Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Что такое лига наций? История и определение. Что такое Лига Наций и чем занималась эта организация

Министерство образования Российской Федерации

Дальневосточный государственный университет

Открытый университет ДВГУ

Специальность: История

Контрольная работа

Учебный предмет: История стран Европы и Америки в новейшее время

Тема: Создание Лиги Наций

Преподаватель:

Работу выполнил

Студентка: Бекжанова Елена Сергеевна

Курс: II

Домашний адрес: пос. Пограничный, Северный городок, д.1, кв.4.

Представительство: пос. Пограничный

Дата сдачи контрольной работы на проверку:

Пограничный

1. Лига наций и ее роль в развитии международных отношений………………………стр.3

2. Члены Лиги Наций……………………………………………………………………...стр.4-6

3. Главные задачи, главный пункт Устава Лиги наций…………………………………...стр.7

4. Структура, функции Лиги наций………………………………………………………...стр.8

5. Результаты существования Лиги наций. Выводы…………………………...……стр.9-10

6. Используемая литература……………………………………………………………...стр.11

Лига наций и ее роль в развитии международных отношений.

Идея создания Лиги Наций принадлежит Великобритании. В конце 1915 года министр иностранных дел Грей предложил создать международную организацию по борьбе за мир. Вопрос о Лиге в повестке дня оказался одним из главных как минимум по двум основным причинам. Во-первых, как международный орган Лига в самом деле могла внести практический вклад в регулирование международных отношений и уменьшение опасности войны. Во-вторых, Лига и ее Устав были призваны дать правовую и моральную санкцию политике великих держав, легализовать ее в глазах общественного мнения, которое к 20-м годам ХХ века уже становилось важным политическим фактором - прежде всего в демократических и либеральных странах.

Была создана комиссия по изготовлению устава Лиги во главе с Вильсоном. Началась борьба между Англией, Францией и США относительно проекта устава. Позднее Англия и США объединились.

Вопросы создания Лиги вызвали серьезные споры между главными участниками конференции. На одном из первых заседаний выяснилось, что планы ее создания, исходящие от разных делегаций, отличаются мерой пространности и степенью проработки деталей. Французский план, в частности, был гораздо детальнее британского. Париж непримиримо требовал включения в Устав пункта о создании международных вооруженных сил, способных поддерживать безопасность в Европе. Франция надеялась использовать свое превосходство в сухопутных силах и сделать их основой будущей международной армии, которую при необходимости можно было бы направить против Германии. Одновременно французская делегация считала, что сначала необходимо подготовить и подписать договор с Германией, а потом заниматься созданием международной организации.

В этом Клемансо встретил очень серьезное сопротивление Вильсона, полагавшего, что создание мирового порядка нужно начинать как раз со строительства Лиги. По мнению США, Лиге как главной международной организации по созданию новой системы коллективной безопасности можно было даже вообще делегировать право разработки мирного договора с Германией. Вильсон настоял на подготовке проекта создания Лиги специальной комиссией. В рамках конференции был образован (25 января 1919 г.) комитет по подготовке проекта Лиги наций. Резолюция о его учреждении, предложенная британской делегацией, предусматривала, что Лига:

Будет создана для урегулирования всех вопросов, связанных с установлением мира и содействия международному сотрудничеству, осуществлению гарантий выполнения принятых международных обязательств;

Станет неотъемлемой частью общего договора о мире и останется открытой для присоединения каждой цивилизованной нации, которая примет и поддержит ее цели;

Обеспечит периодические встречи ее членов на международных конференциях (сессиях), в интересах чего будут созданы постоянная организация и секретариат для обеспечения работы Лиги в перерывах между конференциями (сессиями).

Принятие резолюции было несомненным успехом Вильсона, но оно не гарантировало подготовки Устава организации до окончания работы по договору с Германией. Оппоненты Вильсона не скрывали надежд на провал работы комиссии под его председательством. Но американская делегация проявила упорство. Сам президент США с помощью члена американской делегации Д. Х. Миллера дважды перерабатывал свой исходный проект Лиги. Последний был закончен уже 2 февраля 1919 г.

Члены Лиги наций.

Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США

и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги.

Страны-учредители отмечены звездочкой (*). Год принятия и/или год заявления о выходе (вступало в действие по истечении двух лет) указаны в скобках.

Австралия*

Австрия (принята в 1920, аннексирована Германией в 1938)

Албания (принята в 1920, аннексирована Италией в 1939)

Аргентина*

Афганистан (принят в 1934)

Болгария (принята в 1920)

Бразилия (вышла в 1926)

Венгрия (принята в 1922, вышла в 1939)

Венесуэла* (вышла в 1938)

Гаити* (вышла в 1942)

Гватемала* (вышла в 1936)

Германия (принята в 1926, вышла в 1933)

Гондурас* (вышел в 1936)

Доминиканская Республика (принята в 1924)

Египет (принят в 1937)

Ирак (принят в 1932)

Ирландия (принята в 1923)

Испания* (вышла в 1939)

Италия* (вышла в 1937)

Колумбия*

Коста-Рика (принята в 1920, вышла в 1925)

Латвия (принята в 1921)

Литва (принята в 1921)

Люксембург (принят в 1920)

Мексика (принята в 1931)

Нидерланды*

Никарагуа* (вышла в 1936)

Новая Зеландия*

Норвегия*

Парагвай* (вышел в 1935)

Персия (Иран)*

Перу* (вышла в 1939)

Португалия*

Румыния* (вышла в 1940)

Сальвадор* (вышел в 1937)

Сиам (Таиланд)*

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии*

Союз Советских Социалистических Республик (принят в 1934, исключен в 1939)

Турция (принята в 1932)

Финляндия (принята в 1920)

Чехословакия*

Чили* (вышла в 1938)

Швейцария*

Эквадор (принят в 1934)

Эстония (принята в 1921)

Эфиопия (принята в 1923)

Югославия*

Южно-Африканский Союз*

Япония* (вышла в 1933)

Главные задачи Лиги Наций

Построение мира через сотрудничество;

Гарантия мира через коллективную безопасность;

Это было первым случаем в истории, когда гарантом международного обычая должна была стать международная организация.

