Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Ракеты и реактивные снаряды класса «земля — воздух. Авиационные ракеты "воздух-воздух": основные характеристики

Классификация боевых ракет

Одна из особенностей современного ракетного вооружения состоит в огромном разнообразии образцов боевых ракет. Ракеты современных армии различаются по назначению, особенностям конструкции, виду траектории, типу двигателей, способу управления, месту старта, положению целей и по многим другим признакам.

Первым признаком , по которому ракеты делятся на классы, являются место старта (первое слово) и положение цели (второе слово). Под словом «земля» понимается размещение пусковых установок на суше, на воде (на корабле) и под водой (на подводной лодке), под словом «воздух» - расположение пусковых установок на борту самолета, вертолета и других летательных аппаратов. То же самое относится и к положению целей.

По второму признаку (по характеру полета) ракета может быть баллистической или крылатой.

Траектория, т. е. путь полета баллистической ракеты, состоит из активного и пассивного участков. На активном участке ракета летит под действием тяги работающего двигателя. На пассивном участке двигатель выключен, ракета летит по инерции, как тело, свободно брошенное с некоторой начальной скоростью. Поэтому пассивный участок траектории представляет собой кривую, которая называется баллистической. Баллистические ракеты не имеют крыльев. Некоторые их виды снабжены хвостовым оперением для стабилизации, т. с. придания устойчивости в полете.

У крылатых ракет па корпусе помещены крылья различной формы. С помощью крыльев используется сопротивление воздуха полету ракеты для создания так называемых аэродинамических сил. Эти силы могут быть применены для обеспечения заданной дальности полета у ракет класса «земля–земля» или для изменения направления движения у ракет «земля–воздух», «воздух – воздух». Крылатые ракеты «земля – земля» и «воздух – земля», рассчитанные на значительные дальности полета, обычно имеют самолетную форму, т. е. их крылья расположены в одной плоскости. Ракеты же классов «земля–воздух», «воздух – воздух», а также некоторые; типы ракет «земля–земля» снабжены двумя парами крестообразно расположенных крыльев.

Крылатые ракеты «земля–земля» самолетной схемы запускаются с наклонных направляющих с помощью мощных стартовых двигателей большой тяги. Эти двигатели работают короткое время, разгоняют ракету до заданной скорости, затем сбрасываются. Ракета переводится на горизонтальный полет и летит к цели с постоянно работающим двигателем, который называют маршевым. В районе цели ракета переходит в крутое пикирование и при встрече с целью срабатывает боевая часть.

Поскольку по характеру полета и общему устройству такие крылатые ракеты похожи на беспилотный самолет, их часто называют самолетами-снарядами. Маршевые двигатели крылатых ракет имеют малую мощность. Обычно это упоминавшиеся ранее воздушно-реактивные двигатели (ВРД). Поэтому наиболее правильным названием таких боевых летательных аппаратов было бы не крылатая ракета, а крылатый реактивный снаряд. Но чаще всего боевой ракетой называют также снаряд, снабженный ВРД. Маршевые ВРД экономичны и позволяют доставить ракету на большую дальность при малом запасе горючего на борту. Однако в этом заключается и слабая сторона крылатых ракет: Они обладают низкой скоростью, небольшой высотой полета и потому легко сбиваются обычными средствами противовоздушной обороны. По этой причине они в настоящее время сняты с вооружения большинства современных армий.


Формы траекторий баллистической и крылатой ракет, рассчитанных на одинаковую дальность полета, показаны на рисунке. Крестокрылые ракеты совершают полет по траекториям самых различных форм. Примеры траекторий ракет класса «воздух–земля» приведены на рисунке. Управляемые ракеты «земля – воздух» имеют траектории в виде сложных пространственных кривых.

По управляемости в полете ракеты делятся на управляемые и неуправляемые. К неуправляемым относят также ракеты, для которых направление и дальность полета задаются в момент старта определенным положением пусковой установки по азимуту и углом возвышения направляющих. После схода с пусковой установки ракета летит как свободно брошенное тело без всякого управляющею воздействия (ручного пли автоматического). Обеспечение устойчивости в полете или стабилизация неуправляемых ракет достигается с помощью хвостового оперения стабилизатором или вращением ракеты вокруг продольной оси с очень высокой скоростью (десятки тысяч оборотом в минуту). Ракеты со стабилизацией вращением иногда называют турбореактивными снарядами. Принцип их стабилизации аналогичен тому, который применяется для артиллерийских снарядов и винтовочных пуль. Отметим, что неуправляемые ракеты не бывают крылатыми. Ракеты снабжаются крыльями для того, чтобы иметь возможность изменять их траекторию в процессе полета, используя аэродинамические силы. Такое изменение типично только для управляемых ракет. Примерами неуправляемых ракет могут служить рассмотренные ранее советские пороховые ракеты времен Великой Отечественной войны.

Управляемыми называются такие ракеты, которые снабжены специальными устройствами, позволяющими изменять направление движения ракеты в процессе полета. Устройства или системы управления обеспечивают наведение ракеты на цель или же их полет точно по заданной траектории. Этим достигается невиданная ранее точность попадания в цель и высокая надежность поражения объектов противника. Управление ракетой может осуществляться на всей траектории полета или только на определенной части этой траектории. Управляемые ракеты обычно снабжены рулями различного типа. Некоторые из них не имеют воздушных рулей. Изменение их траектории и этом случае осуществляется за счет работы дополнительных сопел, в которые отводятся газы от двигателя, или за счет вспомогательных рулевых ракетных двигателей малой тяги, или же изменением направления струи основного (маршевого) двигателя путем поворота его камеры (сопла), несимметричного впрыска жидкости или газа в реактивную струю, применением газовых рулей.

Начало разработки управляемых ракет положено в 1938 – 1940 г. в Германии. Первые управляемые ракеты и их системы управления были созданы также в Германии в годы второй мировой войны. Первая управляемая ракета – «Фау–2». Наиболее совершенными считаются зенитная ракета «Вассерфаль» («Водопад») с радиолокационной командной системой наведения и противотанковая ракета «Роткапхен» («Красная шапочка») с ручной проводной командной системой управления.

История развития УР:

1-ая ПТУР - Rotkampfen

1-ая ЗУР – Reintochter

1-ая КР – ФАУ-1

1-ая ОТР – ФАУ-2

По числу ступеней ракеты могут одноступенчатыми и составными, или многоступенчатыми. Одноступенчатая ракета имеет тот недостаток, что если необходимо получить большую скорость и дальность полета, то необходим значительный запас топлива. Запас, топлива помещается в больших емкостях. По мере выгорания топлива эти емкости освобождаются, но они остаются в составе ракеты и являются для нее бесполезным грузом. Как мы уже говорили, К.Э. Циолковский выдвинул идею многоступенчатых ракет, у которых этого недостатка нет. Многоступенчатые ракеты состоят из нескольких частей (ступеней), последовательно отделяющихся в полете. Каждая из ступеней имеет свой двигатель и запас топлива. Ступени нумеруются в порядке очередности их включения в работу. После израсходования некоторого количества "топлива происходит сброс освободившихся частей ракеты. Сбрасываются емкости топлива и двигатель первой ступени, которые не нужны в дальнейшем полете. Затем работает двигатель второй ступени и т. д. Если заданы величина полезною груза (боевой часть ракеты) и скорость, которую нужно ему сообщить, то, чем больше ступеней входит в состав ракеты, тем меньше ее необходимый стартовый вес и размеры.

