в то время как у 107-мм пушки было раздельное заряжение. Наличие выстрела, освоенного в производстве, сыграло решающую роль, так.как отработка его занимает очень много времени. А времени у нас было мало...

Конструкцию морской пушки мы заимствовать не могли: она слишком громоздка и тяжела. Требования.высокой мощности, подвижности, легкости, компактности, высокой скорострельности повлекли за собой ряд новшеств. Прежде всего понадобился дульный тормоз высокой эффективности. Применяемый ранее щелевой тормоз имел эффективность 25-30%. Для 100-мм пушки пришлось разработать конструкцию двухкаморного тормоза с эффективностью 60%. Для повышения скорострельности применили клиновой полуавтоматический затвор. Компоновку орудия поручили ведущему конструктору А. Хворостину".

Контуры орудия начали вырисовываться на ватмане в майские праздники 1943 года. В несколько дней был реализован творческий задел, сложившийся на основе долгих размышлений, мучительных поисков, изучения боевого опыта и анализа лучших артиллерийских конструкций мира. Ствол и полуавтоматический затвор спроектировал И. Грибань, противооткатные устройства и гидропневматический уравновешивающий механизм - Ф. Калеганов, люльку литой конструкции - Б. Ласман, равнопрочный верхний станок В. Шишкин. Тяжело решался вопрос с выбором колеса. КБ обычно применяло для орудий автомобильные колеса грузовых машин ГАЗ-АА и ЗИС-5, но для новой пушки они не подходили. Следующей машиной была пятитонка ЯАЗ, Однако ее колесо оказалось чересчур тяжелым и большим. Тогда родилась идея поставить спаренные колеса от ГАЗ-АА, позволившие вписаться в заданный вес и габариты.

Спустя месяц рабочие чертежи были отправлены в производство, а еще через пять месяцев из ворот завода вышел первый опытный образец знаменитой БС-3 - пушки, предназначенной для борьбы с танками и другими мотомеханизированными средствами, для борьбы с артиллерией, для подавления дальних целей, для уничтожения огневых средств пехоты и живой, силы противника.

"Три конструктивные особенности отличают БС-3 от ранее разработанных отечественных систем, - рассказывает лауреат Государственной премии А. Хворостин. - Это торсионная подвеска, гидропневматический уравновешивающий механизм и лафет, выполненный по схеме обращенного опорного треугольника. Выбор торсионной подвески и гидропневматического уравновешивающего механизма был обусловлен требованиями легкости и компактности узлов, а изменение схемы лафета заметно снижало нагрузку на станины при стрельбе на максимальных углах поворота верхнего станка. Если в обычных схемах лафета каждую станину рассчитывали на 2/3 силы отдачи орудия, то в новой схеме сила, действующая на станину при любом угле горизонтальной наводки, не превышала 1/2 силы отдачи. Кроме того, новая схема упрощала оборудование боевой позиции.

Благодаря всем этим новинкам БС-3 выделялась на редкость высоким коэффициентом использования металла. Это значит, что в ее конструкции удалось достигнуть наиболее совершенного сочетания могущества и подвижности".

Испытывала БС-3 комиссия под председательством генерала Панихина - представителя:командующего артиллерией Советской Армии. По свидетельству В. Грабина, одним из самых интересных моментов была стрельба по танку "тигр". Мелом на башне танка начертили крест. Наводчик получил исходные данные и с 1500 м произвел выстрел. Подойдя к танку, все убедились: снаряд попал почти в крест и пробил броню. После этого испытания продолжались по заданной программе, и комиссия рекомендовала орудие на вооружение.

Испытания БС-З натолкнули на новый метод борьбы с тяжелыми танками. Как-то на полигоне с дистанции 1500 м был произведен выстрел по трофейному "фердинанду". И хотя, как и ожидалось, снаряд не пробил 200-мм лобовую броню самоходки, ее орудие и комплекс управления вышли из строя. БС-З оказалась способной эффективно бороться с танками и самоходками противника на дистанциях, превышающих дальность прямого выстрела. В этом случае, как показал опыт, экипаж вражеских машин поражался осколками брони, откалывавшимися от корпуса из-за громадных перенапряжений, возникающих в металле в момент удара снаряда о броню. Живая сила, которую снаряд сохранял на этих дальностях, была достаточна, чтобы согнуть, искорежить броню.

В августе 1944 года, когда БС-З начала поступать на фронт, война уже близилась к завершению, поэтому опыт боевого применения этого орудия ограничен. Тем не менее БС-3 по праву занимает почетное место в ряду орудий Великой Отечественной войны, ибо в ней были заложены идеи, получившие широкое распространение в артиллерийских конструкциях послевоенного периода.

Немного детектива в самом начале.

Одним из самых интересных моментов в истории создания этой пушки можно считать то, как это преподносят некоторые наши «эксперты». Дескать, все наши 100-мм орудия ведут свою родословную от орудий итальянца Минизини. В качестве довода приводят тот факт, что для вооружения крейсеров «Красный Крым», «Червона Украина» и «Красный Кавказ» было закуплено аж 10 зенитных артустановок.

