Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Откуда приходит скука - и что с этим делать? Почему скучно

В современном мире замечена одна тенденция, дети начали ощущать чувство скуки, чаще, чем раньше. Конечно же, есть мнение, что виной тому стали современные гаджеты и дети вместо того, чтоб весело гулять на улице, часами сидят у монитора компьютера. Но, психологи считают, что есть и другие причины, а именно желания ребенка или некие его потребности, которые не были удовлетворены. Так все же, что происходит с современными детьми?

Причина № 1

Конечно же, современные планшеты, уникальные телефоны и ноутбуки стали частью жизни современного человека. Очень многие родители, вместо того, чтобы поиграть с ребенком, включают ему мультфильм или дают планшет, чтоб ребенок поиграл в какую-то игру. Дети к этому со временем привыкают и если вдруг родители начинают контролировать процесс сидения за гаджетами, конечно же, милые чада протестуют, недополучают желаемое и начинают скучать. Мало того, дети, которые с детства привыкли заниматься элементарными вещами, то есть нажать на пару кнопок и включить игру или мультик, в дальнейшем не желают выполнять действия, в которых нужно уделять усилия.

Причина № 2

Очень часто бывают ситуации, когда дети начинают скучать в конце дня. Зачастую это происходит поле того, как ребенок пережил насыщенный положительными эмоциями день и просто не знает, как контролировать полученные эмоции. Он просто устает из-за того, что внутри него ураган, который никак не вырвется наружу. Для того, чтобы помочь ребенку. Необходимо с ним поговорить и дать ему возможность высказать свои эмоции. Если у родителей совсем нет времени, то пусть ребенок свои эмоции нарисует.

Причина № 3

Скучно ребенку бывает и тогда, когда он чего-то ждет, а это что-то никак не наступает. Кстати, подобная ситуация нередко случается и с взрослым человеком, особенно если то событие, которое он ждет по-настоящему грандиозное. У детей все немножко по-другому, и чем ближе грандиозный момент, тем грустнее и скучнее становится ребенку. Ребенку нередко начинает казаться, что время просто на просто останавливается, а ожидаемое не будет получено.

Здесь важно, чтоб родители смогли объяснить ребенку, что если он займется каким-то интересным делом, то время пойдет намного быстрее. Если же ребенок сам не может придумать себе занятие, тогда родители могут его предложить или поиграть вместе с ребенком, чтоб тот не изнывал от скуки.

Причина № 4

Иногда родители не понимают, что ребенок скучает, потому что ему не хватает внимания. Это становится заметно, когда ребенок постоянно ходит за родителями и спрашивает, как у них дела, что им помочь или просто пытается с ними поговорить хоть о чем-нибудь. Если все происходит именно так, значит срочно необходимо отложить все свои дела и уделить ребенку хоть немного времени. Можно просто поговорить с ним или поиграть в ту игру, которую он выберет. Главное, чтоб ребенок забыл о своей скуке и переключился на какое-то иное занятие.

Потому не стоит сбрасывать все на гаджеты, ведь иногда в скуке детей виноваты именно родители!

Скука и уныние - главные враги досуга. Часто такое состояние застает нас дома, когда есть свободное время, но занять его нечем. В статье пойдет речь о том, как провести свободное время с пользой, отдохнуть и разнообразить досуг.

Что делать, если скучно дома

Что делать, если скучно

Когда хочется расслабиться и не думать ни о чем, смените деятельность. Если до этого вы работали физически, прочтите книгу, а если решали важные интеллектуальные задачи - сделайте зарядку. Что делать, если скучно дома? Посвятите время одному из перечисленных ниже типов досуга:

