Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Китайский многоцелевой истребитель пятого поколения j 20. Китай скопировал в истребителе пятого поколения российские разработки

Китайский военный истребитель 5-го поколения по западной классификации Chengdu J-20 является новейшим боевым самолётом КНР. Несмотря на то, что его производство ещё окончательно не завершено, можно с уверенностью говорить о том, что проводятся последние доработки в этом плане, и вероятней всего, как это и ожидалось, новый боевой истребитель поступит в ВВС КНР уже в 2017 году.

Стоит отметить, что власти КНР вовсе и не скрывают факт того, что занимаются разработками в данной области, тем более, что первые фотографии нового самолёта появились ещё в 2010 году.

Разработки истребителя Chengdu J-20 или как его ещё называют «Чёрный орёл» начались ещё в 2002 году. В 2010 году прошли первые лётные испытания новой боевой воздушной машины, однако по утверждению ряда СМИ, правительство страны оказалось не полностью удовлетворено качествами и характеристиками истребителя Chengdu J-20, и потому дало время на доработку. В 2012 году произошло около 60 испытательных полётов, которые показали, что самолёт действительно весьма эффективен в полёте и не вызывает никаких затруднений в своём управлении.

Как стало известно, в китайском боевом истребителе 5-го поколения используются российские авиационные двигатели, однако если для проекта по созданию российского боевого самолёта типа МиГ 1.44 они не подошли, то для китайского военного самолёта стали практически родными.

Имеется также информация и о том, что китайский боевой истребитель 5-го поколения Chengdu J-20 будет малозаметным для систем РЛС, о чём напоминает его форма, сходная с формой американского военного истребителя F-22. Власти страны также сообщают, что их новый самолёт будет более эффективен, чем американский F-22 , однако плане своей стоимости будет на 15-20 процентов дешевле.

Большая часть данных по созданию китайского истребителя 5-го поколения является засекреченной, и на текущий момент нет никакой информации о вооружении нового самолёта.

Китайское правительство в данный момент активно взялось за повышение боевой мощи своей армии. Прежде всего, они хотят этого достичь за счет создания новых, более качественных аппаратов для ВВС. Таким самолетом является ударный истребитель пятого поколения под названием J-20. Этот проект на данный момент находится на завершающей стадии исследований. Конструкторы доводят до полной готовности все системы и работают над устранением проблем. За счет этого точно неизвестно, когда эта машина поступит на вооружение в армию Китая.

Особенности конструкции истребителя J-20

Истребитель J-20 оснащен высокорасположенным крылом с трапециевидной формой. Общий размах крыльев достигает 12,8 метров, кроме того, крылья имеют сдвиг к хвостовой части аппарата. Для управления полетом задняя часть крыльев оснащена системой элеронов и закрылок. Особенностью 20-й модели можно назвать отсутствие стабилизаторов хвоста, их функцию выполняет переднее оперение горизонтальной формы. Данное оперение расположено на фюзеляже машины за воздухозаборниками. В хвосте установлены два киля с наружным отклонением от оси.

Корпус самолета имеет современную, классическую компоновку, что позволяет достичь высоких летных характеристик. Передняя часть аппарата оснащена современным радиоэлектронным оборудованием, здесь же оборудована и кабина пилота. Средняя часть истребителя J-20 предназначена в основном для вооружения. Здесь находятся держатели для ракет, бомб и других видов авиационного оружия. Внутреннее расположение основной массы ударной мощи позволило снизить заметность машины и повысить аэродинамические качества. Вес пустого самолета достигает 17,6 тонн, а взлетный вес достигает 35 тонн, на данный момент нет точных данных о максимальном весе при взлете.

Весь процесс отрыва и полета обеспечивает мощная силовая установка, в состав которой входят два турбореактивных двигателя. Первые прототипы были оснащены двигателями класса АЛ-31Ф, которые поставляли в Китай из России. Серийные модели при полномасштабном строительстве будут оснащены двигателями типа Xian WS-15, над которыми трудятся конструкторы Китая. По всем расчетам такие двигатели в режиме форсаж смогут обеспечить тягу в 150 кН. Раньше говорилось, что J-20 сможет подниматься на высоту в 16 километров и иметь максимальную скорость в 2100 км/ч, кроме того, говорили о максимальной дальности полета в 3,4 тысячи километров. Но в связи с изменением двигателей в силовой установке данные параметры могут значительно измениться.

Система шасси имеет классическую трехопорную схему, при полете все стойки укладываются в ниши фюзеляжа. На всех стойках установлено по одному колесу, причем носовое колесо имеет меньший диаметр.

Что касается радиоэлектронного оборудования, то его состав и качества не разглашаются из-за высокой степени секретности. Но все же известно, что J-20 имеет новую систему управления, которая обладает многократным резервированием. Кроме того, новый истребитель имеет самый современный прицельный и навигационный комплекс.

На данный момент китайцы имеют 4 истребителя 5-го поколения с обозначением J-20. Последний прототип значительно отличается от своих предшественников за счет компоновки и расположения некоторых узлов. Также существуют изменения в фюзеляже, а именно он значительно сужен возле стоек шасси. Было увеличено расстояние между двигателями аппарата. Доработке были подвергнуты и створки шасси.

Технические характеристики Chengdu J-20

    Экипаж истребителя: 1 человек

    Длина самолёта: 20,3 м

    Размах крыльев: 12,88 м

    Высота самолёта: 4,45 м

    Максимальная взлётная масса: 36300 кг

    Масса топлива на борту: 11100 кг

    Двигатель: 2 турбореактивных двигателя тягой 180 кН с возможностью форсажа

    Максимальная дальность полёта: 5500 км

    Боевой радиус: 2000 км

    Абсолютный потолок: 20000 м

Правообладатель иллюстрации Getty Images

Китайский истребитель пятого поколения "Чэнду J-20" впервые представлен публике на авиасалоне в Чжухае - крупнейшей в Китае ярмарке производителей и продавцов авиатехники.

