Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Особенности внешнего строения и передвижения лягушки в связи со средой обитания — Гипермаркет знаний.

    Ход урока:

    I. Организационный момент

    II. Проверка домашнего задания

  • Стратегия « Кубизм»

1.Ботаника.

2.Регенерация.

3.Зоология.

4.Гельминтология.

5.Параподии.

6.Лихенология.

7.Микология.

8.Гирудин.

9.Кутикула.

10.Фотосинтез

11.Заповедник.

14.Ихтиология.

  • «Загадочные рыбки

Вопросы на «5»:

1.Чем костные рыбы отличаются от хрящевых?

2.Покажите отделы тела и плавники рыб.

3.Перечислите особенности размножения рыб.

4.Какие приспособления к водной среде обитания имеются у рыб?

Вопросы на «4»:

1.Перечислите представителей костных рыб.

2.Перечислите представителей хрящевых рыб.

3.Почему осетровые рыбы очень ценятся?

Вопросы на «3»:

1.Каково хозяйственное значение рыб?

2.Каких рыб своей местности вы знаете?

  • Блиц-опрос

3.Рыбы … животные. нерест,

Актуализация знаний учащихся

III. Изучение нового материала

«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб» (Альфред Брем).

  1. Общая характеристика

Оба названия класса, «земноводные» (рус. Земля и вода) и «амфибии» (с греч. Двоякодышащие), подчёркивают главную особенность этих животных. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде. Земноводные появились на Земле более 350 млн. лет назад.

Учитель:

1.Амфибии

2.Отделы тела

3.Дыхание

4.Кровеносная система -

5.Температура тела

6.Размножение : раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра -> личинка (головастик) -> взрослое животное.

7.Среда обитания - суша, вода

Задание 1 группе Скелет лягушки

Задание 2группе. Внутреннее строение

І?Лабораторная работа,

(Видеоролик)

?,Проблемные задачи:

1.Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?

2.Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу).

3. «Чёрный ящик».

В нем находятся два предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных: 1-й используют в плавании, а 2-й - особый вид одежды. Угадайте, что в черном ящике.

?І, Охрана Земноводных

Спи, царевич мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Я тебе на сон грядущий
Песенку спою
Я спою о том, как гибнет
Наш несчастный род,
Проживая жизнь в болотах,
Полную невзгод.
Бьют камнями нас мальчишки -
Просто так, зазря.
Убежать от них, укрыться
Нам почти нельзя.
Нет зубов, не можем бегать,
Нам нельзя летать.
Вынуждены мы громко квакать
И лишь мух хватать.
Часто губят нас напрасно,
Не думая о том,
Что Земля - планета наша -
То наш общий дом.

V ІІ. Закрепление изученного материала

Задание 1. Игра «Верю - не верю!»:

5. У взрослых земноводных два круга кровообращения, а у личинок - один. (Да)

6. Органы дыхания взрослых земноводных - легкие и кожа. (Да)

Задание 2.

1. обтекаемая форма тела,

2. жаберное дыхание,

3. два круга кровообращения,

4. слизистая кожа,

5. легочное дыхание,

6. развитие яиц в воде,

8. развитие с метаморфозом,

9. пятипалая конечность,

10. наличие внутреннего уха,

11. слюнные железы

Признаки рыб

Признаки земноводных

Задание 3.

Открытый урок по биологии.

(7рус.кл)

ТЕМА

Учитель биологии :Чанчарова Ж.Ж.

2014-2015уч.год

Просмотр содержимого документа
««Общая характеристика класса земноводные. Внешнее и внутреннее строение лягушки. »

ТЕМА : «Общая характеристика класса земноводные. Внешнее и внутреннее строение лягушки.

Цель урока: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных животных, обитающих в водной и наземной среде.

Задачи:

Образовательные : сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания; познакомить с многообразием, значением земноводных и необходимостью их охраны.

Развивающие : развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.

Воспитательные : способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимооценки.

Тип урока : комбинированный.

Методы, используемые на уроке : наглядный, практический, частично-поисковый, словесный, проблемный.

Используемые формы обучения : групповая, коллективная, индивидуальная,дифференцированный подход.

Оборудование : интерактивная доска.

    таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Травяная лягушка

    схемы,карточки, плакаты.

Ход урока:

I . Организационный момент

Приветствие учителя, пожелание здоровья, хорошего настроения на уроке, собранности, отличной работоспособности. (Муз. клип «Друзья»)

II . Проверка домашнего задания

    Стратегия « Кубизм»

1.Ботаника.

2.Регенерация.

3.Зоология.

4.Гельминтология.

5.Параподии.

6.Лихенология.

7.Микология.

8.Гирудин.

9.Кутикула.

10.Фотосинтез

11.Заповедник.

14.Ихтиология.

    « Загадочные рыбки » - дифференцированное задание.

Вопросы на «5»:

    Чем костные рыбы отличаются от хрящевых?

    Покажите отделы тела и плавники рыб.

    Перечислите особенности размножения рыб.

    Какие приспособления к водной среде обитания имеются у рыб?

Вопросы на «4»:

    Перечислите представителей костных рыб.

    Перечислите представителей хрящевых рыб.

    Почему осетровые рыбы очень ценятся?

Вопросы на «3»:

    Каково хозяйственное значение рыб?

    Каких рыб своей местности вы знаете?

    Блиц-опрос

2.Органом дыхания для рыб служит боковая линия

3.Рыбы … животные. нерест,

4.Период размножения рыб называется … раздельнополые

5.Из скольких отделов состоит тело рыбы? жаберными крышками

6.Все ли рыбы откладывают икру? голова, туловище, хвост.

8.Почему тяжело держать в руках живую рыбу? плавательный пузырь

9.С помощью какого органа большинство рыб может менять глубину погружения? китовая акула

10.Чем прикрыты жабры рыб снаружи? Чешуя покрыта слизью

Актуализация знаний учащихся

Запись учащимися темы урока: «Класс Земноводные, или Амфибии.

Ребята, какие чувства вызывают у вас лягушки, жабы и другие земноводные? (Ответы детей). Посмотрим, изменится ли у вас отношение к ним в конце урока.

Что вы знаете о земноводных? (Класс делится на 2 группы, каждая из которых записывает всё, что знает о земноводных. Заслушивается одна из групп, а вторая добавляет то, что не было сказано первой, таким образом, формируется коллективное мнение).

III . Изучение нового материала

Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные.

«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб» (Альфред Брем)..

      Общая характеристика

Оба названия класса, «земноводные» (рус. Земля и вода) и «амфибии» (с греч. Двоякодышащие), подчёркивают главную особенность этих животных. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде.. Земноводные появились на Земле более 350 млн. лет назад.

Учитель:

1.Амфибии - это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде.

2.Отделы тела - голова, туловище, конечности.

3.Дыхание - легкие (кислородом воздуха), кожа (кислородом, растворенным в воде)

4.Кровеносная система - 2 круга кровообращения, сердце - 3 камеры.

5.Температура тела - непостоянная, зависит от окружающей среды

6.Размножение : раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра - личинка (головастик) - взрослое животное.

7.Среда обитания - суша, вода

Задание 1 группе Скелет лягушки

Изучите строение скелета лягушки. Подпишите кости, обозначенные цифрами 1-13.

Задание 2группе . Внутреннее строение

Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответьте на вопросы.

