Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Искусство подражания. «Агрессоры» готовятся к глобальной войне

Испытания учебно-боевого самолета M-346 Master в качестве «агрессора» - боевого самолета воображаемого противника. Такая имитация нередко используется военно-воздушными силами разных стран мира для отработки навыков и тактики ведения воздушного боя с потенциальными противниками. У ВВС и ВМС США даже есть специально созданные эскадрильи, которые во время учений играют, что называется, «за немцев». Эти эскадрильи носят названия «Агрессор» и «Противник» соответственно. На учениях они летают и ведут воздушные бои по правилам того воображаемого противника, чью роль они играют.

«Агрессор» Ripple ВВС США

Фотография: U.S. Air Force

Сегодня в состав ВВС США входят 18-я эскадрилья «агрессоров» на авиабазе «Эйльсен» на Аляске, а также 64-я и 65-я эскадрильи «агрессоров» на авиабазе «Неллис» в Неваде. Основными самолетами «агрессоров» являются модифицированные истребители F/A-18 Hornet, F-16 Fighting Falcon и F-15 Eagle, которые во время учений чаще всего имитируют боевые самолеты МиГ-29 и Су-27, а также китайские J-10 и J-11.


Истребители Hornet

Фотография: U.S. Navy

В составе ВМС и Морской пехоты США числятся эскадрильи «противников» VMFT-401 на базе «Юма» в Аризоне, VFC-12 на базе «Оушана» в Вирджинии, VFC-111 в «Ки-Уэст» во Флориде и VFC-13 в «Фэллон» в Неваде.


TA-4J Skyhawk «противников» ВМС США имитирует советскую раскраску

Фотография: U.S. Navy

Кроме того, под контролем ВМС США находится Боевая школа морской авиации, более известная под названием TopGun. Эта школа не является эскадрильей, однако ее инструкторы очень часто выступают в роли агрессоров на учениях американских ВМС. «Противники» летают на истребителях F-16 и F/A-18.


Подготовка «противников» к взлету

Фотография: U.S. Navy

Кроме того, американским «агрессорам» и «противникам» принадлежат боевые самолеты A-4 Skyhawk, F-5A/E Freedom Fighter/Tiger II, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, Су-27, а также вертолеты Ми-2, Ми-8, Ми-24 и транспортники Ан-2. Правда, в настоящее время эта авиационная техника используется редко, в основном для имитации самолетов ВВС Ирана или Северной Кореи.


Подготовка учебного оружия «противников»

Фотография: U.S. Navy

Советские образцы летательных аппаратов используются американскими военными для изучения летных параметров самолетов и вертолетов, а также для ознакомления летчиков с особенностями ее пилотирования.


Советский МиГ-29 играет роль «агрессора» в ВВС Германии

Фотография: U.S. Air Force

Истребители «агрессоров» и «противников» при необходимости оснащаются подвесными контейнерами с линзами Люнеберга , чтобы увеличить эффективную площадь рассеяния до такого же показателя боевых самолетов воображаемого противника.


F-16 и F-15 имитируют цветовые схемы российских ВВС

Фотография: U.S. Air Force

Все боевые самолеты, играющие «за немцев», имеют усиленные конструкции крыла и фюзеляжа. Летательные аппараты также оснащены системами имитации вооружения, которые позволяют распределять виртуальные точки запуска ракет с крыла, фиксировать цели и оценивать эффективность применения имитированного оружия.


F/A-18 «противника»

Фотография: U.S. Navy

Имеющиеся у военных самолеты позволяют с высокой степенью адекватности имитировать практически все существующие истребители четвертого поколения потенциальных противников. Пятого поколения «агрессоров» пока не существует. ВВС США не исключают, что в перспективе роль истребителей пятого поколения российского или китайского производства будут играть перспективные боевые самолеты F-35 Lightning II. Однако произойдет это не раньше середины 2020 годов.


«Агрессорский» F-16

Фотография: U.S. Air Force

Страны, не располагающие собственными эскадрильями воображаемых противников, нередко прибегают к услугам частных компаний. США тоже нередко бывают их клиентами, поскольку собственные «агрессоры» не способны обеспечить достаточный уровень подготовки летчиков.


F-16 «агрессоров» и F-2 ВВС Японии

Фотография: U.S. Air Force

По разным оценкам, потребность ВВС США, Канады, Израиля и НАТО составляет 260-280 тысяч часов имитированного воздушного боя, из которых страны способны удовлетворить только 35-40 тысяч часов. Частные компании не оказывают услуг воздушного боя, но предоставляют различные самолеты для отработки наведения и оценки возможностей радаров и вооружения.

Василий Сычев

Авиационное боевое командование ВВС США намерено провести модернизацию истребителей «агрессоров», во время учений играющих роль боевых самолетов вероятного противника. В ближнесрочной перспективе целью модернизации является более точное имитирование вооружения и летных характеристик китайских или российских истребителей четвертого поколения, а в долгосрочной ─ боевых самолетов пятого поколения. Чем имитировать перспективные самолеты, пока неясно. В качестве временной меры американские военные планируют использовать виртуальные цели.

Эскадрилья «Агрессор»

США начали формировать эскадрильи боевых самолетов, призванных во время учений имитировать воздушный бой с истребителями вероятного противника, в конце 1970-х ─ после войны во Вьетнаме, завершившейся в 1975 году. Создание боевых формирований происходило во время «холодной войны» с СССР, и новым эскадрильям по большей части приходилось играть роль истребителей советских ВВС. Самолеты, преимущественно американского производства, имели камуфляжную окраску, характерную для авиации ВВС СССР, и советские опознавательные знаки.

