Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Сколько ракет у кндр ядерное оружие. Генерал рвсн рассказал, сколько у ким чен ына ядерных зарядов

13 лет назад Корейская Народно-Демократическая Республика официально объявила о создании собственных ядерных вооружений.

«Переговорный процесс зашёл в тупик из-за антикорейской враждебной политики США. Покуда Америка размахивает ядерной дубинкой, вознамерившись во что бы то ни стало ликвидировать наш строй, мы будем расширять запасы ядерного оружия ради защиты исторического выбора нашего народа, свободы и социализма», — заявили 10 февраля 2005 года в МИД КНДР.

Оскал «бумажного тигра»

Потенциальная ядерная угроза в разные годы оценивалась лидерами КНДР по-разному. Одно время руководство страны не придавало этому большого значения. Северокорейский лидер Ким Ир Сен считал, что ядерная бомба — это «бумажный тигр».

Начало работ по созданию ядерной инфраструктуры Северной Кореи началось вскоре после того, как Ким Ир Сен узнал, что США во время Корейской войны 1950—1953 годов собирались сбросить на столицу республики семь ядерных бомб. Уже в 1956 году началось сотрудничество между СССР и КНДР в этой сфере, на первых порах заключавшееся в подготовке специалистов.

«Ядерное оружие в Северной Корее появилось фактически сразу после окончания Корейской войны. Уже тогда стало очевидно, что Северной Корее необходимо максимально повышать свою обороноспособность», — рассказала в интервью RT специалист по Северной и Южной Кореям, доцент кафедры Американских исследований СПбГУ Ирина Ланцова.

  • Cтатуи основателя Северной Кореи Ким Ир Сена и Ким Чен Ира во время военного парада
  • Reuters
  • Damir Sagolj

По мнению профессора Российского университета дружбы народов Юрия Тавровского, главной причиной начала ядерных разработок КНДР стали «глубокое чувство угрозы со стороны традиционных противников Кореи, таких как Япония и Соединённые Штаты, а также стремление опираться на собственные силы, политика чучхе».

Корейцы решили не надеяться на ядерный зонтик Советского Союза и Китая, считает Тавровский. Кроме того, по его мнению, на тот момент ещё свежа была память о разрушительной и кровопролитной войне.

«Они (власти Северной Кореи — RT ) пришли к выводу, что только ядерное оружие может быть гарантией неповторения войны обычными методами, которые исключительно разрушительны, и полагали, очевидно, что ядерное оружие не будет применено, но станет хорошей защитой», — полагает эксперт.

Постепенно Северная Корея обзавелась необходимой инфраструктурой и уже в 1974 году вступила в МАГАТЭ. Тогда же началась работа по созданию Пхеньяном собственного ядерного оружия. Значительную помощь в этом оказал, в частности, Китай, допустивший северокорейских учёных на свои объекты.

Успеху КНДР способствовали, по мнению Тавровского, два основных фактора: «перенапряжение экономических, технических, научных сил самой Северной Кореи», а также «осознанные и неосознанные передачи технологий другими странами, такими как Советский Союз, Китайская Народная Республика и, возможно, Пакистан». На последней стадии, уже в наше время, корейцы выкупили технологии либо специалистов из Украины, из «Днепропетровска, где расположен завод «Южмаш», который выпускал для Советского Союза самые тяжёлые жидкостные ракеты, которые известны на Западе как «Сатана».

В 1985 году, рассчитывая на помощь СССР в строительстве АЭС, Пхеньян под давлением Москвы подписал Договор о нераспространении ядерного оружия. В начале 1990-х в страну зачастили инспекторы МАГАТЭ, итоги их проверок оказались неоднозначны.

Весной 1993 года было объявлено о намерении КНДР выйти из Договора, а летом 1994-го страна покинула МАГАТЭ. Впоследствии стало известно, что именно в 1994 году США чуть не нанесли удар по реактору в Йонбёне — крупнейшему в Северной Корее ядерному объекту. Однако, проанализировав неизбежные жертвы, Клинтон от этой затеи отказался.

После визита в КНДР экс-президента США Джимми Картера странам удалось в конце 1994 года подписать так называемое Рамочное соглашение. Согласно этому документу, Северная Корея, в частности, брала на себя обязательство прекратить строить, а также использовать инфраструктуру по обогащению урана и извлекать плутоний из реакторов, вывести обогащённое ядерное топливо за пределы КНДР и демонтировать все объекты, так или иначе связанные с ядерным оружием.

США должны были, в соответствии с соглашением, поставлять в Северную Корею мазут и построить взамен реактора в Йонбёне, который был остановлен, два реактора гораздо большей мощности на лёгкой воде. Их нельзя было использовать для получения ядерного топлива.

Лихие нулевые

В 2001 году к власти в США пришёл Джордж Буш — младший, включивший КНДР в список «стран-изгоев». При нём обещанные реакторы построены не были, зато требований к Северной Корее становилось всё больше. Уже в 2002 году США заявили о невыполнении Пхеньяном Рамочного соглашения и обвинили КНДР в продолжении обогащения урана. В конце года Северная Корея выдворила со своей территории сотрудников МАГАТЭ и заявила о продолжении работ по ядерной программе.

Итогом нового витка противостояния США и КНДР в январе 2003 года стал выход Пхеньяна из Договора о нераспространении ядерного оружия.

Начавшиеся летом 2003 года шестисторонние переговоры КНДР, КНР, США, России, Южной Кореи и Японии также ни к чему не привели. В 2004 году Северная Корея участвовать в них отказалась, потребовав разъяснений относительно ядерной программы Южной Кореи, которая, как выяснилось, велась уже четыре года.

10 февраля 2005 года КНДР объявила о создании ядерного оружия, но первое испытание провела только в октябре 2006 года. Известно о нескольких испытаниях нового оружия Северной Кореей с 2006 по 2017 год.

  • Ким Чен Ын наблюдает за запуском ракеты
  • Reuters

В 2017 году Пхеньян объявил об испытании термоядерного заряда, так называемой водородной бомбы.

Эксперты отмечают, что развитие северокорейской ядерной программы было вынужденной мерой.

«Уже после Ирака, а потом после Ливии и Сирии стало понятно, что других способов отстоять суверенитет нет. Если бы у Северной Кореи не было ядерной программы, вполне вероятно, что её бы уже бомбили», — подчеркнул в беседе с RT сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов.

По словам эксперта, Северная Корея существует в недружественном окружении, например, с точки зрения Южной Кореи КНДР как государства нет. Формально южнокорейская Конституция распространяется также на северные территории.

С доставкой на Белый дом

Средство доставки ядерного заряда КНДР начала разрабатывать в 1988 году. На создание баллистической ракеты средней дальности «Тэпходон-1» ушло десять лет — первый запуск был произведён в 1998 году.

С 1999 по 2005 год КНДР соблюдала односторонний мораторий на испытания ракет, введённый по итогам переговоров с администрацией Клинтона в обмен на продовольственную помощь.

«Диалог с США прекратился в 2001 году с приходом к власти администрации Буша, а это означает, что мы вправе возобновить испытания ракет», — гласил текст заявления МИД КНДР, который был опубликован 3 марта 2005 года.

В последующие годы Пхеньян продолжил запуски ракет, а в конце 2012-го Северная Корея стала космической державой, успешно выведя на орбиту спутник «Кванмёнсон-3».

В 2017 году , которая упала в Японском море, стал поводом для созыва Совбеза ООН. Вскоре был произведён ещё один , которая упала в Тихий океан, пролетев над японским островом Хоккайдо.

У США особую обеспокоенность вызывает последняя версия «Хвасона» — «Хвасон-15», которая, по мнению специалистов, может поразить любую цель на территории Соединённых Штатов.

Сегодня Северная Корея является ещё и экспортёром ракет. Среди её наиболее крупных покупателей — ОАЭ, Египет, Сирия, Ливия, Пакистан и Йемен. Кроме того, иранские носители, предположительно, были изготовлены на основе северокорейской «Тэпходон-2».

Санкционное давление

Свою ядерную программу КНДР разрабатывала в условиях жёстких , Японией и Южной Кореей, так и Европейским союзом, и даже Австралией. В ООН был создан в отношении КНДР. За каждыми ядерными испытаниями следовали пакеты санкций, которые коснулись практически всех сфер жизни — от культурных обменов и денежных переводов до запрета на поставку различного сырья и товаров.

По мнению Ланцовой, Северная Корея в условиях жёстких санкций добилась очень хорошего результата: в работе над ракетно-ядерной программой были достигнуты значительные успехи — это касается как средств доставки, так и самого ядерного оружия.

Со стороны США давление на Северную Корею усилилось с приходом к власти Дональда Трампа, который уже успел пригрозить КНДР полным уничтожением.

«У США много сил и терпения, но если нам придётся защищаться, то у нас не будет другого выбора, кроме как полностью уничтожить КНДР. Человек-ракета ( — RT ) приступил к самоубийственной миссии», — сказал глава Белого дома, выступая в ООН.