1. В каких органах происходит обогащение крови кислородом?

2.Перечислите органы пищеварительной системы.

3.Сколько камер в сердце амфибий? Назовите их.

4.Сколько кругов кровообращения?

5Чем представлена выделительная система?

ІҮЛабораторная работа, Изучение внешнего и внутреннего строения лягушки,

(Видеоролик)

Ү, Проблемные задачи:

    Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?

    Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу).

3. «Чёрный ящик».

В нем находятся два предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных: 1-й используют в плавании, а 2-й – особый вид одежды. Угадайте, что в черном ящике.

ҮІ, Охрана Земноводных

А теперь, ребята, послушайте такое стихотворение:

Спи, царевич мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Я тебе на сон грядущий
Песенку спою
Я спою о том, как гибнет
Наш несчастный род,
Проживая жизнь в болотах,
Полную невзгод.
Бьют камнями нас мальчишки –
Просто так, зазря.
Убежать от них, укрыться
Нам почти нельзя.
Нет зубов, не можем бегать,
Нам нельзя летать.
Вынуждены мы громко квакать
И лишь мух хватать.
Часто губят нас напрасно,
Не думая о том,
Что Земля – планета наша –
То наш общий дом.

Численность многих земноводных в последнее время сокращается, поэтому их необходимо охранять.

V ІІ . Закрепление изученного материала

Задание 1. Игра «Верю – не верю!»:

1. У земноводных постоянная температура тела. (Нет)

2. Земноводные живут в морях. (Да)

3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)

4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)

5. У взрослых земноводных два круга кровообращения, а у личинок – один. (Да)

6. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)

7. Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)

8. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да)

9. Личинки земноводных дышат лёгкими. (Нет)

10. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)

Задание 2 . Впишите в таблицу перечисленные ниже признаки:

1. обтекаемая форма тела,

2. жаберное дыхание,

3. два круга кровообращения,

4. слизистая кожа,

5. легочное дыхание,

6. развитие яиц в воде,

7. наличие барабанных перепонок,

8. развитие с метаморфозом,

9. пятипалая конечность,

10. наличие внутреннего уха,

11. слюнные железы

Признаки рыб

Признаки земноводных

Ответ: 1, 2, 6,10 Ответ: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,11

Задание 3. Решите кроссворд. В клетках нужно записать названия тех земноводных, которые заканчиваются на букву «а»:

Ответы: 1. аабж 2. шаквак. 3. гукаляш. 4ернкжляа. 5. драманла са

Задание 4. Биологическая задача.

Экологи в последнее время любят говорить про одну особенность лягушки: если ее посадить в таз с горячей водой, она мигом выпрыгнет оттуда, но если ее посадить в холодную воду и медленно нагревать, то лягушка сварится, даже не осознав этого. В связи, с чем именно экологи упоминают эту особенность?

(Ученые предупреждают человека об опасности постепенного умирания в отравленной окружающей среде. Ведь если нас поместить сразу в ядовитую атмосферу, мы начнем рваться и возмущаться, но если все будет медленно ухудшаться, то человек может погибнуть, даже не осознав этого).

А старец Паисий Святогорец сравнивает эту особенность лягушки с человеком в другом отношении. Если на человека вылить «грязь» духовную, он убежит, а если постепенно отравлять словами и дурными поступками в компании, он постепенно начнет привыкать и скоро сам станет таким. Подобно тому, как человек должен стараться избегать загрязнять природу, должен избегать засорения и своего духовного мира, «не свариться»).

Рекорды Земноводных

        Домашнее задание .

    Интересные сообщения о лягушках.

    Рисунки с изображением Амфибий.

VI . Рефлексия - Изменилось ли ваше отношение к земноводным?

Что вам запомнилось больше всего? - Что вызвало у вас трудности?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:

Лягушек спросили: «О чем вы поете? Ведь вы же, простите, сидите в болоте».Лягушки сказали: «О том и поем, Как чист и прозрачен родной водоем»!

– Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе!

Открытый урок по биологии.

(7рус.кл)

ТЕМА : «Общая характеристика класса земноводные.

Внешнее и внутреннее строение лягушки.

Учитель биологии :Чанчарова Ж.Ж.

Возможно, любителей земноводных на свете не так уж и много, хотя совершенно непонятно, чем эти забавные животные хуже других. Тем более, разнообразие бесхвостых земноводных столь огромно, что можно подобрать питомца для домашнего акватеррариума на любой вкус.

Содержание различных лягушек, жаб, саламандр и тритонов (амфибий или земноводных) в домашних террариумах становиться всё более и более популярным. Разнообразие форм и расцветок этих животных привлекает к себе все большее внимание любителей домашних питомцев. Следует учитывать, что большинство амфибий ведут ночной образ жизни и могут издавать достаточно громкие звуки. Именно поэтому особой популярностью пользуются лягушки древолазы (Dendrobatidae), ведущие дневной образ жизни, издающие мелодичные не громкие звуки, имеющие разнообразную окраску и необычное поведение.

Доминиканская квакша

Сейчас у любителей очень популярна доминиканская квакша. У нее неуклюжее тело, невероятно широкая голова и огромная пасть. Добавят приятного впечатления большие выпученные глаза, бородавчатая кожа, которая на голове прорастает к черепу и поэтому неподвижна. Их окраска меняется не только в зависимости от температуры и влажности окружающего мира, но даже от их настроения. В отличие от других амфибий, доминиканские квакши хищничают.

Содержать вместе с ними лягушек меньшего размера нельзя. Эти квакши вообще очень прожорливы – поедают даже новорожденных мышат. Сожрав все, что подвернулось под ненасытную пасть, они не испытывают никаких угрызений совести, а удовлетворенно солируют. Крик этих обжор представляет собой трель из ряда последовательных кряканий.

Австралийская квакша

Очертаниями она несколько напоминает доминиканскую, но не так устрашающе выглядит. Спинка у нее ярко-зеленая, брюшко – белое, а глаза – золотистые. Во время брачного периода она приобретает небесно-бирюзовый цвет. Но если порадовать глаз австралийская квакша способна хотя бы любителям экзотики, то ее музыкальные способности весьма сомнительны. Голос самца напоминает отдаленный лай раздраженных собак. Голос самки звонче и пронзительнее.

Так что на время своего отсутствия акватеррариум можно ставить возле входной двери – отпугивать воров. Только не кормите такую квакшу непосредственно перед “сторожевкой”. После сытного обеда она надолго усядется “помедитировать”, комично сложив передние лапки.

Древолазы или ядовитые лягушки

Древолазы в большинстве своем – весьма ядовитые сухопутные животные. К примеру, десять миллиграммов сухого яда листолаза ужасного способны убить четыре миллиона мышей. Впрочем, здоровая человеческая кожа для их яда практически непроницаема. Следует опасаться лишь его попадания на слизистые оболочки или раны. Поэтому некоторые любители все же отваживаются держать древолазов в домашних условиях – привлекают их необычайно яркая расцветка, интересное поведение и дневной образ жизни.

Половозрелые самцы активно и ревниво охраняют “свой” участок, хотя это порой лишь какой-нибудь кустик. Размножаются древолазы в течение всего года. Самец спаривается с несколькими самками, а затем самостоятельно ухаживает за десятком кладок одновременно. Уход за кладками чрезвычайно сложен: икру нужно постоянно смачивать водой, вылупившихся головастиков перенести в воду и беспрестанно кормить их, иначе они принимаются пожирать друг друга.

