Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Есть ли гражданское общество в современной России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

(Государственная академия)

Кафедра философии

по политологии

на тему: Гражданское общество в современной России

Выполнила:

Осина И. С.

Лозинская Е.О.

Москва 2015

Введение

1. Гражданское общество. Теоретическая база

2. Современная политическая ситуация в России

3. Гражданское общество в современной России

3.2 «Мы не готовы»

3.3 «Гражданское общество есть, а радости нет»

Заключение

Список литературы и электронных ресурсов

Введение

«Гражданское общество есть, а радости нет», - заметил однажды заместитель главного редактора The New Times Иван Давыдов в своей еженедельной колонке. Но для того, чтобы нам разобраться, есть ли гражданское общество в России, и если да, то как оно устроено, нужно определиться в терминах и понятиях.

1. Гражданское общество. Теоретическая база

Первым ввёл термин «гражданское общество» Гегель в своей работе «Философия права». «Гражданское общество есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства, ибо в качестве дифференциации оно предполагает государство, которое оно, чтобы пребывать, должно иметь перед собой как нечто самостоятельное. Гражданское общество создано, впрочем, лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право» Г.Гегель. Философия права. М„ 1990. С. 228. То есть, гражданское общество состоит из совокупности граждан государства, взаимодействующих между собой с целью продвижения общих, своекорыстных, интересов. Государство - это синтез семьи и гражданского общества, а последнее возникло из противоречий между семьей и государством.

По мере развития философской мысли возникали различные трактовки этого термина, но зачастую гражданское общество понимают как сферу продвижения частных интересов граждан и некоммерческих организаций, или как «совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных и коммерческих структур, но не вне рамок государства как такового». В своих дальнейших рассуждениях я буду пользоваться именно этой трактовкой.

Перед тем, как переходить к рассмотрению гражданского общества в современной России, необходимо также обозначить факторы его образования и функции.

Основными предпосылками к его возникновению являются, во-первых, наличие государства, с которым оно будет взаимодействовать. Для некоторых ученых такое взаимодействие представляется синтезом, для других вечной борьбой добра со злом. Так же отмечается, что материальное благополучие граждан «является мощным фактором, способствующим ограничению девиантного поведения, а также удовлетворению повседневных потребностей личности социально -- одобряемыми способами. Такая ситуация формирует благоприятную социальную среду для формирования правосознания и правовой культуры», а значит и гражданского общества.

Следует также отметить, что такое общество функционирует только на основе демократических принципов, таких как свобода слова, политический плюрализм, возможность организации собраний, митингов и так далее.

Основой гражданского общества является рыночная экономика, состоящая из многообразия форм собственности, свободы труда и предпринимательства. Главным действующим лицом такого общества становится частный собственник.

Обобщив вышесказанное, стоит сказать, что гражданское общество есть одно из пяти публичных функциональных сфер стабильного демократического государства. Остальные четыре сферы - это политическая жизнь (англ. "political society"), право, государственный аппарат и экономика. «Другими словами: стабильная демократия может существовать лишь в случае, когда институциализованный рынок создает необходимые условия для благосостояния общества, когда государство располагает дееспособным классом бюрократии и когда политическая жизнь подчиняется твердым правилам. Вся эта система должна находиться под охраной правового государства. В идеальной ситуации гражданское общество придает легитимность политическим действиям посредством критического, т. е. сознательного и явно выраженного согласия. Авторитарные государства, как правило, могут сформировать такое согласие, лишь воспользовавшись инструментом социальной мифологии». Но очевидно, что такая мифология рано или поздно вступает в конфликт с реальностью, от чего авторитарные системы становятся внутренне нестабильны.

Так же стоит выделить функции гражданского общества. Во-первых, это защита интересов общества или определенных некоммерческих групп людей, объединенных общими интересами. Во-вторых, обеспечение баланса между государственной и коммерческой сферой общества. В-третьих, сдерживание политической власти от достижения абсолютного господства за счет контроля над соблюдением конституционных принципов.

Выходит, задача гражданского общества удовлетворять частные потребности граждан (в материальном благополучии, семейной жизни, духовно -- нравственном совершенствовании, учебе, творчестве и пр.). В процессе удовлетворения частных интересов и потребностей между людьми возникают связи и отношения: социально -- экономические, социально -- культурные и др. А признаками наличия гражданского общества являются следующие факторы: 1) его главным субъектом является суверенная свободная личность; 2) его экономическую основу составляют многообразные формы собственности; 3) существует развитая структура общественных организаций -- религиозных, спортивных, творческих, клубных, благотворительных, производственных, не входящих в политическую систему.

2. Современная политическая ситуация в России

Официально, Россия считается демократической страной. Но некоторые исследователи её таковой не считают, обосновывая это тем, что её население не оказывает существенного влияния на политическую жизнь, так как не участвует в «институциализированных демократических процессах. Более того, основные политические шаги, например приватизация, были предприняты вопреки воле большинства. Так было при Ельцине, так происходит и при Путине. В этом отношении оба президента обнаружили начатки диктаторских склонностей».

И всё же, несмотря на тревожащие тенденции, Россия, начиная с 1990-х годов стала -- и в значительной степени до сих пор остается -- свободной страной. Её граждане имеют право свободного передвижения, они могут селиться в любом месте по собственному усмотрению, уезжать из страны и возвращаться, когда сочтут нужным. Они также могут свободно выражать свое мнение, если только не захотят непременно воспользоваться для этого одним из каналов российского телевидения.

