Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Военно-стратегическое значение Крыма. Геополитическое значение крыма для россии

Крым - крупный полуостров, глубоко вдающийся в Азово-Черноморский бассейн с севера. Его юго-западная оконечность находится на весьма незначительном расстоянии от Черноморских проливов, через которые Чёрное море связано со Средиземным, и Стамбула - крупнейшего города Турции и всего региона, лежащего у первого из двух проливов - Боспора. Положение Крыма в центре Азово-Черноморского региона, близость к проливу Боспор и непосредственная близость к Керченскому проливу, а также его относительная обособленность от материка делает полуостров наиболее стратегически важной территорией всего Причерноморья.

Военно-стратегическое значение Крыма

Крым является местом сосредоточения геополитических интересов России, Турции, США и Европейского Союза. Украина имеет геополитические интересы в Крыму преимущественно из-за фактического владения полуостровом. Вне проблемы обладания Крымом интерес Украины на полуостровекасается Керченского пролива (как морского пути к портам Азовского моря - Мариуполю, Бердянску и Геническу) и северо-западного шельфа Чёрного моря между крымским Тарханкутом и Одессой, а так же общей проблемы черноморской безопасности.
Этот интерес со стороны многих государств обусловлен тем, что на территории Крыма находятся удобные порты(Севастополь, Феодосия, Керчь). Также интерес к полуострову вызван тем, что он является «непотопляемым авианосцем», владение которымпредоставляет право контролировать весь Черноморско-Азовский регион.

Экономическое значение Крыма

Экономика Крыма на данный момент главным образом ориентирована на туристический сезон. Ипоэтомурекреационное хозяйство является одной из ведущих отраслей республики.Кроме того, есть достаточно и других потенциалов полуострова,которые могут быть выгодны внешним игрокам.
Если брать сельское хозяйство, то север Крыма обладает плодородными черноземами, благодаря которым АРК экспортируетзерновые. Кроме того, Крым производит известные рыбные консервы, эфирные масла и ряд другой сельскохозяйственной и пищевой продукции.
Богат Крым нефтяными и газовыми месторождениями. На территории полуострова находится ряд важных предприятий химической промышленности (ЗАО «Крымский ТИТАН», ОАО «Крымский содовый завод», ПАО «Бром» и др.)
Несмотря на весь этот экономический потенциал, Крым не обладает экономической базой для реальной независимости(т.к. Крым зависим от электроэнергии, воды Северо-Крымского канал, продуктов питания из Украины и др.), а потому всякая потенциальная крымская независимость должна рассматриваться с военно-стратегической точки зрения как воплощение стратегии России, направленной на усиление на Чёрном море, либо внешних игроков (США, ЕС или Турции) - на ослабление России в регионе.
Как видно их вышесказанного, Крым - лакомый кусочек для всех игроков, которые на него претендуют, особенно со стороны его геостратегического расположения. Наверное, поэтому история Крыма полна борьбымногих политических сил за влияние на этот регион.И если кто-то думает, что интерес к полуострову вызван «братской любовью»или еще чем-то подобным, то он глубоко заблуждается. В мире, где сегодня правит капитализм, где все определяет капитал, человеческие жизни ничего не стоят. Главное для этой системы - выгода!

Крым всегда имел стратегическое значение, и владение им означало контроль над Черным морем и соседними регионами. Как бы ни расширялась Россия за счет территорий в результате разделов Польши, она стала великой европейской державой только после присоединения Причерноморья, включая Крым.

Для проведения первой в истории масштабной десантной операции британцы, французы, турки и сардинцы в 1855 – 56 годах выбрали Крым, по имени которого и названа данная война. Союзники не ставили задачей проникнуть вглубь территории России, и на площади от нескольких десятков до нескольких сот квадратных километров была решена судьба не только Российской империи, потерпевшей жестокое поражение в Севастополе, а также Османской империи, которая была спасена.

Германское руководство во время Второй мировой войны связывало с Крымом многие планы по проникновению в Азию и на Ближний Восток. Представляет интерес то, что, как и в 19 веке, Западные державы связывают ослабление контроля России над Крымом со сдерживанием ее в направлении Средиземного моря.

Нынешняя ситуация в значительной мере удовлетворяет США и НАТО. Базы Черноморского флота в Крыму постоянно находятся в весьма сомнительном юридическом и политическом положении. Российские ВМС значительно уступают в Черном море турецкому флоту, но, вместе с тем, исходя из других преимуществ России и Турции, в этом регионе более-менее соблюдается баланс сил.

Соответствует ли интересам США и НАТО существенное ослабление России в Черном море и возрастание или даже доминирование Турции в этом регионе? США и их партнеры по НАТО дважды готовили «скачок» в усилении присутствия в Черном море, вернее, в Черноморском регионе, включая страны Балкан и Южного Кавказа. Однако, дважды они отказывались от данных планов, что обрекло государства Южного Кавказа на большую зависимость от России и Турции.

