Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Развитие речи деревья и кустарники подготовительная группа. Занятие в старшей группе «Деревья-наши друзья

Занятие в старшей группе «Деревья-наши друзья»

Программное содержание:

    Расширять и уточнять знания детей о растениях ближайшего окружения.

    Умение различать и называть части растений.

    Активизировать словарь за счёт слов, обозначающих породы деревьев: хвойные, лиственные.

    Воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Предварительная работа:

    Рассматривание картин и иллюстраций о лесе, растениях.

    Наблюдения на прогулке за деревьями, кустарником, травами.

    Загадывание загадок о растениях.

Демонстрационный материал: Картинки с деревьями ( дуб, рябина, берёза, ель, клён, сосна); картинки с частями дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды: шишки, серёжки, семена клёна и т.д.); натуральные плоды, собранные во время прогулки.

Ход занятия

Организационный момент: Дети стоят в кругу. Ребята, отгадайте загадки: (загадать загадки о дереве, лесе, о хвойном дереве и т.п.).

Основная часть: Сегодня на занятие к нам пришёл из леса ёжик, ему в лесной школе задали очень трудное задание, с которым ему одному никак не справиться. Вот он и решил, что ребята из детского сада помогут ему. Но прежде он хочет убедиться, что вы действительно знаете очень много, о наших зелёных друзьях – деревьях.

Я буду показывать картинки, а вы называть растения, которые на них изображены.

Как их можно назвать одним словом? (Деревья. )

Что есть у всех деревьев? (Корень, ствол (покрытый корой), ветви, маленькие веточки, листья, плоды. )

Могут ли деревья передвигаться в поисках пищи? (Нет, они растут на одном месте .)

Что нужно дереву, для того чтобы жить? (Корни, почва, влага, свет, тепло .)

Почему деревья специально сажают в городах? (Деревья очищают воздух .)

Почему деревья (леса) надо охранять, какую пользу они приносят? (Чтобы дышать чистым воздухом. Деревья очищают воздух, их плодами, семенами питаются птицы и животные. )

Откуда берутся деревья? (Из семян .)

Воспитатель демонстрирует картинки семян разных деревьев и натуральные семена клёна.

У клена к концу лета созревают семена. У каждого семени есть крылышко, падая на землю, они долго вращаются в воздухе. Ветер успевает подхватить крылатое семечко, и отнести его далеко от материнского дерева. У многих деревьев имеются крылышки (например: у берёзки), крылышки им нужны, чтобы разлететься подальше на полянке.

Проводит эксперимент: Воспитатель подбрасывает семечко клена, оно кружится и падает рядом. Затем подбрасывает второе семечко клёна, и вместе с детьми дует на него, словно ветерок, семечко отлетает дальше в сторону. Вместе с детьми делают вывод.

Физкультминутка: 1-2-3 повернись, в дерево превратись.

Упражнение по методике «Расскажи стихи руками».

Станем мы деревьями (Дети ставят ноги на ширине плеч, руки на поясе. )
Сильными большими
Ноги - это корни,
Их расставим шире, (
Раздвигают ноги шире. )
Чтоб держали дерево, (
Сжатый кулак ставят над другим кулаком .)
Падать не давали,
Из глубин далёких (
Наклоняются, складывают ладони чашечкой, разгибаются .)
Воду доставали.
Тело наше ствол могучий
Он чуть-чуть качается (
Покачиваются из стороны в сторону. )
И своей верхушкой острой (
Складываем ладони шалашиком, острым концом вверх .)
В небо упирается (
Поднимаем соединённые руки вверх. )
Наши руки – это ветви, (
Раскрывают ладони в поднятых руках .)
Крону вместе образуют (
Смыкают пальцы над головой .)
В кроне им совсем не страшно, (
Качают головой )
Когда ветры сильно дуют (
Качают поднятыми руками .)
Пальцы - веточками будут, (
Шевелят пальцами обеих рук .)
Листья закрывают их (
Прикрывают одну ладонь другой .)
Как придёт за летом осень, (
Поднимают вверх правую, затем левую руки .)
Разлетятся листья в миг (
Разводят руки в стороны ).

