Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Шанхайской организации сотрудничества шос состав. Страны ШОС: статистика, инициативы, взаимодействие

Сегодня наша планета насчитывает больше 250 государств, на территории которых проживают более 7 млрд человек. Для успешного ведения дел во всех сферах жизни общества учреждаются различные организации, членство в которых дает странам-участницам преимущества и поддержку со стороны других государств.

Одна из них - Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Это евразийское политическое, экономическое и военное формирование, которое было учреждено в 2001 году лидерами государств основанной в 1996 году Шанхайской пятерки, в которую на тот момент входили Китай, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан. После вступления Узбекистана организация была переименована.

От Шанхайской пятерки к ШОС - как это было?

Как уже было сказано выше, ШОС - это содружество государств, основой для создания которого послужило подписание в китайском Шанхае в апреле 1996 года Договора, официально устанавливающего углубление военного доверия на границах государств между Казахстаном, КНР, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном, а также заключение между этими же государствами спустя год Договора, который сокращает количество вооруженных сил на пограничных территориях.

После этого саммиты организации стали проводится каждый год. Площадкой для встреч стран-участниц стали в 1998 году столица Казахстана Алма-Ата, в 1999 году - столица Кыргызстана Бишкек. В 2000 году лидеры стран пятерки встретились в столице Таджикистана Душанбе.

В следующем году ставший ежегодным саммит вновь провели в китайском Шанхае, где пятерка превратилась в шестерку благодаря присоединившему к ней Узбекистану. Поэтому если вы хотите точно знать, какие страны входят в ШОС, резюмируем: сейчас в организации на правах полноценных ее членов состоит шесть стран: это Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан и Узбекистан.

Летом 2001 года, в июне, всеми шестью главами вышеперечисленных государств была подписана Декларация об учреждении организации, в которой была отмечена положительная роль Шанхайской пятерки, а также изъявлено желание лидеров стран перевести сотрудничество в ее рамках на более высокий уровень. В 2001 году, 16 июля, двумя ведущими странами ШОС - это Россия и Китай - был подписан Договор о добрососедстве, дружбе, сотрудничестве.

Почти год спустя встреча глав стран-участниц организации состоялась в Санкт-Петербурге. Во время нее была подписана Хартия ШОС, содержащая цели и принципы, которых до сих пор и придерживается организация. В ней также прописаны структура и форма работы, а сам документ официально утвержден в соответствии с международным правом.

Сегодня государства-члены ШОС занимают больше половины евразийской суши. А население этих стран составляет одну четверть всего мирового населения. Если брать в расчет государства-наблюдатели, то жители стран ШОС - это половина населения нашей планеты, что было отмечено на июльском саммите в 2005 году, прошедшем в Астане. Его впервые посетили представители Индии, Монголии, Пакистана и Ирана. Отметил этот факт в своей приветственной речи Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана - принимающей в тот год саммит страны. Если вы хотите иметь точное представление о том, как географически расположены страны ШОС, карта, наглядно показывающая это, представлена ниже.

Инициативы ШОС и сотрудничество с другими организациями

В 2007 году было инициировано больше двадцати масштабных проектов, касающихся транспортной системы, энергетики, телекоммуникаций. Проводились регулярные заседания, на которых обсуждались вопросы, связанные с безопасностью, военными делами, обороной, внешней политикой, экономикой, культурой, банковской сферой и все другие, которые поднимали в ходе обсуждения должностные лица, представляющие страны ШОС. Список не был ограничен ничем: предметом обсуждения становились любые темы, которые, по мнению участников заседания, требовали внимания со стороны общественности.

Помимо этого, установлены отношения с другими международными сообществами. Это где ШОС - наблюдатель Генеральной Ассамблеи, Европейский союз (ЕС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН от англ. Association of South-East Asian Nations), Организация исламского сотрудничества (ОИС). На 2015 год в столице российской республики Башкортостан Уфе запланировано проведение саммита ШОС и БРИКС, одной из целей которого ставится установление деловых и партнерских отношений между этими двумя организациями.

Структура

Высший орган организации - это Совет глав государств. Им принимаются решения в рамках работы сообщества. Собрания происходят на саммитах, проводимых ежегодно в одной из столиц стран-членов. На данный момент в Совете глав государств состоят президенты: Кыргызстана - Алмазбек Атамбаев, Китая - Си Цзиньпин, Узбекистана - Ислам Каримов, Казахстана - Нурсултан Назарбаев, России - Владимир Путин и Таджикистана -

Совет глав правительств - второй по значимости орган в ШОС, проводящий саммиты ежегодно, обсуждающий вопросы, касающиеся многостороннего сотрудничества, и утверждающий бюджет организации.

Советом министров иностранных дел также проводятся встречи на регулярной основе, где говорят о текущей международной ситуации. Помимо этого, темой для разговора становится взаимодействие с другими организациями. Особый интерес в преддверии уфимского саммита представляют отношения между ШОС и БРИКС.

Советом национальных координаторов, как можно понять из его названия, координируется многостороннее сотрудничество государств, регулируемое хартией ШОС.

У секретариата функции основного исполнительного органа в сообществе. Им реализуются организационные решения и указы, готовятся проекты документов (декларации, программы). Также он действует как документальный депозитарий, занимается организацией конкретных мероприятий, на которых работают страны-участники ШОС, и способствует распространению информации об организации и ее деятельности. Секретариат расположен в столице Китая Пекине. Его нынешний Генеральный директор - Дмитрий Федорович Мезенцев, член Совета Федерации РФ.

Штаб-квартира Региональной антитеррористической структуры (РАТС) расположена в столице Узбекистана, Ташкенте. Это постоянно действующий орган, главная функция которого заключается в развитии сотрудничества в отношении терроризма, сепаратизма и экстремизма, которое активно ведет организация ШОС. Главу этой структуры избирают на трехлетний срок, у каждого государства-члена сообщества есть право послать от своей страны постоянного представителя в антитеррористическую структуру.

Сотрудничество в сфере безопасности

Страны ШОС активно осуществляют деятельность в области безопасности, сосредоточив свое внимание в первую очередь на проблемах ее обеспечения государствам-участникам. Особенно актуально на сегодня это в отношении опасности, которой могут подвергаться члены ШОС в Центральной Азии. Как уже говорилось ранее, в задачи организации входит противостояние терроризму, сепаратизму и экстремизму.

На июньском саммите ШОС 2004 года, состоявшемся в столице Узбекистана Ташкенте, была учреждена и впоследствии создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС). В апреле 2006 года организацией было сделано заявление, в котором сообщались о запланированной борьбе, направленной на трансграничную наркотическую преступность, посредством проведения контртеррористических операций. В это же время было объявлено, что ШОС - это не военный блок, и организация не собирается быть им, однако повышенная угроза таких явлений, как терроризм, экстремизм и сепаратизм, делает невозможной деятельность по обеспечению безопасности без полномасштабного вовлечения вооруженных сил.

Осенью 2007 года, в октябре, в Душанбе, столице Таджикистана, было подписано соглашение с ОДКБ (Организацией Договора коллективной безопасности). Целью этого было расширение сотрудничества по вопросам безопасности, борьбы с преступностью и незаконным оборотом наркотических веществ. Совместный план действий между организациями был утвержден в Пекине в начале 2008 года.

Помимо этого, ШОС активно выступает против кибервойн, заявляя, что распространяемая информация, несущая вред духовной, нравственной и культурной сферам других стран, также должна рассматриваться в качестве угрозы безопасности. В соответствии с принятым в 2009 году определением термина «информационная война» подобные действия трактуются как акт подрыва одним государством политической, экономической и социальной системы другого государства.

Сотрудничество членов организации в военной сфере

В последние годы организация ведет активную деятельность, целями которой являются тесное военное сотрудничество, борьба с терроризмом и обмен разведывательной информацией.

За это время члены ШОС провели ряд совместных военных учений: первое было проведено в 2003 году в два этапа сначала в Казахстане, а потом в Китае. С этого времени Россией и КНР под эгидой ШОС были проведены крупномасштабные военные учения в 2005, 2007 («Мирная миссия-2007») и 2009 годах.

Более 4000 китайских солдат стали участниками совместных военных учений 2007 года в Челябинской области, согласованных годом раньше во время встречи министров обороны ШОС. Во время них активно использовались как так и высокоточное оружие. Тогдашним министром обороны РФ Сергеем Ивановым было объявлено, что учения прозрачны и открыты для общественности и СМИ. Успешное их завершение побудило российские власти к расширению сотрудничества, поэтому в будущем стать участницей таких учений под эгидой ШОС Россия пригласила и Индию.

