Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Сценарий праздника «День рождения деревьев. Сценарий развлечения по экологии "спасем лес"

Драматизация нравственной «Сказки о деревьях», автор Шакирова Элеонора. Материал мною переработан, добавлены стихи о деревьях, загадки. Для музыкального оформления использованы песня «Земля – наш общий дом», слова и музыка Н.Б.Караваевой; «Утро» Э. Григ; «Лето», «Зима» А. Вивальди. Рекомендовано для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Драматизация «Сказка о деревьях»

старшая группа

Цель: создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности; развивать способность, свободно и раскрепощено держатся при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации.

Задачи:

Воспитывать у детей интерес к театральной деятельности.

Развивать творческое воображение, умение перевоплощаться в предложенные образы, передавать характер героев средствами мимики, выразительных движений, интонации.

Поддерживать желание детей участвовать в драматизации, поощрять исполнительское творчество детей.

Формировать эмоциональную насыщенную речь в процессе театрально-игровой деятельности.

Предварительная работа:

Чтение нравственной «Сказки о деревьях», автор Шакирова Элеонора;

Рисование иллюстраций к сказке;

Изготовление книги «Сказка о деревьях»;

Распределение ролей;

Пошив костюмов: березка, осинка, рябинка, ель, сосна, солнце;

Изготовление атрибутов и декораций;

Разучивание слов, песни «Земля - наш общий дом»

Оформление: лес, деревья, елочки,

Музыкальное оформление : песня «Земля – наш общий дом», слова и музыка Н.Б.Караваевой; «Утро» Э. Григ; «Лето», «Зима» А. Вивальди

Действующие лица:

Ведущие, Солнце, Береза, Осина, Ель, Сосна, Рябина, Белка, Бельчонок, Заяц, Лиса, Волк, Медведь, Ёж, Птички.

Первое действие

1 Ребенок:

Здравствуй, лес!

Дремучий лес.

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

1Ведущий:

Это было очень давно. Тогда у деревьев еще были ноги. Они крепко стояли на своих ногах, могли на них ходить.

(Деревья представляются)

Березка:

Я модница лесная

Часто свой наряд меняю:

В шубке белой – зимой,

Вся в сережках – весной,

Сарафан зеленый – летом,

В день осенний – в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.

Ель:

Какой бы лютый холод не был

И как бы вьюги не гудели, -

Стоят и смотрят гордо в небо

Зеленые, как летом, ели.

Сосна:

У меня длинней иголки

Чем у елки

Очень прямо я росту

В высоту.

Если я не на опушке

Ветви – только на макушке.

И красива и стройна

Догадались, я – сосна.

Сосны до неба хотят дорасти

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной была погода.

Рябина:

Гроздьями висят,

Их красив наряд.

Собери на нитку ягод-для души,

Из рябины бусы очень хороши!

А зимой рябинки огоньком горят,

Красны, как рубины, на ветвях блестят...

Веточки рябины золотом сияют,

Солнце их листвою весело играет.

Осина:

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару…

Дайте осинки

Пальто и ботинки –

Надо погреться

Бедной осинке.

(Танец деревьев: березка, осинка, рябинка, ель, сосна)

Второе действие:

Выходит Солнце (Ходи вокруг деревьев, освещая их лучами)

1Ведущий:

Но солнце, которое давало всем свет и тепло, очень просило их

Солнце:

Милые деревья, будьте осторожны, на ваших ветвях живут птицы и звери. У них там находятся домики с детенышами, с запасами еды. На ваших ветвях животные прячутся от врагов и непогоды: ветра, дождя и холода. Помните об этом, дорогие деревья! Вам нельзя уходить далеко от того места, где вы выросли. И бегать вам нельзя. Иначе сломаются ваши ветки, пострадают все, кто жил на них!

Береза:

Почему мы должны слушаться солнце?

Возмущенно Сосна:

Я хочу побегать, хочу делать, что хочу,

Ель:

И я тоже,

Рябина:

Хватит стоять, побежали, куда глаза глядят,

Осина: (громко)

Бежим, бежим!