Воспитатель: Где растут деревья? (В лесу. )

Просит подойти к столам, где разложены вырезанные деревья (хвойные и лиственные).

В разных лесах растут разные деревья. У берёзки, осинки есть листочки, лес, в котором растут эти деревья, называют лиственным. (Демонстрация иллюстраций). У сосны, ели нет листьев, вместо них у этих деревьев есть иголочки – хвоинки. Такие деревья называются хвойные, и лес, в котором они растут, называется хвойным. (Показ иллюстрации хвойного леса).

Давайте и мы с вами посадим свой лес, возьмите по деревцу и укрепите их на нашем панно. Посмотрите, в нашем лесу растут и хвойные деревья, и лиственные такой лес называют смешанным лесом. Давайте запомним, в смешанном лесу растут и хвойные деревья и лиственные. У нас получился замечательный лес. Какие правила поведения в лесу вы знаете? (Не мусорить, не разорять гнёзда, не разводить костры и т д.)

Сегодня мы с вами вспомнили и узнали очень много интересного, и я думаю, сможем помочь ёжику выполнить его очень сложное задание. Достаёт конверт с заданием в нём картинки – рисунки. Игровое упражнение «Что забыл нарисовать художник?» (Дети дорисовывают деревьям веточки, ствол, листики и т.п.)

Заключительная часть: Выполненное задание отдают ёжику и прощаются с ним. Он благодарит детей и дарит мешочек с шишками, семенами, маленькими веточками для поделок из природного материала. Педагог подводит итог занятия, спрашивает детей, что им понравилось, что узнали нового.

Программное содержание:

  • Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
  • Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).
  • Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Предшествующая работа:

  • наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;
  • чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе;
  • рассматривание иллюстраций о лесе;

Словарная работа:
березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя.

Материалы к занятию:

  • ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;
  • иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;
  • хвоя сосны и ели в тарелочках;
  • шишки сосны и ели в контейнерах;
  • иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;
  • мяч для игры;
  • раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны.

Ход занятия:

Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что я получила письмо-приглашение в лес.

А вы сможете объяснить, что означает слово лес?

«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев (каких?), живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света т.к. в нем растет много деревьев».

А вы знаете какие-нибудь пословицы о лесе?

«Лес-богатство и краса, береги свои леса»

«Враг природы тот, кто леса не бережет»

«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса - посади»

А кто хозяин леса?

Молодцы, но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?

Правильно, правило поведения в лесу.

1. Не будем ломать ветки деревьев, не будем на ней царапать слова.

2. Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.

3. Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы, и не будем вырывать их с корнем.

4. Нельзя шуметь, нельзя обижать животных.

Хотите послушать сказку про деревья?

“Жили – были деревья – подружки:

Елка – Зеленушка.

Береза – Веселушка.

Рябина – Краснощечка.

Сосна – Стройнушка.

Они жили дружно,но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:

Елка – Зеленушка : “Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех.

Сосна – Стройнушка : “Что бы вы там не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее чем у елки. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.

Рябина – Краснощечка : “Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так – вот!

Береза – Веселушка : “А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: “Белая береза под моим окном…” Как звучит! И ствол у меня белый, не то что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева!”

Там полным полно чудес.

В нем живут дары природы

Для людей и лесного народа

Ну что не боитесь отправиться в лес. Но вот беда, в наш лес можно попасть только в заколдованном виде. Придумала. Давайте мы с вами скажем волшебные слова:

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в лесу ты окажись.

По пути, чтобы нам было веселей мы споем песенку про друзей.

(В это время в группу влетает самолетик – письмо. Воспитатель читает.)

“Я старичок-лесовичок. Вы попали в мои владения. И чтобы опять попасть домой и вам придется выполнить мои задания. Все они спрятаны в сундучке. Отгадайте и дорога домой вам открыта”.

Ну что ребята давайте думать, домой ведь хочется.

(Сундучок накрыт скатертью на журнальном столике, в нет три конверта с цифрами 1,2,3.)

Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1). В этом конверте задание, в котором надо показать и ответить, что нужно для роста и жизни наших деревьев.

