Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Группировки стран на контурной карте. Основные экономические группировки стран современного мира

Главные интеграционные группировки мира

Как следует из анализа теорий интеграции, ее объективный характер не означает, что она происходит спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства и межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.

Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить: в Западной Европе - ЕС, в Северной Америке - НАФТА, в Азиатско-Тихоокеанском регионе - АСЕАН, в Евразии-СНГ.

Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где во второй половине ХХ столетия складывалось единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формировались общие условия воспроизводства и создавался механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм .

Основные экономические группировки стран современного мира

Региональные экономические группировки:

ЕС - Европейское сообщество

НАФТА - Североамериканское соглашение о свободной торговле

АСЕАН - Ассоция государств Юго-Восточной Азии

Латиноамериканская ассоциация интеграции

Карибское содружество и общий рынок (КАРИКАМ)

Содружество Независимых государств

Отраслевые экономические группировки:

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)

Европейское объединение угля и стали (ЕОУС)

Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ)

Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС)

Объединение ряда европейских государств, которые стремятся к экономической интеграции при частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Европейское экономическое сообщество было юридически оформлено Римским договором 1957 г. и первоначально включало в себя шесть стран: ФРГ. Францию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Италию. В 1973 г. в него вошли Англия, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия . В основе экономической политики ЕЭС лежат следующие принципы: свободный торговый обмен, свободная миграция рабочей силы, свобода выбора местожительства, свобода предоставления услуг, свободное перемещение капиталов и свободный платежный оборот. Первым шагом к реализации этих принципов явилось создание зоны свободной торговли, что предполагало взаимную отмену таможенных пошлин, экспортных и импортных квот и других внешнеторговых ограничений. Одновременно с этим начала проводиться единая таможенная политика по отношению к третьим странам, не являющимся членами ЕЭС (так называемый «таможенный союз»). Главным препятствием на пути к этому является наличие различных налоговых систем с неодинаковыми налоговыми ставками, прежде всего в сфере налогов косвенных. Важным этапом в развитии «Общего рынка» явилось создание Европейской валютной системы. Хотя в этом случае наиболее очевидно стремление большинства стран-членов ЕЭС проводить свою собственную независимую валютную политику. Кроме ЕЭС существует европейское объединение угля, и стали, а также Европейское объединение по атомной энергии. Эти три объединения известны под названием Европейские сообщества (ЕС). Существует ряд наднациональных органов, которые осуществляют руководство Европейским экономическим сообществом: Совет министров (законодательный орган); Комиссия Европейских сообществ (исполнительный орган); Европейский парламент (осуществляет контроль за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет); Суд Европейских сообществ (высший судебный орган); Европейский совет (в его состав входят главы правительств стран-членов ЕЭС); Европейское политическое сотрудничество (комитет, в составе которого насчитывается 15 министров иностранных дел и один член Комиссии Европейских сообществ). Усиление роли последнего органа свидетельствует о стремлении стран-участниц не только к экономической, но и к политической интеграции. В настоящее время в состав Европейского Сообщества входят 15 стран .

Различия в уровнях экономического развития стран ЕС и в степени их желания участвовать в интегрированных областях привели еще в 80-е годы к появлению идеи Европы «концентрических кругов» и Европы с «изменяемой геометрией», и в дальнейшем обсуждавшихся и развивавшихся. Однако наибольшую актуальность они приобрели тогда, когда встал вопрос о присоединении к ЕС Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).

На сессии Европейского совета в Копенгагене в июне 1993 г. было принято решение о том, что имеющие статус ассоциированных членов государства ЦВЕ, которые пожелают войти в ЕС, смогут сделать это, как только будут в состоянии выполнить соответствующие требования .

Наиболее настойчиво за скорейшее включение центрально- и восточноевропейских стран в ЕС ратует Германия, быстро расширяющая свое влияние в этих странах и активно осваивающая их рынки. Эксперты из семи научных институтов, в том числе из немецкого общества по внешней политике, пришли к выводу, что нестабильным странам в восточной части континента, если их вовремя не принять в ЕС, могут потребоваться чрезвычайные меры помощи в миллиарды долларов, кроме того, может произойти новый раскол между Востоком и Западом, сопровождаемый угрозой усиления националистических тенденций с обеих сторон и возникновения этнических и идеологических конфликтов.

Многие европейские политики считают, что сам Европейский Союз получит от расширения своих границ в восточном направлении гарантию от экономического коллапса и установления в этой зоне авторитарных режимов, которые явились бы угрозой не только непосредственно ряду европейских политиков, большему равновесию внутри самого союза, прежде всего, учитывая растущую силу Германии. Это особенно важно, поскольку франко-германский тандем в последнее время начинает давать сбои. Кроме того, таким путем не только Германия, но и другие страны-члены ЕС закрепили бы свое влияние в этой части Европы, хотя уже сейчас 50% торговли центрально- и восточноевропейских стран приходится на страны Запада. В связи с этим следует иметь в виду, что, по расчетам западных экономистов, Центральная Европа в скором времени может превратиться в одну из наиболее быстро развивающихся частей континента.

Существуют так называемые интегрированные программы, которые были начаты в качестве эксперимента с 1979 г. Основными целями интегрированных программ является скоординированный подход к решению сходных проблем в различных регионах. Так примером могут служить программы по Средиземноморью. Страны с прилегающими регионами согласовывают свои действия по развитию этих регионов, привлекались средства структурных фондов ЕЭС, таких как фонд на перестройку промышленности .

Основными источниками финансирования программ ЕС являются:

1. Европейский фонд валютного сотрудничества

2. Взаимное кредитование национальных ЦБ

Основными кредитными инструментами ЕС являются:

1. Валютные интервенции.

2. Краткосрочная валютная поддержка (срок до 75 дней, можно повторять через короткие промежутки времени).

3. Среднесрочное кредитование.

4. Долгосрочная помощь сроком до 5 лет.




Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) Специализированное учреждение ООН, основной целью которого является «достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья». ВОЗ организует борьбу с болезнями, их ликвидацию во всех регионах мира. Проводит акции в области карантина и эпидемиологического надзора. Осуществляет контроль за качеством лекарственных препаратов, ведет борьбу с наркотиками, вредными привычками. Штаб-квартира расположена в Женеве. На главную


Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) Международная организация, утвержденная в соответствии с решением генеральной Ассамблей ООН. Её главные цели заключаются в том, чтобы, во- первых, достичь более широкого использования атомной энергии странами мира со строгим соблюдением всех норм ядерной безопасности и, во-вторых, следить за тем, чтобы атомная энергия не была использована в военных целях. Штаб-квартира расположена в Вене. На главную


Международный банк реконструкции и развития (МБРР Всемирный банк) Всемирный банк создан 27 декабря 1945 г. в Вашингтоне. В 1994 г. насчитывал 176 стран-членов. Цель банка помогать развитию государств- членов путем предоставления кредитов тем странам, которые не могут привлечь частный капитал па приемлемых условиях. На главную


МФСР Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР - IFAD) МФСР организован в 1977 для финансирования проектов по увеличению производства продовольствия в наименее развитых государствах-членах, число которых к 1994 г. достигло 150. Средства Фонда составляют взносы 20 промышленно развитых стран и 12 стран - производителей нефти; свой вклад могут вносить и страны-получатели кредитов. Штаб-квартира организации находится в Риме. На главную