Главным пунктом Устава ЛН. являлось:

предоставления гарантий странам членам:

Коллективные действия в случае нарушения устава и войны

Сохранение независимости и территориальной целостности держав

Если конфликт не удается решить самостоятельно, его участники могут обратиться в арбитраж или Совет ЛН.

Стороны не должны прибегать к военным действиям на протяжении 3 месяцев после созыва конференции по конфликту (то есть война разрешается!)

Мероприятия против нарушений:

нарушения мира рассматривается как война против всех членов Лиги

Ведения полной экономической и политической изоляции

Формирования войск из национальных контингентов с целью принуждения к миру

Эти санкции применялись в 1935 против Италии во время агрессии в Эфиопии, но неэффективно.

Минусы Устава ЛН и вообще минусы

санкции не имели всеохватывающего характера

Решения в Ассамблее принимались по принципу единодушия, и любой член ЛН мог положить вето и парализовать деятельность ЛН

ЛН не приобрела влиятельного характера из-за отсутствия США и СССР

Количество комитетов не была лимитирована - их было огромное количество. Отсутствующий координационный орган и лишь в последние годы было создано 2 Комитеты по координации.

Структура.

Лига наций включала в себя государства – члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. Структура, функции и полномочия Лиги были определены в Уставе. Годовой бюджет Лиги составлял около 6 млн. долларов. Местопребыванием главных органов Лиги была Женева (Швейцария).

В Ассамблею входили представители всех государств, являвшихся членами Лиги наций. Сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре, кроме того, время от времени созывались специальные сессии. Каждый член Ассамблеи обладал одним голосом. Ассамблея обладала широкими полномочиями, которые охватывали всю сферу деятельности Лиги. Параграф 3 Устава гласил, что Ассамблея вправе рассматривать «любой вопрос, находящийся в сфере полномочий Лиги либо затрагивающий вопросы мира во всем мире». Внутренняя структура Ассамблеи отвечала принципам построения законодательного органа, она включала 7 постоянных комиссий, которые обычно действовали параллельно техническим службам Лиги.

Совет был изначально предназначен для представителей 9 государств. Неучастие США сократило число членов Совета до 8. В течение последующих 20 лет эта цифра колебалась, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным. Цель такого деления заключалась в том, чтобы предоставить право постоянного членства в Совете; представительство малых держав осуществлялось на основе принципа ротации. В соответствии с Уставом сессии Совета проводились 4 раза в год, не считая специальных сессий. Функции Совета, определенные Уставом, были столь же широкими, как и функции Ассамблеи, однако Совет имел исключительные права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов, проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности.

Секретариат был административным органом Лиги. Секретариат действовал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги. В 1940 в штат Секретариата входили сотрудники из 50 стран мира.

Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни. К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились сокращение и ограничение вооружений; обязательства государств – членов Лиги выступать против любой агрессии; взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций. В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например о регистрации договоров и защите меньшинств.

Результаты существования Лиги наций. Выводы.

Объективный, непредубежденный подход к оценке миротворческой деятельности Лиги наций, взвешенный анализ итогов ее деятельности свидетельствуют, что этой международной организации были присущие как отрицательные, так и положительные черты. И хотя она оказалась неспособной предотвратить Вторую мировую войну, своей деятельностью на первом этапе (20-ые годы) Лига оказывала содействие мирному урегулированию десятков конфликтов. Впервые ответственность за коллективные действия против нарушителя международного права воплощалась в конкретные решения. Новым явлением было и то, что Лига наций имела глобальный характер и несла глобальную ответственность за предотвращение войны согласованными действиями ее членов. Устав предусматривал гарантии членам организации в сохранении их политической независимости и территориальной целостности против внешней агрессии. Организация создавалась с целью обеспечения мирного решения конфликтов, предотвращения войны. Устав предусматривал коллективные действия всех членов Лиги наций в случае нарушения агрессором Устава и развязывания войны. Устанавливалась определенная процедура решения конфликтов. Если конфликтующие стороны оказывались несостоятельными решать спорный вопрос путем переговоров, они должны были обратиться в арбитраж, Постоянного Суда международной справедливости или Совета Лиги. Конфликтующие стороны не должны были прибегать к войне, по крайней мере на протяжении трех месяцев после принятия решения органом, который рассматривал конфликт. Но после этого срока руки конфликтующих сторон были фактически развязаны. Важный недостаток Устава Лиги состоял том, что война как метод решения спорных вопросов не запрещалась. Меры против нарушителей мира регламентировались Уставом. Нарушение мира рассматривался как акт войны против всех членов Лиги. Предполагалась немедленная тотальная экономическая и политическая изоляция нарушителя. Совет имел право рекомендовать и военные санкции, включая создание объединенных вооруженных сил из контингентов членов Лиги.

