Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Про танкостроение. История танкостроения

В мире есть несколько танковых музеев, но ни в одном из них нет такой огромной коллекции бронетехники, как на 64-м километре Минского шоссе в подмосковном поселке Кубинка. Здесь представлены во всей красе не только легендарные Т-34 и уникальные «тигры», но и единственный в мире сверхтяжелый немецкий танк «маус». Не забыты и современные виды отечественной бронетехники, которые находятся на вооружении в армиях многих стран.

Возникновение Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники напрямую связано с историей отечественных танковых войск. Система бронетанкового вооружения начала зарождаться в Красной Армии в конце 20-х — начале 30-х годов XX века. Создание и развитие подобной техники невозможно без испытательной базы, и в апреле 1931 года в Кубинке был организован Научно-испытательный бронетанковый полигон, где и проходили «крещение» все поколения отечественных танков и бронемашин. Испытывали на полигоне и зарубежные образцы, которые попадали в СССР по ленд-лизу, специально закупались для изучения или оказывались в распоряжении наших войск в в результате военных действий. Со временем коллекция полигона, находившаяся в распоряжении НИИ бронетанковой техники (38 НИИБТВТ Министерства обороны), увеличивалась. Чтобы обеспечить ей лучшую сохранность, были возведены вместительные ангары. А 10 сентября 1972 года по инициативе Главного маршала бронетанковых войск А.Х. Бабаджаняна на основе этой коллекции был открыт музей.

Размещенная в павильонах, на открытых площадках и постаментах коллекция уникального музея насчитывает более 300 образцов из 13 стран мира. Большая часть экспонатов — около 130 — отечественного производства. Здесь можно увидеть наиболее значимые в истории бронетехники машины от времен Первой мировой войны (британский Mk V в варианте «гермафродит» и «дедушка» современных танков французский FT-17 «рено») до современного поколения танков семейства Т-64-72-80. От первых отечественных бронированных машин (бронеавтомобиль «Остин Путиловский», макет первого танка типа «Русский Рено», частично восстановленный первый серийный советский танк МС-1) до танков и бронемашин, состоящих сейчас на вооружении Российской армии.

«Танки — война умов», — любил говорить видный деятель отечественного танкостроения Жозеф Яковлевич Котин. И коллекция Музея позволяет в этом убедиться. В экспозиции представлены не только машины, демонстрирующие магистральные пути развития бронетанковой техники, но и образцы поисковых разработок, которые не привели — по тем или иным причинам — к появлению принципиально новых моделей.

Танки и бронемашины расставлены в каждом павильоне в две линейки, строго разделенные по типам и по хронологии, а в «разноязычных» павильонах — и по странам. Экспозиция Музея — живая история танкостроения. Ведь ряд машин находятся на полном боевом ходу и выглядят в точности так, как в период их «действительной» службы в армии. Есть и несколько раритетных экземпляров, которые были восстановлены действующей при Музее поисково-реставрационной группой.

Музей открыли в 1972 году в День танкиста (второе воскресенье сентября), и с тех пор сюда приходит множество людей, интересующихся историей бронетехники. Особенно много посетителей, по традиции, бывает 9 мая и 23 февраля. В эти дни на бывшем полигоне можно увидеть торжественное «прохождение» танков, а энтузиасты из военно-исторических клубов вместе с сотрудниками Музея устраивают инсценировки боевых эпизодов с участием «живых» машин. Поскольку любители приезжают в подобные места на целый день, на территории Музея в дни массовых посещений организуют питание, а на лотках можно приобрести военно-историческую литературу и сборные модели военной техники.

Описывать экспозицию Музея — все равно, что рассказывать всю военную историю последних 90 лет. Поэтому взглянем лишь на некоторые образцы времен Великой Отечественной войны и те машины, вокруг которых сложилось немало легенд. Вторая мировая война — и Великая Отечественная как ее главная составляющая — стала «звездным» часом бронетехники. Ни до, ни после армии не использовали танки в таких масштабах. Полученный в те годы колоссальный опыт до сих пор влияет на развитие этого вида вооружений. На открытой площадке перед входом на территорию Музея как раз и представлены танки и самоходные артиллерийские установки (САУ), созданные в годы Второй мировой войны и применявшиеся Красной Армией.

«Сухопутные линкоры»

В павильоне № 1 стоят серийные и опытные советские тяжелые танки и САУ, созданные в период с 1930-х по 1960-е годы. Недалеко от входа сразу же обращает на себя внимание пятибашенный Т-35. В начале 1930-х годов такие обильно вооруженные «сухопутные линкоры» использовались в армии для усиления танковых соединений и пехоты при штурме подготовленной обороны противника. Это была вполне оригинальная машина, хотя в процессе ее создания конструкторы и использовали отдельные, уже существующие, зарубежные разработки. Т-35 символизировал в то время военную мощь нашей армии, не случайно на медали «За отвагу» выбито именно его изображение. Но наряду с достоинствами у этой машины были и серьезные недостатки. Например, сложности координации стрельбы из пяти пушек; танком было сложно управлять во время движения, а множество башен и большие размеры делали его уязвимым для огня противника. Всего была выпущена 61 машина. Музейный Т-35 — единственный сохранившийся образец. Надо сказать, что вопреки встречающимся иногда утверждениям в Советско-финляндской войне эти танки не участвовали, а к началу Великой Отечественной войны считались полностью устаревшими. Последний раз два Т-35 вышли в бой во время контрнаступления под Москвой в 1941 году.

В конце 1930-х годов началась разработка нового типа тяжелого танка. Главная задача — усиление противоснарядного бронирования. Три разработанных опытных образца — однобашенный КВ и двухбашенные СМК и Т-100 — прошли испытания в ходе Советско-финляндской войны, на одном из шасси Т-100 выполнили стоящую в этом же павильоне музея 130-мм самоходную артиллерийскую установку СУ-100Y. Но на вооружение попал только КВ («Климент Ворошилов»), сконструированный на ленинградском Кировском заводе под руководством Николая Леонидовича Духова и Жозефа Яковлевича Котина.

На начало войны КВ был наиболее защищенным серийным танком и единственным тяжелым танком с торсионной индивидуальной подвеской опорных катков. Однако изначально КВ не отличались высокой технической надежностью, и пришлось приложить немало усилий для их усовершенствования. Эти работы велись уже в Челябинске (куда был эвакуирован Кировский завод). На челябинском Кировском заводе (ЧКЗ), ставшем базой для знаменитого «Танкограда», и был создан более надежный «скоростной» КВ-1С. Но танк по-прежнему был вооружен 76-мм пушкой, которая не могла с требовавшихся в бою дальностей «пробить» появившиеся на фронте тяжелые германские танки. В сентябре–октябре 1943 года выпустили (также представленные в Музее) КВ-85 с 85-мм пушкой в литой башне. Этот самый удачный вариант семейства КВ завершил работу конструкторов над данным семейством танков.

Требования времени диктовали необходимость появления танков с качественно лучшей защитой и большей огневой мощью. При этом важно было не увеличивать их массу, чтобы не снижать подвижность и скорость передвижения, и сохранить способность переходить мосты — особенно временные. Эту задачу решили в Челябинске под руководством Котина и Афанасия Семеновича Ермолаева. Используя литые корпус и башню, в широких пределах меняя углы наклона и толщину брони в зависимости от вероятности попадания снарядов, конструкторы создали тяжелый танк ИС («Иосиф Сталин»), положивший начало новому танковому семейству. Вслед за ИС-1 с 85-мм пушкой в январе 1944 года появился ИС-2 — в его башню удалось установить мощную 122-мм пушку, позволявшую на дальности до 1 000 м бороться даже с «королевским тигром» (при том, что ИС-2 был на 22 тонны легче не намного превосходившего его по боевым качествам «королевского тигра»). Правда, скорострельность и боекомплект пушки все равно оставляли желать лучшего. На открытой площадке Музея посетители могут увидеть уже послевоенную модификацию ИС-2.