МФК Международная финансовая корпорация (МФК - IFK) МФК учреждена в 1956 г. как филиал Всемирного банка с целью оказания помощи частным предпринимателям наименее развитых государств. В 1994 г. имела 160 членов. Штаб-квартира находится в Вашингтоне. На главную


ВОИС Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС - WIPO) Учреждена 14 июля 1967 г., с 1974 г. - специализированное учреждение ООН. В 1994 г.в своем составе насчитывала 140 стран-членов. Обеспечивает защиту интеллектуальной собственности во всем мире. ВОИС базируется в Женеве. На главную


Международный телекоммуникационный союз (МТС - ITU) Организован в Женеве в 1865 г. как Международный телеграфный союз, с 1947 г. - специализированное учреждение ООН. Его функция - развивать международное сотрудничество в использовании телекоммуникаций и способствовать техническому прогрессу в данной области. В 1994 г. насчитывал 182 государства-члена. Местонахождение - Женева. На главную


Всемирный почтовый союз (ВПС - UPU) Учрежден в 1874 г. под названием Общий почтовый союз. В 1948 ВПС стал специализированным учреждением ООН. Задача Союза - формирование единой мировой почтовой службы. В 1994 г. насчитывал 188 стран. Штаб-квартира находится в Берне (Швейцария). На главную


Международная организация гражданской авиации (ИКАО - IСAО) ИКАО создана 4 апреля 1947 г. с центром в Монреале. Цель ИКАО - развитие техники воздушных сообщений и помощь в улучшении работы международного воздушного транспорта. В 1994 г. насчитывала 180 стран-членов. На главную


Международная ассоциация развития (МАР - IDA) МАР организована в сентябре 1960 г. Выполняет те же задачи, что и Всемирный банк, но предоставляет кредиты на более льготных условиях. В 1994 г, насчитывала 154 государства- члена. Штаб-квартира MAP расположена в Вашингтоне. На главную


Организация Объединенных Наций по вопросам образовании, науки и культуры (ЮHЕCKO) Охраной памятников культуры в мировом масштабе занимается ЮНЕСКО. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) - специализированное учреждение ООН - крупнейший в мире межправительственный форум по вопросам сотрудничества в интеллектуальной сфере. Ее Устав был принят 16 ноября 1945 г. в Лондоне и вступил в силу 4 ноября 1946 г. после сдачи на хранение актов о его принятии 20 подписавшими его государствами. Этот день считается датой образования ЮНЕСКО. В Преамбуле Устава ЮНЕСКО провозглашается, что «Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира». > ">


В очень короткие сроки проект приобретает всемирные масштабы. Все новые государства, в том числе Соединенные Штаты Америки, изъявляют желание участвовать в этой работе. По предложению КМОС, в Лондоне сразу по окончании войны 1-16 ноября 1945 г. проходит Конференция Организации Объединенных Наций по созданию Организации по вопросам образования и культуры (ЕКО/КОНФ), в работе которой принимают участие представители примерно 40 государств. По предложению Франции и Соединенного Королевства делегаты принимают решение создать организацию, призванную установить подлинную культуру мира. По их замыслу, новая организация призвана содействовать обеспечению «интеллектуальной и нравственной солидарности человечества» и тем самым препятствовать развязыванию новой мировой войны. Первая сессия Генеральной конференции проходит в Париже 19 ноября -10 октября 1946 г. > ">


Япония и Федеративная Республика Германия стали членами Организации в 1951 г., а Испания в 1953 г. В состав Организации вошли 19 африканских государств. С 1971 г. Китайская Народная Республика является единственным законным представителем Китая в ЮНЕСКО. В настоящее время членами ЮНЕСКО являются 190 государств. СССР вступил в ЮНЕСКО 21 апреля 1954 г. С декабря 1991 г. Россия заняла место СССР в нем как «государство-продолжатель». Цель Организации определена следующим образом: «Содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии».


Международный валютный фонд (МВФ - IMF) МЗФ создан 27 декабря 1945 г. В 2004 г. в него входило 180 стран-членов, в том числе и Россия. Его цель - способствовать cстабильности иностранных валют, осуществлять международное сотрудничество в области финансов и международной торговли. Штаб-квартира размещается в Вашингтоне. На главную


Всемирная метеорологическая организация (BMO-WMO) Возникла в 1950 г. на базе Международной метеорологической организации, основанной в 1873 г. Стремится совершенствовать обмен метеорологической информацией. В 1994 г. насчитывала 173 государства-члена. Организация располагайся в Женеве. На главную


Международная морская opганизация (ИМО - IMO) После Второй мировой войны проблемой учреждения постоянного межправительственного opгaнa для координации усилий государств в области судоходства стала заниматься ООН. По инициативе этой организации в 1948 г. была созвана Конференция. Эта конференция обсудила и одобрила Конвенцию о Международной морской организации (вступила в силу в 1958 г.). На главную


НАТО НАТО - ведущий союз в системе замкнутых военно- политических группировок мира. Кто официальная цель - обеспечение безопасности миролюбивых государств, поддержание всеобщего мира. Наиболее остро на сегодняшний день стоят проблемы войны и мира, разоружения и разрешения военных конфликтов. Забота государств о своей безопасности привела к созданию военно-политических организации, одной из которых явилась организация Североатлантического договора (НАТО). НАТО было создано 4 апреля 1949 г. Страны НАТО решили объединить свои усилия для коллективной обороны, сохранения мира и безопасности. Основной целью НАТО является обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами ООН. Организация НАТО призвано обеспечить прочный мир в Европе и сохранить стратегическое равновесие во всей Европе. > ">


Участники НАТО обязуются разрешать все международные споры мирными средствами, чтобы не поставить под угрозу международную безопасность. Согласно Уставу НАТО, вооруженное нападение на одного из членов НАТО считается нападением на все страны Североатлантического договора. Таковы основные положения устава НАТО. Штаб-квартира организации находится в Брюсселе. В настоящее время в НАТО входят 19 государств: США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Канада, Италия, Норвегия, Дания, Исландия, Греция, Турция, Испания, Германия, Эстония, Латвия, Литва. Но Исландия не имеет собственных военных сил и не входит в военного структуру НАТО, она имеет лишь статус наблюдателя в Комитете военного планирования. С каждым годом организация планирует расширение. На вступление в Североатлантический блок подали заявки - Словакия, Кипр, Болгария, Румыния. Из стран СНГ на вхождение в НАТО претендуют Грузия и Украина.