Правда, экспертам не удалось получить подробных сведений - непонятно даже, какие именно двигатели на нем установлены.

Ранее публике представили тяжелый военно-транспортный самолет, как утверждают в Пекине, самый крупный из производящихся серийно. А год назад Китай представил свой первый пассажирский самолет C919, который должен составить конкуренцию Boeing и Airbus.

За китайцами давно закрепилась слава искусных копировальщиков, некоторые скептики именно таким образом объясняют китайское экономическое чудо. Но не пора ли немного подкорректировать этот стереотип?

Ведущий программы "Пятый этаж" Михаил Смотряев обсуждает тему со старшим научным сотрудником Института Дальнего Востока РАН Василием Кашиным и военным экспертом Александром Гольцем .

М ихаил Смотряев: Первые отзывы о китайском истребителе уже ходят в интернете пару лет, с тех пор, как начались тестовые полеты, и его кто-то увидел , кроме китайских военных чиновников.

Там много непонятного. Самолет выглядит как странная коллекция частей и аэродинамических решений, позаимствованных из российских и американских истребителей. Эксперты высказывают сомнения в том , что он будет летать так, как положено самолету пятого поколения, не говоря уже о том, что для него нет запчастей и нет пока своих китайских двигателей. С теми, которые есть, он будет летать плохо.

Но, раз его показали, значит, было что показывать. Хотя утверждают, что те две машины, которые могут летать, имеют одинаковый бортовой номер, что позволяет при случае одну подменять другой. Насколько это эпическое событие?

А лександр Гольц: Какой-то смысл это имеет. По видеозаписи действительно ничего сказать нельзя, кроме как поверить на слово тем, кто этот показ устроил, что это пролетел истребитель пятого поколения.

Правда, у нас приблизительно такие же знания и о российском истребителе пятого поколения. Ни в китайском, ни в российском случае мы ничего не знаем о двигателе, а значит, мы ничего не знаем о главном качестве истребителя пятого поколения - о его способности летать на сверхзвуке без форсажа. Мы не знаем, из каких материалов создан этот истребитель.

Значит, мы ничего не знаем о его другом важнейшем качестве - его малозаметности. Мы абсолютно ничего не знаем об электронике этого самолета и его вооружении. Судя по силуэту, а, главным образом, по картинкам, которые опубликовало Синьхуа, можно допустить, что одно свойство истребителя пятого поколения - размещение вооружения внутри самолета - похоже, будет выполнено. И все.

М.С. : То есть судить о том, грандиозный ли это успех или не менее грандиозное поражение, мы пока не можем. По такому пролету на шоу сложно о чем-либо судить, кроме того, что эта вещь действительно летает. Чтобы добиться хотя бы этих результатов, китайским инженерам пришлось поработать.

И предмет нашего разговора сегодня, в большой степени, - именно то состояние, в котором сейчас находится китайская инженерная наука. Ее военным аспектам всегда уделяется большее внимание, но в Китае в последнее время заметны вполне самостоятельные достижения, сопоставимые с западными, и в том, что касается невоенных отраслей, того же транспорта.

Представленный год назад, пока еще не летающий макет пассажирского самолета, который должен составить конкуренцию оингам " и эробусам " - насколько это вероятно в ближайшие лет десять?

В асилий Кашин: Про J20 мы знаем все же больше. Имеется архив фото летных испытаний, есть видео более шести летающих экземпляров. Про него известно довольно много - это самолет с радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой, внутренними отсеками с оружием и множеством современных особенностей.

Что касается инженерной школы в целом, сейчас ведутся огромные исследования и США, и в других странах мира, касающиеся смены модели инновации и в китайской оборонной промышленности, и высокотехнологичной промышленности в целом. Первоначально у китайцев действительно была такая модель прямого заимствования, копирования, которая в разных отраслях с разной скоростью начала замещаться другими моделями.

Сначала комбинирование и креативная адаптация к китайской промышленной базе, улучшение, и потом переход к более сложным и высоким формам инноваций, которые сопровождаются повышением доли собственного творчества. Это происходит во многих отраслях.

Мы видим, что у китайцев есть серьезные прорывы в производстве суперкомпьютеров, в робототехнике, если говорить о военной сфере - в ракетостроении и радиолокации. В авиапромышленности они действуют в русле мировых тенденций и создают самолет как конструктор, подобно российскому "Суперджету". С919 будет самолет, в котором китайского производства будет только планер, а все компоненты от ведущих мировых производителей, включая двигатель, включая оборудование салона, шасси.

Потом они рассчитывают на постепенное повышение доли китайского содержания в этом самолете. Это большой риск. Это попытка бросить вызов Boeing и Airbus на рынке больших пассажирских самолетов. Пока невозможно сказать, получится ли что-либо.

Китай в своей истории один раз сделал попытку производить большие пассажирские самолеты - в 80-е годы была попытка скопировать Boeing 707. С919 - это что-то совсем другое, но среди тех, кто наблюдает за проектом, есть мнение, что он будет идти тяжело, сопровождаться задержками. И китайцы уже признали, что сроки отодвигаются. Скорее всего, его удастся довести до какого-то приемлемого уровня.

А дальше огромная роль государства на рынке авиаперевозок, большая доля госсобственности приведет к тому, что какое-то количество самолетов китайские авиакомпании купят, при господдержке удастся какое-то количество экспортировать, и это будет старт для китайского гражданского авиапрома. С военным авиапромом дело уже обстоит довольно неплохо.

М.С. : Гражданский авиапром - это специфическая китайская версия импортозамещения. Год назад Синьхуа сообщало, что на С919 получено уже какое-то количество заказов - называлась цифра 517. Причем не только из Китая, но и из-за рубежа. Но Китаю есть чем похвастаться не только в авиации.

