Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Европейский союз (The European Union) - это. Какие страны входят в Евросоюз? Полный список

Министерство образования и науки Российской Федерации

Ростовский государственный экономического университет «РИНХ»

Факультет коммерции и маркетинга

Кафедра Национальной и мировой экономики

Контрольная работа.

по курсу «Мировая экономика» на тему:

« Европейский союз: история создания и современное состояние»

Выполнила:

cтудентка 211 группы

Нетребская Ирина Викторовна

Проверил:

к.э.н., доцент: Бодягин О.В.

Ростов-на-Дону – 2011

План работы

План работы 2

Введение 3

1.Определение и сущность Европейского союза. 4

2.История создания Европейского союза. 7

3.Функции и задачи Европейского союза на сегодняшний день. 11

Заключение 14

Список используемой литературы 16

Введение

Актуальность темы этой контрольной работы очевидна. Евросоюз- это мощная организация, которая имеет значительный вес на политической и экономической мировой арене. На сегодняшний день это организация, к которой стремятся примкнуть, мнение которой является если не определяющим и решающим в политических и экономических процессах, то имеющим большую значимость.

Цель моей работы определить мотивы создания такого «титана». Ведь в состав Евросоюза входят 27 стран мира. Что заставило 27 государств объединиться, выработать механизмы взаимодействия?

Мне так же интересно понять механизмы его функционирования и взаимодействия, принципы, опираясь на которые, Евросоюз принимает в свои ряды новых членов. Каким багажом должна обладать страна для вступления в Евросоюз?

В своей работе хочу проанализировать конкретные события, произошедшие в мире за последние несколько лет, и понять насколько эти события затронули интересы Евросоюза. И как сам Евросоюз относится к этим событиям.

  1. Определение и сущность Европейского союза.

Европейский Союз (Евросоюз) - объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). Евросоюз- уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.

Список стран – членов Европейского Союза:

  • Королевство Бельгия

    Болгария

    Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

  • Германия

  • Ирландия

    Королевство Испания

  • Люксембург

    Королевство Нидерланды (Голландия)

    Португалия

  • Словакия

    Словения

    Финляндия

С момента учреждения Евросоюза на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 17 государств Союза, образуяеврозону. Еврозона - понятие, обозначающее 17 странЕвропейского союза, официальной валютой которых являетсяевро. Эти государства имеют право выпускать монеты и банкноты, номинированные в евро.Европейский центральный банк отвечает за денежно-кредитную политику стран еврозоны.

Основными институтами Евросоюза(ЕС) являются:

Европейский совет (собирается не менее двух раз в год на уровне глав государств или правительств и Председателя Европейской комиссии), определяет генеральную политическую линию развития ЕС. Лиссабонский договор ввел пост постоянного Председателя Европейского совета, избираемого главами государств и правительств на срок 2,5 года. В настоящее время его занимает бывший премьер-министр Бельгии Херман ван Ромпей.

Совет Евросоюза (Совет министров иностранных дел или, при решении отраслевых вопросов, соответствующих министров государств-членов) уполномочен при-нимать обязывающие решения практически по всем аспектам деятельности ЕС. Порядок заседаний определяется Председателем Совета. До вступления в силу Лиссабонского договора им был соответствующий министр председательствовавшего в ЕС государства. Теперь в случае проведения заседания Совета на уровне министров иностранных дел на нем будет председательствовать Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности К. Эштон (Великобритания).

Европейская комиссия – ЕК (до принятия Лиссабонского договора – Комиссия Европейских сообществ) – исполнительный орган, своего рода правительство, занимающийся повседневной работой по осуществлению единой политики ЕС. Следит за соблюдением как государствами, так и частными компаниями «европейского права», формируемого учредительными договорами, законодательными актами и международными договорами Союза. Готовит проекты нормативных документов для утверждения Советом и выпускает собственные административные регламенты. Насчитывает 27 членов (еврокомиссаров), получающих, с общего согласия правительств государств-членов, мандат сроком на пять лет. С 22 ноября 2004 г. КЕС возглавляет португалец Жозе Мануэль Баррозу. 16 сентября 2009 года ЕП утвердил его в качестве председателя ЕК на очередной пятилетний срок.

Европейский суд участвует в формировании «европейского права» и обеспечивает его единообразное толкование. Нижняя палата суда выносит решения также по искам физических и юридических лиц. Палата аудиторов проверяет финансовые отчеты по всем доходам и расходам ЕС, учреждаемых им органов и обобщает результаты ревизий по завершении каждого финансового года.

Европейский центральный банк – орган Европейского союза. Официально утвержден 1 июня 1998 г. Определяет валютную политику стран ЕС, устанавливает ключевые процентные ставки, управляет официальными резервами Европейской системы Центральных Банков.

  1. История создания Европейского союза.

В 1922 году Ричард Куденхоув-Калерги опубликовал свое знаменитое произведение Пан-Европа, проект. В ней аристократ австрийско-венгерского происхождения анализирует идеи высокопоставленного французского чиновника Луи Лушера, констатируя, что современные войны требуют от участников гигантского промышленного потенциала. От противного, таким образом, существует возможность избежать конфликта между крупными государствами путем помещения их ресурсов под коллективный контроль. Таким образом, есть надежда на предотвращение новой войны между Германией и Францией в случае совместного контроля этими странами немецкого угля и французской стали.

Куденхоув-Калерги предлагает создать Соединенные Штаты Европы по американской модели. По его мнению, это способствовало бы созданию державной Европы наряду с США, СССР и Британской империей. В его понимании Европа простиралась от Польши до Франции.

В 1926 году Куденхоув-Калерги создает организацию под названием Общеевропейский союз и созывает конгресс в Вене, собравший более 2000 участников. Куденхоув-Калерги предлагает проект мирного сотрудничества суверенных государств, выступая против фашистского видения насильственно объединенной Европы, в которой национальные государства были бы уничтожены. Он завоевывает поддержку множества интеллектуалов, среди которых Гийом Аполлинер, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Томас Манн, Хосе Ортега-и-Гассет, Пабло Пикассо, Райнер Мария Рильке, Сен-Жон Перс и др.

Председателем Союза избирают лауреата Нобелевской премии мира Аристида Бриана.

В 30-х годах проект получает политическое воплощение благодаря деятельности Аристида Бриана и Эдуарда Хэрриота.

Вступить в Федеральный европейский союз предлагается двадцати шести государствам. Кроме того, предприниматель Жан Моне, бывший первым заместителем генерального секретаря Лиги наций, констатирует, что этот союз де-факто становится европейской межправительственной организацией, и предлагает превратить его в Европейский союз. К несчастью, эти меры принимаются слишком поздно и не могут воспрепятствовать кризису на Уолл стрит и усилению опасности.

В конце второй мировой войны Куденхоув-Калерги переезжает в США, где предпринимает активную лоббистскую деятельность с целью убедить Вашингтон навязать Европе федеральную организацию сразу же после установления мира. Его усилия приводят к успеху в 1946 году, когда эта идея получает одобрение Совета по международным отношениям, который включает ее в список рекомендаций Госдепартаменту.

Со своей стороны в 1946 году бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль выступает против «железного занавеса, упавшего на Европу». Он заявляет, что необходимо стабилизировать западную часть Европы и помешать коммунистической заразе.

8 мая 1946 года британская организация-близнец Совета по международным отношениям, Королевский институт международных отношений (RIIA, так называемый «Чатем-Хаус»), приурочивает к первой годовщине капитуляции Рейха презентацию совместного проекта Лондона и Вашингтона. Озвучивает англо-американскую позицию Йозеф Ретингер, бывший советник фашистского польского правительства, находящийся в изгнании в Лондоне и ставший агентом секретных служб Ее величества.