Но было бы ошибкой перечеркнуть всю историю Лиги, свести ее деятельность лишь к недостаткам. Были в ее работе и достижения. Лига сыграла в ряде случаев положительную роль в решении послевоенных проблем. Так, за первые 10 лет своего существования (1919-1929-рр.) Лигой наций было рассмотрено 30 международных конфликтов, и большинство из них удалось решить. Неудачи Лиги в решении политических проблем часто заслоняют ее достижения в социальной и гуманитарной области, преуменьшают значение ее деятельности в сфере международной экономической политики и финансового регулирования, международных сообщений и системы транзита, в улучшении системы здравоохранения во многих странах мира, научного сотрудничества, кодификации международного права, подготовки конференций по разоружению и других социальных и гуманитарных областях. К успехам следует отнести установление контроля за распространением опиума и работорговлей (в основном женщинами). Кроме того, были достигнуты значительные успехи в защите прав и интересов молодежи. Лига была тесно связана со своим юридическим органом – Постоянной палатой международного правосудия, имевшей собственную структуру и принимавшей самостоятельные решения. Кроме того, Лига тесно сотрудничала со многими международными организациями, которые не имели с ней официальных или исторически сложившихся связей.

Следует отметить, что в рамках Лиги Наций была предпринята первая попытка официальной кодификации. В 1924 г. Совет Лиги образовал комитет экспертов из 16 юристов, который должен был заниматься вопросами кодификации международного права, включая право договоров. Был подготовлен доклад об этой отрасли права, который так и не был обсужден. Первым международно-правовым актом, кодифицировавшим наиболее устоявшиеся нормы права договоров, явилась Межамериканская конвенция о международных договорах 1928 г., состоявшая всего из 21 статьи.

Уроки и опыт Лиги наций были использованы при создании Организации Объединенных Наций. Сам факт создания постоянной международной организации общеполитического характера с постоянно действующим аппаратом являлся событием важного исторического значения. Лига наций строился как орган коллективного поддержания мира, что означало шаг к интернационализации ответственности за сохранение мира. Изучая опыт Лиги наций, следует учитывать расхождение оценок ее деятельности, данных разными авторами на разных исторических этапах. Обобщая существующие концепции, не тяжело увидеть прежде всего две тенденции: стремление одних изобразить действия Лиги в розовом свете и противоположное старание других – всю историю этой международной организации красить одной черной краской, концентрируя внимание лишь на ее недостатках и ошибках. Последняя тенденция четко прослеживается в публикациях советских авторов, которые анализировали действия Лиги наций главным образом под углом зрения того, в какой мере они противоречили или отвечали интересам советского государства. Беспомощность Лиги наций в условиях развязывания второй мировой войны подорвала доверие мировой общественности к этой международной организации как инструмента мира и общей безопасности.

Используемая литература:

1. Чубарьян А.О. Мирное сосуществование: теория и практика, М, 1976

2. Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945),

Ответ редакции

10 января 1920 года состоялось первое заседание Лиги Наций — международной организации, созданной после окончания Первой мировой войны для избежания вооружённых конфликтов на планете.

— Лига Наций не справилась со своей задачей

Несовершенство Версальско-Вашингтонской системы*** , которая легла в основу Лиги Наций, не способствовало установлению мировой стабильности. Страны-победительницы Первой мировой войны (Великобритания, Франция, США и Япония) пытались извлечь максимум выгоды для себя, игнорируя интересы побеждённых и недавно образованных стран.

Всё это привело к падению престижа и влияния организации. Из Лиги в разные годы вышли или были исключены: Бразилия, Венгрия, Гаити, Гватемала, Германия, Гондурас, Коста-Рика, Италия, Никарагуа, Парагвай, Румыния, Сальвадор, СССР, Япония.

Методы воздействия Лиги Наций на стран-агрессоров оказались недостаточными для того, чтобы предотвратить Вторую мировую. На протяжении войны организация продолжала существовать только на бумаге. В апреле 1946 года Лига Наций была распущена, её функции и полномочия перешли к (ООН).

Совет Лиги Наций — исполнительный орган, включал четырёх постоянных участников (Великобритания, Франция, Италия, Япония) и четырёх непостоянных участников, которые были избраны Собранием в течение трехлетнего периода.

Версальский мирный договор — договор, подписанный 28 июня 1919 года в Версальском дворце во Франции, официально завершивший Первую мировую войну 1914-1918 годов.

Версальско-Вашингтонская система международных отношений — мировой порядок, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны Версальским мирным договором 1919 года, договорами с союзниками Германии, а также соглашениями, заключёнными на Вашингтонской конференции 1921-1922.

Для урегулирования международных споров мирным правовым путем.

Создать Лигу уже в ходе Первой мировой войны предложил президент США В. Вильсон. Он считал, что Лига может гарантировать “политическую независимость и территориальную целостность равно большим и малым государствам”. Пакт Лиги стал составной частью Версальского договора 1919 г. и вступил в силу в 1920 г. Устав Лиги был основан на нормах международного права, предусматривал отказ от войны и наказание агрессора. Государства, нарушившие нормы международного права, могли подвергнуться санкциям со стороны всех стран Лиги, включая эмбарго на торговлю и даже вооруженное вторжение. Ежегодно созывалась Ассамблея Лиги наций, которая обсуждала все международные вопросы, постоянно работал Совет Лиги и комиссии (в частности - по делам беженцев). Большинство независимых стран постепенно вошло в Лигу наций (всего 63 государства). Но большинство народов не входили в Лигу, так как находились в колониальной зависимости. Германские колонии были переданы от имени Лиги наций (в соответствии с ее мандатом) в управление европейцам и японцам. США, не желая нести ответственность за европейские дела, не вошли в Лигу.

