Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Испытания и эксплуатация. Аэродинамика и характеристики силовой установки

Самолет Ю-52 (фиг. 75) представляет собой трехмоторный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и неубирающимся шасси. Он применяется в пассажирском, транспортном и бомбардировочных вариантах.

Краткое описание конструкции

Крыло состоит из небольшого центроплана, составляющего одно целое с фюзеляжем, и отъемных консолей, несущих на себе моторные гондолы. Консоли соединяются с центропланом посредством шаровых узлов типа Юнкерc. Крыло имеет четыре ферменных лонжерона с трубчатыми поясами. Обшивкл дуралюминовая, гофрированная.

Закрылки и элероны подвесные, образующие задний профиль двойного крыла типа Юнкерс. При взлете закрылки отклоняются на 25°, при посадке - на 40°. При опускании закрылков элероны зависают.

Фюзеляж - прямоугольного сечения со скругленными верхними углами; имеет ферменный каркас из швеллеров и гофрированную дуралюминовую обшивку. Центральную часть фюзеляжа занимает помещение объемом 19,6 м² для пассажиров или груза. Кроме того, под полом кабины имеется четыре небольших багажных отсека. В левом борту кабины сделана большая входная дверь, которая может быть сброшена в случае аварии. В обоих бортах и потолке кабины сделаны крупные погрузочные люки и раздвижные двери, допускающие проход грузов больших габаритов.

Хвостовое оперение цельнодуралюминовое, с гофрированной обшивкой; имеет двойной профиль типа Юнкерс. Горизонтальное оперение подносное. Стабилизатор регулируется в полете. Руль высоты имеет роговую компенсацию.

Шасси - неубирающееся, пирамидальное. Стойка, подкосы и колесо закрыты обтекателями. Амортизация масляно-пневматическая. Пневматики среднего давления размером 1300 X 300. Тормоза пневматические.

Самолет может быть установлен также на поплавки.

Винтомоторная группа

На самолете установлены три мотора BMW-132L мощностью 760 л. с. на высоте 1400 м. Емкость бензобаков 2450 л, маслобаков 240 л. При нормальной загрузке баки заливаются не полностью. Маслорадиаторы выполнены в виде отдельных трубчатых секций. Набор из трех секций установлен под каждым мотором.

Винты трехлоластные, металлические, фиксированного шага.

Вооружение

В транспортном варианте самолет вооружен тремя подвижными пулеметами MG-15 калибра 7,9 мм: один установлен на верхней открытой турели, а два других- на карданной установке, на левом и правом бортах фюзеляжа.

В бомбардировочном варианте вместо бортовых установок самолет имеет нижнюю стрелковую установку, которая в боевом положении опускается, а в походном положении - подтягивается к фюзеляжу.

Данные транспортного самолета Ю-52 с тремя моторами BMW-132L
Данные Грузовой
вариант
Пассажирский
вариант
Размах крыла, м 29,5
Длина самолета, м 18,9
Высота самолета, м 4,5
Площадь крыла, м² 110,5
Вес пустого самолета, кг 7100 7100
Вес пустого самолета с вооружением (3 пулемета), кг 6500 6600
Вес горючего, кг 1180 1850
Вес масла, кг 180 180
Вес экипажа (3 чел.), кг 270 270
Вес экипажа, кг 2370 1350 (16 чел.)
Вес груза или пассажиров, кг 10400 9500
Полный полетный вес, кг 10500 10200
Мощность моторов, л.с. 3х760 -
на высоте, м 1400 -
95 -
Мощность, л.с./кг 0,217 -
Мощность л.с./м² 20,6 -
Максимальная скорость, км/час 305 -
на высоте, м 1400 -
Посадочная скорость, км/час 106 -
Дальность, км 305 -
при скорости, км/час 1400 -
на высоте, м 3000 -
Разбег, м 340 -
Пробег, м 360 -

Примечание. Данные относятся к одной из последних модификаций самолета Ю-52.

Опознавательные признаки

1. Трехмоторная схема.

