Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Западные страны снг. СНГ: страны и состав организации

Содружество Независимых Государств (СНГ) возникло на постсоветском геополитическом пространстве после того, как попытки реформировать советскую федерацию потерпели неудачу. С политической точки зрения создание и функционирование СНГ можно рассматривать, как минимум, в двух аспектах: с одной стороны, Содружество может стать принципиально новой формой интеграции бывших союзных республик, с другой - способом цивилизованного "развода", призванным смягчить последствия распада великой державы.

8 декабря 1991 года в Минске главами трех государств-учредителей СССР (Беларусью, Россией и Украиной) было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств . В данном Соглашении было констатировано, что СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существование. Три государства, подтвердив свою приверженность целям и принципам ООН и Заключительного акта СБСЕ, заявили о создании СНГ и выразили стремление к тесному сотрудничеству в таких областях, как внешнеполитическая деятельность, экономика, транспорт и связь, охрана окружающей среды, миграционная политика и борьба с организованной преступностью. Статья 13 Соглашения предусматривала, что оно открыто для присоединения всех государств-членов бывшего Союза ССР и иных государств, разделяющих его цели и принципы.

Следует отметить, что Верховный Совет Украины при ратификации Соглашения (10 декабря 1991 года) ратифицировал его с двумя существенными оговорками, касающимися создания украинских вооруженных сил и самостоятельной экономической системы. В научной литературе высказывается точка зрения, согласно которой эти оговорки изменили изначальную сущность Соглашения и повлияли на правовую природу СНГ 1 .

21 декабря 1991 года в столице Казахстана Алма-Ате были приняты Протокол к указанному Соглашению и Алма-Атинская декларация . В соответствии с Протоколом, количество государств-учредителей СНГ выросло до 11, а Соглашение о создании Содружества должно было вступить в силу для каждого государства с момента его ратификации. В Декларации было указано, что взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе. При этом само Содружество не является ни государством, ни надгосударственным образованием. Впоследствии эта же формулировка была воспроизведена в статье 1 Устава СНГ. Подписавшие Декларацию государства подтвердили приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, а также общеевропейского и евразийского рынков. Государства-участники СНГ гарантировали в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР.


Спустя год, 22 января 1993 года, семь государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан) приняли в Минске Устав Содружества Независимых Государств , который вступил в силу через год после подписания (для Республики Казахстан - 20 апреля 1994 года). В течение 1993 и 1994 годов к соответствующему соглашению присоединились Азербайджан, Грузия и Молдова.

В соответствии со статьей 2 Устава, целями Содружества являются :

1)осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

2)всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

3)обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;

4)сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижения всеобщего и полного разоружения;

5)содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

6)взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

7)мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Устав СНГ содержит перечень из 13 принципов , на основе которых государства-члены должны строить свои отношения. Помимо принципов, сформулированных в Заключительном акте СБСЕ (см. главу 4), в этот перечень входят принцип учета интересов друг друга и Содружества в целом и оказание помощи на основе взаимного согласия, принцип объединения усилий и оказания поддержки в целях создания мирных условий жизни народов и обеспечения прогресса, принцип духовного единения народов Содружества, а также принцип верховенства международного права в межгосударственных отношениях.

К сферам совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты, статья 4 Устава относит:

Обеспечение прав и основных свобод человека;

Координацию внешнеполитической деятельности;

Сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, таможенной политики;

Сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

Охрану здоровья и окружающей среды;

Вопросы социальной и миграционной политики;

Борьбу с организованной преступностью;

Сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

В соответствии с Уставом, данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов.

Устав СНГ различает несколько категорий членов Содружества: государства-учредители (ратифицировавшие Соглашение и Протокол 1991 года), государства-члены (принявшие на себя уставные обязательства в течение одного года после принятия Устава или присоединившиеся к нему с согласия всех членов) и ассоциированные члены (желающие участвовать лишь в отдельных видах деятельности Содружества).

Прекращение членства в СНГ возможно путем добровольного выхода из Содружества (государство обязано письменно уведомить об этом депозитария за 12 месяцев до выхода). На сегодняшний день о своем выходе из содружества заявило только одно государство - Республика Туркменистан, которая изначально не подписывала Устав. Кроме того, Украина не ратифицировала Устав СНГ и формально не является членом Содружества.

