Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Условия для вступления стран в ес. Вступление в ЕС: турецкий вопрос

Состав Европейского Союза, подобно самой организации, формировался тоже постепенно. За время, прошедшее с момента основания Европейских сообществ, он увеличился в четыре с половиной раза, и это не предел.

Первоначальными участниками были шесть стран Западной Европы: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Федеративная Республика Германия, Франция. В таком составе три Европейские сообщества функционировали в 50-е и 60-е гг. XX столетия .

Первое расширение Европейских сообществ произошло в 1970-е гг.: в 1973 г. к ним присоединились Великобритания, Дания и Ирландия (вступление осуществлялось одновременно в ЕЭС, ЕОУС и Евратом).

В 1980-е гг. количественный состав государств – членов Сообществ возрос с 9 до 12: в 1981 г. вступила Греция, а в 1986 г. – Испания и Португалия.

Именно представители вышеперечисленных 12 государств в 1992 г. подписали Договор о Европейском Союзе, вступивший в действие в следующем году (1 ноября 1993 г.). С этого времени новые государства вступают непосредственно в ЕС по правилам, изложенным в ДЕС.

Впервые подобная процедура была использована в 1995 г., когда членами Союза и Сообществ стали Австрия, Финляндия и Швеция. Всего, таким образом, к началу XXI в. ЕС включал 15 государств-членов.

В 2004 г. состоялось масштабное расширение Европейского Союза на Восток. С 1 мая этого года членами Союза стали сразу 10 государств, в том числе три республики бывшего Советского Союза (Латвия, Литва, Эстония), пять восточноевропейских стран из бывшего социалистического лагеря (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения) и два островных государства в Средиземном море (Кипр и Мальта) .

В 2005 г. подписан договор о присоединении к Союзу еще двух восточноевропейских государств – Болгарии и Румынии. Этот документ вступил в силу 1 января 2007 г. Таким образом, с 2007 г. количество государств – членов ЕС достигло 27.

Однако это не последнее расширение состава ЕС. В настоящее время еще несколько стран официально признаны государствами-кандидатами и начали или готовятся начать переговоры о своем вступлении в Союз. К середине 2011 г. государствами- кандидатами были признаны Исландия, Македония, Хорватия, а также Турция, возможный прием которой в ЕС вызывает наибольшие споры и вряд ли состоится в ближайшие годы .

Также существуют так называемые потенциальные кандидаты. Этот термин, используемый в текущем законодательстве ЕС , обозначает страны, в отношении которых ЕС на политическом уровне заявил о готовности принять их в свой состав, но в неопределенном будущем (кратко – страны, имеющие "европейскую перспективу"). Для получения статуса государств-кандидатов этим странам еще предстоит предпринять серьезные экономические и политические реформы, которые позволят им начать реальные переговоры о присоединении. К указанной группе в середине 2011 г. относились страны Балканского полуострова (за исключением тех, которые уже являются государствами-членами или государствами-кандидатами): Албания, Босния-и-Герцеговина, Сербия, Черногория.

Наконец, руководство еще ряда стран (в том числе неевропейских) в разные годы выражало желание видеть свои государства в будущем членами ЕС. Сюда относятся, в частности, некоторые страны СНГ (Украина, Молдова), а также ранее входившая в СНГ Грузия . Россия официально не ставит целью стать членом ЕС, но стремится к созданию с ЕС "общих пространств" в экономической и других сферах общественной жизни, что предполагает гармонизацию законодательства России с правом ЕС .

Каковы условия приема в Союз новых государств-членов? Непосредственно в учредительных документах ЕС закреплены две группы основных требований (ст. 49 ДЕС).

Во-первых, государство должно быть европейским, правда, сам этот термин не расшифровывается ("Любое европейское государство... может обратиться с заявкой с целью стать членом Союза"), На практике понятие "европейское государство" рассматривается не только с точки зрения географического положения государства, но и с учетом культуры страны, включая ее политические и правовые традиции .

Во-вторых, государство, желающее стать членом ЕС, должно уважать ценности, на которых основан Европейский Союз, и принять на себя обязательство проводить их жизнь. Сюда относятся, прежде всего, "уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам" (ст. 2 ДЕС).

Наряду с основными требованиями, закрепленными в ДЕС, к государствам-кандидатам предъявляются и другие условия. Эти дополнительные условия названы в ст. 49 ДЕС "критерии соответствия". Их устанавливает высший институт политической координации ЕС – Европейский совет, в состав которого входят руководители всех государств-членов .

Дополнительные условия относятся к экономической, политической и правовой системам государства-кандидата. Они известны под названием "Копенгагенские критерии", поскольку были установлены на сессии Европейского совета, проходившей в Копенгагене 22 июня 1993 г. (впоследствии в них вносились некоторые уточнения и дополнения).

В качестве экономических требований Копенгагенские критерии предусматривают наличие в государстве-кандидате "жизнеспособной рыночной экономики", способной эффективно функционировать в условиях единого экономического пространства ЕС. Требуется также, чтобы в государстве-кандидате существовало эффективное управление и стабильное финансовое положение. Четких количественных показателей для этих требований не установлено. Тем не менее очевидно, что слабо развитое в экономическом отношении государство практически не имеет шансов на вступление в Союз, даже если оно в остальном отвечает предписаниям ст. 49 ДЕС.

В целях повышения материального благосостояния своих возможных будущих членов ЕС образовал специальный фонд, финансируемый из бюджета ЕС – "Инструмент помощи в подготовке к присоединению" . Бенефициарами средств изданного фонда выступают все упомянутые выше государства-кандидаты (кроме Исландии), а равно потенциальные кандидаты на вступление в ЕС.

К политическим и правовым требованиям Копенгагенские критерии относят стабильность государственных и общественных институтов, которые должны гарантировать демократию, верховенство права, права человека, уважение и защиту меньшинств (последние требования воспроизводят ценности Союза, в настоящее время закрепленные в ст. 2 ДЕС).

Особое значение имеет требование привести законодательство государства-кандидата в соответствие с правом Европейского Союза – причем сделать это нужно заранее, еще до момента вступления. Данное условие фактически означает необходимость осуществить реформы многих отраслей внутреннего права и законодательства государств-кандидатов, что занимает обычно длительное время.

Из сказанного видно, что процесс вступления в ЕС не может быть делом одного дня. Необходима основательная подготовка со стороны государства-кандидата, в том числе подготовка своей правовой системы к интеграции в право Союза.