2. Трапецевидное крыло с незакругленными концами и подвесными закрылками и элеронами.

3. Неубирающееся шасси.

4. Угловатое хвостовое оперение.

5. Толстый угловатый фюзеляж.

Развитие самолета Ю-52

Самолет Ю-52 был выпущен в 1930 г. как одномоторный транспортный самолет.

В 1932 г. был выпущен трехмоторный вариант этого самолета, получивший обозначение Ю-52/3М (в дальнейшем одномоторный вариант перестал применяться, и под обозначением Ю-52 даже без индекса ЗМ обычно понимают трехмоторный самолет).

Самолет Ю-52 строился и использовался в течение ряда лет во многих вариантах, в числе которых были сухопутные самолеты и поплавковые гидропланы, бомбардировщики, грузовые, пассажирские, санитарные, десантные, штабные самолеты и пр.

Большое количество самолетов Ю-52 и в настоящее время используется в германских ВВС, главным образом в качестве транспортных самолетов.

Ю-52 так долго удерживается на вооружении благодаря следующим его качествам:

1. Простота конструкции и технологии производства, в значительной мере допускающая использование устаревшего оборудования и рабочей силы низкой квалификации.

2. Хорошие эксплоатационные качества самолета (нетребовательность в отношении ухода, надежность, вместительная кабина, удобная для погрузки и выгрузки).

3. Хорошие взлетно-посадочные свойства и простота управления, что допускает использование малоквалифицированного летного состава и базирование на плохих аэродромах.

4. Живучесть конструкции планера - в первую очередь крыла - при поражении огнем ЗА или авиации.

Основная же причина столь долгой службы самолета Ю-52 заключается в трудности перестройки производства на массовый выпуск нового самолета.

Вследствие малой мощности на квадратный метр крыла, малой высотности мотора и аэродинамического несовершенства (гофрированная обшивка, нескоростной «двойной» профиль крыла и оперения, неуби|рающееся шасси и пр.) самолет имеет небольшую скорость и низкий потолок. По этой причине, а также вследствие слабой стрелковой защиты применение самолета Ю-52 на фронте сопряжено с чрезвычайно большими потерями (например, в 1942 г. под Сталинградом).

По имеющимся сведениям самолет Ю-52 модернизируется. Увеличивается его грузоподъемность и емкость кабины и улучшаются летные данные, главным образом путем улучшения аэродинамических качеств.

Низкие летные данные и слабая огневая защита самолета Ю-52 делают его весьма уязвимым для ЗА и истребителей и ограничивают область его применения.

Всего построено:

Ju 52, подбитый в апреле 1940 в битве за деревню Dombås, Норвегия.

Юнкерс Ю 52/3м (нем., англ. Junkers Ju.52/3m ) - немецкий пассажирский и военно-транспортный самолёт . «3m » в обозначении означает нем. «drei Motoren» - трехмоторный. Самолет получил неофициальные прозвища: «Auntie Ju» - «Тетушка Ю» и «Железная Анни», во время гражданской войны в Испании - «Pava» («Индюшка»).

Внешний вид Юнкерса-52

Производился фирмой Юнкерса с по года. Построенный в году прототип Юнкерс Ю 52 имел один двигатель и характерный фюзеляж из гофрированного металла. По итогам прохождения испытаний, число двигателей было доведено до 3 и самолет получил обозначение Юнкерс Ю 52/3м . Добавление двигателей значительно улучшило летные характеристики Ю 52 , и он поступил в коммерческую эксплуатацию. Первоначально самолет использовался в роли пассажирского авиалайнера в авиакомпании Люфтганза . Пассажирский семнадцатиместный Юнкерс Ю 52 совершал рейс из Берлина в Рим за 8 часов. Был создан и транспортный вариант. По некоторым сведениям, в конструкцию этого самолета изначально была заложена возможность и быстрой модернизации его в легкий бомбардировщик .