При этом, США и НАТО надеялись на то, что Черноморский флот надежно заперт в Черноморском бассейне и вряд ли ему предстоит проникнуть в Средиземное море, но, одновременно, российские ВМС будут противостоять турецкой экспансии. Однако, в ситуации, связанной с событиями в Сирии, российский флот, несмотря на неподготовленность и не очень современное техническое оснащение, проник в Восточное Средиземноморье. Это, безусловно, стало причиной беспокойства США и НАТО, несмотря на совершенно очевидную перспективу ограниченности возможностей России и ее флота.

США и НАТО, так или иначе, предусматривают пересмотреть свои намерения в отношении Черноморско-Кавказско-Каспийского региона, и в этой ситуации роль Крыма может актуализироваться.

В настоящее время в Крыму происходят определенные события, связанные с процессами в Киеве и по всей Украине. Трудно утверждать, насколько население этого края действительно озабочено данными событиями, или это инициировано Москвой. Видимо, имеет место и то, и другое, и многое иное, например, позиция крымских татар.

Нет сомнений в том, что Крым, как и вся Новороссия, стали украинскими, прежде всего, вследствие экспансии Российской империи в сторону Черного моря. Но как выглядит этно-демографическая ситуация в Крыму сейчас? Обычно говорится, что в Крыму превалирует русское население. Это действительно так, но, пожалуй, нигде на полуострове русское население не составляет абсолютного большинства.

Сейчас, при населении Крыма в 2,1 млн. человек, русские составляют 58,3%, а украинцы – 24,3%, крымские татары – 12,1%. При этом, на украинском языке говорят только 10,1% населения. Однако, на протяжении десятилетий доля русского населения находилась в существенной динамике и происходит постоянное снижение доли русских. Рассмотрим внимательнее следующие статистические данные.

Рассмотрим также этно-демографическую ситуацию в разрезе районов Крыма. Удельный вес русского населения составляет: из 26 районов и город Севастополь – в 7 районах – более 65 %, в 9 районах – от 50 до 60 %, в 10 районах до 50 %. Нет ни одного района, где украинцы составляют 50%; удельный вес украинцев составляет в 8 районах до 20%, в 9 районах до 30%, в 8 районах от 30 – 40 %. В Севастополе русские составляют 71,6%, украинцы – 22,4%.

Украинское население относительно велико только в районах, примыкающих к северной части Крыма, то, есть, это Джайкойский, Раздольненский, Первомайский, Армянский районы.

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%94%D0%BE%D0%BB%D1%8F_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%B2_%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BC%D1%83.png?uselang=ru

Какие выводы можно сделать из данной ситуации? Конечно, в случае проведения легитимного референдума судьба Крыма будет предрешена в пользу присоединения к России. Но возможен ли, при этом, легитимный и международно-признанный референдум, признает ли его Украина? Если этот политический процесс продлится несколько лет, русские окажутся в меньшинстве, так как русское население активно эмигрирует из Крыма, а татарское население неизменно выступает против интересов России, и конечно, это важный фактор борьбы против отторжения Крыма от Украины.

Важным фактором является настроение местных элит. В формате Украины они весьма комфортно себя ощущают, а как они будут себя чувствовать в составе России? Скорее всего, сейчас, Москва запугивает Украину распадом страны, сепаратизмом, но при этом, Россия вполне утратит влияние на Украину.

Таким образом, сепаратизация Крыма сама по себе проблематична при многих факторах, даже при положении украинцев как меньшинства на полуострове.

История Севастополя и его значение для России

Ответ редакции

Власти Крыма и Севастополя приняли решение войти в состав России в четверг, 6 марта. Референдум о статусе Крыма, на котором будет решаться вопрос о судьбе автономии, назначен на 16 марта.

АиФ.ru рассказывает об истории и значении для России Севастополя — центральной базы Черноморского флота России.

Как возник Севастополь?

8 апреля 1783 года российская императрица Екатерина II издала манифест, по которому Крым, Тамань и Кубань становились российскими областями. Этому событию предшествовали годы русско-турецких войн, которые длились с 1735 по 1739 и с 1768 по 1774 год соответственно.

По приказу императрицы Екатерины II, в апреле 1783 года к полуострову отправился фрегат «Осторожный» под командованием капитана Ивана Берсенева для выбора гавани у юго-западного побережья, на котором предполагалось построить стратегически необходимый военный порт. Осмотрев в апреле 1783 года бухту у посёлка Ахтиар, расположенную неподалёку от развалин древнего города Херсонеса-Таврического, Берсенев рекомендовал её в качестве базы для кораблей будущего Черноморского флота. На этом месте и был основан город Севастополь.

Памятный знак на месте закладки Севастополя на современной площади Нахимова. Фото: Commons.wikimedia.org / Russianname

В каких войнах участвовал Севастополь?

Севастополь сыграл ключевую роль в Крымской войне (1853-1856 годы).