  • Сделайте маникюр, оздоровительную маску или обертывание. Проведите коррекцию формы бровей или пилинг. Поддерживать красоту проще всего в свободное время, при этом дома под рукой всегда найдется все необходимое. Когда не знаете, чем заняться, займитесь собой - это утверждение актуально как никогда.
  • Проведите спортивную тренировку. Идеальная фигура - мечта любого человека. Почему бы не стать на один шаг ближе к этому? Займитесь спортом дома, отдавая предпочтение тренировкам невысокой интенсивности.
  • Прочтите короткий рассказ или книгу. Если вы любите читать, то чтение - самое полезное занятие для того, чтобы скоротать время. Есть домашняя библиотека? Тогда вам никогда не должно быть скучно. Книга - новая жизнь, которую вы сможете прожить, листая страницы в потертом переплете. С книгой вам не будет скучно.
  • Займитесь творчеством. Если посетило вдохновение, не отказывайте себе в удовольствии создать очередной шедевр. Особенно благоприятное время для этого, когда никого нет дома. Приготовьте все необходимое, включите расслабляющую музыку и творите. Совершенно неважно, что это будет - рисование, лепка или декупаж. Наслаждайтесь процессом, и время пролетит незаметно.
  • Посвятите время саморазвитию. Давно мечтали выучить иностранный язык? Хотите узнать что-то новое? Тогда свободное время подходит для этого наилучшим образом. Выберите направление обучения, возьмите тетрадь для записей и составьте план занятий. Усваивать систематизированную информацию гораздо легче. Убедитесь в этом, и ваше время не пропадет зря. Чем заняться дома? Главное, чтобы это не было бесцельное сидение на диване, ведь время - самый ценный ресурс в жизни человека.
  • Посетите социальные сети. Время в интернете бежит семимильными шагами. Полистайте новости, интересные группы. Вы и сами не заметите, как пройдет несколько часов.
  • Посмотрите познавательные передачи. Когда не знаете, чем заняться, посмотрите научно-популярные телепередачи. Документальные фильмы по вашим интересам помогут с пользой провести время и расслабиться.


Чем занять свободное время дома

Занятия дома в свободное время

Дома всегда есть чем заняться, но бытовая работа надоедает, а свободное время, оставшееся до какого-либо события, необходимо скоротать. Итак, чтобы время не прошло впустую, следуйте советам:

  • Выберите несколько важных дел, которые нужно реализовать завтра, и выполните их.
  • Пообщайтесь со старыми знакомыми. Возможно, в силу занятости вы не имели возможности встретиться со старыми друзьями много месяцев. Напишите или позвоните им. Они обрадуются вашему вниманию, и вы восстановите дружбу.
  • Переберите свои вещи. Шкаф - бездонная пропасть, где хранятся вещи, которые вы носите, а также масса ненужного хлама. Включите веселую музыку и проведите примерку. Вы освободите полки и сможете обновить гардероб.
  • Совершите полезные покупки. Чем заняться в свободное время? Конечно, шопингом. Покупка всегда приносит положительные эмоции. Совсем неважно, что именно вы будете покупать - семена для весенней грядки или новое платье, - позитив гарантирован.


Что делать, когда дома скучно

Не тратьте время впустую, ведь оно никогда больше не вернется. Всегда проводите досуг с пользой, и ваша жизнь станет веселой, насыщенной и полной смысла. Нет времени на грусть! Наслаждайтесь каждой минутой жизни - и вы увидите, как мир вокруг изменится!

В 1990 году, когда Джеймсу Данкерту (James Danckert) было 18 лет, его старший брат Пол попал в аварию, врезавшись на своём автомобиле в дерево. Его извлекли из покорёженного кузова с многочисленными переломами и ушибами. К сожалению, не обошлось и без черепно-мозговой травмы.

Период реабилитации был очень долгим и сложным. До аварии Пол был барабанщиком и очень любил . Однако даже после того, как его сломанное запястье зажило, у него не возникло совершенно никакого желания взять в руки палочки и начать играть. Это занятие больше не приносило ему удовольствия.

Раз за разом Пол жаловался своему брату на то, что ему безумно скучно. И дело было не в приступах посттравматической . Просто теперь вещи, которые он раньше любил всей душой, не вызывали в нём абсолютно никаких эмоций, кроме глубокого разочарования.

Несколько лет спустя Джеймс начал учиться на клинического нейропсихолога. В ходе обучения он обследовал около двадцати человек, которые получили черепно-мозговые травмы. Думая о своём брате, Данкерт расспрашивал их о том, ощущают ли они скуку. Все двадцать человек, принимавших участие в исследовании, ответили положительно.

