Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Экскурсия «Деревья зимой. Экскурсия «Жизнь деревьев и кустарников зимой Исследование «Рассмотрим сосновую ветку»

Одним из самых важных наглядных методов образовательной работы с дошкольниками является наблюдение в природе на экскурсиях.

Ушинский К.Д. считал: «Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы…

Наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенно е, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом.

В нашем детском саду на экскурсии ходят не только дети старшего возраста, но и малыши. Совсем недавно средняя группа «Карамельки» МКДОУ детского сада «Капелька» с воспитателем Суховаловой О.С. и помощником воспитателя Воробьёвой Т.А. , совершила экскурсию в зимний лес, где дети имели возможность полюбоваться красотой зимнего пейзажа, убедиться в том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих на одной территории. Дети обнаружили следы животных, обсуждали их происхождение, играли в подвижные игры, изображая животных, которые не спят зимой. Дети открыли для себя новые знания, что они в лесу гости и должны вести себя скромно, соблюдать правила, чтобы не нарушить жизнь хозяев леса.

«Экскурсия в зимний лес»

Цель :

1. Развивать умение определять и называть состояние погоды зимой: стало холодно, идёт снег, деревья без листьев.

Задачи:

1. Закреплять свойства снега, познакомить с новыми свойствами: из снега можно ле­пить, кататься на санках, лыжах, играть в зимние игры.

2. Познакомить детей с зимними месяцами.

3. Расширять знания детей о диких животных: какие звери живут в лесу и почему их называют дикими животными.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Активизация словаря :

Снежная, морозная, сверкает, пушистый, рыжая.

Индивидуальная работа с: Сашей, Лизой.

Предварительная работа :

Рассматривание картин про зиму, альбом с дикими животными, наблюде­ние на прогулке, беседы.

Ход:

Ребята, послушайте загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Про какое время года можно так сказать? (Зима) А как вы догадались, что

это зима?

Ответы детей: - Потому что на санках прокатила.

- Разукрасила окошки.- Запорошила дорожки.

Ребята, а что вы можете сказать о зиме? Зима какая? Бывает... (холодная, морозная, снежная потому, что много снега)

А снег какой? (снег белый, пушистый, холодный, мягкий)

А ещё какой снег бывает? (Ещё снег бывает рассыпчатым, когда морозы, и липким - когда тёплые дни. Вот тогда снег липкий, можно лепить снеговиков, разные фигурки из снега)

Ребята, скажите мне, зима это хорошо? (Да)

Почему хорошо, как вы думаете? (Зимой много снега, можно кататься на лыжах, санках, на коньках, играть в хоккей)

А ещё зимой может быть плохо. Почему? Как вы думаете? (Потому что зимой бывает очень холодно, бывают сильные, метели, можно про­студиться и заболеть, дни становятся короткими, солнце греет слабо)

Ребята, а вы знаете, что зима живёт в 3-х месяцах? Давайте назовём их, пожалуйста. (Это декабрь, январь, февраль)

А сейчас я хочу пригласить вас на экскурсию (прогулку) в Зимний лес.

Давайте мы с вами наденем тёплые брюки, носки, шубу и куртку тёплую, шапку, ва­ленки, сапоги, варежки, завяжем шарфы и отправимся в зимний лес, посмотрим, как живут и спасаются от морозов звери и птицы в лесу.

Дети входят в лес.

Ой, ребята, посмотрите какой красивый зимний лес. Идём тихо, ребята, по хрустящему снегу. Мы видим в лесу деревья, у которых листочки остались под снегом, зимой наши деревья отдыхают.

Только ёлочка «Зимой и летом одним цветом». Почему?

(Потому что у ёлочки иголки и зимой, и летом зелёные)

А какие животные живут в лесу? (Заяц, лиса, волк, медведь)

Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие, животные)

Лиза, а почему их называют диким? (Потому что у них нет хозяина и они живут в лесу, и сами себе добывают еду)

Ребята, послушайте загадку

Маленький, беленький,

По лесу прыг-прыг,

По снежку тык-тык.

Это кто? (Зайчик)

Правильно. Ой, а вот и зайчик сидит.

Ребята, а зайчик какой? (Шубка белая, хвост короткий)

Почему у него зимой шубка белая, вы не знаете? Потому что он прячется от врагов в снегу.

Чем зайчик питается? Как вы думаете? Зайчик днём спит, а ночью ходит на кормёжку.

Зимой он питается корой молодых осинок, ив, берёз - корой деревьев.

А сейчас мы поиграем в игру «Зайка беленький сидит».

Игра «Зайка беленький сидит»

Молодцы! А вот другая загадка:

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна

Проснется ото сна (Медведь)

А вот и мишка - спит под ёлочкой.

Ребята, а когда просыпается медведь? (Когда наступит тепло. Весной)

А где он спит? Чем питается? (сосёт лапу) Молодцы!

Хвост пушистый,

Мех золотистый

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

Это кто? (Лиса)

Ребята, а как лиса зимует в лесу?

Ходит она тихонько, не слышно. Питается мышами. Лиса слышит хорошо и поэтому слышит мышек под снегом. От холода ей помогает спасаться её тёп­лая пушистая, густая шубка.

Давайте походим как лисичка. Физ. минутка

Ребята, а вы знаете, кто ещё живёт в лесу? (Ответы детей) А вот и белочка. Алиса, расскажи, где живёт белочка. (В дупле на дереве)

Чем белочка питается зимой? (грибочками, орешками)

Откуда она берёт их зимой? (Она собирала их летом и сушила)

Зверей мы всех увидели. Посмотрите, кто это сидит на дереве? (Птицы)

Каких птиц вы видите?