В Синопском сражении в ноябре 1853 года русский флот под командованием адмирала Нахимова разгромил турецкую эскадру за несколько часов. Действия Нахимова стали поводом для Великобритании и Франции вступить в войну на стороне Османской империи, что имело для России катастрофические последствия.

Многотысячная армия союзных войск Англии, Франции и Турции направила войска и флот в сторону города. Чтобы преградить путь вражеской флотилии в Севастопольскую бухту, было решено затопить российские корабли. Севастополь находился под осадой почти год. Этот период в истории города называется не иначе как Героическая оборона Севастополя. Защитники не сдали город, хотя и отступили на его северную сторону, оставив противнику только развалины.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Черноморский флот встретил нападение фашистской Германии в полной боевой готовности. Особое место в его боевых действиях занимали оборона Одессы, Севастополя, Керченско-Феодосийская десантная операция, оборона Кавказа, освобождение Новороссийска. Флот провёл 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено.

Черноморский флот после распада СССР

Распад СССР стал серьёзным ударом по Черноморскому флоту (ЧФ). Полуостров Крым, а вместе с ним и военная база Севастополя отошли Украине. На территории Крыма находится 70 % всей инфраструктуры российского ЧФ.

Советский флот доминировал в Чёрном море и составлял конкуренцию в Средиземном море объединённым силам НАТО.

Теперь Черноморский флот уступает по численности ВМС Турции. В то же время он превосходит флоты остальных черноморских стран вместе взятых.

Сейчас в составе Черноморского флота 2739 кораблей, из них 43 боевых. Большинство судов отслужили 20-35 лет, поэтому южный флот нуждается в «омоложении».

Для чего России Черноморский флот?

Основные стратегические задачи ЧФ :

Контроль над акваторией Чёрного моря и обеспечение безопасности южных границ России;
- обеспечение интересов России и её союзников в южных морях. Например, охрана морских границ Абхазии;
- Севастополь можно использовать как базу для развёртывания флота в Средиземном море и Индийском океане. Во времена СССР ежегодно через Черноморские проливы выходило в мировой океан до ста боевых кораблей и судов. Флот имел разветвлённую сеть базирования от Измаила до Батуми.

Черноморский флот. Фото: РИА Новости / Василий Батанов

Как Россия арендует военную базу Севастополя у Украины?

В 1997 году Россия и Украина заключили двусторонние соглашения, в которых договорились об аренде базы Черноморского флота на территории Украины до 28 мая 2017 года. Ежегодная арендная плата составляла для России 97,75 млн долларов.

21 апреля 2010 года президенты России и Украины Дмитрий Медведев и Виктор Янукович подписали Харьковские соглашения по продлению срока аренды пунктов базирования Черноморского флота РФ в Крыму на 25 лет (после 2017 года) с возможностью его продления ещё на 5 лет — до 2042-2047 годов.
Взамен Россия предоставляет Украине скидки на газ, благодаря которым украинцы экономят до $1 миллиарда в квартал.

Отметим, что, хотя основная база ЧФ расположена в Севастополе, у России всё же есть выходы к Чёрному морю и военные базы на своей территории, например в Новороссийске.

Крепость Крым

Севастополь - город русской славы

Ещё совсем недавно в российском военно-экспертном сообществе шли долгие и вялые споры о грядущей судьбе Черноморского флота России. Самые осведомлённые эксперты наперебой доказывали бессмысленность дальнейшего пребывания флота в Севастополе, ненужность существующего договора о пребывании флота в Крыму. Они выступали за скорейший вывод кораблей под Новороссийск, где, пусть и в «медвежьем углу» Черного моря, но мы-де сможем развивать флот, ни на кого не оглядываясь. Трезвая экспертная оценка…

И я помню реакцию на неё нашего автора, капитана I ранга Владимира Заборского, сухого, энергичного, собранного, который как-то при мне по-флотски резко оборвал одного такого спорщика: «Да что вы за чушь несёте! Пока наш флот в Крыму, Крым для России не потерян!..»

Я помню почти ёрнический взгляд «эксперта» на пожилого «каперанга». Десять лет назад сама мысль о возвращении Крыма казалась почти ересью… И сегодня я со светлой грустью вспоминаю старого моряка. Как жаль, что он не дожил до сегодняшнего дня. Дня, о котором так мечтал. Дня его правоты!

Ибо прав был капитан I ранга Заборский: пока Черноморский флот находился в Крыму, Крым для России не был потерян! И именно Черноморский флот сыграл ключевую роль в «русской весне» 2014 года, в освобождении Крыма.

Нет, его моряки не шли с винтовками на оборону Перекопа и не рыли окопы на окраинах Севастополя, и даже выводить в море корабли не пришлось. Но важнее всех манёвров и маршей оказалось просто его присутствие на полуострове. Битва за Крым была выиграна Россией в лучших традициях «Искусства войны» Сунь Цзы - без единого выстрела и без единой капли крови.