Кроме того, в отношении самого себя ЕС предъявляет условие о наличии способности эффективно интегрировать в свой состав новые государства . Данное условие, провозглашенное по итогам сессии Европейского совета 14 и 15 декабря 2006 г., указывает на наличие таких потенциальных проблем для ЕС, как угроза проникновения на территорию его действующих государств-членов новых мигрантов, беженцев или преступных элементов, отсутствие в бюджетах ЕС и государств-членов достаточных финансовых средств на поддержку экономики государств-кандидатов или потенциальных кандидатов.

В каком порядке осуществляется вступление новых государств-членов в организацию "Европейский Союз"?

Как и условия вступления, его процедура установлена в ст. 49 ЛЕС.

Первый шаг – подача заинтересованным государством заявления (заявки) с просьбой принять его в члены ЕС.

Заявка подается в Совет Европейского Союза (краткое название: Совет) – институт ЕС, состоящий из представителей правительств государств-членов на министерском уровне. Совет принимает решение по заявке единогласно, что предполагает поддержку со стороны всех входящих в ЕС государств-членов. До принятия решения Совет также должен провести консультации с Европейской комиссией – главным исполнительным институтом ЕС, и получить одобрение института Союза, представляющего интересы всех его граждан – Европейского парламента.

На практике принятию решения о вступлении предшествует еще один этап, по времени самый длительный – переговоры государства-кандидата с Комиссией. В ходе этих переговоров предварительно согласовываются конкретные условия и сроки присоединения нового государства к ЕС, а равно проверяется выполнение государством-кандидатом требований, предъявляемых для приема в эту организацию.

Источником права, на основании которого осуществляется вступление в ЕС новых государств, служит договор о присоединении. Его заключают между собой действующие государства – члены ЕС, которые вместе выступают как одна сторона, и одно или несколько государств-кандидатов. Например, последнее расширение ЕС оформлялось договором о присоединении 2005 г., которой заключили, с одной стороны, 25 государств – членов ЕС того времени, с другой – Болгария и Румыния.

Договоры о присоединении обычно содержат множество переходных положений, призванных обеспечить постепенную адаптацию вновь вступивших государств к экономическим, политическим и правовым реалиям ЕС. Сюда относятся и некоторые отступления от общих правил ЕС, например возможность временного (до 5–7 лет с даты вступления) ограничения свободы передвижения и проживания граждан "новых" государств в "старых" государствах – членах ЕС. Следует также иметь в виду, что вновь вступающие в ЕС государства сохраняют свою национальную денежную единицу. Их переход на евро происходит не ранее чем через два года с даты вступления, для чего требуется выполнение ряда дополнительных условий экономического характера, называемых "критериями сближения". До этого момента соответствующее государство официально именуется "государством-членом, подпадающим под изъятие" в отношении перехода на евро.

Чтобы вступить в силу, каждый договор о присоединении нуждается в ратификации всеми государствами – членами ЕС. Таким образом, для вступления в ЕС наряду с выполнением ряда существенных требований экономического и политико-правового характера требуется получить согласие каждой из входящих в него стран. Как отмечалось выше, обязательным условием является также одобрение института ЕС, представляющего граждан ЕС в целом, – Европейского парламента.

Учредительные документы ЕС в редакции Лиссабонского договора 2007 г. предусматривают возможность не только приема в ЕС новых стран, но и право добровольного выхода (сецессии) действующих государств-членов из состава ЕС.

Процедура выхода установлена в ст. 50 ДЕС и включает три этапа:

  • 1) сначала заинтересованное государство-член в соответствии со своими конституционными правилами принимает решение о выходе из состава Союза;
  • 2) государство-член, принявшее такое решение, уведомляет о своем намерении высший институт политической координации ЕС – Европейский совет;
  • 3) в свете ориентиров, установленных Европейским советом, с желающим выйти государством проводятся переговоры.

Документом, оформляющем выход государства-члена из ЕС, является соглашение о выходе, которое заключает с ним Совет Европейского Союза после одобрения Европейского парламента. В соглашении, в частности, определяется порядок выхода государства-члена из ЕС с учетом основ его будущих взаимоотношений с Союзом и устанавливается дата, начиная с которой заинтересованное государство прекращает быть членом ЕС.

Однако если соглашение заключить не удалось, то выход в любом случае происходит через два года после уведомления государством о своем решении выйти из ЕС (с согласия выходящего из ЕС государства срок может быть продлен Европейским советом). Государство, вышедшее из ЕС, сохраняет право в дальнейшем вновь вступить в его состав на общих основаниях.

За всю историю существования ЕС ему пришлось столкнуться с единственным случаем выхода (сецессии). Однако выходило из его состава не государство, а географически отдаленная территория одного из государств-членов – остров Гренландия, получивший расширенную автономию в составе Королевства Дания (государство – член ЕС с 1973 г.). С 1 февраля 1985 г. с согласия всех государств-членов, входивших ЕС, Гренландия перестала быть частью территории ЕС и переведена в разряд "заморских стран и территорий" (см. 1.3) .

В настоящее время вопрос о выходе из состава ЕС не рассматривается в практическом плане ни в одном из 27 действующих государств-членов. Напротив, все большую актуальность приобретает вопрос о пределах будущего расширения ЕС, в частности, о возможности приема в его состав ряда республик бывшего СССР и Турции.

Несмотря па сложность условий и порядка приема новых государств-членов, можно прогнозировать, что в ближайшие десятилетия состав Европейского Союза может достигнуть 30 и более государств – прежде всего, за счет приема стран Балканского полуострова, выступающих сегодня в качестве государств-кандидатов или потенциальных кандидатов (в первую очередь Хорватии, в дальнейшем, возможно, Сербии, Македонии, Черногории). Соответственно будет возрастать и территория, на которую распространяют действие нормы создаваемой в рамках ЕС правовой системы – права Европейского Союза.

  • Земли Восточной Германии, бывшей Германской Демократической Республики, стали частью Сообществ после ликвидации ГДР в 1990 г.
  • В 2004 г. в состав ЕС вошла международно признанная Республика Кипр, юрисдикция которой de facto распространяется не на всю территорию острова Кипр. Вхождение в Союз северной части Кипра (самопровозглашенной "Турецкой Республики Северного Кипра") станет возможным только после объединения обеих частей острова в одно государство.
  • Вопрос о возможности приема в ЕС Косово в настоящее время не рассматривается. На момент подготовки настоящего издания учебника статус Косово в качестве государства не был признан всеми действующими государствами – членами ЕС, а равно ЕС в целом. Отсутствие такого признания равнозначно отсутствию самой возможности рассмотрения Косово как потенциального государства – члена ЕС.
  • Как видно из вышеприведенного перечня государств-членов и государств- кандидатов, территория двух из них полностью (Кипр) или большей частью (Турция) расположена в Азии. Droit europeen et droit de l"Union europeenne. Paris: Sirey, 2010. P. 126.
  • Охарактеризованная процедура добровольного выхода (сецессии) впервые установлена Лиссабонским договором 2007 г. и применяется только к целым государствам, которым Гренландия в настоящее время не является. Соответственно, выход Гренландии производился в особом порядке – путем заключения Логовора о Гренландии, подписанного всеми десятью входившими в то время в Европейские сообщества государствами 13 марта 1984 г. и вступившего в силу после ратификации 1 февраля 1985 г.

