Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Оружие зрк. Автономная ЗРС «Тор»

Зенитно-ракетный комплекс (ЗРК ) - совокупность функционально связанных боевых и технических средств, обеспечивающих решение задач по борьбе со средствами воздушно-космического нападения противника.

В состав ЗРК в общем случае входят:

  • средства транспортировки зенитных управляемых ракет (ЗУР) и заряжания ими пусковой установки;
  • пусковая установка ЗУР;
  • зенитные управляемые ракеты;
  • средства разведки воздушного противника;
  • наземный запросчик системы определения госпринадлежности воздушной цели;
  • средства управления ракетой (может находиться на ракете - при самонаведении);
  • средства автоматического сопровождения воздушной цели (может находиться на ракете);
  • средства автоматического сопровождения ракеты (самонаводящимся ракетам не требуется);
  • средства функционального контроля оборудования;

Классификация

По театру военных действий:

  • корабельные
  • сухопутные

Сухопутные ЗРК по мобильности:

  • стационарные
  • малоподвижные
  • мобильные

По способу движения:

  • переносные
  • буксируемые
  • самоходные

По дальности

  • ближнего действия
  • малой дальности
  • средней дальности
  • большой дальности
  • сверхбольшой дальности (представлены единственным образцом CIM-10 Bomarc)

По способу наведения (см. способы и методы наведения)

  • с радиокомандным управлением ракетой 1-го или 2-го рода
  • с наведением ракет по радиолучу
  • с самонаведением ракеты

По способу автоматизации

  • автоматические
  • полуавтоматические
  • неавтоматические

По подчинению:

  • полковые
  • дивизионные
  • армейские
  • окружные

Способы и методы наведения ЗУР

Способы наведения

  1. Телеуправление первого рода
  2. Телеуправление второго рода
    • Станция сопровождения цели находится на борту ЗУР и координаты цели относительно ракеты передаются на землю
    • Летящая ЗУР сопровождается станцией визирования ракеты
    • Необходимый манёвр рассчитывается наземным счётно-решающим прибором
    • На ракету передаются команды управления, которые преобразуются автопилотом в управляющие сигналы рулям
  3. Теленаведение по лучу
    • Станция сопровождения цели находится на земле
    • Наземная станция наведения ракет создает в пространстве электромагнитное поле, с равносигнальным направлением, соответствующим направлению на цель.
    • Счётно-решающий прибор находится на борту ЗУР и вырабатывает команды автопилоту, обеспечивая полёт ракеты вдоль равносигнального направления.
  4. Самонаведение
    • Станция сопровождения цели находится на борту ЗУР
    • Счётно-решающий прибор находится на борту ЗУР и генерирует команды автопилоту, обеспечивающие сближение ЗУР с целью

Виды самонаведения:

  • активное - ЗУР использует активный метод локации цели: излучает зондирующие импульсы;
  • полуактивное - цель облучается наземной РЛС подсвета, а ЗУР принимает эхо-сигнал;
  • пассивное - ЗУР лоцирует цель по её собственному излучению (тепловому следу, работающей бортовой РЛС и т. п.) или контрасту на фоне неба (оптическому, тепловому и т. п.).

Методы наведения

1. Двухточечные методы - наведение осуществляется на основании информации о цели (координат, скорости и ускорения) в связанной системе координат (системе координат ракеты). Применяются при телеуправлении 2-го рода и самонаведении.

  • Метод пропорционального сближения - угловая скорость вращения вектора скорости ракеты пропорциональна угловой скорости поворота

линии визирования (линии «ракета-цель»): d ψ d t = k d χ d t {\displaystyle {\frac {d\psi }{dt}}=k{\frac {d\chi }{dt}}} ,

Где dψ/dt - угловая скорость вектора скорости ракеты; ψ - угол пути ракеты; dχ/dt - угловая скорость вращения линии визирования; χ - азимут линии визирования; k - коэффициент пропорциональности.

Метод пропорционального сближения является общим методом самонаведения, остальные - его частными случаями, которые определяются значением коэффициента пропорциональности k:

K = 1 - метод погони; k = ∞ - метод параллельного сближения;

  • Метод погони ru en - вектор скорости ракеты всегда направлен на цель;
  • Метод прямого наведения - ось ракеты направлена на цель (близок к методу погони с точностью до угла атаки α и угла скольжения β, на которые вектор скорости ракеты повернут относительно её оси).
  • Метод параллельного сближения - линия визирования на траектории наведения остается параллельной самой себе, и при прямолинейном полёте цели ракета также летит по прямой.

2. Трёхточечные методы - наведение осуществляется на основании информации о цели (координат, скоростей и ускорений) и о наводимой на цель ракете (координат, скоростей и ускорений) в стартовой системе координат, чаще всего связанной с наземным пунктом управления. Применяются при телеуправлении 1-го рода и теленаведении.

  • Метод трёх точек (метод совмещения, метод накрытия цели) - ракета находится на линии визирования цели;
  • Метод трёх точек с параметром - ракета находится на линии, упреждающей линию визирования на угол, зависящий от разности дальностей ракеты и цели.

История

Первые опыты

Первая попытка создать управляемый дистанционный снаряд для поражения воздушных целей была предпринята в Великобритании Арчибальдом Лоу. Его «воздушная цель» (Aerial Target), названная так для введения в заблуждение немецкой разведки, представляла собой радиокомандно управляемый винтовой аппарат с поршневым двигателем ABC Gnat. Снаряд предназначался для уничтожения цеппелинов и тяжёлых германских бомбардировщиков. После двух неудачных запусков в 1917 году программа была закрыта из-за малого интереса к ней командования ВВС.

Первыми в мире зенитными управляемыми ракетами, доведенными до стадии опытного производства, были создаваемые с 1943 года в Третьем рейхе ракеты «Рейнтохтер », Hs-117 «Шметтерлинг » и «Вассерфаль » (последняя к началу 1945 года была испытана и готова к запуску в серийное производство, которое так и не началось).

В 1944 году, столкнувшись с угрозой со стороны японских камикадзе, ВМФ США инициировал разработку зенитных управляемых снарядов, предназначенных для защиты кораблей. Были запущены два проекта - дальнобойная зенитная ракета Lark и более простая KAN . Ни одна из них не успела принять участия в боевых действиях. Разработка Lark продолжалась до 1950 года, но хотя ракета успешно прошла испытания, она была сочтена слишком устаревшей морально и никогда не устанавливалась на корабли.

Первые ракеты на вооружении

Первоначально в послевоенных разработках уделялось значительное внимание германскому техническому опыту.

В США сразу после войны существовали де-факто три независимые программы разработки зенитных ракет: армейская программа «Nike», программа ВВС США SAM-A-1 GAPA и флотская программа «Bumblebee» . Американские инженеры также предприняли попытку создания зенитной ракеты на базе германской «Вассерфаль » в рамках программы «Гермес» , но отказались от этой идеи ещё на ранней стадии проработки.

