Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Китайский самолет 5 поколения j 20. Истребитель пятого поколения Китая «Черный орёл

Дороги. Причем цена их высока настолько, что процесс перевооружения даже небольшой армии влетит «в копеечку» и потребует от налогоплательщиков этого государства ощутимо затянуть пояса. Исключением может стать разве что большая страна с мощной армией. У нас есть ПАК-ФА, американцы доводят до ума Ф-35, а… Китай строит J-20. Многоцелевой истребитель пятого поколения - серьезная заявка от китайцев, которые все явственнее начинают играть заметную роль в мировой геополитике.

В настоящее время единственным «официальным» истребителем пятого класса, который стоит на вооружении, является американский Ф-22. Да и он уже снят с производства, так как все силы брошены на доводку Ф-35. У нас ситуация с Т-50 довольно мутная, но все же работы по его доводке ведутся, и есть несколько опытных машин.

Китайские реалии

В настоящее время Китай выпускает только технику четвертого поколения. В общем и целом почти все эти машины - калька с российских образцов. Особенно «популярен» оказался Су-27. Но в недавнем прошлом мировые военные эксперты окончательно уверились во мнении, что у китайцев скоро появится J-20, многоцелевой истребитель пятого поколения. Впервые эта машина была замечена на аэродроме Chengdu Aircraft Design Institute, в момент выполнения демонстрационного полета. Произошло это еще в далеком 2001 году.

Известно, что самолет получил обозначение «Черный орел», и сейчас китайцы заняты интенсивными наземными испытаниями новой машины. Несколько раз в сети появлялись снимки «орла», выполняющего короткие «пробежки», имитирующие момент взлета. Вплоть до последнего времени официальные власти КНР всячески отрицали существование перспективного истребителя, но есть мнение, что все эти «утечки» - послание возможным противникам Китая в этом регионе.

Предпосылки создания

Политики и военные Поднебесной уже который год с некоторым раздражением наблюдают, как подле их границ барражируют американские F-22, которые «защищают» Тайвань, Южную Корею и Японию. И если с южнокорейцами и даже японцами (до последнего времени) китайцам удавалось вполне мирно уживаться, то Тайвань - разговор особый. Существование этого государства «как кость в горле» для руководства КНР. Военная напряженность в том регионе сравнительно велика, провокационные «залеты» американцы устраивают довольно часто. Соответственно, «в случае чего», китайцам уж очень бы хотелось иметь истребители, способные на равных сражаться с Ф-22.

К какому времени относятся первые сведения о начале разработки J-20? Многоцелевой истребитель, по всей видимости, начали создавать еще в 1995 году. Планировалось, что на вооружение НОАК он поступит уже в 2015 году, но сегодня ясно, что произойдет это не раньше 2017 года.

Откуда данные?

Схема самолета - «продольный триплан». Оперение - V-образное. Известно, что работы по созданию нового истребителя ведутся сразу несколькими исследовательскими КБ. Насколько «самостоятельно» создавался J-20? Многоцелевой истребитель, который катастрофически напоминает американский Ф-35, по непроверенным сведениям, помогали создавать отечественные специалисты. Сообщается, что некое соглашение было достигнуто в 1993 году, но реальность этого находится под большим сомнением.

Но есть в этих слухах и рациональное зерно. Дело в том, что произвести без фундаментальных исследований в области материаловедения нереально. В конце 80-х годов прошлого века группа китайских ученых была командирована в США, в Стэндфордский университет, который ныне и занимается работами по окончательной доводке Ф-35. Кроме того, китайцы работали совместно с «Боингом» и «Эрбасом» в области гражданского самолетостроения, так что кое-какие наработки могли быть ими получены от того же «Боинга».

Последний, вопреки широко распространенному в нашей стране мнению, является крупным производителем не только гражданских лайнеров, но и военной техники: ударные БПЛА, тот же Ф-35 и Ф-22, - и это далеко не полный перечень их детищ.

Было бы наивным считать, что ученые Поднебесной не получили в ходе этого сотрудничества каких-то интересных данных, которые впоследствии пошли на создание новой и перспективной машины. Уже в 2005 году китайцы официально заявили, что работы «близки к завершению», объявив о начале ходовых испытаний. Как сейчас понятно, на самом деле до конца исследований было очень и очень далеко, а многоцелевой истребитель Chengdu J-20, характеристики (предварительные) которого расписаны в статье, еще даже не поднимался в небо…

Предполагаемые характеристики и численность

Известно, что по основным характеристикам он должен быть аналогичен F-22 или ПАК-ФА Т50. Информация по этим самолетам крайне скудна. Во всяком случае, можно с уверенностью утверждать, что создать многотысячную «орду» истребителей пятого поколения у китайцев наверняка не выйдет. Так, даже у американцев с их «печатным станком» имеют только 187 «Рапторов». Напомним, что изначально ВВС США желали обзавестись как минимум 500 самолетами такого типа, но постепенное повышение их стоимости сыграло свою роль.

