Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Поздравления с днем финансовой службы мо рф. Деньги – нерв войны

Впервые в этом году 22 октября состоялось празднование Дня финансово-экономической службы Вооруженных Сил Российской Федерации . Празднование проходило в театре Российской армии. С приветственной речью к ветеранам финансовой службы и другим участникам собрания обратилась заместитель министра обороны Российской Федерации Шевцова Татьяна Викторовна. В своем выступлении она отметила, что в перечень знаменательных дат страны включен День финансово-экономической службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Подписанию Указа предшествовала большая, кропотливая работа в которой принимали участие энтузиасты, историки, ветераны службы. Благодаря их работе удалось по новому пересмотреть и дополнить возникновения и формирования армейских финансовых органов. По новому оценить роль военных финансистов в укрепление обороноспособности страны. Именно 22 октября 1918 года приказом Революционного военного совета республики было принято .

Впервые в Вооруженных Силах был издан юридический документ о самостоятельном финансовом органе. Это было обусловлено строительством регулярной Армии и необходимости централизованного финансового обеспечения личного состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии и ее соединений и частей за счет государственного бюджета. В годы Гражданской войны , накануне и в период Великой Отечественной войны, в последующие годы финансовая служба и система финансового обеспечения постоянно совершенствовалась вместе с изменением боевого состава Вооруженных Сил и выполняемых Армией и Флотом задач.

Сегодня, созданная система финансового обеспечения войск, обеспечивает достаточную прозрачность денежных потоков, и позволяет решать поставленные задачи по своевременному и полному удовлетворению соединений, частей и других воинских формирований. Профессия военного финансиста всегда была и остается престижной и востребованной.

Отмечено, что сегодня в зале присутствуют участники Великой Отечественной войны, ветераны финансово-экономической службы Вооруженных Сил. Армия сильна традициями. Нынешнее поколение финансовых работников помнит и чтит труд ветеранов, изучает их труды и ценит все. что они сделали для Армии.

Учреждение Дня финансово-экономической службы является признанием вклада военных финансистов в дело укрепления обороноспособности Вооруженных Сил страны, а также дань уважения ветеранам, сумевшим построить эффективную систему финансового обеспечения Армии. Современное поколение экономистов способно успешно решать задачи финансового обеспечения армии в непростых условиях строительства и реформирования Вооруженных сил России.

С поздравительным словом выступил министр обороны Российской Федерации генерал-армии Шойгу Сергей Кожугетович , отметивший огромное значение финансовой службы деле развития и укрепления Вооруженных Сил Советского Союза и России. Издание приказа РВС о создании финансового отдела в Красной Армии явилось следствием осознания того, что без финансового органа и финансистов Армии быть не может. И в этот день, 97 лет назад была образована финансовая служба в Вооруженных Силах Республики.

За годы существования финансовой службы сделано очень много для ее становления, развития и укрепления. Принято множество постановлений, указов, приказов, которые в той или иной степени касались каждого военнослужащего. Особо отмечено, что возникали большие сложности в финансовом обеспечении в критические периоды для Армии и Флота. Это касалось Великой Отечественной войны, когда создавалась уникальная система обеспечения войск, сражающихся на фронтах.

Министр обороны дал высокую оценку деятельности ветеранов финансовой службы Вооруженных Сил, которые за долгие годы провели большую работу по развитию службы. В тяжелейших условиях они сделали все, что бы Армия и Флот страны ни в чем не нуждались, были всесторонне обеспечены всем необходимым. Перед сегодняшними финансистами стоят важные задачи. Только за последние недели министром обороны рассмотрено множество документов, которые влияют на финансовое обеспечение войск. В их число входят и документы по обеспечению российских летчиков, выполняющих боевые задачи на территории Сирии, поставленные Президентом России - Верховным Главнокомандующим Россиянкой Федерации.

Ветеранов и работников финансово-экономической службы поздравили воспитаницы военного лицея и популярные артисты российской эстрады, в том числе Ансамбль песни и пляски Воздушно-космических сил России.

