Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Вопросы про осень для взрослых. Сценарий игры - викторины на тему: Осень для дошкольников подготовительной группы

Мероприятие: «Осенняя викторина»

Цель: обобщить и расширить знания детей о времени года – Осень.
Задачи:

    закрепить знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе;

    расширить кругозор воспитанников, развивать логику, воображение, умение работать в команде;

    прививать любовь к природе.

Ход мероприятия:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса
А.С. Пушкин
Здравствуйте ребята! Обычно осень - время увядания природы - вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Осень - одно из прекрасных времён года. Сегодня мы проведем викторину, где вы проявите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. Сегодня будут соревноваться 2 команды, команда - рябинки и команда - грибочки . Команды, представьте нам своих капитанов. Мы познакомились с командами, капитанами. А судить наши соревнования будет строгое жюри, в лице Савлюковой С.Л. Каждое задание будет оцениваться и в конце викторины жюри подведёт итог. И так начнём…

    Команда представляет своих капитанов, девизы и эмблемы. (оценивает жюри)

    А начнем мы с разминки ума. (презентация)

    Разминка «Доскажи словечко» (первая все вместе, а остальные по очереди каждая команда)
    1) У избы помоет крышу.
    Отведет в берлогу Мишу,
    Труд крестьянский завершит,
    А потом листвой шуршит.
    Мы её тихонько спросим:
    - Кто ты? – И услышим? …(осень)

2) Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…(капуста)
3) И зелен, и густ -
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом… (картошка).

4) Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый … (мухомор).
5) Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (репка)
6) Шло по грядке вдоль забора
Войско храброе дозором.
Держат пики сотни рук,
Подрастает горький … (лук)
7) Рыжий Егорка
Упал в озерко.
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (лист)
8) Что за дерево стоит?
Ветра нет – оно дрожит. (осина)
9) Есть у родственницы елки
Очень мягкие иголки.
Но в отличии от елки
Опадают те иголки. (лиственница)

    А сейчас мы вспомним осенние месяца. Я буду читать стихи, а вы по описанию будите определять, о каком месяце я говорю. Отвечает та команда, которая первой поднимет руку.

Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь)

Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи! (ноябрь)

    Молодцы, с этим заданием вы справились.Мы знаем, что у каждого месяца есть своя примета. Сейчас каждая команда получит приметы о каждом из месяцев, но приметы будут перепутаны, ваша задача составить правильно. Проверяем, как только будет готова отвечать одна из команд.

Октябрь венчает белый снег с великой грязью.

Невелика у ноября кузница, а на все реки оковы кует .

Осенних примет множество и сейчас мы проверим, хорошо ли вы их знаете. Для этого необходимо ответить на вопросы. (отвечают по очереди, а потом открывается ответ) (презентация)
1 конкурс: «Что осень нам готовит»

Вопрос 1. Считается, что настоящий снег, сколько бы его ни выпало, не ляжет надолго, пока:
a) Не улетят аисты
b) Не кончатся грибы
c) Не выкопают картошку
d) С вишен не облетят листья
Ответ: Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
Вопрос 2. Согласно примете, можно еще осенью спрогнозировать время наступления весны. Зависит это от того, с какой стороны:
a) Желтеют березы
b) Дует ветер в первый снегопад
c) Замерзают лужи после первых холодов
d) Поспевает быстрее клюква
Ответ: Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.
Вопрос 3. 19 ноября - на Павла-исповедника наблюдали за реками - если на реке образуются ледяные горы, то следует ожидать еще и «гор»:
a) Грязи
b) Хлеба
c) Снега
d) Денег
Ответ: Следующий год должен быть урожайным: хлеба будут "горы".

ПОДВЕДЁМ ИТОГ(считаем баллы)

    Отлично, считайте, что вы размялись перед следующим, очень непростым конкурсом, в котором придется потрудиться. Наши предки относительно лентяев и бездельников имели очень категорические мнения, которые выражались в многочисленных пословицах о труде.
    2 конкурс: Ваша задача продолжить пословицу. За каждую правильную пословицу получаете один балл. (разрезные пословицы)
    Чтобы рыбку съесть надо в воду лезть.
    На одном месте лежа и камень мхом обрастает.
    Муравей не велик да горы копает.
    У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
    Кто рано встает тому бог дает.
    Кончил дело гуляй смело.
    Лентяй праздники знает да будней не помнит.
    Работа с зубами а лень с языком.
    Труд человека кормит а лень портит.

(ПРОВЕРКА ПО ПРЕЗЕНТАЦИИ)

    Какие молодцы вы сегодня, опять справились с заданием. Пришло время капитанам продемонстрировать свои интеллектуальные способности. Кто из них самый сообразительный - покажет следующий конкурс. За каждый правильный ответ команда получает балл. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
    3 конкурс: «Самые умные»
    1. Это месяц проливных дождей, разноцветных листьев, прощальных птичьих песен. Он просит осень в гости. Как называется этот месяц? (Сентябрь)
    2. Назовите самый «усатый» овощ? (Горох)
    3. Какой лесной житель сушит себе на деревьях грибы? (Белка.)
    4. У каких овощей «красный нос»? (Редис, свекла, томаты)
    5. Листья каких деревьев опадают зелеными? (Ольха.)
    6. Деревянная обитель квашеной капусты. (Бочка)
    8. Композиция из сухих цветов. (Гербарий)
    9. У какого овоща есть «глазки»? (Картофель.)
    10. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осина, клен.)

    Мы проверили как капитаны работают одни, а сейчас работать будет вся команда.
    4 конкурс: «На осенней грядке» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
    В клеточки рисунка команде нужно вписать пять названий распространенных овощных растений, которые оканчиваются на букву"А” и два слова будут спрятаны в ребусах
    Ответы: Репа, свекла, брюква, редька, капуста,укроп, томат

    На вопросы вы ответили, а теперь попробуйте, не глядя определить и назвать какие угощения приготовила для вас осень. От каждой команды прошу выйти по 1 человеку.

(ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА)
5 конкурс «Осенний листопад»

    Подул сильный ветер и сорвал листочки с деревьев, но листочки не простые с сюрпризом. (рассыпанные по полу листочки с загадками, участники по очереди подбирают листочки, читают загадки и отвечают на них.)

    Сидит – зеленеет.

Падает – желтеет.

    Лежит – чернеет. (Лист.)

Кто всю ночь по крыше бьёт,

    И бормочет, и поёт? (Дождь.)

    Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Коровам без неё – беда,

    Она их главная еда. (Трава.)