Однако реальная опасность, исходящая от КНДР, вызывает большие сомнения у специалистов. По мнению Тавровского, вероятность того, что Северная Корея первой нанесёт ядерный удар, минимальна.

«Северные корейцы достигли всех своих целей. Они достигли того, ради чего много лет недоедали, перерабатывали. Они практически создали ракетно-ядерный щит, это признано уже всеми противниками КНДР», — уверен эксперт.

Между тем Асмолов допускает возможность того, что Северная Корея может начать действовать первой, если её спровоцируют.

«Если северокорейское руководство будет уверено в том, что никаких мирных альтернатив нет и что их уже собираются убивать, они, естественно, будут действовать по принципу «бей первым», — подчеркнул эксперт.

Решительный настрой и независимость своей политики северокорейское руководство продемонстрировало накануне старта зимней Олимпиады в Пхёнчхане. 8 февраля 2018 года в столице КНДР Пхеньяне состоялся военный парад в честь 70-летия народно-демократической республики. Традиционно торжества проходят в апреле. Однако власти страны решили провести мероприятие в феврале, приурочив его к годовщине основания регулярной армии Северной Кореи. На параде межконтинентальная баллистическая ракета нового типа «Хвасон-15».

«Пока сохраняется враждебная политика Соединённых Штатов, миссия народной армии, выполняющей роль мощного меча для защиты страны, будет продолжаться», — заявил северокорейский лидер Ким Чен Ын, выступая на параде перед военными.

Сейсмологи ряда стран 3 сентября зафиксировали на территории Северной Кореи необычные подземные толчки. Как сообщает «Рёнхап», по данным Корейского метеорологического агентства, располагающегося в Южной Корее, мощность землетрясения составила 5,6 балла. Геофизики обратили внимание на тот факт, что сейсмическая активность была зафиксирована неподалёку от города Кильчжу в провинции Хамгён-Пукто, где располагается северокорейский ядерный полигон. Данные южнокорейских учёных подтвердили их коллеги из США, Японии и Китая. По информации китайской стороны, мощность толчка составила 6,3 балла.

Землетрясение произошло около 6:30 мск. Китайские и южнокорейские учёные также зафиксировали второй подземный толчок меньшей мощности — около 4,6 балла. По мнению специалистов Китайского сейсмологического центра (CENC), второе землетрясение произошло в 6:38 мск — предположительно, это был обвал и проседание горной породы, обрушившейся в результате первого толчка.

Как сообщает Приморское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, слабые отголоски землетрясения в Северной Корее ощущались и во Владивостоке. Однако радиационный фон в российском Приморье — в пределах нормы.

«После предполагаемого ядерного испытания в КНДР превышений радиационного фона на территории Приморского края не зафиксировано», — говорится в заявлении ведомства.

По данным Геологической службы Соединённых Штатов, подземные толчки на территории КНДР — не что иное, как «возможный взрыв».

«Если случившееся не является взрывом, Национальный центр по землетрясениям Геологической службы Соединённых Штатов не может определить его (землетрясения. — RT ) тип», — заявили сейсмологи.

О «взрыве» большой мощности как о вероятной причине двух подземных толчков сообщили и китайские специалисты.

Японские военные отметили, что мощность северокорейской бомбы — 70 килотонн. Южнокорейская сторона оценила мощность заряда в 100 килотонн, а норвежские сейсмологи говорят о показателе в 120 килотонн — это в шесть раз мощнее бомбы, сброшенной США на Нагасаки в 1945 году (21 килотонна).

В Сеуле экстренно созвали совет по вопросам внутренней и внешней безопасности в связи с испытанием ядерного оружия со стороны Пхеньяна.

Как сообщило южнокорейское агентство «Рёнхап», Северная Корея подтвердила проведение первого испытания водородной бомбы и назвала его «абсолютно успешным». The Daily Telegraph передаёт, что об успешном испытании термоядерного заряда сообщило и телевидение КНДР.

«Мощность (взрыва. — RT ) в 10 или 20 раз больше, чем на предыдущих испытаниях», — заявил Reuters профессор Сеульского национального университета Кун Ше. «Такой масштаб говорит об испытании водородной бомбы», — подтверждает эксперт информацию СМИ.

Чучхейские мотивы

«Испытание водородной бомбы было проведено для того, чтобы проверить и подтвердить точность и работоспособность технологии контроля мощности и внутреннюю конструкцию водородной бомбы, предназначенной для размещения на межконтинентальных баллистических ракетах, производство которой недавно началось», — цитирует «Рёнхап» Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК), официальное новостное агентство КНДР.

Незадолго до фиксации подземных толчков, ЦТАК разместило информацию о том, что страна разработала новую компактную водородную боеголовку, которую можно разместить на межконтинентальных баллистических ракетах. Два испытания ракет дальностью до 10 000 км, способных поразить не только американские базы на острове Гуам в Тихом океане, но и западное побережье Соединённых Штатов, Северная Корея провела в июле.

  • Запуск северокорейской баллистической ракеты
  • KCNA/Reuters

Новую термоядерную боеголовку осмотрел лично руководитель страны Ким Чен Ын, посетив Институт ядерных разработок. «Верховный руководитель наблюдал как водородную бомбу установили на МБР», — подчёркивается в заявлении ЦТАК.

«Все компоненты водородной бомбы были сделаны отечественными производителями, на основании идей чучхе. Таким образом, страна может производить мощное ядерное оружие в таком количестве, в каком ей заблагорассудится», — цитирует ЦТАК северокорейского лидера.

Сразу после сообщений о разработке в КНДР новой ядерной бомбы, лидеры Японии и США провели телефонные переговоры по северокорейскому вопросу. Дональд Трамп и Синдзо Абэ «обсудили растущую угрозу со стороны КНДР» и пути давления на Пхеньян, сообщила пресс-служба Белого дома.

В свою очередь, министр иностранных дел Японии Таро Коно назвал действия КНДР абсолютно непростительными и призвал Россию оказать большее давление на Северную Корею, в частности рассмотреть вопрос введения нефтяного эмбарго в отношении Пхеньяна.

Однако этот жест, с учётом истории региона, может быть воспринят в Пхеньяне как провокация, на фоне непрекращающихся учений США и Южной Кореи.

«Топливное эмбарго — это непосредственно подготовка к войне, — заявил RT ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов. — Поскольку если вы изучали историю, то знаете какую роль американское топливное эмбарго сыграло во вступлении Японии в войну с США в 1941 году».

«Здесь и технические, и политические причины переплетаются между собой, — объяснила проведение ядерного испытания КНДР именно сейчас политолог Ирина Ланцова. — Главная причина — давление и угрозы со стороны США, заставляющие Пхеньян крепить оборону».

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Александр Шерин в интервью RT заявил, что США спровоцировали КНДР.

«Тут надо сказать большое спасибо США, потому что они дожали страну. Это они создали такие условия, когда государство начинает сжиматься в комок и тратить деньги на оборону. Пусть уйдут американские солдаты и базы в границы США, и в мире не будет такой гонки вооружений», — подчеркнул депутат.

«Сейчас Северная Корея оказалась в такой ситуации, что ей гарантированно необходимо себя защитить, а чтобы гарантированно получить эту защиту, необходимо провести испытания, — отмечает Ланцова. — Политика здесь опосредованно играет роль. В данном случае это даже не демонстрация, а реакция на то, что происходит».

«Цели Кима ясны: попытаться сейчас в очень короткие сроки довести свою ракетно-ядерную программу до такого уровня, чтобы всем было понятно, что никакой третьей опции нет — или начинается война, или с Северной Кореей надо вести переговоры», — отметил Константин Асмолов.

«Надо понимать, что Ким не собирается коммунизировать юг или в приступе психопатии изображать главного гада индийского кино, его цели более прагматичны», — утверждает эксперт.

  • KCNA/Reuters

По словам Асмолова, Пхеньян считает, что, получив ядерные заряды, способные достичь США, он выйдет на уровень ядерного сдерживания, аналогичный американо-китайскому. И тогда, несмотря на противоречия, вариант войны между двумя странами будет исключён.

Понимаем, но не принимаем

«Не может не вызывать сожаления тот факт, что руководство КНДР своими действиями, направленными на подрыв глобального режима нераспространения, создаёт серьёзную угрозу миру и безопасности на Корейском полуострове и в регионе в целом. Продолжение такой линии чревато серьёзными последствиями для самой КНДР», — прокомментировал МИД России проведение ядерного испытания в КНДР.

В Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ) действия Пхеньяна назвали «чрезвычайно печальным актом» и «полным пренебрежением к неоднократным требованиям международного сообщества».

Как сообщил МИД Японии, Токио по дипломатическим каналам уже направил в Пхеньян протест в связи с испытанием термоядерного заряда. Синдзо Абэ приказал держать связь с представителями США, России и Китая, чтобы оперативно реагировать на развивающийся кризис.