Кокпит Юнкерса-52

Такие модернизированные Ю 52 в составе возрождённых люфтваффе приняли участие в Испанской гражданской войне 1936-1939 годов («Легион Кондор »), но уже в те годы его лётные характеристики как бомбардировщика оказались недостаточными, и Ю 52 понесли значительные потери. Значительную роль на начальном этапе франкистского мятежа сыграли транспортные самолёты, использованные для переброски войск. Гитлер так оценил их значение: «Франко должен воздвигнуть памятник Ю 52. Этому самолету обязана победа революции в Испании» . Впоследствии, Ю 52 стал основным военно-транспортным самолетом Германии во Второй мировой войне . Широко применялся на всех фронтах и в тылу, производился всю войну. Принимал активное участие в крупнейшей немецкой воздушно-десантной операции - захвате острова Крит . Использовался для снабжения войск, в том числе и попавших в окружение, выстраивая «воздушные мосты» снабжения.

После окружения немецких войск под Сталинградом , попытка организовать их снабжение авиацией при отсутствии господства в воздухе и мощной советской системе ПВО привело к потере свыше 300 военно-транспортных Ю 52 . Это, а также утраченное во второй половине войны превосходство в воздухе привело к снижению роли немецкой военно-транспортной авиации в боевых действиях. Тем не менее, Ю 52 производился до самого конца войны. В завершающий период войны и после капитуляции Германии большая их часть была уничтожена.

После окончания Второй мировой войны эта модель самолёта в небольших количествах производилась во Франции и в Испании . В ВВС Швейцарии Ю 52 эксплуатировался до 80-х годов века. В настоящее время в мире имеется более 20 таких самолётов в качестве памятников и музейных экспонатов и несколько летающих экземпляров.

См. также

  • Тральщик -боевой корабль , задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин . В качестве тральщиков может использоваться и авиатехника. Так в годы Второй мировой войны ряд самолётов бобмардировочной авиации ВВС Великобритании были переоборудованы для этих целей. Сходным модификациям подверглись в то же время и ряд самолётов ВВС Германии Юнкерс Ю 52 .
  • Бомбардировка Герники : C 16.30 по 18.45 несколько групп самолётов (основной ударной силой были Юнкерс Ю 52 и Мессершмитт Bf.109) сбросили 50 и 250-кг бомбы (и зажигательные бомбы) на город.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Юнкерс-88
  • Юнкерс Ju-88

Смотреть что такое "Юнкерс Ю 52" в других словарях:

    Юнкерс Ju-52 - Юнкерс Ю 52 Назначение: бомбардировщик, транспортный самолёт. Первый полёт: 1931 Принят на вооружение … Википедия

    "ЮНКЕРС" - флюгцойг унд моторенверке А. Г. (Junkers Flugzeug und Motorenwerke A. G.), одна из старейших в ФРГ самолетостроительных компаний. Основана конструктором Гуго Юнкерсом, учредившим в Дессау предприятия газовой аппаратуры (1895), экспериментальных … Советская историческая энциклопедия

    ЮНКЕРС - название германской самолетостроительной и двигателестроительной фирмы (1919 45), основанной Г. Юнкерсом, и выпускавшихся ею самолетов. Наиболее известны: бомбардировщики Ю 87 и Ю 88, военно транспортный Ю 13, Ю 52, Ю 90 … Большой Энциклопедический словарь

    ЮНКЕРС - «ЮНКЕРС», название германской самолетостроительной и двигателестроительной фирмы (1919 45), основанной Г. Юнкерсом, и выпускавшихся ею самолетов. Наиболее известны: бомбардировщики Ю 87 и Ю 88, военно транспортный Ю 13, Ю 52, Ю 90 … Энциклопедический словарь

    юнкерс - юнкерс, а (самолет) … Русский орфографический словарь

    Юнкерс - (junkers) Гуго (1859–1935), немецкий авиаконструктор и промышленник. В 1895 г. основал в Дессау свой завод газовой аппаратуры, на базе которого создал фирму «Юнкерс» (1917). С 1910 г. начал заниматься авиацией, в 1912 г. построил аэродинамическую … Энциклопедия техники