Хотя и с последним утверждением на сегодняшний момент многие не согласятся, указывая на то, что сегодня карают и за мыслепреступления.

Как я отметила выше, одним из факторов становления гражданского общества является материальное благополучие его граждан. Если обратиться к статистике, то окажется, что уровень жизни Россиян за последние 12 месяцев упал на 25 процентов. Называется много причин, начиная от ослабления курса национальной валюты, до падения реальных доходов. Вышесказанное привело к тому, что 23 миллиона россиян живут за чертой бедности.

Что же касается нашей экономики, то некоторые исследователи, в их числе Симон Кордонский, утверждают что на сегодняшний момент она рыночная лишь номинально, тогда как на самом деле остается с советских времён ресурсной. Одним из факторов, доказывающим справедливость такого подхода, является совершенная неприменимость традиционного западного экономического понятийного аппарата для описания существующей действительности Кордонский Симон. Ресурсное государство. М., 2007. С. 12.

Из всего вышесказанного следует, что наша «почва» сильно отличается от той, которая, по мнению исследователей, необходима для произрастания гражданского общества. Наши представления о нём основаны, по большей части, на иностранных примерах реально существующих обществ и на заграничных исследованиях собственной действительности. Именно из-за этого разрыва между понятиями о необходимых факторах становления гражданского общества и реальностью российского государства формируется убеждение, что в России такого общества либо нет, либо его нужно срочно искусственно поддерживать.

Выше назывались пять ключевых сфер государственности, с которыми в России как раз дела обстоят не важно. Все они, безусловно, есть, но работают отнюдь не для общего блага, а используются отдельными группировками в своекорыстных интересах. Одной из причин называется недостаточная или отсутствующая уверенность у различных политических и социальных групп в рациональности существующих правил и в том, что другие будут им следовать. Такое недоверие не вымышлено, оно коренится в практическом опыте.

В России из-за ряда исторических причин происходит процесс разрушения тоталитарных обществ и возникновение на их месте более либеральных и свободных. По мнению учёных, такая трансформация проходит в три этапа:

· конец автократического режима,

· институциализация демократии,

· упрочение демократических институтов, отношений и «опосредующих структур.

Что касается России, то первый этап уже пройден, второй - тоже. У нас созданы все институты, из которых складывается демократическое общество: парламент, формально независимые суды, свободная (хотелось бы верить) пресса, право на собственность, и, то что напрямую касается темы данного реферата, право человека добровольно и без принуждения вступать в общественные организации.

Однако третья фаза далеко не завершена, поскольку демократические институты в России или совсем не работают, или не так, как должно.

3. Гражданское общество в современной России

Отношение к гражданскому обществу в России неоднозначное и далеко не всегда положительное. Различные философы, учёные, политики дают зачастую совершенно противоречивую оценку ему, что, безусловно, ещё раз подчеркивает свободу слова и конец тоталитарного режима, но, возможно, так же выделяет сильные внутренние противоречия и конфликты.

Первой я опишу резко негативную концепцию, так как вследствие усиливающихся за счёт активной пропаганды антизападных настроений существует явный политический тренд на эту трактовку гражданского общества. гражданский общество тоталитарный либеральный

3.1 Особый путь или «гражданское общество - опасная русофобская химера»

Выше приведена цитата из интервью "Русскому журналу" философа А. Дугина, автора многочисленных книг, посвященных истории и политики. Первым, на что указывается в этой и ей подобной статьях, что гражданского общества в России нет и быть не может. Даже в теории. А если и есть чуть-чуть, то эти организации существуют ради развала страны и не более того. В качестве причин называется культурная несовместимость, говорится, что "это социально-политический продукт развития западноевропейской романо-германской цивилизации, двигавшейся по совершенно иной логике", а значит, по сути своей вредна для нашей самобытности.

В качестве доказательств приводятся ссылки на исторические события, сильно искаженные в нужную сторону и преувеличенные, и обильно сдобренные словами вроде "катастрофический", "апокалиптические последствия", "бездонное отдаление" и так далее. "<...> Но и при таких кровавых и жестких методах, народная евразийская стихия находила способы трасмутировать основы гражданских реформ, навязать режиму определенные евразийские, автохтонные черты".

В качестве альтернативы, автор предлагает некий "евроазийский централизм", который "представляет собой сочетание стратегической интеграции (основанной на геополитических континентальных принципах) с многообразием этнокультурных, региональных, конфессиональных и иных автономий, каждая из которых образует элемент внутренней многополярности, основанной на разнообразных моделях коллективной самоидентификации, закрепленной в правовой системе". Формулировка за пестротой терминов теряет очертания, но на сколько можно судить, Дугин предлагает общественные объединения на основе неких геополитических континентальных принципов согласных с текущей правовой системой. В общем, это очень похоже на определение гражданского общества, данное в начале реферата, только без уточнения, ради чего, с какой целью будут формироваться эти объединения. Раз это не самоорганизация граждан для решения каких-то общественных задач, значит это лишь какая-то часть государственного аппарата. Иными словами, автор предлагает заменить живое самоопределение мертвым государственным аналогом.

Таких концепций не очень много, но появляется всё больше и больше из-за негласного государственного спроса на такие идеи, которые можно охарактеризовать как антизападный, особый, исторический путь.

3.2 «Мы не готовы»

Другая теория противоположна по духу первой, но похожа по смыслу: гражданского общества в России нет. Представители этой концепции многочисленны, что тут и говорить, многие мои друзья и знакомые постоянно её озвучивают и на её выводы ссылаются.

