Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Невзрывные заграждения. Противотанковые рвы, войной оставленные шрамы

Невзрывные заграждения

Противотанковый ров

Противотанковые рвы, пожалуй, самое известное среди москвичей и ленинградцев уходящего сейчас из жизни поколения, противотанковое заграждение начального периода Великой Отечественной войны (1941-45гг.). В конце лета - начале осени 41-го года десятки тысяч горожан копали эти рвы. Миллионы кубометров грунта было вынуто, миллионы человеко-часов было затрачено на эти в общем-то бесполезные сооружения.

Дело в том, что трудоемкость отрывки 100 метров противотанкового рва составляет около 20-25 машино-часов экскаватора. Если перевести на ручной труд, то на 100 метров рва требуется 125 человеко-дней квалифицированных землекопов. Если устраивать ров взрывным способом, то на 100 метров рва требуется 40-50 человеко-часов и 2-3 машино-часа экскаватора плюс 1200-1600 кг. тротила.

И в то же время на устройство перехода через ров требуется от 3 минут (танковый мостоукладчик), до 5 человеко-часов труда землекопов. Взрывным способом переход устраивается за 30-40 минут.

История войны достаточно убедительно показала, что устройство многокилометровых ПТ рвов при огромных трудозатратах не обеспечивает сколько-нибудь серьезную задержку танков противника. Сам ПТ ров и его отрывку невозможно скрыть от противника, а следовательно, в своих боевых планах он будет учитывать наличие рва и предпримет соответствующие меры.

И все же совсем скидывать со счетов этот вид противотанкового препятствия не стоит. Он может сыграть некоторую роль в благоприятных условиях. Например, с помощью рва длиной 100-200 метров можно закрыть промежуток между болотом и рекой. Под противотанковый ров можно дооборудовать овраг, ручей или речку с крутыми берегами, канал.

Однако, чтобы ров выполнил свою роль, требуется выполнение определенных условий.

Глубина рва должна составлять не менее 2 метров, ширина не менее 5 метров. Стенка, обращенная в сторону противника должна иметь уклон 45-60 градусов, а противоположная 60-65 радусов. Более крутые стенки делать нецелесообразно, т.к. земля с крутых откосов будет осыпаться, облегчая противнику работы по преодолению рва. Высота брустверов должна быть не выше 0.5 метра и края брустверов обращеные в поле должны быть пологими шириной около 7 метров. Такие брстверы в некоторой степени маскируют ров при наблюдении местности с уровня приборов наблюдения механика-водителя. Края брустверов, обращенные ко рву должны быть крутыми, причем напольный бруствер должено отстоять от края рва не менее чем, на 1.5 метра, но не более 2 метров. Эти полтора-два метра как бы уширяют ров. Дело в том, что при попытке перепрыгнуть ров, отрыв гусениц танка от земли будет происходить не от края рва, а с расстояния 1.5-2 метра до края рва. Берма противополжного брствера делается шириной около 40-50 см. Это диктуется тем, чтобы грунт с бруствера не осыпался бы в ров.

Ширина рва по низу выбрана, исходя из того, что танк, попавший в такой ров, не может развернуться вдоль рва, подняться по откосу назад. Глубина в 2 метра в сочетании с шириной 2 метра исключает танку возможность пользоваться своим оружием.

Естественно, что ПТ ров должен быть прикрыт огнем противотанковых средств и огнем пулеметов или снайперов. Минирование ПТ минами допустимо только в противоположном бруствере, причем мины должны быть неизвлекаемые, иначе противник может использовать их для взрывных работ при устройстве перехода через ров. Исходный бруствер может минироваться ПП минами для затруднения работ саперов противника.