Задание 1

1) Солнце – источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. В них находиться особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые делают лист зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель, липа). Когда осенью световой день становиться короче, деревья получают сигнал – нужно готовиться к зиме.

2) Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начала появления листьев.

3) Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град. Снег – укрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.

4) Деревья, как и люди должны дышать. Растениям как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В том же время сами деревья очищают воздух.

5) Ветер – переносить пыльцу растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).

6) Птицы – в жизни разных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.

7) Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок - нектар из цветков и опыляют их.

8) Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

Интересно, а слышал ли нас старичок-лесовичок? (звучит музыка)

Ну, вот он подал нам знак. Пора вскрывать другой конверт. А который по счету? (второй)

Задание 2

Вам нужно ответить на такой вопрос: чем отличается береза от осины?

У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.

Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?

БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.

Береза - единственное в мире дерево с белой корой.

Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).

Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.

Чем еще отличаются эти деревья?

Обратите внимание на листья. Они одинаковые?

Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.

Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.

У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.

Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?

Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.

Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.
Повторите, пожалуйста.

Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.

Повторите это новое слово.

Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.

Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

На ветвях этих деревьев растут листочки.

Ой, слышите музыку, это означает, что мы дали правильный ответ на второе задание.

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).

Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой? (три). Который по счету? (третий). Интересно, что спрятано в этом конверте?

Вам надо будет правильно ответить на задание: какие деревья растут в хвойном лесу?

Какие деревья растут в хвойном лесу?

Сосны, ели.

Кто знает загадку про ель и сосну?

Зимой и летом одним цветом.

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем. (ель)

У меня длинней иголки

Чем у елки

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. (сосна)

Почему эти деревья стоят зеленые?

Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.

Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.

Что вы можете рассказать о ёлочке?

Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.

Какой ствол у сосны?

Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.

Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.

Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.

Чем они похожи?

Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.

«Даже елки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз растут иголочки,

Значит, это елочки.

А когда на ветку ели

Мы поближе поглядели,

Оказалось, что она

Не такая как сосна».

Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?

Иголочками.

По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.

Скажите, почему хвойный лес так называется?

Какие хвоинки у сосны?

Длинные, мягкие, светлые.

Короткие, колючие, темные.

Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?

Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.

Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).

Какие шишки у ели?

Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.

Что вы расскажете про сосновые шишки?

Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.

Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждому дереву свой листочек».
- На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите с волшебного дерева листок и найдите каждому листочку свое дерево. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили тот или иной листок именно сюда).

Входит старичок-лесовичок

Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание примите мой сюрприз. А найдёте его в сундучке.

Ну, вот мы и дали ответы на все вопросы. Попробуем вернуться домой. Давайте вспомнить наши волшебные слова и нашу песню.

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в саду ты окажись.

Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружек. “Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.

Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.

«Мне по нраву только тот,

Мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет,

И костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу

Уважает тишину».

УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ – ВЕДЬ МЫ - ЧАСТИЧКА ЕЕ! (все вместе)

Литература:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада.- М., 1991 г. – 42 с.
  2. Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - Воронеж: ТУ «Учитель», 2002 г.- 52 с.
  3. Рыжова Н.А. Экологический проект «Дерево»- «Обруч». – 1997 г. - №2 – 32-35 с.
  4. Рыжова Н.А. «Здравствуй, дерево!» - «Дошкольное воспитание». – 2002 г. - №10 с 15-20
  5. Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево!»- М.: Карапуз, 2005. – 43-36 с.

Конспект занятия со старшими дошкольниками

Тема: "Деревья и кустарники нашего края"

Цель :Развитие и активация познавательного интереса к миру природы через общение с живой природой.

Предварительная работа: экскурсии, прогулки в природу, рассматривание иллюстраций, создание дидактической игры «С какой ветки детки», создание фотоальбома «Природа Тверского края», рисование «Природа нашего края»

Ход занятия

1. Скажите, пожалуйста, какая сегодня погода ? (Хмурое, серое небо; то дождь, то снег; не слышны птичьи голоса). Когда такое бывает? (Осенью).