Развитие на основе стабильного, долговременного и равноправного партнёрства и сотрудничества с целью укрепления безопасности в Североатлантическом регионе. Уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств. Участники Североатлантического договора обязуются разрешать все международные споры мирными средствами, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силы или применения силы, каким бы то ни было способом, несовместимым с целями ООН. НАТО в настоящее время играет очень важную роль. Эта организация принимает активное участие в решении международных конфликтов, к примеру, последние события в Афганистане и в Ираке. Зачастую НАТО подменяет ООН и сё решения. Лидирующую роль в принятии решений играют США. На главную


ОБСЕ (Совет Европы) Основан в соответствии с Уставом в мае 1949 г. Целью этой Организации является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достижением, и содействие их экономическому и социальному прогрессу, правовое обеспечение нрав человека. Руководящими органами Совета Европы являются Комитет министров, Консультативная ассамблея, Совещание отраслевых министров и Секретариат. Комитет министров состоит из министров иностранных дел государств членов и является вьющим органом Советы Европы. Членами Совета Европы являются 40 государств, в том числе Россия. Штаб-квартира организации находится в Стамбуле. Главным органом ОБСЕ является совещание глав государств и правительств. Каждые 2 года ОБСЕ собирается на сессии. Совещание определяет приоритеты и основные направления деятельности ОБСЕ. ОБСЕ состоит из правителей парламентов стран, подписавших Хельсинский акт 1975 г. На главную


Организация Объединенных Наций Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 года, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран 0си (Германии, Италии, Японии). Ёе задачи определены Уставом ООН. «Поддерживать международный мир и безопасность и для этой цели принимать эффективные коллективные меры по предотвращению и устранению угрозы миру. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Для обеспечения сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социальною, культурного и гуманитарною характера и всемерно способствовать развитию уважения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». > ">


Первые международные организации были созданы для сотрудничества в отдельных областях. Предшественником ООН была Лига Наций, организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учрежденная в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения им мира и безопасности». Лига Наций прекратила свою деятельность вследствие своей неспособности предотвратить Вторую мировую войну. В 1945 году представители 50 стран собрались в Сан- Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в Думбартон- Оуксе в августе-октябре 1944 года. Устав был подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем > ">


Новые члены принимаются в OOН по рекомендации Совета Безопасности, причем не менее двух третей участников Генеральной Ассамблеи должны проголосовать за их вхождение в ряды Организации Большинство из 51 государства, первоначально подписавших Устав, составляли западные нации. В 1955 г в ООН было принято 16 новых членов, включая несколько не западных государств, а в еще 17 африканских стран. В результате процессов постепенной деколонизации представительство ООН становилось все более широким и разнообразным. К 1993 г. в ООН вошло около двух десятков новых государств, появившихся в результате распада Советского Союза и некоторых стран Восточной Европы, и число государств-членов достигло 182. Членство в ООН стало практически всеохватывающим. И только очень небольшое число стран (среди них Швейцария) не входит в состав ООН. Хотя делопроизводство ведется на шести разных языках (английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский), только английский и французский являются официальными языками ООН.

Несмотря на то, что интернационализация хозяйственной жизни достигла глобальных масштабов, в настоящее время интеграционные процессы носят в основном региональный характер. Главные интеграционные группировки созданы в Западной Европе, Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Западноевропейская интеграция.

Первый шаг к созданию экономического сообщества в этом регионе был сделан в 1951г. подписанием в Париже договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В эту отраслевую организацию вошли шесть стран: Италия, Франция, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Деятельность ЕОУС была успешной в психологическом аспекте. Центр европейской тяжелой промышленности превратился в место, где активно развивался процесс сотрудничества. Это усилило веру в объединение Европы и открыло путь для целой серии новых инициатив в области европейской интеграции.

Новый мощный импульс западноевропейская интеграция получила в 1957г. в Риме, когда теми же странами были подписаны договоры о создании с 1 января 1958г. Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

После слияния в 1967г. органов этих трех самостоятельных организаций интеграционная группировка западноевропейских стран стала называться «Европейские сообщества». После вступления в силу Маастрихтских соглашений (1 ноября 1993г.) официальное название этой группировки – Европейский Союз.

У Европейского Союза есть свой бюджет, размеры которого довольно внушительны и сопоставимы с бюджетами некоторых западноевропейских стран. Доходная часть бюджета скалывается из собственных средств (ввозные пошлины, таможенные пошлины, отчисления от НДС и прочие средства) и взносов стран, входящих в ЕС (в размере 1,2–1,3% от ВВП). Расходы распределяются на административно-хозяйственные нужды, на проведение политики (сельскохозяйственной, региональной, социальной, энергетической, промышленной, научно-технической), на компенсационные выплаты государствам-членам ЕС.

Важную роль в финансовой деятельности играет Счетная палата, осуществляющая общее финансовое управление и контроль над расходами различного рода фондов и финансовых институтов ЕС.

В рамках ЕС функционирует Европейская валютная система с коллективной валютой (евро).

Над экономическими структурами находится институциональная надстройка. Ее главными элементами являются:

Совет министров – законодательный орган;

Комиссия европейских сообществ (КЕС) – исполнительный орган;

Европарламент – контролирующий орган. Осуществляет контроль за деятельностью комиссии и утверждает бюджет;

Европейский суд – высший судебный орган;

Европейский Совет, в состав которого входят главы правительств стран-членов;

Европейское политическое сотрудничество – комитет, в который входят министры иностранных дел и один член Комиссии.

Развитие интеграции в рамках ЕС прошло ряд этапов, характеризующихся ее углублением, переходом от низших форм к высшим и увеличением числа участников.

Североамериканская интеграция.

Договор о Североамериканской зоне свободной торговли (САССТ – НАФТА) вступил в силу в январе 1994г. НАФТА объединяет три страны – США, Канаду, Мексику – с огромной территорией, с населением в 370 млн. человек и очень мощным, особенно благодаря США, экономическим потенциалом. Ежегодно эти страны производят товары и услуги на сумму около 7 трлн. долларов, на их долю приходится почти 20% всего объема мировой торговли Соглашение предусматривает:

Ликвидацию всех таможенных пошлин к 2010 году;

Поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;

Смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;

Либерализацию условий для деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;

Урегулирование вопросов, связанных с правами интеллектуальной собственности;

Создание американо-канадско-мексиканской арбитражной комиссии.

Вопрос о политической интеграции в этой группировке пока не поднимается.

Устранение таможенных тарифов и пошлин, а также других барьеров на пути свободного перемещения товаров, капиталов и рабочей силы между этими странами приведет к усилению североамериканской группировки, повысит эффективность производства в масштабах объединенного рынка трех стран, даст возможность каждому из участников в максимальной степени реализовать свои естественные преимущества. Сложение экономик США-Канады-Мексики даст не просто арифметическую сумму. Оно приведет к синергическому эффекту.

С этой стороны появление НАФТА не может не вызывать закономерных опасений в странах других регионов.

Вместе с тем создание зоны свободной торговли в составе США-Канада-Мексика приведет к заметному осложнению на североамериканском рынке стран – не членов группировки. Товары из этих стран не будут пользоваться теми преференциальными условиями, которые по соглашению получают США, Канада и Мексика.

Канадский и мексиканский рынки также оттянут на себя ту часть зарубежных американских инвестиций, которые могли бы достаться другим странам и континентам.

Формирование НАФТА подтверждает, что процесс интеграции в настоящее время является преобладающей тенденцией мирового развития.

Пример НАФТА показывает, что включение страны в систему международных экономических связей может происходить не только прямо, но и опосредованно – через участие в региональных объединениях и торговых союзах, которые становятся неотъемлемым атрибутом движения к мировому рынку.

