Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Названа новая версия таинственного убийства звезды «Свадьбы в Малиновке» Зои Федоровой. Стали известны новые детали в деле об убийстве зои федоровой

В деле о загадочной смерти знаменитой советской актрисы Зои Федоровой не так давно появилась новая версия. Тем не менее убийство так и не раскрыто.

Судьба этой женщины завораживает крутыми переменами и испытаниями. А ее смерть до сих пор остается загадкой и порождает легенды. Звезда советского кино Зоя Федоров а была найдена застреленной в собственной квартире. С той поры прошло больше тридцати лет, а дело так и осталось нераскрытым.

Страшная находка

11 декабря 1981 года в элитном доме 4/2 на Кутузовском проспекте, где жили родственники советской партийной элиты и видные деятели культуры, от высокого милицейского начальства рябило в глазах. Случилось резонансное преступление: в квартире №234 была убита заслуженная артистка РСФСР Зоя Федорова.

У присутствующих кровь стыла в жилах от увиденного: в комнате за прямоугольным столом на стуле сидела женщина. Ее голова лежала на столе, а правая рука была вытянута и сжимала красную трубку телефона, в котором раздавались тоскливые протяжные гудки. Говорят, что приехавшие первыми на место преступления следователи не сразу поняли, из-за чего умерла артистка.

Казалось, что у нее случился инсульт, так как по носогубной складке струилась кровь, а тело было еще теплым. Но, приподняв голову жертвы, милиционеры увидели дыру над левой бровью, а потом обнаружили, что стреляли в затылок, с расстояния около 20 сантиметров. Но самое страшное, что после убийства Федорову кто-то причесал! После выстрела волосы жертвы должны были растрепаться и закрутиться, а у нее была гладкая прическа.

Актрису обнаружил племянник, которому позвонила подруга Зои Алексеевны и попросила срочно приехать к тете. Дело в том, что женщины должны были встретиться, но подруга уже дважды приходила к артистке домой, настойчиво звонила, но дверь так никто и не открыл. Племянник зашел в квартиру и увидел ужасающую картину. Кто мог убить 74-летнюю звезду, не дожившую до своего юбилея 10 дней?


Плата за любовь

Слухов о том, кто мог убить любимую миллионами актрису, ходило много. Одной из основных версий выдвигали утверждение, что это сделали сотрудники КГБ. Дело в том, что в далеком 1927 году, когда Зое было всего 20 лет и она работала счетчицей в Госстрахе, с ней приключилась очень неприятная история. По выходным дням она ходила на вечеринки, которые устраивал у себя дома один знакомый ей молодой человек. Там она увлеклась неким военным по имени Кирилл , играющим на рояле, читающим стихи и красиво ухаживающим.

Вскоре этого Кирилла арестовали сотрудники ГПУ (Главное политуправление) и объявили его английским шпионом. Арестована была и Федорова. Но после нескольких допросов она была отпущена домой, и больше ей никаких обвинений не предъявляли. Это можно было объяснить тем, что следователи поверили юной влюбленной девушке и не стали ломать ей судьбу.

Но за спиной начали шептаться, что именно тогда она была завербована НКВД, так как ГПУ был подведомственной организацией. В пользу этой версии говорит и тот факт, что уже известной артистке Зое Федоровой позволили крутить роман с заместителем американского атташе в СССР Джексоном Тейтом .


Статная красавица Федорова и Тейт познакомились в 1945 году. И, как предполагают сторонники «шпионского следа», артистке было поручено «приглядеть» за красавцем американцем, героем войны. Но Зоя влюбилась, более того – забеременела от иностранца.

НКВД наказало обоих: американца в течение суток выслали из СССР. А Федоровой сначала позволили родить свою единственную дочь Викторию , а потом арестовали. Актрису обвиняли не только в шпионаже и антисоветской деятельности, но и в организации покушения на Иосифа Сталина . Не выдержав пыток, Федорова пыталась покончить с собой, но надзиратели ее спасли, избили до полусмерти и закрыли в карцере.


