Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Противотанковый ров. Невзрывные заграждения

Приведу несколько фотографий, можно сказать эксклюзивных, на тему противотанковых рвов и обороны Ростова-на-Дону в июле 1942 года, а к фотографиям добавлю выдержку из книги Вилли Кубека "Передовой отряд смерти. Фронтовой дневник разведчика Вермахта 1942–1945"

"22 июля 1942 г.
Постовой будит моего водителя и водителя заднего хода еще в 3 часа утра. Оба готовят бронемашину к поездке.
Я поднимаюсь в 5 утра, приношу кофе, наскоро вытираю пыль с вооружения, потом мы завтракаем.
Ждем приказа следовать дальше. Тем временем раздают почту, и я сажусь черкнуть несколько строчек домой. В конце концов, уже в 9.45 снимаемся с места. Сегодня тоже пыльно, но не так, как вчера.
Сотни единиц техники нашей 13-й дивизии следуют вплотную друг к другу, временами по дороге в одном и том же направлении следует до 3 колонн техники. Несколько сотен метров тащимся, потом стоим, потом снова трогаемся и, чуть проехав, опять стоим. Над нами гудят наши бомбардировщики.
Вокруг ни единого села, только поросшие высокой травой поля, усеянные невысокими холмиками.
Проехав всего ничего, останавливаемся. Причем надолго. Неописуемое зрелище: впереди видим длинный противотанковый ров, где сосредоточился противник. Перед ним в балке затаились несколько наших бронемашин в полной боевой готовности.
Наши машины трогаются с места и направляются к позициям врага. Часть техники следует прямо через противотанковый ров, остальные - вдоль позиций противника. Наша артиллерия и танки ведут по неприятелю ураганный огонь, русские не отвечают.

Немецкий танк преодолевает противотанковый ров под Ростовом, июль 1942 года. Кадр из газеты "Munchner Illustrierte"

На стрелках часов 12.00. Следующие впереди нас колонны переваливают через противотанковый ров. Внезапно единственное орудие русских выпускает по нам с десяток снарядов. Останавливаемся и выжидаем.
Все колонны впереди нас, в том числе и дивизия СС «Викинг», трогаются с места и следуют дальше. Наконец, доходит очередь и до нас. Но едва мы одолели 5 километров, как двигатель нашей бронемашины снова перегрелся - не хочет тянуть, и точка! Сворачиваем налево и останавливаемся. Хайн снимает топливный насос. Мимо нас движутся 3 колонны и еще войска на гужевом транспорте.


С понурым видом навстречу тянутся колонны русских пленных, как правило, группами в два десятка человек, на них никто не обращает внимания.


Советские солдаты сдаются в плен солдатам дивизии СС "Викинг", июль 1942 года, окрестности Ростова-на-Дону. Альтштадт, фотограф 5-ого взвода военных корреспондентов СС

К 18 часам мы снова трогаемся с места, теперь приходится все время обгонять другие колонны.
Проехав 1 километр, добираемся до противотанкового рва и переезжаем его.
Вся дорога на этом участке в воронках от авиабомб и снарядов. К 20 часам нагоняем наше противотанковое подразделение, а потом и обгоняем его.


Солдаты штурмового отряда отдыхают после боя на дне противотанкового рва, июль 1942 года, окрестности Ростова-на-Дону. Гримм, фотограф роты пропаганды (Propagandakompanie)

В конце концов мы оказываемся со своей ротой, расположившейся на окраине села прямо в поле. Тут же ужинаем, кормят рыбой, выдают и сливочное масло. Спим на земле прямо у нашей бронемашины."

Невзрывные заграждения

Противотанковый ров

Противотанковые рвы, пожалуй, самое известное среди москвичей и ленинградцев уходящего сейчас из жизни поколения, противотанковое заграждение начального периода Великой Отечественной войны (1941-45гг.). В конце лета - начале осени 41-го года десятки тысяч горожан копали эти рвы. Миллионы кубометров грунта было вынуто, миллионы человеко-часов было затрачено на эти в общем-то бесполезные сооружения.

Дело в том, что трудоемкость отрывки 100 метров противотанкового рва составляет около 20-25 машино-часов экскаватора. Если перевести на ручной труд, то на 100 метров рва требуется 125 человеко-дней квалифицированных землекопов. Если устраивать ров взрывным способом, то на 100 метров рва требуется 40-50 человеко-часов и 2-3 машино-часа экскаватора плюс 1200-1600 кг. тротила.

И в то же время на устройство перехода через ров требуется от 3 минут (танковый мостоукладчик), до 5 человеко-часов труда землекопов. Взрывным способом переход устраивается за 30-40 минут.

История войны достаточно убедительно показала, что устройство многокилометровых ПТ рвов при огромных трудозатратах не обеспечивает сколько-нибудь серьезную задержку танков противника. Сам ПТ ров и его отрывку невозможно скрыть от противника, а следовательно, в своих боевых планах он будет учитывать наличие рва и предпримет соответствующие меры.