Первой зенитной ракетой, созданной в США, была MIM-3 Nike Ajax , разработанная Армией США. Ракета имела определенное техническое сходство с С-25 , но комплекс «Nike-Ajax» был гораздо проще советского аналога. В то же время MIM-3 Nike Ajax был гораздо дешевле С-25, и, принятый на вооружение в 1953, разворачивался в огромных количествах для прикрытия городов и военных баз на территории США. Всего к 1958 году было развернуто более 200 батарей MIM-3 Nike Ajax .

Третьей страной, развернувшей в 1950-х годах собственные ЗРК, была Великобритания. В 1958 году Королевские военно-воздушные силы Великобритании приняли на вооружение ЗРК Bristol Bloodhound , оснащенный прямоточным двигателем и предназначенный для защиты военно-воздушных баз. Он оказался настолько удачен, что его улучшенные версии состояли на вооружении до 1999 года. Британская армия создала аналогичный по компоновке, но отличающийся рядом элементов комплекс English Electric Thunderbird для прикрытия своих баз.

Помимо США, СССР и Великобритании, собственный ЗРК в начале 1950-х создала Швейцария. Разработанный ею комплекс Oerlikon RSC-51 поступил на вооружение в 1951 году и стал первым коммерчески доступным ЗРК в мире (хотя его закупки в основном предпринимались с исследовательскими целями) . Комплекс никогда не участвовал в боевых действиях, но послужил основой для развития ракетостроения в Италии и Японии, закупивших его в 1950-х .

В это же время были созданы и первые ЗРК морского базирования. В 1956 году американский флот принял на вооружение ЗРК RIM-2 Terrier средней дальности, предназначенный для защиты кораблей от крылатых ракет и бомбардировщиков-торпедоносцев.

ЗУР второго поколения

В конце 1950-х - начале 1960-х развитие реактивной военной авиации и крылатых ракет привело к широкому развитию ЗРК. Появление летательных аппаратов, двигающихся быстрее скорости звука, окончательно отодвинуло на второй план тяжелую ствольную зенитную артиллерию. В свою очередь, миниатюризация ядерных боевых частей позволила оснащать ими зенитные ракеты. Радиус поражения ядерного заряда эффективно компенсировал любую мыслимую ошибку наведения ракеты, позволяя поразить и разрушить самолёт противника даже при сильном промахе.

В 1958 году США приняли на вооружение первый в мире дальнобойный ЗРК MIM-14 Nike-Hercules . Являвшийся развитием MIM-3 Nike Ajax , комплекс имел гораздо большую дальность (до 140 км) и мог оснащаться ядерным зарядом W31 мощностью 2-40 кт. Массово развертываясь на основе инфраструктуры, созданной для предшествующего комплекса «Аякс» , комплекс MIM-14 Nike-Hercules оставался наиболее эффективным ЗРК мира до 1967 года [ ] .

В это же время ВВС США разработали свой собственный, единственный сверхдальнобойный зенитно-ракетный комплекс CIM-10 Bomarc . Ракета представляла собой де-факто беспилотный истребитель-перехватчик с прямоточным двигателем и активным самонаведением. К цели она выводилась с помощью сигналов системы наземных радаров и радиомаяков. Радиус эффективного действия «Бомарка» составлял, в зависимости от модификации, 450-800 км, что делало его наиболее дальнобойным зенитным комплексом, когда-либо созданным. «Бомарк» предназначался для эффективного прикрытия территорий Канады и США от пилотируемых бомбардировщиков и крылатых ракет, но в связи с бурным развитием баллистических ракет быстро утратил своё значение.

Советский Союз в 1957 году принял на вооружение свой первый массовый зенитно-ракетный комплекс С-75 , примерно аналогичный по характеристикам MIM-3 Nike Ajax , но более мобильный и адаптированный для передового развертывания. Система С-75 производилась в больших количествах, став основой ПВО как территории страны, так и войск СССР. Комплекс наиболее широко за всю историю ЗРК поставлялся на экспорт, став основой систем ПВО более чем в 40 странах, успешно применялся в военных действиях во Вьетнаме .

Большие габариты советских ядерных боевых частей препятствовали вооружению ими зенитных ракет. Первый советский ЗРК большой дальности С-200 , имевший радиус действия до 240 км и способный нести ядерный заряд, появился лишь в 1967 году. На протяжении 1970-х ЗРК С-200 являлся наиболее дальнобойной и эффективной системой ПВО в мире [ ] .

К началу 1960-х стало ясно, что существующие ЗРК имеют ряд тактических недостатков: низкая мобильность и неспособность поражать цели на малых высотах. Появление сверхзвуковых самолётов поля боя, подобных Су-7 и Republic F-105 Thunderchief , сделало обычную зенитную артиллерию недостаточно эффективным средством защиты.

В 1959-1962 годах были созданы первые зенитные ракетные комплексы, предназначенные для передового прикрытия войск и борьбы с низколетящими целями: американский MIM-23 Hawk 1959 года, и советский С-125 1961 года.

Активно развивались и системы ПВО военно-морского флота. В 1958 году ВМФ США впервые принял на вооружение дальнобойный морской ЗРК RIM-8 Talos . Ракета дальностью от 90 до 150 км предназначалась для противостояния массированным налётам морской ракетоносной авиации и могла нести ядерный заряд. Ввиду чрезвычайной стоимости и огромных габаритов комплекса он развертывался сравнительно ограниченно, в основном на перестроенных крейсерах времён Второй мировой (единственным специально построенным под «Талос» носителем стал атомный ракетный крейсер USS Long Beach).

Основным ЗРК ВМФ США оставался активно модернизируемый RIM-2 Terrier , возможности и дальность которого были сильно увеличены, включая создание модификаций ЗУР с ядерными боевыми частями. В 1958 году также был разработан ЗРК малого радиуса действия RIM-24 Tartar , предназначенный для вооружения небольших кораблей.

Программа разработки ЗРК для защиты советских кораблей от авиации была начата в 1955 году, к разработке предлагались ЗРК ближнего, среднего, большого радиуса действия и ЗРК непосредственной защиты корабля. Первым советским зенитным ракетным комплексом ВМФ, созданным в рамках этой программы, стал ЗРК ближнего действия M-1 «Волна» , который появился в 1962 году. Комплекс представлял собой морскую версию ЗРК С-125 , использовавшую те же ракеты.

Попытка СССР разработать более дальнобойный морской комплекс М-2 «Волхов» на базе С-75 оказалась безуспешной - несмотря на эффективность самой ракеты В-753, ограничения, вызванные значительными габаритами исходной ракеты, применением на маршевой ступени ЗУР жидкостного двигателя и низкой огневой производительности комплекса, привели к остановке развития этого проекта.

