Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Русские броненосцы XX столетия. Необычные броненосцы и курьёзные случаи с ними

Любой боевой корабль это своеобразная выставка достижений военно-промышленного комплекса своего времени. В его конструкции вооружения заложены результаты самых передовых изысканий науки, инженерной мысли и технологии. Двадцатое столетие стало по настоящему «золотым веком» военного кораблестроения, а начиналось все с могучих броненосцев и дредноутов.

Суда с паровыми двигателями пришли на смену парусникам в середине XIX века. Первое сражение новейших бронированных боевых кораблей оснащенных паровыми двигателями произошло в ходе гражданской войны в США. В марте 1862 года броненосец северян «Монитор » и корабль южан «Вирджиния » сошлись в бою на рейде Хэмптон-Роудс. В то время применение таких кораблей граничило с экспериментом. Тактики ведения боя кораблей с таким серьезным вооружением и защитой попросту не существовало. Главной ударной мощью флотов ведущих морских держав мира броненосцы станут лишь через 30-40 лет. В начале XX века корабли этого класса получат название в память о недавних парусных кораблях прошлого.

Многопалубный линейный корабль на протяжении трех столетий являлся основой боевой мощи парусных военных флотов мира. Со времен англо-голландских войн XVII века и до Ютландского сражения 1916 года исход войны на море решала артиллерийская дуэль, поэтому корабли выстраивались в линию так, чтобы во время залпа своих орудий быть повернутыми к противнику бортом, чтобы достичь максимальной мощи огня. Броненосцы также были предназначены для линейного боя. Во время морских сражений эти большие корабли с мощным вооружением, выстраивались в боевую линию, следуя в кильватерном строю.

Броненосцы и линкоры действовали в составе боевого соединения эскадры. Они предназначались для уничтожения кораблей противника и артиллерийской бомбардировки целей на побережье.

эскадренный броненосец «Петр Великий»

5 мая 1869 года на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге произошло знаменательное событие - для русского флота был заложен первый в Российской империи, да и в мире брустверно-башенный корабль. Он был спроектирован адмиралом Поповым. В Англии, которая тогда считалась владычицей морей, корабль нового типа «дредноут» был заложен на полгода позже.

Чем же отличался эскадренный броненосец «Петр Великий » от своих предшественников парусников и колесных пароходов. Во-первых, первый русский броненосец имел на вооружении две двухорудийные башни, калибр каждого орудия составлял 305 мм, а длина ствола достигала 30-ти калибров. Также в состав вооружения входили 14 артиллерийских орудий меньшего калибра и два торпедных аппарата. Толщина броневого пояса корабля и артиллерийской башни варьировалась от 203 до 365 мм. Корпус броненосца был выполнен из металла по специальной клетчатой системе. Корабль имел двойное дно и для обеспечения непотопляемости разделялся водонепроницаемыми переборками. Две паровые машины мощностью более 8000 л.с. помогали броненосцу развивать скорость хода до 14 узлов.

Технические характеристики эскадренного броненосца «Петр Великий»:

Длина - 98 м;

Ширина - 19 м;

Осадка - 8 м;

Водоизмещение - 10105 тонн;

Дальность плавания - 3600 миль;

Экипаж - 440 человек;

В России строительство броненосцев, которые стали предметом гордости и символом военной мощи государства велось с невиданным размахом. К началу XX века в составе русского императорского флота насчитывалось 17 тяжелых эскадренных броненосцев. Крупнейшими из них были «Петропавловск », «Цесаревич », «Ретвизан », «Пересвет », «Победа », «Полтава », «Севастополь », «Чесма » и «Император Николай I ».

броненосец «Полтава»

броненосец «Цесаревич»

броненосец «Ретвизан»

броненосец «Победа»

броненосец «Севастополь»

броненосец «Император Николай I»

броненосец «Пересвет»

С началом русско-японской войны связана одна из самых трагических страниц в истории русского флота. В ночь на 27 января 1904 года без объявления войны японские миноносцы напали на русские боевые корабли, стоящие на рейде Порт-Артура. В результате внезапной атаки из строя были выведены броненосцы «Ретвизан », «Цесаревич » и крейсер «Паллада ». Вскоре в Порт-Артур прибыл вице-адмирал Макаров один из выдающихся флотоводцев того времени. Он предпринял самые решительные меры для подготовки флота к активным боевым действиям, и 31 марта тихоокеанская эскадра вышла навстречу японскому флоту. Однако броненосец «Петропавловск», на котором находился адмирал Макаров, подорвался на японских минах и затонул. Адмирал погиб. Еще дважды русские корабли предпринимали вырваться из Порт-Артура во Владивосток и оба раза они заканчивались неудачей - эскадра погибла.

Японский флот в августе 1904 года высадил десант и приступил к осаде Порт-Артура. Спустя четыре месяц город был сдан. После гибели 1-й Тихоокеанской эскадры на базе Балтийского флота была сформирована 2-я эскадра Тихоокеанского флота. Ее возглавил вице-адмирал Зиновий Рожественский. В состав эскадры вошли около 30 кораблей, на вооружении которых находилось 228 артиллерийских орудий. Совершив полугодовой морской переход на Дальний Восток военные корабли подошли к островам Цусима, где их ждал японский флот адмирала Того. В его составе находилось около 120 боевых кораблей, на вооружении которых находилось свыше 900 артиллерийских орудий. Огневой мощью японский флот превосходил русскую эскадру в 4,5 раза. Исход предстоящего сражения был заранее предрешен. Подавляющее большинство русских военных кораблей погибли в бою с превосходящими силами противника.