Эту позицию популяризирует Уинстон Черчилль, в свою очередь выступивший в пользу создания «Соединенных Штатов Европы».

Однако этот проект не имеет ничего общего с проектом Куденхоува-Калерги и демократов межвоенного периода. Лондон и Вашингтон намереваются создать общее англо-американское гражданство, скрепив, таким образом, великую империю англофонов. В этом контексте «Европа» рассматривается как созвездие государств, приглашенных сотрудничать между собой и поместить часть своих промышленных ресурсов под контроль наднациональной инстанции, более или менее очевидно руководимой Англоязычной империей. Все эти меры должны были привести к созданию обширной зоны свободной торговли, недоступной для коммунистического влияния.

1951ФРГБельгияНидерландыЛюксембургФранцияИталияЕвропейское объединение угля и стали (ECSC - European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, которое, по мысли его создателей, должно было предотвратить очередную войну в Европе.Великобритания отказалась участвовать в этой организации по соображениямнационального суверенитета.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в1957Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC - European Economic Community) иЕвропейское сообщество по атомной энергии(Euratom - European Atomic Energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC - European Community). ЕЭС было учреждёно Римским договором1957 года, который вступил в силу1 января1958. В1959ЕЭС был созданЕвропейский парламент - представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём одновременных структурной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств, с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень (так называемый процесс евроинтеграции, или углубления союза государств), с одной стороны, и увеличения числа участников европейских сообществ (и позднее Европейского союза) с 6 до 27 государств (расширения союза государств).

  1. Функции и задачи Европейского союза на сегодняшний день.

Евросоюз, если рассматривать его как единую экономику, произвёл в 2009 годуваловой внутренний продукт в объеме 14,79триллионовмеждународных долларов в расчете попаритету покупательной способности (16,45 трлн $ по номинальному значению), что составляет более 21 % мирового объёма производства. Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП и второе - по объему ВВП по ППС. Кроме того, Союз - крупнейший экспортёр и самый большой импортёр товаровуслуг, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия.

Головной офис 161-й из пятисот крупнейших по выручке мировых компаний (по рейтингуFortune Global 500 в 2010-м) находится в ЕС.

Уровень безработицы в апреле 2010-го составлял 9,7 %, в то время как уровень инвестиций составлял 18,4 % от ВВП, инфляция - 1,5 %, дефицит государственного бюджета - -0,2 %.дохода на душу населения варьируется от государства к государству и находится в диапазоне от 7 до 78 тыс. $.

Функциями Европейского союза является обеспечение более тесных отношений между государствами-членами. Это делается для того, чтобы расширить возможности государств-членов, например, свободной торговли, свободу передвижения, свободу выбора работы. Раньше это было связано с множеством бюрократических барьеров. Евросоюз также можно назвать противовесом Соединенным Штатам как единственной глобальной сверхдержавы.

Евросоюз, организация, которая активно участвует в общественной и политической жизни общества в мировом масштабе. Евросоюз участвует в оценке значимых событий мира, как положительных, так и отрицательных.

Грузино-осетинский конфликт в августе 2008 года так же получил свою оценку со стороны Евросоюза.

Европарламент поддержал выводы доклада международной независимой комиссии Евросоюза во главе с Хайди Тальявини по расследованию обстоятельств конфликта в Южной Осетии, в котором говорится, что войну в августе 2008 года начала Грузия, но Россия ее спровоцировала. В документе также отмечено, что ответные действия российской стороны в ходе вооруженного конфликта были несоразмерными.

Реакция мирового сообщества на комментарии Евросоюза не заставила долго ждать.

США изменили отношение к Саакашвили, достаточно вспомнить, что недавно на сессии Генассамблеи ООН с ним отказался встретиться президент США Барак Обама.

«Не только в России, но и в любой другой стране Саакашвили уже не воспринимают серьезно. Режим Саакашвили держится только за счет антироссийской риторики», - считает Бурджанадзе.

За весьма краткий по историческим меркам отрезок времени Евросоюз превратился из небольшой субрегиональной группировки экономического характера в подлинно европейскую интеграционную организацию универсальной компетенции, обладающую собственным аппаратом управления и осуществляющую деятельность в самых различных сферах общественной жизни.

На современном этапе развития ЕС уже базируется на иных целях и задачах, которые планирует достигать и решать. Если раньше объединение стран Европы в единый Союз носил характер сотрудничества и выражался в координации общих сил для решения ряда проблем, то теперь же это своего рода «государство» (или надгосударственное образование), которое ставит перед собой иные задачи и цели.

Главенствующее место среди основополагающих задач, стоящих перед ЕС, занимает общая внешняя политика и политика в области безопасности.

Среди основных целей, которые ЕС намеревался достигнуть, еще каких-то десять лет назад были такие, как:

    проведение сбалансированной и долгосрочной социальной и экономической политики, в частности, путем создания без внутренних границ, путем усиления экономического и социального выравнивания и создания Экономического и валютного союза, имеющего конечной целью введение единой валюты;

    утверждение европейской идентичности на международной арене, в частности, путем проведения общей внешней политики и политики в области общественной безопасности, которая могла бы привести в нужный момент к созданию системы совместной обороны;

    усиление защиты прав и интересов граждан государств-членов путем проведения гражданства Союза;

    развитие тесного сотрудничества в области судебной практики и внутренних дел;

    сохранение достижений Сообщества и развитие их, чтобы определять в какой мере политика и формы сотрудничества, устанавливаемые договором, нуждаются в пересмотре для обеспечения эффективности механизмов и институтов ЕС.

Заключение

Итак, резюмируя вышесказанное можно сделать вывод, что Евросоюз - это организация со своей историей, развитой системой институтов управления.

С мнением этой организации считаются многие сильные мира сего.

Для иллюстрации масштабов деятельности Союза достаточно указать лишь некоторые из ее основных результатов:

    в социально-экономической сфере: построение общего рынка, введение единой валюты “евро”, издание обширного законодательства применительно к различным отраслям хозяйства (транспортное, банковское, таможенное, антимонопольное, аграрное, трудовое законодательство и т.д.);

    в политической области: функционирование весьма работоспособной системы “европейских” органов власти, которая включает избираемый непосредственного гражданами Европейский парламент, суды Союза, Комиссию, Совет, Европейский центральный банк, и др.;

    в правоохранительной и гуманитарной сферах: становление института гражданства Союза, принятие Хартии ЕС об основных правах, создание Европейского полицейского ведомства (Европол) и аналогичного учреждения для координации работы национальных прокуратур (Евроюст), формирование единых информационных систем и банков данных, централизованная база данных отпечатков пальцев “Евродак”, установление в законодательстве Союза общих признаков и стандартов уголовной ответственности в отношении ряда преступных деяний (фальшивомонетничество, терроризм, торговля людьми и др.), замена малоэффективного института экстрадиции “европейским ордером на арест” и т.д.

В дополнение к этому (далеко не полному) перечню уже осуществленных преобразований Европейский Союз сейчас готовится совершить еще один шаг, который может иметь весьма далеко идущие последствия для всей Европы. Речь идет о принятии единого Конституционного договора Союза, призванного заменить собой действующие учредительные документы организации.

Список используемой литературы

    Экономическая теория под редакцией О.С. Белокрыловой. Ростов-на-Дону, «Феникс» 2006 год.

    Эконимика В.В.Янова, Е.А. Янова. Москва, «Экзамен» 2008 год.

    Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учеб. пособие. – М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2005.

    Голева Г.А., Самофалов В.И. Мировая экономика: основы, - Рн/Д: РГЭУ, 2002.

