Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Что характерно для этнической группы. Особенности этнической культуры

Этническая психология - междисциплинарная наука, в основе которой лежат этнография (этнология) и психология. Это «наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях» (Н. М. Лебедева,1999).

Если в западной традиции этническая психология входит в состав кросс-культурной как ее небольшая часть, то у нас, скорее, наоборот – кросс-культурный анализ является необходимым прикладным методом, служащим основной цели – глубокому пониманию и объяснению психологической сути этничности в жизни индивида и общности: кросс-культурная психология находится внутри этнической.

Цели этнической психологии

1. Выявление психологических механизмов формирования позитивной этнической и культурной идентичности. Необходимо понять и объяснить этническую культуру, ее духовно-философскую сущность, специфические культурные механизмы регуляции сознания и поведения человека, особенности ценностной структуры культуры, типы ее социальной организации, принципы внутри- / внешнегруппового взаимодействия. Представитель данной культуры должен понять нормы и правила своей культуры, что поможет понять причины интолерантности, увидеть, что негативно оцениваемые качества его культуры представителями других культур – это непонятная оборотная сторона очень ценных позитивных качеств. Формирование стойкой и позитивной этнической идентичности является надежным щитом на пути этнической маргинальности и психических расстройств, формирования иррациональной этнической нетерпимости.

2. Изучение психологических механизмов формирования этнической толерантности на групповом и личностном уровне. Необходимо искать пути взаимопонимания и тождественности культур в их духовно-нравственных основах, т.к. они общие у всего человечества.

Основные задачи этнической психологии

  • исследование социально-психологических проблем межэтнического взаимодействия: особенности межэтнического восприятия, психологических механизмов межэтнической напряженности, явление этноцентризма и этнической интолерантности в межгрупповом взаимодействии, особенности этнических миграций, аккультураций…;
  • изучение особенностей формирования и актуализации этнической идентичности на индивидуально-личностном уровне; проблем личностной саморегуляции в межэтническом взаимодействии; особенностей трансформации этнической идентичности личности;
  • создание и апробация программ и методов социальнопсихологического тренинга успешного межкультурного взаимодействия и методов этнопсихологической коррекции личности;
  • развитие теории этнической психологии с целью понимания психологических законов влияния этнической и культурной принадлежности на жизнь человека.

Иерархия этносов

  • субэтносы – входят в состав тех или иных этносов,
  • суперэтносы – охватывают несколько этносов
    • по ряду исторических, культурных, психологических свойств, относительно близких друг другу.

Таким образом, один и тот же человек может одновременно входить в несколько этнических общностей различного уровня.
Можно считать себя русским (основное этническое подразделение), казаком (субэтнос) и славянином (суперэтнос).

Характерные признаки этноса

  1. общность территории проживания,
  2. наличие общего исторического прошлого,
  3. единого языка, культуры, особенностей психики ,
  4. самое главное, что общность эта осознаваема самими людьми, что находит отражение в сознании своего единства и отличия от других общностей,
  5. в наличии самоназвания и общего имени для своей группы.

Уровни характеристик этноса

  • этнообразующие факторы
    • общность территории,
    • эндогамия;
  • этнические признаки, отражающие реальные различия
    • язык,
    • культура;
  • этническое самосознание (высший уровень, производное от первых двух).

Основные определения этнической психологии

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в т. ч. и языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований, т. е. самосознанием. Каждый из этносов имеет собственное имя - этноним. Содержание этноса не сводится к самоназванию.

Этноним – именно самоназвание. Имя, данное своей общности, может отличаться от имен, присвоенных данному этносу другими народами (экзоэтноним). Например, этнос, называемый себя «дойч», порусски именуется «немцы», по-сербски – «шваб» и т. д.

Топоним – название территории, где проживает тот или иной этнос. Но этноним не имеет, в отличие от топононима, географического характера. Этноним устойчив, передается из поколения в поколение и напрямую не связан с территорией первоначального расселения этнической общности.

Этническая общность – это, прежде всего, общность представлений о каких-либо признаках, а не сама по себе культурная отличительность. Не случайно попытки определить этнос через ряд признаков терпят неудачу, тем более что с унификацией культуры количество этнодифференцирующих признаков неуклонно сокращается (что, правда, компенсируется привлечением новых элементов, связанных с профессиональным искусством и литературой, историческими знаниями). Поэтому с позиции психолога можно определить этнос как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие.

Этническое самосознание – осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности. Это относительно устойчивая система осознанных представлений и оценок, реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков жизнедеятельности этноса. В итоге формирования этой системы человек осознает себя в качестве представителя определенной этнической общности. Этническое самосознание – часть этнического сознания. Этническое сознание – общность мнений, оценок, представлений, установок, ценностей, в которых выражено отношение к этническим проблемам. Оно регулирует поведение членов группы через своих характеристики: этнические интересы, потребности, нормы, ценности и цели этнической группы (В. В. Волкова, 1992).

Проявления этнического самосознания

  1. осознание особенностей этнической культуры;
  2. осознание психологических особенностей своего этноса;
  3. осознание собственных этнопсихологических особенностей;
  4. осознание тождественности с этносом;
  5. осознание себя в качестве субъекта этнической общности;
  6. социально-нравственная самооценка этничности.

Выделяют типы самосознания :

  • этническое самосознание и
  • этнологическое самосознание.

Этническое самосознание действует на уровне обыденного сознания, фиксирует принадлежность к тому или иному этносу. Это выражается в выборе этносом наименования (этнонима), свидетельствующего об осознании членами этноса их единства и отличия от членов других этносов. В своем развитии этническое самосознание проходит несколько стадий:

  1. осознание национальных чувств, начальный этап выделения своего этноса и дифференциация его от других этнических общностей, противопоставление «мы» – «они»;
  2. осознание своей этнической принадлежности, формирование этнической идентичности;
  3. осознание приверженности к определенным национальным ценностям, общности интересов. На этой стадии начинает формироваться этнологическое самосознание.