Трагедией Порт-Артура и Цусимы заставили русских судостроителей пересмотреть концепцию строительства больших броненосных кораблей. В 1907 году в Российской империи была утверждена программа постройки четырех броненосцев нового типа - линейных кораблей. Было рассмотрено около 40 проектов судов, из них восемь от известных иностранных судостроительных заводов. В апреле 1907 года император Николай II одобрил один из четырех вариантов разработанный морским Адмиралтейством судостроительной программы. Ее целью являлось восполнение утраченного в ходе русско-японской войны корабельного состава. Предусматривалось строительство семи линкоров нового, так называемого дредноутского типа, сделав устаревшими все броненосцы .

Головным в серии дредноутов стал «Севастополь» водоизмещением 23000 тонн. На вооружении корабля находилось 12 орудий калибра 305 мм, 16 орудий калибра 120 мм, а также четыре торпедных аппарата. К началу Первой мировой войны было построено и введено в боевой состав флота еще три линкора этой серии - «Петропавловск », «Полтава » и «Гангут ». В дальнейшем было построено дополнительно три линкора модернизированной серии. В годы Первой и Второй мировых войн огневая мощь линкоров в основном использовалась для артиллерийской поддержки сухопутных войск на приморских направлениях.

За 50-летнюю историю броненосцев (в классическом понимании этого типа боевых кораблей) инженеры и корабелы в разных странах выдали на свет Божий немалое их количество. Бывали среди них поистине уникальные проекты.

Начнём с Италии. Корабелы этой страны после катастрофы у Лиссы были весьма ограничены в средствах. Кораблестроительный бюджет был урезан. Вероятно, именно это обстоятельство, а также специфика предполагаемого театра боевых действий флота натолкнуло их на мысль создания не очень хорошо защищённых, но зато быстроходных и хорошо вооружённых кораблей. Эта тенденция сохранилась вплоть до постройки линкоров типа Italia перед Второй Мировой. Но вернёмся в XIX век. Главный конструктор итальянского флота, Бендетто Брин из-за сокращения бюджета флота предложил конструкцию корабля, поистине революционного для своего времени – броненосцев типа Caio Duilio. Это были первые крупные безрангоутные броненосцы, построенные в Европе. Мощный броневой пояс прикрывал лишь центральную часть корпуса (менее половины длины корабля), в которой были смонтированы паровые машины, артиллерийские погреба и основания орудийных башен. В следующей серии Брин вообще решил обойтись без поясной брони, – новые броненосцы типа Italia защищала лишь мощная броневая 406-мм палуба. Бортовую защиту обеспечивало множество отсеков, заполненных целлюлозой. Создатели считали, что морская вода, попавшая в бортовые пробоины, приведёт к разбуханию целлюлозы, которая затянет эти пробоины.

Да и в остальном броненосцы типа Italia были удивительными кораблями: высокая для своего времени скорость – около 18 узлов и очень мощная артиллерияглавный калибр составляли четыре 17-дюймовые пушки, считавшиеся самыми мощными артсистемами XIX века.

Следующий тип броненосцев, о которых хотелось бы рассказать, - это наши «поповки». Эти корабли можно назвать скорее разновидностью мониторов, у них для этого были все признаки: низкий борт и плохая мореходность. Но удивительно не это, а сама геометрия корпуса, - корабли были круглыми. Россия после неудачной Крымской войны не имела права держать на Чёрном море крупные боевые корабли. Вице-адмирал Попов предложил построить круглые самоходные батареи, вооружённые 11-дюймовыми пушками (на втором корабле – Киеве – орудия были 12-дюймовыми).

Паровые машины этих кораблей приводили в движение шесть гребных винтов, что позволяло броненосцам хоть как-то держаться на курсе. Низкий борт мог позволить оперировать этим кораблям только в прибрежной зоне, скорость хода была крайне мала, но в целом корабли со своими боевыми задачами справлялись.

Броненосец Oldenburg

Этот боевой корабль был создан в единственном экземпляре. Броненосец первоначально планировался как пятый корабль типа «Sachsen», но из-за нехватки бюджетных средств решили перепроектировать его в сторону уменьшения размеров и калибра артиллерии.

В результате получился весьма своеобразный небольшой броненосец береговой обороны. Тихоходный, недостаточно мореходный, с безнадежно устаревшим казематным расположением артиллерии главного калибра, он вполне оправдывал прозвище «утюг», прочно закрепившееся за ним среди моряков германского флота, но это не помешало ему оставаться в строю 28 лет, а мотом ещё 7 лет служить в качестве корабля-мишени.

Броненосец Capitán Prat

Этот броненосец примечателен, во-первых, своим названием.

Корабль назван в честь капитана корвета «Esmeralda» Артура Прата, совершившего подвиг, граничащий с безрассудством. В момент, когда таран монитора вонзился в борт корвета, он с криком: «За мной, ребята!», размахивая обнажённой саблей, перепрыгнул на борт противника. «Ребята» за ним не последовали (по официальной версии - не расслышали команды за шумом битвы), и попытка абордажа броненосца окончилась гибелью храбреца. Впрочем, броненосец, построенный на французской верфи «Форже э Шантье Медитеране» в 1890-м году, получился вполне неплохим: он подвергался реконструкции и оставался в строю до 1935 года.