    Википедия свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org

Европейский Союз является результатом интеграционных процессов в Европе. Потребность построения европейского сообщества появилась после окончания Второй мировой войны. Создание такой структуры должно было способствовать восстановлению Европы и обеспечить мирное сосуществование народов. Идею создания "Соединенных Штатов Объединенной Европы" впервые выдвинул Уинстон Черчилль, выступая в 1946 г. с речью в Цюрихе. На протяжении почти пятидесяти лет на реализацию этой идеи работало много известных политиков, которых часто называют "отцами-основателями" ЕС.

Объединение начало набирать институциональных форм с образованием Европейского Сообщества: Европейское экономическое Сообщество (ЕЭС), Европейского Сообщества Угля и Стали и Европейское сообщество по атомной энергии (Евроатом).

Создание Европейского Союза было утверждено Трактатом от 7 февраля 1992 года в Маастрихте (Нидерланды). Бытует мнение, что Европейский Союз и Европейское Сообщество является тем самым объединением. На самом деле, между ними есть разница.

Договор с 1992 года не отменил статус юридического лица Европейских сообществ и не предоставил статус субъекта права Европейского союза. Как следствие, все договоры, которые подписываются с третьими сторонами (государствами) - подписываются от имени Сообщества или странами-членами Сообщества. ЕС, для реализации собственных задач, тоже пользуется институтами Сообщества.

Европейское Сообщество.

В мае 1950 года Роберт Шуман - тогдашний министр иностранных дел Франции - представил план интеграции экономических отношений между европейскими странами (идея была выдвинута Жаном Моне). 9 мая 1950 - подписана Декларация Роберта Шумана, которая предлагала создание организации, которая будет контролировать добычу угля и производство стали в ФРГ и Франции. 9 мая сегодня считается праздником - Днем Европы.

План был реализован18 апреля 1951 года, когда Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Германия и Италия в Париже подписали договор о создании Европейского Сообщества Угля и Стали (ECSC - European Coal and Steel Community). Согласно парижскому договору горнодобывающие сектора, производство стали были подвергнуты международному контролю. Были также созданы следующие институты: Высокая Власть (первым председателем стал Жан Моне), Совет Министров, Парламентская Ассамблея (совещательный орган, состоящий из представителей парламентов стран-членов), Суд и Комитет экономической, социальной политики. В последующие годы были осуществлены безуспешные попытки углубить интеграцию в военной и политической сфере.

  • 25 марта 1957 подписано Римское соглашение, которое положило начало Европейскому Экономическому Сообществу (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евроатом). Соглашение вступило в действие с 1 января 1958.
  • 8 апреля 1965 года - подписано Соглашение о слиянии исполнительных органов трех Сообществ. ЕОУС, ЕЭС и Евроатом "получили" общие Совет и Комиссию.

Отцы-основатели Европы:

После II Мировой войны ряд выдающихся европейских политиков мечтали об объединении народов Европы для постоянного мира и дружбы. Во время следующих 50 лет, в течение которых строился ЕС, их мечты осуществились. Поэтому их называют "отцами-основателями" ЕС.

Уинстон Черчилль, Роберт Шуман, Пол Генри Спаак, Жан Моне, Алкид Гаспер, Конрад Аденауэр, Этьен Давиньон, Жак Люсьен Делоп

Европейский Союз - это объединение демократических европейских стран, объединившихся ради мира и развития.

Европейский Союз - это межгосударственное образование, страны, входящие в его состав, основали общие институты, которым были делегированы часть их суверенных полномочий, благодаря чему стало возможно демократически принимать решения по конкретным вопросам, представляющим взаимный интерес, на европейском уровне. Европейский Союз создал общую валюту, общий рынок, в котором люди, услуги, товары и капитал перемещаются свободно. Он пытается сделать так, чтобы в результате социального прогресса и справедливой конкуренции как можно больше людей могли воспользоваться преимуществом общего рынка.

Принципы деятельности Европейского Союза:

В июне 1985 года Европейской Комиссией была представлена "Белая книга" по делу внутреннего рынка. Этот документ стал основой для Единого Европейского Акта (ЕЕА), подписанного в феврале 1986 г., который модифицировал Римские договора и предоставил программу перехода к 1993 году до единого внутреннего рынка, который будет базироваться на 4 свободах: свободное движение товаров, свободное передвижение лиц, свободное движение капитала, свободное движение услуг.

7 февраля 1992 года подписано Маастрихтский договор (Договор о Европейском Союзе). Это соглашение ввело: Институт омбудсмана, который рассматривает жалобы граждан государств-членов ЕС на институты Союза и Комитет регионов, который должен представлять регионы государств-членов ЕС. Соглашение также расширило функции Парламента.

Согласно Маастрихтскому договору, ЕС базируется на трех столпах:

1. Полномочия первого столба очень широкие, а именно:

общий внутренний рынок, то есть свободное передвижение лиц, капитала, товаров и услуг, таможенный союз, общая торговая политика, общая сельскохозяйственная политика и политика рыболовства, общая транспортная и энергетическая политика, Европейский Социальный Фонд, общая политика по вопросам охраны окружающей среды, защите конкуренции, поддержка научного и технологического развития, здравоохранение и потребителей, гражданская оборона, туризм и спорт.

2. Второй столп - это Совместная Внешняя Политика и Политика Безопасности (ОВППБ).

Их задачей является укрепление единства и независимости Европы, что должно способствовать сохранению мира, безопасности, прогресса на целом континенте и в мире. Цели ОВППБ: охрана общих ценностей, жизненных интересов, независимости и целостности ЕС, согласно принципам Устава Организации Объединенных Народов, укрепление безопасности ЕС и его членов, сохранение мира и укрепление международной безопасности, поддержка международного сотрудничества, развитие и укрепление демократии, а также легитимных правительств и уважения прав человека и основных свобод.

3. Третий столп - сотрудничество в сфере юстиции и внутренних дел.

Определяя обязанности стран-членов в рамках третьего столба, создатели Договора о ЕС не включили в деятельность ЕС вопросы, связанные с содержанием общественного спокойствия и охрану внутренней безопасности. В рамках третьего столба, ЕС обязуется:

обеспечить гражданам ЕС высокий уровень охраны по вопросам свобод, безопасности и юстиции, предотвращать расизм и ксенофобию, а также бороться с этими явлениями, предотвращать организованною преступность и бороться с ними, бороться с терроризмом, торговлей людьми, наркотрафиком, торговлей оружием, коррупцией и злоупотреблениями.

Маастрихтский договор создал новую структуру с тремя "опорами", которые имеют как политический, так и экономический характер. Это - Европейский Союз (ЕС).

Следовательно, деятельность ЕС базируется на 4 соглашениях:

Соглашение о создании Европейского сообщества угля и стали (ЕОУС). Подписано 18 апреля 1952г. в Париже, вступило в силу 23 июля 1952, утратило силу 23 июля 2002 года; 26 февраля 2000 года- Договор в Ницце, вступивший в силу 1 февраля 2003г., Направлялся на решение институциональных проблем ЕС, связанных с расширением (изменение количества голосов, которыми обладают государства в Совете ЕС и т.д.).

Институты Европейского Союза

Европейский Союз является межгосударственным объединением, которое существует благодаря наличию трех принципов: Европейское Сообщество, Общая политика в области международных отношений и безопасности, а также совместная деятельность во внутренней политике и системе правосудия. Согласно договорам, институтами Европейского Союза являются: Совет Европы, Совет Европейского Союза, Европейская Комиссия, Европейский Парламент, Европейский Суд, Суд Первой Инстанции, Счетная Палата, Комитет экономической социальной политики, Комитет регионов, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Европейский Инвестиционный Банк, Европейский Центральный Банк.

Атрибутика Европейского Союза

Официальный язык каждой страны-члена является официальным языком ЕС. Поскольку несколько государств-членов имеют тот же официальный язык, то это означает, что существует 21 официальный язык.