У китайцев же на сегодняшний день имеется около 400 истребителей четвертого поколения, так что можно предположить, что и «пятиклассников» вряд ли будет более 200 штук. Конечно, все это теория, о реальном же положении дел можно будет судить не ранее 2020 года.

Характеристики планера

Длину китайский истребитель J-20 имеет приблизительно 23 метра, а размах крыла (судя по имеющимся снимкам) - в пределах 14 метров. Скорее всего, взлетная масса этой машины не превышает 36 тонн. На опытном самолете видны сразу два поворотных киля, причем в серийном варианте от этих деталей могут отказаться. Впрочем, многоцелевой истребитель J-20, длина которого более 20 метров, вряд ли сможет без них обойтись, так как китайцы позиционируют новую модель «как наиболее маневренный самолет последних лет». Что ж, увидим.

Воздухозаборники и кабина пилота по своим очертаниям подозрительно напоминают аналогичные детали F-22. Внутренние оружейные отсеки самолета отличаются большой вместительностью. ЭПР, то есть эффективная площадь рассеивания истребителя, не должна превышать 0,05 кв. м.

РЛС

Что еще можно сказать о технологиях, которые будет использовать истребитель Chengdu J-20? Технические характеристики этого самолета и по сей день во многом секретны, но кое о чем догадаться все же можно. Так, с высокой степенью вероятности можно предположить, что на него будут ставить РЛС с АФАР Туре 1475/ KLJ5. Кабина - полностью «стеклянная», с объемным и информативным ИЛС. Отчего такая уверенность?

Дело в том, что все эти технологии, на тот момент самые новые, экстренно тестировались на истребителе J-10B. Для чего такая спешка? Есть только одно логическое объяснение - на подходе новая машина, на которой все это оборудование должно работать идеально.

Есть вполне официальные сведения, что на этих самолетах может оказаться БРЛС X-диапазона «Тип 1474» (или KLJ-5. Опять-таки, практически все зарубежные военные специалисты очень сомневаются в «чистокровности» этой станции, так как она наверняка произведена с обильными заимствованиями.

Здесь главный вопрос такой: смогли ли китайские инженеры полностью копировать все иностранные комплектующие, или им приходится использовать для этой цели легально закупленное оборудование? Дело в том, что данная отрасль в КНР за последние годы сильно вперед не продвигалась. Сложно представить, что Поднебесная всего за три-четыре года смогла создать принципиально новую РЛС самостоятельно.

Силовая установка

Скорее всего, что новых двигателей китайцы создавать не станут, а ограничатся уже имеющимися WS-10. Их тяга в условиях форсажа может достигать 13200 кгс. На прототипе не заметно того, что используется технология изменения вектора тяги, но она явно появится на серийном самолете. Американские военные источники предположили, что Китай мог получить от России.

Причастна ли наша страна к созданию этого истребителя?

Опять-таки, продолжая тему «русского следа» в создании самолета. Западные аналитики предполагают, что КНР в свое время приобрела наши двигатели «117С», которые развивают тягу на форсаже уже по 14500 кгс. Не исключено также, что многоцелевой истребитель Chengdu J-20 (фото его вы увидите в статье) будет использовать опять-таки наши движки «99М2». Их производят на предприятии ММПП «Салют». Эта силовая установка в форсажном режиме выдает 14000 кгс.

Нужно сказать, что все эти предположения не лишены смысла. Дело в том, что модель WS-10 самими китайцами рассматривается в сугубо экспериментальном аспекте, и пока не было сведений, что они сумели довести его до ума. Так какие двигатели все же получит истребитель Chengdu J-20? Военный самолет просто обязан иметь нормальные моторы, ведь иначе не понадобится даже противника: он сам благополучно упадет!

Сага о движках…

Появились моторы WS-10 еще в конце 90-х годов прошлого века. В общем-то, в зарубежной периодике тут же есть утверждения, что китайцы просто скопировали российские АЛ-31Ф. Как ни странно, но это не так. Пожалуй, эти движки действительно можно назвать чисто китайской разработкой, и создавались они практически с нуля, без заметного воздействия «копирки».

Впрочем, и это утверждение спорно. Вполне авторитетные авторы указывают, что WS-10 никак не могли появиться без участия АЛ-31Ф. Более того, на сей раз у китайцев вышел настоящий «интернационал», так как газогенератор, который используется в этих двигателях, как две капли воды похож на французский CFM56.

Проблемы модернизации…

Вообще китайский мотор развивает (или развивал?) тягу только 11 200 кгс, а потому по своим характеристикам он больше соответствует модели АЛ-21Ф, нежели чем более новой модели. Опять-таки, есть подозрения, что китайские инженеры все-таки смогли поднять тягу WS-10A до 13200 кгс, но… В недалеком прошлом американская разведка установила, что ресурс этой «модернизации» не превышает 50-100 часов (!) полета. Так что это явно не вариант, ибо истребитель Chengdu J-20 «Черный орел» просто обязан (с китайской точки зрения) оказаться триумфом самолетостроения, и таких конфузов никто не допустит.

