Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Подвиг воина евгения родионова. Рядовой евгений родионов

bratkov 07.01.2003 в 20:15

"Родился Женя в половине первого ночи 23 мая 1977 года. Роды не были тяжелыми. Женя был крепким, здоровеньким ребенком, рост 52 см, вес 3900. Когда я услышала его первый крик, крик о том, что "я пришел в этот мир, встречайте меня, любите меня", такой вырвался вздох облегчения, и взгляд совершенно случайно упал на окно. Была глубокая ночь, темное небо, на котором яркие крупные звезды, и в этот момент по небу вдруг начала падать звезда. Я побледнела, сердце стало маленьким, холодным и почему-то лохматым комочком. Врачи и медсестры стали убеждать меня, что это хороший знак, что, значит, у ребенка будет хорошая судьба, да и у меня тоже. Но чувство опасности, страха, напряженное ожидание чего-то не покидало меня очень долгое время. Потом как-то все забылось, и вспомнилось через девятнадцать лет..."

В патриотической прессе уже писалось о подвиге 19-летнего русского солдата Евгения Родионова, в 1996 году оказавшегося в чеченском плену и в момент самых изощренных пыток не предавшего Отечества и Веры, не снявшего с себя нательного креста. Государство наградило Евгения Орденом Мужества. Сейчас на его могиле, благодаря пожертвованиям, установлен двухметровый крест, горит лампадка, - и сюда идут, и идут люди. Приезжают, специально, из самых удаленных уголков России, из других стран, поклониться "моему никому не известному, тихому сыну" . Мать, Любовь Васильевна Родионова говорит, что это отношение людей "перевернуло все мое сознание в жизни..." А однажды на могилу сына в Курилово (под Подольском) приехал один из ветеранов Великой Отечественной войны. Он снял с себя фронтовую награду - медаль "За отвагу" - и положил ее на могильный камень...

Биография Евгения Родионова, записанная со слов матери, опубликована в вышедшей в 2002 году первой книге, посвященной солдату, - "Новый мученик за Христа воин Евгений" /Москва, "Хронос-Пресс"/. Это, точнее, пока небольшая брошюра, составленная настоятелем храма Святителя Николая в Пыжах, протоиереем Александром Шаргуновым. Все же о жизни Евгения - его сокровенных мыслях, чувствах, переживаниях, о том, что ему довелось пережить за три с лишним месяца плена у чеченских бандитов, нам известно еще очень немного. Многое здесь покрыто завесой тайны.

О подвиге Евгения Родионова на страницах издания размышляют священник Александр Шаргунов и настоятель храма Спаса Нерукотворного подмосковного села Прохорово о.Владимир Переслегин. Любовь Васильевна делится своими воспоминаниями - тем, как она воспитывала своего сына, чем он интересовался и к чему стремился в жизни, как работал и учился, как относился к службе в армии и как добровольно ушел служить... И потом, уже страшные воспоминания, - о пришедшем домой известии о якобы "дезертирстве", о пройденных затем кругах ада. О том, что довелось пережить во враждебной и заминированной Чечне, чтобы найти сына. Тело сына...

***
...18-летнего Евгения Родионова, вместе с еще тремя солдатами, взяли в плен в ночь с 13 на 14 февраля недалеко от селения Галашки. Ребята, всего за месяц до того прибывшие в расположение части из Калининградской области, несли караульную службу на чечено-ингушской границе. Открытый КРП (контрольно-регистрационный пункт) находился метрах в двухстах от заставы. Маленькая будка - без связи и света, без какой-либо огневой поддержки - на единственной в горах "дороге жизни", по которой перевозились оружие, боеприпасы, пленные, наркотики... Из подъехавшей машины "скорой помощи", которую пограничники остановили для проверки, внезапно выскочили "санитары" в камуфляже - более десятка вооруженных до зубов чеченцев. Этим головорезам не составило особого труда справиться с еще необстрелянными юнцами. Хотя, вспоминает, Любовь Васильевна, "даже спустя две недели после этого происшествия снегом не до конца засыпало пятно крови на дороге. Видны были там следы борьбы - что не как цыплят их покидали в машину...". Мать считает, что ребята пострадали во многом из-за халатности офицеров.

А затем начался плен. "Плен испокон веков считался самым страшным, что может случиться с человеком. Плен - это неволя, это издевательства. Жизнь показала, что чеченский плен - это самое страшное, самое нечеловеческое, изуверское, что вообще может быть на свете...", - говорит Любовь Родионова.

"Мама, от судьбы еще никто никогда не ушел. Я могу выйти на дорогу, и меня задавит машина. Тебе что, от этого будет легче? А плен... плен - это уже как повезет..." - говорил сын перед прощанием матери.