Начну с простого примера, в современной нам России за свободу собраний, которая является одним из фундаментальных прав в демократическом обществе, борется только нелегальная политическая оппозиция, да и то не слишком успешно. Разгоняют, бьют. Происходит это из-за того, что это право востребовано, преимущественно, только этой самой нелегальной оппозицией. Тогда как если бы существовало гражданское общество, то возникали бы сотни таких собраний от общественных организаций, для которых такой способ взаимодействия со властью естественен. От сюда появляется проблема, что "покуда гражданского общества нет, а реальных общественных организаций немного, у властей будет сильный соблазн приписывать любым акциям, если они самими же властями не организованы, политический характер, и общаться с их участниками так же, как и с оппозиционными политиками: с помощью дубины".

Так же зачастую указывается в таких статьях на то, что государство, стараясь формально поддержать гражданское общество, создает общественные палаты и другие госучреждения, которые, по идее, должны вырастить такое общество. Однако теряя автономию, общественные организации становятся лишь придатком государства, частью бюрократического аппарата.

Некоторые исследователи, оценивая увеличение государственного финансирования, отмечают, что это можно считать положительным явлением только в краткосрочной перспективе, тогда как в долгосрочной это приведет к огосударствлению гражданского общества.

Для функционирования гражданского общества так же требуются правовые гарантии, иначе любая такая организация становится бессильной. И одним из основных ударов такого рода по гражданскому обществу является закон "Об иностранных агентах", из-за чего многие организации получили статус шпиона и были либо закрыты, либо ограниченны в деятельности. По сути, этот закон может закрыть любое объединение такого рода.

В общем и целом все эти признаки, по мнению исследователей, свидетельствуют о том, что гражданского общества в России нет, а если что-то и появляется, то сразу срубается на корню государством.

3.3 «Гражданское общество есть, а радости нет»

Мне же более всех близка по духу другая концепция. Её идею и подробное описание я нашла в книге Симона Кордонского "Ресурсное государство". Он утверждает, что существует российский феномен - неорганизованное гражданское общество, "всепроникающее и богатое возможностями для решения многих проблем, которые, если следовать логике отечественных теоретиков, порождает государство своим гражданам и их семьям".

Автор указывает на то, что большинство людей предпочитают не замечать обычные проявления гражданственности, считая их неприличными, и негражданскими. Имеется в виду "откос" от призыва в армию, "крышевание", уход от налогов, разного масштаба воровство ("нецелевое использование") бюджетных денег и госимущества, готовность брать и давать взятки.

Неорганизованное гражданское общество -- оборотная сторона всеорганизующего государства. Собственно, отношения между ними, "как отношения между изображениями на аверсе и реверсе монеты. Если смотреть с одной стороны монеты, например с той, на которой написано «государство», то гражданского общества не разглядишь, видна будет только коррупция. Если смотреть со стороны гражданского общества, то не видно государства, оно распадается на плохих и хороших чиновников, с помощью которых можно -- или нельзя -- «решать проблемы»".

"Российское гражданское общество по эффективности в решении проблем своих членов, степени ситуативной связности между гражданами и типам решаемых задач гораздо мощнее (если так можно говорить), чем организованные гражданские общества". То есть, выпивая, развлекаясь, охотясь, сплетничая люди ищут выходы на чиновников, которые помогли бы им минимизировать налоги, выиграть тендер, получить землю под застройку, устроить родственника в "элитную клинику" и так далее. По словам автора, в каждом поселении есть своя баня, ресторан в которых собираются люди, решая свои проблемы за счет материальных и административных ресурсов. При попытках внешней, исходящей от государства организации суть гражданских отношений исчезает, жизнь уходит из них.

"При внешней бесструктурности наше гражданское общество стратифицировано неявной, но жесткой иерархией его институтов: во многие клубы-бани не пускают с улицы, туда можно попасть только по знакомству-рекомендации. Туда приглашают, и туда стремятся люди, желающие «решить проблему». Сообщество людей одного прихода, одного ресторана, бани -- бассейна -- спортивного клуба, наконец, одной квартиры или дачи, хозяин которой публично активен, достаточно закрыто, чтобы создать для тех, кто туда не попадает, ощущение ущербности и желания попасть. Или, наоборот, ощущение выделенности -- превосходства у допущенных".

Так же, Кордонский указывает на неприменимость западного понятийного аппарата к российским реалиям, а оттого и неправильное толкование отечественного гражданского общества.

Заключение

Хотелось бы отметить, что само понятие гражданского общества уже спорный вопрос сам по себе, на почве которого уже не одно столетие не утихают споры. А современная российская действительность добавляет неоднозначности ко всем рассуждениям о пользе и вреде, о необходимости его в России, о том, как оно должно быть построено.

Все вышеперечисленные точки зрения имеют под собой основу, а значит и право быть обсуждаемыми. В конечном итоге ведь в этом и суть гражданского общества - в диалоге. А задача каждого гражданина сделать жизнь граждан и своё государство лучше, и только сообща можно этого добиться. И не так уж и важно, какой путь выберет государство, лишь бы благосостояние граждан и их культура росли.

Список литературы и электронных ресурсов

1. Кордонский Симон. Ресурсное государство. М., 2007. С. 12

2. Гегель г. Философия права. М. 1990. С. 228

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История политической мысли. Идея и трактовка понятия "гражданское общество" в античности. Прцесс формирования современной идеи гражданского общества. Реальное функционирование гражданского общества. Гегель и марксизм в теории о гражданском обществе.