Ребята, а я вам от осени принесла подарок! Давайте посмотрим, что же там? (Листья). Какие они? А кто мне скажет, с каких растений эти листья? А хотите узнать какие деревья, кустарники растут у нас, в нашем краю? Тогда нам нужно отправиться в путешествие, как вы думаете, куда? (В лес). Как себя вести на природе знаете? (Не шуметь, не ломать, не разрушать). Тогда в путь, правда без волшебства не обойтись. (Звучит фонограмма).

2. Давайте закроем глаза и представим, что мы шагаем по лесу. Перепрыгиваем с кочки на кочку, а вот встретилось упавшее дерево, мы его перешагнули. А как дышится легко и вольно. Как вы думаете почему? Открываем глаза. Ой, ребята, посмотрите, к нам спешит на встречу, как вы думаете кто? (Лесовичок). Загадка: Весной и летом они стоят одетыми, а осенью бедняжки остались без рубашки? (Деревья). Почему?

Приглашаем к " Полянке". Какие вы узнали здесь деревья? (Берёза). А как её вы узнали? (Белый ствол). Действительно: "В белом сарафане встала на поляне. Летели синицы, сели на косицы " или " Стоит Алёна в платке зелёном, тонкий стан, белый сарафан?" Белая берёза – русская красавица леса и не только леса. Посмотрите – ствол покрыт белой корой с черными точками, полосками, ветви вверх. А какие листья по форме? (Овальные). С зубчиками по краю, летом у берёзы – желтые серёжки. Берёза очень полезна – из почек делают настои – лечат суставы ; из коры (бересты) – делают сувениры .

А это дерево вы все знаете. (Ёлка). " Ее всегда в лесу найдешь - пойдем гулять и встретим: стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем."Да, это ёлка. Кто знает ещё загадки про это дерево? Чем оно отличается от берёзки ? Рассмотрим иголки (хвоинки) в лупу.

Ель – ценное дерево – из веток делают целебный настой (его пьют, когда в организме не хватает витаминов); из ее древисины делают бумагу, строят дома, делают музыкальные инструменты; ель– продукты питания для белок, клестов. Ну, а кто не любит ёлочку – она же наша гостья на Новый год!

Есть ещё деревья. " Есть у родственницы елки неколючие иголки, но, в отличие от елки, опадают те иголки?" (Лиственница).

Лиственница – это тоже хвойное дерево, но не вечно зелёное. На зиму лиственница сбрасывает нежные иголочки. Они, в отличии от иголок ели, очень легкие. У неё очень ценная древесина, из которой строят прочные мосты.

" Кудри в в воду опустила, и о чем-то загрустила, а о чем она грустит, никому не говорит?"У нас встречается этот кустарник очень часто. Это – узколистная ива . По-другому ещё называют её – вербой . В апреле – мае на гибких ветвях появляются ярко-жёлтые серёжки. кора используется в лечебных целях и служит кормом для зайцев. Ранней весной ещё снег не растаял, а на ветках появляются красные шишечки, которые осенью становятся коричневыми. (Рассматривание шишечек).

Ребята, а чем похожи все деревья? (Есть ствол, ветви, листья, корни).

Чем отличается дерево от кустарника? (У кустарника много тонких стволов, а у дерева – один). А мы похожи на дерево?

Игра " Изобрази дерево ".

Лесовичок : " Какие вы молодцы, ребята! А вот скажите, чем полезны деревья и кустарники? (Делают воздух чистым, украшают жизнь человека, дают ему здоровье).

Однажды в лесу произошла странная история, поссорились деревца – подружки. Давайте заглянем к ним и послушаем их хвастливые речи.

Экологическая сказка "Поучительная история"

Лесовичок: Жили-были в лесу деревца-подружки. Дружба их была крепкой, временем проверенной. Берегли подружки друг друга. А звали их елка Зеленушка, береза Веселушка, ива Хохотушка, рябина Краснощечка, ольха Скромница, лиственница Неженка . Они радовались летнему солнцу, прятались от ветра и мороза в холодную зимнюю пору, помогали друг другу во всем. Слава об их дружбе разнеслась по всему лесу и дошла до злой волшебницы. Лишилась она сна и аппетита, все думала о том, как поссорить подружек. Думала-думала и, наконец придумала. Решила она напоить подружек настоем для хвастовства. Попробовали они этого настоя и сразу же принялись хвастаться друг перед дружкой. Давайте заглянем к ним, послушаем их хвастливые речи.

