Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Расположение боеприпасов на танке т 62 м. О виртуальной боевой технике

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА Т-62М

Экипаж, чел. 4
Боевая масса, т 41,5-42
Габариты, мм:
длина с пушкой вперед 9335
ширина 3566
высота 3039
Вооружение (калибр), мм:
пушка 115
пулемет 1x7,62; 1x12,7
Боекомплект, шт.:
выстрелов 42
патронов 3000x7,62-мм; 300x12,7-мм
Мощность двигателя, л.с. 620
Максимальная скорость, км/ч 50
Запас хода по топливу, км 450

Разработка танка Т-62 была начата в конструкторском бюро завода №183 в 1957г. Главный конструктор Л.Н. Карцев. Опытный образец нового танка, имевшего заводское обозначение «объект 166», был изготовлен в 1959г., в 1960-1961гг. проводились его испытания, закончившиеся принятием в 1961г. танка на вооружение Советской Армии. Танк находился в серийном производстве с середины 1961 г. по 1973 г., всего было изготовлено примерно 20000 машин. Кроме предприятий СССР, танк Т-62 выпускался по лицензии в ЧССР (в основном на экспорт) и в КНДР. В настоящее время он состоит на вооружении армий более чем двадцати стран мира.

Танк Т-62 представляет собой дальнейшее развитие Т-55, имеет такую же компоновку, в нем использованы те же узлы и агрегаты, однако корпус, башня и вооружение Т-62 разработаны заново.

Корпус сварен из стальных броневых листов различной толщины. Верхний лобовой лист имеет толщину 102 мм и наклонен под углом 60° к вертикали. Толщина бортов в нижней части корпуса составляет 15 мм, в верхней - 79 мм. Днище корпуса изготовлено из броневой стали толщиной 20 мм, крыша - толщиной 31 мм.

В расположенном в передней части корпуса у левого борта отделении управления находится место механика-водителя. Оно оборудовано двумя призменными приборами наблюдения, левый из которых может быть заменен прибором ночного видения ТВН-2. В отделении управления имеется также гироскопический курсоуказатель ГПК-59. Над местом механика-водителя в крыше корпуса смонтирован люк.

Башня литая, обтекаемой формы. По размерам она несколько превосходит башню танка Т-55 и имеет стенки весьма большой толщины: 242 мм в передней части и 153 мм по бортам. В башне размещены командир танка, наводчик и заряжающий и установлено основное вооружение: 115-мм гладкоствольная пушка У5-ТС (2А20) и спаренный с нею 7,62-мм пулемет ПКТ. Т-62 является первым в мире серийным танком, на котором установлена гладкоствольная пушка.

Стрельба из пушки ведется унитарными выстрелами с тремя основными типами оперенных снарядов: осколочно-фугасными ОФ-18, кумулятивными БК-4 и БК-4М и бронебойными подкалиберными Б М-6. Подкалиберный снаряд имеет высокую начальную скорость (1615 м/с) и по бронепробиваемости превосходит аналогичные 105-мм снаряды английской нарезной пушки L7. Благодаря наличию двухплоскостного стабилизатора вооружения «Метеор» прицельную стрельбу из пушки можно вести во время движения танка.

Боекомплект пушки состоит из 40 выстрелов. Из-за больших размеров только 4 выстрела размещены в башне, остальные находятся в боеукладках вне ее. По этой же причине пришлось отказаться от возврата стреляных гильз в боеукладки - в башне смонтирован специальный механизм, который после перевода ствола в положение для заряжения (+3,5°) выбрасывает стреляную гильзу через люк в кормовой части башни. Следствием такого решения стало снижение скорострельности пушки до 4 выстрелов в минуту и нарушение герметичности помещений танка во время открытия люка для выброса гильзы.

Для управления огнем из пушки наводчик пользуется прицелом ТШ-2Б-41 со сменным увеличением, который обеспечивает ведение прицельной стрельбы подкалиберным снарядом на дальность до 4 км. Кроме того, имеется электронно-оптический монокулярный ночной прицел ТПН-1-41-11 с дальностью видения 800 м, а также дневной прибор наблюдения ТНП-165. Командир ведет наблюдение через комбинированный бинокулярный перископический прибор ТКН-3. Дневная ветвь прибора имеет пятикратное увеличение при угле обзора 10°, в ночное время угол обзора уменьшается до 8° а увеличение - до 4,5-кратного. В распоряжении командира имеются также четыре перископических прибора наблюдения.

В состав вспомогательного вооружения, кроме спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета ПКТ, входит также 12,7-мм пулемет ДШКМ, установленный на турели над люком заряжающего. Стрельба из него может вестись как по наземным, так и по малоскоростным воздушным целям.

В моторно-трансмиссионном отделении танка установлен такой же, как и на Т-55, V-образный двенадцатицилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-55В. При 2000 об/мин он развивает максимальную мощность 580 л.с. На некоторых танках устанавливали также дизельные двигатели В-55У (620 л.с.) и В-46-5М (690 л.с.). У танка Т-55 заимствована и силовая передача, в состав которой введен гидропневматический сервопривод управления главным фрикционом.

В ходовой части использованы по пять сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт. Подвеска индивидуальная торсионная. В узлах подвески первого и последнего катков с каждого борта установлены гидравлические амортизаторы. Ведущие колеса расположены сзади. Гусеница стальная с металлическим шарниром, часть танков оборудована гусеницами с резинометаллическим шарниром.

Несмотря на значительное повышение огневой мощи и броневой защиты, боевая масса Т-62 ненамного выше массы Т-55. Поэтому скоростные характеристики и проходимость остались на уровне этого базового танка: максимальная скорость по шоссе 50 км/ч, преодолеваемые препятствия: подъем до 32°, вертикальная стенка высотой до 0,8 м, ров шириной 2,85 м. Без предварительной подготовки танк форсирует брод глубиной до 1,4 м, с использованием ОПВТ - до 5м.

Для обеспечения внешней связи на Т-62 различных модификаций устанавливалась радиостанция Р-123, Р-123М, Р-113 или Р-173. Связь между членами экипажа обеспечивается танковым переговорным устройством Р-124.

Танк оборудован системой противоатомной защиты, состоящей из герметизирующих устройств, фильтров вентиляционной установки и нагнетателя, а также автоматической противопожарной системой. Для постановки дымовых завес используется термодымовая аппаратура.

С 1964 г. параллельно с линейным танком Т-62 выпускался ею командирский вариант, отличающийся наличием дополнительной радиостанции Р-112, навигационной аппаратуры ТНА-2 и зарядного агрегата АБ-1. Этот танк имеет уменьшенный боекомплект пушки и пулемета.

В течение 1962 г. была выпущена небольшая партия танков модификации Т-62А с нарезной 100-мм пушкой Д-54ТС. Эта пушка отличается улучшенными баллистическими характеристиками, снабжена дульным тормозом с эжекционным устройством. Стреляные гильзы также удаляются через кормовой люк в башне.

Основные модификации танка Т-62 были разработаны во время его эксплуатации в войсках и проводились силами танко ремонтных заводов Министерства обороны. Известны следующие основные модификации Т-62:

  • Т-62Д - вариант танка Т-62 с комплексом активной защиты «Дрозд». Принят на вооружение в 1983 г. Дополнительно бронированы корпус, башня и днище, установлены резиновые противокумулятивные экраны. Вариант с дизельным двигателем В-46-5М имеет обозначение Т-62Д-1;
  • Т-62М - танк, прошедший глубокую модернизацию в 1983-1985 гг. На нем установлена дополнительная броневая защита башни, корпуса и днища, резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны и антинейтронный подбой на башне. Введена гусеница от танка Т-72, установлены лазерный дальномер КТД-2 (КТД-1) и баллистический вычислитель БВ-62. Пушка имеет теплозащитный кожух. Вариант с двигателем В-46-5М получил индекс Т-62М-1, без комплекса управляемого вооружения - Т-62М1 (с двигателем В-46-5М называется Т-62М1-1), без комплекса управляемого вооружения и без дополнительного бронирования корпуса - Т-62М1-2 (с двигателем В-46-5М называется Т- 62М1-2-1);
  • Т-62МВ - принятый на вооружение в 1985 г. вариант танка с броневой защитой, значительно усиленной за счет установки навесной динамической защиты башни и корпуса. Дополнительно установлены также бортовые противокумулятивные экраны и проведено дополнительное бронирование днища. На танке Т-62МВ-1 с двигателем В-46-5М в систему управления огнем введены баллистический вычислитель БВ-62и лазерный дальномер КТД-2.

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Танк Т-62 имеет классическую компоновку с кормовым расположением трансмиссии. Внутри его корпус делится на три отделения: управления, боевое и силовое.

Отделение управления размещено слева в носовой части корпуса танка. В нем находится сиденье механика-водителя, перед которым на днище корпуса установлены рычаги управления планетарными механизмами поворота и педаль подачи топлива. На верхнем наклонном листе носовой части корпуса перед сиденьем расположены педали управления главным фрикционом и остановочными тормозами. В отделении управления, кроме того, находятся: курсоуказатель, щиток контрольных приборов, стеллаж аккумуляторных батарей, органы управления системой питания двигателя, баллоны со сжатым воздухом и аппаратура воздушного запуска двигателя, часть боекомплекта спаренного пулемета, ящик с ночным прибором ТВН-2, пенал ЗИП электрооборудования и другие приборы и снаряжение.

