Принцип неприменения силы и угрозы применения силы. Принципы неприменения силы или угрозы силой и мирного урегулирования споров
ПРИНЦИП НЕПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ
- один из основополагающих принципов современного международного права: запрет применения силы или угрозы силой в отношениях между государствами. Начал укореняться в международном праве после Первой Мировой войны. Первым многосторонним договором, запретившим войну как орудие национальной политики, был Парижский от 27 августа 1928 г. ( Бриана-Келлога). Важным этапом в развитии П.н.с. стало принятие Устава ООН, ст. 2 которого, не ограничиваясь запретом агрессивной войны, запрещает т.ж. угрозу силой и ее применение в международных отношениях как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций.
Принятая ООН Декларация о принципах международного права 1970 г. включила в понятие П.н.с. такие положения, как обязанность государств воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в т.ч. территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ. Согласно Декларации каждое обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных демаркационных линий, таких, как линии перемирия; от актов , связанных с применением силы, от каких-либо насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость; от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд (в т.ч. наемников) для вторжения на территорию другого государства. Территория государства не должна быть объектом военной оккупации или приобретения в результате применения силы в нарушение Устава ООН. При этом Декларация исходит из того, что под термином "сила", по смыслу п. 4 ст. 2 Устава ООН, понимаются не только вооруженная сила, но т.ж. экономическая, политическая и иные формы принуждения. Важное значение для закрепления в международном праве П.н.с. имеет принятие в 1974 г. ООН Определения агрессии.
Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .
Смотреть что такое "ПРИНЦИП НЕПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ" в других словарях:
ПРИНЦИП НЕПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ - один из основополагающих принципов современного международного права: запрет применения силы или угрозы силой в отношениях между государствами. Начал укореняться в международном праве после Первой Мировой войны. Первым многосторонним договором,… … Юридическая энциклопедия
принцип неприменения силы Большой юридический словарь
ПРИНЦИП ЗАПРЕЩЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ И УГРОЗЫ СИЛОЙ (ПРИНЦИП НЕПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ) - один из основополагающих принципов современного международного права, который занимает центральное место в системе принципов Устава ООН. Он развивает содержание принципа ненападения и сформулирован в п. 4 ст. 2 Устава ООН, в соответствии с… … Юридическая энциклопедия
НЕПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ ПРИНЦИП - ПРИНЦИП НЕПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ … Юридическая энциклопедия
- (см. ПРИНЦИП НЕПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ) …
Один из основных принципов международного права, означающий запрет применения силы или угрозы силой в отношениях между государствами. Н. с. п. впервые закреплен Парижским договором от 27 августа 1928 г. (пакт Бриана Келлога). Устав ООН, не… … Юридический словарь
неприменения силы принцип - один из основных принципов международного права, означающий запрет применения силы или угрозы силой в отношениях между государствами. Н. с. п. впервые закреплен Парижским договором от 27 августа 1928 г. (пакт Бриана Келлога). Устав ООН, не… … Большой юридический словарь
- (ПРИНЦИП НЕПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ) один из основополагающих принципов современного международного права, который занимает центральное место в системе принципов Устава ООН. Он развивает содержание принципа ненападения и сформулирован в п. 4 ст. 2 Устава… … Энциклопедический словарь экономики и права
Один из основных принципов международного права, сформирован в период между двумя мировыми войнами. Основное назначение этого принципа состоит в упразднении права на войну как неотъемлемого атрибута государственного суверенитета, вплоть до XX в … Юридический словарь
6. ПРИНЦИП НЕПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ И УГРОЗЫ СИЛОЙ
Демократизация международных отношений с неизбежностью приводит к ограничению применения силы и угрозы силой. Впервые эта объективная закономерность была закреплена в качестве принципа международного права в Уставе ООН, выработанном в период освободительной борьбы против фашизма и отразившем демократические устремления и надежды народов на справедливое послевоенное устройство международных отношений. Согласно п. 4 ст. 2 Устава «все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций».
Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, поскольку поддержание международного мира и безопасности требует, чтобы все государства, а не только члены ООН, придерживались в отношениях друг с другом указанного принципа.
Согласно Уставу ООН запрещается не только применение вооруженной силы, но и невооруженное насилие, которое носит характер противоправного применения силы.
Термин «сила», содержащийся в п. 4 ст. 2 Устава, как и сам принцип, не может рассматриваться изолированно, а должен толковаться во всей совокупности прав и обязанностей государств, определенных Уставом. В заключительном акте ОБСЕ (раздел, касающийся претворения в жизнь согласованных принципов) прямо указывается, что государства-участники будут «воздерживаться от всех проявлений силы с целью принуждения другого государства-участника», «воздерживаться от любого акта экономического принуждения».
Все это, бесспорно, свидетельствует о том, что современное международное право запрещает противоправное применение силы в любом ее проявлении.
Принцип неприменения силы предусматривает прежде всего запрещение агрессивных войн. Согласно «Определению агрессии 1974 г.» применение государством вооруженной силы первым может быть квалифицировано как агрессивная война, которая является международным преступлением и порождает международно-правовую ответственность государств и международную уголовную ответственность виновных индивидов. В послевоенные годы в содержание принципа была включена и обязанность государств воздерживаться от пропаганды агрессивной войны.
Кроме понятия агрессии, международное право выделяет понятие «вооруженное нападение». При всем сходстве действий государств в обоих случаях юридические последствия при их совершении могут быть различными, поскольку Совет Безопасности Организации Объединенных Наций может квалифицировать в качестве агрессии действия, не связанные с непосредственным вооруженным нападением.