В начале 1960-х свои собственные морские ЗРК создала также Великобритания. Принятый на вооружение в 1961 году Sea Slug оказался недостаточно эффективным и к концу 1960-х ВМФ Великобритании разработал ему на смену значительно более совершенный ЗРК Sea Dart , способный поражать самолёты на расстоянии до 75-150 км. В это же время в Великобритании был создан первый в мире ЗРК ближней самообороны Sea Cat , активно поставлявшийся на экспорт ввиду своей высочайшей надёжности и сравнительно малых габаритов [ ] .

Эпоха твёрдого топлива

Развитие технологий высокоэнергетического смесевого твёрдого ракетного топлива в конце 1960-х годов позволило отказаться от применения на зенитных ракетах сложного в эксплуатации жидкого топлива и создать эффективные и обладающие большой дальностью полёта твердотопливные зенитные ракеты. Учитывая отсутствие необходимости в предпусковой заправке, такие ракеты могли храниться уже полностью готовыми к пуску и эффективно применяться по противнику, обеспечивая необходимую огневую производительность. Развитие же электроники позволило усовершенствовать системы наведения ракет и использовать новые головки самонаведения и неконтактные взрыватели для существенного повышения точности ЗУР.

Разработка зенитных ракетных систем нового поколения началась почти одновременно в США и СССР. Большое количество технических проблем, которые предстояло решить, привели к тому, что программы разработки существенно затянулись, и лишь в конце 1970-х новые ЗРК поступили на вооружение.

Первым принятым на вооружение наземным ЗРК, полностью удовлетворяющим требованиям третьего поколения, стал советский зенитно-ракетный комплекс C-300 , разработанный и принятый на вооружение в 1978 году. Развивая линейку советских зенитных ракет, комплекс впервые в СССР использовал твёрдое топливо для ЗУР большой дальности и миномётный старт из транспортно-пускового контейнера , в котором ракета постоянно хранилась в герметичной инертной среде (азот), полностью готовая к старту. Отсутствие необходимости в длительной предстартовой подготовке существенно сокращало время реакции комплекса на воздушную угрозу. Также за счет этого существенно повысилась мобильность комплекса, уменьшилась его уязвимость для воздействия противника.

Аналогичный комплекс в США - MIM-104 Patriot , начал разрабатываться ещё в 1960-х, но из-за отсутствия чётких требований к комплексу и их регулярному изменению его разработка чрезвычайно затянулась и комплекс был принят на вооружение лишь в 1981 году. Предполагалось, что новый ЗРК должен будет заменить устаревшие комплексы MIM-14 Nike-Hercules и MIM-23 Hawk в качестве эффективного средства поражения целей как на больших, так и на малых высотах. При разработке комплекса с самого начала закладывалось применение как против аэродинамических, так и против баллистических целей, то есть предполагалось использовать его не только для ПВО, но и для ПРО театра военных действий.

Существенное развитие (особенно в СССР) получили ЗРК непосредственной защиты войск. Широкое развитие ударных вертолётов и управляемого тактического вооружения привели к необходимости насыщения войск зенитными комплексами на полковом и батальонном уровне. В период 1960-х - 1980-х годов на вооружение были приняты разнообразные мобильные системы войсковой ПВО, такие, как советские, 2К11 Круг , 2К12 Куб , 9К33 «Оса» американская MIM-72 Chaparral , британская Рапира .

В это же время появились и первые переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК).

Развивались и морские ЗРК. Технически первым в мире ЗРК нового поколения стала разработанная в 1960-х годах и принятая на вооружение в 1967 году модернизация американских морских ЗРК в части применения ЗУР типа «Standard-1» . Ракеты этого семейства предназначались для замены всей предшествующей линейки ракет военно-морских ЗРК США, так называемых «трёх T»: Talos , Terrier и Tartar - новыми, в высокой степени универсализированными ракетами, использующими существующие пусковые установки, средства хранения и системы боевого управления. Тем не менее, разработка систем хранения и пуска ЗУР из ТПК для ракет семейства «Standard» по ряду причин откладывалась и была завершена лишь в конце 1980-х с появлением ПУ Mk 41 . Разработка универсальных установок вертикального пуска позволила существенно увеличить скорострельность и возможности системы.

В СССР в начале 1980-х на вооружение ВМФ был принят зенитно-ракетный комплекс С-300Ф «Форт» - первый в мире морской комплекс дальнего действия с базированием ракет в ТПК, а не на балочных установках. Комплекс представлял собой морскую версию наземного комплекса С-300, и отличался очень высокой эффективностью, хорошей помехозащищённостью и наличием многоканального наведения, позволяющего одной РЛС наводить сразу несколько ракет на несколько целей. Тем не менее, из-за ряда конструкторских решений: вращающихся револьверных ПУ, тяжёлой многоканальной РЛС целеуказания, комплекс получился очень тяжёлым и крупногабаритным и подходил для размещения лишь на крупных кораблях.

В целом, в 1970-1980-е, развитие ЗРК шло по пути улучшения логистических характеристик ракет путём перехода на твёрдое топливо, хранение в ТПК и применение установок вертикального пуска, а также увеличение надёжности и помехозащищённости аппаратуры за счёт применения достижений микроэлектроники и унификации.

Современные ЗРК

Современное развитие ЗРК, начиная с 1990-х, в основном направлено на увеличение возможностей поражения высокоманевренных, низколетящих и малозаметных целей (выполненных по стелс-технологии). Большинство современных ЗРК проектируется также, с расчётом на, по крайней мере, ограниченные возможности по уничтожению ракет малой дальности.

Так, развитие американского ЗРК «Patriot» в новых модификациях, начиная с PAC-1 (англ. Patriot Advanced Capabilites ), было в основном переориентировано на поражение баллистических, а не аэродинамических целей. Предполагая аксиомой военной кампании возможность достижения превосходства в воздухе на достаточно ранних стадиях конфликта, США и ряд других стран рассматривают как основного оппонента для ЗРК не пилотируемые самолёты, а крылатые и баллистические ракеты противника.

В СССР и позднее в России продолжалось развитие линейки зенитных ракет С-300. Был разработан ряд новых комплексов, включая принятую на вооружение в 2007 году ЗРС С-400 . Основное внимание при их создании уделялось увеличению количества одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей, совершенствованию способности поражать низколетящие и малозаметные цели. Военная доктрина РФ и ряда других государств отличается более комплексным подходом к ЗРК большой дальности, рассматривая их не как развитие зенитной артиллерии, но как самостоятельную часть военной машины, совместно с авиацией обеспечивающую завоевание и удержание господства в воздухе. Противоракетной обороне от баллистических ракет уделялось несколько меньше внимания, но в последнее время ситуация переменилась. Сейчас разрабатывается С-500 .

