Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Вооружение як 3. Начало производства

Курская битва (битва на Курской дуге), длившаяся с 5 июля по 23 августа 1943 года, является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны . В советской и российской историографии принято разделять сражение на три части: Курскую оборонительную операцию (5-23 июля); Орловскую (12 июля - 18 августа) и Белгородско‑Харьковскую (3-23 августа) наступательные.

В ходе зимнего наступления Красной армии и последовавшего контрнаступления вермахта на Восточной Украине в центре советско‑германского фронта образовался выступ глубиной до 150 и шириной до 200 километров, обращенный в западную сторону (так называемая "Курская дуга"). Германское командование приняло решение провести стратегическую операцию на Курском выступе. Для этого была разработана и в апреле 1943 года утверждена военная операция под кодовым названием "Цитадель". Имея сведения о подготовке немецко‑фашистских войск к наступлению, Ставка Верховного главнокомандования приняла решение временно перейти к обороне на Курской дуге и в ходе оборонительного сражения обескровить ударные группировки врага и этим создать благоприятные условия для перехода советских войск в контрнаступление, а затем в общее стратегическое наступление.

Для проведения операции "Цитадель" германское командование сосредоточило на участке 50 дивизий, в том числе 18 танковых и моторизованных. Группировка противника насчитывала, по данным советских источников, около 900 тыс. человек, до 10 тыс. орудий и минометов, около 2,7 тыс. танков и более 2 тыс. самолетов. Воздушную поддержку немецким войскам оказывали силы 4‑го и 6‑го воздушных флотов.

Ставка ВГК к началу Курской битвы создала группировку (Центральный и Воронежский фронты), имевшую более 1,3 млн. человек, до 20 тысяч орудий и минометов, более 3300 танков и САУ, 2650 самолетов. Войска Центрального фронта (командующий - генерал армии Константин Рокоссовский) обороняли северный фас Курского выступа, а войска Воронежского фронта (командующий - генерал армии Николай Ватутин) - южный фас. Войска, занимавшие выступ, опирались на Степной фронт в составе стрелкового, 3‑х танковых, 3‑х моторизованных и 3‑х кавалерийских корпусов (командующий генерал‑полковник Иван Конев). Координацию действий фронтов осуществляли представители Ставки Маршалы Советского Союза Георгий Жуков и Александр Василевский.

5 июля 1943 года немецкие ударные группировки по плану операции "Цитадель" начали наступление на Курск из районов Орла и Белгорода. Со стороны Орла наступала группировка под командованием генерал‑фельдмаршала Гюнтера Ханса фон Клюге (группы армий "Центр"), со стороны Белгорода ‑ группировка под командованием генерал‑фельдмаршала Эриха фон Манштейна (оперативная группа "Кемпф" группы армий "Юг").

Задача отразить наступление со стороны Орла была возложена на войска Центрального фронта, со стороны Белгорода ‑ Воронежского фронта.

12 июля в районе железнодорожной станции Прохоровка в 56 километрах к северу от Белгорода произошло самое крупное встречное танковое сражение Второй мировой войны - сражение между наступавшей танковой группировкой противника (оперативная группа "Кемпф") и наносившими контрудар советскими войсками. С обеих сторон в сражении принимали участие до 1200 танков и самоходных установок. Ожесточенное сражение длилось весь день, к вечеру танковые экипажи вместе с пехотой дрались врукопашную. За один день противник потерял около 10 тысяч человек и 400 танков и был вынужден перейти к обороне.

В этот же день войска Брянского, Центрального и левого крыла Западного фронтов начали операцию "Кутузов", имевшую цель разгромить орловскую группировку противника. 13 июля войска Западного и Брянского фронтов прорвали оборону противника на болховском, хотынецком и орловском направлениях и продвинулись на глубину от 8 до 25 км. 16 июля войска Брянского фронта вышли на рубеж реки Олешня, после чего германское командование начало отвод своих главных сил на исходные позиции. К 18 июля войска правого крыла Центрального фронта полностью ликвидировали клин противника на курском направлении. В этот же день в сражение были введены войска Степного фронта, которые начали преследование отступавшего противника.

Развивая наступление, советские сухопутные войска, поддержанные с воздуха ударами сил 2‑й и 17‑й воздушных армий, а также авиацией дальнего действия, к 23 августа 1943 года отбросили противника на запад на 140‑150 км, освободили Орел, Белгород и Харьков. По данным советских источников, вермахт потерял в Курской битве 30 отборных дивизий, в том числе 7 танковых, свыше 500 тысяч солдат и офицеров, 1,5 тысячи танков, более 3,7 тысяч самолетов, 3 тысячи орудий. Потери советских войск превзошли немецкие; они составили 863 тыс. человек. Под Курском Красная Армия потеряла около 6 тыс. танков.

Даты и события Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года в день Всех Святых, в земле Российской просиявших. План "Барбаросса" - план молниеносной войны с СССР - был подписан Гитлером 18 декабря 1940 года. Теперь он был приведен в действие. Немецкие войска - сильнейшая армия мира - наступали тремя группами ("Север", "Центр", "Юг"), нацеленными на быстрый захват Прибалтики и затем Ленинграда, Москвы, а на юге - Киева.

Курская дуга

В 1943 году гитлеровское командование решило провести свое генеральное наступление в районе Курска. Дело в том, что оперативное положение советских войск на курском выступе, вогнутом в сторону противника, сулило большие перспективы немцам. Здесь могли быть окружены сразу два крупных фронта, вследствие чего образовалась бы крупная брешь, позволившая противнику осуществить крупные операции в южном и северо-восточном направлениях.

Советское командование готовилось к этому наступлению. С середины апреля Генеральный штаб приступил к разработке плана как оборонительной операции под Курском, так и контрнаступления. А к началу июля 1943 года советское командование завершило подготовку к битве на Курской дуге.

5 июля 1943г. немецкие войска начали наступление. Первая атака была отбита. Однако, затем советским войскам пришлось отойти. Бои были очень напряженными и добиться значительного успеха немцам не удалось. Противник не решил ни одной из поставленных задач и в конечном итоге вынужден был прекратить наступление и перейти к обороне.

Исключительно напряженный характер носила борьба и на южном фасе Курского выступа - в полосе Воронежского фронта.

12 июля 1943 года (в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла) произошло крупнейшее в военной историитанковое сражение под Прохоровкой. Сражение развернулось по обе стороны железной дороги Белгород - Курск, а основные события произошли юго-западнее Прохоровки. Как вспоминал главный маршал бронетанковых войск П. А. Ротмистров, бывший командующий 5-й гвардейской танковой армией, борьба была на редкость ожесточенной, «танки наскакивали друг на друга, сцепившись, уже не могли разойтись, бились насмерть, пока один из них не вспыхивал факелом или не останавливался с перебитыми гусеницами. Но и подбитые танки, если у них не выходило из строя вооружение продолжали вести огонь». Поле боя в течение часа было усеяно горящими немецкими и нашими танками. В результате сражения под Прохоровкой ни одна из сторон не смогла решить стоящие перед ней задачи: противник - прорваться на Курск; 5-я гвардейская танковая армия - выйти в район Яковлево, разгромив противостоявшего противника. Но путь врагу на Курск был закрыт и день 12 июля 1943 года стал днем крушения немецкого наступления под Курском.