Фоторепортаж
(для открытия фотографии, нажать на картинку) :

.
.


.
.


.
.


.
.


.
.


.
.


.
.

.
.
.

.
.


.
.

Указом Президента России в перечень профессиональных праздников и памятных дней введен День Финансово-экономической службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно указу, отмечать этот праздник военные финансисты будут ежегодно 22 октября.

Появлению Указа предшествовала кропотливая работа с архивными документами, благодаря чему удалось дополнить историю возникновения и формирования армейских финансовых органов, а также по-новому оценить вклад военных финансистов в повышение обороноспособности страны.

“ «Хозяйство» начфина полка в годы Великой Отечественной войны было крайне аскетичным: металлическая шкатулка для хранения денег, деревянный ящик для финансовых документов, а также полевая сумка с денежной книгой и контрольной книжкой”

Именно 22 октября, в 1918 году, приказом Реввоенсовета Республики (РВСР) впервые в истории армии и флота было принято положение о финотделе и введен в действие юридический документ о самостоятельном финансовом органе.

Выход этого приказа был связан с тем, что в связи с отказом от добровольческого принципа комплектования Красной армии и переходом к строительству регулярной армии, надо было отказаться от различных внебюджетных источников финансового обеспечения добровольческих отрядов и организовывать финансовое обеспечение регулярных частей и соединений полностью за счет государственного бюджета.

На Финансовый отдел при РВСР было возложено обеспечение необходимыми кредитами фронтов и отдельных армий и казначейское обслуживание армии.

Финансовому отделу пришлось выполнять свои функции в условиях экономической разрухи и обесценивания денег.

В ходе Гражданской войны функции Финансового отдела расширялись в соответствии с обстановкой. Так, на отдел было возложено управление и руководство всеми полевыми казначействами, осуществление финансового контроля и другие функции.

При формировании Финансового отдела при РВСР и Положения о нем были определены два принципиально новых обстоятельства.

Первое: устанавливалось, что должности финансовых работников комплектуются лицами командно-начальствующего состава. До этого периода, в царской армии, финансовые органы комплектовались военными чиновниками. В послереволюционные годы это было связано с необходимостью подчинения системы финансирования людям, принимающим присягу на верность новой власти наравне с другими представителями командно-начальствующего состава.

Второе: определялась «встроенность» системы финансового обеспечения (также как и других систем обеспечения) в штатную организацию войск и звеньев управления и в их повседневную деятельность. Это было связано с особыми условиями боевой деятельности, необходимостью выполнения задач войсками в любых условиях обстановки и обеспечения их самостоятельности.

Финансовая служба Красной Армии под руководством Финансового отдела при РВСР в 1918-1920 годах выполнила свои обязанности, накопив богатейший опыт мобильного реагирования на быстро меняющиеся экономические и военные обстоятельства, и заложила определенные основы для организации финансового обеспечения дальнейшего совершенствования Вооруженных Сил страны.

В период строительства Красной Армии с 1921 по 1941 год укреплялось положение финансовой службы.

1921-1936 годы – это период практики самообслуживания войск, при которой большое значение имели внутренние источники финансирования. А в предвоенные годы войска перешли на строгое бюджетное финансирование. В 30-е годы при возрастании роли финансовой службы совершенствовались все системы управления, были изданы Положения о финансовом хозяйстве (1936, 1938, 1940 годов), Положение о финансовом контроле (1936 года и от 4 апреля 1941 года), Положение о денежном довольствии военнослужащих и пенсионном обеспечении, специальный приказ о мерах по переходу финансовой службы на обеспечение войск в условиях войны.

Когда читаешь эти документы, то понимаешь, что основные подходы по организации финансового обеспечения войск, заложенные в них, актуальны и сегодня.

В период Великой Отечественной войны вместе с основной задачей по бесперебойному обеспечению боевой деятельности войск встала и очень важная задача – добиться, путем внедрения жесткого режима экономии, высокой эффективности использования военных ассигнований.