Особое развитие получили военно-морские комплексы, среди которых на одном из первых мест стоит система оружия «Иджис » с ЗУР «Стандарт». Появление УВП Mk 41 с очень высоким темпом пуска ракет и высокой степенью универсальности за счёт возможности размещения в каждой ячейке УВП широкой гаммы управляемого оружия (включая все виды приспособленных для вертикального пуска ракет «Стандарт», ЗУР ближнего радиуса действия «Си Спарроу» и её дальнейшего развития - ESSM , противолодочной ракеты RUR-5 ASROC и крылатых ракет «Томагавк») способствовало широкому распространению комплекса. На данный момент ракеты «Стандарт» состоят на вооружении флотов семнадцати государств. Высокие динамические характеристики и универсальность комплекса способствовали разработке на его базе противоракет и противоспутникового оружия SM-3 .

См. также

  • Список зенитных ракетных комплексов и зенитных ракет

Примечания

Литература

  • Ленов Н., Викторов В. Зенитные ракетные комплексы ВВС стран НАТО (рус.) // Зарубежное военное обозрение. - М. : «Красная Звезда», 1975. - № 2 . - С. 61-66 . - ISSN 0134-921X .
  • Демидов В., Кутыев Н. Совершенствование систем ЗУРО в капиталистических странах (рус.) // Зарубежное военное обозрение. - М. : «Красная Звезда», 1975. - № 5 . - С. 52-57 . - ISSN 0134-921X .
  • Дубинкин Е., Прядилов С. Разработка и производство зенитного вооружения Армии США (рус.) // Зарубежное военное обозрение. - М. : «Красная Звезда», 1983. - № 3 . - С. 30-34 . -

Сравнительно недавно появился и прошел необходимые испытания перспективный зенитный ракетный комплекс малой дальности «Сосна». Самоходные машины этого типа предназначаются для сухопутных войск и способны защищать соединения от различных угроз с воздуха. До недавнего времени в распоряжении широкой общественности было лишь несколько фотографий и основная информация о перспективном ЗРК. Буквально на днях все желающие получили возможность увидеть систему «Сосна» в деле.

Несколько дней назад на одном из видеосервисов был опубликован официальный рекламный ролик проекта «Сосна», по-видимому, рассчитанный на зарубежных потенциальных покупателей. При помощи закадрового текста и некоторой инфографики авторы видео рассказали зрителям об основных особенностях зенитного комплекса, его возможностях и перспективах. Рассказ о новейшей российской боевой машине сопровождался демонстрацией ходовых качеств и стрельбы. В частности, была показана мишень-имитатор крылатой ракеты, подвергшаяся атаке ЗРК «Сосна».

Общий вид ЗРК «Сосна»

Проект перспективной зенитной системы для сухопутных войск был разработан АО «Конструкторское бюро точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана». В основе проекта лежало предложение, высказанное еще в девяностых годах прошлого века. В соответствии с ним, следовало выполнить глубокую модернизацию существующего ЗРК «Стрела-10», направленную на повышение основных характеристик и получение новых возможностей. Такое предложение было принято к реализации, и позже был создан новый проект.

Макеты перспективной системы демонстрировались на различных выставках с конца прошлого десятилетия. Полноценный комплекс «Сосна» впервые показали специалистам в 2013 году во время конференции, посвященной развитию систем противовоздушной обороны. В дальнейшем были проведены необходимые испытания и доводка, по результатам которых было принято решение о дальнейшей судьбе техники. Так, в начале прошлого года было объявлено о скором старте закупок.

Комплекс на полигоне

Являясь дальнейшим развитием существующего комплекса, система «Сосна» представляет собой самоходную боевую машину с полным набором средств обнаружения и ракетным вооружением. Она способна осуществлять ПВО соединений на марше и на позициях. Обеспечивается слежение за обстановкой в ближней зоне с возможностью максимально быстрого проведения атаки и уничтожения целей различных классов.

Производителем заявлена возможность строительства ЗРК «Сосна» на основе различных шасси, выбор которых возлагается на заказчика. Комплексы для российской армии предлагается строить на основе многоцелевых бронемашин МТ-ЛБ. В таком случае боевой модуль с необходимой аппаратурой монтируется в кормовой части крыши, на погоне соответствующего диаметра. Использование подобного шасси не связано с серьезными затруднениями, но при этом позволяет получить некоторые преимущества. «Сосна» на базе МТ-ЛБ может работать в одних боевых порядках с другой современной бронетехникой, способна преодолевать различные препятствия и пересекать водные преграды вплавь.

Блок оптико-электронного оборудования

Боевой модуль комплекса «Сосна» не отличается сложной конструкцией. Основным его элементом является крупный кожух вертикального расположения, устанавливаемый на плоской поворотной платформе. На нем имеются все необходимые средства обнаружения и опознавания, а также пусковые установки для ракет. Конструкция модуля обеспечивает круговое наведение вооружения и тем самым упрощает слежение за обстановкой с последующей стрельбой.

В передней части боевого модуля располагается легкий броневой кожух с прямоугольными обводами, необходимый для защиты блока оптико-электронного оборудования. Перед началом боевой работы верхняя крышка кожуха откидывается назад, а боковые створки разводятся в стороны, что позволяет использовать оптические приборы. На крыше модуля располагается антенна радиокомандной системы управления зенитной ракетой. Борта модуля оснащены креплениями для двух пусковых установок. Для предварительного наведения установки оснащаются приводами, отвечающими за перемещение в вертикальной плоскости.

Любопытной особенностью ЗРК «Сосна» является отказ от использования радиолокационных средств обнаружения. Следить за воздушной обстановкой предлагается только при помощи оптико-электронных систем . Также используется комбинированная методика управления ракетой, в которой большую роль играют оптические средства.

Архитектура бортовой электроники

Задачи наблюдения, слежения и наведения возлагаются на гиростабилизированный блок оптико-электронной аппаратуры. В его составе присутствуют дневная камера и тепловизор. Отдельный тепловизионный прибор предназначен для слежения за летящей ракетой. На блоке устанавливается три лазерных прибора: два используются в качестве дальномеров, тогда как третий применяется в составе системы управления ракетой.

Сигнал и данные с оптико-электронных систем поступают на главное цифровое вычислительное устройство и выводятся на экран операторского пульта. Оператор может наблюдать за всем окружающим пространством, находить цели и брать их на сопровождение. Также оператор отвечает за запуск ракеты. Дальнейшие процессы наведения изделия на цель выполняются автоматикой без участия человека.

В движении по полигону

В составе ЗРК «Сосна» используется зенитная управляемая ракета 9М340 «Сосна-Р», разработанная на основе боеприпасов для существующих комплексов. Ракета отличается сокращенными габаритами и имеет комбинированную систему управления. При этом изделие одновременно несет две боевые части разных типов, что позволяет заметным образом повысить вероятность поражения цели.

Имея максимальный диаметр корпуса 130 мм, ракета «Сосна-Р» имеет длину 2,32 м и весит всего 30,6 кг. Ракета с транспортно-пусковым контейнером имеет длину 2,4 м при массе 42 кг. В полете ракета способна развивать скорость до 875 м/с. Обеспечивается поражение воздушных целей на дальностях до 10 км и высотах до 5 км. Боевая часть ракеты общей массой 7,2 кг разделена на бронебойный блок, срабатывающий при прямом попадании в цель, и осколочный блок стержневого типа. Подрыв производится при помощи контактного или лазерного дистанционного взрывателя.