12 июля на Орловском направлении перешли в наступление войска Брянского и Западного фронтов, а 15 июля - Центрального.

5 августа 1943 года (день празднования Почаевской иконе Божией Матери, а также иконе "Всех скорбящих Радость") был освобожден Орел. В тот же день войсками Степного фронта был освобожден Белгород. Орловская наступательная операция продолжалась 38 дней и завершилась 18 августа разгромом мощной группировки немецко-фашистских войск, нацеленной на Курск с севера.

Существенное влияние на дальнейший ход событий на белгородско-курском направлении оказали события на южном крыле советско-германского фронта. 17 июля перешли в наступление войска Южного и Юго-Западного фронтов. В ночь на 19 июля начался общий отход немецко-фашистских войск на южном фасе Курского выступа.

23 августа 1943 года освобождением Харькова завершилось крепнейшее сражение Великой Отечественной войны - битва на Курской дуге (оно продолжалось 50 дней). Закончилось оно разгромом главной группировки немецких войск.

Освобождение Смоленска (1943 год)

Смоленская наступательная операция 7 августа - 2 октября 1943 года. По ходу боевых действий и характеру выполняемых задач Смоленская стратегическая наступательная операция делится на три этапа. Первый этап охватывает период боевых действий с 7 по 20 августа. В ходе этого этапа войска Западного фронта провели Спас-Деменскую операцию. Войска левого крыла Калининского фронта начали Духовщинскую наступательную операцию. На втором этапе (21 августа — 6 сентября) войска Западного фронта провели Ельненско-Дорогобужскую операцию, а войска левого крыла Калининского фронта продолжали вести Духовщинскую наступательную операцию. На третьем этапе (7 сентября — 2 октября) войска Западного фронта во взаимодействии с войсками левого крыла Калининского фронта осуществили Смоленско-Рославльскую операцию, а главные силы Калининского фронта — Духовщинско-Демидовскую.

25 сентября 1943 войска Западного фронта освободили Смоленск - важнейший стратегический узел обороны немецко-фашистских войск на западном направлении.

В результате успешного осуществления Смоленской наступательной операции наши войска взломали сильно укрепленную многополосную и глубоко эшелонированную оборону врага и продвинулись на Запад на 200 - 225 км.

БАТОВ Павел Иванович

Генерал армии, дважды Герой Советского Союза. В Курской битве участвовал в должности командующего 65-й армией.

В Красной Армии с 1918 г.

Окончил Высшие офицерские курсы «Выстрел» в 1927 г., Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба в 1950 г.

Участник Первой мировой войны с 1916 г. За отличия в боях награжден

2 Георгиевскими крестами и 2 медалями.

В 1918 г. добровольно вступил в Красную Армию. С 1920 по 1936 г. последовательно командовал ротой, батальоном, стрелковым полком. В 1936-1937 г. сражался на стороне республиканских войск в Испании. По возвращении командир стрелкового корпуса (1937 г.). В 1939-1940 г. участвовал в советско-финляндской войне. С 1940 г. заместитель командующего войсками Закавказского военного округа.

С началом Великой Отечественной войны командир особого стрелкового корпуса в Крыму, заместитель командующего 51-й армией Южного фронта (с августа 1941 г.), командующий 3-й армией (январь--февраль 1942 г.), помощник командующего войсками Брянского фронта (февраль-октябрь 1942 г.). С октября 1942 г. и до конца войны командующий 65-й армией, участвующей в боевых действиях в составе Донского, Сталинградского, Центрального, Белорусского, 1-го и 2-го Белорусских фронтов. Войска под командованием П. И. Батова отличились в Сталинградской и Курской битвах, в сражении за Днепр, при освобождении Белоруссии, в Висло-Одерской и Берлинской операциях. Боевые успехи 65-й армии около 30 раз отмечались в приказах Верховного главнокомандующего.

За личную отвагу и мужество, за организацию четкого взаимодействия подчиненных войск при форсировании Днепра П. И. Батов был удостоен звания Героя Советского Союза, а за форсирование р. Одер и овладение г. Штеттин (немецкое название польского г. Щецин) награжден второй «Золотой Звездой».

После войны - командующий механизированной и общевойсковой армиями, первый заместитель главнокомандующего Группой советских войск в Германии, командующий войсками Прикарпатского и Прибалтийского военных округов, командующий Южной группой войск.

В 1962-1965 г. начальник штаба Объединенных вооруженных сил государств - участников Варшавского договора. С 1965 г. военный инспектор - советник Группы генеральных инспекторов МО СССР. С 1970 г. председатель Советского комитета ветеранов войны.

Награжден 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, 3 орденами Суворова 1-й степени, орденами Кутузова 1-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й степени, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, «Знак Почета», Почетным оружием, иностранными орденами, медалями.

ВАТУТИН Николай Федорович

Генерал армии, Герой Советского Союза (посмертно). В Курской битве принимал участие в должности командующего Воронежским фронтом.

В Красной Армии с 1920 г.

Окончил Полтавскую пехотную школу в 1922 г., Киевскую высшую объединенную военную школу в 1924 г., Военную академию им. М. В. Фрунзе в 1929 г., оперативный факультет Военной академии им. М. В. Фрунзе в 1934 г., Военную академию Генерального штаба в 1937 г.

Участник Гражданской войны. После войны командовал взводом, ротой, работал в штабе 7-й стрелковой дивизии. В 1931-1941 гг. был начальником штаба дивизии, начальником 1-го отдела штаба Сибирского военного округа, заместителем начальника штаба и начальником штаба Киевского особого военного округа, начальником Оперативного управления и заместителем начальника Генерального штаба.

С 30 июня 1941 г. начальник штаба Северо-Западного фронта. В мае - июле 1942 г. заместитель начальника Генерального штаба. В июле 1942 г. назначен командующим Воронежским фронтом. Во время Сталинградской битвы командовал войсками Юго-Западного фронта. В марте 1943 г. был вновь назначен командующим Воронежским фронтом (с октября 1943 г. - 1-й Украинский фронт). 29 февраля 1944 г. во время выезда в войска был тяжело ранен и 15 апреля скончался. Похоронен в Киеве.

Награжден орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Суворова 1-й степени, Кутузова 1-й степени, чехословацким орденом.

ЖАДОВ Алексей Семенович

Генерал армии, Герой Советского Союза. В Курской битве участвовал в должности командующего 5-й гвардейской армией.

В Красной Армии с 1919 г.

Окончил кавалерийские курсы в 1920 г., военно-политические курсы в 1928 г., Военную академию им. М. В. Фрунзе в 1934 г., Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба в 1950 г.