Как называют птиц, которые живут зимой в лесу? (Зимующие птицы)

Птиц бывает много. Некоторые из них улетают в тёплые края, их называют перелётными.

Они питаются червяками и пауками. Эти птицы боятся холода, и когда у нас зима они улетают в тёплые края.

А как мы с вами должны заботиться о птицах, нам расскажет Коля. (Подкармливать хлебными крошками, семечками)

Мы пришли в зимний лес.(ходьба).

Сколько здесь вокруг чудес!(разводят руки).

Справа – березка в шубе стоит,(руку отводят в указанную сторону),

Слева елка на нас глядит.(прослеживают взглядом).

Снежинки в небе кружатся,(движение фонарики и смотрят вверх).

На землю красиво ложатся.(кружатся, приседают).

Вот и зайка проскакал,(прыжки).

От лесы он убежал.

Это серый волк рыщет,(руки на поясе, наклоны в стороны).

Он себе добычу ищет!

Все мы спрячемся сейчас,(приседают, прячутся).

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,(имитируют сон).

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири(имитируют полет).

Как красивы они!

В лесу красота и покой,(разводят руками).

А нам пора домой.

Ребята, вот и закончилась наша с вами прогулка по зимнему лесу. Понравилось вам? Давайте вместе вспомним:

Про какое время года мы сегодня говорили?

Про каких животных мы рассказывали?

Молодцы! А сейчас мы с вами вернёмся обратно в детский сад.

Детей

«Станция юных натуралистов»

Растения зимой

Губкин – 2013

Пояснительная записка.

Данная методическая разработка является разработкой экскурсии «Растения зимой», которая проводится после изучения темы «Побег», чтобы подвести итог по узловым поня­тиям всей темы, увязав их со знаниями, полученными на экскур­сии.

С целью повышения эффективности экскурсии, она проводится по маршруту осенней экскурсии. Личные наблюдения детей, сравнения и исследования помогут обучающимся более чётко уяснить, что происходит с природой в зимнее время, какие изменения произошли с момента осенней экскурсии. На данной экскурсии дети учатся видеть красоту зимней природы, устанавливать причинно - следственные связи, проводить наблюдения и исследования.

Второй вид работы связан с изучением состояния окружающей среды и способствует формированию экологического мышления и экологически оправданного поведения.

Третий вид работы направлен на развитие чувства любви к природе

посредством её художественного описания.

Данная методическая разработка может быть использована в работе педагогов дополнительного образования эколого-биологической направленности и учителями биологии общеобразовательных учреждений.

Цель экскурсии: знакомство обучающихся с изменениями, произошедшими в жизни растений с наступлением зимы

Задачи:

Обучающие: сформировать представле­ния обучающихся о жизни деревьев, кустарников и трав зимой, о приспособленности растений к условиям окружающей среды в зимнее время года.

Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; определять видовой состав деревьев в безлистном состоянии; фиксировать результаты наблюдений.

Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, умение восхищаться красотой окружающего мира, бережное отношение к природе, сочувствие и сопереживание, внимательное и доброе отношение к «братьям нашим меньшим».

Используемые методы:

Наблюдение;

Практический: выполнение практических заданий, распространение экологических листовок.

Возраст обучающихся: 10 - 11лет.

Оборудование и оформление:

Карточки - задания для работы в группах;

Блокноты;

Карандаши;

Линейки;
лопатки

через проезжую часть.

Педагог заранее проходит маршрут к месту проведения экскурсии, определяет объекты и методы обу­чения, разрабатывает задания для исследова­тельской самостоятельной работы учащихся и заблаго­временно готовит необходимое оборудование.

следует назначить одного консультанта. Консультантам выдаются карточки –задания и необходимое оборудование.

На занятии, пред­шествующем экскурсии, обучающиеся под руководством педагога вспоминают учебный материал, необходимый для выполнения за­даний, решают ситуационные задачи для составления правил поведения на экскурсии, оформляют экологические листовки.

Перед выходом на экскурсию дети вспоминают правила перехода через проезжую часть.

Во время передвижения к месту проведения экскурсии (сквер) проводится операция «Сохраним родную природу», в ходе которой обучающиеся распространяют листовки «Покормите птиц зимой!»:

«Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их -

Не счесть,

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми...

Существует множество видов птичьих кормушек: в виде столика с краями, чтобы корм не высыпался; в виде столика, над которым подвешена бутылка вверх дном; совсем простые кормушки из пустых пакетов из-под молока; шпагатики с кусочками несоленого сала для синиц, пучки с соплодиями семян, плодов и ягод. Некоторые люди делают кормушки в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями для птиц. Конечно, крыша над кормушкой - защита от выдувания, заносов снега, но сделать ее сложнее. Кроме того, домик с крышей защищает птиц от переохлаждения. Кормушки для птиц должны быть очень скромными по окраске, а лучше их не раскрашивать совсем, чтобы не отпугивать птиц и не привлекать врагов.

Некоторые правила подкормки птиц

Во время подкормки птиц не сорите. Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени в зимний период: именно в такое время им нужна наша надежная поддержка. Именно в морозы, метели, снегопады гибнет большая часть птиц. Корма в кормушках должно быть немного и нужного птицам (не нужно приносить фрукты, черный хлеб, конфеты и т. п.). Ведь задача подкормки - не кормить досыта, а только поддерживать птиц в трудное время!