После выполнения ими ряда требований по трем критериям:

  • политического: стабильность учреждений, гарантирующих демократию, верховенство права, соблюдение прав человека и защита прав меньшинств;
  • экономического: действующее рыночная экономика;
  • "Членского": обязательства, вытекающие из факта вступления в ЕС, в частности признание его политических, экономических и монетарных целей.

Так называемые "копенгагенские критерии" или критерии вступления были подтверждены в декабре г. на Мадридском заседании Европейского Совета, которая подчеркнула, кроме того, значение перестройки административных структур страны-заявителя и создание условий постепенной гармоничной интеграции в ЕС .

Впрочем ЕС оставляет за собой право определять момент, когда он будет готов принять новых членов.


1. Критерии членства в Европейском Союзе

Во время переговоров о присоединении со странами-кандидатами, происходит регулярный мониторинг соблюдения Копенгагенских критериев. На основе данных мониторинга, принимаются решения о присоединении и при присоединении страны, и действия, которые необходимо прежде осуществить.

Критерии членства в Европейском Союзе (англ. European Union Membership criteria ) Определены в трех документах:

При принятии в 1993 году, не существовало механизма, который бы гарантировал, что существующие страны-члены ЕС отвечают этим критериям. Однако было принято решение следить за соблюдением этих критериев, вслед за "санкциями", наложенными на правительство Австрии Вольфганга Шуселя (нем. Wolfgang Sch?ssel ) В начале 2000 года правительствами других 14 стран-членов Союза. Эти договоренности вступили в силу 1 февраля 2003 в рамках Ниццкого договора .


2. Географические критерии

Статья 49 (бывшая статья O) Договора о создании Европейского Союза (TEU) или Маастрихтский договор определяет, что любая Европейская страна, которая уважает принципы ЕС может подавать заявку на присоединение. О приднання в ЕС не-европейских стран не упоминается, но по известным прецедентов отказа Марокко и переговоров о тесную интеграцию Израиля свидетельствуют о невозможности присоединения не-Европейских стран. Однако, существуют различные определения европейскости, и вопрос принадлежности страны к Европе является "предметом политических дискуссий" Европейской Комиссии , и, что важнее Совета .

Существуют прецеденты, когда части стран-членов ЕС расположены за пределами Европы, например, Французская Гвиана находится в Южной Америке и является составной частью Франции . Гренландия которая является частью континента Северной Америки , присоединилась к Европейского экономического сообщества в 1973 как зависимая от Дании территория, но решила покинуть ЕС в 1983 году, через 4 года после получения права на внутреннее самоуправление.

Границы Европы согласно одной из точек зрения.

Европейская территория европейских государств

Территория европейских государств в Азии

Территории, которые иногда относят к Европе

7. Юридическая гармонизация

Последним критерием, который не относится к Копенгагенских, является требование, чтобы все будущие члены согласовывали свое законодательство с Европейськиы актами, также известными как наследие сообщества или acquis communautaire. При подготовке к каждому присоединения, достижения разбивается на отдельные разделы, каждый из которых относится к отдельной отрасли. Во время пятой волны увеличения Европейского Союза, которой было присоединено Болгарию и Румынию в 2007 году, достижения были разделены на 31 раздел. Для переговоров с Хорватией и Турцией , был разделен на 35 разделов.


Примечания

Www.networkeurope.org / feature / georgias-eu-accession-hopes Retrieved 16.03.2010

  • Coe Member States http://www.coe.int/aboutCoe/index.asp?page=47pays1europe&l=en - www.coe.int/aboutCoe/index.asp?page=47pays1europe&l=en Retrieved 16.03.2010
  • Other European Countries According To The EU http://europa.eu/abc/european_countries/others/index_en.htm - europa.eu / abc / european_countries / others / index_en.htm Retrieved 16.03.2010
  • Сегодня ЕС находится в процессе присоединения к нему новых 14 государств. Десять из государств-кандидатов, обозначенных в Ниццком договоре и составивших «первую волну» расширения, уже присоединились к Союзу в 2004 г., еще 2 или 3 присоединятся во «вторую волну» в 2007 г.

    Порядок присоединения новых государств к ЕС после амстердамских изменений регламентируется учредительным документом Союза. Маастрихтский договор о ЕС 1992 г. закрепляет в ст. 49 основные требования, предъявляемые к государству, которое желает получить членство в ЕС, а также процедуру принятия новых членов.

    Основных требования к государству-кандидату:

    Государство должно быть «европейским», что означает принадлежность страны к европейской цивилизации независимо от географического положения;

    Государство должно уважать принципы, изложенные в ст. 6 (1) Договора о ЕС: принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод и господства права.

    Европейским Союзом еще в июне 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене были конкретизированы дополнительные условия приема новых государств в организацию путем определения «копенгагенских критериев»:

    1) стабильность государственных и общественных институтов;

    2) гарантии демократии;

    3) верховенство закона и соблюдение прав человека, включая защиту национальных меньшинств;

    4) наличие нормально функционирующей рыночной экономики, эффективного управления и стабильного финансового положения.

    В декабре 1994 г. на заседании Европейского совета в Эссене на основе «копенгагенских критериев» были разработаны конкретные требования к государствам-кандидатам, выполнение которых необходимо для вступления в ЕС.

    Государство, соответствующее требованиям, может подать заявку на вступление в ЕС. Ее рассматривает Совет. Для дачи согласия на вступление государства-кандидата необходимо единогласное решение этого института. Голосованию по одобрению заявки предшествует период переговоров государства-кандидата с Комиссией, на которые последнюю уполномочивает Совет.

    Результаты переговоров вместе с анализом состояния дел в государстве-кандидате (на предмет соответствия требованиям к присоединению) отражаются в докладах Комиссии. До положительного решения Совета заявку должен одобрить Европейский парламент: считается одобренной, если за нее проголосовало абсолютное большинство депутатов Парламента.