В результате Зою Алексеевну приговорили к 25 годам лагерей усиленного режима и конфискации имущества у всей семьи. Затем наказание изменили на тюремное заключение во Владимире. Пострадали и сестры актрисы. Одна из них была приговорена к пожизненной ссылке с двумя детьми на север Казахстана. Именно Александра и воспитывала дочь Федоровой Викторию, которая долго называла тетку своей мамой.

Вторая сестра, Мария, была осуждена на 10 лет, но умерла в Воркуте, не отбыв полностью срок.

Артистка отсидела девять лет, выйдя на свободу в 1955 году, через два года после смерти Сталина. Но чем могла не угодить КГБ пожилая женщина в 81-м? Дело в том, что ее дочь в 1975 году эмигрировала в США, к отцу. Федорова приезжала к Вике в Америку три раза. В первый свой приезд Зоя Алексеевна даже встретилась со своим бывшим возлюбленным Джексоном Тейтом. В 81-м она начала собирать документы на выезд на постоянное место жительство в Штаты. Но ей отказали, а вскоре в ее квартире оказался убийца.


Любители бриллиантов

Чтобы найти убийцу известной актрисы, оперативники начали допрашивать всех ее знакомых. Но они не ожидали, что придется опросить около четырех тысяч человек. В записной книжке советской звезды были обнаружены более двух тысяч телефонных номеров, и 1400 почтовых адресов, как московских, так и из других городов.

По воспоминаниям следователей, они познакомились практически со всеми сотрудниками «Мосфильма», артистами и режиссерами, общавшимися с Федоровой. Милиционеры понимали, что убийца кто-то из этих четырех тысяч человек. Но они что-то упускали из виду. И тогда было решено вновь выехать на место преступления.

При повторном осмотре была обнаружена незаметная дверь, которая вела в небольшую кладовку. В темной комнате от пола до потолка на полках стояли сумочки Зои Алексеевны. Обыскав каждую из них, сотрудники уголовного розыска нашли несколько тысяч рублей и золотые украшения. А также бирки, срезанные с ювелирных изделий.

По воспоминаниям следователей, они еще при первом осмотре собрали целую гору этикеток. Но на этот раз маленькие картонки валялись в чулане на полу, полках и исчислялись сотнями. Оперативники насобирали два полиэтиленовых пакета. Но куда делись драгоценности? Тогда говорили, что Зоя Алексеевна держала ювелирные украшения в огромном дорожном чемодане. Но он тоже исчез.

Было выдвинуто предположение, что Федорова стала жертвой так называемой «бриллиантовой мафии», к которую принадлежали жены и дети партийной элиты. Говорят, что артистка сумела войти в доверие к кремлевским любителям драгоценностей, антиквариата и картин еще в начале 70-х. И именно благодаря этим связям она сумела приобрести элитную квартиру на Кутузовском, где ее соседями были родственники Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева , председателя КГБ Юрия Андропова , главы МВД Николая Щелокова .

Выдвигалась версия, что Федорова, получив отказ в выезде на ПМЖ в Америку, могла начать шантажировать кого-то из высокопоставленных лиц. Благо, компрометирующей информации за 10 лет существования в этом привилегированном клане она накопила много. И проще было убрать ненужную свидетельницу.

Загадочная подруга


Существует еще одна версия убийства заслуженной артистки РСФСР, о которой знают немногие. Она была озвучена через тридцать с лишним лет после того, как нашли тело Федоровой. Говорят, что ее выдвигают оперативники, которые занимались этим делом, но тогда ничего раскрыть не смогли.

Когда в 82-м вовсю шли допросы знакомых актрисы, в УГРО раздался звонок: женщина, не пожелавшая назвать свое имя, сообщила, что Федорова перед смертью тесно общалась с новой подругой, у которой сын жил в США. Тогда на этот «сигнал» не обратили внимания. А уже потом, спустя годы, один из следователей предположил, что именно эта новая подруга и была убийцей Зои Алексеевны.

Как выяснили милиционеры, незадолго до гибели артистка купила кольцо с бриллиантом стоимостью около 50 тысяч рублей (цена «Волги» была около 12 тысяч, а средняя зарплата - около 200 рублей). Естественно, этого кольца в квартире убитой не нашли. Как предполагают следователи, именно оно и стало причиной гибели актрисы. Новая приятельница Федоровой собиралась эмигрировать в США, но, в отличие от Зои Алексеевны, она получила разрешение на выезд и уже имела билет на самолет.