Действие третье:

1Ведущий:

И в самом деле, начали носиться с одного края леса на другой. В лесу поднялся страшный шум, начался такой беспорядок, что Солнце сначала очень удивилось, а потом даже испугалось. Ведь у деревьев ломались ветви и ноги, с деревьев падали гнезда птиц с птенчиками, а белки остались без домиков. Зайцы, укрывающиеся под ветвями елей, не могли спрятаться от лисы и волка. Весь лес превратился в ревущий, кричащий и бегущий беспорядок. Звери и птицы носились за деревьями и не могли их догнать. (Герои иллюстрируют происходящее в танце)

Наконец деревья устали бегать, остановились, чтобы отдохнуть, и тогда солнце им сказало:

Солнце (с укором):

Посмотрите, что вы наделали! Птенчики погибают на земле. Детеныши белки плачут и ищут маму-белку. А она бегает за беличьим домиком в дупле сосны. Деревья, если вы о друзьях не думаете, посмотрите на себя! Вы потеряли почти все листья, хвоинки. Половина веток у вас сломалась. А ноги, посмотрите, на что они стали похожи? Все переломаны, стерты. Вы теперь не сможете на них не только бегать, но и ходить. Стойте спокойно, а то, и стоять не сможете! (Герои иллюстрируют происходящее действием)

Рябина: (с пониманием)

Да, Солнце, ты говоришь правду,

Береза:

Мы поняли, что зря не послушали твоего совета.

Ель: (жалобно)

Теперь нам придется стоять на месте, наши ноги не слушаются нас, мы даже ходить не можем.

(Все плачут)

Солнце: (успокаивая)

Не плачьте. Теперь вы стали разумными и поняли, что нельзя делать только то, что хочется. Иногда наши желания могут всем навредить.

Действие четвертое:

2 Ведущий:

А птицы тем временем нашли свои гнезда, птенцов и свои родные деревья. Белки с бельчатами вернулись в дупла. Зайцы спрятались под низкими ветвями елей. В лесу стало тихо и спокойно (Герои иллюстрируют). Деревья уже не плакали, они тоже радовались тишине и покою. Они сами его любили. Деревья решили, что больше никогда не будут уходить из родных мест. Ноги у них стали тонкие, и их стало так много, что вскоре они проросли в землю и превратились в корни

Действие пятое:

Финальная песня «Земля – наш общий дом» (исполняют все действующие лица)

Занавес

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 17 комбинированного вида»

Сценарий

«Сказка о деревьях»

Составила:

воспитатель Константинова Л.В.

г.Нефтеюганск, 2012


Интегрированное занятие

Подготовительная к школе группа

Цель. Обобщать представления детей об экологической зависимости между явлениями и объектами природы. Закладывать основы экологической культуры.

Предварительная работа. Подготовка семейных газет «Наше дерево».

Материал. Сердечки из самоклеящейся цветной плёнки. Старые пластинки. Самоклеящаяся плёнка, картон, ножницы.

Ход занятия

Воспитатель.

Сегодня речь мы поведём о том,
Что вся Земля - наш общий дом,
Где мы с рождения живём.
Ещё о том пойдёт сегодня речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Как вы думаете, можем ли мы сделать чистой всю нашу планету?

Дети. Всю планету чистой мы сделать не можем. Она очень большая.

Воспитатель. Можем ли мы сделать чистыми двор, в котором живём, улицу, по которой гуляем, территорию нашего детского сада? Что для этого надо делать?

Дети. Не бросать мусор, а убирать его. Не ломать ветки, а сажать кусты и деревья. Не рвать цветы, а выращивать и поливать их. Не пугать птиц, а подкармливать их, мастерить для них домики.

Воспитатель. Если каждый будет выполнять эти нехитрые правила, наш родной город станет чистым и красивым. Вы, будущие школьники, много знаете и умеете. Но некоторые дети младших групп не знают правил поведения в природе. Как научить их бережному отношению к окружающему?

Дети. Мы можем сделать экологические знаки - правила поведения в природе: запрещающие - белые круги с красной окантовкой; предупреждающие - белые треугольники с красной окантовкой.

Воспитатель. Как вы считаете, какие действия следует запретить?

Дети. Рвать цветы, ломать ветки деревьев и кустарников, ловить насекомых, разорять муравейники, бросать мусор.

Воспитатель. О чём следует предупредить малышей?