    контрольная работа , добавлен 21.05.2008

    Политология как наука, изучающая характер и формы взаимодействия гражданского общества с политическими и общественными институтами. Понятия, признаки и принципы, сущность и структуры гражданского общества. Становление общества в современной России.

    реферат , добавлен 05.07.2011

    Гражданское общество как общество свободных индивидов, обладающих неотъемлемыми правами, появляется с принятием конституции, реально ограничивающих произвол правителей и устанавливающих гарантии прав и свобод всех граждан. Условия гражданского общества.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2008

    Понятие и сущность гражданского общества, условия его становления. Основные функции, признаки и принципы жизнедеятельности гражданского государства, этапы его развития в каждой отдельной стране. Перспективы формирования гражданского общества в России.

    контрольная работа , добавлен 21.02.2011

    Гражданское общество, его основные характеристики, экономическая и социальная свобода индивидов. Ключевые особенности, которые повлияли на становление институтов гражданского общества России. Ключевые критерии, определяющие направление развития страны.

    реферат , добавлен 05.06.2011

    Представления о гражданском обществе в западной политической мысли. Необходимое условие функционирования гражданского общества, его сущность и предпосылки становления. Пути формирования гражданского общества на Западе и в России, легитимация его идей.

    курсовая работа , добавлен 17.08.2015

    Развитие учения о гражданском обществе с античных времен и до настоящего времени. Понятие, признаки и институты гражданского общества, проблемы его формирования в России. Тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2009

    Развитие институтов гражданского общества в России. Изучение предпосылок для формирования гражданских объединений на этапе "перестройки" и "новой" России. Стимулирование диалога политической власти между обществом и государством по собственным правилам.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Функции и принципы свободных демократических выборов. Избирательная система, ее стадии и типы. История и значение выборного процесса, пути становления и развития гражданского общества в России. Нормативные источники, регулирующие политические выборы.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2011

    Происхождение и основные признаки гражданского общества как формы государственности, обладающей определенным социально-экономическим и духовным содержанием. Проблемы становления и развития гражданского общества в Украине, его институциональная структура.

В отечественной и зарубежной научной литературе обычно выделяют следующие факторы российской самобытности.

1. Природно-климатический. Чрезвычайно короткий цикл сельскохозяйственных работ (125-130 рабочих дней), неблагоприятные условия ведения сельского хозяйства оказали прямое воздействие на тип русской государственности. При относительно низком объеме совокупного продукта господствующий класс создавал жесткие рычаги государственного механизма, позволяющие изъять ту долю совокупного прибавочного продукта, которая шла на удовлетворение потребностей самого государства и господствующего класса. Этим якобы обусловлена многовековая традиция деспотической власти российских самодержцев, в этом истоки крепостного права.

2. Геополитический. Обычно отмечают следующие геополитические условия, повлиявшие на специфику русской истории:
а) обширные земельные резервы, которые обеспечивали благоприятные условия для оттока земледельческого населения из исторического центра России при усилении его эксплуатации. Это вынуждало государство ужесточать контроль за личностью земледельца, чтобы не лишиться источников дохода;
б) естественная открытость границ русских земель для иноземных нашествий с Запада и Востока. Это требовало от русского народа колоссальных усилий по обеспечению своей безопасности: значительных материальных затрат, людских ресурсов (при малочисленности и малой плотности населения);
в) оторванность от морской торговли вынуждала Россию продукты своего экспорта продавать задешево посредникам, а продукты импорта покупать у тех же посредников по завышенной цене. Чтобы пробиться к морям, Россия столетиями вела напряженные кровопролитные войны, вследствие чего роль государства и армии в обществе значительно возрастала;
г) уникальная в своем роде речная сеть Восточно-Европейской равнины сплачивала страну и политически, и хозяйственно, так как при огромных расстояниях и резком сезонном перепаде температур строительство и ремонт дорог были практически невозможны, а водные пути долго были единственным способом передвижения;
д) через территорию России проходила значительная часть Великого шелкового пути из Китая в Европу. Это обстоятельство создавало объективную заинтересованность многих стран в поддержании политической стабильности на территориях, расположенных вдоль этой великой магистрали.

3. Религиозный. И Запад, и Россия - страны христианские, однако христианство попало сюда через различных посредников: на Запад - через Рим, в Россию - через Византию. Одним из центральных понятий государственной идеологии Византии было понятие таксиса, сущность которого заключалась в сближении, соединении земного и небесного порядков. Соединяющей силой была власть императора, нормальное функционирование которой во многом снимало противоречие между сущим и должным. Тем самым в православии власть царя становилась гарантом как настоящего, так и будущего спасения.

4. Фактор социальной организации:
а) первичная хозяйственно-социальная ячейка - корпорация (община, артель, колхоз, кооператив и т. д.), а не частнособственническое образование, как на Западе;
б) государство не надстройка над гражданским обществом, как в западных странах, а его становой хребет;
в) сакральный характер государственности;
г) взаимопроницаемость, целостность, соборность государства, общества, личности, а не разделенность их, как на Западе;
д) главная опора государственности - корпорация служилой знати (дворянство, номенклатура).

Такая социальная организация отличалась чрезвычайной устойчивостью, воссоздавалась после каждого исторического потрясения, обеспечивая жизнеспособность русского общества, внутреннее единство его исторического бытия.