Действительно, разве можно было в Советском Союзе что-то изобрести самостоятельно? Ни в коем случае.

На самом деле систем закуплено было даже больше, но суть не в этом. На старые (еще дореволюционной постройки) крейсеры действительно были установлены не самые новые зенитные орудия. Это была 100-мм пушка 10cm/50 K11 от фирмы «Шкода», спроектированная в 1910 году, которую итальянская фирма ОТО скопировала аж в 1924 году. А Эудженио Минизини сделал спаренную установку под эти стволы.

Пушка была морально и физически стара еще тогда, когда ее ставили на наши крейсеры. И уже в более новых проектах «26» и «26-бис» устанавливались Б-34, которые как раз к 1940 году прошли период «детских болезней».

Но даже Б-34 не являлась прародителем БС-3.

100-мм полевая пушка образца 1944 года (БС-3) - это единственная практически полностью конструктивно оригинальная крупносерийная полевая артсистема того времени. Все прочие, поступившие тогда на вооружение, представляли собой либо глубокую модернизацию ранее созданных, либо удачную комбинацию из элементов уже существовавших орудий.

Для БС-3 заимствования состояли в использовании баллистического решения устройства ствола от БС-34 и боеприпасов. Что вполне разумно, разработать орудие под уже имеющийся унитарный 100-мм боеприпас, нежели нагружать в военных условиях промышленность новым.


Кроме того, стоит отметить огромный потенциал и весьма выдающиеся характеристики пушки, позволившие ей несколько десятилетий стоять на вооружении многих стран. И даже в наши дни БС-3 применяется. Пусть и весьма отсталыми в плане вооружения странами, но тем не менее, факт остается фактом.


Вернемся, однако, в 1943 год. Когда до военного руководства СССР дошел тот факт, что с «Тиграми» и прочими зверями надо что-то делать.

Испытания показали, что против лобовой брони «Тигра» более-менее годны только две пушки: 85-мм зенитное орудие образца 1939 года и корпусное орудие А-19 калибра 122 мм.

Штатными противотанковыми средства армии, 45-мм пушки однозначно были непригодны для эффективной борьбы с новыми танками. Противотанковые боеприпасы орудий дивизионного и полкового звена также не были эффективны.

Корпусная артиллерия отвечала этим требованиям, но была тяжела, громоздка и поэтому маломаневренна и уязвима. Да и не столь уж многочисленна.

Первым разумным шагом стало возобновление выпуска 57-мм противотанковой пушки образца 1941 года. Вторым – работа ОКБ Грабина по обоснованию перспектив создания орудия под унитарный 100-мм боеприпас для Б-34.

Принципиально важным при этом являлось наличие именно отработанной технологии и сложившейся базы выпуска элементов выстрелов унитарного заряжания. Здесь требовалось только разработать бронебойный снаряд, отсутствовавший в номенклатуре боеприпасов Б-34.

Общую компоновку системы осуществил А. Е. Хворостин. Ствол-монобпок с вертикальным клиновым затвором и дульным тормозом проектировал И. С. Грибань. Люлькой занимался Б. Г. Ласман. Противооткатные устройства и уравновешивающий механизм разрабатывал Ф. Ф. Калеганов. Верхний станок - А. П. Шишкин, нижний - Е. А. Санкин. За прицельные приспособления отвечали П. Ф. Муравьев, Б. Г. Погосянц и Ю. В. Тизенгаузен.


Производством опытных образцов занялись на одном из старейших и заслуженных в отечественной артиллерийской истории предприятий - знаменитой «Мотовилихи», под руководством директора А. И. Быховского.

Первые испытания на Софринском полигоне выявили всего два принципиально серьезных недостатка.

Во-первых, оказалась неудачной конструкция крепления литого дульного тормоза при помощи втулки. Тормоз оторвало после нескольких выстрелов, и пришлось срочно менять на штампованный вариант.

Во-вторых, при стрельбе орудие сильно прыгало, что делало небезопасной работу наводчика и сбивало прицельные установки. Это, в свою очередь, приводило к уменьшению практического темпа прицельной стрельбы - качества для полевого противотанкового орудия очень важного.

Если с дульным тормозом все решилось, то вот от излишней прыгучести пушку так и не вылечили. И наводчикам пришлось срочно «переобучаться», дабы не получить в голову удар оптическим прицелом.

Испытания возкой показали перегруженность колес, вызванных изрядной массой орудия. В традициях ОКБ было применение стандартных автомобильных колес, и здесь пришлось применить парную установку колес от грузовика ГАЗ-АА с шиной ГК.


В период с 15 апреля по 2 мая 1944 г. были проведены войсковые испытания батареи из четырех пушек серийного изготовления завода № 232. Огневые испытания предусматривали стрельбы по трофейной бронетехнике: тяжелому танку Т-VI «Тигр» и штурмовому орудию «Фердинанд».

Об их результатах и общем настроении испытателей говорит выдержка из телеграммы, присланной 26 апреля Грабину начальником 18-го отдела ЦАКБ К. К. Ренне:

«Василий Гаврилович! Докладываю вкратце. По целям результаты хорошие. По «Тигру» с 500-1000 метров и 1300 метров и под углом 30 градусов лоб и 60 градусов борт проколачиваем без труда. Кучность и меткость не оставляют теперь сомнений...»