  • Премьер-министр Японии Синдзо Абэ
  • Reuters

«Действия КНДР понятны, но неприемлемы, потому что такая политика, во-первых, очень сильно обостряет напряжённость, а во-вторых, расшатывает тот миропорядок, который строится на авторитете ООН, чьи резолюции игнорируются, и на том, что ядерное оружие должно быть у кого положено, — отмечает Константин Асмолов. — Именно поэтому Москва и Пекин могут подвергать сомнению суть санкций, но полагают, что каждое такое действие должно быть формально осуждено».

По словам эксперта, КНДР неудачно выбрала дату проведения испытания. «На носу съезд Коммунистической партии Китая, сегодня саммит БРИКС — я думаю, что это вызовет определённое эмоциональное раздражение Москвы и Пекина и, естественно, следует ожидать нового витка ужесточения санкций, хотя ужесточать дальше уже некуда», — считает Асмолов.

Зампред комитета Совета Федерации по безопасности и обороне Франц Клинцевич в беседе с RT назвал ядерное испытание КНДР провокацией.

«Если раньше это была пикировка, которая вряд ли, на мой взгляд, могла привести к каким-то серьёзным конфликтам, то прошедшие сегодня испытания — это уже провокация со стороны Северной Кореи. Это уже действительно серьёзно. Я думаю, что допускать этого больше нельзя. Альтернативы переговорному процессу и мирному разговору нет. Сегодня надо садиться за стол переговоров и решать эту проблему, потому что отстаивание Северной Кореей своего суверенитета подобным образом может привести к возникновению очень серьёзного конфликта», — подчеркнул Клинцевич.

Трамп ответит

«Что сейчас собирается сделать Трамп? — Усилить давление на Россию и Китай, чтобы добиться каких-то серьёзных совместных действий. Ставка делается на то, что раздражение Москвы и Пекина подобным шагом Северной Кореи сделает их более сговорчивыми с точки зрения американских предложений», — полагает Константин Асмолов.

В свою очередь, Южная Корея уже заявила, что будет добиваться ужесточения санкций против КНДР — об этом сообщает «Рёнхап» со ссылкой на начальника Управления национальной безопасности администрации президента Южной Кореи Чон Ый Ёна.

Агентство отмечает, что корейский чиновник уже провёл соответствующие консультации со своим американским коллегой — советником президента Трампа по национальной безопасности генералом Гербертом Макмастером. «Рёнхап» также информирует, что Южная Корея будет добиваться размещения у себя «мощнейшего тактического оружия» США.

«Нас ждёт очень серьёзная эскалация, одна из наиболее сложных за последние полгода», — прогнозирует Ирина Ланцова последствия новых ядерных испытаний КНДР.

  • Президент США Дональд Трамп
  • Reuters

По мнению эксперта, главная проблема сейчас в том, что после целого ряда громких заявлений со стороны США, руководители этой страны серьёзно ограничили себе пространство для манёвра и вынуждены будут, вероятнее всего, идти на обострение. «Проблема в том, что Трамп так много угрожал, так много обещал, что ему сейчас придётся что-то делать», — утверждает политолог.

«Это не первое ядерное испытание — это шестое ядерное испытание, и всегда удавалось дипломатическим путём что-то сделать, — отмечает эксперт. — Но за последние полгода прозвучало столько грозных обещаний что-то сделать, что придётся сейчас отвечать за свои слова», — считает Ланцова.

«Стоит ожидать большей эмоциональной вовлечённости», — отмечает Асмолов. По словам эксперта, несмотря на ожидаемое ужесточении риторики со стороны США, вероятность новой войны в Корее сейчас — «лишь» 35%. «Раньше я говорил, что вероятность конфликта на полуострове составляет примерно 30%, сейчас она увеличилась процентов на пять», — полагает эксперт.

Средства массовой информации США и ряда других стран Западной Европы, явно с подачи спецслужб США, начали привлекать внимание мирового сообщества к состоянию и потенциальным последствиям развития ядерной программы Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР, или Северная Корея).

За время научно-технического сотрудничества СССР с КНДР в области ядерного производства советской стороной было подготовлено значительное количество северокорейских специалистов. Правда, следует отметить, что готовились они исключительно для работы в области атомной промышленности. Кроме того, в 1965 году Советский Союз поставил в Северную Корею небольшой исследовательский урановый реактор ИРТ-2000 бассейного типа мощностью 2 МВт. После запуска в эксплуатацию в 1966 году по настоянию СССР он был поставлен под гарантии Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

Опять же по настоянию СССР КНДР пришлось присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), подписанному 12 декабря 1985 года. В ответ на эту "уступку" Советский Союз поставил в Северную Корею исследовательский газографитный урановый реактор мощность 5 МВт (смонтирован в Ненбене и запущен в эксплуатацию в 1986 году после становления под гарантии МАГАТЭ), а также подписал соглашение о строительстве в Северной Корее АЭС с четырьмя легководными реакторами типа ВВЭР-440. Кстати, в 1992 году это соглашение было уточнено - вместо четырех реакторов ВВЭР-440 решено было поставить три, но более мощных реактора ВВЭР-640, которые считались наиболее безопасными.

Кроме того, в 1991 году был подписан контракт о поставке Советским Союзом в КНДР топливных сборок (ТВЭЛов) на общую сумму 185 тыс. долл. Такое содействие Советского Союза способствовало значительному продвижению вперед северокорейской ядерной программы.

Однако неожиданно внешнеполитический курс Михаила Горбачева претерпел кардинальные изменения. И последовавшее вслед за этим некоторое сближение СССР с США с 1987 года, а в особенности установление Советским Союзом дипломатических отношений с Южной Кореей в 1990 году нанесли серьезный удар по ядерным планам Пхеньяна. К тому же СССР начал переводить отношения с КНДР в экономическое русло. В результате расчет Пхеньяна на бесплатное получение от СССР ядерных реакторов провалился. Одновременно дал трещину стратегический альянс Пхеньяна с Пекином.

В конце 1980-х годов режим Ким Ир Сена, лишенный традиционных союзников и, казалось бы, возможностей для дальнейшего маневра, оказался загнанным в угол. Но, согласно древней китайской поговорке, "испуганный кот" может "превратиться в тигра".

Есть ли у Северной Кореи ядерное оружие?

Еще в начале 1970-х годов Ким Ир Сеном было принято политическое решение о начале работ по созданию ядерного оружия - во многом исходя из информации о наличии у Южной Кореи военной ядерной программы, добытой северокорейской разведкой. А также на основании уверенности Пхеньяна в том, что экономическая война Сеулу проиграна, а дипломатическая война также чревата поражением.

Действительно, как теперь стало известно, в 1970-е годы Южная Корея проводила самостоятельные и довольно успешные разработки по созданию ядерного оружия, кстати, являясь членом ДНЯО (этот договор она подписала 1 июня 1968 г., а ратифицировала - 23 апреля 1975 г.). Ядерное оружие у Южной Кореи должно было появиться в 1981 году. Проект был близок к осуществлению, но помешали убийство президента Южной Кореи Пак Джон Хи (октябрь 1979 г.) и сильное давление со стороны США.

Первые, подтверждения ядерных амбиций Пхеньяна ЦРУ получило в 1982 году. Именно тогда США поставили перед СССР вопрос о необходимости выработки совместных подходов к ядерным планам КНДР. Но советское руководство не разделило американской озабоченности и активизировало совместную деятельность с КНДР в области атомной энергетики. Роковой ошибкой Горбачева стало согласие на поставку КНДР графитного реактора мощностью 5 МВт, способного нарабатывать оружейный плутоний

В 1989 году американцы выразили подозрение, что северокорейцы произвели перезагрузку работающего в Ненбене ядерного реактора, затем переработали ядерное топливо и, скорее всего, получили до 12 кг оружейного плутония - количества, достаточного для изготовления двух ядерных взрывных устройств. 12 марта 1993 года северокорейской стороной было направлено письмо странам - депозитариям ДНЯО о решении выйти из этого договора - так начался первый кризис вокруг северокорейской ядерной программы.

После раунда переговоров с США КНДР приостановила в июне 1993 года свой выход из ДНЯО (за один день до истечения 90-дневного срока, установленного пунктом I статьи X этого договора). Но при этом КНДР заявила, что не считает себя полноправным членом МАГАТЭ и не признает его права осуществлять инспекции своих ядерных объектов. 21 октября 1994 года удалось заключить в Женеве рамочное соглашение между США и КНДР, в соответствии с которым Пхеньян вначале "замораживал", а затем демонтировал свои графитные урановые реакторы. США, в свою очередь, обязывались обеспечить КЕДР современными энергетическими легководными реакторами общей мощностью 2000 МВт, а до ввода их в эксплуатацию (в 2003 г.) - поставлять нефть для отопления и производства электроэнергии в объеме 500 тыс. тонн ежегодно.