Однако с увеличением числа ступеней ракета становится более сложной по устройству, снижается надежность ее действия при выполнении боевой задачи. Для каждого определенного класса и типа ракет будет свое наивыгоднейшее число ступеней.

Большинство известных боевых ракет состоит не более чем из трех ступеней.

Наконец, еще одним признаком, по которому ракеты делятся на классы, является тun двигателя. Ракетные двигатели могут работать с использованием твердого пли жидкого ракетного топлива. В соответствии с этим они называются жидкостными ракетными двигателями (ЖРД) и ракетными двигателями твердого топлива (РДТТ). ЖРД и РДТT значительно различаются по устройству. Это вносит много особенностей и в характеристики ракет, на которых они используются. Могут также встречаться ракеты, на которых устанавливаются одновременно оба указанных типа двигателей. Это наиболее распространено у ракет класса «земля – воздух».

Любая боевая ракета может быть отнесена к определенному классу по признакам, перечисленным ранее. Например, ракета А, является ракетой «земля – земля», баллистической, управляемой, одноступенчатой, жидкостной.

Помимо разделения ракет на основные классы, каждый из них делится на подклассы и типы по ряду вспомогательных признаков.

Ракеты «земля-земля». По числу созданных образцов это наиболее многочисленный класс. В зависимости от назначения и боевых возможностей они подразделяются на противотанковые, тактические, оперативно-тактические и стратегические.

Противотанковые ракеты являются эффективным средством борьбы с танками. Они имеют малый вес и небольшие размеры, просты в применении. Пусковые установки могут размещаться на грунте, на автомобиле, на танке. Противотанковые ракеты могут быть неуправляемыми и управляемыми.

Тактические ракеты предназначаются для поражения таких объектов противника, как артиллерия па огневых позициях, войска в боевых порядках и на марше, оборонительные сооружения и пункты управления. К тактическим относятся управляемые и неуправляемые ракеты с дальностью стрельбы до нескольких десятков километров.

Оперативно-тактические ракеты предназначаются для поражения объектов противника на дальностях до нескольких сот километров. Боевая часть ракет может быть обычного или ядерного снаряжения различной мощности.

Стратегические ракеты являются средством доставки ядерных зарядов большой мощности и способны поражать объекты стратегического значения и глубоком тылу противника (крупные военные, промышленные, политические и административные центры, стартовые позиции и базы стратегических ракет, центры управления и т. д.). Стратегические ракеты делят на ракеты средней дальности (до 5000 км) и ракеты дальнего действия (более 5000 км).Ракеты дальнего действия могут быть межконтинентальными и глобальными.

Межконтинентальными называют ракеты, предназначенные для запуска с одного континента (материка) на другой. Дальности полета их ограничены и не могут превышать 20000 км, т. с. половины окружности Земли. Глобальные ракеты способны поражать цели в любой точке земной поверхности и с любого направления. Для поражения одной и той же цели глобальная ракета может быть запущена в каком угодно направлении. При этом необходимо только обеспечить падение боевой части в заданной точке.

Ракеты «воздух-земля»

Ракеты этого класса предназначаются для поражения с самолетов наземных, надводных и подводных целей. Они могут быть неуправляемыми и управляемыми. По характеру полета они бывают крылатыми и баллистическими. Ракеты «воздух–земля» состоят на вооружении бомбардировщиков, истребителей-бомбардировщиков и вертолетов. Впервые такие ракеты были применены Советской армией в боях Великой Отечественной войны. Ими вооружались самолеты- штурмовики Ил-2.

Неуправляемые ракеты не получили большого распространения из-за невысокой точности попадания в цель. Военные специалисты западных стран считают, что эти ракеты можно применять с успехом только по крупноразмерным площадным целям и притом массированно. Благодаря независимости oт воздействия радиопомех и возможности массированного применения неуправляемые ракеты сохраняются на вооружении в некоторых армиях.

Управляемые ракеты «воздух–земля» имеют то преимущество перед всеми другими видами авиационного оружия, что после запуска они выполняют полет по заданной траектории и наводятся на цель независимо от ее видимости с большой точностью. Они могут запускаться по целям без входа в зону ПВО самолетов-носителей. Большие скорости полета ракет повышают вероятность их прорыва через систему ПВО. Наличие систем управления позволяет ракетам совершать противозенитный маневр до перехода к наведению на цель, что усложняет задачу обороны наземного объекта. Ракеты «воздух-земля» могут нести как обычную, так и ядерную боевую часть, что повышает их боевые возможности. К недостаткам управляемых ракет относится снижение их боевой эффективности под влиянием радиопомех, а также ухудшение летно-тактических качеств самолетов-носителей из за наружной подвески ракет под фюзеляжем или крыльями.

По боевому предназначению ракеты «воздух земля» делят на ракеты для вооружения тактической авиации, стратегической авиации и ракеты специального назначения (ракеты для борьбы с наземными радиотехническими средствами).

Ракеты «земля–воздух»

Эти ракеты чаще называют зенитными, т. е. стреляющими вверх, в зенит. Они занимают ведущее место в системе современном противовоздушной обороны, составляя основу ее огневой мощи. Зенитные ракеты предназначаются для борьбы с воздушными целями: самолетами и крылатыми ракетами классов «земля–земля» и «воздух–земля», а также баллистическими ракетами этих же классов. Задача боевого применения всякой зенитной ракеты – доставка в нужную точку пространства боевой части и ее подрыв с целью уничтожения того или иного средства воздушного нападения противника.

Зенитные ракеты могут быть неуправляемыми и управляемыми. Первые ракеты были неуправляемыми.

В настоящее время все известные зенитные ракеты, состоящие на вооружении армий мира, управляемые. Зенитная управляемая ракета – основная составная часть зенитного ракетного вооружения, наименьшей огневой единицей которого является зенитный ракетный комплекс.

Ракеты «воздух-воздух»

Ракеты этого класса предназначаются для стрельбы с самолетов по различным воздушным целям (самолетам, некоторым видам крылатых ракет, вертолетам и т. п.). Ракетами «воздух–воздух» обычно вооружаются истребители, но они также могут применяться и на других типах самолетов. Эти ракеты отличаются высокой точностью попадания и надежностью поражения воздушных целей, поэтому они почти полностью вытеснили из вооружения самолетов пулеметы и авиационные пушки. При больших скоростях современных самолетов дистанции стрельбы увеличились, а результативность огня стрелкового и пушечного оружия соответственно упала. Кроме того, снаряд ствольного оружия не обладает достаточной разрушительной силой, чтобы вывести из строя современный самолет с одного попадания. Вооружение истребителей ракетами воздушного боя резко повысило их боевые возможности. Значительно расширилась зона возможных атак, возросла надежность сбитня целей.

Боевые части этих ракет большей частью осколочно-фугасные весом 10-13кг. При их подрыве образуется большое число осколков, легко поражающих уязвимые места целей. Кроме обычного ВВ в боевых частях применяются и ядерные заряды.