В самый критический момент флот стал определяющим геополитическим понятием. Тем, которое называется «фактор силы». Именно Черноморский флот России оказался тем силовым фактором, который определил ход событий на полуострове. Присутствие флота парализовало местную промайданную власть, связало по рукам и ногам киевских ставленников и назначенцев, заставило полицию и СБУ держаться в рамках закона, действовать с оглядкой и робостью.

Именно ощущение флота за спиной придало уверенности и энергии жителям Севастополя, которые вышли на митинг с лозунгом «Россия, мы брошены, возьми нас обратно!» и единогласно заявили, что Севастополь больше не признаёт последние решения Верховной Рады Украины, а происходящие в Киеве события считает государственным переворотом. Здесь, на этом митинге, был избран мэром Севастополя Алексей Чалый, возглавивший сопротивление и взявший город под свой контроль.

А вслед за Севастополем полыхнули Симферополь, Керчь, Феодосия… И везде, наравне с упованием на помощь небесных покровителей, крымчан укрепляла вера в русский флот, в то, что Черноморский флот России с ними.

И именно потому невыразимый словами восторг вызвало появление на улицах «вежливых вооружённых людей». Для крымчан эти люди стали главным знаком - флот с ними, Россия с ними! И хотя «вежливые люди», появившись буквально ниоткуда, не имели отношения к флоту и вообще никак не идентифицировали себя, народная молва их тут же приписала к морской пехоте флота. Так было!

А потом будет референдум, на котором Крым почти единодушно решит - я в этом уверен - стать частью России. И удивительный праздник народного единства, который навсегда войдёт в историю России.

Нам ещё только предстоит осознать и оценить значение возращенного России уникального геополитического плацдарма, контролирующего не только всю акваторию Чёрного моря, но и район проливов, Балканы, Кавказ и Ближний Восток. С его территории мы способны перехватывать ракеты со стороны Средиземноморья и Адриатики. И вот теперь нам придётся заново осваивать Крым. Необходимо провести ревизию военной инфраструктуры Крыма, которая почти четверть века разрушалась и деградировала. Сформировать план её восстановления и развития и, шаг за шагом, восстанавливать силовую архитектуру полуострова.

Конечно, флот изменится. За четверть века сменились уже два поколения оружия. Сменились геополитические векторы, ушли старые и появились новые противники, были сформулированы новые национальные интересы. Всё это требует новых подходов к военному строительству.

В Крыму будут развёрнуты самые современные системы вооружений, почти наверняка здесь встанут на боевое дежурство наши самолёты пятого поколения, сюда придут новейшие проекты кораблей и подводных лодок, тут встанут на дежурство совершенные РЛС. В его уникальных подземных бункерах засветятся экраны АСУ, и системы искусственного интеллекта примут под контроль воздушное, надводное и подводное пространство вокруг Крыма, закрыв непробиваемым щитом Россию с юга. Но всё это будет потом, а пока России предстоит серьёзно укрепить Крым от ближайших угроз…

Угроза с Севера

После распада СССР Украине достался самый большой кусок армейского пирога. Три самых мощных военных округа, шесть армий и корпусов. Под юрисдикцию Украины перешли 14 мотострелковых, 4 танковых, 3 артиллерийских дивизии и 8 артиллерийских бригад, 4 бригады спецназа, 2 воздушно-десантные бригады, 9 бригад ПВО, 7 полков боевых вертолётов, три воздушных армии и отдельная армия ПВО. Стратегические ядерные силы, дислоцированные на территории Украины, насчитывали 176 межконтинентальных баллистических ракет и около 2600 единиц тактического ядерного оружия. На время провозглашения Украиной независимости численность войск на Украине насчитывала около 700 000 человек, 8700 танков, 11 000 БМП и БТР, 18 000 единиц реактивной и ствольной артиллерии и 2800 летательных аппаратов, включая и стратегическую авиацию.

Однако очень быстро начался распад этой военной инфраструктуры. Экономически Украина была просто неспособна содержать такую армию. А киевским политикам она была ни к чему. Уже к 1995 году армия Украины ужалась вдвое, а к 2001 году ещё вдвое. Сокращать армию пришлось не только по экономическим причинам, но и для того, чтобы выполнить условия Договора об ограничении обычных вооружений в Европе. Дальние бомбардировщики Ту-22М были утилизированы под давлением США. Часть Ту-160 и Ту-95МС вместе с крылатыми ракетами вывезли в Россию в счет оплаты долгов за газ.

Одновременно с сокращениями началась распродажа вооружения, и к 1993 году Украина вышла на четвёртое место в мировом рейтинге экспортеров вооружений. При этом большая часть сделок велась по «серым схемам», без официального оглашения. По оценкам экспертов, за двадцать лет Украиной в общей сложности было продано вооружений на сумму более чем в 30 миллиардов долларов. Сегодня практически в каждой африканской стране есть танки, орудия, вертолеты, по дешевке проданные Украиной. Иногда на продажу шло даже вооружение из частей, несущих боевое дежурство. Так было с продажей ЗРК «Бук-М1″ Грузии.