    Тысяча братьев одним поясом подпоясаны. (Сноп.)

    Всех наградила, всё загубила. (Осень.)

    Без рук, без ног, по снегу рыщет, поёт, да танцует. (Ветер.)

    Красный сапог в земле торчит. (Свекла.)

    Неказиста, шишковата,

А придёт на стол к ребятам

«Как рассыпчата, вкусна!» (Картофель.)

    Платье скинула, а пуговки остались. (Рябина.)

    Летел Егорка, упал в озёрко (Лист.)

    Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту зовусь я …(Подосиновик)

    Несли птички

Синенькие яички,

Развесили по дереву.

Скорлупа мягонька,

Белок сладенький,

    А желток костяной. (^ Слива)

    Под землей птица

Гнездо свила,

Яиц нанесла (Картошка)

    Не бьет, не ругает,

А от него плачут (Лук)

    Немного размялись, пришла пора выполнять следующее задание.

Конкурс «Разгадай кроссворд»

    Осень часто называют «золотой», потому, что из всех цветов, которыми она раскрашивает листья, предпочтение отдает золотому. И людям очень нравятся осенние пейзажи золотой осени. Известный русский художник Левитан посвятил золотой осени свою картину, которую так и назвал «Золотая осень». Давайте вместе посмотрим на эту картину. (Показать картину) Наш следующий конкурс связан со словом «золотой», потому, что называется «Золотая книга сказок».

6 конкурс «Золотая книга сказок»

    Это конкурс – викторина по осенним сказкам, т. е. по тем сказкам, в которых рассказывается про урожай или про осенние заботы.

В какой сказке рассказывается о вершках и корешках? («Мужик и медведь».)

Она уродилась большая – пребольшая. (Репка.)

Назовите сказку, в которой одной холодной осенью, некоторые бездомные лесные звери нашли себе общий дом. («Теремок».)

В какой сказке у донного царя был великолепный сад с яблоней, на которой росло много золотых яблок? («Иван – царевич и серый волк».)

В какой сказке полевая мышь поздней осенью пригласила к себе на зимовку маленькую девочку? («Дюймовочка».)

В какой сказке грибы воевали с ягодами? («Война грибов и ягод».)

Как называется сказка, в которой хитрая лиса, поселившись на зиму в доме медведя, съела весь запас меда да его же в этом и обвинила? («Медведь и лиса».)

Вспомните и назовите сказку, где три веселых братца осенью решили построить себе домики? («Три поросенка».)

7 конкурс «Грибы-грибы» (Показать грибы)

Учитель дает описание гриба, а дети должны отгадать, что это за гриб.

➢ Мы знаем, что сырыми грибы есть нельзя, а название этого гриба говорит, что можно. (Сыроежка)

➢ Если этот гриб взять в руки, они покроются маслом. (Масленок)

➢ Этот гриб рыженький, и называется как одно лесное хитрое животное. (Лисичка)

➢ Красивая шляпка этого гриба имеет красные цвет в крапинку. Она часто вводит в заблуждение неопытных грибников. (Мухомор)

➢ Этот гриб растет под деревом, которое является символом России. (Подберезовик)

➢ А этот гриб растет под деревом, листочки которого всегда дрожат. (Подосиновик)

➢ Этот гриб - «царь грибов». А называют его лишь белым цветом. (Белый гриб)

9конкурс «Осенний букет»

Для конкурса необходимы: белый картон; засушенные березовые, кленовые, осиновые, дубовые листочки; клей; карандаш; фломастеры. На белом картоне дети рисуют вазу, раскрашивают ее, а затем составляют букет и приклеивают сухие листочки к картону. После этого можно устроить конкурс аппликаций.

Мы много сегодня говорили об этом замечательном времени года. Вспомнили загадки, пословицы, приметы. Но осень это ещё и очень хлопотное время года для людей - это время сбора урожая. Сейчас ребята покажут сценку «Спор овощей».

    Подведение итогов.

    Награждение победителей.

Ход викторины

- Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем викторину, это конкурсы, где вы проявите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. За правильный ответ, каждая команда получит жетон.

А начнем мы с разминки ума:

«Доскажи словечко» Разминка (ответы хором)

У избы помоет крышу.
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы её тихонько спросим:
- Кто ты? – И услышим? …(осень)

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…(капуста)

И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом… (картошка).
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (репка)

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый … (мухомор) .

На грядке привалился на бочок
Солидный, крутолобый… (кабачок )

Ведущий : Молодцы! Отлично справились с заданием. Думаю, каждая команда заслужила по жетону.

А сейчас мы превратимся в осенние листочки …проводится физкультминутка «Листья» на координацию речи и движения (Приложение 1 )

- Подул осенний ветерок и листья полетели к стульям и превратились в ребятишек…

Скажите, а кто знает пословицы или поговорки об осени?

Ну, тогда выходите в середину зала (от каждой команды по несколько поговорок) и поделитесь с нами своими знаниями.

Пословицы и поговорки об осени :

  1. Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
  2. Сентябрь холоден, да сыт.
  3. Осенней озими в закром не сыплют.
  4. Осенняя муха больнее кусает.
  5. Осень - запасиха, зима - подбериха.
  6. Осенью и воробей богат.
  7. Осень не лето в листву одета.
  8. Осенью и у кошки пирог.
  9. Осень прикажет, а весна своё скажет.
  10. Осенью серенькое утро, красненький денёк.
  11. Ноябрь с гвоздём, декабрь с мостом.
  12. Не расти траве после осени, не цвести цветам зимой по снегу.
  13. Дождливое лето, хуже осени.
  14. Весна да осень, на дню погод восемь.
  15. Весна богата цветами, а осень снопами.
  16. В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
  17. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт.
  18. Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
  19. Пчелка мала, да и та работает.
  20. Будет дождь, будут грибы.

Ведущий: - Здорово! Получите свои заслуженные жетоны…

Ребята, посмотрите (на овощи с грузовиками ), что это? ...Правильно - «овощи»

Как вы думаете, чем мы сейчас займемся? ….Конечно же - поиграем!

Игра: «Перевези с поля урожай»

В одной стороне стоят три грузовика, в другой лежат овощи. По сигналу ведущего трое играющих везут грузовики в противоположную сторону, заполняют их овощами и везут назад. Выигрывает тот, кто быстрее и больше перевезет овощей.