В Китае сейчас самая протяженная сеть сверхскоростных железных дорог. И рекорды скорости китайские поезда долго держали, а некоторые из них, например, Маглев, держ а т и сейчас. Но это ведь тоже не чисто китайская разработка? Начиналась она тоже с прямого заимствования?

В.К. : Скоростные железные дороги - это не только классический пример прямого заимствования, но и яркий дискредитирующий Китай пример нарушения интеллектуальных прав иностранных партнеров.

Китайцы заключили соглашения сразу с несколькими ведущими производителями скоростных поездов - японскими, европейскими - и практически во всех случаях нарушили условия этих соглашений. В конечном счете они перешли к самостоятельному производству соответствующих составов, довольно быстро смогли достигнуть высокого уровня производства и дальше перешли к улучшению базовых конструкций, например, фирмы Siemens, и следующим этапом уже является продвижение этой техники за границу.

Здесь они осуществили ускоренный рывок в развитии, используя прямое заимствование и улучшение. Но есть области, где они довольно-таки оригинальны и самостоятельны. Это ракетная техника, космическая техника отчасти. Они имеют свои интересные решения в судостроении, в компьютерной технике, делают самые быстрые компьютеры и постепенно наращивают в них долю китайских компонентов.

У них недостаточная способность к самостоятельным инновациям, и догоняющая модель, остающаяся в ряде отраслей, остается для них острейшей проблемой. Но большинство наблюдателей китайской промышленности отмечают, что постепенно то в одной, то в другой области это начинают преодолевать.

Возможно ли, что Китай совершит рывок и войдет в число технологических лидеров, пока неизвестно. Но сейчас Китай может на хорошем уровне решать вопросы, связанные с национальной безопасностью, обеспечением себя различными системами вооружений, чувствительных технологий, типа атомной энергетики. А там, где надо вести очень жесткую ценовую конкуренцию, положение может быть труднее. У Китая уже есть хорошо известные компании, которые борются за мировое лидерство. Но пока их мало для такой огромной страны.

М.С. : С военными технологиями понятно. Одно дело купить поезд у компании Siemens или автомобиль у компании BMW. Последняя безуспешно пыталась судиться с китайскими властями по поводу того, что некоторые модели были просто скопированы от начала до конца, по крайней мере, внешне. На них просто прилепили китайские значки.

А военную технологию так легко никто не продаст. И нам часто приходится обсуждать мнения о том, как можно потенциальному противнику, с которым лет через 50 придется воевать за Сибирь, продавать Су-35. И продаются они с комплектом, необходимым для их обслуживания в последующие несколько лет, из которого можно собрать еще пару двигателей для J20.

А.Г. : На продажу военной техники и технологий есть ограничения. Надо дождаться подходящего момента.

Для Китая, который оказался в очень сложном положении после событий на Тяньанмынь в 1989 году, подходящий момент наступил во время глубочайшего российского кризиса второй половины 90-х годов. Все военное производство выживало исключительно за счет китайских заказов.

Объединение КнААПО, которое сейчас производит наши истребители пятого поколения, жило только за их счет. И один из руководителей этого предприятия рассказывал журналистам, как им повезло - отправили китайцам очередную партию - а там тайфун и все смыло. И они снова заказали самолеты.

Потом произошли события не столь радостные, когда китайцы в середине 2000-х отказались от половины контракта на Су-27 и освоили, фактически скопировали, этот самолет, назвав его J11В. Россия долго и упорно торговалась с китайцами по поводу Су-35. Иногда происходили совершенно странные истории, когда после одного из госвизитов в китайской прессе вдруг появилась гигантская статья о том, что сделка по Су-35 заключена. И нашему Рособоронэкспорту, который явно не публичная организация, пришлось давать опровержение, что сделка не заключена.

Главная проблема здесь - вольные отношения китайских партнеров к интеллектуальной собственности. Но терпеливые китайцы дождались, когда Крым стал нашим, когда в результате международных санкций денег у России стало явно мало. И российский партнер стал довольно податливым. И в итоге было объявлено и о сделке по Су-35, и о сделке по С-400. Так что китайцы получат нужную им технологию для дальнейшего развития.

М.С. : Можно разобрать С у -35 по винтику. Но это совсем не то, что разобрать по винтику и скопировать АК-47 и наладить производство копий. И весь мир воюет сейчас не оригинальными калашниковыми, а китайскими копиями. Насколько разборка поможет наладить собственные технологии?

А.Г. : У нас не очень выдающиеся достижения по части авиационных двигателей. А у китайцев их еще меньше. И, скопировав J11В, они все же вынуждены были закупать большое количество наших двигателей. По мнению специалистов, на J20 тоже стоят наши двигатели. В других случаях удается не просто скопировать, а серьезно продвинуться, обогнав многие страны.

Самый характерный пример - китайские установки залпового огня, которые продвинулись дальше всех. Каждый случай надо рассматривать отдельно. Важно также, есть ли индустриальная база и индустриальная культура, чтобы воплотить в металл те разработки инженерной мысли, которые созданы. Что-то получается, где-то они остаются на уровне копирования. Это естественно.

М.С. : В любом случае, это колоссальный рынок, хотя военные и гражданские технологии торгуются с оглядкой на разные обстоятельства. А России сейчас следует сильно задуматься, потому что, если китайские копии российских истребителей и еще чего-нибудь выйдут на рынок, - это не то же самое, что автомобили, которых достаточно производят во многих странах.

Стран - крупных экспортеров вооружений не так много. И то, что мы сейчас продаем китайцам то, что они могут скопировать, не обязательно даже улучшая, и потом продавать дальше под собственной маркой, в долгосрочной перспективе, кроме военных сложностей, и российской экономике прямой убыток?

В.К. : Тема китайского копирования российского оружия сильно преувеличена. Большая часть того, что считается скопированным, производится ими по лицензии, проданной им в 90-е годы. Они всегда в той или иной степени нарушают соглашения в части охраны интеллектуальной собственности, с этим сталкиваются все компании, которые имеют с ними дело, но никого это до сих пор не остановило в развитии сотрудничества с китайцами, потому что терять такой рынок нельзя.