Новые эскадрильи получили общее название «Агрессор». В них набирались и набираются сегодня исключительно на добровольной основе опытные пилоты, имеющие не менее 600 часов налета и квалификацию инструкторов. Истребители «агрессоров» во время учений обязаны вести воздушные бои в соответствии с правилами и наставлениями стран ─ вероятных противников. При этом подбор самолетов для эскадрилий производится таким образом, чтобы они по своим характеристикам примерно соответствовали истребителям «врагов».

Для имитации советских истребителей МиГ-17 и МиГ-21, в частности, ВВС США использовали собственные боевые самолеты A-4 Skyhawk и F-5A/E Freedom Fighter/Tiger II соответственно. В первой половине 1980-х американское министерство обороны арендовало у Израиля истребители Kfir (в составе американских ВВС они получили обозначение F-21A), которые должны были имитировать советские МиГ-23. Позднее основными летательными аппаратами «агрессоров» стали F/A-18 Hornet и F-16 Fighting Falcon, игравшие роль истребителей Су-27 и МиГ-29. С 2005 года американские эскадрильи начали использовать и F-15 Eagle.

В 1980-х годах Корпус морской пехоты и ВМС США сформировали собственные эскадрильи для подготовки к воздушным боям с самолетами возможного врага ─ там они получили общее название «Противник» (Adversary). В составе этих эскадрилий полеты выполняют истребители Hornet и F-16N. Последние проектировались специально для флота. Они получили подвесные контейнеры с линзами Люнеберга по сторонам воздухозаборника, чтобы увеличить эффективную площадь рассеяния до такого же показателя советских истребителей, и усиленную конструкцию крыла и фюзеляжа.

В 1980-х «Агрессоры» базировались не только на территории США, но и нередко проводили учебные бои в Великобритании, Германии, Испании, Италии и на Филиппинах. С распадом СССР в начале 1990-х годов ВВС США расформировали эскадрильи «вероятных противников» из-за изменения международной политической ситуации, но уже в 2003-2006 годах «Агрессоры» были сформированы заново. В настоящее время они имитируют преимущественно истребители ВВС России, Китая и стран Ближнего Востока. В составе ВМС США действует школа TopGun, в которой летчиков обучают воевать с истребителями «противника».

Помимо американской техники «агрессорам» принадлежат и летательные аппараты советского производства, купленные преимущественно у бывших республик СССР после распада Советского Союза. В частности, военным принадлежат истребители МиГ-21, МиГ-29, Су-27, а также вертолеты Ми-2, Ми-8, Ми-24 и транспортники Ан-2. Эта техника используется для изучения летных параметров самолетов и вертолетов, а также ознакомления летчиков с особенностями ее пилотирования.

Сегодня в составе ВВС США имеются 18-я эскадрилья «агрессоров» на авиабазе Эйльсен на Аляске, а также 64-я и 65-я эскадрильи «агрессоров» на авиабазе Неллис в Неваде. Кроме того, в состав военно-воздушных сил входят 26-я эскадрилья «космических агрессоров» (подготовка к защите космических объектов США от радиоэлектронных средств борьбы и систем поражения вероятного противника) на авиабазе Шривер в Колорадо, 507-я эскадрилья «агрессоров ПВО» на авиабазе Неллис и 527-я эскадрилья «космических агрессоров» на базе Шривер.

Недоимитация

К настоящему времени многие истребители «агрессоров» уже значительно устарели и не позволяют имитировать самолеты вероятного противника в полной мере. Об этом изданию Flightglobal рассказал майор Гэри Баркер, руководитель подразделения реалистичной подготовки Авиационного боевого командования ВВС США. По его словам, «агрессорам» стало сложнее «воспроизводить картину угрозы, с которой летчики могут столкнуться в ближнем бою». Речь идет не только о летных возможностях самолетов в целом, но и о методах и особенностях применения имитируемого вооружения.

Для исправления ситуации ВВС планируют подвергнуть модернизации истребители F-16 Block 30 и Block 32, стоящие на вооружении 18-й и 64-й эскадрилий «агрессоров». Самолеты планируется улучшить по программе SCU-8 (System Capabilities Upgrade 8), в рамках которой на F-16 будет установлена система обнаружения с выводом информации на нашлемный дисплей, большой многофункциональный дисплей на приборной панели и система имитации вооружения с возможностью распределения точек запуска ракет, фиксацией цели и оценки эффективности применения имитируемого оружия.

Фото: Jonathan Steffen / U.S. Air Force

В настоящее время «агрессорские» F-16 не имеют возможности имитировать, например, запуск ракет для высокоманевренного боя Р-73, стоящих на вооружении России с 1983 года. По словам Баркера, ВВС США просто не располагают ракетами класса «воздух-воздух» с инфракрасной головкой самонаведения, которые соответствовали бы характеристикам Р-73. Поэтому пилотам приходится использовать учебные ракеты AIM-9X CATM Sidewinder, осуществляя их запуск только с определенного расстояния и под определенным углом, при которых Р-73 способна захватить цель.

Сейчас такие учебные пуски ракет производятся «на глазок», когда пилот визуально определяет правильные расстояние, скорость и угол. Все данные о выстрелах «агрессоров» после боя анализируются на земле, однако, как правило, не учитываются при формировании тактики, поскольку оказываются неверными. В расчет берутся только запуски ракет, произведенные при доскональном совпадении параметров пуска с Р-73. Модернизация F-16 позволит эту ситуацию исправить ─ система сама будет определять необходимые параметры и давать команду на запуск ракет, передавая информацию на землю.

В 2010 году ВВС Израиля объявили о намерении создать тренажерную сеть из симуляторов истребителей F-16I, расположенных в разных точках страны. Ожидается, что такая сеть позволит объединить виртуальные истребители в боевое соединение. Кроме того, к этому же соединению в виртуальном пространстве смогут примкнуть и реальные F-16I, находящиеся в учебном полете. Все параметры полета будут передаваться с этих самолетов в сеть и отображаться на экранах тренажеров. Новую систему военные намерены использовать для совместной отработки пилотами приемов воздушного боя и применения оружия, в том числе и против виртуальных самолетов вероятного противника. Центральный узел новой системы расположится на авиабазе Хацор.