Помните, чем можно кормить птиц.

Синицы - кусочки несоленого сала, маргарина, жира, мяса, творога и даже крошки белого хлеба;

Вороны- едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи;

Воробьи - крупу, семена, крошки хлеба;

Снегири - семена подсолнечника, тыквы, арбуза;

Свиристели - мякоть ягод (связать пучки рябины, калины и др.)»

Непосредственно перед экскурсией дети знакомятся с целью и задачами экскурсии и с инструкцией по охране труда при проведении экскурсий в природу.

План экскурсии

1. Вступительная беседа.

2. Определение деревьев в зимнем состоянии.

1. Вступительная беседа.

Проводится непосредственно на месте проведения экскурсии.

Педагог:

- (Ответы детей)

- Назовите основные признаки зимы. (Ответы детей)

Как изменились растения зимой? (Ответы детей)

Попробуйте объяснить причины зимних изменений в природе. (Ответы детей)

Педагог: Мир растений на нашей пла­нете очень разнообразен. Все растения, являясь частью живой природы, имеют свои закономерности существования. Например, про­цессы жизнедеятельности протекают в течение года с определен­ной периодичностью (это касается не только суточной смены дня и ночи), когда активное развитие растения сменяется покоем, при котором замедляются или почти полностью приостанавливаются процессы жизнедеятельности.

Когда наступает состояние покоя у растений и с чем оно связано? (ответы обучающихся)

Педагог: состояние покоя у растений и явление листопа­да связаны не только с наступлением неблагоприятных условий.

Тогда в чём же причина периодического покоя у растений? (ответы обучающихся)

Педагог: Секрет кроется во внутренних процессах, которые во время покоя подготавливают растение к возобновлению роста. В этот период жизни в нём на­капливаются вещества (прежде всего рибонуклеиновая кислота), без которых в активную фазу развития невозможно будет образо­вание органических веществ (белков). Эта стадия называется органическим покоем. Он может продолжаться несколько недель, и в этот период растение нельзя вывести из этого состояния.

У растений же нашего климата за органическим покоем насту­пает глубокий покой, который связан с морозоустойчивостью. Во время этой фазы растения хотя и трудно, но всё же можно вывести из покоя, например, поместив их в теплые ванны (в то время, ког­да контрольные экземпляры в рост не трогаются). Вторая фаза покоя, связанная с морозоустойчивостью растений, защищает их от оттепелей, которые случаются в конце зимы, и тем самым предох­раняют растения от пробуждения: оно может привести их к гибели от последующих морозов.

2. Определение деревьев в зимнем состоянии.

Педагог: Ещё писал: «...всякий должен бы знать свои родные деревья не только во время их цветения и не только по форме листьев, но угадывать каждое дерево по его общей форме, по его характеру, чтобы быть в состоянии уже издали приветствовать дерево его именем».

Помните, ребята, когда мы были с вами на экскурсии осенью, на деревьях и под ними было множество листьев разного цвета. Тогда мы по листьям могли определить дерево. Теперь листьев нет. Как можно определить дерево по-другому? (Ответы: по коре, почкам и веткам, их расположению, по плодам).

Предлагаю вам попробовать определить дерево по тем признакам, которые вы назвали.

(Дети определяют деревья на, выделенных для каждой группы, участках: у березы ствол белого цвета, тонкие веточки свисают вниз, у липы множество тончайших веточек, они растут густ, у ивы ветки как нити свисают до земли, на рябине сохранились красные ягоды.)

3. Работа в звеньях по инструктивным карточкам.

Педагог. Предлагаю вам изучить особенности жизни растений разных жизненных форм зимой, выполнив задания инструктивных карточек. (Комментирует инструкцию 1 , уточняет отличительные признаки кустарниковыхрастений, предупреждает о бережном отношении к растениям. )

Инструкция 1

1. Используя определительные карточки, назовите кустарники исследуемого участка. Укажите их внешние признаки. Выясните, как они приспособились к условиям зимы.

2. Найдите на территории участка повреждённые кустарники. Подумайте, при каких обстоятельствах они могли быть повреждены. Что можно сделать для устранения повреждения?

3. Составьте рассказ «Красивое рядом».

(Обучающиеся всех групп на разных участках территории одновременно выполняют задания инструкции №1. Через определенное время дети возвращаются для обсуждения результатов. Первым отчитывается звено, которое раньше всех выполнило задания.)

Педагог. А теперь давайте определим, как подготовлены к зимним условиям деревья. (комментирует инструкцию 2)

Инструкция 2 .

1. Определите, хорошо ли подготовлены к зимним условиям липа, клён, берёза, тополь по следующим признакам:

а) по очищенности веток от листьев;

б) по состоянию верхушечной почки;

в) по окраске коры.

2. Какие нарушения правил поведения в сквере вы заметили? Что вы

предлагаете сделать, чтобы правила поведения в сквере никто не

нарушал? Запишите в блокноты свои предложения.

3. Выберите самое красивое дерево изучаемого участка. Составьте

художественное описание этого дерева.

(Обучающиеся всех групп одновременно выполняют задания инструкции №2,после чего проводится обсуждение результатов исследований)

Педагог. С целью изучения условий зимовки травянистых растений вам предстоит выполнить задания инструкции №3 .

(Комментирует инструкцию 3.)

Инструкция 3.