27 марта 1933 г., в ответ на протесты Лиги против агрессивных действий Японии в Китае она вышла из этой организации. 19 октября Германия покинула Лигу, так как А. Гитлер считал необходимым разрушить Версальскую систему. Но в ответ на очищение Лиги наций от государств-агрессоров 18 сентября 1934 г. в нее вошел СССР.

Во второй половине 30-х гг., по мере развития агрессии государств Антикоминтерновского пакта, Лига наций показала свою слабость, так как ее ведущие государства (Великобритания и Франция) не были готовы дать отпор агрессии, придерживаясь политики «умиротворения». Санкции Лиги против Италии во время Итало-эфиопской войны оказались неэффективными. После этого сдерживание агрессии велось уже не с помощью механизма Лиги наций, а путем переговоров между сильнейшими державами мира. Последняя попытка Лиги наций наказать агрессора была предпринята в 14 декабря 1939 г., когда СССР был исключен из нее за нападение на Финляндию (см. Советско-финляндская война 1939-1940 гг.). Но этот шаг стал роковым для Лиги наций, так как после Второй мировой войны СССР уже не был заинтересован в восстановлении этой организации, и 19 апреля 1946 г. Лига была официально распущена. Вместо нее была создана Организация объединенных наций.

Исторические источники:

Документы внешней политики СССР. Т. 17-23. М., 1971-1992;

Политбюро ЦК РКП(б) - ВКП(б) и Европа. Решения «Особой папки» 1923-1939. М., 2001.

Глубокие разногласия на Парижской конференции вызвал вопрос о структуре и полномочиях проектируемой Лиги наций.

Выдвигая предложение о создании международной организации, якобы призванной обеспечить всеобщий мир, правительства стран-победительниц отдавали дань антивоенным настроениям широких масс. Народы требовали положить конец империалистической политике, ведущей к войнам, н создать надежные гарантии мира.

В этой обстановке руководители держав-победительниц стремились изобразить себя поборниками мира и демократии. Особенно изощрялись к подобного рода демагогии американские империалисты. Президенту Вильсону, включившему предложение о «союзе народов» в свои «14 пунктов», буржуазная пресса и пропаганда создали ореол борца за мир, сделав его «идолом мещан и пацифистов».

Отсюда широко распространилось мнение о том. что Лига наций является детищем Вильсона, хотя проекты международной организации разрабатывались не только в Соединенных Штатах, но и во Франции, и в Англии, притом задолго до окончания войны.

Французский проект Лиги наций, подготовленный специальной правительственной комиссией под руководством министра труда Леона Буржуа, имел ярко выраженную антигерманскую направленность. Германия не должна была входить в международную организацию.

Предполагалось формирование международных вооруженных сил и международного генерального штаба при Лиге нации. Такой проект не удовлетворял ни Англию, ни Соединенные Штаты. Обе эти державы были против создания международных вооруженных сил, которые неизбежно попали бы под контроль Франции, как сильнейшей сухопутной военной державы капиталистического мира.

Английская правительственная комиссия во главе с лордом Филлимором разработала проект, который предусматривал, в сущности, не международную организацию безопасности, а лишь схему арбитража между некоторыми крупными державами, объединяемыми в «союз», с целью предотвращения внезапного нападения одного из членов «союза» на другого.

По расчетам английских правящих кругов этот «союз» должен был облегчить Англии сохранение ее огромной колониальной империи.

Американский проект подготовила комиссия во главе с полковником Хаузом. По форме этот проект был ближе, чем английский, к уставу международной организации. Он предусматривал создание Лиги наций и ее главных постоянных органов.

В отличие от английской схемы членство в Лиге не ограничивалось только крупными державами. Устанавливался принцип взаимных гарантий «территориальной целостности и политической независимости» всех членов Лиги.

В то же время допускалась возможность пересмотра существующих государственных образований и их границ, если три четверти делегаций Лиги наций признают их не соответствующими изменившимся национальным условиям и «принципам самоопределения наций».

На основе проекта Хауза Вильсон по прибытии в Париж составил новый, так называемый Парижский, проект устава Лиги наций, включив в него пункт о переходе германских колоний и бывших владений в распоряжение Лиги наций, с тем чтобы она выдавала мандаты (поручения, полномочия) на управление этими территориями малым странам.

За внешне демократическими положениями своего проекта американские правящие круги скрывали стремление ослабить позиции Англии и Франции. Предлагая допустить в Лигу наций Германию и малые страны, Вильсон рассчитывал, что они попадут в экономическую зависимость от Соединенных Штатов и будут следовать в фарватере их политики.

Предусматриваемое уставом Лиги вмешательство в территориальные споры было призвано облегчить Соединенным Штатам подрыв английской и французской колониальных империй.

Такую же цель преследовало предложение относительно германских колоний и бывших турецких владений. Передача их в распоряжение Лиги наций с предоставлением мандатов малым странам создала бы наиболее благоприятные условия для Соединенных Штатов как самой мощной в финансовом и экономическом отношении державы.

