Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Почему курильские острова так важны для россии. Проблема принадлежности Курильских островов

В 2012 году безвизовый обмен между Южными Курилами и Японией начнется 24 апреля.

2 февраля 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР Курильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи были включены в состав СССР.

8 сентября 1951 года на международной конференции в Сан-Франциско был заключен мирный договор между Японией и 48 странами-участницами антифашистской коалиции, по которому Япония отказалась от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и Сахалин. Советская делегация не подписала этот договор, сославшись на то, что рассматривает его как сепаратную договоренность между правительствами США и Японии. С точки зрения договорного права вопрос о принадлежности Южных Курил остался неопределенным. Курилы перестали быть японскими, но не стали советскими. Использовав это обстоятельство, Япония в 1955 году предъявила СССР претензии на все Курильские острова и южную часть Сахалина. В результате двухлетних переговоров между СССР и Японией позиции сторон сблизились: Япония ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.

19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. В ней, в частности, советское правительство согласилось на передачу Японии после заключения мирного договора островов Хабомаи и Шикотан.

После заключения в 1960 году японо-американского договора о безопасности СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года. Во времена "холодной войны" Москва не признавала существования территориальной проблемы между двумя странами. Наличие этой проблемы впервые было зафиксировано в Совместном заявлении 1991 года, подписанном по итогам визита президента СССР в Токио.

В 1993 году в Токио президентом России и премьер-министром Японии была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где было зафиксировано согласие сторон продолжить переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности упомянутых выше островов.

В последние годы в целях создания на переговорах атмосферы, способствующей поиску взаимоприемлемых решений, стороны уделяют большое внимание налаживанию практического российско-японского взаимодействия и сотрудничества в районе островов.

В 1992 году на основании межправительственной договоренности между жителями российских Южных Курил и Японией. Поездки осуществляются по национальному паспорту со специальным вкладышем, без виз.

В сентябре 1999 года началась реализация договоренности о максимально облегченной процедуре посещений островов их бывшими жителями из числа японских граждан и членов их семей.

Осуществляется сотрудничество в рыбохозяйственной сфере на основе действующего российско-японского Соглашения по рыболовству у южных Курил от 21 февраля 1998 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Россия может поставить под вопрос промысел японскими рыбаками в районе Южных Курил в случае дальнейших нарушений правил промысла со стороны Японии, заявляет российский МИД.

Курильские острова - цепь вулканических островов между полуостровом Камчатка и островом Хоккайдо (Япония), отделяют Охотское море от Тихого океана. Состоят из двух параллельных гряд островов - Большой Курильской и Малой Курильской. Первые сведения о Курильских островах сообщил русский землепроходец В.В. Атласов.

В 1745 году большая часть Курильских островов была нанесена на "Генеральную карту Российской империи" в Академическом атласе.

В 70-х годах XVIII века на Курилах существовали постоянные русские поселения под начальством иркутского мещанина Василия Звездочетова. На карте 1809 года Курилы и Камчатка приписывались к Иркутской губернии. В XVIII веке мирная колонизация россиянами Сахалина, Курил и северо-востока Хоккайдо, в основном, завершилась.

Параллельно с освоением Курил Россией шло продвижение японцев на Северные Курилы. Отражая японский натиск, Россия в 1795 году построила укрепленную военную стоянку на острове Уруп.

К 1804 году на Курилах фактически сложилось двоевластие: на Северных Курилах сильнее ощущалось влияние России, на Южных - Японии. Но формально все Курилы по-прежнему принадлежали России.

7 февраля 1855 года был подписан первый русско-японский договор - Трактат о торговле и границах. Он провозгласил отношения мира и дружбы между двумя странами, открыл для российских судов три японских порта и установил границу в районе Южных Курил между островами Уруп и Итуруп.

В 1875 году Россия подписала русско-японский договор, согласно которому она уступала Японии 18 Курильских островов. Япония в свою очередь признала остров Сахалин полностью принадлежащим России.

С 1875 по 1945 года Курильские острова находились под управлением Японии.

11 февраля 1945 года между руководителями Советского Союза, США и Великобритании - И. Сталиным, Ф. Рузвельтом, У. Черчиллем было подписано соглашение, согласно которому после окончании войны против Японии Курильские острова должны быть переданы Советскому Союзу.

2 сентября 1945 года Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции, приняв условия Потсдамской декларации 1945 года, по которой ее суверенитет был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага. Острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отходили Советскому Союзу.

2 февраля 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР Курильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи были включены в состав СССР.

8 сентября 1951 года на международной конференции в Сан-Франциско был заключен мирный договор между Японией и 48 странами-участницами антифашистской коалиции, по которому Япония отказалась от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и Сахалин. Советская делегация не подписала этот договор, сославшись на то, что рассматривает его как сепаратную договоренность между правительствами США и Японии. С точки зрения договорного права вопрос о принадлежности Южных Курил остался неопределенным. Курилы перестали быть японскими, но не стали советскими. Использовав это обстоятельство, Япония в 1955 году предъявила СССР претензии на все Курильские острова и южную часть Сахалина. В результате двухлетних переговоров между СССР и Японией позиции сторон сблизились: Япония ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.

19 октября 1956 года в Москве подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. В ней, в частности, советское правительство согласилось на передачу Японии после заключения мирного договора островов Хабомаи и Шикотан.

После заключения в 1960 году японо-американского договора о безопасности СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года.

Во времена "холодной войны" Москва не признавала существования территориальной проблемы между двумя странами. Наличие этой проблемы впервые было зафиксировано в Совместном заявлении 1991 года, подписанном по итогам визита Президента СССР в Токио.

Японская сторона выдвигает претензии на южные Курильские острова, мотивируя их ссылками на российско-японский Трактат о торговле и границах 1855 года, по которому указанные острова были признаны японскими, а также на то, что эти территории не входят в состав Курильских островов, от которых Япония отказалась по Сан-Францисскому мирному договору 1951 года.

В 1993 году в Токио президентом России и премьер-министром Японии была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где было зафиксировано согласие сторон продолжить переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности упомянутых выше островов.

В последние годы в целях создания на переговорах атмосферы, способствующей поиску взаимоприемлемых решений, стороны уделяют большое внимание налаживанию практического российско-японского взаимодействия и сотрудничества в районе островов. Одним из результатов такой работы стало начало реализации в сентябре 1999 года договоренности о максимально облегченной процедуре посещений островов их бывшими жителями из числа японских граждан и членов их семей. Осуществляется сотрудничество в рыбохозяйственной сфере на основе действующего российско-японского Соглашения по рыболовству у южных Курил от 21 февраля 1998 года.