    Далее созывается специальная конференция, на которой с государством-кандидатом заключается договор о присоединении, подлежащий ратификации всеми государствами-членами в соответствии с их ратификационными процедурами, а также ратификации его в самом государстве-кандидате. При положительном прохождения всех стадий государство становится полноправным членом ЕС.



    Договор о присоединении 2003 г.

    Хронологически последний и пятый по счету Договор о присоединении был подписан в Афинах 16 апреля 2003 г. Это «первая волна» современного расширения ЕС. Присоединились: Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия.

    ЕС объединяет сегодня 25 государств-членов. К ним относятся Бельгия, Дания, Германия, Греция, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Австрия, Португалия, Финляндия, Швеция, Великобритания, Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия.

    В состав ЕС в ближайшем будущем планируют войти 4 государства-кандидата - Болгария, Румыния, Хорватия и Турция. Присоединение трех первых из них, скорее всего, состоится в 2007 г.

    Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако с ними Союз имеет теснейшую экономическую связь (экономическое пространство), подразумевающую общее правовое регулирование на основе гармонизированных правовых норм. Подобную экономическую и правовую связь планируется создать в ближайшем будущем и с Российской Федерацией на основе Общего европейского экономического пространства.

    Члены: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония =27.

    Особые территории вне Европы, входящие в Европейский Cоюз: Азорские острова, Гваделупа, Канарские острова, Мадейра, Мартиника, Мелилья, Реюньон, Сеута, Французская Гвиана.

    Так же, согласно ст.182 Договора о функционировании Европейского Союза (Treaty on the Functioning of the European Union), cтраны-члены Евросоюза ассоциируют с Евросоюзом земли и территории вне Европы, которые поддерживают особые отношения с:

    Данией - Гренландия.

    Францией - Новая Каледония, Сен-Пьер и Микелон, Французская Полинезия, Майотта Уоллис и Футуна, Французские Южные и Антарктические Территории.

    Нидерландами - Аруба, Нидерландские Антильские острова.

    Соединенным Королевством - Ангилья, Бермуды, Британская антарктическая территория, Британские территории в Индийском океане, Британские Виргинские острова, Каймановы острова.

    Копенга́генские крите́рии - критерии вступления стран в Европейский союз, которые были приняты в июне 1993 года на заседании Европейского Совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 года на заседании Европейского Совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском Союзе). Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

    В течение переговоров с каждой страной-кандидатом, она регулярно проверяется на предмет соответствия Копенгагенским критериям. На основе этого, принимается решение относительно того, возможно ли вступление, и если да то когда, или же какие действия должны быть предприняты перед присоединением.

    Критерии Членства Европейского союза определены в соответствии с этими тремя документами:

    1. 1992 Маастрихтское соглашение (Статья 49) – географические и общие политические критерии

    2. Декларация европейского Совета июня 1993 в Копенгагене, т.е. Копенгагенские критерии - более детальное описание общей политики

    · политические

    · экономические

    · законодательные

    3. Структура переговоров с государством-кандидатом

    · определение и детализация условий

    · утверждение, подчеркивающее, что новый член не может вступить в союз, в случае, если сам ЕС не имеет достаточную "поглотительную вместимость" для этого.

    Географические критерии

    Соглашение Европейского союза от 1992 года, или Маахстристского Соглашения, гласит, что любая европейская страна, которая соблюдает принципы ЕС, может подать заявление на присоединение. Нет никаких уточнений относительно возможности принятия в союз неевропейских стран, но прецеденты отклонения заявления Марокко и диалог о близкой интеграции Израиля, в формате "исключая полное членство" указывает, что присоединение неевропейских государств к ЕС является невозможным. Однако, определение, является ли страна "европейской", может присвоить например Еврокомиссия или Европейский Совет. По этому поводу были дебаты на счёт Кипра – острова, который является географически азиатским; но обширные исторические, культурные и политические связи с другими европейскими странами позволяют его рассматривать, как европейскую страну в негеографическом контексте. Есть также части государств членов ЕС, находящихся вне Европы - например, французской Гвианы находится в Южной Америке и входит в состав ЕС, будучи неотъемлемой частью французской Республики. Остров Гренландия, будучи частью североамериканского континента, присоединился к Европейскому Экономическому Сообществу в 1973 как зависимая часть Дании, но решили покинуть ЕЭС в 1983, спустя четыре года после обретения полной независимости.

    Были большие споры относительно того, является ли Турция европейской страной, на основании, что только 3 % её территорий находятся в географической Европе (к западу от Стамбула), и её столица, Анкара, располагается в Азии. Некоторые наблюдатели подчёркивали, что многие европейские государства не желают вступления Турции в ЕС, аргументируя это тем, что страна, где более, чем 90 % населения исповедуют ислам не может быть частью Европы, где основной религией является христианство. Есть также много других экономических и политических аргументов, которые выступают против турецкого членства. ЕС начал переговоры о вступлении с Анкарой 3 октября 2005 однако, согласно Структуре Ведения переговоров с Турцией, которая была принята в тот же самый день, переговоры остаются "открытым процессом, результат которого нельзя гарантировать заранее."

    Сторонники расширения также утверждают, что между Анатолийской и европейской историей есть много общего от Александра Великого до Османской империи, и что географический аргумент в этом случае не играет решающей роли.

    Также "неевропейские" государства, не имея право быть членами, могут претендовать на некоторую степень интеграции с ЕС, описанную в соответствующих международных соглашениях.

    Политические критерии

    1. Демократия

    Функционирующее демократическое правление должно обеспечивать равное право для всех граждан страны возможность принимать участие в политических процессах принятия решений на всех уровнях власти, от местного самоуправления до национального. Необходимо наличие свободных выборов при соблюдении тайны голосования, право на создание политических партий без каких-либо помех со стороны государства, справедливого и равного доступа к свободной прессе; свободных профсоюзных организаций, свободы личного мнения, и исполнительная власть должна быть ограничена законами и суд должен быть независим от неё.

    2. Верховенство закона

    Верховенство закона предполагает, что государственный орган может действовать только в рамках законов, которые были приняты в установленном порядке. Принцип предназначен для защиты от произвола власти.

    3. Права человека

    Права человека, являются правами, которыми обладает каждый человек, потому, что он / они является человеческим существом, права человека являются «неотъемлемыми» и принадлежат всем людям. Раз это неотъемлемое право, то это означает, что им нельзя наделить, нельзя предоставить, ограничить, обменять, или продать (например, человек не может продать себя в рабство). К ним относятся право на жизнь, право быть привлечены к судебной ответственности только в соответствии с законами, которые существуют на момент совершения преступления, право быть свободным от рабства и право на свободу от пыток.

    Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций, считается наиболее авторитетной формулировкой в области прав человека, хотя у нее нет столь эффективного механизма обеспечения соблюдения положений, чем у Европейской конвенции по правам человека. Соблюдать требования этой конвенции обязаны и несколько стран, которые недавно присоединились к ЕС с целью осуществления серьезного реформирования законодательства, государственных служб и судебной системы. Многие изменения, имеют отношение к свободам и правам этнических и религиозных меньшинств, или устранению неравенства в обращении между разными политическими группами.

    4. Уважение и защита прав меньшинств

    Члены таких национальных меньшинств должны иметь возможность сохранить свою особую культуру и иметь право на на свой родной язык (насколько это не противоречит соблюдению прав других людей, а также демократическим процедурам и общей законности), также не должны страдать от какой-либо дискриминации

    Соответствующая конвенция Совета Европы по этому вопросу было крупным прорывом в этой области. Однако, конвенция до сих пор не включает четкое определение таких меньшинств. Как результат, многие из подписавших его государств, добавили официальные разъяснения, описывающим, кто в их стране причисляется к меньшинству. Некоторые примеры представлены ниже. Заявления, сделанные в связи с договором № 157. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств, включает:

    в Дании: «немецкое меньшинство в Южной Ютландии»;

    в Германии: «Датчане немецкого гражданства и члены лужицких сорбов людей с немецким гражданством …. этнических групп, традиционно проживающих в Германии, фризы немецкого гражданства и синти и рома немецкого гражданства»;

    в Словении: «итальянского и венгерского национальных меньшинств»

    в Соединенном Королевстве корниш меньшинства в Корнуолл и ирландские националисты и республиканцы в Северной Ирландии.

    в Австрии, сербские, хорватские, словенские, венгерские, чешские, словацкие, цыганские и синти группы.

    в Румынии (Румыния признает, 20 национальных меньшинств - избирательный закон гарантирует им парламентское представительство)

    в Ирландии: Ирландские путешественники.

    Многие другие подписавшие просто заявили, что они не имеют каких-либо национальных меньшинств.

    Был достигнут консенсус (среди экспертов-юристов, так называемых групп Венеции), что эта конвенция относится к какой-либо этнической, языковой или религиозной группе, которая определяет себя как отличительная, которая формирует историческую часть населения и нынешнего меньшинства в четко определенной области, и которая поддерживает стабильные и дружественные отношения с государством, в котором оно живет. Некоторые эксперты и страны хотят идти дальше. Тем не менее, некоторые группы меньшинств, как, например, иммигранты, которые нигде не упоминаются, обеспокоены этой конвенцией.

    Экономические критерии

    Экономические критерии, в широком смысле, требуют, чтобы страны-кандидаты имели функционирующую рыночную экономику и чтобы их производители могли справиться с конкурентным давлением в рамках Союза.

    Юридическое выравнивание

    И наконец, формально, не копенгагенский критерий. Дополнительное требование о том, что все потенциальные члены должны привести свои законы в соответствие с принципами европейского права, формировавшимися на протяжении всей истории Союза, известными как акты сообщества.

    По мере расширения Европейских Сообществ условия и процедура присоединения усложнялись. Европейским считается любое государство, хотя бы часть которого находится в Европе.

    В **** году было отклонено заявление Марокко о вступлении в Европейский Союз. Она не соответствовала 1му требованию о вступлении в ЕС.

    Процедура присоединения к ЕС:

    1. Страна-кандидат направляет своё заявление в Совет

    2. Комиссия высказывает своё предварительное мнение. Комиссия указывает либо начинать переговоры с кандидатом, либо не начинать их, либо повременить пока страна-кандидат не выполнит определённые условия для начала переговоров.

    3. В случае положительного мнения Комиссии начинаются переговоры о присоединении. Цель переговоров – выработка проекта договора, который должен определить условия приёма в ЕС и изменения в основополагающие договоры. На всех этапах переговоров государства-члены придерживаются общей позиции, которая утверждается Советом . После завершения переговоров проект договора подписывается представителями государств-членов ЕС и страной-кандидатом.

    4. Консультация с Комиссией , которая высказывает своё мнение относительно подписанного договора. Это чисто формальный акт, который должен состояться.

    5. Парламент также должен высказать своё мнение относительно заявления о присоединении к ЕС . Парламент обладает правом вето. Положительное решение принимается большинством голосов Европейского Парламента .

    7. Ратификация договора подписавшими его государствами в соответствии с конституционным порядком. Со стороны государств-членов действует правило единогласия (если хотя бы одна страна выступает против договора, то он не принимается).

    Членство в ЕС является бессрочным. Договор не содержит ни одного положения, которое бы позволило исключить вступившее в ЕС государство из его состава. Добровольный выход из ЕС также не предусмотрен.

    Европейский Союз имеет жёсткие правила членства, которые постоянно менялись. 15 стран, включая 3 страны-кандидатов, в Копенгагене в июне 1993 года обсудили и подписали так называемые Копенгагенские Критерии Членства в ЕС. Эти критерии были положены в основу дальнейшего расширения ЕС.

    Копенгагенские Критерии

    1. Политические критерии: стабильность институтов, которые гарантируют демократию, верховенство законов, прав человека, уважение и защиту прав меньшинств.

    2. Экономические критерии: существование функционирующей рыночной экономики, а также наличие способности работать в условиях рыночной конкуренции и рыночной конкуренции и рыночных сил союза.

    3. Административные критерии: способность брать на себя обязательства члена союза, что включает: приверженность принципам политического, экономического и монетарного союза. А также создание условий для интеграции по средствам адаптации административной национальной системы для эффективного функционирования соответствующих административных и юридических систем ЕС.

    Одно из важнейших условий вступления и приёма в ЕС – способности принимать и применять acquis communautaire . Важность этого была подчёркнута на Мадридском саммите в 1995 году.

    Расширение ЕС на восток (май 2004 года – январь 2007 года)

    Программа подготовки стран-кандидатов для вступления в ЕС включает следующие элементы:

    1. Разработка стратегии присоединения (была принята Европейским Советом в Германии в 1994 году). Суть стратегии состоит в постепенном расширении двухсторонних Европейских Соглашений со странами Центральной и Восточной Европы.

    2. Подготовка страны кандидата к началу официальных переговоров. Ознакомление с acquis communautaire . Определение положений и проблем, которые для страны-кандидата должны являться предметом переговоров.

    3. Создание так называемых партнёрств, в целях присоединения. Их материальной базой являются фонды финансовых институтов. Главная задача – определение узких мест препятствующих интеграции стран-кандидатов в систему Единого Внутреннего Рынка.