Хотя, если китайцы за последние годы все же продвинулись в производстве нормальных материалов для камеры сгорания, WS-10 все же могут оказаться «на коне». Есть также расплывчатые сведения о модели WS-15, причем эти движки должны развивать тягу аж до 15000 кгс. Но есть мнение компетентного и авторитетного редактора авиационного журнала Aviation Week: Билл Свитмэн говорит, что этот тип моторов еще настолько плох, что их просто опасно ставить даже на опытные самолеты, не говоря уже о перспективной машине.

Первые испытания

Есть основания утверждать, что в начале 2014 года китайский истребитель J-20 существовал минимум в двух экземплярах. Первая в истории этого самолета скоростная рулежка проводилась в 2010 году. В конце года посмотреть на новое чудо китайского самолетостроения приезжало все высокопоставленное политическое руководство КНР.

Выводы

Итак, каков итог? Каким станет J-20? Китайский истребитель пятого поколения, вне всякого сомнения, станет очень интересной моделью. Но насколько он будет революционным - тот еще вопрос. Во-первых, китайцы всячески расхваливают его «стелс-ориентацию». Это уже вызывает много сомнений. Во-первых, действительно высокое рассеивание луча наблюдается только на чем-то, напоминающем знаменитый американский В-117, который сами летчики ВВС США ласково называли «летающим утюгом». За его «выдающиеся» летные качества, естественно. Так что особой «незаметности» у самолета более-менее классических форм быть не может.

Наконец, и машины четвертого поколения у китайцев - «нелицензионные» кальки с нашего Су-27, так что сложно говорить о каких-то серьезных наработках в самой КНР.

Кроме того, истребитель Chengdu J-20 чрезвычайно революционен для китайского авиапрома. Получится ли в результате что-то удачное? Пока что сложно сказать, учитывая проблемы с двигателем, но вскоре, то есть в 2017 году, мы должны все увидеть своими глазами, так как на первый квартал этого года намечены официальные показы новой машины.

«Надо поспешно делать то, что не так важно, чтобы делать не спеша то, что важно»
Китайская пословица/


Возвращаясь к китайскому истребителю 5 поколения, отмечу, что творческая оригинальность Chengdu J-20 состоит в гармонии всех заимствованных решений. Поиск «золотой середины» - это так близко для национального самосознания китайцев. Такой подход, вероятно позволит получить высокую эффективность авиационной системы, но судить об этом пока преждевременно. Вполне вероятно, что из этого сырого прототипа получится удачная машина, однако её конструкция уже cейчас вызывает больше вопросов и сомнений, чем ответов.

Что значит для России появление китайского истребителя 5 поколения? - Новость, безусловно, плохая. В недалеком будущем китайский конкурент, благодаря меньшей стоимости, может потеснить ПАК ФА на мировом рынке вооружений. Про F-35 я даже не говорю – J-20 на его фоне выглядит куда более привлекательно.

Что касается сегодняшней ситуации, то говоря о ПАК ФА и Chengdu J-20, речь идёт скорее об экспериментальных прототипах, чем о боевых машинах предсерийного исполнения с полным набором требуемых тактико-технических характеристик. Многое зависит от коллективов, работающих над этими машинами.

В активе у российских конструкторов – бесценные технологии создания современных реактивных двигателей (Россия – одна из немногих стран, способная самостоятельно производить такие изделия), целый запас наработок по бортовым радиоэлектронным системам, в ом числе полностью готовые авиационные радары с ФАР типа «Жук» и «Ирбис».
Специалисты авиастроительной корпорации Chengdu имеют свои преимущества. Великолепный кадровый потенциал. Инженеры, технологи и рабочие Поднебесной ни дня не сидят без работы, постоянно «набивая руку» на копировании или модернизации иностранных образцов техники. КНР обладает высокоэффективными производствами. Кроме того, Китай имеет легкий доступ к российским технологиям. Здесь китайцы в точности следуют своей знаменитой пословице:«Чтобы победить противника, не стремись стать сильнее его, а сделай его слабее себя».

Китай представил истребитель пятого поколения "Цзянь-20" (J-20), передает агентство China News Service.

Дебютный 60-секундный показательный полет J-20 состоялся в рамках авиакосмического салона Airshow China-2016, который открылся в городе Чжухай (провинция Гуандун). Разработкой истребителя, пробный полет которого прошел в начале 2011 года, занимается корпорация Chengdu Aircraft Industry Corporation.

Некоторые аналитики называют самолет "китайским ответом" американскому многоцелевому истребителю пятого поколения F-22 Raptor и F-35, которые США и Япония в скором времени планируют использовать в Тихоокеанском регионе.

Большая часть тактико-технических характеристик китайского самолета остается в тайне. По данным BBC, истребитель будет оснащен противокорабельными ракетами и предназначен для охраны акватории Тихого океана.