В итоге определили, что пушка способна поражать танк Т-VI по всей площади лобовой проекции (110 мм) на дистанциях до 2000 метров с любого ракурса. Сквозного пробития 200-мм «лба» «Фердинанда» достичь не удалось.

В борта оба представителя германского «зверинца» поражались на всех прицельных дистанциях.
Для попадания в движущуюся цель требовался, в среднем, расход 2,2 снаряда при скорострельности 4,5 выстрела в минуту.


С мая 1944 г. завод № 232 приступил к плановым поставкам БС-3, успев до конца года изготовить 275 пушек. С августа их выпуск начал завод «Арсенал» имени Фрунзе. Суммарный годовой выпуск составил 335 экземпляров.

Производство на заводе «Большевик» продолжалось три года, а завод № 7 делал БС-3 до 1953 г., что в итоге дало армии почти четыре тысячи пушек. И до появления на вооружении в начале 1960-х годов новых гладкоствольных орудий, пушка БС-3 и ее танковый аналог Д-10 (кстати, почти ровесница, обязанная своим появлением тем же предложениям НКВ в апреле 1943 г.) составляли основу средств противотанковой борьбы Сухопутных войск.

Пушка БС-3 перевозилась без передка. Для ее транспортировки во время Великой Отечественной войны использовались трехосные грузовики «Студебеккер» US-6. В послевоенные годы US-6 заменили отечественные автомобили ЗИС-151, ЗИЛ-157, бронетранспортер БТР-152 и гусеничные тягачи АТ-Л, МТ-Л и МТ-ЛБ.


Технические характеристики:

Масса пушки в боевом положении - 3650 кг.
Калибр ствола - 100 мм.
Длина ствола - 5960 мм/59,6 калибров.
Высота линии огня - 1010 мм.
Число нарезов - 40.
Габариты пушки в походном положении:
- длина - 9370 мм;
- высота - 1500 мм;
- ширина - 2150 мм;
Дальность стрельбы:
- ОФ-412 и ОФС - 20 тыс. м;
- ОФ-32 - 20,6 тыс. м;
- прямого выстрела - 1080 м.
Скорострельность - до 10 выстрелов в минуту.
Угол горизонтального наведения - 58 градусов.
Угол вертикального наведения - от -5 до +45 градусов.
Боеприпасы - БС, ДС, ОС, ОФС.
Заряжание - унитарное.
Прицельные приспособления:
- ОП1-5 - оптический прицел;
- С71А-5 - механический прицел (панорама).
Максимальная скорость буксировки - 50 км/ч.
Расчет - 6 чел.


Однако роль этой пушки в борьбе с танками противника скромнее, чем хотелось бы. К моменту её появления немцы практически не применяли танки массировано.

Кроме того, БС-3 во время войны выпустили в небольших количествах. Большая часть поставленных в войска орудий как правило находилась далеко от переднего края, являясь «особым противотанковым резервом» на случай прорыва больших групп тяжелых танков противника.

На завершающем этапе войны 98 БС-3 были приданы как средство усиления пяти танковым армиям. Пушка состояла на вооружении легких артиллерийских бригад 3-х полкового состава (сорок восемь 76-мм и двадцать 100-мм пушек).

В артиллерии РВГК по состоянию на 1 января 1945 года находилось 87 пушек БС-3. В начале 1945 года в 9-й Гвардейской армии в составе трёх стрелковых корпусов было сформировано по одному пушечному артиллерийскому полку по 20 БС-3.

Дать однозначную оценку этому орудию достаточно сложно. С одной стороны, на практике БС-3 уверенно поражала любой тяжелый германский танк, и было достаточно эффективно при стрельбе с закрытых позиций.


С другой стороны, на тот момент было чем ответить «зверинцу». В армии уже имелись достаточно эффективные 57-мм противотанковые орудия ЗИС-2, САУ СУ-100 и танки ИС, а также тяжелые ИСУ-122 и ИСУ-152. По-прежнему годились для борьбы с тяжелыми танками противника 122-мм пушки А-19 и 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20.

Источники:

Данное орудие находится в экспозиции музея военной истории с. Падиково Московской области
А. Бритиков. Нестареющая БС-3 (modelist-konstruktor.com/bronekollekcziya/nestareyushhaya-bs-3)
А. Б. Широкорад. Энциклопедия отечественной артиллерии

Вот такой зверь стоит на площадке Музея Пермской артиллерии прямо напротив входа. Чем же примечательно это орудие?
БС-3 (Индекс ГАУ — 52-П-412) — советская пушка калибра 100 мм. Полное официальное название орудия — 100-мм полевая пушка образца 1944 года (БС-3). В нашем случае пушка представлена поздней версией БС-3Н (53-П-412Н), выпускающейся с 1950 года, модернизированной под ночной прицел АПН2-5 или АПН3-5.