Над сиденьем в крыше корпуса имеется люк механика-водителя. К стакану штока крышки люка крепится концевой переключатель блокировки поворота башни при открытом люке. Перед люком установлены два призменных прибора наблюдения с пневможидкостной очисткой верхних стекол, сигнальные лампы выхода ствола пушки за пределы ширины танка и створчатые фонари освещения. Позади сиденья механика-водителя в днище корпуса расположен люк запасного выхода. Между стеллажом аккумуляторных батарей и правым бортом корпуса находятся два бака-стеллажа; в носовой части корпуса перед ними - передний топливный бак.

Отделение управления:

1 - воздушные баллоны; 2 - стеллаж для крепления магазин-коробки; 3 - спидометр; 4 - прибор КРП-1; 5 - бустер гидропневматического привода управления главным фрикционом; 6 - курсоуказатель; 7 - блок питания курсоуказателя; 8 - прибор наблюдения механика-водителя; 9 - прибор КУВ-3; 10 - ящик для сухого пайка со стеллажом для запасной призмы механика-водителя; 11 - автомат системы АС-2; 12 - щиток контрольно-измерительных приборов; 13 - счетчик моточасов; 14 - розетка внешнего запуска; 15 - кронштейн для крепления измерительного пульта ДП-3Б; 16 - выключатель батарей; 17, 19 - магазин-коробки; 18 - ящик для ТВН-2; 20 - ручной огнетушитель; 21 - рычаг переключения передач; 22 - рычаг топливоподкачивающего насоса; 23 - рычаг привода управления ПМП, правый; 24 - педаль подачи топлива; 25 - бачок для питьевой воды; 26 - педаль тормоза; 27 - педаль главного фрикциона; 28 - сиденье механика-водителя.

Боевое отделение занимает среднюю часть корпуса и башню. В последней установлена 115-мм гладкоствольная пушка, на которой справа укреплен спаренный пулемет. Слева от пушки размещены сиденья командира и наводчика. Перед наводчиком установлены пульт управления стабилизатором, поворотный механизм с курсоуказателем, прицелы, прибор наблюдения ТНП-165, выключатели прожектора Л-2Г и светильника. Снизу под пушкой на люльке укреплены гидроусилитель и гироблок. Слева от сиденья командира в башне находятся радиостанция с блоком питания и аппаратами ТПУ. В задней части башни имеются механизм и люк для выброса стреляных гильз, а ниже люка смонтирован нагнетатель системы герметизации. Кроме того, в боевом отделении размещены выстрелы к пушке, коробки с пулеметными лентами, ряд приборов и механизмов, ЗИП, личное оружие и снаряжение членов экипажа.

Средний танк Т-62 образца 1972 года.

Боевое отделение:

1 - радиостанция Р-123; 2 - блок питания радиостанции; 3 - азимутальный указатель; 4, 20 - вентиляторы; 5 - защитный колпак ввода антенны; 6 - ночной прицел ТПН-1; 7 - прибор наблюдения ТНП-165; 8 - прицел ТШ2Б-41; 9 - фильтр радиопомех; 10 - распределительный щиток; 11 - шток силового цилиндра; 12 - пушка; 13 - пополнительный бак; 14 - спаренный пулемет; 15 - бачок для воды; 16 - преобразователь напряжения; 17 - прибор наблюдения заряжающего; 18 - распределительная коробка стабилизатора; 19 - коробка управления механизмом выброса гильз; 21 - сумка с ЗИП пушки; 22 - аппарат № 4 ТПУ; 23 - сиденье заряжающего; 24 - боеукладка в баках-стеллажах; 25 - аптечка; 26, 27 - магазин-коробки; 28 - блок усилителей; 29 - сиденье наводчика; 30 - пульт управления; 31 - баллоны со сжатым воздухом; 32 - механизм поворота башни.

Вид на казенную часть 115-мм пушки.

В крыше башни предусмотрены два посадочных люка, закрываемые крышками. Снизу в боевом отделении есть вращающийся пол с ВКУ. Под полом проходят торсионные валы, а по левому борту корпуса - тяги приводов управления и трубопроводы.

Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса танка и отделено от боевого герметичной перегородкой. В силовом отделении размещены: двигатель, гитара, насосный агрегат системы дымопуска, воздухоочиститель, главный фрикцион, коробка передач с компрессором, планетарные механизмы поворота, вентилятор системы охлаждения, масляный бак, баллоны противопожарного оборудования. На картере гитары установлен электростартер. Над коробкой передач и механизмами поворота размещены водяной и масляный радиаторы. На броневой крыше над водяным радиатором расположены входные, а на балке кормы выходные жалюзи.

Телескопический прицел ТШ2Б-41.

КОРПУС танка представляет собой жесткую коробку, сваренную из броневых листов. Он состоит из носовой и кормовой частей, бортов, днища, крыши и перегородок.

Носовую часть составляют верхний и нижний наклонные листы, сваренные между собой, а также с днищем бортами и передним листом крыши. К верхнему наклонному листу приварены два буксирных крюка с пружинными защелками, стойки для крепления доски, предохраняющей приборы наблюдения механика-водителя и фары от забрызгивания грязью и снегом при движении танка, кронштейн крепления фар, планки для крепления противоминного трала и трубопроводы прокладки электропроводов привода трала (детали крепления трала установлены не на всех танках). На верхнем наклонном листе слева, в месте соединения его с передним листом крыши, сделан вырез, в который вварено основание приборов наблюдения механика-водителя, закрываемых броневыми крышками. К нижнему наклонному листу приварены планки крепления трала и бульдозера.

Борта корпуса образуются вертикальными броневыми листами. В передней части корпуса снаружи к бортам, листам носовой части и днищу приварены кронштейны кривошипов направляющих колес. Внизу к каждому борту приварено по пять упоров балансиров опорных катков, а сзади - отбойные кулаки для забивания пальцев гусениц во время движения танка. К верхней части бортов приварены подбашенные броневые планки, а над гусеницами - полки, защищающие корпус и башню от забрызгивания грязью во время движения. Над направляющими и ведущими колесами расположены грязевые щитки. В опущенном положении передние откидные грязевые щитки удерживаются торсионами, а в поднятом крепятся защелками к надгусеничным полкам.

Для предотвращения поломок задних грязевых щитков их нижняя часть сделана из резины и удерживается от провисания проволочным торсионом, расположенным на внутренней стороне щитка. (На танках, выпущенных до 1 января 1964 года, нижняя часть задних грязевых щитков была металлической и крепилась к верхней части щитка с помощью петель и торсиона.) Для предотвращения поломок при преодолении препятствий нижняя часть этих грязевых щитков поднимается и крепится к верхнему кормовому листу корпуса гайками-барашками.

В верхней задней части левого борта имеется вырез, в который ввариваются выхлопной патрубок и его броневая защита. К концу патрубка приварен фланец, к нему крепится панель с выпускными клапанами при установке оборудования для подводного вождения танка.

Кормовая часть корпуса состоит из двух броневых листов: верхнего и нижнего. К ним и к бортам приварены картеры бортовых передач. В верхней части верхнего кормового листа приварено четыре кронштейна для крепления дополнительных топливных бочек. В месте стыка кормовых листов приварены два буксирных крюка с защелками.

Днище корпуса в поперечном сечении имеет корытообразную форму и состоит из четырех сваренных между собой броневых листов. Вдоль бортов корпуса в днище вварено по пять кронштейнов балансиров и по два кронштейна для крепления амортизаторов. В днище предусмотрены люки и лючки для доступа к агрегатам, а также для слива топлива и других жидкостей.

Крыша корпуса состоит из переднего и заднего листов, съемной крыши над двигателем, откидной крыши с входными жалюзи над радиаторами, откидной крышки над вентилятором и выходных жалюзи, закрытых сеткой.

Корпус (вид сверху):

1 - боевое отделение корпуса; 2 - торсион грязевого щитка; 3, 4 - крышки заливных горловин передних топливных баков; 5 - передний лист крыши; 6 - броневая планка; 7 - крышка заливной горловины среднего бака; 8 - окно воздухопритока гитары; 9 - крышка люка над воздухоочистителем; 10 - торсион крыши над радиатором; 11 - сетка над входными жалюзи; 12 - крыша над радиаторами; 13 - откидная крышка над вентилятором; 14 - сетка над выходными жалюзи; 15 - кронштейны крепления дополнительных топливных бочек; 16 - планка для крепления чехла ОПВТ; 17 - крышка люка над двигателем; 18 - съемная крыша над двигателем; 19 - задний лист крыши; 20 - кронштейн с отверстием для входа стержня стопора башни; 21 - подбашенная планка; 22 - кольцевая выточка для установки и крепления погона башни; 23 - крышка люка механика-водителя; 24 - крышка лючка для ввода электропроводов привода бульдозера.

В переднем и заднем листах крыши и в подбашенных планках сделана кольцевая выточка и просверлены отверстия для установки и крепления погона башни. Для защиты его от прямого пулевого попадания к корпусу приварены броневые планки.

В крыше над двигателем выполнены два люка для доступа к двигателю и воздухоочистителю, закрываемые крышками. В танках выпуска после 1967 года эти люки отсутствуют.

Днище корпуса:

1 - верхний кормовой лист; 2 - нижний кормовой лист; 3 - крышка лючка для доступа к пружинам тормозных лент; 4 - пробка отверстия для слива смазки из бортовой передачи; 5 - пробка отверстия для смазки оси балансира; 6 - крышка лючка для доступа к тягам привода главного фрикциона; 7 - пробка отверстия для слива масла из гитары; 8 - пробка отверстия для слива топлива из среднего бака; 9, 11 - пробки отверстий для слива топлива из баков-стеллажей; 10 - пробка отверстия для слива топлива из переднего бака; 12 - пробка отверстия для удаления воды, масла и топлива из отделения управления; 13 - крышка люка запасного выхода; 14 - крышка лючка для выпуска продуктов сгорания из системы подогрева; 15 - пробка отверстия для слива охлаждающей жидкости; 16 - крышка люка под двигателем; 17 - пробка отверстия для слива масла из коробки передач; 18 - крышка люка для слива масла из масляного бака; 19 - лист ниши вентилятора.