Развитие германских противотанковых средств требовало прежде всего увеличения толщины брони. В результате в самом конце войны появился ИС-3, степень его бронирования и огневая мощь оказали значительное влияние на развитие бронетехники в первое послевоенное десятилетие.

«Тридцатьчетверки» и их наследники

С легендарного танка Т-34 и САУ на его шасси логично начинается экспозиция павильона № 2, посвященного самым массовым типам танков — средним и основным. Здесь можно увидеть и наследников «тридцатьчетверки» (средние танки Т-44, Т-54, Т-55, Т-62), и модификации трех советских основных боевых танков (Т-64, Т-72 и Т-80), кроме того — ряд малоизвестных опытных послевоенных машин и стенд с образцами выстрелов из боекомплектов послевоенных танков.

Тяжелый танк КВ, средний Т-34 и легкий Т-40, принятые на вооружение РККА 19 декабря 1939 года, стали основой ее бронетанкового вооружения в годы Великой Отечественной войны. Т-34, разработанный в Харькове коллективом конструкторов под руководством Михаила Ильича Кошкина (Александр Александрович Морозов, Николай Алексеевич Кучеренко, Яков Ионович Барана, Василий Григорьевич Матюхин, Алексей Александрович Молоштанов, Марк Абрамович Набутовский и другие), — самый знаменитый и одновременно самый «неизвестный» танк в истории советской бронетехники, ставший одним из символов Победы над фашистской Германией. Об этой машине с самого начала появилось множество легенд, в первую очередь связанных с его боевыми качествами. Существует, например, распространенная версия, что Т-34 — танк, который невозможно уничтожить, хотя совершенно очевидно, что таких машин просто не существует. Однако в начале войны немецкие противотанковые средства переднего края действительно редко могли поразить Т-34 — благодаря качеству и толщине его брони, а также большим углам ее наклона (рациональная форма бронирования стала общим направлением в советском танкостроении накануне войны).

Превосходство Т-34 над германскими танками 1941 года было бы неоспоримым, если бы не несколько важных «но». Невысокое качество оптики, а самое главное — недостаточная надежность машины. К тому же командир танка, выполняя функции наводчика, обладал очень ограниченным обзором и, следовательно, не мог полностью оценить боевую ситуацию. В германских же средних танках командир был освобожден от обязанностей наводчика и благодаря командирской башенке имел круговой обзор. Вместе с полной радиофикацией это давало германским танковым частям существенные преимущества. Хотя по своему вооружению и качеству броневой защиты они до середины 1942 года сильно уступали «тридцатьчетверкам». Что же касается подвижности Т-34, можно без преувеличений сказать, что средние боевые танки немецкой армии так никогда и не сумели побить «тридцатьчетверки» по этому показателю. Подвижность и проходимость нашему танку обеспечивали дизельный двигатель В-2, разработанный Я.Е. Вихманом и И.Я. Трашутиным, и ходовая часть с широкими гусеницами. Главными преимуществами дизеля были не столько «меньшая пожароопасность», сколько высокая мощность на единицу объема и меньший расход топлива. За годы войны В-2 продемонстрировал свою надежность и неприхотливость — качество топлива не сильно влияло на его работу. Не случайно двигатель В-2 представлен в Музее отдельно на особом стенде.

Танк — боевая машина, а в бою «комфортно» не бывает. Но теснота рабочих мест Т-34 безусловно повышала утомляемость экипажа, особенно на марше. Хотя надо сказать, что танкисты охотно прощали и этот недостаток любимой машине.

Самым массовым танком Красной Армии Т-34 стал лишь в 1943 году. Однако к этому времени на фронте появились более мощные германские танки и противотанковые средства. Выход был только один: модернизация Т-34 (почти на пределе возможностей шасси) с установкой 85-мм пушки. Т-3485 — его можно увидеть перед павильоном № 2 на постаменте и на открытой площадке рядом с Т-34 выпуска 1941 года — появился в войсках весной 1944 года. Новая пушка и прицел значительно повысили результативность стрельбы, позволяя воевать с «тиграми» и «пантерами» на дальностях 500— 1 000 м. Башня на Т-34-85 стала трехместной и получила командирскую башенку. Лобовая броня башни на дальности от 500 м защищала от снарядов наиболее распространенных германских 75-мм танковых и противотанковых пушек.

Танки Т-34-85 освобождали Белоруссию, Украину, Прибалтику, страны Европы и принесли самую большую славу знаменитой «тридцатьчетверке», а после войны долгие годы находились на вооружении в армиях многих стран мира.

«Тридцатьчетверки» отличались и высокой технологичностью производства — в годы войны их строили на 7 заводах. На вооружение поступило 12 модификаций Т-34 и машин, созданных на их базе. Но если учитывать различия производств и изменения конструкции, моделей было намного больше. Т-34 стал первым средним танком, выпуск которого поставили на поток. Литье башен и автоматическая сварка брони под слоем флюса заметно ускорили и удешевили производство. Количество «тридцатьчетверок», выпущенных за время войны, оказалось рекордно большим: 33 805 танков Т-34, 21 046 — Т-34-85 и около 5 780 САУ на их шасси.

Простота машины в эксплуатации позволяла в сжатые сроки готовить боевые экипажи. Любили танк и ремонтники — Т-34 был удивительно «терпим» к ремонту в полевых условиях. В среднем каждый выпущенный в годы войны Т-34 и САУ на его базе восстанавливались по 3-4 раза.

Оптимальное сочетание основных боевых качеств, технологичности производства, простоты освоения, высокой ремонтопригодности обеспечили Т-34 звание лучшего танка Второй мировой войны и одного из шедевров конструкторской работы. Стоит напомнить и об еще одной заслуге Т-34 — его появление положило конец мнению об «отсталости» и «вторичности» советской бронетанковой техники в мире.

Нелегкая участь легких танков

В начале войны основную массу советских танков составляли легкие машины, самыми распространенными среди которых были различные модификации танка сопровождения пехоты Т-26 и маневренные колесно-гусеничные танки серии БТ. Советские легкие танки разных лет, машины на их шасси и послевоенная воздушно-десантная бронетехника расположены в павильоне № 3.

Главной особенностью танков БТ («быстроходный танк»), выпускавшихся на Харьковском заводе им. Коминтерна, была способность двигаться по дорогам на колесном ходу со снятыми гусеницами, а потом за полчаса устанавливать гусеничный ход перед началом боя. Идея такой ходовой части была разработана американцем Уолтером Кристи, поэтому танки БТ назывались еще «танками типа Кристи». Но эти машины не были предназначены для войны «на дорогах» (хотя в последнее время в литературе нередко встречаются подобные утверждения). Колесный ход использовался только при оперативных перебросках — для сохранения ходовой части и дорожного полотна. Развитие колесно-гусеничных танков фактически прекратилось в 1939 году после того, как был создан гусеничный танк А-32 — предшественник Т-34. Индивидуальную подвеску «типа Кристи» конструкторы сохранили, а чуть позже использовали и при разработке гусеничного Т-34.

Большинство БТ было потеряно в первые месяцы войны, но уцелевшие машины продолжали воевать на советско-германском фронте еще в 1944 году, а последний раз БТ участвовали в боях в августе 1945 года — с японскими войсками.

В тяжелых условиях начала войны, когда основные танкостроительные предприятия эвакуировались на восток, а другие заводы еще только осваивали выпуск средних и тяжелых машин, роль легких танков, использующих автомобильные агрегаты, трудно было переоценить. Одним из них был легкий плавающий танк Т-40. Чтобы увеличить выпуск Т-40, его производили и в «сухопутном» варианте. Одновременно под руководством Николая Александровича Астрова на заводе № 37 на его основе разработали танк Т-60 с усиленным бронированием и 20-мм пушкой. Танки, созданные для разведки, вынужденно использовались для поддержки атак пехоты. Вооружение и бронирование Т-60 было недостаточно мощным. Поэтому на легкий танк Т-70, созданный под руководством Астрова уже на Горьковском автозаводе в 1942 году, установили 45-мм пушку, а толщину лобовой брони довели до 40 мм. Т-70 получил также оригинальную силовую установку из последовательно спаренных двигателей. Боевую эффективность Т-70 снижали несколько существенных особенностей: командир в одноместной башне был одновременно и наводчиком, и заряжающим, а карбюраторная силовая установка у правого борта повышала уязвимость и пожароопасность танка. Однако Т-70 выполнил свою задачу — поддерживал боеспособность танковых подразделений до насыщения их танками Т-34 и оказался, таким образом, вторым по массовости советским танком, служившим в действующей армии.

