Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Богословский смысл совершения крестного хода на пасху. Крестный ход – что это такое и для чего он нужен? Примеры известных ходов

«Краткий Церковно-Богослужебный словарь» (Сочинение прот. Александра Свирелина, М.: 1916 г.) разъясняет нам: «Есть еще один вид литии, известный у нас под названием крестного хода. В случае какого-либо общественного бедствия, или общей нужды, или в воспоминание Божественного избавления от прежнего бедствия - совершается сего рода лития. Из храма исходят с хоругвями, Животворящим Крестом, Евангелием и св. иконами и обходят кругом все селение с молебным пением; либо становятся среди селения и тут совершают моление; либо, наконец, идут к воде и там совершают водоосвящение».

«Лития в переводе с греческого - коленопреклонение, усердное, всенародное моление. Так называется моление, совершаемое в притворе храма или даже совсем вне храма, чтобы в сем молении могли принять участие все православные - и оглашенные, и запрещенные, и чтобы таким образом оно буквально было молением всенародным – литиею».

Возникли крестные ходы в 4-м веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Так возникли наши церковные крестные ходы. Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города.

Крестные ходы, которые не являются частью богослужения, появились вследствие желания верующих молиться не только в храме, но и в местах явления чудотворных икон, молитвенных подвигов почитаемых святых. Для того, чтобы шествие к такому месту не было праздным провождением времени, во время крестного хода читалось Евангелие, произносились ектеньи, пелись церковные песнопения. Участники крестного хода несли с собой иконы, кресты, хоругви. Это делало процессию более торжественной, напоминая встречным о глубине и силе православной веры.

Иногда крестный ход, продолжавшийся в течение нескольких дней, превращался в настоящее паломничество. Участники такого крестного хода, откладывая житейское попечение, перенося тяготы пути, совершают подвиг Христа ради. Такой крестный ход является символическим несением своего жизненного креста, исполнением слов Спасителя: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).

Что такое Крестный ход?

Крестный ход – многолюдное торжественное шествие из одного храма в другой, вокруг храма или к какому-либо назначенному месту (например, святому источнику) с большим запрестольным или выносным крестом, от которого получило свое название и само шествие. Участники крестного хода несут также святое Евангелие, иконы, хоругви и другие святыни храма. Священнослужители и церковнослужители совершают шествие в богослужебных облачениях. Во время шествия поют тропарь праздника, ирмосы, а иногда праздничный канон (в Пасхальную седмицу). Крестные ходы бывают регулярные (календарные) и чрезвычайные (во время эпидемий, войн и других особых событий).

Вопросы:

От чего произошли Крестные ходы?

Так же, как святые иконы, Крестные ходы получили свое начало из Ветхого Завета. Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. Повествования об этом изложены в священных книгах Ветхого Завета: Исход, Числа, книги Царств, Псалтирь и других.
Первыми прообразами Крестных ходов были: путешествие сынов Израилевых из Египта во обетованную землю; шествие всего Израиля вслед ковчега Божия, от которого последовало чудесное разделение реки Иордана; торжественное семикратное обхождение с ковчегом вокруг стен Иерихонских, при котором совершилось чудесное падение неприступных стен Иерихона от гласа священных труб и возглашений всего народа; а также торжественные всенародные перенесения ковчега Господня царями Давидом и Соломоном.

По каким чрезвычайным случаям совершаются Крестные ходы?

Чрезвычайные Крестные ходы совершаются с разрешения епархиальных церковных властей по случаям особенно жизненно важным для прихода, епархии или всего народа православного – при нашествии иноплеменников, при нападении губительной болезни, при голоде, засухе или иных бедствиях.
Неужели усердная молитва с сокрушенным сердцем не может заменить Крестные ходы?
Истинно верующему страшно прекословить Богу и избирать себе от закона что хочется, а должно беспрекословно исполнять волю Божию.
Неужели все праведники – Моисей и Давид, Соломон и весь Израиль, не имели сокрушенного сердца и усердной молитвы?
Все это они имели, но и Крестные ходы совершали. От Крестного хода Иордан разделился и стены Иерихонские пали. Вот и у нас во время различных наказаний гнева Божия за грехи наши глада, засухи, мора, губительной болезни на людей и на скот, нападения врагов на отечество совершаются Крестные ходы. Поэтому ими вместе с общей молитвой, постом и покаянием, по примеру ниневийских жителей, избегаем праведного наказания, посылаемого нам от Бога.

Что такое хоругви, без которых никогда не совершаются торжественные Крестные ходы?

Первый прообраз хоругвей был после всемирного потопа. Бог, явившись к Ною во время его жертвоприношения, явил ему дугу в облаках и назвал ее заветом вечным между Богом и людьми (Быт. 9, 13-16). Как дуга во облаках напоминает нам о завете Божием, так и на хоругвях изображение Спасителя служит нам всегдашним напоминанием об избавлении нас на Страшном суде от духовного огненного потопа на грешных.

Второй прообраз хоругвей был по выходе Израиля из Египта во время их перехода через Чермное море. Явился Господь им в столпе облачном, и все воинство фараона покрыл тьмой от сего облака, и погубил их в море, Израиль же спас. Так и мы видим на хоругвях образ Спасителя, как облак, явившийся к нам с небес для поражения врага нашего – духовного адского фараона – диавола со всем воинством его. Крепкий во бранех Господь всегда поборает за нас и прогоняет силу вражию.

Третий прообраз наших хоругвей был тот же облак, покрывавший скинию и осенявший Израиль во время путешествия в Обетованную землю. Весь Израиль взирал на священный облачный покров и духовными очами разумел в нем присутствие Самого Бога.

Еще один прообраз наших хоругвей – это медный змий, который был воздвигнут Моисеем по повелению Божию в пустыне. При воззрении на него иудеи получали исцеление от Бога, так как медный змий прообразовал крестное страдание Иисуса Христа (Ин. 3, 14-15).

Так и мы, неся во время Крестных ходов хоругви, возводим телесные очи к образам Спасителя. Богородицы и святых; духовными же очами восходим к Первообразам их, сущим на небесах, и получаем духовное и телесное исцеление от греховного угрызения духовных змиев – бесов, искушающих нас.

Почему каждый приход имеет свои хоругви?

Во время путешествия сынов Израилевых в Обетованную землю все 12 колен совершали свое путешествие вслед своих знамений, или хоругвей, и всякое знамя несли впереди за скинией, а за ним следовали все их колена. Как во Израиле хоругви имелись во всяком колене свои, так и у нас при всяком церковном приходе находятся во храме свои хоругви. Как все колена Израилевы путешествовали вослед своих хоругвей, так и у нас всякий приход во время Крестного хода следует вослед своих хоругвей.
Вместо же тогдашнего трубоглашения ныне у нас совершается церковный благовест, отчего освящаются весь воздух вокруг и все люди, а вся сила бесовская прогоняется.
Поэтому у нас хоругви служат победительным оружием на врага, который трепещет их и прогоняется от христианских мест и жилищ.

Крестный ход - это не просто километры; это путь души. Физически-то очень трудно идти. Как представишь, какова дорога, как надо успеть сфотографировать (то есть бегать туда сюда) всех участников: деток, бабушек, которые попеременно несут большие древние иконы, хорошо, если дождя и пронизывающего ветра не будет, - невольно страшишься, но потом идешь с Божией помощью и ощущаешь это как счастье.

Наверное, чтобы постичь, что такое Крестный ход, надо самому пройти - и все станет на свои места.

27 июля состоится крестный ход от Владимирской горки до Киево-Печерской Лавры. Некоторые воспринимают это как демонстрацию силы, мощи Церкви. Противники Церкви – как политическую демонстрацию. А что такое крестный ход на самом деле?

В Церкви на протяжении всей ее истории формы служения Богу не ограничивались только словесной молитвой. Со времени возникновения богослужения наряду с такой молитвой была «молитва руками» (например, крестное знамение) и «молитва ногами» – участие в молитвенных процессиях. Такие процессии никогда не воспринимались как демонстрация силы или политическая акция, это всегда было богослужение, за которым нужно было не только молиться Богу умом, но и подкреплять свою молитву физическим трудом – иногда весьма продолжительным шествием.

Пример подобного молитвенного шествия мы встречаем еще в ранней Церкви. Паломница IV века Сильвия Аквитанка описывает большой крестный ход, который проходил по Иерусалиму в ночь с четверга на пятницу Страстной Седмицы. Она рассказывает о том, что за ночь люди очень уставали, так как проходили почти весь город, причем шли «все до одного - старцы и молодые, богатые и бедные». Епископ Иерусалимский ободрял уставших людей, призывая «иметь надежду на Господа, который за этот труд воздаст большую награду».

