Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Правописание не с сущ ми. Как пишется «не» с существительными? Правописание сложных имен

Если глагол не употребляется без НЕ, он пишется с НЕ слитно.

Например: ненавидеть, нездоровиться, негодовать.

В остальных случаях НЕ с глаголами пишется всегда раздельно.

Следует различать глаголы с составной приставкой «недо» и глаголы с приставкой «до» плюс отрицательная частица НЕ. Приставка «недо» имеет значение недостаточности чего-либо, неполноты и пишется слитно с глаголом. Глагол с приставкой «до» и отрицательной частицей «НЕ» обозначает действие прерванное, не доведенное до конца, неосуществимое, прерванное.

Например: Ему недостает любви (не хватает любви). Он не достает до ручки двери (неосуществимое действие).

Правописание НЕ с деепричастиями

Подчиняется тому же правилу, что и правописание НЕ с глаголами.

Например: негодуя, не смотря.

Правописание НЕ с местоимениями

В местоимениях НЕ пишется под ударением и слитно за исключением случаев, когда НЕ и местоимение разделяет предлог.

НЕ с местоимениями-наречиями всегда пишется слитно: негде, незачем, некуда.

Запомнить: не кто иной, как; не что иное, как; как никто иной; как ничто иное.

Правописание НЕ с числительными

НЕ с именами числительными пишется всегда раздельно.

Правописание НЕ с прилагательными, существительными и наречиями на -о, -е

Слитно Раздельно
  1. Не употребляется без НЕ: ненавистный, неуч, неуклюже.
  2. Можно заменить синонимом без НЕ: некрасивый (уродливый), недруг (враг), неслышно (тихо).
  3. Если есть слова со значением степени: очень, в высшей степени, полностью и т.д.: очень неинтересная, в высшей степени неудача, полностью неразумно.
  4. Если есть слово «никак»: никак невозможно.
  5. Если есть союз но: немаленький, но просторный; неуютно, но тепло.
  1. Если есть противопоставление с союзом а: не радостный, а грустный; не друг, а враг; не жарко, а холодно.
  2. Если есть слова вовсе не, далеко не, отнюдь не и отрицательные местоимения и наречия с приставкой ни: далеко не милый; отнюдь не красавица; вовсе не страшно; ничуть не умный.
  3. С краткими прилагательными, не имеющими полной формы (должен, рад, готов, обязан) или имеющими в полной форме другое значение (видный - виден): не рад встрече; город не виден.
  4. НЕ с наречиями на -о, -е: не насквозь.
  5. Со словами категории состояния: не страшно.
  6. С прилагательными и наречиями в форме степеней сравнения: не хуже, не самый лучший.
  7. С притяжательными и относительными прилагательными, с прилагательными, обозначающими цвета: не кирпичный; не мамин; не зеленый.

Примечание. Следует быть внимательным в написании НЕ со словами при наличии слова «совсем». Если оно имеет значение «совершенно, очень», НЕ пишется слитно. Если имеет значение «отнюдь» - раздельно.

Например:
Совсем неувлекательное путешествие (= очень неувлекательное путешествие).
Совсем не случайное слово (отнюдь не случайное слово). Правописание кратких прилагательных, имеющих полную форму, подчиняется правилам правописания полных прилагательных.

Цель:

  1. Обеспечить усвоение нового материала; формировать навыки правописания “не” с именами существительными.
  2. Формировать у учащихся умения сравнивать и обобщать, выделять главное и создавать алгоритм для работы с орфограммой.
  3. Способствовать развитию интереса и любви к родному языку.

Ход урока

I. Орг. момент:

Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно. Б. Житков.

Учитель:

Когда будет от учения “радостно и победно”?

Когда сможешь преодолеть себя, самостоятельно открыть что-то новое и, наверное, помочь другу.

Вы правы, вам сегодня, я надеюсь, предстоит испытать радость от учения.

Внимательно посмотрите на запись, спишите, вставляя пропущенные буквы:

ПутЕшествие, рюКзак, прИвал, кОстер, кОтелок, воСхождение, бЕречЬ, бЕседовать, мАршрут, мЕчта, раСсвет, фотоаППарат.

Объясните правописание слов.

Какой единой темой объединены слова? Какое слово является ключевым? Правильно. И это не случайно. Я приглашаю вас в путешествие к новым вершинам орфографии. Итак, вперед к Орфографическому Олимпу.

Каждый ряд получает определенного цвета флажок, при помощи которого будут фиксироваться достижения на всех этапах урока.