Хотя в 1930-е годы в СССР разработали несколько комплексов самоходных артиллерийских установок (САУ), к началу войны РККА серийных САУ на вооружении не имела, если не принимать в расчет танки КВ-2 со 152-мм гаубицей в высокой башне. Лишь в начале Великой Отечественной войны необходимость производства САУ стала очевидной.

Сначала выпустили около 100 открытых ЗИС-30 с 57-мм противотанковой пушкой на шасси тягача «Комсомолец». И только в конце 1942 — начале 1943 года на вооружение поступили легкая СУ-76 на удлиненном шасси Т-70 (она стоит в павильоне № 3), средняя СУ-122 на шасси Т-34 (ее можно увидеть в павильоне № 2 рядом с Т-34) и тяжелая СУ-152 на шасси КВ-1С (стоящая, соответственно, в павильоне № 1). Для установки более мощного вооружения, чем на базовых танках, орудия монтировали в неподвижных рубках. Опыт военных действий показал, что самоходная артиллерия незаменима для сопровождения танков и пехоты в атаке и подвижного противотанкового резерва в обороне.

Весьма удачной оказалась средняя СУ-100, разработанная под руководством Л.И. Горлицкого и А.А. Кузимы на шасси Т-34-85. Ее выпускали на «Уралмаше» начиная с середины 1944 года. Благодаря 100-мм пушке, неплохому бронированию и улучшенному обзору она оказалась одной из лучших противотанковых САУ времен Второй мировой войны.

Наиболее удачными тяжелыми САУ стали самоходные 152-мм гаубицы-пушки — орудия ставили в хорошо защищенную рубку сначала на шасси танка КВ-1С, а затем — на шасси ИС (ИСУ-152). ИСУ-152 с сильными бронебойными и осколочно-фугасными снарядами использовалась для непосредственной поддержки танков, разрушения укреплений и заграждений. За эффективные действия в бою против тяжелых танков противника эти САУ прозвали «зверобоями». Отлично зарекомендовавшие себя ИСУ-152 и СУ-100 продолжали свою службу и после войны.

«Валентайны» по ленд-лизу

Танков, поставленных в СССР по программе ленд-лиза из США, Великобритании и Канады, было значительно меньше количества боевых машин, выпущенных на собственных заводах. Тем не менее они сыграли немаловажную роль в ряде сражений и операций на советско-германском фронте. Первые британские и американские танки поступили в сентябре—декабре 1941 года, существенно пополнив оскудевший к тому времени танковый парк РККА, состоявший по большей части из легких машин. Некоторые модели танков и бронемашин, полученных из Великобритании, Канады и США, выставлены в павильоне № 5 и на открытой площадке.

Великобритания поставляла в СССР пехотные танки, созданные для непосредственной поддержки пехоты и отличавшиеся мощным бронированием и хорошей проходимостью при небольшой скорости хода. Больше всего РККА получила из Англии танков Mk III «валентайн» (эта машина стоит на площадке при входе рядом с советскими танками времен войны). Mk III обладал сравнительно плавным ходом, удобством рабочих мест экипажа, был неплохо бронирован. 40-мм пушка по своему бронебойному действию не уступала советской 45-мм танковой пушке, но не имела в боекомплекте осколочного снаряда. С насыщением РККА танками Т-34 и КВ британские танки, как и легкие американские, уже не играли такой существенной роли в военных действиях. На завершающем периоде войны из британских танков в войсках оставались только «валентайны» с 57-мм пушками, обладавшими неплохими бронебойными характеристиками, но по-прежнему не имевшими эффективного снаряда для борьбы с пехотой и полевыми укреплениями.

Средние американские танки М3 «генерал Ли» отличались многоярусной установкой вооружения. К началу войны у американцев не было опыта установки в башне пушек среднего калибра, поэтому 75-мм пушку они разместили в спонсоне с правого борта, в башне поставили 37-мм пушку, во вращающейся командирской башенке — пулемет. Стабилизаторы пушек в вертикальной плоскости позволяли вести прицельный огонь с ходу, но ограниченный угол обстрела сильно снижал эффективность 75-мм пушки. К тому же из-за своей компоновки и звездообразного двигателя танк получился слишком высоким и уязвимым, так что наши танкисты даже прозвали эти машины «каланчой» или «братской могилой на шестерых».

Куда эффективнее оказались американские же средние танки М4А2 «генерал Шерман» с 75- или 76-мм пушкой во вращающейся башне с дизельной силовой установкой. По боевым качествам «генерал Шерман» не уступал Т-34 с 76-мм пушкой.

По ту сторону фронта

Павильон № 6, где собрана бронетехника нацистской Германии, вызывает особый интерес, поскольку дает возможность убедиться, с какой мощной военной машиной и совершенной военной промышленностью пришлось столкнуться нашей стране. А заодно вспомнить, что около 75% потерь германской армии в танках и САУ приходятся на Восточный фронт.

В начале войны немцы делали ставку на средние танки — Pz. III с 50-мм пушкой «противотанковых» возможностей и Pz.IV с короткоствольным 75-мм орудием поддержки. Появление новых советских средних и тяжелых танков заставило немцев перевооружать свои боевые машины и усиливать их бронирование. Основным в германской армии стал постоянно модернизируемый Pz.IV. К примеру, уже в начале 1942 года он получил длинноствольную 75-мм пушку. Немецкие танки были оборудованы карбюраторными двигателями, которые работали на синтетическом бензине. Для Германии, не имевшей собственной нефти, такой вариант был наиболее экономичным в условиях войны.

Постепенно в германском танкостроении произошла смена приоритетов — к середине войны главную роль стали отводить сильному бронированию и дальнобойным пушкам с высоким бронебойным действием снаряда. Возобновились закрытые в начале войны работы над тяжелыми танками. Уже в 1942 году появился тяжелый танк Pz.VI «тигр» (созданный, кстати говоря, отнюдь не Фердинандом Порше, как об этом порой пишут, а под руководством Эрвина Андерса на фирме «Хеншель»). Впервые он появился в сентябре 1942 года под Ленинградом, затем под Сталинградом. «Хищник» оказался хоть и медлительный, но с толстой шкурой, длинными зубами и острым зрением. 88-мм пушка, отличная оптика, сильная броня и хорошая управляемость на ходу делали «тигр» чрезвычайно грозным противником вплоть до появления на фронте советского ИС-2. «Тигр» мог поражать все типы советских танков в радиусе 1 000 м. Но и у этой машины были недостатки — например, шахматное расположение опорных катков повышало проходимость танка, зато весной и осенью грязь, набивавшаяся между катками, лишала его подвижности. Для перевозки на железнодорожной платформе этот танк «обували» в узкие «транспортные» гусеницы, «переобувая» потом на широкие «боевые». Но самое главное — у немцев не было возможности производить «тигры» в необходимых количествах. Тем не менее на шасси «тигра» строились САУ (вроде «штурмтигра») и эвакуационные тягачи. Стоящий на Кубинке Pz.VIE «тигр» — один из нескольких сохранившихся в мире.

Серьезную ставку делали немцы и на танк Pz.V «пантера». Характерно, что наклонную установку бронелистов и широкие гусеницы «пантера» получила под явным влиянием Т-34. Чуть позже такие же черты проявились в конструкции самого тяжелого серийного танка Второй мировой — Pz.VI B «тигр» II (или «королевский тигр»).