Военные учения «Мирная миссия 2010», проводимые на казахском полигоне Матыбулак в сентябре 2010 года, собрали вместе больше 5000 китайских, российских, казахстанских, киргизских и таджикских военнослужащих, которые провели вместе учения, касающиеся оперативных маневров и планирования военных операций.

ШОС является платформой для важных военных заявлений, которые делают страны-участницы. Таким образом, при проведении российских учений 2007 года, во время встречи руководителей стран, президент Владимир Путин объявил о том, что российские стратегические бомбардировщики возобновляют свои полеты для того, чтобы патрулировать территории в первый раз со времен «холодной войны».

Деятельность ШОС в экономике

Помимо членства в ШОС, состав стран организации, за исключение КНР, входит в Евразийское экономическое сообщество. Подписание государствами ШОС, переводящего экономическое сотрудничество на новый уровень, произошло в сентябре 2003 года. Там же премьер-министром Китая Вэнь Цзябао было предложено в перспективе работать над созданием зоны свободной торговли на территории стран ШОС, а также принять другие меры, способствующие улучшению потока грузов внутри нее. Результатом этого предложения стало подписание в 2004 году плана из 100 конкретных действий.

В октябре 2005 года московская встреча на высшем уровне ознаменовалась заявлением генерального секретаря о том, что организация ШОС обратит первостепенное внимание на совместные энергетические проекты, включающие в себя как нефтегазовый сектор, так и совместное использование водных ресурсов и освоение новых запасов углеводородов. Также на этом саммите было одобрено создание Межбанковского совета ШОС, в задачи которого должно было входить финансирование будущих совместных проектов. Его первое заседание прошло в китайском Пекине в феврале 2006 года, а в ноябре того же года стало известно о разработке российских планов относительно так называемого «Энергетического клуба ШОС». Необходимость его создания подтвердили на ноябрьском саммите 2007 года, однако, за исключением России, никто не взял на себя обязательства по реализации этой идеи, но на августовском саммите 2008 года она была одобрена.

Саммит 2007 года вошел в историю благодаря инициативе вице-президента Ирана Парвиза Давуди, сказавшего о том, что ШОС - это прекрасное место для того, чтобы спроектировать новую банковскую систему, не зависящую от международных.

На июньском саммите 2009 года в Екатеринбурге, который страны ШОС и БРИКС (в то время еще БРИК) провели в одно и то же время, китайские власти объявили о выделении членам организации кредита в 10 млрд долларов в целях укрепления их экономик в условиях мирового финансового кризиса.

Деятельность стран в ШОС в области культуры

Шанхайская организация сотрудничества, помимо политической, военной и экономической, активно ведет и культурную деятельность. Первая встреча министров культуры стран ШОС произошла в столице Китая Пекине в апреле 2002 года. В ходе нее состоялось подписание совместного заявления, подтверждающего продолжение сотрудничества в этой сфере.

Под эгидой ШОС в казахстанской Астане в 2005 году, наряду с очередным саммитом, впервые прошли фестиваль искусств и выставка. Казахстан также внес предложение о проведении под эгидой организации фестиваля народного танца. Предложение было принято, и фестиваль провели в Астане в 2008 году.

О проведении саммитов

В соответствии с подписанной Хартией, заседание ШОС у Совета глав государств проводится каждый год в разных городах стран-участниц. Также документ говорит о том, что Совет глав правительств (премьер-министров) проводит саммит раз в год на территории государств-членов организации в месте, определяемом заранее его членами. Совет министров иностранных дел собирается за месяц до ежегодного саммита, проводимого главами государств. В случае необходимости созыва внеочередного заседания Совета министров иностранных дел, он может быть организовать при инициативе любых двух государств-участников.

Кто может присоединиться к ШОС в будущем?

Летом 2010 года был утвержден порядок для приема новых участников, но пока никто из желающих присоединиться к организации странам ее полноправным членом не стал. Однако некоторые из этих государств были участниками саммитов ШОС в статусе наблюдателей. И выразили свою заинтересованность в том, чтобы войти в основной состав. Таким образом, в перспективе членом ШОС могут стать Иран и Армения. Последняя в лице премьер-министра Тиграна Саркисяна во время встречи со коллегой из Китая выразила заинтересованность в получении статуса наблюдателя в Шанхайской Международной Организации.

Наблюдатели ШОС

Сегодня в этом статусе в организации находятся потенциальные страны ШОС и БРИКС. Афганистан, например, получил его на пекинском саммите в 2012 году. Индия также выступает в качестве наблюдателя и Россия, видя в ней одного из важнейших будущих стратегических партнеров, призвала ее стать полноправным участником ШОС. Эту российскую инициативу поддержал и Китай.

Выступает как наблюдатель и Иран, который должен был стать полноправным участником в марте 2008 года. Однако, введенные ООН санкции стали причиной временной блокировки процедуры принятие страны в ШОС. Состав стран-наблюдателей включает в себя Монголию и Пакистан. Последний также стремится ко вступлению в организацию. Это стремление российская сторона открыто поддерживает.

Партнерство по диалогу

Положение о партнерах по диалогу появилось в 2008 году. Оно изложено в статье 14 Хартии. В ней партнер по диалогу рассматривается как государство или международная организация, разделяющая принципы и цели, преследуемые ШОС, а также заинтересованная в установлении отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства.

Такими странами являются Белоруссия и Шри-Ланка, получившие этот статус в 2009 году, во время саммита в Екатеринбурге. В 2012 году, во время пекинского саммита, к числу партнеров по диалогу присоединилась Турция.

Сотрудничество со странами Запада

Большинство западных наблюдателей придерживаются мнения, что ШОС должна создать противовес США и для предотвращения возможных конфликтов, позволяющих США вмешиваться во внутреннюю политику стран-соседей - России и Китая. Америка пыталась получить статус наблюдателя в организации, но ее заявка была в 2006 году отклонена.

На саммите 2005 года в Астане, в связи с военными действиями на территории Афганистана и Ирака, а также неопределенной ситуацией относительно нахождения военных сил США в Кыргызстане и Узбекистане, организацией было выдвинуто требование к американским властям об установлении сроков вывода войск из государств, входящих в ШОС. После этого Узбекистаном была озвучена просьба о закрытии авиабазы К-2 на своей территории.

Хотя организацией не были сделаны какие-либо прямые критические заявления относительно внешнеполитических действий США и их присутствия в регионе, некоторые косвенные высказывания на последних заседаниях была трактованы западными СМИ как критика действий Вашингтона.

Геополитика ШОС

В последнее время объектом для комментариев и дискуссий становится и геополитическая природа организации.

Теория говорит о том, что управление Евразией - это ключ к мировому господству, а возможность контроля над странами Центральной Азии дает власть управления Евразийским континентом. Зная о том, какие страны входят в ШОС, можно сказать, что, несмотря на озвученные цели, касающиеся борьбы с экстремизмом и повышения безопасности приграничных территорий, организация, по мнению экспертов, стремится к тому, чтобы уравновесить деятельность Америки и НАТО на территории Центральной Азии.

Осенью 2005 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил о ведении организацией работы, направленной на создание справедливого и рационального мирового порядка и формирование принципиально новой модели геополитической интеграции. Эта деятельность ведется так же активно, как и работа, касающаяся других сфер жизни общества.

Китайские СМИ сообщают, что, в соответствии с Декларацией ШОС, ее члены обязаны обеспечивать безопасность в регионе, и поэтому они призывают страны Запада не вмешиваться в его дела. Иными словами, страны Азии объединяются для того, чтобы создать достойную альтернативу европейским международным сообществам и построить свое, независимое от Запада международное сообщество.

Выросшее влияние таких международных организаций как НАТО, ООН, заставляет экономически развитые страны разных частей света консолидироваться для совместного сотрудничества с целью эффективного противодействия выросшим угрозам безопасности и экономическим проблемам. Одним из таких международных объединений стала ШОС. Шанхайская Организация Сотрудничества - молодое международное объединение шести стран Азии, в которое входит, в том числе, и Россия. Это не экономический союз, с единым торговым пространством, и не военный блок, с общими войсками и базами. По своим задачам и целям оно находится где-то в промежутке, охватывая обе составляющие не в глобальном масштабе, сохраняя индивидуальность всех государств.

История ШОС

ШОС первоначально неформально называлась «Шанхайской пятеркой». Девяностые годы были достаточно трудным временем для государств Центральной Азии. Возросла террористическая активность, накопились территориальные претензии на граничащих участках государств, присутствовали проблемы экономических взаимоотношений. В 1996-1997 годах такие государства, как Казахстан, Киргизия, Китай, Россия и Таджикистан, пошли на сближение для попытки избавиться от противоречий. Диалог пошел удачно, и в 2001 году, приобщив к своей совместной деятельности Узбекистан, начала создаваться новая международная организация стран Азии. Так появилась ШОС, или «Шанхайская шестерка».