2. Понятие гражданского общества.

Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т. д.) во всех сферах жизнедеятельности общества, а также совокупностью негосударственных отношений (экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и др.).

Гражданское общество возникает как выражение демократических отношений. Оно опирается на хозяйственную систему, развивающуюся по своим законам. Объединения предпринимателей, т. е. организации гражданского общества, призваны решить реальные экономические задачи. Исключительное многообразие интересов граждан можно удовлетворить с наибольшим эффектом посредством организации и объединения граждан.

Условия функционирования гражданского общества:
а) социальная свобода, демократическое государственное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политических дискуссий. Свободный гражданин - основа гражданского общества. Социальная свобода создает возможность для самореализации человека в обществе;
б) гласность и связанная с ней высокая информированность граждан, позволяющая реально оценивать хозяйственную конъюнктуру, видеть социальные проблемы и предпринимать шаги по их разрешению;
в) наличие соответствующего законодательства и конституционных гарантий его существования.

Основная функция гражданского общества - наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей общества.

3. Становление гражданского общества в Российской Федерации.

Развитие частной собственности и рыночных отношений делает необходимым возникновение гражданского общества. Проведение в России экономических реформ, направленных на создание свободной рыночной экономики, подтверждает это положение. На протяжении нескольких лет в нашей стране возникли десятки объединений предпринимателей, в их числе Российский союз промышленников и предпринимателей, Конгресс российских деловых кругов, Союз предпринимателей и арендаторов, Союз акционерных обществ и многие другие. Однако спектр общественных интересов, в связи с которыми возникают организации гражданского общества, выходит далеко за рамки хозяйственной сферы и охватывает политические, культурные, правовые, научные и многие другие интересы.

Экономические, политические и юридические основы формирования гражданского общества в России зафиксированы в ее Конституции. В ней провозглашается, что Россия является демократическим правовым государством (ст. 1). В стране гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка добросовестной конкуренции, свобода экономической деятельности.

Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет и развивает гражданские права и свободы, провозглашенные в Конституции РФ. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1.1).

Становление российского гражданского общества означает не только обеспечение прав и свобод, но и гражданскую ответственность, опирается на всеобщее прямое и равное избирательное право, независимые суд и прокуратуру, совершенное законодательство. Крайне важным условием для развития гражданского общества в России является экономическая и политическая стабильность.

Рассмотрение вопроса о становлении гражданского общества в России позволяет сделать два вывода: 1) гражданское общество в нашей стране делает хотя и существенные, но первые шаги; 2) становление гражданского общества в России имеет свою специфику, но в целом процесс развивается в направлении, по которому прошли демократические страны Запада.

В России активный процесс формирования гражданского общества начался в XIX в., когда стали распространяться идеи конституционного права, разделения властей и политического представительства, формировались первые политические партии и общественные организации. В начале XX в. этот процесс был прерван Октябрьской революцией и установлением советской власти, и только в конце века, в эпоху перестройки 1990-х гг. в нашей стране опять заговорили о необходимости формирования гражданского общества.

Переход к рыночной экономике и политической демократии оказался сложным и длительным. В отличие от западных стран, где гражданское общество формировалось снизу, самими гражданами, инициатива становления и утверждения ценностей и институтов гражданского общества в России шла сверху, со стороны государства и правящей политической элиты. Именно государство инициировало процесс демократизации, рыночные реформы, узаконило права частной собственности, создав тем самым условия для формирования и утверждения идей, институтов и принципов гражданского общества. В нашей стране уже в период перестройки началось активное формирование множества разнообразных современных форм и институтов гражданского общества. Это свободное предпринимательство, местное самоуправление, политические партии, профсоюзы и общественные некоммерческие организации (религиозные, научные, спортивные, благотворительные и др.), свободные негосударственные СМИ .

Таким образом, гражданское общество в современной России представляет собой систему экономических, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в гражданские ассоциации, союзы для удовлетворения своих материальных и духовных интересов и потребностей . В структуре гражданского общества России можно выделить муниципальные институты (учреждения местного самоуправления), коммерческие структуры (бизнес-структуры) и некоммерческие организации (НКО), или так называемый третий сектор. Этот сектор представлен в России в основном общественными объединениями, которые, в свою очередь, делятся на общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности и политические партии. К НКО также относятся религиозные организации, социальные и благотворительные фонды, некоммерческие партнерства, негосударственные и немуниципальные учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения некоммерческих организаций (ассоциации и союзы). По данным Минюста России, по состоянию на декабрь 2012 г. зарегистрировано более 400 тыс. некоммерческих организаций , что несколько больше по сравнению с 2010 г. (360 тыс. НКО). Однако, несмотря на увеличение численности НКО, согласно данным Общественной палаты РФ, не все формально зарегистрированные организации являются действующими: реально работают не более 40% из них .

Нормативные правовые принципы организации гражданского общества определены Конституцией РФ. Основополагающее значение имело провозглашение неотчуждаемых прав и свобод человека: права на жизнь, свободу, равенство, достоинство личности (ст. 17). Согласно Конституции РФ право частной собственности в нашей стране охраняется законом. Каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им но своему усмотрению в рамках действующих законов (ст. 35, 36). Таким образом, гражданское общество в России формируется как совокупность независимых от государства общественных организаций и отношений, в рамках которых происходит самореализация граждан и их объединений.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) во многом развивает конституционные права и свободы. Российское гражданское законодательство декларирует равенство участников гражданских отношений, неприкосновенность собственности, свободу договора, недопустимость вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, их судебную защиту (ст. 1 ГК РФ).