Нужно отметить, что аналогичные шествия проводились регулярно не только в Иерусалиме, но и по всей Римской империи. Например, в это же время в Риме возникает Великая литания – большой крестный ход через весь Рим, во время которого процессия с молитвой переходила от одной церкви к другой, стараясь посетить места погребения мучеников. Эта литания продолжалась целый день и заканчивалась у собора Святого Петра.

Подобные ходы совершались и в Константинополе, причем император Юстиниан узаконил, чтобы эти процессии совершались с молитвой и с обязательным участием священства, «ибо будет ли крестным тот ход, в котором нет священников, приносящих торжественные молитвы?»

Крестные ходы совершались в Византийской империи во время нашествия врагов, засухи или болезней. Известный нам праздник Изнесения Древ Животворящего Креста Господня берет свое начало от крестного хода, который совершался в августе в Константинополе с молитвами о том, чтобы город обошли эпидемии, которые очень часто случались именно в это время.

Традицию совершать крестные ходы унаследовали и славянские народы. Имеются свидетельства о совершении молитвенных процессий в Болгарии и Моравии. С принятием христианства крестные ходы стали проводиться и на Руси. Первым русским крестным ходом считается шествие на Днепр для крещения киевлян. «Вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа», – описывает эту процессию «Повесть временных лет».

Именно в воспоминание этого крестного хода и последующего Крещения Руси и совершается ежегодно крестный ход от предполагаемого места Крещения до сердца Киева – Киево-Печерской Лавры.

Важно понимать, что никогда крестный ход не был демонстрацией чего бы то ни было. Шествие с лозунгами, флагами и плакатами это наследие квазирелигиозной коммунистической идеологии. Для православных крестный ход – это богослужение, которое совершается по строго определенному церковным уставом чину. Разумеется, на богослужении основным занятием должна быть молитва. О чем она должна быть в день Крещения Руси, я думаю, все понимают: о том, чтобы наше сердце сохранило те дары, которые мы получили в своем крещении. Ведь именно к этому мы все и призваны.

Александр Адоменас

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма Вознесения Господня, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополии. Передача из Екатеринбурга.

- Сегодняшний день отмечен одним важным событием. 3 июня из Свято-Серафимовского собора города Кирова стартовал многодневный и многокилометровый всероссийский Великорецкий крестный ход. Множество людей участвует в этом шествии. Они пройдут 180-километровый крестный путь. У этого крестного хода есть официальная страница http://velikoretsky-hod.ru/ , где можно проследить за передвижением людей и маршрутом. В Екатеринбурге в День защиты детей тоже прошел детский крестный ход. А также в ночь на 17 июля в Екатеринбурге пройдет крестный ход к Ганиной Яме, к месту, куда была увезена святая царская семья. Поэтому сегодня я предлагаю начать программу с темы о крестных ходах, поговорить о том, почему мы совершаем такой подвиг и для чего он вообще существует. Для начала поговорим об этимологии этих слов: почему «крестный» и почему «ход»?

Великорецкий крестный ход - самый древний из всех существующих крестных ходов. Десятки тысяч людей участвуют в нем. Будем считать, что он идет не из Кирова, а из Вятки - все-таки вернемся к историческому названию этого города. Крестный ход идет из Вятки, с того места, где была явлена икона святителя Николая Чудотворца на реке Великой. Ради чего совершается этот крестный ход? Неким крестьянином на реке Великой была обнаружена икона святителя Николая, которая была освящена чудесным образом. Недоумевая, что это, он икону взял и привез в Вятку. Жители Вятки дали обет каждый год с этой иконой совершать поклонение - ходить на то место, где она была обретена, и воздавать честь, благодарность святителю, который через эту икону огромное число молитв (озвученных или не озвученных), а также просьб жителей Вятки услышал и исполнил. Эта икона стала главной святыней для вятичей. И Великорецкий крестный ход - это внешнее выражение благодарности Богу и святителю Николаю за эти милости.

Я не историк, и проследить ретроспективу, когда в истории был зафиксирован первый крестный ход, мне сложно. Наверно, не ошибусь, если скажу, что первым крестным ходом был крестный путь нашего Спасителя, который Он совершил под тяжестью Креста, возложенного римскими воинами по приговору Понтия Пилата и по предательству израильского народа. Это первый крестный ход, в итоге которого была принесена спасительная жертва Господа за род человеческий. Итогом этого крестного пути стало Воскресение и победа над смертью. Пожалуй, это самый главный смысл любого крестного хода и жизни христианина: прожить свой путь, не роптать под тяжестью того креста, который на нас возлагает Господь или который мы сами на себя подымаем, и прийти ко спасению собственной души.

Второй исторический факт, который у меня ассоциируется с крестным ходом, - это событие, произошедшее спустя девять веков, которое мы вспоминаем как праздник Похвалы Божией Матери. Мы его совершаем в конце Великого поста или во время праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Жители Константинополя, осажденного варварами, понимали, что нет надежды на спасение, город сейчас будет захвачен, разорен и реки крови будут литься по мостовым Константинополя. Единственную надежду они возложили на Матерь Божию и прошли вокруг стен Константинополя с поясом Божией Матери и иконой, которая хранится во Влахернском храме. Мы знаем, что Матерь Божия спасла город. Многочисленные войска, осаждавшие город, были уничтожены, а жители спасены.

Вчера Церковь воспоминала святого благоверного князя Довмонта Псковского, в святом крещении Тимофея. В его житии описывается подобное явление: по кончине святого князя Довмонта, который был защитником Пскова, город был осажден. Как говорит житие, около 100 000 немецких рыцарей и варягов, нанятых ими, окружили Псков и готовы были его захватить и превратить в руины. Князь Довмонт во сне явился нескольким горожанам и призвал их взять мантию, которой накрыта его гробница. С этой святыней они прошли по стенам города, и город был освобожден. Это третий пример в истории, когда был совершен крестный ход. В двух последних примерах (в Константинополе и Пскове) люди шли в крестный ход не от переизбытка благочестивых чувств, не потому, что им так хотелось стяжать особую небесную благодать, умиление и слезы. А они пошли в крестный ход, потому что понимали: надеяться больше не на что, сейчас будет горькая и жестокая смерть нам и детям нашим. Надежды человеческой больше нет, что-то надо делать, обращаться к Богу. Этот вопль, в отчаянии принесенный, был услышан. Господь заступился.

Мы сегодня совершаем крестные ходы. Они красивые - например, в Светлую седмицу вокруг храма. Сейчас лето, начинается целая череда крестных ходов. Великорецкий из них самый протяженный и массовый. Надо понимать, что это не просто красивая традиция. Да, это благодатно и красиво: столько людей, хоругви, иконы, какие все благочестивые! А на самом деле идет толпа грешников, «толпа проблем». Я знаю многих людей, которые ходят в крестный ход. Из Екатеринбурга уехали прихожане нашего храма на Великорецкий крестный ход, знаю людей, которые участвуют в Борисоглебском, Иринарховском крестных ходах. Они идут туда не для того, чтобы пообщаться с подобными православными, насладиться благодатью. Они несут туда свои проблемы - пьют мужья, не слушаются дети, есть какие-то болезни. Человек идет, понимая, что у него неизлечимая болезнь, надеяться не на что: «Остатки сил принесу Богу, может, Он примет это, либо даст здоровье, либо терпение нести эту болезнь». Такие люди, погибающие в своих грехах, немощах, страданиях, страстях, собираются, подобно жителям Пскова или Константинополя, в надежде, что Господь примет хотя бы это шествие и избавит от того, от чего человек сам не в силах избавиться.

О чем свидетельствуют люди, которые прошли этим путем? Это очень тяжело. Представьте: 180 км пешком по бездорожью, в любую погоду. Хоть гроза, хоть жара, они идут, ночуют где получится, кто в поле, кто на полу. И они приносят эти труды в надежде, что Господь примет. Господь принимает, конечно, но не массово. Не все 70-80 тысяч сразу исцеляются, просвещаются, и проблемы исчезают. Люди говорят: «Мы прошли, получили такой заряд утверждения в вере, в желании благочестивой жизни, что на год вперед до следующего крестного хода этот заряд подпитывает и удерживает от падений и человеческих немощей».

Сейчас много крестных ходов будет совершаться. Конечно же, это царский крестный ход, который будет в ночь с 16 на 17 июля в Екатеринбурге, протяженностью 21 километр. Около 50 тысяч человек собирается на этот крестный ход. Основным лейтмотивом царского крестного хода является молитва за нашу страну, покаяние, которое мы приносим Богу перед царской семьей за грех убиения государя и грех нашей собственной теплохладной, комфортной, сытенькой жизни. Молимся и надеемся, что Господь пошлет испытания, даст терпение в этих испытаниях и через это делание христианское нашу страну, нашу Русь все-таки соделает вновь святой, устремленной прежде всего не к жизни на земле, чтоб все было сытно, хорошо, спокойно, комфортно, но чтобы народ искал прежде Царства Небесного, а потом уже всего остального.