Этот опыт очень помог Данкерту в дальнейшей карьере. Сейчас он работает когнитивным нейробиологом в Университете Ватерлоо, расположенном в Канаде. Это место знаменито тем, что именно здесь учёные впервые начали заниматься серьёзным исследованием скуки.

Научное сообщество и скука

Считается, что универсального и общепринятого толкования понятия «скука» пока не выведено. - это не просто разновидность депрессии или апатии. Эти слова нельзя считать синонимами.

Учёные предпочитают давать слову «скука» следующее определение.

Скука - это особое психическое состояние, пребывая в котором, люди жалуются на отсутствие даже минимальной мотивации и интереса к чему-либо.


Как правило, такое состояние имеет отрицательные последствия для психического здоровья человека, а также заметно отражается на его общественной жизни.

Проводилось немало исследований, посвящённых скуке. К примеру, выяснилось, что именно она является одной из причин, провоцирующих , наряду с депрессией и повышенной тревожностью.

Ещё одно исследование было посвящено изучению взаимосвязи скуки и поведения человека за рулём. Выяснилось, что люди, подверженные скуке, ездят с гораздо большей скоростью, чем все остальные участники. Кроме того, они медленнее реагируют на отвлекающие факторы и опасность.



Кроме того, в 2003 году был организован опрос среди американских подростков, большинство из которых утверждало, что им частенько бывает скучно. Как выяснилось позже, такие подростки были более склонны к тому, чтобы в раннем возрасте начать курить и употреблять наркотики и алкоголь. Исследования коснулись и вопросов образования.

Успеваемость учеников напрямую связана с тем, испытывают они скуку или нет. Скука - это проблема, требующая повышенного к себе внимания.

Дженнифер Фогель-Волкатт (Jennifer Vogel-Walcutt), подростковый психолог

Учёные пытаются понять, как скука влияет на наш мозг, каким образом сказывается на и как влияет на наш самоконтроль. «Необходимо основательно изучить явление скуки, прежде чем делать какие-то конкретные выводы», - уверен Шейн Бенч (Shane Bench), психолог, занимающийся исследованием скуки в лаборатории Техасского университета.

Людей, интересующихся вопросами скуки, становится всё больше и больше. Генетики, философы, психологи и историки начинают активно объединяться для того, чтобы совместно работать над её изучением. В мае 2015 года Варшавский университет организовал целую конференцию, на которой обсуждались темы, связанные со скукой, социальной психологией и социологией. Кроме того, чуть позже, в ноябре, Джеймс Данкерт собрал порядка десяти исследователей из Канады и США на тематический семинар.

История изучения скуки

Своеобразным началом изучения скуки можно считать 1885 год, когда британский эрудит Фрэнсис Гальтон (Francis Galton) опубликовал небольшой доклад, посвящённый тому, как беспокойно и невнимательно вели себя слушатели, присутствовавшие на научном собрании.

С тех пор прошло уже довольно много времени, а темой скуки интересуется сравнительно небольшое количество людей. Джон Иствуд (John Eastwood), психолог из Университета Торонто, убеждён, что так происходит потому, что скука кажется всем довольно тривиальной вещью, на которую не стоит обращать пристального внимания.

Положение вещей начало меняться, когда в 1986 году Норман Сандберг (Norman Sundberg) и Ричард Фармер (Richard Farmer) из Орегонского университета показали всему миру способ, с помощью которого можно измерять скуку. Они изобрели особую шкалу, с помощью которой можно было определять уровень скуки, не задавая испытуемым вопроса «Вам скучно?»



Вместо этого необходимо было подтвердить или опровергнуть следующие утверждения: «Кажется ли вам, что время течёт слишком медленно?», «Чувствуете ли вы, что задействуете не все свои возможности, когда работаете?» и «Легко ли вы отвлекаетесь?» Они были сформулированы Сандбергом и Фармером на основе опросов и интервью, в которых люди рассказывали о том, что чувствуют, когда им скучно. После того как опрашиваемые давали ответы, каждому выставлялась оценка в баллах, по которой и определялась степень подверженности скуке.