«Учреждение Дня финансово-экономической службы можно считать государственным признанием вклада военных финансистов и ветеранов Великой Отечественной войны в дело укрепления обороноспособности страны, а также данью уважения к нашим ветеранам, сумевшим построить эффективную систему финансирования армии и флота, – подчеркнула заместитель министра обороны России Татьяна Шевцова. – 22 октября у нас будет еще один повод, чтобы встретиться с нашими заслуженными специалистами, поздравить их, вспомнить тех, кого уже с нами нет. Современное поколение военных финансистов настроено сохранять и преумножать традиции службы, накопленные за десятилетия достойной работы в интересах государства».

Военные расходы тогда составляли 51 процент государственного бюджета, и была поставлена задача: экономить на всем.

В годы Великой Отечественной войны военным финансистам удалось создать механизм, обеспечивший мобилизацию экономических ресурсов государства и перестройку его экономики на военные рельсы, организовать грамотное планирование бюджетных расходов. Ключевым вопросом стало обеспечение бесперебойного финансирования потребностей фронта. Достаточно сказать, что через финансовую систему армии и флота в тот период прошло более половины всех бюджетных расходов страны!

С первых дней войны был введен в действие порядок финансового планирования и финансирования на военное время. Квартальное планирование потребностей в денежных средствах уступило место месячному. В соответствии с требованиями военного времени была скорректирована структура финансовых органов войскового звена, в частности, в составе фронтов и армий были созданы финотделы.

«Хозяйство» начфина полка было крайне аскетичным: небольшая металлическая шкатулка для хранения денег, деревянный ящик для финансовых документов, а также полевая сумка с денежной книгой и контрольной книжкой.

Организация финансирования действующей армии проводилась одновременно с налаживанием их кассового и расчетного обслуживания. Были сформированы полевые учреждения Госбанка: во фронтах – конторы, в армиях – отделения, в соединениях – кассы. При этом значительные объемы финансирования приходились на военные поставки: до трети всех расходов по смете Наркомата обороны.

Интересно, что качество работы военных финансистов в те годы оценивалось еще и по уровню безналичных расчетов. Были введены аттестаты офицерскому составу на семьи, организована подписка на госзаймы, взносы в фонды обороны. На специалистов финансовых служб возлагались и задачи по учету трофейных ценностей и иностранной валюты, которые оприходовались по актам комиссий воинских частей.

О качестве работы финансовой службы Красной Армии в годы войны красноречиво свидетельствуют воспоминания тогдашнего министра финансов Арсения Зверева: «Располагая крупными средствами, Финуправление Наркомата обороны имело такие резервы, которых не было даже у Наркомфина. Но оно никогда не цеплялось за них, а подходило к делу по-государственному. В этом отношении контакт между мною и Хотенко (начальник Финуправления Наркомата обороны) был полным. Если Наркомат финансов сталкивался с затруднениями (а в войну это, естественно, не раз случалось), я твердо знал, что, обратясь в Финансовое управление Наркомата обороны, я встречу содействие».

Вклад военных финансистов в обеспечение Победы был по достоинству оценен государством. 95 процентов офицеров финансовой службы армии и флота были награждены орденами и медалями.

В первые послевоенные годы, когда страна направляла колоссальные ресурсы на восстановление разрушенного войной народного хозяйства, перед армией и флотом была поставлена задача: развивать и использовать возможности экономики Вооруженных Сил. Отсюда – ускоренное развитие различных направлений экономики Вооруженных Сил (строительное, промышленное и сельскохозяйственное производства, военная торговля, внутреннее хозяйство войск и т.п.) и соответственно – усиление роли финансовой службы Министерства обороны и постепенное превращение ее в финансово-экономическую.

В годы «холодной войны», когда реформирование Вооруженных Сил осуществлялось в сторону усиления ракетно-ядерной составляющей, численность армии и флота была увеличена почти до пяти миллионов человек, что повлекло неизбежное освоение необжитых северных, восточных и южных территорий. Эти обстоятельства поставили войска в такие условия, которые требовали развития своего собственного внутреннего хозяйства, самостоятельных служб обеспечения, в т.ч. и финансовых. Это же и повлекло за собой широкое развитие сети полевых банков.