II Объяснение нового материала:

1. Актуализация знаний:

1-ой ступенью нашего восхождения будет зрительный диктант.

“Нет ничего та кого в нашей жизни , что не п ередать бы русс ким словом: звуча ние музыки, блеск красок, неясность сна”

  • Записать, устно объяснить выделенные орфограммы.
  • Схемой объяснить постановку знаков препинания.
  • Всегда ли “не” с глаголами пишется раздельно.
  • Вспомните слова, которые без “не” не употребляются. Запишите их, объясняя устно лексическое значение:
    Неистовствовать - проявлять ярость
    Негодовать - возмущаться
    Ненавидеть
    Нездоровится
    Неможется
    Недоумевать – сомневаться, удивляться
    Неволить – принуждать

Какую орфограмму не смогли объяснить? Почему?

Сформулируйте тему нашего урока и цель нашего орфографического путешествия.

Запись темы урока.

2. Объяснение нового материала:

Рассмотрите схему.

Сделайте вывод, как пишется “НЕ” с именами существительными?

Когда пишется слитно, когда раздельно?

Проверим свои наблюдения, прочитав § 38. Дополните наши выводы. Работая в группах, составьте алгоритм “Правописание “НЕ” с именами существительными”.

Презентация алгоритмов.

3. Закрепление изученного.

Замените синонимом или близким по значению словосочетанием. Горе – несчастье.

  • Ложь – неправда.
  • Враг – недруг
  • Рассеянность – невнимание.
  • Сомнение – недоверие
  • Составьте и запишите предложения, в которых эти существительные с “НЕ” следует писать раздельно:

    • Не счастье, а горе сблизило людей.
    • Не правда, а ложь наносит непоправимый вред дружбе.
    • Не друг, а враг не скажет правду.
    • Не доверие, а сомнение закралось в сердце.

    Взаимопроверка.

    Подведение итогов на данном этапе урока.

    Тернист наш путь к познанию. Устали, значит, настало время привала. Послушайте сказку:

    Побывал я однажды в стране,
    Где исчезла частица “НЕ”.
    Посмотрел я вокруг с доумением:
    Что за лепое положение?
    Но кругом было тихо-тихо,
    И во всем была разбериха.
    И на взрачной клумбе у будки
    Голубые цвели забудки.
    И погода стояла настная,
    И гуляла собака счастная.
    И, виляя хвостом уклюже,
    Пробегала пролазные лужи.
    Мне навстречу без всякого страха
    Шел умытый, причесанный ряха.
    А за ряхой по травке свежей
    Шел несуразный дотепа и вежа.
    И навстречу всем утром рано
    Улыбалась Царевна Смеяна…
    Очень жаль, что только во сне
    Есть страна без частицы “НЕ”.

    Забавная сказка? Почему она такой получилась?

    Назовите слова, от которых убежала частица “НЕ”.

    Запишите существительные, которые без “НЕ” не употребляются.

    Недоумение, нелепость, неразбериха, незабудки, ненастье, неряха, недотепа, невежа, Несмеяна

    По лексическому значению определите слово и запишите его, объясняя правописание:

    1. Вымысел – небылица
    2. Чувство сильнейшей вражды – ненависть
    3. Возмущение – негодование
    4. Болезненное состояние – недомогание
    5. Ярость – неистовство

    Помогите разгадать путаницу.

    Сидя в парке на скамейке, услышала я сказочный разговор. Ожили герои стихотворения Маршака “Кот и лодыри”. Лодыри с возмущением говорят: “Совсем кот обнаглел. Ругает нас за пропуски уроков, а сам не может ни номера на доме прочесть, ни одной буквы не знает. Полный невежа”. В чем ошиблись герои? Составьте словарную статью: Невежа – это…

  • Невежда – это…
  • Спишите, раскрывая скобки.

    На (не)счастье себе; тень (не)доумения; (не)погода задержала, а дела; с (не)терпением ожидал; (не) годы, а болезнь состарила; говорить (не)правду; завидует (не)друг; тяжелая (не)воля.

    ПРИВАЛ: подведение итогов на данном этапе по результатам выполненных заданий. Физминутка - эстафета:

    1. Определить морфологические признаки слов.
    2. Составить предложение.
    3. Выполнить синтаксичесий разбор.

    1 ряд - в роще

    2 ряд – нет времени

    3 ряд – у Анастасии

    Где чаще всего встречается эта орфограмма, вы узнаете, решив несколько грамматических задач. Составьте это слово из начальных букв.