Этнологическое самосознание – осознание принадлежности к этносоциальной общности; осознание места и роли своей общности в системе межнациональных отношений, осознание самобытности, уникальности своей культуры, понимание своего места в социальном мире. В результате развития актуализируется потребность в самоопределении нации, в создании собственной государственности. В крайнем своем проявлении этнологическое самосознание может принимать формы этноцентризма и национализма. Главная задача этнологического самосознания – формирование национальной идеи. Как только идея оформляется, отражая основные потребности и интересы этнической группы, становится известной и доступной людям, принимается ими, у большинства членов этноса создается впечатление о нации как едином целом, отличном от других, т. е. в сознании людей начинается процесс национального самоопределения. Этнологическое самосознание основывается и на осознании сходства с другими этносами. Поиск общих интересов и взаимовыгодный обмен культурами и материальными ценностями – наиболее перспективный путь развития межнациональных отношений.

Понятие этническое самосознание близко к понятию «этническая идентичность» и «этничность» – терминам, наиболее принятым в западной научной традиции.

Довольно часто понятие этническое самосознание отождествляется с понятием этническая идентичность (ЭИ), считается синонимом. Однако это не совсем так. По мнению Г. У. Солдатовой (1998), ЭИ, с одной стороны, более узкое понятие, т. к. представляет когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания, а с другой – более широкое, т. к. содержит слой бессознательного. ЭИ должна изучаться в двух аспектах – как концентрированная форма и главная характеристика этнического самосознания и как его «изнанка» – этническое бессознательное.

Психологический склад этноса – специфический способ восприятия и понимания членами этнической общности различных сторон окружающей действительности. Создается из поколения в поколение, и каждый исторический этап оставляет на нем глубокий след.

Этнографы в качестве определяющего фактора формирования этнопсихических свойств народа выделяют влияние культурной среды. Собственно культура начинается с того, что на поведение индивидов накладываются ограничения, т. к. целостность культурной среды предполагает выработку единых правил поведения, общей памяти, единой картины мира у представителей конкретного этноса. В процессе развития каждый народ создает собственную однородную систему ценностей, которые используются его членами для выражения своего мироощущения и этнического самоопределения.

Этнолингвисты в качестве ведущего фактора формирования психики этноса рассматривают влияние языка как своеобразной копилки исторического опыта народа.

В антропологических исследованиях характер детерминации психических свойств этноса сводится к описанию тех или иных комплексов как статичных психических особенностей народов. Исследования национального характера осуществляются при помощи понятий «базовая» и «модальная» личность.

Своеобразный психический склад вырабатывается у этноса в результате всей совокупности специфических условий его существования. В социальной жизни этническая общность проявляется лишь тогда, когда входящие в нее люди не только говорят на одном языке, живут на одной территории, но и чувствуют себя принадлежащими именно к этой общности.

Элементы психологического склада этноса:

  1. этнический характер (ЭХ);
  2. этнический темперамент (ЭТ);
  3. этнические обычаи и традиции (ЭОТ).

Этнический характер отражает специфику исторически сложившихся свойств психики, отличающих один этнос от другого. Определяется совокупностью социально-экономических, исторических, географических условий существования этноса. Чем сложнее и противоречивее эти условия, тем сложнее и противоречивее ЭХ. Черты ЭХ могут преобразовываться или вовсе исчезать. Они динамичны, однако их динамичность проявляется через большие отрезки времени, поэтому для наблюдателя черты ЭХ кажутся четко зафиксированными, закрепленными в ПСЭ. ЭХ объективируется в культуре народа (литературе, искусстве, танцах…), поскольку, с одной стороны, формируются культурой, с другой – оказывают существенное влияние на ее развитие.

Некоторые ученые сводят вопрос об ЭХ к поиску и выделению черт, присущих конкретному народу: русские – широта души и удаль, грузины – гордость и горячность, латыши – холодность и скрытность. Но все эти черты в разной степени имеются у каждого народа. В характере любого народа представлена совокупность личностных свойств всего человечества, однако структура и степень выраженности этих свойств является специфической, что и отражено в характере этноса. Специфичность психологических качеств проявляется в стереотипах восприятия, чувствования и поведения представителей конкретного этноса. Специфические качества так или иначе доминируют в структуре личности большинства представителей общности.

Таким образом, уникальна только структура характерологических особенностей этноса, а все элементы, входящие в нее, являются общими. Речь идет не о том, что этническая общность монопольно обладает той или иной чертой, а лишь о различиях между народами в степени ее проявления.

Этнический темперамент внешнее выражение ЭХ. ЭТ – это определенный стандарт реагирования на конкретную ситуацию, который присущ не каждому представителю этнической общности, а лишь ее большей части. У народов с относительно одинаковыми условиями жизни различия в глубине и быстроте реакций незначительны.

ЭТ максимально выражается в особенностях вербального и невербального общения, что отражается на темпе речи, количестве и энергичности движений, величине социальной дистанции, открытости в проявлениях чувств…

ЭТ обусловлен не силой нервной системы (ее подвижностью и возбудимостью), как это принято рассматривать в общей психологии, а установившимися в культуре конкретного народа стереотипами реагирования.

Этнические обычаи и традиции – «статические элементы» ПСЭ. Обусловлены как объективными социальными отношениями, так и субъективными идеями, представлениями, верованиями, мифами, легендами, передающимися из поколения в поколение. В них объективируются субъективные представления о нормах и правилах поведения.

Многие нормы и правила поведения усваиваются людьми с помощью механизма подражания. Изначально эти нормы предлагаются и внедряются в общность специально и сознательно. Последующие поколения утрачивают представление о цели и необходимости выполнения конкретного правила, в их сознании остается только алгоритм действия, а представление о целесообразности данного типа поведения уходит в подсознание. На уровне сознания закрепляется лишь ритуал, обычай или традиция. Именно поэтому мы точно не знаем, для чего нужно постучать по дереву, пустить в дом первой кошку, одеть невесте белое платье и фату.