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. национальные интересы России определены как совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. Другими словами, национальные интересы нашей страны заключаются в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики, обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета.

В 2010 г. Институт современного развития опубликовал несколько докладов о перспективах развития России в XXI в. По мнению экспертов института, современная внутренняя модернизация позволила России сократить отставание от ведущих мировых держав и достигнуть определенных успехов в развитии гражданского общества. Ориентация на новый уровень социально-экономического развития на базе инноваций и высоких технологий, борьба с коррупцией, развитие институтов демократии и гражданского общества, продвижение в решении демографических и экологических проблем – все это позволило заложить в российском обществе основы пространства общих демократических ценностей .

Вместе с тем по-прежнему существует немало проблем в развитии институтов гражданского общества в нашей стране. Согласно социологическим исследованиям, российские граждане пока весьма скептически оценивают возможности гражданского общества: социологи отмечают разочарование процессом модернизации и демократизации, что можно назвать "благожелательным скептицизмом", когда позитивное отношение к самой демократии сочетается со скепсисом в отношении ее практических возможностей . Пока низок уровень доверия к тем институтам, которые по своему предназначению призваны "играть на стороне общества", т. е. выражать и представлять интересы граждан (парламент, судебная система, профсоюзы и т.д.). Хотя ценность выборов в общественном сознании по-прежнему достаточно высока (свыше 70% респондентов подчеркивают их необходимость как основного и универсального элемента легитимации власти), одновременно фиксируется снижение интереса к выборам у самой социально активной части населения – молодежи, городского среднего класса.

Общественная палата РФ готовит ежегодные доклады о состоянии гражданского общества в России. Согласно ее данным, россияне пока недостаточно активны в осуществлении контроля за решениями власти, подготовке и принятии важных политических программ, направленных на решение общественно значимых задач. Активные группы населения пока мало сплочены. Вместе с тем частью правозащитных, благотворительных организаций, профессиональных союзов и творческих объединений накоплен значительный опыт по взаимодействию с органами государственного управления, который пока слабо используется и недостаточно активно распространяется.

Современная социальная база российского гражданского общества включает несколько групп :

  • ядро гражданского общества – 7,7% российских граждан (они являются членами или участвуют в деятельности НКО, активно сотрудничают с гражданскими инициативами и т.п.);
  • сателлит ядра – 26,6% россиян (они нс участвуют в деятельности НКО и гражданских инициативах, однако готовы объединяться для совместных действий, целью которых может быть благотворительность и гражданские начинания);
  • буферная зона – 26,5% россиян. Эта группа представляет собой промежуточное звено между активом и периферией социальной базы (они потенциально готовы объединяться для совместных действий, но реально пока не участвуют в них);
  • периферия – 30,4% россиян (они пока не готовы к объединению с другими людьми для решения коллективных целей, но при этом имеют склонность к благотворительности, знают о существовании и деятельности НКО);
  • аутсайдеры – 8,8% россиян (не обладают ни одним признаком принадлежности к социальной базе гражданского общества).

Таким образом, пока социально активных граждан в стране немного – около 8%, но при благоприятных условиях к ним готовы присоединиться еще 26,6% граждан, которые потенциально созрели для проявления активной гражданской позиции. Еще почти столько же (26,5%) представляют собой "спящий" потенциал, который предстоит "разбудить", поскольку в перспективе они способны проявлять гражданскую активность. Следовательно, необходима большая и серьезная работа по развитию гражданского общества в нашей стране.

Основные условия дальнейшего развития гражданского общества в России связаны с реализацией трех взаимосвязанных процессов.

  • 1. Развитие духовной жизни общества: укрепление чувства личного достоинства, веры в свои силы и возможности, преодоление пассивности в решении общественно-политических вопросов, активизация способности и готовности самостоятельно ставить и решать политические проблемы.
  • 2. Дальнейшее развитие институтов политической демократии, что должно способствовать росту гражданской активности – увеличению численности независимых СМИ, муниципальных коммун, ассоциаций избирателей, общественных клубов, научных и культурных организаций, спортивных обществ, союзов предпринимателей, ассоциаций потребителей, благотворительных фондов, общественных организаций и движений.
  • 3. Формирование эффективного института частных – коллективных и индивидуальных – владельцев средств производства, что предполагает развитие экономической конкуренции, деловой активности, самостоятельности и равноправия хозяйствующих субъектов.
  • См.: Малкин Е., Сучков Е. Политические технологии. М., 2006. С. 10-11.
  • См.: Становление гражданского общества в России: правовой аспект / под ред. О. И. Цыбулевской. Саратов, 2002. С. 14.

Сегодня в России существует отчуждение между социумом и властью, которое породило не только недоверие «низов» к «верхам», но и неприязнь «верхов» к «низам», прежде всего к любым формам самодеятельности общества, в силу неразвитости социальных интересов. Отсюда и постоянное стремление государства не взаимодействовать с институтами гражданского общества, а управлять ими, игнорировать импульсы снизу, пытаясь превратить гражданские движения и объединения в каналы односторонней передачи указаний «сверху вниз».