Три года велась работа по созданию документальной базы и структуры организации. С 2008 по 2012 годы к ШОСу проявили интерес другие страны и не только Азиатского формата. Состав не расширился, но государства получили возможность участвовать в работе ШОС на правах наблюдателей (Афганистан, Индия, Иран, Монголия, Пакистан) или партнеров (Беларусь, Шри-Ланка, Турция). В данный момент организация готовится к первому расширению за счет принятия Пакистана и Индии.

Структура ШОС

  • Вершина иерархии - Совет глав государств. Основная цель съездов, которые совершаются раз в год - задать тон, поставить задачи, обговорить важные вопросы на текущий год.
  • Совет глав правительств. Члены этого органа непосредственно разбирают вопросы сотрудничества в рамках ШОС, обрисовывают цели комитетов и структур, дают им задания, принимают бюджет.
  • Исполнительный орган - Секретариат. Находится в Пекине.
  • Одним из ключевых органов организации является РАТС (Региональная антитеррористическая структура), профильные подразделения которой находятся во всех государствах, а штаб-квартира - в Ташкенте. Эта структура курирует государства-члены в вопросах терроризма, экстремизма и возможного сепаратизма.
  • Совет министров иностранных дел решает вопросы взаимодействия ШОС с другими государственными образованиями.
  • Совет национальных координаторов создает условия работы между структурами в рамках ШОС.

Второстепенными являются комитеты, отвечающие за экономическое и культурное сотрудничество и прочие.

Задачи ШОС

  • Эффективное взаимодействие стран-членов в пресечении и борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Борьба с продажей и изготовлением наркотических веществ, нелегальным оборотом оружия, продажей людей. Именно эта общая беда стала фундаментом для создания организации.
  • Укрепление дружественных отношений в военной сфере, что представляется совместными учениями, обменом опытом, помощью в проведении антитеррористических операциях. Экономическое сотрудничество. Оно не является первой скрипкой отношений в организации, но вопросы товарооборота между государствами, экономическое сотрудничество вне ШОС, поддержка в развитии - немаловажная тема для ряда стран-членов.
  • Взаимодействие в культурном развитии между странами-членами Шанхайской шестерки.
  • Создание прав и свобод и их обеспечение на территориях стран-членов в соответствии с международными обязательствами.
  • Сотрудничество с другими государствами и организациями.
  • Совместный поиск решений при глобальных мировых проблемах.

Краткие итоги

Нельзя сказать, что ШОС является противовесом таким образованиям, как НАТО. Однако созданный военный потенциал стран-членов, которые постоянно совершенствуются и учатся координировать свои действия в борьбе с общим врагом, делает молодую организацию весомым мировым политическим игроком. Несмотря на существующие противоречия, будь то в экономике или в методах борьбы с терроризмом, страны-члены умеют находить точки соприкосновения, успешно справляются со спорными вопросами. Сейчас ШОС укрепила свои позиции на столько, что есть смысл предрекать ее расширение и дальнейшее успешное развитие.

Интеграция (соединение, сближение) - это один из типичных для современного мира процессов. Все государства уже давно осознали, что международная изоляция не приводит ни к чему хорошему. Именно поэтому страны объединяются в различные организации на основе экономического, политического, культурного или военно-стратегического сотрудничества. В этой статье пойдет речь о том, что такое ШОС и БРИКС. Когда возникли эти организации, и какие государства входят в их состав сегодня?

ШОС: расшифровка и общая информация

Это евразийское объединение сформировалось в начале XXI века шестью государствами. Вопрос сокращения количества военных в районах общих границ - вот что стало предпосылкой к образованию ШОС.

Расшифровка названия этой организации простая: Шанхайская Организация Сотрудничества. Почему Шанхайская? Все очень просто. Дело в том, что костяком данного объединения стали пять стран, которые еще в 1997 году вошли в так называемую Шанхайскую пятерку, подписав соответствующее соглашение.

Что такое ШОС? Какие страны в нее входят? И какие цели преследует данное объединение государств? Попробуем в этом разобраться.

Отвечая на вопрос о том, что такое ШОС, следует, прежде всего, отметить, что это отнюдь не военный блок. Хотя обеспечение безопасного и стабильного развития стран-участниц и является основной задачей этой организации. Можно сказать, что ШОС - это нечто среднее между АСЕАН и Борьба с терроризмом, экстремизмом и наркоторговлей также входит в круг интересов данной международной организации. Не обходят стороной члены ШОС и вопросы экономического, культурного, а также научного сотрудничества.

История создания организации

Чтобы дать полноценный ответ на вопрос о том, что такое ШОС, важно изучить историю создания этой организации. А началось все с подписания в 1997 году договора о взаимном военном доверии между пятью странами. Это были Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан и Киргизия. Сама же организация (собственно, ШОС) была основана в 2001 году лидерами этих же пяти государств. Кроме того, к ним присоединился и Узбекистан.

Хотя самые первые предпосылки к интеграции в этом направлении возникли еще в конце 60-х годов. Именно тогда произошел громкий конфликт на острове Даманском между советскими и китайскими пограничниками. После этого инцидента СССР и КНР сели за стол переговоров, чтобы разрешить проблему взаимных территориальных споров.

Страны ШОС провели свою первую встречу в новом составе в июне 2002 года в Северной столице России - городе Санкт-Петербурге. Именно там была подписана Хартия ШОС, которая официально завершила процесс институционального оформления организации.

Состав ШОС и её участники

Международная организация отличается структурой иерархического типа. Она включает в себя несколько органов: Совет глав стран-участниц, Совет руководителей правительств, Совет Министров иностранных дел государств и так далее. Также в составе ШОС постоянно функционирует административный орган - Секретариат. На данный момент его возглавляет - представитель от РФ.

Что такое "страны ШОС"? Другими словами, какие государства являются её членами?

Довольно продолжительное время в состав ШОС входило лишь шесть стран, которые и основали эту организацию в начале третьего тысячелетия. Однако в 2015 году (а именно - 10 июля) у объединения появилось еще два новых члена из Южной Азии.

Таким образом, по состоянию на осень 2015 года, все страны ШОС перечислены ниже:

  • Россия.
  • Казахстан.
  • Узбекистан.
  • Таджикистан.
  • Киргизия.
  • Китай.
  • Индия.
  • Пакистан.

Это страны-участницы ШОС. Кроме того, в структуре данной организации присутствуют так называемые государства-наблюдатели. К ним относятся Беларусь, Афганистан, Иран и Монголия. Еще три страны (Сирия, Бангладеш и Египет) являются кандидатами в государства-наблюдатели ШОС.

Помимо этого, ШОС пытается тесно сотрудничать и с другими международными организациями (ООН, АСЕАН, СНГ и прочими). Их представители регулярно получают официальные приглашения на участие в саммитах ШОС.

Цели организации и аспекты сотрудничества

Государства ШОС сотрудничают в нескольких сферах. Это:

  • военная безопасность;
  • экономика и торговля;
  • наука;
  • культура и гуманитарная сфера.

Каковы основные задачи данного интеграционного объединения? Не секрет, что главной задачей ШОС является укрепление политики добрососедства между её членами, а также совместное противостояние проявлениям международного терроризма и экстремизма. Помимо этого, страны-участницы ищут пути для всестороннего экономического роста в своем регионе.

Место ШОС на политической арене планеты

Разумеется, ключевыми игроками в ШОС выступают Китай, РФ и Индия. На эти страны приходится около 95% всего населения и всего ВВП организации. Нужно отметить, что общий товарооборот между членами ШОС отличается позитивной динамикой (и это в условиях современного и глубокого экономического кризиса).

Многие эксперты отмечают, что организация выступает в роли некого моста, который "втягивает" Китай в политическое поле Средней Азии, сближая его тем самым и с Россией. То же самое можно сказать и об Индии с Пакистаном.

Для держав Центральной участие в программах в рамках ШОС также вполне выгодно. Ведь данный регион находится в окружении двух геополитических гигантов - КНР и РФ. Однако в Шанхайской Организации Сотрудничества все среднеазиатские страны выступают как равноправные члены, которые играют важную роль в решении всех вопросов.

Пока из пяти государств Центральной Азии постоянным членом ШОС не является лишь Туркменистан.

БРИКС: коротко об объединении

БРИКС - это международное объединение, которое включает в себя пять независимых государств. Это Бразилия, Россия, Индия, Китай и Все эти страны отличаются стремительными темпами экономического развития.