Таким образом, обычаи и традиции объективны и субъективны одновременно, иначе они не сохранились бы, а исчезли быстро и безвозвратно. Они закреплены и зафиксированы в сознании и подсознании.

Этнические обычаи – порядки и правила поведения, которые охватывают преимущественно сферу бытовых отношений. В основе обычаев лежат привычки. Из поколения в поколение эти привычки закрепляются, отшлифовываются, проверяются на практике и приобретают устойчивую форму.

Этнические традиции – обращены к духовному миру человека, играют роль стабилизаторов и воспроизводителей общественных отношений посредством формирования психических качеств, требуемых для этих отношений. Это определенные обственные установления, нормы и правила поведения, отношение к моральным и нравственным ценностям. Традиции влияют на психику прямо и опосредованно. Например, при опосредованном влиянии формирование черт человека происходит в соответствии с организацией порядка повседневной жизни и отношений, отступление от которых осуждается общественным мнением.

Этнические обычаи и традиции формируются, развиваются и изменяются в зависимости от условий, в которых живет этнос. Одни традиции и обычаи появляются, другие отмирают, третьи приобретают новое содержание, но сохраняют старую форму.

Этническое – это целостная система отношений личности к природе, обществу, идеологии и морали.

В связи с этим Л. Н. Гумилев классифицировал этнические общности следующим образом:

1) по отношению к природе (к миру вещей):

– этносы, которые пришли в состояние равновесия с природой, относятся к ней бережно (народы Крайнего Севера);

– динамически развивающиеся этносы за счет покорения, разрушения природы;

2) по отношению к обществу (к миру людей):

– комплементарные этносы, которые симпатизируют друг другу, совместимы по причине схожести основных этнических установок;

– некомплементарные этносы, у которых преобладают негативные оценки и страхи различной степени друг к другу;

3) по отношению к миру идей (дополнение Л. Г. Почебут):

– креативные этносы, создающие и продуцирующие идеи (эти идеи могут быть связаны с созданием новой религии, нового права, уникальной культуры, могут предлагать создание новых технологий);

– аккомодативные этносы, не склонные к продуцированию новых идей, а ориентированные на заимствование их у других этносов, могут быть:

Активными (завоевывают территории, перекупают ученых);

Пассивными (спокойно и дружественно принимают дары цивилизации, перерабатывают идеи и адаптируют их к своей национальной культуре и традициям, т. е. они разгружают мир от переизбытка идей и культур). Таким образом осуществляется процесс взаимопроникновения и распространения идей (например, христианская религия в Африке – африканизация религиозных ритуалов).

Бывает, что люди не только не считают свою культуру, нравы и обычаи лучшими, но и обнаруживают нечто вроде неполноценности и благоговеют перед всем чужеземным. Одно из исследований показало, что финны отдали предпочтение не своей культуре, а американской и датской. С другой стороны, люди способны объективно относиться к своей национальной культуре и позитивно оценивать не только свое, но и что-то чужое. Важно, что позитивно оценивая культурные достижения другого этноса, люди могут быть ориентированы на использование чужих идей для развития своей общности, что не рассматривается как унижение национального достоинства. Национальные интересы в таком случае гармонично включаются в систему общечеловеческих интересов, происходит взаимовыгодный обмен идеями и культурными ценностями.

Все жители нашей большой планеты очень разные: к примеру, горцы совсем не похожи на островитян. Даже в пределах одной нации или страны могут существовать отдельные этнические группы, отличающиеся своими культурными особенностями и традициями. По сути, этническая группа - это часть этноса, некая общность, которая сформировалась на определенной территории исторически. Рассмотрим более подробно этот вопрос.

История и происхождение термина

На сегодняшний день этническая группа - это важный объект исследования для таких наук, как история, география населения, культурология. Социальные психологи изучают этот вопрос с целью предотвращения и разрешения различных этнических конфликтов. Каково происхождение данного термина?

Очень интересна этимология слова "этнос". С его можно перевести как "не грек". То есть, по сути, "этнос" - это чужак, иностранец. Древние греки использовали этот термин для обозначения различных племен не греческого происхождения. А вот себя они называли другим, не менее известным словом - "демос", что в переводе означает "народ". Позже термин перекочевал и в латинский язык, в котором появилось и прилагательное "этнический". В Средние века он также активно употреблялся в религиозном значении, будучи синонимом слов "нехристианский", "языческий".

Сегодня "этнос" стал чисто научным термином, которым обозначаются все виды этнических групп. Наука, занимающаяся их изучением, называется этнографией.

Этническая группа - это...

Какое же значение этого термина? И каковы его особенности и отличительные черты?

Этническая группа - это устойчивая общность людей, которая сформировалась на определенной территории и имеет свои отличительные характеристики. О признаках такой группы речь пойдет немного позже.

В науке данный термин очень часто отождествляют с такими понятиями, как "этничность", "этническая идентичность", "нация". А вот в правовой сфере он и вовсе отсутствует - там он часто заменяется терминами "народ" и Отсутствие четких определений всех этих понятий является серьезной научной проблемой. Многие ученые полагают, что за каждым из них скрывается свой конкретный феномен, поэтому отождествлять их нельзя. В "этническая группа" советские исследователи часто злоупотребляли категориями социологии, а западные - психологии.

Западные ученые выделяют две очень важные черты этнических групп:

  • во-первых, они не имеют своей собственной государственности;
  • во-вторых, имея свою историю, этнические группы не являются активными и важными историческими субъектами.

Структура этнической группы

Все существующие этнические группы имеют приблизительно одинаковую структуру, которая состоит из трех основных частей:

  1. Ядро этнической группы, для которого характерна компактность проживания на конкретной территории.
  2. Периферия - это часть группы, которая территориально обособлена от ядра.
  3. Диаспора - эта та часть населения, которая территориально рассеяна, в том числе, она может занимать территории других этнических общностей.