Это такие языки: чешский, датский, голландский, английский, эстонский, финский, французский, немецкий, греческий, венгерский, итальянский, португальский, испанский, шведский, ирландский (с 1 января 2007, но с ограничениями), латвийский, литовский, мальтийский, польский, словацкий, словенский.

Единая валюта.

В 1992 году было принято решение создать в рамках ЕС Экономико-валютный союз (ЭВС) и ввести единую европейскую валютную единицу, управление которой должен был осуществлять Европейский центральный банк. Единая европейская валюта - евро была введена 1 января 2002. Именно тогда банкноты и монеты евро пришли на замену национальным валютам в 12 из 15 стран ЕС (Бельгии, Германии, Греции, Испании, Франции, Ирландии, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Австрии, Португалии и Финляндии). С 1 января 2007 к еврозоне присоединилась и Словения.

Флаг Европейского Союза

История создания флага начинается в 1955 году. Тогда Европейский Союз существовал лишь в виде Европейского объединения угля и стали, в который входило шесть стран. Однако существовала отдельная организация с широким представительством - Совет Европы, основанная на несколько лет раньше для защиты прав человека и пропаганды европейской культуры. В то время Совет Европы подбирал себе эмблему. После активных обсуждений было принято нынешний вариант флага - круг из 12 золотых звезд на голубом фоне. Число звезд не имеет ничего общего с количеством стран-членов организации. В разных традициях "12" является символическим числом, означает абсолютное совершенство. Это также и количество месяцев в году, и количество цифр на циферблате часов, тогда как круг является еще и символом единства.

Так родился европейский флаг, который представляет идеал объединения народов Европы. На нем сияет двенадцать звезд, как символ совершенства, полноты и единства. Флаг остается неизменным с годами, несмотря на расширение ЕС.

Позже Совет Европы призывал другие европейские учреждения принять тот самый флаг, и в 1983 году его утвердил Европейский Парламент. Все европейские институты используют его с начала 1986 года.

Европейский флаг - это единственная эмблема Европейской Комиссии, исполнительного органа ЕС. Другие европейские учреждения и органы добавляют к флагу свою собственную эмблему.

Страны-члены Европейского Союза:

Бельгия, Франция, Нидерланды, Люксембург, Германия, Италия.

Позже к Европейскому Союзу присоединились:

Великобритания, Ирландия и Дания в 1973 году,

Греция в 1981 году,

Испания и Португалия в 1986 году.

А также Австрия,

Финляндия и Швеция в 1995 году.

  • 1 мая 2004 полноправными членами Европейского Союза стали Кипр, Чехия, Эстония, Литва, Латвия, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Венгрия.
  • 1 января 2007 в Европейский Союз вошли Болгария и Румыния.

В Европейский Союз также входят заморские территории стран-членов.

Странами, кандидатами на принятие в Европейский Союз, являются Хорватия и Турция.

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств . Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 г.) на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2012 году около 23 % (16,6 трлн $) по номинальному значению и около 19 % (16,1 трлн $) - по паритету покупательной способности.

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Восемнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединённых Наций, ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

ЕС - международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других - осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Институты ЕС включают в себя Европейскую комиссию, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза, Европейскую счётную палату, Европейский центральный банк и Европейский парламент. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.

В Европейский союз входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.

Количество стран, участвующих в союзе, выросло с начальных шести - Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции - до сегодняшних 28 путём последовательных расширений: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах.

Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утверждённым в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Ни одно государство не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла из состава Сообществ в 1985 году. Лиссабонский договор предусматривает условия и процедуру выхода какого-либо государства из союза.

В настоящий момент 6 стран имеют статус кандидата: Албания, Исландия, Македония, Сербия, Турция и Черногория, при этом Албания и Македония ещё не начали переговоров по присоединению. Босния и Герцеговина входит в официальную программу расширения. Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, так как независимость страны от Сербии признана не всеми членами союза.

Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры. Карликовые государства Европы, Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры о кооперации.

Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951 году: Бельгия, Германия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC - European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 году учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC - European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, Euratom - European Atomic Energy Community). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС.

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.

Основные события в истории углубления евроинтеграции

1951 - подписание Парижского договора о создании Европейского объединения угля и стали.
1957 - подписание Римского договора о создании Европейского экономического сообщества и Евратома.
1965 - подписание договора о слиянии, в результате которого был создан единый Совет и единая Комиссия для трёх европейских сообществ ЕОУС, ЕЭС и Евратома. Вступил в силу с 1 июля 1967 года.
1973 - первое расширение ЕЭС (присоединились Дания, Ирландия, Великобритания).
1978 - создание Европейской валютной системы.
1979 - первые общеевропейские выборы в Европейский парламент.
1981 - второе расширение ЕЭС (присоединилась Греция).
1985 - подписание Шенгенского соглашения.
1986 - третье расширение ЕЭС (присоединились Испания и Португалия).
1986 - Единый европейский акт - первое существенное изменение учредительных договоров ЕС.
1992 - подписание Маастрихтского договора о создании Европейского союза на основе Европейского экономического сообщества.
1995 - четвёртое расширение (присоединение Австрии, Финляндии и Швеции).
1999 - введение единой европейской валюты - евро (в наличном обращении с 2002 года).
2004 - пятое расширение (присоединение Чехии, Венгрии, Польши, Словакии, Словении, Эстонии, Латвии, Литвы, Кипра, Мальты).
2007 - подписание Договора о реформе в Лиссабоне.
2007 - вторая волна пятого расширения (присоединение Болгарии и Румынии). Отмечается 50-летний юбилей создания ЕЭС.
2013 - шестое расширение (присоединилась Хорватия).

В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро. Примеры разной степени интеграции:

Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро.
Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты.
Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону.

Экономика

С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 18 государств Союза, образуя еврозону. Союз, если рассматривать его как единую экономику, произвёл в 2009 году валовой внутренний продукт в объёме 14,79 триллионов международных долларов в расчете по паритету покупательной способности (16,45 трлн $ по номинальному значению), что составляет более 21 % мирового объёма производства. Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП и второе - по объёму ВВП по ППС. Кроме того, Союз - крупнейший экспортёр и самый большой импортёр товаров и услуг, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия.

Головной офис 161-й из пятисот крупнейших по выручке мировых компаний (по рейтингу Fortune Global 500 в 2010-м) находится в ЕС.

Уровень безработицы в апреле 2010-го составлял 9,7 %, в то время как уровень инвестиций составлял 18,4 % от ВВП, инфляция - 1,5 %, дефицит государственного бюджета - 0,2 %. Уровень дохода на душу населения варьируется от государства к государству и находится в диапазоне от 7 до 78 тыс. $.

В ВТО экономика ЕС представлена в качестве единой организации.

Внутренний рынок

Члены ЕС используют стандартизированный дизайн паспортов цвета бургунди с указанием страны-члена, гербом и надписью «Европейский союз» на официальном языке (или языках) страны.

Развитие между странами-участниками общего рынка (впоследствии переименованного в единый рынок), а также создание таможенного союза были двумя из основных целей создания Европейского экономического сообщества. При этом, если таможенный союз подразумевает запрещение любых пошлин в торговых отношениях между государствами-членами и формирование общего таможенного тарифа по отношению к третьим странам, то общий рынок распространяет эти принципы и на другие препятствия конкуренции и взаимодействия экономик стран союза, гарантируя так называемые четыре свободы: свободу движения товаров, свободу движения лиц, свободу движения услуг и свободу движения капитала. Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария входят в общий рынок, но не в таможенный союз.