Нарушением принципа неприменения силы следует также считать насильственные действия в отношении международных демаркационных линий и линий перемирия, блокаду портов или берегов государства, любые насильственные действия, препятствующие народам осуществить законное право на самоопределение, а также ряд других насильственных действий.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Устав Патрульно-Постовой Службы автора Законы РФСтатья 13. Применение физической силы Сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным
Из книги Гражданский кодекс РФ. Часть первая автора Законы РФСтатья 179. Недействительность сделки, совершенной под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств 1. Сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного
Из книги Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве автора Решетникова И. В.1.3.4. Дела о признании недействительным договора, заключенного под влиянием насилия (угрозы) В соответствии со ст. 179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием насилия (угрозы), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.В предмет доказывания в делах о
Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов Из книги Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них автора Губанов Вячеслав Михайлович11.3. Угрозы информационной безопасности России Следует отметить, что, хотя порождаемые информатизацией проблемы информационной безопасности являются глобальными, для России они приобретают особую значимость в связи с ее геополитическим и экономическим положением.В
Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестенСтатья 179. Недействительность сделки, совершенной под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств 1. Сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы,
Из книги Настольная книга адвоката. Искусство защиты в суде автора Спенс Джерри6. Опасность силы гнева
Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов7. Понимание силы власти
Из книги Прокурорский надзор: Шпаргалка автора Автор неизвестенСТАТЬЯ 179. Недействительность сделки, совершенной под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств 1. Сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы,
Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен Из книги Журналистское расследование автора Коллектив авторов Из книги Кримінальне право України. Загальна частина. автора Вереша Роман Вікторович Из книги Вопросы ответственности за имущественные преступления автора Борисова Ольга ВалентиновнаНовые угрозы О том, что нужна коллективная ответственность за весь этот происходящий кошмар (то есть что нужно обращаться в правоохранительные органы), журналисты поняли уже давно. А последней каплей стал очередной страшный звонок «Третьего».В тот раз звонивший был
Из книги автора§ 3. Принцип справедливості (індивідуалізації) відповідальності та принцип економії кримінальної репресії Цей принцип означає, що покарання, яке застосовує суд до особи злочинця, має бути у межах закону, конкретним та індивідуальним з урахуванням тяжкості вчиненого
Из книги автораСочетание обмана и угрозы при совершении имущественных преступлений Посягательства на имущественные отношения, в том числе на собственность (глава 21 УК РФ) характеризуются различными способами, к числу которых относятся обман и угроза. Путем обмана могут совершаться
Принцип неприменения силы и угрозы силой относится к числу принципов, становление которых произошло в XX столетии. До этого международное право считало обращение к войне как к способу урегулирования международных разногласий и споров естественной функцией государства, его неотъемлемым правом. Это отмечал в своем трактате «О праве войны и мира» Гуго Гроций, подчеркивая, что «право... народов, установленное волею, а также законы и обычаи всех народов, как об этом в достаточной мере свидетельствует история, отнюдь не осуждают войны». Английский юрист Л. Оппенгейм признавал, что «с точки зрения права война представлялась естественной функцией государства и прерогативой его неограниченного суверенитета».
Принятые на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 годов Конвенции о мирном решении международных столкновений и об ограничении применения силы при взыскании по договорным долговым обязательствам не отменяли права государства на войну (jus ad bellum), а лишь призывали государства «по возможности» предупреждать обращение к силе, «насколько позволят обстоятельства».
Становление принципа неприменения силы началось с запрещения агрессивных войн. Впервые война была объявлена величайшим преступлением против человечества во внутригосударственном законе - Декрете о мире, принятом на II Всероссийском съезде Советов России 8 ноября 1917 г.
Статут Лиги Наций установил определенные ограничения на право государств прибегать к войне. Лига приняла ряд документов, запрещающих и осуждающих агрессивные войны, в том числе Декларацию об агрессивных войнах 1927 года. Первым многосторонним договором, запретившим обращение к войне, стал Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики от 27 августа 1928 г., вступивший в силу 24 июля 1929 г. (известен как пакт Бриана-Келлога, или Парижский пакт). В ст. 1 Договора предусматривалось, что участники Договора «осуждают обращение к войне для урегулирования международных споров и отказываются от таковой в своих взаимных отношениях в качестве орудия национальной политики».
Устав ООН придал более широкое толкование запрещению войны, закрепив его в форме неприменения силы или угрозы силой. Статья 2, п. 4, Устава обязывает гос-ва воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого гос-ва, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.
Нормативное содержание принципа неприменения силы и угрозы силой получило конкретизацию в Декларации ООН о принципах международного права 1970 года, в Определении агрессии 1974 года , в Заключительном акте СБСЕ 1975 года , в Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 года . Анализ всех этих документов дает возможность определить в наиболее полной степени нормативное содержание принципа.
Прежде всего, рассматриваемый принцип является универсальным по своему характеру и обязательным , независимо от политической, экономической, социальной или культурной системы или союзнических отношений каждого государства (Декларация 1987 г.). Это означает, что принцип распространяется на все государства. При этом запрещаются любые действия, представляющие собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы одним государством против другого (Декларация 1975 г.). Под «любыми действиями» следует понимать как применение вооруженной силы, так и невооруженное насилие. Запрещая все проявления силы или ее угрозы, Декларация 1970 года обращает особое внимание на обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью: 1) нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров или вопросов, касающихся государственных границ; 2) нарушения международных демаркационных линий, включая линии перемирия; 3) актов репрессалий, связанных с применением силы; 4) насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость; 5) организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства; 6) организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или потворствования подобным актам в пределах собственной территории; 7) военной оккупации территории государства или ее приобретения в результате угрозы силой или ее применения.
В Декларации 1987 года подчеркивается также обязанность государств не применять и не поощрять применения экономических, политических или каких-либо других мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ.
Принцип неприменения силы и угрозы силой запрещает прежде всего применение вооруженной агрессии. Для раскрытия его содержания принципиальное значение имеет Определение агрессии, принятое Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году. (для шпоры оставлю здесь, но это вопрос № 56!!!)