А она, как только узнала, десять месяцев искала Женю по всей Чечне. "Мне пришлось пройти все муки, все круги ада, какие только есть на земле, какие только мог придумать человек. Видно, Господь меня водил по тем дорогам, где я ходила и не подорвалась, хотя мин там было больше, чем камней. Видно, Он меня защищал от бомбежек, не дал мне возможности погибнуть, посчитал, что мой долг, долг матери - найти сына, похоронить его в родной земле; похоронить так, как хоронили наши деды и прадеды, по христианскому обычаю, с преданием земле. Это я только сейчас все поняла, а тогда, когда ходила по военным дорогам, я только молча молилась Господу..."

Чеченские головорезы убили Евгения Родионова 23 мая 1996 года - в праздник Вознесения Господня, в чеченском селении Бамут. В день смерти у Евгения был День рождения - ему как раз исполнилось 19 лет. Мать немного не успела - тогда она была в каких-то семи километрах от места казни. И российскими войсками Бамут был взят - на следующий день.

О смерти сына мать смогла узнать лишь в сентябре. Чтобы найти тело Евгения и потом вывезти его, вместе с другими погибшими товарищами, на родину, - ей пришлось заложить собственную квартиру. Множество фотографий сына раздавала Любовь Васильевна чеченским посредникам, надеясь узнать хоть что-то. За бешеные деньги один из чеченцев согласился указать место захоронения.

"Когда я приехала в конце февраля, рядовой солдат, живой, стоил 10 миллионов. В августе рядовой солдат, живой, стоил 50 миллионов, когда они уже были в роли победителя. У Мелиховой за ее сына просили 250 миллионов, потому что он офицер. Была уже ночь, когда я с саперами украдкой при свете фар раскапывала яму, в которую бросили тела четверых ребят. Я стояла и только молилась, чтобы среди них не было Жени. Я не могла, не хотела верить, что его убили. Доставали останки - одного, потом другого. Я уже узнала его сапоги, стоптанные так, как снашивал только он, но все говорила: "Я не поверю, если не найдете жениного крестика". И когда кто-то крикнул: "Крестик, крестик!", - я потеряла сознание."

Убийцей Евгения Родионова оказался Руслан Хайхороев. В конце концов он сам в этом признался - это признание буквально выпытала у него мать, в присутствии иностранного представителя ОБСЕ Ленарда: "У сына был выбор, чтобы остаться в живых, - сказал Хайхороев. - Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался..." (Хайхороев вместе со своими телохранителями был убит во внутричеченской бандитской разборке 23 августа 1999 года - ровно через три года и три месяца после гибели Евгения Родионова.)

По возвращении Любови Васильевны домой, на 5-й день после похорон, скончался отец Евгения, не отходивший от могилы сына, - у него не выдержало сердце. А сам Евгений в ту же ночь, после панихиды, приснился матери. По ее словам, уже "радостный и сияющий".

***
И.о.председателя отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами протоиерей Дмитрий Смирнов говорит, что "вопрос о канонизации рядового Евгения Родионова будет решен положительно - это вопрос времени". Запрос об этом в Синодальную комиссию по канонизации уже сделан, правда, требуются еще дополнительные сведения о судьбе мужественного пограничника. По словам отца Дмитрия, как только они будут получены, канонизация состоится.

Сейчас же у входа в школу, где учился Евгений, установлена мемориальная доска героя-пограничника. Вышел документальный фильм, посвященный ему. Нательный крестик Евгения Родионова передан матерью в храм святителя Николая в Пыжах и хранится в Алтаре. А на кресте, установленном над могилой, - надпись: "Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года" .

Сюда идут, и идут люди.

"Мы знаем, что это были долгие, страшные страдания, которые можно сравнить, наверное, только со страданиями великомучеников, бывшими в самые древние времена, когда их расчленяли, обезглавливали, подвергали самым изощренным пыткам, но они свидетельствовали перед миром, что и душа, и тело причастны Кресту Христову, победе Божией, Воскресению Его" (о.Александр Шаргунов, из проповеди на панихиде в день памяти Евгения Родионова).

От ред:
В подготовке материала использованы также публикации в "Православной Москве", "Русском Доме", "Завтра", "Парламентской газете", Rus-Sky.com, Voskres.Ru.
Полностью рассказ матери Евгения Родионова читайте в рубрике "ПРАВДА.Ру"- Вера .

ВОИН-МУЧЕНИК ЕВГЕНИЙ РОДИОНОВ

Его душа ушла в полет.

Ее отпели птицы.