Гладкая шпорцевая лягушка или лягушка-айболит

В обычных аквариумах вместе с проворными крупными рыбами можно содержать гладкую шпорцевую лягушку. Это небольшое – до 8 см – существо с маленькой головой, короткой тупой мордочкой, глазами, обращенными кверху. Около глаз – короткая осязательная нить. Задние конечности сильные, мускулистые, с темными коготками, предназначенными для разрывания добычи. Передние лапки с длинными пальцами без перепонок. Вдоль туловища – углубления, густо поросшие волосками. Лягушки этого вида бывают бурые или розовато-оранжевого оттенка, схожего с цветом кожи европейца.

Живут и кормятся они только в воде. А их кожные выделения очищают аквариумную воду и даже способны излечить рыб от инфекционных болезней. Внешнее сходство со шпорцевыми лягушками прослеживается у водных африканских. Но они потоньше, а мордочка заострена, и на ее конце – ноздри. К тому же эта лягушечка размером всего до 4 см. Для них пригодны любые декоративные аквариумы с рыбками, но глубиной не более 40 см. Из воды обычно не выходят. Но все же стоит прикрывать аквариум, чтобы лягушки не выпрыгнули.

Красноглазая квакша

Красноглазая квакша (Agalychnis callidryas) Ночной кошмар: жерлянка. В условиях акватеррариума неприхотливостью к жизненным условиям отличаются жерлянки. Это типичные полуводные амфибии. Их всего три вида: краснобрюхая, желтобрюхая и дальневосточная (японская). Размер взрослой жерлянки обычно не превышает 5 см в длину. Окраска спины у них бурая, почти черная или серая, а брюшко яркое. Слизистые бугорки жерлянки выделяют пенистый секрет – фриноцин – довольно сильный яд для мелких животных и птиц. Но для человека он не опасен.

Эти амфибии ведут дневной образ жизни, большую часть активной жизни проводят в воде. Они питаются, в основном, беспозвоночными животными и насекомыми. С наступлением темноты жерлянки “поют” – монотонно и меланхолично. Голоса множества жерлянок звучат, как концерт духовных инструментов низких тонов. Их пение столь завораживающе, что легенды приписывают их голоса, раздающиеся на болотах и озерах духам и различной нечисти. Поэтому стоит хорошенько подумать: готовы ли вы и ваши соседи к таким ночным испытаниям?

Озерная лягушка

Одна из самых крупных амфибий европейской территории – озерная лягушка. Ее тело может достигать 17 см, а вес 1 кг. Они высоко прыгают – это свойство нужно учесть при изготовлении или подборе акватеррариума. Лягушки – прожорливые животные. Они хорошо поедают членистоногих, моллюсков, ломтики рыбы и мяса. В акватеррариуме для них желателен перепад температур: 30-35 градусов по Цельсию в обогреваемом углу и до 18 градусов по Цельсию – в холодном. Озерную, как и других зеленых лягушек, называют съедобной – в некоторых странах Европы их традиционно используют в пищу.

Остромордая лягушка

Это представитель бурых лягушек. Для них подходит безводный, но часто орошаемый “домик”. В домашних условиях достаточно просто провести зимовку таких питомцев, так как они зимуют на суше. После зимовки у них наступает брачный период, и вот тогда-то они сказочно преображаются. Серо-бурые создания на время меняют окраску. В считанные дни, чуть ли не на ваших глазах, они необыкновенно похорошеют: станут серебристо-лиловыми, голубыми. Но после спаривания наступает линька – самцы срывают с себя куски “свадебного” костюма, запихивают лапками в рот и поедают собственную шкурку.

Чесночница

Для жаб необходимо очень просторное жилище. Грунт в нем не должен быть рыхлым – иначе ваши питомцы будут сидеть в нем безвылазно все светлое время суток. Непревзойденным землекопом считается чесночница. Она полностью закапывается в грунт за 1-3 минуты, причем делает это задом наперед – пятясь и отчаянно работая задними лапками, исчезает под землей. Голос чесночница подает редко, и это, несомненно, ее положительное качество, потому что тембр у нее весьма своеобразный и высокий.

Эта жаба издает очень громкий визг. Любопытно, что головастики чесночницы достигают в длину 10 см, в то время как родители – всего 5-6 см. Другая представительница жаб – серая – отличается долгожительством: 30 и более лет.

Квакши

Среди квакш есть малютки величиной с ноготь и “исполины” – до 12 см. Самцы квакш – отчаянные крикуны. Во время вокализа у них сильно раздувается горлышко. А главная особенность квакш – способность виртуозно лазать и прыгать. Не станут препятствием и высокие стеклянные стенки их жилища, потому что на их лапках есть присоски. Прыгать они способны со стены акватеррариума на противоположную. А еще квакши – прекрасные хамелеоны.

Большую часть времени в природных условиях они проводят на деревьях, оперативно изменяя окраску под окружающую среду. Их преобладающие цвета – зеленый и золотистый. В акватеррариумах они живут до 20 лет. Конечно, при заботливом уходе.

Долгожителями среди амфибий можно считать серую жабу продолжительность жизни у которой составляет 26 лет, гребенчатый питон – до 28 лет, жерлянка – 20=29 лет, квакша -22 года, травяная и озёрная лягушка – 18 лет, шпорцевая -15 лет. Так что если уж завели лягушку – берегите её!

Нравится Лягушки, одни из наиболее многочисленных видов земноводных. Особенности внешнего и внутреннего строения лягушек характерны для большинства особей из этого класса.

Внешнее строение лягушки

Тело лягушки короткое, большая плоская голова без резких границ переходит в туловище. В отличие от рыб голова земноводных подвижно сочленена с туловищем. Хотя у лягушки и нет шеи, она может чуть наклонять голову.
На голове заметны два больших выпученных глаза, защищенные веками: кожистым - верхним и прозрачным подвижным - нижним. Лягушка часто мигает, при этом влажная кожа век смачивает поверхность глаз, предохраняя их от высыхания. Эта особенность развилась у лягушки в связи с ее наземным образом жизни. (Рыбы, глаза которых постоянно находятся в воде, век не имеют.) Впереди глаз на голове заметна пара ноздрей. Это не только отверстия органов обоняния. Лягушка дышит атмосферным воздухом, который попадает в ее организм через ноздри. Глаза и ноздри расположены на верхней стороне головы. Когда лягушка прячется в воду, она выставляет их наружу. При этом она может дышать атмосферным воздухом и видеть то, что происходит вне воды. Позади каждого глаза на голове лягушки заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха - барабанная перепонка. Внутреннее ухо лягушки, так же как у рыб, помещается в костях черепной коробки.
У лягушки хорошо развиты парные конечности - передние и задние ноги. Каждая конечность состоит из трех главных отделов. В передней ноге различают: плечо, предплечье и кисть. У лягушки кисть заканчивается четырьмя пальцами (пятый палец у неё недоразвит). В задней конечности эти отделы называются бедром, голенью и стопой. Стопа заканчивается пятью пальцами, которые у лягушки соединены плавательной перепонкой. Отделы конечностей подвижно сочленены между собой при помощи суставов. Задние ноги значительно длиннее и сильнее передних, они играют главную роль при движении. Сидящая лягушка опирается на слегка согнутые передние конечности, задние при этом сложены и находятся по бокам тела. Быстро распрямляя их, лягушка совершает прыжок. Передние ноги при этом предохраняют животное от удара о землю. Плавает лягушка подтягивая и выпрямляя задние конечности, а передние при этом прижимает к телу.
Кожа у всех современных земноводных голая. У лягушки она всегда влажная благодаря жидким слизистым выделениям кожных желез. Вода из окружающей среды попадает в организм лягушки через кожу и с пищей. Лягушка никогда не пьет.