В ст. 1 говорится, что агрессией является применение силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН.
Статья 3 дает определение агрессии через перечень конкретных агрессивных актов, устанавливая, что любое из нижеперечисленных действий, независимо от объявления войны, будучи примененным первым, будет квалифицироваться в качестве акта агрессии:
1) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы против территории другого государства или части ее;
2) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;
3) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
4) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские или воздушные флоты другого государства;
5) применение вооруженных сил одного государства, находящихся натерритории другого государства по соглашению с принимающим Государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, кии любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;
6) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;
7) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляет акты применения вооруженной силы против другого государства, косящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.
Из семи перечисленных случаев первые пять относятся к актам прямой агрессии, последний, седьмой,-к косвенной. Особо выделяется в п. 6 случай соучастия в агрессии. Перечень агрессивных актов, перечисленных в Определении агрессии, не является исчерпывающим. «Совет Безопасности, - говорится в ст. 4, - может определить, что другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава».
В Определении агрессии прямо подчеркиваются дискреционные полномочия Совета Безопасности при установлении существования актов агрессии. Именно с учетом таких полномочий ст. 2 Определения агрессии устанавливает критерии противоправности применения вооруженной силы. Наиболее важный из них - принцип первенства, который гласит, что «применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является prima facie свидетельством акта агрессии».
Совет Безопасности, выполняя свои полномочия в установлении акта агрессии, помимо принципа первенства должен руководствоваться и другими важными критериями. Об этом прямо говорит ст. 2 Определения агрессии: «Совет Безопасности может в соответствии с Уставом сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера».
Критерий серьезности характера актов незаконного применения вооруженной силы позволяет СБ провести грань между актом агрессии и таким применением вооруженной силы, которое в силу его ограниченного или случайного характера может быть расценено как угроза миру или нарушение мира.
Из ст. 2 вытекает также необходимость учета критерия агрессивного намерения. При рассмотрении конкретной ситуации Совет Безопасности исходит не только из принципа первенства, но и из агрессивных намерений сторон. Важным подспорьем в этом направлении является ст. 5 Определения агрессии, которая указывает, что никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного, не могут служить оправданием агрессии.
Определение агрессии квалифицирует агрессию как преступление против международного мира, влекущее международную ответственность. Оно предусматривает, что никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными.
Принятый в Риме в июле 1998 года Статут Международного уголовного суда включил в перечень преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда и влекущих индивидуальную уголовную ответственность физических лиц, преступление агрессии. И хотя Суду предстоит еще выработать определение и элементы такого преступления, факт его включения в перечень наиболее серьезных преступлений, вызывающих озабоченность всего международного сообщества, свидетельствует о решимости государств укрепить режим неприменения силы и угрозы силой.
Принцип неприменения силы и угрозы силой не исключает правомерного применения силы в порядке самообороны и в случае применения мер объединенными вооруженными силами от имени ООН в целях поддержания международного мира и безопасности.
Устав ООН, ссылаясь в ст. 51 на неотъемлемое право государств на индивидуальную или коллективную самооборону, подчеркивает, что это право возникает лишь в случае вооруженного нападения одного государства на другое. Право на самооборону не должно трактоваться расширительно. Это означает, что государство не вправе использовать вооруженные силы в порядке превентивного удара, ссылаясь на угрозу вооруженного нападения. Статья 51 также требует от государств, чтобы о мерах, принятых ими при осуществлении права на самооборону, было немедленно сообщено Совету Безопасности и чтобы эти меры никоим образом не затрагивали полномочий и ответственности Совета Безопасности в отношении действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
Право ООН на применение вооруженной силы для поддержания международного мира и безопасности также поставлено в определенные рамки. Применение такой силы может иметь место только в случаях угрозы миру, нарушения мира и акта агрессии по решению Совета Безопасности и под его руководством.
Тем не менее в современных условиях ст. 51 все чаще трактуется как дающая право государству применять силу превентивно в случае явной угрозы. Из такого понимания исходит военная доктрина США, а также военная доктрина России, одобренная в 2000 году.
Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, созданная в 2003 году Генеральным секретарем ООН из 16 видных деятелей, представляющих различные регионы мира (в ее составе был и Е.М. Примаков), во главе с бывшим премьер-министром Таиланда Ананом Паньярачуном в своем докладе «Более безопасный мир: наша общая ответственность» (А/59/565) высказалась против внесения каких-либо поправок в ст. 51 Устава. Группа исходила из того, что Устав наделяет Совет Безопасности всеми необходимыми полномочиями для устранения как явных угроз, так и угроз, хотя и не являющихся явными, но которые станут реальными практически без каких-либо предупреждений и, если их не устранить, могут привести к чудовищным последствиям. Группа предложила следующие пять критериев легитимности , которые Совет Безопасности (и любой другой участвующий в принятии таких решений орган) должен всегда учитывать при рассмотрении вопроса о том, разрешить ли применение вооруженной силы или применить ее: серьезность угрозы, правильная цель, крайнее средство, соразмерность средств и сбалансированный учет последствий.
Вооруженная сила может быть применена народами колониальных и зависимых стран в борьбе за свою независимость при осуществлении своего права на самоопределение.
Что касается применения невооруженной силы, то государства вправе обращаться к мерам, не связанным с использованием вооруженных сил, в порядке реторсии или репрессалии в ответ на недружественное поведение или правонарушение, не имеющее характера международного преступления. Их применение должно носить соразмерный характер . Если же речь идет об использовании таких мер в качестве санкций против государства, поведение которого квалифицировано как создающее угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии, то они могут применяться только по решению Совета Безопасности и под его контролем. В ст. 41 Устава дан перечень таких мер: полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.