Свобода движения капитала подразумевает не только возможность беспрепятственных платежей и переводов через границы, но и покупку недвижимости, акций компаний и инвестирование между странами. До принятия решения о формировании экономического и валютного союза развитие положений о свободе капитала шло медленно. По принятию Маастрихтского договора Европейский суд начал ускоренно формировать решения в отношении ранее пренебрегаемой свободы. Свобода перемещения капитала действует также и на отношения между странами - участниками ЕС и третьими странами.

Свобода движения лиц означает, что гражданин Евросоюза может беспрепятственно перемещаться между странами союза в целях проживания (в том числе и по выходу на пенсию), работы и учёбы. Обеспечение этих возможностей включает упрощение формальностей при переезде и взаимное признание профессиональных квалификаций.

Свобода движения услуг и свобода учреждения позволяет лицам, занимающимся самостоятельной экономической деятельностью, свободно перемещаться между странами союза и заниматься этой деятельностью на постоянной или на временной основе. Несмотря на то, что услуги представляют 70 % ВВП и рабочих мест в большинстве государств-членов, законодательство в отношении этой свободы не столь развито, как в области других устанавливаемых свобод. Этот пробел был недавно восполнен принятием директивы об услугах на внутреннем рынке с целью снятия ограничений между странами по оказанию услуг.

Конкуренция

Дополнительные сведения: Европейский комиссар по вопросам конкуренции
Евросоюз разрабатывает и контролирует исполнение антимонопольного законодательства для обеспечения на внутреннем рынке свободной конкуренции. Комиссия, являясь регулирующим органом в вопросах конкуренции, отвечает за антимонопольные вопросы, контроль слияний и поглощений предприятий, разделение картелей, поддержку экономического либерализма и контроль за оказанием государственной помощи.

Пост еврокомиссара по конкуренции, в настоящее время занимаемый Хоакином Альмунией, считается одним из самых влиятельных в Евросоюзе, известный своими полномочиями принимать решения, затрагивающие коммерческие интересы транснациональных компаний. Например, в 2001 году Комиссия впервые заблокировала сделку слияния двух компаний, базирующихся в США («General Electric» и «Honeywell») и одобренных национальными властями. Другое значительное разбирательство, против «Microsoft», после многолетних судебных тяжб завершилось поражением последней, выполнением требований Комиссии и выплатой компанией «Microsoft» штрафа в размере 777,5 млн €.

Валютный союз

Еврозона состоит из 18 государств-членов, официальной валютой которых является евро.

Европейский центральный банк во Франкфурте-на-Майне определяет денежно-кредитную политику.

Принципы, регулирующие валютный союз, были заложены уже в Римском договоре 1957 года, а официальной целью валютный союз стал в 1969 году на саммите в Гааге. Однако лишь с принятием Маастрихтского договора в 1993 году страны союза были юридически обязаны создать валютный союз не позднее 1 января 1999 года. В этот день евро был представлен мировым финансовым рынкам в качестве расчётной валюты одиннадцатью из пятнадцати на тот момент стран союза, а 1 января 2002 года были введены в наличное обращение банкноты и монеты в двенадцати странах, входящих к этому моменту в еврозону. Евро заменил европейскую валютную единицу (ЭКЮ), которая использовалась в европейской валютной системе с 1979 по 1998 годы, в соотношении 1:1. На данный момент в еврозону входят 18 стран.

Все остальные страны, кроме Дании и Великобритании, юридически обязаны присоединиться к евро, когда будут соответствовать критериям, необходимым для вступления в еврозону, однако лишь несколько стран установили дату для планируемого присоединения. Швеция, хотя и обязана вступить в еврозону, использует правовую лазейку, позволяющую ей не отвечать маастрихтским критериям и не работать в направлении устранения выявленных несоответствий.

Евро предназначен помочь в построении общего рынка путём упрощения туризма и торговли; устранения проблем, связанных с обменными курсами; обеспечения прозрачности и стабильности цен, а также низкой процентной ставки; создания единого рынка финансов; предоставления странам валюты, используемой в международном масштабе и защищённой от потрясений большим объёмом оборота внутри еврозоны.

Управляющий банк еврозоны, Европейский центральный банк, определяет денежно-кредитную политику входящих в неё стран с целью поддержания ценовой стабильности. Он является центром Европейской системы центральных банков, объединяющей все национальные центральные банки стран Евросоюза и контролируемой Советом управляющих, состоящим из президента ЕЦБ, назначаемым Европейским советом, вице-президента ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками государств - членов ЕС.

С 2009 года валютный союз ослаблен продолжающимся долговым кризисом.

Финансовое регулирование

В конце 2009 года министрами финансов была согласована структура органов банковского, финансового и страхового надзора: Европейская система финансового регулирования (European System of Financial Supervisors), состоящая из четырёх общеевропейских надзорных ведомств, Европейской банковской организации (European Banking Authority), Европейской организации по ценным бумагам и рынкам (European Securities and Markets Authority), Европейской организации страхования и пенсионного обеспечения (European Insurance and Occupational Pensions Authority) и подчинённого Европейскому центральному банку единого Европейского совета по системным рискам (European Systemic Risk Board). Регуляторы начали работу 1 января 2011 года, а 7 февраля руководителем банковского ведомства был назначен Андреа Энриа (итал. Andrea Enria), ведомства страховых организаций - Стевен Майджоор (нидерл. Steven Maijoor), регулятора рынка ценных бумаг - Габриэль Бернардино (порт. Gabriel Bernardino).

Банковский союз

В целях дальнейшего укрепления экономики еврозоны лидеры стран союза в 2012 году предложили создание банковского союза. Цели банковского союза - снятие с налогоплательщиков финансовой ответственности за проблемные банки и ужесточение контроля за деятельностью банков. Первым этапом формирования банковского союза стало решение об учреждении единого надзорного механизма на базе ЕЦБ, под контроль которого перейдут от 150 до 200 крупнейших банков еврозоны. Договорённости по одному из главных компонентов банковского надзора, механизму санации проблемных банков, были достигнуты в марте 2014 года. После чего 15 апреля 2014-го Европейским парламентом были одобрены три ключевых закона, формирующие банковский союз: директива о реструктуризации и реорганизации банков, единый механизм санации проблемных банков и директива по системе гарантий вкладов. Ожидается, что полностью структуры начнут работу в 2016—2018 годах, в то время как около 130 крупнейших банков еврозоны перейдут под прямой контроль ЕЦБ уже в ноябре 2014-го.

Энергетика

Производство энергии в ЕС - 47,7 % от общего потребления
Ядерная энергия - 28,4 %
Каменный и бурый уголь - 20,4 %
Природный газ - 18,8 %
Возобновляемая энергия - 18,3 %
Нефть - 12,8 %
Другое - 1,3 %
Чистый импорт энергии - 52,3 % от общего потребления
Нефть и нефтепродукты - 57,8 %
Природный газ - 28,4 %
Уголь - 11,8 %
Другое - 2 %

По данным 2010 года внутреннее валовое энергопотребление 27 стран-участниц составило 1,759 миллиардов тонн нефтяного эквивалента. Около 47,7 % потреблённой энергии были произведены в странах-участницах, в то время как 52,3 % - импортированы, при этом в расчётах ядерная энергия считается первичной, несмотря на то что лишь 3 % используемого урана добывается в Европейском союзе. Степень зависимости Союза от импорта нефти и нефтепродуктов составляет 84,6 %, природного газа - 64,3 %. По прогнозам EIA (USA Energy Information Administration) собственная добыча газа в европейских странах будет снижаться на 0,9 % в год, что к 2035 году составит 60 млрд м3. Спрос на газ будет расти на 0,5 % в год, ежегодный рост импорта газа в страны ЕС в долгосрочной перспективе составит 1,6 %. Для уменьшения зависимости от трубопроводных поставок природного газа особая роль инструмента диверсификации отводится сжиженному природному газу.