Система финансового обеспечения Вооруженных Сил совершенствовалась вместе с изменениями их боевого состава, военной и социальной инфраструктуры.

Войска должны заниматься решением своей основной задачи – достижением высокой боевой готовности. Поэтому сегодня все функции материального и финансового обеспечения выведены из боевого эшелона и сосредоточены в территориальных органах.

Этим решается не только задача повышения мобильности и боевой готовности войск, но и возможности наиболее эффективного использования человеческих ресурсов, внедрения современных средств анализа, технических новшеств и, конечно, экономии финансовых ресурсов.

Такая система финансового обеспечения войск (сил) уже показала свои преимущества и соответствует избранной стратегии строительства Вооруженных Сил России.

Сегодня в основу системы финансового обеспечения положен территориально-отраслевой принцип.

Финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил осуществляется через территориальные финансовые органы и отраслевые распорядители: это военные учебно-научные центры и ведущие военно-медицинские учреждения, которые имеют свои финансовые органы.

Оптимизированы уровни доведения бюджетных средств до получателей и участников бюджетного процесса, реализован принцип оперативной подчиненности руководителей территориальных финансовых органов командующим войсками военных округов. При этом из обязанностей командиров исключены задачи по финансовому обеспечению подразделений. Расчеты с личным составом войскового звена переведены в Единый расчетный центр Минобороны России.

Созданная система финансового обеспечения войск (сил) обеспечивает прозрачность финансовых потоков и позволяет решать задачи по своевременному и полному финансированию воинских формирований в различных условиях обстановки, в том числе при решении внезапно возникающих задач.

Отвечая на угрозы и вызовы своей безопасности, Россия развернула широкомасштабную модернизацию Вооруженных Сил. Объективно это долгосрочный и весьма дорогостоящий процесс. И от того как эффективно будут потрачены средства федерального бюджета напрямую зависит национальная безопасность Российской Федерации. В свою очередь высокий уровень военной безопасности уже самим фактом своего наличия гарантирует стабильность хозяйственной системы, безопасность инвестиций в российскую экономику и уверенность людей в завтрашнем дне.

Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2015 г. учрежден профессиональный праздник финансово-экономической службы, который ежегодно отмечается 22 октября. Новая памятная дата введена не только как дань заслугам военных финансистов, но и как свидетельство возросшей роли финансово-экономической службы российской армии.

В силу своей специфики военные финансисты никогда не были на виду. Прообраз армейской финансовой службы был создан при Петре I, который учредил должность генерал-комиссара и централизовал денежное обеспечение русского войска. При нем же были введены первые оклады жалованья для военнослужащих регулярной армии, зависящие от должностного положения, звания и даже рода войск.

22 октября 1918 г. приказом Реввоенсовета Республики впервые в истории армии и флота было принято положение о финотделе и введен в действие юридический документ о самостоятельном финансовом органе.

В годы Великой Отечественной войны военные финансисты оперативно организовали кассовое и расчетное обслуживание в действующей армии, сформировали полевые учреждения Госбанка: на фронтах – конторы, в армиях – отделения, в соединениях – кассы. Уже в 1943 г. удельный вес безналичных расчетов составил 75% ко всему объему денежных средств, выплачиваемых на фронте. Всего за годы войны через финансовую систему армии и флота прошло более триллиона рублей (50,8% расходов бюджета).

Сегодня для финансирования войск создана эффективная трехуровневая система. Первый уровень – это руководство Минобороны, являющееся главным распорядителем средств федерального бюджета. Второй уровень – это распорядители федерального бюджета, например, крупные военные госпитали, головные центры военного образования. Третий уровень – непосредственно получатели бюджетных средств.