К началу сражения на Курской дуге летом 1943 года в вермахте кроме «тигра» и «пантеры» появилось и «тяжелое штурмовое орудие» «фердинанд» (известное также под именем «элефант»). Эти САУ с длинноствольной 88-мм пушкой в неподвижной рубке строились как раз на шасси не принятого на вооружение «тигра Порше», а потому и построили «фердинандов» всего 90—92 штуки (хотя, если судить по художественной и мемуарной литературе, их было значительно больше). Поэтому особой роли эта безусловно грозная машина в войне не сыграла. У дальней стены павильона стоят огромная самоходная 600-мм мортира типа «карл» и единственный сохранившийся «в металле» сверхтяжелый танк «маус» — «мышь» (хотя у нас предпочитают более шутливое название — «мышонок»). Сверхтяжелые танки пытались строить и раньше — в том числе в той же Германии, — но именно «маус» окончательно продемонстрировал всю тупиковость этой идеи. Его разработкой руководил Фердинанд Порше, и в конструкции танка немало интересных систем — например, электромеханическая трансмиссия оригинальной схемы, приводы управления, автоматическая система пожаротушения, приспособления для подводного вождения (ведь редкий мост выдержал бы монстра весом 188 тонн). Два опытных экземпляра «мауса» послужили своего рода стендом для проверки ряда конструктивных решений, но в целом были мертворожденными машинами. Рассказы о «маусах», защищавших здание Генштаба в Цоссене и «вход в рейхсканцелярию» в Берлине, — не более чем легенды. Оба «мауса» оставались на испытательном полигоне под Куммерсдорфом и при приближении советских войск были подорваны. Из их останков и сохранившегося задела запчастей советские специалисты собрали один танк и после испытаний на полигоне передали его на хранение.

Рядом с гигантами примостились куда более интересные «карлики» — управляемые по проводам и по радио танкетки «голиаф». Такие танкетки — «сухопутные торпеды» — с электрическим или мотоциклетным двигателем предназначались для прорыва заграждений и подрыва укреплений, но уже летом 1943 года их пытались применять и против танков. Хотя не слишком удачно, так как проходимость низеньких танкеток была приемлемой только на ровной местности без кочек и пеньков. Более солидная танкетканоситель подрывного заряда B-IV «боргвард» на марше управлялась водителем, а к объекту двигалась с помощью радиоуправления (она могла оставить у цели заряд в 500 кг взрывчатого вещества или взорваться вместе с ним). Немцы не были первооткрывателями в создании таких машин. В СССР в 1930-е годы сформировали несколько подразделений «телетанков» с радиоуправлением, хотя в боях их — в отличие от немцев — так и не применили.

В соседнем павильоне № 7 (где собрана бронетехника Венгрии, Италии, Китая, Польши, Франции, Чехословакии, Швеции, Японии) можно увидеть еще две машины, с успехом использовавшиеся вермахтом: легкий танк LT-38 «прага» и САУ «хетцер». После оккупации Чехословакии LT-38 — лучший легкий танк конца 1930-х годов — продолжал выпускаться уже для нужд германской армии, в которой получил обозначение Pz. 38(t). Как и другие танки, он послужил основой для нескольких САУ, и стоит отметить, что с 1943 года САУ стали занимать все большее место в германском танкостроении, а в 1944 году их производство превысило выпуск танков. Агрегаты 38(t) были использованы и при создании легкого истребителя танков «хетцер» с 75-мм пушкой. Приземистый корпус с большими углами наклона бронелистов неплохо защищал от снарядов, 75-мм пушка обеспечивала эффективную борьбу со средними танками — особенно из засад. Маленький, подвижный и сравнительно несложный в производстве, «хетцер» был опасным противником и недаром считается одной из лучших САУ Второй мировой войны. К счастью для Красной Армии, появился он уже на последнем этапе войны.

Бронетанковые и механизированные войска зародились в годы Советской власти. Они развивались в направлении создания крупных танковых и механизированных соединений, повышения огневой мощи, броневой защиты и маневренности танков.

В начале 30-х годов на вооружение Красной Армии стали поступать легкие танки Т-26, танкетки Т-27, плавающие танки Т-37, а затем средний танк Т-28 и тяжелый танк Т-35. По огневой мощи и броневой защите средние и тяжелые танки превосходили однотипные образцы бронетанковой техники иностранных армий (приложение, таблица).

Между тем, как показал опыт боевого применения танковых частей в Испании (1936-1939гг.), на р. Халхин-Гол (1939 г.) и в советско-финляндской войне (1939-1940 гг.), наши легкие танки имели слабую броневую защиту и пробивались даже осколками снарядов крупнокалиберной артиллерии противника. Использование в качестве горючего высококачественного авиационного бензина делало их легковоспламеняемыми. Малокалиберные танковые пушки не обеспечивали эффективную борьбу с артиллерией противника. 1. Плотников С.Е, Савченко И.Ф. Оружие победы. -М., 1986. с 230

Наиболее массовым советским танком к началу войны являлся танк БТ - быстроходный танк. На советских дорогах он мог развивать скорость до 70 км в час, а запас хода был доведен до 700 км. Серийные танки БТ могли форсировать по дну почти под водой глубокие реки, что и сегодня могут сделать не все зарубежные образцы. Подвижность, скорость и запас хода БТ являлись следствием его рациональной, но очень тонкой и легкой брони. Особенностью БТ являлась и его ходовая часть. БТ по полевым дорогам двигался на гусеницах, но, попав на хорошие дороги, мог сбрасывать тяжелые гусеницы и дальше двигаться как автомобиль.

В 1939 г. конструкторским бюро Ж.Я. Котина был создан тяжелый танк КВ. Уже в сентябре первый опытный образец был направлен на Карельский перешеек, где принял участие в боях с белофинами, показав высокие боевые качества.

Танк КВ был принят на вооружение Красной Армии 19 декабря 1939 г. И запущен в серию в двух вариантах: КВ-1 с 76-мм пушкой и КВ-2 с 152-мм гаубицей. В начале Великой Отечественной войны танки КВ по огневой мощи и броневой защите в несколько раз превосходили любые немецкие танки.

О высоких боевых характеристиках танков КВ свидетельствует следующий пример из опыта битвы под Москвой. В октябре 1941 года немецко-фашистские войска, наступая на Москву, овладели городом Наро-Фоминском. С целью освобождения города советские войска предприняли контратаку, однако она успеха не имела. В этом бою только два танка - один тяжелый КВ и средний Т-34 прорвались в город. Противник сосредоточил по ним огонь противотанковых орудий. Был подбит и подожжен танк Т-34, но перед броней КВ вражеские снаряды оказались бессильны. На большой скорости танк прошел по центральной улице города. У одного из домов командир танка лейтенант Хетагуров заметил скопление вражеских машин и солдат. Развернув машину, он ударил по дому. Под его развалинами были погребены и машины и солдаты. Затем Хетагуров повел танк к штабу фашистской части и огнем из орудия разрушил его. Та же участь постигла и вражеские орудия, замаскированные у церкви.

Обратный путь танк прокладывал по шоссе, занятому ротой гитлеровских солдат. "Огненный рейс" экипажа Хетагурова, как назвали его в дивизии, продолжался полтора часа. За это время танк дважды прошел через город, засек рад огневых точек, уничтожил несколько орудий, шесть пулеметов и большое количество гитлеровских солдат и офицеров 2. Плотников С.Е, Савченко И.Ф. Оружие победы. -М., 1986. с 265.

В 1940 г. появился средний танк Т-34 конструкции М.И. Кошкина, А.А. Морозова, Н.А. Кучеренко. Он стал лучшим средним танком второй мировой войны, на много лет вперед определившим пути развития мирового танкостроения.