И все же совсем скидывать со счетов этот вид противотанкового препятствия не стоит. Он может сыграть некоторую роль в благоприятных условиях. Например, с помощью рва длиной 100-200 метров можно закрыть промежуток между болотом и рекой. Под противотанковый ров можно дооборудовать овраг, ручей или речку с крутыми берегами, канал.

Однако, чтобы ров выполнил свою роль, требуется выполнение определенных условий.

Глубина рва должна составлять не менее 2 метров, ширина не менее 5 метров. Стенка, обращенная в сторону противника должна иметь уклон 45-60 градусов, а противоположная 60-65 радусов. Более крутые стенки делать нецелесообразно, т.к. земля с крутых откосов будет осыпаться, облегчая противнику работы по преодолению рва. Высота брустверов должна быть не выше 0.5 метра и края брустверов обращеные в поле должны быть пологими шириной около 7 метров. Такие брстверы в некоторой степени маскируют ров при наблюдении местности с уровня приборов наблюдения механика-водителя. Края брустверов, обращенные ко рву должны быть крутыми, причем напольный бруствер должено отстоять от края рва не менее чем, на 1.5 метра, но не более 2 метров. Эти полтора-два метра как бы уширяют ров. Дело в том, что при попытке перепрыгнуть ров, отрыв гусениц танка от земли будет происходить не от края рва, а с расстояния 1.5-2 метра до края рва. Берма противополжного брствера делается шириной около 40-50 см. Это диктуется тем, чтобы грунт с бруствера не осыпался бы в ров.

Ширина рва по низу выбрана, исходя из того, что танк, попавший в такой ров, не может развернуться вдоль рва, подняться по откосу назад. Глубина в 2 метра в сочетании с шириной 2 метра исключает танку возможность пользоваться своим оружием.

Естественно, что ПТ ров должен быть прикрыт огнем противотанковых средств и огнем пулеметов или снайперов. Минирование ПТ минами допустимо только в противоположном бруствере, причем мины должны быть неизвлекаемые, иначе противник может использовать их для взрывных работ при устройстве перехода через ров. Исходный бруствер может минироваться ПП минами для затруднения работ саперов противника.

А в общем-то, в условиях современной войны ПТ ров нельзя считать серьезным ПТ препятствием. В танковом полку Российской Армии для преодоления подобных преград имеется три мостоукладчика типа МТУ, МТУ-20, МТ-55, МТУ-72, плюс четыре пролета механизированного моста ТММ. Итого семь мостов. Кроме того, в каждом танковом батальоне три танка имеют навесные танковые бульдозеры (всего 9 бульдозеров БТУ). Плюс в саперной роте имеется путепрокладчик БАТ-М или БАТ-2. С такими средствами ров для полка не помеха.

От автора. Просматривая кинохронику работ москивчей и ленинградцев на противотанковых рвах, невозможно отделаться от мысли, что эти рвы скорее спасали многих начальников от тяжелого сталинского гнева, нежели обороняющиеся войска от немецких танков. В отчаянных стараниях хоть как-то остановить немцев на подступах к Москве Сталин, вполне возможно, приказал бросить на подготовку оборонительных рубежей все, что возможно, всех более или менее свободных людей. А что могли делать тысячи неквалифицированных конторских работниц, студенток, домохозяек? Могли только копать.
А нужны были десятки и сотни военных инженеров специалистов в области фортификации, способных разметить на местности оборонительные сооружения; тысячи сержантов инж.войск, знающих размеры фортсооружений и приемы их возведения, тысячи бетонщиков, плотников, арматурщиков.
Однако как было до 41-го, как будет и потом, о нужности инженерных специалистов спохватились только тогда, когда сделать ничего уже было нельзя.
Нужны были тысячи тонн фортификационного бетона, стали, сотни тысяч кубометров леса, миллионы мин, сотни тонн взрывчатки. Но этого ничего не было, как не было уже и времени на организацию серьезных оборонительных работ.
Однако, вряд-ли кто решился бы сказать Сталину в то время о бессмысленности посылки десятков тысяч горожан "на окопы". Вот и ковыряли стылую осеннюю землю, набивали себе кровавые мозоли, простывали, гибли под пулеметными очередями немецких самолетов безответные бабы, да читали издевательские листовки министерства пропаганды Гебельса, сбрасываемые вместе с бомбами с самолетов: "Русские дамочки, не ройте ваши ямочки, приедут наши таночки, зароют ваши ямочки".

Сегодня положение еще страшнее. Армия теряет не только саперов, но и танкистов, летчиков, моряков, артиллеристов. Что, снова будем учиться под огнем и оплачивать учебу кровью?