Эскадренные броненосцы типа «Triumph»

Броненосцев этого типа было два Triumph и Swiftsure. Это были с виду ничем не примечательные броненосцы 2-го класса, и они бы никогда не появились в составе британского ВМФ, если бы Чили в силу разных причин не отказались от покупки этих кораблей. Так британский флот пополнился двумя абсолютно ненужными по технико-тактическим данным кораблями.

В ходе «адаптации» кораблей для нужд флота Британии надписи в жизненно важных местах, нанесённые на испанском, заменили на английские, но, например, на дверях гальюнов команды остались «Ваканте» (свободно) и «Оккупадо» (Занято). Именно под этими кличками броненосцы и несли службу в британском флоте.

Эскадренный броненосец «Agamemnon»

Броненосцы этого типа были последними «классическими» броненосцами, построенными для ВМФ Великобритании. Было построено два боевых корабля этого типа – вышеназванный Agamemnon и его систершип - Lord Nelson. Последние до-дредноуты флота его величества были типичными представителями своего класса со всеми их достоинствами и недостатками. Постройка линкора нового типа – знаменитого «Дредноута» – по мнению флотоводцев того времени сделала все броненосцы того времени «линкорами второго сорта». Но это обстоятельство не помешало «Агамемнону» оставаться в строю без малого 20 лет. Корабль строился долго – больше трёх лет, и вызвано это было тем, что орудия ГК, предназначенные для «Агамемнона» и «Лорда Нельсона», установили на «Дредноут».

Боевая карьера этих броненосцев была богатой на события, оба корабля поучаствовали в Дарданельской операции. Именно с этим моментом связан самый курьёзный случай, произошедший когда-либо с броненосцами. Весной 1915 года во время обстрела турецких батарей эскадренный броненосец «Агамемнон» получил ответное попадание. В корабль попало каменное (!!!) ядро, пущенное из старой дульнозарядной 17-дюймой пушки.

Эскадренные броненосцы типов «Kearsarge» и «Virginia»

Американская школа конца XIX века ещё делала свои первые самостоятельные шаги, однако и у американских кораблестроителей было желание сделать как можно более мощные, хорошо вооружённые корабли, сэкономив при этом в линейных размерах. Именно этим объясняется появление кораблей с уникальным расположением артиллерии главного и вспомогательного калибра – в двухэтажных башнях.

Однако такое расположение артиллерии было скорее недостатком, чем достоинством. У орудий в двухэтажных башнях и процесс наводки, и заряжания были существенно затруднены, поэтому такая конструкция при всей своей кажущейся изящности никогда больше не повторялась. Служба броненосцев типа Virginia (это была серия из пяти кораблей, спущенных на воду в 1902-1907 г.г.) была недолгой, - это объясняется «дредноутной» лихорадкой, охватившей все военно-морские державы того времени, хотя корабли получились весьма неплохими особенно в части мореходных качеств. А вот «Kearsarge», вошедший в строй в 1900-м году, прослужил долго: до 1919-го – в своём основном качестве, а затем, после переоборудования, до 1955-го служил плавучим краном.

"Дюпюи де Лом"
(французский броненосный крейсер 1895 года)

Корпус крейсера, с его характерно французским глубоким завалом надводного борта и далеко выдающимся вперед таранным носом имел сигарообразную форму. Длина его составляла 114 метров, при ширине 15,7 метров. Осадка при нормальной загрузке составляла 7,07 метра.

Вооружение крейсера было рассчитано на максимально мощный догонный и ретирадный огонь, так как создатели «Дюпюи-де-Лома» предполагали, что их корабль будет в основном вести бой либо уходя от противника, либо догоняя жертву.

Весь борт корабля был полностью защищен 100-миллиметровой стальной броней. Пояс уходил на 1,38 метра ниже ватерлинии и поднимался до главной палубы. Толщина брони гарантировала защиту от 120-миллиметровых снарядов скорострельных орудий британских крейсеров практически на любых дистанциях.

Броненосец погибший от бутылки

12 декабря 1862 года, в ходе войны между Соединенными и Конфедеративными Штатами Америки, на минном заграждении, выставленном конфедератами на реке Язу, подорвался и затонул броненосец юнионистов "Кэйро" - первый в истории корабль, погибший от этого нового и, как оказалось, весьма эффективного оружия.

Мины Нобеля, впервые примененные русскими против английского флота восемью годами ранее, в Крымской войне, оказались слишком слабыми (всего четыре килограмма черного пороха), чтобы привести к уничтожению судна. Ни один из напоровшихся на них английских пароходо-фрегатов не пошел ко дну, отделавшись относительно небольшими повреждениями.

А мина конфедератов содержала пять галлонов (около 19 литров) пороха в большой стеклянной бутыли, и этого оказалось достаточно для потопления речного колесного броненосца водоизмещением 512 тонн. Ранее "Кэйро" успел отличиться в Мемфисской битве, выдержав попадания артиллерийских снарядов в стальные борта, но против взрыва под деревянным днищем он оказался беззащитным.

Кратко о статье: Уже римляне оковывали палубы и башни судов медью, а днища - свинцом, но броненосцами в полном смысле слова эти корабли назвать нельзя. Броненосцы определили исход Имджинской войны, а поединок «Монитора» и «Мерримака» стал одной из интереснейших страниц истории 19 века. Подробности об устройстве броненосцев и их роли в развитии кораблестроения - в материале нашего постоянного автора Игоря Края.