Тихоокеанское сообщество.

Тихоокеанское сообщество объединяет страны и территории Азиатско-Тихоокеанского региона. Это развитые страны – Япония, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, страны Юго-Восточной Азии, а также Китай и Океания. Данное объединение получило наименование организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). С 1998г. полноправным членом его является Россия.

Базисные принципы организации АТЭС выработаны во время первой встречи министров иностранных дел и торговли двенадцати стран региона (1989г.). На ней было провозглашено, что цель АТЭС – поддержать развитие в регионе, направленное на повышение жизненного уровня народов и рост мировой экономики.

На встрече лидеров стран АТЭС в 1994г. обсуждались планы создания к 2020 году крупнейшей в мире зоны свободной торговли. При этом развитые страны – члены АТЭС взяли на себя обязательства снять взаимные барьеры уже к 2010г.

В 1998г. была принята декларация, в которой указывалось на необходимость срочных действий по преодолению финансового кризиса, распространившегося за пределы АТЭС. В документе содержался призыв к укреплению контроля за банковскими системами и рынками ценных бумаг, созданию условий для притока инвестиций в регион.

На этот регион приходится более 60% общемирового ВВП и 47% объема мировой торговли.

Правила АТЭС следующие:

Сотрудничество стран только в экономической сфере;

Почти полное отсутствие специального административного аппарата;

Примат добровольности;

Приоритетное внимание к информационному обмену;

Отказ от жесткого планирования перспектив эволюции.

Предыдущая

Международная экономическая интеграция

Международная экономическая интеграция (МЭИ) - одно из ярких проявлений интернационализации хозяйственной жизни в эпоху НТР. Она представляет собой объективный процесс развития особенно глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной политики.

МЭИ - высшая ступень МГРТ, возникшая в результате углубления международной специализации и «сращивания» национальных хозяйств ряда стран.

Именно региональная экономическая интеграция стала преобладающей тенденцией в развитие мирового хозяйства, которое все более складывается из крупных интегрированных экономических блоков (группировок). Главные из них сформировались в пределах экономически развитых стран Запада - в Европе и в Северной Америке.

Крупные экономические группировки

Региональная экономическая интеграция как тенденция в развитии мирового хозяйства впервые проявилось в Западной Европе в 50-х гг. XX века. Этот процесс усилились благодаря узости внутренних рынков большинства стран, распаду колониальных рынков. В 1957 было создано Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС). В противовес ему в 1959 году образовалась Европейская Ассоциация Свободной Торговли (ЕАСТ), в первоначальный состав которой вошли Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция и Швейцария, трансформировалась в Европейское сообщество (ЕС) - своего рода «Соединенные Штаты Европы» с населением 345 млн. чел., с эффективно действующими наднациональными структурами законодательной и исполнительной власти. В пределах ЕС свободно перемещаются товары, капиталы и услуги, технологии и рабочая сила, с 1 января 1998 года во всех странах ЕС введена единая валюта - экю.

Осенью 1991 года страны ЕС и ЕАСТ договорились о создании в Западной Европе «единого экономического пространства», которое должно охватить уже 19 стран с населением 375 млн. чел. В перспективе это пространство будет, вероятно, расширяться.

Еще одна интеграционная группировка западного мира появилась в Северной Америке: в 1989 году вошло в силу межгосударственное соглашение США и Канады о создании зоны свободной торговли с населением 270 млн. чел. В конце 1992 года к этой зоне присоединилась Мексика и новая группировка получила название НАФТА - Северо-американское соглашение о свободной торговле, объединяющее 370 млн. чел. (и превосходя в этом отношении ЕС). Соглашение предусматривает либерализацию движения товаров, успуг и капиталов через границы, разделяющие 3 страны, однако в отличие от ЕС страны НАФТА не предполагают создание единой валюты, координацию внешней политики и политики безопасности.

Кроме этих крупнейших группировок, в странах Запада существует ряд других, в состав которых входят развивающиеся страны; в большинстве это - обычные региональные экономические группировки, в них еще не сложилась интеграция европейского и американского типа. Но следует отметить те из них, которые стали приобретать более явственные интеграционные черты. Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛААИ) создана в 1980-1981 годах в составе 11 стран Южной Америки. ЛААИ ставит своей целью создание общего рынка, имея уже некоторые наднациональные органы.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) включает в себя Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филипины и Бруней. Они также имеют некоторые национальные органы и ставят своей целью создание зоны свободной торговли.

Азиатско-Тихоокеанский экономический совет (АТЭС) - крупное региональное объединение 20 стран, созданное по инициативе Австралии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В него входят страны, имеющие выход к Тихому океану, причем членами АТЭС являются как крупнейшие страны Запада (США, Япония. Канада, Австралия), так и члены АСЕАН, Республика Корея, Мексика.

Наряду с вышеперечисленными группировками необходимо отметить также: Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (в составе США, Канады, большинство стран Западной Европы, Японии, Австралии, Финляндии и Новой Зеландии), Лигу арабских стран (включает 22 арабских государства).

С 1949 года по 1991 год на международной экономической арене замегнуго роль играла группировка 10 социалистических стран - Совет Экономической Взаимопомощи, упраздненный в связи с новой политической и экономической ситуацией на рубеже 90-х годов. Однако подобный разрыв налаженных экономических связей негативно сказывается на хозяйстве отдельных стран. Поэтому в настоящее время в Восточной Европе, в странах СНГ усиливаются интеграционные процессы.

Кроме региональных на мировой арене действуют ряд отраслевых экономических группировок, объединяющих страны с одинаковой международной специализацией. Возникновение отраслевых группировок объясняется стремлением стран регулировать мировые цены на продукцию определенных отраслей и координировать развитие отраслей.

Наиболее влиятельной и заметной отраслевой группой является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). На долю 13 входящих в нее государств (Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Кувейт, ОАЭ, Катар, Алпсир, Ливия, Нигерия, Габон, Эквадор, Венесуэла, Индонезия) приходится около 90% экспорта нефти в мире.

Основные экономические группировки стран современного мира.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Основные экономические группировки стран современного мира.
Рубрика (тематическая категория) Производство

Региональные экономические группировки:

ЕС – Европейское сообщество

НАФТА – Североамериканское соглашение о свободной торговле

АСЕАН – Ассоция государств Юго-Восточной Азии

Латиноамериканская ассоциация интеграции

Карибское содружество и общий рынок (КАРИКАМ)

Содружество Независимых государств

Отраслевые экономические группировки:

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)

Европейское объединœение угля и стали (ЕОУС)

Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ)