Есть не только традиционные крестные ходы, когда люди берут крест, икону и с молитвой отправляются в путь. Есть, например, замечательная традиция, когда люди садятся на суда, на байдарки, дети и взрослые, берут иконы, хоругви, даже небольшую колокольню на байдарку устанавливают, и такой крестный ход отправляется по реке. Люди преодолевают около 100 километров. Совершается это по территории Ярославской и Тверской областей, по реке Нерль. По дороге участники крестного хода, или сплава, посещают множество сел, в которых когда-то были храмы, наполненные жизнью. А сейчас храмы заброшены, жители тоже заброшены. Это миссионерский крестный сплав, жители этих сел знают, когда ожидать пришествия юных молитвенников. Это радость и возможность один раз в году поучаствовать в молебне, в литургии в заброшенных храмах. Даже есть традиция совершать литургию на острове. Однажды произошла трагедия: когда поднимали воды Рыбинского водохранилища, были затоплены населенные пункты. И возникла такая картина: посреди моря колокольня торчит. Есть там остров, на котором стоял некогда храм, сейчас видна земля из воды и остатки кирпича. На этом острове совершается литургия, на том месте, где некогда стоял храм. Такой крестный ход обращен не только к людям, которые в нем участвуют, но еще к сотням тех, которые ожидают его в этих деревнях. Во время ночевок проводятся беседы, концерты. Люди прикасаются к той духовной жизни, которая в течение всего года для них недоступна. Вот такой результат.

Вопрос от телезрителя Алексея из Санкт-Петербурга: «Я слышал, что в древние времена, в первые христианские столетия, было такое правило: в Петров пост постились все, кому не удавалось хорошо, тщательно попоститься в Великий пост, например путешествующие. А если человек проводил Великий пост тщательно, то он освобождался от Петрова поста. Слышали ли Вы о таком правиле?»

Да, я слышал о такой традиции, что Петров пост устанавливался для тех людей, которые либо не имели возможности пройти должным образом путь Великого поста, либо не имели такого желания - например, только крестились накануне, в Великую Субботу. Естественным образом они не постились в течение Великого поста. Пост посвящался апостолам. Эти труды, которые христиане приносили за короткий срок Петрова поста, давали определенные плоды. Сегодня идет обсуждение: «Коль в древности не существовало Петрова поста, для чего сейчас мы усердно постимся и в Великий, и в Петров? Давайте отменим Петров пост. Раз мы постились в Великий пост, значит, в Петров поститься не будем». По этому поводу есть интересные доводы «за» и «против». Синодальная комиссия собрала множество умных, образованных и богословски, и исторически духовно опытных людей, которые готовят предложения по поводу отношения к Петрову посту. Скажу только как священник и как христианин: я сейчас с радостью жду окончания сплошной недели, того момента, когда начнется Петров пост. Великий пост называется «весной духовной». Когда он начинается, душа расцветает, как яблоня, которая по весне согрета солнцем, выбрасывает свои листики и цветет. А когда заканчивается пост? Ну кто не переживал эту печальную реальность: Пасха, радость, Воскресение Христово, неделя, вторая, третья - и та напряженность духовной жизни уходит, появляется время для расслабления, какие-то сожаления, что тот вкус духовной жизни размывается, теряется. И где его найти? Возможность посвятить две-четыре недели Богу - это радость лично для меня и для тех людей, которых я, как священник, окормляю. Ждем возможности попоститься, изучить Деяния апостольские, Послания святых апостолов, ожидаем поста, чтобы воздержать свое чрево и потренироваться во благочестии и этим принести пользу себе и окружающим людям, которые, видя нас постящимися по-настоящему, получат пользу. Пост означает не просто то, что мы что-то не едим, а нужно ограничивать себя в зрелищах, праздных разговорах. Это приносит пользу не только человеку, но и окружающим его людям. Кто как, а я считаю, что для христианина это большая польза и кто попостится, тот приобретет. Есть люди, которые ищут: «А как бы нам не поститься?» Не поститесь. Вам Бог даст что-то другое, какую-то другую благодать, может быть, болезнь какую-то пошлет, скорбь, а может, призрит Своей любовью, согреет сердце так, что вам и без поста будет хорошо. Этот пост освящен нашими предками в веках. В житии преподобного Варлаама Хутынского, великого святого, почитаемого в Церкви, упоминается о том, что он во вторник или в четверг первой седмицы Петрова поста летом на санях приехал к князю, заранее предсказав этот приезд. То есть Петров пост для людей, которые жили во времена преподобного Варлаама Хутынского, несшего такие миссионерские труды, был важной вехой, для них это было существенно. Они тоже, наверно, знали, что эта традиция идет от святых апостолов, не от Господа Иисуса Христа. Сложилась такая традиция, мы ее приняли, поэтому, наверно, Русь Святой называется. Вера была на Руси, а на Западе без постов она охлаждалась, выхолащивалась, и сейчас там пришли к тем бедам, которые есть. Поэтому сила традиции имеет значение, особенно для русского человека традиция много значит. Я считаю, что традиции надо сохранять, соблюдать бережно, с любовью. Тогда Господь много чего подаст человеку постящемуся. Если кому-то тяжело, то достаточно послаблений есть для людей, которым тяжело, которые болеют, которые немощны. Думаю, что вам ваш духовник определит ту меру, которую вы можете понести. Тем более пост не строгий, рыбка благословляется. Так что попостимся постом апостольским, благоприятным.

Вопрос от телезрительницы Тамары из Волгограда: «Я покупаю иконки в храме и ставлю их не на полочки, а приклеиваю клеем к стенке. Это грех?»

Если клей крепкий и иконки не отваливаются от стенки, это не грех. Я думаю, что вы с любовью приклеиваете и потом перед ними молитесь. А если они плохо приклеены, падают или уголки отворачиваются, найдите хороший клей. Важно только, чтобы иконки не падали и чтобы вы, взирая на них, обращались к Матери Божией, к Спасителю, к святым угодникам. Это очень благодатное дело. Покупаете, прикрепляете, молитесь и за нас, и за всех слушателей и зрителей телеканала «Союз». И это будет большое благодеяние, а не грех.

Мы говорили ранее о том, что те, кто участвует в этих торжественных шествиях, - это люди кающиеся, грешники, как Вы сказали - «толпа проблем». А если брать детские крестные ходы, есть ли такое ощущение этого события в душах детей, что они - грешники, что они совершают некий подвиг? Или для них это одно из торжественных мероприятий, в которых они участвуют?

Это воспитательное мероприятие для детей, которые участвуют в этих ходах.

- Проводится ли воспитательная работа, чтобы объяснить значение происходящего?

Дети, которые участвуют в крестном ходе 1 июня и в крестном сплаве по реке, - это не случайные дети. Они шли к этому крестному ходу определенное время, учась в воскресной школе, готовясь к сплаву, изучая маршрут, изучая иконы, которые будут у них в руках. Время подготовки - серьезный воспитательный момент. Вот дети в школу ходят, уроки делают, но зачем, для чего - не очень понятно. Чувствуется бесцельность, бессмысленность их существования. Они погружены в социальные сети, в свои детские проблемы. Есть такое ощущение несерьезности, виртуальности всего, что они делают. Когда ребенок одной ногой живет в виртуальном мире, он имеет возможность прикоснуться к настоящей жизни тогда, когда отправляется в крестный сплав по воде, оказывается в деревне. Городские жители видят другую реальность, совершенно других людей, жителей далеких сел и деревень. Для нас они сегодня как инопланетяне. Как меняются выражения лиц и поведение детей, когда они начинают беседовать с жителями этих деревень: совершенно другой говор, совершенно другое ощущение времени. Они проживают год, а кто-то два года своей жизни в том опыте, который приобретают: преодоление себя, общение с теми людьми, которых бы они никогда не встретили ни на телеэкране, ни в инстаграме. Они получают опыт доброделания. И знают: то, что они сейчас делают, - это добро. Оно приносит радость и утешение. На целый год они получают заряд энергии, потому что длительное пребывание в таком доброделании не проходит бесследно для души. И когда возвращаются в свои квартиры, в круг друзей и товарищей, они чувствуют, что было так хорошо, а теперь этого нет. Где это «хорошо»? Это «хорошо» там, где «двое или трое собраны во имя Мое», там, где Церковь. Люди, которые прикоснулись к продолжительному доброделанию, потом ищут возможность общения, продолжения этого доброделания в воскресной школе, в Церкви, на приходе. То же самое относительно тех детей, которые позавчера у нас прошли по улицам Екатеринбурга. Люди живут в городе, они знают, что жизнь городская - хаос, суета, что-то рекламируют, что-то продают. И то, к чему они прикасаются в Церкви, они не встречают на улицах, в переулках, на проспектах города. А здесь имеют возможность эту церковную, внутреннюю, сокровенную жизнь открыть перед окружающими людьми и быть не просто какими-то стоящими сбоку малышами, а это их миссионерское делание. Сам ребенок идет с крестом, с иконой, он поет Господу песни, гимны. Когда закончился крестный ход, дети подошли к часовне в честь святой Екатерины. Там когда-то был храм. К ним подходили ровесники, интересовались: «Ребята, а что у вас тут происходит?» И каково это юному хоругвеносцу рассказать и обосновать это так, чтобы заинтересовать сверстника серьезностью и благодатностью своего делания? Это, по сути, экзамен того, что он изучал в течение года в воскресной школе, или экзамен на веру и верность, которые он приобретает в храме. Одно дело - смутиться, застесняться: ведь все такие разодетые, раскрашенные, под музыку пляшут в День защиты детей, а мы как-то иначе себя ведем. А вот обосновать, не смутиться - это серьезное испытание. Если ребенок оказался на это способен, то есть надежда, что когда он завтра-послезавтра будет идти по улицам этого же города, проходить мимо храма, то не постесняется осенить себя крестным знамением. Когда он окажется в школе и будет видеть какое-то общественное злодеяние, кого-то из младших будут оскорблять, у него будет за что зацепиться, у него будет «уступчик» в душе, на который он сможет встать и не соскользнуть, не быть как все, а все-таки остаться личностью, которую мы видели здесь во время крестного хода. Это очень важно для окружающих и для участников крестного хода.