Игра: «Собери осенний букет»

Задание в конвертах, каждой группе индивидуально нужно собрать букет цветов из разрезных картинок

Игра: «Осенние листья»

В зале на полу лежат осенние листья разных цветов листья (бардовый, желтый, красный, зелёный). Листья разных деревьев (осина, дуб, берёза, тополь, ива). Каждая группа делится на пять команд (по два человека) и на скорость собирают листья в букеты. Одна команда собирает осиновые, вторая дубовые, третья берёзовые, четвертая тополиные и пятая ивовые листья.

Ведущий проводит блиц-опрос:

  1. Какие животные питаются грибами?
  2. Какую рыбу называют санитаром? (щуку, она ест ослабленную, больную рыбу в первую очередь)
  3. Какой вред наносит сбор сока? (без сока дерево засыхает)
  4. Какого жука называют - «опасным преступником»? (колорадского)
  5. Какая птица умеет считать годы? (кукушка)
  6. Кого называют санитаром леса? (волка)
  7. Кого называют лесным доктором? (дятла)
  8. Из какого дерева делают спички? (осина)
  9. Что такое тихая охота? (сбор грибов)
  10. Назвать второй осенний месяц.
  11. Перечислить перелетных птиц.
  12. Кто из животного мира впадает в зимнюю спячку? (медведи, ежи, барсуки, змеи и т.д.)
  13. Почему осень золотая?
  14. Как называется явление с вальсирующими листьями? (листопад)
  15. Перечислите съедобные грибы.

Ведущий: - Молодцы, и с этим заданием справились отлично! (раздать жетоны тем группам, кто отвечал на вопросы правильно)

Ребята, кажется, дождик собирается!

- физкультминутка «Дождик» для координации речи и движения (Приложение 1 )

Ведущая: Скажите ребята, а вы загадки отгадывать умеете?

А вот я сейчас проверю…

Загадки об осенних явлениях:

Неизвестно, где живёт.
Налетит, деревья гнёт.
Засвистит - по речке дрожь
Озорник, а не уймёшь. (ветер )

Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой …(тучи)

Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья. (осень )

Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима! (осень )

Опустел в деревне сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь )

Всё мрачней лицом природа:
Почернели огороды, оголяются леса,
Мокнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь )

Поле черно – белым стало;
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь )

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (осенью)

Осень в сад
К нам пришла.
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (рябина)

Шёл долговяз,
В землю увяз. (дождь)

Ведущий: Здорово, и с этим заданием вы справились! Получайте свои жетоны. Группа, которая придумала свою загадку (домашнее задание), получает дополнительный жетон.

- Ну, а теперь мы поиграем!

Игра «Перепрыгни через лужи»

Дети (каждая группа делится на две команды) по сигналу прыгают через «лужи» (развернутые газеты). Побеждает та команда, которая была быстрее (наступать на лужи нельзя)

Ведущий: У нас осталось последнее задание.

Задания в конвертах (Приложение 4 )

Ведущий: А сейчас мы подсчитаем свои жетоны.

Победителем считается та команда, у которой больше всех жетонов.

Проводится подведение итогов конкурсов и награждение всех команд медалям

  1. «Самые активные»
  2. «Самые дружные»
  3. «Самые внимательные »
  4. «Самые любознательные»

Ведущий - Благодарит детей за отличную работу и дарит на память подарки-задания


(слайд 2)Видеоклип «Золотая осень»
Ведущий: - Сегодня у нас необычное мероприятие, сегодня у нас информационно-познавательный час «Есть в осени первоначальной…»
Ученик:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

На отдыхающее поле...
Ведущий:
- А начнут наш праздник победители школьного конкурса чтецов «Золотая осень»
(победители читают стихи об осени)
(слайд 3) Ведущий:
- Обычно осень - время увядания природы - вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.
Осень - одно из прекрасных времён года. Многие художники рисовали осенние пейзажи. (Просмотр картин великих художников)
(слайд 4)
- Ярким примером передачи настроения красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников:
«Золотая осень» Исаак Левита
«Осень. Поместье» Исаак Левитан (слайд 5)
«Золотая осень» Василий Поленов (слайд 6)
«Осень» А.И. Куинджи (слайд 7)
«Осень» Клод Моне (слайд 8)
«Туман. Осень» Исаак Левитан (слайд 9)
«Осень» Исаак Левитан (слайд 10)
«Октябрь. Осень» Исаак Левитан (слайд 11)
А также малоизвестных художников (слайд 12)
Ведущий: - Какие осенние месяцы вы знаете? (слайд 13)
- А известно ли вам, почему осенние месяцы называются именно сентябрь, октябрь, ноябрь? Сейчас нам об этом расскажут ребята.
(выступление 4 «Б» и 2 «Б» - сентябрь)
- Угадайте, о каком месяце пойдет речь? (слайд 14)
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
Сентябрь –вересень (цветет вереск), листопадник (слайд 15)
Приметы
В сентябре лес реже и птичий голос тише.
В сентябре (октябре) одна ягода, да и та - горькая рябина.
Холоден сентябрь-батюшка, да кормить горазд.
Гром в сентябре – к теплой осени.

Ведущий:
- А сейчас о каком месяце вы услышите? (3 «Г» - октябрь) (слайд 16)
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Октябрь – грязник (слайд 17)
Приметы
В октябре ни на колесах, ни на санях.
Октябрь венчает белый снег с великой грязью.
Октябрь часто плачет в платок зари красной.
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.
Октябрьский гром – к бесснежной зиме.
Ведущий:
- И, наконец, последний осенний месяц. (4 «Д», 4«А» - ноябрь) презентация)
(слайд 18)
Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи!

Ноябрь - полузимник, бездорожник (слайд 19)
Приметы
Невелика у ноября кузница, а на все реки оковы кует.
Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит.
Ноябрь - сумерки года.
Холоден батюшка октябрь, а ноябрь и его перехолодил.
Последний месяц осени – ноябрь, ворота зимы.