Спецификой принципа неприменения силы и угрозы силой является то, что он связан с такими понятиями, как сила, вооруженная сила, невооруженная сила, угроза миру, нарушение мира, агрессия, акт агрессии, вооруженное нападение, индивидуальная и коллективная самооборона. Право квалифицировать те или иные ситуации в соответствии с указанными понятиями и устанавливать применение мер, связанных с использованием силы, принадлежит исключительно Совету Безопасности. Это один из основополагающих моментов в системе поддержания мира, основанной на положениях Устава, который, к сожалению, не всегда соблюдается в практике международных отношений, о чем свидетельствуют действия США и их союзников по НАТО в Югославии, Афганистане, Ираке. Применение силы или ее угрозы в нарушение положений Устава ООН является незаконным, и, как отмечено в Декларации 1987 года, «никакие соображения не могут использоваться в качестве оправдания» этому.
Составной частью принципа неприменения силы и угрозы силой является запрещение пропаганды войны. В Декларации 1970 года об этом говорится: «В соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн». Такое же положение включено и в Декларацию 1987 года.
Принцип неприменения силы и угрозы силой самым тесным образом связан с системой поддержания международного мира и безопасности, являясь ее центральным звеном.
Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика
№ 11 (90) 2015г.
Фархутдинов И.З.
Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе формировалось, начиная с XVII в. (право войны (лат. jus ad bellum) до середины XX в.
Устав ООН юридически закрепил запрет на применение силы в международных отношениях, за исключением двух допустимых случаев – самообороны и по решению Совета Безопасности. Важную роль в эволюции данного принципа сыграли Гаагские мирные конференции 1899 и 1907 гг., Статут Лиги Наций 1920 г., Парижский пакт 1928 г. Но только Устав ООН ввел в международное право императивный принцип запрещения применения силы и угрозы силой, который охватывает все виды насилия: вооруженное, экономическое, политическое и др. Однако и после 1945 г. мир неоднократно ввергался в различные войны. И мы, современники, как выясняется сегодня, оказались не застрахованными от судеб миллионов убиенных в двух мировых войнах. После относительно короткого периода разрядки международной напряженности на рубеже веков, международное сообщество оказалось расколото бездумной внешней политикой США и их европейских вассалов. По существу они и совершили государственный переворот в Киеве в феврале 2014 г., положив начало новому военному противостоянию во всем мире. Украина превратилась в долгосрочный очаг нестабильности непосредственно у российских границ. Исламское государство, гнездо глобального терроризма, появилось при попустительстве США. Удобным для себя моментом решила воспользоваться правящая Турцией клика Эрдогана, имеющая далеко идущие планы о превращении страны в региональную державу. Неоспоримые успехи России на международной арене красноречиво свидетельствуют о том, что однополярный мир канул в Лету окончательно именно в 2015 году.
Ключевые слова: основные принципы международного права, угроза миру и безопасности, jus ad bellum, Гаагские мирные конференции, Статут Лиги Наций, Парижский пакт, Устав ООН, мирное разрешение споров, определение агрессии.
Farkhutdinov I. Z.
INTERNATIONAL LAW ON THE PRINCIPLE OF THE NONUSE OF FORCE OR THREAT OF FORCE:PAST AND PRESENT
Non-use of force or threat of force as one of the basic principles in the international regulatory system was formed, since the XVII century. (the law of war (lat. Jus ad bellum) until the middle of the XX century. The United Nations Charter legally secured a ban on the use of force in international relations, except two valid cases - self-defense and the decision of the Security Council. An important role in the evolution of this principle have played the Hague Peace Conferences of 1899 and 1907, the Statute of the League of Nations 1920, the Paris Pact 1928.
But the UN Charter entered in the modern international law principle of non-mandatory use of force and threat of force, which covers all types of armed violence, economic, political, etc.
However, after 1945 the world plunged repeatedly in various wars. And we, the contemporaries, as we see today, were not insured by the fate of millions murdered in the two world wars. After a relatively short period of detente in the turn of the century the international community has been split reckless foreign policy of the United States and its European vassals.
In essence, they have committed a coup in Kiev in February 2014, setting off a new military confrontation in the world. Islamic state, with global terrorism, appeared with the connivance of the United States. Convenient for the moment decided to take advantage of the ruling clique of Turkey Erdogan, has ambitious plans to transform the country into a regional power.
The undeniable success of Russia in the international arena eloquently that the unipolar world has sunk into oblivion was completely in 2015.
Keywords: the basic principles of international law, threat to peace and security, jus ad bellum, the Hague Peace Conference, the Statute of the League of Nations, the Paris Pact, the UN Charter, the peaceful resolution of disputes, the definition of aggression.
Международное право
В международном праве принцип неприменения силы или угрозы силой является общепринятым по своему характеру и обязательным для каждого государства, то есть имеет форму jus cogens. Данный принцип является одним из основных принципов в международной нормативной системе. Наличие совокупности основополагающих принципов как раз и является важнейшей особенностью международного права. Они сформировались постепенно как обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также как главное содержание международного права и обладающие высшей юридической силой в международном сообществе. Основные принципы международного права выступают, как пишет И. И. Лукашук, ядром международного правопорядка.
Формирование в международном праве принципа запрещения завоевательной войны, а позднее, и принципа неприменения силы, внесло коренные изменения в институт международно-правовой ответственности. Государство, совершившее такое тяжкое преступление, как агрессия, несет за нее ответственность не только перед жертвой агрессии, но и перед всем международным сообществом. Угроза миру и безопасности должны рассматриваться как посягательство на права всех государств.
В учредительном акте ООН и Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 г. перечислены следующие принципы: 1) неприменение силы или угрозы силой; 2) мирное разрешение споров; 3) невмешательство; 4) сотрудничество; 5) равноправие и самоопределение народов; 6) суверенное равенство государств; 7) добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
Практически все принципы международного права прямо или косвенно закреплены в Уставе ООН. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г. дополнил приведенный перечень тремя принципами: нерушимость границ, территориальная целостность, уважение прав человека. Последние два не были выделены в качестве самостоятельных в Декларации 1970 г., но были отражены в содержании других принципов. Итого основных принципов международного права насчитывается десять, с чем согласны большинство юристов-международников.