Плавучие крепости

Первые броненосцы

Неравенство сил может быть возмещено неуязвимостью. Не только экономия, но и успехи на море говорят нам о мудрости и целесообразности борьбы железа с деревом, невзирая ни на какие расходы.

Стивен Меллори, секретарь флота Конфедеративных Штатов

Что такое корабль начала 19 века? Изящный фрегат, накрытый шапкой ослепительно белых парусов. Корабли конца 19 века, приземистые горы стальной брони, дышащие дымом и паром, мы также представляем себе достаточно хорошо. Но каковы те переходные звенья, которые связали эпоху ветра с эрой пара и электричества? Броненосцы - об истории их появления и развития мы и поговорим сегодня.

Гребные броненосцы

Отправной пункт истории броненосного флота следует отнести даже не к 19, а к 15-16 векам. Уже в римское время палубы и башни судов оковывались медью, днища - свинцом, а железом усиливались форштевни и тараны. Но приравнять к броненосцам римские пентеры все-таки нельзя, так как тонкий слой металла на их корпусах предназначался лишь для защиты дерева от зажигательных снарядов. Выстреливаемые метательными машинами камни и копья не были опасны даже сравнительно тонким дощатым бортам.

Первые настоящие броненосцы были созданы в Корее. Место их «рождения» может показаться неожиданным и экзотичным, но удивляться не следует. Необходимость брони была вызвана развитием морской артиллерии, а пушка впервые была установлена на корабль именно в Корее еще в 14 веке.

Изобретателем кобуксонов - «кораблей-черепах» - обычно считают Л и Сунь Сина - блестящего корейского адмирала, героя Имджинской войны. Но это не совсем так. Наиболее ранее упоминание об покрытых броней кораблях относится еще к 1423 году. Хотя случай проявить себя в деле броненосцам, действительно, представился только в конце 16 века.

В 1592 году 130-тысячная японская армия высадилась в корейских портах. Японцы хорошо подготовились к войне. Самураи выступали верхом на низкорослых, но злых лошадках. У пеших воинов - асигару - было много огнестрельного оружия, в том числе и новомодных мушкетов европейского образца.

Высадившись в апреле, к ноябрю японцы вышли к китайской границе. Война могла бы считаться законченной, если бы к этому моменту Япония не потерпела полное поражение на море. Несмотря на то, что большая часть корейских кораблей была уничтожена внезапным ударом в первые дни войны, флот Ли Сунь Сина полностью парализовал японские коммуникации, высаживал десанты в тылу врага и подвозил оружие и продовольствие партизанам.

А зимой подоспела помощь из Китая. Под аккомпанемент залпов «Сотрясающего Неба Грома» (поэтичные азиаты именовали так 2-пудовые осадные мортиры) Пхеньян был освобожден, и японцы запросили мира.

Успех корейцам обеспечил технический перевес. Среди примерно 1500 привлеченных к боевым действиям японских джонок более половины составляли кобая - лодки, способные вместить 16-20 гребцов и несколько стрелков. «Линейные» же корабли - секи-бунэ - в европейской терминологии соответствовали однопушечным галиотам. Их экипаж обычно не превышал 200 человек, а водоизмещение 150 тонн.

Японские боевые джонки плохо ходили на веслах, но значительно превосходили средиземноморские галеры мореходностью. Но в прибрежных водах Кореи, изобилующих островками и заливами, это оказывалось сомнительным преимуществом. Корейцы располагали вчетверо меньшим флотом, их «корабли-клевцы» квасоны также были невелики, однако несли больше орудий и снабжались таранами и окованными железом башнями.

Но «клевцы», по крайней мере, поражались огнем японских пушек. «Черепахи» же вызывали у японцев тяжелейший культурный шок. Самураи готовились к перестрелке и абордажу, но не к артиллерийскому бою с противником, неуязвимым для ядер. Даже снаряды выставленных на берегу осадных орудий не пробивали брони кобуксонов.

Что же представлял собой кобуксон? При длине около 33 метров его водоизмещение едва ли достигало 300 тонн. Орудия и экипаж располагались в похожем на сундук каземате из дерева и железа. Палуба судна, а также крыша каземата, были усеяны острыми шипами, делавшими неосуществимым абордаж.

В движение судно приводилось 18-20 «одноместными» веслами, либо складными циновочными парусами на двух небольших мачтах. Площадь парусности и количество гребцов позволяют заключить, что предельная скорость кобуксона не превышала 7 километров в час при попутном ветре и всего 3 километра в час на веслах. Едва ли такой корабль мог перемещаться на значительные расстояния без помощи буксиров. Зато гребцы позволяли быстро наводить орудия, разворачивая судно на месте.

А наводить было что. Кобуксоны несли до 40 гаковниц и пушек. Снарядами служили картечь, чугунные ядра, зажигательные и разрывные бомбы.

Дракон-огнемет.

Машины Сарумана

Паровые машины в фэнтези не столь уж большая редкость. У Толкина ими располагают гоблины, у Сапковского - гномы. Но может ли речь вестись об уаттовских машинах? Едва ли. В свое время Уатту пришлось решить массу сложных технических проблем, чтобы наладить их выпуск.

На самом деле, с конца 17 века известны куда более примитивные двигатели, состоявшие из котла и металлической помпы. Пар выпускался в цилиндр и толкал поршень, который затем возвращался в исходное положение под собственным весом. Клапаны открывались вручную.