Участник Гражданской войны. В ноябре 1919 г. в составе отдельного отряда 46-й стрелковой дивизии сражался против деникинцев. С октября 1920 г. в должности командира взвода кавалерийского полка 11-й кавалерийской дивизии 1-й Конной армии участвовал в боях с войсками Врангеля, а также с бандами, действующими на Украине и в Белоруссии. В 1922-1924 гг. воевал с басмачами в Средней Азии, был тяжело ранен. С 1925 г. командир учебного взвода, затем командир и политрук эскадрона, начальник штаба полка, начальник оперативной части штаба дивизии, начальник штаба корпуса, помощник инспектора кавалерии в Красной Армии. С 1940 г. командир горно-кавалерийской дивизии.

В Великую Отечественную войну командир 4-го воздушно-десантного корпуса (с июня 1941 г.). В должности начальника штаба 3-й армии Центрального, затем Брянского фронтов принимал участие в битве под Москвой, летом 1942 г. командовал 8-м кавалерийским корпусом на Брянском фронте.

С октября 1942 г. командующий 66-й армией Донского фронта, действующей севернее Сталинграда. С апреля 1943 г. 66-я армия преобразована в 5-ю гвардейскую армию.

Под руководством А. С. Жадова, армия в составе Воронежского фронта участвовала в разгроме противника под Прохоровкой, а затем в Белгородско-Харьковской наступательной операции. В последующем 5-я гвардейская армия участвовала в освобождении Украины, в Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Берлинской, Пражской операциях.

Войска армии за успешные боевые действия 21 раз отмечались в приказах Верховного главнокомандующего. За умелое управление войсками в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом смелость и мужество А. С. Жадову было присвоено звание Героя Советского Союза.

В послевоенный период - заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками по боевой подготовке (1946-1949 гг.), начальник Военной академии им. М. В. Фрунзе (1950-1954 гг.), главнокомандующий Центральной группой войск (1954-1955 гг.), заместитель и первый заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками (1956-1964 гг.). С сентября 1964 г. - первый заместитель главного инспектора МО СССР. С октября 1969 г. военный инспектор - советник Группы генеральных инспекторов МО СССР.

Награжден 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 5 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1-й степени, орденами Кутузова 1-й степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями, а также иностранными орденами.

Скончался в 1977 г.

КАТУКОВ Михаил Ефимович

Маршал бронетанковых войск, дважды Герой Советского Союза. В Курской битве участвовал в должности командующего 1-й танковой армией.

В Красной Армии с 1919 г.

Окончил могилевские пехотные курсы в 1922 г., Высшие офицерские курсы «Выстрел» в 1927 г., академические курсы усовершенствования командного состава при Военной академии моторизации и механизации РККА в 1935 г., Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба в 1951 г.

Участник Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде.

В Гражданскую войну рядовым сражался на Южном фронте.

С 1922 по 1940 г. последовательно командовал взводом, ротой, был начальником полковой школы, командиром учебного батальона, начальником штаба бригады, командиром танковой бригады. С ноября 1940 г. командир 20-й танковой дивизии.

В самом начале Великой Отечественной войны участвовал в оборонительных операциях в районе гг. Луцк, Дубно, Коростень.

11 ноября 1941 г. за отважные и умелые боевые действия бригада М. Е. Катукова первой в танковых войсках получила звание гвардейской.

В 1942 г. М. Е. Катуков командовал 1-м танковым корпусом, отражавшим натиск вражеских войск на курско-воронежском направлении, а затем 3-м механизированным корпусом.

В январе 1943 г. был назначен на должность командующего 1-й танковой армией, которая в составе Воронежского, а позднее 1-го Украинского фронта отличилась в Курской битве и при освобождении Украины.

В июне 1944 г. армия была преобразована в гвардейскую. Она участвовала в Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях.

В послевоенные годы М. Е. Катуков командовал армией, бронетанковыми и механизированными войсками Группы советских войск в Германии.

С 1955 г. - генерал-инспектор Главной инспекции Министерства обороны СССР. С 1963 г. - военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов МО СССР.

Награжден 4 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1-й степени, орденами Кутузова 1-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й степени, Кутузова 2-й степени, орденом Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями, а также иностранными орденами.

КОНЕВ Иван Степанович

Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза. В Курской битве участвовал в должности командующего Степным фронтом.

В Красной Армии с 1918 г.

Окончил курсы усовершенствования высшего начсостава при Военной академии им. М. В. Фрунзе в 1926 г., Военную академию им. М. В. Фрунзе в 1934 г.

В Первую мировую войну был призван в армию и направлен на Юго-Западный фронт. Демобилизовавшись из армии в 1918 г., принимал участие в установлении Советской власти в г. Никольск (Вологодская область), где был избран членом Никольского уездного исполкома и назначен уездным военным комиссаром.

В Гражданскую войну был комиссаром бронепоезда, затем стрелковой бригады, дивизии, штаба народно-революционной армии Дальневосточной республики. Сражался на Восточном фронте.

После Гражданской войны - военный комиссар 17-го Приморского стрелкового корпуса, 17-й стрелковой дивизии. После окончания курсов усовершенствования высшего начсостава был назначен командиром полка. В дальнейшем был помощником командира дивизии в 1931-1932 гг. и 1935-1937 гг., командовал стрелковой дивизией, корпусом и 2-й отдельной краснознаменной дальневосточной армией.

В 1940-1941 гг. - командовал войсками Забайкальского и Северо-Кавказского военных округов.

В начале Великой Отечественной войны был командующим 19-й армией Западного фронта. Затем последовательно командовал Западным, Калининским, Северо-Западным, Степным и 1-м Украинским фронтами.

В Курской битве войска под командованием И. С. Конева успешно действовали в ходе контрнаступления на белгородско-харьковском направлении.

После войны занимал должности главнокомандующего Центральной группой войск, главнокомандующего Сухопутными войсками - заместителя министра обороны СССР, главного инспектора Советской армии - заместителя военного министра СССР, командующего Прикарпатского военного округа, первого заместителя министра обороны СССР - главнокомандующего Сухопутными войсками, главнокомандующего Объединенными вооруженными силами государств - участников Варшавского договора, генерального инспектора Группы генеральных инспекторов МО СССР, главнокомандующего Группой советских войск в Германии.

Герой Чехословацкой Социалистической Республики (1970 г.), Герой Монгольской Народной Республики (1971 г.).

Награжден 7 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1-й степени, 2 орденами Кутузова 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями и иностранными орденами.

Награжден высшим военным орденом «Победа», Почетным оружием.

МАЛИНОВСКИЙ Родион Яковлевич

Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза. В Курской битве участвовал в должности командующего Юго-Западным фронтом.

В Красной Армии с 1919 г.

Окончил Военную академию им. М. В. Фрунзе.

С 1914 г. участвовал рядовым в Первой мировой войне. Награжден Георгиевским крестом 4-й степени.

В феврале 1916 г. отправлен во Францию в составе Русского экспедиционного корпуса. По возвращении в Россию добровольно вступил в 1919 г. в Красную Армию.

В Гражданскую войну участвовал в боях в составе 27-й стрелковой дивизии Восточного фронта.

В декабре 1920 г. командир пулеметного взвода, затем начальник пулеметной команды, помощник командира, командир батальона.

С 1930 г. начальник штаба кавалерийского полка 10-й кавалерийской дивизии, затем служил в штабах Северо-Кавказского и Белорусского военных округов, был начальником штаба 3-го кавалерийского корпуса.