1. Узнайте, в каких условиях зимуют травянистые растения. Для этого сначала измерьте толщину снегового покрова, а затем раскопайте снег, найдите травянистые растение, потрогайте почву. Запишите свои наблюдения в блокнот. После проделанной работы закройте растения снегом.

3. Опишите словами мир зимних красок, который вас окружает в сквере.

(Обучающиеся всех групп на разных участках одновременно выполняют задания инструкции №3. Обсуждение результатов исследований)

4. Подведение итогов экскурсии.

Педагог. (Проводит обобщающую беседу)

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

- Какие выработались приспособления у многолетних и одно­летних растений к перенесению неблагоприятных ус­ловий зимы?

По каким признакам можно отличить различные породы деревьев и кустарников?

Почему к наступлению зимы в жизни растений наступает период «скрытой жизни», или период покоя, когда все жизненные процессы замедляются?

Какое значение для растений имеет снежный покров?

Педагог. (комментирует план, по которому необходимо составит отчёт об экскурсии)

· Красота зимнего пей­зажа и причуды зимы (подобрать открытки, отрывки из стихотворений, фотографии с кра­сочным описанием того, что на них изображено)

· При­родные условия зимой

· Приспособленность деревьев и кустарников к жизни зимой, списки деревьев и кустар­ников с указанием характерных особенностей силуэта и побегов, рисунки.

· Приспособленность травянистых рас­тений к жизни зимой, список травянистых растений, жи­вущих под снегом.

· Интересные биологические факты из жизни рас­тений зимой.

На обратном пути проводится конкурс наблюдательных и смышлёных: обучающиеся называют встречающиеся деревья и кустар­ники. ,

Методические советы организаторам:

Место организации экскурсии - сквер, в котором проводилась осенняя экскурсия. Это позволит детям сравнить уже знакомые объекты изучения в разное время года. Перед проведением экскурсии можно предложить детям подобрать литературное описание зимней природы, что поможет им при выполнении творческих заданий в группах.

Методические советы на период ближайшего последействия:

На последующих занятиях дети называют растения по силуэтам крон деревьев, нарисованных на карточках; можно провести конкурс рисунков «Растения зимой»

Список литературы

1., Михлин экскурсии. Книга для учителя/ , - М.: Просвещение, 1983

2. Селберг И., Стефенс М. Деревья и листья/ И. Селберг, М. Стефенс –М.: АСТ-Пресс, 1997

3.Симонова от природы/ , - М.: Агар, 1998.

Подготовила: , педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «СЮН» г. Губкина

Управление образования и науки

администрации Губкинского городского округа

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция юных натуралистов»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ

Осенние явления в жизни растений

Губкин – 2012

Пояснительная записка.

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений» проводятся после изучения раздела «Общее знакомство с цветковыми растениями». Обучающиеся, обладающие основными знаниями о жизненных формах растений и местах их обитания, лучше всего смогут понять и представить, как изменяется жизнь растений осенью лишь в процессе личных наблюдений. Именно на экскурсии дети учатся видеть красоту осенней природы, устанавливать причинно - следственные связи, проводить наблюдения и исследования. Экскурсию следует провести в ближайшем парке, сквере. Дети там часто бывают. Многие из них знают, какие растения там растут. В процессе работы они могут быть активными помощниками для педагога. Важно, чтобы после экскурсии дети поняли, что все в природе закономерно.

Цель экскурсии: наблюдение за осенними изменениями в жизни растений.

Задачи

Обучающие: продолжить формирование знаний обучающихся о древесных, кустарниковых и травянистых расте­ниях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды в осеннее время года

Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, раскрывать при­чины наступления осенних явлений в жизни растений, устанавливать причинно-следственные связи; отработать приемы фиксации наблюдений.

Воспитательные: формировать у учащихся эсте­тическое восприятие природы и навыки поведения в естественных ландшафтах, бережное отношение к природе.

Используемые методы:

Словесный: рассказ педагога, высказывания обучающихся, беседа;

Наблюдение;

Практический: сбор листьев деревьев и кустарников, плодов растений для составления гербария и коллекций .

Возраст обучающихся: 10 - 11лет.

Оборудование и оформление:

Гербарные папки;

Пустые картонные коробки для сухих листьев и плодов;

Карточки –задания для работы в группах;

Дидактические карточки;

Листки отрывного календаря;

Блокноты;

Карандаши;

Два красных флажка для сопровождения колонны детей при переходе

через проезжую часть.

Методические советы на подготовительный период:

Подготовка педагога к экскурсии.

Педагог заранее определяет место проведения экскурсии, объекты и методы обу­чения, разрабатывает задания для поисково-исследова­тельской самостоятельной работы учащихся и заблаго­временно готовит необходимое оборудование.

Нужно предварительно разделить детей на три группы. В каждой группе

следует назначить одного консультанта. Консультантам выдается пакет, в

котором находится папка для гербариев, короба, пакеты. карточки - задания

Подготовка обучающихся к экскурсии.

На занятии, пред­шествующем экскурсии, обучающиеся под руководством педагога вспоминают всё необходимое для выполнения за­даний, разрабатывают правила поведения в природе, изучают требования, предъявляемые к сбору и гербари­зации растений, знакомятся с редкими и исчезающими растениями.

Непосредственно перед экскурсией дети знакомятся с инструкцией по охране труда при проведении экскурсий в природу, вспоминают правила перехода через проезжую часть.

План экскурсии

1. Вступительная беседа.

1. Соревнование «Продолжи фразу»

3. Работа в звеньях по инструктивным карточкам.