Подготовка к стрельбе

В боекомплект боевой машины «Сосна» входит 12 ракет 9М340 в транспортно-пусковых контейнерах. По шесть ракет (два ряда по три) помещается на каждой бортовой пусковой установке. ТПК зенитных ракет закрепляются на крупной раме с приводами вертикальной наводки, имеющими связь с гироскопическим стабилизатором. Положительной особенностью ЗРК «Сосна» стала возможность выполнения перезарядки без использования транспортно-заряжающей машины. Сравнительно легкие ракеты могут подаваться к пусковой установке силами экипажа. На перезарядку уходит около 10 минут.

Использование комбинированной системы управления по командам с земли позволило оптимизировать конструкцию ракеты и получить максимально возможные боевые характеристики. Сразу после старта ракета, использующая разгонный двигатель, управляется по радиокомандному принципу. При помощи команд от автоматики, поступающих с антенны боевого модуля, ракета проходит начальный участок полета и выводится на заданную траекторию. Далее ее «ловит» лазерный луч системы наведения. Автоматика направляет луч в расчетную точку встречи с целью, и ракета самостоятельно удерживается на нем на протяжении всего полета. Подрыв боевой части производится самостоятельно, по команде того или иного взрывателя.

Пуск ракеты «Сосна-Р»

Разработчиком заявлена возможность перехвата разнообразных воздушных целей, угрожающих войскам на марше или на позициях. Ракета «Сосна-Р» способна поражать самолеты, летящие со скоростью до 300 м/с, крылатые ракеты на скоростях до 250 м/с и вертолеты, разгоняющиеся до 100 м/с. При этом реальные показатели максимальной дальности и высотности немного изменяются в зависимости от типа и характеристик цели.

По данным производителя, новейший отечественный зенитный комплекс «Сосна» способен осуществлять ПВО соединений или районов, работая самостоятельно или в составе батарей. Наблюдение за воздушным пространством может осуществляться своими силами, однако возможно получение стороннего целеуказания от других средств обнаружения. Примененный комплекс оптико-электронного оборудования обеспечивает всепогодную и круглосуточную боевую работу с достаточной эффективностью. Автоматика способна обеспечить стрельбу и поражение целей как при работе на позиции, так и в движении.

Зоны поражения целей

ЗРК «Сосна» также имеет ряд других преимуществ, прямо связанных с основными идеями проекта в области средств наблюдения. Отсутствие радиолокационных средств наблюдения позволяет скрытно следить за обстановкой и не демаскировать себя излучением. Наблюдение в оптическом и тепловом диапазонах также позволяет фактически избавиться от ограничений по минимальной высоте обнаружения, сопровождения и атаки цели. Ракета наводится при помощи лазерного луча, приемные устройства для которого находятся на ее хвостовом срезе. Таким образом, комплекс нечувствителен к средствам оптического или радиоэлектронного подавления.

В начале прошлого года стало известно, что в обозримом будущем перспективный зенитный ракетный комплекс «Сосна» поступит на вооружение и будет поставлен в серийное производство. Недавно опубликованный видеоролик, очевидно, ориентированный на зарубежного заказчика, демонстрирует намерение разработчика получить экспортные контракты. Ранее появлялись сведения о возможном использовании наработок по ЗРК «Сосна» в новых проектах. Так, утверждалось, что перспективный авиадесантируемый зенитный комплекс «Птицелов», предназначенный для ВДВ, получит именно боевой модуль типа «Сосна» с ракетами 9М340.

Ранее КБ точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана публиковало различные сведения о проекте «Сосна». Кроме того, к настоящему времени достоянием общественности стали фотографии такой боевой машины в различной обстановке. Теперь же все желающие получили возможность увидеть новый зенитный комплекс «в динамике». Опубликованное несколько дней назад видео показывает, как ЗРК «Сосна» ведет себя на трассах полигонов, как ведет стрельбу по воздушным целям и к каким результатам приводят такие атаки.

"Минобороны России"

Войска противовоздушной обороны появились в годы Первой мировой войны. 26 декабря 1915 года были сформированы и отправлены на Западный фронт первые четыре отдельные четырехорудийные легкие батареи для стрельбы по воздушным целям. В соответствии с приказом министра обороны РФ от 9 февраля 2007 года эта памятная дата стала отмечаться в России как День войсковой ПВО.

Организационно эти формирования входят в состав объединений, соединений и частей Сухопутных войск, Воздушно-десантных войск, береговых войск Военно-морского флота (ВМФ) и выполняют задачи в единой системе ПВО страны. Они оснащены различными по дальности и способам наведения ракет зенитными ракетными, зенитными артиллерийскими, зенитными пушечно-ракетными комплексами (системами), а также переносным вооружением. В зависимости от дальности поражения воздушных целей подразделяются на комплексы ближнего действия - до 10 км, малой дальности - до 30 км, средней - до 100 км и дальнего действия - более 100 км.

На прошедшей 22 декабря итоговой коллегии Минобороны РФ главнокомандующий Сухопутными войсками Олег Салюков заявил, что российская войсковая ПВО способна отразить любые средства воздушного нападения, существующие в мире. Он подчеркнул, что развитие военных угроз в воздушно-космической сфере вызывает необходимость "скоординированного развития систем ракетно-космической и противовоздушной обороны с учетом качественно новых требований".

Современное вооружение войск ПВО Сухопутных войск во многом превосходит своих предшественников, не имеет аналогов в мире, что подтверждается высокой конкурентоспособностью на рынке вооружений

Олег Салюков

главнокомандующий Сухопутными войсками, генерал-полковник

На вооружении войсковой ПВО стоят ЗРС С-300В4 (дальность перехвата - до 400 км) и "Тор-М1" (до 15 км), ЗРК "Бук-М1" (до 45 км), "Стрела-10М4" (до 8 км), "ОСА-АКМ" (до 10 км), зенитные пушечно-ракетные комплексы "Тунгуска-М1" (до 10 км), зенитные артиллерийские комплексы "Шилка-М5" (до 6 км), всепогодные тактические ракетные комплексы "Тор-М2У" и другие. В настоящее время в войсках уже сформированы новые зенитные ракетные соединения, вооруженные С-300В4 и комплексом "Бук-М2". Проводится перевооружение на новые "Бук-МЗ", "Тор-М2" и переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК) "Верба".

Новые вооружения вобрали в себя лучшие качества своих предшественников и способны поражать как аэродинамические, так и баллистические цели, крылатые ракеты, средства воздушной разведки и РЭБ, вести борьбу с воздушными десантами. Войсковое ПВО не следует путать с Войсками противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО-ПРО), входящими в состав Воздушно-космических сил России.