Вопрос от телезрителя Евгения из Белгородской области: «Христос говорил с фарисеями о посте. Они у Него спросили: «Почему Твои ученики не постятся?» Он сказал: «Как они могут поститься, когда с ними Жених. Когда Жених у них отнимется, тогда и они будут поститься». Жених - это Христос. И пост ради Него совершался. А Петров пост совершается ради апостолов? И почему пост именно в честь апостола Петра, почему мы обошли апостола Иоанна? Он-то один-единственный не убежал и не отрекался от Христа».

Христианин - это человек, который ищет возможности любую жизненную ситуацию использовать для душевного спасения. Мы постимся ради Христа: в Великий пост - ради Христа и в Петров - ради Христа. Мы же причащаемся Тела и Крови Христовых. Венец поста - это подготовка к Причастию Святых Христовых Таин, не Петра и Павла или Иоанна, а Христа. Поэтому пост называется Петровым, но это не значит, что мы постимся в честь Петра, и не значит, что мы не замечаем Павла или других апостолов. Давайте так рассуждать: во-первых, во время Петрова поста Церковь призывает христиан внимательно отнестись к Тому, о Ком свидетельствовали апостолы; во-вторых, устремиться к подражанию житий святых апостолов. Мы можем очень быстро скатиться в протестантизм: «Ничто не важно, важен только Иисус Христос и Евангелие. Больше нас ничего не интересует». Мы знаем, что таким мнимым сосредоточением на Иисусе Христе и на тексте Евангелия протестанты себя лишили огромного спектра духовных средств, которые Господь и Церковь дают человеку, христианину. Не хотелось бы идти этим путем и ограничивать себя. Господь избрал апостолов и послал их на проповедь, чтобы они разносили по всей земле весть об Иисусе Христе, о Евангелии. Иисус Христос мог сказать: «Я - главный. Веруйте в Меня, Я буду проповедовать по всей земле о Себе». Господь так не поступает. Он открывает Себя ученикам, апостолам, Он дает им в день Пятидесятницы Духа Святого, для того чтобы их слово было не словом человеческим, исполненным каких-то пороков и похоти, а словом божественным, исполненным силы Духа Святого. Дальше Он говорит: «Идите и проповедуйте Евангелие всей твари». То, что мы знаем о Христе, мы знаем от апостолов. Не стоит ли хотя бы ради этого 2-4 недели посвятить тому, что говорили, писали, какую жизнь прожили и как ее окончили святые апостолы. Петров пост по традиции оканчивается 12 июля, в день памяти святых апостолов Петра и Павла. Если вас смущает, что в этот день мы оканчиваем пост и двух апостолов возвеличиваем, а остальных унижаем, не расстраивайтесь. Поститесь до 13 июля, в этот день Церковь совершает память собора святых апостолов, всех двенадцати. Продолжите поститься еще один день и посвятите этот пост Иоанну Богослову, Иакову Зеведееву, Андрею Первозванному и прочим святым апостолам, которых, я не сомневаюсь, вы любите, почитаете, читаете и житию которых вы подражаете. Продолжите до 13-го числа, придите в храм на службу (в Белгороде, я не сомневаюсь, есть храм во имя собора 12 апостолов), это будет вашим добрым делом, добрым почитанием святых апостолов Христовых. Вы начали со слов: почему ученики Христовы не постятся, а Господь отвечает, что настанет время, когда отнимется Жених. Да, такое время настало. В среду Иуда предал Христа, в пятницу Господь был отнят у учеников, распят на Кресте. Поэтому каждая среда и пятница - постные дни. Христианин внимательно относится к среде и пятнице, не просто меняет рацион, а обращает внимание на то, какие богослужения совершаются. В пятницу всегда почитается Крест Христов, в среду - Матерь Божия. Внимание к этим деталям, безусловно, сделает и ваш пост, и пост любого человека более осмысленным и быстрее приводящим к Иисусу Христу. Очень бы я этого желал вам и себе.

Вопрос от телезрителя Артема из Сочи: «Во время богослужения мы молимся святым, чтобы они молили Бога о нас. Богородице мы молимся словами «спаси нас», хотя в Евангелии сказано, что Учитель у нас один - Христос. Почему мы молимся Богородице «спаси нас», а святым - «молите Бога о нас»?»

Такова традиция. Этим мы подчеркиваем особую роль Божией Матери в деле спасения человечества. Так Богу было угодно, что именно через избранную Деву пришел в мир Богочеловек Иисус Христос. Бог настолько доверился этой личности, этой Деве, что Она Его учила человеческой жизни, Она Его учила ходить, говорить, писать. Она была Его самым близким человеком на этой земле. Эта близость выразилась в событии Успения Пресвятой Богородицы, когда Господь Сам пришел на землю в Гефсиманию для того, чтобы взять душу Матери Божией, а потом и тело и вознести на Небо. Эти особые отношения Божией Матери и Богочеловека, Ее Сына, Иисуса Христа, подчеркиваются тем, что к Ней мы видим особое отношение. Она - приведшая Спасителя в мир, послужившая делу спасения, мы к Ней обращаемся: «Матерь Божия, как Ты послужила для спасения всего человечества, так и прошу послужить делу спасения лично меня». Мы обращаемся к Ней: «Спаси нас». Но это нисколько не умаляет достоинства святых Божиих угодников.

Мы читаем житие святителя и чудотворца Николая о том, как он неоднократно спасал людей погибающих, которых готовились казнить отсечением головы мечом или которые тонули на корабле. Они молились не по молитвослову или чиновнику. У них был вопль, в котором сосредоточена вся вера: «Я погибаю, прошу помочь, спасти!» Такая молитва была услышана. Здесь, в этих словах «Пресвятая Богородице, спаси нас», «святые угодники Божии, молите Бога о нас», не догматическая компонента, а скорее мера участия Матери Божией и святых в нашей жизни и в деле нашего спасения. Мера Богородицы большая, нежели мера святых угодников Божиих, которые так же участвуют, так же помогают, но все же не в той мере, не в той степени, значении и близости к Богу и людям, как это явлено у Божией Матери. Но, обращаясь в тяжелой ситуации к почитаемому вами Божиему угоднику - святителю Николаю, святителю Спиридону, святому великомученику Георгию, святым Константину и Елене и другим, - вы нисколько не оскорбите Матерь Божию. Я думаю, вы будете услышаны и теми, чье имя призываете. Но это традиция, которая есть в Церкви, освященная тем, что этой традицией жили поколения людей до нас и в этой традиции они воспитались в святости и вошли в Небесное Царство. Для них нисколько не стала препятствием такая формулировка, чтобы веровать в Воскресшего Христа, Божию Матерь и святых угодников и подражать их житию. Это помогло им самим стать святыми и войти в Небесное Царство. Если мы, как христиане, будем с любовью принимать церковную традицию, как дети с любовью принимают тот язык, на котором разговаривают их родители, то это будет для нас спасительно.