    4. Постоянное наблюдение Комиссии за ходом работ в отдельных странах и ежегодная публикация выводов Комиссии. В течение последних 10 лет сроки присоединения стран-кандидатов неоднократно переносились. Окончательно вопрос о расширении ЕС бы решён в Брюсселе в 2002 году. Ряд стран уже отвечает основным критериям присоединения. На этом заседании было принято решение завершить переговоры с 10 странами и подписать договор об их присоединении к ЕС в апреле 2003 года. На этом же заседании было отмечено, что к началу 2004 года эти 10 стран станут полноправными членами ЕС. На этом саммите было указано, что Болгария и Румыния смогут вступить в ЕС не ранее 2004 года. 5 расширение ЕС состоялось 5 мая 2004 года, когда в состав ЕС были приняты 10 новых стран: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чешская Республика, Эстония. *** Хорватия, Македония и Турция – кандидаты на вступление в ЕС.

    Договор и … Лиссабонский Договор.

    1. Принципы и ценности

    2. Институты ЕС

    3. Изменения и дополнения, внесённые Лиссабонским Договором

    Лиссабонский Договор был подписан 13 декабря 2007 года. Он ввёл целый ряд новых положений, которые подтвердили демократический характер Европейского Союза:

    1. Придание обязательною юридической силы хартии основных прав ЕС (2000 год).

    2. Присоединение ЕС к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

    3. Введение нового раздела посвященного демократическим принципам построения представительной системы в ЕС.

    a. Введение прямой законодательной инициативы граждан.

    b. Повышение роли представительных учреждений на уровне ЕС.

    c. Заметное усиление участия национальных парламентов в принятии общеевропейских решений.

    d. Демократизация самого процесса принятия решений, т.е. к 2014 году они будут приниматься на основе общей или специальной законодательной процедуры квалифицированным большинством.

    4. Реформа структуры ЕС и консолидация его порядка. В соответствии с Лиссабонским договором была ликвидирована система трёх опор Европейских Сообществ. Исчез сам термин сообщество. Договор получил название – договор о функционировании Европейского Союза. Наряду с договором о Европейском Союзе образовывалась правовая основа ЕС. Реформируется Институционная структура. Также договор вводил единую правовую систему. В пункте 1 лиссабонского договора (преамбула) был внесён новый пункт. В нём указано, что Европейский Союз опирается на культурное, религиозное и гуманитарное наследие Европы.

    1. Способствовать утверждению мира и ценностей ЕС, рост благосостояния народа.

    2. Обеспечить гражданам ЕС пространство безопасности, свободы и законности.

    3. Содействовать развитию Единого Внутреннего Рынка.

    4. Обеспечить развитие экономического и валютного союза.

    В лиссабонском договоре было указано, что принцип субсидиарности не применяется в сфере исключительной компетенции ЕС. ЕС вмешивается только в тех случаях, когда цели ЕС иными путями не могут быть достигнуты.

    … порядок участия национальных парламентов в решении проблем субсидиарности. Особое внимание уделено в договоре определению места и роли общих принципов в правовой системе ЕС.

    Работа ЕС осуществляется на основе: Институтов, Органов и Организаций ЕС.

    7 Институтов ЕС:

    1. Европейский Парламент

    2. Европейский Совет

    3. Совет Министров

    4. Европейский Суд

    5. Счётная Палата

    6. Европейский Центральный Банк

    Европейский Совет и Европейский Центральный Банк – официальные институты ЕС.

    Европарламент, совместно с советом, осуществляет законодательные и бюджетные функции, а также функции политического контроля и консультативные функции. Европейский Парламент, согласно ст.9, избирает председателя Европейской Комиссии.

    Европейский Парламент состоит из представителей граждан ЕС, а не народов стран ЕС как это было ранее. Количество депутатов Европейского Парламента не должно превышать 750+1. На данный момент их 736. Представительство государств обеспечивается применением принципов дигрессивной пропорциональности, минимальный порог которой составляет 6 депутатов парламента от государства-члена ЕС. Но, ни одно государство не может располагать более чем 96 местами в парламенте. Члены Европейского Парламента избираются прямым тайным всеобщим голосованием. Европейский Парламент избирает из своей среды председателя и бюро.

    Европейский Совет

    Европейский Совет является высшим органом политического руководства ЕС. … В соответствии с Лиссабонским Договором Европейский Совет право принятия политически обязательных решений. Однако, правом принятия законов он не обладает. … Европейский Совет состоит из глав государств или правительств государств-членов плюс председатель Европейской Комиссии.

    Лиссабонский договор установил, что в работе Европейского Совета участвуют также высокий представитель ЕС по иностранным делам и политики безопасности. Председатель/президент избирается квалифицированным большинством сроком на 2,5 года. Переизбран он может быть только 1 раз. Договор утвердил положении о том, что председатель может быть заменён в случае совершения тяжких проступков, либо в затруднении выполнении своих обязанностей.

    Лиссабонский договор закрепил функции…:

    1. Он председательствует на заседаниях и руководит работой.

    2. Обеспечивает подготовку и преемственность решений Европейского Совета в сотрудничестве с председателем Европейской Комиссии.

    3. Председатель/президент Европейского Совета обеспечивает согласование позиций внутри Европейского Совета, а также обеспечивает поиск консенсуса при принятии решения.

    4. Отчет перед Европарламентом по итогам сессии Европейского Совета. Президент/Председатель Европейского совета осуществляет внешнее представительство союза в сфере внешней политики и политики безопасности. Председатель Европейского Совета не может состоять на службе в каком-либо из государств-членов ЕС.

    Европейский Совет собирается 2 раза в год на свои очередные заседания.

    Совет Министров

    Совет Министров совместно с Европарламентом осуществляет законодательные и бюджетные полномочия. Участвует в определении политик и их координации в соответствии с предусмотренным договором.

    Совет Министров состоит из представителей каждого государства-члена. Совет министров может осуществлять право-вето. Договором было указано, что с ноября 2014 года квалифицированнее большинство определяется, по меньшей мере, 55% членов совета, включает минимум 15 государств, которые представляют население не менее 65% населения ЕС. Блокирующее меньшинство включает, по меньшей мере, 4 члена совета. Без чего квалифицированное большинство считается достигнутым.

    Совет подготавливает заседания Европейского Совета, обеспечивает их приемлемость и последовательность. Он способствует сотрудничеству институтов путём взаимодействия между председателем совета и председателем Европейской Комиссии.

    Совет министров проводит открытые заседания в случае принятия законодательных актов.

    Согласно Лиссабонскому Договору Комиссия:

    1. Отстаивает и продвигает общие интересы ЕС.