Финансирование войск осуществляется по территориальному и отраслевому принципу. В первом случае финансовое обеспечение осуществляется через территориальные финансовые органы. По отраслевому принципу финансируются крупные военные учебные заведения и ведущие военно-медицинские учреждения, которые имеют свои финансовые органы.

В условиях, когда на укрепление обороноспособности страны направляются значительные средства, от военных финансистов напрямую зависит эффективность расходования этих денег. И от того, насколько эффективно будет потрачен каждый военный рубль, зависит национальная безопасность.

В результате большой и сложной работы по определению минимально необходимого уровня финансирования военных расходов нам удалось отстоять часть позиций, сокращение которых является наиболее чувствительным для Минобороны России.

В то же время внутри Минобороны проводится постоянный мониторинг эффективности бюджетных расходов и качества управления средствами федерального бюджета. По поручению Президента РФ создана и эффективно работает межведомственная система контроля за расходованием средств гособоронзаказа.

Анализируется финансовое планирование, исполнение бюджета в части расходов, управление государственными закупками, управленческий учет, контроль и аудит, управление активами и другие параметры. Эта работа ведется для повышения качества управленческих решений и повышения эффективности расходов.

Примером такого решения является новый подход к сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, при котором авансирование госконтрактов в рамках гособоронзаказа выполняется поквартально, исходя из реальной оценки производственных возможностей предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Не стоит забывать, что оборонные расходы – это гарантия развития национальной промышленности, причем наиболее высокотехнологичной ее части. Львиная часть военного бюджета направляется на финансирование предприятий ОПК, которые являются локомотивом российской экономики. Эти расходы имеют мультипликативный эффект, поскольку увеличение производства предприятиями ОПК разгоняет спрос на металлы, электроэнергию, услуги транспорта и прочее, что в свою очередь приводит к росту объемов производства в этих секторах.

В 2016 г. впервые за всю историю российской армии проверялась готовность финансово-экономической службы к действиям в условиях военного времени. Для отработки вопросов финансового обеспечения войск в рамках стратегического командно-штабного учения (СКШУ) «Кавказ-2016» были задействованы не только органы финансового обеспечения Минобороны, а также Минфин России и Банк России.

Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2015 г. учрежден профессиональный праздник финансово-экономической службы, который ежегодно отмечается 22 октября. Новая памятная дата введена не только как дань заслугам военных финансистов, но и как свидетельство возросшей роли финансово-экономической службы российской армии.

В силу своей специфики военные финансисты никогда не были на виду. Прообраз армейской финансовой службы был создан при Петре I, который учредил должность генерал-комиссара и централизовал денежное обеспечение русского войска. При нем же были введены первые оклады жалованья для военнослужащих регулярной армии, зависящие от должностного положения, звания и даже рода войск.

22 октября 1918 г. приказом Реввоенсовета Республики впервые в истории армии и флота было принято положение о финотделе и введен в действие юридический документ о самостоятельном финансовом органе.

В годы Великой Отечественной войны военные финансисты оперативно организовали кассовое и расчетное обслуживание в действующей армии, сформировали полевые учреждения Госбанка: на фронтах - конторы, в армиях - отделения, в соединениях - кассы. Уже в 1943 г. удельный вес безналичных расчетов составил 75% ко всему объему денежных средств, выплачиваемых на фронте. Всего за годы войны через финансовую систему армии и флота прошло более триллиона рублей (50,8% расходов бюджета).

Сегодня для финансирования войск создана эффективная трехуровневая система. Первый уровень - это руководство Минобороны, являющееся главным распорядителем средств федерального бюджета. Второй уровень - это распорядители федерального бюджета, например, крупные военные госпитали, головные центры военного образования. Третий уровень - непосредственно получатели бюджетных средств.

Финансирование войск осуществляется по территориальному и отраслевому принципу. В первом случае финансовое обеспечение осуществляется через территориальные финансовые органы. По отраслевому принципу финансируются крупные военные учебные заведения и ведущие военно-медицинские учреждения, которые имеют свои финансовые органы.