Весной 1940 года два танка Т-34 первого выпуска совершили пробег по маршруту Харьков - Москва и 17 марта в Кремле были продемонстрированы членам советского правительства. Тогда же было подписано постановление о начале серийного производства этих боевых машин. Создатели этого танка установили на среднем танке длинноствольную 76-мм танковую пушку с большой начальной скоростью снаряда и специальный дизельный двигатель В-2 мощностью 500 л.с., который был экономичен, надежен в эксплуатации и позволял развивать скорость до 55 км/час. Широкие гусеницы намного повышали проходимость танка. При сравнительно небольшом весе (28 т) толщина брони была доведена до 45-52 мм. В сочетании с обтекаемой формой корпуса и оптимальным углом наклона броневых листов Т-34 был малоуязвим для противотанковых пушек того времени.

Позднее, в 1943 году 76-мм пушка на Т-34 была заменена более мощной 85-мм, чем были сведены на нет усилия немецких конструкторов, пытавшихся созданием "пантер" и "тигров" ликвидировать огневое превосходство нашего танка.

Обе эти машины имели дизельные моторы, обладали сильной противоснарядной броней, хорошей проходимостью и высокой скоростью. Серийное производство этих танков началось незадолго до начала войны. В 1940 г. было выпущено всего лишь 358 таких боевых машин (115 Т-34 и 243 КВ). Вследствие этого перед началом войны на вооружении бронетанковых частей новых танков было крайне мало. 3. Тюшкевич С.А. Советские Вооруженные Силы. -М.: Воениздат, 1978. с 131

Предвоенные планы советского руководства о переброске в Западную Европу большого количества танков привели к появлению летающего танка.

Конструкторским бюро О. Антонова было предложено навесить на обычный серийный танк крылья и хвостовое оперение, используя корпус танка как каркас для всей конструкции. Эта система получила название КТ - крылья танка. Приводы воздушных рулей крепились к пушке танка. Экипаж танка осуществлял управление полетом, находясь внутри танка, путем поворота башни и подъема пушечного ствола. В книге западногерманского эксперта С. Залога есть уникальная фотография летящего в небе танка с крыльями и хвостом. После приземления крылья и оперение сбрасывались, и танк снова превращался из крылатого в обычный. 4. Мельников П.В. Развитие тактики сухопутных войск в Великой Отечественной войне. -М.: ВАФ, 1981.с 406

В августе 1944 г. были готовы и отправлены на испытания опытные образцы новых самоходок. Они завершились полным успехом, и в сентябре началось серийное производство боевых машин, получивших официальное обозначение СУ-100. Выпуск СУ-85 прекратили, тем более, на фронт уже начали поступать модернизированные «тридцать четверки», оснащенные 85-мм пушкой ЗИС-С-53 со стволом длиной 54,6 калибров. Поставлять Действующей армии две боевые машины с одинаковым вооружением было бы нецелесообразно.

До конца года на «Уралмаше» изготовили 500 самоходок СУ-100, а всего же их сделали около 2500. После второй мировой войны их выпуск по советской документации наладили и на заводах Чехословакии.

В Великую Отечественную СУ-100 применяли для огневой поддержки наступающих стрелковых и танковых подразделений, причем по маневренности, живучести и огневой мощи они почти не уступали Т-34/85 и новым тяжелым танкам ИС-2. К тому же СУ-100 были неплохо защищены и их расчеты вели успешные бои с немецкой самоходной бронированной техникой - на дистанции 1 тыс. м их бронебойные снаряды пробивали корпуса и башни, выполненные из стали толщиной 160 мм, а 2 тыс. м - 125-мм бронелисты.

Приведем лишь один пример - во время боев в Силезии полк СУ-100 за день отразил четыре атаки полусотни вражеских танков, причем было уничтожено либо выведено из строя 16 машин. Столь же эффективно расчеты СУ-100 разрушали осколочно-фугасными снарядами долговременные и деревоземляные огневые точки, преграждавшие путь наступающей советской пехоте, подавляли батареи вермахта, нередко делая это с закрытых позиций. На подобное были способны немногие самоходные и штурмовые орудия других стран.

В последний раз СУ-100 отличились в Великую Отечественную войну при штурме Берлина в апреле-мае 1945 г. А потом еще долго оставались на вооружении Советской Армии. Кстати, далеко не все знают, что в составе 40-й армии, составлявшей основу так называемого «ограниченного контингента» советских войск, действовавшего в 70 - 80-е гг. в Афганистане, применялись эти бронированные ветераны, выдержавшие проверку временем. 5. Самсонов А.М. Вторая мировая война. -М.: Воениздат, 1966.с 66

Начиная с Первой мировой войны и по сей день танки господствуют на полях войн и локальных конфликтов. В СССР танкостроение было налажено хорошо. Танки модернизировались и становились всё более эффективными.

Первые танки

Танки впервые нашли боевое применение на полях Первой мировой войны. Однако на Восточном фронте ни русские, ни германские войска никогда танков не применяли. Первым этапом в развитии танкостроения в Советской России стало копирование трофейных образцов, захваченных в ходе Гражданской войны. Так, на основе захваченных в 1919 году в боях под Одессой танков «Рено» была создана на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде серия из 12 танков. Следующим шагом стало создание танков «МС-1», которые нашли первое боевое применение в боях на КВЖД в 1929 году. К концу тридцатых годов они стали использоваться как неподвижные огневые точки.

Поиски и решения

Вторым этапом можно назвать период 1929 - 1939 годов, когда на основе приобретённых за рубежом проектов создавались собственные танки. Одни машины содержали значительные заимствования, другие - гораздо меньшие. Главной задачей было дать Красной Армии большое количество простых в производстве и эксплуатации танков. Так появились относительно простые и массовые советские лёгкие танки «Т-26» и «БТ», неплохо зарекомендовавшие себя в военных конфликтах межвоенного периода.

Период 1930-х для всего мира и не только для СССР был временем поиска решений, каким именно должен быть танк. Существовали самые различные идеи и концепции: от тактико-технических данных и до способов применения. Отражением идеи создания многобашенного танка в СССР стало появление танков «Т-28» и «Т-35», предназначенных для прорыва укреплений противника.

«Т-28» неплохо показали себя в ходе Польского похода и в непростых условиях Советско-финской войны. Однако после войны с Финляндией остановились на идее создания однобашенного танка с противоснарядным бронированием. Большим успехом стало создание дизельного двигателя «В-2», который устанавливался в годы Великой Отечественной войны на все советские средние и тяжёлые танки. Так, ещё 3 ноября 1939 года нарком обороны Ворошилов и нарком среднего машиностроения Иван Лихачёв докладывали в ЦК ВКП(б), что советские танкостроители в короткий срок «добились действительно выдающихся результатов, сконструировав и построив танки равных которым нет». Речь шла о танках «Т-34» и «КВ».

Первые в мире

В канун Великой Отечественной войны производство танков было развёрнуто в Харькове, Ленинграде и Сталинграде (перед войной начали осваивать производство «Т-34»). А к началу Второй мировой войны СССР по количеству танков превосходил любую армию мира. Кроме того, одной из особенностей СССР стало массовое (например, в сравнении с Германией) производство бронеавтомобилей, также сыгравших значительную роль в военных конфликтах конца 1930-х.

Отказ от лёгких танков

Период Великой Отечественной войны характерен целым рядом тенденций. Во-первых, в ходе эвакуации промышленности на восток страны и огромных потерь в танках в первые месяцы войны требовалось создание и выпуск простых и дешёвых боевых машин. Таковым стал второй по массовости после «Т-34» танк «Т-60», созданный на базе плавающего танка «Т-40».

Вооруженный 20 мм автоматической пушкой и 7,62 мм пулемётом танк сыграл важную роль в битве под Москвой. Дальнейшим его развитием стали лёгкие танки «Т-70» и «Т-80» с усиленной броневой защитой и 45-мм пушкой.

Однако после 1943 года дальнейшее проектирование и производство лёгких танков в СССР было признано нецелесообразным из-за большой уязвимости, хотя Германия и страны антигитлеровской коалиции в разных пропорциях продолжали производство подобных машин.