Ведущий: - Послушайте и запомните ещё приметы осени:

В кругу луна в октябре
Говорит с небес тебе:
- Летом будет сухо,
Не напьётся муха.
***
Много соломы кроты
В норы свои натащили
Ждите холодной зимы
И утепляйте квартиры.
***

Если орехов много в лесу,
Но а грибочков нема,
Ждите зиму суровую,
Снега тоже сполна
Гром раздавался в октябре,
Знай, бесснежной быть зиме. ***
Если лисья осыпаясь
Лягут на изнанку,
То зимы не опасайся,
Будет она мягкой.
***
Если ж листья осыпаясь
Лягут лицевой сторонкой,
То зимою будет зябко,
Жди зимы холодной.
***
Перелётные птицы летят
Очень низко к земле,
Это – к морозной зиме,
Если птицы летят высоко от земли,
То дождёшься ты теплой зимы
***
Появился поздний грибок –
Будет поздний снежок.
***
Много рябины –
Осень дождлива,
Мало рябины –
Сухо и мило.
***
Полетели журавли –
На Покров мороза жди.
Улетели до Покрова,
Зима будет, будь здорова!
Бабье лето без дождей
Будет сухо много дней.
***
Птицы поздно улетают,
Зиму теплую предвещают.
***
Лето сырое,
А осень тепла,
Значит, холодной будет зима.
***
Если поздний листопад,
То никто ему не рад,
Продолжительная зима
Ожидается тогда.
***
Если в осень лист опал
С дуба и берёзы,
Но не все листочки снял,
Ожидай мороза.
***
В сентябре гром гремит
Осень тёплую сулит.
***


Ведущий: - Осенних примет множество, но так же много и загадок об овощах, фруктах и грибах, которыми так щедра бывает осень. Отгадайте загадки:

Шло по грядке вдоль забора
Войско храброе дозором.
Держат пики сотни рук,
Подрастает горький … (лук)
***
Летом в огороде свежие, зелёные,
А зимою в бочке жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас …? (огурцы)
***
Круглый год с зелёной крышей,
С каждым днём круглей и выше.
Он без окон и дверей,
И живут в нём сто друзей.
Сто весёлых карапузов,
А зовётся дом … (арбузом)
***
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели, да хвалили? (картофель)
***
Выросло из зёрнышка
Золотое солнышко. (подсолнух)
***
Лето целое старалась:
Одевалась, одевалась,
А как осень подошла,
Все наряды отдала –
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок. (капуста)
***
Он круглый и красный,
Как глаз светофора,
Среди овощей нет
Сочней … (помидора)
***
Овощ сладкий первоклассный
В цвет окрасит темно-красный
Борщ, салат и винегрет.
Конкурентов ему нет! (свёкла)
***
Полюбуйся алой шапкой
С белой россыпью накрапкой.
Попадётся – погляди,
Но в лукошко не клади. (мухомор)
***
Круглая, а не солнце,
Жёлтая, а не масло,
Сладкая, а не сахар,
С хвостиком, а не мышь. (репа)
***
Десять мальчиков
Живут в зелёных чуланчиках. (горох)
***
На сучках висят шары,
Посинели от жары. (слива)
***
Повстречался старый дед.
Дед совсем ещё не сед,
Стал средь листьев и травы –
В шляпе, но без головы. (гриб)
***
Круглый, зрелый, загорелый
Попадался на зубок,
Расколоться не мог,
А попал под молоток,
Хрустнул раз и треснул бок. (орех)
***
Сидит – зеленеет,
Падает – желтеет,
Лежит – чернеет. (лист)
***

Ведущий: - Молодцы с заданием справились!
- А сейчас мы проведём викторину среди классов и посмотрим, какой класс был самым внимательным.
Викторина «Что мы знаем об осени»
1. Когда по народному календарю наступает осень? (14 сентября)
2. Почему осень птицы улетают в тёплые края? Как называются эти птицы? (перелётные), (уменьшается количество корма, труднее его найти)
3. Сколько дней длится «бабье лето»? (с 14 по 21 сентября)
4. Что происходит каждый год 23 сентября? (день осеннего равноденствия)
5. Какого числа заканчивается лето? (24 сентября, когда продолжительность светового времени суток становится меньше продолжительности темного времени суток)
6. Какие три поры мы различаем у осени? (сентябрь – первоцветенье, октябрь – глубокая осень, ноябрь – предзимье)
7. На какую пору осени обычно приходится листопад? (на первую половину октября)
8. У каких деревьев мы наблюдаем самый поздний листопад? (дуб, осина)

9. Листья каких деревьев осень краснеют? (рябина, клён, осина)
10. О каком месяце в народе говорят, что он – сын октября, внук сентября и родной батюшка зиме? (ноябрь)
11. - Кто автор этих строк?

(слайд 20)
Славная осень!
Здоровый. Ядрёный
Воздух усталые силы бодрит.
Н.А.Некрасов
***
(слайд 21)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день…
- Кто автор этих строк?
А.С. Пушкин
***
(слайд 22)
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
А. Твардовский. "Лес осенью "
***
(слайд 23)
Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И. Бунин. «Осень»
***
(слайд 24)
Осень. Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин. А. Толстой
***
(слайд 25)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
А.С. Пушкин
***
(слайд 26)
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее
К. Бальмонт
***
(слайд 27)
Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря,
И открылась школа
С.Я. Маршак
***
(слайд 28)
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле
Ф. Тютчев

***
12. Назовите Русских художников, написавших в разное время картины с одним и тем же названием «Золотая осень» (И.С. Остроухов, В.Д. Поленов, И.И. Левитан)

Ведущий: - Поработали вы на славу. В викторине победил ____ класс! Молодцы! Много узнали интересного и нового об осени. На этом наш информационный час подошёл к концу. Всего вам хорошего!

Осень: Вы, ребята, настоящие знатоки! Ни разу не ошиблись! А вот эту загадку ни за что не угадаете:

*Что копали из земли, жарили, варили.
Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картофель)(ответы детей)

Правильно, картофель! Послушайте, в награду за смекалку стихотвореньице о картошке.

Ученица: Знают о картошке все на свете:
Богачи и те, кто не богат.
Всяк ее по-своему готовит,
Каждый на столе картошке рад:
И кто жарит, и кто парит, кто печет и кто толчет,
Но едят ее повсюду. Ей и слава, и почет.

Осень: А вы, ребята, любите картошку? А убирать картошку помогали? Сейчас проверим!

Эстафета»Посади и собери урожай» Оборудование: 3 обруча, 3 ведерка, 12 картофелин, 3 лейки, 3 команды по 8 человек.
Первые участники пашут землю - кладут по обручу.
2,3,4,5 участники кладут картошку (по четыре) в обруч – посадка.
6-ые участники поливают лейкой.
7-ой, 8-ой собирают урожай. Чья команда быстрее.

Эстафета «Перенеси картошку ложкой» Вот – картошка, а вот – ложка, только двигаться назад!