Истребители «агрессоров» планируется также оснастить новыми подвесными системами радиоэлектронной борьбы, которые по своим параметрам работы сопоставимы с боевыми системами, используемыми Россией или Китаем. Тем не менее, по словам Баркера, командованию ВВС США придется постараться убедить Конгресс и Пентагон в необходимости модернизации F-16 ─ в настоящее время в Соединенных Штатах ведется кампания по сокращению оборонных расходов и финансирование некоторых военных программ урезается.

Между тем самолеты, которыми располагают эскадрильи «агрессоров», ─ F-15 и F-16 ─ могут с высокой степенью адекватности имитировать истребители четвертого поколения потенциальных противников, однако не могут быть назначены на роль боевой авиации пятого поколения. В частности, они не смогут имитировать перспективные китайские истребители J-20 и J-31, а также российский Т-50 (ПАК ФА). Американские «агрессорские» самолеты не соответствуют им ни по летным параметрам, ни по набору применяемого оборудования, ни по эффективной площади рассеяния.

Конкретным рецептом решения этой задачи ВВС США пока не обладают. Возможности использовать для имитации самолетов вероятного противника стоящие на вооружении F-22 Raptor нет, эти истребители нужны военным в боевом составе, да и применение их в учебных целях будет стоить слишком дорого. Правда, в отдаленной перспективе военные не исключают возможности перевода в ранг «противников» истребителей F-35 Lightning II. Пока же в качестве временного решения планируется использовать системы виртуализации, разработкой которых уже занимается ряд американских компаний.

Речь идет не только о наземных тренажерах, но и о системе, позволяющей имитировать воздушную обстановку на приборах реального самолета. В частности, планируется создать единый наземный центр, который будет передавать бортовым системам истребителей данные о целях, которых на самом деле в воздухе нет. В этом случае пилотам необходимо будет вести бой с незримым противником, имитирующим тактику боя реального вероятного «агрессора». Правда, прежде чем система начнет применяться, разработчикам предстоит решить ряд задач, включая интеграцию в воздушное пространство и совмещение виртуальных целей с реальными для избежания столкновений в воздухе.

Враги за деньги

Между тем спрос на «агрессорские» услуги на мировом рынке, в первую очередь со стороны США, постоянно растет. По разным оценкам, потребность ВВС США, Канады, Израиля и НАТО составляет 260-280 тысяч часов имитированного воздушного боя, из которых страны способны удовлетворить только 35-40 тысяч часов. Часть этих потребностей военных в самолетах вероятного противника удовлетворяется частными компаниями, которые не оказывают услуг воздушного боя, но предоставляют различные самолеты для отработки наведения и оценки возможностей радаров и вооружения.

В частности, услуги несложного «агрессора», не выполняющего фигуры высшего пилотажа или не маневрирующего активно, сегодня оказывают компании ATAC USA, Top Aces Combat Support, Advanced Training Systems International и Hawker Hunter Aviation в США и Канаде. Эти фирмы располагают самолетами L-39, Alpha Jet, Saab Draken, BD-5J, Kfir и A-4.

В сентябре 2010 года голландский бизнесмен Мелвилл тен Кат объявил о планах перепрофилировать бывшую исландскую авиабазу США Кефлавик в тренировочный полигон. Там планировалось открыть частную школу пилотов-асов Top Gun. Предполагалось, что для новой школы будут закуплены истребители советского производства, на которых пилоты ВВС стран ─ членов НАТО смогут оттачивать технику воздушного боя. В частности, велись переговоры с одной из белорусских компаний о поставке 15 истребителей Су-27 на сумму в 1,2 миллиарда евро и возможности увеличения покупки на 18 самолетов.

Фото: Jonathan Snyder / U.S. Air Force

Для реализации поставленной задачи в Нидерландах была создана компания ECA Program . В конце 2011 года проект создания школы асов в Исландии был закрыт, а сама компания перепрофилировалась на оказание комплексных «вражеских услуг». Фирма за определенное вознаграждение берется продать или передать заказчику в лизинг самолеты вероятного противника со всем необходимым оборудованием, включая системы наблюдения за имитацией боя, наземные тренажеры и оборудование обслуживания. Эта система получила название IOPFOR (Integrated OPposing FORce) и призвана заменить устаревшие боевые самолеты «противника» Kfir, Alpha Jet, МиГ-21, A-4, МиГ-29, L-39, Hawker Hunter и некоторые другие.

В настоящее время голландская компания арендует 24 истребителя четвертого поколения (какие именно, не уточняется, но судя по информации на сайте фирмы, речь идет о Су-27), на базе которых готова оказывать услуги «противника» при подготовке пилотов или на учениях. В перспективе ECA Program намерена получить 26 шведских истребителей JAS 39 Gripen NG, десять российских Су-30 и 14 Су-35. Основными поставщиками военной техники и компьютерных технологий для тренировок компания называет Россию, страны СНГ, США, Израиль, Нидерланды, ОАЭ, Индию, Бразилию и ЮАР.

Заказчиков у ECA Program пока нет. В настоящее время проверку IOPFOR проводят ВВС США. В частности, для этих целей американским военным в 2012 году были поставлены два истребителя и все необходимое сопутствующее оборудование, включая системы планирования и прогнозирования, станции слежения и имитаторы эффективной площади рассеяния и «тепловой подписи» самолетов. Ожидается, что активное использование системы ECA Program США начнут в 2013 году. В этом же году к проекту может присоединиться НАТО.