БАШНЯ представляет собой фасонную стальную отливку. В передней ее части расположена амбразура для установки пушки. В амбразуре имеются расточки, в которые своими обоймами, надетыми на цапфы люльки, устанавливается пушка. Снаружи вдоль стенок амбразуры справа и слева приварены защитные планки с резьбовыми отверстиями для крепления защитного чехла пушки. Справа от пушечной амбразуры имеется амбразура для спаренного пулемета, а слева - для прицела. К башне приварены кронштейн для крепления прожектора и три крюка для захвата башни тросами при монтаже и демонтаже.

В верхней правой части башни размещен люк заряжающего, закрываемый откидывающейся вперед крышкой, и здесь же предусмотрено отверстие для установки прибора наблюдения МК-4. С 1972 года люк заряжающего оборудовался шариковой опорой с турелью для зенитного пулемета.

В верхней левой части башни находится люк командира танка, в котором имеются шахты для размещения прибора наблюдения ТКН-3 (до августа 1964 года - ТКН-2) и четырех призменных приборов. Для защиты погона командирского люка от прямых попаданий пуль к башне вокруг него крепится винтами броневое кольцо. Впереди командирского люка в башне предусмотрен вырез для установки прибора наблюдения ТНП-165 наводчика, отверстия для установки прицела ТПН-1 и антенного ввода.

Подразделение танков Т-62 перед маршем.

Вид спереди на башню Т-62. Справа от пушки - амбразура телескопического прицела закрытая защитным стеклом.

Башня:

1 - крюк; 2 - амбразура прицела; 3 - защитная планка; 4 - расточка для цапфы люльки пушки; 5 - амбразура пулемета; 6 - кронштейн для крепления ИК-прожектора; 7 - отверстие для установки прибора наблюдения заряжающего; 8 - крышка люка заряжающего; 9 - люк командира танка; 10 - броневое кольцо; 11 - прибор наблюдения наводчика; 12 - отверстие для антенного ввода; 13 - поручень; 14 - отверстие для установки прицела ТПН-1; 15 - крышка люка выброса гильз; 16 - скобы крепления брезента; 17 - отверстие для выброса отсепарированной пыли; 18 - броневой грибок.

В кормовой части башни имеется люк для выброса стреляных гильз, закрываемый крышкой. Для доступа свежего воздуха в боевое отделение при работе нагнетателя-сепаратора в кормовой части башни сделан вырез, прикрытый снаружи броневым грибком, а в нижней кормовой части башни - отверстие для выброса наружу отсепарированной пыли.

Башня устанавливается на шариковой опоре, представляющей собой радиально-упорный шарикоподшипник, кольцами которого являются погоны башни. Вращение башни осуществляется с помощью механизма поворота - планетарного редуктора с электромеханическим приводом. Для предохранения от поломок механизм снабжен сдающим звеном (фрикционной муфтой).

ВООРУЖЕНИЕ. В башне танка установлена 115-мм гладкоствольная пушка У-5ТС (2А20) и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ (до августа 1964 года - СГМТ), стабилизированные в двух плоскостях наведения.

Ствол пушки состоит из трубы, скрепленной в каморной части кожухом, казенника с обоймой и механизма продувания канала. Затвор полуавтоматический горизонтальный клиновой. Полуавтоматика механическая, пружинного типа. В противооткатные устройства входят гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в обойме казенника и при выстреле откатываются вместе со стволом.

Дальность стрельбы из пушки с помощью телескопического прицела составляет: для подкалиберного снаряда - 4000 м; для кумулятивного и осколочно-фугасного - 3000 м. С помощью бокового уровня дальность выстрела кумулятивным и осколочно-фугасным снарядами при угле возвышения пушки +16° достигает 5800 м, а осколочно-фугасным снарядом увеличенной дальности 3ОФ18 - 9500 м. При применении ночного прицела дальность стрельбы всеми типами снарядов - 800 м.

Дальность прямого выстрела при высоте цели 2 м составляет: подкалиберным снарядом - 1870 м; кумулятивным - 990 м; осколочно-фугасным - 970 м.

Горизонтальный угол обстрела из пушки и спаренного пулемета равен 360°, угол возвышения +16°, склонения -6°. Непоражаемое пространство перед танком: для пушки - 20 м, для пулемета - 19 м. Прицельная скорострельность при стрельбе с места - 4 выстр./мин. Спусковой механизм пушки состоит из электрического и механического (ручного) спусков. Рычаг электроспуска смонтирован на рукоятке маховика подъемного механизма.

Стрельба из пушки и спаренного пулемета осуществляется с помощью телескопического шарнирного монокулярного прицела со сменным увеличением ТШ2Б-41 (на танках поздних выпусков - ТШС-41У) и электронно-оптического монокулярного перископического ночного прицела ТПН-1-41-11. В качестве источника инфракрасного света для последнего используется прожектор Л-2Г с ИК-фильтром. Для стрельбы с закрытых позиций применяются боковой уровень и азимутальный указатель.

На боевых машинах, выпускавшихся с 1972 года, на турели люка заряжающего устанавливался 12,7-мм зенитный пулемет ДШКМ обр. 1938/46 г.

На танках ранних выпусков установлен электрогидравлический стабилизатор «Метеор», на последующих - «Метеор М» и «Метеор М1»; их характеристики практически одинаковы. «Метеор» имеет электронику на лампах, а «Метеор М» и «Метеор М1» - на транзисторах. Стабилизатор обеспечивает угловые скорости наведения пушки в горизонтальной плоскости от 0,07 до 16 град/с и в вертикальной - от 0,07 до 4,5 град/с.

Боекомплект пушки У-5ТС состоит из 40 унитарных выстрелов с бронебойно-подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Выстрелы размещены в специальных укладках в корпусе и башне танка: 16 - в двух баках-стеллажах в носовой части корпуса; 20 - в стеллажной укладке у перегородки силового отделения; 2 - с помощью хомутиковых укладок крепятся по бортам корпуса танка; 2 - в хомутиковой укладке на борту башни. Все боеукладки рассчитаны на размещение выстрелов с любым типом снаряда, за исключением хомутиковой укладки на правом борту башни, которая приспособлена только под выстрелы с бронебойно-подкалиберными снарядами.

Для всех выстрелов пушки У-5ТС используются одинаковые гильзы: стальная 4Г9 массой 7,95 кг или латунная 4Г10А массой 8,45 кг. Выстрелы с подкалиберными снарядами комплектуются только латунными гильзами, как более надежными.

Вид на башню спереди сверху. Справа от пушки, на подвижную бронировку которой надет защитный брезентовый чехол, видна амбразура телескопического прицела, закрытая защитным стеклом. Слева от пушки, на специальном кронштейне установлен ИК-осветитель ночного прицела Л-2Г, а ниже его - фара ФГ-125 прибора ТВН-2.

Командирская башенка. На переднем плане - ИК-прожектор ОУ-3ГК; под ним - прибор наблюдения командира ТКН-3.

Установка пушки У-5ТС:

1 - ствол пушки; 2 - компенсирующее кольцо; 3 - ресивер эжекционного устройства; 4 - подвижная бронировка пушки; 5 - крыша башни; 6 - люлька пушки; 7 - ночной прицел ТПН-1; 8 - рычаг повторного взвода; 9 - боковой уровень; 10 - рамка механизма выброса; 11 - ограждение пушки; 12 - рычаг механического спуска ударника; 13 - рукоятка выбрасывателей; 14 - подъемный механизм; 15 - приспособление для снятия заклинивания пушки; 16 - обойма цапфы; 17 - внутренний чехол пушки; 18 - наружный чехол пушки; 19 - прицел ТШ2Б-41; 20 - ИК-прожектор Л-2Г.

Танк Т-62 в Танковом музее Бундесвера в Мунстере.

Средний танк Т-62 образца 1962 года.

Размещение боекомплекта в танке:

1 - укладка на 16 выстрелов в двух баках-стеллажах; 2 - хомутиковая укладка на один выстрел; 3 - укладка автомата АК; 4 - стеллажи с сумками для ручных гранат Ф-1; 5 - магазин-коробка в установке пулемета; 6 - магазин-коробка для пулемета на правом борту корпуса танка; 7 - сумки с патронами для сигнального пистолета; 8 - две сумки под магазины с патронами для автомата АК; 9 - хомутиковая укладка на два выстрела; 10 - стеллажная укладка на 20 выстрелов; 11 - кобура сигнального пистолета; 12 - магазин-коробки к пулемету на левом борту корпуса танка; 13 - магазин-коробки к пулемету на перегородке стеллажной укладки; 14 - хомутиковая укладка на один выстрел; 15 - магазин-коробка к пулемету на кронштейне баллонов воздухопуска; 16 - магазин-коробки к пулемету на щитке аккумуляторов; 17 - магазин-коробка к пулемету у перегородки аккумуляторов.

Стреляные гильзы автоматически удаляются из боевого отделения с помощью механизма выброса стреляных гильз на всем диапазоне вертикальных и горизонтальных углов наведения пушки.

Механизм выброса состоит из: ограждения; рамки; захвата; гильзы с фиксатором взведения и сброса; механизма взвода; захвата с копиром и тягой; стопорного устройства рамки с зацепом, штоком и пружиной; привода рамки с тягой и рычагами; редуктора рамки с электродвигателем; крышки люка с приводом; копира; редуктора люка с электродвигателем; коробки управления и электромонтажного комплекта.