Игра на внимание «Копёшка, тропинка, картошка.» Копёшка-стоя, поднять руки вверх. Тропинка- приседаем. Картошка- приседаем и прячем голову в колени. Когда дети движения запомнили, осень начинает путать детей. Тех, кто ошибся приглашают в круг для произвольного исполнения танца осенних листьев.

«По Стране Осени»

(праздник-путешествие для учащихся 1-5 класса)

Цель: создание единого представления об осени.

Обучающая: умение выразить свое впечатление о музыкальном произведении, стихотворении в форме высказывания.

Развивающая: развитие коммуникативных свойств речи; умение посмотреть на предмет высказывания с разных точек зрения.

Воспитывающая: привитие уважения к природе, понимание единства человека и природы, их взаимосвязи.

Оборудование:- репродукции картин на тему «Осень»;

Выставка овощей и фруктов «Дары осени»;

Медиапроектор; слайды с зарисовками об осени, портретами поэтов, художников, композиторов;

Караоке, магнитофон, фонограмма песни из репертуара группы «ДДТ» «Что такое осень»

Подготовительная работа: - украшение зала, сцены;

Выставка овощей и фруктов;

Разучивание стихотворений, песен, запись фонограмм.

Реквизит: бутафорские грибы из картона (мухоморы и подберезовики), корзины, шишки, ложки, платки для завязывания глаз, игрушечные машинки. Текст песни «Что такое осень»

(Слайд №1 «Осенний альбом»)

Ведущая: Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень...

Эти строки замечательного русского поэта А.С.Пушкина стали эпиграфом нашей встречи Добрый день, дорогие друзья! Здравствуйте! Устраивайтесь поудобнее. Сегодня мы с вами совершим путешествие по Стране Осени, перелистаем страницы осеннего альбома. Согласны?

Осень-самое романтичное и красивое время года. Но осень бывает разная. Одна-радостная, пышно убранная. Расписанная золотыми и багряными красками. «Золотая осень». А другая-грустная, дождливая, увядающая. Поздняя осень. Многие поэты воспевали осень в своих произведениях, восхищались ею. Она осталась в нашей памяти и сердце благодаря стихам А.С.Пушкина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, И.С.Никитина, С.А.Есенина.

И первая страница нашего альбома называется «Осень в поэзии»

(Слайд №2 «Осень в поэзии»)

Ведущая: Ребята подготовили для праздника стихи и сейчас они их нам прочтут. Давайте попросим! (Чтение стихотворений об осени. Приложение 1)

Ведущая: Ребята, какой показана осень в этих стихотворениях? Какое настроение они создают? Почему человеку особенно грустно именно осенью? (ответы детей) .

Холодной осенней порой родился русский поэт, гордость нашего Отечества-Сергей Есенин. Стихи Есенина очень напевны и мелодичны, многие из них стали романсами

(звучит романс Сергея Есенина «Отговорила роща золотая» в исполнении солистки группы «Радуга»).

Ведущая: Ребята, а сейчас давайте вспомним приметы осени, которые люди знали с давних пор. (Ответы детей: бабье лето ненастно-осень сухая. Осенью тихая вода-хорошая зима, шумная-морозы, метели. Если журавли полетят на Покров,будет мороз. Комары в ноябре-быть теплой зиме).

Ведущая: Ребята, а что происходит с птицами и зверями поздней осенью? (Ответы детей: птицы улетают в теплые края, некоторые звери впадают в зимнюю спячку).

Следующая страничка нашего «Осеннего альбома»- «Звери осенью»

(Слайд №3 « Звери осенью»)

Ведущая: Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу,

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Рыщут волки ночью темной

За добычей по лесам

Меж кустов к тетерке сонной

Пробирается лиса,

Прячет на зиму кедровка

В старый мох орехи ловка,

Хвою щиплют глухари,

Зимовать к нам прилетели

Северяне-снегири.

Осенью линяют зайцы, белки. Барсук чистит нору, натаскивает сухих веток и залегает на зимнюю спячку. Еж, наломав на иголки листья, тоже несет их к себе в нору, готовит мягкий матрац на зиму. Совсем не видно медведя. Что с ним? (Ответы детей: он залег спать до весны).

А сейчас давайте проведем игру, которая называется «Помоги белке собрать шишки». (дети делятся на 2 команды. Задача: ложкой перенести шишки в корзинки. Чья команда быстрее?)

Ведущая: Вы, конечно, ловкачи! Белочке помогли. А сейчас «Осенняя викторина» . Ее участником может стать любой из вас. За каждый правильный ответ вы получите жетон. Сохраняйте жетоны до конца нашей программы.

Итак следующая страница альбома «Осенняя викторина»

(Слайд №4 «Осенняя викторина»)

Ведущая: Прекрасно справились с вопросами викторины. Очень хорошо знаете животных, их повадки. Давайте сейчас отправимся в осенний лес за грибами!

(Слайд №5 «За грибами в осенний лес)

Очень красиво осенью в лесу. Червонное золото листвы украшает стройные березки, горят багрянцем осинки, а еще осень щедра на грибы. Посмотрите сколько вокруг грибов! Настоящее грибное царство! А для грибника главная цель-набрать побольше грибов. Это-подберезовики, а это-мухоморы. Для сорок и лосей мухоморы-это лекарство. Сейчас мы проведем игру «По грибы» .

(Двое играющих берут по корзинке и с завязанными глазами собирают грибы)

Ведущая: Сколько же грибов вы набрали? Ребята, давайте, проверим, съедобные они или нет. Я показываю гриб, если он съедобный, то вы хлопаете в ладоши, а если несъедобный, топаете ногами. Игрок, набравший наибольшее количество съедобных грибов, получает жетон.

А теперь я хочу проверить какие вы сообразительные. Перелеснем страничку нашего альбома.

(Слайд №6 «Богатый урожай»)

Ведущая: (загадывает загадки, по мере их отгадывания на слайде открываются овощи-отгадки).

Загадки «Богатый урожай»:

  1. Какие овощи усатые? (горох, фасоль)
  2. У какого овоща есть глазки? (картофель)
  3. Какого Петрушку не кладут в щи? (игрушечного)
  4. Какой овощ мешал принцессе спать? (горох)
  5. У каких овощей красный нос? (редис, морковь, свекла)
  6. Круглая, как луна, листья, как ель, а хвостик, как у мышки? (репа)

Правильно-это репа. Раньше репу ели каждый день, пекли с нею пироги, варили кашу, ели нарезанную с медом. Народ не забыл репу и в своих сказках. Давайте сейчас проинсценируем эту сказку. (Дети надевают маски и инсценируют сказку «Репка» ).