Сегодня территория страны разделена на три оперативных командования: Западное со штабом во Львове, Южное в Днепропетровске и Территориальное управление «Север» в Киеве. Им подчинены 3 армейских корпуса, куда входят 13 отдельных бригад: 2 танковые, 8 механизированных, 2 аэромобильные, 1 воздушно-десантная. Есть два отдельных полка - механизированый и аэромобильный. Наиболее боеспособный 8-й корпус входит в состав сил быстрого реагирования и прикрывает столицу. Корпус в Запорожье, на востоке страны, - второй по укомплектованности. По данным ДОВСЕ от 2007 г., в ВСУ имелось 786 танков, 2304 бронемашины, 1122 артсистемы.

При этом поставок новой техники и вооружения в войска практически не было, ремонт не вёлся, и сегодня украинская армия превратилась в свалку устаревшего неисправного вооружения. Насчитывающая официально 170 тысяч солдат и офицеров, украинская армия в реальности имеет на порядок меньшее боеспособное «ядро». Объявленная Киевом в начале марта частичная мобилизация и переброска войск на границу с Крымом и Россией вскрыла неприглядную картину. Ценой неимоверных усилий со всей Украины удалось собрать группировку численностью около 15 тысяч солдат и офицеров, примерно сто танков, столько же артиллерийских установок и САУ и 50 самолётов всех типов. Совершенно очевидно, что пытаться такими силами провести силовую операцию по возвращению Крыма - самоубийство…

Но нельзя недооценивать потенциальную угрозу для Крыма с севера.

Кроме армейской группировки на границе с Крымом, идёт развёртывание частей создаваемой «национальной гвардии», укомплектованной в основном добровольцами из числа сторонников майдана, которые высоко мотивированы, пропитаны духом ненависти к России и реванша. Сейчас эти части насчитывают до 5 тысяч боевиков. Они слабо структурированы, плохо вооружены, но проходят активную подготовку и в перспективе могут быть доведены до 15-20 тысяч боевиков. При этом «гвардия» подчиняется не военному командованию, а лидерам майдана и вполне может быть брошена националистическими лидерами на Крым. Поэтому России необходимо самым серьёзным образом укрепить сухопутную группировку в Крыму. Совершенно очевидно, что имеющихся сейчас здесь сил, а это фактически то, что мы могли держать в Крыму по договору о Черноморском флоте, сегодня совершенно недостаточно. И в первую очередь необходимо усилить группировку тяжёлой техникой, артиллерией и авиацией.

Для парирования «северной угрозы» в Крыму необходимо будет развернуть полноценный армейский корпус. При этом никаких проблем с его комплектацией здесь не будет. Жители Крыма, как никто другой заинтересованы в защите своего полуострова от не в меру ретивых «свидомитов».

Совершенно уникально в стратегическом отношении положение Крыма для применения авиации. С аэродромов Крыма российская стратегическая авиация способна держать под контролем весь средиземноморский бассейн, юг Европы, Ближний Восток, Африку и даже Атлантику. Ещё в 60-е годы прошлого века американские генералы называли Крым непотопляемым авианосцем. Поэтому можно ожидать, что здесь будет развёрнуто целое авиационное соединение, включающее в свой состав не только истребительную и штурмовую компоненту, но и стратегические бомбардировщики.

…Волна за кормой

Конечно, России теперь предстоит долгая и кропотливая работа по восстановлению русского Черноморского флота. Двадцать три года флот находился в изоляции, медленно старел и угасал.

В 1991 году Черноморский флот насчитывал около 110 тысяч человек личного состава и более 60 тысяч рабочих и служащих. В его состав входило более 300 боевых кораблей и вспомогательных судов, в числе которых было 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей 1-го ранга, десятки эсминцев, сторожевиков, тральщиков и десантных кораблей, то сегодня он ужался в пять раз. В том числе: 28 подлодок, 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей 1-го ранга, 20 БПК 2-го ранга, эсминцев и сторожевых кораблей 2-го ранга, около 40 СКР, 30 малых ракетных кораблей и катеров, около 70 тральщиков, 50 десантных кораблей и катеров, более 400 единиц морской авиации. В состав флота входили 2 дивизии кораблей (противолодочных и десантных), 1 дивизия подводных лодок, 2 дивизии авиации (истребительная и морской ракетоносной авиации), 1 дивизия береговой обороны, десятки отдельных бригад, полков, батальонов, дивизионов, рот и батарей.

Ежегодно через Черноморские проливы выходило в мировой океан до ста боевых кораблей и судов. Флот имел разветвленную сеть базирования от Измаила до Батуми (Измаил, Одесса, Николаев, Очаков, Киев, Черноморское, Донузлав, Севастополь, Феодосия, Керчь, Новороссийск, Поти и др.), его части дислоцировались на территории Украины, Крыма, Молдавии, России, Грузии, северокавказских автономий.