В 1937-1938 гг. участвовал добровольцем в гражданской войне в Испании, за боевые отличия награжден орденами Ленина и Боевого Красного Знамени.

С 1939 г. преподаватель в Военной академии им. М. В. Фрунзе. С марта 1941 г. командир 48-го стрелкового корпуса.

В ходе Великой Отечественной войны командовал 6-й, 66-й, 2-й гвардейской, 5-й ударной и 51-й армиями, Южным, Юго-Западным, 3-м Украинским, 2-м Украинским фронтами. Принимал участие в Сталинградской, Курской битвах, Запорожской, Никопольско-Криворожской, Березнеговато-Снигиревской, Одесской, Ясско-Кишиневской, Дебреценской, Будапештской, Венской операциях.

С июля 1945 г. командующий Забайкальским фронтом, наносившим главный удар в Маньчжурской стратегической операции. За высокое полководческое искусство, мужество и отвагу удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны командовал войсками Забайкальско-Амурского военного округа, был главнокомандующим войсками Дальнего Востока, командующим Дальневосточным военным округом.

С марта 1956 г. первый заместитель министра обороны СССР - главнокомандующий Сухопутными войсками.

С октября 1957 г. министр обороны СССР. На этом посту оставался до конца жизни.

Награжден 5 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1-й степени, орденом Кутузова 1-й степени, медалями, а также иностранными орденами.

Награжден высшим военным орденом «Победа».

ПОПОВ Маркиан Михайлович

Генерал армии, Герой Советского Союза. В Курской битве участвовал в должности командующего Брянским фронтом.

Родился 15 ноября 1902 г. в станице Усть-Медведицкая (ныне г. Серафимович Волгоградской области).

В Красной Армии с 1920 г.

Окончил пехотные командные курсы в 1922 г., Высшие офицерские курсы «Выстрел» в 1925 г., Военную академию им. М. В. Фрунзе.

Воевал в Гражданскую войну на Западном фронте рядовым.

С 1922 г. командир взвода, помощник командира роты, помощник начальника и начальник полковой школы, командир батальона, инспектор военно-учебных заведений Московского военного округа. С мая 1936 г. начальник штаба механизированной бригады, затем 5-го механизированного корпуса. С июня 1938 г. заместитель командира, с сентября начальник штаба, с июля 1939 г. командующий 1-й отдельной краснознаменной армией на Дальнем Востоке, а с января 1941 г. командующий войсками Ленинградского военного округа.

Во время Великой Отечественной войны командующий Северным и Ленинградским фронтами (июнь - сентябрь 1941 г.), 61-й и 40-й армиями (ноябрь 1941 г. - октябрь 1942 г.). Был заместителем командующих Сталинградским и Юго-Западным фронтами. Успешно командовал 5-й ударной армией (октябрь 1942 г. - апрель 1943 г.), Резервным фронтом и войсками Степного военного округа (апрель - май 1943 г.), Брянским (июнь-октябрь 1943 г.), Прибалтийским и 2-м Прибалтийским (октябрь 1943 г. - апрель 1944 г.) фронтами. С апреля 1944 г. и до конца войны начальник штаба Ленинградского, 2-го Прибалтийского, затем вновь Ленинградского фронтов.

Участвовал в планировании операций и успешно руководил войсками в боях под Ленинградом и под Москвой, в Сталинградской и Курской битвах, при освобождении Карелии и Прибалтики.

В послевоенный период командующий войсками Львовского (1945-1946 гг.), Таврического (1946-1954 гг.) военных округов. С января 1955 г. заместитель начальника, а затем начальник Главного управления боевой подготовки, с августа 1956 г. начальник Главного штаба - первый заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками. С 1962 г. военный инспектор - советник Группы генеральных инспекторов МО СССР.

Награжден 5 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1-й степени, 2 орденами Кутузова 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями, а также иностранными орденами.

РОКОССОВСКИЙ Константин Константинович

Маршал Советского Союза, маршал Польши, дважды Герой Советского Союза. В Курской битве участвовал в должности командующего Центральным фронтом.

В Красной Армии с 1918 г.

Окончил кавалерийские курсы усовершенствования комсостава в 1925 г., курсы усовершенствования высшего начсостава при Военной академии им. М. В. Фрунзе в 1929 г.

В армии с 1914 г. Участник Первой мировой войны. Воевал в составе 5-го драгунского каргопольского полка, рядовым и младшим унтер-офицером.

После Октябрьской революции 1917 г. сражался в рядах Красной Армии. В ходе Гражданской войны командовал эскадроном, отдельным дивизионом и кавалерийским полком. За личную отвагу и мужество награжден 2 орденами Красного Знамени.

После войны последовательно командовал 3-й кавалерийской бригадой, кавалерийским полком, 5-й отдельной кавалерийской бригадой. За боевые отличия при КВЖД награжден орденом Красного Знамени.

С 1930 г. командовал 7-й, затем 15-й кавалерийскими дивизиями, с 1936 г. - 5-м кавалерийским, с ноября 1940 г. - 9-м механизированным корпусами.

С июля 1941 г. командовал 16-й армией Западного фронта. С июля 1942 г. командовал Брянским, с сентября Донским, с февраля 1943 г. Центральным, с октября 1943 г. Белорусским, с февраля 1944 г. 1-м Белорусским и с ноября 1944 г. до конца войны 2-м Белорусским фронтами.

Войска под командованием К. К. Рокоссовского участвовали в Смоленском сражении (1941 г.), битве под Москвой, в Сталинградской и Курской битвах, в Белорусской, Восточно-Прусской, Восточно-Померанской, Берлинской операциях.

После войны главнокомандующий Северной группой войск (1945-1949 гг.). В октябре 1949 г. по просьбе правительства Польской Народной Республики с разрешения Советского правительства выехал в ПНР, где был назначен Министром национальной обороны и заместителем председателя Совета Министров ПНР. Ему было присвоено звание маршала Польши.

По возращении в СССР в 1956 г. назначен заместителем министра обороны СССР. С июля 1957 г. главный инспектор - заместитель министра обороны СССР. С октября 1957 г. командующий войсками Закавказского военного округа. В 1958-1962 гг. заместитель министра обороны СССР и главный инспектор МО СССР. С апреля 1962 г. главный инспектор Группы инспекторов МО СССР.

Награжден 7 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 6 орденами Красного Знамени, орденами Суворова и Кутузова 1-й степени, медалями, а также иностранными орденами и медалями.

Удостоен высшего военного ордена «Победа». Награжден Почетным оружием.

РОМАНЕНКО Прокофий Логвинович

Генерал-полковник. В Курской битве участвовал в должности командующего 2-й танковой армией.

В Красной Армии с 1918 г.

Окончил курсы усовершенствования начсостава в 1925 г., курсы усовершенствования высшего комсостава в 1930 г., Военную академию им. М. В. Фрунзе в 1933 г., Военную академию Генерального штаба в 1948 г.

На военной службе с 1914 г. Участник Первой мировой войны, прапорщик. Награжден 4 Георгиевскими крестами.