А мать живого сына ждет…

А он – на все века вперед

Безсмертным возвратится

Николай Тальков

23 мая – день рождения и день мученической кончины 19-летнего воина Евгения Родионова. В 1996 г., в праздник Вознесения Господня, после трех с половиной месяцев истязаний четверо российских пограничников были казнены в Бамуте чеченскими ваххабитами. Бандиты предлагали ребятам жизнь – если они откажутся от христианской веры. Русские солдаты – Евгений, Андрей, Александр, Игорь предпочли умереть верными Христу, Отечеству, своим близким. «Мы с вами живем только потому, что погибли – на всех войнах – другие», - говорит мама мученика Евгения – Любовь Васильевна Родионова. Нательный крестик Евгения, с которым он принял мученическую кончину, хранится в храме свт. Николая в Пыжах, что на Ордынке, там он лежит на Престоле.

Страдания и смерть современных русских воинов удивительным образом напоминают крестный путь святых христианских мучеников первых веков, когда, по словам святителя Димитрия Ростовского, «исповедников Христа схватывали и содержали в темницах, а затем производили над ними суд. Причем подвергали их многочисленным пыткам и разнообразным мучениям, и тех, кто оставался непоколебим в исповедовании Христа, Бога нашего, предавали смерти».

13 февраля 1996 г. четверо российских пограничников – рядовой Евгений Родионов, младший сержант Андрей Трусов, рядовые Игорь Яковлев и Александр Железнов – были захвачены в плен на чечено-ингушской границе, у села Галашки. Всего полгода прослужили ребята в армии, лишь месяц назад прибыли на заставу в горах – из Калининградской области.

В тот день они вышли в караул – к блок-посту в горах без света, связи и огневой поддержки в 200 м от заставы. Женя не должен был дежурить – вышел на пост вместо своего товарища Александра, у которого был день рождения.

Когда к контрольно-регистрационному пункту подъехала карета скорой помощи, ребята смутились: машина с крестом, вдруг в ней раненые, как в них стрелять? Выскочившие из скорой вооруженные боевики затолкали пограничников в машину и увезли в Чечню – российских пограничников можно было продать живыми или мертвыми.

100 дней и ночей, запертые в подвале, претерпевали ребята истязания, которые можно было прекратить, приняв ислам, отрекшись от веры православной и Родины. Русские воины предпочли веру во Христа, верность своему Отечеству. 23 мая 1996 г., в день рождения Евгения Родионова, исламистские экстремисты отрезали ему голову. При этом Женя так и не снял своего крестика, с которым не расставался никогда – ни в детстве, ни сейчас – перед лицом смерти. Были казнены и трое его сослуживцев.

Поначалу «отцы-команидры» российской армии попытались обвинить ребят в дезертирстве. Родителям были отправлены письма о том, что их сыновья покинули расположение части. «Этого не может быть», - сказала мать Евгения – Любовь Васильевна Родионова – и поехала искать сына.

В течение девяти месяцев она вдоль и поперек исходила Чечню, лицом к лицу увидела героев войны и предателей, побывала у Масхадова, Гелаева, иорданца Хаттаба, ее отправляли на минные поля, стреляли за спиной. Три дня она провела в чеченском плену у Шервани, брата террориста Шамиля Басаева. Жестоко избитую, полумертвую (бандиты решили, что женщина умерла), ее выбросили на улицу. Промыслом божиим она осталась жива – дошла до своих – десантников. В станице Асиновская, что в семи километрах от Бамута, оказалась в православном храме и молилась перед иконой Богородицы: «Матерь Божия, помоги ему! Господи, не оставляй его, ведь он любил Тебя!»

Наконец за 4 тыс. долларов матерям показали поле, где лежат в земле тела их сыновей. Чтобы расплатиться за «услугу», Любовь Васильевна заложила жилье в Подмосковье. В ночь с 23 на 24 октября 1996 г. наскоро прикопанные четыре тела были обретены при личном участии Любови Васильевны Родионовой и Нины Ивановны Железновой – обе растили сыновей в одиночку, у обеих они были главными помощниками, если не сказать кормильцами. Собственноручно матери одели дорогие косточки в новую форму. Части разбитой головы Евгения вернули матери лишь 6 ноября 1996 г., в Дмитриевскую субботу. В Ростов из Чечни она поехала поездом. Узнав, что пассажирка везет голову сына, проводница вызвала врача, посчитав Любовь Васильевну сумасшедшей.

Женя упокоился на кладбище подмосковного села Сатино-Русское, по соседству с храмом Вознесения Господня – именно в этот праздник закончился земной путь ребят. На пятый день после похорон сын приснился матери радостным и сияющим. В тот же день, пролежав долгое время на могиле сына, скончался от инсульта отец Жени Александр.