Пушка была принята на вооружении в 1944 г.
Разработчик - ЦАКБ. Главный конструктор - В.Г. Грабин.
В производстве с 1944 г. Всего изготовлено 3816 ед.
Изготовители - заводы №7 «Арсенал» (серия 1944-1951 гг, 2871 ед.) и №232 «Большевик» (1944-1946 гг., 945 ед.).

Весной 1943 года В.Г. Грабин в своей докладной записке на имя Сталина предложил наряду с возобновлением производства 57-мм противотанковой ЗИС-2 начать проектирование 100-мм пушки с унитарным выстрелом, который применялся в морских орудиях Б-34.
Необходимость создания 100-мм буксируемого орудия мотивировалась появлением у немцев в 1942 году тяжелых танков Panzerkampfwagen VI «Tiger I» Ausf E, с толщиной лобовой брони 100 мм, а также возможным появлением ещё более защищённых танков и САУ.
Помимо противотанковых задач, такое орудие при переходе РККА к наступательным операциям было необходимо для разрушения полевых укреплений и ведения контрбатарейной стрельбы. Так как имеющаяся 107-мм дивизионная пушка образца 1940 года (М-60) была снята с производства, а 122-мм корпусная пушка образца 1931/37 годов (А-19) слишком тяжела и имела низкую скорострельность.

Контуры орудия начали вырисовываться на ватмане в майские праздники 1943 года. В несколько дней был реализован творческий задел, сложившийся на основе долгих размышлений, мучительных поисков, изучения боевого опыта и анализа лучших артиллерийских конструкций мира. Ствол и полуавтоматический затвор спроектировал И. Грибань, противооткатные устройства и гидропневматический уравновешивающий механизм - Ф. Калеганов, люльку литой конструкции - Б. Ласман, равнопрочный верхний станок В. Шишкин. Тяжело решался вопрос с выбором колеса. КБ обычно применяло для орудий автомобильные колеса грузовых машин ГАЗ-АА и ЗИС-5, но для новой пушки они не подходили. Следующей машиной была пятитонка ЯАЗ, Однако ее колесо оказалось чересчур тяжелым и большим. Тогда родилась идея поставить спаренные колеса от ГАЗ-АА, позволившие вписаться в заданный вес и габариты. Колеса от грузовика ГАЗ-АА имели усиленную резиновую шину, и специальную ступицу колес. Снабженные такими колесами пушки могли транспортироваться механической тягой с достаточно большими скоростями.

"Три конструктивные особенности отличают БС-3 от ранее разработанных отечественных систем, - рассказывает лауреат Государственной премии А. Хворостин. - Это торсионная подвеска, гидропневматический уравновешивающий механизм и лафет, выполненный по схеме обращенного опорного треугольника. Выбор торсионной подвески и гидропневматического уравновешивающего механизма был обусловлен требованиями легкости и компактности узлов, а изменение схемы лафета заметно снижало нагрузку на станины при стрельбе на максимальных углах поворота верхнего станка. Если в обычных схемах лафета каждую станину рассчитывали на 2/3 силы отдачи орудия, то в новой схеме сила, действующая на станину при любом угле горизонтальной наводки, не превышала 1/2 силы отдачи. Кроме того, новая схема упрощала оборудование боевой позиции.
Благодаря всем этим новинкам БС-3 выделялась на редкость высоким коэффициентом использования металла. Это значит, что в ее конструкции удалось достигнуть наиболее совершенного сочетания могущества и подвижности".

В сентябре 1943 года первый опытный образец был отравлен на полигон. (Запомним этот эпизод. Прим. мой) Предварительные испытания показали, что новое 100-мм орудие не удовлетворяет требованиям надёжности и небезопасно в эксплуатации. После внесения ряда доработок и изменений в апреле 1944 года начались войсковые испытания четырёх пушек. Они закончились 2 мая, приёмная комиссия рекомендовала принять орудие на вооружение при условии устранения ряда недостатков.

Постановлением ГКО от 7 мая 1944 года орудие было принято на вооружение под наименованием «100-мм полевая пушка обр. 1944 г.», её заводским индексом стал БС-3. Б - "Большевик", С - обозначение орудий КБ Грабина, ведущее свою родословную от завода № 92 в Горьком, которому было присвоено имя Сталина. Отсюда и индекс "С" который прижился в дальнейшем. Именно под таким обозначением это орудие и стало широко известно.
Словосочетание «полевая пушка» появилось впервые в обозначении орудия, созданного в советское время. Служащие Главного артиллерийского управления долго решали, как назвать новую пушку. В качестве дивизионной 100-мм пушка оказалась слишком тяжела. А как противотанковая, она не удовлетворяла ряду тогдашних условий. Более того, создатель этого орудия В.Г. Грабин никогда не считал БС-3 противотанковой системой, что, видимо, и нашло отражение в названии.
При создании БС-3 конструкторы КБ под руководством В.Г. Грабина широко использовали накопленный ими опыт создания полевых и противотанковых пушек, а также внедрили ряд новых технических решений.
Для обеспечения большой мощности, снижения веса, компактности и высокой скорострельности на орудии такого калибра были впервые применены клиновой полуавтоматический затвор и двухкамерный дульный тормоз с эффективностью 60%.