Дети. Не забывать поливать цветы и саженцы молодых деревьев, беречь воду, обходить стороной места, где расположены птичьи гнёзда.

Дети распределяются на подгруппы. Используя старые пластинки и самоклеящуюся плёнку, изготавливают знаки, затем объясняют, где их следует установить.
Воспитатель. Как вы думаете, где воздух чище: в городе или в лесу?

Дети. Воздух в лесу чище, чем в городе. Воспитатель. Почему? Дети. В лесу нет машин, заводов. Там много деревьев, которые очищают воздух от пыли и грязи, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В городах воздух загрязняют выхлопные газы машин. Заводские трубы выбрасывают в воздух вредные вещества.

Воспитатель. Так, может быть, нам всем переехать жить в лес? Как вы думаете, сможет ли всё человечество уйти из городов и поселиться в лесах? (Нет.) Что надо сделать, чтобы воздух в городах стал чистым и безопасным для человека?

Дети. Надо конструировать машины, которые не загрязняют воздух, сажать деревья и кустарники, разбивать парки и скверы.

Проводится разминка «Станем мы деревьями».

Станем мы деревьями,
Сильными, большими.
Ноги - это корни,
Их расставим шире,
(Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.) Чтоб держали дерево, (Ставят один кулак на другой.) Падать не давали, Из глубин подземных Воду доставали.
(Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)
Наше тело - прочный ствол.
(Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)
Он чуть - чуть качается
(Покачиваются из стороны в сторону.)
И своей верхушкой
(Складывают ладони шалашиком.)
В небо упирается.
(Поднимают соединённые руки над головой.)
Наши руки - ветви -
(Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)
Крону образуют.
(Смыкают пальцы.)
Вместе им не страшно,
(Качают головой.)
Если ветры дуют.
(Качают поднятыми руками.)

Воспитатель. Перед тем как посадить деревья, надо выяснить, будут ли они расти в наших условиях.

Сможет ли пальма или апельсиновое дерево выжить в нашей климатической зоне? Почему?

Дети. Эти деревья растут в жарких странах. В наших краях зимой очень холодно. Теплолюбивые деревья погибнут.

Воспитатель. Значит, нам надо посадить деревья, которые не боятся морозов и сильных ветров.

Вместе с родителями вы сделали замечательные газеты «Наше дерево» и теперь сможете рассказать о деревьях, которые хотели бы посадить на участке нашего детского сада.

Дети поочерёдно рассказывают о выбранных ими деревьях - проводят презентацию своих стенных газет.

Первый ребёнок. Наша семья выбирает дуб. Это могучее дерево с мощным стволом, крепкой древесиной, густой кроной и сильными корнями, которые уходят глубоко в землю. Растут дубы медленно, а живут очень долго. В России есть дубы, которым 700 лет. А ещё на Земле есть дубы - великаны, которым почти 2000 лет. Люди берегут и охраняют эти удивительные деревья. Листья на дубе раскрываются позже, чем на других деревьях. Нежные листья дуба очень чувствительны к холоду, поэтому мудрый дуб дожидается, пока пройдут весенние ночные заморозки.

Второй ребёнок. Мы голосуем за рябину. Древние славяне считали её священным деревом - символом плодородия и процветания. В мае рябина, словно невеста, вся в белых цветах. А осенью она, как девица - красавица, стоит, накинув на плечи резные красные листья, надев ожерелье из алых ягод. Зимой рябина - хлебосольная хозяйка - кормит голодных озябших птиц. Ягоды рябины - кладезь витаминов. Хозяйки варят из них варенье, пастилу, готовят уксус и квас.

Третий ребёнок. Берёза - символ России. У неё стройный ствол, тонкие ветви, нарядные серёжки, которые весной появляются на ветках раньше листьев. В народе говорят, что у берёзы четыре дела. Первое дело - мир освещать (берёзовая лучина была главным источником света в крестьянских избах). Второе дело - крик утишать (крик - скрип телеги утишался, когда колёса смазывали берёзовым дёгтем). Третье дело - больных исцелять (лекарственные вещества есть в почках, в листьях и в коре берёзы). Четвёртое дело - чистоту соблюдать (в бане парились берёзовыми вениками). Хоть и сравнивают берёзу с хрупкой девушкой, она не боится ни порывистых ветров, ни весенних заморозков, ни трескучих морозов.