После Октябрьской революции 1917 г. был волостным военным комиссаром в Ставропольской губернии, затем в Гражданскую войну командовал партизанским отрядом, воевал на Южном и Западном фронтах командиром эскадрона, полка и помощником командира кавалерийской бригады.

После войны командовал кавалерийским полком, с 1937 г. механизированной бригадой. Участвовал в национально-освободительной борьбе испанского народа в 1936-1939 гг. За героизм и отвагу награжден орденом Ленина.

С 1938 г. командир 7-го механизированного корпуса, участник советско-финляндской войны (1939-1940 гг.). С мая 1940 г. командир 34-го стрелкового, затем 1-го механизированного корпусов.

В Великую Отечественную войну командующий 17-й армией Забайкальского фронта. С мая 1942 г. командующий 3-й танковой армией, затем заместитель командующего Брянским фронтом (сентябрь-ноябрь 1942 г.), с ноября 1942 г. по декабрь 1944 г. командующий 5-й, 2-й танковыми армиями, 48-й армией. Войска этих армий принимали участие в Ржевско-Сычевской операции, в Сталинградской и Курской битвах, в Белорусской операции.

В 1945-1947 гг. командующий войсками Восточно-Сибирского военного округа.

Награжден 2 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1-й степени, 2 орденами Кутузова 1-й степени, медалями, иностранным орденом.

РОТМИСТРОВ Павел Алексеевич

Главный маршал бронетанковых войск, Герой Советского Союза, доктор военных наук, профессор. В Курской битве участвовал в должности командующего 5-й гвардейской танковой армии.

В Красной Армии с 1919 г.

Окончил Военную объединенную школу им. ВЦИК, Военную академию им. М. В. Фрунзе, Военную академию Генерального штаба.

В Гражданскую войну командовал взводом, ротой, батареей, был заместителем командира батальона.

С 1931 г. по 1937 г. работал в штабах дивизии и армии, командовал стрелковым полком.

С 1938 г. преподаватель кафедры тактики Военной академии механизации и моторизации РККА.

Во время советско-финляндской войны 1939-1940 гг. командир танкового батальона и начальник штаба 35-й танковой бригады.

С декабря 1940 г. заместитель командира 5-й танковой дивизии, а с мая 1941 г. начальник штаба механизированного корпуса.

В Великую Отечественную войну воевал на Западном, Северо-Западном, Калининском, Сталинградском, Воронежском, Степном, Юго-Западном, 2-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах.

Участвовал в битве под Москвой, Сталинградской, Курской битвах, а также Белгородско-Харьковской, Уманско-Ботошанской, Корсунь-Шевченковской, Белорусской операциях.

После войны командующий бронетанковыми и механизированными войсками Группы советских войск в Германии, затем Дальнего Востока. Заместитель начальника, затем начальник кафедры Военной академии Генерального штаба, начальник Военной академии бронетанковых войск, помощник министра обороны СССР, главный инспектор Группы генеральных инспекторов МО СССР.

Награжден 5 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, орденами Суворова и Кутузова 1-й степени, Суворова 2-й степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями, а также иностранными орденами.

РЫБАЛКО Павел Семенович

Маршал бронетанковых войск, дважды Герой Советского Союза. В Курской битве участвовал в должности командующего 3-й гвардейской танковой армией.

Родился 4 ноября 1894 г. в селе Малый Истороп (Лебединский район Сумской области, Республика Украина).

В Красной Армии с 1919 г.

Окончил курсы усовершенствования высшего начсостава в 1926 г. и 1930 г., Военную академию им. М. В. Фрунзе в 1934 г.

Участник Первой мировой войны, рядовой.

В Гражданскую войну комиссар полка и бригады, командир эскадрона, командир кавалерийского полка и бригады.

По окончании академии направлен помощником командира горно-кавалерийской дивизии, затем военным атташе в Польшу, Китай.

Во время Великой Отечественной войны заместитель командующего 5-й танковой армией, в дальнейшем командовал 5-й, 3-й, 3-й гвардейской танковыми армиями на Брянском, Юго-Западном, Центральном, Воронежском, 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах.

Участвовал в Курской битве, в Острогожско-Россошанской, Харьковской, Киевской, Житомирско-Бердичевской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской, Берлинской и Пражской операциях.

За успешные боевые действия войска, которыми командовал П. С. Рыбалко

22 раза отмечались в приказах Верховного главнокомандующего.

После войны первый заместитель командующего, а затем командующий бронетанковыми и механизированными войсками Советской армии.

Награжден 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 3 орденами Суворова 1-й степени, орденом Кутузова 1-й степени, орденом Богдана Хмельницкого 1-й степени, медалями, а также иностранными орденами.

СОКОЛОВСКИЙ Василий Данилович

Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза. В Курской битве участвовал в должности командующего Западным фронтом.

Родился 21 июля 1897 г. в деревне Козлики Белостокского уезда (Гродненская область, Республика Беларусь).

В Красной Армии с 1918 г.

Окончил Военную академию РККА в 1921 г., Высшие академические курсы в 1928 г.

Во время Гражданской войны воевал на Восточном, Южном и Кавказском фронтах. Занимал должности командира роты, адъютанта полка, помощника командира полка, командира полка, старшего помощника начальника штаба 39-й стрелковой дивизии, командира бригады, начальника штаба 32-й стрелковой дивизии.

В 1921 г. помощник начальника оперативного управления Туркестанского фронта, затем начальник штаба дивизии, командир дивизии. Командовал Группой войск Ферганской и Самаркандской областей.

В 1922 - 1930 гг. начальник штаба стрелковой дивизии, стрелкового корпуса.

В 1930 - 1935 гг. командир стрелковой дивизии, затем начальник штаба Приволжского военного округа.

С мая 1935 г. начальник штаба Уральского, с апреля 1938 г. Московского военных округов. С февраля 1941 г. заместитель начальника Генерального штаба.

В Великую Отечественную войну занимал должности начальника штаба Западного фронта, начальника штаба западного направления, командующего войсками Западного фронта, начальника штаба 1-го Украинского фронта, заместителя командующего 1-м Белорусским фронтом.

За умелое руководство боевыми действиями войск в Берлинской операции удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны выполнял обязанности заместителя главнокомандующего, затем главнокомандующего Группой советских войск в Германии, первого заместителя министра обороны СССР, начальника Генерального штаба - первого заместителя военного министра.

Награжден 8 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, 3 орденами Суворова 1-й степени, 3 орденами Кутузова 1-й степени, медалями, а также иностранными орденами и медалями, Почетным оружием.

ЧЕРНЯХОВСКИЙ Иван Данилович

Генерал армии, дважды Герой Советского Союза. В Курской битве участвовал в должности командующего 60-й армией.

В Красной Армии с 1924 г.

Окончил киевскую артиллерийскую школу в 1928 г., Военную академию механизации и моторизации РККА в 1936 г.

С 1928 по 1931 г. исполнял обязанности командира взвода, начальника топографического отряда полка, помощника командира батареи по политчасти, командира разведывательной учебной батареи.