В исходном положении рамка опущена вниз и стопорится зацепом за неподвижное ограждение. Торсион захвата раскручен, дополнительные пружины расслаблены. Защелка под действием пружины коромысла прижата к зубу левого кронштейна захвата. Створка под действием пружины занимает вертикальное положение. Люк выброса закрыт.

При откате ствола во время выстрела вместе с казенником перемещается тяга, шарнирно связанная с копиром, который взводит зацепы захвата, закручивая пластинчатый торсион и растягивая дополнительные пружины. Копир воздействует на кулак захвата до тех пор, пока захват с зацепами не займет положение в плоскости, перпендикулярной к оси канала ствола. При накате ствола (промежуточное положение) штифт копира встречает на пути створку и увлекает ее за собой. Поворачиваясь на своей оси, створка воздействует на зацеп и отклоняет его в направлении перемещения копира, освобождая при этом рамку от стопорения за неподвижное ограждение.

Танки Т-62 в учебной атаке.

Средний танк Т-62 образца 1972 г. в экспозиции военной техники в Казани.

Мотострелки спешиваются с танков Т-62 во время учебной атаки.

Средний танк Т-62 образца 1972 г. (продольный разрез, схема):

1 - бустер гидропневмопривода главного фрикциона; 2 - аккумуляторные батареи; 3 - распределительный щиток отделения управления; 4 - ИК-прожектор ночного прицела; 5 - подъемный механизм пушки; 6 - зенитный пулемет; 7 - прибор наблюдения ТКН-3; 8 - средний топливный бак; 9 - эжектор; 10 - двигатель; 11 - радиатор системы смазки двигателя; 12 - радиатор системы охлаждения двигателя; 13 - вентилятор; 14 - планетарный механизм поворота; 15 - коробка передач; 16 - торсионные валы; 17 - вентилятор боевого отделения; 18 - форсуночный подогреватель; 19 - сиденье наводчика; 20 - сиденье механика-водителя; 21 - рычаг переключения передач; 22 - левый рычаг управления ПМП; 23 - педаль выключения главного фрикциона; 24 - передний топливный бак.

Экстрактируемая гильза, попав на приемный лоток, с силой ударяется фланцем в скосы зацепов захвата и, преодолевая сопротивление пружин, раздвигает их в стороны. При этом резиновые буфера ограничивают развод зацепов в стороны и тем самым обеспечивают надежное удержание гильзы после прохождения ее за зацепы захвата. При ударе фланцем о заднюю стенку ограждения гильза включает кнопку запуска электрической схемы. Происходит открывание люка в башне и подъем рамки на линию выброса. Рамка поднимается до тех пор, пока кулачок не коснется плоскости копира и не включит переключатель ограничения подъема в положение рамки против люка в башне. С включением переключателя подается напряжение на электромагнит сброса, который пальцем освобождает захват с зацепами от удержания его защелкой. Силой взведенного торсиона и пружин гильза выбрасывается через люк наружу. После выброса гильзы рамка опускается в исходное положение и люк в башне закрывается, а все узлы механизма выброса занимают исходное положение.

Боекомплект пулемета ПКТ (или СГМТ) состоит из 2500 патронов (10 лент в магазин-коробках). Боекомплект пулемета ДШКМ (при наличии последнего) включает в себя 300 патронов (6 лент в магазин-коробках).

Колонна танков на полигоне. Головной - Т-62, остальные - Т-55. Московский военный округ, январь 1973 года.

Танк Т-62 преодолевает препятствие по колейному мосту. Московский военный округ, январь 1973 года.

Механизм выброса стреляных гильз:

1 - неподвижное ограждение; 2 - рамка; 3 - захват; 4 - задняя стенка ограждения; 5 - фиксатор взведения и сброса захвата; 6 - пружина; 7 - шток; 8 - зацеп; 9 - копир; 10 - штифт; 11, 12 - тяги; 13, 14 - рычаги; 15 - редуктор; 16 - электродвигатель; 17 - казенник пушки; 18 - вал; 19 - лоток; 20 - пружина; 21 - крышка люка; 22 - привод крышки люка; 23 - копир; 24 - редуктор; 25 - электродвигатель; а - бонка.

Вид свержу сзади на башню танка Т-62 образца 1962 г. Хорошо виден люк для выброса стреляных гильз, слева от него - броневой грибок над отверстием для подачи воздуха к нагнетателю-сепаратору.

Кроме того, в танк укладываются автомат АК (АКМ) и 120 патронов к нему, 10 ручных гранат Ф-1, сигнальный пистолет и 12 патронов к нему.

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ. На танке Т-62 установлен 12-цилиндровый V-образный четырехтактный быстроходный бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения В-55 или В-55В максимальной мощностью 580 л.с. при 2000 об/мин. Двигатель В-55В отличается от В-55 установкой генератора мощностью 6,5 кВт вместо 5 кВт. Рабочий объем двигателя 38 880 см 3 . Степень сжатия - 15. Масса двигателя 920 кг. Двигатель установлен в силовом отделении танка перпендикулярно к его продольной оси на раме, приваренной к днищу корпуса.

Топливо - дизельное, летом - ДЛ, зимой - ДЗ или ДА (при температуре ниже 30°С). В систему питания двигателя танка Т-62 входят четыре внутренних топливных бака общей емкостью 675 л и три наружных общей емкостью 285 л, размещенных на правой надгусеничной полке.

Все баки объединены между собой в две группы. Первую составляют правый бак-стеллаж (145 л), средний бак (127 л) и все наружные баки (по 95 л каждый); вторую - передний (носовой) бак (280 л) и левый бак-стеллаж (125 л). Все эти емкости, за исключением наружных, для предохранения от коррозии снаружи и внутри покрыты бакелитовым лаком.

Схема работы механизма выброса:

1 - казенник пушки; 2 - тяга; 3 - копир; 4 - штифт; 5 - зацеп рамки; 6 - коромысло; 7 - защелка; 8 - зацеп захвата; 9 - торсион; 10 - створка; 11 - пружина; 12 - вал; 13 - ограждение; 14 - палец электромагнита; 15 - кулак захвата; 16 - буфер; 17 - лоток.

Танки Т-62 в учебной атаке. На переднем плане танка образца 1972 г.

Наружные баки покрыты бакелитовым лаком только внутри, а снаружи окрашены защитной краской.

Система смазки - циркуляционная комбинированная. Масляный насос - шестеренчатый, трехсекционный (одна секция нагнетающая и две откачивающие). Емкость системы 77 л. Заправочная емкость масляного бака 55 л. Емкость наружного масляного бака 35 л (к системе смазки не подключен).

Система охлаждения - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Заправочная емкость системы - 77 л. Радиатор трубчато-ленточного типа установлен в силовом отделении горизонтально над коробкой передач. Вентилятор - центробежный, с 18 загнутыми назад лопатками. Установлен на оси, закрепленной на специальном кронштейне, приваренном к кормовому листу корпуса танка. Для повышения КПД вентилятор помещен в специальный кожух (улитку).

Система подогрева органически входит в систему охлаждения и служит для подготовки двигателя к запуску и поддержания его в состоянии постоянной готовности к запуску в холодное время года путем подогрева охлаждающей жидкости, масла и топлива.

Система подогрева двигателя состоит из форсуночного подогревателя с электрическим (основным) и ручным (аварийным) приводами, змеевика подогрева масла, обогреваемых маслопроводов, крана отключения подогревателя от системы охлаждения и трубопроводов.

Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, на танке Т-62 установлен воздухоочиститель ВТИ-4 с двумя ступенями очистки и с эжекционным удалением пыли из пылесборника.

Взвод танков Т-62 на марше. Головная машина - танк, изготовленный после 1972 года, остальные - более раннего выпуска. 1974 год.

Баки-стеллажи (а - левый; б - правый):

1 - корпус бака; 2 - патрубок для соединения с передним топливным баком; 3 - патрубок для сообщения с атмосферой переднего топливного бака; 4 - пробка заправочной горловины; 5 - патрубок для соединения с клапаном выпуска воздуха; 6 - патрубок для соединения с атмосферой наружных топливных баков; 7 - ручка; 8 - защелка для крепления артвыстрела; 9 - опоры-качалки для крепления артвыстрелов; 10 - гнезда для артвыстрелов; 11 - патрубок для соединения со средним топливным баком; 12 - патрубок для соединения с топливораспределительным краном.

Танки Т-62 на учениях Советской Армии.

Воздушная система танка включает в себя: два баллона со сжатым воздухом, воздушный компрессор АК-150СВ, автомат давления, воздушный редуктор, кран отбора воздуха, три электропневмоклапана, манометр, влагомаслоотделитель, отстойник, воздухораспределитель двигателя с обратным клапаном для консервации и трубопроводы.

Воздушная система обеспечивает запуск двигателя сжатым воздухом; управление гидропневматическим приводом главного фрикциона; эжекционную очистку смотровых приборов механика-водителя от грязи и пыли во время движения и на месте; очистку узлов танка от пыли путем обдува сжатым воздухом при их обслуживании.

Резервный пуск двигателя осуществляется с помощью электростартера СТ- 16М.

На учениях «Братство по оружию». ГДР, октябрь 1970 года.

Трансмиссия танка состоит из гитары, главного фрикциона, коробки передач, двух планетарных механизмов поворота, двух бортовых передач и привода вентилятора и компрессора.

Гитара передает крутящий момент от двигателя к главному фрикциону. Она представляет собой повышающий редуктор с передаточным числом 0,7.