Ведущая: А давайте проверим какие вы внимательные. Это очень просто. На любой мой вопрос вы будете отвечать: картошка. Я могу задать вопрос всем, а иногда спросить кого-то одного.

Что вы кушали на завтрак?

Что бы вы хотели купить в магазине?

Что у тебя на этом месте (на носу)?

А кто это сидит на стуле?

Что хотите подарить маме?

О чем вы мечтаете ночью?

Что у тебя в портфеле?

Что осенью вы копаете на огороде?

А какие овощи вы еще убираете на огороде?(дети перечисляют). Посмотрите на нашу выставку, какой удивительный урожай овощей и фруктов вы собрали. Давайте определим победителя и вручим ему приз (набор овощей для винегрета).

А сейчас проведем эстафету «Уборка урожая» . (Дети делятся на несколько команд. Задание-за 1 минуту перевезти на игрушечных машинках овощи в гараж. Каждый участник берет по одному овощу и везет его в кузове до отметки, где мелом нарисован гараж, выгружает овощ и передает машинку следующему игроку. Чья команда перевезет больше овощей за 1 минуту, та и победит. Звучит веселая музыка).

Ведущая: Теперь немного передохнем и откроем следующую страницу нашего альбома «Музыка осени» . У каждого времени года своя музыка. Она сначала праздничная и величавая, но пролетают дни за днями и щедрый гимн урожая сменяют грустные напевы. Улетают птицы, облетает листва и задумчивой становится мелодия осени. Многие композиторы изображали осень в своих произведениях. Их музыка необыкновенно прекрасна, каждый звук ее проникает в глубину нашего сердца, нашей души.

(Слайд №7 «Музыка Осени»)

Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский очень любил осень. Он много времени проводил в прогулках, гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде свою красоту. Свои осенние впечатления Чайковский отразил в музыкальном альбоме «Времена года». Послушаем его «Осеннюю песнь» (Звучит «Осенняя песнь. Октябрь.» П.И.Чайковского)

Ведущая: Ребята, какое настроение вызывает у вас эта музыка? (Ответы детей). Я открою вам тайну, цикл «Времена года» есть и у итальянского композитора Антонио Вивальди. Музыка Вивальди узнается почти мгновенно. Сейчас вы услышите как свои осенние впечатления выразил в своих произведениях Антонио Вивальди (Звучит «Осень» Антонио Вивальди)

Какое впечатление произвела на вас музыка, звуки, какое настроение она несет с собой?

Ребята, а какие современные песни об осени вы знаете? Я предлагаю спеть песню из репертуара группы ДДТ «Что такое осень» .

Следующая страница нашего альбома «Осенины-именины»

(Слайд №8 «Осенины-именины»)

Ведущая: Осенью отмечают свой день рождения многие люди. А знаете ли вы имена, которыми раньше нарекали людей, родившихся осенью? (Ребята называют имена и сообщают, что они обозначают. За правильные ответы им вручают жетоны. Вот некоторые имена: Маргарита-древнеримское слово, означает «жемчужина». Мария-древнееврейское, означает «госпожа». Максим-древнеримское, означает «самый крупный». Михаил-древнееврейское слово, означает «подобный богу». Николай-древнегреческое слово, означает «победитель народов».

И сегодня в этом праздничном зале мы поздравляем всех тех, кто родился осенью. Примите в подарок наше пожелание:

Будьте здоровыми, будьте счастливыми,

Будьте, как солнышко, красивыми,

Будьте, как звонкие ручьи,

Будьте, как бабочки игривыми,

Будьте всегда трудолюбивыми,

Никогда не ссорьтесь с мамой, папой, бабушкой, друзьями и растите большими, большими! Вот такими!!!

Громче музыка, играй

Для друзей своих сегодня испечем мы каравай (проводится игра «Каравай» )

Ведущая: Вот и закрылась последняя страничка нашего «Осеннего альбома». Давайте подведем итоги конкурсов (Подведение итогов, подсчет жетонов, вручение призов. Ведущая всех ребят угощает яблоками)... Осень: «очей очарованье»... И в этом ее прелесть и неповторимость. Мы прощаемся с ней до следующего года, и она будет обязательно новая, непредсказуемая, потому что и мы будем другие-на год взрослее и старше... Всем большое спасибо за путешествие в Страну Осени!



Библиотека КГУ «Школа-лицей» отдела образования акимата города Лисаковска

для учащихся начальных классов

ОСЕНЬ В ГОСТИ

К НАМ ПРИШЛА…

Приложение:

    Электронная презентация

    Музыка (осенние мелодии)

Интеллектуальная игра-викторина

ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА…

Для учащихся начальных классов

Цели: Развитие познавательной активности учащихся; знание детской литературы; расширение кругозора. Развитие умения принимать решения самостоятельно и группой. Развитие внимательности, аккуратности, быстроты мышления.

Задача: развитие умений применять полученные знания по теме «Осень».

Оборудование /оформление: электронная презентация, проектор, экран, задания в конвертах. Столы для двух команд, стулья для зрителей. Стол для жюри.

Ход игры

Добрый день дорогие гости и участники нашей игры «Осень в гости к нам пришла»!

Уже давно закончилось веселое и жаркое лето. Но и сейчас стоит прекрасная пора – осень. Когда наступает пора золотой осени, вся природа преображается. Листья становятся разноцветными. Многие деревья стоят словно золотые, такие у них красивые желтые листочки!

И сегодня наше интеллектуальное состязание будет посвящено теме «Осень».

Игра состоит из следующих номинаций:

    Осенняя поэзия

    Сказочная осень

    А знаешь ли ты?

    Осенний огород

    Золото мудрости народной

    Любимые мультфильмы

    Вопросы на засыпку

Оценивать ответы команд будет жюри в составе:

Итак, мы начинаем! Номинация «Осенняя поэзия ».

Ребята, перед вами строки из стихотворений. И дано 3 варианта ответов. Команды по очереди называют автора написанных поэтических строк.

Кто написал следующие строки:

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей…

А) Пушкин А.+++ Б) Тютчев Ф. В) Майков А.

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

А) Пушкин А. Б) Успенский Э. В) Майков А.+++

Капли жемчужные, капли прекрасные,

Как хороши вы в лучах золотых,

И как печальны вы, капли ненастные,

Осенью черной на окнах сырых…

А) Пушкин А. Б) Тютчев Ф. В) Есенин С.+++

Превращаются леса в расписные паруса.