3.1. Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) - объединœение ряда европейских государств, которые стремятся к экономической интеграции при частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Европейское экономическое сообщество было юридически оформлено Римским договором 1957 ᴦ. и первоначально включало в себя шесть стран: ФРГ. Францию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Италию. В 1973 ᴦ. в него вошли Англия, Дания и Ирландия, в 1981 ᴦ. - Греция, в 1986 ᴦ. - Испания и Португалия. В корне экономической политики ЕЭС лежат следующие принципы: свободный торговый обмен, свободная миграция рабочей силы, свобода выбора местожительства, свобода предоставления услуг, свободное перемещение капиталов и свободный платежный оборот. Первым шагом к реализации этих принципов явилось создание зоны свободной торговли, что предполагало взаимную отмену таможенных пошлин, экспортных и импортных квот и других внешнеторговых ограничений. Одновременно с этим начала проводиться единая таможенная политика по отношению к третьим странам, не являющимся членами ЕЭС (так называемый "таможенный союз"). Главным препятствием на пути к этому является наличие различных налоговых систем с неодинаковыми налоговыми ставками, прежде всœего в сфере налогов косвенных. Важным этапом в развитии "Общего рынка" явилось создание Европейской валютной системы. Хотя в данном случае наиболее очевидно стремление большинства стран-членов ЕЭС проводить свою собственную независимую валютную политику. Кроме ЕЭС существует европейское объединœение угля, и стали, а также Европейское объединœение по атомной энергии. Эти три объединœения известны под названием Европейские сообщества (ЕС). Существует ряд наднациональных органов, которые осуществляют руководство Европейским экономическим сообществом: Совет министров (законодательный орган); Комиссия Европейских сообществ (исполнительный орган); Европейский парламент (осуществляет контроль за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет); Суд Европейских сообществ (высший судебный орган); Европейский совет (в его состав входят главы правительств стран-членов ЕЭС); Европейское политическое сотрудничество (комитет, в составе которого насчитывается 15 министров иностранных дел и один член Комиссии Европейских сообществ). Усиление роли последнего органа свидетельствует о стремлении стран-участниц не только к экономической, но и к политической интеграции. Сегодня в состав Европейского Сообщества входят 15 стран.

Различия в уровнях экономического развития стран ЕС и в степени их желания участвовать в интегрированных областях привели еще в 80-е годы к появлению идеи Европы "концентрических кругов" и Европы с “изменяемой геометрией", и в дальнейшем обсуждавшихся и развивавшихся. При этом наибольшую актуальность они приобрели тогда, когда встал вопрос о присоединœении к ЕС Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).

На сессии Европейского совета в Копенгагене в июне 1993ᴦ. было принято решение о том, что имеющие статус ассоциированных членов государства ЦВЕ, которые пожелают войти в ЕС, смогут сделать это, как только будут в состоянии выполнить соответствующие требования.

Наиболее настойчиво за скорейшее включение центрально- и восточноевропейских стран в ЕС ратует Германия, быстро расширяющая свое влияние в этих странах и активно осваивающая их рынки. Эксперты из семи научных институтов, в т.ч. из немецкого общества по внешней политике, пришли к выводу, что нестабильным странам в восточной части континœента͵ если их вовремя не принять в ЕС, могут потребоваться чрезвычайные меры помощи в миллиарды долларов, кроме того, может произойти новый раскол между Востоком и Западом, сопровождаемый угрозой усиления националистических тенденций с обеих сторон и возникновения этнических и идеологических конфликтов.

Многие европейские политики считают, что сам Европейский Союз получит от расширения своих границ в восточном направлении гарантию от экономического коллапса и установления в этой зоне авторитарных режимов, которые явились бы угрозой не только непосредственно ряду европейских политиков, большему равновесию внутри самого союза, прежде всœего, учитывая растущую силу Германии. Это особенно важно, поскольку франко-германский тандем в последнее время начинает давать сбои. Вместе с тем, таким путем не только Германия, но и другие страны-члены ЕС закрепили бы свое влияние в этой части Европы, хотя уже сейчас 50% торговли центрально- и восточноевропейских стран приходится на страны Запада. В связи с этим следует иметь в виду, что, по расчетам западных экономистов, Центральная Европа в скором времени может превратиться в одну из наиболее быстро развивающихся частей континœента.

Существуют так называемые интегрированные программы, которые были начаты в качестве эксперимента с 1979ᴦ. Основными целями интегрированных программ являетсяскоординированный подход к решению сходных проблем в различных регионах. Так примером могут служить программы по Средиземноморью. Страны с прилегающими регионами согласовывают свои действия по развитию этих регионов, привлекались средства структурных фондов ЕЭС, таких как фонд на перестройку промышленности

Основными источниками финансирования программ ЕС являются:

1. Европейский фонд валютного сотрудничества

2. Взаимное кредитование национальных ЦБ

Основными кредитными инструментами ЕС являются:

1. Валютные интервенции.

2. Краткосрочная валютная поддержка (срок до 75 дней, можно повторять через короткие промежутки времени).

3. Среднесрочное кредитование.

4. Долгосрочная помощь сроком до 5 лет.

3.2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФ­ТА) дей­ст­ву­ет с 1984 го­да и яв­ля­ет­ся са­мым круп­ным ре­гио­наль­ным объ­е­ди­не­ни­ем. Чис­лен­ность на­се­ле­ния 373 млн. чел., в ЕС - око­ло 345 млн. Сум­мар­ный объ­ем ВВП НАФ­ТА при­бли­зи­тель­но 7 трон. USD. НАФ­ТА базируется на принципах, отличных от ЕС, основными из которых являются:

· по­этап­ное, в те­че­ние 15 лет, уст­ра­не­ние та­мо­жен­ных по­шлин и не­тор­го­вых ог­ра­ни­че­ний;

· ли­бе­ра­ли­за­ция ин­ве­сти­ци­он­но­го ре­жи­ма;

· обес­пе­че­ние вы­со­ко­го уров­ня за­щи­ты ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ст­вен­но­сти;

· раз­ра­бот­ка со­вме­ст­ной про­грам­мы по борь­бе с за­гряз­не­ни­ем ок­ру­жаю­щей сре­ды.

Без­ус­лов­ная ини­циа­ти­ва и ли­дер­ст­во в соз­да­нии НАФ­ТА принадлежит США (экономический потенциал ВВП 100%). Так же в соглашение входят Канада (экономический потенциал ВВП 9,4%) и Мексика (экономический потенциал ВВП 5,5%).

Стремление США к интеграции с партнерами по соглашению обусловлено следующими обстоятельствами:

а) Со­еди­не­ние вы­со­ко­го на­уч­но-тех­ни­че­ско­го по­тен­циа­ла с низ­ки­ми из­держ­ка­ми на заработную пла­ту (так в Мек­си­ке сред­няя зарплата в 1985 го­ду со­став­ля­ла 14% от сред­ней зарплаты в США).

б) Ин­те­гра­ция США и Ка­на­ды осу­ще­ст­в­ля­ет­ся при от­сут­ст­вии спе­ци­аль­ных ин­сти­ту­цио­наль­ных струк­тур.
Размещено на реф.рф
20% ВНП Ка­на­ды реа­ли­зу­ет­ся в США, ᴛ.ᴇ. 60-70% экс­пор­та Ка­на­ды. Ка­на­да - круп­ней­ший тор­го­вый парт­нер США (око­ло 25% экс­пор­та США или око­ло 1% ВНП). Для аме­ри­кан­ских кор­по­ра­ций Канада - глав­ный объ­ект ин­ве­сти­ро­ва­ния, объ­ем ин­ве­сти­ций со­ста­вив­ший в 1992 году 56 млрд. USD в 1992 го­ду.