Устав СНГ содержит положения о коллективной безопасности и военно-политическом сотрудничестве, предотвращении конфликтов и разрешении споров, а также о сотрудничестве в экономической, социальной и правовой областях (о конкретных формах такого сотрудничества - в соответствующих главах). Кроме того, в Уставе определяется статус основных руководящих органов Содружества.

Согласно статье 21 Устава, высшим органом СНГ является Совет глав государств , в котором на высшем уровне представлены все государства-члены. Совет глав государств обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств в сфере их общих интересов. Заседания Совета собираются два раза в год, однако по инициативе любого из государств-членов могут созываться внеочередные заседания. Как правило, заседания Совета глав государств проводятся в Минске. Председательствуют на них главы государств поочередно в порядке русского алфавита названий государств Содружества.

Как показывает практика, решения Совета глав государств являются важным источником права Содружества.

Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Совет глав правительств собирается на свои заседания четыре раза в год. Внеочередные заседания могут созываться по инициативе правительства одного из государств-членов.

Согласно статье 23 Устава, решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются консенсусом. Вместе с тем, любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе. В таких случаях решение может приниматься с общего согласия остальных членов Содружества. Оба органа могут создавать рабочие и вспомогательные органы как на постоянной, так и на временной основе.

Другими руководящими органами СНГ являются Совет министров иностранных дел (осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов), Координационно-консультативный Комитет (способствует реализации достигнутых договоренностей и организует работу других органов Содружества), Совет министров обороны, Экономический суд, Комиссия по правам человека и Межпарламентская ассамблея. Практически каждый из перечисленных органов действует на основании соответствующего положения, утверждаемого Советом глав государств.

Межпарламентская ассамблея Содружества действует на основании Устава СНГ и Конвенции о Межпарламентской ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств от 26 мая 1995 года. В состав ассамблеи входят парламентские делегации государств-участников, избираемые их парламентами из числа своих депутатов. Каждая делегация имеет в Ассамблее один голос. Ассамблея занимается вопросами сближения национального законодательства государств СНГ путем принятия модельных законов и различных рекомендаций по согласованию ратификации принятых в рамках Содружества соглашений. Кроме того, Ассамблея обсуждает вопросы сотрудничества государств-участников (в том числе переданные ей Советом глав государств и Советом глав правительств) и направляет свои рекомендации по этим вопросам различным органам Содружества. Важными направлениями деятельности Ассамблеи являются также принятие рекомендаций по приведению законодательства государств-участников в соответствие с заключенными в рамках СНГ международными договорами и содействие обмену между государствами информацией правового характера. Согласно Конвенции, очередные пленарные заседания Межпарламентской ассамблеи проводятся не реже двух раз в год. Внеочередные заседания могут быть созваны Советом Ассамблеи, который состоит из руководителей парламентских делегаций государств-участников. Ассамблея может создавать различные вспомогательные органы, которые необходимы для успешного выполнения возложенных на нее функций.

Анализ Конвенции показывает, что Межпарламентская ассамблея обладает международной правосубъектностью. Во-первых, в соответствии со статьей 12, ассамблея вправе заключать в пределах своей компетенции международные договоры. Во-вторых, она пользуется на территории государств-участников привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются ООН в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 года. Наконец, Ассамблея пользуется на территории государств-участников правами юридического лица со всеми вытекающими из этого последствиями.

Место нахождения Ассамблеи - Санкт-Петербург. Финансирование ее деятельности осуществляется на основе долевого участия государств-участников.

Кроме того, статья 34 Устава допускает учреждение на основе соглашений государств-членов различных органов отраслевого сотрудничества (советов, комитетов). Такие органы, в состав которых входят руководители соответствующих органов исполнительной власти государств, в пределах своей компетенции принимают рекомендации и вносят предложения на рассмотрение Совета глав правительств. В настоящее время в рамках СНГ создано более 70 органов отраслевого сотрудничества. 24 декабря 1993 года было принято Положение о полномочных представителях государств СНГ при уставных и иных органах Содружества. Такие представители пользуются на территории государств-участников дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

В соответствии с решением Совета глав государств от 2 апреля 1999 года председательство в органах СНГ осуществляется поочередно всеми государствами-членами на условиях ежегодной ротации. В тот же день было принято решение об образовании Исполнительного комитета СНГ путем объединения ряда существовавших к тому времени структур. 25 января 2000 года было утверждено положение об Экономическом совете СНГ, который состоит из заместителей глав правительств государств-участников.