Источники и литература

1. Б.В.Варенышев и др. Учебник. Военно-инженерная подготовка. Военное издательство МО СССР. Москва. 1982г.
2.Е.С.Колибернов и др. Справочник офицера инженерных войск. Военное издательство МО СССР. Москва. 1989г.
3.Е.С.Колибернов, В.И.Корнев, А.А.Сосков. Инженерное обеспечение боя. Военное издательство МО СССР. Москва. 1984г.
4.А.М Андрусенко, Р.Г.Дуков, Ю.Р.Фомин. Мотострелковый (танковый) взвод в бою. Военное издательство МО СССР. Москва. 1989г.
5.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии.Военное издательство МО СССР. Москва. 1984г.
6.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии.Военное издательство МО СССР. Москва. 1989г.
7.Г.Гудериан. Танки вперед!. Военное издательство МО СССР. Москва. 1962г.
8.Г.Гудериан. Внимание -танки!. Военное издательство МО СССР. Москва. 1967г.
9.O.Rule.Der Kampf mit den Panzrer auf Der ostlichen Front. Berlin. 1944
10. Журнал "Die Wehrmacht" №№ 11, 12-42, 4,6,9-43

К противотанковым заграждениям относятся:

а) минированные отдельные участки, полосы или сооружения;
б) искусственно созданные препятствия в виде земляных рвов, эскарпов, лесных завалов, надолб и т. п.;
в) разрушенные отдельные сооружения (мосты, дамбы, плотины, броды, дороги и т. п.).

Все эти препятствия создаются с целью задержать или совершенно исключить движение танков в определенных районах. Они возводятся преимущественно обороняющимся в предполье, на флангах оборонительной полосы и в самой оборонительной полосе.
Как в предполье, так и в оборонительной полосе эти препятствия прикрываются различными огневыми средствами: противотанковыми ружьями, пулеметами, противотанковыми пушками. Ряд препятствий, возведенных в предполье или на флангах обороняющегося, может быть заражен стойкими отравляющими веществами.

ИСКУССТВЕННЫЕ ПРОТИВОТАНКОВЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Трапецеидальный ров (рис. 125). Трапецеидальный, безбрустверный ров устраивается на ровной местности перед передним краем и внутри оборонительной полосы. Отсутствие бруствера позволяет

Рис.125. Ров без бруствера

легко маскировать ров под окружающую местность. Размеры зависят от того, против каких типов танков он применяется.
Брустверный ров (рис. 126).
Бруствер создает дополнительное сопротивление и позволяет делать ров несколько уже. Устраивается такой ров на пересеченной местности - в предполье и внутри оборонительной полосы. Без маскировки сетью ров легко может быть обнаружен.

Рис. 126. Ров с бруствером

Ров с обратным бруствером (рис. 127).
Насыпь, вынесенная вперед, создает дополнительное сопротивление: танк от удара о крутую насыпь теряет скорость и падает носом к основанию тыльного откоса рва.

Рис.127. Ров с обратным бруствером

Треугольный ров (рис. 128) устраивается на ровной местности.
Легко маскируется под окружающий фон. Танк при неудавшейся попытке преодолеть ров легко может уйти с препятствия задним ходом.

Рис.128. Треугольный ров

Эскарп (рис. 129).
Эскарп устраивается на холмистой местности на передних скатах. Эскарпирование может также применяться для увеличения крутизны берега реки, откосов, насыпей, выемок и т. п.

Рис.129. Эскарп

Контрэскарп (рис. 130).
Контрэскарп у страивается на холмистой местности на обратных скатах. Он имеет вид обрыва, затрудняющего спуск танка. Стенки эскарпов и контрэскарпов могут быть одеты бетоном, камнем или деревом, и тогда сопротивляемость их значительно увеличивается.

Рис.130. Контрэскарп

Ловушки (рис. 131).
Ловушки устраиваются на дорогах в виде ям размерами 4X3 1/2 метра и глубиною до 2 метров. Сверху яма покрывается накатником и жердями и тщательно маскируется. Прочность перекрытия рассчитывается на разрушение при наезде определенного груза.

Рис.131. Ловушка

Воронки (рис. 132).
Воронки устраивают в таких местах дороги, где затруднен или невозможен объезд (насыпи, выемки, болотистые участки). На дне воронок и вокруг них могут устраиваться фугасы - ловушки, тщательно замаскированные ветками, сучьями, травой и т. п.

Рис.132. Воронка

Завалы из деревьев (рис.133).
Завалы устраиваются на лесных дорогах или дорогах, обсаженных деревьями, в тех местах, где невозможен объезд. Завалы, как правило, оплетаются колючей проволокой, усиливаются фугасами, минами и иногда заражаются СОВ. В горах на дорогах устраиваются каменные завалы.