Мать увидела суд Божий над убийцами Евгения. Хайхороев был смертельно ранен своим же соплеменником-чеченцем. Его брат погиб в перестрелке с русскими пограничниками на том самом месте, где Женя и его товарищи были взяты в плен. Ранее Хайхороев успел рассказать Любови Васильевне с восточной откровенностью, смакуя подробности, о казни ребят, их отказе принять ислам. Разговор, по словам Любови Васильевны, проходил в присутствии представителя ОБСЕ Ленарда, а также полковников Попова и Пелипенко из группы по розыску и возвращению из Чечни российских военнослужащих, эксгумации и идентификации тел погибших.

23 мая на литургию и литию на могиле Жени в подмосковное Сатино по традиции приезжают воины, прошедшие Чечню, Афганистан, приходят старики – ветераны Великой Отечественной, привозят детей – воспитанников воскресных школ, скаутов из разных стран.

Бывает много украинцев, белорусов, представителей других национальностей – подвиг Жени и его товарищей стал известен далеко за пределами России. В Сербии и Черногории Женя – местночтимый святой «мученик Евгений Русский». Новомученик Евгений Воин упоминается православными капелланами армии США в заупокойных службах. Музеи Евгения Родионова открыты в Кривом Роге и селе Вольное Днепропетровской области. На Афоне написана икона воина-мученика Евгения, ее копии монахи рассылают как благословение Святой Горы военнослужащим. Первый Свято-Евгеньевский храм в нашей стране был построен руками пограничников в 2002 г. в Горном Алтае – на стыке границ России, Китая, Казахстана и Монголии. Свято-Евгеньевская церковь возведена на родине Жени – в селе Чибирлей Пензенской области. В Кузнецке Пензенской области его именем названа школа №4. Свое благословение на строительство часовни в честь воина-мученика Евгения в Переславле-Залесском дал духовник Святейшего Патриарха схиархимандрит Илий (Ноздрин).

Почитание вчерашних мальчишек, настоящих русских воинов, сложивших свои головы за веру и Отечество, стало подлинно народным и, как это не раз бывало в истории Церкви, опередило официальную их канонизацию.

18 марта 2015 г. в храме Святых царственных мучеников и страстотерпцев в Павловской Слободе Московской области состоялась встреча мамы Евгения Родионова с преподавателями и учащимися двух школ – православной школы «Ладанка» и Павловской общеобразовательной школы. Любовь Васильевна – мать солдата, внешне – хрупкая и легкая, на деле – несгибаемая и непобедимая – отвечала на вопросы детей и взрослых о том, как растила своего сына Евгения. И драгоценными были эти слова, потому что мученичество – лишь плод всей предыдущей жизни:

«Мы с сыном радостно жили и открыто, друг у друга на виду. В общежитии у нас была комната 18 м, которую разделяла перегородка. Так прошло 10 лет – трудное, но очень благодатное время. Мы много разговаривали – не было двери, которая бы нас разделяла. Когда я болела, Женя мне приносил чай в постель. Когда лежала в больнице, навещал меня там. Все заботы по дому лежали на нем с семи лет. Я в шесть утра уходила на работу, потому что работала и на двух, и на трех работах, а он сам вставал, завтракал, шел в школу. Женя умел готовить и очень любил кормить людей.

Мы с Женей много читали, обязательно обсуждали прочитанное. Женя учился средне. «Что ж ты так», - иногда упрекала я его. «Мам, да я все это исправлю!» - отвечал он. Помню, как наш маленький поселок потрясла история: очень обеспеченная армянская семья сдала свою маму в дом престарелых. Женя пришел из школы и сказал: «А они ведь образованы». Хорошо получить образование, но важнее оставаться человеком. Ничего нет дороже любви, уважения в семье.

Женя неплохо играл на гитаре, писал стихи, занимался спортом – самбо, боксом, футболом. Был в меру общительным. Любил семью, свою собаку, которую купил на первую зарплату на мебельной фабрике. Перед армией Женя без меня, по собственной воле вместе с соседкой исповедовался и причастился в храме в Дубровицах Подольского района».

Журнал «Покров», № 5, 2015 г.

Воин Евгений Родионов получил отказ в канонизации


Представители Русской Православной Церкви сомневаются в возможности канонизации рядового Евгения Родионова, обезглавленного боевиками в чеченском плену за отказ снять нательный крестик и принять ислам. «Нет никаких документальных сведений об обстоятельствах смерти человека. Все рассказы, которые существуют в развернутом или сжатом виде, есть всего лишь умопредставление людей на эту тему», - сказал секретарь синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Максим Максимов в интервью, опубликованном 14 января 2010 г. в газете "Комсомольская правда".