Снова осень, снова листья

Без начала, без конца

За рекой и у крыльца…

А) Пушкин А. Б) Степанов В.А. +++ В) Есенин С.

Переходим к номинации «Сказочная осень ». В этой номинации вас ждут задания по сказкам. Кто много читает, тот легко справится с вопросами. (вопросы задают командам по очереди)

    В какой сказке тыква превратилась в карету? («Золушка»)

    Ка кие птицы взяли с собой в южные края лягушку-путешественницу? (утки)

    Что сажали мужик и медведь в русской народной сказке «Вершки и корешки»? (Иногда эту сказку называют «Мужик и медведь») (ответ: репа, пшеница)

    Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (собака Жучка)

    Знаете ли вы, как звучит слово «луковица» по-итальянски?
    Именно так называется одна из сказок Джанни Родари. (Чиполлино)

    Кто был врагом Серой шейки? (лиса)

А знаете ли вы … - в этой номинации вопрос для всех зрителей.

Ребята, а знаете ли вы, почему осенние месяцы называются
сентябрь, октябрь, ноябрь? Названия месяцам дал римский календарь. Septem, octo, novem – значит, седьмой, восьмой и девятый. Это порядковый номер каждого месяца, потому что в римском календаре год начинался с марта.

«Осенний огород» - так называется наша следующая номинация. Ребята, вам предстоит отгадать загадку.

    Раскололся тесный домик
    На две половинки.
    И посыпались оттуда
    Бусинки-дробинки. (горох)

    В огороде, на дорожке,
    Под моим окошком
    Расцвело сегодня солнце
    На высокой ножке. (подсолнух)

    Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

На грядке выросла …. (капуста)

    Растет она – в земле,
    Известна – в целом мире.
    Частенько на столе
    Красуется в мундире. (картофель)

    Я вырос на грядке,
    Характер мой гадкий:
    Куда ни приду,
    Всех до слез доведу. (лук)

    Зелены да колки,

Годны для засолки.

Тем, кому не утерпеть,

Можно свежими хрустеть. (огурцы)

    Красный нос в землю врос,
    А зеленый хвост снаружи.
    Нам зеленый хвост не нужен,
    Нужен только красный нос. (морковь)

    Он большой, как мяч футбольный,
    Если спелый - все довольны.
    Так приятен он на вкус!
    Что это за мяч? (арбуз)

Молодцы, ребята! Хорошо отгадывали загадки.

А мы тем временем подошли к номинации «Золото мудрости ». У каждой команды на столе лежит конверт. Достаньте его содержимое. Видите, все слова рассыпаны. Ваша задача: за 1 минуту собрать народную пословицу.

(звучит музыка).

    Цыплят по осени считают

    Осень идет, за собою дождь ведет.

Все мы с вами получаем огромное удовольствие от просмотра мультфильмов. Следующая номинация посвящена любимым мультфильмам про осень.

Ваша задача: дать правильное название мультфильма. (на слайдах – изображения из м/ф).

    «Маша и медведь. Праздник урожая»

    «Мешок с яблоками»

    «Трям. Осенние корабли»

    «Смешарики»

А сейчас мы переходим к самой сложной номинации «Вопросы на засыпку».

    Что осенью называют «тихой охотой»? (сбор грибов)

    Не секрет, что у зайцев появляются зайчата несколько раз в год. Весной рождаются зайчата-настовички, летом – травнички. А кто рождается осенью? (листопаднички)

    «До весны не будить!» Вопрос: кого не надо будить до весны? (Животные, которые спят в зимний период: медведи, еноты, барсуки, тушканчики, ежи, хомяки, бурундуки и другие животные)

    Что за Снежные Королевы есть среди животных, которые на зиму могут превратиться в ледышку, и им это нипочём? (Есть животные, которые на зиму могут превратиться в ледышку, и им это не страшно. Весной они продолжают свою обычную жизнь! Это лягушки, змеи, ящерицы.)

    Куда осенью прячутся бабочки? (в кору деревьев)

    Осенью частые гости – это холод и дождь. Пора надевать свитера и куртки! Что теплее: свитер двойной толщины или два тонких свитера, надетые разом? (ответ: Два свитера теплей: между ними есть прослойка воздуха, она хорошо сохраняет тепло).

На этом наши вопросы закончились. Жюри подводит итоги.

Все участники большие умнички!

Читайте больше книг для хорошего настроения в дни золотой осени!

Фото на память

Использованная литература:

    Жаданова К.Х. Литературное чтение: Учебник для 4 класса. Часть 1.- Алматы: Алматыкитап, 2015.

    Козловский Е. Нам слово скука незнакомо.- М.: Молодая гвардия, 1990.

    Павленко В.К., Баянбаева Ж.А. Литературное чтение: Учебник для 3 класса. Часть 1.- Алматы: Алматыкитап, 2014.

Все вопросы викторины с ответами.

Викторина для учащихся от 9 до 14 лет на тему: "Краски осени "

Осенняя викторина для школьников

Вопросы осенней викторины

1. Он на толстой ножке белой,

В яркой шляпке загорелой,

Кто в лесу его найдет

Тот от радости поет. (Белый гриб.)

2. Ловко спрятаться умеет,

Там, где лес с березняком,

При засушке он чернеет,

Хоть и бел его излом. (Подберезовик.)

3. Меж осиновых ветвей

Красной шапочкой своей,

Словно ягодка горит,

Будто — «Вот я!» — говорит.

И хоть яркий вид имеет,

Срежь — мгновенно посинеет. (Подосиновик.)

4. Этот гриб смертельно страшен

И не менее опасен.

Бледен, чуть зеленоват

И таит сильнейший яд. (Бледная поганка.)

5. За семьей семья в сосенках,

Малышата в клейких пленках.

Сжались в желтые комочки,

Словно маленькие кочки. (Маслята.)

6. Маскируются под мох,

Снизу желт и скромен,

Этот гриб не так уж плох,

С синью на изломе. (Моховик.)

7. Не тигренок, не лисенок,

Кругл, пластиночками тонок,

С головы до самых ног

Ярко-рыжий паренек. (Рыжик.)

8. Он меж зелени желтеет,

Имя «хитрое» имеет.

Хоть и не кусается,

Странно называется. (Лисичка.)

9. Я сморщен, я весенний гриб.

На вырубках встречаюсь.

И от собратьев всех своих

Я видом отличаюсь. (Сморчок.)