Су-35 не может быть скопирован в силу того, что невозможно скопировать двигатель - обладание образцом двигателя ничего не дает. Необходима полная информация о технологическом цикле его создания, и даже это не всегда поможет. То же самое касается электроники и многого другого. Они изучают этот вопрос, они будут знакомиться с этим самолетом.

М.С. : Если будут предлагать, скажем, китайскую копию BMW за полцены, наверняка найдутся желающие купить его, закрыв глаза на вопросы интеллектуальной собственности.

А.Г. : Они не смогут продать его за полцены. После девальвации рубля аналогичная китайская техника стоит дороже российской. По сравнению с ними, мы теперь дешевая страна и дешевый производитель.

Китайский экспортный танк стоит дороже сейчас, чем российский. В долларовом выражении зарплата рабочих на предприятиях оборонной промышленности в полтора-два раза выше, чем у их российских коллег. По покупательной способности соотношение будет другое, но по номиналу они теперь более дорогой производитель.

А второе - многие из важнейших российских рынков - это те страны, которые никогда ничего у Китая не купят по политическим причинам. Это Индия и Вьетнам, например.

И третье - мы рассчитываем, что пока будет какое-то наше участие, наши компоненты, мы сможем влиять на ситуацию на важных для нас рынках. Где-то они нас уже теснят.

Это неизбежно, они становятся военной сверхдержавой. Они - глобальный политический и экономический игрок, и для них часто экспорт оружия - инструмент продвижения своего влияния. В Африке немало уже было случаев, когда они давали военную технику и вооружения в виде помощи.

М.С. : Стоит ли в этом контексте нам опасаться китайской военной экспансии?

А.Г. : Конечно, есть опасения. Какие-то рынки они у нас отберут. Надо примириться с неизбежным. Китай - промышленный и экономический гигант. По-видимому, согласно формулировке В.В. Путина, мы будем ловить "китайский ветер в наши паруса".

_____________________________________________________________

Загрузить подкаст передачи "Пятый этаж" можно .

Китайский истребитель пятого поколения J-20 впервые показали публике. Китай впервые показал истребитель пятого поколения J-20 в рамках авиакосмического салона Airshow China — 2016.

Дебютный показательный полет самолета состоялся в рамках авиакосмического салона Airshow China-2016, который открылся в городе Чжухай (провинция Гуандун). Разработкой истребителя, пробный полет которого прошел в начале 2011 года, занимается корпорация Chengdu Aircraft Industry Corporation.

Кроме "Цзянь-20", Китай разрабатывает еще один истребитель пятого поколения — "Цзянь-31" (J-31). Как сообщил ранее РИА начальник департамента ВВС Сергей Корнев, J-31 будет летать на российском авиадвигателе РД-93. Этот самолет впервые поднялся в воздух 31 октября 2012 года.

Chengdu J-20 (J-XX) представляет собой большой (длина 21-23м) и тяжелый (взлетный вес 35-40 тонн) истребитель схемы "утка". Он имеет треугольное в плане крыло с наплывами и цельноповоротное переднее горизонтальное оперение (ЦПГО). Вертикальное оперение - двухкилевое, с наклоненными в стороны цельноповоротными килями и с подфюзеляжными гребнями. Схема такая же, как у "1.44", и размеры почти одинаковы. Но есть и отличия в деталях. МиГ имел крыло большей площади, что обеспечивало ему меньшую удельную нагрузку на крыло и лучшую маневренность. Кили китайца развалены в стороны, чего не было у нашего самолета. Зато такие очертания были в проектах, которые прорабатывали на МиГе после неудачи с "1.44", в частности, на "1.46". Конфигурация наплывов крыла тоже явно своя, как и форма килей и переднего оперения. Носовая часть фюзеляжа выглядит срисованной у американского F-22A. Воздухозаборники явно скопированы у "злосчастного" F-35.Фонарь кабины выполнен по перспективной беспереплетной схеме и скопирован у американцев. Получился весьма некрасивый самолет, слепленный из решений разных поколений, стран, конструкторских школ. В общем, эдакий "летающий Франкенштейн", которому пришили американскую "морду" к российскому "телу". Пришили, причем, китайскими нитками и иглой из настоящего китайского металла. Со всеми вытекающими последствиями.

Вместе с аэродинамикой неудачника "1.44" китайский самолет приобрел и его проблемы, которые китайцам придется решать самостоятельно.Аэродинамическая схема с передним оперением для самолета, претендующего на малозаметность, является изначально ошибочной. Переднее оперение и само создает проблемы с малозаметностью, да еще и увеличивает сопротивление воздуха, снижая дальность полета. Использование подфюзеляжных гребней может порадовать лишь радиолокационные станции противника, такие гребни тоже увеличивают радиолокационную заметность самолета. Особенно забавным выглядит использование на тяжелом самолете, который должен стать главной ударной силой ВВС, воздухозаборников от малоскоростного F-35, который на большой сверхзвук и не рассчитывался. Хотя размеры воздухозаборников и позволяют установку более мощных двигателей - их форма просто не позволит J-20 достичь скоростей более 1.6 скорости звука. Вероятно, его максимальная скорость составит не более 1.5М (скоростей звука) на большой высоте. Это 1600 км/ч. О крейсерском сверхзвуке придется тем более забыть - этот самолет даже с более мощными двигателями не сможет выйти в бесфорсажном режиме за скорость звука. Такое ощущение, что перекопировали просто не думая, раз есть у конкурентов - значит, перспективно, надо сделать и нам точно так же.

Гидросистема самолета, судя по фотографиям, не рассчитана под повышенные давления, как это сделано на настоящих истребителях пятого поколения - Т-50 и F-22A. Из-за этого масса и размеры гидроприводов получаются велики, что влечет перетяжеление конструкции. Решения же по цельноповоротным килям и по отсекам для уборки шасси вообще влекут сомнения в адекватности их разработчиков. Отечественные специалисты над этими решениями откровенно посмеиваются.