Причины отказа в канонизации - отсутствие документальных подтверждений о факте мученичества этого человека. Для канонизации, по словам о. Максима Максимова, необходимы ответственные свидетели гибели солдата, а они убиты. В настоящее время единственный живой свидетель, который может рассказать о смерти солдата, это его мать, но она не присутствовала при его гибели, «поэтому свидетелем может быть названа условно».

«Я вот так же, как вы сейчас мне вопросы задаете, у нее спросил: "Откуда известно, что сын принял смерть именно так?" Она сказала, что это общая, типологическая ситуация со всеми русскими воинами, попавшими в плен и убитыми. Но Церковь не может опираться на типологические свидетельства», - отмечает секретарь комиссии по канонизации. По его мнению, так можно поставить вопрос о канонизации тысяч погибших в Чечне солдат. «А почему нет, если вопрос типологический? Или вы меня будете уверять, что все солдаты - христиане и знают, за что умирают ?» - задает вопрос священник.

Напомним, что лет пять назад мама воина мученика Евгения Родионова Любовь Васильевна (см.илл .) поделилась с главным редактором «Русского Вестника» Алексеем Сениным своими горестями: «Родина, границы которой мой сыночек защищал в Чечне (а Женя был пограничником), приняла его тело неласково. Я и мой сын жили в Московской области, в Подольском районе, в поселке Курилово. Его жителей хоронят на административном кладбище у храма Вознесения Господня. Тамошний молодой священник, о. Александр Филиппов, недавно бывший профессиональным массажистом, отказался отпевать моего сына без оплаты. Соседи сжалились над нами (денег у меня после Чечни совсем не было), заплатили ему 300 рублей, только тогда он совершил обряд отпевания. Впоследствии у него погиб брат, который сейчас похоронен в двух метрах от дверей храма Вознесения Господня, рядом со священнослужителями этого храма. Отношения мои с этим священником не сложились. Он ненавидит меня за прямоту, за то, что к Жене на могилу приезжают и приходят люди со всей России, от Дальнего Востока до Прибалтики, из бывших советских республик - Украины, Казахстана и из стран далеких - Америки, Германии, Франции (см. илл .). С 1997 года он не однажды предъявлял мне претензии в том, что я приглашаю священников послужить панихиду на могиле, не согласовывая с ним. Его раздражает, что он остается в стороне от поминовения убиенного солдата. Приезжают днем и ночью, священники и военные, генералы, и очень много детей, часто целыми классами. В храм они почти не заходят, потому что он всегда, кроме воскресенья, закрыт. Мне больно за Церковь, которая уничижается недостойными служителями. Примеров тому знаю предостаточно, о чем очень скорблю»: http://expertmus.livejournal.com/48573.h tml

Для справки : рядовой воинской части 2038 Назранского погранотряда Евгений Родионов 1977 г.р. 13 февраля 1996 г. вместе с Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым был послан дежурить на КРП, в 200 м от заставы, который представлял собой обыкновенную будку без света, без связи, без какой-либо огневой поддержки…. Во время их дежурства на боевом посту была остановлена машина скорой помощи под управлением бригадного генерала Руслана Хайхороева, в которой перевозили оружие. При попытке досмотра солдаты были захвачены в плен. Офицеры из Калининградской обл. слышали крики солдат, звавших на помощь, но не посмели покинуть заставу. Командованию они доложили, что «солдаты дезертировали из части»… Уже 16 февраля Любовь Родионова получила телеграмму, что ее сын, Евгений Александрович Родионов, «самовольно оставил часть, и командование просит ее принять меры для возвращения сына на службу». Телеграмма была послана, когда боевики уже начали пытать захваченных в плен Евгения Родионова и его однополчан: принуждали одного пленного пытать другого, подвешивали на дыбе, морили голодом. Все это мучители заставляли описывать в письмах домой, чтобы родители быстрее собрали необходимую сумму для выкупа. Евгений писать наотрез отказался, сказав, что денег у них собрать негде, да и сердце у мамы больное - может не выдержать такого известия. Тем временем федеральные войска вплотную подошли к Бамуту, и за день до его сдачи с пленными решено было покончить. 23 мая 1996 г. Евгению Родионову и его сослуживцам было предложено снять нательный крест и принять ислам. После их отказа Евгению отрезали голову, остальных расстреляли. Матери Евгения Родионова, 9 мес. разыскивавшей сына, боевики передали видеокассету с записью его казни.