Рис.133. Завалы из деревьев

Противотанковый барьер (рис. 134 и 135).
Противотанковый барьер устраивается в лесу средней густоты, в котором толщина отдельных деревьев не менее 40-50 сантиметров. К деревьям на определенной высоте прикрепляются бревна диаметром в 25-28 сантиметров. Вместо бревен иногда могут применяться проволочные канаты, скрученные из 40-50 ниток колючей проволоки.
Деревянный барьер (рис. 136). Высота стенки делается различной в зависимости от типа танков, против которых барьер применяется. Такой барьер устраивается преимущественно на дорогах, в дефиле, оврагах и т. д. в виде деревянных стенок, преграждающих путь движения.
Надолбы (рис. 137). Надолбы делаются из бревен диаметром в 25-30 сантиметров. Бревна зарываются или забиваются в землю на глубину 11/2 - 2 метра в шахматном порядке, несколько наклонно вперед. Иногда перед надолбами могут устраиваться пороги. Надолбы могут устраиваться также из рельсов, железобетона и камня.

Рис.134. Противотанковый барьер из бревен

Рис.135. Противотанковый барьер из металлического каната

Рис.136. Деревянные барьеры на дороге

Рис.137. Надолбы

Рис.138. Противотанковые мины

Противотанковые мины (рис. 138). Мина представляет собою плоскую коробку, начиненную взрывчатыми веществами. Мина взрывается при наезде на нее гусеницей танка. От взрыва мины гусеница пробивается и танк останавливается. Мины бывают нажимного, электрического и дистанционного действия.

Мины нажимного действия взрываются обыкновенным запалом; мины дистанционного действия могут взрываться не в момент первого нажима (наезда), а с некоторым запозданием. Уложенные поперек дороги 2-3 мины могут быть соединены жердью, отчего при наезде танком происходит одновременный взрыв всех мин. Соединительная жердь и мины сверху присыпаются грунтом и тщательно маскируются. При благоприятных естественных условиях (наличие кустарника, высокой травы), когда к тому же ограничено время, мины могут не зарываться в землю, а разбрасываться по земле.

Минные поля могут устраиваться из одного, двух и более рядов мин, расположенных различным способом. Демаскирующими признаками минного поля являются: тропинки, протоптанные при укладке мин, пятна свежей земли, высохшей или помятой травы, бугорки в местах укладки мин при твердом грунте, случайно оставленные предметы и т. п.
Против плавающих танков могут устраиваться подводные заграждения: проволочные сети, надолбы, береговые эскарпы и мины.
В зимнее время противотанковые заграждения могут устраиваться из снега в виде снежных заборов высотой 1,2-1,5 метра и шириной 3-5 метров.

В оборонительном бою одной из важнейших задач войск является уничтожение наступающего противника огнем. Понятно, что нанести потери противнику можно только хорошо организованным метким огнем, почему войска и строят себе окопы, дающие большие удобства для ведения огня.
Но этого еще недостаточно. Улучшая условия своей боевой работы, войска одновременно стремятся так приспособить (изменить) местность, чтобы затруднить действия противника, задержать его под своим огнем и заставить нести большие потери. Для этого войска пользуются различными заграждениями и разрушениями.
Заграждения и разрушения применяются не только при обороне, но и при отступлении, чтобы задержать наступающего противника и нанести ему потери, а иногда и при наступлении, чтобы оградить свои фланги от обхода.
В современном бою необходимо задерживать продвижение не только пехоты, но и автобронетанковых войск, т. е. прежде всего танков. Поэтому современные заграждения делятся на противопехотные и противотанковые.
Заграждения всегда нужно строить так, чтобы они задерживали танки и пехоту противника, под действительным огнем противотанковых орудий и пулеметов.
При устройстве различных заграждений и разрушений войскам очень часто приходится пользоваться взрывчатыми веществами, чтобы усилить действие заграждений или произвести необходимые разрушения; поэтому прежде всего необходимо познакомиться с этими веществами.

Противотанковые заграждения (препятствия)

Современные танки обладают очень большой проходимостью, и нападения их можно ожидать почти на всякой местности. Естественными препятствиями для танков являются лишь густые старые бездорожные леса, глубокие (более 1 метра) топкие болота, глубокие овраги и обрывы со склонами круче 45°, рубленый лес, если между пнями танк не пройдет, а высота пней более 0,5 метра. Глубокие (более 1,5 метров) и широкие (более 3 метров) реки и озера также являются естественным препятствием для всех танков, кроме плавающих (амфибий).
Понятно, что войска, располагаясь на местности, прежде всего стараются использовать все имеющиеся естественные препятствия, чтобы защитить свою позицию (или место отдыха) от внезапного нападения танков. Очевидно, что этих препятствий всегда будет мало: они если и прикроют войска, то лишь в некоторых отдельных направлениях. Большая же часть участков местности всегда будет доступна для танков. На таких участках и организуют огневую (артиллерийские орудия) и инженерную противотанковую оборону, основным правилом устройства которой является умелое сочетание огня с заграждениями.
Искусственные противотанковые заграждения могут быть очень многих видов. Из них выбирают те, которые можно легче и быстрее сделать на данной местности, лучше замаскировать и надежнее прикрыть огнем своей артиллерии.