Сегодня я шел по улице и увидел издалека красивую семью: папа статный, мама, скромно и красиво одетая, и двое ребятишек. И я слышу, что они «галдят» на среднеазиатском языке, я даже не знаю, какой это язык. Если бы я сначала услышал язык, то, может быть, у меня не лучшие мысли родились (на нашей земле не очень любят пришельцев из других стран). А я сначала увидел красоту этой семьи, эту любовь, которая присутствует. Они шли как одно целое. А когда приблизились, мне не осталось ничего другого, как прославить Бога: «Господи, слава Тебе, питающему и благословляющему всякого человека, живущего на земле». И если мы, как дети, воспринимаем ту традицию, которую наши предки своим потом и кровью принесли, сохранили, то мы приближаемся ко спасению. В Греции другая традиция, у коптов - третья. Они живут так, как приняли от своих отцов. Давайте же жить и спасаться в той традиции, которую для нас сохранила Православная Церковь.

Хочу вернуться к теме Дня защиты детей и к всероссийской акции в защиту и воспоминание тех детей, которые могли бы быть среди нас. Речь идет о нерожденных детях. В чем суть этой акции, как она проходила?

Всеми любимый пастырь, протоиерей Дмитрий Смирнов, который является председателем Патриаршей комиссии по делам семьи и детства, обращаясь к Святейшему Патриарху и обсуждая с ним тему абортов, получил от Патриарха благословение приложить все возможные усилия для того, чтобы эту беду, этот мор с нашей земли извести. И Патриарх, собственно говоря, благословил проведение 1 июня, в День защиты детей, особого молитвенного делания: прочитать покаянную молитву Богу нашему, Матери Божией, святым угодникам с просьбой эту чуму отвести от нашего народа, нашей страны, возжечь свечи на солее, чтобы обозначить, что в этом дне, в этой молитве присутствует некая исключительность. В Екатеринбурге были подготовлены 5 тысяч красных лампадок, на них нанесена информация об этой покаянной акции. Эти лампадки были розданы по храмам города, епархии, предупреждены СМИ. Таким образом, 1 июня священники обращались с амвона, говоря о том, что дети, которые находятся у мамы под сердцем, дети, находящиеся во чреве, - это полноценные живые граждане, что аборты - это убийство полноценных граждан. Мы должны защищать не только тех детей, которые живут, а тех, которые живут под сердцем у матери. Эти слова ретранслировались множеством телеканалов. Мы надеемся, что они были услышаны телезрителями. Есть надежда, что Господь все-таки слышит Церковь Свою и исполняет то, что мы просим. Люди узнали, услышали, устыдились того, что было совершено, или того, что намеревались совершить, - слава Богу! В храмах вся солея, все ступени, которые перед амвоном и слева и справа от него, были заставлены рядами горящих лампад. Мы понимали, что лампадки с огоньком люди принесли не просто так. У кого-то на совести один-три загубленных ребенка. У кого-то непротивление, содействие, глупые советы людям совершить это преступление. Видишь, как горят эти лампадки, и сердце тает; люди пришли. Надо было посмотреть в глаза этим людям, которые молились: столько горя и надежды было в них сокрыто, надежды на то, что когда души загубленных детей, которые предстоят перед Богом, встретятся с их душами, то встреча не будет такой страшной, за совершенный грех не будет низведения в ад. Все-таки будет надежда на спасение. Мы знаем, что Святейший Патриарх выступил с инициативой в Госдуме, чтобы аборты были исключены из системы обязательного медицинского страхования, чтобы не совершались аборты за счет государства, налогоплательщиков. Непросто такая инициатива проходит. Есть высокопоставленные люди, которые сопротивляются этой инициативе Патриарха. Но я очень надеюсь, что Господь, Который столько раз творил чудо на нашей земле, эту людоедскую практику из нашего народа изведет. Дети будут рождаться, воспитываться - и будут соблюдать Петров пост (эта традиция не уйдет из нашей жизни). Они тоже будут входить в Небесное Царство не как мученики, не сподобившиеся крещения и ожидающие встречи со своими горе-родителями, а так, как входили дети святых угодников Божиих.

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Наталья Маслова

В современной России, ставшей на путь духовного возрождения, сбываются слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Россия будет спасена крестными ходами».

Все больше православных, откладывая житейские нужды и попечения, отправляются в путь, желая совершить хотя бы малый подвиг Христа ради, перенося тяготы пешего хода, отказываясь от привычного комфорта и угождения плоти.


Александр Викторович Дородницын, генерал-майор Всевеликого Войска Донского , заместитель атамана по работе с церковью и молодежью приехал из Новочеркасска, чтобы вместе липецким крестным ходом пройти до Задонска:

«В чем смысл крестных ходов в современной России? Прежде всего, в духовном единении народа, в возвращении Россию к православной вере, хранившей её многие столетия от всех врагов, и внутренних, и внешних.

Даже в советские богоборческие годы в нашем народе сохранялась православная вера, которую коммунисты так и не смогли выкорчевать из сердца русского человека. Бабушки всегда старались принести своим внукам на Пасху крашеное яичко, просфору, кулич – эти православные традиции не прерывались даже во времена самых жестких гонений, потому что истинную веру нельзя ни огнем, ни мечом истребить.

Когда в девяностые годы в новой России стали искать идеологическую замену партии и комсомолу, никакой альтернативы так и не нашли, а объединяющим стержнем, как на протяжении многих веков, осталась православная вера.

Православная вера – это и есть подлинная русская идея, способная сплотить наш разобщенный народ.

Помню, мы были с атаманом войска Донского у духовника Одесского Свято-Успенского монастыря старца Ионы, который в разговоре отметил, что только православная вера и единение людей в Церкви спасет Россию.

Сегодня многие сетуют на экономические проблемы, но и их решение зависит от духовного развития.

Как цветок тянется к свету, так душа человеческая тянется к свету духовному – к Христу, а не к деньгам. В крестном ходе даже маловоцерковленные люди живо ощущают присутствие Бога. Это их подвигает совершить физически трудный, но духовно радостный путь и в другой раз, чтобы сильнее укрепиться в вере.

Поэтому крестные ходы сегодня актуальны как никогда – эта возрожденная православная традиция нашего народа есть духовная потребность всего общества. В России никогда не было, нет и не будет альтернативы православной вере, как объединяющему началу и русской идее. Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас!», – Александр Викторович завершил свою речь Иисусовой молитвой, которую каждый крестоходец за время пути прочтет не одну тысячу раз, освящая призыванием имени Божьего родную землю.

Слова соборной молитвы ко Господу, произнесенные сотнями уст в духовном порыве сотен сердец, привлекают к местности, по которой движется крестный ход, благодать Божию. А развевающиеся впереди хоругви знаменуют, что с богомольцами идет Сам Господь со Своей Пречистой Матерью и святыми угодниками, о чем святитель Филарет Московский вдохновенно писал еще два века назад: «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает Святыню Небесную… На путях и перекрестках творим моления для того, чтобы очистить все пути, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей и все, что потребно им для жизни, - то есть дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемый град и вся страна сделались причастниками божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное; молимся, да будет милостив к нам Тот, Кто воплотился для нас и принял рабий зрак раба, Кого представляют божественные иконы и образы».


Мало кто знает, что молитвенные шествия, как и приходы новых храмов, организуются по инициативе самих верующих, излагающих свое душеполезное желание в прошении правящему архиерею на разрешение провести крестный ход, или построить в своей местности храм. В этом проявляется соборная жизнь Православной Церкви. Многие крестные ходы из особой к ним любви народной становятся ежегодными. Таким стал и наш – «липецко-задонский».

Среди крестоходцев есть те, кто ходил из Липецка в Задонск все пятнадцать лет. О первом крестном ходе на праздник святителя Тихона вспоминает председатель православной общины Святых царственных страстотерпцевГеоргий Николаевич Берников: «Первый крестный ход до Задонска состоялся в 2001 году. Тогда нас шло около сорока человек. Путь пролегал по другому маршруту: от Евдокиевского храма Липецка через Бруслановку, Бутырки, Тюнино, и далее до Задонска, где мы соединились с крестным ходом из Воронежа.

Шли в тот раз без сопровождения ГИБДД, без предварительной договоренности о ночлеге и питании, без транспорта для перевозки вещей – все пожитки несли на себе, как это всегда и бывало в крестных ходах на Руси.

Вы ощущаете благоухание от Донской иконы Божьей Матери, которая идет с нами до Задонска? – прервался Георгий Николаевич. – Донская Владычица ходила с нами в крестные ходы по Грузии, по Дону, по Донецкой народной республике, Сербии, Боснии, Хорватии, Черногории. Икона благоухала во время всех этих крестных ходов так же, как и сейчас. Побывали мы с ней и на Афоне, в сербском монастыре Хиландар.