Затем наступили «мёртвые» 90-е. Флот замер у причалов. Москва и Киев сошлись в схватке за его раздел. Почти шесть лет длилась эта тяжба. Шесть лет украинские агитаторы осаждали корабли и береговые части флота, заманивая посулами и обещаниями перейти на сторону «незалэжной». К чести флота, поддались на эти уговоры менее 10% моряков. И только окончательный раздел 1997 года подвёл черту под этой «холодной войной». По Соглашению между Украиной и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 31 мая 1997 года в украинских территориальных водах и на суше могла находиться группировка российских кораблей и судов численностью до 388 единиц (из них 14 подводных дизельных лодок). На арендуемых аэродромах в Гвардейском и Севастополе (Каче) мог быть размещён 161 летательный аппарат.

Но в реальности флот к этому моменту не имел уже и половины этой численности. Более того, наращиванию флота постоянно мешала Украина. С одной стороны, Украина на словах признавала подписанный договор, но при этом почти любое действие российской стороны блокировала, как не имеющее законного обоснования. Например, все тринадцать лет Украина категорически препятствовала любым попыткам России модернизации техники и вооружения флота, мотивируя это тем, что конкретный договор, определяющий порядок и процесс модернизации, так и не был подписан и, следовательно, никакой модернизации быть не может. Пользуясь этим, Украина в одностороннем порядке трактовала статьи договора и категорически противилась любым возражениям. Так, любая модернизация корабельного состава или замена устаревших кораблей на современные проекты были объявлены усилением возможностей флота и запрещены, как не согласованные в договоре.

Черноморский флот непрерывно душили запретами и ограничениями, отсутствием финансирования и преступными сокращениями. Например, с 2006 года Украина потребовала всё вооружение, продовольствие и прочее материально-техническое ресурсы флота провозить только после таможенного досмотра Украины и лишь с разрешения Украины. Более того, сразу за правом досмотра России было выставлено требование таможенных сборов со всех ввозимых на флот товаров. Ни один гвоздь, ни одну банку тушёнки Россия не могла завезти на флот, не заплатив предварительно таможенную пошлину Украине.

Уникальный прецедент! Юридически товар следовал из России в Россию (со складов ВМФ РФ на корабли и части РФ), но посредине этого пути вдруг возникала Украина, которая мало того, что собирала со всех этих товаров таможенные пошлины, так ещё и решала, что пустить, а что нет. Доходило до абсурда. В 2006 году Украина при очередном досмотре груза не пропустила на склады медицинского управления флота партию анестезирующих препаратов. Они, оказывается, были запрещены к ввозу на Украину. Все попытки разъяснить, что медицинские препараты ввозятся не на территорию Украины, а на территорию России: корабли и склады ЧФ, - действия не возымели. В итоге госпиталю пришлось приостановить проведение операций, а больным морякам - за свои деньги приобретать в аптеках Севастополя необходимые препараты и приносить их с собой. А на некоторые из них ещё и получать специальное разрешение в местном Минздраве, т.к. часть этих препаратов является препаратами строгой отчётности.

После всех попыток разблокирования этого вопроса флоту было милостиво предложено приобрести эти препараты у… Украины - по соответствующим ценам. Под этим же предлогом были заморожены поставки на флот боеприпасов, за которые Украина также потребовала заплатить пошлину.

В итоге этого «удушения» в объятиях Киева к 2014 году Черноморский флот в Крыму «ужался» до 14 тысяч человек личного состава. В составе флота в Крыму осталось менее 25 боевых кораблей всех типов и примерно столько же судов обеспечения. Если в 1991 году в составе флота находилось свыше 400 самолётов морской авиации, то к 2014 году в Крыму их осталось всего 60. Но флот, словно былинный герой, медленно оседая под натиском врагов, копил силу для одного, но смертельного удара. И он его нанёс. Зверь майдана получил в Севастополе удар, который его парализовал, опрокинул, а затем погнал прочь из Крыма. Флот выполнил свою задачу перед Россией…

И вот теперь перед военно-политическим руководством России стоит задача восстановления боевого потенциала Черноморского флота. Ещё в середине прошлого года были озвучены планы обновления флота. Было объявлено, что до 2040 года ЧФ получит 50 боевых кораблей нового поколения. Всего флот должен получить до восьми строящихся корветов типа «Стерегущий» и фрегатов типа «Адмирал Горшков», 10-12 минных тральщиков типа «Александрит», шесть-восемь малых артиллерийских кораблей типа «Буян», 10-12 ракетных катеров типа «Скорпион», а также восемь-десять малых подводных лодок типа П-750 - такие цифры назвал военный эксперт, член общественного совета при Министерстве обороны РФ, Игорь Коротченко.