По оценкам экспертов, китайские ВВС получат истребитель J-20 не раньше, чем в 2018 году.

Кроме J-20, Китай разрабатывает еще один истребитель пятого поколения - "Цзянь-31" (J-31). Как сообщил ранее РИА Новости начальник департамента ВВС России Сергей Корнев, J-31 будет летать на российском авиадвигателе РД-93. Этот самолет впервые поднялся в воздух 31 октября 2012 года.

Эксперт в области авиации, заместитель главного редактора журнала "Арсенал отечества" Дмитрий Дрозденко отметил схожесть J-20 с экспериментальным российским прототипом истребителя пятого поколения.

"Особенность пятого поколения - это малая радиозаметность, повышенные тактико-технические данные и возможности сверхзвукового полета на бесфорсажном режиме. J-20 является третьим самолетом, сделанным по концепции истребителей пятого поколения, который поднялся в воздух. Первым был американский F-22, вторым - российский ПАК ФА, третьим - соответственно китайский J-20. По моему мнению, в основу машины положен российский МиГ 1.44 - это самолет, который создавался в конкуренции с ПАК ФА на этапе эскизного проекта и совершил свой полет в 2000 году. Китайский самолет очень похож. Хотя официально не заявлено, но фактически на J-20 стоят наши двигатели АЛ-31Ф-М (Московского машиностроительного производственного предприятия) "Салют", которые Китай закупил на полмиллиарда долларов", - сказал Дмитрий Дрозденко в эфире радио Sputnik.

Он также прокомментировал сроки поступления J-20 в распоряжение китайских ВВС.

"Отмечу, что Китай всегда ставит производственные рекорды и показывает недюжинные возможности своих технологий. Тем более что, как мы понимаем, идет определенная помощь со стороны России. Но процесс предстоит достаточно не простой до прихода самолета именно в войска. Честно говоря, я не очень уверен, что это будет 2018 год. Скорее всего - ближе к 2020 году", - сказал Дмитрий Дрозденко.

Правообладатель иллюстрации Getty Images

Китайский истребитель пятого поколения "Чэнду J-20" впервые представлен публике на авиасалоне в Чжухае - крупнейшей в Китае ярмарке производителей и продавцов авиатехники.

Правда, экспертам не удалось получить подробных сведений - непонятно даже, какие именно двигатели на нем установлены.

Ранее публике представили тяжелый военно-транспортный самолет, как утверждают в Пекине, самый крупный из производящихся серийно. А год назад Китай представил свой первый пассажирский самолет C919, который должен составить конкуренцию Boeing и Airbus.

За китайцами давно закрепилась слава искусных копировальщиков, некоторые скептики именно таким образом объясняют китайское экономическое чудо. Но не пора ли немного подкорректировать этот стереотип?

Ведущий программы "Пятый этаж" Михаил Смотряев обсуждает тему со старшим научным сотрудником Института Дальнего Востока РАН Василием Кашиным и военным экспертом Александром Гольцем .

М ихаил Смотряев: Первые отзывы о китайском истребителе уже ходят в интернете пару лет, с тех пор, как начались тестовые полеты, и его кто-то увидел , кроме китайских военных чиновников.

Там много непонятного. Самолет выглядит как странная коллекция частей и аэродинамических решений, позаимствованных из российских и американских истребителей. Эксперты высказывают сомнения в том , что он будет летать так, как положено самолету пятого поколения, не говоря уже о том, что для него нет запчастей и нет пока своих китайских двигателей. С теми, которые есть, он будет летать плохо.

Но, раз его показали, значит, было что показывать. Хотя утверждают, что те две машины, которые могут летать, имеют одинаковый бортовой номер, что позволяет при случае одну подменять другой. Насколько это эпическое событие?

А лександр Гольц: Какой-то смысл это имеет. По видеозаписи действительно ничего сказать нельзя, кроме как поверить на слово тем, кто этот показ устроил, что это пролетел истребитель пятого поколения.

Правда, у нас приблизительно такие же знания и о российском истребителе пятого поколения. Ни в китайском, ни в российском случае мы ничего не знаем о двигателе, а значит, мы ничего не знаем о главном качестве истребителя пятого поколения - о его способности летать на сверхзвуке без форсажа. Мы не знаем, из каких материалов создан этот истребитель.

Значит, мы ничего не знаем о его другом важнейшем качестве - его малозаметности. Мы абсолютно ничего не знаем об электронике этого самолета и его вооружении. Судя по силуэту, а, главным образом, по картинкам, которые опубликовало Синьхуа, можно допустить, что одно свойство истребителя пятого поколения - размещение вооружения внутри самолета - похоже, будет выполнено. И все.

М.С. : То есть судить о том, грандиозный ли это успех или не менее грандиозное поражение, мы пока не можем. По такому пролету на шоу сложно о чем-либо судить, кроме того, что эта вещь действительно летает. Чтобы добиться хотя бы этих результатов, китайским инженерам пришлось поработать.