    Юнкерс - название немецких грузовых самолетов и бомбардировщиков, а также газонагревательных приборов, выпускавшихся фирмой Junkers & Co. Хуго Юнкерс Hugo Junkers (1859–1935) немецкий инженер теплотехник, изобретатель, авиаконструктор и предприниматель.… … Судьба эпонимов. Словарь-справочник

    «Юнкерс» - Рис. 1. Бомбардировщик Юнкерс Ju87. «Юнкерс» (Junkers) — сокращённое название авиационных фирм Германии, основанных Г. Юнкерсом или образованных при последующих реорганизациях. Исходными являются фирмы в г. Дессау: самолётостроительная «Ю.… … Энциклопедия «Авиация»

Впоследствии Ю 52 стал основным военно-транспортным самолётом Германии во Второй мировой войне . Широко применялся на всех фронтах и в тылу, производился всю войну. Принимал активное участие в крупнейшей немецкой воздушно-десантной операции - захвате острова Крит . Использовался для снабжения войск, в том числе и попавших в окружение, выстраивая «воздушные мосты» снабжения.

После окружения немецких войск под Сталинградом , попытка организовать их снабжение авиацией при отсутствии господства в воздухе и мощной советской системе ПВО , а также в результате разгрома Тацинского аэродрома 24 танковым корпусом , привело к потере свыше 300 военно-транспортных Ю 52 . Это, а также утраченное во второй половине войны превосходство в воздухе привело к снижению роли немецкой военно-транспортной авиации в боевых действиях. Тем не менее, Ю 52 производился до самого конца войны. В завершающий период войны и после капитуляции Германии большая их часть была уничтожена.

Последний раз массово использовался во время наступления в Арденнах (операция «Вахта на Рейне »). Во время операции самолёты Ju-52 произвели выброску воздушного десанта в тылу американцев, но из-за неопытности пилотов парашютисты были рассеяны на большой территории. После парашютисты решили выходить к своим. Хотя из 200 человек вышло менее половины, они навели панику в тылу союзников.

Производство и использование после войны

После окончания Второй мировой войны эта модель самолёта в небольших количествах производилась во

1983 года Производитель До 1986: ХАПО
С 1986: ВМП «АВИТЕК»
Смоленский авиазавод (отдельные агрегаты)
Годы производства с 1983 года Годы эксплуатации с 1983 года Основные эксплуатанты ВВС СССР
ВВС России Модификации Х-55-ОК
Х-55СМ
Х-65
Х-555 Основные технические характеристики

Тип боевой части: ядерная
Макс. дальность: 2500 (Х-55), 3500 (Х-55СМ), 2000 (Х-555) км

Изображения на Викискладе

Х-55 (произносится как "Ха-55") («изделие 120», общеизвестное название - РКВ-500 , по кодификации МО США и НАТО - AS-15 Kent ) - советская /российская стратегическая авиационная крылатая ракета , разработанная в дубненском МКБ «Радуга» под руководством И. С. Селезнёва в конце 1970-х - начале 1980-х годов для вооружения стратегических бомбардировщиков .

Носителями Х-55 являются стратегические бомбардировщики Ту-95 , Ту-160 .

История

В 1971 году с инициативой о создании новой малогабаритной маловысотной дозвуковой крылатой с ядерной боевой частью ракеты дальнего радиуса действия выступило руководство МКБ «Радуга» . Несмотря на первоначальное неприятие, в 1976 году правительство СССР приняло постановление о срочном создании такого ракетного комплекса. МКБ «Радуга» была поручена разработка таких ракет для авиации, которая получила обозначение Х-55. Сборка первых экспериментальных образцов «изделия 120» начались в Дубне уже в начале 1978 года, но из-за высокой загрузки дубненского производства выпуском Х-22 было принято решение о развёртывании производства Х-55 на Харьковском авиапромышленном объединении (ХАПО). На первых порах там выпускались отдельные части ракеты, с передачей их на досборку в Дубну, но впоследствии был налажен выпуск изделия полностью.