Доуаттовские машины обладали крайне низким КПД и не могли создавать равномерного вращательного движения. Но оно требовалось не везде. Вплоть до 19 века на их базе создавались паровые молоты, насосы для откачки воды из шахт, компрессоры для подачи воздуха в печи и даже пушки. Для выстрела было достаточно заменить поршень ядром.

В 1903 году Герберт Уэллс написал рассказ «Земные броненосцы», «вытащив» их на сушу и приделав к ним маленькие ноги. Считается, что автор предсказал скорое появление танков.

Железо и дерево

Потерпев поражение в 1593 году, спустя 4 года японцы повторили попытку. И снова Ли Сунь Син отрезал их от баз. На этот раз перемирие заключено не было, и почти вся японская армия оказалась уничтоженной.

Ли Сунь Син погиб в последней битве Имджинской войны. С этого времени упоминания о кобуксонах стали очень редкими. Последнее обстоятельство нередко вызывает недоумение. Почему «черепахи» более не строились? Как могло случиться, что идея броненосного корабля, против которого были бессильны традиционные парусники, осталась невостребованной в течение почти 250 лет?

Проще всего ответить на первый вопрос: кобуксоны не строились в Корее, так как надобность в сильном флоте отпала. В результате образцово-показательной порки японцы надолго - на три века! - приобрели стойкое отвращение к войне. Самураи сменили коней и мушкеты на катаны. Те из них, кто без экстрима не мог совсем, старались устроиться в пожарную охрану.

Вторая причина бесплодности идеи заключается в масштабе. Вопрос о мощности брони корейских кораблей остается дискуссионным. Конечно, она выдерживала попадание ядра из осадной пушки, но все-таки это были каменные ядра из японских осадных пушек. При водоизмещении всего в 300 тонн кобуксон никак не мог нести броню, соответствующую требованиям 18-19 веков.

Само собой, корабль можно было бы сделать и побольше. В конце концов, китайцы собрали пагоду из литых чугунных деталей еще в 10 веке. Но «растолстев» до масштабов громившей Севастополь французской плавучей батареи «Девастасьон» (1800 тонн, 116 миллиметров железной брони на деревянной подложке и 18 50-фунтовых орудий), кобуксон полностью потерял бы возможность передвигаться на веслах. Попытки же объединить бронирование с полноценным парусным вооружением предпринимались на продолжении всего 19 века, но успеха не имели.

Наконец, бортовая броня кобуксонов, по всей вероятности, была деревянной. При равной с железной плитой эффективности защита из мореного дуба весила в 1.5 раза меньше. Идея деревянной брони исчерпала себя лишь с распространением мощных морских пушек, предназначенных для стрельбы разрывными снарядами. По своей пробивной силе бомбы уступали чугунным ядрам, но начиненный порохом снаряд вонзался в борт и застревал в нем. Когда фитиль догорал, бомба взрывалась, разрушая броню изнутри.

В первой половине 19 века бомбические пушки стали стандартным вооружением боевых кораблей. Дубовые балки бортов перестали обеспечивать необходимый уровень защиты. Но и железо все еще не было готово заменить их.

Железная броня первых броненосцев могла лишь не допустить проникновения бомб в толщу дерева. Не только корпуса бомб, но и сплошные ядра из хрупкого чугуна раскалывались при ударах о твердую поверхность. Даже к железному корпусу построенного в 1861 году британского броненосца «Уорриор » снаружи крепились композитные броневые плиты из 110 миллиметров железа на полуметровой деревянной подложке. Впрочем, до начала 70-х годов броненосцы, за редкими исключениями, продолжали строиться с деревянными корпусами.

Архаично выглядело и вооружение. Пушки все еще мало отличались от орудий 17-18 века, отливались из чугуна или бронзы, заряжались с дула сферическими бомбами и размещались в один или два яруса по бортам. Калибр орудий колебался в пределах 190-280 миллиметров.

«Монитор» и «Мерримак»

Первый поединок между броненосными кораблями состоялся в 1862 году. Нехватку кораблей Конфедерация рабовладельческих штатов решила возместить качественным перевесом. Не имея собственной промышленности, южане, тем не менее, сумели поднять затопленный экипажем 60-пушечный фрегат «Мерримак », снабженный вспомогательным паровым двигателем. Мачты и корпус корабля были срезаны, а центральная часть главной артиллерийской палубы в два слоя обшита сплющенными рельсами.

Полученный таким образом эрзац-броненосец при водоизмещении 3500 тонн имел защиту из 50 миллиметров железа и 550 миллиметров дерева, и нес шесть 229-миллиметровых и четыре легких нарезных орудия.

Узнав о приготовлениях южан, северяне начали строить свой корабль. «Монитор » также имел композитную конструкцию: надводная его часть была железной, а подводная деревянной. При очень небольшом - всего 1000 тонн - водоизмещении толщина его брони достигала 125 миллиметров на корпусе и 203 миллиметра на башне. Две установленные в башне 280-миллиметровых пушки заряжались с дула и после выстрела полностью убирались внутрь.

Кроме того, у северян имелось секретное оружие - ядра из закаленной стали. Предполагалось, что такие ядра смогут пробить до 110 миллиметров железа. Чугунные бомбы из орудий «Мерримака» могли осилить только 60.