Ход перевооружения

С-300В4, "Бук-МЗ" и "Тор-М2" включены в перечень приоритетных вооружений и военной техники, определяющих облик перспективных систем вооружения российской армии. Как рассказал газете "Красная Звезда" начальник войсковой ПВО Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Александр Леонов, в 2017 году основные усилия были сосредоточены на оснащении этой техникой соединений и подразделений Южного и Западного военных округов.

В результате этого перевооружены и переучены: зенитная ракетная бригада - на ЗРК средней дальности "Бук-МЗ"; зенитные ракетные полки общевойсковых соединений - на ЗРК малой дальности "Тор-М2"; подразделения ПВО общевойсковых соединений - на ПЗРК "Верба"

Александр Леонов

Осуществлена поставка ЗРК "Бук-МЗ" для соединения Западного военного округа, военнослужащим которого в следующем году предстоит пройти переучивание на новые комплексы и выполнение стыковочных боевых стрельб в специализированных учебных центрах войск ПВО Сухопутных войск.

В 2018 году запланировано оснащение комплексами "Тор-М2" двух воинских формирований ПВО; подразделения ПВО, действующего в условиях Арктики и Крайнего Севера, должны получить ЗРК малой дальности "Тор-М2ДТ"; подразделений ПВО общевойсковых соединений - ПЗРК "Верба".

Таким образом, планомерное и ежегодное наращивание боевого состава войск, осуществление комплектного перевооружения на современные зенитные ракетные комплексы позволят уже к 2020 году нарастить боевые возможности войск ПВО практически в 1,3 раза

Александр Леонов

начальник войсковой ПВО ВС РФ, генерал-лейтенант

По сравнению с системами предыдущего поколения имеет расширенную в два-три раза прикрываемую от ударов с воздуха площадь и увеличенную дальность границы зоны поражения воздушных целей. Эти параметры, в частности, обеспечивают гарантированный перехват головных частей баллистических ракет средней дальности. С-300В4 - модификация системы С-300ВМ, имеющая более высокие тактико-технические характеристики за счет внедрения современных вычислительных средств и элементной базы, использования новых комплектующих. Новая система способна поражать баллистические и аэродинамические цели на дальностях до 400 км. Контракт на поставку был заключен в 2012 году. Первый комплект был передан заказчику в декабре 2014 года.

Продолжение

Эволюция "Тора"

Согласно данным открытых источников, первая модификация ЗРК семейства "Тор" поступила на вооружение в 1986 году. С 2011 года в войска поступает модификация комплекса "Тор-М2У". Боевая машина обеспечивает всеракурсное поражение воздушных целей, в том числе поражающих элементов высокоточного оружия. ЗРК позволяет вести разведку в движении по любой местности и осуществлять одновременный обстрел четырех воздушных целей в заданном секторе.

Современный "Тор-М2" начал поступать в войска с 2016 года. По сравнению с прежними модификациями в нем в полтора-два раза улучшены характеристики зоны поражения, возимого запаса зенитных управляемых ракет, помехозащищенности и другие. Он способен уничтожать цели, летящие со скоростью до 700 м/с, на дальности до 12 км и высоте до 10 км. Батарея, состоящая из четырех машин, может одновременно атаковать 16 целей.

В 2016 году концерн ВКО "Алмаз-Антей" начал работу над арктическим вариантом ЗРК малой дальности - "Тор-М2ДТ". Новая версия установлена на шасси двухзвенного гусеничного тягача ДТ-30ПМ-Т1 (ДТ - двухзвенный тягач).

В 2018–2019 годах уже может появиться морская версия "Тора". Об этом сообщили в пресс-службе концерна "Алмаз-Антей" в ходе выставки KADEX 2016 . При этом по ряду параметров корабельная версия комплекса будет превосходить существующих представителей семейства "Тор".

Этот вопрос концерном проработан, и учитывая опыт предприятий кооперации по производству и монтажу комплексов типа "Оса", "Кинжал" и других на кораблях ВМФ, а также возможность применения комплектующих серийно выпускаемых сухопутных образцов ЗРК "Тор", можно сделать вывод о создании "морской" версии "Тор" в кратчайшие сроки (первые образцы ЗРК могут появиться в 2018–2019 годах), причем при минимальных затратах

пресс-служба концерна ВКО "Алмаз-Антей"

В 2016 году главный конструктор зенитных ракетных комплексов Ижевского электромеханического завода "Купол" (входит в концерн "Алмаз-Антей") Иосиф Дризе (создатель ряда современных средств ПВО, скончался в ноябре 2016 года - прим. ТАСС) заявлял , что в перспективе "Тор" станет полностью роботизированным и сможет сбивать цели без участия человека. Как говорил Дризе, ЗРК и сейчас может работать без участия человека, но в ряде случаев оператор необходим в условиях сильных помех. Кроме того, на предприятии занимаются увеличением возможностей "Тора" по уничтожению крылатых ракет, созданных с использованием технологий "стелс".

Новый войсковой "Овод"

"Бук-М2" (по кодификации НАТО - SA-11 Gadfly, "Овод") считается одним из самых эффективных представителей своего класса. Его разработка была завершена еще в 1988 году, однако развернуть серийный выпуск удалось лишь 15 лет спустя.

В 2016 году военные получили первый бригадный комплект нового "Бука" - "Бук-М3". Характеристики комплекса неизвестны, однако его предшественник способен поражать твердотопливными ракетами воздушные цели на дальности от 3 км до 45 км и на высоте до 15 м до 25 км. Кроме того, он может уничтожать баллистические ракеты с дальностью пуска до 150–200 км. Благодаря новой ракете "Бук-М3" практически в два раза превосходит предыдущие модели и не имеет аналогов в мире. Кроме того, за счет меньшей массы ракеты удалось в полтора раза увеличить боекомплект. Еще одной из особенностей комплекса является размещение ракеты в пусковом контейнере.

В транспортно-пусковых контейнерах (комплекса) находятся шесть ракет на каждой самоходной огневой установке. Ракеты стали компактнее, но тем не менее летят они быстрее, дальше и точнее. То есть создана новая уникальная ракета, которая позволит с большей вероятностью уничтожать воздушные цели

Александр Леонов

начальник войсковой ПВО ВС РФ, генерал-лейтенант

В 2015 году сообщалось, что по ряду параметров новинка превзошла систему большой дальности С-300. "Прежде всего речь идет о вероятности поражения целей, которая у "Бук-М3" составляет 0,9999, чего нет у С-300", - сказал источник ТАСС. Кроме того, максимальная дальность поражения комплекса увеличена на 25 км по сравнению с его предшественником и доведена до 70 км.

"Верба" для десанта

Продолжается поступление в войска ПЗРК "Верба". В августе этого года стало известно, что все воздушно-десантные и десантно-штурмовые дивизии ВДВ уже перевооружены на "Вербы". По словам командующего ВДВ генерал-полковника Андрея Сердюкова, "Верба" способна поражать самолеты тактической авиации, ударные вертолеты, крылатые ракеты и дистанционно-пилотируемые летательные аппараты на встречных и догонных курсах, в дневных и ночных условиях при визуальной видимости цели, в том числе в условиях фоновых и искусственных помех.