В современной России формирование гражданского общества происходит одновременно с переходом к демократической системе правления и рыночной экономике. И в данном переходе гражданское общество должно помочь России. Оно является неким «мотором» в развитии страны по направлению построения правового государства с рыночной экономикой. В настоящее время данная проблема стоит в центре внимания. Постоянно в своих выступлениях и обращениях высшее руководство страны, политические и общественные деятели акцентирует внимание на том, что необходимо создать действующее гражданское общество, а также необходимо взаимодействие государства и власти с институтами гражданского общества при формировании тех или иных базовых законопроектов.

В настоящее время в России существуют серьезные вызовы, которым государство не способно противостоять в одиночку (терроризм, недостаточный уровень и темпы реформирования государственных институтов, высокий уровень бедности и медленные изменения в сознании населения и т.д.). И лишь совместно с гражданским обществом государство может противостоять этим вызовам. Гражданское общество должно стать помощником государства в решении данных проблем.

Президент Российской Федерации В. В. Путин убежден в том, что «без зрелого гражданского общества невозможно эффективное решение насущных проблем людей». «Только развитое гражданское общество может обеспечить незыблемость демократических свобод, гарантии прав человека и гражданина». Нужно сказать, что гражданское общество начинается с развитого самосознания, возвышающегося из индивидуальных начал личности. Развивать же их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к ответственной свободе и демократии. И лишь свободный человек сможет обеспечить рост экономики и процветание государства в целом.

На сегодняшний день в России существуют и функционируют элементы гражданского общества, присутствующих во всех сферах общественной жизни (политической, экономической, социальной, духовной и т. д.). Например, политические партии, органы местного самоуправления, средства массовой информации, общественно-политические организации, различные экологические и правозащитные движения, этнические и конфессиональные общности, спортивные объединения, творческие, научные и культурные союзы, союзы предпринимателей и потребителей и т. д. В экономической сфере функционируют такие организации, как «Ассоциация российских банков», «Союз предпринимателей и арендаторов», в социальной – «Пенсионный фонд», «Союз солдатских матерей», «Фонд социальной защиты материнства и детства», в политической – политический партии и т. д. Но, к сожалению, многие организации, союзы, объединения и движения независимы лишь формально. На деле все обстоит иначе. Однако, несмотря на это, можно сказать, что формирование гражданского общества в Российской Федерации уже началось и делает свои первые шаги.

Сегодня общество может выражать свои интересы и подавать импульсы власти через различные каналы. Непосредственная связь с представителями власти местного, регионального и федерального уровней (отправка индивидуальных и коллективных писем, дни личного приема и т. д.). «Достучаться до власти» можно также через политические партии. Например, фракция ЛДПР создала интернет-проект, где люди могут отправить снятые самим видеоролики о случаях коррупции, нарушении прав и закона и т.д. После чего партия отправляет депутатский запрос в соответствующие органы государственной власти. Также подавать импульсы властям граждане могут через средства массовой информации и т.д.

Нельзя не отметить проекты, созданные для развития гражданского общества. Например, создание «Общественной палаты РФ». Официальной целью которой является содействие формированию, обеспечению деятельности и развитию поля гражданского участия в выработке и реализации государственной политики в Российской Федерации. Один из наиболее эффективных организаций по формированию гражданского общества, по мнению автора, сделало много положительного в этом направлении. Закон «Об образовании», при разработке и принятии которой во внимание были приняты пожелания общества, и внесены поправки, закон «Об НКО», реформа «ЖКХ» и т.д.

Также создан «Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ». Главной целью данной организации является обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина, содействие становлению и развитию гражданского общества.

Институты гражданского общества являются связующим звеном между государством и личностью. Они выражают интересы членов общества, на основе которых создаются и принимаются законы. Сигналы и импульсы, исходящие от общества в России, должны корректировать и контролировать существующую власть.

В современной России формирование гражданского общества имеет свои специфические особенности:

1. Первая особенность – «позитивный характер митингов, протестов». В Российской Федерации протестные акции не доходят до своих крайних форм проявления. Российское законодательство не запрещает гражданам своей страны проводить мирные митинги, пикеты, шествия, протесты. Общество через них формирует и выражает свое мнение, требования по различным проблемам (социальным, политическим, экономическим, культурным), по вопросам внешней политики. И стоит подчеркнуть, что требования манифестантов удовлетворяются. Власть слышит народ и идет к нему навстречу. К примеру, можно привести события мая 2012 года. Главной целью протестного движения было заявить власти о себе, об отношении к легитимности власти, о своей позиции к прошедшим выборам. Стоит сказать, что манифестанты своего достигли. Протестные акции были как импульс к диалогу с властью, и этот диалог состоялся. В России протесты и митинги имеют достаточно позитивный характер, что отличает ее от других стан. Например, от сегодняшней Украины, где протестные движения и акции приобрели крайние формы проявления. Страна на кануне уничтожения, в стране хаос.

2. Вторая особенность становления гражданского общества в современной России – «этнорегиональный характер». Разрыв по уровню развития гражданских отношений в различных регионах страны слишком велик (например, в столице и в глубинке). Данное обстоятельство, несомненно, затрудняет развитие гражданского общества на политическом пространстве современной России. Из этого следует, что на региональном уровне гражданское общество намного слабее, чем на федеральном. Конечно, и его способность противостоять политической власти значительно меньше, чем в стране в целом. Чтобы устранить столь глубокое противоречие нужно интенсивно развивать местное самоуправление, где сосредоточены не только властные отношения, но и гражданские.