Первоначально данное объединение имело аббревиатуру BRIC. Если написать его основателей английскими буквами и в определенном порядке (Brazil, Russia, India, China), то происхождение сокращенного названия группы станет очевидным. Эта аббревиатура просуществовала до 2011 года, когда к организации присоединилась ЮАР (South Africa). И название пополнилось еще одной литерой и стало иметь современный вид: BRICS (BRIC+S).

Некоторые эксперты утверждают, что данное вовсе не случайно возникло на геополитической карте мира. Ведь при определенных обстоятельствах именно эти пять стран могут стать главенствующими экономическими системами на планете уже к середине XXI столетия. Их рынки, благодаря огромным запасам природных и человеческих ресурсов, активно и очень быстро развиваются.

Однако смогут ли эти государства создать мощный политический союз, пока неизвестно. Если же это все-таки случится, то БРИКС может стать влиятельным противовесом США на мировой политической и экономической арене.

Саммиты БРИКС и перспективы расширения

Три члена БРИКС расположены в Евразии, один - в Южной Америке и еще один - в Африке. Все эти государства входят в первую тридцатку мира по объему ВВП. Не исключено, что со временем БРИКС будет расширяться. Так, самыми реальными кандидатами на вступление в объединение эксперты называют Иран, Турцию, а также Индонезию.

Главным инструментом для налаживания политического диалога между странами-членами БРИКС являются его саммиты. Первая полноценная встреча состоялась в Екатеринбурге в 2009 году, вторая - спустя год в городе Бразилиа. На сегодняшний день прошло уже шесть саммитов БРИКС, однако все принятые членами группы решения носят исключительно рекомендательный характер.

В заключение...

В современном мире необратимы. Разные государства объединяются в организации, чтобы сотрудничать в экономическом и культурном плане, вместе противостоять внешним военным угрозам.

В данной статье речь шла о том, что такое ШОС, и что представляет собой группа БРИКС. Первая организация объединила в себе страны Азии, а вторая - пять крупных государств с разных континентов. Но и в том, и в другом объединении активное участие принимают Россия и Китай.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996-1997 гг. между Казахстаном, Кыргызстаном, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 году участники переименовали организацию.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн кмІ, то есть 60 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал - четвёртая часть населения планеты (общая численность населения стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества: 1 млрд. 455 млн. человек), а если учесть вместе с населением Индии и других стран наблюдателей, то количество жителей стран, имеющих прямое отношение к ШОСу, будет немногим меньше всего населения земного шара, а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику.

Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, занимая промежуточную позицию. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Ст.15 Хартии определяет правоспособность организации. ШОС в качестве субъекта международного права обладает международной правоспособностью. Она пользуется на территории каждого государства-члена такой правоспособностью, которая необходима для реализации ее целей и задач.

ШОС пользуется правами юридического лица и может, в частности:

  • - заключать договоры;
  • - приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им;
  • - выступать в судах в качестве истца или ответчика;
  • - открывать счета и совершать операции с денежными средствами.

Решения в органах ШОС принимаются путем согласования без проведения голосования и считаются принятыми, если ни одно из государств-членов в процессе согласования не возразило против них (консенсус), за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Организации, которые принимаются по принципу "консенсус минус один голос заинтересованного государства-члена".

Любое государство-член может изложить свою точку зрения по отдельным аспектам и/или конкретным вопросам принимаемых решений, что не является препятствием для принятия решения в целом. Эта точка зрения заносится в протокол заседания.

В случаях незаинтересованности одного или нескольких государств-членов в осуществлении отдельных проектов сотрудничества, представляющих интерес для других государств-членов, неучастие в них указанных государств-членов не препятствует осуществлению заинтересованными государствами-членами таких проектов сотрудничества и, вместе с тем, не препятствует указанным государствам-членам в дальнейшем присоединиться к осуществлению таких проектов.

Решения органов ШОС исполняются государствами-членами в соответствии с процедурами, определяемыми их национальным законодательством (Ст. 17 Хартии).

Контроль за выполнением обязательств государств-членов по реализации Хартии, других действующих в рамках ШОС договоров и решений ее органов осуществляется органами ШОС в пределах их компетенции.

Государства-члены в соответствии с их внутренними правилами и процедурами назначают своих постоянных представителей при Секретариате ШОС, которые входят в состав дипломатического персонала посольств государств-членов в г.Пекине.

ШОС и ее должностные лица пользуются на территориях всех государств-членов привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения функций и достижения целей Организации.

Объем привилегий и иммунитетов ШОС и ее должностных лиц определяется отдельным международным договором.

Официальными и рабочими языками ШОС являются русский и китайский языки.

Для выполнения целей и задач Хартии ШОС в рамках Организации действуют:

  • · Совет глав государств;
  • · Совет глав правительств (премьер-министров);
  • · Совет министров иностранных дел;
  • · Совещания руководителей министерств и/или ведомств;
  • · Совет национальных координаторов;
  • · Региональная антитеррористическая структура;
  • · Секретариат.

Функции и порядок работы органов ШОС, за исключением Региональной антитеррористической структуры, определяются соответствующими положениями, которые утверждаются Советом глав государств.

Совет глав государств может принять решение о создании других органов ШОС. Создание новых органов оформляется в виде дополнительных протоколов, которые вступают в силу в порядке, установленном статьей 21 Хартии.

Совет глав государств является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета глав государств осуществляет глава государства - организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств - членов ШОС.

Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета осуществляет глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание.

Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров) государств-членов.

Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности Организации, подготовки заседания Совета глав государств и проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. Совет может в случае необходимости выступать с заявлениями от имени ШОС.

Совет собирается, как правило, за один месяц до проведения заседания Совета глав государств. Внеочередные заседания Совета министров иностранных дел созываются по инициативе не менее двух государств-членов и с согласия министров иностранных дел всех других государств-членов. Место проведения очередного и внеочередного заседания Совета определяется по взаимной договоренности.

Председательствование в Совете осуществляет министр иностранных дел государства - члена Организации, на территории которого проводится очередное заседание Совета глав государств, в течение срока, начинающегося с даты завершения последнего очередного заседания Совета глав государств и завершающегося датой очередного заседания Совета глав государств.

Председатель Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов представляет Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета.

В соответствии с решениями Совета глав государств и Совета глав правительств (премьер-министров) руководители отраслевых министерств и/или ведомств государств-членов на регулярной основе проводят совещания для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС.

Председательствование осуществляет руководитель соответствующего министерства и/или ведомства государства - организатора совещания. Место и время проведения совещания согласуются предварительно.

Для подготовки и проведения совещаний по предварительной договоренности государств-членов могут создаваться на постоянной или временной основе рабочие группы экспертов, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с регламентами работы, утверждаемыми на совещаниях руководителей министерств и/или ведомств. Эти группы формируются из представителей министерств и/или ведомств государств-членов.

Совет национальных координаторов является органом ШОС, осуществляющим координацию и управление текущей деятельностью Организации. Он проводит необходимую подготовку заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств (премьер-министров) и Совета министров иностранных дел. Национальные координаторы назначаются каждым государством-членом в соответствии с его внутренними правилами и процедурами.

Совет собирается на заседания не реже трех раз в год. Председательствование в Совете осуществляет национальный координатор государства - члена Организации, на территории которого будет проводиться очередное заседание Совета глав государств, в течение срока, начинающегося с даты завершения последнего очередного заседания Совета глав государств и завершающегося датой очередного заседания Совета глав государств.

Председатель Совета национальных координаторов по поручению председателя Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов может представлять Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета национальных координаторов.

Региональная антитеррористическая структура государств - участников Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года с месторасположением в городе Ташкенте (Республика Узбекистан) является постоянно действующим органом ШОС.

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) -- постоянно действующий орган ШОС со штаб-квартирой в Ташкенте, предназначенный для содействия координации и взаимодействию компетентных органов сторон в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Он имеет статус юридического лица и право заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, открывать и вести банковские счета, возбуждать иски в судах и участвовать в судебных разбирательствах. Эти права от имени РАТС осуществляются директором Исполнительного комитета РАТС. Главные функции этого органа заключаются в координации усилий всех государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом -- разработка предложений по борьбе с терроризмом, сбор и анализ информации, формирование банка данных о лицах и организациях, оказывающих поддержку преступникам, содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с названными явлениями, поддержание контактов с международными организациями. РАТС состоит из Совета и Исполнительного комитета (постоянно действующий орган). Совет, в состав которого входят руководители компетентных органов стран Организации, представляет собой руководящий орган, принимающий решения. Председатель Исполком РАТС назначается Советом глав государств.