По оценкам экспертов, суммарное количество оружейного плутония у КНДР на конец 2002 года могло составлять 15-20 кг, что достаточно для изготовления 3-4 ядерных боезарядов. Некоторые эксперты не исключают вероятность того, что в КНДР разрабатываются и высокотехнологичные методы обогащения урана. В частности, эксперты США проявляют повышенное внимание к деятельности Лазерного института АН КНДР в Пхеньяне, полагая, что здесь разрабатывается соответствующая технология обогащения урана.

Однако на основании имеющейся информации не представляется возможным сделать однозначный вывод не только о возможных масштабах северокорейской программы по обогащению урана, но и о местонахождении предприятий, занимающихся обогащением урана. Если допустить, что эти предприятия предназначены для обеспечения потребностей в топливе строящихся двух легководных реакторов АЭС в Синпхо, то их мощности хватит для наработки оружейного урана в количестве, достаточном для производства шести ядерных боезарядов ежегодно.

Ракетная программа КНДР на пороге кризиса

Военная ядерная программа КНДР оказалась не единственной головной болью мирового сообщества. Развитие ракетной программы КНДР в увязке с ядерной создало угрозу для национальной безопасности стран Азиатско-Тихоокеанского региона и для ряда других государств. Северная Корея одной из первых среди стран этого региона развернула работы по овладению ракетными технологиями. В 1960-х годах КНДР закупила в СССР неуправляемые тактические твердотопливные ракеты с головными частями в обычном оснащении "Луна" и "Луна-M" (северокорейское обозначение "Фрог-5" и "Фрог-7"). Их дальность не превышала 50-70 км, а вес головной части составлял 400-420 кг.

Не обладая необходимым научно-техническим потенциалом, КНДР старалась использовать возможности для довольно тесного сотрудничества с Китаем. Во второй половине 1990-х годов северокорейские специалисты принимали активное участие в китайской программе создания баллистической ракеты с дальностью действия до 600 км и полезной нагрузкой около 600 кг.

В 1980 году у Египта были приобретены три оперативно-тактических ракетных комплекса с ракетой 8K14 (Scud-B). При этом решалась двоякая задача. В 1984 году были проведены первые летные испытания ракеты Scud-B северокорейского производства, а через год они стали поступать на вооружение армии. Эта одноступенчатая жидкостная ракета с неотделяемой головной частью имеет стартовую массу - 5,9 т, длину - 11,25 м, максимальный диаметр - 0,88 м и обеспечивает доставку полезной нагрузки массой в 1000 кг на дальность до 300 км с точностью порядка 450 м.

Новый стимул для расширения производства ракет был дан вскоре после окончания ирано-иракской войны, когда Иран предложил Северной Корее финансировать разработку модернизированной ракеты Scud-B с условием поставки ему 100 ракет этого типа. Финансовые вливания помогли достаточно быстро решить задачу модификации ракеты Scud-В. Ее дальность была увеличена до 340 км, а полезная нагрузка возросла на 15%. Однако не удалось преодолеть традиционный недостаток северокорейских ракет - невысокую точность.

Очередная попытка модернизировать ракету Scud-В была предпринята после передачи Ираном Северной Корее обломков иракских БР "Аль-Хусейн". Используя иракскую технологию, ОПК КНДР при помощи Китая создал в 1989 году усовершенствованную модель оперативно-тактической ракеты, получившую название Scud-С. Ее испытания были проведены в 1990 году, и после этого она была принята на вооружение. Эта одноступенчатая жидкостная ракета имеет стартовую массу - 6,4 т, длину - 12 м, максимальный диаметр - 0,88 м, полезную нагрузку массой - 750 кг и дальность 600-650 км. Точность попадания при этом составляет 700-1000 м. К разработке ракеты собственного производства Северная Корея приступила в 1988-1989 годах. Целью новой программы стало создание БР средней дальности (БРСД) с отделяемой головной частью. В реализации этого ракетного проекта, получившего название "Нодон-I", участвовали Иран и Ливия. Эти страны через посредников закупали в странах Запада различные необходимые материалы и технические средства.

Первый успешный испытательный пуск "БРСД Нодон-I" был проведен в мае 1993 г. полигоне Тайпотэнг на восточном побережье КНДР. На вооружение эта ракета принята в 1997 году. "БРСД Нодон-I" - одноступенчатая жидкостная ракета с отделяемой головной частью и инерциальной системой управления. Ее стартовая масса ~ 16 т, длина - 16 м, максимальный диаметр - 1,34 м. Максимальная дальность действия - 1300-1500 км с полезной нагрузкой 700-1000 кг. Точность стрельбы - 2000-3000 м. При создании "БРСД Нодон-I" использовалась технология ракет Scud. Ее двигательная установка представляет связку из 4 жидкостных ракетных двигателей ракеты Scud-В. Энергетические возможности "БРСД Нодон-I" позволяют поражать цели на территории Японии, Восточного Китая (включая Пекин) и российского Дальнего Востока (включая Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Чита).

В северокорейской армии сформированы три отдельные ракетные бригады, вооруженные ракетными комплексами с ракетами Scud-В, Scud-С и "Нодон-I". Всего 54 пусковые установки. Оценивая возможности ракетной промышленности КНДР, можно утверждать, что недостатка в ракетах северокорейская армия не испытывает. Что касается ракетных комплексов с тактическими ракетами, то их количество может составлять 60-90 единиц.

В настоящее время Северная Корея ведет разработку новых БР ракет повышенной дальности (свыше 2000 км). В конструкции двухступенчатой "БРСД Нодон-2" в качестве первой ступени используется маршевая ступень ракеты "Нодон-I", а в качестве второй ступени - маршевая ступень ракеты Scud-C. Предполагается, что эта ракета будет иметь стартовую массу 21-22 т, длину - 27 м, максимальный диаметр - 1,34 м. Дальность ее действия должна составлять 2200-2300 км с полезной нагрузкой - 1000 кг или 3000 км с полезной нагрузкой - 500 кг. Точность стрельбы - 3700 м. Эта "БРСД" будет способна поражать цели на территории Японии (включая острова Окинава), Китая, Монголии, России (включая территорию до Красноярска).

Трехступенчатый вариант этой ракеты, получивший название "Тэпходон-I", предусматривает использование твердотопливного ракетного двигателя в качестве третьей ступени. Эта ракета может иметь стартовую массу - 24 т, длину - 30 м, максимальный диаметр - 1,34 м. Дальность ее действия составит 3200 км с полезной нагрузкой в 1000 кг или 5700 км с полезной нагрузкой в 500 кг. Точность стрельбы - 3700-3800 м. Ракета "Тэпходон-I" способна поражать цели на территории Японии, Китая, Монголии, Индии, Пакистана, России (вплоть до Урала), а также на островах Гуам и Гавайи, и достигать Аляски.

Принятие на вооружение "БРСД Нодон-2" и ее трехступенчатой модификации "Тэпходон-I" ожидалось в 2003-2004 годах. Однако на сегодня проведено только одно испытание. МБР "Тэпходон-2" будет способна поражать цели на территории Японии, Китая, Монголии, Индии, Пакистана, Ирана, Ирака, России (вплоть до Москвы), а также на островах Гуам и Гавайи и достигать не только Аляски, но и Калифорнии.

На современном этапе взятая Пхеньяном пауза в разработке баллистических ракет дальнего радиуса действия свидетельствует об определенном кризисе северокорейской ракетной программы. Промышленность натолкнулась на ряд объективных трудностей, связанных прежде всего с недостатком квалифицированных кадров ученых и инженеров. Поэтому объявленный Северной Кореей мораторий на испытания ракет следует расценивать как вынужденную меру, а не добрую волю Пхеньяна.

Интересы безопасности

Второй кризис вокруг ядерной программы КНДР разразился в октябре 2002 года. Во время визита в Пхеньян помощник госсекретаря США Джеймс Келли на состоявшейся 4 октября 2002 года встрече с главой парламента КНДР Ким Йон Намом предъявил северокорейцам имевшуюся у него разведывательную информацию, которая свидетельствовала о том, что Северная Корея осуществляет секретную программу получения высокообогащенного урана для создания ядерного оружия. По словам Джеймса Келли, северокорейская сторона даже не попыталась опровергнуть его информацию, а, наоборот, спокойно признала, что занимается обогащением урана.

Далее события развивались по нарастающей. КНДР в конце октября 2002 года официально объявила о своем праве иметь "атомное и более мощное оружие" для самообороны. В ответ США и их партнеры в ноябре 2002 года прекратили поставки в Северную Корею топочного мазута. Пхеньян 12 декабря 2002 года опубликовал заявление о возобновлении своей ядерной программы, а в конце этого же месяца удалил инспекторов МАГАТЭ со всех "замороженных" ядерных объектов и к расконсервации газографитного уранового реактора в Ненбене. Эти действия не возымели эффекта, и 10 января 2003 года руководство КНДР сделало официальное заявление о выходе Северной Кореи из ДНЯО и прекращении сотрудничества с МАГАТЭ.