Лиственница Неженка. Дерева лучше меня вы нигде не отыщете. Посмотрите, какая у меня красивая светло-зеленая мягкая хвоя. Не то, что у ели! Фу, какая жесткая! И растут мои хвоинки пучками – по 20-60 вместе. Поэтому-то я такая пушистая и красивая. Люди меня очень ценят: мосты из меня строят, ведь моя древесина в воде не гниет, Ах, какая же я красивая и нужная!

Ель Зеленушка. Да вы только посмотрите на нее! Врет она все! Это лучше меня, ели, вы не найдете. Ты, Неженка, на зиму хвою сбрасываешь, а я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота! Про меня даже загадку сочинили. Зимой и летом одним цветом. А иголки свои я постепенно меняю - через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. А на Новый год вокруг какого дерева дети веселятся? А? То-то. И бумагу из меня делают - раз! И искусственный шелк - два! И дома из меня строят - три! И музыкальные инструменты делают - четыре! Вот так, я намного лучше и нужнее всех вас!

Береза Веселушка . А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: “Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром...” а песня «Во поле березка стояла»? Как звучит? И ствол у меня белоснежный, не то, что у вас. И почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать, чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи. Так кто королева деревьев? Я! Сомнений быть не может!

Ольха Скромница. Как бы не так! Я до самых морозов зеленой остаюсь. Вы же, подлизы, меняете цвет листьев, чтобы осени угодить. Посмотрите повнимательней. Вот мой корень, на нем оранжевые клубни. Как вы думаете, что это? Это лучистые грибы. Они живут на моих корнях и помогают азот из воздуха переносить в почву. Это так полезно всему лесу! И древесина у меня приятного апельсинового цвета. И тепло мои дрова хорошее дают, и мебель из меня неплохая получается, и древесина моя почти не гниет, а мои листья и кора лечат; людей от простуды и ревматизма. Так что вывод один: нет меня лучше и полезнее!

Ива Хохотушка . Я вам тоже ни в чем не уступлю. Я красивей вас всех! Посмотрите на мои листочки. Сверху они гладкие, а снизу нежные, пушистые, ласковые. А весной что может быть прекрасней моих сережек? И людям я тоже очень нужна. Из моей коры готовят лекарства от разных болезней. Их пьют, когда болят ноги и желудок, когда высокая температура. Вот какая я!

Рябина Краснощечка . Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вот что вам скажу: стройнее и изящнее- меня вы нигде не найдете. И еще: когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так-то!

Лесовичок – Этот спор не замолкал ни на минуту ни днем ни ночью. Все так привыкли к нему, что постепенно стали забывать о былой дружбе деревьев. Но случилось вот что. У одного мальчика по имени заболела мама, а лекарств нужных не было. Сел мальчик около дома и заплакал. Пролетала мимо птичка-невеличка - Трясогузка. Спросила его, почему он плачет. Он рассказал о том, что у его мамы болят руки и ноги. Послушала Трясогузка и говорит...

Трясогузка. Нужно срочно отправиться в лес. Там есть полянка. На ней растут деревья-подружки. Они тебе помогут.

Мальчик: А как мне найти эту полянку?

Трясогузка . А ты поспрашивай у птиц, у животных, у трав. Найти ее не трудно.

Лесовичок . Собрал Мальчик рюкзак и пошел на поиски подружек. Долго искать поляну не пришлось. Все знали дорогу к ней, но в один голос утверждали, что подружек там нет, а есть только надоевшие всем хвастушки. Нашел их Мальчик, обратился за помощью, но ни одно дерево не удостоило его своим вниманием. Сел тогда он посреди полянки и расплакался. И вдруг - от слез мальчика - колдовство исчезло. Деревца стали, как и прежде, добрыми и приветливыми. Береза и ольха дали Мальчику свои почки, кору и листья - из них надо было приготовить настой, чтобы мама натирала им руки и ноги. Рябина отдала все свои ягоды, в которых много витаминов. А остальные пожелали маме скорейшего выздоровления. Так и произошло.