Устав Лиги наций, принятый Парижской конференцией после упорной борьбы, явился плодом компромисса между английским и американским проектами. Наряду с Ассамблеей, представлявшей всех членов Лиги, создавался Совет, обладавший почти такими же полномочиями.

Постоянными членами Совета должны были стать пять главных держав-победительниц: Соединенные Штаты, Англия, Франция, Италия и Япония, а четыре непостоянных члена подлежали избранию Ассамблеей из числа других стран, входивших в Лигу наций. Устав Лиги наций подписали представители 45 государств. Государства германского блока не были допущены в нее.

Вопрос о германских колониях и арабских землях был решен в уставе Лиги таким образом, что под видом установления мандатной системы фактически производился раздел этих территорий между державами-победительницами. Германия и Турция отказывались от своих бывших владений в пользу Лиги наций, но непосредственное управление ими поручалось державам-мандатариям. Мандаты предназначались Англии, ее доминионам, Франции, Японии и Бельгии, которые, таким образом, фактически приобретали новые колонии.

Устанавливались три категории мандатов: «А», В» и «С». Мандаты группы «А» распространялись на арабские территории бывшей ; как указывалось в уставе Лиги наций, народы этих стран достигли такой стадии развития, что могут «в скором времени» стать самостоятельными, а поэтому они передаются под управление мандатариев «временно».

Германские колонии в Центральной Африке (Германская Восточная Африка, Того и Камерун) отошли в группу «В»; по поводу них не давалось никаких обещаний о скором предоставлении независимости. В отношении этих двух категорий Соединенным Штатам удалось добиться признания принципа «открытых дверей».

Юго-Западная Африка и бывшие владения Германии на Тихом океане вошли в группу «С»; они должны были управляться как составная часть территории державы-мандатария.

Под воздействием антивоенных настроений народных масс конференция включила в устав Лиги наций статью, предусматривавшую экономические санкции и коллективные военные выступления членов Лиги против государства, совершившего агрессию (статья 16).

Однако понятия «агрессия» и «агрессор» не были разъяснены, что открывало перед Лигой, т. е. перед господствовавшими в ней империалистическими державами, возможность произвольно толковать эту статью и использовать ее не против агрессоров, а против революционного движения и Советской России.

По-настоящему бороться с агрессией Лига не предполагала. Уже в 1921 г. Совет Лиги вынес решение о том, что противодействовать агрессору нужно главным образом посредством экономических санкций.

Основным пороком Лиги наций была ее реакционная направленность. По замыслу основателей эта международная организация должна была содействовать борьбе с революционным движением и укреплению империалистической послевоенной системы.

Связь Лиги наций с этой системой подчеркивалась включением устава Лиги в тексты всех мирных договоров, подготовленных Парижской конференцией.

Лига Наций (англ. League of Nations, фр. Société des Nations, исп. Sociedad de Naciones) - международная организация, основанная в результате Версальско-Вашингтонской системы Версальского соглашения в 1919-20 годах. В период с 28 сентября 1934 по 23 февраля 1935 в Лигу Наций входило 58 государств-участников. Цели Лиги Наций включали в себя: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путем дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете. Прекратила свое существование в 1946 году.
Устав Лиги Наций, выработанный специальной комиссией, созданной на Парижской мирной конференции (1919-1920), и включенный в Версальский мирный договор (1919) и другие мирные договоры, завершившие первую мировую войну (1914-1918), был первоначально подписан с 44 государствами
1919: Фото членов комиссии Лиги Наций на пленарном заседании сессии Предварительной мирной конференции в Париже, Франция


Основные принципы мирного сообщества наций были заложены в 1795 году Иммануилом Кантом, который в своем политологическом трактате «К вечному миру» впервые описал культурные и философские основы будущего объединения Европы и тем самым выразил идею Лиги Наций, которая могла бы осуществлять контроль конфликтных ситуаций, и прилагала бы усилия к сохранению и укреплению мира между государствами.
1920: Штаб-квартира Лиги Наций, во Дворце Наций на берегу Женевского озера в Швейцарии

Официальными языками Лиги Наций были: французский, английский и испанский (с 1920 года). Лигой также серьёзно рассматривался вопрос учреждения в качестве рабочего языка эсперанто.
1920: Перед началом первого заседания Лиги Наций

Лига Наций не имела ни официального флага, ни логотипа. Предложения по принятию официального символа выдвигались, начиная с 1920 года, однако государства-члены так и не достигли соглашения.
10 января 1920 года состоялось первое заседание Лиги Наций, первой политической международной организации
1920: Торжества по случаю открытия первой сессии Лиги Наций

1920: Сэр Эрик Драммонд, Генеральный секретарь Лиги Наций. Первое заседание Лиги Наций в Женеве
Сэр Джеймс Эрик Драммонд, позднее 16-й граф Перт (англ. Sir James Eric Drummond, англ. James Eric Drummond, 16th Earl of Perth; 17 августа 1876, Северный Йоркшир - 15 декабря 1951, Западный Суссекс) - член палаты представителей от Шотландии (1941-1951), британский дипломат и первый Генеральный секретарь Лиги Наций.