С момента создания Европейский союз обладает законодательной властью в области энергетической политики; это восходит своими корнями к Европейскому объединению угля и стали. Введение обязательной и всеобъемлющей энергетической политики было одобрено на встрече Европейского совета в октябре 2005 года, а первый проект новой политики был опубликован в январе 2007 года.

Основные задачи единой энергетической политики: изменение структуры потребления энергии в пользу возобновляемых источников, повышение энергоэффективности, снижение объёма выбросов парниковых газов, создание единого энергетического рынка и содействие развитию на нём конкуренции.

Инфраструктура

Эресуннский мост между Данией и Швецией является частью проекта трансъевропейских сетей.

ЕС работает в направлении развития общеевропейской инфраструктуры, например, посредством трансъевропейских сетей (TEN). Так проекты в рамках TEN включают в себя Евротоннель, LGV Est, Мон-Сенисский туннель, Эресуннский мост, тоннель Бреннер и мост через Мессинский пролив. По оценке 2001 года сеть должна была к 2010 году покрыть: 75 200 км дорог, 76 000 км железнодорожного полотна, 330 аэропортов, 270 морских портов и 210 портов внутри континента.

Развивающаяся транспортная политика Евросоюза увеличивает нагрузку на окружающую среду из-за расширения транспортных сетей во многих регионах. До пятой волны расширения 2004 года основными транспортными задачами были сделать транспорт устойчивым, как в экологическом отношении (загрязнение воздуха, шум), так и в отношении перегруженности (заторы). Расширение добавило к существующим проблемам также проблему общедоступности (accessibility). В частности, Европейский инвестиционный банк выделил в 2006 году 650 миллионов евро на развитие дорожной системы Польши, всего с 1990 года предоставив Польше кредитов на 12 млрд евро, из которых приблизительно 40 % было направлено на развитие транспортной инфраструктуры.

Другой инфраструктурный проект ЕС - система навигации «Галилео». Будучи спутниковой системой навигации, «Галилео» разрабатывается Европейским союзом совместно с Европейским космическим агентством и планируется к запуску в эксплуатацию в 2014 году. Завершение формирования спутниковой группировки назначено на 2019 год. Проект нацелен, отчасти чтобы снизить зависимость от контролируемой Соединёнными Штатами GPS, отчасти чтобы обеспечить лучшие покрытие и точность сигнала по сравнению с устаревающей американской системой. В процессе разработки проект «Галилео» испытал множество финансовых, технических и политических трудностей.

Сельское хозяйство

Единая сельскохозяйственная политика - старейшая из программ Европейского экономического сообщества, его краеугольный камень. Политика ставит целью увеличение сельскохозяйственной производительности, обеспечение стабильности снабжения продовольственными товарами, обеспечение достойного уровня жизни сельскохозяйственного населения, стабилизацию рынков, а также обеспечение разумных цен на продукцию. До недавнего времени осуществлялась посредством субсидий и вмешательства в рынок. В 70-х и 80-х годах на нужды сельскохозяйственной политики выделялось около двух третей бюджета Европейского сообщества, на 2007-2013 годы доля этой статьи расходов снизилась до 34 %.

Европейский совет

Высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей - министров иностранных дел. Членами Европейского совета также являются председатель Европейского совета и председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского союза, что призвано было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 г., в 1974 г. на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар д`Эстена, занимавшего в то время пост президента Франции.

Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции - основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год - либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня. Решения совета обязательны для поддержавших их государств.

В рамках Европейского совета осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно и значимость и высокую легитимность. С момента вступления в силу Лиссабонского договора, то есть с декабря 2009 года, Европейский совет официально вошёл в структуру институтов ЕС. Положениями договора учреждена новая должность председателя Европейского совета, который принимает участие во всех заседаниях глав государств и правительств стран-членов ЕС.

Европейский совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы.

Европейская комиссия

Европейская комиссия - высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 28 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.

Еврокомиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. Каждый член Комиссии отвечает за определённую сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат).

Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского союза (такими, как программа «TACIS»).

Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий. Штаб-квартира Европейской комиссии находится в Брюсселе.

Совет

Совет Европейского союза (официальное название - Совет, обычно неофициально упоминается как Совет министров) - наряду с Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Союза и один из семи его институтов. В Совет входят 28 министров правительств стран-членов в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. При этом, несмотря на различные составы, Совет считается единым органом. В дополнение к законодательным полномочиям Совет также обладает некоторыми исполнительными функциями в области общей внешней политики и политики безопасности.

Европейский парламент

Европейский парламент является собранием из 751 депутатов, напрямую избираемых гражданами государств - членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.

Основная роль Европейского парламента - законодательная деятельность. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом её роспуска.

Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.

Последние выборы в Европарламент проводились в 2014 году. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе.

Суд Европейского союза

Суд Европейского союза проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.

Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.

В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.

Суд состоит из 28 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.

Суд сыграл огромную роль в становлении и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза основаны не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда.

Суд ЕС следует отличать от Европейского суда по правам человека.

Бюджет

Евросоюз имеет собственный бюджет, формирующийся из отчислений государств-членов (пропорционально их ВНД), таможенных пошлин на импорт товаров из третьих стран, отчислений от собираемого государствами-членами НДС и некоторых прочих поступлений. Бюджет ЕС составляет немногим более 1 % от ВНД государств-членов. В 2013 г. он равнялся 150,9 млрд. евро. Основные статьи расходов общего бюджета ЕС: общая сельскохозяйственная политика, а также социальная и региональная политика. В совокупности они поглощают до 80 % всех расходов. Из остальных средств финансируются: инновационная, промышленная (конкурентная), транспортная, энергетическая, экологическая, культурная и образовательная политика Евросоюза, а также его внешняя политика и содержание аппарата.

Европейский союз - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств.

С населением более 510 млн. жителей, площадью 4 324 782 тыс. кв.км, доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте (ВВП) составляла в 2012 году около 23 % (16,6 трлн долларов) по номинальному значению и около 19 % (16,1 трлн долларов) - по паритету покупательной способности.

В настоящий момент в ЕС входят следующие государства: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Словакия, Словения, Португалия, Румыния, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония. Потенциальными кандидатами на вступление в ЕС являются: Исландия, Македония, Сербия, Турция, Черногория.

Европейский Союз - международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Решения принимаются независимыми наднациональными институтами или посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейский совет, Европейская комиссия (Правительство), Совет Европейского союза (Совет министров), Суд Европейского союза, Европейская счетная палата, Европейский центральный банк и Европейский парламент (избирается каждые пять лет гражданами Союза).

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, создан общий рынок, который гарантирует свободное движение людей, товаров, капитала и услуг. Отменен паспортный контроль в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства.

Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел и вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития.

Девятнадцать стран Союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Союз является субъектом международного публичного права, имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Общая внешняя политика и политика безопасности предусматривает проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии Союза, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати, делегации ЕС возглавляются послами ЕС.



Предпосылки создания ЕС

Идея создания объединенной Европы неоднократно выдвигалась в прошлом, особенно в связи с кровопролитными конфликтами в истории европейского континента. Первые проекты объединения Европы относятся к XIII-XV вв. В ХХ в. в межвоенный период между первой и второй мировыми войнами идеи европеизм получили новое дыхание. Но попытки объединения Европы в то время не принесли успеха.

Оно началось в целях предотвращения войны и сотрудничества европейских народов после второй мировой войны. Документы, подписанные в Ялте и Потсдаме создавали, казалось бы, определенные предпосылки для сотрудничества; но противостояние двух систем (капиталистической и социалистической) после войны привело к тому, что это сотрудничество было сведено на нет. На смену антигитлеровской коалиции пришла Европа, разбитая на 2 лагеря; началась очередная в истории Европы тридцатилетняя война в виде «холодной войны». Противостояние между этими двумя лагерями привели к созданию военно-политических организаций.