Версия выглядит примерно так. Подруги встретились незадолго до отъезда. Федорова хотела передать через эту женщину своей дочери то самое кольцо с бриллиантом. Актриса, которая всегда была очень осторожной, решила обезопасить хоть как-то свою «посылочку» и сообщить дочери номер рейса, на котором прилетит из СССР приятельница с кольцом. А вот это как раз в планы новой подруги не входило. Она надеялась забрать кольцо и обеспечить себе безбедное существование в первые месяцы на чужбине.

Следователи установили по положению головы убитой, по тому, как она была повернута к телефону, как актриса держала трубку, что это не Федорова намеревалась позвонить, а ей позвонили. И именно во время звонка и раздался выстрел. Актрису обнаружили в очках, которые считались домашними. Они были старые, немодные и совершенно не шли артистке. Скорее всего, жертва намеревалась прочесть какой-то документ. И если следовать этой версии, то это был билет на самолет.

Также не стоит забывать, что убийца причесал свою жертву после выстрела. То есть он хорошо к ней относился и даже пожалел. Возможно, это могла быть та самая загадочная новая приятельница, которая помимо кольца прихватила и другие драгоценности актрисы.

12 декабря 2017

Дело о загадочной смерти знаменитой советской актрисы Зои Федоровой не могут раскрыть уже более 30 лет. Однако не так давно появилась новая версия, по которой в убийстве артистки подозревают ее подругу.

"СВАДЬБА В МАЛИНОВКЕ», 1967 ГОД / КАДР ИЗ ФИЛЬМА

Звезда советского кино Зоя Федорова, которую многие зрители знают по фильму « , 11 декабря 1981 года была найдена мертвой в собственной квартире на Кутузовском проспекте. Следователи обнаружили пулевое отверстие в голове артистки, а также заметили, что после выстрела Зою причесали. Резонансное дело об убийстве актрисы так и не раскрыто, хотя прошло более 30 лет. 74-летняя звезда скончалась, не дожив до юбилея всего 10 дней.

Выдвигалось множество версий того, кто мог совершить страшное преступление. По одной из них, Федорову застрелил сотрудник КГБ, так как ходили слухи, что актриса была завербована НКВД. Также при обыске квартиры, где было совершено преступление, нашли огромное количество срезанных бирок от ювелирных украшений. Говорили, что артистка хранила украшения в чемодане, но он пропал. Так появилась новая версия о том, что Федорова стала жертвой так называемой «бриллиантовой мафии», к которой принадлежали жены и дети из привилегированных кругов. Однако не так давно была названа новая версия таинственного убийства Зои Алексеевны.

По некоторым данным, эту версию выдвинули оперативники, которые вели расследование этого дела, но тогда ничего раскрыть они так и не смогли. Когда активно шли допросы всех знакомых актрисы, в УГРО позвонила таинственная женщина, которая сообщила, что Федорова незадолго до смерти стала тесно общаться с новой подругой. На этот звонок сначала не обратили внимания, но через несколько лет один из следователей предположил, что эта новая подруга и могла убить артистку.

Выяснилось, что незадолго до трагедии Федорова приобрела кольцо с бриллиантом, которое стоило очень больших денег по тем временам — около 50 тысяч рублей. Следователи считают, что из-за него и убили актрису. Новая приятельница артистки собиралась эмигрировать в США. По выдвинутой версии, женщины встретились незадолго до отъезда, так как Зоя Алексеевна хотела передать через подругу своей дочери в Америку то самое кольцо. Чтобы хоть как-то обезопасить себя и подарок, она решила сообщить дочери номер рейса, которым полетит ее приятельница. Этого новая подруга Федоровой не хотела. Тело актрисы было найдено в квартире в сидячем положении, а в правой руке была зажата телефонная трубка. Следователям удалось установить по положению тела и головы актрисы, что не она звонила, а ей звонили. На ней были домашние очки, и вероятно, она собиралась прочитать какой-то документ, и в этот момент ее убили. Следователи предполагают, что этим документом был билет на самолет ее новой подруги, которая ее убила и причесала, так как хорошо к ней относилась, сообщает издание «

Не установлена и по сей день. Также нет официальной версии и относительно личности убийцы. Несмотря на тысячи опрошенных, следствие так и не пришло хоть к какому-либо заключению.