Развитием интеграции явилось подписание в 1988 ᴦ. со­гла­ше­ния о соз­да­нии зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли ме­ж­ду США и Ка­на­дой - CAFTA, ко­то­рое под­ра­зу­ме­ва­ет пол­ную ли­к­ви­да­цию барь­е­ров при тор­гов­ле США и Ка­на­ды, раз­ра­бо­тку со­вме­ст­ных ме­ха­низ­мов, ре­гу­ли­рую­щих со­вме­ст­ную кон­ку­рен­цию, соз­да­ние над­на­цио­наль­ных су­деб­ных и ар­бит­раж­ных ор­га­нов, при­ня­тие зна­чи­тель­ных ос­лаб­ле­ний ог­ра­ни­че­ний на аме­ри­кан­ские ин­ве­сти­ции в Ка­на­де.

Масштабное сближение США и Мексики началось в 1989 году и харктеризовалось процессами при­ва­ти­за­ции, шо­ко­вой те­ра­пии, при­вле­че­ния ино­стран­ных ин­ве­сто­ров, ли­бе­ра­ли­за­ции внешней торговли. 80% всœех ино­стран­ных ин­ве­сти­ций в экономику Мексики составляли вложения из США.

Таким образом НАФТА характеризуется следующими признаками:

1. Асим­мет­рич­ный ха­рак­тер, про­ис­те­каю­щий из то­го, что на США при­хо­дит­ся око­ло 85% ВВП и промышленного про­из­вод­ст­ва трех стран.

2. Асим­мет­рия уров­ней раз­ви­тия ме­ж­ду вы­со­ко раз­ви­ты­ми стра­на­ми (США и Ка­на­да) и раз­ви­ваю­щей­ся Мек­си­кой.

3. Асим­мет­рия ин­тен­сив­но­сти дву­сто­рон­них экономических от­но­ше­ний (США - Ка­на­да, США - Мек­си­ка), от­сут­ст­вие зре­лых эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний ме­ж­ду Ка­на­дой и Мек­си­кой. Так до­ля Мек­си­ки во ВТО Ка­на­ды в 1993 году составила чуть бо­лее 1% .

Экономический эффект НАФТА основан на рез­ком уве­ли­че­ние аме­ри­кан­ско­го экс­пор­та͵ а от­сю­да уве­ли­че­ние за­ня­то­сти (в 1994 го­ду аме­ри­кан­ский экс­порт воз­рос на 17.5% лишь от соз­да­ния НАФ­ТА). Пе­ре­носœе тру­до­ем­ких, нау­ко­ем­ких и гряз­ных про­из­водств в Мек­си­ку позволит сни­зить из­дер­жки про­из­вод­ст­ва и по­высить кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сть товаров (GM, FORD, Crysler на­ме­ре­ны по­вы­сить ка­пи­та­ло­вло­же­ния в Мек­си­ку, тем са­мым по­вы­сить при­быль бо­лее чем на 10%). По­лу­че­ние боль­ших фи­нан­со­вых вли­ва­ний ожидается за счёт ли­бе­ра­ли­за­ции ми­гра­ции ка­пи­та­ла (до 8% ВВП Мек­си­ки).

3.3. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) создана в 1967 году как договор 5 стран - Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия. В 1984 году в ассоциацию вступила Бруней, а в 1995 году – Вьетнам.

АСЕАН является самой влиятельной группировкой среди развивающихся стран. Серьезное эко­но­ми­че­ское со­труд­ни­че­ст­во на­ча­ло раз­ви­вать­ся с 1976 го­да, с момента принятия Дек­ла­ра­ции со­гла­сия и про­грам­мы дей­ст­вий и подразумевало 4 сфе­ры вза­им­но­го эко­но­ми­че­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва:

Пре­фе­рен­ци­аль­ный дос­туп то­ва­ров в ра­мах вза­им­ной тор­гов­ли то­п­ли­во и про­до­воль­ст­вие;

Со­труд­ни­че­ст­во в сфе­ре тор­гов­ли (при со­вме­ст­ном вы­хо­де на внеш­ние рын­ки и рын­ки треть­их стран);

Про­из­вод­ст­вен­ное со­труд­ни­че­ст­во;

Эко­но­ми­че­ские свя­зи вы­ра­бот­ка об­щей по­зи­ции по эко­но­ми­че­ским про­бле­мам, пред­став­ляю­щим об­щий ин­те­рес для всœех чле­нов.

В ходе работы Ассоциации в 1977 году соз­да­на зо­на пре­фе­рен­ци­аль­ной тор­гов­ли на 20 то­ва­ров. Че­рез год количество товаров было доведено до 70 при раз­мере пре­фе­рен­ций в сред­нем - 20-25%. По­сле 1989 го­да пре­фе­рен­ции до­ве­де­ны до 50% на 12700 то­вар­ных по­зи­ций. Пер­вый про­ект соз­да­ния зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли осуществлен в 1987 году, а в 1989 году была создана кон­цеп­ция соз­да­ния тре­уголь­ни­ков эко­но­ми­че­ско­го рос­та (по пред­ло­же­нию ми­ни­ст­ра эко­но­ми­ки Син­га­пу­ра). В пер­вый “тре­уголь­ник” во­шли: Син­га­пур, Ма­лай­зия, Ин­до­не­зия (у по­след­них двух - ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-эко­но­ми­че­ские рай­оны). Он по­лу­чил на­зва­ние “Юж­ный тре­уголь­ник”. В 1992 году состоялся Син­га­пур­ский сам­мит стран уча­ст­ниц АСЕ­АН, на ко­то­ром при­ня­то ре­ше­ние о соз­да­нии зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли АВ­ТА. Она долж­на быть соз­да­на к 2008 го­ду (за 15 лет) че­рез ли­к­ви­да­цию по­шлин во вза­им­ной тор­гов­ле про­из­вод­ст­вен­ны­ми и пе­ре­ра­бо­тан­ны­ми сельскохозяйственными про­дук­та­ми (по­шли­ны на не­ко­то­рые то­ва­ры до 5%). В рамках про­из­вод­ст­вен­но­го со­труд­ни­че­ст­ва был осу­ще­ст­в­лен толь­ко один проект - строи­тель­ст­во за­во­да по про­из­вод­ст­ву хи­ми­че­ско­го удоб­ре­ния.

В рамках АВ­ТА пла­ни­ру­ет­ся осу­ще­ст­вить от­ме­ну по­шлин, уст­ра­не­ние ко­ли­че­ст­вен­ных ог­ра­ни­че­ний, гар­мо­ни­за­цию на­цио­наль­ных стан­дар­тов, вза­им­ное при­зна­ние сер­ти­фи­ка­тов ка­че­ст­ва, уст­ра­не­ние ог­ра­ни­че­ний на дви­же­ние ка­пи­та­ла, про­ве­де­ние кон­суль­та­ций по осу­ще­ст­в­ле­нию мак­ро­эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки с це­лью ко­ор­ди­на­ции по­след­ней. К на­стоя­ще­му мо­мен­ту Ма­лай­зия со­кра­ти­ла или от­ме­ни­ла по­шли­ны на 2600 то­ва­ров во вза­им­ной тор­гов­ле. Ин­до­не­зия и Фи­лип­пи­ны сня­ли ог­ра­ни­че­ния на ино­стран­ные ка­пи­та­ло­вло­же­ния в энер­ге­ти­ку и те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ные ус­лу­ги. Таи­ланд снял ог­ра­ни­че­ния на ввоз ав­то­мо­би­лей.