По типу боевых частей. Ракеты имеют фугасные, осколочные, кумулятивные, кумулятивно-осколочные, осколочно-фугасные, осколочно-стержневые, кинетические, объемно-детонирующие типы боевых частей и ядерные боевые части.

Советский Союз добился выдающихся успехов в мирном использовании ракет, особенно в; освоении космического пространства.

В нашей стране широко используются метеорологические и геофизические ракеты. Их применение позволяет исследовать всю толщу земной атмосферы и околоземного космического пространства.

Для выполнения задач освоения космического пространства в настоящее время в СССР и некоторых других странах создана совершенно новая отрасль техники, зазываемая космической. В понятие «космическая техника» входят космические летательные аппараты, ракеты-носители этих аппаратов, стартовые комплексы для пуска ракет, наземные станции слежения за полетом, оборудование связи, транспорта и еще многое другое.

К космическим летательным аппаратам относятся искусственные спутники Земли с аппаратурой различного назначения, автоматические межпланетные станции и пилотируемые космические корабли с космонавтами на борту.

Для вывода летательного аппарата на околоземную орбиту необходимо сообщить ему скорость не меньше первой космической. У поверхности Земли она равна 7,9 км/сек. Для посылки аппарата к Луне или к планетам Солнечной системы его скорость должна быть не меньше второй космической, которую иногда называют скоростью ухода, или скоростью освобождения. У Земли она равна 11,29 км/сек. Наконец, для выхода за пределы Солнечной системы необходима скорость аппарата не меньше третьей космической, которая при старте поверхности Земли равна 16,7 км/сек.

Представитель Воздушно-космических сил РФ рассказал, что российская группировка ударной авиации в Сирии применяет высокоточную управляемую ракету Х-29Л.

Ракета Х-29Л предназначена для поражения визуально видимых наземных и надводных целей типа: железобетонные укрытия, стационарные железнодорожные и шоссейные мосты, промышленные сооружения, склады, бетонированные ВПП, корабли и десантно-высадочные средства. Разработка ракеты Х-29 начиналась в КБ "Молния" под руководством главного конструктора М.Р.Бисновата, в дальнейшем работы были переданы в МКБ "Вымпел".

Х-29Л принята на вооружение в 1980 году. Х-29Л (изделие 64л) оснащена ГСН того же типа (24Н1), что и ракета Х-25МЛ. Унификация систем наведения упростила использование ракеты и она была принята на вооружение всех типов машин ударной авиации. Самолеты -носители: Су-17М2, Су-17М3, Су-17М4, Су-24М, Су-25, Су-25Т, Су-34, Су-35, МиГ-27К, МиГ-27М, МиГ-27Д, МиГ-29М.

На вооружении ВВС России кроме ракеты Х-29Л имеются и другие модификации ракеты этой ракеты: Х-29Т - с телевизионной и Х-29МП - с пассивной радиолокационной головками самонаведения. Ракеты семейства Х-29 имеют модульную конструкцию и различаются типом установленной ГСН.

Ракета Х-29Л поставлялась на экспорт. Экспортированные в Ирак Х-29Л использовались и с французских истребителей "Mirage"-F.1, прошедших доработку прицельной системы системы и оборудованных АКУ-58.

На западе ракета получила обозначение AS-14 "Kedge".

Ракета Х-29Л выполнена по аэродинамической схеме "утка" и имеет модульную конструкцию из пяти отсеков - ГСН, отсека управления, боевой части (БЧ), двигателя и хвостового отсека, которые могут храниться в укупорке отдельно и собираются при подготовке с помощью фланцевых стыков (см. проекции).

Ракета оснащена полуактивной лазерной системой самонаведения - подсвеченная лучом лазера цель становится вторичным "светящимся" источником излучения. Наведение на цель проводится по методу пропорционального сближения, заключающемся в наведении на цель с упреждением таким образом, чтобы поперечная перегрузка ракеты была пропорциональна угловой скорости вращения линии визирования, которую измеряет следящий координатор ГСН типа 24Н1.




Для поражения прочных и защищенных целей ракеты семейства Х-29 оснащены мощной боевой частью 9Б63МН весом 317 кг (масса взрывчатого вещества -116кг), заключенной в бронированный проникающий корпус и снабженной контактным взрывателем, обеспечивающим подрыв БЧ с заданным замедлением после пробития преграды. БЧ имеет специальное противорикошетное устройство на передней части корпуса, повышающее эффективность действия при малых "скользящих" углах встречи с целью, частых при пуске с малых высот и дистанций. Режим работы взрывателя ("мгновенно" или с "замедлением") задается летчиком, а контактные датчики размещаются перед БЧ в корпусе в зоне рулей и пролегают вдоль передних кромок крыла.

Большая масса потребовала использования мощного источника питания (ПАД), для улучшения управляемости перед рулями установлены дестабилизаторы. Управление по крену осуществляется элеронами на крыле. Электропитание систем и ГСН обеспечивается ампульной батареей и электромеханическим преобразователем переменного тока с ресурсом электроснабжения в 40 сек.

Система управления в вертикальной плоскости может работать в двух режимах.

При пусках ракеты с носителей, оборудованных станцией подсвета типа "Прожектор", у которой луч подсвета неподвижен относительно продольной оси самолета, система управления в двух плоскостях работает в режиме самонаведения. При пусках с носителей, на которых установлены станции подсвета типа "Клен" и "Кайра" (луч подсвета подвижен относительно оси самолета), система управления ракеты в вертикальной плоскости позволяет проводить наведение в три этапа: на первом этапе по логарифмической траектории (автономное наведение), на втором - происходит разворот ракеты на цель, на третьем - ракета переходит на самонаведение. Это позволяет увеличить угол подхода к цели при пусках с малых высот. Перед целью ракета делает "горку". Система управления также стабилизирует ракету по курсу, крену, тангажу.

Для обеспечения подсветки цели и удержания на ней с необходимой точностью лазерного луча были созданы станция подсвета и дальнометрирования "Клен-ПС", а также две модификации лазерно-телевизионной прицельной системы "Кайра" и "Кайра-К". В конструкциях станции подсвета и ГСН реализованы технические решения, исключающие влияние лазерного излучения от других станций самолетов группы. В задачу летчика входит только обнаружение и маркирование поражаемого обьекта на TV-индикаторе. Точное удержание луча подсветки на цели обеспечивается автоматической следящей системой. Комплекс оптико-электронных приборов из станции подсвета и ГСН обеспечивает наведение ракет с ошибкой 5-7 м на предельных дальностях стрельбы.

Для транспортировки и хранения ракеты Х-29Л используется контейнер.

ОАО "Корпорация "Фазатрон-НИИР" предлагает установить на ракеты Х-29Л и Х-29Т когерентные АРЛГСН весом 15-18кг, при этом вес ракет составит 650-680 кг и дальность пуска до 10 км.