Скелет лягушки

В отличие от рыб у лягушки имеется шейный позвонок. Он подвижно сочленен с черепом. За ним следуют туловищные позвонки с боковыми отростками (ребра у лягушки не развиты). Шейный и туловищный позвонки имеют верхние дуги, защищающие спинной мозг. На конце позвоночника у лягушки и у всех других бесхвостых земноводных помещается длинная хвостовая кость. У тритонов и других хвостатых земноводных этот отдел позвоночника состоит из большого числа подвижно сочлененных между собой позвонков.
В черепе лягушки меньше костей, чем в черепе рыб. В связи с легочным дыханием у лягушки нет жабр.
Скелет конечностей соответствует их расчленению на три отдела и связан с позвоночником посредством костей поясов конечностей. Пояс передних конечностей - грудина, две вороньи кости, две ключицы и две лопатки - имеет вид дуги и расположен в толще мускулатуры. Пояс задних конечностей образован сросшимися тазовыми костями и прикрепляется плотно к позвоночнику. Он служит опорой задним конечностям.

Внутренне строение лягушки

Мышцы

Строение мышечной системы лягушки намного сложнее, чем у рыб. Ведь лягушка не только плавает, но и передвигается по суше. Благодаря сокращениям мышц или групп мышц лягушка может совершать сложные движения. Особенно хорошо у нее развиты мышцы конечностей.

Пищеварительная система

Пищеварительная система земноводных имеет почти такое же строение, как у рыб. В отличие от рыб задняя кишка открывается не прямо наружу, а в особое ее расширение, называемое клоакой. В клоаку открываются также мочеточники и выводные протоки органов размножения.

Дыхательная система

Лягушка дышит атмосферным воздухом. Для дыхания служат легкие и кожа. Легкие имеют вид мешков. Их стенки содержат большое количество кровеносных сосудов, в которых совершается газообмен. Горло лягушки несколько раз в секунду оттягивается вниз, благодаря чему в ротовой полости создается разреженное пространство. Тогда воздух проникает через ноздри в ротовую полость, а оттуда в легкие. Обратно он выталкивается под действием мускулатуры стенок тела. Легкие лягушки развиты слабо, и кожное дыхание для неё так же важно, как и легочное. Газообмен возможен только при влажной коже. Если лягушку поместить в сухой сосуд, то вскоре ее кожа высохнет, и животное может погибнуть. Погружённая в воду, лягушка целиком переходит на кожное дыхание.

Кровеносная система

Сердце лягушки помещается в передней части тела, под грудиной. Оно состоит из трех камер: желудочка и двух предсердий. Сокращаются поочередно то оба предсердия, то желудочек. В сердце лягушки правое предсердие содержит только венозную кровь, левое - артериальную, а в желудочке кровь до известной степени смешанная.
Особое расположение сосудов, берущих начало от желудочка, приводит к тому, что только головной мозг лягушки снабжается чистой артериальной кровью, а все тело получает смешанную кровь.
У лягушки кровь из желудочка сердца протекает по артериям во все органы и ткани, а из них по венам оттекает в правое предсердие - это большой круг кровообращения. Кроме того, из желудочка кровь поступает в легкие и в кожу, а из легких обратно в левое предсердие сердца - это малый круг кровообращения. У всех позвоночных животных, кроме рыб, два круга кровообращения: малый - от сердца к органам дыхания и обратно в сердце; большой - от сердца по артериям ко всем органам и от них обратно в сердце.

Обмен веществ

Обмен веществ у земноводных протекает медленно. Температура тела лягушки зависит от температуры окружающей среды: повышается в теплое время и понижается в холод. Когда на воздухе становится жарко, температура тела лягушки понижается за счет испарения влаги с кожи. Как и рыбы, лягушка и другие земноводные - холоднокровные животные. Поэтому при похолодании лягушки становятся малоактивными, а на зиму и совсем залегают в спячку.

Центральная нервная система и органы чувств

Передний мозг развит сильнее, чем у рыб, и в нем можно различить два вздутия - большие полушария. Тело земноводных близко к земле, и им не приходится поддерживать равновесие. В связи с этим мозжечок, управляющий координацией движений, развит у них слабее, чем у рыб.
Строение органов чувств соответствует наземной среде. Например, мигая веками, лягушка удаляет приставшие к глазу пылинки и смачивает поверхность глаза. Как и у рыб, у лягушки имеется внутреннее ухо. Однако в воздухе звуковые волны распространяются значительно хуже, чем в воде. Поэтому для лучшего слышания у лягушки развито ещё среднее ухо. Начинается оно воспринимающей звуки барабанной перепонкой - тонкой круглой плёночкой позади глаза. От нее звуковые колебания через слуховую косточку передаются во внутреннее ухо.

Размножение и развитие земноводных

Органы размножения

Органы размножения земноводных очень сходны по строению с органами размножения рыб. Все земноводные раздельнополые.

Икрометание

Проведя зиму в состоянии оцепенения, земноводные с первыми лучами весеннего солнца просыпаются, и вскоре приступают к размножению. Самцы некоторых видов лягушек громко квакают. Усилению звуков способствуют особые мешки - резонаторы, которые при кваканье раздуваются по бокам головы самца. При размножении животные разбиваются попарно. Половые клетки по трубчатым протокам попадают в клоаку, а оттуда выбрасываются наружу. Самки земноводных откладывают в воду икру, похожую на икру рыб. Самцы выпускают на нее жидкость, содержащую сперматозоиды.

Развитие

Через некоторое время оболочка каждой икринки разбухает и превращается в студенистый прозрачный слой, внутри которого видно яйцо. Верхняя половина его темная, а нижняя светлая: темная часть яйца лучше использует солнечные лучи и сильнее нагревается. Комки икры у многих видов лягушек всплывают на поверхность, где вода теплее.
Низкая температура задерживает развитие. Если погода теплая, яйцо многократно делится и превращается в многоклеточный зародыш. Через одну-две недели из икринки вылупляется личинка лягушки - головастик. Внешне он напоминает маленькую рыбку с большим хвостом. Дышит головастик сначала наружными жабрами (в виде небольших пучков по бокам головы). Вскоре они сменяются внутренними жабрами. У головастика один круг кровообращения и двухкамерное сердце, на коже заметна боковая линия. Таким образом, личинки земноводных имеют некоторые черты строения рыб.
Первые дни головастик живет за счет запасов питательных веществ икринки. Затем у него прорезается рот, снабженный роговыми челюстями. Головастик начинает питаться водорослями, простейшими и другими водными организмами. Дальнейшие изменения головастика идут тем скорее, чем жарче погода. Сперва у него появляются задние ноги, потом передние. Развиваются легкие. Головастик начинает подниматься к поверхности воды и заглатывать воздух. Хвост постепенно укорачивается, головастик становится молодым лягушонком и выходит на берег. От момента откладывания икры до конца превращения головастика в лягушку проходит около 2-3 месяцев. Лягушата, как и взрослые лягушки питаются животной пищей. Они могут размножаться с третьего года жизни.