Пока не слышно и не видно никаких реальных достижений в области создания радиолокационных станций достойного уровня, с активными фазированными антенными решетками. Определенное сотрудничество с российскими разработчиками в этой области велось несколько лет назад, но затем, похоже, было свернуто. Ведь невыгодно помогать создавать радар для конкурента своему истребителю поколения 4++ Су-35, который надеются продать и в Китай.

Но самое страшное для китайцев - не в этом. Для самолета нет своих двигателей. Перспективный двигатель 5-го поколения WS-15 существует лишь в мечтах и далеких планах. Имеющийся собственный двигатель 4-го поколения WS-10A неработоспособен. Он обладает отвратительной динамикой и низкой устойчивостью на разных режимах работы, что необходимо истребителю. И он имеет околонулевой ресурс - 25-40 часов, вместо требуемых 400-800 часов. Решение его проблем пока находится вне поля возможностей китайской промышленности. У КНР нет ни нормальных лопаток для авиадвигателей, ни многого другого. И цифровая система управления мотором неспособна увеличить ресурс. Ставить такой двигатель на самолет просто страшно, если в паре с ним нет нашего АЛ-31Ф. Потому он не устанавливается даже на клон Су-27СКК, истребитель J-11B, что, вкупе с другими проблемами, ставит на будущем самолета крест. Существует и более мощная модификация WS-10G. Но ее ресурс может оказаться еще меньше. У китайцев есть два экземпляра J-20, причем с одинаковыми бортовыми номерами - местная экзотика для отвода глаз. На одном стоят китайские двигатели, он, похоже, и взлетел. Но основную нагрузку будет нести второй самолет, на котором стоят наши АЛ-31ФН, поставляемые для истребителей J-10. А самолет с отечественными моторами будет простаивать в ангаре, свою функцию он выполнил. Нижнее расположение агрегатных коробок АЛ-31ФН, кстати, не позволяет китайцам сделать нормального размера отсеки для оружия в "брюхе" своего "мастодонта" под моторами. Но, возможно, отсек оружия поместится между ними. Но на первых летных самолетах никакого отсека оружия не видно.

Тяговооруженность J-20 мала, и он явно отстает по ней и от Т-50, и от F-22A и от Су-35С и Су-30. Шансов на то, что для J-20 продаст более мощные двигатели хотя бы переходного к следующему, поколения, такие, как "117С", близки к нулю. Разве что - внутри солидной партии Су-35. Но, конечно, возможны варианты - может поставить двигателей больше, чем самолетов, если сделка будет заключена. И закрыть глаза на то, что часть их используется не по назначению. Но проблемы китайцев это не решит. Пока не будет надежного и мощного своего двигателя - любые разработки по новому поколению есть детские забавы.

Вывод - получается тяжелый, габаритный, немалозаметный самолет с низкой маневренностью и тяговооруженностью, к тому же, неспособный достичь больших скоростей в 2 и более скоростей звука.

Ну и куда такой самолет сгодится? Для перехватчика не хватит скорости, для истребителя завоевания превосходства в воздухе слишком велик, тяжел и неманеврен. Размеры носовой части солидные, но поставить туда в качестве РЛС нечего. Ударный самолет сделать можно, да только неизвестно, поместится ли во внутренние отсеки для поражения наземных целей, ведь оно весьма объемно. В нынешем виде J-20 может стать просто демонстратором устаревших на 10-15 лет технологий, которые вряд ли приведут к созданию на его базе китайского боевого самолета-истребителя 5-го поколения (в КНР называемого 4-м поколением). На прототип пятого поколения он не тянет никак. Китайцам еще предстоит пройти эту дорогу, и она будет долгой.

ЛТХ:
Модификация J-20
Размах крыла, м 12.88
Длина, м 20.30
Высота, м 4.45
Площадь крыла, м2 78 .00
Масса, кг
пустого самолета 19391
норм мальная взлетная 32092
максимальная взлетная 36288
Тип двигателя 2 ТРДДФ WS-10G
Тяга, кгс 2 х 14470
Максимальная скорость, км/ч 2600 (М=2.00)
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км 5500
Практический потолок, м 20000
Экипаж, чел 1
: одна 30-мм пушка
8 узлов подвески в двух подфюзеляжных отсеках для УР
PL-15или УАБ и два боковых отсека по 2 узла подвески с УР PL-10

И утер нос США

На открывшимся в Чжухае 11-м Международном аэрокосмическом салоне AIRSHOW CHINA-2016 Китай впервые открыто продемонстрировал миру полет своего нового J-20 - истребителя-невидимки пятого поколения. Полет выполнили боевые летчики китайской пилотажной группы «Байи». Авиационные эксперты сразу заявили, что J-20 ответ китайского ОПК американским компаниям «Lockheed Martin», «Boeing» и «General Dynamics», разработавшим истребитель 5-го поколения США F-22 Raptor.

По мнению присутствовавших на показе, J-20 и чисто внешне сильно напоминает американский F-22 Raptor (в переводе - «хищник»). Сегодня он - единственный в мире истребитель пятого поколения, стоящий на вооружении. Его впервые подняли в небо в 1997 году, а серийное производство началось в 2001-м. Однако после того, как было выпущено 187 серийных машин, производство «хищников» свернули из-за очень высокой цены самолета - стоимость каждого экземпляра F-22 Raptor, Пентагону обходится в $411,7млн.

К тому же у него вскрылся ряд технических проблем. В 2010 году сначала на Аляске американские ВВС потеряли самолет вместе из-за возникшего на борту недостатка кислорода и как следствия кислородного голодания летчика. Позже случаи гипоксии участились и американские летчики стали отказываться летать на самом дорогом в мире истребителе, стоимость которого из-за вынужденных простоев возросла еще больше.