Ос­нов­ной эко­но­ми­че­ский эф­фект ассоциации основан на соз­да­нии круп­но­го объ­е­ди­нен­но­го рын­ка с об­щей чис­лен­но­стью на­се­ле­ния в 330 млн. че­ло­век и еже­год­ным со­во­куп­ным ВНП - 300 млрд.USD, а так же сти­му­ли­ро­ва­нии ин­ве­сто­ров треть­их стран вкла­ды­вать ка­пи­тал в АСЕ­АН (бес­по­шлин­ное вне­дре­ние ка­пи­та­ла).

3.4. Латино-американская ассоциация интеграции (ЛАИ) - круп­ная ин­те­гра­ци­он­ная груп­пи­ров­ка, соз­дан­ная в 1980 го­ду, за­ме­ни­ла су­ще­ст­во­вав­шую до это­го ЛАСТ, ко­то­рая про­су­ще­ст­во­ва­ла с 1961 по 1980 год.

Цель ЛАИ - соз­да­ние ла­ти­но­аме­ри­кан­ско­го об­ще­го рын­ка на ба­зе уже сло­жив­ше­го­ся в го­ды су­ще­ст­во­ва­ния ЛАСТ (ЗСТ).

Чле­на­ми ор­га­ни­за­ции яв­ля­ют­ся 11 стран, под­раз­де­ляю­щие­ся на 3 груп­пи­ров­ки:

· бо­лее раз­ви­тые (Ар­ген­ти­на, Бра­зи­лия, Мек­си­ка);

· сред­ний уро­вень (Ве­не­су­эла, Ко­лум­бия, Пе­ру, Уруг­вай, Чи­ли);

· наи­ме­нее раз­ви­тые (Бо­ли­вия, Па­ра­гвай, Эк­ва­дор).

Чле­ны ЛАИ за­клю­чи­ли ме­ж­ду со­бой со­гла­ше­ние о пре­фе­рен­ци­аль­ной тор­гов­ле и ме­нее раз­ви­тым стра­нам со сто­ро­ны бо­лее раз­ви­тых пре­дос­тав­ля­ют­ся пре­фе­рен­ции.

Выс­шим ор­га­ном ЛАИ яв­ля­ет­ся Со­вет ми­ни­ст­ров ино­стран­ных дел, ис­пол­ни­тель­ный ор­ган - Кон­фе­рен­ция оце­нок и сбли­же­ния - изу­ча­ет уров­ни эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, воз­мож­ные на­прав­ле­ния ин­те­гра­ции, ее воз­дей­ст­вие на эко­но­ми­ку, раз­ра­ба­ты­ва­ет ста­дии и за­да­чи ин­те­гра­ци­он­ных про­цес­сов; со­би­ра­ет­ся 1 раз в год. По­сто­ян­ный ор­ган - Ко­ми­тет пред­ста­ви­те­лей. Штаб-квар­ти­ра - в Мон­те­ви­део (Уруг­вай).

3.5. Карибское содружество и общий рынок (КА­РИ­КОМ) является наи­бо­лее ус­той­чи­вой груп­пи­ров­кой. Соз­дан­ный в 1973 го­ду, на ос­но­ве до­го­во­ра, под­пи­сан­но­го в Три­ни­дад и То­ба­го, он вклю­ча­ет 16 стран Ка­риб­ско­го бас­сей­на и в от­ли­чие от всœех ин­те­гра­ци­он­ных груп­пи­ро­вок объ­е­ди­ня­ет не толь­ко не­за­ви­си­мые го­су­дар­ст­ва, но и за­ви­си­мые тер­ри­то­рии.

КА­РИ­КОМ ос­но­ван на ра­нее соз­дан­ной ЗСТ. В нем су­ще­ст­ву­ют раз­лич­ные суб­ре­гио­наль­ные от­де­ле­ния; наи­бо­лее про­дви­ну­ты­ми с точ­ки зре­ния ре­гио­наль­ной ин­те­гра­ции яв­ля­ют­ся:

Ка­риб­ский об­щий ры­нок в рам­ках КА­РИ­КОМ, где пол­но­стью ли­к­ви­ди­ро­ва­ны тор­го­вые ог­ра­ни­че­ния ме­ж­ду Бар­ба­до­сом, Три­ни­да­дом и То­ба­го, Гай­а­ной, Ямай­кой и Ан­ти­гуа. Эти стра­ны одоб­ри­ли еди­ный та­мо­жен­ный та­риф по от­но­ше­нию к то­ва­рам треть­их стран, ᴛ.ᴇ. это фак­ти­че­ски та­мо­жен­ный со­юз, в ос­но­ве ко­то­ро­го ле­жат про­мыш­лен­но-сырь­е­вые то­ва­ры. Треть вза­им­ной тор­гов­ли со­став­ля­ют неф­те­про­дук­ты.

Вос­точ­но-ка­риб­ский об­щий ры­нок, вклю­чаю­щий в се­бя наи­ме­нее раз­ви­тые стра­ны; в нем на­блю­да­ет­ся тен­ден­ция к соз­да­нию об­щей ва­лю­ты и со­вме­ст­но­го ЦБ.

В 1970-80-е го­ды КА­РИ­КОМ ис­пы­ты­вал кри­зис­ные яв­ле­ния, свя­зан­ные с неф­тя­ным и об­ще­эко­но­ми­че­ским кри­зи­са­ми, уве­ли­чив­ши­ми внеш­нюю за­дол­жен­ность. В на­стоя­щий мо­мент про­ис­хо­дят по­зи­тив­ные пе­ре­ме­ны.

В 1992 году участники содружества добились рез­кого па­де­ния та­мо­жен­ных по­шлин (при­бли­зи­тель­но на 70%). Осо­бен­но удач­но идет ин­те­гра­ция в об­лас­ти ре­гу­ли­ро­ва­ния сельскохозяйственного про­из­вод­ст­ва (до­ку­мент “Вре­мя дей­ст­во­вать”). Бы­ла пред­ло­же­на но­вая мо­дель ин­те­гра­ции на ос­но­ве тен­ден­ции к ос­лаб­ле­нию го­су­дар­ст­вен­но­го вме­ша­тель­ст­ва. С 1995 года на территории содружества введено сво­бод­ное пе­ре­ме­ще­ние гра­ж­дан и от­ме­на пас­порт­но­го ре­жи­ма.

3.6. Содружество независимых государств (СНГ) создано 8 декабря 1991 года. Соглашение о его создании подписали руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии) подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре 1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия. Содружество Независимых Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года.

Содружество Независимых Государств не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. В сентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий. В корне Договора лежит понимание его участниками крайне важно сти формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.

На заседании в Бишкеке(1998) главы правительств утвердили программу первоочередных действий по формированию единого экономического пространства, в которой оговариваются действия по сближению законодательств, таможенных и транспортных тарифов, взаимодействие отраслей и предприятий трех республик.