Таким образом, правовой статус СНГ определяется тремя основными учредительными актами: Соглашением от 8 декабря 1991 года, Протоколом к данному Соглашению от 21 декабря 1991 года и Уставом от 22 января 1992 года. Во всех этих документах нет четкого определения международно-правовой природы СНГ, однако большинство ученых сходятся во мнении, что Содружество представляет собой региональную международную организацию. Наличие у СНГ международной правосубъектности подтверждается также консультативным заключением Экономического суда Содружества, который подтвердил, что оно является субъектом международного права и участником международных отношений. В марте 1994 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении СНГ статуса наблюдателя. Общепризнанно, что СНГ в качестве региональной международной организации может проводить миротворческие операции.

Сотрудничество государств в рамках СНГ осуществляется в различных направлениях. Соответственно, принято и действует большое количество различных соглашений, определяющих порядок и условия такого сотрудничества, круг и характер международных обязательств государств-членов. Наиболее известными договорами, регулирующими отношения между участниками СНГ, являются следующие:

Договор о коллективной безопасности 1992 года;

Две Конвенции о правовых отношениях и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (от 22 января 1993 года и от 7 октября 2002 года);

Соглашение о создании Зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокол 1999 года к нему;

Соглашение о создании объединенной системы противоракетной обороны (ОС ПВО) СНГ от 10 февраля 1995 года;

Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников Содружества от 19 января 1996 года;

Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 года и т. д.

Говоря о природе СНГ, следует обратить внимание на возможность любого государства произвольно определять круг областей международного сотрудничества в рамках СНГ и степень своего участия в нем (статья 10 Соглашения 1991 года, статья 23 Устава). Иными словами, объем международных обязательств каждого члена СНГ может быть различным, что привело на практике к появлению уже внутри Содружества отдельных союзов и объединений государств. В качестве примеров можно назвать белорусско-российский Договор о создании Союзного государства 1999 года и Договор о создании Единого экономического пространства 2003 года). Нетрудно также видеть, что все сильнее расходятся векторы внешнеполитической ориентации государств-членов, часть которых выбрали курс на приоритетное сотрудничество с США и Западной Европой. В результате некоторые вопросы международного сотрудничества с участием стран СНГ более активно прорабатываются в рамках таких организаций, как ЕврАзЭс, ШОС, ЦАС, ГУУАМ и др.). Объективное несовпадение интересов членов СНГ детерминирует ситуацию, когда большая часть из более чем двухсот принятых в рамках Содружества соглашений не выполняются или выполняются ограниченным числом участников. Так, львиная доля вопросов экономического сотрудничества рассматривается в рамках Экономического союза (см. п. 5 главы 24), который вообще не предусмотрен в Уставе СНГ. Участниками таких важных соглашений, как Договор об углублении интеграции в экономической, социальной и культурной областях 1996 года, Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве являются только четыре государства (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия). К последнему договору позже присоединились Таджикистан и (в январе 2006 года) Узбекистан.

В научной литературе высказывается точка зрения о необходимости значительного повышения эффективности СНГ как инструмента интеграции. Для решения этой задачи, в частности, предлагается установить нижний предел в девять государств, участвующих в подписываемых соглашениях, принять модельный закон о единообразном порядке внутригосударственных процедур относительно соглашений Содружества и др 1 .

Следует отметить, что руководство Республики Казахстан всегда проводило курс на углубление интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств и укрепление международного сотрудничества по всем направлениям.

К сожалению, сегодня, когда со времён распада Советского Союза прошло уже двадцать лет, далеко не каждый знает, какие страны входят в СНГ. Это в особенности относится к современной молодёжи, к тем, кто родился и учился в постсоветской России. Для них СССР - это государство со страниц учебников истории двадцатого века, нереальное государство прошлого, с которым их ничего не связывает.

Между тем, бывшие союзные республики ныне поддерживают политические и экономические отношения в рамках СНГ - Содружества независимых государств. Сегодня состав СНГ - это все страны, входившие ранее в СССР, за исключением трёх государств Прибалтики. Латвия, Эстония и Литва нынче ориентируются исключительно на западную модель общественно-экономического и государственно-политического развития, а потому они предпочли не вступать в Содружество.