И предмет нашего разговора сегодня, в большой степени, - именно то состояние, в котором сейчас находится китайская инженерная наука. Ее военным аспектам всегда уделяется большее внимание, но в Китае в последнее время заметны вполне самостоятельные достижения, сопоставимые с западными, и в том, что касается невоенных отраслей, того же транспорта.

Представленный год назад, пока еще не летающий макет пассажирского самолета, который должен составить конкуренцию оингам " и эробусам " - насколько это вероятно в ближайшие лет десять?

В асилий Кашин: Про J20 мы знаем все же больше. Имеется архив фото летных испытаний, есть видео более шести летающих экземпляров. Про него известно довольно много - это самолет с радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой, внутренними отсеками с оружием и множеством современных особенностей.

Что касается инженерной школы в целом, сейчас ведутся огромные исследования и США, и в других странах мира, касающиеся смены модели инновации и в китайской оборонной промышленности, и высокотехнологичной промышленности в целом. Первоначально у китайцев действительно была такая модель прямого заимствования, копирования, которая в разных отраслях с разной скоростью начала замещаться другими моделями.

Сначала комбинирование и креативная адаптация к китайской промышленной базе, улучшение, и потом переход к более сложным и высоким формам инноваций, которые сопровождаются повышением доли собственного творчества. Это происходит во многих отраслях.

Мы видим, что у китайцев есть серьезные прорывы в производстве суперкомпьютеров, в робототехнике, если говорить о военной сфере - в ракетостроении и радиолокации. В авиапромышленности они действуют в русле мировых тенденций и создают самолет как конструктор, подобно российскому "Суперджету". С919 будет самолет, в котором китайского производства будет только планер, а все компоненты от ведущих мировых производителей, включая двигатель, включая оборудование салона, шасси.

Потом они рассчитывают на постепенное повышение доли китайского содержания в этом самолете. Это большой риск. Это попытка бросить вызов Boeing и Airbus на рынке больших пассажирских самолетов. Пока невозможно сказать, получится ли что-либо.

Китай в своей истории один раз сделал попытку производить большие пассажирские самолеты - в 80-е годы была попытка скопировать Boeing 707. С919 - это что-то совсем другое, но среди тех, кто наблюдает за проектом, есть мнение, что он будет идти тяжело, сопровождаться задержками. И китайцы уже признали, что сроки отодвигаются. Скорее всего, его удастся довести до какого-то приемлемого уровня.

А дальше огромная роль государства на рынке авиаперевозок, большая доля госсобственности приведет к тому, что какое-то количество самолетов китайские авиакомпании купят, при господдержке удастся какое-то количество экспортировать, и это будет старт для китайского гражданского авиапрома. С военным авиапромом дело уже обстоит довольно неплохо.

М.С. : Гражданский авиапром - это специфическая китайская версия импортозамещения. Год назад Синьхуа сообщало, что на С919 получено уже какое-то количество заказов - называлась цифра 517. Причем не только из Китая, но и из-за рубежа. Но Китаю есть чем похвастаться не только в авиации.

В Китае сейчас самая протяженная сеть сверхскоростных железных дорог. И рекорды скорости китайские поезда долго держали, а некоторые из них, например, Маглев, держ а т и сейчас. Но это ведь тоже не чисто китайская разработка? Начиналась она тоже с прямого заимствования?

В.К. : Скоростные железные дороги - это не только классический пример прямого заимствования, но и яркий дискредитирующий Китай пример нарушения интеллектуальных прав иностранных партнеров.

Китайцы заключили соглашения сразу с несколькими ведущими производителями скоростных поездов - японскими, европейскими - и практически во всех случаях нарушили условия этих соглашений. В конечном счете они перешли к самостоятельному производству соответствующих составов, довольно быстро смогли достигнуть высокого уровня производства и дальше перешли к улучшению базовых конструкций, например, фирмы Siemens, и следующим этапом уже является продвижение этой техники за границу.

Здесь они осуществили ускоренный рывок в развитии, используя прямое заимствование и улучшение. Но есть области, где они довольно-таки оригинальны и самостоятельны. Это ракетная техника, космическая техника отчасти. Они имеют свои интересные решения в судостроении, в компьютерной технике, делают самые быстрые компьютеры и постепенно наращивают в них долю китайских компонентов.

У них недостаточная способность к самостоятельным инновациям, и догоняющая модель, остающаяся в ряде отраслей, остается для них острейшей проблемой. Но большинство наблюдателей китайской промышленности отмечают, что постепенно то в одной, то в другой области это начинают преодолевать.

Возможно ли, что Китай совершит рывок и войдет в число технологических лидеров, пока неизвестно. Но сейчас Китай может на хорошем уровне решать вопросы, связанные с национальной безопасностью, обеспечением себя различными системами вооружений, чувствительных технологий, типа атомной энергетики. А там, где надо вести очень жесткую ценовую конкуренцию, положение может быть труднее. У Китая уже есть хорошо известные компании, которые борются за мировое лидерство. Но пока их мало для такой огромной страны.