В марте 1978 года Министерством авиационной промышленности во исполнение постановления правительства было принято решение о разворачивании серийного производства КР на ХАПО, то есть, ещё до завершения испытаний . Первая серийная Х-55 из установочной партии, полностью собранная на ХАПО, была передана заказчику 14 декабря 1980 года. Носителем новых ракет было принято решение сделать самолёты Ту-160 и модернизированные Ту-95 . Первый пуск серийной Х-55 был произведён 23 февраля 1981 года. Из первых 12 пусков только 1 закончился неудачей, из-за отказа электрогенератора ракеты. Испытания проводились на полигоне 929-го ГЛИЦ и на базе НИИАС в Фаустово . Освоение нового комплекса было начато в 1223 ТБАП в Семипалатинске . Уже в феврале 1983 полк начал отработку запуска ракет.

31 декабря 1983 г. комплекс воздушного базирования в составе Х-55 и самолёта-носителя Ту-95МС был официально принят на вооружение . В 1984 году на испытаниях была достигнута дальность 2500 километров, была подтверждена высокая точность этих ракет. В декабре 1986 производство Х-55 на ХАПО было свёрнуто и перенесено на завод им. ХХ партсъезда, г. Киров (ныне ОАО "ВМП «АВИТЕК »). Некоторые агрегаты также стали выпускаться на Смоленском авиазаводе.

Особенности конструкции

Параметр Х-55 Х-55СМ Х-555
Длина, м 5,88 6,04
Диаметр корпуса, м 0,514 0,77
Размах крыльев, м 3,1
Стартовый вес, кг 1195 1455* 1280 (1500**)
Масса боевой части, кг 410
Мощность боевой части, Кт ~ 200-500
Дальность полёта, км 2500 3500 2000***
Двигатель ТРДД Р95-300 (изначально)/ ТРДД-50
Скорость полёта, км/ч 720-830
Высота пуска, м 200-12000 600-12000 200-12000
Высота полёта на маршевом участке, м 40-110
Точность (КВО), м до 100 до 20

* В т.ч. 260 кг топлива в конформных топливных баках.
** В т.ч. 220 кг топлива в конформных топливных баках.
*** Без конформных топливных баков.

Модификации

Ракета Х-55 авиационного базирования существует в следующих модификациях:

Современное состояние

В 1999 году Украина передала России в качестве оплаты за поставку природного газа 575 ракет Х-55 и Х-55СМ.

Данный факт в марте 2005 года признал генпрокурор Украины Святослав Пискун. Именно он тогда в интервью британской газете «Файненшл таймс» рассказал о том, как и почему Пекин и Тегеран стали обладателями КР Х-55. Расследование проводилось по требованию группы депутатов Верховной Рады.

Крылатые ракеты вывозились по подложным документам, в которых они фигурировали как изделие «Икс-11». Странным образом ни одна украинская контролирующая инстанция не заметила подлога, равно как и тогдашний премьер-министр страны Виктор Ющенко . Но будущего президента от уголовного преследования спас бывший руководитель Службы безопасности Украины Игорь Смешко. Ведь, по его словам, глава кабинета министров не имел реального влияния на оружейный экспорт. Сам Ющенко впоследствии говорил, что контрабандой занималась «прежняя власть». К каковой он, видимо, себя не причислял… [стиль ]

Между тем в ходе следствия, о результатах которого поведал СМИ Святослав Пискун, выяснилось, что в 2000 году в Китай были проданы шесть ракет Х-55СМ, а в 2001 году - также шесть ракет Х-55 и комплект проверочного оборудования КНО-120 - в Иран. За эти коммерческие операции гендиректор фирмы «Укравиазаказ» Владимир Евдокимов в 2005 году получил по приговору суда 6 лет лишения свободы. Еще два фигуранта уголовного дела - экс-глава «Укрспецэкспорта» Валерий Малеев и австралиец Хайдер Сарфраз - погибли в странных автокатастрофах. Их «соратнику», российскому бизнесмену Олегу Орлову, повезло больше: в феврале 2006 года он, живой и невредимый, был экстрадирован на Украину из Чехии . Кроме продажи крылатых ракет Китаю, ему вменяется контрабандная поставка в Эритрею радиолокационной станции П14Ф в 1999 году.