    1. Наука, изучающая постановку знаков препинания.
    2. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.
    3. Слова, близкие по лексическому значению.
    4. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.
    5. Гласная, которая пишется в сложных словах после твердых согласных.
    6. Предложения, которые произносятся с особым чувством.
    7. Гласная после ц в слове цирк.
    8. Продолжи фразу: “Правописание и –ы после…”
    9. Гласная после ц в слове цыпленок.

    Какое слово получилось? (пословицы ).

    Что называется пословицами?

    Приведите примеры пословиц. Какую роль они играют в нашем языке?

    Встретились ли в них слова с изучаемой орфограммой? Устно объясните их правописание.

    Самостоятельная работа: упражнение 219:

    1 ряд – 1-2 предложение;

    2 ряд – 3,4 предложение,

    3 ряд – 4,5 предложение.

    Проверить, использовав сигнальные карточки.

    Работа в группах: (задание на карточках)

    1. Продолжите пословицу, запишите её, обозначьте изучаемую орфограмму:

    1. Ученье свет, а (неученье - тьма)
    2. Сей в (не)настье, а (убирай в вёдро)
    3. Охота пуще (неволи)
    4. (НЕ)работа сушит, а (забота).
    5. Жизнь прожить - (НЕ поле перейти)

    2. Найди четвертое лишнее: не правда, а ложь; не друг, а враг; не дом, а хижина; не счастье, а горе. Обоснуйте свой выбор.

    III. Закрепление теории и подготовка к решению тестов: в парах устная работа с алгоритмом.

    IV. Контроль за усвоением материала: решение теста :

    А1 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

    1. (НЕ) видимкою луна освещает снег летучий.
    2. Передо мной был (не)враг, а друг.
    3. (Не)известности уже не было.
    4. Мы остановились в (не)доумении.
    5. С годами у него появилась (не)решительность.

    А2 НЕ пишется слитно:

    1. Это (не)правда, а откровенная ложь.
    2. (Не)правду я не потерплю.
    3. Это надо считать (не)удачей, а случайностью.
    4. Царевна (Не)смеяна – героиня многих сказок.
    5. (Не)терпение, а раздражительность мешали разговору.

    А3 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

    1. Удивила (не)зависимость и резкость.
    2. Появилась (не)решительность, а какая- застенчивость.
    3. С (не)ряхой мало кто общается.
    4. (Не)счастье, а горе постигло нас.
    5. Человек – творец счастья и (не)счастья.

    А4 Слово с НЕ пишется слитно

    1. Вовремя письмо (не) отправили.
    2. Не все (не)настье, проглянет и красное солнышко.
    3. Кто рано сеет, тот семян (не) теряет.
    4. Мне сегодня (не)здоровится.
    5. (Не)нависть – плохой советчик.
    А1 А2 А3 А4
    1
    2
    3
    4
    5

    V. Подведение итогов. Выставление и комментирование оценок.

    Домашнее задание: § 38, упр №217 или сочинить грамматическую сказку “Правописание “НЕ” с именами существительными.

    Частица «не» выполняет в русском языке очень важную смысловую функцию. И от того, как написана она со словом - слитно или раздельно, порой зависит значение всей фразы. Правописание «не» с существительными - один из разделов грамматики, который обязательно должен быть освоен каждым образованным человеком. Иначе неизбежны речевые казусы…

    Раздельное написание

    Частица «не» с существительными в большинстве ситуаций имеет раздельное написание, отвечая за отрицательное значение словосочетания. И мало у кого возникнут сомнения по поводу, например, таких вариантов: не грусть, не мама, не лето, не дождь, не слово, не вечер и так далее, и тому подобные фразы и словосочетания.

    • Это не грусть была в его глазах…
    • Еще не вечер.
    • Не мама пришла за ней сегодня в сад.

    Однозначно в этих примерах «не» с существительными пишется раздельно.

    Слитное написание

    Но есть варианты, когда правильным будет слитное написание. Среди них можно привести в качестве примера следующие:

    • Существительное без «не» не употребляется - небылица, невежда, негодяй.
    • Существительное с «не» можно легко заменить синонимом без частицы, и смысл не потеряется - недруг (враг), небытие (смерть), неволя (рабство), неправда (ложь). На закате жизни его постигла тяжкая неволя. Недруги постарались.
    • Существительное является термином: неметалл, нестроевик (Среди этих химических элементов есть и неметалл).
    • Существительное обозначает лицо и в некоторой степени указывает на качество: неспециалист, непрофессионал (Когда за дело берется непрофессионал, впору кричать «караул»).