Там у нас состоялась удивительная встреча. Ко мне подошел монах, поздоровался по-русски и сказал, что однажды ходил с нами в крестный ход из Липецка в Задонск. Афонский монах оказался липчанином! Сподвигло его в путь желание бросить курить. Войдя в Задонскую обитель, он понял, что хочет остаться здесь навсегда. Такая благодать коснулась его сердца. И действительно, он остался в монастыре трудником, вскоре стал послушником, а затем Промыслом Божиим попал на Афон. Поистине неисповедимы Пути Господни!»

Не пропустил ни одного крестного хода к святителю Тихону Задонскому иСпартак Соколов, в крещении Даниил:
«Я себе жизнь без крестного хода даже представить не могу! Точно знаю, что если не пойду, поленюсь, то потом обязательно будут нестроения в жизни. Когда крестный ход идет, все вокруг освящается, и сами паломники получают помощь от Господа Иисуса Христа, особенно те, кому приходится трудно. Мне в жизни всякого пришлось испытать. По молодости много нагрешил: дрался, хулиганил, сквернословил.

Как к Богу пришел? Родители мои добрые и благочестивые люди, но невоцерковленные, так что посоветовать мне пойти в храм они не могли, да и сами до сих пор редко в церковь ходят. Помогло чудо: моя сестра вышла замуж и уехала жить в Италию, где у нее родился сын, который заболел гемофилией – этой болезнью страдал и царевич Алексей.

Однажды я слезно помолился о здравии племянника царю страстотерпцу Николаю перед его иконой, и она обильно замироточила. При этом в доме сгорели все розетки, выбило предохранители, потух свет, и я понял, что моя молитва была услышана. С тех пор царь Николай ведет меня по жизни. Когда сестра приехала с сыном из Италии в Липецк, я крестил его в православном храме. А муж-то у нее католик! И надо же было такому случиться, что в ночь после крещения малыш, которому было меньше года, взял в ротик крест и случайно порезал язык. Все были в ужасе – кровь не останавливалась. Что делать?

Утром я причастил племянника в храме, хотя меня и отговаривали, и кровотечение тут же остановилось! Когда, по возвращении в Италию, ему сделали анализы крови, врачи не поверили своим глазам: вы другого ребенка из России привезли! Состав крови кардинально изменился. С тех пор гемофилия даже не напоминает о себе, хотя болезнь эта, как известно, считается неизлечимой. Как бы там ни было, но теперь ссадины и порезы у мальчика быстро заживают, как у других детей.

Государь Николай очень любит Россию. Вместе с семьей от разделил ее судьбу, разделил наказание русского народа, которое последовало за отступление от веры. Хотя он мог бы спастись, спокойно уехав за границу, но остался со своими подданными, чтобы они укрепились в вере и стали бы вновь народом-богоносцем. Для того мы каждой год и ходим в крестный ход до Задонска».

Да, липчане ходят в Задонск каждый год, но их все же мало: от полумиллионного Липецка набралось всего лишь двести пятьдесят человек, а вот из соседнего Воронежа, города - миллионника, идут в десять раз больше крестоходцев, хотя и путь у них куда длиннее нашего.

Первой остановкой на пути стал храм Преподобного Сергия Радонежского. Прихожане по-русски хлебосольно встретили богомольцев, приготовив для путников насколько возможно по уставу строгого Успенского поста сытное угощение.

Но сначала по традиции был совершен молебен, после которого настоятель храма протоиерей Сергий Косых, окропив крестоходцев в укрепление сил святой водой, обратился к ним с пастырским словом: «Господь призывает нас к вечному и небесному. Жаль, что Его святые слова многих не трогают. Почему? Потому что это – мудрость не земная, не житейская, это не опыт, приобретенный человеком, а мудрость, данная свыше, которую можно принять лишь в простоте сердца.


Евангельские слова: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5), нашли свое воплощение в народной пословице: «Без Бога ни до порога». А что такое в данном случае «порог»? Это начало всякого дела, и браться за его начинания без помощи Божией нельзя – ни одно наше действие, даже малозначительное, не будет успешным без благословения Божия, без молитвы.

Живя исключительно земными интересами, люди удаляются от Бога. Они искренне удивляются – зачем ходить в церковь? Какой смысл в крестных ходах? Сила земных попечений так пригибает этих людей к земле, что они головы к Богу поднять не могут и, не понимая православных ценностей, даже не пытаясь понять, огульно отрицают существование духовного мира и его непреложных законов.

А Господь нас призывает к тому, чтобы мы слушали Его. Ближайшие ученики Господа нашего Иисуса Христа, которых Он возвел на гору Фавор, услышали глас Бога Отца, обращенный и к нам: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (Мф 17:5).

Господь призывает нас к Себе, но куда мы пойдем – зависит только от нас самих. Священное Писание нас упреждает: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим 4:3-4). Сейчас мы как раз и переживаем такое время, когда людям больше нравится басни слушать – они доступные и понятные, а главное не требуют менять нашу удобную жизнь.

Но мы должны понимать всю ответственность нашего выбора: прельщаться пустыми баснями, либо внимать спасительным глаголам Божьим, пусть даже Его слова в Священном Писании нам кажутся порой и непонятными. Но ведь и малые дети, которые слушают своего отца, не всегда понимают, зачем он от них что-то требует. Но они слышат, что это говорит отец, потому что знают его голос, и не обсуждают услышанное, а делают так, как он велел. А когда вырастут, то все поймут и будут отцу благодарны».


Укрепившись духовно и телесно, крестоходцы продолжили свой путь. К концу дня многие чувствовали сильное утомление. Как трудно современному горожанину перенести тяготы крестного хода. Какой соблазнительной кажется мысль: а не проще ли купить билет на автобус до Задонска? Час езды – и ты у мощей Святителя. Тем не менее, многие избирают преодолеть свои немощи с Божией помощью, утрудить себя ради прославления памяти святого, ради покаяния, ради той духовной радости, которую испытывают крестоходцы, отправляясь в путь и входя в святую обитель.

Раб Божий Георгий отправился в крестный ход первый раз в жизни:
«Должен признаться, что и меня посещала мысль приехать к праздничной службе на автобусе, но я все же решил присоединиться к крестному ходу. Наверное, время пришло! С возрастом приходит понимание важности участия в этом богоугодном деле, о чем раньше я даже не задумывался.

Но когда решение идти было принято, какие только мысли в голову не полезли! Дескать, ты больной и старый, сидел бы дома, оно так спокойней будет – и тебе, и твоим домашним, которые с самого начала эту задумку не одобряли. Только я стоял на своем: все равно пойду!

В первый день дорога до храма в Ленино выдалась очень тяжелой – сердце шалило, ноги болели, суставы ныли. Но после того, как батюшка Владимир в храме Пресвятой Богородицы села Ленино окропил нас святой водой, а на следующее утро мы причастились Святых Христовых Таин, силы, по Божьей милости, вернулись, и до Крутых Хуторов мне было идти уже намного легче. Теперь я уже уверен, что дойду до Задонска, и это будет не последний мой крестный ход.

Господь помогает: вчера, после прихода в Крутые Хутора, напился ледяной воды, и горло запершило – в городской жизни меня часто донимают ОРЗ. Но после соборования и ночевки возле алтаря все прошло, как ничего и не было. Такова сила благодати Божьей. Слава Богу за всё!»

Кто ходил в крестный ход, тот поймет Георгия. Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) говорил: «Сила благодати Божией сегодня та же, что и во времена апостольские, всё дело – в нас самих».


Каждый паломник знает, как ощутима в крестном ходу Божественная благодать «всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», он испытал ее действие на себе. Иначе как объяснить, что человек, имеющий первую группу инвалидности, – а таких среди паломников было несколько! – который в городской жизни с трудом доходит до аптеки, в крестном ходу преодолевает несколько десятков километров, а то и весь путь до Задонска!? «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп 4:13).


Многие крестоходцы идут, не страшась трудностей, с маленькими детьми, даже полуторагодовалыми, которые большую часть пути проделывают в колясках.

Раба Божия Татьяна, мать Федора и Вячеслава:
«Федору, моему младшему сыночку, всего полтора годика, но ему не привыкать к паломнической жизни: я с ним в крестный ход еще в позапрошлом году ходила, когда была им беременна. Вы не смотрите, что он маленький – у него уже солидный крестоходный опыт имеется! – улыбается Татьяна. – Трудно ли с маленьким ребенком в таком долгом пути? Да он мне никаких проблем не доставляет – он, скорее, меня поддерживает и укрепляет. Да и Вячеслав, средний мой сыночек, помогает.