В условиях, когда на укрепление обороноспособности страны направляются значительные средства, от военных финансистов напрямую зависит эффективность расходования этих денег. И от того, насколько эффективно будет потрачен каждый военный рубль, зависит национальная безопасность.

В результате большой и сложной работы по определению минимально необходимого уровня финансирования военных расходов нам удалось отстоять часть позиций, сокращение которых является наиболее чувствительным для Минобороны России.

В то же время внутри Минобороны проводится постоянный мониторинг эффективности бюджетных расходов и качества управления средствами федерального бюджета. По поручению Президента РФ создана и эффективно работает межведомственная система контроля за расходованием средств гособоронзаказа.

Анализируется финансовое планирование, исполнение бюджета в части расходов, управление государственными закупками, управленческий учет, контроль и аудит, управление активами и другие параметры. Эта работа ведется для повышения качества управленческих решений и повышения эффективности расходов.

Примером такого решения является новый подход к сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, при котором авансирование госконтрактов в рамках гособоронзаказа выполняется поквартально, исходя из реальной оценки производственных возможностей предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Не стоит забывать, что оборонные расходы - это гарантия развития национальной промышленности, причем наиболее высокотехнологичной ее части. Львиная часть военного бюджета направляется на финансирование предприятий ОПК, которые являются локомотивом российской экономики. Эти расходы имеют мультипликативный эффект, поскольку увеличение производства предприятиями ОПК разгоняет спрос на металлы, электроэнергию, услуги транспорта и прочее, что в свою очередь приводит к росту объемов производства в этих секторах.

В 2016 г. впервые за всю историю российской армии проверялась готовность финансово-экономической службы к действиям в условиях военного времени. Для отработки вопросов финансового обеспечения войск в рамках стратегического командно-штабного учения (СКШУ) «Кавказ-2016» были задействованы не только органы финансового обеспечения Минобороны, а также Минфин России и Банк России.

Впервые из запаса были призваны офицеры-финансисты, которые в полевых условиях развернули финслужбы и обеспечили рассчетно-кассовое обслуживание войск во время СКШУ. Учения показали, что финансово-экономические органы готовы выполнять свои задачи не только в кабинетных условиях, но и на полигонах.