А деревья по сей день живут в лесу в дружбе и согласии. И никакому колдовству не под силу разрушить их дружбу. Хотят они одного: чтобы люди относились к ним бережнее, ведь им и так трудно жить в нелегких условиях.

А как беречь растения, вы знаете? (Ответы детей)


Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему:

"Деревья и кустарники"

(для воспитателей детского сада и родителей)

Воспитывать бережное отношение к природе. Уточнять и закреплять знания о деревьях и кустраниках. Развивать связную речь, умение четко передавать свои мысли. Способствовать развитию познавательного интереса. Добиваться выразительного чтения детьми стихотворений. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, существительных в родительном падеже множественного числа.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! Да это же Старичок - лесовичок!

Старичок-лесовичок (игрушка):

По лесу хожу,

За порядком слежу,

Деревьям помогаю.

Ягодами угощаю.

Ребята, я приглашаю вас всех в гости, а куда - отгадайте.

Есть у ребят

Зелуный друг,

Веселый друг, хороший.

Он им протянет

Сотни рук

И тысячи ладошек.

Это лес!

Старичок - лесовичок:

Отправляемся в путь! (звучит музыка)

Воспитатель (стих. А.С. Пушкина отрывок их стих. "Осень"):

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец ив золото одетые леса.

Тихо в лесу. Птицы улетели на юг. Деревья стоят в праздничном осеннем уборе.

Отгадайте их названия.

Дети-деревья (загадки, стих-я и рассказы о себе).

1 Ребенок:

Что же это за девица?

не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (ставлю елку) (Елка)

Я. береза. Про меня и песни поют, и хороводы водят, и называют березонька белая, береза кудрявая. У меня кора белая с черными пятнами. И сережки у меня есть, очень красиво они на тоненьких веточках висят. Почки мои любят птицы.

Воспитатель:

Ребята, а чем каждой весной береза нас угощает? (березовым соком)

Есть народная примета: если из березы течет много сока. то лето будет дождливое.
- А что применяют в медицине? (березовые почки)

"Береза" (Лиза Яковенко):
По всемстранам славится
Стройная красавица:
Белые одежки,
Золото-сережки,

С расплетенною косой
Умывается росой.
Ветер пряди шевелит,
Заплетать их не велит. (Ставлю осину)

Воспитатель:
- А это что за дерево? (Липа)

3 Ребенок:
- Выросла я, липка
Тоненькой и гибкой.
Медоносным цветом
Зацвету я летом

Я-липка. Из моих цветов вырастут плоды-орешки. Пчелы меня очень любят, мед собирают. Листья у меня как сердечки. Посмотрите, какие они сейчас золотисто-желтые.

Воспитатель:
- А сейчас Лиза вам загадает загадку:

4 Ребенок:
Все детки на ветках
С рожденья в беретках.
С деревьев упадут
Берет не найдут (желуди) (показ. иллюстр. дуба)

Я дуб. Меня называют могучим богатырем. Посмотрите, какой у меня могучий ствол, толстая кора, большие сучья, корни мои уходят глубоко в землю, листья твердые, очень красивые, резные. Сейчас они позолоченные и бронзовые. Видите, из-под листьев выглядывают любопытные желуди мои (Ставлю на доску иллюстр. с изобр. "рябины").

5 Ребенок:
Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина)

Я-рябина. Плоды у меня красные и листья красновато-бурые сейчас. Меня называют деревом-кормушкой, т.к. ягоды мои любят птицы, люди варят из них варенье, делают сок, готовят витаминный сироп. Белка запасает мои плоды на зиму. Любит их и медведь.

Воспитатель:
- Ребята, кто запомнил, чем же полезна рябина? (ее ягоды - корм для птиц, из них варят варенье, джем, компот).

Вы знаете ребята, есть еще народная примета: если много рябины, то зима будет холодной.

Старик-лесовичок:
- Молодцы ребята, вы так много рассказывает о деревьях, а давайте заведем хоровод.

Физкультминутка.
"Малинка"

Воспитатель:
- Посмотрим, отгадаете ли вы названия кустарников? (ставлю изобр.кустарников: маоина, шиповник).