Официальные Пекин и Тегеран опровергли факт покупки КР Х-55. При этом МИД Исламской Республики заявил, что не имеет документального подтверждения сделки с Украиной. Однако представитель иранской оппозиционной группировки NCRI Алиреза Джафарзаде утверждает, что две из шести доставшихся Тегерану ракет подверглись реверсивному инженерному анализу и на их основе была создана технология производства собственных КР. Оборонные предприятия, по словам оппозиционера, уже ее освоили. Однако эксперты скептически оценивают заявление Джафарзаде, поскольку противники «режима аятолл» известны своей склонностью преувеличивать его возможности.

Согласно данным Wikileaks конгресс США знал о продаже 6 ракет Китаю и 12 ракет Ирану в 2001 году.

Боевое применение

Дата Ракета Количество Носитель Цель
17.11.2015 Х-555 8 Ту-95МС Боевики ИГИЛ в Сирии
18.11.2015 Х-555 8 Ту-160 Боевики ИГИЛ в Сирии
19.11.2015 Х-555 5 Ту-95МС Боевики ИГИЛ в Сирии
20.11.2015 Х-555 6+8 Ту-95МС, Ту-160 Боевики ИГИЛ в Сирии

Аналоги

См. также

Примечания

  1. Стратегическая крылатая ракета Х-55 | Армейский вестник (рус.) . army-news.ru. Проверено 3 апреля 2018.
  2. Марковский В., Перов К. Крылья судного дня. Авиаракетный комплекс Х-55. Часть 1 (рус.) // Наука и техника . - 2010. - № 2 . - С. 30-37 .
  3. Х-55 (неопр.) . Уголок неба. Проверено 17 января 2010. Архивировано 16 февраля 2012 года.
  4. Х-55 / Х-55СМ / Х-65 / Х-555 - AS-15 KENT | MilitaryRussia.Ru - отечественная военная техника (после 1945г.) (неопр.) . militaryrussia.ru. Проверено 26 ноября 2015.
  5. Х-55: Крылья судного дня (неопр.) . aviation.gb7.ru. Проверено 26 ноября 2015.

Х-55 - дозвуковая малогабаритная стратегическая крылатая ракета, совершающая полет с огибанием рельефа местности на малой высоте, предназначена для использования против важных стратегических обьектов противника с заранее разведанными координатами.

Ракета разработана в НПО "Радуга" под руководством генерального конструктора И.С.Селезнёва в соответствии с постановлением СМ СССР от 8 декабря 1976г. Проектирование новой ракеты сопровождалось решением массы проблем. Большая дальность полета и малозаметность, требовали высокого аэродинамического качества при минимальной массе и большого запаса топлива при экономичной силовой установке. При требуемом числе ракет их размещение на носителе диктовало предельно компактные формы и делало необходимым складывание практически всех выступающих агрегатов - от крыла и оперения до двигателя и законцовки фюзеляжа. В результате был создан оригинальный летательный аппарат со складывающимися крылом и оперением, а также с двухконтурным турбореактивным двигателем, размещающимся внутри фюзеляжа и выдвигаемым вниз перед отцепкой ракеты от самолета.

В 1983 году за создание и освоение производства Х-55 большая группа работников МКБ "Радуга" и Дубнинского машиностроительного заводе удостоена Ленинской и Государственной премий.