Шкала склонности к скуке Сандберга и Фармера стала отправной точкой, с которой начался новый виток исследований. Она послужила прототипом для возникновения других видов шкал, а также стала невероятно полезна и в других прикладных науках, помогая связать скуку с такими вещами, как психическое здоровье и .

Однако у предложенной шкалы скуки имелись и существенные недостатки. По мнению Иствуда, этот показатель напрямую зависит от самооценки человека и поэтому очень субъективен, что портит чистоту эксперимента. Кроме того, шкала измеряет только уровень восприимчивости к скуке, а не интенсивность этого чувства. Неточность понятий и определений всё ещё создаёт некоторую путаницу среди учёных.

Работа над улучшением шкалы скуки идёт до сих пор. В 2013 году Иствуд занялся разработкой шкалы многомерного состояния скуки, которая включает в себя 29 утверждений о различных ощущениях. В отличие от шкалы Сандберга и Фармера, шкала Иствуда измеряет состояние опрашиваемого в текущий момент времени. С её помощью можно установить, что чувствует человек прямо сейчас.

Однако, прежде чем измерять уровень скуки, исследователи должны были убедиться, что участники эксперимента действительно её испытывают. А это уже совершенно другая задача.

Самое скучное видео в мире

В психологии уже на протяжении многих лет одним из самых действенных способов создания у человека определённого настроения считается просмотр тематических видеороликов. Есть специальные видео, которые стимулируют у человека возникновение таких эмоций, как радость, гнев, печаль, сочувствие. Именно поэтому Коллин Меррифилд (Colleen Merrifield), занимаясь написанием своей диссертации, решила создать видео, которое было бы настолько скучным, что доводило бы людей .

В видео происходит следующее: двое мужчин находятся в абсолютно белой комнате без окон. Не произнося ни единого слова, они берут одежду из огромной кучи и развешивают её на верёвки - куртки, рубашки, свитеры, носки. Секунды тикают: 15, 20, 45, 60. Мужчины развешивают одежду. Восемьдесят секунд. Один из мужчин берёт прищепку. Сто секунд. Мужчины продолжают вешать одежду. Двести секунд. Триста секунд. И снова без изменений - мужчины развешивают одежду. Видео зациклено таким образом, что больше ничего не происходит. Его общая продолжительность составляет 5,5 минуты.

Неудивительно, что люди, которым Меррифилд показывала видео, сочли его невообразимо скучным. Тогда она решила попытаться изучить, как скука влияет на способность сосредотачиваться и фокусировать внимание.

Меррифилд просила участников выполнить классическую задачу на : необходимо было наблюдать за световыми пятнами, которые появлялись и исчезали на мониторе. Всё это специально длилось невероятно долго. Результат превзошёл ожидания: эта задача оказалась во много раз скучнее, чем самое скучное видео. Более половины испытуемых не смогли с ней справиться.

Это не было неожиданностью. Во многих прошлых исследованиях учёные также просили участников эксперимента выполнять какие-то монотонные действия вместо того, чтобы смотреть видео. Для того чтобы человек начал скучать, его просили, к примеру, заполнять одинаковые бланки, выкручивать или закручивать гайки. Сравнивать результаты разных исследований было довольно проблематично, потому что отсутствовал единый стандартизированный подход к методам стимулирования скуки. Невозможно было выяснить, чьи результаты верны, а чьи - нет.

В 2014 году исследователи из Университета Карнеги - Меллона в Питтсбурге, штат Пенсильвания, опубликовали , в которой попытались начать процесс стандартизации. Они выделили три группы действий, которые чаще других вызывают у людей скуку:

  • повторяющиеся физические задачи;
  • простые мыслительные задачи;
  • просмотр и прослушивание особых видео- и аудиозаписей.