Четвёртый ребёнок. В своей газете мы рассказали о клёне. Это дерево растёт очень быстро, за год почти на метр. Листья клёна похожи на раскрытую ладонь. Летом он даёт обильную тень, а осень окрашивает его листья в разные оттенки жёлтого, оранжевого, красного цвета. Это дерево необыкновенно красивое.

Воспитатель. Молодцы, ребята, славно потрудились! Теперь мы знаем, какие деревья хорошо приживаются в нашей местности.

Если проводится открытое занятие, то после выступления детей можно предложить гостям приклеить бумажные сердечки на газеты, которые им понравились.

Воспитатель. Как вы думаете, где можно взять деревца для посадки?

Дети. Можно выкопать саженцы в лесу, вырастить их из семян деревьев. Если поставить в воду веточку дерева и дождаться появления корней, можно посадить её в землю.

Воспитатель. В каждом городе есть специальная служба, которая занимается выращиванием саженцев в питомнике.

Вот посадки, так посадки:
Деревца растут на грядке.
Здесь деревья просто крошки:
Можно ель прикрыть ладошкой,
А дубок вместе с корнями
Поместился бы в кармане.

В какое время года лучше всего высаживать деревья и почему?

Дети. Деревья надо сажать весной или осенью. В это время на деревьях нет листьев, в стволе и ветках не происходит сокодвижение, поэтому саженцы лучше приживаются на новом месте.

Воспитатель. Да, сейчас весна - самое удобное время для посадки деревьев. Не случайно во многих странах мира весной люди отмечают праздник - День дерева. В этот день сажают молодые деревья.

Ваши родители приготовили для вас подарок: привезли из питомника саженцы и выкопали лунки для их посадки.

Давайте сделаем территорию нашего детского сада ещё красивее.

Пусть Земля родная наша
Год от года будет краше.
Мы не гости на планете,
Помните об этом, дети.
Научитесь мир беречь!
Счастья вам! До новых встреч!

Дети и взрослые выходят на участок дошкольного учреждения и высаживают деревья.




Внеклассное мероприятие «В гостях у деревьев»»

Мануилина Е.А.

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 14» г.Братска

Цель: формирование представления детей о важности деревьев в природном сообществе.

Метапредметные УУД

Познавательные: Учить детей работать с информацией, уметь ее анализировать, выделять главное для себя.

Личностные: Прививать любовь к природе, чувство ответственности за нее и личному вкладу в охрану окружающей среды, развивать и воспитывать у учащихся экологическую культуру.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планирование совместных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, умение контролировать действия партнеров.

Оборудование: презентация.

Ход занятия:

І. Организационный момент.

Есть на земле огромный дом Под крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нём птицы и цветы, Весенний звон ручья, Живёшь в том светлом доме ТЫ И все твои друзья. Куда б дороги не вели, Всегда ты будешь в нём. ПРИРОДОЮ родной земли Зовётся этот дом. II . Конкурсная программа .

Звучит песня «Если с другом вышел в путь» (музыка В. Шаинского, слова Н. Танича)

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?
Они бывают разные, полезные, опасные, Красивые, пахучие, с листьями колючие, Лекарства заменяют, И лакомством бывают, И чаем нас напоят, И даже дом построят, Земли они творенья, Зовем мы их….. Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий. 1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».
-Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик). -Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему? -Какие деревья с белой корой? (Береза, осина). -Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина). -На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка). -Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород). -Это самый первый цветок, появляющийся из -под снега. (Подснежник). -Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза). -Какое дерево дает сладкий сок? (Клен, берёза). - Одежда дерева. - Что можно определить по кольцам в стволе дерева? - Что защищает внутреннюю часть дерева? -У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина). - Он у дороги к дому весь в пыли торчит, И путнику больному ранки заживит. Что это за трава? (подорожник) Подорожник широко используется в медицине. Его прикладывают к ранке, пьют отвар из листьев при кашле, желудочных заболеваниях. Если вы заболели, доверяйте лекарственным растениям.

Молодцы, ребята!

Разгадав загадку, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.

Их весной и летом

Мы видели одетыми.