В целом голландская фирма еще только развивается и к полноценному оказанию услуг пока не готова. Так, компании требуются летчики в возрасте от 28 до 45 лет с налетом не менее 1,5 тысячи часов, из которых тысяча часов ─ на истребителях. При этом давность полета на боевом самолете для таких пилотов не должна превышать три года. Летчики должны иметь статус инструктора. Кроме того, ECA Program набирает техников, администраторов, диспетчеров (со знанием русского, немецкого, испанского и английского языков) и врачей с опытом работы в авиации не менее восьми лет.

Итог

Сегодня многие страны мира прибегают к «ролевым играм» в авиации для отработки тактики боя. Собственным аналогом «агрессоров» помимо США располагает Канада, а другие страны периодически назначают на учениях «противниками» самолеты из боевого состава. И Россия здесь не исключение. Правда, в плане изучения боевой техники противника американцам повезло больше, чем кому бы то ни было ─ после распада СССР США сумели заполучить множество образцов самолетов и вертолетов, оставшихся на территории бывших советских республик и стран Варшавского договора.

Как известно, американская военщина не жалеет средств, чтобы продолжать захватническую внешнюю политику. И в подготовке местных пилотов участвует так называемая «элита» ВВС США - авиасоединение «Агрессор». Попробуем разобраться.

Начинать внезапные массированные бомбардировки неугодных Вашингтону стран и планомерно уничтожать мирное население - вот характерная особенность американской авиационной стратегии. При этом, несмотря на финансовые издержки, «янки» продолжают перевооружать свои авиакрылья.

В нынешних условиях, когда Запад продолжает раскручивать маховик антироссийской истерии, американцы не только проводят информационную войну, но и стремятся заполучить новейшие летательные аппараты нашего производства. И спецподразделение «Агрессор» как раз подходит для выполнения упомянутых задач.

По неполным данным, по состоянию на ноябрь 2017 года в американской авиации имеются следующие подразделения «Агрессоров»:

  • Эскадрилья «Red Hats» («Красные шапки»), оснащена новейшими машинами разных типов и модификаций не только собственного производства, но и истребителями МиГ-29 и Су-27П, дислоцирована в секретной «Зоне 51», штат Невада;
  • 18-я эскадрилья, укомплектована многоцелевыми истребителями F-15C и F-16C, место дислокации - авиабаза «Эйльсен», штат Аляска;
  • 64-я эскадрилья, имеет на вооружении F-16C, расположена на авиабазе «Неллис», штат Невада;
  • 65-я эскадрилья, оснащена тактическими истребителями F-15C, также дислоцирована на авиабазе «Неллис»;
  • 26-я эскадрилья «космических агрессоров» (её задача - защита космических объектов США от радиоэлектронных средств борьбы и систем поражения вероятного противника, место расположения - авиабаза «Шривер», штат Колорадо);
  • 507-я эскадрилья «агрессоров» ПВО, дислоцирована на авиабазе «Неллис»;
  • 527-я эскадрилья «космических агрессоров», расположена на авиабазе «Шривер»;

Кроме того, ещё в 1980-х годах для подготовки лётчиков-инструкторов в авиации ВМС США были сформированы следующие учебные заведения:

  • Школа боевого применения оружия истребительной авиации, более известная под названием «Top Gun» («Лучший стрелок»); оснащена истребителями F-16С и F/A-18С, дислоцирована на авиабазе «Мирамар», штат Калифорния;
  • Центр боевого использования штурмовой авиации, имеет на вооружении истребители F/A-18C и F/A-18Е, самолёты радиоэлектронной борьбы (РЭБ) EA-6B и EA-18G, расположена на авиабазе «Фаллон», штат Невада;
  • Центр боевого использования средств ПВО авиации морской пехоты, имеет в своём составе истребители пятого поколения F-35В, место дислокации - авиабаза «Юма», штат Аризона.

После свержения коммунистических режимов в Восточной Европе ещё в ноябре 1990 года по инициативе Министерства обороны США было сформировано Командование тактических испытаний и оценки ОРТЕС (Operational Test and Evaluation Command) - специальная военная структура, отвечающая, в том числе, и за использование в учебных полётах авиатехники советского (российского) производства. Учения регулярно проводятся на военных базах «Форт-Брэгг», «Форт-Ракер», «Форт-Полк» и «Форт-Ирвин».

Помимо американской техники, «агрессоры» эксплуатируют и советские летательные аппараты, полученные у стран Восточной Европы, а также у республик бывшего СССР. В частности, «янки» имеют в наличии истребители МиГ-21бис, МиГ-29, Су-27П, многоцелевые вертолёты Ми-2/Ми-8Т/Ми-17, ударные винтокрылые машины Ми-24В/Ми-24П, тяжёлые транспортные самолёты Ил-76ТД, лёгкие бипланы Ан-2. Так, Су-27П и МиГ-29 американцы получили от Украины и Молдавии; Ми-8Т/Ми-17/Ми-14ПЛ/Ми-24В были приобретены у стран Восточной Европы, а также захвачены у иракской армии. Данная техника используется для изучения её лётных параметров, а также для ознакомления местных лётчиков с особенностями её пилотирования.

Необходимо отметить, что эскадрильи «агрессоров» ещё с 1970-х годов являются главными подразделениями регулярно проводимых на авиабазе «Неллис» ежегодных учений «Красный Флаг», на которых пилоты ВВС США и стран НАТО учатся вести воздушный бой с «русскими асами». Для большей реалистичности самолёты «агрессоров» выкрашены в камуфляж, напоминающий раскраску наших истребителей.