Секретариат является основным постоянно действующим исполнительным органом ШОС и осуществляет координацию, информационно-аналитическое, юридическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Организации, разрабатывает предложения по развитию сотрудничества в рамках ШОС и международных связей Организации, контролирует выполнение решений органов ШОС.

Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, который утверждается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел.

Генеральный секретарь назначается из числа граждан государств-членов на ротационной основе в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок. С 1 января 2010г. - представитель Кыргызстана М.С. Иманалиев.

Заместители Генерального секретаря утверждаются Советом министров иностранных дел по представлению Совета национальных координаторов. Они не могут быть представителями того государства, от которого назначен Исполнительный секретарь.

Должностные лица Секретариата нанимаются из числа граждан государств-членов на квотной основе.

При исполнении служебных обязанностей Генеральный секретарь, его заместители и другие должностные лица Секретариата не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было государства-члена и/или правительства, организаций или частных лиц. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед ШОС.

Государства-члены обязуются уважать международный характер обязанностей Генерального секретаря, его заместителей и персонала Секретариата и не оказывать на них влияние при исполнении ими служебных обязанностей.

Местом расположения Секретариата ШОС является город Пекин (Китайская Народная Республика).

До 2006 года должность Генерального секретаря отсутствовала, вместо неё существовал институт исполнительного секретаря, который формально мог действовать только от имени Секретариата ШОС. Cуществует мнение в необходимости реструктуризации Секретариата ШОС в более независимый исполнительный орган, в связи с отсутствием у него на данный момент достаточного объема прав и финансирования. В то время как в ООН, НАТО, ОДКБ и других организациях исполнительные органы относительно независимы и в связи с этим способны сами разрабатывать повестку дня своих организаций, выходить с инициативами и даже способствовать принятию своих инициативных предложений руководством государств-членов, Секретариат ШОС реально не ведет оргработу, которой, по сути, занимается Совет национальных координаторов. В результате любой вопрос сотрудники Секретариата должны согласовывать с национальным координатором направившей его страны, а тот - с национальными координаторами других стран. Это не способствует созданию в Секретариате институциональной этики. Получается, что, по сути, Секретариат ШОС представляет собой не независимый орган международной организации, а коллектив, состоящий из национальных представителей.

ШОС имеет собственный бюджет, который формируется и исполняется в соответствии со специальным Соглашением между государствами-членами. Это Соглашение также определяет размеры взносов, которые ежегодно вносят государства-члены в бюджет Организации на основе принципа долевого участия.

Средства бюджета направляются на финансирование постоянно действующих органов ШОС в соответствии с вышеупомянутым Соглашением. Государства-члены самостоятельно несут расходы, связанные с участием их представителей и экспертов в мероприятиях Организации.

Решения в органах ШОС принимаются путем консенсуса. Порядок работы всех органов Шанхайской организации сотрудничества был окончательно разработан и принят в 2003 году, на московском саммите. Основные структуры организации приступили к работе с января 2004 года, после чего данное объединение функционирует в качестве полноценной международной организации.

Таким образом к моменту написания работы членами организации являются - Казахстан, Кыргызстан, КНР, Россия, Таджикистан, Узбекистан.

Государства-наблюдатели - Индия, Иран, Монголия, Пакистан.

Партнёры по диалогу - Белоруссия, Шри-Ланка.

Получавшие приглашение на саммиты глав государств ШОС - Афганистан, СНГ, АСЕАН, ООН, ЕврАзЭС, США.

Генеральный секретарь Рашид Алимов отвечает на вопросы читателей портала.

Подготовка к саммиту ШОС в Ташкенте, исторические решения, принятые лидерами государств-основателей Организации по итогам юбилейной встречи, вызвали большой интерес к деятельности объединения и перспективам её развития. Это наглядно демонстрирует число посещений веб-сайта Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которое за короткий период выросло в десятки раз.

Большой интерес у посетителей сайта вызвали интервью, встречи и брифинги Генерального секретаря ШОС Р.Алимова. В ходе встреч с молодыми интернет-пользователями электронной версии газеты «Жэньминь Жибао», в онлайн-интервью одновременное участие приняли 244 668 человек, а число посетителей аккаунта ШОС в социальной сети «Sino Weibo» приблизилось к 4 миллионам человек. Многие из них, кроме кратких комментариев, обращаются с вопросами, которые ждут своих ответов. Начиная с сегодняшнего дня, Генеральный секретарь ШОС будет давать ответы на наиболее характерные вопросы, которые волнуют наших читателей.

Вопрос № 1: Когда и где зародилась идея создания ШОС?

Ответ: Впервые идея создания региональной структуры многостороннего многопрофильного сотрудничества, которая впоследствии оформилась в виде Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) появилась 4 июля 2000 года в Душанбе на саммите «Шанхайской пятерки», в которую входили Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. В Душанбинской декларации было сказано: «Стороны будут прилагать усилия по превращению «Шанхайской пятерки» в региональную структуру многостороннего сотрудничества в различных сферах». Впоследствии на состоявшемся 14-15 июня 2001 года в Шанхае историческом саммите лидеров Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана было объявлено о создании уже шестью государствами полноценной международной организации — Шанхайской организации сотрудничества, ставшей основой качественно нового взаимодействия в регионе.

Вопрос № 2. Что такое Хартия ШОС и почему она так называется?

Ответ : Хартия ШОС — ее основной документ. Она была принята 7 июня 2002 года на саммите ШОС в Санкт-Петербурге. В ней обозначены цели и задачи Организации, принципы и направления сотрудничества, определены основные органы с их функциями и порядком работ, раскрыты понятие членство, взаимоотношения с другими государствами и международными организациями, правоспособность, порядок принятия и исполнения решений, привилегии и иммунитеты, а также официальные языки. Другими словами, Хартия это своего рода Конституция ШОС.

Касательно второй части вопроса следует отметить, что основной документ любой организации может называться по-разному — хартия, устав и тд. В ООН он называется «устав». В ШОС — «хартия».

Вопрос № 3. О «шанхайском духе» как о новом феномене в международных отношениях. Что это означает конкретно?

Ответ : «Шанхайский дух» — это открытость и сотрудничество, взаимное уважение и стремление к постоянному совершенствованию многогранных отношений стран ШОС. «Шанхайский дух» — это равноправие и добрососедство, это взаимное уважение и реальный учет особенностей и ценностных ориентиров различных народов; это — совместное созидание и сотворчество.

Этот уникальный принцип по праву считается стержневым в становлении сотрудничества шести государств как новой модели регионального взаимодействия. 15 лет деятельности ШОС свидетельствуют о том, что «шанхайский дух» на практике помогает Организации постоянно расти и развиваться, создает атмосферу общности, сотворчества. Являясь основным интегральным понятием и важнейшим принципом деятельности ШОС, «шанхайский дух» обогатил теорию и практику современного международного сотрудничества, претворяя в жизнь всеобщее стремление мирового сообщества к демократизации международных отношений.

Вопрос № 4: Каковы основные направления деятельности ШОС?

Ответ: Отцы-основатели ШОС изначально в базовых документах Организации определили четыре направления деятельности — движущие силы, которые обеспечивают поступательное развитие новой организации. Ими стали сотрудничество в области политики и безопасности, в экономической сфере, в области культурно-гуманитарного взаимодействия, а главное — неизменное стремление всех стран-основательниц к совместному развитию как суммарному показателю трех других составных частей и главного синергетического ориентира их комплексного воплощения.

Я бы взял на себя смелость предложить назвать четыре составные части деятельности ШОС "движущими силами" Организации.

Вопрос № 5: Почему организация называется Шанхайской и где находится Штаб-квартира ШОС?

Ответ: Организация называется Шанхайской по месту проведения первого саммита ШОС — города Шанхая Китайской Народной Республики. Именно в Шанхае было принято решение о создании Шанхайской организации сотрудничества. Кроме того, 26 апреля 1996 года в Шанхае, на земле этого величественного города с богатой историей и особой атмосферой, было подписано Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границ стран «Шанхайской пятерки».

В целом Шанхай сыграл большую роль и внес огромный вклад в становление и развитие отношений Китая с другими государствами-членами ШОС и по праву считается колыбелью нашей Организации. Отмечу также и тот факт, что динамичный, современный, деловой город передал эти качества и ШОС, которая шагая в ногу со временем, не забывает об истории и чтит свои истоки.

При этом, важно знать: несмотря на то, что Организация была создана в Шанхае, ее Секретариат (Штаб-квартира) находится в столице КНР — городе Пекине по адресу р-н Чаоян, улица Житань 7. Как Вы знаете, Секретариат является постоянно действующим административным органом ШОС.