4. Подведение итогов экскурсии.

1. Вступительная беседа.

(Проводится непосредственно на месте проведения экскурсии.)

Педагог.

- Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)

Назовите основные признаки осени? (Ответы детей)

Изменился ли внешний вид растений по сравнению с летом? (Ответы детей)

Попробуйте объяснить причины осенних изменений в природе. (Ответы детей)

Педагог.

Запомните характерные приметы осени: летний зеленый наряд природы меняется на жёлтый, багряный, пурпурный; уменьшается световой день (демонстрирует листки отрывного календаря с изображением одного числа раз­ных месяцев: май, нюнь, июль, август, сентябрь и на­зывается долгота дня) ; понижается температура воздуха; увеличивается влажность и коли­чество осадков.

2. Соревнование «Продолжи фразу»

Педагог. Сейчас мы вспомним приметы осени. Я начинаю фразу, а вы её продолжаете.

· Если лист с дерева не чисто падает, но частично остается на ветках, будет …

· Поздний листопад - на …

· Если осенью листья берез начнут желтеть с вер­хушки - весна будет ранняя, начнут желтеть сни­зу - поздняя.

· Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх - к студеной зиме, изнанкой кверху - зима будет теплая, если наполовину изнанкой, наполови­ну «лицом» - зима...

· Пока лист с вишен не спал, сколько бы снега ни выпало, оттепель его…

· В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало ягод - ...

· Неурожай на шишки ели, сосны и кедра - к...

3 . Работа в звеньях по инструктивным карточкам

Педагог. Предлагаю вам изучить особенности жизни растений разных жизненных форм осенью, выполнив задания инструктивных карточек. (Комментирует инструкцию 1 , уточняет отличительные признаки древесных, кус­тарниковых и травянистых растений, предупреждает о бережном отношении к растениям и напоминает о том, что нельзя ломать ветки деревьев и можно собирать только опавшие листья и плоды )

Инструкция 1

1. Выясните, какие древесные цветковые растения растут в данной местности.

2. Соберите плоды, а также листья разной окраски, демонстрирующие постепенный переход от зеленой окраски к полному осеннему расцве­чиванию. Листья и плоды деревьев одного наименова­ния помещайте в один пакет.

3. Понаблюдайте за изменением окраски листьев у разных деревьев. Установите, где больше окрашенных листьев - в верхней части кроны или в нижней, в на­ружной или внутренней?

4. Результаты наблюдений офор­мите в виде таблицы, пользуясь терминами «больше», «меньше», «много», «мало».

Название древесного растения

Части кроны

наружная

внутренняя

(Обучающиеся всех групп на разных участках территории одновременно выполняют задания инструкции №1. Через определенное время дети возвращаются для обсуждения результатов. Первым отчитывается звено, которое раньше всех выполнило задания. Обучающиеся демонстрируют собран­ный материал, а остальные звенья находят подобные экземпляры. При этом педагог помогает найти название деревьев по изображению плодов и листьев на спе­циально подготовленных дидактических карточках)

Педагог. Давайте понаблюдаем за листопадом, выполнив задания инструкции №2. (

  • Образовательная:
знакомство с приспособленностью растений к перезимовке; выяснить, по каким признакам можно узнать растения и кустарники зимой.
  • Развивающая:
  • развитие практических навыков и умений по определению деревьев по коре, по почкам, силуэтам растений; навык проведения наблюдений в природе, творческих способностей.
  • Воспитательная:
  • воспитывать бережное отношение к природе родного края, вызвать восхищение красотой зимнего леса, желание выбрать профессию, связанную с природой.

    Оборудование:

    • Простые карандаши, блокноты или листы бумаги у каждого учащегося
    • Пакеты с подсказками
    • Папки с определительными карточками на каждую группу

    Ход урока-экскурсии

    Часть 1. Признаки зимы. Условия жизни растений зимой.

    Учитель. По календарю зима начинается 1 декабря. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, тени длинные, а день самый короткий в году.

    А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает по нескольку раз. Небо заволакивается тяжёлыми облаками. Декабрьские оттепели традиционны для нашего климата. Иногда даже вскрываются реки. Но зима не отступает от своего законного месяца. Вот-вот расщедрится она на пушистые снега да на морозцы.

    Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже 0° – замерзают водоёмы, прочным снеговым покровом покрывается земля. В живой природе наступает глубокий покой.

    Но данный покой относительный. Что же происходит с растениями зимой? Для выяснения этого давайте вспомним, какие изменения произошли?

    Питательные вещества

    Исследования и опыты показали, что к зиме в ветвях наших деревьев и кустарников происходит превращение запасных веществ. Частично крахмал с приближением зимы начинает заменяться маслом и сахарами. Соответствующие исследования показали, растения, у которых крахмал полностью превращается к зиме в сахар или масло, имеют наиболее ярко выраженный период глубокого покоя и вместе с тем являются наиболее холодоустойчивыми.

    Недостаточное количество света зимой приводит к листопаду. Если бы наши лиственные деревья остались на зиму в своем зеленом уборе, они неизбежно погибли бы в результате недостатка влаги, так как испарение воды их листьями не прекращалось бы, а поступление воды в растение почти полностью могло остановиться. Кроме этого сбрасывая листву, они тем самым предохраняют себя от механических повреждений под тяжестью снега. В жизни деревьев он играет еще и другую роль. Он способствует удалению отбросов, различных минеральных солей, большое количестве которых скапливается в листьях под осень и становится вредным для растения. Лесная подстилка – чрезвычайно плохой проводник тепла. Она препятствует охлаждению почвы зимой и не даёт возможности образования ледяной корки. Все это создает благоприятные условия для развития растений под снегом.