    Сложные ситуации

    В некоторых случаях написание «не» с существительными вызывает серьезные затруднения, поскольку вроде бы и можно применить правило о слитности, но как-то результат совсем не «смотрится». Вот, например, следующие предложения:

    • Это была не воля обещанная, а настоящее рабство. (Есть противопоставление, выраженное союзом «а»).
    • Он мне не друг, извольте! (О вражде речь не идет, но и о дружбе - тоже).
    • Вы же все помните, не правда ли?! (Словом «ложь» заменить «не правда» невозможно).
    • Совсем не бытие святых беспокоило его сейчас. (Есть «усилитель» отрицания «совсем», на месте которого могут быть «вовсе», «отнюдь», «ничуть», «абсолютно» и т. д.).

    «Не» с существительными, примеры которых приведены в данном пункте, пишется раздельно, как того требует контекст. Хотя чуть выше те же слова написаны слитно. И это очередное напоминание о смысловой значимости частицы и о влиянии смысла на ее правописание.

    Одно из орфографических правил русского языка, которое нередко вызывает затруднения – слитное либо раздельное написание частицы «не» с существительными. Выбор варианта «слитно» или «раздельно» зависит от наличия противопоставления, вспомогательных слов, от того, что подразумевает пишущий, и других условий. Чтобы понять, какой вариант написания подходит, нужно рассмотреть слово с разных позиций.

    Слитно: можно ли обойтись без «не»?
    Вот условия слитного написания:
    • отбросив «не», получаем несуществующее слово: нелепость, негодование, небылица ;
    • можно подобрать синоним без «не» и заменить существительное без потери смысла предложения: нескромность – синоним хвастливость, хвастовство ; несчастье – синоним беда, горе ; неприятель – синоним враг, противник .
    Слитно: качественные характеристики
    Выбираем слитное написание, если существительное с «не» обозначает некую характеристику, качество, которое можно сравнить с качествами других явлений. Нелюди – «те, кто не является людьми, не поступает как люди», неевропейцы – «люди, не являющиеся европейцами», неспециалисты – «те, кто не является специалистами». Неспециалист не поймет тонкостей процесса .

    Кроме того, существительное всегда пишется слитно с «не», если это термин. Например, в химии есть понятия металлы и неметаллы , то есть «химические элементы, не обладающие свойствами металлов».

    Слитно или раздельно: противопоставление
    Если существительному в предложении противопоставляется другое существительное и имеется союз «а», частицу «не» с существительным всегда пишем раздельно. Сравните следующие примеры.

    • Химический элемент сера – неметалл .
    • Это не металл , а очень твердое дерево .
    Если противопоставления в предложении нет или его невозможно подобрать, выбираем слитное написание. В случае несоответствия продукции указанным характеристикам требуйте возврата денег .

    Слитно или раздельно: по смыслу
    Иногда при выборе верного варианта написания нужно учитывать смысл высказывания.

    • Мы вели обстрел позиций неприятеля . Слово неприятель всегда имеет значение враг . Подразумевая именно это значение, вы выберете слитное написание.
    • Он мне не приятель . Вы не называете человека своим врагом – лишь хотите подчеркнуть, что вы с ним не знакомы, что приятельские отношения невозможны, или отрицаете факт дружбы с человеком.
    Особо стоит выделить вопросительные предложения с окончанием типа «не правда ли?». Мы можем предположить, что это словосочетание пишется слитно – но его невозможно заменить синонимом без «не» ­(ложь ), иначе получится так, как мы никогда не говорим: ложь ли ? Поэтому пишем раздельно.

    Сравните эти примеры.

    • Все, что он рассказывал – неправда ? Здесь подразумевается, что информация была ложной, недостоверной. Кстати, можно легко подобрать синоним без «не», и смысл не изменится. Все, что он рассказывал – ложь ?
    • Разве то, что я сказал, не правда ? Здесь подчеркивается справедливость высказывания, говорящий ищет поддержки, подтверждения своим словам.
    Раздельно: усиление отрицания
    «Не» с существительным пишем раздельно, если есть словосочетания типа:
    • «далеко не»;
    • «вовсе не»;
    • «ничуть не»;
    • «абсолютно не»;
    и тому подобные, усиливающие значение отрицания. Вовсе не скромность заставила его промолчать .

    Итак, мы рассмотрели основные случаи, в которых частица «не» пишется слитно или раздельно с существительными. Все эти условия несложно запомнить и в дальнейшем применять на письме.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!