    2. Контролирует соблюдение государствами-членами ЕС договоров и актов, принятых институтами ЕС.

    3. Осуществляет надзор за соблюдением права ЕС (вместе с Европейским Судом).

    4. Обеспечивает исполнение бюджета и руководства соответствующими программами.

    5. Обеспечивает внешнее представительство Союза.

    6. Осуществляет инициативы связанные с ежегодным программированием и планированием действий ЕС.

    Европейская Комиссия почти монополизирует право законодательной инициативы. Законодательные акты ЕС принимаются только на основе предложений Европейской Комиссии. Мандат комиссии также как и мандат Европейского Парламента составляет срок 5 лет. Европейская Комиссия полностью независима в своих действиях.

    С ноября 2014 года комиссия будет состоять из числа членов, включая председателя и высокого представителя соответствующего двум третям государств-членов ЕС, если только Европейский Совет не изменит их численность.

    Лиссабонский Договор определил основные функции председателя …, он:

    1. определяет ориентацию деятельность комиссии

    2. решает вопросы внутренней организации комиссии

    3. назначает своих заместителей из числа членов комиссии

    4. отправляет в отставку членов европейской комиссии в соответствии с правилами, которые установил Лиссабонский Договор.

    Необходимо отметить, что существует возможность замещения на пост председателя комиссии. В этом случае новый кандидат на пост председателя комиссии должен получить поддержку большинства депутатов. Если большинство депутатов не поддержат эту кандидатуру, то Европейский Совет в пределах 1 месяца будет рекомендовать другую кандидатуру на пост председатели Европейской Комиссии.

    12.12.2011 11:38:46

    Отдельная статья посвящена… Назначается Высокий Представитель Европейским Советом, который принимает решение квалифицированным большинством с согласия председателя комиссии. Только Европейский Совет имеет право отозвать Высокого Представителя.

    Высокий Представитель приводит в жизнь внешнюю политику и политики безопасности ЕС. Он разрабатывает предложения к выработке и осуществлению политики Евросоюза. Он председательствует в совете по иностранным делам. В отношении судебной системы ЕС – Лиссабонский договор подтвердил реформу в отношении судебной системы определённую Ниццким Договором 2001 года. Договор о реформе предусматривает, что судебная система ЕС включает:

    · суд общей юрисдикции,

    · специализированные суды.

    На суд общей юрисдикции возложены те же функции, что и на суд первой инстанции. Лиссабонский Договор предусматривает увеличение числа генеральных адвокатов до 11. Из них 6 будут принадлежать к числу постоянных генеральных адвокатов. В настоящее время они рекомендованы такими странами как Англия, Франция, Германия, Италия, и Испания. К ним добавляется представитель Польши. 5 генеральных адвокатов будут назначаться на основе принципа ротации из представителей других государств ЕС.

    За отзыв заявки на присоединение к ЕС проголосовала верховная палата парламента страны — против членства в Европейском союзе выступили 27 депутатов, за — 13 парламентариев.

    О нежелании присоединяться к Европейскому экономическому пространству граждане Швейцарии заявили на референдуме в декабре прошлого года. С небольшим перевесом (50,3%) противники европейской интеграции одержали победу.

    Не видят перспектив в членстве в ЕС и многие британцы. 23 июня в Великобритании состоится референдум, на котором решится вопрос статуса страны в Евросоюзе. Министр финансов Объединенного Королевства Джордж Осборн предупредил, что в таком случае правительству придется поднять налоги и урезать социальные расходы. От выхода из ЕС Великобританию предостерегают США.

    Между тем местные СМИ призывают британцев голосовать за выход из Евросоюза. Например, газета The Sun в качестве отрицательных примеров членства в Объединенной Европе приводит погрязшую в долгах Грецию, Испанию с ее высоким уровнем безработицы и финансовые проблемы Италии.

    По подсчетам английского Минфина, если Лондон покинет ЕС, ему это обойдется в 30 млрд фунтов (42,4 млрд долларов). А сколько стоит вступление и членство в Евросоюзе? АиФ.ru предлагает рассмотреть примеры южных государств Старого Света, экономики которых сначала росли уверенными темпами, а потом скатились в рецессию.

    Греция: в заложниках кредиторов

    Греческий пример, пожалуй, нагляднее других демонстрирует то, что членство в Евросоюзе не несет автоматических выгод и безбедности. 35 лет в европейском сообществе не дали Афинам ни стабильно растущего ВВП, ни повышения уровня жизни, ни промышленного роста и развития сельского хозяйства. Напротив, Эллада погрязла в долгах, столкнулась с рекордным увеличением государственного долга и падением макроэкономических показателей. Международные рейтинговые агентства одно за другим последние годы снижают кредитные рейтинги Греции, вплотную приближая их к дефолтному уровню. В конце концов, Эллада стала первой европейской страной с развитой экономикой, допустившей технический дефолт - в прошлом году у Афин попросту не нашлось денег для того, чтобы осуществить платеж в адрес МВФ.

    Если до вступления в Евросоюз Греция (впрочем, как и многие другие государства Европы) сама обеспечивала себя аграрной продукцией, а лишнее товары экспортировала на внешние рынки, то после присоединения к ЕС, греческая сельскохозяйственная отрасль пришла в убыток, и стране пришлось из продавца продовольствия превратиться в покупателя. Чтобы соответствовать нормам европейского законодательства, в Греции были введены квоты, устанавливающие максимальный объем производства того или иного продукта. Проще говоря, местные аграрии не имели права выращивать овощи и фрукты, производить мясо или молоко больше чем позволяют квоты. Нарушение этих требований карается штрафами.

    Еще одна сфера, которой ранее гордилась Греция — это судостроение. До вступления в ЕС Эллада строила судна для других государств, после —судостроительные заводы были закрыты, а Греция превратилась в импортера кораблей. Понятно, что и рыболовная отрасль (еще одна гордость Греции) после такого стресса также сдала позиции.

    Закрытием судостроительных предприятий дело не ограничилось — государство осталось без сахарных и трикотажных фабрик. Для сравнения: в первые годы членства в ЕС в Греции ежегодно производилось более 1 млн тонн хлопка, сейчас — меньше 800 тысяч.

    Требования Брюсселя, с которыми согласились Афины в обмен на членство в ЕС, постепенно привели экономику страны в упадок — без внешней финансовой помощи Эллада прожить уже не могла. В стране сложилась такая ситуация, что платить по своим долгам она может лишь за счет новых кредитов, которые Международный валютный фонд, Европейский Центробанк и Еврокомиссия дают только в обмен на выполнение условий по экономии. И с каждым разом эти условия все жестче. «Тройка» кредиторов, например, настаивала на приватизации, увеличении налогов, сокращении госрасходов и штата чиновников.