А в общем-то, в условиях современной войны ПТ ров нельзя считать серьезным ПТ препятствием. В танковом полку Российской Армии для преодоления подобных преград имеется три мостоукладчика типа МТУ, МТУ-20, МТ-55, МТУ-72, плюс четыре пролета механизированного моста ТММ. Итого семь мостов. Кроме того, в каждом танковом батальоне три танка имеют навесные танковые бульдозеры (всего 9 бульдозеров БТУ). Плюс в саперной роте имеется путепрокладчик БАТ-М или БАТ-2. С такими средствами ров для полка не помеха.

От автора. Просматривая кинохронику работ москивчей и ленинградцев на противотанковых рвах, невозможно отделаться от мысли, что эти рвы скорее спасали многих начальников от тяжелого сталинского гнева, нежели обороняющиеся войска от немецких танков. В отчаянных стараниях хоть как-то остановить немцев на подступах к Москве Сталин, вполне возможно, приказал бросить на подготовку оборонительных рубежей все, что возможно, всех более или менее свободных людей. А что могли делать тысячи неквалифицированных конторских работниц, студенток, домохозяек? Могли только копать.
А нужны были десятки и сотни военных инженеров специалистов в области фортификации, способных разметить на местности оборонительные сооружения; тысячи сержантов инж.войск, знающих размеры фортсооружений и приемы их возведения, тысячи бетонщиков, плотников, арматурщиков.
Однако как было до 41-го, как будет и потом, о нужности инженерных специалистов спохватились только тогда, когда сделать ничего уже было нельзя.
Нужны были тысячи тонн фортификационного бетона, стали, сотни тысяч кубометров леса, миллионы мин, сотни тонн взрывчатки. Но этого ничего не было, как не было уже и времени на организацию серьезных оборонительных работ.
Однако, вряд-ли кто решился бы сказать Сталину в то время о бессмысленности посылки десятков тысяч горожан "на окопы". Вот и ковыряли стылую осеннюю землю, набивали себе кровавые мозоли, простывали, гибли под пулеметными очередями немецких самолетов безответные бабы, да читали издевательские листовки министерства пропаганды Гебельса, сбрасываемые вместе с бомбами с самолетов: "Русские дамочки, не ройте ваши ямочки, приедут наши таночки, зароют ваши ямочки".

Сегодня положение еще страшнее. Армия теряет не только саперов, но и танкистов, летчиков, моряков, артиллеристов. Что, снова будем учиться под огнем и оплачивать учебу кровью?

Источники и литература

1. Б.В.Варенышев и др. Учебник. Военно-инженерная подготовка. Военное издательство МО СССР. Москва. 1982г.
2.Е.С.Колибернов и др. Справочник офицера инженерных войск. Военное издательство МО СССР. Москва. 1989г.
3.Е.С.Колибернов, В.И.Корнев, А.А.Сосков. Инженерное обеспечение боя. Военное издательство МО СССР. Москва. 1984г.
4.А.М Андрусенко, Р.Г.Дуков, Ю.Р.Фомин. Мотострелковый (танковый) взвод в бою. Военное издательство МО СССР. Москва. 1989г.
5.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии.Военное издательство МО СССР. Москва. 1984г.
6.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии.Военное издательство МО СССР. Москва. 1989г.
7.Г.Гудериан. Танки вперед!. Военное издательство МО СССР. Москва. 1962г.
8.Г.Гудериан. Внимание -танки!. Военное издательство МО СССР. Москва. 1967г.
9.O.Rule.Der Kampf mit den Panzrer auf Der ostlichen Front. Berlin. 1944
10. Журнал "Die Wehrmacht" №№ 11, 12-42, 4,6,9-43

К противотанковым заграждениям относятся:

а) минированные отдельные участки, полосы или сооружения;
б) искусственно созданные препятствия в виде земляных рвов, эскарпов, лесных завалов, надолб и т. п.;
в) разрушенные отдельные сооружения (мосты, дамбы, плотины, броды, дороги и т. п.).