На сегодняшний день написано около 160 икон, посвященных воину-мученику Евгению, которые уже есть в 26 храмах России. В 1997 г. по благословлению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II была издана книга «Новый мученик за Христа воин Евгений». Книгу-житие «Слово о солдате» написал и издал настоятель Свято-Духовского храма с. Вольное Новомосковского благочиния иерей Георгий Ханов (Днепропетровск). Игумен Кирилл, настоятель муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря Владимирской епархии также ходатайствовал о канонизации. 10 августа 2002 г. освящен полковой храм в честь воина Евгения Мелитинского на территории Алтайского погранотряда, в Акташе, настоятель которого о. Варлаам написал первую икону «Воина Евгения, в Чечне убиенного». Именно в этом храме алтайских пограничников произошло одно из первых чудес. 20 ноября 2002 г., как сообщил о. Варлаам, «один из солдат, рядовой Андрей Зяблицкий, верующий человек, прочитавший жизнеописание Евгения Родионова и проникшийся особой любовью к его личности, держал в руках храмовую икону с изображением св. мученика Евгения-воина. Молебен и крестный ход снимали на видеопленку,- и прямо во время съемок крестного хода икона в руках солдата замироточила. Миро истекало из нижней перекладины креста в руках воина». 21 октября 2008 г. воин Евгений Родионов прославлен в лике мучеников как местночтимый святой Астраханско-Енотаевской епархии.

В интервью газете «Русский вестник» мама Евгения сообщила о свое встрече с о. Максимом Максимовым весной 2003 г.: «По форме беседа эта напоминала допрос. Молодой человек, по возрасту годящийся мне в сыновья, выспрашивал меня о том, с какими словами умирал мой сын, хвалил ли он Господа или ругал своих убийц? И есть ли этому свидетели? Отвечаю: есть. Пусть отец Максим, ежели не струсит , едет в Чечню к боевикам, и адреса известны - Бамут, Ачхой- Мартан, и спрашивает их. Мой сын, погибая, не думал о том, будут его канонизовать или нет…».

Протоиерей Александр Шаргунов в беседе на радио «Радонеж» 8 февраля 2004 г. заметил в этой связи: «Интервью священника Максима Максимова о канонизации воина Евгения Родионова, которое он дает ответственному редактору «Церковного Вестника», мягко говоря, вызывает у меня недоумение. Создается впечатление: автор убежден, что ему позволено говорить все что угодно от лица Церкви только потому, что он является секретарем Синодальной комиссии по канонизации. В самом деле, не может не поражать уровень рассуждений собеседников. Священник Максим Максимов рассуждает, что воина Евгения Родионова новомучеником нельзя назвать, во-первых, потому, что, цитирую: «надо определенно заявить, что эпоха новомучеников и исповедников Российских, как бы мы ее ни растягивали, уже закончилась. Мы можем провести границу по 1970-м, в крайнем случае, по 1980-м годам, когда в мир иной отошли последние исповедники, вышедшие из лагерей. Когда Евгения Родионова причисляют к новомученикам и исповедникам Российским, происходит очевидный подлог: в современной истории России это совершенно иной период». Получается, что гонения на Церковь кончились, новых мучеников больше не будет.

Не может быть, между прочим, речи о прославлении, скажем, убиенных Оптинских иноков или убиенного ваххабитом иерея Игоря Прозина, или протоиерея Анатолия Чистоусова, замученного в Чечне. Книга Апокалипсиса вообще закрыта, наступило принципиально новое время! Очевидно, эпоха тысячелетнего царства... Не хочется верить, что о. Максим исповедует такую откровенную ересь. Такое впечатление, что он не понимает, что пишет! Но кроме этого, возникает более простой вопрос: неужели секретарь комиссии по канонизации не знает того, что известно каждому семинаристу. Само название «новомученики» мы восприняли с XVI, XVII, XVIII, XIX веков в связи со страданиями на Балканах греческих и сербских христиан, которых убивали только за то, что они отказывались похулить веру во Христа и принять магометанство (между прочим, как мы видим, буквально то же, что было с воином-новомучеником Евгением!). Если следовать логике о. Максима, то и наших новых мучеников и исповедников Российских нельзя назвать таковыми».

Кстати, при канонизации новомучеников в той же комиссии РПЦ вопрос об их чудесах даже не поднимался…

25 июня 1995 года 18-летнего Родионова призвали в армию. Сначала он попал в учебное подразделение воинской учебной части №2631 Пограничных войск РФ под Калининградом. После этого служил гранатометчиком на 3-й пограничной заставе 3-й мотоманевренной группы 479 пограничного отряда особого назначения на границе Ингушетии и Чечни.