А осенью с бедняжек

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха их всех одели.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(дерево)

Сегодня я хочу вас познакомить с многообразием деревьев нашей местности.

Вы узнаете, как человек использует деревья.

Мы уточним, какую пользу приносят деревья природе и человеку.

2-й конкурс.
Какие листья и плоды на дереве растут? Лист берёзы – берёзовый. Лист липы – … Лист клёна – … Шишка ели – … Плод дуба – … Лист дуба – …. Лист осины – … Лист ивы – … Шишка сосны – … Плод яблони – …
3-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний». Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ? Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как … Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как … Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как … Осина, липа, дуб, ель. Так как … Сосна, тополь, рябина, ива. Так как … Липа, осина, клён, яблоня. Так как … Груша, слива, тополь, вишня. Так как … Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …
4-й конкурс. «Загадки»

Белое платье, сережки, как слезки.

Так наряжаются только …..(березки)

С веток падают росинки,

ведь дрожат листы…(осинки)

Зимний корм и витамины

Птицам – ягоды …..(рябины)

Лето, осень и весна

Зелена всегда…….(сосна)

Деревья Сибири колки, но щедры,

с орехами шишки дарят нам ….(кедры)

В летнем снеге вся земля –

Распушились……(тополя)

Треплет ветер шаловливый

Косы длинные у ….(ивы)

Хороводы зазвенели

В новый год у каждой ….. (ели)

В дополнение к тому, что вы знаете о растениях, я хочу познакомить вас с интересными фактами. (Учитель после каждой загадки рассказывает о пользе деревьев для человека)

Хвоинка ели живет на дереве 7-9 лет. После чего падает, и на ее месте

вырастает новая иголочка.

Хвойные деревья выделяют вещества – фитонциды круглый год. Фитонциды убивают разные микробы. Поэтому воздух в хвойном лесу самый чистый и здоровый. Небольшой хвойный лес за год очищает воздух от 35 тонн пыли.

III . Вступительная беседа

Ребята! Скоро Новогодний праздник.

Без чего мы не представляем этот праздник? Что вы можете о елке рассказать?

Рассказ о ели .

Род ель (семейство сосновые) широко распространён, представляет собой вечнозелёные деревья. Род объединяет около 50 видов. Отдельные экземпляры доживают до 300 лет и в зрелом возрасте распространена на севере и северо-востоке европейской части бывшего СССР, Урале, в Сибири встречается в Приамурье, Забайкалье, на Саянах, Алтае и в северной части Монголии. Произрастает по побережью Охотского моря.

Растет (120 - 150 лет), иногда достигают высоты 50 м.

Применение: Из древесины этого дерева мы получаем искусственный шелк, вискозу, бездымный порох, целлулоид, бумагу. Из-за отличных резонансных свойств из древесины изготавливают музыкальные инструменты - скрипки и рояли.

- Какой вред наносят люди природе, готовясь к новогодним праздникам?

Игра: "Доскажи словечко". Мы сейчас побываем на новогоднем празднике . Все хором отвечайте. (Учитель показывает презентацию «Зеленая красавица»)

«Ёлка» Елена Благина

Есть ещё игра для вас:
Я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,

Хором, дружно отвечайте!
На дворе снежок идёт,
Скоро праздник... (Новый год!)
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идёт... (От ёлки!)
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие... (Блестят!)
И качаются игрушки -
Флаги, звёздочки... (Хлопушки!)
Нити пёстрой мишуры,
Колокольчики... (Шары!)
Рыбок хрупкие фигурки,

Птицы, лыжницы... (Снегурки!)
Белоус и краснонос,
Под ветвями Дед... (Мороз!)
И, верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая... (Звезда!)
Ну и ёлка, просто диво!
Как нарядна, как... (Красива!)
Вот огни зажглись на ней,
Сотни крошечных... (Огней!)
Двери настежь, точно в сказке,
Хоровод несётся в... (Пляске!)
И над этим хороводом
Говор, песни, звонкий смех...
Поздравляю с... (Новым годом!)
с новым счастьем сразу... (Всех!)

- Как можно выйти из положения: не срубать елку, но быть в праздник с украшенной елкой ? ( сделать своими руками)

- Ребята, мы поздравим своих одноклассников с предстоящими праздниками и покажем им, как своими руками можно украсить дом.