По окончании академии назначен начальником штаба батальона, затем командиром танкового батальона, танкового полка, заместителем командира дивизии, командиром танковой дивизии.

В годы Великой Отечественной войны командовал танковым корпусом, 60-й армией на Воронежском, Центральном и 1-м Украинском фронтах.

Войска под командованием И. Д. Черняховского отличились в Воронежско-Касторненской операции, Курской битве, при форсировании рр. Десна и Днепр. В дальнейшем участвовали в Киевской, Житомирско-Бердичевской, Ровенско-Луцкой, Проскуровско-Черновицкой, Вильнюсской, Каунасской, Мемельской, Восточно-Прусской операциях.

За успешные боевые действия во время Великой Отечественной войны войска, которыми командовал И. Д. Черняховский 34 раза отмечались в приказах Верховного главнокомандующего.

В районе г. Мельзак был смертельно ранен и 18 февраля 1945 г. скончался. Похоронен в Вильнюсе.

Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1-й степени, орденом Кутузова 1-й степени, орденом Богдана Хмельницкого 1-й степени и медалями.

ЧИБИСОВ Никандр Евлампиевич

Генерал-полковник, Герой Советского Союза. В Курской битве участвовал в должности командующего 38-й армией.

В Красной Армии с 1918 г.

Окончил Военную академию им. М. В. Фрунзе в 1935 г.

В Первую мировую войну воевал на Западном и Юго-Западном фронтах. Командовал ротой.

В период Гражданской войны принимал участие в боях на Карельском перешейке, под Нарвой, Псковом, в Белоруссии.

Был командиром взвода, роты, батальона, полка, помощником начальника штаба и начальником штаба стрелковой бригады. С 1922 г. по 1937 г. на штабных и командных должностях. С 1937 г. командир стрелковой дивизии, с 1938 г. - стрелкового корпуса, в 1938-1940 гг. начальник штаба Ленинградского военного округа.

Во время советско-финляндской войны 1939-1940 гг. начальник штаба 7-й армии.

С июля 1940 г. заместитель командующего войсками Ленинградского военного округа, а с января 1941 г. заместитель командующего войсками Одесского военного округа.

Войска под командованием Н. Е. Чибисова принимали участие в Воронежско-Касторненской, Харьковской, Белгородско-Харьковской, Киевской, Ленинградско-Новгородской операциях.

За умелое руководство войсками армии при форсировании Днепра, мужество и героизм удостоен звания Героя Советского Союза.

С июня 1944 г. исполнял обязанности начальника Военной академии им. М. В. Фрунзе, с марта 1949 г. - заместителя председателя ЦК ДОСААФ, а с октября 1949 г. - помощника командующего войсками Белорусского военного округа.

Награжден 3 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Суворова 1-й степени и медалями.

ШЛЕМИН Иван Тимофеевич

Генерал-лейтенант, Герой Советского Союза. В Курской битве участвовал в должности командующего 6-й гвардейской армией.

В Красной Армии с 1918 г.

Окончил первые петроградские пехотные курсы в 1920 г., Военную академию им. М. В. Фрунзе в 1925 г., оперативный факультет Военной академии им. М. В. Фрунзе в 1932 г.

Участник Первой мировой войны. В Гражданскую войну командиром взвода участвовал в боях в Эстонии и под Петроградом. С 1925 г. начальник штаба стрелкового полка, затем начальник оперативной части и начальник штаба дивизии, с 1932 г. работал в штабе РККА (с 1935 г. Генеральный штаб).

С 1936 г. командир стрелкового полка, с 1937 г. начальник Военной академии Генерального штаба, с 1940 г. начальник штаба 11-й армии, в этой должности вступил в Великую Отечественную войну.

С мая 1942 г. начальник штаба Северо-Западного фронта, затем 1-й гвардейской армии. С января 1943 г. последовательно командовал 5-й танковой, 12-й, 6-й, 46-й армиями на Юго-Западном, 3-м и 2-м Украинских фронтах.

Войска под командованием И. Т. Шлемина принимали участие в Сталинградской и Курской битвах, Донбасской, Никопольско-Криворожской, Березнеговато-Снигиревской, Одесской, Ясско-Кишиневской, Дебреценской и Будапештской операциях. За успешные действия 15 раз отмечались в приказах Верховного главнокомандующего.

За умелое управление войсками и проявленные при этом героизм и мужество удостоен звания Героя Советского Союза.

После Великой Отечественной войны начальник штаба Южной группы войск, а с апреля 1948 г. заместитель начальника Главного штаба Сухопутных войск - начальник оперативного управления, с июня 1949 г. начальник штаба Центральной группы войск. В 1954-1962 гг. старший преподаватель и заместитель начальника кафедры в Военной академии Генерального штаба. С 1962 г. в запасе.

Награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1-й степени, орденами Кутузова 1-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й степени, медалями.

ШУМИЛОВ Михаил Степанович

Генерал-полковник, Герой Советского Союза. В Курской битве участвовал в должности командующего 7-й гвардейской армией.

В Красной Армии с 1918 г.

Окончил курсы командно-политического состава в 1924 г., Высшие офицерские курсы «Выстрел» в 1929 г., Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба в 1948 г., а до Великой Октябрьской революции чугуевское военное училище в 1916 г.

Участник Первой мировой войны, прапорщик. В Гражданскую войну сражался на Восточном и Южном фронтах, командовал взводом, ротой, полком. После войны командир полка, затем дивизии и корпуса, участвовал в походе в Западную Белоруссию в 1939 г., советско-финляндской войне 1939-1940 гг.

В Великую Отечественную войну командир стрелкового корпуса, заместитель командующего 55-й и 21-й армий на Ленинградском, Юго-Западном фронтах (1941-1942 гг.). С августа 1942 г. и до конца войны командующий 64-й армией (преобразована в марте 1943 г. в 7-ю гвардейскую), действующей в составе Сталинградского, Донского, Воронежского, Степного, 2-го Украинского фронтов.

Войска под командованием М. С. Шумилова участвовали в обороне Ленинграда, в боях в районе Харькова, героически сражались под Сталинградом и совместно с 62-й армией в самом городе, отстояли его от врага, участвовали в битвах под Курском и за Днепр, в Кировоградской, Уманско-Ботошанской, Ясско-Кишиневской, Будапештской, Братиславско-Брновской операциях.

За отличные боевые действия войска армии 16 раз отмечались в приказах Верховного главнокомандующего.

После войны командовал войсками Беломорского (1948-1949 гг.) и Воронежского (1949-1955 гг.) военных округов.

В 1956-1958 гг. в отставке. С 1958 г. военный консультант Группы генеральных инспекторов МО СССР.

Награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1-й степени, орденами Кутузова 1-й степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями, а также иностранными орденами и медалями.

Истребитель Як-3 вошел в историю советской авиации как самый скоростной серийный поршневой самолет. Созданная в авральных условиях машина оказалась не только пригодной к серийному производству, но и получила всеобщее признание как один из лучших истребителей Великой Отечественной войны.