«Монитор» и «Мерримак» вступили в строй почти одновременно. Утром 8 марта 1862 года броненосцы встретились на гэмптонском рейде. Это была ужасная битва. Оба корабля продемонстрировали полный иммунитет к вражеским ядрам. Отчаявшись, южане прекратили артиллерийский огонь и взялись за ружья, чтобы поразить смотровые щели «Монитора». Однако его амбразуры были столь малы, что... броненосец северян оказался почти слеп. Когда «Мерримак» в пылу боя вылетел на мель, северяне пытались таранить его, но промахнулись. Два раза.

Снявшись с мели, южане, в свою очередь, хотели броситься на абордаж, но «Монитор» ушел. При намеренных и случайных столкновениях с противником ему, кстати, удалось выпустить два снаряда в упор, однако и эти попадания оказались безрезультатными. Если бомбы южан разбивались о броню «Монитора», то стальные ядра северян, пробив слой рельсов, застревали в деревянной подложке.

В конце концов, «Мерримак» понял, что даром тратит время, и отступил. Ни один из кораблей не получил серьезных повреждений и даже не потерял ни одного члена экипажа... Но последствия этого странного боя для развития военно-морского флота были огромны. Стало ясно, что роль в бою броненосцев будет играть не число орудий, а их мощность. На новые броненосцы северяне стали устанавливать орудия калибром сначала 381 миллиметр, а затем и 508 миллиметров...

«Демологос»

Идея корабля «абсолютного» бронирования обрела второе дыхание с возникновением технических предпосылок в лице парового двигателя. В 1814 году в Соединенных Штатах по проекту Фултона был построен «Демологос » - 2500 тонный корабль с 1.5-метровой дубовой броней.

В конструкции «Демологоса» многое было революционным. Например, катамаранное (с единственным центрально расположенным гребным колесом) устройство корпуса. Или носовое орудие, для выстрела погружаемое под воду.

Но в остальных отношениях этот корабль представлял собой классический броненосец батарейного типа. Все 24 32-фунтовые пушки располагались в один ярус. Борт корабля, таким образом, получался предельно низким. В сравнение с современными ему парусными кораблями «Демологос» не только был лучше бронирован, но представлял собой значительно меньшую цель.

* * *

Совсем скоро - в 1865 году - Пьер Мартен изобрел новый тип плавильных печей. Мир изменился. Появились гигантские казнозарядные нарезные пушки, корабли начали строиться целиком из стали. В 80-х годах черный порох был заменен бездымным. Флот стремительно приобретал вид, знакомый нам по хронике Первой мировой войны. Краткая эпоха «гибридных» броненосцев была забыта.

Но ее стоит иногда вспоминать, уже ради ее неповторимого «стимпанковского» очарования.

Понятие об атаке появилось раньше, чем понятие об обороне. Именно поэтому перевороты в боевой тактике, способах ведения войны, как правило, производят новые средства нападения.

Броненосная батарея "Первенец", Россия, 1864 г.

Максимальным успехом они пользуются в тот короткий промежуток времени, пока противник не разработал соответствующих средств защиты. История броненосного флота видимым образом противоречит такому естественному ходу дел. Здесь не новое средство нападения - пушка, - а новое средство защиты - броня, - произвело переворот, разом обесценив мощь огромных флотов, состоящих из многопушечиых деревянных линейных кораблей.

«Державы, считавшие себя могущественными на море, вдруг увидели, что они почти совсем беззащитны, если не примут решительных мер к созданию броненосных флотов...» - писал один из современников этого великого переворота.

Секрет такого кажущегося парадокса прост. Чем ближе цель, тем разрушительнее действие снаряда. А поскольку боевой корабль - гармоническое сочетание подвижной платформы и огневой мощи, защиты и нападения, то оказывается, что броня, позволяя броненосцу безнаказанно приближать свои орудия к борту противника, как бы увеличивает поражающую силу снаряда. Эффективность нападения здесь теснейшим образом связана с эффективностью защиты. Именно поэтому появление броненосцев произвело такое ошеломляющее действие на умы военно-морских специалистов.

Однако кораблестроители, которые сто с лишним лет назад решили закрыть железом деревянные борта, едва ли понимали такую зависимость. Они вряд ли догадывались, что осуществление такой идеи в скором времени произведет переворот в военно-морском деле. Для них железная броня была одним из многих изобретений, испытывавшихся тогда на боевых кораблях, не более важным, чем паровая машина, гребной винт и железный корпус. Но именно применение брони открыло тот период в развитии военного паровою флота, который даже можно назвать романтическим.

Период, лежащий между первыми экспериментами и широким признанием, период пересмотра старых канонов и рождения новых конструкций и правил, период бесконечного разнообразия типов кораблей. Короче говоря, период поисков прототипа. Для броненосного флота этот период укладывается в три десятилетия - I860-1890 годы.

Наиболее дальновидные специалисты удивительно правильно предугадывали характер грядущих изменений, ясно видели основные контуры боевых кораблей недалекого будущего. В 1841 году американцы братья Стивенс спроектировали железный корабль водоизмещением в 6000 т со скоростью хода 17 узлов, с пушками на поворотных платформах, с двумя винтами и балансирным рулем, с высокооборотной многоцилиндровой машиной и высоким по тогдашним представлениям давлением пара - 3,5 атм.

Спустя четыре года известный французский кораблестроитель де Лом изложил свои соображения о корабле будущего, который должен был быть железным, высокобортным, несущим несколько тяжелых орудий вместо множества легких. Основной двигатель - паровая машина, вспомогательный - паруса. Примерно в это же время в голове знаменитого американского изобретателя Эриксона сложилось представление о низкосидящем корабле с тяжелыми орудиями, размещенными в поворотной башне. Авторы всех трех проектов главный упор делают на броню. Но прежде чем эта идея претворилась в жизнь, должно было произойти знаменитое Синопское сражение...