Все эти препятствия создаются с целью задержать или совершенно исключить движение танков в определенных районах. Они возводятся преимущественно обороняющимся в предполье, на флангах оборонительной полосы и в самой оборонительной полосе.
Как в предполье, так и в оборонительной полосе эти препятствия прикрываются различными огневыми средствами: противотанковыми ружьями, пулеметами, противотанковыми пушками. Ряд препятствий, возведенных в предполье или на флангах обороняющегося, может быть заражен стойкими отравляющими веществами.

ИСКУССТВЕННЫЕ ПРОТИВОТАНКОВЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Трапецеидальный ров (рис. 125). Трапецеидальный, безбрустверный ров устраивается на ровной местности перед передним краем и внутри оборонительной полосы. Отсутствие бруствера позволяет

Рис.125. Ров без бруствера

легко маскировать ров под окружающую местность. Размеры зависят от того, против каких типов танков он применяется.
Брустверный ров (рис. 126).
Бруствер создает дополнительное сопротивление и позволяет делать ров несколько уже. Устраивается такой ров на пересеченной местности - в предполье и внутри оборонительной полосы. Без маскировки сетью ров легко может быть обнаружен.

Рис. 126. Ров с бруствером

Ров с обратным бруствером (рис. 127).
Насыпь, вынесенная вперед, создает дополнительное сопротивление: танк от удара о крутую насыпь теряет скорость и падает носом к основанию тыльного откоса рва.

Рис.127. Ров с обратным бруствером

Треугольный ров (рис. 128) устраивается на ровной местности.
Легко маскируется под окружающий фон. Танк при неудавшейся попытке преодолеть ров легко может уйти с препятствия задним ходом.

Рис.128. Треугольный ров

Эскарп (рис. 129).
Эскарп устраивается на холмистой местности на передних скатах. Эскарпирование может также применяться для увеличения крутизны берега реки, откосов, насыпей, выемок и т. п.

Рис.129. Эскарп

Контрэскарп (рис. 130).
Контрэскарп у страивается на холмистой местности на обратных скатах. Он имеет вид обрыва, затрудняющего спуск танка. Стенки эскарпов и контрэскарпов могут быть одеты бетоном, камнем или деревом, и тогда сопротивляемость их значительно увеличивается.

Рис.130. Контрэскарп

Ловушки (рис. 131).
Ловушки устраиваются на дорогах в виде ям размерами 4X3 1/2 метра и глубиною до 2 метров. Сверху яма покрывается накатником и жердями и тщательно маскируется. Прочность перекрытия рассчитывается на разрушение при наезде определенного груза.

Рис.131. Ловушка

Воронки (рис. 132).
Воронки устраивают в таких местах дороги, где затруднен или невозможен объезд (насыпи, выемки, болотистые участки). На дне воронок и вокруг них могут устраиваться фугасы - ловушки, тщательно замаскированные ветками, сучьями, травой и т. п.

Рис.132. Воронка

Завалы из деревьев (рис.133).
Завалы устраиваются на лесных дорогах или дорогах, обсаженных деревьями, в тех местах, где невозможен объезд. Завалы, как правило, оплетаются колючей проволокой, усиливаются фугасами, минами и иногда заражаются СОВ. В горах на дорогах устраиваются каменные завалы.

Рис.133. Завалы из деревьев

Противотанковый барьер (рис. 134 и 135).
Противотанковый барьер устраивается в лесу средней густоты, в котором толщина отдельных деревьев не менее 40-50 сантиметров. К деревьям на определенной высоте прикрепляются бревна диаметром в 25-28 сантиметров. Вместо бревен иногда могут применяться проволочные канаты, скрученные из 40-50 ниток колючей проволоки.
Деревянный барьер (рис. 136). Высота стенки делается различной в зависимости от типа танков, против которых барьер применяется. Такой барьер устраивается преимущественно на дорогах, в дефиле, оврагах и т. д. в виде деревянных стенок, преграждающих путь движения.
Надолбы (рис. 137). Надолбы делаются из бревен диаметром в 25-30 сантиметров. Бревна зарываются или забиваются в землю на глубину 11/2 - 2 метра в шахматном порядке, несколько наклонно вперед. Иногда перед надолбами могут устраиваться пороги. Надолбы могут устраиваться также из рельсов, железобетона и камня.