Позиция российской стороны по вопросу о пограничном размежевании состоит в том, что южные Курильские острова перешли к нашей стране по итогам Второй мировой войны на законном основании в соответствии с договоренностями союзных держав (Ялтинское соглашение от 11 февраля 1945 г., Потсдамская декларация от 26 июля 1945 г.). Подтверждая приверженность ранее достигнутым договоренностям о проведении переговоров по мирному договору, включая вопрос о пограничном размежевании, российская сторона подчеркивает, что решение этой проблемы должно быть взаимоприемлемым, не наносить ущерба суверенитету и национальным интересам России, получить поддержку общественности и парламентов обеих стран.

На границе Тихого океана и его Охотского моря, расположен между островом Хоккайдо (Япония) и полуостровом Камчатка; территория России (Сахалинская область). Включает более 30 относительно крупных островов, множество мелких островов и отдельный скал. Общая площадь 15,6 тысяч км. Состоит из двух параллельных гряд островов (представляющих собой вершины мощных подводных хребтов) - Большой Курильской гряды, вытянутой на 1200 км, и окаймляющей её южную оконечность с востока Малой Курильской гряды (120 км), разделённых Южно-Курильским проливом. Северным продолжением Малой Курильской гряды является подводный хребет Витязь. Курильские острова разделены Курильскими проливами. Глубокие проливы - Крузенштерна и Буссоль делят Большую гряду на 3 группы островов: северную (острова Шумшу, Атласова, Парамушир, Маканруши, Авось, Онекотан, Харимкотан, Чиринкотан, Экарма, Шиашкотан, группа скал Ловушки), среднюю (острова Райкоке, Матуа, Расшуа, группы островов Среднего и Ушишир, Кетой, Симушир) и южную (острова Броутона, Чёрные Братья, Уруп, Итуруп - самый крупный из Курильских островов, Кунашир). Малая Курильская гряда включает 6 островов (Шикотан, Полонского, Зелёный, Юрий, Анучина, Танфильева) и 2 группы скал. Берега Курильских островов главным образом обрывистые или террасированные, на перешейках - низкие песчаные. Хорошо укрытых бухт мало.

Рельеф и геологическое строение. На Курильских островах преобладает низко- и среднегорный рельеф (высота от 500 до 1300 м, максимальная - 2339 м, вулкан Алаид). Вблизи вершины этого вулкана расположен небольшой ледник, уникальный для Курильских островов. Равнинны только остров Шумшу и большая часть островов Малой Курильской гряды (высота до 412 м на острове Шикотан). Всего на Курильских островах насчитывается свыше 100 наземных вулканов, из которых около 30 относят к действующим. Наиболее активны вулканы Алаид (за последние 200 лет 9 извержений), Сарычева вулкан, Фусса. Меньшую активность проявляют: Севергина вулкан, Синарка, Райкоке, Кудрявый, Эбеко, Немо, Кунтоминтар, Экарма, Палласа, Менделеева вулкан. Выделяется 5 основных морфогенетических типов рельефа: вулканический наземный, эрозионно-денудационный, морской (абразионный и аккумулятивный), сейсмотектонический и эоловый. На большинстве островов представлен вулканический наземный рельеф с одиночными вулканическими конусами, вулканическими хребтами и массивами, соединёнными намытыми перешейками. В прибрежной части островов выделяется 6-7 уровней морских террас (высота от 2-3 м до 200 м). Вулканические массивы и морские террасы отпрепарированы и расчленены эрозионно-денудационными процессами, интенсивность и глубина действия которых зависят от длительности этапа наземного развития. Эоловый и сейсмотектонический типы рельефа на островах имеют подчинённое значение. В среднем и позднем плейстоцене Курильские острова подверглись двум оледенениям. Предполагается, что в периоды максимального развития оледенений, когда уровень Мирового океана сильно понижался, острова Парамушир и Шумшу составляли единое целое с Камчаткой, а Кунашир и острова Малой Курильской гряды соединялись с Сахалином, Хоккайдо и материком.

Курильские острова представляют собой типичный островодужный вулканический пояс, сформировавшийся над зоной поддвига (субдукции) Тихоокеанской литосферной плиты в Курило-Камчатском глубоководном жёлобе. Большая Курильская гряда сложена комплексом олигоцен-четвертичных вулканогенных и вулканогенно-обломочных пород (состав от базальтов до риолитов при преобладании андезитов). Малая Курильская гряда образована в основном верхнемеловыми и палеоценовыми вулканогенно-обломочными породами андезитобазальтового состава подводного происхождения, которые слабо деформированы и перекрыты плиоцен-четвертичными наземными лавами. Современный наземный вулканизм проявляется только на Большой Курильской гряде. Курильские острова и прилегающая часть дна Тихого океана - зона интенсивной сейсмичности и высокой цунамиопасности. Сильные землетрясения произошли в 1958 (магнитуда 8,3; вызвало цунами), 1963 (8,5), 2002 (7,3), 2006 (8,3), 2007 (8,1), 2009 (7,4). Известны месторождения серы (Новое на острове Итуруп), термальных вод, рудопроявления ртути, меди, олова, золота.

Климат. На Курильских островах климат умеренный морской, холодный. Основное влияние на него оказывают барические системы, формирующиеся над холодными водами северной части Тихого океана, Охотского моря и холодного Курильского течения. Над южной группой островов в ослабленном виде проявляются черты муссонной циркуляции атмосферы, в частности действие зимнего азиатского антициклона. Теплообеспеченность ландшафтов Курильских островов в два-три раза ниже, чем на соответствующих широтах в центральной части материка. Средние зимние температуры на всех островах примерно одинаковы и составляют от -5 до -7°С. В течение зимы часто наблюдаются оттепели, длительные сильные снегопады и метели, постоянная облачность. Летние температуры изменяются от 16°С на юге до 10°С на севере. Один из основных факторов, определяющих летние температуры, - характер гидрологической циркуляции в прибрежных водах. Вблизи островов северной и средней групп даже в августе температура прибрежных вод не превышает 5-6°С, поэтому для этих островов характерны самые низкие в Северном полушарии (на соответствующих широтах) летние температуры воздуха. В течение года на островах выпадает до 1000-1400 мм осадков, относительно равномерно распределённых по сезонам. Увлажнение повсеместно избыточное, на юге осадки превышают испарение почти на 400 мм. Среднемесячная влажность воздуха во второй половине лета достигает 90-97%, что обусловливает частые плотные туманы. В это же время Курильские острова находятся под воздействием тропических циклонов (иногда - тайфунов), сопровождающихся обильными осадками.