Хочу особо отметить тот факт, что Правительство КНР и мэрия Пекина оказывают большую поддержку деятельности Секретариата ШОС, за что мы глубоко благодарны.

Вопрос № 6: В конце июня этого года в Ташкенте состоялся Саммит ШОС. Весь мир был свидетелем того, как в столице Узбекистана собрались главы государств и правительств многих стран. Однако после Саммита звучали различные комментарии относительно итогов его работы. Как позитивные, так и критические. Хотел бы спросить у Вас, принес ли Саммит ШОС в Ташкенте какие-либо ощутимые результаты? Где и когда состоится следующий Саммит Организации?

Ответ: Прежде всего, необходимо сказать, что юбилейный Ташкентский Саммит ушёл в историю, убедительно подтвердив, что ШОС будет последовательно и решительно идти по пути реализации Стратегии развития до 2025 года. По достигнутым впечатляющим результатам и отличительным особенностям, саммит в Ташкенте можно смело отнести к событиям исторического масштаба.

Саммит ярко продемонстрировал, что за 15 лет своего существования ШОС сумела стать сплочённым, полноценным и весьма авторитетным международным объединением, добилась уважения и признания не только на Евразийском пространстве, но и в глобальном измерении.

Ташкентский саммит собрал высочайший уровень представительства государств-членов и наблюдателей, партнёрских международных организаций. Это действительно был выдающийся период деловой активности во всех сферах деятельности Организации. Достаточно отметить, что на пути к Саммиту, за 350 дней узбекского председательства состоялось свыше 380 мероприятий различного уровня и направленности. Его работу освещали около 380 журналистов из 18 стран мира. Под флагом ШОС в Ташкенте собрались высокие представители разных цивилизаций, традиций и верований, объединённые одной целью — активно содействовать миру и совместному развитию, углублять добрососедские, дружественные и партнёрские отношения, укреплять атмосферу взаимного уважения и доверия в регионе.

Кроме того, накануне саммита была завершена комплексная работа по реализации принятых в Уфе решений по запуску процесса расширения Организации. Подписанные в присутствии глав-государств учредителей Меморандумы об обязательствах с Индией и Пакистаном наглядно подтверждают принцип открытости ШОС и твёрдое намерение следовать ему на практике.

Соединение интересов, взаимополезное сотрудничество, эффективное взаимодействие являются стержневыми моментами Стратегии развития ШОС до 2025 года, которая была принята год назад на саммите в Уфе, а теперь с принятием в Ташкенте Программы её реализации, найдёт своё поэтапное практическое воплощение.

В целом, можно заключить, что решения Ташкентского саммита дали новый импульс развитию Организации, её дальнейшему движению вперёд. При этом её цели остаются неизменными, понятными и простыми — мир, стабильность и развитие на "пространстве ШОС". Принятыми решениями он внёс значительный вклад в стабилизацию обстановки на Евразийском пространстве и в глобальном измерении. Саммит подтвердил, что ШОС — это живой, постоянно развивающийся организм, в то же время строго оберегающий уже сформировавшиеся традиции и культуру диалога.

Следующий саммит ШОС состоится 8-9 июня 2017 года в Астане. Примечательно, что в 2017 году Астана станет столицей Всемирной выставки ЭКСПО. Это, безусловно, придаст дополнительную силу и вес Астанинскому саммиту ШОС. Убеждён, что нас ждёт интересная, содержательная и полезная для укрепления многостороннего партнёрства совместная работа.

Вопрос № 7: Решения в ШОС принимаются на основе консенсуса. Почему выбран именно этот формат, а не, скажем, голосование? Считаете ли Вы его справедливой?

Ответ: Вы правы. Решения в ШОС принимаются на основе консенсуса. Данный ключевой принцип закреплен отцами-основателями ШОС — главами наших государств в Хартии Организации.

Консенсус, т.е. общее согласие без голосования — процесс более сложный, чем принцип голосования, который предусматривает принятие решений большинством. На мой взгляд, в голосовании есть элемент принуждения в отношении тех, кто не согласен с предлагаемым решением. Консенсус — более справедливая форма именно потому, что учитывает конкретные интересы каждой из сторон.

Конечно, достижение консенсуса требует значительно больших усилий и времени. Но при этом, все решения, принимаемые в рамках ШОС, становятся результатом кристаллизации и учета взглядов, мнений и подходов всех государств-членов.

Принимая решения на основе консенсуса, Организация, таким образом, демонстрирует исключительное равноправие всех участников объединения вне зависимости от потенциала и имеющихся возможностей. Другими словами, одно государство — один голос.

Таким образом, именно полное равноправие государств-членов ШОС лежит в основе философии «шанхайского духа» нашей Организации.

Вопрос № 8: Мы часто слышим о Совете национальных координаторов ШОС. Что это за Совет и чем он занимается?

Ответ: Прежде всего, надо сказать, что Совет национальных координаторов, или сокращенно СНК, — орган ШОС, осуществляющий координацию и управление текущей деятельностью Организации. Совет занимает важнейшее место во всей архитектуре многоплановой работы ШОС. Он проводит подготовку всего комплекса необходимых материалов к заседаниям Совета глав государств, Совета глав правительств (премьер-министров) и Совета министров иностранных дел государств-членов ШОС.

Совет состоит из национальных координаторов, которые назначаются каждым государством-членом в соответствии с его внутренними правилами и процедурами. Как правило, это очень опытные, разносторонне подготовленные дипломаты, которые хорошо знакомы с историей и текущей деятельностью Организации, обладающие глубокими знаниями нормативно-правовой базы ШОС, за плечами которых большая дипломатическая школа.

Совет собирается на свои заседания на регулярной основе. Председательствование в Совете осуществляет национальный координатор, на территории которого будет проходить очередной Саммит глав государств-членов ШОС. С 25 июня 2016 года, после Саммита Организации в Ташкенте, председательство в Совете перешло к Республике Казахстан.

Вопрос № 9: В своих выступлениях Вы часто характеризуете ШОС как «Организацию нового типа». Что это значит конкретно?

Ответ: Вы правильно заметили. На мой взгляд, существует ряд качественных характеристик, которые отличают Шанхайскую организацию сотрудничества от других международных организаций.

Во-первых, с первых дней создания ШОС, ее отцы-основатели решили, что Организация будет нацелена на построение демократической, справедливой архитектуры международных отношений.

Во-вторых, достигнут беспрецедентный уровень взаимодействия и доверия в сфере политики и безопасности. В этом кроется потенциал жизнестойкости Организации, в которой нет и не может быть чьего-либо доминирования, элементов давления или принуждения, не бывает выигравших и проигравших, есть только общий солидарный результат. Другими словами, Организация построила одну из крупнейших в мире систем регионального сотрудничества с акцентом на гарантии политической стабильности, укрепления безопасности, расширения экономического взаимодействия, совместного развития и процветания народов.

В третьих, сегодня ШОС стала настоящим примером сосуществования разномасштабных, разновесомых и по-разному устроенных государств, принадлежащих к разным культурно-национальным традициям. Без преувеличения можно сказать, что ШОС создает условия для совмещения целевых и ценностных установок, продуктивного налаживания и развития межцивилизационного диалога, установления культуры общения, ориентированной на получение совместного результата.

В четвертых, растет привлекательность ШОС. За 15 лет Организация превратилась во влиятельное международное объединение, с голосом которой все больше считаются на международной арене. О привлекательности Организации свидетельствует стремление целого ряда государств войти в ее состав в различных формах — от партнерства по диалогу до полного членства.

Таким образом, все это ярко свидетельствует о том, что ШОС действительно являет собой международную «Организацию нового типа». Она в определенном смысле несет в себе перспективную модель строительства сбалансированной, справедливой и эффективной системы международных отношений.

Вопрос № 10: Ряд стран являются наблюдателями и партнерами ШОС по диалогу. Что это за институты? Чем занимаются наблюдатели и о каком диалоге идет речь?

Ответ: Прежде всего, хочу отметить, что государства наблюдатели, как и страны партнеры по диалогу являются членами единой «семьи ШОС», которая объединяет 18 государств. Руководствуясь принципами «шанхайского духа», все без исключения члены «семьи ШОС» проявляют стремление к сотрудничеству, взаимное уважение и преисполнены желания получить взаимный выигрыш от перспектив многостороннего взаимодействия. Эти незыблемые принципы в течении уже более пятнадцати лет обеспечивают поступательное развитие Организации.