Рис.134. Противотанковый барьер из бревен

Рис.135. Противотанковый барьер из металлического каната

Рис.136. Деревянные барьеры на дороге

Рис.137. Надолбы

Рис.138. Противотанковые мины

Противотанковые мины (рис. 138). Мина представляет собою плоскую коробку, начиненную взрывчатыми веществами. Мина взрывается при наезде на нее гусеницей танка. От взрыва мины гусеница пробивается и танк останавливается. Мины бывают нажимного, электрического и дистанционного действия.

Мины нажимного действия взрываются обыкновенным запалом; мины дистанционного действия могут взрываться не в момент первого нажима (наезда), а с некоторым запозданием. Уложенные поперек дороги 2-3 мины могут быть соединены жердью, отчего при наезде танком происходит одновременный взрыв всех мин. Соединительная жердь и мины сверху присыпаются грунтом и тщательно маскируются. При благоприятных естественных условиях (наличие кустарника, высокой травы), когда к тому же ограничено время, мины могут не зарываться в землю, а разбрасываться по земле.

Минные поля могут устраиваться из одного, двух и более рядов мин, расположенных различным способом. Демаскирующими признаками минного поля являются: тропинки, протоптанные при укладке мин, пятна свежей земли, высохшей или помятой травы, бугорки в местах укладки мин при твердом грунте, случайно оставленные предметы и т. п.
Против плавающих танков могут устраиваться подводные заграждения: проволочные сети, надолбы, береговые эскарпы и мины.
В зимнее время противотанковые заграждения могут устраиваться из снега в виде снежных заборов высотой 1,2-1,5 метра и шириной 3-5 метров.

Великий украинский ров April 29th, 2014

Как вы помните в Донецкой области от России отгородились противотанковыми рвами вдоль всей сухопутной части украино-российской границы на территории Донецкой области – это порядка 180 км »на случай возможных противоправный действий».

Окопы роют от Азовского моря до границы с Луганским регионом (попадают такие населенные пункты, как Новоазовск, Успенка и т.д.). Здесь появились рвы глубиной порядка 2-3 метров, шириной 4 метра с насыпными валами от 1,5 до 2-х метров. Именно эти траншеи должны, по мнению председатель Донецкой ОГА Сергея Таруты, остановить пересечение техникой украинской границы.

«Мы с братом на выходных за собственные средства вырыли ров, шириной четыре метра, вдоль всего участка границы. Таким образом, любой транспорт или техника теперь может попасть в регион только через пункты пропуска », – заявил миллионер .

Давайте под катом на видео посмотрим несколько вариантов преодоления таких рвов в дополнении к первой фотографии:

Украинский же ров такой:

Не похоже конечно на те, показатели, которые заявлены в начале поста.

А вот можно вспомнить, что в 2011 году Министерство обороны Греции собиралось вырыть вдоль сухопутной границы с Турцией 120-километровый противотанковый ров глубиной семь и шириной в тридцать метров, пишет греческая газета «Вима» («Трибуна»).

Сооружение, которое обещало стать одним из самых грандиозных за всю историю страны, должно послужить сразу двум целям: затруднить продвижение турецких войск в случае возникновения войны и прекратить поток нелегальных иммигрантов, пересекающих греческую границу на пути из Турции в страны Евросоюза.

Кроме того, проект, в разработке и реализации которого участвуют гражданские специалисты, призван послужить и гражданским целям — ров может стать частью ирригационной системы приграничных областей.

Сооружение защитного рва уже началось: греки прокопали около 14 с половиной километров на северном участке границы. Копают землю исключительно солдаты, офицеры и гражданский персонал греческой армии. Финансируются работы также из оборонного бюджета.