IV . Воплощение идеи «сладкой» елочки.

(Ученики получают конус из бумаги, клей, мишуру и конфеты)

V . Рефлексия

Елочка, ты елка, Елка просто диво, Посмотрите сами, Как она красива!

С елки свесились конфетки,
мишура блестит вокруг.

Скоро соберутся дети, встанут в дружный хоровод,

чтобы встретить...Новый год!

  • расширить знания детей о лесе и о лесных богатствах
  • познакомить с правилами поведения в лесу
  • обучение самостоятельно добывать знания, используя приемы исследовательской работы.
  • воспитывать любовь к окружающему миру, к родному краю;
  • воспитывать чувство долга и ответственности за сохранение природных богатств.

Ход занятия

Учитель. Сегодня мы отправимся в путешествие. А куда - отгадайте:

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем. (Лес.)

Учитель. Ребята, сегодня наше мероприятие посвящено защите и охране природы. Действительно, мы порой не замечаем той красоты, которая нас окружает. Приложение 1

Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой:
И. Никитин.

Ребята, любите ли вы природу? Но мало только любить природу, надо уметь относиться к ней бережно. Люди, к сожаленью, не всегда задумываются над этим.

1-й ведущий . Если мы говорим о природе, то прежде всего имеем в виду лес. Нет такого произведения, где бы не описывалась природа. Родина и природа - понятия неотделимые. Родина - это наш край, район, наше село утопающее в зелени лесов. Приложение 2

Учитель. Там, где лес, - там чистый воздух. Это дом для зверей и птиц, это грибные поляны и душистая, вкусная земляника. Вы сегодня можете в этом убедиться. Наблюдайте, изучайте, запоминайте. На фоне фонограммы "Голоса леса" ученик читают стихотворение.

Ученик.

Я с детства понимать привык
Твое молчание немое
И твой таинственный язык,
Как что-то близкое, родное.
И. Никитин

Учитель. Ребята, какие деревья вы знаете? Зверей, обитающих в лесах? Птиц, летающих рядом с вами? А кто мне объяснит, что такое лес?

Дети. Лес - это целый мир.

Учитель. Молодцы, ребята. Все правильно вы объясняете. Но я хочу вас испытать, вам загадки загадать. А вы назовите деревья, которые растут в нашей местности.

(Сообщение о деревьях подготовленных учащихся.)

  • Раскидистый, могучий,
    Поднялся к самой туче. (Дуб)

Дуб достигает 40-50м высоты, 100-150см в диаметре. Живет 100-500 лет.

  • Гибкими ветвями
    Склонилась над водой -
    Любуется собой! (Ива)

Ива - растет у воды, её можно встретить везде: и на севере, и в жаркой пустыне. У ивы очень длинные, тонкие ветви. Они склоняются до самой воды.

  • У меня длинней иголки, чем у ёлки.
    Очень прямо я расту в высоту.
    Если я не на опушке,
    Ветви только на макушке. (Сосна)

В благоприятных условиях сосна живет до 400 лет, достигая 48 метров высоты и 1 метра толщины.

  • Какое дерево является символом России? (Береза)

Береза дает человеку много лекарственных продуктов. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 л сока.

  • Её всегда в лесу найдешь -
    Пойдешь гулять и встретишь.
    Стоит колючая, как ёж,
    Зимою в платье летнем. (Ель)

Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок.

Ель растет 150-200 лет.

  • Почки - липучие, листья - пахучие, плоды - летучие. (Тополь)

Тополь "чемпион" по поглощению углекислого газа, пыли, снижает летом температуру воздуха на 15-30%

  • С моего цветка берёт
    Пчелка самый вкусный мёд. (Липа)

Одно взрослое дерево липы дает в среднем 70 кг меда, а гектар липняка - 1 т меда. Живет дерево 300-400 лет.

  • Что за дерево стоит -
    Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

Цветет в апреле-мае до распускания листьев. Живет 80-100 лет

Видите, ребята, какой у нас удивительный лес!

Учитель. Спасибо, ребята, за интересную информацию о растениях леса. Вы замечательно справились с заданиями.

1-й ведущий. Наша страна самая богатая лесная страна в мире. Лес - величайший источник здоровья. Ценность леса не только в красоте и необходимости его для здоровья человека.