Кроме того, даже служебные и жилые помещения данных эскадрилий оформлены соответствующей символикой (красные звёзды, флаги, эмблемы и т.д.), а личный состав пародирует советские и российские военные ритуалы. В воздухе «агрессоры» ранее вели учебные бои в соответствии с военными уставами ВВС СССР и стран Варшавского Договора. Ныне, с эскалацией международной напряжённости данное авиасоединение готовит пилотов в соответствии с военными стандартами Военно-воздушных сил России, Китая и КНДР.

В спецподразделение набирают по жёсткому конкурсу только самых опытных лётчиков-добровольцев, имеющих более 600 часов налёта на истребителях F-15С и F-16С, получивших к тому же квалификацию пилотов-инструкторов. а претендентам на командные должности необходим налёт в 2000 часов. Служба в «агрессорах» считается своего рода признанием высшего профессионализма лётчика-истребителя, и конкурс в эти подразделения и сегодня очень высок. Более того, до зачисления в состав эскадрилий все кандидаты проходят дополнительный курс обучения на авиабазе «Неллис».

В ходе этого курса они должны выполнить, как минимум, 40 учебных вылетов для отработки тактики воздушного боя, принятой в ВВС «вероятного противника», прослушать соответствующий теоретический курс классных занятий и сдать выпускные экзамены. По сообщениям американской военной печати, многие из проводящих эти занятия инструкторов имеют опыт полётов на истребителях МиГ-29 и Су-27П. Они также регулярно посещают междунар одные авиасалоны, где знакомятся с новейшими образцами иностранной авиатехники, прежде всего российской.

Как отмечало ещё в мае нынешнего года американское аналитическое издание «The National Interest», ВВС США, готовясь к войне с Россией, закупают для тренировок своих пилотов российские самолёты. Так, американская армия приобрела для тренировок три истребителя МиГ-29, которые были доставлены «с территории бывшего Советского Союза». При этом функционирует целый ряд компаний, которые оказывают услуги по поставкам российской военной техники, в частности «Tactical Air Support» и «Draken International», которые предоставляют полный спектр авиационной техники, начиная от последних модификаций тренировочных самолётов и заканчивая истребителями МиГ-21бис.

Однако не только пилотированию учат американских вояк. «Думать, как враг» пропагандируют историки, политологи, культурологи, советологи - то есть, те специалисты, которые знают психологию русского (советского) человека. Накал эмоций между «агрессорами» и обычными пилотами способствовал достижению целей, поставленных командованием: «янки» люто ненавидят всё русское (советское) и при любом упоминании о нашей стране (даже будучи на земле, в обычной обстановке) буквально свирепеют. Также на личный состав Военно-воздушных сил США рассчитана злобная пропаганда разного рода на Россию - денег на русофобские издания официальный Вашингтон выделит всегда.

В нынешней сложной международной ситуации необходимо учитывать, что Запад, прикрываясь так называемой «демократизацией», «декоммунизацией», и другими демагогическими лозунгами, стремится любой ценой продвигать русофобию с целью разрушения России. Разве стали нас русофобы больше любить и меньше ненавидеть после развала Советского Союза? Нет, не стали. Поводы всегда найдутся, а цель одна.

Кроме того, нужно признать, что освоение нашей авиатехники, улучшенная подготовка американских пилотов (при поддержке марионеточных режимов Восточной Европы) в учебных боях, рост финансирования военных программ - всё это для ВВС США не прошло даром. Так, в ходе воздушной агрессии НАТО против Югославии в 1999 году лётчики Североатлантического альянса сбили, по разным данным, от четырёх до шести сербских истребителей МиГ-29. Комментарии излишни.

Ещё один существенный момент: международные юристы фактически не осуждают откровенно незаконное и дерзкое использование американскими пилотами российской государственной символики на своих самолётах. Как известно, по международному праву заниматься такой практикой категорически запрещено. Очевидно, что у России есть отличный повод для предъявления Вашингтону судебного иска с серьёзной суммой компенсации за причинённый моральный ущерб и нанесение вреда государственным интересам.

Таким образом, в плане изучения российской авиационной техники американцам повезло больше, чем кому бы то ни было; последствия распада Советского Союза мы пожинаем до сих пор...

HTML clipboard

Эскадрилья "Агрессор"

А. Гольц

Людей в серо-голубой униформе военно-воздушных сил США во время моей поездки я встречал в каждом из важнейших командных центров Пентагона. Ведь именно ВВС выполняют функции по контролю за военной ситуацией по всему миру и в непосредственной близости от границ США.

О том месте, которое занимают военно-воздушные силы в структуре военной машины США, можно было уже судить по тому, как проходили слушания в комитете палаты представителей по делам вооруженных сил. Я попал как раз на то заседание комитета, где обсуждался бюджет ВВС. В документе под названием «ВВС и безопасность США: глобальный размах - глобальная мощь», последовательно проводилась мысль о том, что ВВС - это как раз тот вид вооруженных сил, который позволяет распространить американскую мощь по всему миру. Речь идет и о ядерном противостоянии Советскому Союзу - напомню, что не только стратегическая бомбардировочная авиация, но межконтинентальные ракеты наземного базирования организационно подчинены Стратегическому авиационному командованию. В то же время немало внимания предлагалось уделять поддержанию в высокой боевой готовности сил тактической авиации.

Именно на нее командование ВВС, как следует из этого документа, возлагает задачу достижения превосходства в воздухе в случае любого военного конфликта. ВВС должны обеспечивать все операции сил быстрого развертывания повсюду в мире, а также осуществлять поддержку боевых действий американских войск и войск американских союзников.

Справедливости ради замечу, что конгрессмены отнюдь не спешили соглашаться со всеми предложениями министра ВВС Д. Раиса и начальника штаба ВВС генерала Л. Уэлча.