Исследователи использовали шкалу многомерного состояния скуки Иствуда, чтобы определить, насколько сильно каждая из выполняемых задач заставляла испытуемых скучать и не вызывала ли она у них какие-то ещё эмоции. Всего было шесть на редкость унылых задач. Самая скучная состояла в том, чтобы бесконечно кликать мышкой, поворачивая иконку на экране на пол-оборота по часовой стрелке. После этого было решено больше не показывать специальные видео для того, чтобы вызывать у людей скуку, а использовать вместо этого обыкновенные поведенческие задачи.

Скука и самоконтроль

Многие учёные связывают возникновение скуки с дефицитом . Чем лучше вы умеете отвечать за свои поступки, тем меньше вы склонны к спонтанным проявлениям скуки. Именно поэтому исследователи часто связывают предрасположенность к скуке и склонность к таким вредным привычкам, как азартные игры, алкоголизм, курение и переедание.



Следует ли из этого, что скука и отсутствие самоконтроля - это взаимосвязанные вещи? Учёные пока не берутся ответить на этот вопрос. Приводя в качестве примера людей, у которых была черепно-мозговая травма, Данкерт предполагает, что в их системе самоконтроля произошёл сбой. Именно поэтому они начинают вести себя чрезмерно импульсивно и зачастую обзаводятся уймой . Это учёный успел заметить, наблюдая за своим братом.

Однако на протяжении нескольких лет брат Данкерта активно боролся с проблемами самоконтроля и практически перестал жаловаться на скуку, попутно возродив свою любовь к музыке. Поэтому у исследователей есть все основания полагать, что скука и самоконтроль могут зависеть друг от друга, но фактов и доказательств пока недостаточно.

Скучные планы на будущее

Несмотря на некоторую неразбериху в понятиях и отсутствие стандартизации, исследователи, занимающиеся вопросами изучения скуки, считают, что фундамент уже заложен. К примеру, поиск самого определения понятия «скука» считается важной частью процесса её изучения. Разные исследователи выделяют различные типы скуки. Немецкие учёные насчитали целых пять и выяснили, что склонность к какому-либо типу зависит от личностных характеристик человека.

Учёные также уверены, что есть такая группа людей, которая будет работать не покладая рук, лишь бы только не скучать. Иногда такие люди готовы выбирать крайне странные и даже неприятные занятия ради того, чтобы избежать скуки. Эта гипотеза основана на исследованиях, которые показали взаимосвязь между склонностью к риску и предрасположенностью к скуке.

Первое исследование было таким: участников просили сесть на стул в абсолютно пустой комнате и в течение 15 минут ничего не делать. Некоторые участники были готовы даже получать небольшие удары током, только бы не оставаться наедине со своими мыслями. Проводилось ещё несколько усовершенствованных экспериментов с этой же комнатой. В одном у участников был неограниченный доступ к сладостям, однако для того, чтобы получить их, необходимо было вытерпеть удар током. Когда участникам эксперимента становилось скучно, они предпочитали скорее испытать боль, чем сидеть на стуле и ничего не делать.

Группа исследователей во главе с психологом Райнхардом Пекруном (Reinhard Peckrun) из Мюнхенского университета в Германии в течение года наблюдала за поведением 424 студентов. Они просматривали их оценки, документировали результаты экзаменов и измеряли уровень скуки. Команда обнаружила некоторую циклическую закономерность, в соответствии с которой у всех студентов наблюдались периоды, когда им было скучно. И именно тогда было замечено значительное снижение внутренней студентов и показателей их успеваемости. Такие периоды возникали на протяжении года и не зависели от пола и возраста студента и его интереса к предметам. Учёные предположили, что студентам нужно что-то, что помогло бы им преодолеть скуку.

Сэй Шатц (Sae Schatz), директор компании, которая занимается разработкой учебных пособий и образовательных инструментов для министерства обороны США, приводит в качестве доказательства один интересный пример с компьютерной системой, которая обучала студентов физике. Система была запрограммирована таким образом, что должна была оскорблять всех, кто неправильно отвечал на вопрос, и саркастически хвалить тех, кто давал верные ответы. Такой необычный подход к обучению стимулировал учеников добиваться лучшего

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!