И пока американцы занимались устранением этих недостатков, Китай форсировал разработку своего J-20. В 2011 году он совершил первый полет, а на вооружение, по прогнозам военных, должен будет поступить уже в 2017-2019 годах.

Американские военные, в частности, начальник штаба воздушных сил США Дэвид Гольдфейн, ранее уже заявляли, что впечатлены китайской новинкой - хотя Гольдфейн и считает, что не вполне корректно было бы сравнивать ее с F-22, или с его предшественником F-35. По мнению Гольдфейна, американские аналоги J-20- более технологически продвинутые и в плане вооружения, и в плане системы управления. Генерал считает, что китайский истребитель пятого поколения скорее похож на американский F-117A, который совершил первый полет еще в 1980 году и сегодня активно уже не используется в ВВС США, постепенно снимаясь с вооружения.

Однако все эти сравнения делаются, исходя в основном из чисто внешних признаков, так как основная часть тактико-технических характеристик китайского J-20 засекречена. Известно лишь, что его предполагаемая дальность полета J-20 - 5,5 тыс. км, боевой радиус - не превышает 2 тыс. км. Экипаж самолета состоит из одного пилота. Что касается вооружения, то об этом китайские военспецы не распространяются, но, по некоторым данным, J-20 планируют оснастить ракетами класса «воздух - воздух» повышенной дальности и супер-современной активной радиолокационной системой.

По сообщениям «Би-би-си», истребитель в том числе будет усилен противокорабельными ракетами с тем, чтобы его можно было использовать для охраны акватории Тихого океана. И этот факт вызывает немалое беспокойство Пентагона, так как собственные истребители 5-го поколения F-22 Raptor и F-35 США совместно с Японией так же в скором времени планировали отправить в Тихоокеанский регион.

Кроме того, есть мнение, что новый китайский истребитель, кроме американских машин, во многом напоминает и разработки российских конструкторов, работавших над машинами 5-го поколения. Более того, ряд экспертов предполагает, что на J-20 могут стоять «копии» российских двигателей АЛ-31ФН, так как одно время китайцы массово скупили у нас списанные образцы этих движков.

Сразу бросается в глаза и явное сходство китайского J-20 и российского самолета пятого поколения, известного под наименованием МиГ 1.44. Он был разработан в начале 90-х годов в ОКБ Микояна, а к концу 90-х его на аэродроме уже демонстрировали журналистам.

Однако вскоре этот самолет был забыт. Проект был остановлен фактически из-за нечестной лоббистской политики некоторых представителей «оборонки», постаравшихся сделать все возможное, чтобы убить этот самолет, лишив его госфинансирования - с тем, чтобы продвинуть другой проект ОКБ КБ Сухого, который в осязаемых очертаниях появился лишь спустя 10 лет, впервые взлетел в 2010 году и ныне известен как Т-50 или ПАК ФА.

Но, по словам гендиректора РСК «МиГ» Сергея Короткова, «проект 1.44» позволил совершить большой скачок в направлении истребителей пятого поколения. Технологии, заложенные в этой разработке, успешно развиваются до сих пор. И, как теперь выясняется, не столько у нас, сколько в Китае.

В свое время на МиГе пятого поколения предполагалось установить двигатели с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф. Фюзеляж был выполнен с применением технологий «стелс», то есть самолет был покрыт специальным радиопоглощающим слоем, а его кили спроектированы так, чтобы машина оставалась незаметной для радаров. При этом расположение воздухозаборников было изменено, а все вооружение планировалось размещать во внутренних отсеках. Теперь все лучшее из этих планов китайские инженеры применили на своем J-20.

Китайских разработчиков вообще часто обвиняют в воровстве технологий. Недавно много шуму в соцсетях наделала публикация в The National Interest, автор которой утверждал, что Китай сумел достичь своей военной мощи исключительно благодаря промышленному шпионажу - «давно устоявшейся привычке воровать военные технологии у России и Соединенных Штатов». Он привел ряд конкретных образцов вооружения, скопированных у США и России, среди которых назвал и самолет пятого поколения. Комментируя «МК» это заявление, директор Центра анализа стратегий и технологий, исполнительный директор Союза российских оружейников Руслан Пухов призвал не делать из этого апокалиптических выводов. «оруют всегда у лидеров, у лузеров не воруют, - констатировал Пухов. - Так что подобное воровство - это всего лишь признание того, что и США, и Россия - лидеры в области оборонной промышленности».

Истребитель пятого поколения Китая «Черный орёл» (Black Eagle)

истребитель пятого поколения j 20

Современное видео, Китайский истребитель пятого поколения Цзянь J 20 Черный орел в полете первая демонстрация на авиакосмическом салоне Airshow China - 2016.

Небольшое видео с самолетом J-20 «Черный орёл» тестовые полеты 2010-11 год (Black Eagle)

Истребитель пятого поколения F-22 Raptor

сейчас США разрабатывает новый многоцелевой истребитель F-35.

новый многоцелевой истребитель F-35

Работы над машинами такого типа "Истребитель пятого поколения" ведутся в России, смотрим здесь: >> и Китае прототип .

В настоящее время КНР выпускает истребители четвертого поколения http://www.youtube.com/watch?v=y6Aq7DDP3fE&feature=youtu.be, FC-1 и J-11B (китайский аналог российского Су-27 ).
Министр обороны США Роберт Гейтс подтвердил существование нового китайского истребитель пятого поколения .
В СМИ новый китайский истребитель получил обозначение J-20. 1 января 201 1 г. первый китайский опытный истребитель пятого поколения выполнил свой первый полет на аэродроме Chengdu Aircraft Design Institute.

НОВЕЙШИЙ КИТАЙСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ ВЫПОЛНЕН С ЧИСТОГО ЛИСТА

Китай может стать второй державой в мире после США, имеющей на вооружении истребитель пятого поколения . Китай начал наземные испытания истребителя пятого поколения, который тут же окрестили «Черным орлом» (Black Eagle). Новый самолет удалось сфотографировать во время подготовки к скоростной пробежке.