Весной 1944 года БС-3 было запущено в серийное производство. Но темпы выпуска в связи с загруженностью заводов оказались не высокими. До конца Великой Отечественной войны промышленностью было поставлено Красной Армии всего лишь около 400 пушек.
Благодаря наличию клинового затвора с вертикально перемещающимся клином с полуавтоматикой, расположению механизмов вертикальной и горизонтальной наводки с одной стороны орудия, а также применению унитарных выстрелов скорострельность пушки составляет 8-10 выстрелов в минуту. Стрельба из пушки велась унитарными выстрелами с бронебойно-трассирующими снарядами и осколочно-фугасными гранатами.

Технические характеристики 100-миллиметровой полевой пушки БС-3:
Масса пушки в боевом положении — 3650 кг.
Калибр ствола — 100 мм.
Длина ствола — 5960 мм/59,6 калибров.
Высота линии огня — 1010 мм.
Число нарезов — 40.
Габариты пушки в походном положении:
— длина — 9370 мм;
— высота — 1500 мм;
— ширина — 2150 мм;
Дальность стрельбы:
— ОФ-412 и ОФС — 20 тыс. м;
— ОФ-32 — 20,6 тыс. м;
— прямого выстрела — 1080 м.
Скорострельность — до 10 выстрелов в минуту.
Угол горизонтального наведения — 58 градусов.
Угол вертикального наведения — от -5 до +45 градусов.
Боеприпасы — БС, ДС, ОС, ОФС.
Заряжание — унитарное.
Прицельные приспособления:
— ОП1-5 — оптический прицел;
— С71А-5 — механический прицел (панорама).
Максимальная скорость буксировки — 50 км/ч.
Расчет — 6 чел.

100-мм БС-3 оказалось весьма эффективным противотанковым средством, что было продемонстрировано стрельбой на полигоне по трофейным танкам «Тигр» и «Пантера». За отличную бронепробиваемость, обеспечивающую поражение любого танка противника, солдаты-фронтовики присвоили ей имя «Зверобой».
Бронебойно-трассирующий снаряд с начальной скоростью 895 м/с на дальности 500 м при угле встречи 90° пробивал броню толщиной 160 мм. Дальность прямого выстрела составляла 1080 м.
Однако роль этого орудия в борьбе с танками противника сильно преувеличена. К моменту её появления немцы практически не применяли танки массировано. Выпущена БС-3 во время войны была в небольших количествах и заметной роли сыграть не могла. Кроме того большая часть поставленных в войска орудий как правило находилась далеко от «переднего края» являясь «особым противотанковым резервом» на случай прорыва больших групп тяжелых танков противника. Более того, на орудиях первого выпуска имелись только прицельные приспособления для стрельбы с закрытых позиций — панорама С-71А-5. Оптический прицел ОП1-5 для ведения огня прямой наводкой стали монтировать только через пару месяцев после начала серийного производства орудий. Впрочем, вскоре все орудия прицелами «прямой наводки» были укомплектованы.
На завершающем этапе войны 98 БС-3 были приданы как средство усиления пяти танковым армиям. Пушка состояла на вооружении легких артиллерийских бригад 3-х полкового состава (сорок восемь 76-мм и двадцать 100-мм пушек).
В артиллерии РВГК по состоянию на 1 января 1945 года находилось 87 пушек БС-3. В начале 1945 года в 9-й Гвардейской армии в составе трёх стрелковых корпусов было сформировано по одному пушечному артиллерийскому полку по 20 БС-3.
Для сравнения ПТ САУ СУ-100 с орудием аналогичного калибра Д-10С было выпущено в военное время в количестве около 2000. Естественно, что у СУ-100 действующих на поле боя в одном боевом порядке с танками, шансов встретить танки противника были намного выше и эти самоходки внесли гораздо больший вклад в дело борьбы с вражескими танками.

БС-3 имело ряд недостатков, которые затрудняли её использование в качестве противотанковой. При стрельбе орудие сильно прыгало, что делало небезопасной работу наводчика и сбивало прицельные установки, что, в свою очередь, приводило к уменьшению практического темпа прицельной стрельбы — качества для полевого противотанкового орудия очень важного.
Наличие мощного дульного тормоза при небольшой высоте линии огня и настильных траекториях, характерных для стрельбы по бронецелям, приводило к образованию значительного дымопылевого облака, демаскировавшего позицию и ослеплявшего расчет.
Подвижность орудия с массой более 3500 кг оставляла желать лучшего, транспортировка силами расчёта на поле боя была практически невозможна.
В ходе боевых действий на завершающем этапе войны БС-3 применялось в основном как корпусная пушка для стрельбы с закрытых позиций и для контрбатарейной борьбы благодаря своей высокой дальности огня.
Иногда она вела огонь прямой наводкой по укреплениям противника. Случаи же использования 100-мм орудий БС-3 против бронетехники были очень редкими.