Устраивая заграждения, часто можно использовать местные препятствия. При соответствующем усилении эти препятствия становятся не проходимыми для танков или замедляют их движение, что облегчает нашей артиллерии борьбу с танками. Например, если а редком лесу срубить часть деревьев, оставив высокие пни и повалив деревья так, чтобы между ними не было проходов, то получится завал, преодолеть который танкам будет очень трудно. Можно также натянуть на опушке рощи на высоте около 1 метра прочный стальной канат.
Неглубокую речку и даже ручей можно превратить в заграждение, устроив плотину, благодаря которой вода поднимется и затопит берега. На глубоких реках, чтобы сделать их не проходимыми также и для плавающих танков, устраивают завалы, подводные надолбы (сваи), эскарпирование берегов и т. д.
Недостаточно крутой склон оврага или горки можно сделать более крутым, срезав землю лопатами или специальными инженерными машинами, - получится так называемый эскарп, или контрэскарп.
Зимой противотанковое препятствие можно сделать из снежных валов высотой 1,5-2 метра и толщиной 3,5-5 метров.
Наконец, одним из лучших препятствий против танков служат специальные противотанковые мины, запас которых войска всегда возят с собой. Противотанковые мины представляют собой заряд сильного взрывчатого вещества, заключенный в металлическую оболочку. Взрыв мины происходит только под тяжестью танка. Некоторые виды заграждений танки могут преодолевать благодаря большой скорости движения, как бы перелетая через них с разбегу. Чтобы быстроходные танки не могли преодолевать заграждений, нужно перед заграждениями устраивать дополнительные земляные валы, глубоко вспаханные полосы и т. п. Тогда танк пойдет на основное препятствие с меньшей скоростью и ему труднее будет его преодолеть.
Противотанковые мины расставляются на дорогах и наиболее открытых участках так, чтобы между ними не мог пройти танк. Взрыв мины перебивает у танка гусеницу и останавливает его.
На дорогах, особенно на трудно обходимых участках их (мост через глубокий овраг или реку, горное ущелье, гать на болоте, глубокая выемка колеи, высокая насыпь, узкая просека в густом лесу), широко применяют также различные виды разрушений и специальные заграждения. Прежде всего обычно разрушают мосты, так как обход их или восстановление - дело нелегкое и может значительно задержать войска вообще, а танки и прочие тяжелые войсковые грузы в особенности. Чаще всего мосты взрывают. Деревянные мосты можно иногда сжечь или подрубить (подпилить) их устои. Мосты на плавучих опорах (на плотах или на лодках) можно разобрать или затопить. На дорогах устраивают воронки, растаскивают гати, делают завалы (в лесу) или перекапывают дорогу глубоким и широким рвом.
Одним из главных условий устроения противотанкового заграждения является его трудное обнаружение. Так например снежный вал направлен своей пологой стороной к противнику с расчётом на то, что водитель танка не увидит препятствие и заедет на него спутав вал с естественной возвышенностью. В результате в конце снежного вала танк просто «клюнет» носом в землю, превратившись тем самым в лёгкую цель для противотанковой артиллерии и даже для пехотинцев с ручными противотанковыми гранатами. Туже цель преследует и контрэскарп.