18 апреля 2003 года Пхеньян сделал заявление о том, что переработка 8000 стержней, содержащих облученное ядерное топливо из реактора в Ненбене, находится в завершающей стадии. Это означало официальное признание факта наличия у КНДР значимого количества оружейного плутония, не поставленного под гарантии МАГАТЭ. Консультации, прошедшие 23-25 апреля 2003 года в Пекине (Китай) в трехстороннем формате Китай-КНДР-США, не привели к каким-либо договоренностям. По утверждениям американской делегации, северокорейцы на этой встрече признали намерение создать ядерное оружие. 12 мая 2003 года Пхеньян заявил о выходе в одностороннем порядке из соглашения о провозглашении Корейского полуострова безъядерной зоной, заключенного в январе 1992 года с Южной Кореей.

Летом 2003 года, прежде всего благодаря активной работе Китая и России с КНДР и США, удалось добиться согласия Пхеньяна на начало переговоров в шестистороннем формате (Китай, КНДР, Южная Корея, Россия, США, Япония). Переговоры, начавшиеся в августе 2003 года, проводились в Пекине. Первые два раунда переговоров завершились без сколько-нибудь значимых результатов.

США потребовали, чтобы КНДР согласилась на "полную, проверяемую и необратимую ликвидацию всех ядерных программ". Северная Корея отвергла такой подход и согласилась лишь "заморозить" свои военные ядерные программы. Пхеньян требовал также немедленного "вознаграждения" за замораживание военных ядерных проектов в виде масштабной экономической помощи, прежде всего поставок энергоносителей (до 2,7 млн. тонн топочного мазута ежегодно), а также предоставления со стороны США гарантий безопасности. Последние предполагают установление дипломатических отношений США с Северной Кореей, заключение между ними двухстороннего пакта о ненападении и исключение КНДР из составленного США списка государств, поддерживающих терроризм.

Немного к лучшему ситуация изменилась после третьего раунда переговоров, состоявшегося в июне 2004 года. Большие надежды на дальнейший прогресс возлагались на четвертый раунд переговоров (конец 2004 г.). Однако намеченный план был сорван.

Три сценария

На данный момент возможны три сценария развития корейского кризиса. Сценарий первый - "Замирение". Реализация данного сценария является реальной целью руководства КНДР в нынешнем кризисе. Северокорейцы "открыли карты" и обозначили как свой товар, так и ожидаемую за него цену. На продажу сейчас выставлена ни много, ни мало национальная безопасность КНДР, и заплатить за нее предлагается чем-то не менее адекватным - гарантиями ненападения, невмешательства во внутренние дела и признанием КНДР со стороны США. При этом условием непременно остается безусловная ликвидация всех компонентов военной ядерной программы КНДР. Вопрос о мирной ядерной программе под контролем МАГАТЭ пока остается открытым.

Чтобы у США не было иллюзий, что Пхеньян "капитулирует без боя", северокорейцы выложили главный козырь - они продекларировали обладание Пхеньяном ядерным оружием.

Главным итогом трех раундов ведущихся в Пекине шестисторонних переговоров следует считать то, что они показали возможность разрешения кризиса путем переговоров, и то, что в настоящее время это стало более вероятным, нежели ранее. Но для реализации сценария "Замирение" требуется политическое решение администрации США о том, что КНДР в случае полного и проверяемого отказа от ядерного оружия (или всех видов оружия массового уничтожения) не будет рассматриваться как государство, существование которого противоречит американским интересам.

Если у команды Дж. Буша-младшего найдется политическая воля для принятия такого решения, то тогда у сценария "Замирение" есть надежда оказаться реализованным. Правда, для этого надо будет "пятерке" (США, Китай, Россия, Южная Корея, Япония) предложить КНДР такую цену, от которой она не смогла бы отказаться. При этом вовсе не обязательно, чтобы основные расходы понесли США. Скорее наоборот.

Сценарий второй - усиление напряженности при сохраняющемся ограниченном политическом диалоге. Этот сценарий означает, что США отказываются от проведения вооруженной акции против КНДР, однако жестко настаивают на поставленных условиях разрешения кризиса и не идут на уступки северокорейскому руководству. При этом возможно усиление американского военного присутствия на территории Южной Кореи, а при определенных условиях развития ситуации - и возврат тактического ядерного оружия США в Южную Корею.

КНДР, со своей стороны, будет проводить акции, демонстрирующие серьезность ее намерений противостоять американскому диктату. Например, возобновит испытания баллистических ракет. Нельзя исключать и проведение ядерного испытания с подрывом ядерного взрывного устройства.

То есть ситуация "примораживается" до того момента, когда изменится внешнеполитическая конъюнктура, а также положение в самих США. Вполне вероятно, что "размораживание" ситуации произойдет только после ухода со сцены команды Дж. Буша-младшего.

Данный сценарий представляется довольно опасным. С одной стороны, он дает возможность КНДР проводить военные ядерные исследования, полностью выведя свою ядерную программу из-под международного мониторинга. С другой стороны, США в рамках достижения поставленных целей будут усиливать нажим на КНДР, добиваясь полной политической и экономической изоляции республики. В совокупности такие действия со стороны КНДР и США могут стать переходной фазой к началу реальных боевых действий.

Сценарий третий - силовая акция США. Данный вариант является маловероятным в обозримой перспективе. Хотя вероятно, что политическая легитимизация такой операции может встретить меньше сложностей, чем в случае с Ираком.

Главная же проблема осуществления этого сценария заключается в том, что в отличие от С. Хусейна северокорейское руководство и с военной точки зрения, и с точки зрения наличия политической воли вполне готово к превентивному вторжению на территорию Южной Кореи с целью недопущения формирования на ее территории "армии вторжения" США и их союзников. Хотя представляется очевидным, что Пхеньян не нацелен однозначно на силовой вариант. При всей очевидной предпочтительности первого сценария, к сожалению, вероятность развития событий по нему на сегодня ниже, чем по второму сценарию. И главная причина этого заключена в упорно демонстрируемой командой Дж. Буша-младшего нетерпимости к режиму Ким Чен Ира.

Как предотвратить последствия мирового масштаба?

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о возможных последствиях обретения КНДР статуса государства, реально обладающего ядерным оружием.

10 февраля 2005 года Министерство иностранных дел КНДР распространило заявление, в котором говорится: "Мы уже предприняли решительные действия по выходу из Договора о нераспространении ядерного оружия и изготовили собственное ядерное оружие самозащиты в ответ на политику администрации президента США Джорджа Буша, которая не скрывает своего желания изолировать и задушить КНДР". Там же констатируется, что "северокорейское ядерное оружие останется сдерживающей силой при любых обстоятельствах".

Следует отметить, что и ранее отдельные представители КНДР заявляли о том, что их страна обладает "силами ядерного сдерживания". Совсем недавно, 24 января 2005 года, заместитель главы МИД КНДР Ким Ге Гван на встрече с американским конгрессменом Куртом Уэлдоном заявил, что Пхеньян обладает ядерным оружием, но применит его "исключительно в целях обороны". Однако на сей раз признание об обладании КНДР ядерным оружием прозвучало как официальная позиция.

Можно ли верить этому заявлению МИД КНДР? Доказательств обладания ядерным оружием северокорейцы не представили. Посетивший в начале 2004 года атомные объекты КНДР бывший руководитель лос-аламосской лаборатории США Зигфрид Хэкер сомневается в способности Пхеньяна создать в ближайшее время ядерное оружие. По его мнению, северокорейцам так и не удалось решить ряд технических проблем, связанных прежде всего с созданием эффективных детонаторов для приведения в действие основного боезаряда.

Но, с другой стороны, нельзя не учитывать уже упоминавшееся признание отца пакистанской ядерной бомбы А.К. Хана в том, что северокорейская урановая программа гораздо более продвинутая, чем предполагает мировое сообщество. К тому же эта программа в отличие от плутониевой никоим образом не контролировалась МАГАТЭ. Поэтому можно предположить, что под прикрытием плутониевого оружейного проекта, который пусть и дозировано, но все же отслеживался инспекторами МАГАТЭ вплоть до декабря 2002 года, Пхеньян способен был реализовать урановый оружейный проект.

С учетом изложенного было бы опрометчиво согласиться с оценками целого ряда российских и зарубежных экспертов о том, что заявление МИД КНДР от 10 февраля 2005 года - это очередное проявление политики шантажа с элементами блефа. Более взвешенной представляется следующая оценка: маловероятно, что северокорейцы ядерное оружие сделали, однако такой сценарий исключать нельзя.

Вместе с тем совершенно очевидно, что работы по созданию ядерного оружия в КНДР ведутся, и оно, если мировое сообщество не предпримет скоординированных мер, учитывающих и интересы безопасности КНДР, рано или поздно у этой страны все же может появиться (если уже не появилось). А это событие в случае веских доказательств его свершения будет иметь далеко идущие последствия для безопасности не только в Северо-Восточной Азии, но и в глобальном масштабе.