Главный фрикцион - многодисковый, сухого трения (сталь по стали). Выключение и включение главного фрикциона производится с помощью гидропневматического устройства или механически (от усилия механика-водителя). Гидропневматическое устройство обеспечивает быстрое выключение (за 0,1–0,3 с) и плавное включение (за 0,4–0,6 с) главного фрикциона независимо от квалификации механика-водителя. Усилие на педали при выключении главного фрикциона гидропневматическим приводом меньше, чем при выключении механическим, примерно в 2–2,5 раза.

Коробка передач - пятискоростная, с постоянным зацеплением шестерен с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах и приводом к вентилятору и компрессору.

Механизмы поворота двухступенчатые, планетарные, с блокировочными фрикционами, обеспечивающие прямую и замедленную в 1,42 раза передачу крутящего момента от главного вала коробки передач к ведущему валу бортовой передачи. Вследствие этого скорость перематывания гусеницы при включенной замедленной передаче уменьшается также в 1,42 раза. Поворот танка осуществляется в результате сообщения гусеницам разных скоростей движения, при этом поворот происходит в сторону отстающей гусеницы. При затяжке одного из тормозов поворота танк поворачивается с постоянным радиусом 8,91 м. Затяжкой одного из остановочных тормозов выполняется более крутой поворот, радиусом 2,64 м.

При включении в обоих планетарных механизмах замедленной передачи тяговое усилие на ведущих колесах увеличивается в 1,42 раза.

Бортовые передачи - двухступенчатые, понижающие, с цилиндрическим и планетарным рядами. Передаточное отношение - 6,706.

Ходовая часть, применительно к одному борту, состоит из пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков с литыми дисками, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами и направляющего колеса; подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами, соединенными с балансирами передних и задних опорных катков. Из-за смещения торсионных валов подвески опорные катки левого борта смещены назад на 105 мм по отношению к каткам правого борта. Гусеницы мелкозвенчатые, с цевочным зацеплением, металлические или резинометаллические (с РМШ). Число траков в металлической гусенице - 96, в гусенице с РМШ - 97. Ширина трака 580 мм, шаг гусеницы 137 мм. Масса металлической гусеницы 1386 кг, с РМШ - 1655 кг.

Танки Т-62 одного из соединений Группы Советских войск в Германии на параде в честь завершения маневров «Братство по оружию». ГДР, г. Магдебург, 18 октября 1970 года.

Установка двигателя в танке:

1 - рама; 2, 4, 5 - болты крепления двигателя; 3 - лапы двигателя; 6 - зубчатая муфта, соединяющая двигатель с гитарой; 7 - гитара; 8 - коробка передач; 9 - планетарные механизмы поворота.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ выполнено по однопроводной схеме (за исключением дежурного освещения и электродвигателя водооткачивающего насоса). Напряжение 24 В. Источники: генератор Г-6,5 мощностью 6,5 кВт; четыре аккумуляторные батареи 6-СТЭН-140М емкостью 140 Ач каждая. Потребители: электростартер СТ-16М; электродвигатели вентиляторов, подогревателя, системы ТДА, маслозакачивающего и водооткачивающего насосов; электропневмоклапаны воздухопуска, стеклоочистки и привода главного фрикциона; приборы освещения и световой сигнализации; стабилизатор вооружения, курсоуказатель, электроспуск пушки и пулемета; механизм выброса стреляных гильз; системы ПАЗ и ППО, приборы ночного видения и средства связи.

СРЕДСТВА СВЯЗИ. На Т-62 ранних выпусков (до 1965 года) были установлены радиостанция Р-113 и переговорное устройство Р-120.

Радиус действия радиостанции Р-113 при радиосвязи с однотипной радиостанцией в условиях среднепересеченной местности при работе на 4-метровую штыревую антенну: при выключенном подавителе шумов и отсутствии посторонних радиопомех - не менее 20 км; при включенном подавителе шумов - до 10 км; при наличии посторонних помех радиоприему - 8–12 км.

Радиостанция имеет 96 фиксированных частот в диапазоне 20–22,375 мГц, разнесенных через 25 кГц. На любой фиксированной частоте обеспечиваются беспоисковое вхождение в связь и бесподстроечное ведение связи. Прием и передача ведутся на одной общей частоте.

Танки позднего выпуска оснащены радиостанцией Р-123 и переговорным устройством Р-124. Радиостанция Р-123 при работе на 4-метровую штыревую антенну обеспечивает связь с однотипной радиостанцией в условиях среднепересеченной местности, в любое время суток и года, при движении танка, на расстоянии не менее 20 км при выключенном подавителе шумов и до 13 км при включенном.

Радиостанция имеет 1261 рабочую волну с интервалом между частотами в 25 кГц, в диапазоне частот 20–51,5 мГц и оснащена механизмом установки волн, позволяющем заранее подготовить и зафиксировать любые четыре волны диапазона. Переход с одной подготовленной волны (частоты) на другую выполняется автоматически, одной манипуляцией радиста - переключением только одного переключателя.

Подразделение капитана А. Белоуса во время тактических занятий. Август 1974 года.

СИСТЕМА ПАЗ. Система противоатомной защиты предназначена для защиты экипажа и оборудования внутри танка от воздействия ударной волны ядерного взрыва, а также для предотвращения проникновения в танк радиоактивной пыли при движении по зараженной местности.

Защита от ударной волны осуществляется путем установки специальных уплотнительных устройств, как постоянных, так и включающихся автоматически от гамма-датчика во время ядерного взрыва.

При ядерном взрыве под воздействием излучения срабатывает радиометрический блок защиты РБЗ-1М, установленный на левом борту корпуса в боевом отделении. Ионизационная камера блока начинает пропускать электрический ток, от которого срабатывают электрозапалы пиропатронов системы ПАЗ. В результате взрывов пиропатронов срабатывают механизмы, закрывающие входные и выходные жалюзи, заслонки окон вытяжного вентилятора и шахты воздухопритока гитары и генератора, амбразуру прицела, клапан и заслонку нагнетателя. Автоматически выключаются вытяжной вентилятор и нагнетатель (если к моменту взрыва последний был включен).

Для приведения в готовность к повторному действию систему необходимо разблокировать путем выключения батарей, установить пиропатроны в соответствующие исполнительные механизмы и вновь подключить батареи.

Ведущее колесо и опорный каток танка Т-62.

Трак металлической гусеницы:

1 - пружинное кольцо; 2 - проушина; 3 - гребень; 4 - палец; 5 - проточка; 6 - грунтозацеп; 7 - окно.

Трак гусеницы с РМШ:

1 - проушина; 2 - резинометаллическая втулка; 3 - гребень; 4 - палец; 5 - гайка.

Защита экипажа танка от воздействия радиоактивной пыли осуществляется созданием в боевом отделении с помощью нагнетателя-сепаратора избыточного давления, которое исключает попадание в него запыленного воздуха через отдельные неплотности.

ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. На танке Т-62 применена унифицированная аппаратура противопожарного оборудования (УА ППО), в которой используется состав «3,5», пары которого при пожаре заполняют все свободное пространство того отделения танка, где возник пожар. Состав «3,5» представляет собой огнегасящую смесь, состоящую из бромистого этила, углекислоты и сжатого воздуха. Противопожарная система может работать автоматически и полуавтоматически. В автоматическом режиме система обеспечивает сигнализацию о пожаре; остановку двигателя; ввод баллона для тушения пожара; остановку электродвигателей вентилятора и нагнетателя на время тушения с последующим пуском их после окончания пожара - для удаления продуктов горения и паров состава «3,5»; ввод очередного баллона в том случае, если первым пожар не был потушен или он оказался неисправным; задержку подачи состава «3,5» в силовое отделение на 4–7 с, необходимую для остановки двигателя. В полуавтоматическом режиме система обеспечивает сигнализацию о пожаре в боевом и силовом отделениях. Дальнейшая работа происходит только после нажатия механиком-водителем соответствующей кнопки.

Помимо системы УА ППО на танке имеется один ручной огнетушитель ОУ-2.

СИСТЕМА ДЫМОПУСКА. Т-62 оборудован термической дымовой аппаратурой (ТДА) многократного действия.

В качестве дымообразующего вещества используется дизельное топливо. Непросматриваемая длина дымовой завесы составляет 250–400 м. Стойкость дымовой завесы до 2–4 мин, продолжительность одного дымопуска - до 10 мин. Расход дизельного топлива - 10 л/мин.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОДВОДНОГО ВОЖДЕНИЯ ТАНКА (ОПВТ). Это оборудование обеспечивает преодоление танком по дну водных преград глубиной до 5 и шириной до 700 м, а также ведение боевых действий после выхода из воды без проведения каких-либо работ, требующих покидания экипажем танка.

Комплект оборудования для подводного вождения состоит из двух частей: съемной, которая монтируется на танк в предвидении преодоления водной преграды, и несъемной, постоянно установленной на танке.

К съемной части относятся: воздухопитающая труба; выпускные клапаны; уплотнения крыши над радиатором, дульного среза пушки, амбразур пулемета и прицела, антенного ввода, шахты воздухопритока обдува гитары; резиновый шнур уплотнения командирского люка; нагрудные переключатели.

Танки Т-62 форсируют р. Одру во время учений. Польша, октябрь 1969 года.

К несъемной части относятся: герметизация крыши над силовым отделением; заслонки воздухоочистителя с приводом; уплотнения шариковой опоры башни, амбразуры пушки, головки ночного прицела ТПН-1 (на танках выпуска с мая 1965 года); герметизация наружных ящиков ЗИП; откачивающая система; гирополукомпас ГПК-48 или ГПК-59; бонки; кронштейны; электрооборудование и другие детали и узлы, необходимые для установки и обеспечения работы съемной и несъемной частей.