Испытания и эксплуатация

В апреле 1987 года в Афганистане Су-25 А.Руцкого и комэска Высоцкого, атакуя вырубленные в скалах под Хостом склады, впервые применили управляемые ракеты Х-29Л и Х-25 с лазерным самонаведением, подсветку цели для которых с помощью бортового дальномера-целеуказателя "Клен-ПС" мог вести и другой штурмовик, но такая методика использовалась нечасто по той же причине - летчикам не всегда удавалось с высоты различать и фиксировать лучом малозаметные объекты. Так, при первом применении из четырех пущенных Х-29Л в цели, затянутые дымом, попали только две. Лучшие результаты давала помощь наземного наводчика, хорошо знающего местность. Первое время наземные лазерные целеуказатели пробовали монтировать на БТР и БМП импровизированно, затем их сменили штатные боевые машины авиационного наведения (БОМАН) на базе БТР-70, на которых система была укрыта под броней и выдвигалась наружу при работе.

Противник быстро оценил значение необычно выглядевших машин и старался расстрелять их в первую очередь. После нескольких особенно удачных пусков, когда ракеты накрыли штабы и исламские комитеты, охота на БОМАН началась на дорогах и стоянках, заставляя прятать машины за колючей проволокой и минными заграждениями хорошо охраняемых аэродромов. Ракеты стали надежным оружием поражения пещерных укрытий, практически неуязвимых для других боеприпасов. Моджахеды использовали их под склады и тайники, оборудовали мастерские по ремонту оружия (в пещерном городе на базе Джавара находился целый патронный завод). Изрытые норами горы превращались в естественные крепости - затащив наверх безоткатные орудия ДШК и минометы, душманы устраивали огневые позиции, закрытые от обстрела снизу, и выбить их оттуда артиллерия и танки не могли. Огонь с высившихся скал был губительно точен, а подобраться к ним не давали крутые откосы и завалы. При использовании авиации противник прятался в глубине под толстыми сводами, а бомбы и НАР впустую крошили камни вокруг. Переждав налет, стрелки выбирались наружу и продолжали вести огонь. Точность попадания Х-29Л и Х-25 была поразительной - ракеты удавалось укладывать точно во входы пещер и амбразуры, а их солидной БЧ с избытком хватало для уничтожения цели. Особой эффективностью отличалась тяжелая Х-29Л с БЧ массой 317 кг, заключенной в прочный корпус. Пробивая камень, она уходила вглубь и взламывала изнутри самые неприступные объекты. Если же в пещере скрывался склад боеприпасов, успех был поистине оглушительным.

В 1980 году на вооружение военно-воздушных сил СССР была принята управляемая ракета «воздух-земля» малой дальности Х-29 с двумя вариантами головок самонаведения. Это изделие создавалось с учетом опыта разработки и эксплуатации предыдущего вооружения своего класса, благодаря чему было лишено практически всех недостатков, присущих управляемым ракетам первых моделей, за исключением принципиально неустранимых. Ракеты Х-29 различных модификаций до сих пор используются ВВС России и других стран, являясь одним из самых эффективных видов авиационного управляемого вооружения.


Несмотря на существование различных модификаций с достаточно высокими характеристиками, изделие Х-29 остается достаточно старым, поскольку основные его элементы создавались еще в конце семидесятых годов. С начала девяностых годов в России разрабатывался проект новой ракеты, призванной дополнить или заменить устаревающие Х-29. Новое изделие получило обозначение Х-38. Макет этой ракеты впервые был представлен в 2007 году на авиасалоне МАКС, на стенде корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ). В дальнейшем его неоднократно показывали на различных выставках, однако какая-либо информация о серийном производстве или принятии на вооружение до определенного времени не поступала.

Ракета Х-29 имела модульную конструкцию, что позволило разработать несколько типов головок самонаведения, которые могут устанавливаться на унифицированный блок с автопилотом, двигателем и боевой частью. В проекте Х-38 было решено использовать аналогичный подход. Кроме того, специалисты КТРВ применили модульную архитектуру не только в случае с ГСН, но и в отношении боевой части. Таким образом, в зависимости от боевой задачи фронтовая авиация может использовать ракету с головкой самонаведения и боевой частью, соответствующими типу поражаемой цели.

Ракета Х-38 строится по классической схеме и имеет цилиндрический корпус длиной 4,2 м диаметром 0,31 м. Форма головного обтекателя зависит от типа используемой ГСН. В головной части ракеты закрепляются неподвижные Х-образные стабилизаторы. На средней части корпуса имеются Х-образные крылья размахом 1,14 м, в хвостовой – рули. Для удобства транспортировки крылья и рули выполнены складными. Верхние плоскости складываются вбок-вниз, нижние – вбок-вверх. При сложенных крыльях и стабилизаторе поперечник ракеты незначительно превышает диаметр корпуса, что позволяет использовать транспортные контейнеры меньшего размера. Стартовый вес ракеты Х-38, в зависимости от модификации, – до 520 кг.

В головной части ракет семейства Х-38 монтируется головка самонаведения и часть аппаратуры управления. Средняя часть отдана под размещение боевой части, а в хвостовой находится твердотопливный ракетный двигатель. Двухрежимный двигатель позволяет ракете на маршевом участке полета развивать скорость до М=2,2. Дальность пуска – от 3 до 40 км. Допускается запуск при скорости полета носителя от 15 до 450 м/с на высотах от 200 м до 12 км.

Ракеты семейства Х-38 могут комплектоваться системами наведения четырех типов. При этом во всех модификациях присутствует инерциальная система наведения, отвечающая за вывод ракеты в заданный район цели. После выхода на заранее определенный рубеж ракета должна включать и использовать вторую систему наведения. Известно о существовании следующих вариантов :
- Х-38МЛЭ. Ракета с инерциальной и пассивной лазерной системами наведения. Предназначается для нанесения ударов по целям, помеченным лазерным лучом. В зависимости от дальности пуска может требоваться стороннее целеуказание от БПЛА или разведывательной группы;
- Х-38МАЭ. Ракета с инерциальной и активной радиолокационной ГСН. После выхода в район цели способна самостоятельно обнаружить ее при помощи встроенной РЛС. Внешнее целеуказание не требуется, реализуется принцип «запустил-забыл»;
- Х-38МТЭ. Ракета с инерциальной и тепловизионной головками самонаведения. По методикам применения похожа на Х-38МАЭ, хотя отличается аппаратурой и принципами поиска целей;
- Х-38МКЭ. Ракета с инерциальной и спутниковой системами наведения. Предназначается для ударов по стационарным целям с заранее разведанными координатами. Для определения собственных координат и местоположения цели ракета использует спутниковую навигационную систему ГЛОНАСС.

По официальным данным, ракеты семейства Х-38 могут нести боевые части трех типов. Осколочно-фугасной или проникающей могут оснащаться модификации Х-38МЛЭ, Х-38МАЭ и Х-38МТЭ, а Х-38МКЭ несет кассетную боевую часть с суббоеприпасами. В зависимости от модификации боевая часть имеет вес до 250 кг.

Для поставки в войска предлагаются не только ракеты, но и ряд сопутствующих изделий, предназначенных для обучения личного состава. Так, существуют и могут поставляться габаритно-массовые макеты, инертные, учебно-действующие, учебно-летные и учебно-разрезные ракеты. Кроме того, в комплект поставки партии ракет входит пакет необходимой документации и набор ЗИП, рассчитанный на длительную эксплуатацию ракет. Для наземного обслуживания ракет предлагается применять комплекс подготовки авиационных средств поражения «Ока-Э-1».