А вот каким должен быть правильный ров:

Противотанковые рвы, пожалуй, самое известное среди москвичей и ленинградцев уходящего сейчас из жизни поколения, противотанковое заграждение начального периода Великой Отечественной войны (1941-45гг.)

В конце лета — начале осени 41-го года десятки тысяч горожан копали эти рвы. Миллионы кубометров грунта было вынуто, миллионы человеко-часов было затрачено на эти в общем-то бесполезные сооружения.

Дело в том, что трудоемкость отрывки 100 метров противотанкового рва составляет около 20-25 машино-часов экскаватора. Если перевести на ручной труд, то на 100 метров рва требуется 125 человеко-дней квалифицированных землекопов. Если устраивать ров взрывным способом, то на 100 метров рва требуется 40-50 человеко-часов и 2-3 машино-часа экскаватора плюс 1200-1600 кг. тротила.

И в то же время на устройство перехода через ров требуется от 3 минут (танковый мостоукладчик), до 5 человеко-часов труда землекопов. Взрывным способом переход устраивается за 30-40 минут.

История войны достаточно убедительно показала, что устройство многокилометровых ПТ рвов при огромных трудозатратах не обеспечивает сколько-нибудь серьезную задержку танков противника. Сам ПТ ров и его отрывку невозможно скрыть от противника, а следовательно, в своих боевых планах он будет учитывать наличие рва и предпримет соответствующие меры.

И все же совсем скидывать со счетов этот вид противотанкового препятствия не стоит. Он может сыграть некоторую роль в благоприятных условиях. Например, с помощью рва длиной 100-200 метров можно закрыть промежуток между болотом и рекой. Под противотанковый ров можно дооборудовать овраг, ручей или речку с крутыми берегами, канал.

Однако, чтобы ров выполнил свою роль, требуется выполнение определенных условий.

Глубина рва должна составлять не менее 2 метров, ширина не менее 5 метров. Стенка, обращенная в сторону противника должна иметь уклон 45-60 градусов, а противоположная 60-65 радусов. Более крутые стенки делать нецелесообразно, т.к. земля с крутых откосов будет осыпаться, облегчая противнику работы по преодолению рва. Высота брустверов должна быть не выше 0.5 метра и края брустверов обращеные в поле должны быть пологими шириной около 7 метров. Такие брстверы в некоторой степени маскируют ров при наблюдении местности с уровня приборов наблюдения механика-водителя. Края брустверов, обращенные ко рву должны быть крутыми, причем напольный бруствер должено отстоять от края рва не менее чем, на 1.5 метра, но не более 2 метров. Эти полтора-два метра как бы уширяют ров. Дело в том, что при попытке перепрыгнуть ров, отрыв гусениц танка от земли будет происходить не от края рва, а с расстояния 1.5-2 метра до края рва. Берма противополжного брствера делается шириной около 40-50 см. Это диктуется тем, чтобы грунт с бруствера не осыпался бы в ров.

Ширина рва по низу выбрана, исходя из того, что танк, попавший в такой ров, не может развернуться вдоль рва, подняться по откосу назад. Глубина в 2 метра в сочетании с шириной 2 метра исключает танку возможность пользоваться своим оружием.

Естественно, что ПТ ров должен быть прикрыт огнем противотанковых средств и огнем пулеметов или снайперов. Минирование ПТ минами допустимо только в противоположном бруствере, причем мины должны быть неизвлекаемые, иначе противник может использовать их для взрывных работ при устройстве перехода через ров. Исходный бруствер может минироваться ПП минами для затруднения работ саперов противника.