Кроме того, в комплект ОПВТ входят изолирующие приборы ИП-46М и спасательные жилеты СЖТ-58 (на каждого члена экипажа).

Из книги Junkers Ju 88 автора Иванов С. В.

Из книги Ил-2 Ил-10 Часть 2 автора Иванов С. В.

Описание конструкции Ил-2 Штурмовик Ил-2 был одно- или двухместным низкопланом, смешанной или однородной конструкции, первоначально деревянно-металлической со смешанной металлическо- фанерно- полотняной обшивкой, позднее цельнометаллической с металлическо -

Из книги Тяжёлый танк Т-35 автора Коломиец Максим Викторович

Описание конструкции Ил-10 Самолет Ил-10 был двухместным цельнометаллическим низкопланом.Крылья - так же как на Ил-2 состояли из трех частей (центроплана и двух отъемных консолей). Консоли крыла трапециевидной формы имели подъем в 4’50”, относительно нижней, ровной

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ КОРПУС танка представлял собой коробку, собранную из катаных броневых листов. Для увеличения жёсткости стыки верхнего переднего наклонного, лобового вертикального и переднего листа днища дополнительно прикрывались угольниками.За весь период

Из книги Средний танк Panzer IV автора Барятинский Михаил

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ В соответствии с классификацией, принятой в чехословацкой армии, легкие танки категории II-а предназначались для действий в составе кавалерийских частей, однако только совместно с пехотой. В целом это почти соответствовало английскому классу

Из книги Лёгкий танк Pz.38(t) автора Барятинский Михаил

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ Машина имела классическую компоновку с передним расположением трансмиссии.КОРПУС и БАШНЯ собирались из катаных броневых листов на каркасе из уголков с помощью клепки. До высоты 1 м все клепаные соединения выполнялись водонепроницаемыми. Лобовые

Из книги Gnimman Avenger. Часть 2 автора Иванов С. В.

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ Компоновка танка - классическая, с передним расположением трансмиссии.Отделение управления находилось в передней части боевой машины. В нём размещались главный фрикцион, коробка передач, механизм поворота, органы управления, контрольные приборы,

Из книги Линейные корабли «Ришелье» и «Жан Бар» автора Сулига Сергей

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ Машина имела классическую компоновку с передним расположением трансмиссии.КОРПУС и БАШНЯ собирались из катаных броневых листов на каркасе из уголков с помощью клёпки. До высоты 1 м все клёпаные соединения выполнялись водонепроницаемыми. Лобовые

Из книги Главный калибр линкоров автора Амирханов Л. И.

Описание конструкции Самолет TBM/TBF Эвенджер был однодвигательным среднепланом цельнометаллической конструкции, с убирающимся в полете двухколесным шасси и хвостовым колесом, и одинарным вертикальным стабилизатором.Фюзеляж. Имел полумонококовую конструкцию

Из книги Тяжелые крейсера типа “Адмирал Хиппер” автора Кофман Владимир Леонидович

Описание конструкции

Из книги Линейные корабли ’’Дюнкерк” и ’’Страсбург” автора Сулига Сергей

Описание конструкции Трехорудийная башенная установка состояла из неподвижной и вращающейся частей. Неподвижная часть включала в себя жесткий барабан и центрующий штырь. Вращающаяся – стол башни с подачной трубой.Корпус установки имел одно основное отличие от

Из книги автора

Описание конструкции Корпус и общее расположение Длинный, почти 200-метровый корпус набирался по продольной схеме, с использованием стали ST-52 для основных частей конструкции и включением броневых листов в качестве элементов прочности. Килевая балка высотой около 1,5 м

Из книги автора

Описание конструкции Корпус Одно из главных отличий новых кораблей по сравнению с линкорами первой мировой войны заключалось в более тщательном подходе к проектированию корпуса. Желание иметь высокую скорость, отличную мореходность и гарантированную прочность набора

Создание этой боевой машины стало важной вехой в истории отечественного танкостроения – Т-62 был первым в мире серийным танком с гладкоствольным орудием калибра 115 мм. Его выпуск продолжался до середины 70-х годов, всего было изготовлено около 20 тыс. единиц. В настоящее время Т-62 продолжает эксплуатироваться в нескольких десятках армий мира.

Средний танк Т-62 был официально снят с вооружения российской армии только в 2013 году, в этом же году перестало биться сердце Леонида Николаевича Карцева – выдающегося советского конструктора, создателя этой замечательной боевой машины.

Т-62 участвовал во множестве конфликтов: на Ближнем Востоке, в Афганистане, Африке и на Кавказе, и везде эта боевая машина пользовалась любовью экипажей и уважением противника.

История создания

В конце 50-х годов основными боевыми машинами советской армии были танки Т-54 и Т-55, вооруженные нарезной 100-мм пушкой Д-10Т, которая была разработана еще в 1944 году. Проблема была в том, что эта пушка уже не могла бороться с новейшими образцами американской и английской бронетехники. Орудие несколько раз модернизировали (Д-10ТГ и Д-10Т2С), однако улучшения в первую очередь были направлены на решение проблемы стабилизации пушки. Ее баллистические характеристики так и остались неизменными.

Не меньше вопросов было и к боеприпасам, которые использовала Д-10Т: бронебойные снаряды имели недостаточную начальную скорость и не могли поражать современную бронетехнику потенциального противника. Западные машины в этот период уже имели на вооружении подкалиберные и кумулятивные снаряды, способные поражать советские танки на обычных дистанциях боя.

Еще в 1958 году была разработана новая 100-мм нарезная пушка Д-54 с увеличенной скоростью полета снаряда, а несколько позже для нее был разработан стабилизатор в двух плоскостях. На заводе № 183 в Нижнем Тагиле (УВЗ) в инициативном порядке был создан экспериментальный танк с этим орудием («объект 140»). Однако пушка Д-54 разрабатывалась для другой боевой машины – «объекта 430», будущего танка Т-64, который в это время создавали в Харькове. Поэтому работы по «объекту 140» были прекращены.

Впрочем, пушка Д-54 так и не была принята на вооружение. Во-первых, ее бронепробиваемость была все-таки недостаточной для борьбы с новейшей бронетехникой противника, а во-вторых, неудачная конструкция дульного тормоза демаскировала танк при стрельбе.

В 1959 году из орудия Д-54 были убраны нарезы и дульный тормоз. Так появилась гладкоствольная пушка У-5ТС «Молот» - именно это орудие будет установлено на танк Т-62.

В этот период на УВЗ шла работа над экспериментальным танком «Объект 165», который представлял собой настоящую химеру: его корпус и башня были от «Объекта 140», ходовая часть и силовое отделение от танка Т-55, а боевое отделение- от «Объекта 150». Когда на новый танк было установлено орудие У5ТС «Молот», он получил наименование «Объект 166». Еще одной «изюминкой» новой машины стала цельнолитая башня, что значительно повышало ее защитные характеристики.

Несмотря на то, что танк был практически готов, военные не спешили принимать его на вооружение. Все дело было в танке Т-64, разработка которого продолжалась в Харькове, и на нее уже были потрачены огромные ресурсы.

Трудно сказать, как развивалась бы ситуация в дальнейшем, однако в нее вмешался командующий сухопутными войсками, герой Сталинградской битвы маршал В. И. Чуйков. В этот период новые мощные 105-мм пушки были установлены на английский танк «Центурион», американский танк М60, аналогичными орудиями планировали вооружить разрабатываемые в Германии «Леопард» и AMX-30 во Франции. Эти орудия существенно превосходили все, что было на вооружении Советской армии.
Чуйков вызвал к себе командующего танковых войск и руководителей ГБТУ, и напрямую спросил у них: что Советская армия сможет противопоставить американскому М60. После чего последовала длинная тирада, большей частью состоявшая из ненормативной лексики.

Это «совещание» и решило дальнейшую судьбу танка. Уже в 1961 году на УВЗ была изготовлена установочная партия из 25 Т-62. А с середины следующего года на заводе начался серийный выпуск этой машины, который продолжался до 1973 года. Впервые новая боевая машина была продемонстрирована общественности 7 ноября 1967 года на параде в Москве.

Модификации танка

За годы производства и эксплуатации машина неоднократно модернизировалась и дорабатывалась. Существует около двух десятков модификаций машины, ниже приведены некоторые из них:

  • Т-62. Базовая модификация
  • Т-62А. Машина, вооруженная 100-мм пушкой Д-54ТС
  • Т-62К. Командирская машина, оснащенная дополнительной рацией и навигационным оборудованием
  • Объект 166МЛ. Боевая машина, дополнительно вооруженная ПТРК «Малютка »
  • Т-62П. Танк с повышенным уровнем противорадиационной защиты
  • Т-62Д. Модификация танка с комплексом активной защиты (КАЗ) «Дрозд». Кроме того, эта машина имела дополнительное бронирование, противокумулятивные экраны и систему защиты от напалма
  • Т-62М. Этот танк является результатом глубокой модернизации машины, которая была проведена в 1983-1985 гг. Танк Т-62М был оснащен дополнительной броневой защитой корпуса и днища, антинейронной защитой (специальный подбой), противокумулятивными экранами, системой управляемого вооружения «Шексна». На него была установлена новая СУО «Волна» и система постановки дымовой маскировки. Танк получил более мощный дизельный двигатель В-55У, была модернизирована его ходовая часть
  • ТО-62. Огнемётный танк на базе Т-62. Огнемёт устанавливался на место спаренного пулемёта
  • Т-62АМ. Машина, вооруженная 125-мм пушкой

Это далеко не все модификации машины. Кроме того, различные усовершенствования в конструкцию танка вносили и в других странах, где эксплуатировалась эта машина.