Так и министр, поддержанный затем генералом, довольно напористо убеждал конгрессменов в том, что СССР постоянно модернизирует свои стратегические силы. По мнению руководства ВВС, Соединенным Штатам ничего другого не остается, как начать производство стратегических бомбардировщиков В-2 «Стелс» («невидимок»), а также развернуть мобильную ракету «Миджитмен» и ракеты MX на железнодорожных платформах.

Разве изменения, происходящие в мире и в советско-американских отношениях, не требуют другого подхода к стратегическим арсеналам? - задал вопрос Л. Эспин, председатель комитета. - И нужны ли нам одновременно две мобильные стратегические ракеты? Нужно ли нам столько бомбардировщиков В-2?

Вновь сославшись на огромные «потенциальные возможности» «советских ядерных сил», генерал Уэлч пытался убедить присутствовавших в необходимости реализации всех этих программ. Но тут же ему резко возразил конгрессмен Р. Дэлламс. В итоге же слушаний члены комитета получили четкое представление о позиции министерства ВВС по всем затрагивавшимся вопросам. И надо сказать, в целом законодатели в высшей степени сочувственно отнеслись к идее распространения на весь мир глобальной мощи ВВС США.

Но не меньше внимания, чем финансированию программ по созданию новой техники, уделяется подготовке личного состава. В этом не раз пришлось убедиться во время поездок. Мы побывали в училище ВВС в Колорадо-Спрингс. Конечно, впечатляет прекрасная материальная база: сотни аудиторий и лабораторий, обширная библиотека. В распоряжении четырех тысяч кадетов несколько спортивных арен, хоккейное поле, площадка для тенниса. Нам показали центр по изучению иностранных языков. Русский, арабский и другие языки учат здесь, используя новейшее видеооборудование и компьютеры.

Кому-то, правда, может показаться, что будущие офицеры изучают дисциплины, далекие от летной работы. Так, например, существует кафедра менеджмента и бизнеса. Один из профессоров1 ее в звании полковника очень подробно растолковывал мне, как важно будущему кадровому офицеру ВВС приобщаться к бизнесу. Ведь боевые машины закупаются у частных фирм, частный же сектор обеспечивает ремонт боевой техники, через него же идет значительная часть снабжения на любой базе. И знание специфики заключения контрактов в такой ситуации отнюдь не лишнее. Другой профессор, тоже полковник, рассказывал, как детально преподают будущим офицерам американские законы. Ведь только на их основе должен он строить отношения с начальниками и подчиненными. Все это, конечно, в идеале. В жизни бывает и по-другому. Так, из программы местных теленовостей я узнал, что в день, когда мы были в училище, проходил суд над кадетом, который издевался над своими товарищами.

Но вернемся к учебному процессу. Что до непосредственно летной подготовки, то по существу, как я понял, в стенах училища преподают только ее азы. Главная задача - определить, способен ли человек летать. Непосредственно же пилотами становятся в специальных учебных центрах ВВС уже после окончания училища. А в Колорадо-Спрингс главная цель, говорили нам преподаватели, - подготовить офицера, обладающего широкими знаниями во многих областях. Подготовить лидера, способного руководить, способного завоевать авторитет.
Знания, полученные в училище, будут, что так же особо подчеркивалось, служить выпускникам училища и в том случае, если им придется прервать службу. Вот почему кадеты очень уверенно смотрят в завтрашний день.

Нет проблемы и с превращением гражданского специалиста в военного. Признаюсь, мне не удалось поговорить с летчиками, которые, учась в гражданских колледжах, закончили школы подготовки резерва (аналогия с ДОСААФ) и пришли после этого служить в ВВС. Авиаспорт к резервам отношения практически не имеет.

Выпускники Колорадо-Спрингс доказывали, что подготовка у пилотов из гражданских вузов гораздо хуже. Но вот на авиабазе в Лэнгли командующий тактической авиацией США представил капитана Кэтрин Корбан, командира одной из лучших технических команд. Ее подчиненные обеспечивают возможность в течение двадцати четырех часов развернуть эскадрилью боевых самолетов в любом районе земного шара. Я спросил, где она прошла подготовку. Капитан Корбан ответила - в школе бизнеса одного из университетов. Но а как же со знанием военной техники? Для этого потребовалось не более двух лет практической службы в вооруженных силах, ответила Корбан...
Как бы то ни было, главная подготовка и военных летчиков и технических специалистов идет непосредственно в войсках, в специальных учебных центрах. Мне довелось ее видеть в учебном центре морской авиации на базе «Мэримор» в Сан-Диего. Надо сказать, что даже приезд советской делегации не внес изменений в учебный график. И только закончились демонстрационные полеты команды пилотов-асов «Топган», как сразу же начались учебные. Буквально над нашими головами истребители F-14 вели отработку конвейерной посадки и взлета с палубы авианосца.

Еще с одним элементом учебной подготовки нас познакомили в Лэнгли, на авиабазе, где расположено командование тактической авиации США. Инструктор капитан ВВС показал нам тренажер, к которому подключена видеосистема с записью учебного боя. Благодаря ей воссоздается вся динамика воздушной схватки. В память компьютера заложены не только варианты правильных действий, но и возможные ошибки. И пилот может тут же убедиться, как любой из ошибок воспользуется противник.

Оттачиваются же боевые навыки в серии полевых маневров. Наиболее известными из них являются маневры «Ред Флэг». Организаторы стремятся максимально приблизить условия проведения учений к боевым. В частности, на полигоне устанавливаются имитаторы пусков ракет ПВО, активно действуют средства электронной борьбы. Одновременно против самолетов тактической авиации действует эскадрилья «Агрессор». На ее вооружении специальная модификация истребителей-бомбардировщиков F-16, которые напоминают советские «миги». А ее летчики действуют в соответствии с тактикой, принятой в наших Вооруженных Силах.