Дать однозначную оценку этому орудию достаточно сложно. С одной стороны БС-3 уверенно поражала любой тяжелый германский танк, и было достаточно эффективно при стрельбе с закрытых позиций. С другой стороны, необходимость в таком орудии была неочевидной. К моменту принятия на вооружение БС-3 хребет «панцерваффе» был сломан, в РККА уже имелись достаточно эффективные 57-мм противотанковые орудия ЗИС-2, САУ СУ-100 и танки Т-34-85.
Более востребованной в годы войны была бы 85-мм противотанковая пушка, которая могла перекатываться на поле боя силами расчёта, была компактней, проще и дешевле в производстве. А в случае применения бронебойно-подкалиберного снаряда, по характеристикам бронепробиваемости не уступало 100-мм БС-3. Но разработка такого орудия затянулась, и оно поступило на вооружение уже после войны. Это было созданное под руководством главного конструктора Ф. Ф. Петрова 85-мм орудие Д-44, принятое на вооружение в 1946 году.

До прекращения производства в 1951 году промышленностью было поставлено в войска 3816 орудий БС-3.
В послевоенные годы пушку БС-3 подвергли небольшой модернизации, которая в первую очередь касалась боеприпасов и прицелов.
В первые послевоенные годы для буксировки орудия обычно использовались тягач АТ-Л и автомобиль ЗИС-151. В середине 50-х основным средством тяги стал лёгкий полубронированный гусеничный артиллерийский тягач АТ-П. В качестве тягача использовался так же МТ-ЛБ.

Обратите внимание на защитный кожух в левой части щита на месте прицела. Как я понял в этом и выражалась послевоенная модернизация, чвязанная с установкой ночного прицела.

До начала 1960-х пушки БС-3 могли бороться с любыми западными танками. Однако позже ситуация изменилась: бронебойные снаряды пушки БС-3 были неспособны пробивать лобовую броню башни а также верхнюю лобовую броню британских танков «Чифтен» и американских М-48А2 и М-60. Поэтому в срочном порядке были разработаны и приняты на вооружение оперенные кумулятивные и подкалиберные снаряды. Подкалиберные снаряды были способны пробивать любую броню танка М-48А2, а также башни танков «Чифтена» и М-60, однако не пробивали верхнюю лобовую броню данных танков. Кумулятивные снаряды были способны пробивать любую броню всех трех танков.
Однако после появления новых противотанковых орудий: 85-мм Д-48 и 100-мм гладкоствольных Т-12 и МТ-12, орудие БС-3 стало постепенно изыматься из войск и передаваться «на хранение». Значительное количество БС-3 было поставлено за рубеж, где они пользовались популярностью благодаря унификации по боеприпасам с орудиями широко распространенных советских танков Т-54/Т-55.

В 80-х годах орудие прошло последнюю, на мой взгляд, совершенно неоправданную для этой явно безнадёжно устаревшей артсистемы к тому времени модернизацию. В боекомплект 100-миллиметровой пушки БС-3 поступил управляемый противотанковый снаряд 9М117 (ракетный комплекс «Бастион»), его эффективная дальность стрельбы оставляла до 4000 метров и пробивавший по нормали 550-миллиметровую броню. Но к тому моменту в войсках орудий БС-3 оставалось уже немного, и можно сказать, что средства на опытно-конструкторские работы по модернизации были потрачены зря.
В настоящее время 100-мм орудия БС-3 в большинстве стран, куда они поставлялись, уже сняты с вооружения строевых частей. В России пушки БС-3 по состоянию на 2011 год состояли в качестве орудия береговой обороны на вооружении 18-й пулеметно-артиллерийской дивизии, дислоцированной на Курильских островах, а некоторое количество их имеется на хранении.

Вид на рабочее место наводчика. Маховики вертикального и горизонтального наведения расположены по одну сторону орудия, что выгодно отличает его от предшественников имеющих разнесенные механизмы наводки и, соответственно. мало приспособленный для быстрой стрельбы по движущимся целям.

Надпись производителя на казеннике:
БС-3
№ 7206 1945
Надпись в обрамлении квадратов - обозначения продукции завода "Большевик"

Сошники орудия

И теперь на закуску самое интересное.
Почему орудие производства Ленинградского завода "Большевик" попалов в Музей Пермской артиллерии?
Все дело в том, что первое опытное орудие, имеющее еще индекс С-3 в силу ряда причин было изготовлено именно на Машиностроительном заводе № 172 им. В.М.Молотова. Вероятно, именно оно попало на первые неудачные испытания в сентябре 1943 года.
На старой табличке возле орудия было указано, что в 1943 году под руководством заместителя главного технолога завода № 172 А.В.Белокрылова был разработан технологический процесс изготовления опытного образца.

Есть еще версия. что Мотовилихинский завод в послевоенный период осуществлял модернизацию и ремонт БС-3 и представленная в экспозиции пушка прошла его именно в Мотовилихе. Чтобы проверить это мы взяли в руки растворитель и отмыли ремонтный шильдик на левой станине перед очередной покраской орудия.
Печалька...
На шильдике мы видим уже знакомый квадрат завода "Большевик".
№ 7206 РЕМОНТ
52 П 412Н квадрат 1957
Что было написано на шильдике ниже, наверное, по причине коррозии уже вряд ли удастся восстановить кроме номера орудия 7206.
Все. Краска из краскопульта и занавес...