18 ноября 1853 года русская эскадра под командованием адмирала П.С.Нахимова вошла в Синопскую бухту, где укрылся турецкий флот. «Это сражение было коротким и решительным, - пишет английский историк Вильсон, - турецкий флот, ие располагавший бомбическими орудиями, просто-напросто исчез... Три турецких фрегата сгорели в несколько минут, два транспорта сразу пошли на дно».




Так получила боевое крещение идея французского артиллериста Пексана. «Необходимы короткие пушки большого калибра, - писал он в 1822 году, - стреляющие с больших дистанций по деревянному флоту разрывными снарядами с большим разрывным зарядом». Успех пушек Пексана положил начало неуклонному росту калибра морских орудий, который почти не увеличивался на протяжении предшествовавших 300 лет. Дело в том, что мощность гранаты (бомбы) сильно зависит от количества содержащегося в ней разрывного заряда. При стрельбе же сплошным ядром увеличение калибра со 152 мм до 203 мм увеличивает разрушительное действие снаряда сравнительно мало, а вес ядра и орудия становится чрезмерным.

Лихорадочно ища защиту от губительного огня русских батарей, Наполеон III в сентябре 1854 года отдал приказ о постройке 5 плавучих батарей с железной броней. Именно в пылу войны родился броненосец береговой обороны - тип корабля, которого не знал парусный флот. Но для выполнения главных целей флота, которыми тогдашние адмиралы считали господство на море и блокаду вражеских портов, новые корабли не представляли никакой ценности. Капитан, руководивший бомбардировкой Кинбурна, в сердцах сравнивал плавучие батареи с черепахами. При встречном ветре их тащило назад, и тогда приходилось отстаиваться на якорях либо прибегать к буксировке. Для настоящей морской службы требовался мореходный броненосец, который бы не уступал парусным кораблям того времени.

Де Лом, взявшийся построить такой броненосец, решил воспользоваться старым опытом. Его знаменитый «Ла-Глуар» (1), спущенный на воду в 1859 году, по праву считался мощнейшим кораблем тех лет. 30 орудий 162-мм калибра, броня в 120 мм, закрывавшая весь надводный и часть подводного борта, машина в 2500 л.с. и скорость 12-13 узлов давали все основания для такой репутации. Но с точки зрения новых идей этот «лев в стаде овец», как гордо называл его сам строитель, не представлял ничего оригинального. Де Лом обшил борта деревянного корабля железными плитами. С конструктивной точки зрения «Ла Глуар» - обычный деревянный линейный корабль, у которою срезана одна палуба и уменьшено количество пушек для компенсации веса брони. Такие корабли стали называть панцирными, чтобы отличать их от истинных броненосцев, начало которым положил «Уорриор» (2), спущенный в Англии в 1861 году. Он был крупнее и быстроходнее, чем «Ла Глуар», и нес больше орудий. Правда, броня не закрывала весь его надводный борт, а образовывала в средней части корпуса прямоугольную коробку, в которой размещались батареи. Недостатком такой схемы бронирования была уязвимость рулевой машины. Но зато строители «Уорриора» - знаменитые Скотт-Рассел и И.Уатт усовершенствовали конструкцию, применив водонепроницаемые отсеки и цельножелезный корпус. Чтобы оценить важность этого решения, стоит вспомнить, что Британское адмиралтейство отказывалось строить железные корабли с 1834 года из-за сильной коррозии и обрастания подводной части.

При всем различии первых броненосцев обращает на себя внимание одна деталь: толщина брони остается примерно постоянной - 100-120 мм. Артиллеристы приняли вызов. В 1865 году нарезные 228-мм пушки Вулвичского арсенала с дистанции около 1000 м пробивали броню голщиной 254 мм. Стало очевидно, что многочисленные малые орудия необходимо стянуть в мощный кулак из небольшого числа крупных пушек и защищать его толстой броней. Воплощая эту идею в конструкцию, главный строитель английского флота Эдвард Рид предложил так называемые казематные броненосцы. Для них характерны высокий борт, полное парусное вооружение в дополнение к паровой машине, броневой пояс по ватерлинии, увенчанный в средней части броневым коробом - казематом. В нем размещается несколько тяжелых орудий. Нa верхней палубе без прикрытия иногда устанавливалась дополнительная батарея легких орудий.

Чтобы погонные и отступные пушки могли вести огонь вдоль диаметральной плоскости, каземат должен был выступать за пределы борта. Тогда тяжелые орудия могли стрелять в нос и в корму через порты, прорезанные в углах каземата.

Первый казематный броненосец английского флота «Беллерофон» (1865 год) (4) превосходил «Уорриор» толщиной брони, мощностью орудий, маневренностью.

В 1865 году газета «Тайме» писала, что «из всей своры отечественных броненосцев он будет походить на гончую собаку, способную ворваться в неприятельскую гавань, разбить флот, если он на якоре, или выгнать его в море».

Спустя десять лет появился первый броненосец с двухдечным казематам - «Александра» (6). Чтобы отличать такие корабли от обычных однодечных, их стали называть казематированными. Последним таким броненосцем в мировой практике кораблестроении стал французский «Девастасьон» (7), спущенный в 1879 году.