    В малоснежные зимы земля промерзает глубоко. Тогда погибает много растений, вымерзают и озимые хлеба, погибает часть урожая. Под толстым пушистым слоем снега, тепло зимующим растениям. Снег спасает их от вымерзания.

    Особенно большое значение имеет повышение водоудерживающей способности цитоплазмы. Вода в ней становится как бы связанной. В таком состоянии она трудно испаряется и замерзает, трудно отжимается под давлением, отличается большой плотностью и утрачивает в значительной мере свойство растворителя.

    Для жизнеобеспечения необходимы процессы питания, дыхания и выделения.
    Как у растений протекают эти процессы в неблагоприятных зимних условиях?

    Ученик. Питание только почвенное

    – Дыхание сведено к минимуму (большая часть чечевичек закрыта).

    Вывод: Обмен веществ у древесных форм растений зимой протекает очень медленно.

    Физкультминутка (проводит или учитель, или кто-то из учеников )

    Солнце землю греет слабо,

    (Руки вверх и вниз.)
    По ночам трещит мороз,
    (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
    Во дворе у снежной Бабы
    (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
    Побелел морковный нос.
    (Дети показывают нос.)
    В речке стала вдруг вода
    Неподвижна и тверда,
    (Прыжки на месте.)
    Вьюга злится,
    Снег кружится,

    (Дети кружатся.)
    Заметает все кругом
    Белоснежным серебром.

    (Имитируют движения руками.)

    Часть 2. Определение древесных форм растений зимой по морфологическому описанию

    Учитель. Какие жизненные формы растений вы знаете?

    Ученик. Деревья, травы, кустарники и кустарнички.

    Учитель. А какие из них мы можем увидеть зимой?

    Ученик. Деревья, кустарники.

    Учитель. Однолетние растения, лишенные подземных зимующих органов. Их стебли вместе с корнями осенью отмирают нацело и сохраняются лишь их семена.

    Семена, несмотря на свои незначительные размеры, являются наиболее стойкой частью растения в отношении перенесения неблагоприятных условий. Этому способствует не только плотная семенная кожура, но и особое состояние, в котором находится растение в стадии покоящегося семени. Покоящиеся семена способны лежать в сухом месте десятки лет, однако жизнь, в них теплится, и достаточно поместить их в благоприятные условия, как они начнут прорастать. Семена многих растений могут без особого вреда переносить очень сильное охлаждение даже при температуре от –180° до –235°.

    В садоводстве давно уже известно, что семена многих растений не прорастают без предварительного охлаждения или промораживания. Подобного рода мероприятия необходимы для семян роз; их требуют также семена всех арктических и альпийских растений, которые без охлаждения либо вовсе не прорастают, либо проходят очень длительный период покоя.

    Многолетние травянистые растения зимуют в виде подземных органов – клубней, луковиц, корневищ. Только деревья, и кустарники зимуют над поверхностью земли.

    Какие признаки можно использовать для определения древесных форм зимой?

    1) Силуэт (определение жизненной формы).
    2) Окраска коры и расположение чечевичек
    , их форма, окраска.
    3) Почки
    : окраска, расположение, форма, запах.
    4) Плоды
    (если остались с осени): сухие или сочные, окраска, расположение.
    5) Побеги (на ветке отчетливо видно, что верхняя, более молодая, часть отличается по своему цвету от нижней, более старой. На границе этих двух участков находится большое количество каких-то рубцов, образующих своеобразное кольцо. Эти рубцы образуют указанные кольца на побеге; а так как распускание почек и опадение чешуи происходит у наших деревьев за некоторыми исключениями лишь один раз в год, то упомянутые кольца являются границей между участками побега различного возраста, и по ним можно легко определить возраст ветки.)

    Учитель. Используя карточку-определитель, и живой объект определяем берёзу и сирень (признаки записывают в заранее подготовленную таблицу):

    Название растения, жизненная форма Рисунок силуэта растения Особенности растения Загадки, пословицы, поговорки
    кора побеги почки
    Берёза, дерево Ствол покрыт белой корой, в нижней части тёмно-серый Молодые побеги слабые, тонкие, красновато-бурые Очередные, удлинённо-конической формы, заострённые, коричневато-бурые, у основания иногда зеленоватые. Обладают запахом, усиливающимся при растирании "В ельнике родиться, в березняке веселиться, в сосняке удавиться". "Берёза ума даёт" (о розгах.

    «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова».

    Сирень венгерская, кустарник, реже дерево

    Кора старых стволов темно-серая, иногда темно-бурая, с частыми белыми чечевичками Молодые побеги буроватые, рыжеватые или красновато-бурые, Старые побеги голые, ребристые Почки располагаются супротивно, голые, яйцевидные, острые, с вишнёвым оттенком или зеленоватые. Побеги заканчиваются обычно одной почкой, более крупной, чем боковые. «На листочках там и тут фиолетовый салют. Это в тёплый майский день распускается»

    Затем класс делится на группы. Каждой группе надо определить своё растение. Для этого группа получает набор карточек и конверт с подсказкой, который они могут вскрыть, если будут затруднения с определением растения.

    (Например: группа 1 определяет рябину, группа 2 – тополь, группа 3 – черёмуху, группа 4 – дуб, группа 5 – боярышник.