Во-первых, увеличивается вероятность попыток силового решения корейского "ядерного кризиса", в том числе по причине возрастающей угрозы неконтролируемого распространения ядерного оружия, - торгует же Пхеньян баллистическими ракетами, почему бы ему не торговать и ядерными боеприпасами и технологиями их изготовления? Во-вторых, кризисная стабильность на Корейском полуострове существенно снизится. Соединенные Штаты не могут игнорировать возможность применения Северной Кореей ядерного оружия, пусть и по территориям Южной Кореи и Японии, и поэтому в случае обострения кризиса могут нанести превентивный удар по северокорейским ядерным объектам. В Пхеньяне, в свою очередь, в этой ситуации могут действовать по принципу "to use or to lose".

В-третьих, в Северо-Восточном регионе начнется процесс "ядерного домино". В течение короткого времени, буквально за 4-6 месяцев, Япония создаст свое ядерное оружие. Эта страна обладает всеми необходимыми для этого технологиями, а имеющиеся у нее запасы плутония в количестве 5,6 тонны пригодны для создания 1000-1200 ядерных боеприпасов. Наряду с этим Япония, Южная Корея и Тайвань наверняка интенсифицируют свои усилия по созданию противоракетной обороны в сотрудничестве с США. Будут наращивать усилия и сами Соединенные Штаты по защите от ракетно-ядерного оружия как своей территории, так и территории своих союзников, в том числе путем развертывания кораблей с противоракетными средствами в акваториях, прилегающих к Северной Корее. В этих условиях как Китай, так и Россия будут вынуждены, в свою очередь, наращивать собственные усилия в ракетно-ядерной области. Назревает новая гонка в области ракетно-ядерного вооружения.

В-четвертых, обретение КНДР ядерного оружия и начавшийся процесс "ядерного домино" в Северо-Восточном регионе приведут к фактическому краху ДНЯО, более того, режима ядерного нераспространения в целом. Те государства - участники ДНЯО, которые по тем или иным причинам хотели бы обрести ядерное оружие, убедятся в том, что демонстративный выход из этого договора остается фактически безнаказанным, а ведущие государства мира не могут или не хотят образумить страну, бросающую вызов мировому сообществу.

Какие же выводы следует сделать из проведенного анализа политики КНДР в ядерной и ракетной областях? Их четыре. Во-первых, несмотря на всю риторику по поводу возможности нанесения Северной Кореей "всесокрушающего" удара по территориям недружественных ей стран, Ким Чен Ир отчетливо понимает, что в результате ответных действий он потеряет все и сразу. Наличие ракетно-ядерного оружия для него - чрезвычайно важный фактор сохранения своего режима при прогнозируемых действиях международной коалиции во главе с США по силовому давлению на тоталитарные государства. Здесь имеется в виду объявленный Вашингтоном крестовый поход против стран, зачисленных Соединенными Штатами в "ось зла".

Во-вторых, достоверно утверждать, что КНДР обладает ядерным оружием, нельзя. Да, у нее, пожалуй, есть все необходимое, чтобы создать ядерное оружие, прежде всего на основе высокообогащенного урана (конструкция этого типа ядерных зарядов значительно проще, чем на основе оружейного плутония). С уверенностью можно утверждать лишь одно - КНДР пока не проводила ядерных взрывов, хотя и не брала на себя обязательств по их непроведению (она не подписала ДВЗЯИ).

В-третьих, Северная Корея готова свернуть свою военную ядерную программу, если США, в свою очередь, откажутся от враждебной политики по отношению к ней. Останется ли у Пхеньяна мирная ядерная программа, которой сейчас, по сути, нет, - это вопрос будущих договоренностей. Здесь широк выбор возможных решений, вплоть до постройки АЭС на территории других государств с долей северокорейской собственности и участием в эксплуатации таких АЭС северокорейских специалистов.

В-четвертых, развитие (или свертывание) ядерной и ракетной программ КНДР будет определяться итогами шестисторонних переговоров, в том числе и тем, будут ли они продолжены после наступившей паузы в середине 2004 года.

В статье поговорим об испытании ядерного оружия в Северной Кореи, а также о других странах, которые могут представлять угрозу. Подробно рассмотрим этот вопрос со всех сторон, а также изучим ядерные испытания в Корее и поговорим о потенциале других стран.

Ракетно-ядерная программа КНДР

Так условно называется комплекс исследовательских работ по созданию ядерных зарядов в Все данные основываются на официальных документах или заявлениях правительства страны, так как разработки скрыты. Власть заверяет, что все испытания носят исключительно мирный характер и направлены на изучение космоса. Зимой 2005 года о ядерном оружии заявила официально и через год уже произвела первый взрыв.

Известно, что после войны США регулярно угрожали Северной Корее тем, что могут применить ядерное оружие. Правитель Ким Ир Сен, находясь под защитой СССР, был спокоен в этом отношении, пока не узнал, что США планировали сбросить на Пхеньян 7 ядерных зарядов во время Корейской войны. Это послужило мощным толчком к тому, что в Кореи начались исследования ядерной энергии. Принято считать 1952 год началом ядерной деятельности КНДР. Действовала страна совместно с СССР, который оказывал немалую помощь. С 1970-х годов началась разработка ядерного оружия в Северной Корее. Были заключены договора с Китаем, который пустил исследователей на свои полигоны.

В 1985 году под сильным давлением со стороны СССР КНДР подписала Договор о нераспространении ядерного оружия.

Первое испытание

Осенью 2006 года власти страны заявили о том, что было успешно проведено первое ядерное испытание. В официальном заявлении говорилось о том, что это было подземное испытание, которое послужит миру и стабильности на Корейском полуострове. Исследование проходило на полигоне Пунгери, который располагается на северо-востоке республики, меньше чем в 200 км от границы с Россией. Подземный толчок вызвал землетрясения в Японии, США, Австралии, Южной Корее и России.

После этого вопрос о том, есть ли ядерное оружие у Северной Корее, больше не стоял. Власти КНР были предупреждены за 2 часа до взрыва. Мировые державы, включая Россию и Китай, а также высшие эшелоны власти Евросоюза и НАТО критически отнеслись к тестированию ядерного оружия. Политические лидеры открыто высказывали свое недовольство. Из-за этого вооружение которой заслуживает внимания, сразу же пришла в боевую готовность.

Второе испытание

Весной 2009 года прошло второе испытание, мощность которого была намного больше. После взрыва на 9 языках международное радио Кореи вещало о том, что их народ вышел в поддержку испытания оружия, так как регулярно появляется угроза со стороны США. Корея же, в свою очередь, просто проводит решительные меры для возможной защиты своей территории.

При этом Южная Корея присоединилась к странам, которые негативно отнеслись к такому положению дел. Правительство США даже выдвинуло санкции против КНДР. В ответ власти сказали, что, если будут проводится массовые досмотры, Корея воспримет это как начало войны.

Третье испытание

Зимой 2013 года республика публично заявила о том, что намерена провести ещё одно испытание. В феврале исследователи из США заметили подземные толчки, локализация которых находилась примерно в области ядерного полигона Северной Кореи. В ООН было объявлено об обнаружении странного сейсмического явления, имеющего признаки взрыва. В тот же день власти Северной Кореи заявили об успешно проведенном эксперименте. 12 декабря 2012 года исследователи КНДР вывели на орбиту новый спутник, из-за чего начался кризис в стране. Отношения США, Южной Кореи, Японии и Северной Кореи сильно накалились.

Все еще думаете, есть ли ядерное оружие у Северной Кореи и сколько его? Будет полезно узнать, что в 2015 году официально заявил, что у страны есть водородная бомба. Аналитики с уверенность сказали, что, скорее всего, разработки в этом направлении ведутся, но готовых боезарядов ещё нет.

В январе 2016 года власти Южной Кореи поделились информацией о том, что КНДР якобы готовится к испытанию водородной бомбы. Разведчики говорили о том, что в Северной Корее наладилось производство трития, необходимо для создания бомбы, а также строится новый подземный тоннель. Зимой 2017 года по приказу Ким Чен Ына был проведён первый взрыв термоядерной бомбы возле китайской границы. Эту информацию подтвердили китайские исследователи. Осенью того же года официально была подтверждена информация о том, что КНДР владеет водородной бомбой.

Четвертое испытание

Зимой 2016 года снова о себе напомнила Северная Корея. Ядерная держава провела еще один взрыв и вскоре заявила о том, что прошло первое успешное Однако эксперты со всего мира проявили некоторое недоверие к этим словами и усомнились, что взорвана была именно водородная бомба. Они настаивали, что взрыв должен был быть мощнее в несколько сотен тысяч млн. тонн. Он был приравнен к тому, что случился 2009 года. По мощности его сравнивали с бомбой, взрывавшейся в Хиросиме.

Пятое испытание

Осенью 2016 года утром на территории страны произошел мощный сейсмический взрыв. Эпицентр находился в населенном пункте, недалеко от полигона Пунгери. Геологи США классифицировали сейсмические толчки, как взрыв. Чуть позже КНДР официально заявила об успешном проведении пятого испытания ядерного оружия.