Убийство произошло в декабре 1981 года, следователи установили, что смерть наступила от огнестрельного ранения в затылок. Кому понадобилось убивать пожилую артистку и, самое главное, за что? В ходе расследований выдвигались разные версии, начиная с убийства на бытовой почве и заканчивая политическими мотивами.

Политические мотивы

Популярность к Зое пришла в 1936 году. Она сыграла немало главных ролей, которые сделали ее знаменитой на весь Советский Союз. У нее появилось множество поклонников, среди которых были известные политические деятели. Основываясь на личной переписке Федоровой, историки пришли к заключению, что сам Берия проявлял к ней внимание. Казалось бы, жизнь удалась. Она неоднократно выходила замуж. В 45 году Зоя познакомилась с одним из американских дипломатов и уже через год родила от него дочь. Почти сразу же после рождения девочки Зою арестовали, предъявив обвинения в шпионаже. Приговор был достаточно жесток - кроме 25 лет колонии усиленного режима, власти конфисковали имущество и приговорили всю ее семью к ссылке. [С-BLOCK]

На свободу Зоя вышла, спустя 9 лет, попав в списки реабилитации «политических» осужденных. Но власти ее в покое не оставили. Впоследствии, изучая письма актрисы, выяснилось, что она собирала компромат на некоторых высокопоставленных лиц. И этот факт стал одной из основных версий, который вполне может служить причиной для ее убийства. В 1978 году Фёдоровой, несмотря не несколько предыдущих отказов от правительства, все-таки удалось побывать у дочери в Америке. И она даже начала собирать документы, чтобы уехать туда на ПМЖ. Но этого так и не произошло.

Бриллиантовые махинации

В свое время Фёдорова занималась скупкой бриллиантов и драгоценностей, которые потом перепродавала по большей цене. Своего рода, спекуляция - и следователи неоднократно ставили этот факт как одну из основных причин преступления. В начале 70-х актриса вошла в так называемый клан «бриллиантовой» мафии, членами которого были весьма высокопоставленные лица, а также жены многих политических деятелей. Как утверждали впоследствии на допросах ее приближенные, она знала о многих крупных махинациях. И эта информация вполне могла стать поводом для убийства. Тем более, следователи пришли к выводу, что Фёдорова однозначно знала своего убийцу, так как нашли ее на месте преступления в старом домашнем халате и протертых шлепанцах. Такой вид она себе могла позволить только при встрече с хорошо известным ей человеком.

Банальная кража с последствиями

Спустя 33 года после этого трагического события, свою версию изложил бывший следователь уголовного розыска, который расследовал убийство. Борис Кривошеин воспроизвел все этапы следствия в деталях и выдвинул свою точку зрения: незадолго до своей гибели Фёдорова обзавелась подругой, которая собиралась ехать в штаты. Учитывая, что актрису не выпускали из Союза, она решила с этой знакомой передать дочери драгоценности. И здесь сыграло роль обычное человеческое корыстолюбие. Новая подруга застрелила Фёдорову и собрала все драгоценные вещи, которые были в доме. Впоследствии на допросах подозреваемая, естественно, все отрицала, и следствию так и не удалось доказать ее причастность. На сегодняшний день убийца остается безнаказанным.

Об актрисе Зое Федоровой в 30-е годы писали и довольно точно - «девушка с питерской заставы». Это был некий вариант знаменитого Максима. Впрямую это определение можно отнести к одной из лучших работ Федоровой в картине Л. Арнштама «Подруги», особенно ей близкой. Зоя Федорова - дочь питерского рабочего, старого большевика, впитавшая, что называется, с материнским молоком великую идею о светлом царстве трудового народа.


Отец Зои Алексеевны был репрессирован в 30-е годы вместе с миллионами других таких же «врагов народа». Только настойчивые, несмотря ни на что не прекращавшиеся хлопоты дочери, известной и любимой зрителями киноактрисы, вызволили его, умиравшего, из лагеря...