Основные признаки этнических общностей

Существует несколько признаков, по которым конкретного человека можно отнести к той или иной этнической группе. Примечательно, что эти характеристики сами члены общности считают для себя значимыми, они лежат в основе их самосознания.

Вот главные признаки этнической группы:

  • родство по крови и браку (данный признак считается уже несколько устаревшим);
  • общая история происхождения и развития;
  • территориальный признак, то есть привязка к конкретной местности, территории;
  • свои культурные особенности, а также традиции.

Основные виды этнических групп

На сегодняшний день существует несколько классификаций этносов и этнических общностей: географическая, лингвистическая, антропологическая и культурно-хозяйственная.

К этническим группам относятся следующие типы (уровни):

  • Род - не что иное, как тесная общность кровных родственников.
  • Племя - это несколько родов, которые связаны между собой общими традициями, религией, культом или общим диалектом.
  • Народность - это особая этническая группа, которая сформировалась исторически и объединена одним языком, культурой, верой и общей территорией.
  • Нация - это наивысшая форма развития этнической общности, для которой характерны общая территория, язык, культура и развитые экономические связи.

Этническое самосознание

Важным показателем уровня сформированности социальной этнической группы, в частности нации, является этническое самосознание. Этот термин выступает одним из основных в психологии рассматриваемых нами групп.

Этническое самосознание - это чувство принадлежности конкретного индивидуума к той или иной этнической группе, этносу, нации. При этом человек должен осознавать свое единство с этой общностью и понимать качественные отличия от других этносов и групп.

Для формирования этнического самосознания очень важным выступает изучение истории своего народа, а также культурных особенностей, фольклора и традиций, которые передаются из поколения в поколение, доскональное знание своего языка и литературы.

В заключение...

Таким образом, этнические - это довольно интересный феномен и отдельный объект исследований. Изучая отдельные общности, мы не только узнаем об их культурных или исторических особенностях, но также воспитываем в себе толерантность, терпимость и уважение к другим этносам и культурам. В конечном итоге понимание и уважение особенностей других этнических групп приводит к существенному уменьшению этнических споров, конфликтов и войн.

Основные характеристики этнических особенностей взаимодействия людей

В характеристике этноса широко используют такие понятия, как воля народа, его память, мышление, психический склад, характер, чувства народа, сознание. В подавляющем большинстве случаев используемые характеристики имеют крайне неопределенное значение. Понятие «психический склад» в различных источниках литературы интерпретируется совершенно по-разному с большой неопределенностью в содержании, аналогичное положение наблюдается и в использовании других терминов. Причина подобного результата заключается прежде всего в том, что осуществляется прямой перенос психологических характеристик на сообщество, которое представляется как единое целое, а этнос рассматривается как однажды сложившаяся неизменяемая общность.

Общности народов тесно переплетаются с этническими образованиями, которые возникают и исчезают, ассимилируя друг в друга или вытесняя более слабых, подчиняя или уничтожая их полностью. Следовательно, этнические факторы необходимо рассматривать в системе общественных отношений, и прежде всего экономических или хозяйственных, которые порождают соответствующие им политические, правовые, этические, культурные и другие формы отношений.

В процессе удовлетворения своих потребностей возникает необходимость общения, в котором и формируются отношения. Общественные отношения групповой деятельности людей развиваются по объективным законам, которые и детерминируют формирование этнических образований и социальное поведение отдельной личности, являющейся членом той или иной этнической общности. Факт этнической или национальной принадлежности, как высоко значимый на первом этапе общения, отступает на второй план в сравнении с факторами группового воздействия, среди которых определяющими является цель группового взаимодействия, характер совместной деятельности, результативность взаимодействия. Это порождает своеобразное пространство событий «цель - действие - результат», которое и определяет форму совместных отношений объединенных усилий взаимодействующих сторон.

Каждый человек попадает в исторически сформированные отношения людей к природе и друг к другу, формируясь как личность в этом окружении. Исторический процесс порождает множество различных форм межэтнического общения, которые опосредованно связаны между собой, и в этом процессе в качестве субъектов выступают только индивиды, воспроизводящие свои отношения, определяемые сложившимися формами совместной деятельности.

В работах К.Маркса и Ф.Енгельса отмечается, что с появлением универсального развития производственных сил устанавливается универсальное общение среди людей. Существующие этнические формы отношений и так называемый «психический склад» являются чисто историческим продуктом развивающейся совместной хозяйственной деятельности. Любой этнос и нация, лишенные своей истории, утрачивают свой «психический склад» и другие атрибуты своего существования.

Следовательно, любая общность людей, занятая совместной хозяйственной деятельностью, которая протекает в сходных условиях исторического развития, вне зависимости от места нахождения во времени и пространстве, приобретает характерные черты взаимообусловленных отношений, сладывающихся этой формой деятельности. В антропологических исследованиях говорится о конвергенции и дивергенции развития общности, что еще раз утверждает положение единства среды и объекта существования и изоморфизма действия общих принципов самоорганизации. Одинаковые условия среды всегда порождают адекватные условия соответствующих адаптивных форм поведения и наоборот, разнонаправленные изменения среды приведут в конечном счете к различным, вплоть до противоположных, адаптивных стереотипов поведения.

Если вернуться к понятию «психический склад», то в него, как правило, вкладываются наиболее устойчивые черты психологии людей, сложившиеся на основе длительной истории развития того или иного народа. Психический склад часто отождествляется с понятием характера, который трактуется как система свойств, чаще всего проявляющихся в многочисленной группе людей, нации или народности. В ряде случаев считается, что характер является более узким понятием, чем психический склад и понимается как совокупность всех устойчивых свойств психики. Можно дать более четкое определение характера, рассматривая его как совокупность стереотипных форм поведения, наиболее часто встречающихся во взаимообусловленных отношениях совместной жизнедеятельности. Данное определение носит статистическую основу и не может четко установить перечень стереотипов поведения, давая его среднее значение и вариативность в сигмальном отклонении от среднего или наиболее характерного. Следовательно, как «психический склад», так и «характер народа» являются некоторым диапазоном устоявшихся форм поведения, который у каждого народа имеет свой размах вариативности и местонахождения в поле социально-биологического пространства существования.