Учитель. Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его?

Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это лес!
Или рама, двери, пол? Лес!
А пенал красивый наш? Лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!
Оглянись, все вокруг -
Это наш зелёный друг!

Учитель. Оглянитесь вокруг. Назовите предметы, которые сделаны из дерева. (Парты, стулья, стол, карандаши, дверь, пол класса.)

Лес наш добрый, лес могучий,
Зелёный - друг наш лучший.
Ты поможешь дом построить,
Людям дать тепло зимою.
Летом нам подаришь ягод -
Всем сластёнам хватит на год.
В зной пошлёшь, ты полю тучи,
Лес зелёный - друг наш лучший

2-й ведущий. Лес - это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в наших квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия.

Учитель. Совершим "заочно" экскурсию в школьный музей, где вы увидите старинные предметы из дерева, в магазин "Союз - мебель", где мастерят современную мебель.

Учитель. Ребята, посмотрите на нашу выставку. (Работа с выставкой) Древесина используется в промышленности: из нее получают бумагу, ткани, спирты, сахар, скипидар, многое другое.

1-й ведущий. Древесина используется для производства бумаги. Бумаги изготовляется в мире огромное количество. Если разослать ее всю, то этой бумагой можно обернуть весь земной шар. В нашей стране ежегодно на бумагу расходуется свыше 10 миллионов кубометров леса. Вот почему так важна наша работа по сбору макулатуры.

2-й ведущий. " Лес - богатство народа" - старая русская пословица.

Лес дарит нам здоровье. Лес - лучшее место отдыха. Это тот "завод", что выпускает кислород. Как хорошо, что на Земле есть растения! Леса украшают землю и очищают воздух.

Учитель. А чем полезен человеку лес?

Ученик. Лес одевает, кормит человека.

Учитель. А вы знаете, как велики лесные урожаи? Сколько дикорастущих ягод в лесу, грибов, орехов? Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами.

Здравствуй, светлая лужайка.
Чем богата, угощай-ка!
Угощу на славу всех.
Вот - брусника,
Вот - орех,
Вот - родник студеный, пей:
Есть чем потчевать гостей!

Разгадайте кроссворд "Дары леса".

По горизонтали:

Невысок и коренаст.
Поглядеть решил на нас.
Приподняв с утра под елками.
Лист с прилипшими иголками. (Гриб)

Растут на ветках группками,
Покрытые скорлупками. (Орехи)

Не балует дуб детей.
Одевает без затей:
Все в его семейке
Носят тюбетейки. (Желуди)

Каждой весною
Лапы еловые
Старые лампы
Меняют на новые. (Шишки)

По вертикали:

Чем больше колец,
Тем старше жилец. (Дерево)

3. Ловит солнышко лучистое,
Зрея на опушке.
Покраснеет - и душистая
Попадает в кружки (Земляника)

А вот еще одна загадка:

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой,
Васю - хворостинкой...

Дети. Лес.

Учитель. Почему лес был таким щедрым со всеми, кроме Васи?

Учитель. Ребята, а для кого лес является домом?

Дети. Для зверей, птиц, растений, грибов.

Учитель. Какие животные живут в наших лесах?

Дети. Лисы, лоси, зайцы, кабаны, ежи, барсуки.

Учитель. Да, в лесах живут звери и птицы, растут грибы, ягоды и дикие плодовые деревья. Надо быть внимательным к природе и ее обитателям. Нельзя мешать животным. У них и так много забот. Для животных лес - это и дом и пища. А вы знаете кто ухаживает за лесом?

В нашей стране много ученых-лесоводов, лесничих, агрономов, которые охраняют старые леса, выращивают новые. Там, где нет лесов, сажают лесополосы. Лес - хранитель влаги.

Учитель. А сейчас, ребята, перед вами выступит инспектор лесного хозяйства.

Лесник. Здравствуйте, ребята. Работники лесного хозяйства следят за здоровьем леса: уничтожают насекомых - вредителей леса, лечат или срубают заболевшие деревья, охраняют леса от пожаров. В разных районах нашей страны созданы заповедники для охраны редких видов растений. Большую помощь работникам лесного хозяйства оказывают школьники: они охраняют лес от пожаров, собирают семена деревьев, ухаживают за сеянцами, помогают при лесопосадках. Народная мудрость говорит: "Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево"; "Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи".

Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем. Не забывайте о том, что нужно беречь природу. Ежегодно в мире 20 млн. га леса страдает от лесных пожаров. А из 100 пожаров 97 возникает по вине человека. Кострище не зарастает 5-7 лет. Берегите лес, его обитателей, и вы сохраните красоту родного края.

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
(А.Берестов)

Учитель. Молодцы, ребятки! Вы, оказывается, и про деревья все-все знаете! А вот я хочу проверить, знаете ли вы лекарственные растения. Посмотрите на наш лес. Какие растения мы можем собрать в лесную аптеку? (Липа, зверобой, береза, крапива.)

Лес, как сказочное царство,
Там кругом, растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить
Я могу вас научить.
Все целебные растения.
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться.
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!

(Показ лекарственных растений, заготовленных летом.)

Лес не только для забавы
Он богатство всей страны.
Все деревья в нем и травы
Нам на пользу взращены.
Все растенья надо знать
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.

Учитель. Лес дает человеку лекарственные травы и цветы.(Липовый цвет, корень жень-шень - 1кг - стоит автомобиля), грибы, ягоды, орехи, масло. Крапива полезна, из нее варят вкусные щи, делают лечебные кровоостанавливающие настои. Скажите, какая трава растет у дороги, у тропинки, которую прикладывают к. (Подорожник.)

2-й ведущий. Трудно представить себе землю без лесов. Лес - чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь увидеть. А увидишь - узнать захочешь. Узнаешь - непременно полюбишь, а полюбишь - в обиду не дашь. Человек многое может. От человека зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять ее.

В лесу, где так много ботаники
Друзья соберите с полянки
Окурки, дырявые чайники
Пустые консервные банки
Осколки, огрызки, ошметки,
Газетные листья с березки.

Учитель. Ребята! Мы уже много знаем с вами о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе?Давайте вспомним правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу. (Дети читают стихи.)

Чтобы река и ручьи не мутнели,
Рыбы резвились, и птицы бы пели,
Зелень от солнца в жару бы спасала,
Каждому правила знать не мешало.

1. Не разоряйте птичьего гнезда. Приложение 6

Дети запомнить должны
И понять:
Гнезда у птичек
Нельзя разорять!

2. Не режь кору деревьев!

Но так жестоко поступать!
Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут -
Добро и красоту несут:

3. Не разжигайте костер в лесу без взрослых.

Без взрослых с огнем развлекаться опасно -
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костер обернется серьезной бедой!

4. Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу.

Вы в поход пришли, ребята:
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться:
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки:
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберем его с собой!

Что мы сажаем, сажая леса?
Легкие крылья - лететь в небеса.
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса.
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где пестрые дятлы стучат.

Учитель. Земля - наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача - предотвратить все это. Больших проблем вам пока не решить, но кое - что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.

Учитель. В конце нашего занятия я предлагаю вам сыграть в интересные игры на знание природы. (Работа в группах)

  1. Знаешь ли ты деревья и кустарники нашего края? (Раздаются букеты, листья, цветы, за 3 минуты должны угадать названия растений.)
  2. Эстафета. На каждый шаг представитель одной команды называет птицу, другой - растения.
  3. Веселые художники. С закрытыми глазами нарисовать хорошо знакомое животное.

Молодцы, ребята все справились с заданиями. (Побеждает та группа, которая набрала больше очков.)

Учитель. А теперь, ребята, давайте споем песню про лес.

Идем мы вслед за песенкой
Тропинкою лесной.
Нам клены машут весело
Зеленою листвой.

Лес, лес - до небес.
Полон сказочных чудес.
Будь светлым, радостным,
Любимый добрый лес!

У нас за каждой веточкой
Друзья найдутся тут -
И зайчики, и белочки
Навстречу нам бегут.

Пусть ветры эту песенку
По свету разнесут,
Пусть будет также весело
Везде, в любом лесу!

Рефлексия.

Вот и подошла к концу наша встреча.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она - твой давний добрый лекарь,
Она - союзница души.
Не жги ее напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она - одна.
(В. Шефнер)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!