А в середине тех же 30-х Зоя Федорова - круглолицая, светленькая, со вздернутым носом, крепенькая - так и просилась на экран в фильмы о строителях новой жизни. Недаром ее, тогда еще студентку московского театрального училища, пригласили сниматься в картину «Встречный», первый фильм о рабочем классе. Сняли в эпизодической роли, хвалили, а при монтаже всю роль вырезали - у авторов оказался перебор материала. Может быть, и к лучшему вырезали. Подлинный дебют состоялся позже - шумный и яркий.

Дебютировала она в картине Игоря Савченко «Гармонь», вошедшей в нашу киноклассику. Играла сельскую девушку Марусеньку, ясную и жизнерадостную, лукавую, кокетливую и милую: Марусенька была неразрывно слита с природой, с деревенской жизнью - приподнято-праздничной, какой изобразили ее в «Гармони».

Появившись на экране в 1935 году, актриса девять лет снимается из фильма в фильм, в ином году играет по три роли. Марусеньки, Клавочки, Дарьи, Дуни, Варвары, Натальи... Однако это не просто отважные «пейзанки» или энергичные рабочие девчата, с комсомольским задором строящие социализм. Героини Федоровой в 30-е годы - тип, социально завербованный. В конце 30-х годов был издан сборник, посвященный работе над-фильмом «Великий гражданин», где Зоя Федорова сыграла одну из наиболее заметных своих ролей - Надежду Колесникову. В одной из статей сборника создатели картины М. Блейман, М. Большинцов и Ф. Эрмлер рассказывают о том, как создавался образ Колесниковой в литературном сценарии. Лаборатория такова: максимум цитат из статей и речей «отца народов» товарища Сталина, перемежающихся вдохновенными признаниями авторов о том, как помогли им эти великие произведения понять, что есть суть передовой советской женщины.

Все более укрепляющемуся тотальному режиму нужен был миф о героическом времени. О народе, противостоящем мировому империализму в лице немецких, английских, французских, японских шпионов, которых деятельно разоблачали самые бдительные и верные граждане.

И такие герои уверенно двинулись на экран. Среди них - героини Зои Федоровой. На протяжении нескольких лет она вынуждена была создавать длинную повесть о девушке, живущей в состоянии перманентного сражения с внешними и внутренними врагами. Воинственно звучат даже сами названия некоторых картин с ее участием - «Человек с ружьем», «На границе», «Враги».

Зоя Федорова, однако, поразительно умела снижать свыше организованную - государственную - патетику. Живая, непосредственная, органичная актриса наделяла роли елико возможно реальным содержанием, пытаясь соединить здравый смысл и наивность, простодушие и настойчивую устремленность к цели.

Исключением были для Федоровой комедийные роли, где не нужно было произносить фразы вроде такой: «Но если старый рабочий Дубок может помереть от критики, туда ему и дорога». Комедия была для Федоровой отдушиной. Возможностью вспомнить о живых людях с их заботами, неурядицами, надеждами.

Время от времени по телевидению показывают «Музыкальную историю». Милый, бесхитростный фильм, скроенный по образцам модных в те годы американских лент о судьбе талантливого певца, выходца из народа, о его пути к успеху и славе. Главного героя, Петю Говоркова, шофера из таксопарка, играл кумир тогдашней оперной сцены, молодой, красивый Сергей Лемешев . Зоя Федорова снялась в роли его подруги, диспетчера таксопарка Клавы Белкиной, «простой советской девушки», как писал о ней рецензент фильма. Клава действительно самая обыкновенная девушка. Для Федоровой момент исключительности, «особости» вообще был чужд. Но и в такую незначительную роль Федорова, как всегда, привнесла частицу собственного «я» - природное обаяние, ум, волевой нрав. Свободно, уютно жилось актрисе в комедии, и потому истинным шедевром ее стала Невеста в экранизации «Свадьбы» Чехова.

Жеманная, провинциальная барышня напоминает персонажи жанровых полотен Федотова - со всеми своими ужимками и гримасками, вульгарностью и глупостью. Она даже как бы оскорблена своим браком, она делает одолжение этому жалкому жениху, который, конечно же, недостоин ее. Федорова точно чувствует эту нелепую черту между тем, что есть ее героиня на самом деле и ее мещанским представлением о собственной персоне. Когда же приходит горький финал - скандал, свадьба расстроена, она так до конца и не понимает, что же произошло на самом деле... Она снова как бы выше жалкой прозы, хотя, с другой стороны, уже готова повторить свою маменьку с ее ухватками и грозным нравом.