«Тридцатьчетвёрки»

Второй тенденций стало очень быстрое развитие и старение танков - если на 1941 год советские «Т-34» и «КВ» с 76 мм пушками были почти неуязвимы в танковых боях, то с середины 1942 года картина изменилась - требовалось создание более мощных танков. В СССР пошли по пути создания пусть не идеального, но простого и массового танка каковым стал «Т-34/76» и «Т-34/85».

«Т-34» стал самым массовым танком Второй мировой войны. Всего за годы войны было выпущено около 48 тыс. «тридцатьчетвёрок». Для сравнения: танков «Шерман»- 48 тыс., а немецких «Т-IV» – около 9,5 тыс.

Т-34 действительно оказался лучшим вариантом для отечественной промышленности, армии и специфических условий боевых действий от Кавказа до Заполярья.

Подобные тенденции отразились и в создании тяжелых танков ИС. Кроме того если до Великой Отечественной войны самоходные орудия не занимали значительного места в системе вооружения Красной Армии, то с середины войны наоборот - САУ начинают играть значительную роль и запускается их массовое производство.

После войны. Три танка

Послевоенный период характеризуется обобщением опыта Второй мировой войны. Концептуально на вооружении были оставлены тяжёлые и средние танки, а с начала 1960-х наметился переход к созданию основного танка.

В СССР 1970-1980-х, по сути, было три основных танка. Первым стал «Т-64» (выпускался в Харькове) - принципиально новая машина, в которой был воплощён целый ряд действительно революционных идей. Однако танк оставался слишком сложным в освоении и эксплуатации. Тем не менее, машина с вооружения не снималась и оставалась в западных округах СССР.

Второй машиной стал разработанный на Кировском заводе «Т-80», там же были выпущены первые машины, а массовое производство было развёрнуто в Омске. Танк имел газотурбинный двигатель, а в силу возросшей скорости изменилась и ходовая часть.

Третьим, и одним из самых известных образцов, стал «Т-72», который неоднократно модернизировался. Его выпуск был налажен в Нижнем Тагиле. Послевоенный период характеризуется и масштабным экспортом советской бронетехники, обусловленным как экономическими, так и политическими причинами. В ряде стран было налажено и собственное производство. Прежде всего это касается стран Варшавского договора и отчасти Китая. Относительно простые и дешёвые советские танки нашли широкое применение в войнах и локальных конфликтах в Африке и Азии.

1

Трефилова И.Л. (г. Тула, МБОУЦО № 6)

1. «Огневая подготовка» часть 2 – »Основы устройств вооружения» под ред. В.М. Шишковского.

2. «Подготовка офицеров запаса сухопутных войск» по ред. Ю.А. Науменко.

3. «Энциклопедия Терра», раздел Танки мира.

4. Кочетков Д. И., «С закрытыми люками», Москва, 1962.

Как многие современные дети, я очень люблю играть в компьютерные игры. Благодаря одной из игр, я увлёкся изучением военной техники. Мне стало интересно узнать о том, как были созданы танки, кто и в какой стране их изобрёл, какие танки установлены в моём городе.

Актуальность темы

Тема моей работы актуальна на сегодняшний день, ведь оборона и защита нашей страны напрямую зависит от нашей боевой техники. В процессе исследования данной темы невозможно не затронуть тему Великой Отечественной Войны, память, о героях которой должна всегда жить в наших сердцах.

Гипотеза. Предполагаю, что лучшие боевые танки были созданы в СССР и им принадлежит одна из главных ролей в победе против ВОВ.

Главная цель моей работы - узнать об истории появления танков, их роли в Великой Отечественной войне, выяснить особенности танков, определить в какой стране был создан лучший танк.

  • Проанализировать энциклопедический материл по теме исследования;
  • Определить, какие танки были лучшими;
  • Выяснить, марки каких танков установлены в нашем городе и области.

Объект исследования: военная техника.

Предмет исследования: танки

Методы исследования:

  • Литературный - использование материалов периодической печати, научной и учебной литературы, интернет - ресурсов.
  • Поисковый - работа в архивах библиотеки.
  • Теоретический анализ.

С древних времен человечество постоянно изобретало и совершенствовало оружие, с помощью которого можно было защитить себя и уничтожить врага.

Рис. 1. Самоход» Блинова

Нашу страну по праву можно назвать родиной мирового танкостроения. И хотя первые танки, были построены не у нас, а в Англии, это утверждение справедливо. Ведь основная отличительная деталь любого старинного и современного танка - гусеница - родилась на берегах великой русской реки Волги. Уроженец села Никольского крестьянин Федор Абрамович Блинов в 1878 году получил патент («привилегию») на «Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Эта конструкция и стала родоначальницей гусеничного движителя. Талантливый ученик Блинова - Яков Васильевич Мамин в 1903 году сконструировал и двигатель внутреннего сгорания, работавший на сырой нефти.

Автором первого российского проекта танка стал Василий Дмитриевич Менделеев, сын Дмитрия Ивановича Менделеева. Этот проект вошел в историю как «танк Менделеева» и был представлен к рассмотрению 24 августа 1916 года.

По всем показателям это была грозная и величественная боевая машина, которой были по плечу самые трудные и опасные боевые задания. Но ни сам проект, ни его тщательная проработка не заинтересовали военное ведомство.

История танкостроения

Большим толчком к развитию танкостроения стала Первая мировая война. Именно в это время ни одна из противоборствующих сторон не могла продвинуться вперед, так как линии обороны стали неприступными. Преодолеть их можно было лишь с помощью мобильных и хорошо защищенных средств. Так появилась идея создания танка. Хотя во время Первой мировой войны русских танков на полях сражений так и не появилось.

Начало советскому танкостроению было положено осенью 1919 года, Совет военной промышленности РСФСР принял решение наладить впуск отечественных танков по образцу французского «Рено» FT. В конце 1919 года трофейный танк, которому предстояло послужить образцом, привезли на Сормовский завод. Уже с августа 1920 года начался выпуск первых советских танков, разработанных на основе «Рено». Эти танки получили название «Борец за свободу товарищ Ленин» (легкий танк М).

Первым же серийным танком СССР стал легкий танк МС-1 (Т-18), который был принят на вооружение летом 1927 года.

В тридцатые годы основу советских танковых соединений составляли колесно-гусеничные танки БТ, имеющие для того времени высокие боевые и технические характеристики. Опыт, полученный в это время работы над бронетехникой, позволил подняться на новый, более качественный уровень. В 1938 году появился колесно-гусеничный прототип А-20 (БТ-20), а затем и полностью гусеничный танк А-32 (Т-32). После ходовых испытаний предпочтение было отдано гусеничному прототипу А-32, и он получил наименование - Т-34. Этому танку, созданному в конструкторском бюро под руководством Михаила Ильича Кошкина, и предстояло стать лучшим средним танком Второй мировой войны.

Впервые танк Т-34 был испытан на заводе в начале 1940 года. Главные испытания должны были проходить на полигоне под Москвой. По правилам перед тем, как предстать перед комиссией, танк должен был пройти не менее 3000 км. Времени для этого уже не было, и Кошкин решил вести танки в Москву своим ходом.

В марте 1940 года два опытных Т-34 двинулись в путь и 17 марта предстали на полигоне перед комиссией, которую возглавлял сам Сталин. Т-34 произвел на него сильное впечатление: скорость, маневренность, проходимость, огневая и броневая мощь их действительно представлялись готовить танк к серийному производству.

Рис. 4. Танки: А-8 (БТ-7М) А-20 Т-34 (обр. 1940 г.) Т-34 (обр. 1941 г.)

Как известно, Т-34 стал настоящей легендой Второй мировой войны, и ни одна из воюющих стран за пять лет так и не сумела создать более совершенного танка. «Тридцатьчетвёрка прошла всю войну, от начала до конца, и не было лучшей боевой машины ни в одной армии. Ни один танк не мог идти с ним в сравнение - ни американский, ни английский, ни немецкий... До самого конца войны Т-34 оставался непревзойдённым». (И.С. Конев). Из всех видов боевой техники, с которыми столкнулись германские войска во второй мировой войне, ни один не вызвал у них такого шока, как русский танк Т-34 летом 1941 года. Всего за годы Великой Отечественной войны было выпущено свыше 66000 этих танков.