Татьяна Шевцова, заместитель министра обороны Российской Федерации. Указом Президента России в перечень профессиональных праздников и памятных дней введен День Финансово-экономической службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно указу, отмечать этот праздник военные финансисты будут ежегодно 22 октября. Появлению Указа предшествовала кропотливая работа с архивными документами, благодаря чему удалось дополнить историю возникновения и формирования армейских финансовых органов, а также по-новому оценить вклад военных финансистов в повышение обороноспособности страны. Именно 22 октября, в 1918 году, приказом Реввоенсовета Республики (РВСР) впервые в истории армии и флота было принято положение о финотделе и введен в действие юридический документ о самостоятельном финансовом органе. Выход этого приказа был связан с тем, что в связи с отказом от добровольческого принципа комплектования Красной армии и переходом к строительству регулярной армии, надо было отказаться от различных внебюджетных источников финансового обеспечения добровольческих отрядов и организовывать финансовое обеспечение регулярных частей и соединений полностью за счет государственного бюджета. На Финансовый отдел при РВСР было возложено обеспечение необходимыми кредитами фронтов и отдельных армий и казначейское обслуживание армии. Финансовому отделу пришлось выполнять свои функции в условиях экономической разрухи и обесценивания денег. В ходе Гражданской войны функции Финансового отдела расширялись в соответствии с обстановкой. Так, на отдел было возложено управление и руководство всеми полевыми казначействами, осуществление финансового контроля и другие функции. При формировании Финансового отдела при РВСР и Положения о нем были определены два принципиально новых обстоятельства. Первое: устанавливалось, что должности финансовых работников комплектуются лицами командно-начальствующего состава. До этого периода, в царской армии, финансовые органы комплектовались военными чиновниками. В послереволюционные годы это было связано с необходимостью подчинения системы финансирования людям, принимающим присягу на верность новой власти наравне с другими представителями командно-начальствующего состава. Второе: определялась «встроенность» системы финансового обеспечения (также как и других систем обеспечения) в штатную организацию войск и звеньев управления и в их повседневную деятельность. Это было связано с особыми условиями боевой деятельности, необходимостью выполнения задач войсками в любых условиях обстановки и обеспечения их самостоятельности. Финансовая служба Красной Армии под руководством Финансового отдела при РВСР в 1918-1920 годах выполнила свои обязанности, накопив богатейший опыт мобильного реагирования на быстро меняющиеся экономические и военные обстоятельства, и заложила определенные основы для организации финансового обеспечения дальнейшего совершенствования Вооруженных Сил страны. В период строительства Красной Армии с 1921 по 1941 год укреплялось положение финансовой службы. 1921-1936 годы – это период практики самообслуживания войск, при которой большое значение имели внутренние источники финансирования. А в предвоенные годы войска перешли на строгое бюджетное финансирование. В 30-е годы при возрастании роли финансовой службы совершенствовались все системы управления, были изданы Положения о финансовом хозяйстве (1936, 1938, 1940 годов), Положение о финансовом контроле (1936 года и от 4 апреля 1941 года), Положение о денежном довольствии военнослужащих и пенсионном обеспечении, специальный приказ о мерах по переходу финансовой службы на обеспечение войск в условиях войны. Когда читаешь эти документы, то понимаешь, что основные подходы по организации финансового обеспечения войск, заложенные в них, актуальны и сегодня. В период Великой Отечественной войны вместе с основной задачей по бесперебойному обеспечению боевой деятельности войск встала и очень важная задача – добиться, путем внедрения жесткого режима экономии, высокой эффективности использования военных ассигнований. Учреждение Дня финансово-экономической службы можно считать государственным признанием вклада военных финансистов и ветеранов Великой Отечественной войны в дело укрепления обороноспособности страны, а также данью уважения к нашим ветеранам, сумевшим построить эффективную систему финансирования армии и флота, – подчеркнула заместитель министра обороны России Татьяна Шевцова. – 22 октября у нас будет еще один повод, чтобы встретиться с нашими заслуженными специалистами, поздравить их, вспомнить тех, кого уже с нами нет. Современное поколение военных финансистов настроено сохранять и преумножать традиции службы, накопленные за десятилетия достойной работы в интересах государства». Военные расходы тогда составляли 51 процент государственного бюджета, и была поставлена задача: экономить на всем. В годы Великой Отечественной войны военным финансистам удалось создать механизм, обеспечивший мобилизацию экономических ресурсов государства и перестройку его экономики на военные рельсы, организовать грамотное планирование бюджетных расходов. Ключевым вопросом стало обеспечение бесперебойного финансирования потребностей фронта. Достаточно сказать, что через финансовую систему армии и флота в тот период прошло более половины всех бюджетных расходов страны! С первых дней войны был введен в действие порядок финансового планирования и финансирования на военное время. Квартальное планирование потребностей в денежных средствах уступило место