10. Разноцветные береты —

Лета яркие приметы

Разбрелись в лесу, как стая,

Чудо-радуга грибная, (Сыроежка.)

11. То светлы, то темноваты,

Краешек короночкой.

Розоваты, чуть мохнаты,

Шапочки вороночкой. (Волнушки.)

12. Этот крепкий Кабальеро

Носит белое сомбреро,

Под листвою и хвоей

Скрыт от взора с головой

Но когда в азарт войдешь —

Целый выводок найдешь! (Груздь.)

13. Куда осенью исчезают бабочки? (прячутся в щели, под кору деревьев).

14. Какие птичьи тайны раскрывает листопад? (гнезда).

15. Собирают ли птицы запасы на зиму? (да, совы и сойки).

16. Как готовятся к зиме муравьи? (закрывают входы и выходы муравейника).

17. Куда исчезают на зиму лягушки? (прячутся на глубину под камни или в ил).

18. Когда от нас улетают последние утки? (когда замерзают реки).

19. Какие деревья сбрасывают зеленую листву? (ольха и ива).

20. Какие садовые цветы цветут до первого снега? (астры, хризантемы).

21. Листья каких деревьев осенью краснею? (осина, рябина, клен).

22. Кто собирает яблоки спиной? (еж).

Осенний вечер в старших классах

Игра «ОСЕННЯЯ ПОРА. 100:1»

Цели: воспитание любви к прекрасному, к природе, к Родине, развитие эстетического вкуса, чувства дружбы, взаимопомощи, умения развлекаться, веселиться.

Участники: 8-10 классы

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Вед. Закружил золотой листопад! В танце осени листья порхают,
Наш печальный задумчивый сад под напевы дождя засыпает!
В позолоте стоит мокрый лес, на студеном ветру застывает.
Осень дарит нам столько чудес! Только осенью это бывает!

Добрый вечер, дорогие гости нашего осеннего вечера.

Здравствуйте! (Учащиеся нестройно отвечают).О, нет-нет-нет, так не годится! Такое впечатление, что вы не рады нашей встрече. Здороваться нужно бодро, звонко, отчетливо. Пробуем ещё раз? Здравствуйте, товарищи старшеклассники! (отвечают). М-да, неубедительно, неубедительно. Плоховато у вас с питанием. Разве это приветствие? Вот сейчас наши учителя, хотя их только трое, покажут всем, как надо здороваться! Добрый вечер, учителя!

Сегодня мы проведем игру по мотивам телеигры «100 к 1». Наша игра называется «Осенняя пора. 100:1»

Проведен опрос среди 100 учителей и учеников. Итоги этого опроса и будут использованы в игре.

1 тур. Одинарная игра.

Правила игры

На табло закрыты шесть самых популярных ответов на вопрос. Обратите внимание, что ответы могут быть неверными. Так отвечали ученики или учителя. Вызываются первые игроки команды. Ведущий задает вопрос, игроки нажимают на сигнальную кнопку. Кто нажал первый, первым отвечает. Если подобный ответ есть на табло, эта строчка открывается. Если открывается верхняя строка, продолжает отвечать эта команда. Если не верхняя, есть право ответа у игрока второй команды.

После того, как команда выиграла право ответа, она отвечает (каждый игрок по очереди дает свой вариант). Если откроется все табло, набранные очки отдаются этой команде.

Если команда допускает три промаха (назовет 3 ответа, которых нет на табло), проводится блиц-опрос во второй команде: все игроки называют свои варианты ответа, а капитан выбирает из них один. Если этот ответ есть на табло, эта команда получает баллы, если нет, баллы забирает первая команда.

Приглашаются команды. Выходят первые игроки к ведущему.

Вопрос:

1)Каких перелетных птиц ты знаешь?

Ответы на табло:

1.Грач- 26

2.Ласточка –13

3.Журавль-8

4.Утка -7

5.Снегирь-5

6.Воробей-1

2 тур. Двойная игра.

В этом туре все набранные очки удваиваются

2)Какие овощи убирают с огорода осенью?

1.Помидоры-23

2.Капуста-20

3.Морковь-9

4.Свёкла-7

5.Картофель-5

6.Тыква-4

3 тур. Тройная игра.

В этом туре все набранные очки утраиваются

3)Назови строчку из стихотворения об осени.

1.Унылая пора. Очей очарованье…-24

2.Уж небо осенью дышало…- 17

3.Есть в осени первоначальной…-12

4.Отговорила роща золотая…-10

5.Не знаю.-3

6.Люблю грозу в начале мая…-2

Игра наоборот.

Задается задание. Командам нужно угадать ответ, который находится внизу таблицы, т.е. наоборот, непопулярный. За ответ на нижней строчке можно заработать 90 очков, а ответ, который на первой строке стоит всего 15 очков. На обдумывание ответа дается 1 минута. Отвечает сначала команда с меньшим количеством набранных очков.

Назовите строчку из песни об осени

1.Листья желтые над городом кружатся-15

2.Осень. В небе жгут корабли…-30

3.Падают, падают, падают листья-60

4.Люди жгут на кострах уходящее лето-120

5.Летят перелетные птицы-180

6.На ковре из желтых листьев в платьице простом-240

Супер-игра.

Два участника из команды-победителя. Им необходимо в сумме набрать 200 баллов. Один остается, другой выходит. В течение 15 секунд нужно выслушать пять вопросов и дать быстро, не раздумывая, на каждый ответ.

1.Какое животное впадает в зимнюю спячку?

Медведь-35

Сурок-12

Еж-10

Суслик-5

Не знаю-2

Енот-1

2.Почему листья желтеют?

Потому что осень-25

Холодно-19

Пора-9

Хромопласт-4

Не поступают питат.вещества-1

Меняется сокодвижение-1

3.Назови фрукт желтого цвета.

Груша-19

Яблоко-18

Лимон-14

Апельсин-6

Банан-6

Помидор-2

4.Назови рифму к слову «урожай»

Собирай-17

Уезжай-16

Поражай-13

Каравай-9

Пожинай-5

Наливай-2

Куртка-29

Резиновые сапоги-19

Плащ-10

Джинсы-7

Пальто-3

Школьная форма-3

Суммируются баллы, заработанные первым участником. Вызывается второй участник. Ему нужно ответить на те же вопросы, если его ответ совпадает с ответом первого игрока, раздается звуковой сигнал, нужно сразу дать другой вариант ответа.

Подведение итогов. Награждение команд.

Домашнее задание: видеоклип на песню об осени

Дискотека.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!