Путаница в понятиях «психический склад» и «характер народа» возникает из-за смешивания общего, особенного и единичного, неопределенности самих терминов и слабо разработанных теоретических положений проблемы психического склада нации и его структуры. Сущность многих ошибок и непонимания содержания этих терминов заключается прежде всего в том, что многие авторы пытаются вывести их определение либо только на базе социального, либо на базе психологического, не учитывая при этом, что реальные процессы протекают в двумерном поле событий, где каждая из характеристик выступает как независимая координата этого пространства.

Пытаясь детализировать термин «этнический характер», в него стараются вложить биологическую сущность темперамента как особенности протекания психических процессов в поведении человека. В отдельных случаях характер связывают с эмоциональными проявлениями народа, но эмоциональное проявление - это состояние, отражающее отношение к текущему процессу, а не стереотип наиболее часто встречающихся форм поведения. В иных случаях в характер вкладывается различие социальных установок, ценностных ориентации, морали, отношения к труду и т. д. Именно такой подход наиболее близок к истине, так как стереотипы этих характеров имеют устойчивое отношение с формой совместной хозяйственной деятельности и являются характерными в ее организации, и, естественно, в поведении тех, кто связан с ее обеспечением.

Ошибочны положения о врожденности характера народа и передаче его по наследству. Социальная среда в стабильности своего проявления определяет формирование личности, а проявление сформированных стереотипов может быть вариативным в зависимости от темперамента индивида. Перенося этот термин на все сообщество, следует понимать более конкретно содержание определяющих характеристик этого понятия. В этом случае необходимо говорить о процессе активности масс, связанной с положительным и отрицательным отношением к происходящему, скорости развития, силе, соотношении положительного и отрицательного, степени распространения этого отношения среди масс и локализации убеждений в отдельных ее образованиях. Такое представление темперамента народа имеет общее с темпераментом личности только в природе построения пространства отражения протекающих процессов, но это не дает основания переносить понятие темперамента из области физиологических процессов в область социальных. Говоря о национальном темпераменте, необходимо иметь в виду активность масс, их общее развитие, их отношение к происходящему. Управление этими процессами в известной мере осуществляется идеологической формой воздействия, с одной стороны, и принудительной, с другой. Это в известной мере соответствует принципам управления и биологической природой темперамента личности, но в данном случае можно говорить об изоморфизме общих принципов организации сложных систем.

Оценивая национальный темперамент, необходимо говорить о превалировании той или иной характеристики, которая обеспечивает устойчивое состояние общности и среды ее развития, а именно скорости распространения активности в массах, степени ее иррадиации и концентрации, силе проявления, преобладании одобрения или недовольства. Близкие по структуре своей организации социальные процессы порождают родственный национальный темперамент, характер, психический склад. Таким образом, темперамент определяет особенности проявления характера и психического склада этноса, нации, народа. Особенность проявления темперамента можно представить в виде пространства событий, в котором удобно давать его характеристику, сравнивая различные формы его проявления.

Многие авторы выделяют память как существенную характеристику этнической общности. Память как пространственно-временной след о предшествующем опыте сохраняет знания, которые приобретаются в опыте общения с окружающей средой, и дает возможность целесообразно их использовать при смене поколений в историческом процессе.

Взаимообусловленные отношения внутри этнической общности сохраняются в виде традиций, ритуалов, обычаев. Внешние отношения с соседями формируются либо как дружеские, либо как враждебные, что сохраняется в виде заветов, былин, убеждений и образов врага с особым выпячиванием наиболее опасных черт его поведения. Такие формы сказаний являются идеологической работой, возникшей раньше, чем появился термин, определяющий ее. Сегодня формирование представлений как о внутренних формах взаимоотношения в сообществе, так и внешних его отношениях целиком определяется средствами массовой информации и направленностью идеологической работы. Именно через кино, книги, радио и телепередачи целенаправленно формируется и поддерживается необходимая информация. Следовательно, неверно говорить о памяти народа как некой особой характерной черте этноса, которая является вечным хранилищем его культуры, самобытности.

Природа стабильности народной памяти является результатом стабильности взаимообусловленных совместных отношений. Именно их постоянство репродуцирует сохранность традиций, культуры, систематического поддержания наиболее важных сторон отношения как внутри общности, так и с окружающими соседями. Общность условий жизни, уровня экономического состояния порождает одинаковые образы, которые характерны для жизни любого этноса. Изменение условий жизни уносит с собой память о прошлом, стираются детали истории, и уже через несколько поколений новая среда формирует новые потребности, воплощая их в нормы, традиции, направленно избавляясь от прошлого, если оно препятствует организации новых форм отношений. Все то, что связывает отношения людей, как память сохраняется в языке живописи, эпосе, формируя чувства народа как взаимоотношения, возникающие в общественной жизни между людьми этнических общностей, отражая его общие моральные качества. Когда говорят о национальном чувстве или национальном настроении, то гораздо более обоснованно говорить о условиях быта, характерных для возникновения таких чувств и настроений. И если говорят о «глубокой грусти», пронизывающей большинство ирландских песен как отражение национального чувства, то такая же грусть пронизывает напевы украинцев, русских, эстонцев и любой большой или малой нации или национальности, которая находилась или находится в идентичных условиях.

Если чувства народа являются отражением переживания исторической действительности, то его целенаправленная деятельность проявляется в волевой активности, которая особенно ярко выступает в любой этнической общности, нации, страны в период стихийных бедствий, войн и других явлений, когда затрагивается наиболее важное, дорогое, объединяющее данную общность как самостоятельное совместное образование.