    Очевидными для всего мира экономические проблемы Греции стали в конце 2000-х годов. До 2007 года ВВП Эллады рос как на дрожжах. А в конце 2009 года ее госдолг превысил 125% ВВП страны (300 млрд долларов). В течение 2010 года Афины получали транши финансовой помощи от «тройки». Но показания бюджетного дефицита страны все равно не оправдал надежд кредиторов — к концу года он составил 23,1 млрд евро вместо запланированных 21,9 млрд евро. Греки продолжали получать кредиты и в последующие годы, но ни миллиарды евро, ни реформы, проводимые в угоду МВФ и Брюсселю, ситуацию не изменили. Сегодня Греция является европейским лидером по соотношению госдолга к ВВП (182%).

    Интересна и динамика темпов роста ВВП Греции. К 2008 году экономика Эллады замедлялась, но по инерции демонстрировала положительные значения (+5,2% в 2006 году, +4,3% в 2007, +1,0% — в 2008). В 2009 году она рухнула на 2,3%, в следующем году — уже на 3,5%, в 2011 — на 7,1%, в 2012 — на 7,0%, в 2013 — на 3,9%. В плюс греческий ВВП вышел только в 2014 году (0,8%), правда, в 2015 снова сократился — на 2,3%, свидетельствуют данные Евростата.

    Начиная с кризисного 2008 года с каждым годом в стране растет уровень безработицы — восемь лет назад безработными считались 7,7% греков, в 2015 — 25,8%. Максимальный показатель безработицы был зафиксирован в 2013 году — 27,5%.

    Испания: новые дороги и рекордная безработица

    Так же, как Греция и вообще все государства, присоединяющиеся к Евросоюзу, Испания, вступая в ЕС, согласилась на адаптацию своего законодательства. Впрочем, несмотря на глубокие экономические сложности, Мадриду, в отличие от Афин, удалось получить больше выгод от членства в Европейском союзе.

    Прежде всего, присоединившись к Европейскому экономическому сообществу (ЕЭС) страна получила доступ к финансированию из европейских фондов. Эти деньги (за шесть лет, с 2000 по 2006 годы, в Испанию было направлено 62,4 млрд евро) пошли на развитие экономики и инфраструктуры государства. Так, Испания стала европейским лидером по протяженности скоростных магистралей: за последние годы в стране было построено более 3000 километров СМ. По протяженности скоростных автомагистралей государство обогнало даже Германию (16500 километров). Пассажиропоток испанских аэропортов растет с каждым годом, например, в октябре прошлого года они обслужили 19 млн пассажиров, что стало абсолютным максимумом.

    По данным Института международных отношений МГИМО, после вступления Испании в ЕС ее ВВП в расчете на душу населения увеличился с 71% до 105%. С 1996 по 2007 годы ВВП страны вырос более чем в два раза.

    Однако благополучные итоги членства в Евросоюзе не избавили Испанию от экономического потрясения — началось оно во время мирового финансового кризиса 2008-2009 годах. До него ВВП страны рос быстрее большинства европейских государств. В 2009 году экономика Испании рухнула на 3,7%, в 2010 спад оказался не таким сильным — всего минус 0,3%, а в 2011 году уже был зафиксирован рост на 0,1%. Правда, последующие годы снова сопровождались падением — минус 1,6% в 2012 и минус 1,2% в 2013. А вот в прошлом году ВВП Испании вырос на 3,1%, свидетельствуют данные Евростата.

    Что касается госдолга страны, он начиная с 2008 года неминуемо растет — тогда на него приходилось 39,8%, сейчас — 101%.

    Зато наконец-то снижается безработица. Справедливости ради надо сказать, что проблемы с ней существовали еще до вступления страны в Евросоюз. В определенные годы Испания была европейским лидером по числу безработных граждан (2013 год — 26,1%). По итогам прошлого года ситуация с занятостью улучшилась — уровень безработицы снизился до 22,5%.

    Португалия: производительность труда выше, зарплаты ниже

    Для Португалии членство в ЕС принесло как весомые преимущества, так и отрицательные последствия.

    Самой главной выгодой, пожалуй, является рост ВВП Португалии — за 30 лет он увеличился на 76%. Произошло это в том числе и потому, что страна нарастила долю экспорта в экономике — она выросла с 25% до 41%. Доля импорта, правда, тоже увеличилась, с 27% до 39%.

    За годы членства в ЕС Португалии удалось на 70% увеличить производительность труда. Кроме того, в государстве сократилось число рабочих часов — если тридцать лет назад португалец в среднем трудился по 44 часа в неделю, то в последние годы — по 39 часов.

    Вместе с тем, в Португалии заметно вырос уровень безработицы. Так, количество граждан, пытающихся найти работу больше года, увеличилось в шесть раз. По итогам прошлого года уровень безработицы в стране составлял 12,6%, уменьшившись по сравнению с 2014 годом (13,9%). Кроме того, ухудшилось положение занятых португальцев: по данным 2013 года каждый пятый сотрудник имел временный контракт. Это на 50% больше, чем 30 лет назад, когда Португалия присоединилась к ЕС.

    В стране также снизились зарплаты. Для понимания ситуации: в начале 2000-х Португалия входила в топ-15 стран с самыми высокими окладами, а в 2013 опустилась ниже Турции.

    Как и во многих других государствах, считавшихся сельскохозяйственно развитыми до вступления в ЕС, вклад аграрного сектора в экономику Португалии снизился с 8% (1986 год) до 2% (2013).

    Португалия остается в списке стран ЕС с самым высоким госдолгом. По итогам 2015 года он составлял 129% ВВП.

    Италия: экономический локомотив

    По величине экономика Италии является восьмой экономикой мира, четвертой экономикой Евросоюза. В свое время этой стране даже удалось обогнать экономику Великобритании и Франции. В 1987 году Италия стала пятой экономикой мира, а в 1991 — четвертой.

    В 2000-х опережающие темпы роста итальянского ВВП замедлились. Так же, как Греция и Испания, страна тяжело пережила глобальный финансовый кризис — растеряла кредитные рейтинги, влезла в долги, правительству пришлось пойти на непопулярные меры по жесткой экономии. В 2010 году по коэффициенту задолженности госдолг Италии занимал второе место в еврозоне после Греции. На него приходилось 119% ВВП. В последующие годы показатель только рос, по итогам прошлого года он составил 135,8% ВВП.

    С кризисного 2008 года в Италии рос уровень безработицы — с 6,8% до 12,2% (2015 год).

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!