Поверхностные воды . На крупных островах много рек и ручьёв, что объясняется значительным количеством осадков, большой влажностью воздуха, горным характером рельефа, способствующим энергичному стоку и образованию долин. Вода в некоторых водотоках минерализована. Часто встречаются минерализованные источники разной температуры. Малые острова-вулканы часто бывают безводны. Много небольших озёр, в том числе вулканических (кратерные, сольфатарные, лавоподпрудные), лагунных, старичных и др. Невысокие плоские острова Малой Курильской гряды сильно заболочены.

Типы ландшафтов. Характерная черта ландшафтов Курильских островов - небольшое число видов-доминантов в фитоценозах. Всего в составе флоры обнаружено 1367 видов растений, однако широко распространены не более 100 видов, а растений, которые создают основной фон в ландшафтах, насчитывается не более 20 видов. Почвы на островах преимущественно вулканические, дерновые и аллювиальные, под лесами - слабоподзолистые. Значительная протяжённость островной гряды с севера на юг обусловливает выделение в её пределах нескольких ландшафтных зон, связанных с различной теплообеспеченностью.

В северной группе островов сформированы стланиково-тундровые ландшафты, суровый климат определяет их достаточно простую структуру. Нижние части склонов заняты труднопроходимыми зарослями ольхового и кедрового стланика, выше 300-400 м они сменяются верещатниковыми тундрами из мелких низких кустарничков (шикша, толокнянка альпийская, голубика, рододендрон золотистый и др.), на вершинных поверхностях вулканических хребтов среди скал представлены фрагменты горно-тундровых сообществ. Исключение составляет сильно заболоченный остров Шумшу. Большинство островов средней группы находится в зоне распространения каменноберёзовых лесов. Каменная берёза - единственный из древесных видов, способных выдержать суровые климатические условия этой части Курильских островов.

Южная группа островов относится к зоне смешанных хвойно-широколиственных лесов. Лесистость острова Итуруп составляет 80%, острова Кунашир - 61%. Более тёплый климат обусловливает здесь формирование необычной растительности: первый ярус образуют темнохвойные породы (пихта сахалинская и ель аянская), второй - теплолюбивые широколиственные виды (дубы, ильмы, ясень, диморфант и др.), подлесок формируют плотные заросли субтропического бамбука. На острове Кунашир в таких лесах обнаружены даже магнолия и бархатное дерево. Подобное сочетание встречается на Земле только на нескольких островах северной части Тихого океана. Ландшафты широколиственных и смешанных лесов занимают обычно нижние части склонов вулканических хребтов (до 400 м), выше - темнохвойная елово-пихтовая тайга, сменяющаяся сначала каменноберёзовыми лесами, затем - стлаником и верещатниковыми тундрами. На вершинах вулканов (высота более 1000 м) преобладает разреженная растительность гольцов с многочисленными скальными обнажениями. На морских террасах распространены злаково-разнотравные луга и заросли бамбука. По долинам рек, в нижних частях склонов, где почвы обеспечены питательными веществами и влагой, характерны заросли крупнотравья, состоящего из гречихи сахалинской, шеломайника, дудника медвежьего и др. На месте сведённых лесов обычно образуются монодоминантные бамбучники - сплошные и почти непроходимые заросли бамбука, достигающие 4-метровой высоты.

Ландшафты побережья Охотского моря южной группы островов значительно богаче по биоразнообразию, чем ландшафты тихоокеанского побережья. Это объясняется отепляющим влиянием течения Сойя, которое значительно смягчает климат западного побережья.

Состояние окружающей среды и охраняемые природные территории. Природа Курильских островов в целом незначительно изменена. Современные антропогенные нарушения локализованы вблизи немногочисленных населённых пунктов. Имеются старые разработки полезных ископаемых (серы и др.). На большинстве островов постоянное население отсутствует.

Уникальность островной природы (наложение ареалов бореальных и субтропических видов флоры и фауны, крупные скопления морских млекопитающих и колониальных птиц, активный вулканизм) обусловила довольно развитую сеть охраняемых природных территорий. Организованы Курильский заповедник, федеральный заказник Малые Курилы, региональные заказники Островной (остров Итуруп) и Бухта Кратерная (остров Янкича в средней группе островов); 15 региональных и местных памятников природы. Крупные города - Северо-Курильск, Курильск.

Лит.: Южные Курильские острова. Южно-Сахалинск, 1992; Растительный и животный мир Курильских островов. Владивосток, 2002; Справочник по физической географии Сахалинской области. Южно-Сахалинск, 2003; Атлас Курильских островов. М.; Владивосток, 2009.

Заявление премьер-министра Японии Синдзо Абэ о намерении разрешить территориальный спор по поводу Курильских островов и вновь привлекло внимание широкой общественности к так называемой «проблеме Южных Курил» или «северных территорий».

Громкое заявление Синдзо Абэ, однако, не содержит главного — оригинального решения, которое могло бы устроить обе стороны.

Земля айнов

Спор вокруг Южных Курил своими корнями уходит в XVII век, когда ни русских, ни японцев на Курильских островах ещё не было.

Коренным населением островов можно считать айнов — народность, о происхождении которой учёные спорят и по сей день. Айны, некогда населявшие не только Курилы, но и все Японские острова, а также низовья Амура, Сахалин и юг Камчатки, сегодня превратились в малую народность. В Японии, по официальным данным, насчитывается около 25 тысяч айнов, а в России их осталось чуть более ста человек.

Первые упоминания об островах в японских источниках датируются 1635 годом, в российских — 1644 годом.

В 1711 году отряд камчатских казаков под руководством Данилы Анциферова и Ивана Козыревского впервые высадился на самом северном острове Шумшу, разбив здесь отряд местных айнов.

Всё больше активности на Курилах проявляли и японцы, однако никакой лини разграничения и никаких договорённостей между странами не существовало.

Курилы — вам, Сахалин нам

В 1855 году был подписан Симодский трактат о торговле и границах между Россией и Японией. Этот документ впервые определил границу владений двух стран на Курилах — она прошла между островами Итуруп и Уруп.