Ракеты семейства Х-38 могут храниться до 10 лет с условием проведения проверок и необходимого обслуживания. Для подвески оружия на самолеты и вертолеты предлагается использовать устройства семейств АПУ и АКУ. Имеется назначенный ресурс при использовании в связке с техникой. Так, подвешенная на пилоне ракета может выдержать до 15 посадок самолета или 30 посадок вертолета. Допустимый налет в подвешенном состоянии – 75 часов. Ресурс по наработке аппаратуры – 90 часов вне зависимости от типа носителя.

До определенного времени КТРВ и министерство обороны не спешили делиться сведениями о ходе проекта Х-38 и достигнутых успехах. В январе 2013 года отечественные средства массовой информации сообщили, что новое оружие принято на вооружение российских ВВС. Утверждалось, что в течение 2012 года военные и специалисты-ракетчики провели полный комплекс испытаний новых изделий, по результатам которых в декабре ракеты были приняты на вооружение. Сообщалось, что на 2013 год намечены первые поставки серийных ракет новой модели. Другие подробности не публиковались. Сведения о поставках серийного вооружения не оглашались.

В настоящее время доступно не слишком много информации об управляемых ракетах «воздух-земля» семейства Х-38. Тем не менее, опубликованные данные позволяют составить общее представление и сделать некоторые выводы. Важной особенностью ракет Х-38, значительно повышающей их боевой потенциал, является увеличенная в сравнении с предыдущими изделиями дальность. Ракеты Х-25 или Х-29 способны поражать цели на дальности не более 10-12 км (до 20-30 км для поздних модификаций), а у Х-38 этот параметр достигает 40 км. Таким образом, летательный аппарат-носитель может осуществлять сброс ракеты на большем расстоянии от цели, меньше подвергаясь риску быть атакованным средствами противовоздушной обороны противника малой дальности.

Большой интерес представляет существование нескольких головок самонаведения, которые могут комбинироваться с различными боевыми частями. Таким образом, для поражения конкретной цели может использоваться наиболее эффективная в данной ситуации аппаратура. Для наведения на стационарные цели предлагается использовать спутниковую ГСН, стороннее целеуказание позволяет с большей точностью наводить ракету с лазерной ГСН, а тепловизионная и активная радиолокационная головки обеспечивают атаку в режиме «запустил-забыл». Похожая ситуация наблюдается и в случае с боевыми частями. Уничтожение живой силы и незащищенной техники противника может осуществляться осколочно-фугасной или кассетной боевой частью. Для атаки укрепленных построек или бункеров, в свою очередь, предлагается проникающая боевая часть.

В настоящее время ведется активное переоснащение вооруженных сил России, в том числе военно-воздушных сил. Текущее перевооружение подразумевает строительство и поставку новой техники, а также крупные заказы новых вооружений. По данным начала 2013 года, к настоящему времени корпорация «Тактическое ракетное вооружение» должна была освоить полномасштабное производство управляемых ракет семейства Х-38 и начать их поставку в войска.







По материалам сайтов:
http://ktrv.ru/
http://missiles.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://lenta.ru/

Для борьбы с воздушными целями предназначаются ракетные системы различных типов. Огромное разнообразие вооружения в первую очередь классифицируются по месту старта и местоположению цели. Например: “земля-воздух” - ракета наземного базирования (первое слово) для уничтожения объектов в воздушном пространстве (второе слово). Этот тип боеприпасов чаще всего именуется зенитным, то есть стреляющим в зенит - вверх. Значительная скорость ракеты “земля-воздух”, более чем в четыре раза превышающая скорость звука, позволяет эффективно бороться не только с самолетами и но и поражать высокоманевренные крылатые ракеты.

Авиационное вооружение

Вооружение современного представляет собой интегрированный высокотехнологичный комплекс нескольких систем, который условно состоит из системы управления и непосредственно подвесного и встроенного вооружения. Реактивные снаряды, предназначенные для запуска с воздушных подвижных платформ и поражения воздушных в соответствии с отечественной системой классифицируются как ракеты “воздух-воздух” (В-В). На Западе для боеприпасов подобного класса принята в употреблении аббревиатура AAM от английского сочетания air-to-air missile. Эффективные образцы этого вооружения впервые появились в середине сороковых годов прошлого века. Первые отечественные самонаводящиеся боеприпасы были скопированы с американской ракеты “воздух-воздух”. Россия в настоящее время в этой области боевых технических средств признана безусловным лидером. Некоторые системы не имеют аналогов даже среди разрабатываемых зарубежных комплексов.

Дистанция атаки

По расстоянию, на котором уничтожается объект в воздухе, ракеты “воздух-воздух” подразделяются на несколько классов. Авиационные боеприпасы создаются для применения на трех видах дистанций боя:

  • Для уничтожения летательных аппаратов в пределах прямой видимости используются ракеты малой дальности. Эти боеприпасы оснащаются инфракрасными приборами самонаведения. Принятое обозначение стран НАТО - SRAAM.
  • На дистанциях до 100 км применяются ракеты средней дальности (MRAAM) с радиолокационной системой самонаведения.
  • Боеприпасы, применяющиеся на расстояниях до 200 км, большой дальности (LRAAM), имеют комплексную систему наведения, использующую разные принципы на марше и на конечном участке атаки.

Классифицируя таким образом по принципу дальнобойности, разработчики считают, что на заданных расстояниях ракета сможет гарантированно поразить цель. На языке специалистов это называется эффективной дистанцией стрельбы.

Системы наведения на цель

В головной части ракеты помещается измерительная аппаратура, позволяющая автономно, те есть без участия оператора, навести снаряд на цель и поразить ее. Автоматическое устройство на фоне окружающих физических полей способно определить цель, параметры ее движения, перемещение самой ракеты и сформировать команды для системы управления при необходимости совершения маневра. Системы самонаведения ракеты “воздух-воздух” используют различные виды излучений цели: оптические, акустические, инфракрасные, радиоизлучения. По месту расположения источника излучения, комплексы наведения бывают:

  • Пассивные - используют излучаемые целью сигналы.
  • Для полуактивных головок необходим отраженный от цели сигнал, излучаемый самолетом-носителем.
  • Активные сами подсвечивают цель, для чего снабжаются штатными передатчиками сигналов.

Поражающие элементы и детонаторы

В воздушной среде, особенно на больших высотах, фугасное действие взрывчатого вещества малоэффективно. Авиационные ракеты “воздух- воздух” вооружаются боевой частью осколочно-фугасного действия. Вследствие большой скорости перемещения как цели, так и самой ракеты, к боевой части применяются жесткие требования по формированию поражающей сферы. Необходимого результата можно добиться применив систему заданного дробления на осколки либо готовые поражающие элементы (шарики, стержни). В большинстве изделий используется вариант, формирующий радиальное поле из осколков цилиндрической боевой части, осколочной рубашки. При разлете поражающие элементы образуют конус с усеченной вершиной с направлением движения, попутным ракете.