М.С. : С военными технологиями понятно. Одно дело купить поезд у компании Siemens или автомобиль у компании BMW. Последняя безуспешно пыталась судиться с китайскими властями по поводу того, что некоторые модели были просто скопированы от начала до конца, по крайней мере, внешне. На них просто прилепили китайские значки.

А военную технологию так легко никто не продаст. И нам часто приходится обсуждать мнения о том, как можно потенциальному противнику, с которым лет через 50 придется воевать за Сибирь, продавать Су-35. И продаются они с комплектом, необходимым для их обслуживания в последующие несколько лет, из которого можно собрать еще пару двигателей для J20.

А.Г. : На продажу военной техники и технологий есть ограничения. Надо дождаться подходящего момента.

Для Китая, который оказался в очень сложном положении после событий на Тяньанмынь в 1989 году, подходящий момент наступил во время глубочайшего российского кризиса второй половины 90-х годов. Все военное производство выживало исключительно за счет китайских заказов.

Объединение КнААПО, которое сейчас производит наши истребители пятого поколения, жило только за их счет. И один из руководителей этого предприятия рассказывал журналистам, как им повезло - отправили китайцам очередную партию - а там тайфун и все смыло. И они снова заказали самолеты.

Потом произошли события не столь радостные, когда китайцы в середине 2000-х отказались от половины контракта на Су-27 и освоили, фактически скопировали, этот самолет, назвав его J11В. Россия долго и упорно торговалась с китайцами по поводу Су-35. Иногда происходили совершенно странные истории, когда после одного из госвизитов в китайской прессе вдруг появилась гигантская статья о том, что сделка по Су-35 заключена. И нашему Рособоронэкспорту, который явно не публичная организация, пришлось давать опровержение, что сделка не заключена.

Главная проблема здесь - вольные отношения китайских партнеров к интеллектуальной собственности. Но терпеливые китайцы дождались, когда Крым стал нашим, когда в результате международных санкций денег у России стало явно мало. И российский партнер стал довольно податливым. И в итоге было объявлено и о сделке по Су-35, и о сделке по С-400. Так что китайцы получат нужную им технологию для дальнейшего развития.

М.С. : Можно разобрать С у -35 по винтику. Но это совсем не то, что разобрать по винтику и скопировать АК-47 и наладить производство копий. И весь мир воюет сейчас не оригинальными калашниковыми, а китайскими копиями. Насколько разборка поможет наладить собственные технологии?

А.Г. : У нас не очень выдающиеся достижения по части авиационных двигателей. А у китайцев их еще меньше. И, скопировав J11В, они все же вынуждены были закупать большое количество наших двигателей. По мнению специалистов, на J20 тоже стоят наши двигатели. В других случаях удается не просто скопировать, а серьезно продвинуться, обогнав многие страны.

Самый характерный пример - китайские установки залпового огня, которые продвинулись дальше всех. Каждый случай надо рассматривать отдельно. Важно также, есть ли индустриальная база и индустриальная культура, чтобы воплотить в металл те разработки инженерной мысли, которые созданы. Что-то получается, где-то они остаются на уровне копирования. Это естественно.

М.С. : В любом случае, это колоссальный рынок, хотя военные и гражданские технологии торгуются с оглядкой на разные обстоятельства. А России сейчас следует сильно задуматься, потому что, если китайские копии российских истребителей и еще чего-нибудь выйдут на рынок, - это не то же самое, что автомобили, которых достаточно производят во многих странах.

Стран - крупных экспортеров вооружений не так много. И то, что мы сейчас продаем китайцам то, что они могут скопировать, не обязательно даже улучшая, и потом продавать дальше под собственной маркой, в долгосрочной перспективе, кроме военных сложностей, и российской экономике прямой убыток?

В.К. : Тема китайского копирования российского оружия сильно преувеличена. Большая часть того, что считается скопированным, производится ими по лицензии, проданной им в 90-е годы. Они всегда в той или иной степени нарушают соглашения в части охраны интеллектуальной собственности, с этим сталкиваются все компании, которые имеют с ними дело, но никого это до сих пор не остановило в развитии сотрудничества с китайцами, потому что терять такой рынок нельзя.

Су-35 не может быть скопирован в силу того, что невозможно скопировать двигатель - обладание образцом двигателя ничего не дает. Необходима полная информация о технологическом цикле его создания, и даже это не всегда поможет. То же самое касается электроники и многого другого. Они изучают этот вопрос, они будут знакомиться с этим самолетом.

М.С. : Если будут предлагать, скажем, китайскую копию BMW за полцены, наверняка найдутся желающие купить его, закрыв глаза на вопросы интеллектуальной собственности.

А.Г. : Они не смогут продать его за полцены. После девальвации рубля аналогичная китайская техника стоит дороже российской. По сравнению с ними, мы теперь дешевая страна и дешевый производитель.