Наконец, особое место занимают тактические маневры, в ходе которых отрабатывается взаимодействие с сухопутными войсками. Его я увидел в Техасе на полигоне в Форт-Худе, крупнейшей армейской базы. Их ход и сценарий достаточно определенно говорят о задачах ВВС.
Сценарий учений, их ход свидетельствовали: в вооруженных силах США идет тщательная отработка деталей концепции «воздушно-наземной операции». В первую очередь это касается сглаживания высокой степени взаимодействия авиации, артиллерии и механизированных подразделений. Вертолеты появились практически мгновенно после артналета. И не успел последний из «Апачей» завершить атаку, как она была поддержана штурмовиками.

Особый разговор, конечно, о той технике, которой располагают ВВС США. В городе Форт-Уорт в том же Техасе мы побывали на заводе компании Дженерал Дайнемикс, производящей истребители-бомбардировщики F-16. Все 100 процентов продукции этого завода имеют исключительно военное применение. После осмотра его цехов своими впечатлениями поделился известный советский авиаконструктор, член Комитета Верховного Совета СССР по вопросам обороны и государственной безопасности Г. В. Новожилов:
- Мы увидели современное, очень продуманное с технологической точки зрения производство. Обращает на себя внимание широкая роботизация.

Заместитель директора программы производства самолетов F-16 Д. Ханкок с немалой гордостью рассказывал о необычайной эффективности этого истребителя-бомбардировщика. А возникавшие на экране конференц-зала диаграммы подтверждали его слова. Одна показывала, как из года в год росло производство (на заводе создано свыше 4 тысяч этих самолетов). Другая диаграмма демонстрировала, что не менее успешно идет и торговля ими. Десятки государств - европейские союзники США по НАТО, Израиль, Южная Корея, Таиланд, Пакистан и другие - приобрели крупные партии F-16.

Поэтому-то с холодным недоумением выслушивали представители компании наши вопросы о планах конверсии. Зачем нужна конверсия, если самолет так хорошо продается, пожимали плечами они. А если интерес к этому самолету будет падать, то мы готовы производить принципиально новый. Компания занимается бизнесом, и только.