Волевая активность людей обусловливается материальным бытием, производственными отношениями. Для того чтобы иметь одну и ту же волю, члены большинства должны иметь одинаковые интересы, одинаковое жизненное положение, одинаковые условия существования. Таким образом, волевая активность народа детерминирована условиями жизни и деятельности людей, зависит от цели этой деятельности и ею определяется.

Важную роль в функционировании этнической общности играет этническое сознание и самосознание. Можно говорить о различном типе этнического самосознания, которое определяется господствующими идеологическими отношениями людей в данном обществе, а в конечном счете - условиями их материальной жизни. Содержание этнического и национального самосознания претерпевает существенные изменения на разных этапах своего общественно-исторического процесса. На его формирование прежде всего влияют общественная деятельность, сотрудничество, общение, межэтнические отношения.

Исторический процесс порождает множество различных форм межэтнического общения, которые опосредованно связаны между собой. Каждый индивид застает «исторически создавшиеся отношения людей друг к другу», что и выступает как память народа. В историческом процессе в качестве субъекта выступают только индивиды, а их взаимоотношения как производились, так и производятся заново и определяются развитием производительных сил. Именно последние влияют на качественное преобразование межэтнической среды, деятельности, изменения мотивов, потребностей, интересов, общения. Этнические или национальные факторы, которые играют существенную роль в начале общения, уходят на второй план в сравнении с факторами совместной взаимообусловленной деятельности, к которым можно отнести цель взаимодействия, характер деятельности, эффективность взаимодействия.

Этнопсихологические исследования показывают, что в мире не существует «чистого» народа, не впитавшего множества чуждых элементов и сохранившего некие постоянные свойства. Существующие этнопсихологические различия вызваны не постоянными свойствами этнических общностей, а локальными особенностями исторического развития. Поэтому задачей этнической психологии на современном уровне развития общества является изучение национальных отношений и их особенностей в становлении новых интернациональных отношений.

Вопросы для самоконтроля

1. Основные условия жизнедеятельности, которые определяют характерные особенности социокультурных отношений.

2. «Психический склад» как этническая характеристика и его историческая сущность.

3. Понятие «характер народа» и определяющие его условия.

4. «Национальный темперамент», природа его проявления и характеризующие признаки.

5. Память народа, ее природа.

6. Природа формирования национальных чувств.

7. Детерминирующие факторы воли народа.

8. Этническое сознание, его сущность и содержание.

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Основные характеристики предмета исследования и его социальные функции Учитывая, что безграмотных людей среди молодых ученых немало, надо признать, что написание диссертации является делом в целом полезным. Во время ее написания они читают книги и делают из них выписки,

Из книги Женщина. Где у нее кнопка? автора Виталис Вис

ЧАСТЬ I БАЗОВЫЕ ДАННЫЕ И ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ

Из книги Этнопсихология автора Стефаненко Татьяна Гавриловна

4.1. Определение и классификации этнических конфликтов Межгрупповые отношения состоят из неразрывной связи конфликтов и сотрудничества, но главные проблемы для любого общества вносятся многочисленными конфликтами. Когда мы говорим – «межгрупповые конфликты», на ум

Из книги Организационное поведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

4.4 Урегулирование этнических конфликтов Во многих странах мира уже многие десятилетия существуют службы, нацеленные на разрешение этнических конфликтов. Например, в США начиная с 50-х гг. анализ этнических конфликтов организован в рамках Службы общинных отношений. В

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Из книги Измененные состояния сознания автора Тарт Чарльз

Основные характеристики восприятия В предыдущем разделе мы рассматривали некоторые общие этапы развития высших психических процессов. Теперь перейдем к обсуждению особенностей каждого из них. Начнем с восприятия. Восприятием называется отражение предметов или

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

Основные характеристики мистического опыта Если допустить, что деавтоматизация имеет место, необходимо объяснить пять основных характеристик мистического опыта: а) сильное чувство подлинности происходящего, б) необычные перцепты, в) единение, г) невыразимость и д)

Из книги Добрая сила [Самогипноз] автора Лекрон Лесли М.

Ж. Пиаже. Фрагменты из гл. V "Основные характеристики логики ребенка" книги "Суждение и рассуждение ребенка" § 1. Эгоцентризм в мышлении ребенка…Логическая деятельность - это процесс доказывания, поиск истины. Когда же мы чувствуем потребность в проверке правильности

Из книги Радуга характеров. Психотипы в бизнесе и любви автора Карнаух Иван

Основные характеристики гипнотического состояния Различают три стадии гипнотического погружения: лёгкую, среднюю и глубокую. В состоянии лёгкого транса наблюдаются: глубокая мышечная релаксация, апатия, тяжесть во всех членах, заметное подрагивание зрачков под

Из книги Аутотренинг автора Александров Артур Александрович

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

Основные характеристики гипнотического состояния Различают три стадии гипнотического погружения: легкую, среднюю и глубокую. В состоянии легкого транса наблюдаются: глубокая мышечная релаксация, апатия, тяжесть во всех членах, заметное подрагивание зрачков под

Из книги Безопасное общение, или Как стать неуязвимым! автора Ковпак Дмитрий

55. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Основные технологии взаимодействия с «непростыми» людьми Существуют определенные технологии, которые можно применять при взаимодействии со сложными людьми. Потребуется время, чтобы овладеть этими методами, но инвестиции того стоят.Предлагайте сотрудничество. Люди не

Из книги Ху из ху? [Пособие по психологической разведдеятельности] автора Курпатов Андрей Владимирович

Из книги Трудные люди [Как с ними общаться?] автора Ковпак Дмитрий Викторович

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФИГУР» БИЗНЕС С

Из книги автора

Глава 3. Основные технологии взаимодействия с «непростыми» людьми Существуют определенные технологии, которые можно применять при взаимодействии со сложными людьми. Чтобы ими овладеть, требуется время, но инвестиции того стоят.Что за секретные технологии совладания с

В процессе формирования этнической идентичности в зависимости от сочетания различных причин и условий может складываться несколько ее основных типов. Эти типы выделены на основе эмпирически проверенных критериев и обладают стойкими чертами и признаками.