Земноводные - первые наземные позвоночные животные, большинство которых живет на суше, а размножается в воде. Это влаголюбивые животные, что и определяет среду их обитания.

Живущие в воде тритоны и саламандры вероятнее всего когда-то завершили свой жизненный цикл на стадии личинки и в этом состоянии достигли половой зрелости.

Наземные животные - лягушки, жабы, квакши, чесночницы - живут не только на почве, но и на деревьях (квакша), в песках пустыни (жаба, чесночница), где они активны только ночью, а икру откладывают в лужи и временные водоемы, да и то не каждый год.

Земноводные питаются насекомыми и их личинками (жуками, комарами, мухами), а также пауками. Они едят моллюсков (слизней, улиток), мальков рыб. Особенно полезны жабы, поедающие ночных насекомых и слизней, малодоступных для птиц. Травяные лягушки питаются садовыми, лесными и полевыми вредителями. Одна лягушка за лето может съесть примерно 1200 вредных насекомых.

Сами земноводные являются пищей для рыб, птиц, змей, ежей, норки, хорька, выдры. Ими кормят птенцов хищные птицы. Жабы и саламандры, имеющие на коже ядовитые железы, млекопитающими и птицами не поедаются.

Зимуют земноводные в укрытиях на суше или в мелководных водоемах, поэтому бесснежные холодные зимы вызывают их массовую гибель, а загрязнение и высыхание водоемов приводит к гибели потомства - икры и головастиков. Земноводных надо охранять.

В Красную книгу СССР внесено 9 видов представителей этого класса.

Характеристика класса

Современная фауна земноводных немногочисленна - около 2500 видов примитивнейших наземных позвоночных. По морфологическим и биологическим признакам они занимают промежуточное положение между собственно водными организмами и собственно наземными.

Происхождение амфибий связано с рядом ароморфозов, таких, как появление пятипалой конечности, развитие легких, разделение предсердия на две камеры и появление двух кругов кровообращения, прогрессивное развитие центральной нервной системы и органов чувств. В течение всей жизни или хотя бы в личиночном состоянии земноводные обязательно связаны с водной средой. Взрослые формы для нормальной жизнедеятельности нуждаются в постоянном увлажнении кожи, поэтому обитают лишь вблизи водоемов или в местах с высокой влажностью. У большинства видов яйца (икра) не имеют плотных оболочек и могут развиваться только в воде, как и личинки. Личинки земноводных дышат жабрами, во время развития происходит метаморфоз (превращение) во взрослое животное, имеющее легочное дыхание и ряд других особенностей строения наземных животных.

Для взрослых земноводных характерны парные конечности пятипалого типа. Череп подвижно сочленен с позвоночником. В органе слуха кроме внутреннего развито еще среднее ухо. Одна из костей подъязычной дуги превращается в косточку среднего уха - стремечко. Формируются два круга кровообращения, сердце имеет два предсердия и один желудочек. Передний мозг увеличен, развиты два полушария. Наряду с этим у земноводных сохранились признаки, характерные для водных позвоночных. Кожа земноводных имеет большое количество слизистых желез, выделяемая ими слизь увлажняет ее, что необходимо для кожного дыхания (диффузия кислорода может происходить только через водную пленку). Температура тела зависит от температуры окружающей среды. Этими особенностями строения тела определяется богатство фауны земноводных во влажных и теплых тропических и субтропических областях (см. также табл. 18).

Типичный представитель класса - лягушка, на примере которой и дается обычно характеристика класса.

Строение и размножение лягушки

Озерная лягушка живет в водоемах или на их берегах. Ее плоская широкая голова плавно переходит в короткое туловище с редуцированным хвостом и удлиненными задними конечностями с плавательными переопнками. Передние конечности в отличие от задних имеют значительно меньшие размеры; на них 4, а не 5 пальцев.

Покровы тела . Кожа земноводных голая и всегда покрыта слизью благодаря большому количеству слизистых многоклеточных желез. Она не только выполняет защитную функцию (от микроорганизмов) и воспринимает внешнее раздражение, но и участвует в газообмене.

Скелет состоит из позвоночника, черепа и скелета конечностей. Позвоночник короткий, разделен на четыре отдела: шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой. В шейном отделе имеется лишь один кольцеобразный позвонок. В крестцовом отделе тоже один позвонок, к которому причленяются кости таза. Хвостовой отдел лягушки представлен уростилем - образованием, состоящим из 12 слившихся хвостовых позвонков. Между телами позвонков сохраняются остатки хорды, имеются верхние дуги и остистый отросток. Ребра отсутствуют. Череп широкий, уплощенный в спиннобрюшном направлении, у взрослых животных череп сохраняет много хрящевой ткани, что обусловливает сходство земноводных с кистеперыми рыбами, но в состав черепа входит меньше костей, чем у рыб. Отмечаются два затылочных мыщелка. Плечевой пояс состоит из грудины, двух коракоидов, двух ключиц и двух лопаток. В передней конечности различают плечо, две сросшиеся кости предплечья, несколько костей кисти и четыре пальца (пятый палец зачаточный). Тазовый пояс образован тремя парами сросшихся костей. В задней конечности различают бедро, две слитые кости голени, несколько костей стопы и пять пальцев. Задние конечности в два-три раза длиннее, чем передние. Это связано с передвижением прыжками, в воде при плавании лягушка энергично работает задними конечностями.

Мускулатура . Часть туловищной мускулатуры сохраняет метамерное строение (подобно мускулатуре рыб). Однако отчетливо проявляется более сложная дифференцировка мускулатуры, развита сложная система мускулатуры конечностей (особенно задних), жевательная мускулатура и т. п.

Внутренние органы лягушки лежат в целомической полости, которая выстлана тонким слоем эпителия и содержит небольшое количество жидкости. Большая часть полости тела занята органами пищеварения.

Пищеварительная система начинается большой ротоглоточной полостью, на дне которой передним концом прикреплен язык. При ловле насекомых и другой добычи язык выбрасывается изо рта и жертва прилипает к нему. На верхней и нижней челюстях лягушки, а также на небных костях имеются мелкие конические зубы (недифференцированные), которые служат лишь для удержания добычи. В этом выражается сходство земноводных с рыбами. В ротоглоточную полость открываются протоки слюнных желез. Их секрет увлажняет полость и пищу, облегчает проглатывание добычи, однако в нем нет пищеварительных ферментов. Далее пищеварительный тракт переходит в глотку, затем в пищевод и, наконец, в желудок, продолжением которого является кишечник. Двенадцатиперстная кишка лежит под желудком, а остальная часть кишечника складывается петлями и заканчивается клоакой. Имеются пищеварительные железы (поджелудочная и печень).

Смоченная слюной пища попадает в пищевод, а затем в желудок. Железистые клетки стенок желудка выделяют фермент пепсин, который активен в кислой среде (в желудке выделяется и соляная кислота). Частично переваренная пища перемещается в двенадцатиперстную кишку, в которую впадает желчный проток печени.

В желчный проток изливается и секрет поджелудочной железы. Двенадцатиперстная кишка незаметно переходит в тонкую кишку, где происходит всасывание питательных веществ. Непереваренные остатки пищи попадают в широкую прямую кишку и через клоаку выбрасываются наружу.