В марте 1978г. было начато развертывание производства Х-55 на Харьковском авиапромышленном объединении (ХАПО). Первая серийная ракета, изготовленная на ХАПО, была передана заказчику 14 декабря 1980г. В 1986 году производство было передано на Кировский машиностроительный завод. Производство агрегатов Х-55 было развернуто также на Смоленском авиазаводе. Развивая удачную конструкцию МКБ "Радуга" разработало в дальнейшем ряд модификаций базовой Х-55 (изделие 120), среди которых можно отметить Х-55СМ с увеличенной дальностью (принята на вооружение в 1987году) и Х-555 с неядерной боевой частью и улучшенной системой наведения.

Носителями КР Х-55 являются самолеты стратегической авиации - (видео ) и (видео ).

На западе ракета Х-55 получила обозначение AS-15 "Kent".

Состав:

Х-55 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения. (см. проекции сбоку, сверху, снизу) Оперение цельноповоротное. В транспортном положении крыло и мотогондола убираются в фюзеляж, а оперение складывается (см.компоновочную схему).

Двухконтурный одновальный турбореактивный двигатель Р-95-300 (см. фото) с кольцевой камерой сгорания, разработанный под руководством гл.конструктора О.Н.Фаворского, расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне. Компрессор низкого давления - двухступенчатый вентилятор, компрессор высокого давления - семиступенчатый осевой компрессор. Маслосистема автономная. Р95-300 развивает статическую взлетную тягу 300..350 кгс, обладая поперечным размером в 315мм и длиной 850мм. При собственной массе 95кг весовая отдача Р-95-300 составляет 3.68кгс/кг - на уровне ТРД современных боевых самолетов. Р-95-300 создавался с учетом достаточно широкого полетного диапазона, свойственного крылатым ракетам, с возможностью маневра по высоте и скорости. Запуск двигателя осуществляется пиростартером, размещённым в хвостовом коке ротора. В полёте при выпуске мотогондолы для снижения сопротивления происходит удлинение хвостового кока фюзеляжа (кок выдвигается при помощи пружины, удерживаемой в натянутом состоянии нихромовой проволокой, которая пережигается электрическим импульсом). Для выполнения полетной программы и регулирования Р-95-300 оборудован современной автоматической электронно-гидромеханической системой управления и встроенным электрическим генератором мощностью 4кВт. Помимо обычных сортов топлива (авиационного керосина Т-1, ТС-1 и других) для Р-95-300 было разработано специальное синтетическое боевое топливо Т-10 - децилин. Т-10 - высококалорийное и токсичное соединение, именно с этим топливом достигались максимальные характеристики ракеты. Особенностью Т-10 является его высокая текучесть, требующая особо тщательной герметизации и уплотнения всей топливной системы ракеты.

Потребность в размещении значительного запаса топлива при ограниченных размерах привела к организации всего фюзеляжа Х-55 в виде бака, внутри которого в герметичных проемах размещаются крыло, боевая часть, арматура и ряд других агрегатов. Плоскости крыла складываются в фюзеляж, помещаясь одна над другой. При выпуске плоскости оказываются на разной высоте относительно строительной горизонтали изделия, фиксируясь с разными углами установки, из-за чего в полетной конфигурации Х-55 становится асимметричной. Складным выполнено и хвостовое оперение, все поверхности которого являются рулевыми, причем консоли шарнирно ломаются дважды. Фюзеляж ракеты выполнен полностью сварным из сплава АМГ-6.

В конструкции ракеты реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и тепловой заметности. За счет небольшого миделя и чистоты обводов, ракета имеет минимальную ЭПР, что затрудняет ее обнаружение средствами ПВО. Поверхность корпуса не имеет контрастных щелей и острых кромок, двигатель укрыт фюзеляжем, широко использованы конструкционные и радиопоглощающие материалы. Обшивка носовой части фюзеляжа, крыла и оперения изготовлена из специальных радиопоглощающих материалов на основе кремнийорганического композита.