Подключение государств-наблюдателей в ШОС к совместной работе в рамках Организации не является новым явлением. В 2004 году на саммите Организации в Ташкенте Советом глав государств было утверждено Положение о статусе наблюдателя при ШОС, в котором четко определены права государства или организации, получившей статус наблюдателя. Государство или организация как наблюдатель имеют право участвовать в открытых заседаниях ШОС, принимать участие, но без права голоса, в обсуждении вопросов повестки дня Организации, получать доступ к документам и тд. Как известно, сегодня в ШОС в числе государств-наблюдателей находятся такие страны, как Афганистан, Беларусь, Индия, Иран, Монголия и Пакистан.

В то же время, появление института партнера по диалогу ШОС стало относительно новым явлением в деятельности Организации. Данный статус был введен недавно, на Душанбинском саммите ШОС в 2008 году. Надо сказать, что уровень вовлеченности партнера по диалогу немного отличается от наблюдателя, однако этот статус позволяет активно подключиться к многоплановой и разносторонней деятельности Организации посредством участия в действующих механизмах взаимодействия. В настоящее время партнерами по диалогу ШОС являются Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка. Кроме того, ещё пять заявок на получение статуса партнера по диалогу находятся на рассмотрении сторон.

В целом, я хотел бы отметить тот большой вклад, который вносят все двенадцать государств в качестве наблюдателей и партнеров по диалогу в деятельность ШОС. Они играют исключительно важную роль в общих усилиях государств-членов ШОС в борьбе против новых вызовов и угроз, развитии экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества.

Вопрос № 11: Саммит в Ташкенте дал "зелёный свет" приему в ШОС двух новых членов. Как скажется такое движение на дальнейших перспективах ШОС? Не потребует ли вступление Индии и Пакистана кардинальных изменений в уставных документах Организации?

Ответ: Возможность расширения ШОС предусматривается в ее базовых документах и рассматривается государствами-основательницами как имеющая важное значение для дальнейшего развития Организации и повышения ее потенциала в самом широком смысле этого слова.

Как известно, в 2015 году Совет глав государств-членов ШОС на саммите в Уфе принял решения о начале процесса по принятию в ряды государств-членов ШОС Индии и Пакистана. Этот процесс является новым явлением и для Организации, и для вступающих в ряды государств-членов стран, требует особого внимания к деталям, тщательной проработке даже самых на первый взгляд кажущихся не очень существенными вопросов.

Согласно установленной в ШОС процедуре, принятие нового государства в члены ШОС требует выполнения им ряда обязательств, важнейшим из которых является безоговорочное присоединение ко всем важнейшим документам Организации, которых сегодня насчитывается свыше тридцати. Особо отмечу тот факт, что за прошедший год представители Индии и Пакистана в тесных рабочих контактах с представителями государств-членов ШОС провели большую работу, результатом которой стало достижение договоренностей по принципиальным вопросам.

Следующий шаг был сделан 24 июня 2016 года на юбилейном саммите ШОС в Ташкенте, где руководители Индии и Пакистана подписали Меморандумы об обязательствах Дели и Исламабада в целях получения статуса государств-членов. Последующие шаги свидетельствуют о том, что государства-заявители намерены завершить выполнение взятых на себя обязательств в кратчайшие сроки. Лишь после этого главы государств-основателей смогут принять окончательное решение о предоставлении им статуса государства-члена ШОС.

Что касается изменений в уставных документах ШОС. В этом нет необходимости. Хорошим примером в этом контексте является ООН, прием новых членов в которую не оказывает принципиального влияния на фундаментальные основы деятельности этой универсальной международной организации. Базовый документ ООН — ее Устав, действует более семи десятков лет, т.е. с момента создания этой организации, и по сей день остается ее краеугольным камнем.

Вступление в полноправные члены ШОС таких крупных и авторитетных государств как Индия и Пакистан не только существенно расширит географические границы Организации, но и откроет новые широкие горизонты многостороннего взаимовыгодного сотрудничества в регионе в целях решения широкого круга актуальных вопросов, совместных ответов на современные вызовы и угрозы.

Вопрос № 12: Последние годы все чаще говорят о таком явлении в международной политике, как "мягкая сила". ШОС — влиятельная международная организация. Использует ли ШОС в своей практической деятельности "мягкую силу"?

Ответ: Действительно, «мягкая сила» является достаточно широко распространенным термином в международном общении. Автором этого термина, как известно, является американский политолог Джозеф Най. Если говорить коротко, то он подразумевает использование гуманитарного и культурного фактора, чаще всего, как правило — языка и культуры, в обеспечении внешнеполитических интересов страны.

С сожалением можно отметить, что нынешние тенденции в мировых делах порой свидетельствуют о том, что «мягкая сила» весьма часто и нередко весьма напористо используется для неприкрытого, а зачастую и фактически силового навязывания одним государством или группой стран своих стереотипов и понятий на другие страны и народы. Наиболее наглядный пример — т.н. «цветные революции».

Принцип «мягкой силы» во взаимоотношениях государств — членов ШОС, если его вообще можно использовать применительно к нашей Организации, имеет принципиально иное политическое и философское измерения. Базируясь на «шанхайском духе», он подразумевает широкие взаимные культурные, гуманитарные и человеческие обмены, взаимное ознакомление с культурой каждого, привитие чувства уважения к историко-культурным особенностям народов наших стран.

Другими словами, «мягкая сила» в ШОС является как бы материальным воплощением главного принципа нашей Организации — «шанхайского духа», который служит органическим дополнением реализации одной из ее стратегических задач, а именно, поддержание мира и стабильности на пространстве ШОС в интересах развития всех и каждого в отдельности, без нанесения какого-либо ущерба интересам других. Наглядным примером является принятие в рамках ШОС целого ряда конкретных документов, основным из которых, конечно же, является Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 августа 2007 года.

Вопрос № 13: Решение задач, возложенных на Секретариат ШОС, во многом определяется его кадровым составом. Как формируется кадровый состав Секретариата ШОС и каков его качественный состав сегодня? Возможно ли стать членом коллектива штаб-квартиры ШОС «человеку с улицы»?

Ответ : Нет, «человеку с улицы» членом коллектива Секретариата ШОС стать нельзя. Формирование кадрового состава штаб-квартиры Организации осуществляется в строгом соответствии с правилами и порядком, которые определены документами Шанхайской организации сотрудничества.

Так, Генеральный секретарь ШОС, осуществляющий повседневное руководство деятельностью Секретариата, утверждается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел из числа граждан государств-членов на ротационной основе в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок. Главным исполнительным должностным лицом ШОС за период существования Организации уже побывали представители Казахстана, Китая, Кыргызстана и России. С 01 января 2016 г. в должности Генерального секретаря ШОС работает представитель Таджикистана.

Заместители Генерального секретаря ШОС утверждаются Советом министров иностранных дел по представлению национальных координаторов государств-членов сроком на два года с правом продления на срок до двенадцати месяцев.

Должностные лица Секретариата являются международными служащими и нанимаются из числа граждан государств-членов на квотной основе (с учетом размеров долевых взносов в бюджет Организации) по представлению направляющего государства сроком на два года с возможностью продления на срок до двух лет.

За 15 лет, прошедшие со дня образования ШОС, школу дипломатической работы в Секретариате прошли свыше 130 человек. Большинство из них сегодня стали дипломатами высокого мирового уровня, некоторые работают министрами, заместителями министров, возглавляют ведущие подразделения министерств иностранных дел, руководят дипломатическими миссиями своих государств за рубежом, возглавляют представительства в международных организациях. И везде, на каких бы участках и направлениях не работали, они последовательно руководствуются «шанхайским духом», утверждая его в качестве основного принципа в отношениях между странами и в мировой политике в целом.

Сегодня в Секретариате Шанхайской организации сотрудничества работает 31 дипломат из шести государств-членов. Это высокопрофессиональный, сплоченный коллектив, членов которого отличают не только разносторонние специальные знания и профессиональные навыки, но и интеллектуальное любопытство, стремление к обучению, внимательный, прилежный ум и здравый смысл, личная теплота и отзывчивость.

Средний возраст должностного лица в Секретариате составляет чуть больше 40 лет, при этом почти половина из них — молодые дипломаты до 35 лет, в том числе 10 человек не достигли 30-летнего возраста. Все должностные лица Секретариата имеют высшее образование, при этом 4 из них — два высших, ещё 4 — три высших образования. В Секретариате работают 1 доктор наук и 3 кандидата наук. Свыше 55 % кроме родного, свободно владеют еще двумя языками, 4 человека знают три и более иностранных языка. 24 должностных лица Секретариата имеют стаж дипломатической службы более 10 лет. 13 человек трудятся в Секретариате уже более двух лет, 5 — от одного до двух, и 12 — менее одного года. В Секретариате работают 10 женщин. 3 должностных лица имеют ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.