Преодоление заграждений

Войскам приходится не только строить заграждения, но и преодолевать их. Чтобы успешно преодолевать заграждения я не нести излишних потерь, прежде всего необходима тщательная разведка их. Разведка эта должна определять точные границы заграждения, характер его устройства, как оно обороняется, какие материалы необходимы для восстановительных работ и, что особенно важно, какие участки заграждения легче преодолевать, есть ли удобные подступы к ним и нельзя ли обойти заграждение. Разведка заграждений производится фотографированием их с самолетов и непосредственным осмотром и изучением их на месте.
Для непосредственной разведки заграждений посылаются специальные партии разведчиков, в число которых включаются саперы и химики. Все обнаруженные заграждения и проходы в них разведчики обозначают условными знаками, немедленно донося о результатах разведки выславшему их командиру. Если. есть возможность, то разведчики сразу же устраняют некоторые из заграждений или делают в них проходы (убирают или подрывают обнаруженные мины и фугасы, устраивают проходы в завалах).
При преодолении заграждений с боем танки, мото-мехчасти и пехота небольшими группами стараются проникнуть через обнаруженные разведчиками проходы или обходят заграждения и атакуют противника, чтобы облегчить дальнейшую работу по расширению проходов и преодолению заграждений.
Устройство проходов или устранение заграждений производятся войсками различными способами в зависимости от вида заграждения я обстановки.
Проволочные сети разрушаются и растаскиваются танками или разрушаются артиллерией, а иногда, при благоприятных условиях, подрываются саперами с помощью удлиненных зарядов. Когда противник слабо охраняет свои заграждения, ночью, в дождь или снег разрушать проволочные сети может и пехота с помощью ножниц для резки проволоки.
Для устройства прохода в наэлектризованном препятствии надо либо полностью разрушить отдельный участок его так, чтобы оставшиеся проволоки нигде не были соединены друг с другом, либо отвести ток в землю. Разрушить проволочные заграждения могут танки, двигаясь не только поперек, но и вдоль препятствий. Окончательную расчистку прохода выполняют саперы в специальных костюмах из медной сетки. Боец в таком костюме может свободно касаться наэлектризованной проволоки, так как ток по сетке уйдет в землю, а не пойдет по телу. Для того чтобы отвести ток в землю, те же бойцы в костюмах набрасывают или присоединяют к заграждению толстую проволоку, другой конец которой надежно заземляют (закапывают поглубже оставшийся моток проволоки). Когда ток отведен в землю, препятствие устраняют обычным порядком, т. е. его растаскивают танками, разрушают артиллерией или подрывают.
Противотанковые мины и фугасы выкапывают или подрывают. Самовзрывные фугасы и ловушки обезвреживаются саперами после тщательного ознакомления с техникой их устройства.
Завалы растаскивают с помощью танков или деревья распиливают и по частям откатывают в стороны. Если есть возможность безопасно подвезти тракторы, то завалы растаскивают с их помощью. Небольшие завалы с успехом можно взрывать сильными удлиненными зарядами.
Участки, зараженные ОВ (УЗ), преодолеваются с помощью войсковых средств ПХО или силами химиков.
Преодоление заграждений при атаке оборонительной полосы противника, и особенно внутри ее, требует дружной работы всех родов войск.

Виды противотанковых заграждений

1. ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ЁЖ

Противотанковый ёж - простейшее противотанковое заграждение, представляющее собой объёмные шестиконечные звёзды. Ежи менее эффективны, чем минные и прочие заграждения, зато их можно в больших количествах изготавливать из подручных материалов без применения высоких технологий.
Ёж делают из трёх кусков стального проката (обычно двутавра - рельс, уголок и т. д. менее прочны) таким образом, чтобы концы балок образовывали октаэдр. Соединяют балки заклёпками на косынках (конструкция должна выдерживать вес танка - до 60 тонн). На ежах промышленного производства оставляют отверстия для колючей проволоки, одну из балок делают съёмной. Чтобы осложнить работу вражеским сапёрам, ежи можно соединять цепями или тросами, минировать территорию вокруг и т. д.
Ежи устанавливаются на твёрдом грунте (лучше всего подходит асфальтовое покрытие улиц). Бетон не годится - по бетону ёж будет скользить. На слабых грунтах ежи мало действительны, так как танк вдавливает их в землю и легко проходит по ним. Если танкист попытается оттолкнуть ёж, тот перекатывается под днище, и танк оказывается поднятым. Гусеницы теряют сцепление с землёй, танк начинает буксовать и зачастую оказывается неспособен съехать с ежа. Обороняющимся силам остаётся только уничтожать остановившиеся танки и не давать танкистам растащить ежи буксирными тросами. А если противник повёл танки другим путём - противотанковая оборона тем более выполнила свою задачу.
Ежи имеют размер около 1 м в высоту - больше дорожного просвета танка, но ниже его лобового листа. Нецелесообразно делать ежи бо́льших размеров - ёж, который окажется выше лобового листа, танк легко сдвинет. Ежи превышающие эти размеры должны быть укреплены в грунте (вбитые в грунт сваи) или связаны между собой 6мм проволокой по крайней мере в три нитки.

2. ПРОТИВОТАНКОВЫЙ РОВ

Рвы могут быть различных профилей - в виде правильной и неправильной трапеции или равностороннего и не равностороннего треугольника.
Недостатком рвов в виде неравностороннего треугольника и неправильной трапеции является то, что пехота противника может, накапливаясь в них, использовать их как прикрытие и танки могут войти в него. Но объем работ значительно меньше, чем при постройке рвов равносторонних и трапецеидальных.
Рвы в виде равностороннего треугольника можно устраивать в сухих песках.
Все эти препятствия требуют хорошего фланкирования, так как ни фронтальным, ни косоприцельным огнем они не простреливаются.
Рвы применяются в равнинной местности, с низким уровнем грунтовых вод, где невозможно построить другие, менее трудоемкие препятствия.

3. ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ЭСКАРП И КОНТРЭСКАРП

Эскарпы и контрэскарпы строят на местности холмистой, с крутыми скатами или по берегам рек. Контрэскарпы в виде рва можно возводить и на слабо пересеченной местности, если она постепенно повышается в нашу сторону. Эскарпы и контрэскарпы менее трудоемки, чем рвы, и поэтому при рекогносцировке необходимо всемерно использовать все естественные скаты местности.
Эскарпы имеют тот недостаток, что противник при известных условиях может использовать их как защиту от нашего огня при накоплении. Контрэскарпы этого недостатка не имеют, так как подходы к ним открыты и простреливаются всеми видами огня. Кроме того, контрэскарп не виден противнику, что является немаловажным преимуществом, хотя с помощью различных приспособлений его легче преодолеть. Практика показала, что при большой скорости танк, преодолевая контрэскарп, настолько зарывается при падении в землю, что становится совершенно беспомощным и требует нескольких часов отрывки специальной командой. Контрэскарп ввиду возможности наблюдения и обстрела всех подходов к нему является лучшим препятствием, чем эскарп.

4. «ТРАНШЕИ» и «МОГИЛКИ»

На местности с высоким уровнем грунтовых вод можно возводить систему «траншей» или «могилок». Вследствие различного направления «могилок» танк, если он пойдет через них, сядет брюхом на «целики» между «могилками». Объем отрывки «могилок» хотя и большой, но работа легче, поскольку глубина небольшая. Недостаток этой системы тот, что пехота противника может использовать «могилки» в качестве укрытия, поэтому нужно отрывать их так, чтобы на дне на 25-50 см стояла вода, переплетать проволокой и усиливать противотанковыми и противопехотными минами. Система «могилок» может обстреливаться как фланговым, так и фронтальным огнем.

5. ПРОТИВОТАНКОВЫЕ НАДОЛБЫ

Препятствия из дерева или железа - надолбы. Деревянные надолбы имеют тот недостаток, что, будучи пробитые пулями или снарядами, они легко ломаются под тяжестью движущегося танка; поэтому их следует применять в комбинации со рвами, хотя бы уменьшенных профилей.
Металлические ежи и надолбы в полевых рубежах могут применяться для закрытия отдельных, небольших по фронту направлений, в основном на дорогах и предмостных укреплениях.


6. ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ЗЕМЛЯНОЙ И СНЕЖНЫЙ ВАЛЫ

В некоторых случаях на местности с высоким уровнем грунтовых вод можно применять рвы с высокими насыпями и земляные валы.
Рвы с высокими насыпями можно применять при условии что засыпка не будет закрывать фронтального обстрела, т. е. если местность в нашу сторону несколько повышается и дает возможность вести фронтальный огонь.
Валы применяются для перекрытия узких долин, хорошо простреливаемых фланговым и косоприцельным огнем с окружающих высот. Земля для вала берется из широкого рва, отрываемого сантиметров на 25 ниже уровня грунтовых вод, рядом с валом.
Снежные валы применяются зимой при невозможности быстро соорудить земляной вал либо другие противотанковые препятствия сопряжённые с земляными работами.

7. ПОЛЕ ВОРОНОК КАК ПРОТИВОТАНКОВОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ

При недостатке рабочей силы, коротких сроках строительства и при наличии достаточного количества ВВ можно создавать поле воронок. При величине заряда аммонала в 20-30 кг. и глубине заложения в 2, 5 м. воронка получится диаметром 6-7 м. и достаточно глубокой (в зависимости от грунта). Такое поле воронок хотя и не является непреодолимым препятствием, но задерживает продвижение танков настолько, что их легко расстрелять артиллерией и из противотанковых ружей.

Литература / полезные материалы:

  • Брошюра - Бригинженера ШПЕРК В. Ф. «ФЛАНКИРОВАНИЕ ПРОТИВОТАНКОВЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ» (ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР. МОСКВА -1942 г.)
  • Военно-инженерное дело ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРКОМАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР Москва - 1931 г.

Великий украинский ров April 29th, 2014

Как вы помните в Донецкой области от России отгородились противотанковыми рвами вдоль всей сухопутной части украино-российской границы на территории Донецкой области – это порядка 180 км »на случай возможных противоправный действий».

Окопы роют от Азовского моря до границы с Луганским регионом (попадают такие населенные пункты, как Новоазовск, Успенка и т.д.). Здесь появились рвы глубиной порядка 2-3 метров, шириной 4 метра с насыпными валами от 1,5 до 2-х метров. Именно эти траншеи должны, по мнению председатель Донецкой ОГА Сергея Таруты, остановить пересечение техникой украинской границы.

«Мы с братом на выходных за собственные средства вырыли ров, шириной четыре метра, вдоль всего участка границы. Таким образом, любой транспорт или техника теперь может попасть в регион только через пункты пропуска », – заявил миллионер .

Давайте под катом на видео посмотрим несколько вариантов преодоления таких рвов в дополнении к первой фотографии:

Украинский же ров такой:

Не похоже конечно на те, показатели, которые заявлены в начале поста.

А вот можно вспомнить, что в 2011 году Министерство обороны Греции собиралось вырыть вдоль сухопутной границы с Турцией 120-километровый противотанковый ров глубиной семь и шириной в тридцать метров, пишет греческая газета «Вима» («Трибуна»).