В числе достоинств "Вербы" - возможность стрельбы на встречных курсах по малоизлучающим в инфракрасном диапазоне целям на дальней границе зоны поражения на предельно малых высотах. Новые комплексы малой дальности, в отличие от своих предшественников (ПЗРК "Игла"), обладают расширенными боевыми возможностями и обеспечивают высокую эффективность поражения целей, несмотря на мощное оптическое противодействие.

По сравнению с предыдущими ПЗРК, у "Вербы" в несколько раз увеличена зона обстрела целей с невысоким тепловым излучением и в десятки раз - помехозащищенность от мощных пиротехнических помех. При том что порядок боевого применения новых ПЗРК аналогичен порядку применения комплексов предыдущего поколения, в "Вербе" снижен расход ракет для поражения одной цели и расширен температурный диапазон использования до минус 50 градусов. ПЗРК способен поражать малозаметные цели условного противника на высотах от 10 м до 4,5 км и на дальностях от 500 м до 6,5 км.

Роман Азанов

Оружие серии С-350 50 Р6А разработано конструкторами известного концерна «Алмаз-Антей». Создание военной техники началось в 2007 году под руководством главного инженера Ильи Исакова. Плановое принятие комплекса на вооружение - 2012 год. До 2020 года Министерство обороны РФ намерено приобрести не менее 38 комплектов. Для этой цели возводятся комбинаты по строительству машин (в Кирове и Нижнем Новгороде). Заводы ориентированы на выпуск ракетных систем и радиолокационных устройств новейшего поколения. Рассмотрим особенности и параметры данного стратегического объекта, который также поставляется на экспорт.

Общая информация

ЗРК «Витязь» начал разрабатываться в опытном варианте еще в начале 90-х годов прошлого столетия. Он впервые упоминается производителем «Алмаз» как один из экспонатов авиасалона "Макс-2001". В качестве основы использовалось шасси КамАЗа. Новое оружие должно было заменить морально устаревший аналог серии С-300. Конструкторы успешно справились с поставленной задачей

Усовершенствованный отечественный нацелен на создание многоуровневой защиты, позволяющей обезопасить воздушное и космическое пространство государства. Это позволит предотвращать удары от дронов, пилотируемых самолетов, крылатых и баллистических ракет. Кроме того, он может поражать низколетящие объекты. ЗРК «Витязь С 350-2017» войдет в состав оборонного воздушно-космического направления с определенным ограничением тактических возможностей против ракет. Техника несколько меньше аналога С-400, однако причисляется к высокомобильному военному оборудованию и использует такие же заряды, марки 9М96Е2. Эффективность этого орудия проверена на многочисленных испытаниях как в России, так и за рубежом.

Особенности

Кроме ЗРК «Витязь», в состав оборонного комплекса воздушно-космического направления войдут системы С-400, С-500, С-300Е и устройство малого радиуса действия под названием «Панцирь».

При конструировании рассматриваемого применялись наработки по экспортному варианту типа KM-SAM. Он также конструировался в бюро «Алмаз-Антей», ориентирован на рынок Южной Кореи. Активная фаза разработок началась после того, как компания выиграла международный тендер у американских и французских конкурентов. Они также вели активные разработки в плане средств противовоздушной обороны для Сеула.

Финансирование выполняемых работ осуществлялось заказчиком, что позволило продолжить работу над проектом в оптимальном режиме. В тот период большинство комбинатов оборонного комплекса на отечественном рынке выживало исключительно за счет заказов на экспорт. Сотрудничество с корейцами дало возможность не только продолжать работу над созданием нового комплекса, но и получить драгоценный опыт в плане освоения современных технологий. Во многом это связано с тем, что Южная Корея не ограничивала доступ российских конструкторов к заграничной базе элементов, активно помогая осваивать ее. Это и помогло во многом создать подобную конструкцию, имеющую многоцелевой профиль.

Презентация и назначение

Первый прототип ЗРК «Витязь С 350Е», характеристики которого представлены далее, публично был продемонстрирован на Обуховском комбинате в Санкт-Петербурге. (19.06.2013). С этого момента оружие освободилось от завесы секретности. Серийный выпуск осуществляется на концерне АВО «Алмаз-Антей» в Северо-Западном регионе. Основные производители - государственный комбинат в Обухове и завод радиотехнического оборудования.

Новая установка способна работать в самоходном режиме, агрегируя с неподвижным многофункциональным радаром. Кроме того, предусмотрено электронное сканирование пространства и командный пункт на базе основного шасси. ЗРК «Витязь С 350» предназначен для охраны социальных, промышленных, административных и военных территорий от массированных ударов, осуществляемых средствами воздушного нападения различных типов. Система в состоянии отразить нападение в круговом секторе от различных атак, включая малый и увеличенный диапазон полета ракет. Автономная работа комплекса позволяет участвовать ему в составе группировок противовоздушной обороны, с управлением от вышестоящих командных пунктов. Боевая конфигурация техники ведется абсолютно автоматически, при этом штатный экипаж отвечает только за работу и контроль орудия при ведении боевых действий.

ТТХ ЗРК «Витязь»

Современные модели рассматриваемого зенитного комплекса монтируются на шасси БАЗ-69092-012. Ниже приведены тактико-технические характеристики данной военной техники:

  • Силовая установка - дизельный двигатель мощностью 470 лошадиных сил.
  • Вес в снаряженном состоянии - 15,8 т.
  • Полная масса после установки - до 30 тонн.
  • Предельный угол подъема - 30 градусов.
  • Прохождение брода по глубине - 1700 мм.
  • Поражение аэродинамических/баллистических мишеней одновременно - 16/12.
  • Показатель синхронного количества наводимых зенитных управляемых зарядов - 32.
  • Параметры зоны поражения по максимальной дальности и высоте (аэродинамические цели) - 60/30 км.
  • Аналогичные характеристики для мишеней баллистического типа - 30/25 км.
  • Период приведения машины в боевое состояние на марше - не более 5 минут.
  • Экипаж боевого расчета - 3 человека.

Установка пуска 50П6Е

ЗРК «Витязь» оборудуется пусковой установкой, которая предназначена для транспортировки, хранения, запуска зенитных зарядов и автоматической подготовки перед рабочим стартом. Она играет важнейшую роль в функциональности всей машины.

Номинальные параметры боевой части:

  • Число ракет на пусковой установке - 12 штук.
  • Интервал между пусками зенитных боеприпасов по минимуму - 2 секунды.
  • Заряжение и разрядка - 30 минут.
  • Предельное расстояние до пункта боевого управления - 2 километра.
  • Количество зенитных управляемых ракет на пусковой установке - 12.