Планируемое разделение на поражающие осколки достигается посредством точечной закалки лазером или высокочастотными токами, нанесением насечек или «маски» из инертного материала. Осколочными поражающими элементами оснащаются боевые части ракет ближнего боя. В ракетных системах средней дальности применяется боевая часть, сформированная из стержней. Поражающие элементы располагаются наклонно вокруг взрывчатого вещества и между собой попеременно свариваются верхними и нижними концами. При раскрытии стержни образуют замкнутое кольцо большой поражающей силы. Ведутся перспективные разработки по управлению формированием и направлением действия осколочного поля.

Подрыв боевой части на оптимальном расстоянии осуществляется радиолокационным взрывателем, оснащенным одной или двумя антеннами. Современные ракеты класса “воздух-воздух” оснащаются лазерными установками, непрерывно отслеживающими расстояние до цели. На всех ракетах имеется инерционный детонатор на случай прямого попадания в цель.

На страже воздушных просторов

Для нашей страны, с ее огромными расстояниями и слаборазвитой наземной инфраструктурой на восточном и северном направлениях, ключевым звеном обеспечения обороноспособности являются ракеты “воздух-воздух”. Россия, совершив в последние годы технологический рывок, обладает целым спектром высокоэффективных боеприпасов. Отечественные ракеты предназначены не только для оснащения существующих но и перспективных пилотируемых и беспилотных авиационных комплексов, принятие на вооружение которых ожидается в ближайшем будущем. Современные российские самолеты оснащены некоторыми типами ракет. О них будет сказано дальше.

Управляемая ракета Р-73 малой дальности

Изделие принято на вооружение в 1983 году, в натовской классификации AA-11 "Archer". Предназначается для уничтожения активно маневрирующих пилотируемых и беспилотных целей на максимальной скорости до 2 500 км/ч днем и ночью в любых погодных условиях в передней и задней полусферах. Для стрельбы по преследующим целям используется режим обратного старта. Двигатель с изменяемым вектором тяги и другие ноухау позволили превзойти все существующие мировые аналоги по маневренности. Возможно использование против неуправляемых аэростатов, вертолетов и крылатых ракет. Ракета входит в штатный комплект вооружения МиГ-29 и Су-27 последних модификаций, а также тактических бомбардировщиков Су-34 и штурмовиков Су-25. Производится в двух вариантах модификаций РМД-1 и РМД-2. Может использоваться для борьбы с крылатыми ракетами. Ракета поставляется на экспорт. Боеприпас обладает следующими характеристиками:

  • Масса - 110 кг.
  • Длина - 2,9 м.
  • Масса стержневой боевой части 8 кг.
  • Дальность пуска - 40 км (РМД 2).

Ракета ближнего маневренного боя РВВ-МД

Новейший боеприпас имеет всеракурсное инфракрасное наведение. Применение аэрогазодинамической системы маневрирования позволяет уничтожать цели с любых направлений. Предполагается, что этим образцом будут вооружаться все типы самолетов истребительной авиации и вертолеты. РВВ-МД и ракета “воздух-поверхность” Х-38 составят основу боевой мощи истребителя пятого поколения.

  • Стартовый вес не более 106 кг.
  • Длина ракеты - 2,92 м.
  • Масса боевой части со стержневым поражающим элементом - 8 кг.
  • Дистанция поражения целей до 40 км.

Авиационные ракеты “воздух-воздух” Р-27

Управляемый боеприпас создавался для вооружения истребителей четвертого поколения. По натовской классификации АА-10 "Alamo". Специфический боеприпас предназначен для уничтожения самолетов противника в ближнем маневренном бою и на средних дистанциях при цели до 3 500 км/ч. Применена новая концепция управления и твердотопливный двигатель. На некоторых модификациях используются ускорители. Скорость ракеты “воздух-воздух” Р-27 в четыре с половиной раза превышает скорость звука. Характеристики в зависимости от модификации следующие:

  • Масса различных образцов колеблется от 250 до 350 кг.
  • Максимальная длина от 3,7 до 4,9 м.
  • Масса боевой части стержневого типа - 39 кг.
  • Дальность поражения объектов от 50 до 110 км.

Авиационная ракета Р-77 средней дальности

Проектировалась для МиГ - 1.42, так и не пошедшего в серию. Западное наименование АА-12 "Adder". Принята на вооружение в 1994 году. Оснащена мощным двигателем и самыми совершенными радиолокационным и инфракрасным комплексами наведения. Предназначена для уничтожения движущихся и статичных воздушных объектов всех типов, в том числе крылатых ракет, летящих с огибанием рельефа местности, на фоне земли и морской поверхности во всех диапазонах высот. Радиус действия модификации с твердотопливными ускорителями достигает 160 км.

  • Масса - 700 кг.
  • Длина изделия - 3,5 м.
  • Масса стержневой боевой части с мультикумулятивными элементами - 22 кг.
  • Максимальная дальность поражения объектов - 100 км.

На базе этого боеприпаса создана модификация “земля-воздух”. Ракета наземного базирования отличается большим диаметром двигателя.

Самонаводящаяся ракета РВВ-СД средней дальности

Новейший образец вооружения отечественных самолетов предназначен для уничтожения целей всех типов, в том числе и крылатых ракет на высотах до 25 км в условиях интенсивного радиолокационного противодействия противника. Применен активный комплекс наведения с использованием инерциальной радиокоррекции. Детонационное устройство использует лазерный неконтактный датчик.

  • Стартовый вес до 190 кг.
  • Длина - 3,7 м.
  • Тип боевой части - мультикумулятивная стержневая, масса - 22,5 кг.
  • Дистанция пуска до 110 км.

Ракета РВВ-АЕ среднего радиуса действия

Этот вариант ракеты создан для оснащения истребителей четвертого ++ поколения и предназначен для борьбы со всеми существующими типами летательных аппаратов, в том числе и крылатыми ракетами. Боеприпас может использоваться в любое время суток над сушей и акваторией моря в прибрежной зоне. Разработчиками предусмотрена установка на иностранные типы самолетов. В качестве детонатора применен бесконтактный лазерный взрыватель. Для маневрирования применяются решетчатые рули с электроприводом - техническое устройство аналогов в мире не имеет.

  • Максимальный стартовый вес - 180 кг.
  • Наибольшая длина - 3,6 м.
  • Боевая часть стержневая мультикумулятивная, масса - 22,5 кг.
  • Дистанция стрельбы до 80 км.

Управляемая ракета Р-33 большой дальности

Предназначена для вооружения истребителей-перехватчиков территориальной ПВО со слаборазвитой наземной инфраструктурой. В натовских справочниках обозначается как AA-9 "Amos". В комплексе с МиГ-31-33 была принята на вооружение в начале 80-х годов и составила один из элементов многоканальной системы перехвата "Заслон". Комплекс позволяет одновременно использовать весь боекомплект звена из 4-х самолетов. При этом радиолокационное оборудование самолетов и полуактивная ГСН ракеты предоставляют возможность одновременно поражать четыре объекта четырьмя ракетами. Р-33 создана для уничтожения самолетов и низколетящих крылатых ракет при любых погодных условиях, на фоне земли во всех диапазонах высот и скоростей и обладает следующими техническими данными:

  • Масса - 490 кг.
  • Длина - 4,15 м.
  • Масса осколочно-фугасной боевой части 47 кг.
  • Дальность пуска - 120 км, при дополнительном подсвечивании цели - до 300 км.