Таким образом, под властью японского императора оказались острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи, то есть те самые территории, вокруг которых идёт сегодня спор.

Именно день заключения Симодского трактата, 7 февраля, объявлен в Японии так называемым «Днём северных территорий».

Отношения между двумя странами были достаточно хорошими, однако их портил «сахалинский вопрос». Дело в том, что на южную часть этого острова претендовали японцы.

В 1875 году в Санкт-Петербурге был подписан новый договор, согласно которому Япония отказывалась от всех притязаний на Сахалин в обмен на Курильские острова — и Южные, и Северные.

Пожалуй, именно после заключения договора 1875 года отношения между двумя странами развивались наиболее гармонично.

Непомерные аппетиты Страны восходящего солнца

Гармония в международных делах, однако, штука хрупкая. Япония, вышедшая из многовековой самоизоляции, стремительно развивалась, а вместе с тем росли и амбиции. Территориальные претензии у Страны восходящего солнца возникли едва ли не ко всем соседям, в том числе и к России.

Это вылилось в Русско-японскую войну 1904- 1905 годов, завершившуюся для России унизительным поражением. И хотя русской дипломатии удалось смягчить последствия военной неудачи, но, тем не менее, в соответствии с Портсмутским договором, Россия утратила контроль не только над Курилами, но и над Южным Сахалином.

Такое положение вещей не устраивало не только царскую Россию, но и Советский Союз. Однако изменить ситуацию в середине 1920-х было невозможно, следствием чего стало подписание в 1925 году Пекинского договора между СССР и Японией, по которому Советский Союз признавал сложившееся положение вещей, но отказывался признать «политическую ответственность» за Портсмутский договор.

В последующие годы отношения между Советским Союзом и Японией колебались на грани войны. Аппетиты Японии росли и стали распространяться и на континентальные территории СССР. Правда, поражения японцев на озере Хасан в 1938 году и на Халхин-Голе в 1939 году заставили официальный Токио несколько сбавить обороты.

Однако «японская угроза» так и провисела дамокловым мечом над СССР во время Великой Отечественной войны.

Месть за старые обиды

К 1945 году тон японских политиков в отношении СССР изменился. О новых территориальных приобретениях речи не шло — японскую сторону вполне устроило бы сохранение существующего порядка вещей.

Но СССР дал обязательство Великобритании и США, что вступит в войну с Японией не позднее, чем через три месяца после окончания войны в Европе.

Оснований жалеть Японию у советского руководства не было никаких — уж слишком агрессивно и вызывающе вёл себя Токио в отношении СССР в 1920- 1930-х годах. Да и обиды начала века вовсе не были забыты.

8 августа 1945 года Советский Союз объявил войну Японии. Это был самый настоящий блицкриг — миллионная японская Квантунская армия в Манчжурии была наголову разбита в считанные дни.

18 августа советские войска начали Курильскую десантную операцию, целью которой было овладение Курильскими островами. Ожесточённые бои развернулись за остров Шумшу — это было единственное сражение скоротечной войны, в котором потери советских войск оказались выше, чем у противника. Тем не менее, 23 августа командующий японскими войсками на Северных Курилах генерал-лейтенант Фусаки Цуцуми капитулировал.

Падение Шумшу стало ключевым событием Курильской операции — в дальнейшем занятие островов, на которых находились японские гарнизоны, превратилось в принятие их капитуляции.

Курильские острова. Фото: www.russianlook.com

Взяли Курилы, могли взять и Хоккайдо

22 августа главком Советских войск на Дальнем Востоке маршал Александр Василевский , не дожидаясь падения Шумшу, отдаёт приказ войскам занять Южные Курилы. Советское командование действует по плану — война продолжается, противник не капитулировал полностью, значит, следует двигаться дальше.

Первоначальные военные планы СССР были куда шире — советские подразделения были готовы к высадке на остров Хоккайдо, который должен был стать советской зоной оккупации. Как бы развивалась в этом случае дальнейшая история Японии, остаётся только гадать. Но в итоге Василевский получил приказ из Москвы — десантную операцию на Хоккайдо отменить.

Непогода несколько задержала действия советских войск на Южных Курилах, однако к 1 сентября Итуруп, Кунашир и Шикотан перешли под их контроль. Группа островов Хабомаи была полностью взята под контроль 2- 4 сентября 1945 года, то есть уже после капитуляции Японии. Боёв в этот период не было — японские солдаты безропотно сдавались в плен.

Итак, по окончании Второй Мировой войны Япония была полностью оккупирована союзными державами, причём основные территории страны попали под контроль США.


Курильские острова. Фото: Shutterstock.com

29 января 1946 года Меморандумом № 677 Главнокомандующего Союзных Держав генералом Дугласом Макартуром из территории Японии были исключены Курильские острова (острова Тисима), группа островов Хабомаи (Хабомадзе) и остров Сикотан.

2 февраля 1946 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР на этих территориях была образована Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края РСФСР, которая 2 января 1947 года вошла в состав новообразованной Сахалинской области в составе РСФСР.

Таким образом, де-факто Южный Сахалин и Курильские острова перешли к России.

Почему СССР не подписал мирный договор с Японией

Однако эти территориальные изменения не были официально закреплены договором между двумя странами. А политическая ситуация в мире изменилась, и вчерашний союзник СССР Соединённые Штаты превратился в ближайшего друга и союзника Японии, в связи с чем не был заинтересован ни в урегулировании советско-японских отношений, ни в решении территориального вопроса между двумя странами.

В 1951 году в Сан-Франциско был заключён мирный договор между Японией и странами антигитлеровской коалиции, который СССР не подписал.

Причиной тому явился пересмотр США прежних договорённостей с СССР, достигнутых в Ялтинском соглашении 1945 года, — теперь официальный Вашингтон полагал, что Советский Союз не имеет прав не только на Курилы, но и на Южный Сахалин. Во всяком случае, именно такая резолюция была принята Сенатом США во время обсуждения договора.

Тем не менее, в итоговом варианте Сан-Францисского договора Япония отказывается от прав на Южный Сахалин и Курильские острова. Но и здесь закавыка — официальный Токио и тогда, и сейчас заявляет, что не считает, что Хабомаи, Кунашир, Итуруп и Шикотан являются частью Курил.

То есть, японцы уверены — от Южного Сахалина они действительно отреклись, а вот от «северных территорий» никогда не отказывались.