13 января 1996 года Евгения направили на боевую стажировку в Назрановский пограничный отряд. 4 февраля 1996 года он находился на посту вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым. Военные остановили микроавтобус с надписью «Скорая помощь», в которой ехал со своими боевиками бригадный генерал Чеченской Республики Ичкерия Руслан Хайхороев. Оказалось, что в машине перевозили оружие. При попытке досмотра пограничников захватили в плен.

Сначала пропавших солдат объявили дезертирами. Милиция искала Родионова дома у родителей. И только после детального осмотра места происшествия, когда были обнаружены следы крови и борьбы, была принята версия насчет плена.

Мать Евгения Любовь Васильевна отправилась в Чечню на поиски сына. Ей удалось выйти на Шамиля Басаева, но после попытки переговоров ее жестоко избили и три дня продержали в заложниках. Только когда Любовь Родионова заплатила боевикам крупную сумму денег – около 4 тысяч долларов (для этого ей пришлось продать квартиру и все ценные вещи) - ей рассказали о судьбе сына и указали место его захоронения.

Как выяснилось, Евгений Родионов был казнен чеченскими боевиками. Сто дней его с товарищами жестоко пытали, требуя принять ислам. Однако Женя отказался снимать православный крест. 23 мая 1996 года, в собственный день рождения, его обезглавили.

Труп Евгения Родионова, найденный в могиле без головы, мать опознала по нательному кресту. Позднее экспертиза подтвердила результаты опознания.

Вчера вся Русь Православная поминала рядового Евгения Родионова, десять лет назад принявшего мученическую смерть в Чечне за Господа нашего Иисуса Христа. Взятый в плен боевиками, Женя отказался предавать Христа и снимать нательный крест, за что и был зверски обезглавлен.Так случилось, что в день страшной смерти - 23 мая 1996 года - Евгению исполнилось ровно 19 лет.

Девять месяцев искала Любовь Родионова в Чечне тело своего сына. Обошла почти всех полевых командиров, побывала даже у Хаттаба,снимок с которым стал своеобразным пропуском.А когда нашла,то рядом с телом и обнаружила тот нательный крестик, который сама надела на Женю перед его отъездом в Чечню.

Любовь Родионова не ожидала, что через десять лет могила ее сына в подмосковном селе Сатино превратится в место паломничества православных не только со всей России, но и из Белоруссии,Сербии, других христианских стран.Из рядового пограничных войск Женя Родионов в сердце народном стал новым мучеником за веру Христову, и теперь Русская Православная церковь готовится к его канонизации.

А для этого есть все основания.Вот что писал в декабре 2002 года в православной газете "Благовест" журналист Владимир Мельник: "В августе 2002 года мне позвонил военный священник с Горного Алтая - отец Варлаамий. Ему срочно нужно было связаться с матерью воина Евгения Родионова, замученного в Чечне за отказ снять крест и принять ислам. Оказывается, в одном из погранотрядов на Алтае решили открыть церковь во имя св. мученика Евгения - и в память Евгения Родионова, и в память его тезоименитого Небесного покровителя (Евгений Родионов еще не канонизирован).

Маму Евгения Управление погранвойск России готово было за казенный счет отправить в Горный Алтай - на освящение храма. И все с Божией помощью состоялось. Любовь Васильевну Родионову мы нашли, и она попала-таки на освящение храма, построенного в память ее сына, который хотя и не причислен пока к лику святых, но вполне достоин канонизации за свой поистине христианский подвиг. И, видимо, канонизация эта со временем состоится. Освящение храма состоялось 10 августа.

И вот новый звонок отца Варлаамия: 20 ноября в храме был молебен и крестный ход в честь мученика Евгения (храмовый праздник). Один из солдат, рядовой Андрей Зяблицкий, верующий человек, прочитавший жизнеописание Евгения Родионова и проникшийся особой любовью к его личности, держал в руках храмовую икону с изображением св. мученика Евгения-воина. Молебен и крестный ход снимали на видеопленку, - и прямо во время съемок крестного хода икона в руках солдата замироточила. Отец Варлаамий говорит, что на пленке хорошо видно, как истекает миро по храмовой иконе. От иконы исходило сильное благоухание, несмотря на сильный ветер и холод. Миро истекало из нижней перекладины креста в руках святого мученика Евгения.
Нет ли здесь очередного указания на святость подвига Евгения Родионова, в память которого был открыт этот храм?

Убиенный воин-мученик Евгений, моли Бога о нас!"

А вчера в Сатино, где отмечали годовщину смерти Жени Родионова,священник церкви из Донецка рассказал, как в его храме икона воина-мученика Евгения тоже мироточила, а потом со сцены под аккомпанемент десантников исполнил песню собственного сочинения, посвященную погибшему воину.