Конечно же Т-34 был не единственным танком СССР во Второй мировой войне, кроме него были еще легкие танки: Т-40, Т-50, Т-60, Т-70; тяжелые - серии КВ (Клим Ворошилов) и ИС (Иосиф Сталин). Разработка танка ИС-3 или как еще его называли «Кировец-1″ началась летом 1944 года. Ею занялись сразу два конструктора. Конкурентами стали главный инженер Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) Михаил Фёдорович Балжи и Жозеф Яковлевич Котин стоявший во главе Опытного завода №100.

Оба проекта были отправлены на утверждение народному комиссару танковой промышленности В.А.Малышеву. Ознакомившись с обоими, было решено башню взять из проекта М.Ф.Балжи. Её особенностью являлся низкий силуэт и форма, что в сочетании с крепкой лобовой броней, представляло собой весьма грозное оружие. А корпус из проекта Ж.Я.Котина. Его решено было сделать из верхних двух плит катаной, гомогенной брони под углом, а по середине сверху накрывалась маленькой крышей, треугольной формы, в ней был расположен люк механика-водителя. Нижняя бронеплита располагалась под наклоном. Потом такое расположение броневых листов стало называться «щучий нос» из-за их схожести. Следует отметить, что директор завода, когда писал указ о построении опытного образца, назвал танк «Победа», но такое название отклонили в пользу названия танка ИС-3. Испытания проходили под надзором маршала танковых войск СССР П.А. Ротмистровым. Под конец испытаний он лично сел в танк и произнес слова: Вот такая машина нужна армии!

После испытаний маршал Жуков и Василевский предоставили проект И.В.Сталину, который подписал документ о принятии на вооружение и производстве его на ЧКЗ. Первая партия танков сошла с конвейера в мае 1945 года. Тяжелые танки ИС 3 не принимали участие во время Второй мировой войны.

Впервые ИС-3 был показан на Берлинском параде союзных войск ВМВ 7 сентября 1945 года. Показанный тогда ИС-3 на фоне американских Першингов, был просто великолепен, Красная армия тогда дала понять, что они не лыком шиты и могут еще раз.

В настоящее время нет, и в ближайшей перспективе не предвидится, появление более дешевой и мощной системы вооружения, которая могла бы сравниться с танком по своим характеристикам, и была бы способна обеспечить высокую маневренность, защиту от огня противника, огневую мощь и возможность действовать в любых условиях в различных видах боя.

Танки, установленные в городе тула и области

\Великая Отечественная война прошлась по тульской земле разрушительным ураганом. Здесь шли ожесточенные бои с немецко-фашистскими захватчиками. Тридцать три района Тульской области были полностью заняты вражескими войсками, шесть - частично оккупированы.

Тула должна была стать плацдармом для нападения на Москву. Так хотел Гитлер. Он в очередной раз не учел несгибаемого духа советского народа. Бои под Тулой в очередной раз доказали: и один в поле воин, если он советский.

С северо-запада на Москву нацелилась мощная группировка из 2-х танковых групп и некоторых других частей. На тульско-каширском направлении действовала танковая армия. На нем действовал армейский корпус, усиленный танками. Всего для овладения Москвой была выделена 51 дивизия, в том числе 13 танковых. Осенью 1941 года советские войска выдержали героическую оборону Тулы, и их подвиг вошел в историю Великой Отечественной войны. Танковая армада генерала Гудериана дала здесь свой последний бой и проиграла.

Создание танка оказало огромную помощь нашей стране в войнах. Практически в каждом городе в память о прошедшей войне на постаменты были установлены разные модели танков. Наш город тоже не стал исключением.

В Туле и Тульской области установлены 3 танка:

1. Танк ИС-2, находится в г. Щекино, Тульской области, рядом с кинотеатром «Сокол». В результате боевых действий в районе Щекино войсками 50-й и 10-й армий были разгромлены части 2-й танковой армии Гудериана и 296-й пехотной дивизии «Оленья голова».

2. Танк ИС - 3, находится в г.Тула, пос.Косая Гора, рядом с КМЗ.

3. В Могелёвском сквере г. Тулы установлен легендарный танк Т-34.

Эти танки были установлены в память 50 армии, 32 танковой бригады и 112 дивизии, освободивших Щекинский район и принимавших участие в обороне г.Тулы. Проявившим героизм при разгроме немецко-фашистских войск. А именно войска Гудериана, который пытался «лобовым» ударом овладеть Тулой и прорваться к Москве. В ходе ожесточённых боёв войска 2-й немецкой армии понесли большие потери, были обескровлены, а их ударная сила - танки - в основном была уничтожена. Их танковая армия уже не могла не только наступать, но и обороняться. Это подтверждается тем, что Гудериан принял трудное для него решение «отвести свои далеко выдвинутые вперед части на реки Дон, Шат, Упа».

Заключение

Проанализировав проделанную работу, я сделал ряд выводов:

1. Основная отличительная черта деталь любого танка - гусеница - была изобретена на берегах реки Волги.

3. Первый отечественный танк начали выпускать с августа 1920 года и назывался он «Борец за свободу товарищ Ленин», а первым серийным танком стал легкий танк МС-1 (Т-18),который был принят на вооружение летом 1927 года.

4. Самым лучшим предстояло стать гусеничному танку Т-34 ,против которого были бессильны гитлеровские танки.

5. С помощью ИС-3, Красная армия дала понять, что они не лыком шиты и могут ещё раз пройтись по Европе.

6. Тановое строительство в СССР внесло огромный вклад в победу над фашистской Германией.

7. В нашем городе установлены два легендарных танка: Т-34, ИС-3 в память о героической защите южных рубежей столицы СССР.

Библиографическая ссылка

Козлов К. РАЗВИТИЕ ТАНКОСТРОЕНИЯ В СССР И РОЛЬ БОЕВЫХ ТАНКОВ В ВОЙНЕ // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 6. – С. 57-61;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=459 (дата обращения: 02.03.2019).

Разработка перспективного российского танка (объект 195) велась УКБТМ (ОАО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения», г. Н-Тагил) в рамках темы «Совершенствование-88», но, по ряду причин успеха не достигла.

Также не решен вопрос оснащения российских танков тепловизионными приборами наблюдения и прицеливания (ТВП) нового поколения соответствующих современным аналогам. Сейчас можно с достаточной уверенностью предположить, что разработки в рамках федерально-целевой программы «инфравид» успеха не достигли, российские танки оснащаются изделиями зарубежного производства.


На ряду с разработкой перспективного танка ведутся и ОКР по модернизации уже созданных в рамках ОКР «Мотобол» и «Рогатка-1». Головные исполнители работ: ОАО ВНИИтрансмаш", ФГУП "УКБТМ", ФГУП "КБТМ", ОАО "Спецмаш".

Исследования направлены на комплексную модернизацию существующих танков по характеристикам огневой мощи и подвижности, однако воплощения в серийном производстве и модернизации они практически не имеют.

Ключевые аспекты модернизации по вышеуказанным программам - создание новой трансмиссии, которая сможет обеспечивать превосходство над серийно выпускаемыми машинами по всем основным показателям и совершенствования огневой мощи танка с обеспечением характеристик дающих вероятность поражения современных образцов противника с вероятностью близкой к 100%.

Проблема совершенствования огневой мощи включает как системы управления огнем, так и решения по повышению могущества боекомплекта.

В эфире радиостанции "Эхо Москвы" представитель ГАБТУ Владимир Войтов, заявил, что «так называемого объекта 640 не существует, и разработок не велось». Продолжением концепции заложенной в «объект 640» стала разработка «Бурлак».

На ряду с разработкой в УКБТМ танка с новой компоновкой «Объект 195» в ООО КБТМ (г. Омск) велась разработка менее радикального проекта перспективного танка в рамках темы «Бурлак», которая по последним данным также приостановлена.