6 Ребенок:
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи (малина)

7 Ребенок:
- Я ни разу так похож,
Как он красив, пригож!
А красивые плоды
Всем пригодны для еды (шиповник)

Воспитатель:
- А что вы знаете о шиповнике? (ответы детей)

Шиповник - родственник обычной розы. Плоды шиповника настоящая сокровищница витаминов. Так, что розы дарят людям не только красоту, но и силу.
- Ребята, шиповник, малина очень полезные ягоды, они полезны от простуды.
- Наварит мама и бабушка вам варенье из малины и вы его едите. Какое оно? (Малиновое)
- А из смородины? (Смородиновое)
- А сварят вам компот из малины, значит, он какой компот? (Малиновый)
- А из смородины? (Смородиновый)
- Что можно делать с ягодами? (варить, мыть, сушить. тереть, есть, срывать, перекручивать).

Рассказ ыоспитателя о кустраниках и деревьях.

Ребята, мы с вами летом ив начале очени ходили в лес на прогулку. Какие там росли деревья? (береза, сосна, елка, липа).
- А как называется лес, в котором растут и береза, и елка и дуб...? (смешанный)
- А если пришли в лес, а там растут только деревья с листьями, то это какой лес? (лиственный)
- А если в лесу на деревьях хвоя, то это какой лес? (хвойный)
- Какие хвойные деревья вы видели в лесу? (ель, сосна)
- Ребята, а что общего и у деревьев и у кустарников? (корень, ветки, листья)
- А чем различаются деревья и кустарники (у дерева 1 ствол, а у кустарника их несколько; кустарник ниже деревьев)

Старичок-лесовичок:
- А знаете ли вы ребята, как называется лес, где растут одни сосна? (сосновый бор)
- А если одни березы? (березовая роща)
- А если одни дубы? (дубрава)
- В парках люди сажают с 2-ух сторон аллеи олинаковые деревья.
- Если тополя, то это какя аллея? (тополиная)

воспитатель:
- В березовой роще, много, каких деревьев? (берез)
- В сосновом бору много? (сосен)
- В дубраве много? (дубов
- На тополиной аллее растет много (тополей)
- На липовой аллее растет много (лип)
- Ребята, и деревья и кустарники щедро дарят нам свои плоды, ягоды, семена. А в народе говорят: "Осень один день целый год кормит". Хозяйки заготавливают на зиму соленья, варенье. Сегодня мы с вами будем варить варенье. И у каждого из вас варенье будет из разных ягод.

Дети выполняют вппликацию
Цель: продолжать учить детей из бумаги сложенный гармошкой, учить создавать композицию на тему: "Ягоды", "Фрукты".

Старичок-лесовичок: (Оценивает результаты детей, спрашивает, что они сварили и как это называется)

Мария Муравьёва

Виды детской деятельности :игровая,коммуникативная,познавательно-исследовательская,музыкальная,восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели :Способствовать развитию мышления,познавательного интереса,воображения;воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни;закрепить знания о понятиях "дерево","кустарник","травы",о многообразии размеров,форм.

Возможные достижения ребенка :активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками;с интересом разгадывает загадки;поддерживает беседу,высказывает свою точку зрения.

Материалы и оборудование :картинки с изображением кустарников и трав. Плакат с изображением деревьев,листья настоящих деревьев и кустарников.

Музакальное сопровождение:Во поле береза стояла. Русская народная песня. Обработка Н. Римского-Корсакова. (с андройд)

1. Организационный момент.

Воспитатель включает русскую народную песню"Во поле береза стояла".На доске висит плакат с деревьями,картинки с кустарниками и травами.


Ребята,послушайте русскую народную песню "Во поле береза стояла".О чем эта песня (о березе)

Что такое береза (дерево)

Посмотрите на плакат и на картинки на доске. Как одним словом можно назвать эти объекты окружающего мира (растения)

Что вы видите?На какие группы можно разделить все растения (деревья,кустарники,травы)Называем вместе знакомые деревья,кустарники,травы (дети могут выходить к доске и указкой показывать знакомые растения).

Сегодня мы обобщим все полученные знания,узнаем о растениях нашего двора.

2. Отгадывание загадок.