1. Адекватная идентичность . Образ своего народа воспринимается как положительный, проявляется соответствующее отношение к его истории, культуре, менталитету. В то же время такая позитивная этническая идентичность не направлена против других народов. При адекватной идентичности потребность в идентификации с данной этнической группой и уровень консолидированности с ней зависит не только от самой личности, но также и от ситуации. Поэтому могут иметь место отклонения от «нормы» в направлении ее угасания или даже отрицания.

2. Этноцентрическая идентичность - акцентирование личности на собственную этничность, ее безусловное некритическое предпочтение, восприятие жизни других народов сквозь призму культуры, традиционных установок и ценностных ориентаций своего этноса. При такой идентичности присутствуют элементы этноизоляционизма, замкнутости. Этноцентризм всегда подразумевает противопоставление каким-либо - то определенным, то неопределенным - «они». В этом случае проводится четкое различие между понятиями «мы» и «они», причем установки, обычаи и поведение, характеризующие «нас», некритически рассматриваются как безусловно высшие по отношению к «их» этническим характеристикам.

3. Этнодоминирующая идентичность - тип идентичности, при котором этничность является наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности (гражданской, политической, профессиональной и др.). При этом типе идентичности этническая принадлежность воспринимается как безусловно доминирующая ценность. Такая идентичность обычно основывается на представлениях об абсолютизации «этнического», о превосходстве своего этноса и, как следствие этого, сопровождается дискриминационными установками в отношении других этнических групп, признанием правомерности «этнических чисток», стремлением не смешиваться с другими этносами.

4. Этнический фанатизм - такой тип идентичности, при котором проявляется готовность идти на любые жертвы и действия во имя этнических интересов и целей. Причем эти интересы и цели часто понимаются иррационально или абсолютизируются. Люди буквально «теряют головы», у них замутнен разум. Этот тип представляет собой крайнюю форму агрессивной идентичности.

5. Этническая индифферентность - тип идентичности, характеризующий людей, практически равнодушных к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, ценностям своего и других народов. Они независимы от норм и традиций собственной этнической группы, и на их жизненные поступки и поведение в любых сферах деятельности не влияют не только этническая идентичность других, но даже их собственная этническая принадлежность.

6. Этнонигилизм - обычно проявляется в форме космополитизма и представляет собой отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей. Люди, придерживающиеся этнонигилизма, демонстрируют свою независимость от всего, связанного с этническим феноменом, представляемым ими даже как нечто вредное. Такие люди считают себя «прогрессивными» и принадлежащими человечеству, а не отдельному этносу. Отсюда отрицание всякой этничности, признание этнической идентичности архаичным, ненужным.

7. Амбивалентная этничность - слабо выраженная этническая идентичность, или «двойная» идентичность. Этот тип этнической идентичности распространен в этнически смешанной семье и среди иммигрантов. Для таких людей этническая идентичность - «внутренний референдум».

Разумеется, указанные типы этнической идентичности являются весьма условными. В реальной жизни очень часто нелегко бывает различать один вид идентичности от другого. К тому же надо иметь в виду, что в течение всей жизни человек может быть привержен то одной этнической идентичности, то другой. Кроме того, самих типов и видов идентичностей может быть больше.

Этнос: понятие, виды, характеристики

общность этнос наследование

В широком смысле слова общность представляет собой совокупность людей, объединенную устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающую рядом общих признаков, придающих ей неповторимое своеобразие. В отличие от общностей, создаваемых людьми сознательно в процессе их культурного развития, этнические общности (этносы) возникают исторически, независимо от воли и сознания людей, их образующих. Формы таких общностей различны -- от первобытного человеческого стада до современной нации.

Этническая общность - это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием.

В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса (в различных языках и в научной литературе термины "народ" и "этнос" употребляются как синонимы). Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего - общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство.

К функциям этнической общности можно отнести:

  • -- ориентировать человека в окружающем мире, обеспечивая его необходимой информацией;
  • -- задавать общие жизненные ценности;
  • -- обеспечивать физическую и социальную защиту всем членам общности.

Этническая общность устойчива во времени, для нее характерна стабильность состава, в ней человек обладает устойчивым этническим статусом и его невозможно исключить из этноса, благодаря этим качествам этнические общности являются одними из самых надежных форм социокультурной жизни людей.

Этимология понятия «этнос» (ethnos) свидетельствует о том, что этот термин зародился в древнегреческом языке, где последовательно имел несколько значений, среди которых основными были: народ, племя, группа людей, иноземное племя, язычники, род и др.

Значительный вклад в научную интерпретацию понятия «этнос» внес в 20-е гг. XX столетия русский этнограф С. М. Широкогоров, который первым сформулировал научное его определение, он рассматривал этнос как «группу людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличающих его от таковых других групп».

В советской науке вплоть до середины 1960-х гг. понятие «этнос» практически не использовалось. Лишь в середине 1960-х гг. произошло широкое обращение к этнической проблематике. Инициатором обсуждения этнической проблематики выступил С.А.Токарев, попытавшийся сформулировать некоторые важные проблемы теории этноса. Он пришел к следующему выводу: «этническая общность есть такая общность людей, которая основывается на одном или нескольких из следующих видах социальных связей: общности происхождения, языка, территории, государственной принадлежности, экономических связей, культурного уклада, религии (если последняя имеется)».

К концу 1970-х гг. в отечественной этнологии сложились два конкурирующих между собой понимания этого термина. Одно из них предложил академик Ю.В. Бромлей, который понимал этнос как социокультурное явление и определял его как «исторически сложившуюся на территории устойчивую многопоколенную совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме)».