Также, разрабатываются конкретные проекты по созданию новых консорциумов в области нефти и газа, геологоразведки, агропромышленного комплекса

На начало 2000 года на территории СНГ проживало 283 млн. человек, в основном, жителœей пяти государств - России (146 млн.), Украины (50 млн.), Казахстана (15 млн.), Узбекистана (24 млн.) и Беларуси (10 млн.). На остальные семь стран - Азербайджан, Армению, Грузию, Киргизию, Молдову, Таджикистан и Туркменистан - припадает чуть более 36 миллионов человек.

Страны альянса в последнее время выкачивают из своих недр более 400 млн. тонн нефти в год. Это свыше 10% мировых объёмов ее годовой добычи. Газа в СНГ добывается почти треть от мировых объёмов, угля 500 млн.тонн, или почти 12% мировой добычи. В государствах Содружества производят 11% мировых объёмов электроэнергии, 15% - первичного алюминия, около 30% - никеля, свыше 10% - меди, более 11% - минœеральных удобрений, выплавляют без малого 11% стали, поставки которой в третьи страны составляют 16% мирового стального экспорта. Около 20% рынка вооружений припадает на государства СНГ, а в исследовательских центрах Содружества трудится 12% ученых мира, что говорит о том что у Содружества есть научная база достаточная для развития в должной мере.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, государства СНГ располагают мощнейшим природным, производственным и научно-техническим потенциалом. По оценкам зарубежных экспертов, потенциально возможная емкость рынков стран СНГ составляет примерно 1600 млрд. долларов, а достигнутый уровень производства они определяют в пределах 500 млрд. долларов.

Рост ВВП и промышленного производства на территории СНГ, являются важными тенденциями развития стран-участников, их отношений и соответственно экономической интеграции стран Содружества. Так, к примеру, за десять месяцев 2000 года ВВП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос в большинстве государств на 4-10 %, в Азербайджане и Казахстане он поднялся на 10,5 %, в Армении и Кыргызстане - на 4, в Беларуси и Украинœе - на 5 %, в Таджикистане - на 8,3%, а в Грузии составил 99,8 % от ранее достигнутого уровня. Промышленное производство увеличилось в среднем на 9,7 % (полюса - Казахстан - 15,3 % и Молдова - 2,3 %). В Украинœе данный показатель равен 11,9 %, в Таджикистане - 10,4 %, в России - 9,8 %, в Беларуси - 8,6 %, в Кыргызстане - 7,9 %, в Азербайджане - 6,3 %, в Грузии - 6,2 %. Правда, высокий уровень этих и некоторых других показателœей во многом обусловлен низкой базой сравнения. Общий объём взаимной торговли стран СНГ за 9 месяцев 2000 года перешагнул за 43 млрд. долларов, что на 39 % превышает стоимостные показатели 1999 года, в т.ч. экспорта на 41 %, импорта - на 38 %. Случился данный стремительный прирост во многом из-за непомерного роста цен производителœей промышленной продукции. В Беларуси они поднялись почти втрое, в Узбекистане - на 57 %, в Таджикистане и Казахстане - на 45-47 %, в остальных странах (кроме Армении и Грузии, где рост выразился соответственно в 0,9 % и 6 %) цены увеличились на 30-39 %.

3.7. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) – добровольная межправительственная экономическая организация, задачей и главной целью которой является координация и унификация нефтяной политики своих государств-членов.

ОПЕК ищет пути обеспечения стабилизации цен на нефтепродукты на мировом и международных рынках нефти с целью избежания колебаний цен на нефть, имеющих вредные последствия для государств-членов ОПЕК. Основной целью является также возвращение государствам-членам их инвестиционных капиталовложений в нефтедобывающие отрасли промышленности с получением прибыли.

В 1960 году в Багдаде главные постав­щики нефти на мировой рынок-Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия- основали Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК). ОПЕК был зарегистрирован в Организации Объединœенных Наций 6 сентября 1962 года (резолюция ООН №6363). Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Каракасе 15-21 января 1961 года. В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились многочисленные изменения и дополнения. На долю ОПЕК сейчас приходится около 40% мирового производства нефти. Первоначально штаб квартира ОПЕК находилась в Женеве (Швейцария), но затем перебралась в Вену (Австрия).

Позже, после создания организации в нее вошли Катар (1961 ᴦ.), Индонезия и Ливия (1962 ᴦ.), ОАЭ (1967 ᴦ.), Алжир (1969 ᴦ.), Нигерия (1971 ᴦ.), Эквадор (1973 ᴦ.) и Габон (1975ᴦ.).

Кроме стремления увеличить доходы от нефти, а в ко­нечном итоге установить национальный контроль над не­фтяным хозяйством, членов ОПЕК объединяло также то, что они-развивающиеся страны, экономика которых фи­нансировалась в основном за счёт нефти, и были объек­тами эксплуатации со стороны нефтяного картеля в прин­ципе на базе одинаковых неравноправных концессионных соглашений. |

Сегодня в ОПЕК состоят 11 государств (Габон прекратил свое членство в 1995 году, а Эквадор в 1992 году).

ОПЕК декларируются следующие основные цели:

1. ‣‣‣Координация и унификация нефтяной политики государств-членов. ‣‣‣Определœение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.

2. ‣‣‣Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.

3. ‣‣‣Внимание к интересам стран-производителœей нефти и крайне важно сти обеспечения:

· устойчивых доходов стран-производителœей нефти,

· эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителœей,

· справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность,

· охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений,

· сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Структура ОПЕК состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата͵ генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК.

Высшим органом ОПЕК является Конференция, состоящая из делœегаций (до двух делœегатов, советники, наблюдатели), представляющих государства-члены. Совет управляющих должна быть сравнен с советом директоров в коммерческом предприятии или корпорации. Экономическая комиссия – специализированное структурное подразделœение ОПЕК, действующее внутри Секретариата͵ задачей которого является оказание содействия организации в стабилизации нефтяного рынка. Межминистерский комитет по мониторингу мониторингом (ежегодной статистикой) ситуации и предлагает конференции действия по решению соответствующих проблем. Секретариат ОПЕК функционирует как штаб-квартира. Он отвечает за выполнение исполнительных функций организации в соответствии с положениями Устава ОПЕК и распоряжениями Совета Управляющих.

В 1976 году ОПЕК организовала Фонд международного развития ОПЕК (штаб-квартира в Вене, первоначально эта организация называлась Специальный фонд ОПЕК). Это многосторонний финансовый институт в области развития, который содействует сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК и другими развивающимися странами.

Особое место в экспорте капитала из стран-членов ОПЕК занимает помощь и кредиты другим развивающим­ся государствам. В отличие от средств, рециклированных на Запад, помощь стран ОПЕК является инструментом независимой национальной политики в сфере вывоза капи­тала.

Страны-члены ОПЕК предоставляют помощь главным образом в рамках двусторонних или региональных отно­шений. Некоторая часть средств поступает в развивающие­ся страны при посредничестве МВФ и МБРР.

Основные экономические группировки стран современного мира. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные экономические группировки стран современного мира." 2017, 2018.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!