Показываем картинки,после того,как дети отгадывают загадку.

Город этот не простой,

он дремучий и густой.

Дышит,растет,а ходить не может (растение)

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос.

Я прихожу с подарками,

блещу огнями яркими,

нарядная, забавная,

на Новый год я главная.

Гибкими ветвями

Склонилась над водой,

любуется собой?

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нем

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня же обижают:

Шкуру тонкую сдирают.

Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют.

Посмотрите на изображения,чтообщего у этих растений (лиственные деревья)

Назовите общие признаки лиственных деревьев (ответы детей)

Отгадав следующую загадку,вы назовете,какие еще бывают деревья. Под Новый год зимой срубили на опушке и привезли домой,провесили игрушки (ель)

Какие же еще бывают деревья (хвойные)

Чем отличаются лиственные деревья от хвойных (дети отвечают)

Назовите общие признаки хвойных деревьев (ответы детей)

3. Игра "Что лишнее".

Показываем картинкис изображением:

берёза,дуб,малина;

сосна,можжевельник,ель

Какое растение лишнее?Почему (малина,можжевельник)

4. Рассказ о можжевельнике.

Можжевеловых лесов на земном шаре осталось так мало, что вырубать их – преступление. Люди очень обижают это растение. Так уж, к сожалению, повелось: чем исправнее и безотказней служит человеку растение, тем безжалостнее им уничтожается.

Можжевельник - родственник кипариса. Он любит расти на каменистой почве, на склонах гор. Ветви его причудливо изогнуты, как будто в узлы завязаны. Потому и получил можжевельник свое имя: «можжа» на старорусском языке означает «узел». Распростертые ветви можжевельника покрыты очень колючими иглами. Зато хвоя можжевельника мягка на ощупь. Есть у можжевельника шишкоягоды, в зрелом состоянии они черные. Кора на старых деревьях растрескивается и отслаивается лентами.

Под можжевеловыми деревьями хорошо живется грибам боровикам, душистой землянике. Живет можжевельник очень долго, иногда 1000 лет. Расселяется по свету семенами, которые разносят вместе с пометом звери и птицы. Очень любят они можжевеловые шишкоягоды. Особенно мыши, лисы, куропатки, снегири, свиристели, дрозды.

Очень хороша древесина у можжевельника. Делали из нее люди бочки, посуду, игрушки, сундуки, дощечки с буквами, по которым дети учились читать в давние времена. В наше время из древесины можжевельника делают сувениры – поделки для украшения дома, на память.

Можжевельник очищает и воздух. Причем делает это очень хорошо: одно дерево может очистить воздух на территории нашего детского сада. Но вот только жаль, что можжевельник никак не хочет расти в городах. Он гибнет от загрязненного машинами и заводами воздуха. Да к тому же лесные пожары наносят большой вред можжевельнику: от искры огня дерево вспыхивает и сгорает начисто. И поэтому, где бы вы ни встретили это дерево, пожалейте его, не обижайте.

Ребята,что вы узнали о можжевельнике (ответы детей)

5. Рефлексия.

О чем мы сегодня говорили (ответы детей)

Что нового вы узнали (ответы детей)

Молодцы!

Публикации по теме:

Деревья и кустарники (игры для детей старшей и подготовительной группы на распознавание деревьев и кустарников) Игра «Березовый, еловый, сосновый дом» Содержание знаний: знать и правильно называть большое количество деревьев и кустарников. Формирование.

Дидактические игры для ознакомления с окружающим миром во второй младшей группе "Деревья и кустарники". На занятиях, прогулках и экскурсиях.

Конспект НОД по природному миру во второй младшей группе «Деревья и кустарники на нашем участке» Образовательная ситуация "Деревья и кустарники на нашем участке" Задачи - : - учить различать деревья и кустарники, находить сходства и.

Конспект образовательной деятельности «Деревья и кустарники» Конспект занятия подготовительная к школе группа компенсирующей направленности Тема: «Деревья и кустарники» Цель: Создание социальной ситуации.

Цель: Познакомить детей с цветением деревьев и кустарников. Задачи: Уточнить и систематизировать знания детей о разных видах деревьев.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!