"Длинная рука" Р-37

На базе Р-33 для вооружения новейшего комплекса перехвата на основе Миг-31БМ разработана ракета большой дальности Р-37. В некоторых источниках именуется РВВ-БД и К-37. По натовской классификации AA-13 "Arrow". Испытания последних образцов завершены в 2012 году. При ее создании использован новый двухрежимный двигатель на твердом топливе и новейшая аппаратура управления и наведения. Во время испытаний поразила цель на рекордном расстоянии 307 км.

  • Стартовая масса различных модификаций от 510 до 600 кг.
  • Длина ракеты - 4,2 м.
  • Боевая часть - осколочно-фугасная, вес - 60 кг.
  • Дальность ракеты “воздух-воздух” Р-73 - 300 км, в экспортном исполнении - 200 км.

Превосходство останется за нами

Поступление на высокотехнологичных изделий в последние годы позволило значительно опередить западные державы. Разрабатываемые управляемые ракеты “воздух-воздух” будут оснащаться еще более мощными бортовыми вычислительными комплексами и быстродействующими сигнальными процессорами. Новое поколение ракет будет способно не просто отслеживать цель в условиях сильного радиолокационного и инфракрасного противодействия, но и осуществлять скрытое сопровождение атакуемого воздушного объекта.

РАКЕТАМИ ИЛИ ДУБИНКАМИ?

"Дорогой Евгений Максимович, спасибо за прекрасные и точные ракеты
"земля-воздух". Не мог бы ты теперь прислать мне ракеты "земля-самолет"?

Из письма С. Хуссейна к Е. Примакову во время войны в заливе (анекдот).

О чем речь?

Недавно я случайно услышал разговор. Речь, как водится, шла о политике, а именно - отступать ли с Голан? Разговор шел по стандартной схеме:

Где воду брать будем?

В Турции купим.

Они же с Голан на нас напали, так мы их честно отобрали.

Не будь правым, а будь умным.

Это же стратегически важные территории.

Современная война ведется ракетами, а их можно запулить хоть из Ирака.

И вот тут меня передернуло. Я вспомнил предвыборные лозунги 1992 г.: современная война ведется ракетами, а не дубинками, поэтому территории ключевой роли не играют. Тогда речь шла об Иудее и Самарии. Я не специалист по гидрологии и не знаю, можно ли систему водоснабжения строить на импортной воде. Я не эксперт в области исторической морали и не могу сказать, у кого больше прав на эту землю, я безусловно не понимаю, почему правый противопоставляется умному. Но вот в ракетах я кое-что смыслю, и полная несостоятельность тезиса о незначительности территорий в современной войне для меня очевидна. В данной статье я хотел бы рассмотреть некоторые вопросы, в которых разбираюсь профессионально. Подробно обсудим вопрос о том, какими ракетами ведется современная война, и каково значение территорий в этой связи, а также рассмотрим существующие типы ракет с точки зрения их опасности для Израиля в будущей войне.

Действительно, ракеты играют чрезвычайно важную, если не ключевую роль в современных боевых действиях. Классификаций ракет существует множество: по способу запуска и типу поражаемой цели (земля-воздух, противотанковые и т.д.), по способу и типу наведения (баллистическая, управляемая, самонаводящаяся) и другие. Наиболее же удобная для данной статьи - это более грубая классификация: ракеты бывают варварские (терминология моя) и боевые. Боевые ракеты предназначены для уничтожения того или иного конкретного объекта (танка, самолета, моста, электростанции). Варварские ракеты предназначены для стрельбы по площадям с надеждой что-нибудь уничтожить, т.е. если удачей для боевой ракеты является попадание в цель, а неудачей - попадание куда угодно, кроме цели, то для ракеты варварской удачей является попадание хоть куда-нибудь (кроме пустыря). Не вдаваясь в философские аспекты понятия варварства, приведем два примера неудачных попаданий: ракетой в Белграде был разрушен в 1999 г. дом престарелых. Попадание было неудачей, т.к. в задачу данной боевой ракеты входило уничтожение других целей. В 1973 г. в Мигдаль-ха-Эмеке сирийская ракета разрушила детский сад. Попадание было "неудачным", т.к. детей в этот момент на "объекте" не было (Йом Кипур).

"Варварские ракеты"

К ним относятся, в частности, ракеты земля-земля (типа Скада) и устаревшие (и очень дешевые) реактивные снаряды (типа катюши).

Земля-земля

Именно эти ракеты и подразумеваются людьми, говорящими о ненужности территорий в современной войне.

В качестве примера приводится война в Заливе. Пример, действительно, очень удачный, однако анализ этой войны не ограничивается фразой "издалека ракеты летели".

Во-первых, Скад, в принципе, не может быть выпущен по точечной цели, т.к. точность его составляет несколько сот метров. Летя "куда придется" ракета с большой вероятностью может попасть в пустое пространство. Во-вторых, часть выпущенных ракет была перехвачена противоракетами "Пэтриот".

Отметим, что ракета "Пэтриот" была разработана как ракета "земля-воздух" (точнее - "земля-самолет"), т.е. вообще для борьбы с ракетами не предназначалась. Вообще, противоракет в то время в мире не было. За прошедшие 9 лет в Израиле была разработана противоракета "Хец", предназначенная специально для борьбы с ракетами "земля-земля". Эффективность Хеца по сравнению с Пэтриотом подобна эффективности противотанкового снаряда по сравнению с бутылкой Молотова. Кроме того, часть иракских пусковых установок была уничтожена вместе с ракетами американскими бомбардировщиками. В случае войны с Сирией наши бомбардировщики будут действовать более эффективно, чем действовали американцы в западном Ираке. На то есть по меньшей мере две причины (помимо патриотизма, везения и т.д.). Во-первых, американцы не готовились бомбить западный Ирак (генерал Шварцкопф даже отказался сначала отправлять туда самолеты) и не были знакомы с территорией. Для наших же летчиков территория Сирии является одним из основных мест возможных будущих военных действий. Во-вторых, техника уничтожения пусковых установок с воздуха эти 9 лет не стояла на месте.

Учитывая возможность уничтожения ракеты еще до запуска, применение неконвенциональной боеголовки опасно для самой Сирии, а поэтому представляется маловероятным. Не следует также забывать о возможном израильском неконвенциональном ответе.

Таким образом, использование Скадов в будущей войне не может играть решающую роль, в основном - благодаря огромным усилиям и средствам, вложенным нами в создание системы противоракетной обороны.

Реактивные снаряды


Система "Град" - современный аналог "Катюши". Чечня, 1999 год

Второй вид варварских ракет - это печально знакомые нам катюши. Со времен Второй Мировой войны они были модернизированы: радиус действия современной катюши может достигать 25 км. (новые, пока, к счастью, малораспространенные образцы - до 40 км.), а перевозиться она может на ослике. При этом и сами ракеты и пусковые установки для них очень дешевы. Для использования такого оружия территории важны чрезвычайно. С Голан сирийцы смогут обстреливать Цфат, Кирьят-Шмону, Бейт-Шеан, Тверию и Афулу. Средства защиты от катюш пока не существует и не факт, что оно появится. Если Асад получит Голаны, то он, видимо, вообще перестанет покупать Скады, а все деньги, предназначенные для закупки варварского оружия, пустит на катюши или на дальнобойную артиллерию.