Советский Союз отказался подписывать мирный договор не только из-за неурегулированности своих территориальных споров с Японией, но и из-за того, что он никак не разрешал аналогичных споров между Японией и тогдашним союзником СССР - Китаем.

Компромисс погубил Вашингтон

Лишь спустя ещё пять лет, в 1956 году, была подписана советско-японская декларация о прекращении состояния войны, которая и должна была стать прологом к заключению мирного договора.

Был озвучено и компромиссное решение — Японии будут возвращены острова Хабомаи и Шикотан в обмен на безоговорочное признание суверенитета СССР над всеми остальными спорными территориями. Но случиться это могло только после заключения мирного договора.

На самом деле Японию эти условия устраивали вполне, однако тут в дело вмешалась «третья сила». Соединённые Штаты совершенно не радовала перспектива налаживания отношений между СССР и Японией. Территориальная проблема выступала отличным клином, вбитым между Москвой и Токио, и её разрешение Вашингтон считал делом крайне нежелательным.

Японским властям было объявлено — в случае достижения компромисса с СССР по «курильской проблеме» на условиях дележа островов США оставят под своим суверенитетом остров Окинава и весь архипелаг Рюкю.

Угроза была поистине страшной для японцев — речь шла о территории с более чем миллионным населением, имеющей важнейшее историческое значение для Японии.

В результате возможный компромисс по вопросу Южных Курил растаял, как дым, а вместе с ним и перспектива заключения полноценного мирного договора.

К слову, контроль над Окинавой окончательно перешёл к Японии лишь в 1972 году. При этом 18 процентов территории острова и по сей день занимают американские военные базы.

Полный тупик

По сути дела, никакого продвижения в территориальном споре с 1956 года не произошло. В советский период, не достигнув компромисса, СССР пришёл к тактике полного отрицания какого-либо спора в принципе.

В постсоветский период у Японии затеплилась надежда, что щедрый на подарки президент РФ Борис Ельцин отдаст-таки «северные территории». Тем более, что подобное решение считали справедливым весьма заметные фигуры в России — к примеру, нобелевский лауреат Александр Солженицын.

Возможно, в этот момент японская сторона допустила ошибку, вместо компромиссных вариантов вроде того, что обсуждался в 1956 году, став настаивать на передаче всех спорных островов.

Но в России маятник уже пошёл в другую сторону, и те, кто считает невозможной передачу даже одного острова, сегодня звучат значительно громче.

И для Японии, и для России «курильский вопрос» за прошедшие десятилетия стал делом принципа. И российским, и японским политикам малейшие уступки грозят если не крахом карьеры, то серьёзнейшими электоральными потерями.

Поэтому продекларированное стремление Синдзо Абэ решить проблему, несомненно, похвально, но совершенно нереалистично.



В разрушительной эйфории "перестройки" российские дипломаты неосторожно дали повод японскому правительству надеяться на пересмотр итогов Второй мировой войны, и хотя сегодня Токио проявляет тонкое дипломатическое чутье, эти надежды сохраняются. Уступка Курил помимо удара по стратегическим позициям России на Тихом океане стала бы чрезвычайным прецедентом для возобновления территориальных споров во всем мире.

После разрушения ялтинско-потсдамского порядка, делаются активные попытки добиться его юридического пересмотра. В связи с этими спорами мы беремся решительно утверждать, что случившиеся изменения вовсе не влекут за собой возможность оспаривать оставшиеся территориальные результаты ялтинско-потсдамских соглашений. Удовлетворение японских претензий на "возвращение" островов, будет означать подрыв самого принципа незыблемости итогов Второй мировой войны. Это особенно опасно сейчас, когда агрессия США и НАТО против суверенной Югославии сделала карту Европы зыбкой.

Идеологи перестройки почитали нецивилизованным отстаивать исторические достижения России. При коммунистах все явления и достижения объясняли заслугой единственно верного учения, что породило анекдоты вроде: "Партия учит, что газы при нагревании расширяются". При перестройке газы при нагревании столь же анекдотически перестали расширяться, поскольку так учила утратившая власть партия. Русские горе мыслители опять дошли до абсурда, с пафосом отрекаясь от всех отеческих гробов не только советской, но и всей русской истории.



Есть две Японии - до и после войны

Термин "возвращение" в отношении предмета территориальных претензий послевоенного японского государства должен быть навсегда изъят из официального языка российских должностных лиц. Этот термин является концептуальной ревизией итогов войны, означая косвенное признание новой Японии в качестве правопреемницы (континуитет) того японского государства, которое развязало и проиграло войну.

Политики и государственные деятели должны вспомнить некоторые положения международного права. Ни созданные после войны ФРГ и ГДР, ни Япония, ни даже сегодняшняя объединенная Германия не являются продолжателями субъектности довоенных государств, не обладают по отношении к ним континуитетом. Они являются новыми субъектами международных отношений и международного права. Их правопреемство по отношению к прежним государствам ограничено решениями держав, обладавших четырехсторонней ответственностью. Это вытекает из юридического содержания принципа полной и безоговорочной капитуляции, заложенного в послевоенное устройство.

Полная и безоговорочная капитуляция принципиально отличается от простой капитуляции по своим правовым, политическим и историческим следствиям. Простая капитуляция означает лишь признание поражения в военных действиях и не затрагивает международную правосубъектность побежденной державы. Такое государство, пусть наголову разбитое, сохраняет суверенитет и само в качестве юридической стороны ведет переговоры об условиях мира. Но полная и безоговорочная капитуляция означает прекращение существования субъекта международных отношений, демонтаж прежнего государства, утрату им суверенитета и всех властных полномочий, преходящих к победителям, которые сами определяют условия мира и послевоенного устройства. На месте прежнего возникает новый субъект международного права, который может по отношению к нему обладать правопреемством. В каком объеме, ограниченном или почти полном - это решают победители. Новые государства ФРГ, ГДР и Япония - были созданы на условиях союзников в новых границах, с новыми конституциями и органами власти. Особенно наглядно это в случае с Германией, которая даже получила новое официальное название. Ни ФРГ, ни ГДР не обладали полным суверенитетом даже через 40 лет. Их суверенитет в терминах международного права имел так называемый производный характер - производный от полномочий союзников, сохранявших часть полномочий в виде четырехсторонней ответственности.