Итак, какие страны входят в состав СНГ сегодня? Во-первых, это Российская Федерация, Украина и Белоруссия, которые и основали данную организацию в декабре 1991 года. Стороны договорились уважать суверенитет друг друга и развивать межгосударственные связи и отношения в различных сферах жизни общества. Они подчеркнули то, что братские народы, которые раньше проживали в одном большом государстве, должны иметь возможность беспрепятственно общаться друг с другом, обмениваться опытом и чтить устоявшиеся традиции. Далее к организации присоединились Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Молдавия и Киргизия. Все перечисленные государства ратифицировали основной документ СНГ - устав. Одним из положений устава является право страны на выход из Содружества с письменным уведомлением стран-участниц за год до такого выхода. В 2008 году грузинские власти воспользовались этим правом, и летом 2009 года Грузия официально покинула СНГ. Туркменистан участвует в работе СНГ в роли так называемого «ассоциированного члена». Это значит, что туркменская сторона вносит все необходимые взносы, но имеет только по тем вопросам, по которым ей такое право предоставлено организацией. Несмотря на то, что Украина выступала одним из основателей СНГ, эта страна до сих пор не ратифицировала Устав СНГ. Таким образом, юридически она не является членом организации, но фактически принимает участие во всех обсуждениях и оказывает влияние на работу Содружества.

Теперь, когда мы разобрались с тем, какие страны входят в СНГ, отметим основные договоры, принятые в рамках организации на сегодняшний день.

Особого внимания заслуживает членов СНГ в борьбе с нелегальной миграцией. Таким образом, с одной стороны, государства устанавливают более мягкий режим пересечения границ, закреплённый в Таможенном кодексе Таможенного союза, а с другой - стараются препятствовать незаконным перемещениям по территории постсоветского пространства.

Теперь вы знаете, какие страны входят в СНГ, и для чего была создана эта организация.

политический союз (межгосударственное объединение) большинства стран, до 1991 г. являвшихся республиками в составе СССР.

Участники СНГ: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия (до августа 2009 г.), Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Украина. Туркмения, вышедшая из действительных членов СНГ в августе 2005 г., имеет статус ассоциированного члена-наблюдателя.

В ряде структур СНГ (координационные комитеты аппаратов президентов по статистике, железным дорогам и др.) в качестве наблюдателя участвует Монголия. Соглашение об образовании СНГ (известно также как «Беловежское соглашение») было подписано 8 декабря 1991 г. в резиденции Вискули под Брестом (Белоруссия) высшими руководителями России (Б. Ельцин), Белоруссии (С. Шушкевич) и Украины (Л. Кравчук).

«Содружество Независимых Государств в составе Республики Беларусь, РСФСР, Украины, - говорилось в заявлении руководителей трех стран, - является открытым для присоединения всех государств - членов Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего соглашения».

В обращении провозглашалось, что Союз Советских Социалистических Республик как субъект международного права прекращает свое существование.

21 декабря на встрече в Алма-Ате к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, приняв Декларацию о целях и принципах СНГ, которая констатировала прекращение существования СССР и необходимость урегулирования связанных с этим проблем.

В октябре 1993 г. действительным членом СНГ стала Грузия (14 августа 2008 г. грузинским парламентом было принято единогласное решение о выходе Грузии из организации, 9 октября 2008 г. Совет глав МИД стран СНГ принял формальное решение о прекращении членства Грузии в Содружестве с августа 2009 г.).

22 января 1993 г. принят Устав СНГ, предусматривающий следующие сферы совместной деятельности государств: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ (ст. 4 Устава).

Устав не был ратифицирован Украиной, Туркменией и Молдавией, что формально не позволяет считать их членами Содружества, однако Украина принимала активное участие в СНГ.

Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями (ст. 1 Устава), но, скорее, представляет собой тип «мягкой» конфедерации. По мнению инициаторов его провозглашения, Содружество стало вариантом мирного «развода» бывших республик Советского Союза и предотвратило развитие событий по кровавому «югославскому сценарию».

О намерении войти в СНГ в разные годы заявляли как непризнанные самопровозглашенные республики, так и самостоятельные государства (в 1991, 1992, 1996, 2006 гг. - Абхазия, в 1993 г. - Нагорный Карабах, в 1991–94, 2006 гг. - Приднестровье, в 1992, 1994 гг. - Крым, в феврале 1995 г. - Республика Сербская Краина в Хорватии, в апреле 1999 г. - Югославия). Однако подобные декларации не имели практического продолжения.