...«Едва успели мы похоронить наш парусный флот и только что успели соорудить достойный для России паровой флот, как непредвиденные военно-морские события... заставили морское министерство сосредоточить все свои умственные и материальные средства на создании броненосного флота», - писал официальный историограф русского флота К.Манн. Принимая решение о строительстве броненосцев, морское ведомство должно было решить три проблемы:

1. Какие корабли нужны флоту?

2. Строить ли их самим или заказывать за границей?

3. Какую систему взять за основу: французскую или английскую?

К 1860-м годам стало ясно, что броня, в мгновение ока уничтожившая строгую, выработанную столетиями классификацию парусных кораблей, привела к появлению броненосцев, для которых требуется своя, новая классификация. Русское морское ведомство решило для плавания в океанах и линейного боя оставить бортовые броненосцы с полным парусным вооружением и с броней умеренной толщины, а для атаки и обороны портов и гаваней строить броненосцы береговой обороны, способные нести самые тяжелые орудия и самую толстую броню. Поскольку первостепенной задачей для России была защита берегов, основной упор кораблестроительной программы делался на броненосцы береговой обороны.

Постройка в 1861 году небольшой броненосной лодки «Опыт» показала, что заводы царской России не в состоянии были выполнить требования морского ведомства. Поэтому первый наш броненосец - плавучая батарея «Первенец» (3) - сооружался в Англии. Ее строительство было использовано для обучения русских инженеров и мастеров, командированных с этой целью в Англию. Следующая броненосная батарея «Не тронь меня» строилась уже в Петербурге, на Галерном островке, английским заводчиком Митчеллом, но силами русских рабочих под наблюдением инженера Соболева. Третью батарею - «Кремль», несколько увеличенного водоизмещения - построили на русском частном заводе Семянникова и Полетики частью из английского, частью из русского железа.

Из двух систем постройки - французской, при которой деревянный корпус обшивали коваными железными плитами, и английской, при которой корпус строился из железа, предпочтение отдавалось английской, хотя она была дороже и требовала больше времени. На русских верфях было построено всего два панцирных броненосца (переделанные фрегаты «Севастополь» и «Петропавловск»). Все остальные строились из железа, ибо морское ведомство считало: «Железное судостроение должно прочно водвориться в России, суда должны строиться русскими и из русских материалов, чтобы нам не быть в этом важном деле в зависимости от иноземной промышленности и иностранных техников».

В результате этой дальновидной политики уже в 1864 году отечественное судостроение смогло приступить к постройке нашего первого мореходного броненосца - казематного фрегата «Князь Пожарский» (5). Он строился на Галерном островке целиком из русского железа, а на изготовление каземата пошла первая броня Ижорского завода. Пробные плавания в Балтийском море в 1869, 1870 и 1871 годах дали малоудовлетворительные результаты, и это обстоятельство позволило знаменитому нашему кораблестроителю адмиралу А.Попову лишний раз блеснуть своим талантом. Проведя испытания, он убедился, что недостатки фрегата кроются не в конструкции его, а в неправильном размещении грузов и рангоута. Произведенные по указаниям А.Попова переделки дали прекрасные результаты, и летом 1873 года «Князь Пожарский», успешно перенеся ряд штормов, отправился нести службу в Средиземное море. Он стал нашим первым броненосцем, вышедшим из Кронштадта за пределы Балтийского моря.


1. «Ла Глуар», Франция, 1859 г.

Водоизмещение 5600 т, длина 77 м, ширина 16,1 м, осадка 8 м. Мощность силовой установки 2500 н.л.с. Скорость 12,8 узл. Толщина брони 120 мм. Вооружение - 30 162-мм орудий.

2. «Уорриор», Англия, 1861 г.
Водоизмещение 8950 т, длина 116 м, ширина 17,8 м, осадка 8 м. Мощность силовой установки 5470 н.л.с. Скорость 14,4 узл. Толщина брони 114 мм. Вооружение - 48 203-мм орудий.

3. «Первенец», Россия, 1864 г.
Водоизмещение 3277 т, длина 68 м, ширина 16,1 м, осадка 4,4 м. Мощность силовой установки 1067 н.л.с. Скорость 8 узл. Толщина брони 114 мм. Вооружение - 24 196-мм орудий.

4. «Беллерофон», Англия, 1865 г.
Водоизмещение 7550 т, длина 92 м, ширина 17,2 м, осадка 8 м. Мощность силовой установки 6520 н.л.с. Скорость 14,17 узл. Толщина брони 152 мм. Вооружение - 10 229-мм орудий, 5 175-мм орудий.

5. «Князь Пожарский», Россия, 1867 г.
Водоизмещение 4505 т, длина 83 м, ширина 15,6 м, осадка 6,1 м. Мощность силовой установки 2835 н.л.с. Скорость 11,7 узл. Толщина брони 114 мм. Вооружение - 8 203-мм орудий, 2 152-мм орудий.

6. «Девастасьон», Франция, 1879 г.
Водоизмещение 9600 т, длина 94,9 м, ширина 21,3 м, осадка 7 м. Мощность силовой установки 8000 н.л.с. Скорость 15 узл. Толщина брони 380 мм. Вооружение - 4 320-мм орудий, 3 270-мм орудия.

7. «Александра», Англия, 1875 г.
Водоизмещение 9490 т, длина 99 м, ширина 19,4 м, осадка 8 м. Мощность силовой установки 8610 н.л.с. Скорость 15 узл. Толщина брони 305 мм. Вооружение - 2 280-мм орудия, 10 254-мм орудий.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!