ФОТО китайского j 20, черный орел, пятое поколение

Большинство американских экспертов полагает, что это реальные снимки. Китай очень неохотно раскрывает свои военные секреты. Но сколько, уже в наше время было различных утечек, САМЫХ РАЗНОМАСТНЫХ СЕКРЕТОВ.
Руководство КНР давно уже обеспокоено тем, что у границ Поднебесной дежурят (которые раптор) ВВС США, они прикрывают не только Японию и Южную Корею, но при необходимости готовы поддержать и Тайвань, на который континентальный Китай смотрит «несытым оком». С Тайвань у Китая постоянные заморочки.

Первые сообщения о китайских разработках появились в 1995 г. Самолет, по летным характеристикам и характеристикам заметности сравнимый с американским F-22, может поступить на вооружение ВВС НОАК в 2015 г. Самолетом по схеме «продольный триплан» с V-образным оперением или выполненным по схеме «утка» с V-образным цельноповоротным вертикальным оперением, работы ведутся разными институтами, каждый работает со своей схемой. Истребитель пятого поколения, призванного прийти на смену самолетам J-10 и J-11.

j 20 в цехах авиазавода

По неверенным даным в 1993 г. страна достигла соглашения с Россией о привлечении к работам над перспективным самолетом консультантов из ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского и ОКБ им. Микояна.

Истребитель пятого поколения Китая-«Черный орёл» для своего производства,требует освоения производства современных композиционных материалов. В конце 1980-х годов группа сотрудников 611-го НИИ(кто и разрабатывает Истребитель пятого поколения) была отправлена в Стенфордский университет (США). Некоторае наработки Китай, видимо, получил и в ходе совместных работ с американской компанией «Боинг» и европейским концерном «Эрбас» по гражданской тематике, а также с украинской фирмой «Антонов», сотрудничавшей с КНР в разработке и модернизации военно-транспортных самолетов. Эти знания и технологии в значительной степени помогли Китаю при формировании технологической базы программы создания собственной разработки Истребитель пятого поколения Китая-«Черный орёл». В 2005 г., китайские разрабы заявили о завершении «очередного этапа разработки Истребитель пятого поколения » и что «варианты истребителя уже существуют практически в завершенном виде».

одна из новейших разработок китайцев j-20

Заместитель главкома ВВС НОАК генерал Хи Вейронг обещал, что Истребитель пятого поколения Китая-«Черный орёл» в 2017-2019 гг. его примут на вооружение. По своим основным характеристикам (в том числе по уровню радиолокационной скрытности и потенциалу радиоэлектронного комплекса) новый самолет должен находиться на уровне таких истребителей, как F-22 или . К настоящему времени информация о перспективном китайском самолете крайне ограничена, можно предположить, что его характеристики «наверняка будут близки к уровню F-22», с 1997 года по 2012 год было выпущено 195 машин, из них 187 истребителей переданы ВВС США. Военно-воздушные силы изначально хотели получить 750 , а группировка из почти 500 китайских истребителей поколения «4» (очевидно, имеются в виду машины J-10 и J-ll/Cy-27/ С-30) может рассматриваться как «технически паритетная» с группировкой американских самолетов аналогичного поколения (F-15, и F/A-18).

Одностороннее превосходство США в области истребителей, боевых кораблей и других дорогостоящих видов вооружений представляется «чрезмерным» в условиях «реальных экономических трудностей, которые испытывают сегодня Соединенные Штаты». 8 мая 2010 года он заявил, что «не видит большой проблемы в задержке поступления 100 новых истребителей (F-35) в условиях, когда вооруженные силы США располагают, в общей сложности, 3200 тактическими боевыми самолетами.

Разве можно расценивать как серьезную угрозу безопасности Америки тот факт, что к 2020 году США будут иметь лишь в 20 раз больше малозаметных истребителей, чем Китай?» - спрашивал министр обороны.
В августе 2008 г. головным по разработке истребитель пятого поколения в Китае стал 611-й институт. По неофициальным данным в том же году был построен и натурный макет нового самолета. По некоторым сведениям постройка первого опытного самолета началась в мае 2010 г., первый полет был запланирован на 2012 г.

Некоторые источники утверждают, что к концу прошлого года было построено два опытных самолета. Первая скоростная рулежка самолета с бортовым номером «2001» (это может означать экземпляр «01» самолета «20») состоялась 22 декабря 2010 г. на территории заводского аэродрома номер 132 корпорации Chengdu Aircraft Industry Group. 30 декабря 2010 г. корпорацию посетили высокопоставленные чиновники, осмотрев новый самолет.

j 20 приоритет для развития, отметим, за постройку пятого поколения самолетов, не взялась еще не Германия, ни Франция, ни Англия, а Китай, тут как тут

По предварительным оценкам, J-20 имеет длину около 23 м и размах крыла около 14 м. Взлетная масса самолета - 34000-36000 кг. Опытный самолет имеет два цельно-поворотных киля, которые могут быть сняты на серийных самолетах. Боковые воздухозаборники и фонарь кабины пилота напоминают воздухозаборники и фонарь самолета F-22. Самолет имеет большие внутренние отсеки вооружения. По мнению некоторых экспертов ЭПР самолета в передней полусфере не превысит 0,05 кв. м.