Радиолокатор многофункционального назначения типа 50Н6Е

ЗРК (С 350Е «Витязь») оборудуется радиолокационным локатором многофункционального назначения. Он работает как в круговом, так и в секторном режиме. Этот элемент является основным информационным приспособлением военной техники подобного типа. Боевое участие устройства производится полностью в автоматическом режиме, не требует участия оператора, управляется дистанционно с командного контрольного пункта.

Параметры:

  • Наибольшее число сопровождаемых мишеней в диапазоне трассовой локации - 100.
  • Количество наблюдаемых целей в точном режиме (по максимуму) - 8.
  • Предельное число сопровождаемых зенитных ракет с управлением - 16.
  • Скоростной показатель оборотов антенны по азимуту - 40 вращений в минуту.
  • Предельная дистанция до точки боевой корректировки - 2 километра.

Пункт боевого управления

Данный элемент серии ЗРК «Витязь» предназначен для контроля многофункциональных радиолокаторов и пусковых станций. ПБУ обеспечивает агрегацию с параллельными ЗРС типа С-350 и основным командным пунктом.

Характеристики:

  • Суммарное число сопровождаемых трасс - 200.
  • Предельная дистанция от точки боевого управления до соседнего комплекса - 15 км.
  • Расстояние до вышестоящего командного отделения (по максимуму) - 30 км.

Управляемые ракеты 9М96Е/9М96Е2

Зенитные управляемые заряды ЗРК С 350 «Витязь», характеристики которого приведены выше, представляют собой современные ракеты нового поколения, которые вобрали в себя лучшие характеристики, используемые в современном ракетостроении. Элемент представляет собой сплав максимально высокой категории, применяемый в научных исследованиях, нетрадиционных проектах, других конструкторских решениях. При этом используются всевозможные достижения в материалостроении и инновационных технологических решениях. Между собой ракеты ЗРК «С 350 Витязь» отличаются двигательными агрегатами, предельной дальностью полета, убойностью по высоте и габаритным параметрам.

Благодаря внедрению новых идей и применения усовершенствованного двигателя рассматриваемые заряды превосходят французский аналог «Астер». По сути, ракеты представляют собой твердотопливные одноступенчатые элементы, которые унифицированы по составу бортовых приспособлений и прочего оборудования, отличаются лишь размерами двигательных агрегатов. Высокие показатели достигаются за счет сочетания инерциального и командного наведения. При этом присутствует эффект увеличенной маневренности, позволяющий настроить систему самонаведения в точке встречи с предполагаемой целью. Боеголовки оснащаются интеллектуальной начинкой, дающей возможность обеспечивать максимальную эффективность при поражении аэродинамических и баллистических аналогов воздушной и космической атаки.

Нюансы создания боеприпасов

Для любых ракет ЗРК «Витязь» в Сирии применялись элементы с «холодным» вертикальным пуском. Для этого перед стартом маршевого двигателя боеголовки выбрасываются из рабочего хранилища на высоту до 30 метров, после чего разворачиваются в сторону мишени посредством газодинамического механизма.

Такое решение дало возможность сократить минимальную дистанцию предполагаемого перехвата. Кроме того, система обеспечивает отличную маневренность заряда и увеличивает перегрузку ракеты на 20 единиц. Рассматриваемый боеприпас ориентирован на противостояние с различными воздушными объектами и космическими силами противника. Комплекс оснащается боевой частью весом 24 кг и малогабаритным оборудованием, его масса - в 4 раза меньше ЗУР-48Н6, а общие характеристики практически ни в чем не уступают данному заряду.

Вместо штатного оснащения типа 48Н6 с одной пусковой ракетой новый комплекс позволяет размещать на пусковом устройстве пакетный заряд из четырех ТПК, совместимых с ЗУР 9М96Е2. Наведение боекомплекта на цель производится при помощи инерциальной системы корректировки и радиопоправкой с радиолокацией ГСН в конечной точке полета.

Совместная система управления гарантирует высокий уровень прицельности, способствует повышению каналов "ЗРК c 350 Витязь" ракет и поражению мишеней, а также снижает зависимость полета заряда от внешних воздействий. Кроме того, подобная конструкция не нуждается в дополнительной подсветке и локации при следовании к предполагаемой цели.

В системе "ЗРК С 350 Витязь" предусмотрена возможность использования «продвинутых» частично активных элементов, которые способны самостоятельно производить вычисление цели по угловым координатам. Ракетный заряд малой дальности 9М100 оборудован инфракрасной боевой головкой самонаведения, что позволяет осуществить захват мишени непосредственно после запуска ракеты. Она не только разрушает воздушные мишени, но и уничтожает их боевую часть.

Характеристики зенитной управляемой ракеты 9М96Е2

Ниже приведены боевые параметры рассматриваемого заряда:

  • Начальный вес - 420 кг.
  • Средний показатель скорости полета - около 1000 метров в секунду.
  • Конфигурация головки - активная радиолокационная модификация с самонаведением.
  • Тип наводки - инерциальный с радиокоррекцией.
  • Форма боевой части - осколочно-фугасный вариант.
  • Масса основного заряда - 24 кг.

Модификации и ТТХ используемых ракет

  • Схема аэродинамики - несущий корпус с аэродинамическим управлением (9М100)/утка с вращающимися крыльями (9М96)/аналог с подвижным узлом крыльев (9М96Е2).
  • Двигательные механизмы - РДТТ с управляемым вектором/стандартные РДТТ.
  • Наведение и управление - инерциальная система с радиолокацией/ГСН.
  • Тип контроля - аэродинамика плюс вектор тяги двигателя и решетчатые рули либо газодинамическое управление.
  • Длина - 2500/4750/5650 мм.
  • Размах крыла - 480 мм.
  • Диаметр - 125/240 мм.
  • Вес - 70/333/420 кг.
  • Дальность поражения - от 10 до 40 км.
  • Предельный показатель скорости - 1000 метров в секунду.
  • Разновидность боевого заряда - контактный или осколочно-фугасный взрыватель.
  • Нагрузка поперечного типа - 20 единиц на высоте 3 тысячи метров и 60 - возле земли.

В заключение

Конструкторское бюро «Факел» начало работу над новым зенитным комплексом типа 9М96 еще в 80-х годах прошлого века. Дальность полета ракеты предусматривалась не менее 50 километров. ЗРК «С 350 Витязь», характеристики которого рассмотрены выше, мог легко маневрировать при наличии существенных перегрузок, а также запускать заряды с конструкцией поперечного смещения, что позволяло обеспечить высокую точность поражения целей. Дополнительный эффект гарантировали боевые головки автоматического самонаведения. В то же время предполагалась эксплуатация данных комплексов в формате «воздух-воздух». Комплексы ЗРК "Витязь" (характеристики это подтверждают) были меньше по габаритам, но не уступали по эффективности. Они использовали ракеты типа 9М100. Основная задача, поставленная на то время перед конструкторами, - это создание унифицированных зарядов, которые позволяли усилить не только внутреннюю оборону, но и прекрасно продавались на экспорт в другие страны.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!