    • Однолетние растения зимуют в виде семян, многолетние травянистые растения зимуют в виде подземных органов – клубней, луковиц, корневищ.
    • Деревья и кустарники в зимний период можно определить по форме кроны, окраске коры и расположению почек на побеге.

    Домашнее задание

    Дописать в таблицу определённые растения.

    Приложение 1 (рисунки к определительным карточкам),

    Приложение 2 (Определительные карточки),

    Приложение 3 (картинки к подсказке)

    Приложение 4 (Подсказка)

    Список использованной литературы:

    1. Биологические экскурсии: Кн. Для учителя /И. В.Измайлов, В.Е. Михлин В. Е, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина.– М.: Просвещение, 1983.-224 с., ил.
    2. Гроздова Н. Б. Занимательная дедрология /Предисл. акад. ВАСХНИЛ Н. А. Моисеева.– М.: Лесн пром-ть, 1991.– 208 с.: ил.
    3. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Стихи и рассказы о растительном мире. Дидактические материалы по развитию речи дошкольников.– М.: ТЦ Сфера, 2007.-112с.– (Логопед в ДОУ).
    4. Дорохина Л. Н., Нехлюдова А.С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец.№2121 «Педагогика и методика нач. обучения».– М.; Просвещение, 1980.– 143 с., ил.
    5. Полянский И. И . Ботанические экскурсии. Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1968.
    6. Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С . Биология: 6класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Под ред. Проф. И. Н. Пономаревой.– 2-е изд., перераб.– М.: Вентана-Граф, 2007.– 240 с.: ил.
    7. Травникова В. В . Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие.– СПб.: «Паритет», 2002.– 256с.
    8. www.ecosystema.ru/
    9. http://dendrology.ru/
    10. http://219.exe.by/

    Здравствуйте, друзья!
    Сегодня я познакомлю вас немного с процессом своей профессиональной деятельности. Я расскажу вам о потенциале зимней экскурсии на реальном примере мероприятия «Особенности древесных жизненных форм растений в зимний период. Выносливость травянистых растений, зимующих над снегом», которое я проводила в рамках своего авторского спецкурса 7 класса.

    Было время в нашем лицее, когда выделялись часы на развитие интересов школьников по биологии и в среднем звене. Эти детки уже закончили школу и 50%, посещавших курс, поступили на медицинские специальности. Надеюсь в мире станет чуть больше хороших врачей.

    Презентация электронного дневника наблюдений составлена слушателями спецкурса «Основы систематики органического мира» с информационной поддержкой (7 класс). Я лишь немного подкорректировала дизайн и исправила неточности, а также я снабдила некоторые слайды дополняющими комментариями.




    ВЫВОДЫ: Температурный режим не позволил нам походить подольше, но даже тот материал, который был собран нами в краткие сроки, позволил понять, что жизнь в природе продолжается и зимой. Нас удивило то, что ветви деревьев так не похожи друг на друга: у одних почки липкие и пахучие, у других – спрятаны в глубине коры, а у третьих – похожи на круглый коричневый бисер. Раньше мы этого не замечали. Оказывается, деревья тоже загорают! Кора их голых ветвей под действием яркого солнца становится с красноватым оттенком (у ивы) или с сизым налетом (у клена), это их защищает от ультрафиолетовых лучей. Мы снимали экскурсию на фотоаппарат, а также вели карандашные записи в походном блокноте. Нам понравилось наблюдать и мы хотим проверить на собственном опыте наши предположения!
    Теперь я хочу прокомментировать самые главные моменты, которые должны сопровождать любую экскурсию, основанную на маршрутном методе. Многие учителя боятся проводить экскурсии, их пугает, что дети обнаружат что-то такое, на что учитель не сможет дать ответа.

    Потеря авторитета, обнаружение своего невежества, отсутствие дисциплины - это те учительские страхи, которые лишают ребенка опыта познания. И биология остается кабинетной и наукой, которую изучают по картинкам. Но нельзя научиться наблюдать по книжкам, нужна практика в природе.

    Конечно, прежде чем вывести детей на экскурсию, нужно самому пройти по маршруту, обратить внимание на узловые моменты.

    Важно, чтобы после экскурсии у детей оставались положительные эмоции. Эмоциональная приподнятость и удивление, получаемое в процессе направленного наблюдения развивает внимание и познавательный интерес. А наблюдаемые факты побуждают задавать новые и новые вопросы.

    В данном случае ребята посадили семена, и они взошли! А почему мороз не убил их? Это новый вопрос, который ребята, как вагончик прицепили к своему паровозику познания. И они начинают получать от процесса познания УДОВОЛЬСТВИЕ! А это и является одним из ведущих факторов настоящего обучения, на мой взгляд, поскольку позволяет поднять мотивацию к познанию до небес.

    У родителей есть неоспоримое преимущество перед учителем, родитель вместе с ребенком может активно познавать мир в индивидуальном порядке. Что-то обнаружить, а потом найти описание в Интернете, энциклопедии, спросить у знающих людей. Не вместо, а вместе с ребенком. И радоваться открытиям, поощрять любознательность, осуществлять постановку мышления, играя. А еще творить, таким образом, прочную связь, поднимая общение на более высокий уровень, становится для ребенка не наставником, а равноправным партнером.

    В ближайших постах я расскажу о том, как выглядят ветки знакомых деревьев зимой. А пока приглядывайтесь к ветвям деревьев в своем дворе.