Позволю себе образно сказать, что Секретариат ШОС напоминает полноводную реку, обновляющую свои чистые воды свежими притоками. Каждый из шести притоков имеет свой национальный и профессиональный колорит, свой опыт и свою энергию, свой дипломатический почерк. Сливаясь воедино, разные по своей истории дипломатические школы придают этой реке мощь и силу, способность, несмотря ни на какие препятствия, прокладывать общую дорогу вперед, к новым победам, к новым успехам.

Вопрос № 14: ШОС и АСЕАН являются наиболее успешными международными объединениями на обширном Азиатском континенте. Как развиваются связи между этими двумя организациями?

Ответ: В современном мире региональным организациям и структурам принадлежит ключевая роль в выработке общих позиций государств по самому широкому кругу вопросов, прежде всего национальной безопасности и регионального экономического развития.

Необходимо отметить, что согласно уставным документам ШОС, развитие сети партнёрских отношений с ведущими международными и региональными организациями является одним из важнейших направлений ее деятельности. Более того, ежегодно "отцы-основатели" Организации подтверждают эту линию и она находит отражение в итоговых декларациях саммитов ШОС.

АСЕАН является одним из наиболее успешных объединений в Азиатском регионе, выстраивание полноформатных отношений с которой является безусловным приоритетом для ШОС. Две организации имеют во многом схожие цели и задачи в политическом, экономическом, гуманитарном измерениях. Кроме того, ШОС и АСЕАН имеют почти одинаковые юридические статусы, нас связывает географическая близость, общая заинтересованность в укреплении мира и стабильности в зоне своей ответственности.

Время показало, что развитие партнёрских отношений между ШОС и АСЕАН веление времени. Через три года после создания ШОС ее государства-члены выступили с инициативой формирования в Азиатско-тихоокеанском регионе сети многосторонних объединений. Стало понятно, что оценки двух объединений по многим региональным и глобальным во многом совпадают. Этот факт и послужил основой для институализации отношений.

Подписание в апреле 2005 года в столице Индонезии — Джакарте Меморандума о взаимопонимании между секретариатами ШОС и АСЕАН определило основные направления сотрудничества и взаимодействия между двумя организациями. Для ШОС это был одним из первых документов такого рода с другими международными структурами. Согласно этому документу, приоритетными сферами взаимодействия стали борьба с терроризмом и транснациональной преступностью, контрабандой наркотических средств и оружия, отмыванием денег и незаконной миграцией. Стороны договорились сотрудничать в таких сферах, как экономика и финансы, туризм, охрана окружающей среды и использование водных ресурсов, а также по всему комплексу энергетических вопросов.

Сегодня, резюмируя историю взаимоотношений ШОС и АСЕАН можно сказать, что ключевым направлением сотрудничества является вопрос обеспечения региональной безопасности. Как было сказано выше, АСЕАН выступает в качестве эффективного механизма обсуждения и решения вопросов по борьбе с современными вызовами и угрозами в Юго-Восточной Азии. В свою очередь, существование ШОС является важным звеном в обеспечении системы коллективной безопасности в обширном Азиатском регионе.

Есть обоюдное желание активнее налаживать и развивать сотрудничество в области инвестиций и финансов, расширять контакты между деловыми кругами, в том числе путём реализации совместных проектов. Все это, как нам представляется, пошло бы только на пользу народам и гражданам наших стран.

В настоящее время взаимодействие между ШОС и АСЕАН осуществляется путём активного обмена между нашими секретариатами информацией и опытом, проведения консультаций экспертов. Хорошо помню последнюю встречу между Генеральными секретарями ШОС и АСЕАН, которая состоялась 20 мая 2016 года «на полях» саммита Россия-АСЕАН в Сочи. На встрече состоялся обстоятельный обмен мнениями по взаимодействию в рамках действующего Меморандума о взаимопонимании между Секретариатом ШОС и Секретариатом АСЕАН, расширения связей между двумя организациями. Намерены активно продвигать наши договоренности.

АСЕАН возникла почти полвека назад и только в 2007 году, после принятия ее Устава, превратилась из полуформального объединения в полноценную региональную организацию с международной правосубъектностью. ШОС гораздо молодая организация. В отличие от АСЕАН, она первоначально и сразу поставила своей главной целью политическое сотрудничество в интересах обеспечения региональной безопасности на основе почти сразу выработанных уставных положений. Мы с большим оптимизмом смотрим на будущее нашего партнёрства.

Вопрос №15: На Уфимском саммите ШОС (2015 г.) была принята Стратегия развития Организации. Каковы её основные направления, цели и задачи?

Ответ: Прежде всего, необходимо отметить, что Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года, которая разработана впервые в истории Организации, была утверждена решением Совета глав государств-членов 10 июля 2015 года в Уфе. Опираясь на фундаментальные положения Хартии ШОС и Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов, Стратегия определила новые стратегические ориентиры с учетом прогнозов глобального и регионального развития на ближайшие десять лет.

Принятый документ весьма солидный и представляет собой детальные разъяснения основных направлений взаимодействия ШОС на ближайшие десять лет, а также четкие цели, задачи и принципы Организации.

Главным посылом Стратегии, на мой взгляд, является прописанный в ней ориентир, согласно которому государства-члены совместно будут вносить вклад в построение демократического, справедливого и рационального мирового порядка при координирующей роли ООН. При этом деятельность ШОС и дальше будет служить примером того, как в условиях меняющегося мира неблоковые многосторонние объединения могут эффективно обеспечивать международную безопасность.

Стратегия развития ШОС это комплексный документ, который описывает вопросы политического взаимодействия и обеспечения региональной безопасности, особенности взаимодействия стран ШОС в экономической и культурно-гуманитарной области, сотрудничество в других сферах, представляющих взаимный интерес. Попробую вкратце дать пояснения основным направлениям.

Приоритетами сотрудничества в сфере обеспечения региональной безопасности были и остаются вопросы противодействия терроризму, сепаратизму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков, трансграничной организованной преступности, обеспечения международной информационной безопасности и т.д. Особое внимание будет уделяться совершенствованию механизма оперативного реагирования на возникающие угрозы, а также сотрудничеству по вопросам противодействия деятельности международных террористических организаций и противодействия распространению экстремистских и сепаратистских идей, прежде всего среди молодежи. В этих целях государства-члены разработают и в ближайшее время примут Конвенцию ШОС по борьбе с экстремизмом. На новый уровень выйдет взаимодействие на антинаркотическом направлении, где акцент будет делаться на проведении совместных операций по пресечению незаконного оборота наркотиков и прекурсоров, разработке специальных проектов для борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

В Стратегии четко зафиксировано, что государства-члены примут меры, направленные на расширение торгово-экономического сотрудничества на пространстве ШОС: развитие производственных мощностей, интеграцию в мировую экономику, практические меры по реализации конкретных экономических и инвестиционных проектов в рамках ШОС; продолжится работа по созданию Банка ШОС и Фонда развития (Специального счёта) ШОС, меры по реализации транзитного потенциала ШОС, взаимодействие в области модернизации инфраструктуры и логистики.

ШОС будет уделять приоритетное внимание разработке и реализации плана научно-технического партнёрства в рамках ШОС. Одним из приоритетных направлений сотрудничества государств-членов будет оставаться сельское хозяйство. Планируется уделять больше внимание совместным высокотехнологическим проектам по производству и переработки аграрной продукции, внедрению инновационных технологий. Продолжится сотрудничество таможенных служб.

В сфере культурно-гуманитарного взаимодействия в Стратегии определено, что государства-члены будут сотрудничать по таким направлениям, как изучение и сохранение культурного и природного наследия региона ШОС, содействие развитию культурно-гуманитарных контактов между неправительственными организациями, некоммерческими объединениями и гражданами государств-членов. Будет возрастать роль сотрудничества в сфере здравоохранения, в том числе в сфере профилактики инфекционных заболеваний, мониторинга эпидемий, профилактики хронических заболеваний, в сфере обеспечения безопасности и качества лекарственных средств и др.

ШОС будет содействовать дальнейшему росту взаимных туристических потоков и повышению качества туристических услуг. Кстати, на саммите в Ташкенте (2016 год) утверждена Программа сотрудничества в сфере туризма.

Отдельно следует выделить положение Стратегии, в котором особо отмечается приверженность ШОС принципу открытости, служащий основой для расширения Организации, а также участия в деятельности Организации государств-наблюдателей и партнёров по диалогу.

Практическая работа по реализации этого важного документа уже началась. Глубоко убежден, что последовательная имплементация Стратегии развития позволит укрепить ШОС в качестве консолидированной, эффективной многопрофильной международной организации нового типа.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!