Головастики (личинки лягушек) питаются преимущественно растительной пищей (водорослями и др.), на челюстях у них развиты роговые пластинки, которые соскребают мягкие растительные ткани вместе с находящимися на них одноклеточными и другими мелкими беспозвоночными. Роговые пластинки сбрасываются во время метаморфоза.

Взрослые земноводные (в частности, лягушки) - хищники, питающиеся различными насекомыми и другими беспозвоночными животными, некоторые водные амфибии ловят мелких позвоночных.

Дыхательная система . В дыхании лягушки участвуют не только легкие, но и кожа, в которой находится большое количество капилляров. Легкие представлены тонкостенными мешками, внутренняя поверхность которых ячеистая. На стенках парных мешковидных легких имеется разветвленная сеть кровеносных сосудов. Воздух накачивается в легкие в результате нагнетающих движений дна ротовой полости, когда лягушка открывает ноздри и опускает дно ротоглоточной полости. Потом ноздри закрываются клапанами, дно ротоглоточной полости поднимается, и воздух проходит в легкие. Выдох происходит благодаря действию брюшных мышц и спаданию легочных стенок. У разных видов земноводных через легкие поступает 35-75 %, через кожу - 15-55 и через слизистую оболочку ротоглоточной полости - 10-15 % кислорода. Через легкие и ротоглоточную полость выделяется 35-55 %, через кожу - 45-65 % углекислого газа. У самцов имеются черпаловидные хрящи, окружающие гортанную щель и натянутые на них голосовые связки. Усиление звука достигается голосовыми мешками, образованными слизистой оболочкой ротовой полости.

Выделительная система . Продукты диссимиляции выводятся через кожу и легкие, но большая их часть выделяется почками, расположенными по бокам крестцового позвонка. Почки прилегают к спинной стороне полости лягушки и представляют собой продолговатые тела. В почках имеются клубочки, в которых из крови отфильтровываются вредные продукты распада и некоторые ценные вещества. Во время стока по почечным канальцам ценные соединения снова всасываются, а моча поступает по двум мочеточникам в клоаку и оттуда в мочевой пузырь. Некоторое время моча может накапливаться в мочевом пузыре, который расположен у брюшной поверхности клоаки. После наполнения мочевого пузыря мышцы его стенок сокращаются, моча выводится в клоаку и выбрасывается наружу.

Кровеносная система . Сердце взрослых земноводных трехкамерное, состоит из двух предсердий и желудочка. Имеется два круга кровообращения, но они полностью не разобщены, артериальная и венозная кровь частично смешивается благодаря единственному желудочку. От желудочка отходит артериальный конус с продольным спиральным клапаном внутри, который распределяет в разные сосуды артериальную и смешанную кровь. В правое предсердие поступает венозная кровь от внутренних органов и артериальная кровь от кожи, т. е. здесь собирается смешанная кровь. В левое предсердие поступает артериальная кровь из легких. Оба предсердия сокращаются одновременно и кровь из них поступает в желудочек. Благодаря продольному клапану в артериальном конусе венозная кровь поступает в легкие и кожу, смешанная - во все органы и части тела, кроме головы, артериальная - к головному мозгу и другим органам головы.

Кровеносная система личинок земноводных подобна кровеносной системе рыб: в сердце один желудочек и одно предсердие, имеется один круг кровообращения.

Эндокринная система . У лягушки в эту систему входят гипофиз, надпочечники, щитовидная, поджелудочная и половые железы. Гипофиз секретирует интермедин, который регулирует окраску лягушки, соматотропный и гонадотропные гормоны. Тироксин, который продуцирует щитовидная железа, необходим для нормального завершения метаморфоза, а также для поддержания обмена веществ у взрослого животного.

Нервная система характеризуется низкой степенью развития, но наряду с этим имеет ряд прогрессивных черт. Головной мозг имеет те же отделы, что и у рыб (передниий, межуточный, средний мозг, мозжечок и продолговатый мозг). Более развит передний мозг, разделившийся на два полушария, в каждом из них имеется полость - боковой желудочек. Мозжечок мал, что обусловлено сравнительно малоподвижным образом жизни и однообразием движений. Значительно крупнее продолговатый мозг. Из головного мозга выходит 10 пар нервов.

Эволюция амфибий, сопровождавшаяся сменой обитания и выходом из воды на сушу, связана со значительными изменениями в строении органов чувств.

Органы чувств в общем сложнее, чем у рыб; они обеспечивают ориентировку земноводных в воде и на суше. У личинок и обитающих в воде взрослых земноводных развиты органы боковой линии, они рассеяны на поверхности кожи, особенно многочисленны на голове. В эпидермальном слое кожи имеются температурные, болевые и осязательные рецепторы. Орган вкуса представлен вкусовыми почками на языке, небе и челюстях.

Органы обоняния представлены парными обонятельными мешками, которые открываются наружу парными наружными ноздрями, а в ротоглоточную полость - внутренними ноздрями. Часть стенок обонятельных мешков выстлана обонятельным эпителием. Органы обоняния функционируют только в воздушной среде, в воде наружные ноздри закрыты. Органы обоняния у земноводных и высших хордовых входят в состав дыхательных путей.

На глазах у взрослых земноводных развиты подвижные веки (верхнее и нижнее) и мигательная перепонка, они защищают роговицу от высыхания и загрязнения. У личинок земноводных век нет. Роговица глаза выпуклая, хрусталик имеет форму двояковыпуклой линзы. Это позволяет земноводным видеть довольно далеко. В сетчатке есть палочки и колбочки. У многих земноводных развито цветное зрение.

В органах слуха кроме внутреннего уха на месте брызгальца кистеперых рыб развито среднее ухо. В нем находится аппарат, усиливающий звуковые колебания. Наружное отверстие полости среднего уха затянуто упругой барабанной перепонкой, колебания которой усиливают звуковые волны. Через слуховую трубу, открывающуюся в глотку, полость среднего уха сообщается с наружной средой, что позволяет ослаблять резкие перепады давления на барабанную перепонку. В полости находится косточка - стремечко, одним концом она упирается в барабанную перепонку, другим - в затянутое перепончатой перегородкой овальное окно.

Таблица 19. Сравнительная характеристика строения личинок и взрослых лягушек
Признак Личинка (головастик) Взрослое животное
Форма тела Рыбообразная, с зачатками конечностей, хвост с плавательной перепонкой Тело укороченное, развиты две пары конечностей, хвоста нет
Способ передвижения Плавание с помощью хвоста Прыжки, плавание с помощью задних конечностей
Дыхание Жаберное (жабры вначале наружные, затем внутренние) Легочное и кожное
Кровеносная система Сердце двухкамерное, один круг кровообращения Сердце трехкамерное, два круга кровообращения
Органы чувств Развиты органы боковой линии, на глазах нет век Нет органов боковой линии, на глазах развиты веки
Челюсти и способ питания Роговыми пластинками челюстей соскабливает водоросли вместе с одноклеточными и другими мелкими животными Роговых пластинок на челюстях нет, липким языком захватывает насекомых, моллюсков, червей, мальков рыб
Образ жизни Водный Наземный, полуводный

Размножение . Амфибии раздельнополы. Половые органы парные, состоят из слегка желтоватых семенников у самца и пигментированных яичников у самки. От семенников отходят выносящие протоки, проникающие в передний отдел почки. Здесь они соединяются с мочевыми канальцами и открываются в мочеточник, выполняющий одновременно функцию семяпровода и открывающийся в клоаку. Яйца из яичников выпадают в полость тела, откуда через яйцеводы, открывающиеся в клоаку, выводятся наружу.