Шестое испытание

3 сентября 2017 года были зафиксированы мощнейшие подземные толчки на территории Северной Кореи. Их заметили сейсмические станции множества стран. В этот раз ученые сошлись во мнении, что взрыв был наземный. Он произошел днем по местному времени в районе полигона Пунгери. Официально власти Кореи заявили об успешном испытании боеголовки с ядерным зарядом. Мощность взрыва была невероятной и в 10 раз превышала ту, которая была осенью 2016 года. Через несколько минут после первого толчка Геологическая служба США зафиксировала ещё один. Со спутника были видны множественные оползни.

Страны

Когда у Северной Кореи появилось ядерное оружие, она вступила в так называемый «Ядерный клуб», состоящий из государств, которые владеют разным количеством такого оружия. Список стран, которые законно владеют мощностями: Франция, Китай, Великобритания, Россия и США. Нелегитимными владельцами являются Пакистан, Индия и Северная Корея.

Надо упомянуть, что Израиль официально не считается владельцем ядерного оружия, но многие мировые эксперты уверены, что у страны есть собственные секретные разработки. Однако многие государства в свое время занимались разработкой такого оружия. К тому же, не все подписали Договор о нераспространении в 1968 году, а многие из тех, кто подписал его - не ратифицировали. Именно поэтому угроза по-прежнему существует.

США

Перечень стран с ядерным оружием начнем с США. Основа мощи ее заключается в баллистических ракетах на подводных лодках. Известно, что на данный момент США имеет более 1500 боезарядов. После Второй мировой войны производство оружия резко усилилось, но в 1997 году было прекращено.

Россия

Итак, список стран с ядерным оружием продолжает Российская Федерация, которая владеет 1480 боеголовками. Также она имеет боезапасы, которые могут использоваться в морских, стратегических, ракетных и авиационных войсках.

В течении последнего десятилетия количество оружия в России значительно уменьшилось благодаря подписанию договора о взаимном разоружении. РФ, как и США, подписывала еще договор 1968 года, поэтому она входит в список стран, владеющих ядерными боезапасами легитимно. При этом наличие такой угрозы позволяет России достойно отстаивать свои политические и экономические интересы.

Франция

Насколько сильна армия Северной Кореи, мы уже поняли, но что на счет европейских стран? Франция, например, владеет 300 боеголовками, которые можно применять на подводных лодках. Также страна имеет около 60 мультипроцессоров, которые могут быть использованы в целях военной авиации. Запас оружия этой страны кажется ничтожно малым по сравнению с объемами США и России, но и это весомо. Франция очень длительное время боролась за независимость в плане разработки собственного оружия. Исследователи пытались изобрести суперкомпьютер, проводили испытания ядерного оружия. Но всё это длилось до 1998 года, после чего все разработки были уничтожены и прекращены.

Великобритания

Эта страна владеет примерно 255 единицами ядерного оружия, из которых более 150 находятся в полной готовности для использования на подводных лодках. Неточности в количество оружия Великобритании вызваны тем, что принципы политики запрещают размещать подробную информацию о качестве вооружения. Страна не пытается увеличить свой ядерный потенциал, но и ни в коем случае не собирается его понижать. Здесь ведется активная политика сдерживания использования смертельного оружия.

Китай, Индия, Пакистан

О том, сколько ядерного оружия у Северной Кореи, мы поговорим позже, а пока обратим внимание на Китай, который владеет примерно 240 единицами ядерного оружия. По неофициальным данным считается, что на территории страны есть около 40 межконтинентальных ракет и около 1000 ракет малой дальности. Правительство не дает никаких точных данных о количестве оружия, уверяя, что оно будет поддерживаться на минимальном уровне для гарантирования безопасности.

Также власти Китая утверждают, что они никогда не применят оружие такого типа первыми, а если его и придётся использовать, то оно не будет направлено на страны, у которых ядерного вооружения нет. Что и говорить, мировое сообщество очень положительно реагирует на такие заявления.

Ядерное оружие Северной Кореи мы уже рассмотрели, а что на счет на такой многогранной страны, как Индия? Эксперты считают, что она относится к государствам, которые владеют смертельным оружием нелегитимно. Считается, что военный запас состоит термоядерных и ядерных боеголовок. Еще есть баллистические ракеты, ракеты малой и средней дальности. Несмотря на то, что страна владеет ядерным оружием, на мировой арене никак это не обсуждается и не предоставляется никакой информации, что расстраивает мировое сообщество.

В Пакистане, по мнению экспертов, есть около 200 боеголовок. Однако это лишь неофициальные данные, поскольку точной информации нет. Общественность очень жестко отреагировала на все испытания ядерного оружия в этой стране. Пакистан получил массу экономических санкций почти от всех государств мира, кроме Саудовской Аравии, так как она была связана с ним договорами о поставке нефти.

Вооружение которой явно достаточное, по-прежнему является основной мировой угрозой. Правительство не хочет предоставлять никакой приблизительной информации о количестве оружия. Известно, что есть ракеты средней дальности и мобильный комплекс ракет «Мусудан». Из-за того, что КНДР регулярно проводит испытания своего оружия и даже публично заявляет, что оно в стране есть, на нее регулярно накладываются экономические санкции. Уже давно ведутся шестисторонние переговоры между странами, но несмотря на все это, Корея не собирается прекращать свои исследования.

Что касается упомянутых переговоров, то они начались ещё в 2003 году. Участниками стали США, Россия, Япония, Южная Корея. Первые три раунда переговоров, которые происходили в 2003-2004-х годах не принесли никакого практического результата. Четвертый раунд прошел без участия Пхеньяна - столицы КНДР. Случилось это из-за нового кризиса в отношениях КНДР с Америкой и Японией.

На всех этапах переговоров речь идет об одном и том же - чтобы страна свернула свою ядерную программу и уничтожила созданное оружие. США предлагали Корее экономические выгоды и полную гарантию того, что агрессии и угроз с их стороны больше не будет. Однако, когда все страны-участниц потребовали, чтобы КНДР полностью свернула всю свою деятельность, да ещё и под контролем МАГАТЭ, Корея решительно отказалась.

Позже страна всё-таки смягчила свои условия и согласилась временно заморозить свои исследования в обмен на поставку мазута на максимально выгодных для Кореи условиях. Однако к этому моменту США и Японии было уже недостаточно заморозки, они хотели полного прекращения ядерной программы. Естественно, КНДР такие условия не приняла.

В последствии США удалось договориться с Кореей о временной заморозке всех испытаний за хорошее вознаграждение. Однако после этого страны-участницы стали требовать самого желанного - полностью прекратить и уничтожить все разработки. В который раз Корея отвергла такие условия.

Переговоры длятся до сих пор, и ситуации происходят аналогичные: как только КНДР идет на уступки, от неё требуют ещё больше. Корея, в свою очередь, ни под каким предлогом не соглашается свернуть ракетно-ядерную программу.

9 сентября 2016 года Северная Корея отметила 68-ю годовщину создания Корейской Народно-Демократической Республики очередным испытанием ядерного оружия.

Сначала сразу несколько стран на территории Северной Кореи, которая могла означать взрыв ядерного заряда.

Затем факт проведения ядерных испытаний официально подтвердил Пхеньян. «КНДР будет и дальше принимать меры по укреплению национальных ядерных сил в количественном и качественном отношении, чтобы обеспечить достоинство и право на существование страны в условиях возрастающей ядерной угрозы со стороны США», — говорится в сообщении, распространённом официальным северокорейским информагентством ЦТАК.

Южная Корея, США и Япония инициировали проведения экстренного заседания Совета Безопасности ООН, на котором, как ожидается, будет поднят вопрос об ужесточении санкций в отношении Пхеньяна.

Проблема, однако, в том, что санкции на КНДР практически не действуют. Больше того, в ракетно-ядерной программе Северной Кореи отмечается существенный прогресс.

Как всё начиналось

Ещё в годы Корейской войны командование США рассматривало возможность нанесения ядерных ударов по Северу. Хотя эти планы и не были реализованы, руководство Северной Кореи было заинтересовано в получении доступа к технологиям, позволяющим создавать оружие подобного типа.

СССР и Китай, выступавшие в качестве союзников КНДР, к этим планам относились прохладно.

Тем не менее в 1965 году при помощи советских и китайских специалистов был основан ядерный научно-исследовательский центр в Йонбёне, где был установлен советский ядерный реактор ИРТ-2000. Изначально предполагалось, что реактор будет использоваться для работ исключительно по мирным программам.

В 1970-х годах Пхеньян, опираясь на поддержку Китая, начинает первые работы по созданию ядерного оружия.

В 1985 году Советский Союз добился от КНДР подписания Договора о нераспространении ядерного оружия. В обмен на этот СССР поставил в Корею газо-графитный исследовательский реактор мощностью 5 МВт. Также было подписано соглашение о строительстве в Северной Корее АЭС с четырьмя легководными реакторами типа ВВЭР-440.