Можно привести пример, как США воспользовались своими полномочиями в отношении ФРГ через два десятилетия после победы. В 1973г. во время арабо-израильской войны Министр иностранных дел Вальтер Шеель официально возразил против отправки с территории ФРГ американского оружия в Израиль и использования ее портов и аэродромов, и заявил, что ФРГ не желает ухудшения отношений с арабским миром и выбирает роль нейтрального государства. Последовала немедленная отповедь со стороны Вашингтона. Государственный департамент в официальной ноте в резких тонах заявил, что ФРГ не имеет полного суверенитета, и США, исходя из своих прав, вытекающих из принципов послевоенного урегулирования, имеют право без уведомления совершать с территории ФРГ любые действия, которые сочтут необходимыми для своих интересов. Отсутствие полного суверенитета и континуитета по отношению к рейху продемонстрировал даже момент объединения Германии. Этому процессу вряд ли кто-либо мог помешать, тем не менее, для того, чтобы новое государство получило суверенитет, четыре державы должны были дать согласие на объединение и формально сложить с себя полномочия, что и было сделано в Договоре "Два плюс четыре".

Концепция японского правительства исходит из непризнания именно этой основы послевоенного урегулирования. В случае с Японией внешние проявления утраты суверенитета и прерывания международной правосубъектности менее наглядны. Япония сохранила прежнего императора. Этот факт используется для утверждения, что правосубъектность Японии не прерывалась, что сохранение прежней императорской верховной власти означает континуитет государства. Однако на деле континуитета не было, а состоялось признание правопреемства императорской власти, но источник сохранения императорской династии совершенно иной - это воля и решение победителей.

Не выдерживает критики позиция Японии, что она не может считать себя связанной ялтинскими соглашениями, так как не являлась их участником. Если признать право нынешней Японии оспаривать территориальные решения победителей, можно ли гарантировать, что в будущем не будет подвергнута сомнению линия Одер-Нейссе, начертанная не немцами, а державами - победительницами, не испрашивавшими на это согласия фельдмаршала Кейтеля. Нынешняя Япония - послевоенное государство, и урегулирование может исходить единственно из послевоенной международно-пpавовой основы, тем более, что только эта основа имеет юридическую силу. Особенно интересно в этом вопросе то, что все исторические договоры прошлого, на которые ссылаются японские политики, в сегодняшних спорах утратили силу, даже не в 1945г., а еще в 1904, с началом русско-японской войны.

История "Курильского вопроса" и международное право

Весь "исторический" пласт аргументации японской стороны не имеет отношения к правам сегодняшнего японского государства, хотя, безусловно, имеет отношение к истории Японии. В этой аргументации особое место занимают ссылки на договоры XIX века - Симодский торговый договор 1855 года, по которому граница была проведена между островами Уpуп и Итуpуп, а Сахалин остался неpазгpаниченным, а также на Санкт-Петеpбуpгский договор 1875 года, по которому за признание Японией всего Сахалина российским все Курильские острова были переданы Японии.

В современной японской литературе приводятся только те официозные исторические исследования и карты прошлого, где так или иначе Курилы обозначены как владения Японии. Однако японские историки прошлого отдавали России бесспорный приоритет в открытии и освоении островов и указывали, что вплоть до середины XIX века Япония не считала своими владениями не только Курилы и Сахалин, который считался там полуостровом, в то время как с российской стороны он был уже подробно исследован, но даже остров Хоккайдо, который не был тогда еще заселен. Но уже в конце XIX в. Япония стремится вытеснить с Курильских островов русских поселенцев, уничтожить их посты, выселить оттуда коренных жителей - айну, которые до появления русских первопроходцев японцев не видели и никому не платили дани.

Специалисты в СССР на основе архивных материалов, зарубежных источников и данных картографии дали убедительный ответ на все необоснованные попытки Японии исказить историю открытия Курильских островов. Эти труды были подготовлены в 60-70-е годы, как правило, для служебного пользования. Они скрупулезно документированы и свободны от пропагандистской заостренности, которая у современного читателя часто вызывает подозрение в тенденциозности.

Японские дипломаты полагают, что в последние годы получили неопровержимое доказательство "изначальной" принадлежности ряда оспариваемых сегодня островов. Речь идет об инструкции адмиралу Путятину, с которой он отправился на переговоры с Японией в 1853 году. Этот архивный документ был при А. Козыреве "любезно" предоставлен Японии из архивов российского МИД сотрудниками козыревской школы - действие, во все времена считавшееся несовместимым со служебной и ведомственной этикой дипломата - попросту предательство. В инструкции к переговорам 1854 г. Николай I полагал возможным при определенных условиях согласиться на настояния Японии и признать, что "из островов Курильских южнейший, России принадлежащий есть остров Уруп"... так, чтобы "от нашей стороны южная оконечность сего острова была (как и ныне она в сущности есть) границей с Японией".

Японская сторона, и такие "российские" дипломаты как Г. Кунадзе и дp. трактуют эти слова как доказательство того, что спорные острова и до 1855 г. не принадлежали России, и что само русское правительство это знало и якобы не считало Курилы южнее Уpупа российской территорией. Однако, эти слова означают лишь то, что русское правительство исходило из общепризнанности принадлежности к России островов к северу от Уpупа, и отдавало себе отчет в том, что Япония оспаривает принадлежность островов южнее Уpупа.

Граница между Россией и Японией к этому моменту еще не была формально закреплена в международном двустороннем договоре, что и предстояло сделать. Само построение фразы "как и ныне она в сущности есть", как раз говорит о том, что по мнению Государя имелось расхождение между долженствующей границей в силу принадлежности островов России, и той линией, которую "в сущности", то есть в реальных обстоятельствах приходилось соблюдать, чтобы избежать острых столкновений с Японией, претендующей на территории. У России не хватало достаточного и способного к самозащите населения, хозяйственной инфраструктуры и вооруженных постов на Дальнем Востоке, то есть не было военно-политических возможностей реально осуществлять свой суверенитет над этими островами в условиях постоянных посягательств японцев. Сложнейшая международная обстановка накануне Крымской войны заставляла вести себя так, чтобы не активизировать остроту взаимоотношений, то есть "в сущности" отступить от своих исторических прав.