В свете вышеизложенного, думается, было бы не плохо Музею Пермской Артиллерии произвести обмен с питерским Музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи. Отдать им БС-3Н, а получить оттуда обратно С-3. В Питере БС-3Н нет!

Использованные источники.

Немного детектива в самом начале.

Одним из самых интересных моментов в истории создания этой пушки можно считать то, как это преподносят некоторые наши «эксперты». Дескать, все наши 100-мм орудия ведут свою родословную от орудий итальянца Минизини. В качестве довода приводят тот факт, что для вооружения крейсеров «Красный Крым», «Червона Украина» и «Красный Кавказ» было закуплено аж 10 зенитных артустановок.

Действительно, разве можно было в Советском Союзе что-то изобрести самостоятельно? Ни в коем случае.

На самом деле систем закуплено было даже больше, но суть не в этом. На старые (еще дореволюционной постройки) крейсеры действительно были установлены не самые новые зенитные орудия. Это была 100-мм пушка 10cm/50 K11 от фирмы «Шкода», спроектированная в 1910 году, которую итальянская фирма ОТО скопировала аж в 1924 году. А Эудженио Минизини сделал спаренную установку под эти стволы.

Пушка была морально и физически стара еще тогда, когда ее ставили на наши крейсеры. И уже в более новых проектах «26» и «26-бис» устанавливались Б-34, которые как раз к 1940 году прошли период «детских болезней».

Но даже Б-34 не являлась прародителем БС-3.

100-мм полевая пушка образца 1944 года (БС-3) - это единственная практически полностью конструктивно оригинальная крупносерийная полевая артсистема того времени. Все прочие, поступившие тогда на вооружение, представляли собой либо глубокую модернизацию ранее созданных, либо удачную комбинацию из элементов уже существовавших орудий.

Для БС-3 заимствования состояли в использовании баллистического решения устройства ствола от БС-34 и боеприпасов. Что вполне разумно, разработать орудие под уже имеющийся унитарный 100-мм боеприпас, нежели нагружать в военных условиях промышленность новым.


Кроме того, стоит отметить огромный потенциал и весьма выдающиеся характеристики пушки, позволившие ей несколько десятилетий стоять на вооружении многих стран. И даже в наши дни БС-3 применяется. Пусть и весьма отсталыми в плане вооружения странами, но тем не менее, факт остается фактом.


Вернемся, однако, в 1943 год. Когда до военного руководства СССР дошел тот факт, что с «Тиграми» и прочими зверями надо что-то делать.

Испытания показали, что против лобовой брони «Тигра» более-менее годны только две пушки: 85-мм зенитное орудие образца 1939 года и корпусное орудие А-19 калибра 122 мм.

Штатными противотанковыми средства армии, 45-мм пушки однозначно были непригодны для эффективной борьбы с новыми танками. Противотанковые боеприпасы орудий дивизионного и полкового звена также не были эффективны.

Корпусная артиллерия отвечала этим требованиям, но была тяжела, громоздка и поэтому маломаневренна и уязвима. Да и не столь уж многочисленна.

Первым разумным шагом стало возобновление выпуска 57-мм противотанковой пушки образца 1941 года. Вторым – работа ОКБ Грабина по обоснованию перспектив создания орудия под унитарный 100-мм боеприпас для Б-34.

Принципиально важным при этом являлось наличие именно отработанной технологии и сложившейся базы выпуска элементов выстрелов унитарного заряжания. Здесь требовалось только разработать бронебойный снаряд, отсутствовавший в номенклатуре боеприпасов Б-34.

Общую компоновку системы осуществил А. Е. Хворостин. Ствол-монобпок с вертикальным клиновым затвором и дульным тормозом проектировал И. С. Грибань. Люлькой занимался Б. Г. Ласман. Противооткатные устройства и уравновешивающий механизм разрабатывал Ф. Ф. Калеганов. Верхний станок - А. П. Шишкин, нижний - Е. А. Санкин. За прицельные приспособления отвечали П. Ф. Муравьев, Б. Г. Погосянц и Ю. В. Тизенгаузен.


Производством опытных образцов занялись на одном из старейших и заслуженных в отечественной артиллерийской истории предприятий - знаменитой «Мотовилихи», под руководством директора А. И. Быховского.

Первые испытания на Софринском полигоне выявили всего два принципиально серьезных недостатка.

Во-первых, оказалась неудачной конструкция крепления литого дульного тормоза при помощи втулки. Тормоз оторвало после нескольких выстрелов, и пришлось срочно менять на штампованный вариант.

Во-вторых, при стрельбе орудие сильно прыгало, что делало небезопасной работу наводчика и сбивало прицельные установки. Это, в свою очередь, приводило к уменьшению практического темпа прицельной стрельбы - качества для полевого противотанкового орудия очень важного.

Если с дульным тормозом все решилось, то вот от излишней прыгучести пушку так и не вылечили. И наводчикам пришлось срочно «переобучаться», дабы не получить в голову удар оптическим прицелом.

Испытания возкой показали перегруженность колес, вызванных изрядной массой орудия. В традициях ОКБ было применение стандартных автомобильных колес, и здесь пришлось применить парную установку колес от грузовика ГАЗ-АА с шиной ГК.