1920: Первое заседание Лиги Наций от 10 января в Женеве. Прибытие сотрудников делегатов Лиги Наций

1920: Первое заседание Лиги Наций в Женеве. Слева направо: президент Поль Гиманс (Бельгия), Яльмар Брантинг (Швеция), Леон Буржуа (Франция) и Томмазо Титтони (Италия)

1920: Первое заседание Лиги Наций от 10 января в Женеве. Японская делегация с женой одного из делегатов, взявшего в Женеву всю свою семью

1920: Первое заседание Лиги Наций в Женеве: Гиманс, представитель Бельгии, сэр Эрик Драммонд (Великобритания) Проф. Амель (Нидерланды), Леон Буржуа (Франция) Падеревский (Польша) Титтони (Италия) и Устери (Швейцария)

1920: Первое заседание Лиги Наций в Женеве. На фотографии польская делегация во главе с Игнацием Яном Падеревским (1860-1941), известный пианист (слева)

1920: Первое заседание Лиги Наций от 10 января в Женеве. На фотографии голландский посланник в Швейцарии покидает здание, где проходила сессия

Сотрудники Лиги в секретариате отвечали за подготовку повестки дня Совета и Ассамблеи и публиковали отчеты о заседаниях, а также за другие вопросы, действуя, как гражданская служба для Лиги. Ассамблея была местом встречи всех государств-членов, при этом каждое государство имело право на трех представителей и один голос.
1920: Джузеппе Мотта (Швейцария), президент Швейцарской конфедерации открывает первое заседание Лиги Наций

Совет Лиги действовал как тип исполнительного органа руководства Ассамблеи. Совет Лиги включал четырех постоянных участников (Великобритания, Франция, Италия, Япония) и четырех непостоянных участников, которые были избраны Собранием в течение трехлетнего периода. Первыми четырьмя непостоянными участниками были Бельгия, Бразилия, Греция и Испания. США должны были быть пятым постоянным членом, но американский сенат проголосовал 19 марта 1920 году против ратификации Версальского договора, таким образом предотвращая американское участие в Лиге.
1921: Первое заседание Второй Ассамблеи. Женева

Лига наблюдала за Постоянной палатой международного правосудия и несколькими другими агентствами и комиссиями, созданных для решения международных проблем.
1921: Международная комиссия блокады - специальный орган созданный Советом Лиги Наций 21 февраля, целью которого было изучение положений закрепленных в статье 16 Устава Лиги Наций и их разъяснение

Они включали Комитет по изучению правового статуса женщин, Комиссию разоружения, Организацию здравоохранения, Международную организацию труда, Комиссию мандатов, Международную комиссию по интеллектуальному сотрудничеству (предшественник ЮНЕСКО), Постоянный центральный опийный совет, Комиссию для беженцев и Комиссию рабства. Несколько из этих учреждений были переданы Организации Объединенных Наций после Второй мировой войны - Международная организация труда, Постоянная палата международного правосудия (как Международный суд) и Организация здравоохранения (реструктурированная как Всемирная организация здравоохранения) стали учреждениями ООН.
1921: Представители европейских стран на заседании Совета Лиги Наций в Женеве

Организация здравоохранения Лиги состояла из трех органов - Бюро здравоохранения, содержащее постоянных представителей Лиги, исполнительного раздела Общего консультативного совета или Конференции, состоящей из медицинских экспертов, и комитета здравоохранения. Целью Комитета являлись проведение расследований, надзор за функционированием Лиги здоровья и получение готовых работ, которые должны быть представлены на рассмотрение Совету. Организация здравоохранения также успешно работала с правительством Советского Союза в целях предотвращения эпидемий тифа, включая организацию крупной просветительской кампании по поводу этой болезни.
1921: Голландский министр иностранных дел Карнебик выступает с речью в качестве президента Лиги Наций на конференции в Женеве

В 1919 году Международная организация труда (МОТ) была создана как часть Версальского соглашения и стала частью операций Лиги. Ее первым директором был Альбер Тома. МОТ успешно ограничила использование свинца в красках и убедила несколько стран принять восьмичасовой рабочий день и рабочую неделю в сорок восемь часов. Она также работала над тем, чтобы положить конец детскому труду, расширить права женщин на рабочем месте и установить ответственность судовладельцев за транспортные происшествия с участием моряков. Эта организация продолжила существование и после расформировании Лиги, войдя в состав Организации Объединенных Наций в 1946 году.
1922: Международный суд в Гааге. Состав суда на сессии 1922 года. Слева направо: Шукинг (Германия), Хубер (Швейцария), Ода (Япония), Бустаманте (Куба), Ниджхолм (Дания), Вайс (Франция), президент суда Бернард Лодер (Нидерланды), Финкли (Англия), Бассет Мур (США) Альтимара (Испания), Анджелотти (Италия), Вэй Чунг Хай (Китай) и секретарь Хаммаршельд (Швеция), Гаага, Нидерланды 1922 года

1923: Международный суд в Гааге. Состав суда. Слева направо: Господи Финли (Англия), Бернхард Лодер (Нидерланды), Вайс (Франция), Джон Бассет Мур (США), Йованович (Югославия) Бейчманн (Норвегия) Хубер (Швейцария), Анцилотти (Италия), Нихолм (Дания), Альтамира (Испания), Ода (Япония), сэр Герберт Эймс (Лига), Хаммаршельд (секретарь, Швеция). Гаага, Нидерланды

Лига хотела отрегулировать торговлю наркотиками и учредила Постоянный центральный опийный совет, чтобы контролировать статистическую систему управления, введенную вторым Международным опийным соглашением, которое добилось запрета производства, изготовления, торговли и розничной продажи опиума и его побочных продуктов. Совет также установил систему свидетельств импорта и экспортных разрешений для законной международной торговли наркотиками.
1923: Д-р Рудольф Альфред Циммерман (1869-1939), Верховный комиссар Лиги Наций в окружении своих сотрудников. Вена, Австрия