Устройство танка

Танк Т-62 выполнен по классической танковой схеме, с расположением отделения управления в передней части машины, боевого отделения – в средней, а моторно-трансмиссионного – в кормовой. Экипаж Т-62 состоит из четырех человек: механика-водителя, наводчика, командира и заряжающего.

Корпус танка Т-62 – это сварная конструкция, выполненная из броневых катаных листов с разной толщиной брони на различных участках. Лобовой броневой лист имеет толщину 100 мм и наклон к вертикали 60°. Башня танка литая, округлой формы. Броня Т-62 обеспечивает защиту от снарядов противника.

Кроме того, танк оснащен противоатомной защитой, которая оберегала экипаж от воздействия ударной волны ядерного взрыва, проникающей радиации и радиоактивной пыли.

Слева в носовой части танка находится место механика-водителя, места командира, заряжающего и наводчика расположены в башне. Также в ней установлено основное вооружение Т-62 — 115-мм гладкоствольная пушка У5-ТС, с ней спарен 7,62-мм пулемет ПКТ (после 1964 года — СГМТ). Выстрелы для пушки – унитарные, есть три типа оперенных снарядов: осколочно-фугасные, кумулятивные и подкалиберные. Пушка оснащена двухплоскостным стабилизатором «Метеор», что позволяет танку вести огонь в движении.

Боекомплект боевой машины – 40 выстрелов. Из-за их большого размера, только два выстрела расположены в башне. По этой же причине использованные гильзы не возвращаются в боеукладки, а удаляются наружу через специальный люк в башне. Для экстракции гильз используется специальный механизм.

Для наблюдения за окружающей обстановкой командир использует бинокулярный телескопический прибор ТКН-2 (позже ТКН-3), который позволял вести наблюдение не только днем, но и ночью. Для наведения орудия используется телескопический монокулярный прицел ТШ2Б-41, а для стрельбы ночью – инфракрасный перископический прицел ТПН-1-41-11. Кроме того, механик-водитель, наводчик и командир обеспечены еще и призматическими или телескопическими приборами наблюдения.

Т-62 оснащается V-образным дизельным двигателем В-55В с двенадцатью цилиндрами и мощностью 580 л. с. В начале 60-х его моторесурс составлял 350 часов.

Ходовая система танка практически полностью повторяет ходовую часть Т-54 и Т-55. Она состоит из пяти сдвоенных опорных катков на каждый борт, ведущего колеса и ленивца. Поддерживающие катки отсутствуют. Подвеска индивидуальная, торсионная.

Боевое применение

Т-62 появился в самый разгар Холодной войны, поэтому эта машина успела поучаствовать практически во всех локальных конфликтах этого периода.

Свой боевой путь танк начал в 1969 году на Дальнем Востоке во время советско-китайского конфликта вокруг острова Даманский. Девять новейших и абсолютно секретных советских танков попали в зону боевых действий случайно, они были обстреляны китайскими гранатометчиками, одна из машин была подбита и захвачена противником. Танк не удалось уничтожить, он был только утоплен (пущен под лед реки), и позже китайцы подняли машину.

Танк Т-62 был активным участником практически всех арабо-израильских конфликтов 60-х и 70-х годов. Эти машины в больших количествах стояли на вооружении армий Сирии и Египта, их применение шло с переменным успехом.

Т-62 активно использовался армией Ирака в ирано-иракской войне, в этом конфликте их основными противниками являлись американские танки М60 и английские «Чифтены».

Танк Т-62 применялся Советской армией в Афганистане. В целом, машина неплохо зарекомендовала себя, однако вскоре после начала этой войны в конструкцию танка были внесены некоторые изменения. Большинство потерь Т-62 в Афганистане связаны с его неграмотной технической эксплуатацией.

Успел повоевать Т-62 и в Африке. Этой машиной был вооружен кубинский экспедиционный корпус, направленный в 1977 году в Эфиопию. Советские боевые машины в этом конфликте показали себя с лучшей стороны.

Танки Т-62 применялись и в большинстве вооруженных конфликтов, вспыхнувших на территории бывшего СССР после его развала. Российские войска применяли эти машины во время первой и второй чеченской кампании , а также во время войны с Грузией в 2008 году. Т-62 используется украинской армией в зоне боевых действий на Донбассе.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них


Танк Т-62 является дальнейшим развитием танка Т-55 и отличается от него, главным образом, более мощным вооружением. Разработан в 1958-1960 годах в КБ завода № 183 в Нижнем Тагиле (УВЗ). Принят на вооружение в августе 1961 года. В 1961 году завод № 183 изготовил установочную партию танков из 25 штук, которые поступили в Прикарпатский военный округ. 1 января 1962 года завод был остановлен на шесть месяцев для переоборудования сварочного контейнера в корпусном цехе, замены карусельных станков для обработки погона башни и проведения других мероприятий по подготовке производства. С 1 июля 1962 года начался массовый выпуск танка Т-62. За время серийного производства с 1961 по 1973 год, по западным данным, было выпущено около 20 тыс. танков.

Т-62 отличается от своего предшественника Т-55 целым рядом конструктивных особенностей. Он имеет такую же общую компоновку, в его конструкции используется большое число аналогичных узлов и агрегатов, но вместе с тем корпус, башня, вооружение и многое другое спроектированы заново.

Корпус танка Т-62 сварен из броневых листов различной толщины. Верхнии 100-мм лобовой лист наклонен по углом 60" к вертикали. Толшина бортов в нижней части корпуса составляет 15 мм, в верхней - 79 мм. Днище корпуса изготовлено из броневых листов толщиной 20 мм, крыша - толщиной 31 мм.

В расположенном в передней части корпуса отделении управления у левого борта находится место механика-водителя. Оно оборудовано двумя призменными приборами наблюдения, левый из которых может быть заменен прибором ночного видения ТВН-2. В отделении управления имеется также гироскопический курсоуказатель ГПК-59. Над местом механика-водителя в крыше корпуса смонтирован люк. Курсовой пулемет изъят.

Средний танк Т-62Башня литая, обтекаемой формы. По размерам она несколько превосходит башню танка Т-55 (диаметр погона в свету 2245 вместо 1816 мм) и имеет стенки весьма большой толщины: 242 мм в передней части и 153 мм по бортам. В башне размещены командир танка, наводчик и заряжающий и установлено основное вооружение: 115-мм гладкоствольная пушка У5-ТС (2А20) и спаренный с нею 7.62-мм пулемёт ПКТ (до августа 1964 года - СГМТ). Стрельба из пушки ведется унитарными выстрелами с тремя основными типами оперенных снарядов: осколочно-фугасными ОФ-18, кумулятивными БК-4 и БК-4М и бронебойными подкалиберными БМ-6. Подкалиберный снаряд имеет высокую начальную скорость 1615 м/с и по бронепробиваемости превосходит аналогичные 105-мм снаряды английской нарезной пушки L7. Благодаря наличию двухплоскостного стабилизатора вооружения «Метеор» (на танках поздних выпусков «Метеор М» и «Метеор М1») прицельную стрельбу из пушки можно вести во время движения танка. Для обеспечения требуемого снижения пушки крыша корпуса от башни в сторону кормы имеет наклон 3°15", а в сторону носа - 0 °30".

Боекомплект пушки состоит из 40 унитарных выстрелов. Из-за больших размеров только 2 выстрела размешены в башне, остальные находятся в боеукладках вне её. По этой же причине пришлось отказаться от возврата стреляных гильз в боеукладки - в башне смонтирован специальный механизм, который после перевода ствола в положение для заряжения (+3,5°) выбрасывает стреляную гильзу через люк в кормовой части башни. Следствием такого решения стало снижение скорострельности пушки до 4 выстр./мин. и нарушение герметичности помещений танка во время открытия люка для выброса гильзы.

Средний танк Т-62Для ведения стрельбы из пушки наводчик пользуется прицелом ТШ-2Б-41 (на танках поздних выпусков - ТШС-41У) со сменным увеличением, который обеспечивает ведение прицельной стрельбы подкалиберным снарядом на дальность до 4 км. Кроме того, имеется электронно-оптический монокулярный ночной прицел ТПН-1-41-11 с дальностью видения 800 м. В качестве источника инфракрасного света для ночного прицела используется прожектор Л-2Г с ИК-фильтром. Командир ведет наблюдение через комбинированный бинокулярный перископический прибор ТКН-2 «Кармин» (с августа 1964 года - ТКН-3). Дневная ветвь прибора имеет пятикратное увеличение при угле обзора 10°. в ночное время угол обзора уменьшается до 8°, а увеличение - до 4,5-кратного. В распоряжении командира имеются также четыре перископических прибора наблюдения. Для стрельбы с закрытых позиций устанавливаются боковой уровень и азимутальный указатель.

На боевых машинах, выпускавшихся с 1972 года, на турели люка заряжаюшего устанавливался 12,7-м м зенитный пулемёт ДШКМ обр. 1938/46 г.

В МТО танка установлен такой же, как и на Т-55, У-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-55 или В-55В. При 2000 об/мин он развивает максимальную мощность 580 л/с. У танка Т-55 заимствована и силовая передача, в состав которой введен гидропневматический сервопривод управления 19-дисковым главным фрикционом. На лентах тормоза поворота установлены тормозные колодки из пластмассы.

В ходовой части использованы по пять сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт. Подвеска индивидуальная торсионная. В узлах подвески первого и последнего катков с каждого борта установлены гидравлические амортизаторы. Ведущие колеса расположены сзади. Гусеницы мелкозвенчатые. с цевочным зацеплением, металлические или резинометатлические.

Танк оборудован системой ПАЗ, состоящей из герметизирующих устройств, ФВУ и нагнетателя, а также автоматической системой ППО. Для постановки дымовых завес используется термодымовая аппаратура.