У лягушек хорошо выражен половой диформизм. Так, у самца имеются бугорки на внутреннем пальце передних ног ("брачная мозоль"), служащие для удержания самки во время оплодотворения, и голосовые мешки (резонаторы), усиливающие звук при кваканье. Следует подчеркнуть, что голос впервые появляется у земноводных. Очевидно, это связано с жизнью на суше.

Лягушки размножаются весной на третьем году жизни. Самки выметывают в воду икру, самцы орошают ее семенной жидкостью. Оплодотворенная икра развивается в течение 7-15 дней. Головастики - личинки лягушек - сильно отличаются строением от взрослых животных (табл. 19). Через два-три месяца головастик превращается в лягушку.

Развитие . У лягушки, как и у других земноводных, развитие происходит с метаморфозом. Метаморфоз широко распространен у представителей различных типов животных. Развитие с превращением появилось как одно из приспособлений к условиям обитания и нередко связано с переходом личиночных стадий из одной среды обитания в другую, как то наблюдается у земноводных.

Личинки земноводных - типичные обитатели воды, что является отражением образа жизни предков.

К особенностям морфологии головастика, имеющим приспособительное значение в соответствии с условиями среды обитания, относятся:

  • специальный аппарат на нижней стороне головного конца, который служит для прикрепления к подводным предметам,- присоска;
  • более длинный, чем у взрослой лягушки, кишечник (по сравнению с размерами тела); это связано с тем, что головастик потребляет растительную, а не животную (как взрослая лягушка) пищу.

Особенностями организации головастика, повторяющими признаки предков, следует признать рыбообразную форму с длинным хвостовым плавником, отсутствие пятипалых конечностей, наружные жабры, один круг кровообращения. В процессе метаморфоза перестраиваются все системы органов: отрастают конечности, рассасываются жабры и хвост, укорачивается кишечник, меняются характер пищи и химизм пищеварения, строение челюстей и всего черепа, кожные покровы, осуществляется переход от жаберного дыхания к легочному, глубокие преобразования происходят в системе органов кровообращения.

На течение метаморфоза земноводных существенное влияние оказывают гормоны, секретируемые специальными железами (см выше). Например, удаление у головастика щитовидной железы приводит к удлинению периода роста, метаморфоз при этом не наступает. Наоборот, если в корм головастика лягушки или других земноводных добавить препараты щитовидной железы или ее гормон, то метаморфоз значительно ускоряется, а рост прекращается; в результате можно получить лягушонка длиной всего 1 см.

Половые гормоны, вырабатываемые половыми железами, обуславливают развитие вторичных половых признаков, отличающих самцов от самок. У самцов лягушек на большом пальце передних конечностей не образуется "брачная мозоль" при их кастрации. Но если кастрату пересадить семенник или только инъецировать мужской половой гормон, то мозоль появляется.

Филогения

К амфибиям относятся формы, предки которых около 300 млн. лет назад (в каменноугольном периоде) вышли из воды на сушу и приспособились к новым наземным условиям жизни. От рыб они отличались наличием пятипалой конечности, а также легких и связанных с ними особенностей кровеносной системы. С рыбами их объединяет развитие личинки (головастик) в водной среде, наличие у личинок жаберных щелей, наружных жабр, боковой линии, артериального конуса и отсутствие зародышевых оболочек во время эмбрионального развития. Данные сравнительной морфологии и биологии показывают, что предков амфибий следует искать среди древних кистеперых рыб.

Переходными формами между ними и современными амфибиями были ископаемые формы - стегоцефалы, существовавшие в каменноугольном, пермском и триасовом периодах. Эти древнейшие земноводные, судя по костям черепа, чрезвычайно сходны с древними кистеперыми рыбами. Характерные признаки их: панцирь из кожных костей на голове, боках и животе, спиральный клапан кишечника, как у акуловых рыб, отсутствие тел позвонков. Стегоцефалы были ночными хищниками, жившими в мелких водоемах. Выход позвоночных на сушу совершился в девонский период, отличавшийся засушливым климатом. В этот период преимущество приобрели те животные, которые могли по суше переселяться из пересыхающего водоема в другой. Расцвет (период биологического прогресса) земноводных приходится на каменноугольный период, ровный, влажный и теплый климат которого был благоприятен для амфибий. Только благодаря выходу на сушу позвоночные получили возможность в дальнейшем прогрессивно развиваться.

Систематика

Класс амфибий составляют три отряда: безногие (Apoda), хвостатые (Urodela) и бесхвостые (Аnura). К первому отряду относятся примитивные, приспособленные к своеобразному образу жизни во влажном грунте животные - червяги. Обитают они в тропическом поясе Азии, Африки и Америки. Хвостатые амфибии характеризуются удлинен ным хвостом и парными короткими конечностями. Это наименее специализированные формы. Глаза маленькие, без век. У некоторых видов всю жизнь сохраняются наружные жабры и жаберные щели. К хвостатым относятся тритоны, саламандры и амблистомы. У бесхвостых амфибий (жабы, лягушки) тело короткое, без хвоста, с длинными задними конечностями. Среди них есть ряд видов, которые употребляются в пищу.

Значение земноводных

Земноводные уничтожают большое количество комаров, мошек и других насекомых, а также моллюсков, в том числе вредителей культурных растений и переносчиков заболеваний. Обыкновенная квакша питается в основном насекомыми: жуками-щелкунами, земляными блошками, гусеницами, муравьями; зеленая жаба - жуками, клопами, гусеницами, личинками мух, муравьями. В свою очередь земноводных поедают многие промысловые рыбы, утки, цапли, пушные звери (норка, хорь, выдра и др.).

Место работы, должность: МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара, учитель биологии и химии

Тема урока: «Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»

Задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать знания у учащихся об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с наземно-водным образом жизни;

Развивающие:

  1. Развитие любознательности и познавательного интереса;
  2. Развитие внимательности;
  3. Сформировать умения сравнивать класс земноводных с классом рыб.

Воспитывающие:

  1. Эстетическое воспитание;
  2. Воспитание бережного отношения к природе.

Методы обучения:

  1. Словесные: рассказ.
  2. Наглядные: печатные таблицы «Тип хордовые. Класс Земноводные», «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка», скелет лягушки.
  3. Оборудование: ксерокопии лягушек

Тип урока: Изучение нового материала

Структура (элементы) урока с указанием времени:

  1. Организационное начало урока – 1 мин
  2. Изучение нового материала - 20 мин
  3. Лабораторная работа – 15 мин
  4. Организация домашнего задания – 3 мин
  5. Организованный конец урока – 1 мин

Литература для учителя:

  1. Наумов С.П. Зоология позвоночных: Учебник для студентов пед. институтов по биол. спец. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982;
  2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.; Латюшина В.В. Шапкина В.А.; Константинова В.М. и др. – М: ВАКО, 2004
  3. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и Земноводные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000

Литература для учащихся:

  1. Иллюстрированная энциклопедия школьника. Зоология. Мир энциклопедий – М., 2006;

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока «Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки».