Популярность Як-3 оказалась столь огромной, что в начале 90-х годов КБ Яковлева выпустило партию реплик знаменитого истребителя. Реплика, получившая обозначение Як-3М, имеет полностью металлическую конструкцию и силовой агрегат Allison 2L. Машины предназначались для коллекционеров.

История создания

В 1942-43 году, с целью улучшения летных характеристик серийного истребителя Як-1, были созданы две машины с двигателем ВК-105ПФ. Первый экземпляр получил мотор мощностью 1180 л.с., а второй – форсированный по давлению наддува агрегат, развивавший 1240 л.с.

Конструкция опытных самолетов была максимально облегчена, площадь хвостового оперения и крыла сокращена на 15-20%. На машинах, получивших обозначение Як-1М, применили фанерную обшивку фюзеляжа.

Внешние обводы самолета были переработаны, что позволило улучшить аэродинамику машины.

Радиатор системы охлаждения установлен в глубине фюзеляжа.

Масляные радиаторы размещены в крыле и имеют отдельные каналы для подачи воздуха, выполненные в носке крыла.

Уменьшение плоскостей и перенос масляного радиатора привели к снижению запаса топлива и масла. Вооружение опытных машин состояло из и пулемета УБС на первом экземпляре и новой пушки Ш-20М и пары УБС на втором.

Испытания машин проводились с февраля до октября 1943 года. По итогам государственных испытаний машина была рекомендована к серийному производству под индексом Як-3.

Конструкция

Истребитель Як-3 представляет собой моноплан с расположенной в носовой части поршневой силовой установкой. На машине применено двухлонжеронное свободнонесущее крыло. Лонжероны изготовлены методом клепки из дюралевых элементов. Нервюры комбинированной конструкции – дерево и алюминий.

Остальные элементы конструкции крыла выполнены из древесины. Сверху крыло обтянуто специальной тканью с лаковой пропиткой. На крыле установлены щитки увеличенной площади, используемые для облегчения посадки, а также элероны.

Крыло крепится к фюзеляжу Як-3 на шести точках.

Шасси имеет две опоры и хвостовой костыль. Все точки шасси убираются в полете. На стойках имеются тормозные механизмы. Костыль оборудован фиксатором, связанным с рулем высоты.

Однокилевое хвостовое оперение имеет уменьшенную по сравнению с предыдущими моделями истребителей КБ Яковлева площадь. Рули высоты оснащены аэродинамическими и весовыми компенсаторами. Весовой компенсатор представляет собой чугунную отливку, расположенную внутри руля.

Силовая установка состоит из 12-цилиндрового V-образного двигателя ВК-105ПФ2, оснащенного механическим компрессором. Компрессор обеспечивал давление до 1100 мм рт. ст. Мотор вращал трехлопастный воздушный винт, оснащенный механизмом регулировки шага. Диаметр винта 3000 мм. Мотор установлен на пространственной раме.


Двигатель оснащен синхронной системой управления шагом винта и оборотами двигателя, позволившей обеспечивать оптимальный режим работы. Термостат двигателя оборудован исполнительным механизмом, автоматически управляющим жалюзи водяного радиатора.

Таким образом, обеспечивается автоматическое поддержание температурного режима работы двигателя. Для увеличения эффективности работы силовой установки применены реактивные выхлопные патрубки. Каждый цилиндр имеет свой выхлопной патрубок.

Использование реактивной силы выхлопных газов позволило получить прибавку максимальной скорости полета.Запас топлива расположен в трех крыльевых баках, вмещающих 350 литров авиационного бензина сортов 4Б-78, 1Б-95 или Б-100.

Бензины имели октановое число в пределах 95-100 единиц.

Один из баков является расходным, забор топлива для работы двигателя осуществляется именно из него. Баки имеют защиту от возгорания, включающую в себя слой губчатой (только по нижней части корпусов) и обычной резины.

Расходный бак оборудован усиленным протектором. Кабина пилота защищена 8,5 мм броневым листом, установленным за спинкой сиденья. Лист достает до линии плеч пилота. Выше установлено прозрачное бронестекло, закрепленное в металлической раме.

Фонарь выполнен из обычного плексигласа, без броневых стекол. Подвижный элемент фонаря оснащен механизмом аварийного отделения.

Вооружение

Вооружение стандартного истребителя Як-3 расположено около силовой установки. Основным оружием является 20 мм пушка МП-20 (вариантное исполнение ШВАК), установленная между блоков цилиндров.


Ствол пушки выведен через полый вал редуктора воздушного винта. Боекомплект состоит из 120 снарядов. Система перезарядки пушки работает от пневматической системы. Управление огнем электрифицированное. Дополнительно установлены два 12,7 мм пулемета БС. Пулеметы расположены вне двигателя и ведут огонь через воздушный винт.

Боекомплект пулеметов состоит из 150 патронов на ствол, расположен в отдельных коробках. На некоторых модификациях самолета устанавливались три 20-мм пушки Б-20. Одна пушка вела огонь через вал пропеллера, остальные – синхронизированные.

Выпускался мелкосерийный вариант самолета с 45-мм пушкой НС-45 и двумя БС.

Существовала опытная версия, вооруженная 37-мм моторной пушкой Н-37 и двумя синхронными Б-20.

Тактико-технические характеристики

Сравнение некоторых технических параметров советского самолета Як-3 и немецких соперников показывает преимущество в скорости, которое имел FW-190А-8. Максимальная скорость немецкого самолета достигалась на форсаже.

Больший вес FW-190 не позволял вести активный маневренный бой на равных с Як-3. Более юркий Мессершмитт уступал машине Яковлева в скорости и разгонной динамике на малых и средних высотах.

Параметр Як-3 Bf-109G-6 FW-190А-8
Длина, мм 8490 9020 900
Размах крыла, мм 9200 9920 10510
Масса пустого, кг 2105 2675 3200
Взлетный вес, кг 2650 3200 4417
Максимальная скорость, км/час 645 631 685
Дальность полета, км 648 560 800
Потолок, м 10700 11550 11410

Боевое применение

Истребители Як-3 стали поступать в строевые части с лета 1944 года. Первой боевой операцией с участием новых машин стала Львовско-Сандомирская операция. Массовые поставки Як-3 начались к концу лета. За 1944 год потеряно 90 машин, за 1945 год – ориентировочно 25 (официальных данных не найдено).


Опыт применения самолета Як-3 показал превосходство нового истребителя над немецкими машинами в вертикальных маневрах на высоте до 5000 м. Проблемой истребителя Яковлева стала низкая дальность полета.

Увеличить радиус путем установки подвесных баков было невозможно, поскольку облегченная конструкция крыла не была предназначена для установки подвесов. Упрощенное приборное оснащение делало невозможным ночные полеты.

Несмотря на недостатки, машины Як-3 применялись до конца войны.

На сентябрь 1946 года в строю находилось более 2 тыс. единиц Як-3, которые постепенно списывались и заменялись на реактивные самолеты. Последние строевые истребители списали только в 1953 году.