Упомянутые русско-японские договоры как любые территориальные размежевания являются отражением соотношения сил и международной обстановки. Симодский трактат был заключен в разгар Кpымской войны, когда английские и французские эскадры хозяйничали в Охотском море. Петpопавловск-Камчатский был осажден, и, хотя атака английского десанта была отбита, порт даже был эвакуирован в Николаевск-на-Амуpе. В любой момент англичане могли высадиться на Курилах, которые не были формально разграничены в международном договоре. Для России было безопаснее пойти на такое разграничение, при котором часть островов оказалась бы под юрисдикцией слабой в военно-моpском отношении Японии, зато не подверглась бы оккупации сильнейшей военно-моpской державы - Великобритании. К тому же большим успехом считалось согласие Японии торговать продовольствием с Россией, которая не могла содержать свои военные посты на Сахалине и Курилах из-за хронической нехватки продовольствия. Япония же, проводившая политику полной изоляции, долгое время категорически отказывалась продавать даже соль и муку.

Откровенно антироссийскую роль играли уже тогда США, начавшие массированное внедрение в Дальневосточно-Тихоокеанский регион. Одним из главных препятствий на пути своей экспансии США считали Россию, а инструментом против нее - Японию. Амеpиканские миссии постоянно убеждали Японию не соглашаться на признание южного Сахалина российским и внушали, что Россия стремится захватить Хоккайдо. Русским дипломатам приходилось дезавуировать эти инсинуации, а американцам даже приносить официальные извинения. Американская печать в 70-х гг. XIX в. открыто выражала надежду на то, что в результате сотрудничества Соединенных Штатов и Японии будет достигнуто "уменьшение владений России в восточной части Азии".

Такая же обстановка сохранялась и во время заключения Санкт-Петербургского договора 1875 г. об обмене территориями. Важнее было международно-правовым образом закрепить принадлежность всего Сахалина России и обезопасить его от беззастенчивой военной экспансии западноевропейских держав. Но и после заключения этих договоров Япония практически никогда не соблюдала их, нарушая территориальные воды и высаживаясь на других принадлежащих России территориях, а позднее развязала Русско-японскую войну 1904-1905гг. И эта война вообще перечеркнула все предыдущие решения, ибо международное право гласит: состояние войны между государствами прекращает действие всех и всяческих договоров между ними. Следовало бы напомнить это сегодняшней Японии, как и то, что именно это было указанно японской стороной графу С.Ю. Витте, который пытался на Портсмутских переговорах в 1905г. сохранить южный Сахалин, ссылаясь на договор 1875г. По Портсмутскому миру Россия уступала победившей Японии и все Курилы, и южный Сахалин, что русской дипломатией всегда рассматривалось как большое поражение.

Американский посол в России, как информатор японцев в 1905-м

Настоящей детективной историей является дипломатическая игра США во время Портсмутских переговоров по итогам проигранной Россией pусско-японской войны. США, разумеется, "принимали близко к сердцу дело всеобщего мира", который мог привести к столь желанному "уменьшению владений России в Южной части Азии". Американский президент Теодор Рузвельт считал, что американская "будущая история больше будет определяться нашей позицией на Тихом океане в отношении Китая, чем нашей позицией на Атлантическом океане в отношении Европы". Саму Японию США не считали серьезным соперником, но всячески стремились воспрепятствовать укреплению российских позиций. Поэтому с самого начала Русско-японской войны симпатии Теодора Рузвельта были на стороне Японии.

К моменту Портсмутских переговоров Рузвельт договорился с японским правительством о разграничении сфер влияния. По секретному соглашению от 31 июля 1905 г. через обмен телеграммами между Т. Рузвельтом и Кацурой - японским премьер-министром, Япония отказывалась от "намерений" в отношении Филиппин, оставляя их на волю США, а США соглашались на право Японии через военную оккупацию установить контроль над Кореей. (На этом фоне неуместно Вашингтону возмущаться пактом Молотова-Риббентроппа, позволившему СССР всего лишь восстановить территорию исторической России, утраченную из-за революции, гражданской войны и интервенции). Имея за спиной такой "американо-японский союз", Т. Рузвельт, взявший на себя роль "честного маклера", не мог быть беспристрастным посредником. Действительную роль США проясняют весьма интересные мемуары крупнейшего японского дипломата начала ХХ в. Кикудзиро Исии, непосредственного участника событий, изданные в блестящем переводе О.А. Трояновского и с превосходным анализом А.А. Трояновского старшего. Исии стал потом министром иностранных дел Японии и автором известного соглашения о специальных правах в Китае "Соглашения Лансинг - Исии" 1917г.

На Портсмутской конференции японская делегация требовала не только все Курилы, но и весь Сахалин, и денежную контрибуцию. Россия в лице графа С.Ю. Витте возражала, проявляя, по выражению Исии, "истерическое упрямство", и отказывалась вообще платить какую-либо контрибуцию. Из мемуаров ясно, что Япония настолько была истощена войной и желала скорейшего заключения мира, что к концу переговоров готова была согласиться на принадлежность всего Сахалина России без всякой денежной компенсации. Это было неизвестно ни Петербургу, ни российской делегации, но решение уступить было принято именно японским правительством. В Портсмут были отправлены соответствующие инструкции, предписывавшие японской делегации в случае дальнейшего упорства русской делегации согласиться на сохранение всего Сахалина за Россией.

В момент, когда японское правительство приняло решение отступить от своих первоначальных требований в отношении Сахалина, Россия пребывала в полном неведении об этих намерениях, Вашингтон же был немедленно кем-то осведомлен об этой не устраивающей его перспективе, и США взялись "помочь". Насколько США хотели бы "уменьшить владения России", явствует из телеграммы Т. Рузвельта Николаю II. Американский "миротворец" пугал непреодолимыми претензиями Японии, и ее решимостью возобновить военные действия, грозя, что "продолжение войны может привести к потере всей русской территории восточнее озера Байкал", то есть прекратить существование России как тихоокеанской державы. В эти дни в Петербурге американский посол в России Майер испросил аудиенцию и стал уговаривать Николая II пойти на уступки, обещая посредничество президента Т. Рузвельта в деле "уговорить" Японию отказаться от контрибуции. Николай II в целом "упорствовал", но потом "мимоходом, как бы про себя заметил, что можно было бы рассмотреть возможность передачи южной части Сахалина Японии...". Информация о потенциальной готовности России уступить южный Сахалин была немедленно передана президенту Т. Рузвельту, и меньше чем за сутки стала известна японской стороне. Исии в мемуарах всячески отрицает предположение (естественно возникающее у читателя) о том, что американский президент мог передать эти сведения в Токио, тем не менее, факты говорят об обратном.