Настоятель Храма Святых Петра и Павла в соседней Знаменке отец Евстафий признался нам: "Святой воин-мученик Евгений Родионов - это наш местный святой.С каждым днем я с радостью наблюдаю, что он пользуется все большим и большим почитанием среди люда православного. Уверен, что его скоро канонизируют."

Так же считает депутат Госдуарственной Думы от ЛДПР Николай Курьянович, сказавший "Правде.Ру": "Те чудеса, что происходят с иконами святого мученика Евгения, говорят, что Господь дает добро на его канонизацию. Так случилось, что годовщина мученической смерти Евгения Родионова, совпала с выходом на экраны России патриотического и православного эпоса "Прорыв", посвященного подвигам наших десантников в Чечне, которые в самые страшные моменты обращаются к Господу нашему Иисусу Христу и идут в последний бой за Россию с Божьим именем на устах.Всякие "сволочи" смеются над этим подвигом, потому что хотят, чтобы мы все оскотинились, стали бездумными потребителями всякого рода гнусной антихристианской мерзости типа "Кода Да Винчи" .

И здесь, на могиле Евгения, чувствуешь, что Русь Православная жива и будет жить вечно, что ее не сломит никакой "новый мировой порядок", устанавливаемый известно под чьим руководством.Не только я думаю, что подвиг Евгения Родионова достоин увековечивания и на экране, но,пока кино заведует Михаил Швыдкой, с православными проектами за господдержкой лучше не обращаться".

Матери Евгения Любови Родионовой не особо важно, канонизируют ее сына или нет, - на все воля Господня. Мы попросили сказать ее несколько слов о Жене:"Если честно, то жить не хотелось. Люди говорили: "Он погиб за нефтяную трубу, он погиб за чьи-то деньги", - а мне становилось еще хуже, я просто умирала от боли, от обиды. А потом, когда я поехала еще раз поклониться той яме, той могиле, в которой он лежал полгода, может, смерти искала, так когда вернулась оттуда - все изменилось. На этом храме поставили крест, приехали люди из "Русского дома" - Александр, Виктор. Им сказали про Женю, они захотели со мной встретиться.

Я благодарна тем людям, которые сочли своим долгом почтить память моего сына. И я поняла, что Женя погиб не за чьи-то деньги, нет, он погиб за Отечество, которое, как и мать, не выбирают. Его просто любят и защищают. И мне стало немного легче. Боль, конечно, не ушла, но я поняла, что есть смысл в его гибели. Все-таки есть. Он погиб за веру православную, не сменил веры дедов, прадедов не предал. Жить, конечно, тяжело, но есть храмы в Москве - вот Тушинский есть храм в Пыжах, где меня приняли в свою семью.

Теперь мне звонят люди со всей России. Звонили из Абакана, Владикавказа,из множества других городов.Я перестала чувствовать себя совсем одинокой. Лампадка будет гореть, хоть этим я буду чувствовать, что я нужна своему сыну, хотя бы для того, чтобы огонек затеплить. Я благодарна людям верующим, они мне многое объяснили. Я людям очень благодарна за то, что они разделили мою боль и помогли мне всем, чем могли. Этот мемориал на могиле Жени - он поставлен на человеческой доброте, на участии, на любви, на уважении к тому поступку, который Женя совершил.

Может быть, это не подвиг, может, это поступок. Дай нам всем Бог сделать такой же выбор. У Жени очень хорошие друзья. Каждое воскресенье, в любую погоду они приходят сюда. И так трогательно смотреть, когда они кладут цветы, когда они оставляли апельсины на снегу, когда они кладут ему сигареты. Так они выражают свою любовь. Ну и тут как бы жизнь ставит все по своим местам.

Вот эти ребята, эти телефонные звонки, письма, которых все больше и больше,такие трогательные, они меня поддерживают, дают мне силы, чтобы жить. Я никогда не думала, что столько мудрости, столько доброты в людях, особенно в священниках. У меня просто нет слов, чтобы все это выразить."

Сейчас воин Евгений Родионов прославлен как местночтимый святой Астраханско-Енотаевской Епархии в лике мучеников и в честь него заложен храм в Ханкале. Вот текст "Молитвы мученику Евгению":"Страстотерпче Российский, воине Евгение! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимые пред святою твоею иконою.Услыши нас, слабых и немощных, с верою и любовию поклоняющихся пресветлому образу твоему. Твоя пламенная любовь ко Господу, верность Ему Единому, твоя неустрашимость пред муками даровали тебе жизнь вечную. Ты не снял Креста с груди своей ради жизни сея временныя. Крест твой всем нам просиял звездой путеводной на пути спасения. Не остави нас на этом пути, святый мучениче Евгение, со слезами тебе молящихся."

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!