месячному. В соответствии с требованиями военного времени была скорректирована структура финансовых органов войскового звена, в частности, в составе фронтов и армий были созданы финотделы. «Хозяйство» начфина полка было крайне аскетичным: небольшая металлическая шкатулка для хранения денег, деревянный ящик для финансовых документов, а также полевая сумка с денежной книгой и контрольной книжкой. Организация финансирования действующей армии проводилась одновременно с налаживанием их кассового и расчетного обслуживания. Были сформированы полевые учреждения Госбанка: во фронтах – конторы, в армиях – отделения, в соединениях – кассы. При этом значительные объемы финансирования приходились на военные поставки: до трети всех расходов по смете Наркомата обороны. Интересно, что качество работы военных финансистов в те годы оценивалось еще и по уровню безналичных расчетов. Были введены аттестаты офицерскому составу на семьи, организована подписка на госзаймы, взносы в фонды обороны. На специалистов финансовых служб возлагались и задачи по учету трофейных ценностей и иностранной валюты, которые оприходовались по актам комиссий воинских частей. О качестве работы финансовой службы Красной Армии в годы войны красноречиво свидетельствуют воспоминания тогдашнего министра финансов Арсения Зверева: «Располагая крупными средствами, Финуправление Наркомата обороны имело такие резервы, которых не было даже у Наркомфина. Но оно никогда не цеплялось за них, а подходило к делу по-государственному. В этом отношении контакт между мною и Хотенко (начальник Финуправления Наркомата обороны) был полным. Если Наркомат финансов сталкивался с затруднениями (а в войну это, естественно, не раз случалось), я твердо знал, что, обратясь в Финансовое управление Наркомата обороны, я встречу содействие». Вклад военных финансистов в обеспечение Победы был по достоинству оценен государством. 95 процентов офицеров финансовой службы армии и флота были награждены орденами и медалями. В первые послевоенные годы, когда страна направляла колоссальные ресурсы на восстановление разрушенного войной народного хозяйства, перед армией и флотом была поставлена задача: развивать и использовать возможности экономики Вооруженных Сил. Отсюда – ускоренное развитие различных направлений экономики Вооруженных Сил (строительное, промышленное и сельскохозяйственное производства, военная торговля, внутреннее хозяйство войск и т.п.) и соответственно – усиление роли финансовой службы Министерства обороны и постепенное превращение ее в финансово-экономическую. В годы «холодной войны», когда реформирование Вооруженных Сил осуществлялось в сторону усиления ракетно-ядерной составляющей, численность армии и флота была увеличена почти до пяти миллионов человек, что повлекло неизбежное освоение необжитых северных, восточных и южных территорий. Эти обстоятельства поставили войска в такие условия, которые требовали развития своего собственного внутреннего хозяйства, самостоятельных служб обеспечения, в т.ч. и финансовых. Это же и повлекло за собой широкое развитие сети полевых банков. Система финансового обеспечения Вооруженных Сил совершенствовалась вместе с изменениями их боевого состава, военной и социальной инфраструктуры. Войска должны заниматься решением своей основной задачи – достижением высокой боевой готовности. Поэтому сегодня все функции материального и финансового обеспечения выведены из боевого эшелона и сосредоточены в территориальных органах. Этим решается не только задача повышения мобильности и боевой готовности войск, но и возможности наиболее эффективного использования человеческих ресурсов, внедрения современных средств анализа, технических новшеств и, конечно, экономии финансовых ресурсов. Такая система финансового обеспечения войск (сил) уже показала свои преимущества и соответствует избранной стратегии строительства Вооруженных Сил России. Сегодня в основу системы финансового обеспечения положен территориально-отраслевой принцип. Финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил осуществляется через территориальные финансовые органы и отраслевые распорядители: это военные учебно-научные центры и ведущие военно-медицинские учреждения, которые имеют свои финансовые органы. Оптимизированы уровни доведения бюджетных средств до получателей и участников бюджетного процесса, реализован принцип оперативной подчиненности руководителей территориальных финансовых органов командующим войсками военных округов. При этом из обязанностей командиров исключены задачи по финансовому обеспечению подразделений. Расчеты с личным составом войскового звена переведены в Единый расчетный центр Минобороны России. Созданная система финансового обеспечения войск (сил) обеспечивает прозрачность финансовых потоков и позволяет решать задачи по своевременному и полному финансированию воинских формирований в различных условиях обстановки, в том числе при решении внезапно возникающих задач. Отвечая на угрозы и вызовы своей безопасности, Россия развернула широкомасштабную модернизацию Вооруженных Сил. Объективно это долгосрочный и весьма дорогостоящий процесс. И от того как эффективно будут потрачены средства федерального бюджета напрямую зависит национальная безопасность Российской Федерации. В свою очередь высокий уровень военной безопасности уже самим фактом своего наличия гарантирует стабильность хозяйственной системы, безопасность инвестиций в российскую экономику и уверенность людей в завтрашнем дне.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!