В этой обстановке интеграционные процессы пошли различными путями:

В Западной Европе они привели к созданию различных объединений западноевропейских государств, нередко под эгидой США, например, Западноевропейского союза (на основе Брюссельского пакта 1947 года), вошедшего в НАТО в 1949 году;

В Восточной Европе появились свои объединения под руководством в лице СССР: военно-политическая организация Варшавского договора , а целям экономической интеграции должно было отвечать создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). К сожалению, различные пути интеграции основывались на различных принципах, что и сыграло определяющую роль в их судьбе как на Западе, так и на Востоке. На Востоке Европы ни ОВД, ни СЭВ не выдержали проверки временем. Сам интеграционный процесс на Востоке развивался в рамках прямого принуждения, нередко в виде военной силы. Вместе с крушением тоталитаризма эти интеграционные объединения распались и прекратили свое существование.



История создания ЕС

Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Евросоюзом, были Западная Римская империя, Франкское государство, Священная Римская империя. В течение последнего же тысячелетия Европа была раздроблена. Европейские мыслители старались придумать способ объединить Европу. Идея создания Соединённых штатов Европы первоначально возникла после Американской революции.

Эта идея получила новую жизнь после Второй мировой войны, когда о необходимости её осуществления заявил Уинстон Черчилль, призвавший 19 сентября 1946 года в своей речи в Цюрихском университете к созданию «Соединённых штатов Европы», аналогичных Соединённым Штатам Америки. Затем, после разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе.

Процесс начался 9 мая 1950 года речью Роберта Шумана , Министра иностранных дел Франции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии, в качестве меры пресечения дальнейших войн между Германией и Францией.

Эта концепция была реализована в 1951 году Парижском Договором , установившим Европейское объединение угля и стали (1957-2002) с шестью странами-членами: Франция, Западная Германия, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды . Успех Договора воодушевил эти шесть стран расширить процесс на другие сферы.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 году учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок, 1957-1993) (EEC - European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom - European Atomic Energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств.

Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC - European Community). ЕЭС было учреждён Римским договором 1957 года , который вступил в силу 1 января 1958.

В 1959 году членами ЕЭС был создан Европейский парламент - представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.

Еще на подготовительном этапе к подписанию Римских договоров часть западноевропейских стран посчитала предложенный федералистский вариант социально-экономической интеграции чрезмерным. Такие страны как Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария образовали в 1960 году Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). В рамках этой организации интеграция ограничивалась построением зоны свободной торговли. Однако по мере успешного развития ЕЭС одна за другой страны ЕАСТ стали стремиться к переходу в ЕЭС.

8 апреля 1965 года в Брюсселе был подписан «Договор слияния» (или Брюссельский договор), который объединил органы Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в единую организационную структуру. Договор вступил в силу 1 июля 1967 года.

Первоочередной задачей после подписания Римского договора было создание Таможенного союза (англ. European Union Customs Union) - таможенный союз стран Европейского союза и ряда других стран, важная составляющая общего рынка. Его создание завершилось в 1968 году. Главными были следующие мероприятия:

Ø отмена всех таможенных пошлин и ограничений между странами-членами;

Ø введение единого внешнего тарифа в отношении товаров третьих стран, одинакового для всего Европейского сообщества (прибыль от его взыскания стала одним из источников формирования собственных ресурсов Сообщества)

Ø общая торговая политика как внешний аспект таможенного союза (на международном уровне Сообщество выражает общую позицию всех государств-членов).

В 1985 году в деревне Шенген (Люксембург) было подписано соглашение о создании Шенгенской зоны , которая на данный момент включает в себя двадцать шесть европейских государств. В плане международных путешествий Шенгенская зона действует во многом подобно единому государству с пограничным контролем на внешней границе - при въезде и выезде из зоны, но без пограничного контроля на внутренних рубежах государств, входящих в эту зону.

Шенгенская зона начала своё существование 26 марта 1995 года , когда пограничный контроль был отменён на внутренних границах между семью государствами: Бельгия, Франция, Германия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Испания. В 1997 году к ним присоединились Италия и Австрия. В 1999 году по Амстердамскому договору соглашение стало частью acquis communautaire (существующей на сегодня совокупности правовых норм ЕС, принимаемых страной при вступлении в ЕС). В 2000 году к зоне присоединилась Греция, а в 2001 году в Шенгенскую зону вошли государства-члены Скандинавского паспортного союза (Дания, Финляндия, Швеция), а также государства, не входившие в Европейский союз, - Исландия и Норвегия.

В 2007 году в зону вошли ещё 9 стран - Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения (все они стали членами ЕС тремя годами ранее). Швейцария присоединилась к шенгенской зоне 12 декабря 2008 года, Лихтенштейн - 19 декабря 2011 года, они стали соответственно третьим и четвёртым государством в зоне, не входящими в Европейский союз.

Существовавшая изначально отдельно от Европейского союза нормативно-правовая база Шенгенской зоны была инкорпорирована в единое законодательство сообщества при вступлении в силу Амстердамского договора в 1999 году, хотя Шенгенская зона официально включает и четыре страны, не входящие в ЕС: Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн, а также де-факто включает ещё три европейских микро-государства: Монако, Сан-Марино и Ватикан, которые также не являются членами ЕС. Кроме того, со стороны ещё одной страны, Андорры, отсутствует внутренний пограничный контроль на границах со странами шенгенской зоны. Все страны Европейского союза, кроме Великобритании и Ирландии, обязались войти в Шенгенскую зону, и все, кроме Румынии, Болгарии, Кипра и Хорватии, уже сделали это. На данный момент зона охватывает площадь в 4 312 099 км², на которой проживают свыше 400 млн человек.

Достижения интеграции в социально-экономической области, а также глобальные изменения в мировой экономике и политике требовали создания более тесных форм взаимодействия интегрирующихся государств. Это было отражено в ряде инициатив 1980-х годов, главной из которых стало принятие Единого европейского акта 1986 года (ЕЕА). Акт был подписан в Люксембурге 17 февраля 1986 года, и в Гааге 28 февраля 1986 года. Вступил в силу 1 июля 1987 года, в рамках комиссии Делора. Акт нацеливал Европейское сообщество на создание общего рынка к 31 декабря 1992 года, и сформулировал принципы Европейского политического сотрудничества.

С падением коммунистического режима в странах центральной и восточной Европы, европейцы стали ближе друг другу. Подписание Договора о Европейском Союзе в 1992 году в Маастрихте (Нидерланды) дало Европейским сообществам не только новое официальное название – ЕС, но законодательно закрепило озвученные в ЕЕА цели.

Амстердамский договор 1997 года подтвердил основные цели Союза и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления общей внешней политики и политики безопасности. В Договор был также включен отдельный раздел, посвященный соблюдению государствами-членами ЕС принципов демократии, прав человека и приоритета законности, усилению сотрудничества государств-членов в борьбе с терроризмом, расизмом, контрабандой, преступностью и т.д.

В 1990-е годы, когда стало очевидно, что в ближайшем будущем произойдёт самое масштабное в истории расширение ЕС (с 15 до 25 членов), встал вопрос о необходимости изменения принципов управления Евросоюзом и структуры руководящих органов. До сих пор в ЕС при принятии важнейших решений действовал принцип консенсуса - но с расширением состава возникала вероятность того, что самые важные решения окажутся надолго заблокированными.

Решение о начале работ по созданию общеевропейской конституции было принято на саммите ЕС в декабре 2001. Рабочий орган по разработке проекта конституции получил название конвент, возглавил его бывший Президент Франции Валери Жискар д`Эстен. Работа над проектом конституции длилась три года. Окончательный текст документа был одобрен на специальном саммите ЕС в июне 2004.