Меня отговаривали брать его с собой, говорили, что мал еще. Но я сразу решила, что без Федора не пойду – был какой-то внутренний призыв. Да и печальный опыт тоже имелся: однажды я старшего своего решила оставить дома, и он, аккурат в день памяти святителя Тихона Задонского, 26 августа, руку сломал. Без детей нельзя! А трудности, что трудности? Господь управит и поможет! Федя мой ни одну иконочку не пропустит – к каждой обязательно старается приложиться, умеет креститься, и скоро, надеюсь, первые молитвы освоит. Слава Богу за все! Правда, бывает, что ест плохо, но это дело поправимое. Идем с Божьей помощью, Господь дает благодать. Я уверена, что крестный ход – дело семейное, надо всей семьей идти, с детства благодать получать, приобщаться к святому делу».

И если Татьяне не удалось собрать всю семью, поскольку ее супруг и старший сын не смогли отпроситься с работы, то липецкая семья Хариных идет в полном составе – впятером.


Роман Николаевич Харин, супруга Ксения, Елена, Илья и Лазарь Харины: «В таком составе, с тремя детьми, мы идем первый раз. Воцерковляться мы начали несколько лет назад. Житейские проблемы и скорби в Церковь привели. У каждого человека, наверное, возникает непростая жизненная ситуация, когда он задумывается – где получить помощь и поддержку? На кого опереться? И счастливы те люди, которые в таких ситуациях обращаются к Богу – от Него они получают утешение и благодать.

Вот и у меня, к счастью, когда попал в жизненный переплет, родилась мысль, что надо побывать в храме. Хорошо помню тот день, когда впервые приехал в Задонский монастырь и вошел во Владимирский собор. До того момента меня не оставляли сомнения, одолевал внутренний ропот: зачем я вообще туда собрался? Чем мне там помогут? И кому я там нужен? И даже близкая дорога показалось очень долгой и скучной.

Но, переступив порог храма, я был просто покорен его благостной атмосферой. Почувствовал, что погружаюсь в молитвенное пение церковного хора. После этого я стал другим человеком. Вместе со мной стала воцерковляться моя супруга: по совету священника мы сразу же повенчались, и вот теперь ходим в крестный ход всей семьей. Бывает, конечно, трудно, дети иной раз устают, начинают капризничать, но вера и молитва решают все проблемы. По молитвам Тихона Задонского идем, радуемся и не тужим!»


Иерей Сергий Буряков, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского села Большая Поляна Тербунского района, впервые пошел в крестный ход будучи еще семинаристом Воронежской духовной семинарии. Не изменяет он этой традиции и сегодня. Среди паломников его ласково называют – наш крестоходный батюшка.

«Ничего удивительного в том, что люди берут с собой таких малышей, нет. – считает отец Сергий. – Люди идут с верой, с молитвой, и Господь помогает. Нередко случается, что у людей во время крестного хода, по милости Божьей, отступают болезни, и эти четыре дня пути только прибавляют им сил и здоровья. Во время соборной молитвы каждый из крестоходцев погружается в благодать Божию. Чтобы это понять, надо самому хотя бы раз пройти с крестным ходом.

Обратите внимание, какие радостные лица у крестоходцев! И это несмотря на усталость, мозоли и больные суставы. Крестный ход – это преддверие рая на земле. Участие в нем дает силу бороться со своими страстями, поэтому я и сам хожу и другим советую».


Следующей остановкой крестного хода стал Благовещенский храм в Крутых Хуторах , где крестоходцев ждал традиционно теплый прием. Прихожане храма во главе с настоятелем протоиреем Михаилом Чепелевым вышли встречать богомольцев за несколько километров от села.

После водосвятного молебна отец Михаил совершил для паломников Таинство Соборования. Учитывая, что многие из них после двадцати пяти километров дневного пути были не в состоянии долго стоять, батюшка благословил поставить во дворе храма скамьи.


После соборования у священнослужителя завязался оживленный разговор с паствой, который затянулся почти до полуночи.


«Люди делятся на две категории – отметил батюшка. – Одни хотят преуспеть духовно, а другие – материально. В крестный ход идут ради Христа, ради своего спасения. Крестный ход – это живая проповедь, живое покаяние. Только не думайте, что это ваша заслуга, что вы идете с крестным ходом и дошли уже до Крутых Хуторов. Господь сказал: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам». (Ин 14:17). Поэтому вы должны благодарить Бога, что Он сподобил вас такой милости и ни в коем случае не думать, что раз мы такой подвиг совершили, то можем теперь всех учить, как спасаться. Спасение надо начинать с самого себя. Пока окружающие не увидят в нас свет Христов, они не станут нас слушать. А когда люди увидят в вас добрые плоды веры Христовой, то захотят быть, как вы, православными не на слове только, но и на деле.

Помните, что православные не должны гоняться за внешними знаками отличия, потому что Бог смотрит на качество души твоей – сколько в тебе добра, смирения, кротости.

Радует, что паломников в крестном ходу все прибавляется. Это первый год, когда в нашем храме не хватает всем места, чтобы переночевать, а раньше-то умещались. Слава Богу! Русский народ становится на путь покаяния, а то ведь на наших глазах начинает исполняться известное пророчество Антония Великого: «Будет время, когда скажут: ты безумствуешь, потому что не хочешь принимать участие в нашем общем безумии. Но мы заставим тебя быть как все» (ср.: 2 Тим. 4:3,4).

Любым поступком человек приближается или к Богу, или к противнику диаволу – посредине он быть не может. А сегодняшняя жизнь такова, что у многих людей сломлено сопротивление разума, стыда и совести, разбужены животные инстинкты, приводящие к деградации личности, разрушению семейных основ отцовства, материнства, ответственности родителей за спасение души своих детей. Размывается высокое понятие культуры, которая становится все более безнравственной: в нее проникает не только растление – массовая культура пытается заигрывать уже с нечистой силой, воспевая «права» богатых и сильных, призывая к обогащению любой ценой. Это духовное повреждение незаметно проникает в детские головы через компьютерные игры, современные мультфильмы, в которых грех провозглашается не только нормой, но целью жизни, к которой следует стремиться. А если общественность попытаемся этому противостать, то слышит в ответ: «Не нарушайте наши права!».

Хорошо, что правительство нашего государства осознает всю опасность этого тлетворного веяния – продолжил отец Михаил. – Вы слышали выступление нашего первого лица на Валдайском клубе? Так вот Владимир Владимирович Путин предельно доходчиво объяснил, почему так неприязненно относится к так называемым ценностям западной цивилизации. Процитирую нашего Президента: «Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность – национальная, культурная, религиозная или даже правовая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в Бога и веру в Сатану». Так что, мои дорогие, мы не с Америкой и Обамой конфликтуем – идет война между Богом и дьяволом. И если своими поступками мы не становимся ближе к Богу, то мы неизбежно приближаемся врагу рода человеческого.

Есть еще такое страшное состояние, как духовная прелесть. Например, человек начинает гордиться собой: я и в крестном ходе был, и причащался, и в святых источниках купался, в Дивеево ездил, у меня дома свечи из Иерусалима лежат, и успокаивает свою совесть – я хороший, мне уже прямая дорога в Царство Небесное! Но надо понимать, что все внешние подвиги – не самоцель, а средство к стяжанию благодати Духа Святого, которое невозможно без смирения. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», – сказано в Писании (1 Пет 5:5).

Надо стремиться, братья и сестры, чтобы наше христианское благочестие не было показное. Ведь Господь говорит: «Даждь Ми, сыне, твое сердце» (Прит. 23, 26). Богу важны не внешние наши дела, а то, с каким сердцем они сделаны – со смиренным, или горделивым; приобрели мы нашими делами благодать Святого Духа, или погордившись ими, потеряли ее.

Братья и сестры, вы взяли на себя большой подвиг, решив пройти крестным ходом, постарайтесь же совершить его со смирением, чтобы этот труд стал для вас деланием покаяния, а не поводом к тщеславию.

Дай Бог, чтобы Липецк духовно встрепенулся, одумался и стал жить другими целями, чтобы в нем было больше крестоходцев», – пожелал батюшка в завершение беседы.


Утром 23 августа отец Михаил с прихожанами проводил крестоходцев до поклонного креста на трассе Липецк - Воронеж и пригласил желающих принять участие в приходском крестном ходе 27 сентября , в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.


У поклонного креста на повороте к селу Васильевка к крестному ходу присоединился настоятель Рождество-Богородицкого храма села иерей Михаил Новосельцев. «Крестный ход - это особое покаянное моление к Господу Иисусу Христу, – отметил отец Михаил. – Крестные ходы известны еще со времен Ветхого Завета, когда евреи семь раз обошли с Ковчегом Завета стены Иерихона, которые пали от гласа священных труб и молитвенного пения еврейского народа.

В Византии, начиная с IV века, стали проводить покаянные крестные ходы при стихийных бедствиях: землетрясениях, наводнениях и засухах, в которых люди видели наказание Божие за их грехи.