Система наведения ракеты является одним из существенных отличий данной крылатой ракеты от предшествующих систем авиационного оружия. Ракета использует инерциальную систему наведения с коррекцией местоположения по рельефу местности. Цифровая карта местности, вводится в бортовую вычислительную машину перед пуском. Система управления обеспечивает длительный автономный полет ракеты Х-55 независимо от протяженности, погодных условий и т.д. Обычный автопилот на Х-55 заменила электронная бортовая система управления БСУ-55, отрабатывавшая заданную программу полета со стабилизацией ракеты по трем осям, удержанием скоростного и высотного режима и возможностью выполнения заданных маневров для уклонения от перехвата. Основным режимом являлся проход маршрута на предельно малых высотах (50-100м) с огибанием рельефа, на скорости порядка M=0.5-0.7, соответствующей наиболее экономичному режиму.

Х-55 оснащена вновь разработанной компактной термоядерной БЧ с зарядом мощностью 200Кт. При заданной точности (КВО не более 100м), мощность заряда обеспечивала поражение основных целей - стратегических центров государственного и военного управления, военно-промышленных объектов, баз ядерного оружия, пусковых ракетных установок, включая защищенные объекты и укрытия.

Носителями ракеты являются дальние бомбардировщики ТУ-95МС и Ту-160. Каждый бомбардировщик Ту-95МС-6 может нести до шести ракет, расположенных на пусковой барабанной установке МКУ-6-5 катапультного типа в грузоотсеке самолета (см. фото). Вариант Ту-95МС-16 несет шестнадцать Х-55: шесть на МКУ-6-5, по две на внутренних подкрыльевых катапультных установках АКУ-2 у фюзеляжа и по три - на внешних установках АКУ-3, размещенных между двигателями. В двух грузоотсеках сверхзвукового Ту-160 может располагаться 12 крылатых ракет большой дальности Х-55СМ (с дополнительными баками) или 24 обычных крылатых ракеты Х-55.


Модификации ракеты:

Х-55ОК (изделие 121) отличается системой наведения с оптическим коррелятором по эталонному изображению местности.

Модификация Х-55СМ (изделие 125) предназначена для поражения целей на удалении до 3500км. Система наведения осталась прежней, однако значительное повышение дальности потребовало почти полуторакратного увеличения запаса топлива. Чтобы не менять отработанную конструкцию по бокам фюзеляжа снизу оборудовали конформные баки на 260кг топлива, практически не повлиявшие на аэродинамику и балансировку ракеты. Такая конструкция позволила сохранить габариты и возможность размещения шести ракет на МКУ внутри фюзеляжа. Однако возросшая до 1465кг масса вынудила ограничить число ракет на подкрыльевых подвесах ТУ-95МС (может подвешиваться восемь Х-55СМ вместо десяти Х-55).

Неядерный вариант Х-55 получил обозначение Х-555. Новая ракета оснащается инерциально-допплеровской системой наведения, сочетающей коррекцию по рельефу местности с оптико-электронным коррелятором и спутниковой навигацией. В результате КВО составило около 20м. Предусматривается возможность снаряжения Х-555 несколькими типами БЧ: фугасной, проникающей - для поражения защищенных целей или кассетной с осколочными, фугасными или кумулятивными элементами для удара по площадным и протяженным целям. В связи с увеличением массы БЧ был уменьшен запас топлива и соответственно дальность полета до 2000км. В конечном счете более массивная БЧ и новая аппаратура управления привели к увеличению стартовой массы Х-555 до 1280кг. Х-555 оснащается конформными подвесными баками на 220кг топлива.

Х-65 - тактическая противокорабельная модификация Х-55 с обычной боеголовкой.

Тактико-технические характеристики:

Длина, м
- Х-55СМ 6.040
- Х-55 5.880
Диаметр корпуса,м
- Х-55СМ 0.77
- Х-55 0.514
Размах крыльев, м 3.10
Стартовый вес,кг
- Х-55СМ 1465
- Х-55 1185
- Х-555 1280
Мощность боевой части, кт 200
Масса боевой части, кг 410
Дальность полета,км
- Х-55СМ 3500
- Х-55 2500
Скорость полета, м/с 260
Высота полета на маршевом участке траектории, м 40-110
Высота пуска, м 20-12000
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч 540-1050

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!