Несостоявшаяся война президента Клинтона

Распад Советского Союза изменил ситуацию в мире. На Западе и в Южной Корее ожидали скорого падения северокорейского режима, одновременно ведя с ним мирные переговоры в расчёте на либерализацию политической системы и её демонтаж по варианту Восточной Европы.

Соединённые Штаты в обмен на отказ от ядерной программы обещали Пхеньяну оказание экономической и технической помощи в освоении мирного атома. Северная Корея в ответ согласилась допустить на свои ядерные объекты инспекторов МАГАТЭ.

Отношения стали резко портиться после того, как инспекторы МАГАТЭ заподозрили в сокрытии некоторого количества плутония. На основании этого МАГАТЭ потребовало провести специальную инспекцию двух объектов по хранению отработанного ядерного топлива, которые не были задекларированы, однако получило отказ, мотивированный тем, что объекты никак не связаны с ядерной программой и носят военный характер.

В итоге в марте 1993 года КНДР объявила о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия. Переговоры с США позволили затормозить этот процесс, но 13 июня 1994 Северная Корея не только отказалась от договора, но и вышла из МАГАТЭ.

В этот период, как утверждал в 2006 году журнал «Ньюсуик», администрация президента США Билла Клинтона отдала распоряжение об изучении вопроса о проведении военной операции против Северной Кореи. Отчёт военных гласил — операция потребует расходов в размере 100 миллиардов долларов, а силы Южной Кореи и США потеряют около миллиона человек, причём потери армии США составят не менее 100 000 человек убитыми.

В результате Соединённые Штаты вновь вернулись к тактике переговоров.

Угрозы и обещания

В конце 1994 года при содействии экс-главы США Джимми Картера было достигнуто «рамочное соглашение», согласно которому Северная Корея обязалась отказаться от программы создания ядерного оружия в обмен на поставки топливного мазута и создание двух новых ядерных реакторов на лёгкой воде, которые не могут быть использованы для работ по ядерному оружию.

На несколько лет установилась стабильность. Обе стороны, правда, выполняли свои обязательства лишь частично, но внутренние трудности в КНДР и отвлечённость США на другие проблемы обеспечивали устойчивую ситуацию.

Новая эскалация началась в 2002 году, когда в США к власти пришёл президент Джордж Буш-младший .

В январе 2002 года в своём выступлении Буш включил КНДР в так называемую «ось зла». Вкупе с намерением создать глобальную систему ПРО это вызвало серьёзную тревогу в Пхеньяне. Северокорейское руководство не хотело разделить судьбу Ирака.

В 2003 году начались переговоры по ядерной программе КНДР с участием КНР, США, России, Южной Кореи и Японии.

Никакого реального прогресса на них добиться не удалось. Агрессивная политика США порождала в КНДР уверенность в том, что обеспечить собственную безопасность можно только при наличии собственной атомной бомбы.

В Северной Корее особенно не скрывали, что исследовательские работы по ядерной тематике продолжаются.

Бомба: рождение

Ровно 12 лет тому назад, 9 сентября 2004 года, южнокорейским разведывательным спутником был зафиксирован сильнейший взрыв в отдалённом районе КНДР (провинция Янгандо), неподалёку от границы с Китаем. На месте взрыва остался видимый из космоса кратер, а над местом происшествия выросло огромное грибовидное облако диаметром около четырёх километров.

13 сентября власти КНДР объяснили появление облака, похожего на ядерный гриб, взрывотехническими работами в ходе строительства ГЭС Самсу.

Ни южнокорейские, ни американские специалисты не подтвердили, что речь действительно шла о ядерном взрыве.

Западные эксперты считали, что для создания полноценной атомной бомбы у КНДР нет нужных ресурсов и технологий, и речь идёт о потенциальной, а не о непосредственной опасности.

28 сентября 2004 года заместитель министра иностранных дел КНДР заявил на сессии Генеральной ассамблеи ООН, что Северная Корея уже превратила в ядерное оружие обогащённый уран, полученный из 8000 переработанных топливных стержней из её атомного реактора. Он подчеркнул, что у КНДР не было иного выбора в создании сил ядерного сдерживания в условиях, когда США провозгласили своей целью уничтожение КНДР и угрожают превентивными ядерными ударами.

10 февраля 2005 года МИД КНДР впервые официально заявил о создании в стране атомного оружия. К этому заявлению в мире отнеслись как к очередному блефу Пхеньяна.

Полтора года спустя, 9 октября 2006 года, КНДР впервые объявила о проведении успешного испытания ядерного заряда, причём о его подготовке заявлялось перед этим публично. Малая мощность заряда (0,5 килотонны) вызвала сомнения в том, что речь шла об атомном устройстве, а не об обыкновенном тротиле.

Ускорение по-северокорейски

25 мая 2009 года КНДР провела очередные ядерные испытания. Мощность подземного ядерного взрыва, по оценке российских военных, составила от 10 до 20 килотонн.

Спустя четыре года, 12 февраля 2013 года, Северная Корея провела очередное испытание атомной бомбы.

Несмотря на принятие новых санкций в отношении КНДР, сохранялось мнение — Пхеньян далёк от создания мощных устройств, которые могут использоваться в качестве реального оружия.

10 декабря 2015 года лидер КНДР Ким Чен Ын заявил о наличии у его страны водородной бомбы, что означало новый шаг в создании ядерного оружия. 6 января 2016 года был произведён очередной испытательный взрыв, который КНДР объявила испытанием водородной бомбы.

Нынешнее испытание южнокорейские источники называют самым мощным за всю ядерную программу КНДР. Обращает на себя внимание и то, что промежуток между испытаниями получился самым коротким за все годы, что свидетельствует о том, что Пхеньян серьёзно продвинулся вперёд по части совершенствования технологий.

А главное, Северная Корея заявила, что данное испытание было проведено в рамках разработки ядерных боеголовок, которые могут размещаться на баллистических ракетах.

Если это действительно так, то официальный Пхеньян вплотную подошёл к созданию реального боевого ядерного оружия, что в корне меняет ситуацию в регионе.

Ракеты летят всё дальше

Сообщения в СМИ о ситуации в КНДР, часто появляющиеся благодаря южнокорейским источникам, создают превратное впечатление о Северной Корее. Несмотря на бедность населения и прочие проблемы, эта страна не является отсталой. Там вполне достаточно специалистов в передовых отраслях, в том числе в ядерных и ракетных технологиях.

Об испытаниях северокорейских ракет обыватели говорят со смешком — снова взорвалась, снова не долетела, опять упала.

Военные же эксперты, следящие за ситуацией, утверждают — специалисты КНДР за последние годы сделали мощный технологический рывок.

К 2016 году в КНДР создана мобильная одноступенчатая жидкостная баллистическая ракета «Хвасон-10» с дальностью стрельбы около трёх тысяч километров.

Летом же текущего года была успешно испытана ракета «Пуккыксон-1». Эта твердотопливная ракета предназначена для вооружения подводных лодок. Её успешный запуск был произведён именно с подводной лодки ВМС КНДР.

Это совершенно не вяжется с представлениями о Северной Корее как о стране со ржавыми старыми советскими самолётами и китайскими танками.

Эксперты обращают внимание — количество испытаний в КНДР в последние годы стремительно возрастает, а техника становится всё сложнее.

В течение нескольких лет Северная Корея способна создать ракету с дальностью полёта до 5000 км, а затем и полноценную межконтинентальную баллистическую ракету. Причём она будет оснащена самой настоящей ядерной боеголовкой.

Что делать с Северной Кореей?

Почти нет сомнений в том, что санкции в отношении КНДР будут ужесточены. Но прежний опыт говорит — на Пхеньян это никоим образом не влияет.

Более того, товарищ Ким Чен Ын, в отличие от своих родственников и предшественников, вовсе не шантажирует мир ядерными разработками, а создаёт реальный ракетно-ядерный арсенал.

Причём его не останавливает даже откровенное раздражение главного союзника — Пекина, не заинтересованного в нагнетании обстановки в регионе.

Возникает вопрос: а что вообще можно сделать с Северной Кореей? Даже те, кто крайне негативно воспринимает режим товарища Кима, убеждены, что раскачать ситуацию изнутри не получится. Убедить Пхеньян «вести себя хорошо» не удаётся ни друзьям, ни врагам.

Военная операция против Северной Кореи сегодня обойдётся США значительно дороже, чем в начале 1990-х, когда администрация Клинтона строила подобные планы. К тому же ни Россия, ни Китай не допустят у своих границ войны, которая имеет все перспективы превратиться в Третью мировую.

Теоретически, Пхеньян могли бы удовлетворить гарантии, обеспечивающие сохранение режима и отсутствие попыток его демонтажа.

Вот только новейшая история учит, что единственной подобной гарантией в современном мире является «ядерная дубинка», над созданием которой и трудится Северная Корея.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!