Сооружение, которое обещало стать одним из самых грандиозных за всю историю страны, должно послужить сразу двум целям: затруднить продвижение турецких войск в случае возникновения войны и прекратить поток нелегальных иммигрантов, пересекающих греческую границу на пути из Турции в страны Евросоюза.

Кроме того, проект, в разработке и реализации которого участвуют гражданские специалисты, призван послужить и гражданским целям — ров может стать частью ирригационной системы приграничных областей.

Сооружение защитного рва уже началось: греки прокопали около 14 с половиной километров на северном участке границы. Копают землю исключительно солдаты, офицеры и гражданский персонал греческой армии. Финансируются работы также из оборонного бюджета.

А вот каким должен быть правильный ров:

Противотанковые рвы, пожалуй, самое известное среди москвичей и ленинградцев уходящего сейчас из жизни поколения, противотанковое заграждение начального периода Великой Отечественной войны (1941-45гг.)

В конце лета — начале осени 41-го года десятки тысяч горожан копали эти рвы. Миллионы кубометров грунта было вынуто, миллионы человеко-часов было затрачено на эти в общем-то бесполезные сооружения.

Дело в том, что трудоемкость отрывки 100 метров противотанкового рва составляет около 20-25 машино-часов экскаватора. Если перевести на ручной труд, то на 100 метров рва требуется 125 человеко-дней квалифицированных землекопов. Если устраивать ров взрывным способом, то на 100 метров рва требуется 40-50 человеко-часов и 2-3 машино-часа экскаватора плюс 1200-1600 кг. тротила.

И в то же время на устройство перехода через ров требуется от 3 минут (танковый мостоукладчик), до 5 человеко-часов труда землекопов. Взрывным способом переход устраивается за 30-40 минут.

История войны достаточно убедительно показала, что устройство многокилометровых ПТ рвов при огромных трудозатратах не обеспечивает сколько-нибудь серьезную задержку танков противника. Сам ПТ ров и его отрывку невозможно скрыть от противника, а следовательно, в своих боевых планах он будет учитывать наличие рва и предпримет соответствующие меры.

И все же совсем скидывать со счетов этот вид противотанкового препятствия не стоит. Он может сыграть некоторую роль в благоприятных условиях. Например, с помощью рва длиной 100-200 метров можно закрыть промежуток между болотом и рекой. Под противотанковый ров можно дооборудовать овраг, ручей или речку с крутыми берегами, канал.

Однако, чтобы ров выполнил свою роль, требуется выполнение определенных условий.

Глубина рва должна составлять не менее 2 метров, ширина не менее 5 метров. Стенка, обращенная в сторону противника должна иметь уклон 45-60 градусов, а противоположная 60-65 радусов. Более крутые стенки делать нецелесообразно, т.к. земля с крутых откосов будет осыпаться, облегчая противнику работы по преодолению рва. Высота брустверов должна быть не выше 0.5 метра и края брустверов обращеные в поле должны быть пологими шириной около 7 метров. Такие брстверы в некоторой степени маскируют ров при наблюдении местности с уровня приборов наблюдения механика-водителя. Края брустверов, обращенные ко рву должны быть крутыми, причем напольный бруствер должено отстоять от края рва не менее чем, на 1.5 метра, но не более 2 метров. Эти полтора-два метра как бы уширяют ров. Дело в том, что при попытке перепрыгнуть ров, отрыв гусениц танка от земли будет происходить не от края рва, а с расстояния 1.5-2 метра до края рва. Берма противополжного брствера делается шириной около 40-50 см. Это диктуется тем, чтобы грунт с бруствера не осыпался бы в ров.

Ширина рва по низу выбрана, исходя из того, что танк, попавший в такой ров, не может развернуться вдоль рва, подняться по откосу назад. Глубина в 2 метра в сочетании с шириной 2 метра исключает танку возможность пользоваться своим оружием.

Естественно, что ПТ ров должен быть прикрыт огнем противотанковых средств и огнем пулеметов или снайперов. Минирование ПТ минами допустимо только в противоположном бруствере, причем мины должны быть неизвлекаемые, иначе противник может использовать их для взрывных работ при устройстве перехода через ров. Исходный бруствер может минироваться ПП минами для затруднения работ саперов противника.

А в общем-то, в условиях современной войны ПТ ров нельзя считать серьезным ПТ препятствием. В танковом полку Российской Армии для преодоления подобных преград имеется три мостоукладчика типа МТУ, МТУ-20, МТ-55, МТУ-72, плюс четыре пролета механизированного моста ТММ. Итого семь мостов. Кроме того, в каждом танковом батальоне три танка имеют навесные танковые бульдозеры (всего 9 бульдозеров БТУ). Плюс в саперной роте имеется путепрокладчик БАТ-М или БАТ-2. С такими средствами ров для полка не помеха.

ДА, а вот кстати свеженький МТУ — 90:
http://infoglaz.ru/?p=47088

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!