Эти десять основополагающих начал взаимосвязаны, взаимодействуют и взаимодополняют друг друга. Их не следует трактовать в отрыве друг от друга. Тем более противопоставлять один принцип другому. Без этого невозможно представить их успешное действие в современной международнонормативной системе. Основные принципы современного международного права в совокупности объединяют всю систему международного права в единое целое. Как видно, принцип неприменения силы или угрозы силой Устав ООН ставит на первое месте среди основных принципов международного права, являющегося фундаментальным фактором в обеспечении мира и безопасности во всем мире.
Между прочим, статья 52 Конвенции 1969 года о праве международных договоров провозглашает ничтожность договора, если его заключение явилось результатом угрозы силой или её применения в нарушение принципов международного права, воплощённых в Уставе ООН. Его появление стало огромным достижением мирового сообщества и благодатной новеллой современного международного права.
Международное право XXI в. формируется как право международного сообщества благодаря, прежде всего, его основным принципам. Нормы международного права создаются путем соглашения его субъектов, механизм формирования и действия международного права носит, особо заметим, межгосударственный, а не надгосударственный характер. Поэтому, принцип неприменения силы не распространяется на происходящие внутригосударственные дела, поскольку международное право не регулирует такого рода правоотношения. В национальных правовых системах законное применение силы всецело принадлежит государству в силу суверенного равенства государств, являющегося одним из основных принципов международного права. На международной арене, ввиду отсутствия надгосударственной власти как таковой, сила (принуждение) находится в распоряжении самих субъектов. Международное право, являясь регулятором международных отношений, выполняет две неразрывно связанные и взаимопроникающие функции: стабилизирующую и созидательную.
Пункт 4 ст. 2 Устава гласит: «Все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций».
Итак, впервые принцип неприменения силы или угрозы силой был провозглашен в Уставе ООН, принятом в 1945 году. Тогда и начался новый этап международного права. С тех пор международное право мы называем современным международным правом, одной из основных задач которого выступает усиление эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях, устранение опасности новых вооруженных конфликтов между государствами, путем обеспечения поворота в международной обстановке от конфронтации к мирным отношениям и сотрудничеству и принятия других надлежащих мер по укреплению международного мира и безопасности. Поэтому, необходимо рассматривать международное право как право мира.
В Уставе ООН не проводится различий между ситуациями «угроза миру», «нарушение мира» и «акт агрессии» с точки зрения возможности дальнейшего применения коллективных мер.
Главным достижением Устава ООН можно считать введение запрета на применение силы в международных отношениях, за исключением двух правомерных случаев - самообороны и по решению Совета Безопасности. Ст. 51 Устава ООН о неотъемлемом праве государств на самооборону вызвала очень серьезные разногласия относительно её содержания, особенно насчет момента возникновения права на самооборону.
Согласно современному международному праву государства должны прилагать все усилия к тому, чтобы строить свои международные отношения на основе взаимопонимания, доверия, уважения и сотрудничества во всех областях. Неправомерное с точки зрения международного права применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства называется международной агрессией.
Агрессивная война является преступлением против международного мира и она влечет за собой международную ответственность за нарушение правопорядка.
В резолюции 3314 (ХХ1Х) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 года в определении агрессии утверждается: Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом (п. 1).
Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является prima facie свидетельством акта агрессии, хотя Совет Безопасности может в соответствии с Уставом сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера (ст. 2).
Понятию «агрессия» в резолюции посвящено 8 статей. Это определение состоит из следующих положений: а) общее определение агрессии (ст. 1); б) перечень действий, которые будут квалифицироваться как акты агрессии (ст. 3, 4); в) объективный критерий, являющийся prima facie свидетельством акта агрессии (ст. 2); г) уточнения, необходимые для полного определения понятия (ст. 5, 6, 7). Только совокупность всех указанных элементов составляет понятие агрессии как целостной категории.
Принцип неприменения силы и угрозы силой, ставящий войну и иные силовые методы ведения внешней политики вне права, стал формироваться лишь в XX в.
Принцип отказа от военной силы или угрозы силой является относительным понятием, изменчивым с течением времени, приспосабливающимся к новой ситуации и новым потребностям. Как, в принципе, и само международное право. Это вынуждает нас совершить краткий экскурс в историю эволюции данного международно-правового принципа.
Формирование данного принципа шло постепенно. Сегодня общепринято, что применение военной силы против другого государства является агрессией. Война издревле считалась вполне правомерным средством внешней политики государств. Каждое государство имело ничем не ограниченное право на войну - jus ad bellum. При этом не проводились различия между государством-агрессором и государством-жертвой агрессии. Действия воюющих сторон считались в равной степени правомерными. Основатель науки международного права Г. Гроций в своей работе «О праве войны и мира», изданной в 1625 году уже подразделял войны на справедливые и несправедливые.
Поворотную роль в эволюции принципа отказа от военной силы или угрозы силой сыграли Международные конференции, проходившие в 1899 и 1907 г. в Гааге, которые вошли в историю под названием Гаагские мирные конференции. Особо следует ответить, что Гаагская конференция 1899 года была созвана по инициативе императора Николая II. В его послании европейским монархам писалось: «Охранение всеобщего мира и возможное сокращение тяготеющих над всеми народами чрезмерных вооружений являются, при настоящем положении вещей, целью, к которой должны бы стремиться усилия всех правительств. Все возрастающее бремя финансовых тягостей в корне расшатывает общественное благосостояние. Духовные и физические силы народов, труд и капитал отвлечены в большей своей части от естественного назначения и расточаются непроизводительно. Сотни миллионов расходуются на приобретение страшных средств истребления, которые, сегодня представляясь последним словом науки, завтра должны потерять всякую цену ввиду новых изобретений. Просвещение народа и развитие его благосостояния и богатства пресекаются или направляются на ложные пути...».