А в общем-то, в условиях современной войны ПТ ров нельзя считать серьезным ПТ препятствием. В танковом полку Российской Армии для преодоления подобных преград имеется три мостоукладчика типа МТУ, МТУ-20, МТ-55, МТУ-72, плюс четыре пролета механизированного моста ТММ. Итого семь мостов. Кроме того, в каждом танковом батальоне три танка имеют навесные танковые бульдозеры (всего 9 бульдозеров БТУ). Плюс в саперной роте имеется путепрокладчик БАТ-М или БАТ-2. С такими средствами ров для полка не помеха.

ДА, а вот кстати свеженький МТУ — 90:
http://infoglaz.ru/?p=47088

Противотанковый ров

Противотанковый ров с заросшими берегами и заполненный водой, как природный памятник прошлой войны тянулся с юго-западной части местности и обходя наш военный городок продолжался дальше на северо-восток, огибая подковой районный провинциальный городок. Рядом с ним и на прилегающих опушках леса остались тоже со времен войны заросшие травой и кустарниками капониры артиллерийских позиций и полуразрушенные ДОТы.
Когда-то здесь шли ожесточённейшие бои. Данный район входил в систему оборонительных сооружений Ржевского фронта. При производстве земляных работ по отрывке траншей под фундаменты зданий и наружные коммуникации строители постоянно натыкались на брошенные боеприпасы, гильзы и осколки снарядов и бомб. Следы былых сражений.
После того как пробуренная до глубины 95 метров скважина под основным зданием комплекса вместо нужного дебита 30 м3 пресной воды показала всего 5м3 соленой воды, гидрогеологи не на шутку встревожились, так как из – за них срывались работы по запуску системы кондиционирования технологической вентиляции и пусконаладочные работы инженерно-технического оборудования этого военного комплекса.
Рисковать соответственно больше они не захотели и определили с гарантией на основе гидрогеологических карт места будущих новых скважин в трех километрах от объекта. При этом совершенно не затруднили себя заботой, что водовод от скважины должен пересекать оставшийся после войны противотанковый ров, заполненный водой и труднопроходимое болото, заросшее кустарником шириной около километра. Это все стало нашей военных строителей заботой и проблемой.
Пробурив скважины, мы действительно убедились, что воды здесь тройной запас нужного качества.
Заложив подземные насосные станции, мы приступили к монтажу электролиний и прокладке подземного водопровода от объекта до насосных станций. Для прокладки водопровода через болото пригласили наиболее опытных экскаваторщиков. Но имеющиеся колесные и гусеничные экскаваторы по этому болоту пройти не могли. Болотных экскаваторов в нашем управлении не было.
Решили на открытых водных пространствах делать бревенчатые гати – настилы, а местные «Кулибины» установили на болты на траки гусениц экскаватора куски металлического швеллера длиной до одного метра., тем самым, расширив гусеницы, чтобы увеличить площадь опоры. Неудобство заключалось в том, что эти швеллеры наматывали на себя растительность и хворост, а иногда попадая на твердые пни или камни загибались. Но это были наши издержки, с которыми, как могли боролись
Однажды утром подходит подполковник Кустов С.М. начальник ПТО УНР механизации и пригласил меня на трассу водопровода.
- Болото, Петрович, с горем пополам прошли, теперь надо пересечь противотанковый ров.
- Отлично Сергей Михайлович, глядишь, и вправду уложимся в установленный срок. А какие у тебя проблемы по пересечению противотанкового рва. В войну его рыли руками полуголодные тысячи женщин, стариков и даже детей, а у нас мощная техника.
- Петрович, поехали и все посмотрим на месте. Ров же шириной около пяти метров и глубиной тоже наверное метра четыре будет. Нужно принять решение. Он же до краев наполнен водой. Это теперь, как искусственная река.