Наиболее вероятно, что на первом этапе самолеты будут оснащаться двумя двигателями WS-10 с тягой по 13200 кгс на форсаже. На первом самолете управляемых сопл на двигателях не заметно, но вполне вероятно, что они появятся на серийных машинах. Американские военные источники предположили, что Китай мог получить от России помощь в создании самолета, в частности, приобрести двигатели «117С» с форсажной тягой по 14500 кгс, не исключается также что самолет может быть оснащен российскими двигателями «99М2» производства ММПП «Салют» с форсажной тягой 14000 кгс в случае если китайские двигатели WS-10A получатся неудачными (по некоторым сведениям двигатель WS-10 в Китае рассматривается как исключительно экспериментальный).

j-20 вроде как фотомонтаж

Первые опытные двигатели WS-10A появились в конце 1990-х годов. В зарубежных СМИ часто можно встретить утверждение, что WS-10 является китайским воспроизведением российского двигателя АЛ-31Ф. Однако это не соответствует действительности. Двигатель WS-10 (с июня 2010 г. открыто экспонирующийся в музее авиации Китая) является национальной разработкой, конструктивно значительно отличающейся от ТРДЦФ АЛ-31Ф. WS-10 создавался под влиянием АЛ-31 Ф, но в китайском двигателе был использован газогенератор, разработанный на базе газогенератора французского ТРДД CFM56. При несколько большей, чем у АЛ-31 Ф массе, WS-10 имел тягу всего 1 1 200 кгс и по своим удельным параметрам соответствовал скорее двигателю АЛ-21Ф. Китайским специалистам, по всей видимости, все же удалось довести тягу двигателя WS-10A до 13200 кгс, но при этом его ресурс оставался на неприемлемо низком уровне - по некоторым сообщениям, всего 30-40 часов.
По другим данным, Китай мог установить на самолет J-20 двигатели WS-15 собственного производства с форсажной тягой 15000 кгс. Однако редактор еженедельника Aviation Week Билл Свитмэн отмечает, что эти двигатели еще недостаточно надежны для установки на опытный самолет.
В тайне остаются и другие подробности о технологиях, примененных в новом самолете. Предполагается, что на нем может быть установлена РЛС с АФАР Туре 1475/ KLJ5. Кабина самолета скорее всего «стеклянная», с одним большим МФИ и широкоугольным топографическим ИЛС. Многие эти подсистемы по некоторым сведениям прошли испытания на самолете J-10B.

экспериментальный новейший многоцелевой китайский самолет пятое поколение

Со ссылкой на неофициальные источники сообщалось, что в 2008 г. в 607-ом НИИ (специализирующимся на работах в области радиолокационных, а также других радиоэлектронных систем) была завершена работа (вероятно создание макетного образца) опытной БРЛС X-диапазона «Тип 1474» (или KLJ-5) с АФАР. Эта станция, как полагает ряд экспертов, хотя и является «национальным» китайским изделием, но создана с привлечением зарубежных технологий. При этом (разумеется, в случае, если макетный образец китайской АФАР действительно существует) остается открытым вопрос: являются ли прием-передающие модули этой антенны также комплектующими китайского производства, или приобретены за рубежом (напомним, что первая экспериментальная авиационная французская АФАР была сформирована из ППМ, приобретенных в США).
В 2008 г. на выставке в Чжухае был продемонстрирован крупноформатный многофункциональный экранный индикатор на жидких кристаллах, предназначенный, как было сказано в пояснениях к этому экспонату, для установки на перспективном истребителе и способный работать в полиэкранном режиме. Внешне этот дисплей был концептуально близок единому кабинному индикатору, примененному на американском самолете F-35. Следует сказать, что истребитель F-35 до настоящего времени является единственным самолетом в мире, оснащенным подобным оборудованием. На истребителях , Су-35 и использовано два или несколько МФИ меньшего формата.

Истребитель пятого поколения Китая «Черный орёл»

До принятия нового китайского самолета на вооружение пройдет еще много времени. Однако появление J-20 вызвало самый широкий отклик во всем мире, в первую очередь в США и на Тайване, и уже повлияло на ситуацию в регионе.
По состоянию на декабрь 2009 г. истребительная авиация КНР насчитывала 25 фронтовых истребителей J-6, 390 истребителей J-7, около 100 перехватчиков J-8I/II, 140 истребителей J-10 и 250 и Cy-30MKK/J-11. Имелось также 500 штурмовиков Q-5, составляющих основу тактической ударной авиации НОАК.

6 января 2011 г. тайваньская газета Taipei Times писала, что «информация, ставшая доступной на этой неделе, говорит о том, что Китай пошел гораздо дальше в разработке чем считалось ранее». «Для Тайваня это означает, что даже приобретение новейшей версии истребителя F-16 может обеспечить только короткий период паритета с НОАК», заявил газете старший научный сотрудник вашингтонского Международного центра оценок и стратегий Рик Фишер. По его словам, в течение 10 лет Китай может развернуть значительное количество истребитель пятого поколения J-20. Достоверные источники утверждают, что Китай может построить не менее 300 таких истребителей. Фишер также заявил, что для Тайваня было бы более целесообразно перенести свое внимание с развертывания новых систем ПВО к закупке истребитель пятого поколения F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, но «в усовершенствованном варианте с повышенным потенциалом ведения воздушного боя». Однако США не готовы, по всей видимости, продавать этой стране новейшие боевые самолеты, говорит эксперт. Тайвань намеревался купить 66 усовершенствованных истребителей F-16, но в скором времени президент Китая Ху Цзинь-тао предполагает посетить Вашингтон, и контракт на поставку этих самолетов в сложившейся ситуации вряд ли будет подписан в ближайшее время.
По мнению ряда экспертов стоимость китайского самолета J-20 может быть на 50-80% ниже стоимости российского самолета ПАК-ФА и американского F-22. Это обстоятельство может открыть китайскому самолету перспективу на международном рынке вооружений. В числе потенциальных клиентов уже называют Пакистан, страны Ближнего Востока, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и самые богатые страны в Африке.

ЭТО ИНТЕРЕСНО.

Создание J-20 это первый военный самолет, созданный в  Китае, у которого нет прямого прототипа.
Китайских авиаконструкторов обвиняли в плагиате вплоть до середины 1980-х.
Испытания Истребитель пятого поколения Китая-«Черный орёл», прошли на 2 ой день визита в Китай американского министра обороны Роберта Гейтса.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!