Если вам когда-нибудь доведется увидеть в Интернете или в выпуске новостей американский истребитель с красными звездами на киле, напоминающей окраской цвета российских самолетов, не спешите бежать к врачу для проверки зрения и психического здоровья. Скорее всего, вам на глаза попалась специально сформированная эскадрилья «Агрессоры» американских ВВС.Пилоты элитного авиационного формирования ВВС США не только выполняют роль противника во время учений с участием страны, но и активно изучают боевой опыт военно-воздушных сил других государств, в частности российских летчиков, чтобы в случае необходимости «быть наготове».Кто чем воюет Разговоры о том, что опыт противника, тактику и манеру вести бой нужно серьезным образом изучать, в американских ВВС начались почти сразу, как отгремела война в Корее и закончился ад во Вьетнаме. Результаты двух полномасштабных войн в Азиатском регионе сказались на процессе обучения летчиков истребительной, да и всей остальной авиации, но одной только теории о том, как именно ведут бой авиационные соединения противника, оказалось мало.В начале 70-х годов, основываясь на анализе данных за несколько десятков тысяч боевых вылетов, в Пентагоне пришли к выводу, что даже на время обучения летного состава необходимо сформировать специальное авиационное подразделение, в задачи которого войдет «полное погружение» в роль противника. Думать, как враг, действовать, как враг, и выглядеть, как враг.Запомнив уроки двух непохожих друг на друга войн с масштабным применением авиации, американские военные создали уникальное авиационное спецподразделение «Агрессоры», основной задачей которого стали натаскивание летчиков на встречу с противником и максимально реалистичное, жесткое поведение во время учений. К подготовке подошли основательно: почву для «Агрессоров» готовили лучшие специалисты по Советскому Союзу, и в этом мероприятии были задействованы не только авиационные специалисты.«Думать, как враг» американских летчиков заставляли историки, социологи, культурологи, специалисты по языку и литературе – словом, все специалисты, имеющие представление о том, какой может быть психология советского человека. На резонный вопрос о том, почему именно опыт СССР был взят в качестве объекта для изучения, есть не менее простой ответ: потому что. Именно благодаря советским специалистам удалось избежать полного уничтожения дружественных Союзу стран – Кореи и Вьетнама, да и результативность местных военных значительно увеличилась после учебы по советским военным программам.Цвет, скорость и мастерство Для отработки навыков и в целях тренировок по противодействию врагу в ВВС США было создано пять эскадрилий «Агрессоров», в состав которых вошли летчики и самолеты как истребительной, так и штурмовой авиации. В качестве основных «плохишей» были выбраны наиболее удачные с точки зрения боевого применения и характеристик самолеты – F-5E, A-4F «Скайхок» и другие. Задачи «Агрессоров» определялись просто: любой ценой не дать выполнить задачу другим летчикам американских ВВС.Справедливости ради стоит отметить, что опыт летчиков пяти сформированных эскадрилий часто становился предметом жарких споров командования: в самом конце 70-х в ходе военных маневров эскадрилья «красных» начисто разбила «силы добра». Сказался боевой опыт летчиков, выполнявших боевую работу во Вьетнаме, – задор и злость, с которыми «Агрессоры» в учебных боях уничтожали собственных братьев по оружию, стали пугать командование.Историки отмечают, что опыт советской авиации и летчиков был изучен настолько глубоко, что отдельным курсом шло изучение тарана в качестве приема боя, когда бортовое вооружение задействовать не представляется возможным. «Практика одиночных и групповых полетов нередко сопровождалась воздушными инцидентами. Таран тоже имел место, поскольку эскадрилья получала задание любой ценой заставить американских летчиков прекратить выполнение задачи», – отмечает историк ВВС и бывший военный летчик Сергей Чуркин.В целом, по словам эксперта, накал страстей между «плохими» и «добрыми» американскими летчиками способствовал достижению целей, поставленных создателями программы: американские летчики стали ненавидеть советских и при любом упоминании последних (даже будучи на земле, в обычной обстановке) буквально свирепели. Для того чтобы бой на близких дистанциях казался еще более реалистичным, американские самолеты начали красить в камуфляж стран Варшавского договора, а на килях для пущего страха рисовать красные звезды – точно такие же, как на самолетах вероятного противника.Чуть позднее с появлением передовых технологий и активного производства самолетов нового типа в строй «Агрессоров» встали американские истребители F-15, основной задачей которых стала имитация советских Су-27, более легкие F-16 и находящиеся ныне на вооружении истребители F/A-18 в разных модификациях.Второе рождение После того как российский ВПК стал постепенно восстанавливаться, российская авиация, наряду с остальными вооруженными силами, начала активно обновляться. Бортовая электроника, двигатели, переработка планера, проектирование и разработка новых типов истребителей сказались и на тактике применения российских ВВС. Также изменениям подвергли и процесс обучения летчиков: внимание было сосредоточено не только на способах поиска и уничтожения противника с помощью БРЭО, но и на разных методах работы с таким оборудованием.В ногу со временем пошли и американцы: появление перспективного комплекса фронтовой авиации Т-50 и производство ультрасовременных истребителей Су-35, а также боевое применение последних во время войны в Сирии отразились на планах работы инструкторов эскадрильи «Агрессоры». Поскольку в Сети уже попадались изображения F-15 и F-16, покрашенных в те же цвета, что и российский самолет пятого поколения Т-50, то можно смело утверждать, что в качестве основного противника американских летчиков по-прежнему учат видеть летчиков российских.По словам специалистов, американские эксперты в области авиации, летчики с боевым опытом, а также аэрокосмические корпорации вроде Boeing,Northrop Grumman и Lockheed Martin пристально следят за тем, как именно развивается проект российского истребителя пятого поколения, и вносят в собственные проекты определенные коррективы.«К примеру, по части бортового радиолокационного оборудования в данный момент ведутся большие работы, целью которых являются повышение эффективности и обнаружение объектов с минимальным отражением. Американцы старательно следят за всем, что происходит в этой области, и любая новость сразу же начинает прорабатываться специальной научной группой», – рассказал «Звезде» источник в ОПК.Как сообщают специалисты, без работы американские «Агрессоры» в ближайшее время точно не останутся, поскольку гендиректор Комсомольского-на-Амуре авиационного завода Александр Пекарш подтвердил готовность двигателей второй очереди для Т-50. Учитывая, что после установки нового двигателя летные характеристики ПАК ФА существенно изменятся в лучшую сторону, американским специалистам придется переписывать свои методички под противника, о технике которого они ничего не знают.Помимо ПАК ФА, внимания удостоился и другой российский самолет, Су-35. Совпадений, как отмечают специалисты, в таких случаях не бывает: хотя цветовая схема для самолета F-16C Block 25F не является штатной, она действительно применялась для покраски второго опытного прототипа самолета, Су-35-2. По словам авиационных специалистов, долго ждать покрашенных в темный и светло-голубой цвета американских самолетов также не придется.Несмотря на то что ни о каком военном противостоянии двух сверхдержав речи не идет, американские специалисты в области авиации, да и сами военные видят в российских летчиках серьезную угрозу и планомерно продолжают натаскивать собственных летчиков на воздушный бой с русскими. Эксперты до сих пор спорят, зачем нужно внедрять подобное решение – раскраску собственных самолетов в «цвет конкурентов». Казалось, век современного бортового оборудования уже наступил: цель ставится на сопровождение автоматически, а летчику остается лишь нажать на гашетку.Летчики, как бывшие, так и действующие, уверяют, что от «собачьей схватки» в воздухе не застрахован никто, а посему будет иметь место и культивирование ненависти к самолетам с красной звездой на киле. Правда, почему американские специалисты не стали использовать в качестве «учителей» самолеты вероятного противника, до сих пор загадка. Такая возможность у США была.В конце 90-х американцы решили закупить в Молдавии самые настоящие МиГ-29: легкие истребители должны были создать эффект «максимального присутствия» противника и послужить хорошим тренажером для американских летчиков. Документальных подтверждений нет, но от использования исправных и надежных МиГ-29 в качестве «плохишей» американцы отказались. А в 2008 году во время учений Red Flag конфуз с американскими специалистами, связанный с завоеванием господства в воздухе, и вовсе приобрел международный масштаб.Прибывшие на международные учения летчики ВВС Индии прилетели не на чем-нибудь, а на новейших закупленных в России истребителях Су-30. За четыре года до обозначенных событий российские самолеты под управлением тех же летчиков ВВС Индии уже разделали американцев, но отыграться для ВВС США было делом чести.Правда, к расстановке перед учебным боем американцы подошли своеобразно: запретили индийским летчикам запрашивать целеуказание от самолета ДРЛО, отстранили наземные диспетчерские службы от помощи, а в довершение всего запретили летчикам эскадрильи общаться по зашифрованным каналам связи. Точнее, разрешили, но потребовали полного описания и технических характеристик бортовой электроники российского самолета. Но даже в таких откровенно неравных условиях, при которых американцам была гарантирована победа, Су-30 ВВС Индии после нескольких дней противостояния новейшим американским F-15 вышли победителями.Несмотря на то что воздушный бой, организованный в небе над американской авиабазой, задумывался как расплата за публичное унижение в 2004 году, летчики ВВС Индии на российских самолетах доказали, что до американского господства в воздухе как до Китая черепашьим шагом.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!