Ребята, сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных – Земноводные.

Земноводные, или Амфибии, - первая немногочисленная группа примитивных наземных животных, сохранивших тесную связь с водной средой и насчитывающая более 2800 видов животных. Слово «Земноводное» («амфибия») означает «две жизни», так как эти существа могут проводить жизнь как на суше, так и в воде. Записывают в тетрадь.

Места обитания земноводных различны, так как я уже отметила выше, что они сохранили тесную связь с водой. Например, некоторые лягушки летом встречаются по берегам водоёмов, здесь они подкарауливают насекомых, пауков и т.д. Лягушки питаются только подвижными насекомыми. В случае опасности лягушка прыгает в воду и ныряет. Через некоторое время она всплывает и если всё спокойно она выбирается на берег. Активны земноводные лишь в теплое время, а с наступлением холодов они опускаются на дно водоёмов, закапываются в ил и впадают в оцепенение.

Тритоны и жабы зимуют в наземных укрытиях – древесной трухе, норах грызунов, в углублениях почвы.

При освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно изменить строение организма. Тело земноводного, как и человека, на 70% состоит из воды, но их кожа, в отличие от нашей, пропускает воду.

Земноводные нарушили закон: у живущих на суше кожа должна быть сухой. Непочтение к законам, как известно, чревато последствиями. Ждала кара и амфибий.

Какая? Как они справляются с этим испытанием?

Кожа с чешуёй – никудышный аппарат для дыхания. Дышать кожей можно лишь когда она влажная. И обзавелись амфибии железами, которые вырабатывают слизь. У жаб и других земноводных кожные железы выделяют ядовитую слизь, предохраняющую их от врагов. А в результате стали они теми, кто нарушил закон. Кара заключается в том, что они попали в заколдованный круг. Их влажная кожа – словно открытая водная поверхность, с которой легко испаряется вода. Испаряясь, вода уносит с собой тепло. Всегда мокрые, амфибии теряют тепла в сотни раз больше, чем вырабатывают. Вот и живут они в пограничной зоне двух сред, воды и суши. Держатся у водоёмов, в сырых местах – там испарение невелико.

Однако кожа, так осложняющая жизнь амфибий, имеет и огромное достоинство: пополняет запасы воды она мастерски. Амфибиям нет нужды пить воду ртом. Те, что живут в ручьях, болотах, озёрах, впитывают влагу всей кожей. А у сухопутных доставкой воды занимаются определённые участки кожи. Ни жабам, ни другим бесхвостым искать пруд не надо. Припадут они брюшком к влажной земле или прогуляются по траве, мокрой от росы, - и наберут воды.

А ещё оказывается, русская сказка «Царевна-лягушка», в которой лягушка сбрасывает кожу, - не вымысел, а если и вымысел, то очень правдивый. Кожа – единственная одежда амфибий. В ней они зарываются в землю, заползают в дупла, по камни. И как не берегут амфибии свои платья, они становятся старыми, снашиваются. Не сказочные, обычные лягушки меняют свою одежду не менее четырёх раз.

В воде лягушка передвигается с помощью задних конечностей, между пальцами которых натянута плавательная перепонка, которая служит земноводным тем же, чем ласты водолазам, - они помогают им быстрее плавать, так как при резком вытягивании, выпрямлении задних конечностей лягушка делает сильные толчки. Ребята, а для чего тогда лягушке нужны передние конечности?

Ученик: Лягушка приземляется на передние лапы, а задние тем временем складывает.

Учитель: Правильно. Заметьте, что конечности лягушек слабые и не вполне наземного типа.

Ребята, обратите внимание, что амфибии первыми встали на ноги. Ноги земноводных имеют суставы и закреплены в теле с помощью поясов конечностей. Они первыми начали мигать – чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания, у них появились подвижные веки. Как и у всех наземных позвоночных, имеются слезные железы, секрет которых смачивает глаза, смывает пылинки и обладает бактерицидным действием. Обратите внимание, что роговица глаз выпуклая (а не плоская как у рыб) и линзовидный хрусталик (а не круглый как у рыб). Интересно, что в воде роговица у амфибий становится плоской.

Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у амфибий появился новый орган – среднее ухо, закрытое гибкой мембраной - барабанной перепонкой – снабженное специальными косточками для усиления и передачи возникающих колебаний.

Амфибии первыми из наземных позвоночных приобрели голосовой аппарат. У самцов в углах рта располагаются голосовые мешки (или резонаторы), которые при кваканье раздуваются как пузыри, усиливая звуки. У самок усилителей звука нет. Они лишь тихонько попискивают.

Ребята, запишем в тетрадь вывод: Особенности внешнего строения земноводных зависят от выхода их на сушу и от того, что земноводные ведут водный и наземный образ жизни.

Ребята, самые главные изменения произошли в скелете земноводных. И для того чтобы нам лучше разобраться в этих изменениях проведём лабораторную работу. Записываем в тетрадь название лабораторной работы «Изучение скелета лягушки». Далее начертите в тетради таблицу, которая называется «Особенности строения и значение скелета лягушки». Чертят таблицу.

Отделы скелета

Название костей

Значение

Череп

Мозговая часть

Кости челюстей

Защита головного мозга

Шейный – 1 позвонок

Туловищный – 7 позвонков

Крестцовый – 1 позвонок

Скелет передних конечностей

Участвуют в передвижении

Пояс передних конечностей

Опора передних конечностей

Скелет задних конечностей

Участвуют в передвижении

Пояс задних конечностей

Тазовые кости

Опора задних конечностей

Вывод:

Домашнее задание: Параграф 36. Выучить записи в тетради, разукрасить скелет лягушки и вклеить в тетрадь, закончить таблицу.

Лист ученической тетради

11.02.2010

«Места обитания и внешнее строение земноводных.

Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»

«Земноводное» («амфибия») означает «две жизни», так как эти существа могут проводить жизнь как на суше, так и в воде.

Особенности внешнего строения и образа жизни в связи с наземно-водным образом жизни:

  1. Кожа пропускает воду;
  2. Тело покрыто слизью;
  3. Имеются особые железы, предохраняющие кожу от высыхания;
  4. Передвигаются с помощью задних конечностей, между пальцами которых перепонка;
  5. Подвижные веки;
  6. Среднее ухо;
  7. Барабанная перепонка;
  8. Голосовой аппарат;
  9. Выпуклая роговица глаз.

Лабораторная работа

«Изучение скелета лягушки»

«Особенности строения и значение скелета лягушки»

Отделы скелета

Название костей

Значение

Череп

Мозговая часть

Кости челюстей

Защита головного мозга

Позвоночник (нет грудной перегородки)

Шейный – 1 позвонок

Туловищный – 7 позвонков

Крестцовый – 1 позвонок

Хвостовой позвонок - уростиль

Защита спинного мозга и опора внутренних органов

Скелет передних конечностей

Плечо, предплечье, кисть (запястье, пясть, фаланги пальцев)

Участвуют в передвижении

Пояс передних конечностей

Парные лопатки, парные ключицы, парные каракоиды

Опора передних конечностей

Скелет задних конечностей

Бедро, голень, стопа (предплюсна, плюсна, фаланги пальцев)

Участвуют в передвижении

Пояс задних конечностей

Тазовые кости

Опора задних конечностей

Вывод: в связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, коротким позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими конечностями.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!