На данный момент в науке еще не сложилось общепринятого понимания сущности этноса, но большинство авторов, в частности В.А. Тураев, характеризуют этнос «как совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также сознанием своего единства». Л.Н. Гумилев рассматривал этнос как биологический феномен и как форму адаптации группы людей к окружающей среде, кормящему ландшафту. Социальное в таком понимании этноса - это культура, которую он создает. Иногда этнос рассматривают как тип общности, основанный на информационных связях; как общность, объединяемая интересами и многие другие.

Характеристики этноса. В качестве отличающих данный этнос от всех других, могут выступать самые разные характеристики: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о малой родине, мифы об общих предках, национальный характер, фольклорное искусство и т.д. Значение и роль признаков не являются раз и навсегда данными, в восприятии членов этноса они меняются в зависимости от особенностей исторической ситуации, стадии консолидации этноса, особенностей этнического окружения. Каждый из них по своему необходим и важен, но при этом ни один из них не является определяющим, доминирующим по отношению ко всем остальным. Лишь только в сочетании и взаимосвязи эти признаки позволяют выделять различные этносы.

Так, в настоящее время никем уже не отрицается значение географической среды в формировании этноса, воздействующей на многие стороны жизни людей.

Практически во всех определениях этноса одним из главных факторов считается общность языка. Значимость данного фактора очевидна, но общность языка не всегда означает принадлежность к одному этносу. Так, немцы и большинство швейцарцев (65%), австрийцы и люксембуржцы говорят на немецком языке, но принадлежат к разным этносам. С другой стороны, внутри одного этноса могут функционировать несколько языков: у мордвы -- мокша и эрзя, у грузин -- мингрельский и сванский. Наличие различных языков не препятствует самоидентификации этих этносов.

Одним из важнейших признаков этноса принято считать общность территории. Изучение этнической географии показывает, что люди могут проживать в разных регионах, но принадлежать к одному этносу.

Здесь перед нами предстает еще один важный фактор -- этническое самосознание, т.е. осознание людьми, составляющими этническую общность, своей принадлежности именно к этой, а не к какой-либо другой общности.

Наличие этнического сознания необходимо предполагает существование общего названия этноса -- этнонима (от греч. этнос -- народ и лат. nomina-- название, имя).

Если члены той или иной культурно-языковой общности не обладают этническим самосознанием, то эта группа не является этносом.

Этнос есть общность социальная и только социальная. Но нередко она понимается не только как социальная, но и как биологическая. И это объяснимо. Члены этноса сосуществуют не только в пространстве, но и во времени. Этнос может существовать, только постоянно воспроизводясь. Он обладает глубиной во времени, имеет свою историю. Одни поколения членов этноса замещаются другими, одни члены этноса наследуют другим, то есть существование этноса предполагает наследование.

Но наследование наследованию рознь. Существует два качественно разных вида наследования. Одно из них наследование биологическое, через посредство генетической программы, заложенной в хромосомах, наследование телесной организации. Другое - наследование социальное, передача культуры от поколения к поколению. В первом случае принято говорить о наследственности, во втором -- о приемственности.

Отсюда вытекает представление, что этническая общность в своей основе есть общность происхождения, что этнос есть совокупность людей, имеющих общую плоть и одну общую кровь, что каждый этнос -- особая порода людей.

Когда перед человеком, который никогда не занимался теоретическими рассуждениями о природе этноса, встает вопрос о том, почему он принадлежит именно к этому, а не иному этносу, почему, например, он русский, а не татарин, англичанин и т.п., то у него естественно напрашивается ответ: потому что мои родители принадлежали к данному этносу, потому что мои родители -- русские, а не татары, не англичане и т.п. Для обычного человека его принадлежность к тому или иному этносу определяется его происхождением, которое понимается как кровное происхождение.

Когда же предки человека принадлежат не к одному, а к разным этносам, то нередко и он сам и иные, знающие об этом люди занимаются подсчетами, сколько в нем разных кровей и какова доля каждой из них. Говорят о долях русской, польской, еврейской и прочих кровей.

Подводя итоги, можно сказать, что этнос, или этническая общность, есть совокупность людей, которые имеют общую культуру, говорят, как правило, на одном языке, обладают общим самоназванием и осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих групп.

Этнос может иметь различную структуру. Он может состоять:

  • 1) из этнического ядра -- компактно живущей на определенной территории основной части этноса;
  • 2) этнической периферии -- компактных групп представителей данного этноса, так или иначе отделенных от основной его части;
  • 3) этнической диаспоры -- отдельных членов этноса, рассеянных по территориям, которые занимают другие этнические общности.

Этнос может быть весь подразделен на субэтносы -- группы людей, отличающиеся своеобразием культуры, языка и определенным самосознанием. В таком случае каждый из членов этноса входит в какой-либо из составляющих его субэтносов. Так, грузины делятся на картлийцев, кахетинцев, имеретин, гурийцев, мохевцев, мтиулов, рачинцев, тушин, хевсуров и т.д. У членов такого этноса существует двойное этническое самосознание: сознание принадлежности к этносу и сознание принадлежности к субэтносу.

Производным (родовым) по отношению к понятию «этнос» выступает понятие «этничность», которое перешло в русский язык из английского языка («ethnicity»).

Этничность можно рассматривать как особое чувство человека, выражающееся в переживании индивидом своей принадлежности к определенной этнической группе или общности, формирующееся на основании осознания культурного и генеалогического единства этой группы.

Она является результатом сложного взаимодействия личности и этнической общности, которое характеризуется тремя основными моментами.

Во-первых, этничность является в определенной мере навязанной, поскольку человек не выбирает этническую группу, в которой он рождается, а также то этнокультурное окружение, в котором оказывается с момента своего рождения.

Во-вторых, в силу своей значимости этничность требует от человека полной тождественности со своей этнической группой и является результатом выбора и волевых усилий по поддержанию им своей идентичности.

В-третьих, содержание этничности определяется положением этнической группы в обществе и человек оказывается вынужденным принять те признаки и факторы, которым наделяется его этническая группа в соответствии с ее социальным статусом.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!