Модификации

Т-62 (объект 166) - основной серийный вариант, выпускавшийся с 1962 по 1973 год. Начиная с 1975 года часть выпущенных машин оборудовали лазерными (квантовыми) дальномерами КДТ-1.

Т-62К (1964 г.) - командирский вариант, Дополнительная радиостанция Р-112, танковая навигационная аппаратура ТНА-2, зарядный агрегат АБ-1-П/30-У, дополнительный комплект 4-метровой штыревой антенны. Боекомплект уменьшен на 4 артвыстрела и на 3 коробки с лентами для спаренного пулемета.

Т-62М (объект 166М6 1983 г.) -модернизированный вариант. Многослойные экраны из комбинированной брони на корпусе и башне, борговые резинотканевые противокумулятивные экраны, дополнительно бронировано днище. Антинейтронный подбой на башне. Установлены комплекс управляемого вооружения 9К116-1 «Шексна» и СУО «Волна» (лазерный дальномер КДТ-2, баллистический вычислитель БВ-62, прицел ТШСМ-41У, стабилизатор «Метеор» М1). Часть машин оснащена зенитным пулеметом НСВТ вместо ДШКМ. Двигатель В-55У мощностью 620 л.с. Введены гусеница с РМШ и гидроамортизаторы на узлах подвесок вторых опорных катков. Ствол пушки оснащен теплозащитным чехлом. Радиостанция Р-173. система запуска дымовых гранат 902Б «Туча», система зашиты от напалма «Сода». Боевая масса 41.5 т.

Т-62М-1 - Т-62М с двигате.лем В-46-5М мощностью 690 л.с.

Т-62М1 - Т-62М без комплекса управляемого вооружения 9К116-1 «Шексна».

Т-62М1-1 - Т-62М1 с двигателем В-46-5М.

Т-62М1-2 - Т-62М1 без дополнительного бронирования корпуса.

Т-62М1-2-1 - Т-62М1-2 с двигателем В-46-5М.

Т-62Д (1983 г.) - модернизированный вариант танка Т-62. Комплекс активной зашиты 1030М «Дрозд». Отсутствуют дополнительное бронирование башни и система запуска дымовых гранат «Туча». Боевая масса 40 т.

Т-62Д-1 - Т-62Д с двигателем В-46-5М.

Т-62МВ (1985 г.) - модернизированный вариант танка Т-62М. Навесная динамическая зашита башни и корпуса, бортовые резинотканевые экраны толшиной 10 мм. дополнительное бронирование дниша. На части танков элементы КДЗ устанавливались на бортовых экранах. Боевая масса 38.4 т.

Т-62МВ-1 - Т-62МВ с двигателем В-46-5М.

Производство танка Т-62 завершено. Танк состоит на вооружении Российской Армии. В частности, этими машинами укомплектован танковый полк 42-й гвардейской мотострелковой дивизии, дислоцирующейся в Чеченской республике на постоянной основе.

Боевое крещение Т-62 получили во время советско-китайского конфликта в районе о. Даманский 2-17 марта 1969 года. Во время нашей контратаки 15 марта один танк был поврежден и остался на ночь в ничейной зоне на льду р. Уссури. Утром огнем советской артиллерии лед метровой толщины вокруг танка был разбит, и он затонул. Однако в мае китайцы подняли танк, и в их руки попали секретные агрегаты: прицел, стабилизатор, а также оперенные подкалиберные снаряды. По-видимому после этого и начались масштабные поставки рассекреченного танка в страны Ближнего Востока. В частности, с 1971 по 1973 год только в Египет было поставлено 200 Т-62.

Танк Т-62а (Объект – 165), как модификация танка Т-62, был создан в 1958 году, в ответ на единый средний танк НАТО, созданный объединенными силами Франции и ФРГ

Т-62а был выпущен в 1958 году в виде 3-х опытных машин, созданных для полевых испытаний. В качестве основного орудия была установлена 100мм нарезная пушка 2А24. Параллельно с разработкой Т-62а со 100мм пушкой, производилась разработка танка «Объект – 166» со 115мм гладкоствольной пушкой У-5ТС (2А20). Обе модификации танка были приняты на вооружение.

Вооружение танка Т-62а

Основное орудие – 100мм нарезная пушка 2А24 (У-8ТС) с дульным тормозом и стабилизатором орудия «Метеор»

  • Боекомплект – 40 снарядов.
  • Масса орудия, кг — 2390
  • Начальная скорость полета снаряда, м/с, БПС**,БКС***,ОФС**** — 1535, 1015, 940.
  • Прицельная дальность, м, БПС, БКС — 1840, 1000
  • Максимальная дальность полета ОФС, м — 14650
  • Углы вертикальной наводки, град.: -6°…+16°

Бронепробиваемость:

  • Бронебойный, На расстоянии 1 км, мм/град. — 235/0°
  • Бронебойный, На расстоянии 2 км, мм/град. — 200/0°

Дополнительное вооружение – два пулемета СМГТ калибра 7,62мм.

Бронирование танка Т-62а

Главной особенностью танка Т-62, пришедшего на замену устаревшего танка Т54/55, была конструкция башни. Башня танка Т-62 была цельнолитой, которая обеспечивала лучшую защиту экипажа.

Также, для лучшей защиты командира и экипажа в целом, на люк командира были приварены дополнительные броневые кольца.

Тактико-Технические Характеристики:

  • Экипаж, ч. — 4
  • Компоновочная схема — классическая.
  • Масса, т — 37
  • Длина корпуса, мм — 6665
  • Длина с пушкой вперёд, мм — 9422
  • Ширина корпуса, мм — 3318
  • Высота, мм — 2352

Толщины бронелистов:

  • Стальная броня
  • Лоб корпуса (верх), мм/град. — 100/60°
  • Лоб корпуса (низ), мм/град. — 100/55°
  • Борт корпуса (верх), мм/град. — 45/60°
  • Борт корпуса (низ), мм/град. — 80/0°
  • Корма корпуса (верх), мм/град. — 16/87°
  • Корма корпуса (середина), мм/град. — 45/2°
  • Корма корпуса (низ), мм/град. — 20/70°
  • Днище, мм — 16..20
  • Крыша корпуса(перед), мм — 30
  • Крыша корпуса(зад), мм — 20
  • Лоб башни вместе с масков, мм/град. — 95..214/0°
  • Борт башни, мм/град. — 111..122,5/0°
  • Корма башни, мм/град. — 55..65/0°
  • Крыша башни, мм — 30..58

Ходовые качества и двигатель:

  • Двигатель В-55 мощность 580 л.с.
  • Максимальная скорость по шоссе, км/ч — 50
  • Запас хода по шоссе, км — 450..500
  • Удельная мощность, л. с./т — 15,7
  • Преодолеваемый подъём, град. — 32°

Производство танка Т-62а

Всего с 1958 по 1962 гг. было выпущено 28 боевых машин, после чего производство танка было закрыто, из-за неэффективного 100мм орудия 2А24, которое уже не было способно эффективно противостоять американским танкам, в частности М48.

Другие модернизации танка Т-62

  • Т-62К (1964 г.) — Командирский Т-62 с радиостанцией Р-130. Дополнительно установлена навигационная аппаратура ТНА-2, КВ-радиостанция и зарядный агрегат АБ-1 для питания потребителей при длительной работе на месте. При этом уменьшился боекомплект пушки и пулемета.
  • Т-62Д — Модификация танка Т-62 оснащённая комплексом активной защиты Комплекс активной защиты «Дрозд». Принят на вооружение в 1983 году.
  • Т-62Д-1 (1983 г.) — вариант танка Т-62Д с двигателем В-46-5М мощностью 690 л.с.
  • Т-62М (1983 г.) — Танк, прошедший глубокую модернизацию в 1983-1985 гг. На танке была установлена: дополнительная броневая защита башни, корпуса и днища; резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны; антинейтронный подбой на башне; лазерный дальномер; баллистический вычислитель БВ-62. Пушка имеет теплозащитный кожух. Введена гусеница от танка Т-72.
  • Т-62М-1 — вариант Т-62М с двигателем В-46-5М баллистическим вычислителем БВ-62 и лазерным дальномером КТД-2.
  • Т-62М1-2 — Т-62М без комплекста управляемого вооружения и без дополнительного бронирования корпуса.
  • Т-62М1-2-1 — Т-62М1-2 с двигателем В-46-5М.
  • Т-62МК — Командирский Т-62М, радиостанция Р-130 и ТНА-3
  • Т-62МВ (1985 г.) — На танке установлена навесная динамическая защита, теплозащитный кожух на пушке, дополнительно бронировано днище, установлены бортовые резиновые экраны толщиной 10 мм., установлена система управления огнем «Волна».
  • Т-62МВ-1 — вариант танка Т-62МВ с дизелем В-46-5М.
  • Т-62МД — Т-62М оснащённая комплексом активной защиты Комплекс активной защиты «Дрозд».
  • Т-62АМ — Модификация танка Т-62 с 125мм пушкой.

Боевое применение и эксплуатация танков Т-62 и их модернизаций

По состоянию на 2010 год на вооружении РФ стоят 150 танков Т-62 разных модернизаций и 350 танков находятся на хранении.
Т-62 активно используют страны ближнего востока, Африки, Азии и страны СНГ, а так же около 1000 танков находится на вооружении Кубы.
Самое большое количество состоящих на вооружении Т-62 в КНДР, там их около 4000, а в Сирии находится 1000 танков. Остальные страны не так много содержать танков Т-62, в основном не более 300. Всего количество выпущенных штук на данный момент превышает 20 тысяч!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!