Счастливым обстоятельством для Японии была и 14-часовая разница во времени между Токио и Портсмутом. Исии успел встретиться с премьер-министром, который сначала усомнился в достоверности сведений. Военный министр предупредил Исии, что тому придется сделать харакири, если информация окажется ложной. Но Исии был уверен в надежности канала связи. Можно предположить, что этот самый канал уже зарекомендовал себя, осведомив Рузвельта о решении японцев смириться с условиями русских. Разумеется, Исии описывает получение этой информации как чистую "случайность" в ходе беседы с "одним другом" "в одной из иностранных миссий в Токио", в которой он "узнал о том, что произошло во время царской аудиенции". Исии настоял, чтобы немедленно были отозваны старые и посланы новые инструкции. Японская делегация отложила очередное заседание, затем, следуя новой инструкции, сделала следующее заявление: "Императорское правительство решило в знак своего миролюбия отказаться от требований на весь Сахалин и делает последнюю уступку, удовлетворяясь южной половиной острова". Из всего видно, что дипломатия Витте, получившего прозвище "графа Полусахалинского", не была удачной. При некоторой твердости Россия не потеряла бы южной части Сахалина.

Что решено в Ялте, Потсдаме и Сан-Франциско?

Единственные действующие и юридически обязывающие международно-правовые документы, которые должны быть основой нынешнего подхода к проблеме Курильской гряды, это решения держав в Ялте, Потсдаме и Сан-Фpанцисский мирный договор с Японией, подписанный в 1951 году 51 государством во главе с Соединенными Штатами. В соответствии с решениями Ялтинской конференции все Курильские острова и остров Сахалин "навечно" возвращались Советскому Союзу. Это же подтвердила Потсдамская декларация США, Великобритании и Китая, к которой позднее присоединился СССР.

В тексте, составленном даже без СССР, говорилось, что "после полной и безоговорочной капитуляции суверенитет Японии будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем ". Последние слова иллюстрируют правовые следствия принципа полной и безоговорочной капитуляции - утрату Японией международной правосубъектности и права обсуждать условия мира. На основании этих документов военная администрация США в Японии направила директиву N677 от 29 января 1946г. с указанием, что из под японской юрисдикции исключаются все Курильские острова, включая Сикотан и Хабомаи.

СССР не подписал Сан-Францисский мирный договор с Японией. Международные отношения в Азии после войны были чрезвычайно сложны из-за совершенно новой роли коммунистического Китая, отношения с которым в Азии были для СССР чрезвычайно важны. Запад же, наоборот, признал тайваньское гоминдановское правительство. В результате в этом договоре США удалось навязать многие положения, противоречившие интересам Советского Союза. Этот договор не содержит указания на то, что рассматриваемые территории передаются СССР. Но это не меняет того непреложного факта, что в статье 2 этого договора Япония "отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5-го сентября 1905 г.". Под этим Договором и этим его пунктом стоит подпись США.

Поскольку обойти положения Сан-Францисского договора представляется невозможным, а их прямой подрыв взорвал бы территориальную стабильность в Азии - статус Внешней Монголии, независимость Кореи, и другое, Япония и США изобрели в середине 50-х г. новую аргументацию, которая усиленно навязывается мировому сообществу. Теперь острова Сикотан и Хабомаи якобы относятся к системе острова Хоккайдо, а понятие Курильские острова якобы не охватывает "особую географическую единицу" - "Южные Курилы" (с заглавной "Ю") - Кунашир и Итуруп. Это, безусловно, географическая "новация", даже Британская энциклопедия недвусмысленно указывает на Кунашир и Итуруп как на "крупнейшие из Курильских островов". Любой географический атлас рассматривает Курилы как единое географическое понятие, поскольку Курильская гряда имеет все признаки такой классификации.

Однако полная ясность у США и Японии в отношении того, что в Сан-Францисском договоре Япония отказалась от всех Курильских островов, не вызывает сомнений. Так, книга американского автора Д. Риза "Захват Советами Курильских островов" в японских библиотеках хранится в спецхране - она содержит выдержку из справочника военно-морского флота США, выпущенного в 1943г. на случай военных операций в этом районе. В справочнике перечислены все "Курильские острова" с их описанием с точки зрения военного мореплавания. В их числе и те самые острова, которые теперь Япония объявляет не принадлежащими к Курильской гряде. В книге цитируется запись беседы А. Даллеса с Иосидой - тогдашним министром иностранных дел Японии, который спрашивал, нельзя ли представить дело так, чтобы ялтинско-потсдамское решение не распространялось на южные острова Курильской гряды. Даллес ответил, что такое кардинальное изменение предшествующих согласований потребовало бы многолетних споров, что задержит получение Японией полного суверенитета на неопределенное время. Так что Япония осознавала, каких островов она лишается.

Высокопоставленный японский чиновник Нисимура - директор Отдела мирного договора МИД Японии, представляя условия Сан-францисского договора в японском парламенте, разъяснял, что "понятие Курильские острова, фигурирующее в договоре, включает все острова, как северные, так и южные". В ответ на упреки националистов, Нисимура ответил в парламенте, что "утрата суверенитета влечет для Японии и потерю права высказываться по поводу конечной принадлежности территории".

Спокойно надо относиться и к Советско-японской декларации от 19 октября 1956г., в которой было прекращено состояние войны, а также заявлено о согласии СССР передать Японии острова Хабомаи и Сикотан, но после заключения мирного договора. Декларация отличается от договора и является протоколом о намерениях. За это время Япония заключила договор о военном сотрудничестве с США, закрепивший бессрочное пребывание американских вооруженных сил на ее территории. На островах не преминули бы появиться войска третьей стороны - Соединенных Штатов. При всей недальновидности заявления Хрущева, в нем речь идет не о "возвращении", а о "передаче" , то есть готовности распорядиться в качестве акта доброй воли своей территорией, что не создает прецедента ревизии итогов войны. Несостоятельны и заявления о том, что для нормальных взаимоотношений якобы необходим мирный договор. В международном праве есть случаи, когда послевоенное урегулирование обходилось без такового. Не было мирного договора с Германией, состояние войны с которой прекращено односторонне Указом Президиума Верховного Совета СССР и юридическими актами союзных держав.

Принцип незыблемости итогов Второй мировой войны должен быть положен в основу нового этапа русско-японских отношений, а термин "возвращение" навеки забыт. Но, может быть, стоит дать Японии создать музей боевой славы на Кунашире, с которого японские летчики фантастически разбомбили Пёрл-Харбор. Пусть японцы почаще вспоминают, что американцы сделали им в ответ, и про базу США на Окинаве, но чувствуют дань уважения русских бывшему противнику.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!