В период с 15 апреля по 2 мая 1944 г. были проведены войсковые испытания батареи из четырех пушек серийного изготовления завода № 232. Огневые испытания предусматривали стрельбы по трофейной бронетехнике: тяжелому танку Т-VI «Тигр» и штурмовому орудию «Фердинанд».

Об их результатах и общем настроении испытателей говорит выдержка из телеграммы, присланной 26 апреля Грабину начальником 18-го отдела ЦАКБ К. К. Ренне:

«Василий Гаврилович! Докладываю вкратце. По целям результаты хорошие. По «Тигру» с 500-1000 метров и 1300 метров и под углом 30 градусов лоб и 60 градусов борт проколачиваем без труда. Кучность и меткость не оставляют теперь сомнений...»

В итоге определили, что пушка способна поражать танк Т-VI по всей площади лобовой проекции (110 мм) на дистанциях до 2000 метров с любого ракурса. Сквозного пробития 200-мм «лба» «Фердинанда» достичь не удалось.

В борта оба представителя германского «зверинца» поражались на всех прицельных дистанциях.
Для попадания в движущуюся цель требовался, в среднем, расход 2,2 снаряда при скорострельности 4,5 выстрела в минуту.


С мая 1944 г. завод № 232 приступил к плановым поставкам БС-3, успев до конца года изготовить 275 пушек. С августа их выпуск начал завод «Арсенал» имени Фрунзе. Суммарный годовой выпуск составил 335 экземпляров.

Производство на заводе «Большевик» продолжалось три года, а завод № 7 делал БС-3 до 1953 г., что в итоге дало армии почти четыре тысячи пушек. И до появления на вооружении в начале 1960-х годов новых гладкоствольных орудий, пушка БС-3 и ее танковый аналог Д-10 (кстати, почти ровесница, обязанная своим появлением тем же предложениям НКВ в апреле 1943 г.) составляли основу средств противотанковой борьбы Сухопутных войск.

Пушка БС-3 перевозилась без передка. Для ее транспортировки во время Великой Отечественной войны использовались трехосные грузовики «Студебеккер» US-6. В послевоенные годы US-6 заменили отечественные автомобили ЗИС-151, ЗИЛ-157, бронетранспортер БТР-152 и гусеничные тягачи АТ-Л, МТ-Л и МТ-ЛБ.


Технические характеристики:

Масса пушки в боевом положении - 3650 кг.
Калибр ствола - 100 мм.
Длина ствола - 5960 мм/59,6 калибров.
Высота линии огня - 1010 мм.
Число нарезов - 40.
Габариты пушки в походном положении:
- длина - 9370 мм;
- высота - 1500 мм;
- ширина - 2150 мм;
Дальность стрельбы:
- ОФ-412 и ОФС - 20 тыс. м;
- ОФ-32 - 20,6 тыс. м;
- прямого выстрела - 1080 м.
Скорострельность - до 10 выстрелов в минуту.
Угол горизонтального наведения - 58 градусов.
Угол вертикального наведения - от -5 до +45 градусов.
Боеприпасы - БС, ДС, ОС, ОФС.
Заряжание - унитарное.
Прицельные приспособления:
- ОП1-5 - оптический прицел;
- С71А-5 - механический прицел (панорама).
Максимальная скорость буксировки - 50 км/ч.
Расчет - 6 чел.


Однако роль этой пушки в борьбе с танками противника скромнее, чем хотелось бы. К моменту её появления немцы практически не применяли танки массировано.

Кроме того, БС-3 во время войны выпустили в небольших количествах. Большая часть поставленных в войска орудий как правило находилась далеко от переднего края, являясь «особым противотанковым резервом» на случай прорыва больших групп тяжелых танков противника.

На завершающем этапе войны 98 БС-3 были приданы как средство усиления пяти танковым армиям. Пушка состояла на вооружении легких артиллерийских бригад 3-х полкового состава (сорок восемь 76-мм и двадцать 100-мм пушек).

В артиллерии РВГК по состоянию на 1 января 1945 года находилось 87 пушек БС-3. В начале 1945 года в 9-й Гвардейской армии в составе трёх стрелковых корпусов было сформировано по одному пушечному артиллерийскому полку по 20 БС-3.

Дать однозначную оценку этому орудию достаточно сложно. С одной стороны, на практике БС-3 уверенно поражала любой тяжелый германский танк, и было достаточно эффективно при стрельбе с закрытых позиций.


С другой стороны, на тот момент было чем ответить «зверинцу». В армии уже имелись достаточно эффективные 57-мм противотанковые орудия ЗИС-2, САУ СУ-100 и танки ИС, а также тяжелые ИСУ-122 и ИСУ-152. По-прежнему годились для борьбы с тяжелыми танками противника 122-мм пушки А-19 и 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20.

Источники:

Данное орудие находится в экспозиции музея военной истории с. Падиково Московской области
А. Бритиков. Нестареющая БС-3 (modelist-konstruktor.com/bronekollekcziya/nestareyushhaya-bs-3)
А. Б. Широкорад. Энциклопедия отечественной артиллерии

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!