Но это были планы, связанные с «договорным» флотом. Тем, который мы должны были согласовывать с Украиной. Теперь же, очевидно, эти планы будут в корне пересмотрены. Крым станет одной их опорных бах российского ВМФ вообще. Уже не первый десяток лет моряки вели разговоры о том, что содержание зимой на Севере таких кораблей как авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» - чрезвычайно трудное и затратное дело. Что в условиях северной зимы эти корабли быстро стареют и что флоту нужны базы в южных морях. Теперь, с возвращением Крыма, у России возникает прекрасная «южная» база для «зимовки» стальных исполинов Северного флота…

Конечно, придут в Севастополь и ударные ракетные многоцелевые фрегаты, и новейшие корветы, и самые современные лодки, но каким бы ни стал будущий флот, есть то, что останется неизменным. Останется город русской морской славы Севастополь, бриллиант в короне славы России. И по его солнечным зелёным бульварам и проспектам будут гулять, сияя золотом шитья и погон, русские моряки в белоснежных мундирах, в этом городе будут расти наши дети, будет звучать женский смех, будет играть музыка.

И каждый год 9 мая в Ахтиарской бухте будет вытягиваться парадный строй расцвеченных флагами боевых кораблей, над которыми в бирюзовом небе будут величаво и гордо реять русские андреевские флаги. И ко Дню освобождения Севастополя от гитлеровцев, ко Дню нашей Победы над фашизмом святой троицей прибавится ещё один великий праздник - День освобождения Крыма.

Владислав Шурыгин

Вчера окончательно завершились юридические процедуры по присоединению Крыма к России.
Теперь это не только два полноценных субъекта Федерации, но и новый Крымский федеральный округ.
Поскольку воссоединение состоялось как де-факто, так и де-юре, есть смысл рассмотреть чисто географические и геополитические аспекты изменившейся ситуации, конфигурацию которой три месяца назад нельзя было даже приблизительно предположить. Без истерик, размазывания соплей и рудиментов информационной войны.


1. Демография , население России и Украины.

По оценкам на ноябрь 2013 - январь 2014 население обеих стран составляло:
Россия - 143667 тыс. чел. (тренд 2010-2013 - годовой прирост +250-300 тыс. чел.)
Украина - 45229 тыс. чел. (тренд 2010-2013 - годовая убыль -150-180 тыс. чел.)

Население Крыма на конец 2013:
Крымская республика - 1965 тыс. чел.
Севастополь - 389 тыс. чел.

Что получается после присоединения Крыма?
Россия - 146021 тыс. чел. (101,6%)
Украина - 42875 тыс. чел. (94,8%)

Сокращение населения Украины составляет 5,2%, а увеличение населения России - менее значительное, 1,6%.
Соотношение стран по населению (Украина к России) до присоединения Крыма было 31,48%, а сейчас - 29,36%.
То есть, теперь заметно менее трети.

На мой взгляд, если рассматривать решение изолированно от общей ситуации, то оно весьма странное: отдельный федеральный округ создаётся только для двух субъектов Федерации и для общей территории размером всего в 26,1 тыс. кв.км. - почти вдвое меньше одной Московской области (!), которая 45,9 тыс. кв.км.

Рациональный смысл возникает только в двух случаях:
1) отдельный федеральный округ создаётся для полноценной интеграции новой территории в правовую и экономическую систему России и для того, чтобы все решения по поводу претензий Украины и управления её национализированными госактивами были сосредоточены в одних руках,
2) Крымский округ - "личинка" для будущего полноценного Юго-Западного федерального округа, и на нём будут обкатаны все практические вопросы быстрой интеграции новых территорий с дружественным и этнически близким населением.

Возможно, ближе к истине предположение 1.
И как только цель будет достигнута, отдельный округ будет упразднён и присоединён к Южному.
Но это только предположение.

Любопытно, что завершение присоединения Крыма и Севастополя было отпраздновано большим салютом в Москве, Севастополе и Симферополе (30 залпов) - нечто сходное с салютами по поводу освобождения крупных городов и столиц советских республик в Великую Отечественную.

Вот, к примеру, вчерашний салют в Севастополе:

Фото от asaratov

Впрочем, мы немного отвлеклись.
Поехали дальше.

3. Прямые геополитические следствия воссоединения:

3.1 Россия получила стратегический контроль над всем Черноморским регионом, так как Крым расположен почти в центре Азово-Черноморского бассейна. Резко увеличены возможности России по контролю над морским и воздушным пространством в районе Чёрного моряю

3.2 Россия получила неограниченный контроль над базой Черноморского флота в Севастополе, возможность полноценного обновления ЧФ, а также все морские порты и военные базы в Крыму, как-то:

Керченская паромная переправа
- Керченский морской торговый порт
- Керченский морской рыбный порт
- Феодосийский морской торговый порт
- Ялтинский морской торговый порт
- Севастопольский морской торговый порт
- Севастопольский морской рыбный порт
- Евпаторийский морской торговый порт.

Вся эта собственность будет теперь не только российской де-факто, но и спорной де-юре, с точки зрения Украины и стран евроатлантического сообщества.