29 октября 2004 главы всех 25-ти государств-членов Евросоюза подписали в Риме новую европейскую конституцию . Уникальность этого документа состоит в том, что он появился сразу на 20-ти языках и стал самой пространной и всеобъемлющей конституцией в мире. Европейская конституция, по мнению её авторов, должна была способствовать появлению общеевропейского самосознания и сделать ЕС моделью нового миропорядка.

Для вступления Конституции в силу её должны были ратифицировать все страны ЕС. Если хотя бы одна страна-член не ратифицирует Конституцию, она не вступит в силу. На референдумах в 2005 г. во Франции и Нидерландах проект был отвергнут.

На саммите ЕС 22-23 июня 2007 достигнута принципиальная договорённость о разработке вместо Конституции «Договора о реформе»- облегчённой версии, содержащей главным образом положения о порядке функционирования институтов ЕС в новых условиях. Такой договор был подписан в Лиссабоне 13 декабря 2007 года

Лиссабонский договор (официальное название - «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества», англ. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community). Был призван заменить собой не вступившую в силу Конституцию ЕС и внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС.

Договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества, или Договор о реформе ЕС, созданный с целью улучшения функционирования Европейского союза в составе 28 стран-членов и укрепления его роли и позиций на мировой арене в условиях резких глобальных изменений, был окончательно согласован на Межправительственной конференции в Лиссабоне 19 октября 2007 года.

Задуманный как «инструментарий», этот во многом инновационный договор призван заложить основы функционирования Евросоюза на ближайшие 15-20 лет. Подписание Договора 13 декабря 2007 г. открыло период, когда страны-члены проводили процесс его ратификации. Осложнения возникли в таких странах, как Ирландия и Чешская республика, где для его одобрения была необходима поддержка 3/5 парламента, а в случае с Ирландией ещё и поддержка населением страны на референдуме.

Тем не менее, одобрение в парламентах и на референдумах 27 стран завершило 15-летнюю дискуссию о политической и институциональной реформе ЕС, которая была начата подписанием Маастрихтского договора в 1992 г. Необходимость внесения изменений в основополагающие договоры ЕС была вызвана тем, что всего за два с половиной года (апрель 2004 - 1 января 2007 гг.) число стран-членов возросло с 15 до 27, а их совокупное население достигло почти полмиллиарда человек. Договор призван заменить собой провалившийся проект Конституции ЕС (проект которой был подписан в июне 2004 г.). Когда в 2005 году на референдумах во Франции и Нидерландах Конституция была отклонена, Европейский союз оказался в институциональном тупике. Чтобы двигаться дальше, было необходимо серьёзно упростить структуру коллективных органов, принципы и порядок их работы, сделать их деятельность более понятной и прозрачной. На решение этой двуединой задачи и направлен Лиссабонский договор.

Договор о реформе закрепил баланс между целями и интересами стран-членов ЕС, придав последнему статус «сверхдержавы». Текст Договора вносит изменения в три основополагающих документа ЕС: Договор об учреждении Европейского сообщества (Римский договор, 1957 г.), Маастрихтский договор, 1992 г. и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии, 1957 г. После подписания и ратификации Договор о реформе перестаёт существовать как единый текст, а нововведения инкорпорируются в три перечисленные выше документа.

Расширение ЕС

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) – экономическое и политическое объединение 28 европейских государств, целью которых является региональная интеграция. Под Европейской интеграцией понимаютпроцесс производственной, политической, правовой, экономической, (иногда социальной и культурной) интеграции держав, входящих в состав ЕС.

Этапы развития Евросоюза

Стоит отметить, что основным фактором, повлиявшим на создание ЕС, были тяжелые послевоенныегода. В целях объединения Европы и создания мощной коалиции и был задуман Евросоюз.Процесс развития ЕС происходил в четыре этапа. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Этап (1948-1966гг). Формирование зоны свободной торговли

В это время шесть стран принимают решение объединиться, с целью улучшения эффективности внутреннего производства. Этими странами были Германия, Бельгия, Италия, Франция, Люксембург и Нидерланды, все они являются частью Западной Европы, поэтому решение было целесообразным. С 1951 года был принят ряд законопроектов, упрощающий торговые отношения между указанными странами. Были отменены пошлины и количественные ограничения импорта и экспорта. Был установлен единый тариф для торговли в отношении остальных стран. Между странами, входящими в ЕС упростился денежный оборот и обмен рабочей силой.

Этап (1968-1986гг.). Создание таможенного союза

В это время Евросоюз переживает не самые светлые времена. Этот период считается застойным, так как быстрые темпы развития, наблюдаемые вначале, серьезно замедлились. ЕС стал уступать в темпах роста экономики таким странам, как США и Япония. Однако именно в это время был сформирован Таможенный союз, упрощающий систему торговых отношений между странами участницами. В 1973 году, в ЕС вступило еще три страны: Великобритания, Дания и Ирландия. Через пять лет была создана (ЕВС), главной валютой которой стал Экю. Именно в это время интеграция стала затрагивать, в том числе кредитную и валютную сферы, промышленность и науку.

Этап (1987-1992гг.). Создание общего рынка и интеграция внешней политики

Знаменит созданием Договора о Европейском Союзе от 7 февраля 1992 года, в котором говорится о создании единого гражданства ЕС, которое может существовать наравне с обычным основным гражданством. В этот период государства договариваются о ведение единой внешней политики в отношении друг друга, разрабатываются методы борьбы с преступностью, а также интегрируются все остальные сферы. Разработана и внедрена новая, едина – Евро. Для СССР этот период значим подписанием договора о сотрудничестве между ЕС и СССР.


Этап (1987-2000гг). Усиление политической и экономической интеграции

В состав Евросоюза входит уже 15 государств, Евро используется только для безналичных расчетов,а с 2002 года, она становится единственной волютой, которой осуществляют расчет, в том числе и наличный. Все более совершенствуются и укрепляются внутренние политические и экономические процессы между странами-участницами.

Европейский Союз сегодня

На сегодняшний день как уже было упомянуть в ЕС входит 28 стран, это уже устоявшаяся и полностью сформирована организация со своими органами власти и управления, основная цель которых надзорная функция. Для контроля за деятельностью стран - участниц был создан Суд Европейских Сообществ, как высший судебный орган власти, регулирующий любые вопросы не только между ними, но и между странами и Евросоюзом. Для проведения международных расчетов были созданы европейская счетная палата, Единый Центральный Банк, Европейский Комитет регионов и это не весь перечень политических и финансовых органов.

Сегодня Евросоюз – это полноправный участник экономических отношений, оказывающий свое непосредственное влияние на многие политические отношения. Будучи субъектом международного права, ЕС имеет право заключать договора и участвовать в международных отношениях. По всему миру располагаются представительства Евросоюза, также они есть в каждой крупной организации, к примеру, в ВТО, Большой восьмерке, НАТО и т.д.

Требования к странам для вступления в ЕС

В 1995 году в Копенгагене был разработан перечень требований к странам, выразившим желание вступить в Евросоюз. В них говориться об обязательном наличии в стране демократических основ, принципов свободы и правового государства. Обязательным условием является наличие конкурентной рыночной экономикии признание стандартов ЕС. Стана, пожелавшая вступить в Союз должна разделять политические и финансовые взгляды Евросоюза.


Стоит заметить, что не все страны выражают желание вступить в ЕС. Есть страны, которые не раз отвергали подобное предложение. Так Норвегия отказала Евросоюзу в 1972 и 1994 годах. В Дании на референдуме было решено войти в состав Союза, однако, население отказалось переходить на Евро, поэтому кроме него до сих пор в обороте Датские Кроны.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!