Комиссия по вопросам рабства стремилась искоренить рабство и торговлю людьми во всем мире и боролась с проституцией. Ее основным успехом являлось давление на правительства, которые управляли переданными под мандат странами, чтобы положить конец рабству в этих странах. Лига обеспечила обязательство Эфиопии отменить рабство как условие членства в 1926 году и работала с Либерией над отменой принудительного труда и межплеменного рабства. Она также преуспела в том, чтобы уменьшить показатель смертности рабочих, строящих железную дорогу Танганьики, с 55 % до 4 %. Отчеты были сведены к контролю рабства, проституции и торговле женщинами и детьми.
1924: Конференция Лиги Наций во Дворце Наций в Женеве, Швейцария.

1924: Участники Лиги Наций во Дворце Наций в Женеве

1924: председатель голландской делегации Карнебик (слева) беседует с послом в Париже Джоном Лоудоном

1924: Председатель голландской делегации Карнебик (2-й слева) в разговоре с другими дипломатами на заседании Лиги Наций в Женеве.

1924: Председатель голландской делегации Карнебик (2-й слева) в разговоре с другими дипломатами на заседании Лиги Наций в Женеве

1924: Британская делегация на заседании Лиги Наций в Женеве

1924: Делегаты из нескольких европейских стран встретились на заседании Лиги Наций в Женеве

1924: Заседание Лиги Наций во Дворце Наций в Женеве

Под руководством Фритьофа Нансена, Комиссия по делам беженцев заботилась о беженцах, включая наблюдение за их репатриацией и, когда необходимо, переселение. В конце Первой мировой войны было два-три миллиона экс-военнопленных, разбросанных по всей России - в течение двух лет с момента основания комиссии, в 1920 году, она помогла 425 тыс. из них вернуться домой. Она также учредила паспорт Нансена в качестве средства идентификации лиц без гражданства.
Комитет по исследованию правового статуса женщин стремился расследовать положение женщин во всём мире. Он был образован в апреле 1938 и распался в начале 1939 года. Среди участников комитета была P. Bastid (Франция), M. de Ruelle (Бельгия), Anka Godjevac (Югославия), H. C. Gutteridge (Великобритания), Kerstin Hesselgren (Швеция), Dorothy Kenyon (Соединенные Штаты), М. Paul Sebastyen (Венгрия) и Hugh McKinnon (Великобритания).
1924: Эдгар Олджернон Роберт Гэскойн-Сесил, 1-й виконт Сесил-оф-Челвуд (1864 - 1958) - британский юрист, парламентский, общественный и государственный деятель, активный сотрудник и идеолог Лиги Наций, лауреат Нобелевской премии мира 1937 года, врученной ему за заслуги перед Лигой Наций.

Между 1920 и 1946 годом в общей сложности 63 страны стали членами Лиги Наций. Пакт Лиги Наций был включен в состав Версальского договора и вступил в силу 10 января 1920 года. США, Хиджаз и Эквадор, подписавшие Устав (Пакт) Лиги Наций, не успели ратифицировать его к этой дате. В итоге, США и Хиджаз так и не вступили в организацию (Хиджаз в 1925 году был присоединен к Неджду), а Эквадор сумел вступить в Лигу Наций лишь в 1934 году. Лига Наций была ликвидирована 20 апреля 1946 года, когда ее активы и обязательства были переданы в ООН.
1925: Портрет Дж..Ван Хамела (1880-1964), голландского профессора права и верховного комиссара Лиги Наций

Мандаты Лиги Наций были установлены согласно статье 22 Соглашения Лиги Наций. Мандатные территории были прежними колониями Германской и Османской империй, которые были взяты под наблюдение Лигой после Первой мировой войны. Постоянная Комиссия мандатов контролировала Мандаты Лиги Наций, а также организовывала плебисциты на спорных территориях так, чтобы жители могли решить, к какой стране они желают присоединиться.
1926: Граф Стефан Бетлен, руководитель венгерской делегации по пути на заседание Лиги Наций

Последствия Первой мировой войны оставили много вопросов, которые требовали урегулирования между государствами, в том числе точное положение национальных границ. Большинство этих вопросов были рассмотрены союзными державами в таких органах, как Высший совет союзников. Союзники, как правило, обращались к Лиге только с особо трудными вопросами. Это означало, что в течение первых трех лет 1920-х Лига играла небольшую роль в устранении последствий суматохи, последовавшей после войны.
1926: Германия вступила в Лигу Наций. Делегацию возглавляет министр Густав Штреземан. Рядом с ним лорд Чемберлен, Аристид Бриан и фон Шуберт

1926: Первый день сессии Лиги Наций в Женеве. Принятие Германии в члены Лиги Наций
Штреземан, Густав: министр иностранных дел, канцлер, лауреат Нобелевской премии мира в 1926 году, Германия. Лютер, Ханс: канцлер, президент Рейхсбанка, посол Германии в США.Бриан, Аристид: премьер-министр, министр иностранных дел Франции.
Вандервельде, Эмиль: государственный секретарь, министр юстиции, социал-демократ, юрист, Бельгия. Скилоджа, Витторио: Министр иностранных дел Италии.