В назначенное время, рано утром мы выехали на место пересечения водопровода с противотанковым рвом. Погода была прекрасная. Экскаватор Э-652 -«Драгляйн» уже вплотную подошел ко рву. По берегам рва, как воробьи на проводах, сидели местные жители и дети с удочками и ловили белых и золотистых карасиков величиной с ладонь. Ров, недалеко от места пересечения с водопроводом был перекрыт искусственной земляной плотиной, которая одновременно являлась и переездом для конного и колесного транспорта с одного берега на другой с небольшой трубой для водосброса паводковых и дождевых вод.
- Ну теперь видишь на месте всю картину. Сказал Сергей Михайлович.
- Да. И что ты, Сергей Михайлович, предлагаешь? – спросил я.
- А, что Петрович тут предлагать. Подгоним экскаватор разберем эту колхозную плотину, спустим воду из рва и бульдозером сделаем спуски, как для прохода танков. Экскаватор пророет траншею, уложим с опрессовкой трубы и зароем траншею.
- Сергей Михайлович! Ты варвар! Мы должны вести работы с учетом экологических особенностей местности.
- Не понимаю тебя. Мне что, сюда вызывать отряд для подводных работ? Где ты найдешь денежки для их оплаты?. У них расценки не соскучишься.
- Сергей! Но мы же не можем себе позволить спустить этот искусственный водоем длиной около двух километров, которым теперь пользуются жители близлежащих деревень. Да, когда-то это был военный противотанковый ров, а теперь он превратился в искусственный водоем на радость окружающим людям и кроме того, если хочешь, стал священным памятником войны. О войне люди уже забывают. Ну и пусть этот ров им служит во все века для жизни и памяти.
- Петрович! Мы с тобой инженеры. Водопровод проложить надо. Воду из рва спускать нельзя. Подводников у нас нет. Ты, кроме философии скажи: «Как будем переходить водопроводом этот заполненный водой ров»!
- Сергей Михайлович! Я из чисто человеческих гуманных побуждений предлагаю воду из всего рва не спускать. Подгоняй свой Драгляйн с навесным ковшом и пересыпай ров новой плотиной недалеко от места перехода. И насыпай, накую же плотину, как старая колхозная, чтобы по ней могли проезжать повозки и колесная техника. А затем перегони экскаватор ниже к старой плотине и разбери ее. Спустим этот тридцатиметровый участок рва между плотинами. Ущерб, нанесенный нами экологии будет нулевой. Весной и дождями ров снова пополниться на радость местной детворе.
- Жалостливый, ты Петрович мужик. Но, пожалуй здесь ты прав. Так и сделаем.
- Когда будешь переходить противотанковый ров?
- Сейчас сделаем разбивку, подвезем материалы и сбросную трубу на новую плотину и приступим. Сегодня вечером думаю ров перейдем.
- Ты держи меня в курсе дела.
После обеда Сергей Михайлович прислал мне с попутной машиной записку, сотовых телефонов тогда не было, в которой проинформировал меня, что переходить ров будут во вторую смену, и чтобы и подослал щебня и рабочих для укладки сбросной трубы, и если можно, что-нибудь ребятам перекусить вечером из столовой отряда
В конце рабочего дня, я не выдержал и на машине с материалами и рабочими выехал сам на место работы. То, что я застал, походило на перекрытие реки, солдатский бивуак и ловлю рыбы невиданным раньше способом при помощи экскаватора. Бульдозер и экскаватор с рычанием заканчивали новую плотину. Старая плотина уже была наполовину разрушена и вода с шумом вытекала в этот проем.
Но перед провалом заблаговременно бала установлена преграда из панцирных солдатских кроватей и плетеная сетка, в которую набивались блестящие караси и два военных строителя их собирали в ведра. В стороне на лугу под кустом рябины горел костер и по запаху я понял, что варилась первая уха. Рядом с костром находился повар сержант и довольный до ушей Сергей Михайлович.
Он очень обрадовался моему приезду: -Я знал, что ты не выдержишь и приедешь.
- Точно не выдержал.
- А ужин ребятам привез?
- Конечно, Сергей Михайлович.
- Ну, мы кое-чего сами припасли для такого торжественного момента, как преодоление противотанкового рва.