Высшим органом власти СНГ является ежегодная встреча глав странучастниц. Для решения вопросов экономического взаимодействия регулярно созываются встречи глав правительств стран СНГ. Парламентская ассамблея СНГ (штаб-квартира находится в Санкт-Петербурге) объединяет усилия законодательных органов государств-участников в создании правовых механизмов для экономической и политической интеграции в рамках Содружества. Исполнительный орган СНГ расположен в столице Беларуси Минске, руководителем его является исполнительный секретарь СНГ, назначаемый по согласованию всех участников Содружества (с 2007 г. - Сергей Лебедев).

В рамках СНГ была создана Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ), в которую вошли Россия, Белоруссия, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Армения. На некоторое время Узбекистан приостанавливал свое членство в этом военно-политическом союзе, но впоследствии возобновил.

Одним из инструментов экономической интеграции является созданный рядом государств СНГ ЕвразЭС - Евразийский экономический союз. Еще одна структура, созданная в рамках СНГ - Союзное государство Беларуси и России.

16-летний опыт существования Содружества Независимых Государств до сих пор является предметом оживленных дискуссий как в общественном мнении стран-участниц, так и за пределами СНГ.

У государств - участников СНГ до сих пор существуют между собой серьезные территориальные проблемы. Азербайджан настаивает на возвращении незаконно, с его точки зрения, оккупированного Арменией Нагорного Карабаха, у Молдавии остаются серьезные проблемы с Приднестровьем, объявившим о своей самостоятельности.

То, что у Содружества нет реальных механизмов урегулирования территориальных конфликтов, убеждает противников СНГ в его неэффективности. С другой стороны, именно СНГ стало тем институтом, который смог остановить кровопролитие в Абхазии и Южной Осетии, когда ввел туда миротворческие силы.

Благодаря Содружеству, регулярным контактам руководителей государств, глав правительств, парламентариев, военных в значительной степени удалось сохранить и даже восстановить существовавшие во времена СССР хозяйственные, транспортные связи, согласовать позиции в энергетике, промышленной и сельскохозяйственной политике, в социальной и культурной сферах.

Значительную роль в интеграционных процессах в странах СНГ играют Россия и Казахстан. Именно они стали инициаторами создания Евразийского экономического союза и Евроазиатского банка.

Помимо официальных встреч глав стран СНГ, поочередно проводимых в столицах государств, председательствующих в Содружестве (последняя прошла в 2007 г. в Душанбе), практикуются и неформальные саммиты лидеров республик. 22 февраля 2008 г. по инициативе президента РФ В. Путина такая встреча состоялась в Москве.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Что такое СНГ? Каковы цели деятельности у этой международной организации? И насколько тесным является сотрудничество в системе "Россия - страны СНГ"? Об этом пойдет речь в данной статье.

История создания организации

СНГ - это добровольная международная организация в Евразии, созданная с целью усиления сотрудничества между государствами. Аббревиатура расшифровывается как "Содружество независимых государств". Какие государства являются членами СНГ? Страны, некогда входившие в состав бывшего СССР, составили костяк этой международной организации.

В создании организации принимали участие руководители трех стран - России, Украины и Беларуси. Соответствующее соглашение было подписано ими в Беловежской пуще в декабре 1991 года. Этим же шагом было признано, что Советский Союз, как государственное образование, перестал существовать. Так и родилось Содружество Независимых Государств (СНГ).

Страны входили в состав этой организации по принципу общей истории, единых корней и близости культур. А основной целью будущей организации декларировалось стремление развивать и углублять взаимоотношения между молодыми суверенными странами.

Спустя пять дней после встречи в Беловежской Пуще, о намерении вступить в Содружество на равных правах заявили и главы пяти государств Средней Азии. Основные постулаты деятельности организации были задекларированы её членами 21 декабря 1991 года в Алма-Ате. Последними в организацию вступила Грузия (в 1993 году) и Молдова (в 1994 году). А в январе 1993 года в Минске был утвержден Устав - главный документ этой евразийской организации.

Важной датой в развитии сотрудничества между членами организации стало 18 октября 2011 года. Именно в этот день, восемью членами организации была создана единая зона свободной торговли в пределах Содружества.

Страны СНГ: список

На данный момент в составе организации числится 9 членов. Какие страны входят в СНГ сегодня?

Согласно Уставу организации, членами СНГ считаются лишь те страны, которые ратифицировали соглашение о её создании. Стоит отметить, что некоторые из стран-участниц (в частности, Россия и Украина) так и не осуществили эту формальность. Поэтому чисто юридически (по бумагам) их нельзя считать членами СНГ.