Модификации

На базе истребителя Як-3 производилось несколько серийных и опытных машин. Самолеты отличались моделями двигателя и вооружением.
Стоит упомянуть следующие модификации:

  • упомянутая выше версия Як-3П, вооруженная тремя пушками Б-20;
  • опытные машины с форсированными моторами ВК-107А/108;
  • вариант с пушкой НС-45 имел обозначение Як-3К;
  • версия с пушкой Н-37 и парой Б-20 называлась Як-3Т;
  • небольшой партией был построен Як-3ПД, оснащенный мотором ВК-105ПД/ПВ с увеличенной высотностью;
  • для обучения пилотов производился учебно-тренировочный самолет Як-3У, оснащенный радиальным мотором АШ-82ФН;
  • модернизированная учебная машина с двигателем АШ-21 выпускалась до 1954 года под обозначением Як-11.

На базе Як-3 было создано мало модификаций. Это было связано с поздним появлением самолета, а также наметившимися тенденциями перехода к реактивной авиации.

След в истории авиации

Самолет Як-3 стал венцом развития советских поршневых истребителей. Попытки установки новых двигателей ВК-107 и 108, обладавших увеличенной мощностью и высотностью, не привели к желаемому результату.

Несмотря на то, что машина с мотором ВК-108 смогла разогнаться в горизонтальном полете до скорости 745 км/час, стало очевидно, что дальнейший рост летных характеристик возможен только при помощи реактивных силовых установок.

Видео

Як-ЗВК-1 105ПФ2
Основная серийная модификация со смешанным пулеметно-пушечным вооружением. Выпускалась до августа 1945 года.
Як-ЗП (пушечный)
Вариант с усиленным вооружением, состоявшим из мотор-пушки Б-20М калибра 20 мм и двух синхронных пушек Б-20С того же калибра, установленных на месте синхронных пулеметов. Боекомплект мотор-пушки составлял 120 снарядов, а синхронных - по 130 снарядов. В марте - апреле 1945 года самолет успешно выдержал государственные испытания. Его запустили в серию буквально за несколько дней до окончания войны, поэтому на фронт он уже не попал. С августа 1945-го и до окончания серийного выпуска все Як-3 делали только по стандарту Як-ЗП. Всего построено 596 экземпляров, последние из них прослужили до 1950 года.
Як-ЗПД
Попытка создать на базе Як-3 высотный перехватчик, оснащенный мотором ВК-105ПВ или ВК-105ПД с двухступенчатым нагнетателем Э-100 и системой впрыска водно-спиртовой смеси. Самолет также отличался увеличенным размахом крыла и винтом увеличенного диаметра. Прототип с ВК-105ПВ проходил испытания в сентябре - октябре 1944-го, а два прототипа с ВК-105ПД испытывались с февраля по июль 1945 года. Первый из них имел вооружение обычного серийного Як-3, а со второго убрали синхронные пулеметы, но установили 23-миллиметровую мотор-пушку НС-23 с боекомплектом в 60 снарядов. Для облегчения машины объем бензобаков уменьшили до 270 л.
Второй прототип с ВК-105ПД достиг высоты 13 300 м и скорости 710 км/ч на высоте 11 000 м. Результаты впечатляли, но картину портила ненадежная работа двигателя и нагнетателя. К тому же, вооружение, состоявшее из единственной пушки, признали слишком слабым, запас горючего - недостаточным, а условия работы летчика в негерметичной кабине на высотах более 10 км - чересчур тяжелыми. В итоге Як-ЗПД не пошел в серию, но эксперименты с прототипами продолжались до весны 1947 года.
Як-ЗТ (танковый)
Вариант Як-ЗП с еще более мощным вооружением. Вместо мотор-пушки Б-20М на него установили пушку Н-37 калибра 37 мм с укороченным стволом. Ее боекомплект составлял всего 25 снарядов, что являлось серьезным недостатком, позволяя сделать лишь несколько коротких очередей. Для сохранения центровки кабину пилота сдвинули на 40 см назад, а для компенсации возросшей массы вооружения пришлось снять бронеспинку сиденья и бронезаголовник. Тем не менее, машина потяжелела почти на 100 кг, а летные данные ухудшились.
Самолет проходил испытания с февраля по апрель 1945 года и был возвращен на завод для устранения выявленных дефектов. Его снова представили на испытания в конце мая, то есть уже после окончания войны. Повторный испытательный цикл показал, что машина требует дальнейших доработок, но к тому времени интерес к ней со стороны военных резко ослаб, поэтому вскоре программу закрыли.
Як-ЗРД
Экспериментальный истребитель с комбинированной силовой установкой. Кроме поршневого двигателя ВК-105ПФ2 на нем установили жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) РД-1 конструкции В. П. Глушко, что повлекло за собой радикальную переделку хвостовой части фюзеляжа и оперения. Баки с топливом и окислителем для ЖРД установили в крыле.
Як-ЗРД был построен в декабре 1944 года и испытывался до 16 августа 1945-го. В тот день произошла катастрофа, в которой погиб летчик-испытатель Виктор Расторгуев. Причину катастрофы установить не удалось. Это поставило крест на программе Як-ЗРД, тем более что в связи с появлением турбореактивных двигателей комбинированные силовые агрегаты были признаны бесперспективными.
Як-ЗВК-107
Еще до начала серийного производства Як-3 с мотором ВК-105ПФ2 самолет решили оснастить более мощным и высотным двигателем ВК-107. Первый прототип с этим мотором закончили в январе 1944 года. Кроме силовой установки он отличался от серийных машин усиленным шасси, сдвинутой назад для сохранения центровки кабиной, увеличенным объемом топлива и вооружением, состоявшим из двух синхронных пушек Б-20.
Летные испытания начались в апреле и затянулись до ноября. Новый истребитель продемонстрировал великолепные данные (в частности, скорость впервые превысила 700 км/ч), однако из-за крайне ненадежной работы мотора он не мог считаться полноценной боевой машиной. Государственных испытаний самолет не выдержал.
Як-ЗВК-108
Опытная модификация Як-3 с двигателем ВК-108, обладавшим взлетной мощностью 1800 л.с. Вооружение аналогично Як-ЗПД - одна мотор-пушка НС-23. Самолет проходил испытания с октября 1944-го по март 1945 года. Благодаря высокой энерговооруженности он обладал уникальными летными характеристиками. В частности, 21 декабря истребитель развил скорость 745 км/ч. Это был наивысший показатель, когда-либо достигнутый советским самолетом с поршневым мотором. Высоту 5000 м Як-ЗВК-108 набирал за 3,5 минуты, что тоже являлось рекордным достижением.
К сожалению, и эту перспективную машину погубили дефекты двигателя, который так и не удалось довести до требуемой степени надежности. Мучения с ВК-108 продолжались до весны 1946 года, после чего работы прекратили в связи с переходом КБ Яковлева на реактивную тематику.
Як-ЗУ
Экспериментальная машина со звездообразным мотором воздушного охлаждения АШ-82ФН. Самолет был сделан в одном экземпляре весной 1945 года и получился, в общем, вполне удачным, но ввиду отсутствия явных преимуществ перед уже состоявшим на вооружении истребителем Ла-7 с тем же двигателем, серийно не строился. В дальнейшем на его базе ОКБ Яковлева разработало учебно-тренировочный истребитель Як-11.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!