Наиболее просто реализуемым перспективным вариантом развития российских танков являются разработки КБТМ в рамках создания единого боевого отделения с двухпоточным механизмом автомата заряжания с полной автоматизацией размещенного в танке боекомплекта (36 выстрелов и более). Разработаны ТЗК (транспортно-заряжающий контейнер) различной вместимости – 14…32 выстрела.


Унифицированное боевое отделение с двухпоточным АЗ (ОКР Бурлак). Башня может быть установлена на новых танках, а также на модернизируемых танках, таких как Т-72, Т-80, Т-90 и их модификациях, повышая их защищенность. На боковой стенке башни закреплен легкобронированный отсек для размещения автономной зенитно-пулеметной установки, который с фронтальной проекции закрыт защитным модулем.

Основным преимуществом решений в рамках ОКР «Бурлак» является комплексный подход к вопросам обеспечения защищенности танка и его огневой мощи.

Это достигнуто путем инновационных решений, реализующих в рамках существующей компоновки и без принципиальных изменений шасси и боевого отделения создать танк, обладающий характеристиками перспективного на базе существующих технологий и глубоких изменений серийного производства. Компоновочные решения, предлагаемые в рамках «Бурлак» позволяют повысить живучесть танка при поражении боекомплекта, с размещением его в изолированном отсеке, снабженном вышибными пластинами.

Размещение ТЗК в кормовой части башни танка позволяет добиться уравновешенности башни и, следовательно, дальнейшего усиления броневой защиты лобовой проекции.

Особенности новой башни:

· модульное бронирование - быстросъемные защитные модули и могут быть заменены при боевых повреждениях силами ремонтных подразделений в полевых условиях. Кроме того, при дальнейшей модернизации ранее выпущенных танков старые защитные модули могут быть заменены новыми, более эффективными, созданными с учетом последних технологических достижений в области броневой защиты.

· увеличенный внутренний объем до 2,5 м3 за счет чего возможно разместить комплекс бортового оборудования, отвечающий современным требованиям командной управляемости и улучшить эргономику боевого отделения.

· башня выполнена с возможностью установки съемного броневого транспортно-заряжающего контейнера с автоматическим механизмом заряжания.


Быстросъемные защитные модули представляют собой комбинацию динамической и "пассивной" защиты. Защитные модули не ухудшают условий посадки и покидания танка механником-водителем.

Реализация мер по усилению броневой защиты башни танков Т-90А и Т-80У затруднено из-за большого момента неуравновешенности башни.

Новое боевое отделение «Бурлак» разработано для производства вновь изготовляемых танков с новой башней и для модернизации уже созданных (Т-90, Т-80) без замены башни.

Размещаемый за башней танка ТЗК обладает высокой защищенностью, но даже в случае его поражения экипаж останется невредимым, а танк может быть отремонтирован даже в полевых условиях. Установка динамической защиты на бортах башни танка обеспечит защиту от противотанковых средств противника (РПГ) значительно превышающей уровень серийных танков.


Применение нового съемного броневого транспортно-заряжающего контейнера с автоматическим механизмом заряжания позволяет применять современные снаряды повышенного могущества (увеличенной длины). Другое преимущество это отдельное размещение боекомплекта от экипажа, что значительно повышает безопасность экипажа и танка в целом. Работает как со стандартными выстрелами так и с новыми повышенного могущества раздельного заряжения.


Так может выглядеть модернизированный танк Т-80У с комплексом ДЗ «Реликт» и новым автоматом заряжания. Размещенный за башней автомат заряжания потребовал разработки нового оборудования подводного вождения танка (ОПВТ).

В конвейере AЗ танка Т-72Б/Т-90 размещено только 22, а остальные 21 выстрел - в немеханизированных боеукладках в корпусе и башне, пополнение конвейера новыми выстрелами производится вручную, требует значительных усилий и затрат времени (скорострельность при заряжении из немеханизированной укладки 1,5 – 2 минуты), что в боевой обстановке повышает вероятность поражения противником и потому является существенным недостатком.

Предложенным вариантом модернизации решается задача повышения боевой эффективности танков Т-72, Т-80 и Т-90 до уровня современных требований за счет установки забашенного AЗ. В башне танка с боевым отделением размещен второй автомат заряжания, оборудованный транспортером карусельного типа (аналогично АЗ танка Т-72) с кассетами для укладки снарядов, расположенный у днища корпуса танка.

Таким образом, в модернизированном танке весь боекомплект танка автоматизирован, при поражении забашенного АЗ (ТЗК) танк способен продолжать бой используя АЗ размещенный у днища корпуса. При наличии танков противника заряжание осуществляется выстрелом повышенного могущества из забашенного автомата заряжания, в других случаях выстрелами из АЗ размещенного у днища корпуса.

Для интенсификации освоения модернизированных (по результатам ОКР «Бурлак») танков Т-72Б, Т-72Б1, Т-80У, Т-80БВ, Т-90 (Т-80 «Бурлак», Т-90 «Бурлак») разрабатывается комплекс компьютеризированных учебных средств.

Цели модернизации

Танки Т-72 и их модификаций, включая Т-90 перестают отвечать современным требованиям, исходя из следующего: в современных отечественных и зарубежных танках, включая "Леклерк", "Абрамс", модификациях "Леопард-2", существенно повысилась защита лобовой проекции. Эффективность бронебойных снарядов, в ответ на усиление защиты, также повышалась за счет увеличения, главным образом, активной части с подкалиберным сердечником, выполняемым из металла высокой плотности, например, обедненного урана, а также за счет придания более высокой начальной скорости снаряду путем использования более мощного заряда. В автомате заряжания Т-72 разместить такие удлиненные снаряды, тем более унитарные выстрелы, не представляется возможным.


Автомат заряжания Т-72 и его модификации Т-90 размещен в башне у днища танка, снабжен транспортером карусельного типа и оборудован механизмом подъема выстрелов. Длина снаряда ограничена габаритами транспортера.

Повышение поисковых и прицельных возможностей комплекса вооружения реализовано за счет увеличения обзора командира танка с применением панорамных наблюдательно-прицельных систем, в том числе управляющих дополнительным вооружением объекта. Обнаружение, распознавание и сопровождение цели в автоматическом режиме до ее гарантированного поражения комплексом управляемого вооружения танка с применением автоматического сопровождения цели.

Если в разработках «Бурлак» виден комплексный подход к вопросам огневой мощи и защите танка, то в разработках УКБТМ выбран другой путь.

В новом варианте АЗ разработки УКБТМ кассеты вращающегося транспортера размещены вертикально, это не только не улучшит защищенность и эргономику боевого отделения танка, но и приведет к противоположному результату. Не решенным останется и вопрос дальнейшего усиления бронезащиты башни из-за большого момента неуравновешенности.

Преимущества модернизированного танка:
Комплекс технических решений, направленных на повышение уровня защищенности при модернизации в т.ч. по повышению живучести при взрыве боекомплекта (изолированные отсеки для топлива, вышибные пластины и т.п).
Полностью механизированный боекомплект в ТЗК и АЗ у днища корпуса танка, при поражении забашенного АЗ (ТЗК) танк способен продолжать бой используя АЗ размещенный у днища корпуса.
Надежная защита экипажа танка от гибели при воздействии кинетического или кумулятивного снаряда.
Возможность применения выстрелов повышенного могущества с БПС повышенного удлинения с сердечником из сверхплотных однокомпонентных и композиционных материалов и усовершенствованных УР.
Повышения эффективности борьбы с живой силой и воздушными целями.
Использование модульной комбинированной брони в комплекте с динамической защитой.
Повышение уровня командной управляемости, установлена информационно-управляющая система, в которую интегрированы средства связи, управления, диагностики, компьютерной обработки информации и разведки.
Усовершенствованное СУО за счет расширения поисковых и точностных показателей, установки панорамы, равновозможных комплексов управления у командира и наводчика для реализации принципа "охотник-стрелок".

Использованы материалы патентов РФ № 2169 336, 2165617, 2233418, 43633, 2202756, 2215965, 2366882, 2204776.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!