    Занятие по экологическому воспитанию в первом классе школы- интерната 8 вида.

    Тема: « Экскурсия в зимний лес».

    Цели и задачи.

    Уточнить и расширить представление детей о лесе.

    Дать представление о лесе как о сообществе растений и животных проживающих на одной территории.

    Воспитывать у детей интерес к жизни леса, его обитателям.

    Учить соблюдать правила поведения в лесу. Развивать познавательный интерес к тем событиям, которые происходят в лесу зимой.

    Учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах.

    Оборудование и материалы.

    Детские лопатки для раскапывания снежного покрова.

    Виды деятельности.

    Исследование, изобразительная деятельность.

    Предварительная работа.

    Рассматривание картин И. Шишкина, А. Пластова, А.Саврасова, И. Левитана и других, серии сюжетных картин о жизни животных в лесу.

    Чтение художественных произведений поэтов и писателей: Пушкина, Одоевского, Некрасова, Бианки.

    Место проведения

    Лесопарк.

    Художественно-творческая деятельность.

    Рисование

    «Зимняя сказка», «Снег идет».

    Аппликация «Снег в еловом лесу».

    Прогулка.

    На прогулке проводятся наблюдения за деревьями и кустарниками. Обращается внимание на красоту деревьев в зимнем уборе. Проводится исследовательская работа по определению деревьев в зимний период, предлагается найти березу, клен, тополь. Обращается внимание детей на характерные признаки деревьев, рассказывается о том, что зимой деревья не погибают, а отдыхают, как только наступит тепло, из почек разовьются листочки.

    Примерный ход экскурсии.

    Воспитатель:

    Дети, накануне мы посетили с вами выставку картин посвященную лесу. А сегодня мы отправляемся с вами на экскурсию в зимний лес, чтобы поближе познакомиться с ним и его обитателями.

    (Вносится игрушка Лесовичка).

    Проводить нас в путь пришел Лесовичок. Давайте послушаем, что он нам скажет.

    Лесовичок:

    Здравствуйте, ребята! Сегодня вы отправляетесь на экскурсию в зимний лес. Помните, пожалуйста, что в лесу вы гости. Не шумите, не пугайте лесных жителей. Не обижайте деревья, не задевайте кустов- зимой замерзшие ветки легко ломаются, ходите по дорожкам протоптанным в снегу.

    Будьте внимательны, чтобы не пропустить следы на снегу и увидеть красивые пейзажи. Я желаю вам интересной прогулки.

    Воспитатель:

    Спасибо, Лесовичок, мы обязательно постараемся выполнить твои пожелания.

    На опушке леса воспитатель предлагает остановиться и поздороваться с лесом.

    Здравствуй, лес дремучий лес, полный сказок и чудес!

    Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

    Все открой, не утаи: ты же видишь - мы свои!

    (Воспитатель обращает на красоту зимнего пейзажа).

    Воспитатель:

    Ребята, посмотрите на деревья и кустарники. Почему они голые?

    (Ответы детей).

    Воспитатель вместе с детьми делает вывод:

    В зимнее время года деревья и кустарники находятся в состоянии покоя (не растут, не цветут), т. К. условия для жизни не достаточны: холодно, мало света, вместо воды снег. К таким условиям деревья приспособились – сбрасывают листву, а сами отдыхают.

    Воспитатель:

    Давайте найдем ель и сосну. Посмотрите, только эти деревья зимой зеленые, а потому самые красивые. Рассмотрим иглы сосны.

    Исследование «Рассмотрим сосновую ветку».

    Иглы сосны твердые, покрытые плотной кожицей, им не страшен мороз.

    Воспитатель:

    Ребята, выберете себе дерево. Подойдите к нему, посочувствуйте – обнимите, погладьте кору, погрейте дыханием. Скажите дереву ласковые слова.

    (Дети выбирают себе дерево, обнимают его, гладят, разговаривают с ним).

    Воспитатель:

    Вы молодцы! Очень добрые и чуткие ребята. От ваших слов деревьям стало теплей. А сейчас давайте посмотрим на снег. Что вы видите?

    (Дети рассматривают снег, делятся увиденным-на снегу осыпавшиеся семена, упавшие шишки, веточки, следы птиц).

    А сейчас заглянем под снег и узнаем, что находится под ним.

    Исследование «Что под снегом?».

    Дети вместе с воспитателем отыскивают места, где под снегом есть зелена я трава, рассматривают ее, обсуждают, почему она могла остаться зеленой.

    Вывод:

    Некоторые травянистые растения не очень боятся холода, прикрытые снегом, они всю зиму остаются зелеными. Уточняется, что для того, чтобы они не погибли от холода, их нужно засыпать снегом.

    Воспитатель:

    Ребята, а каких животных можно встретить в зимнем лесу?

    (ответы детей)

    Воспитателем уточняется, что животные, которые не впадают в спячку, хорошо приспособлены к жизни в зимнем лесу.

    Воспитатель:

    А сейчас давайте постоим тихо- тихо, послушаем звуки леса, тишину, шорохи. Что ж, пришла пора расставаться с лесом. Надо поблагодарить его за гостеприимство, попрощаться с ним.

    Лес дремучий, до свидания! Ты расти на радость людям!

    Мы дружить с тобою будем, добрый лес, могучий лес, полный сказок и чудес!

    На обратном пути дети обмениваются впечатлениями, вспоминают загадки, поговорки, пословицы о лесе.

    В группе воспитатель предлагает детям рассказать об экскурсии в лес.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!