Китайский экспортный танк стоит дороже сейчас, чем российский. В долларовом выражении зарплата рабочих на предприятиях оборонной промышленности в полтора-два раза выше, чем у их российских коллег. По покупательной способности соотношение будет другое, но по номиналу они теперь более дорогой производитель.

А второе - многие из важнейших российских рынков - это те страны, которые никогда ничего у Китая не купят по политическим причинам. Это Индия и Вьетнам, например.

И третье - мы рассчитываем, что пока будет какое-то наше участие, наши компоненты, мы сможем влиять на ситуацию на важных для нас рынках. Где-то они нас уже теснят.

Это неизбежно, они становятся военной сверхдержавой. Они - глобальный политический и экономический игрок, и для них часто экспорт оружия - инструмент продвижения своего влияния. В Африке немало уже было случаев, когда они давали военную технику и вооружения в виде помощи.

М.С. : Стоит ли в этом контексте нам опасаться китайской военной экспансии?

А.Г. : Конечно, есть опасения. Какие-то рынки они у нас отберут. Надо примириться с неизбежным. Китай - промышленный и экономический гигант. По-видимому, согласно формулировке В.В. Путина, мы будем ловить "китайский ветер в наши паруса".

_____________________________________________________________

Загрузить подкаст передачи "Пятый этаж" можно .

Похоже, что в элитном клубе государств, способных производить новейшие истребители пятого поколения, пополнение: на днях китайцы представили широкой общественности свою последнюю разработку - Чэнду J-20. Показ состоялся во время авиакосмического салона Airshow China-2016, который проходил в городе Чжухай. В сообщении по этому поводу говорится, что Китай в ближайшее десятилетие планирует обогнать США в качестве крупнейшего игрока на авиационном рынке и показать свои амбиции в деле укрепления обороноспособности страны.

Работами над созданием этой машины занимается китайская корпорация Chengdu Aircraft Industry Corporation, они ведутся довольно давно, первый полет J-20 совершил еще в 2011 году. Китайцы планируют принять этот самолет на вооружение в 2018 или в 2018 году.

Следует напомнить, что в настоящее время серийное производство новейших истребителей пятого поколения налажено только в США. Американцы уже эксплуатируют F-22 Raptor (первый полет в 1990 году) и F-35 Lightning (первый полет в 2000 году). «Раптор» уже даже успели снять с производства.

В настоящее время разработками в этом направлении серьезно занимаются еще в нескольких странах мира: в России, Китае и Японии. Работы по созданию истребителя пятого поколения ведутся в Индии, Южной Кореи и Турции.

Чэнду J-20

Еще в начале прошлого десятилетия (2002 год) в китайских СМИ появилась информация о начале разработок истребителя пятого поколения. В 2009 году ее подтвердили официальные представители ВВС Китая. Уже в следующем году несколько китайских изданий сообщили о том, что планеры первых двух самолетов готовы.

Самолет разрабатывается группой конструкторов, под руководством Янг Вея, который до этого работал над созданием FC-1 и J-10. Следует отметить, что Янг Вей сумел получить высшее образование в 19 лет, а уже в 35 стал главным конструктором авиационного КБ.

11 января 2011 года новый самолет, который позже получил название Chengdu J-20, впервые поднялся в воздух. На начало 2012 года он совершил 60 испытательных полетов. Весной этого же года к испытаниям подключился второй прототип истребителя.

В настоящее время известно о девяти прототипах (они несколько отличаются друг от друга) и двух предсерийных машинах, изготовленных в рамках этого проекта.

Испытания и доводка новой машины продолжалась более четырех лет, однако, судя по демонстрации машины широкой общественности, этот этап находится уже на завершающей стадии.

Точной информации о характеристиках нового китайского истребителя очень мало, практически ничего не известно о составе бортового оборудования или особенностях конструкции. Экспертам приходится давать оценку новой машине, используя лишь ее немногочисленные фотографии.

Есть и еще один интересный момент. В конце 80-х в СССР начались собственные разработки истребителя пятого поколения, они проводились в ОКБ им. Микояна. Машина получила обозначение МиГ 1.44 , она несколько раз поднялась в воздух, но в 2000 году этот проект был закрыт. Дело в том, что китайский J-20 очень напоминает так и нереализованный советский проект МиГ 1.44. Многие эксперты считают, что некоторые наработки, полученные в ходе этого проекта, и чертежи были переданы Китаю.

Описание Chengdu J-20

Истребитель Чэнду J-20 выполнен по аэродинамической схеме «утка» с передним горизонтальным оперением (ПГО), оснащен вертикальным двухкилевым оперением и подфюзеляжными гребнями. Самолет имеет треугольное крыло с наплывами и довольно внушительные размеры: его длина составляет 21-23 метра, а взлетный вес истребителя эксперты оценивают в 35-40 тонн.