И здесь нельзя не отметить деятельность «Общественной палаты РФ» по уменьшению разрыва между мегаполисом и регионом. Например, в январе 2013 года был подписан закон Президентом Владимиром Путиным об увеличении числа членов «Общественной палаты» со 126 до 166 человек. Что, несомненно, позволило расширить участие региональных общественных структур в работе «Общественной палаты», что, в свою очередь, дает возможность ускорение развитию единого гражданского общества в современной России.

3. Третьей особенностью является «зависимость независимых СМИ». Владимир Путин, будучи кандидатом на пост президента, 12 февраля 2004 года на встрече со своими доверенными лицами в МГУ сказал: «Мы должны продолжить работу по формированию полноценного, дееспособного гражданского общества в стране. Особо отмечу: оно немыслимо без подлинно свободных и ответственных средств массовой информации. Но такая свобода и такая ответственность должны иметь под собой необходимую правовую и экономическую базу, создать которую – обязанность государства». То есть в России независимые средства массовой информации формируются не гражданским обществом, а гражданским обществом и государством вместе. По мнению автора, это позитивный проект. Государство в той или иной степени должно контролировать какая информация подается СМИ.

4. Последней особенностью, которую выделяет автор, является «PR-компания Президента», то есть, непосредственная связь с обществом. Ни в одной стране нет «прямой линии» общения президента с народом. Где принимают участие различные представители общества (студенты, ветераны ВОВ, ученые, деятели культуры, многодетные семьи, пенсионеры, врачи и многие другие представители общества). Люди могут обратиться к президенту по телефону, через отправку писем, по интернету или через телемост. Такие мероприятия длятся более двух часов. Даже в самой демократической стране – Соединенных Штатах Америки такого не наблюдается. Данная особенность отличает формирование институтов гражданского общества в современной России от стран Запада.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать несколько выводов:

1. Становление институтов гражданского общества в России началось и маленькими шажками движется вперед (как выше было отмечено, появилось множество союзов, объединений, движений, ассоциаций и т. д. во всех сферах общества). Пускай многие организации сегодня лишь формально независимы от государства и властных структур, но все же они есть, что дает основание для умеренной оптимистической оценки возможностей и перспектив развития правового государства и гражданского общества в России;

2. Гражданское общество в России формируется одновременно с переходом к демократическому и правому государству. Оно должно стать «двигателем», который будет двигать страну в направлении демократического государства и рыночной экономики;

3. Формирование и развитие гражданского общества в России имеет свою специфику. У нее свой путь и своя дорога в данном направлении.

Структура гражданского общества

В структуре гражданского общества можно выделить три уровня .

1) Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения и составляют первый уровень межличностных отношений. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

2) Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении и т.д., реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и другие.

3) Высший уровень межличностных отношений составляют политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребностей в политическом участии, связанных с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т.д.

Основными элементами современного гражданского общества являются:

1. Политические партии.

2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).

3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.

4. Научные и культурные организации, спортивные общества.

5. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.

6. Независимые средства массовой информации.

7. Церковь.

В Российской Федерации, несмотря демократические преобразования, проблема формирования предпосылок гражданского общества пока решается медленно. Перераспределение собственности через приватизацию не привело, как ожидалось, к созданию многочисленного среднего класса. Собственность в большинстве своем хотя и перестала быть государственной, однако осталась в руках представителей прежнего правящего класса уже как частная собственность. Поэтому экономическая политика государства пока недостаточно стимулирует формирование предпосылок для увеличения численности среднего класса.

На пути формирования гражданского общества в России в настоящее время существует еще ряд трудностей, и прежде всего устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части граждан России вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде.


Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает и форсированный характер процесса российской модернизации, когда в сжатые сроки одновременно решаются задачи, доставшиеся от исторически различных этапов.

Другим серьезным препятствием на пути формирования гражданского общества в России является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей и большинства бедного населения. Вновь воспроизводится биполярная социальная структура.

В этих условиях государству еще многое предстоит сделать, чтобы оно могло стать гарантом поступательного процесса формирования гражданского общества, создать надежные правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей.

В России гражданское общество имеет свои особенности становления.

Некоторые ученые считают прообразом гражданского общества Новгородское вече и крестьянскую общину.

В качестве особенностей становления гражданского общества в России можно выделить следующие:

1. Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее стран Западной Европы и США.

Реформа местного самоуправления:

Создавались выборные думы в городах и земствах, в губерниях и уездах;

Выборы проводились не сословно-корпоративными органами, а гражданами;

Часть прав от государственного аппарата перешла к органам местного самоуправления.

Судебная реформа:

· устанавливалось равенство всех перед законом;

· вводилось разделение судебной и административной властей;

· устанавливалась несменяемость судей;

· вводились независимые адвокатуры;

· вводился суд присяжных.

2. Складывание многопартийности в России пришлось на начало 20-го века - также позднее, чем в странах Западной Европы и США.

3. Российские традиции совместного, коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества.

4. Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ввел со стороны государства жесткий политический контроль за деятельностью гражданского общества. Некоторые его элементы сохраняются (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и другие организации), но деятельность их регламентируется и контролируется Коммунистической партией, которая сама становится частью государства.

5. Отсутствие демократического опыта функционирования гражданского общества после распада СССР.

В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества:

Политические партии и движения;

Массовые общественные организации;

Ассоциации производителей и общества потребителей;

Конфессиональные общности;

Этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры;

Творческие союзы и организации;

Спортивные объединения.

Можно сделать вывод, что в современной России только началось формирование гражданского общества, и некоторые его институты действуют реально. Однако становление гражданского общества в России находится на начальной стадии своего развития

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!