В Конвенции о мирном решении международных столкновений от 18 октября 1907 года статья первая провозглашает: «С целью предупредить, по возможности, обращение к силе в отношениях между государствами, Договаривающиеся державы соглашаются прилагать все свои усилия к тому, чтобы обеспечить мирное решение международных несогласий». Согласно статье 2 Договаривающиеся державы соглашаются, в случае важного разногласия или столкновения, прежде чем прибегнуть к оружию, обращаться, насколько позволят обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству одной или нескольких дружественных держав.
Данная Гаагская конвенция положила начало установлению такому основному принципу международного права, как мирное разрешение споров. Государства, являющиеся сторонами в международных спорах, должны разрешать свои споры исключительно мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. На это они должны направить такие средства, как переговоры, расследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям или иные мирные средства по своему выбору, включая добрые услуги.
Несмотря на усилия России и некоторых других государств на Гаагских мирных конференциях 1899 и 1907 гг. не удалось запретить войну как силовой инструмент разрешения межгосударственных споров. Это и привело к Первой мировой войне (28 июля 1914 - 11 ноября 1918), которая стала одним из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. Жертвами этой невиданной в истории цивилизации войны стали более 22 млн человеческих жизней, около 55 млн человек были ранены. Такова расплата за недальновидность тогдашних мировых политиков.
Первым в истории законом, квалифицировавшим агрессивную войну как международное преступление, был Декрет о мире, ставший практически первым актом Советской России. Однако положения Декрета не являлись международно-правовой нормой для квалификации агрессивной войны как преступления, так как Декрет предоставлял собой одностороннюю декларацию нашей страны. Но положения этого документа определяли внешнюю политику Советского государства.
Впоследствии, под влиянием внешнеполитической деятельности Советского государства, а также под давлением международной общественности, были предприняты попытки превратить запрещение агрессивной войны из политической идеи в международно-правовую норму. Между прочим, первенство в разработке понятия и определения агрессии принадлежит Советскому Союзу. 6 февраля 1933 г. на Конференции по разоружению от имени Советского правительства был внесен проект декларации, дающий точное определение понятия нападающей стороны, причем указаны не только акты, считающиеся агрессией, но и перечислены хорошо известные в практике международных отношений империалистических государств поводы, которые часто использовались и используются для оправдания агрессии. В послевоенные годы Советский Союз прилагал настойчивые усилия в целях закрепления определения агрессии в международном праве.
Версальский мирный договор от 1919 г., завершивший первую мировую войну, утвердил контуры новой послевоенной системы международных отношений, предусмотрел создание Лиги наций. Эта первая всемирная организация по сохранению мира и развитию международного сотрудничества, была учреждена 10 января 1920 г.
Несмотря на жертвы, понесенные в ходе Первой мировой войны, и массовые требования запретить агрессивную войну, Статут Лиги Наций этого не смог добиться, введя лишь некоторые ограничения. В Статуте Лиги Наций государства обязались «для гарантии их мира и безопасности... принять некоторые обязательства не прибегать к войне». Как из этого явствует, тогда государства еще не были готовы пойти на полный запрет войны.
Значимым событием на пути запрещения войн стало принятие 27 августа 1928 г. многостороннего Парижского договора об отказе от войны как орудия национальной политики (Пакт Бриана - Келлога), первого в истории международно-правового акта, содержавшего юридические обязательства государств не прибегать к войне для решения своих внешнеполитических проблем. Заключение договора означало первый шаг на пути создания системы коллективной безопасности в Европе.
Статья 1 Парижского пакта гласит: «Каждое государство... обязано воздерживаться от угрозы силой или её применения... Агрессивная война является преступлением против мира, которое влечет ответственность по международному праву.».
Кстати, пакт стал одним из правовых оснований для Нюрнбергского процесса, на котором руководителям нацистской Германии было предъявлено обвинение в нарушении Пакта.
Между двумя мировыми войнами, когда отсутствовал какой-либо общепринятый международно-правовой механизм в качестве ограничения права войны, практиковались двусторонние договоры о ненападении между суверенными государствами. Нередко они сопровождались подписанием одновременно с ними секретного протокола. Между прочим, юридически это два разных документа и потому должны быть подвергнуты раздельному анализу с точки зрения международного права.
В критические дни, предшествовавшие началу Второй мировой войны 1 сентября 1939 г., ни одна из стран не прибегла к помощи Лиги Наций; а в январе 1940 г. Лига прекратила свою деятельность по урегулированию политических вопросов. Война оставалась законным средством разрешения межгосударственных споров.
Чтобы агрессия как таковая была запрещена, человечеству пришлось принести в жертву более 54 миллионов человек (90 миллионов было ранено, 28 миллионов из которых стали инвалидами). Таковы бесчеловечные итоги Второй мировой войны, величайшей трагедии всего человечества.
Но выдающиеся умы продолжали разрабатывать проекты, направленные на скорейшее прекращение вселенского кровопролития и недопущение этого впредь. И перед самой второй мировой войной и в ходе ее шли активные поиски новой эффективной международной организации.
Оптимальная модель новой организации формировалась в сложных дискуссиях. Одна из проблем заключалась в противоборстве концепции универсальной безопасности и концепции региональной безопасности.
Речь шла не о перестройке, усовершенствовании Лиги Наций, а о создании принципиально новой организации с качественно новым Уставом, принципами деятельности. В 1939 г. была созданная Комиссия по изучению Организации Мира, в которой сотрудничали ведущие специалисты-международники. На протяжении 1941-1944 гг. Комиссия подготовила четыре доклада, в которых были выдвинуты конкретные предложения относительно образования новой всемирной организации.