3.3 Харьковские соглашения денонсируются, высвобождается годовая плата Украине в районе ок. 100 млн.$/ год, а также разнообразные сопутствующие пошлины, которых набегало не менее трети от этой суммы. Также исчезает юридическое основание для скидок Украине на газ, и она будет платить полную европейскую цену (примерная прикидка - подорожание ок. $3 млрд./год).

3.4 В общий баланс "цены Крыма" необходимо также вписать высвобождающиеся средства на обустройство Новороссийска, как основной базы ЧФ на национальной территории (это несколько млрд.$), а также затраты на переформатирование и усиление инфраструктуры Южного военного округа, в случае, если бы Крым остался за полностью враждебным правительством Новой Украины и мог бы стать ещё и центром базирования кораблей стран НАТО. Это уже не просто несколько, а несколько десятков млрд.$ в 10-летней перспективе.

3.5 Фактическое исчезновение ВМСУ, и разрушение системы их базирования, а также системы подготовки кадров. Украина запирается в двух ограниченных бассейнах (Одесский и Азовский), причём второй бассейн полностью под контролем России.

4. Исключительные экономические зоны стран в Чёрном море.
Конфигурация их меняется радикально.
Давайте посмотрим схематические карты (на немецком, других толковых не нашёл).

4.1. Вот картина на 2005-й.
Сплошные линии - разграничение де-юре между Турцией и СССР, это признанная официальная линия.
Пунктиры - примерные неофициальные линии разграничения исключительных зон постсоветских стран, а также Румынии и Болгарии.

Смотрите - Украина юридически контролирует около трети черноморского бассейна, ей досталась самая "лакомая" часть советского наследства. Больше её контролирует только Турция. Россия получила довольно скромную часть на востоке.

4.2. Теперь - картина на 21.3.2014 (нарисовал коряво, но принцип понятен).
Украина разделяется на два бассейна и теряет примерно 70% того, что у неё было. Ранее (не так давно) слабая Украина потеряла часть западной зоны, где более наглая Румыния отжала у неё окрестности шельфовой зоны о. Змеиный.
Россия после присоединения Крыма получает не просто примерно равную с Турцией исключительную зону (ок. 40% бассейна), но ещё и фактический контроль над Чёрным морем, так как её зона находится в географическом центре субрегиона.

Красная черта - Керченский пролив.
До этого Россия платила за проход своих судов через Керчь - Еникальский канал ок. 15-25 млн.$ ежегодно, теперь ситуация зеркально переворачивается. Россия получает практически полный контроль над Азовским морем, а также над проходом через Керченский пролив.
Теперь уже Украине придётся платить за проход по этому каналу (весь экспорт-импорт продукции через оставшиеся у неё порты Азовского бассейна), сумма пока непонятна.

5. Национализация Крымской республикой бывших государственных активов Украины на территории Крыма.

Основные активы можно посмотреть на этой инфографике от РБК

Но, как я понимаю, тут перечислены не все.
Кроме того, что тут, к России переходят порты (см. выше, пп. 3.2), нужно смотреть ещё и судостроительные/ судоремонтные мощности Керчи и Севастополя, какова их принадлежность.

В ближайшую повестку дня встаёт полномасштабный сухопутный переход Кубань - Крым с многополосным автомобильным и 2-путным жлезнодорожным ярусами, но это дело не менее двух лет, даже если на этом проекте сконцентрировать серьёзные ресурсы.

Раньше, в 1944-45 гг., такой сухопутный мост через Керченский пролив существовал, но в очень хилом исполнении, вот фото:

Любопытно, что по этому временному мосту успел даже проехать Сталин на литерном поезде, по возвращению с Ялтинской конференции Трёх Держав, но в конце февраля - начале марта 1945 г. мост был разрушен ледовыми торосами и более не восстанавливался.

В советское время, до 1987 г., существовал железнодорожный паром, но и он сейчас не функционирует, в пассажирском варианте. В грузовом - существует.
Так что налаживание интенсивного регулярного сообщения по варианту 2 объективно попадает в самые первые приоритеты.
Впрочем, в запасе остаётся ещё и морской путь снабжения и пассажирского сообщения.

7. Железнодорожные вопросы.

Крымские ж.д. разделяются с Укрзализницей, и скорей всего, количество поездов в сообщении с Украиной будет заметно уменьшено, ведь Крым перестаёт быть её частью. Кроме того, непонятно, что будет с поездами сообщения Россия - Крым (скажем, Москва - Симферополь, Петербург - Севастополь) и насколько они будут сокращены, какой режим пересечения будет установлен для пассажиров.

За гонкой перехода военных кораблей в Крыму под Андреевский флаг, за чем сейчас азартно следит интернет-обчественность, полностью ушли в тень железнодорожные процессы, а ведь и тут происходили любопытные коллизии.

В частности, Укрзализница уже в конце февраля поняла, что Крым уплывает, и предприняла меры по перегону на территорию Украины наиболее современных единиц подвижного состава, ставя взамен наиболее древние единицы с истекающим ресурсом.

Так перегнали из Крыма, например, наиболее современную электричку (см.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!