Плоские борта фюзеляжа J-20 имеют такой же угол наклона, что и цельноповоротные вертикальные стабилизаторы, а передняя часть фюзеляжа имеет острые очертания, характерные для всех истребителей-«невидимок» пятого поколения. Экипаж самолета состоит из одного человека, фонарь кабины пилота выполнен по распространенной беспереплетной схеме, которая улучшает обзор для летчика и уменьшает ЭПР машины.

J-20 оснащен двумя двигателями, близко расположенными друг к другу. Есть информация, что пока на прототипах самолета используются российские АЛ-31ФН, однако в будущем китайцы планируют устанавливать на J-20 WS-15 – собственный двигатель.

Шасси самолета имеет три опоры, переднее колесо убирается с поворотов вперед, а основные стойки – в отсеки боковых бортов (как на F-22), что, вероятно, указывает на расположение внутренних отсеков для вооружения, сходное с американским истребителем.

Есть информация, что на J-20 будет использован целый ряд технических новинок, ранее появившихся на западных и российских истребителях четвертого и пятого поколения. На самолете будет использована система ЭДСУ без всяких дублирующих механических или гидравлических систем.

Вся электроника машины и ее бортовое оборудование планируют объединить в единую сеть Ethernet.

Пока не совсем понятна степень «невидимости» нового самолета, также остается под вопросом и наличие у него РЛС с активной фазированной решеткой, что является одной из главных особенностей истребителей пятого поколения.

Оценка проекта

Несмотря на отсутствие полной информации по конструкции и характеристикам J-20, первую оценку самолета можно сделать уже сегодня.

Первое впечатление, которое складывается после внимательного взгляда на J-20, что этот самолет будто бы собран из разных частей существующих и перспективных машин пятого поколения: российского МиГ 1.44 и американских F-22 и F-35.

Аэродинамическая схема машины — это практически полное повторение нереализованного МиГ 1.44, да и размеры самолетов во многом сходны. Однако есть и существенные отличия. Микояновская машина имела большее по площади крыло, что снижало удельную нагрузку на него и увеличивало маневренность советского истребителя. Передняя часть китайского истребителя явно копирует американский F-22, а форма воздухозаборников — F-35. В итоге получился такой себе «летающий Франкенштейн», слепленный из технических решений, принадлежащих разным конструкторским школам, машинам и поколениям.

Сразу следует отметить, что схема с передним расположением оперения - это не слишком хорошее решение для «стелс»-самолетов, а подфюзеляжные гребни (как на МиГ 1.44) – настоящий подарок для любой РЛС противника.

Есть вопросы и к аэродинамике J-20. ПГО самолета находится довольно далеко от высоко расположенного крыла, что, вероятно, сделано, чтобы увеличить размеры отсека для размещения вооружения. Это еще более уменьшает маневренность машины. Вызывают вопросы у экспертов и недостаточный размер воздухозаборников, что не позволит J-20 достичь значительной скорости на больших высотах.

Однако даже не это главная проблема J-20. Непонятно, сумели ли китайцы создать РЛС с активной фазированной решеткой достойного уровня. Несколько лет назад КНР сотрудничала с Россией в этом направлении, однако позже работы были свернуты. Естественно, что России невыгодно делиться с КНР своими наработками в этой области. Следует еще раз отметить, что установка подобного радара – одна из основных особенностей истребителя пятого поколения.

Еще больше вопросов по поводу двигателя новой машины. Вызывает большие сомнения, что Китай смог наконец-то создать двигатель нового поколения WS-15, который и планируется устанавливать на серийный истребитель. Несколько лет подряд китайцы россыпью покупали лопатки и диски турбин, трубы и покрывные диски для двигателя АЛ-31Ф, причем в количествах явно превышающих ремонтные нужды. Вероятно, на основе этих элементов, а также ранее полученных российских двигателей в Поднебесной пытались построить новую силовую установку. Сейчас на истребителе J-20 стоят российские АЛ-31ФН, но вероятность того, что Россия продаст Китаю более мощные и современные двигатели практически нулевая.

Анализируя форму китайского истребителя, его двигатели и сравнительно небольшое крыло, тяжело поверить, что перед нами самолет завоевания господства в воздухе. Непохож самолет и на манёвренный легкий истребитель, способный наносить удары по наземным целям. Тяговооруженность J-20 уступает всем существующим истребителям пятого поколения и многим машинам четвертого.

Вероятно, на J-20 китайцы пытаются обкатать новые технологии и вплотную приблизиться к созданию машин нового уровня. Несмотря на очевидные недостатки этого самолета, следует признать, что Китай сделал большой шаг в правильном направлении. Руководство страны не жалеет ресурсов, исследования ведутся сразу по многим направлениям. Китай уже довольно давно не закупает тяжелое наземное вооружение для нужд своей армии, очень может быть, что скоро КНР сможет полностью обеспечивать потребности своих ВВС самолетами самого высокого уровня. А может и начнет поставлять их в другие страны. В любом случае, темпы, с которыми развивается авиационная промышленность Китая, действительно впечатляют.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!