Атлантическая хартия от 14 августа 1941 г., Декларация Объединенных наций от 1 января 1942 г., Московская Декларация 1943 г., Тегеранская конференция 1943 г., Конференция в Думбартон-Окси 1944 г., Ялтинская конференция 1945 г., Конференция в Сан-Франциско 1945 г. сделали важнейшие шаги на пути к образованию Организации Объединенных Наций.
Устав ООН ввел в современное международное право императивный принцип запрещения применения силы и угрозы силой, который охватывает все виды насилия - вооруженное, экономическое, политическое и др.
Итак, в качестве главной цели Устав ООН призвал избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах. Устав ООН, не только запрещает агрессивные войны, но и обязывает государства «воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или её применения».
После создания ООН на какое-то время наступило затишье, но вскоре мир был втянут в холодную войну, принесшую неисчислимые беды.
И в условиях жесткого противостояния между СССР и США продолжались усилия, направленные на разрядку международной напряженности. Чтобы окольцевать СССР недружественными государствами в 1952 г. Турцию вошли в НАТО. Отношения Турции с Соединенными Штатами стали активно развиваться. Вашингтон оказывал Анкаре военную и экономическую помощь, закрепив за ней статус военного и политического союзника на Ближнем Востоке. На протяжении более пятидесяти лет США удерживает за собой роль основного стратегического и внешнеполитического партнера. Турция продолжала руководствоваться интересами США по особо важным вопросам, относительно отношений с третьими странами или же функционирования военных объектов на территории Турции.
И сегодня Анкара стала проводить тактику вмешательства в дела другого государства, оказывая тайную помощь террористическим группировкам.
По инициативе СССР вопрос об определении агрессии обсуждался на ряде сессий Генеральной Ассамблеи ООН, а также в Специальном комитете по определению агрессии, созданном в 1956 г. Но противодействие ряда стран привело к тому, что работа органа ООН по определению агрессии длительное время по существу была блокирована.
Это понятно особенно, если ознакомиться с недавно опубликованным рассекреченным в июне 2014 года совершенно секретным документом от 15 июня 1956 года под названием «Исследование потребности ядерного оружия к 1959 году». Американский план глобальной ядерной войны против СССР, планируемой на 1959 год, в ключевой части предполагал использование мощнейших авиационных термоядерных бомб. Пентагон планировал нанести ядерный удар по 1200 целям в городах СССР, КНР и странах Восточной Европы. В этом списке только на территории Москвы было определено 179 точек для бомбометания, на территории Ленинграда - 145.
Понадобилось много усилий, чтобы Специальный комитет после десятилетнего перерыва в составе 35 представителей государств на своей первой сессии в 1968 г. подчеркнул стремление подавляющего большинства разработать определение агрессии в соответствии с Уставом ООН. В ходе сессии развивающиеся страны выдвинули ряд новых проектов определения агрессии (в них вошли и элементы советского определения агрессии).
В 1976 году Советский Союз выступил с идеей заключения Всемирного договора о неприменении силы и представил проект договора. Инициатива СССР вызвала интерес у многих стран. 8 ноября 1976 года была принята Резолюция ООН 31/9 О заключении Всемирного договора о неприменении силы в международных отношениях.
Важнейшими этапами развития принципа неприменения силы или угрозы силой стали: Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества государств в соответствии с Уставом ООН 1970 года; определение агрессии, принятое Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году; Заключительный акт СБСЕ 1975 года и Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 18 ноября 1987 г.
Особого внимания заслуживает Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г., в соответствии с которой:
- Каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава Организации Объединенных Наций и влекут за собой международную ответственность.
- Никакие соображения не могут использоваться в качестве оправдания угрозы силой или ее применения в нарушение Устава.
Агрессия не есть следствие непосредственного применения собственных вооруженных сил данного государства. К ним, например, относится предоставление государством своей территории другим государствам для ее использования в агрессивных целях против третьего государства (п. f ст. 3). Однако такие действия приравниваются к самим актам агрессии.
Угроза миру и безопасности в Европе, да и во всем мире, исходящая от действующих на территории Сирии и Ирака групп международных террористов, продолжает оставаться взрывоопасной. В глобальный терроризм вовлечены целые государства, тайком или открыто поддерживающие террористов так называемого Исламского государства (ИГ). За последние годы насильственно, при грубом нарушении Устава ООН, основных принципов и норм международного права, свержены законные правительства в соседних странах (Египет, Ливия, Тунис, Йемен). А незадолго до этого, применение военной силы США и их союзниками основательно разрушило вполне благополучный Ирак, на территории которого сегодня продолжают заниматься злодеяниями террористы ИГ. Позиция России по Сирии является законной и целесообразной в рамках международного права. В Резолюции № 2249 от 21 ноября 2015 г. Совет Безопасности ООН единогласно призвал в пятницу страны принять все необходимые меры в соответствии с международным правом для борьбы с «Исламским государством» и другими террористическими организациями в Ираке и Сирии, а также ликвидировать пристанище экстремистов на территории других стран.
Таким образом, после Второй мировой войны была создана всемирная система коллективной безопасности под эгидой Организации Объединенных Наций, основная задача которой состоит в том, чтобы «избавить грядущие поколения от бедствий войны».
Сегодня неприменение военной силы или угрозы силой остается неизменным принципом Устава ООН, носит характер императивной нормы международного права и не может быть легко изменен или отменен по причине даже многочисленных нарушений или на основании правовой позиции, которой придерживаются лишь одно или несколько государств, какой бы военной и экономической мощью они не располагали.