Первым тостом здесь же возле костра при свете вечернего заката мы вспомнили тех, кто воздвигал этот ров и защищал здесь до последнего дыхания нашу свободу и страну в суровые годы войны.
Второй тост мы подняли, глядя на уже, появившиеся на небе звезды за наших людей и сегодняшние дела по укреплению и защите Отечества.

Приведу несколько фотографий, можно сказать эксклюзивных, на тему противотанковых рвов и обороны Ростова-на-Дону в июле 1942 года, а к фотографиям добавлю выдержку из книги Вилли Кубека "Передовой отряд смерти. Фронтовой дневник разведчика Вермахта 1942–1945"

"22 июля 1942 г.
Постовой будит моего водителя и водителя заднего хода еще в 3 часа утра. Оба готовят бронемашину к поездке.
Я поднимаюсь в 5 утра, приношу кофе, наскоро вытираю пыль с вооружения, потом мы завтракаем.
Ждем приказа следовать дальше. Тем временем раздают почту, и я сажусь черкнуть несколько строчек домой. В конце концов, уже в 9.45 снимаемся с места. Сегодня тоже пыльно, но не так, как вчера.
Сотни единиц техники нашей 13-й дивизии следуют вплотную друг к другу, временами по дороге в одном и том же направлении следует до 3 колонн техники. Несколько сотен метров тащимся, потом стоим, потом снова трогаемся и, чуть проехав, опять стоим. Над нами гудят наши бомбардировщики.
Вокруг ни единого села, только поросшие высокой травой поля, усеянные невысокими холмиками.
Проехав всего ничего, останавливаемся. Причем надолго. Неописуемое зрелище: впереди видим длинный противотанковый ров, где сосредоточился противник. Перед ним в балке затаились несколько наших бронемашин в полной боевой готовности.
Наши машины трогаются с места и направляются к позициям врага. Часть техники следует прямо через противотанковый ров, остальные - вдоль позиций противника. Наша артиллерия и танки ведут по неприятелю ураганный огонь, русские не отвечают.

Немецкий танк преодолевает противотанковый ров под Ростовом, июль 1942 года. Кадр из газеты "Munchner Illustrierte"

На стрелках часов 12.00. Следующие впереди нас колонны переваливают через противотанковый ров. Внезапно единственное орудие русских выпускает по нам с десяток снарядов. Останавливаемся и выжидаем.
Все колонны впереди нас, в том числе и дивизия СС «Викинг», трогаются с места и следуют дальше. Наконец, доходит очередь и до нас. Но едва мы одолели 5 километров, как двигатель нашей бронемашины снова перегрелся - не хочет тянуть, и точка! Сворачиваем налево и останавливаемся. Хайн снимает топливный насос. Мимо нас движутся 3 колонны и еще войска на гужевом транспорте.


С понурым видом навстречу тянутся колонны русских пленных, как правило, группами в два десятка человек, на них никто не обращает внимания.


Советские солдаты сдаются в плен солдатам дивизии СС "Викинг", июль 1942 года, окрестности Ростова-на-Дону. Альтштадт, фотограф 5-ого взвода военных корреспондентов СС

К 18 часам мы снова трогаемся с места, теперь приходится все время обгонять другие колонны.
Проехав 1 километр, добираемся до противотанкового рва и переезжаем его.
Вся дорога на этом участке в воронках от авиабомб и снарядов. К 20 часам нагоняем наше противотанковое подразделение, а потом и обгоняем его.


Солдаты штурмового отряда отдыхают после боя на дне противотанкового рва, июль 1942 года, окрестности Ростова-на-Дону. Гримм, фотограф роты пропаганды (Propagandakompanie)

В конце концов мы оказываемся со своей ротой, расположившейся на окраине села прямо в поле. Тут же ужинаем, кормят рыбой, выдают и сливочное масло. Спим на земле прямо у нашей бронемашины."

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!