Страны, являющиеся участницами организации, перечислены ниже. Все они, в большей или же в меньшей степени, внесли свой вклад в развитие этой структуры. Итак, страны СНГ (список):

  1. Россия.
  2. Беларусь.
  3. Армения.
  4. Азербайджан.
  5. Молдова.
  6. Казахстан.
  7. Киргизия.
  8. Таджикистан.
  9. Узбекистан.

Еще два государства (это Туркменистан и Украина) имеют статус "наблюдателей" в этой организации.

В 2009 году, в связи с конфликтами в Абхазии и Южной Осетии, из Содружества выходит Грузия. Осенью 2014 года процесс выхода из СНГ инициировали и в Верховной Раде Украины.

Кроме всего прочего, желание присоединиться к организации выражали и те государства, которые не имели никакого отношения к СССР. В частности, речь идет о Монголии и Афганистане. Сегодня эти страны являются наблюдателями в отдельных органах Содружества.

Структура и основные цели деятельности СНГ

Современная структура Содружества представлена несколькими десятками различных органов. Все важные решения обсуждаются и принимаются на Совете глав стран СНГ. На сегодняшний день главой данного Совета является Нурсултан Назарбаев.

В основе деятельности международной организации - принцип равенства её участниц. К главнейшим целям деятельности СНГ можно отнести следующие:

  • тесное экономическое, политическое, а также культурное взаимодействие между странами;
  • мониторинг за соблюдением прав человека во всех государствах;
  • предоставление обоюдной юридической помощи;
  • содействие мирному урегулированию всех конфликтов и споров между странами-участницами СНГ.

Россия тесно сотрудничает с Содружеством начиная с самого первого года существования организации. Более того, она является одним из трех учредителей СНГ.

Сотрудничество в системе "Россия - СНГ" осуществляется по таким направлениям:

  • промышленность;
  • строительный комплекс;
  • транспортная система и коммуникации;
  • наука и высшее образование;
  • торговля и финансы;
  • военно-оборонительный комплекс;
  • вопросы безопасности и борьба с терроризмом.

Со всеми странами СНГ Россия ввела безвизовый режим. Ежегодный торговый оборот Росси с государствами Содружества составляет примерно 50 миллиардов долларов. В рамках деятельности организации поддерживаются также и тесные культурные связи между её участницами, сложившиеся на протяжении многих лет общей истории.

В заключение...

Содружество Независимых Государств - это международная организация регионального масштаба. Члены СНГ - страны, которые ранее входили в состав СССР. Эта международная организация была создана в декабре 1991 года, в Беловежской Пуще, сразу после развала мощной сверхдержавы.

Внезапно начала перебирать в памяти страны, которые посетила в последние годы. И даже удивилась: их список практически полностью совпадает с составом СНГ. Так еще пару лет попутешествовать – и точно во всех побываю. Тогда вопрос о том, какие страны входят в состав СНГ , станет для меня лишним поводом пролистать альбом с фотографиями.

Какие государства входят в состав СНГ

Долгие-долгие годы множество стран фактически были объединены в одно огромное государство. Да, речь идет про Советский Союз.


И даже после распада СССР эти о тношения необходимо было поддерживать – все-таки годы совместной работы просто так со счетов не спишешь. И часть стран решила объединиться в СНГ – Содружество Независимых Государств, чтобы и дальше помогать друг другу.

Вот актуальный и полный список стран Содружества:


Бывшие члены СНГ

Есть и другие страны, которые связаны с Содружеством Независимых Государств. Их тоже будет не лишним упомянуть. Ведь в прошлом они принимали активное участие в решении вопросов Содружества.


В частности, это страны, которые были частью СНГ ранее , но в какой-то момент решили его покинуть. Таких стран две – это Украина и Грузия. Украина причем вышла из состава СНГ буквально недавно, в прошлом году. Грузия начала процесс выхода в 2008 году, а завершился он в 2009.

Причина банальна – политические разногласия. В частности, с Россией – крупнейшей и одной из наиболее значимых стран Содружества.


Непризнанные страны

Существует особая категория государств – непризнанные и частично признанные. Для того, чтобы страна считалась признанной, ее независимость должны подтвердить другие государства. Если за проголосует большинство – только тогда страна становится полноценным политическим игроком.

Но существуют страны, которые голосования не прошли – и остаются пока непризнанными. Некоторые из них претендуют на вступление в СНГ – Абхазия, Татарстан, НКР и еще ряд государств. Некоторые даже уже и не существуют в наши дни.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!