Как бы не хотели в официальном Вашингтоне, США не в состоянии решать глобальные проблемы в одиночку. Только отказ от тупиковой однополярной модели, навязываемой миру США, может способствовать повышению эффективности принципа неприменения военной силы и угрозы силой. Возвращение прежнего авторитета ООН невозможно без реализации принципа неприменения силы или угрозы силой.
Международное право является остро необходимым для нормального функционирования международной системы. Поэтому нет альтернативы повышению эффективности международного права.
Пристатейный библиографический список
- Ашавский Б. М. Концепции и их роль в современном международном праве // Евразийский юридический журнал. 2014. № 12 (79).
2. Бекяшев К. А. Международное право и государства // Евразийский юридический журнал. 2013. № 5 (61).
3. Бирюков П. Н., Бурьянов С. А. Обеспечение мира и безопасности в Евразии (Международно-правовая оценка событий в Сирии). Интервью с доктором юридических наук, главным редактором Евразийского юридического журнала Инсуром Фархутдиновым// Евразийский юридический журнал. 2015. № 10.
4. Буланенков В. Т., Ильин Ю. Д. К разработке международно-правового определения агрессии // Советское
государство и право. 1974. № 2.5. Верещетин В. С. О некоторых концепциях в современной доктрине международного публичного права //Материалы конференции в честь профессора кафедры международного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Л. Н. Галенской / Под ред. С. В. Бахина. СПбГУ, 2009.
6. Гусева А. Ю. К 75-летию подписания пакта Бриана –Келлога // Дипломатический вестник. 2003. № 8.
7. Колосов Ю. М. Развитие принципа неприменения силы в международных отношениях // Советское государство и право. 1982. № 2.
8. Кузнецов В. И. Отказ от применения силы закон международной жизни. М., 1973.
9. Левин Д. Б. Международное право и сохранение мира. М., 2010.
10. Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. Том. I. М., 2000.
11. Рыбаков М. Ю. Вооруженная агрессия – тягчайшее международное преступление. М.: «Юрист», 2009.
12. Скакунов Э. И. Самооборона в международном праве. М., 2006.
13. Талалаев А. Н. Пакт о ненападении и международное право // Право и политика. 2001. № 1.
14. Трайнин А. Н. Защита мира и борьба с преступлениями против человечества. М., 1956,
15. ТJesup Ph. Modern law of Nations. N. Y., 1948.
Данный принцип, ставящий войну вне права, стал формироваться лишь в XX в. Его появление - огромное достижение мирового сообщества. История человечества до XX в. - это история повсеместного и легального применения силы, когда каждое государство имело неограниченное право на войну - jus ad be Hum.
Формирование и признание принципа шло трудно и поэтапно. Лишь в 1919 г. в Статуте Лиги Наций государства решились «принять некоторые обязательства не прибегать к войне». Они обязались при возникновении спора использовать сначала мирную процедуру (рассмотрение спора Советом Лиги, ППМП или третейским судом) и до истечения трех месяцев после решения любого из этих органов не прибегать к войне. Между Первой и Второй мировой войной многие государства пошли по пути заключения двусторонних договоров о ненападении. Значительным событием стало принятие 27 августа 1928 г. Парижского договора об отказе от войны как орудия национальной политики (Пакта Бриана - Келлога) - первого в истории международно-правового акта, содержавшего юридические обязательства государств не применять во внешней политике военную силу.
Впервые запрещение применения силы как универсальный правовой принцип закреплено в Уставе ООН. Согласно п. 4 ст. 2 Устава все члены ООН «воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций». Эта норма конкретизирована в ряде других актов ООН (Декларация о принципах 1970 г., Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г.), а также в Декларации принципов СБСЕ 1975 г.
Наиболее полно содержание принципа раскрыто в резолюции ГА ООН «Определение агрессии» 1974 г. Открытым и явным нарушением принципа является агрессия. Согласно ст. 1 резолюции агрессия - это применение каким-либо государством первым вооруженной силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН. Использование иных, кроме вооруженных, средств (экономических, политических) может быть квалифицировано как применение силы, если по своим последствиям они подобны военным мерам (подробнее об определении агрессии см. гл. 13 настоящего учебника).
Резолюция (ст. 4) установила: СБ ООН уполномочен признать агрессивными и другие действия, если они, согласно Уставу, угрожают миру или нарушили мир.
Начиная с 1970-х гг. в содержание принципа стали включать и обязанность государств не применять силу в целях нарушения границ государств или как средство разрешения территориальных и пограничных споров.
Нападение 11 сентября 2001 г. террористической группировки «Аль-Каида» на ряд объектов США внесло коррективы и в трактовку понятия «нападение», которое перестало восприниматься лишь как нападение одного государства на другое. В резолюции 1368 от 12 сентября 2001 г. СБ ООН расширил его трактовку и создал правовой прецедент: квалифицировал эти террористические акты как разновидность вооруженного нападения, создающего угрозу международному миру и безопасности, подтвердив в преамбуле резолюции неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН.
Серьезные проблемы в последние годы возникли и в связи с появлением доктрин и практики «упреждающего удара», «гуманитарной интервенции» и др. Так, при проведении «гуманитарных интервенций», когда применение военной силы государств или международных организаций против других государств часто оправдывается необходимостью защиты прав человека, может допускаться политизация ситуации, отдаваться приоритет политике, а не праву, применяться непропорциональное использование силы и т. п. Наиболее яркий пример - военная акция НАТО против Югославии в 1998 г.
Всемирный саммит 2005 г. ограничил эту практику наиболее тяжкими случаями. В Итоговом документе Саммита главы государств заявили о необходимости предпринимать коллективные действия гуманитарного характера во исполнение так называемой «ответственности по защите» через СБ ООН, «если мирные средства окажутся недостаточными, а национальные органы власти явно окажутся не в состоянии защитить свое население от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности» .
- Док. ГА ООН A/60/L.1. 16 сент. 2005 г.