Поскольку Лига развивалась, ее роль расширилась и к середине 1920-х она стала центром международной деятельности. Это изменение может быть замечено в отношениях между Лигой и лицами, не являющимися членом каких-либо организаций. Соединенные Штаты и Россия, например, все больше и больше работали с Лигой. В течение второй половины 1920-х Франция, Великобритания и Германия использовали Лигу Наций как центр их дипломатической деятельности, и министры иностранных дел этих стран посетили встречи Лиги в Женеве во время этого периода. Они также использовали органы Лиги, чтобы попытаться улучшить отношения и уладить разногласия.
1926: Профессор Дж. Эмель на корабле вместе со своей семьей отправляется в Данциг, где он должен исполнять должность Верховного комиссара Лиги Наций Амстердам

1926: Голландский посол в Париже Джон Лоудон избран председателем конференции по разоружению при Лиге Наций в Женеве

В дополнение к территориальным спорам, Лига также попыталась вмешаться в другие конфликты между нациями.
1928: Советская делегация на одном из заседаний Лиги Наций

1928: Девятая Ассамблея Лиги Наций, Йохан Бернсторф (Германия). Женева

1928: Девятая Ассамблея Лиги Наций, Герман Мюллер (Германия).

Среди ее успехов были попытки бороться с международной торговлей опиумом и сексуальным рабством и ее работа над облегчением положения беженцев, особенно в Турции в период к 1926 году.
1929: Висент Герреро (председатель) закладывает первый камень здания будущей штаб-квартиры Лиги Наций в Женеве

Портрет доктора Рудольфа Альфреда Циммермана (1869-1939), мэра Роттердама, а затем Верховного комиссара Лиги Наций

Одним из его нововведений в этой последней области было введение паспорта Нансена - первым всемирно признанным удостоверением личности для не имеющих гражданства беженцев.
Нансеновский паспорт

1930: На заседании Лиги Наций

Многие из успехов Лиги были достигнуты ее различными агентствами и комиссиями.
1933: Адольф Гитлер объявляет о выходе из Лиги Наций. Берлин

Статья 8 соглашения Лиги поставила перед ней задачу сокращения вооружений к минимальным объемам, совместимым с национальной безопасностью и осуществлением общих действий международных обязательств. Существенное количество времени и энергии Лиги было посвящено разоружению, даже притом, что много правительств-членов сомневалось, что такое обширное разоружение могло быть достигнуто или даже желательно. Силы союзников были также под обязательством из Соглашения относительно Версаля, ограничивающего их вооружения, введенных в отношении побежденных стран, это были названо первым шагом в направлении разоружения во всем мире. Члены Лиги придерживались различных взглядов к разоружению. Французы отказывались уменьшать свои вооружения без гарантии военной помощи, если они подвергнутся нападению, Польша и Чехословакия чувствовали себя уязвимыми к нападению с востока. Страх перед нападением увеличился, поскольку Германия восстановила силы после Первой мировой войны, особенно после того, как Гитлер получил власть и стал канцлером в 1933 году.
1935: Аэрофотосъемка Саарбрюккена. Саар является промышленным районом. Этот район в прошлом веке был "яблоком раздора"" Европы. 15 лет был под контролем Лиги Наций

1935: Комитет Лиги Наций готовится к голосованию по Саару. Слева направо: г-жа Уэмбо (США), председатель комитета Генри (Швейцария), г-н Роде из Швеции, г-н де Йонг из Нидерландов и датский делегат Хеллштадт

1935: Во время внеочередной сессии Лиги Наций представитель Португалии, г-н Васконселлос (справа) беседует с министром иностранных дел Чехословакии Эдвардом Бенешем (1884-1948)

1935: Сэр Джеффри Джордж Нокс, председатель управляющей комиссии Саара от Лиги Наций

1935: Верховный Главнокомандующий армии Лиги Наций генерал-майор Бринд по приезду в Саарбрюкен, Саар

1935: Контингент британских солдат в Сааре накануне голосования

1935: Контингент нидерландских солдат в Сааре накануне голосования

1935: Контингент итальянских солдат в Сааре накануне голосования

Решение о роспуске Лиги принято единогласно представителями 34 стран, участвовавших в последнем заседании Генеральной Ассамблеи: «Лига Наций должна прекратить свое существование». Решение также установило дату ликвидации Лиги: на следующий день после закрытия сессии. 19 апреля 1946 года, Председатель Ассамблеи, Карл Дж. Хамбро из Норвегии, заявил, что «двадцать первая и последняя сессия Генеральной Ассамблеи Лиги Наций закрыта.» В результате, Лига Наций прекратила свое существование 20 апреля 1946 года
1936: Заседание Лиги Наций в Женеве, Швейцария. Негус Абиссинии Хайле Селассие (слева в черной куртке) и члены его делегации слушают выступление Эден, который объясняет причины снятия санкций в отношении Италии

1937:Генерал-губернатор Старкенборгю Стачюоушер, последний колониальный генерал-губернатор Голландской Ост-Индии в разговоре с представителями Лиги Наций. Бандунг

1937: Прием по случаю съезда Лиги Наций дает генерал-губернатор Голландской Ост-Индии Старкенборгю Стачюоушер в Бандунге.

1939: Двадцатая Ассамблея Лиги Наций

1939: Министр иностранных дел Финляндии Рудольф Холсти выступает перед Генеральной Ассамблеей Лиги Наций 11 декабря по поводу начала так называемой "Зимней войны". 14 декабря Советский Союз будет исключен из Лиги Наций

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!