Из дальнобойной артиллерийской установки, расположенной на Голанах, можно обстреливать все, вплоть до Кармиэля, Нацерета, Мигдаль-ха-Эмека. Дальновидные израильские политики, собирающиеся передавать Голаны Сирии, предполагают объявить их демилитаризованной зоной и даже разместить там международных наблюдателей. Если соглашение о демилитаризации будет выполняться (что не очевидно, см. статью О. и Р. Тира в военном журнале "Маарахот" 364), то разместить на Голанах дальнобойные артиллерийские установки к началу войны действительно не реально. Тем не менее, вряд ли международные наблюдатели будут контролировать каждого ослика, поэтому катюши будут доставлены и размещены заблаговременно. Жители Тель-Авива, боящиеся Скадов и ратующие за отдачу Голан, т.к. сирийские катюши до них не долетят, должны помнить, что катюши из Калькилии (вплотную примыкающей к Кфар-Сабе) легко достигают их дома, а ослики в Калькилии давно никому неподконтрольны.

Таким образом, учитывая географические особенности нашего региона, а также тяжелое финансовое положение Сирии, старые и дешевые катюши более эффективны, чем ракеты "земля-земля". Звучит это парадоксально: от глупости, что ли, покупает Асад дорогие Скады вместо дешевых катюш? Не от глупости, а от безысходности. Не имея Голан, Асад не может атаковать нас ничем иным; если же он Голаны получит, ситуация изменится.

Боевые ракеты

Основные типы боевых ракет - это морские ракеты, "воздух-воздух", "воздух-земля", "земля-воздух" и противотанковые. Для морских ракет территории (особенно Голаны) действительно не имеют никакого значения. Это, однако, никак не связано с особенностями современной войны. Просто ракеты заменили сейчас торпеды и бортовые пушки. Да и война будет вестись, видимо, не на море. Ракеты "воздух-воздух" мы обсуждать не будем по той же причине. Они являются лишь средством ведения воздушного боя и заменяют бортовые пулеметы времен Второй Мировой войны.

Ракеты "воздух-земля"

Напомним, что американцы при полном господстве в воздухе и неограниченности в средствах бомбили Югославию (именно ракетами "воздух-земля") почти три месяца. При этом уничтожить югославскую армию они так и не смогли. Средства же, потраченные американцами на бомбардировку Югославии, существенно превосходят годовой бюджет Сирии. Все это прекрасно понимает и Асад и, видимо, не выбрасывает деньги на ветер, точнее, на воздух-землю.

Ракеты "земля-воздух"

Условно ракеты "земля-воздух" можно разделить на 3 типа. Первый тип - ручные ракеты вроде американского "стингера" или советской "стрелы". Они дешевы, малоэффективны, могут использоваться для стрельбы по низко летящим самолетам или вертолетам. Пока ни один израильский самолет или вертолет в Ливане не был сбит такой ракетой, несмотря на многочисленные попытки. Не следует, однако, быть чрезвычайно оптимистичными: афганские боевики были удачливее, а недавно и чеченцы сбили такими ракетами два российских самолета. Если Голаны будут отданы Сирии и объявлены демилитаризованной зоной, то солдаты, вооруженные такими ракетами смогут появиться там еще до начала войны - проконтролировать перемещение столь легкого оружия просто невозможно. Это существенно затруднит бомбардировку сирийской пехоты нашими ВВС. Второй тип ракет "земля-воздух" - стационарные или передвижные батареи с радиусом действия в несколько десятков километров. Эти батареи будут размещены на Голанах если сирийцы получат их без условия демилитаризации, или если соглашение о демилитаризации соблюдаться не будет. Дальновидные израильские политики, разумеется, потребуют американских гарантий соглашения о демилитаризации. Гарантии получены будут и Дальновидные израильские политики наступят, таким образом, второй раз на те же грабли.

Краткая историческая справка: 7 августа 1970 г. США добились от Израиля и Египта соглашения о прекращении войны на истощение. По соглашению 20-мильная полоса вдоль Суэцкого Канала была объявлена демилитаризованной зоной и США письменно обязались "использовать всю свою мощь" для выполнения соглашения. Соглашение было впервые нарушено египтянами через 5 (пять!) дней после подписания. В зону канала была передвинута батарея ПВО. В дальнейшем нарушения продолжались. Когда Израиль обратился к США с просьбой "использовать всю свою мощь", США ответили, что соглашение "не нарушается". Причина ответа была не в абсолютной аморальности Никсона или клиническом антисемитизме Киссинджера (тогда - советник по вопросам национальной безопасности), а в невозможности заниматься еще и израильскими делами, когда хватало проблем в Камбодже, на Кубе (размещение советских подводных лодок), приближались президентские выборы. В результате "демилитаризованная" зона стала зоной беспрецедентной концентрации батарей ПВО. Цену за эти гарантии мы заплатили в войне судного дня 1973 г. Подробнее об этом см. статью О. и Р. Тира, "Маарахот", 364.

Третий тип ракет земля-воздух - это суперсовременный комплекс ПВО, обеспечивающий "воздушный зонтик" радиусом более 200 км (советская система С-300 и подобные ей). Стоимость такой системы оценивается в 2-3 миллиарда долларов, что Сирии (при ВНП около 10 млрд. долларов) явно не по карману.

Противотанковые ракеты

В таких условиях очевидно, что, во-первых, дальность действия ракет в ближайшее время будет увеличена, во-вторых, купить ракеты может практически каждый желающий. Что произойдет, если сирийцы, получив Голаны, начнут войну, закупив предварительно противотанковые ракеты? Танковая атака на Голаны будет в принципе невозможной. Пехотинец, находящийся на высоте, видит и может уничтожить танк с 2.5 км (в ближайшем будущем, возможно, и больше), а танк просто не видит его. В случае начала войны, даже если Голаны будут фактически демилитаризованы, батальон вооруженных противотанковыми ракетами пехотинцев доставляется на территорию в первые минуты войны на вертолете, либо накануне привозится на экскурсионных автобусах (3 экскурсии по 3 автобуса в каждой - это батальон; экскурсовод может помочь экскурсантам в спокойной обстановке выбрать грамотную позицию).

После такого пехотного захвата на Голаны подтягивается дальнобойная артиллерия, танки и ПВО. Артиллерия обстреливает с высоты весь север Израиля, включая передовые армейские части, после чего танки спускаются с Голан. Единственное, что можно противопоставить этому сценарию - воздушный противопехотный удар в самом начале. Но и он будет затруднен использованием сирийцами ручных противовоздушных ракет (см. выше).

Сценарий кошмарный. Для успокоения отметим, что хороших противотанковых ракет у Сирии пока нет. Но что гораздо важнее - Голан у них нет тоже. И никогда не будет, если мы их не отдадим добровольно.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!