Но особенно крестные ходы полюбились русскому народу. Радует, что в современной России с большим размахом возрождается эта благочестивая традиция. Например, в Великорецком крестном ходу, в честь явления иконы святителя Николая Чудотворца, в этом году шло почти сто тысяч человек.

Известно, что у многих людей, принявших участие в крестном ходе, по милости Божией решаются самые разные жизненные проблемы, но главное даже не в этом, в том, что человек обретает духовную силу на борьбу с грехом.

Люди идут с верою: молятся о помиловании себя, страны, своих близких. И Господь отзывается, поскольку человек в крестном ходе несет хоть и маленький, но подвиг. И каждый крестоходец чувствует, что Господь становится к нему ближе. От сознания этого человек становится усерднее в молитве и добрых делах.

Слава Богу, что Он призвал и объединил нас! Ведь без помощи Божией человек не может сделать ничего доброго и душеспасительного: «без Меня не можете делать ничего», – говорится в Писании (Ин 15:5)».


С отцом Михаилом согласен кардиохирург из Воронежа Николай Алешин. «Я хожу в крестные ходы, наверное, лет десять. Я коренной липчанин и на праздник святителя Тихона хожу с липецким крестным ходом вместе с моими друзьями, с которыми в свое время алтарничал в Христо-Рождественском соборе.

Крестный ход дает редкую по нынешним временам возможность обратиться к своей душе и стать поближе к Богу. Для меня, оперирующего кардиохирурга, это особенно важно, поскольку я специализируюсь на операциях тромбэктомии – удалении тромбов, операциях сложных, успех которых во многом в руках Божьих. Я без молитвы за скальпель не берусь!

Крестные ходы очень укрепляют меня не только как верующего человека, но и как хирурга. После них чувствую приток сил, все ладится, операции проходят без осложнений.

Еще я обратил внимание, что верующие люди значительно реже попадают на операционный стол, а если и попадают, то послеоперационный период у них протекают более гладко. Ведь у каждого заболевания телесного есть своя духовная подоплека! И это совсем не выдумка, и не пафосные слова – могу конкретными примерами подтвердить, что это именно так и происходит. Поэтому я не удивляюсь тому, что после крестного хода многие люди, имеющие серьезные проблемы со здоровьем, чувствуют себя намного лучше.«Невозможное человеку возможно Богу» (Лк 18:27)».

Раба Божия Надежда, послушница Богородице-Тихоновского (Тюнина) монастыря подтверждает слова медика: «За последние семь лет я ни одного крестного хода не пропустила. Но один Господь только знает, сколько у меня проблем со здоровьем. Когда я работала на производстве, то получила сильный удар током и сейчас нахожусь на инвалидности. Долго не могла решиться пойти в крестный ход – мне казалось, что не осилю этот путь. Но однажды все-таки собралась и по молитвам святителя Тихона дошла до самого Задонска.

Удивительное дело! Лет становится больше, но сил только прибавляется – Господь поддерживает немощных. Сейчас я послушница в Тюнинском монастыре и занимаюсь тяжелой физической работой - озеленением обители. Однажды я задумалась: для чего Господь сберег меня, для чего дал вторую жизнь и силы ходить в крестный ход? И пришла к выводу, что для покаяния».


Вечером 23 августа крестный ход пришел в село Архангельские Борки, куда не заходил уже два года. В селе крестоходцев встречали прихожане храма великомученика Димитрия Солунского во главе с настоятелем протоиереем Игорем Мосоловым: «Братья и сестры, вы своей молитвой освящаете нашу землю, – обратился к богомольцам отец Игорь. – Мы все очень рады, что крестный ход после двухлетнего перерыва снова пришел в наше село, в наш храм. Для нас это большой праздник! Нам крестный ход особенно важен его благодатной силой соборной молитвы – село у нас маленькое, бедное; храм большой, а верующих, регулярно посещающих его, не так уж и много. Возблагодарим же Господа за то, что Он снова привел крестный ход в наше село и дал вам сил, чтобы совершить это благое дело».

А крестоходцы, в свою очередь порадовались, как заметно похорошел за эти два года местный храм.

Сын настоятеля храма Илья Мосолов, студент медицинской академии, поделился своими планами: «Меня с малых лет воспитывали в православной вере, и я, естественно, собирался поступать в семинарию. Но после окончания школы, вдохновившись житием святителя Луки, архиепископа Симферопольского, в миру профессора медицины Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, решил поступить в медицинскую академию.


На практике в Липецкой областной клинической больнице я выбрал специализацию по гнойной хирургии – разделу медицины, в котором профессор Войно-Ясенецкий прославился своими трудами. После окончания медицинской академии планирую работать хирургом, а далее, если Господу будет угодно, поступлю в духовную семинарию».

В Архангельских Борках к крестному ходу присоединилась большая группа паломников, так что места для ночлега в храме многим не хватило, и они переночевали на травке около храма, постелив на нее туристские коврики.


От Архангельских Борок до Задонска паломникам пришлось идти в быстром темпе, почти без привалов, чтобы не опоздать на встречу с крестными ходами из Воронежа и Ельца.


В самом Задонске царила праздничная атмосфера. Радостным трезвоном колоколов встречал паломников Рождество-Богородицкий мужской монастырь – так же, как и в середине XIX века. По мере приближения к обители в памяти оживали картины всенародного торжества из воспоминаний священника Александра Кременецкого о крестном ходе с мощами святителя Тихона 13 августа 1861 года в честь прославления угодника Божия в лике святых: «Крестный ход останавливался для служения литий на всех четырех сторонах монастыря. Он тянулся на протяжении не менее версты и представлял потрясающее зрелище! Все монастырские здания и ограда вокруг монастыря, высокая четырехъярусная монастырская колокольня - все было наполнено, унизано народом, в монастырском саду народ висел на деревьях, держась за сучья, в городе во многих домах были разобраны черепичные крыши и усыпаны народом.


Путь, по которому несли святые мощи, был устлан грудами жертвованных вещей, затруднявших даже крестный ход. Жертвы сыпались как дождь: бросали под раку угодника деньги, куски полотна, полотенца, шарфы, елецкие кружева; снимали с себя и бросали пояса, жилеты, шапки, шляпы и проч. Один крестьянин, не имея ничего, снял с себя кафтан и бросил на дорогу, по которой следовал угодник Божий».

Известно, что после крестного хода было собрано только холста 50 тысяч аршин, денег - около 600 рублей. По повелению главенствовавшего на торжествах митрополита Исидора пожертвованные вещи были розданы бедным. «Пусть святитель Тихон оденет ими нищих», - ответствовал митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский на вопрос, что делать с собранными вещами».

По официальной статистке в тот день в Задонске собралось триста тысяч человек, при этом карет, не считая крестьянских телег, было более пяти тысяч.

С тех пор прошло более 150 лет, но не прекращается поток богомольцев к святителю Тихону Задонскому, печальнику о простом народе, канонизированному в лике святых в год отмены крепостного права.

24 августа 2016 года крестный ход, обойдя вокруг Рождество-Богородицкого монастыря, вошел в обитель через северные ворота. На паперти Владимирского собора крестоходцев из Воронежа, Липецка и Ельца встретил священноархимандрит обители, Высокопреосвященный митрополит Липецкий и Задонский Никон. Здесь же, под открытым небом, были установлены иконы и совершен торжественный молебен епископам Воронежским, всея России чудотворцам – святителям Митрофану, Тихону и Антонию.


После молебна паломников радушно накормили монастырской трапезой и разместили в гостиницах и храмах обители.

…Впереди богомольцев ждала радость праздничного богослужения в день памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца – то духовное ликование, ради которого они, оставив земные попечения, четыре благословенных дня подвизались в трудах и молитве Иисусовой, преодолев пешком более восьмидесяти километров пути, но главное, преодолев немощь человеческую силой Божией.


Не нужно будет даже узнавать, Крестный ход на Пасху 2018: во сколько, если вы отправитесь на вечернюю службу. Служба начинается вечером в субботу и продолжается до полуночи, а затем после нее. Что касается Крестного хода, который является частью праздничной службы, то он проходит за некоторое время до наступления полуночи.

Об особенностях шествия

Если дать краткое описание Крестного хода на Пасху или в другой христианский праздник, то можно сказать, что это торжественное шествие. Сначала идут священнослужители с иконами и другой атрибутикой, церковным знаменами. За ними идут верующие, которые пришли на службу. В ходе Крестного хода освящается большая территория церкви.

Шествие проходит несколько раз в течение церковного года. Кроме Пасхи это также происходит на Крещение, на второй Спас для водоосвящения. Также церковные ходы часто организовываются в честь какие-то великих церковных или государственных событий. Иногда Крестный ход проводится церковью по чрезвычайным случаям, к примеру, при природных катаклизмах, бедствиях или войне.

Что еще важно знать

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!