Так или примерно так работалось Зое Федоровой до 1944 года. А потом наступает пауза - длиной в двенадцать лет. Как объясняли эту паузу писавшие о Зое Федоровой в последующие годы? Говорили что-то смутное об «изоляции от искусства», что-то уклончивое «о двух этапах» ее творческого пути. Биографы актрисы искали изящные эзоповы обороты, между тем как зрители, особенно те, кто помнил Федорову с довоенных времен, читая их строки, печально усмехались: «Отсидела свои двенадцать лет Зоя Алексеевна...»

Процитирую первый, июньский, 1989 года, выпуск газеты «Совершенно секретно» о трагической судьбе Зои Федоровой, доступ к которым до сих пор был закрыт:

«Во время войны она (3. Федорова.- Э. Л.) познакомилась с сотрудником морского атташата посольства США в Москве, а впоследствии контрадмиралом Джексоном Роджером Теймотом и родила от него дочь Викторию. (Позднее Виктория, став актрисой вышла замуж за американца и уехала с ним в США.) В 1945 году Джексон был выдворен за пределы СССР, а Зоя Федорова арестована и брошена в застенок. После смерти Сталина освобождена и реабилитирована, вернулась в кинематограф».

Она вернулась. Снялась в комедии «Медовый месяц», где ее героиня называлась «повариха». Отныне Федорова играет солидных женщин-тетушек, матерей, соседок, «женщин с кошелкой», которые появляются в одном-двух эпизодах и исчезают безболезненно для сюжета.

Было у Федоровой несколько небольших работ, которые напомнили зрителям о ее комедийном даре, о том, что творческая усталость еще не настигла ее, несмотря ни на что. Она виртуозно сыграла в комедии Э. Рязанова «Девушка без адреса» немолодую даму, жену ответственного бездельника; звалась эта дама Кусик, а ее супруг (Сергей Филиппов) - Масик. Общение этих героев было блистательным - смесь глупости с самоуверенным нахальством; пошлое сюсюканье казалось им выражением глубины чувств и интеллигентности. Замечательна была походка Кусика, передвигавшейся мелкой трусцой комнатной собачки, замечательна была и смена ее интонаций - от лицемерно-сентиментальной до хамски-презрительной.

И еще одну роль Федоровой не забыть - Марфу в картине «Ночной патруль», которую она сыграла вскоре после освобождения из лагеря. Марфа, жена афериста Казимира Нежука, многократно судимого, и сама побывала в"местах не столь отдаленных за соучастие в делах супруга. Она сломлена настолько, что уже не в силах жить иначе.

Режиссеры любили снимать Зою Федорову. Она работала с Эльдаром Рязановым, Владимиром Меньшовым, Роланом Быковым...

Память возвращается в 1965 год, когда в картине Михаила Богина «Двое» снялась Вика Федорова, явившись необычной для нашего кино героиней. Печаль глаз, которая не растворяется ни в улыбке, ни в смехе. Особая, резковатая пластика. Грациозная угловатость. Изысканность европейского толка, редкая в облике наших актрис.

Вика вошла в кинематограф ролью особенной - ее Наташа в картине «Двое» была глухонемой. Не стану сейчас подробно писать, как сложна такая работа для любой актрисы. И тем более начинающей. Роль была сыграна Викой Федоровой так, что зрители забывали о том, что героине не дано произнести ни одного слова. Были в этой работе и другие грани, тонкие нюансы, связанные с настроениями, которые объединяли наиболее смело и прозорливо мыслящих художников того времени. Именно теперь, быть может, явственнее, чем в 60-е годы, просматриваются эти связи.

Общественный климат к середине 60-х годов меняется. Оттепель постепенно уступает место тем сумеркам, которые уже надвигаются на общество.

Наташа Светлова из фильма «Двое» - одна из первых героинь, стремящихся отдалиться от мира, погрузиться в собственную внутреннюю жизнь, достаточно богатую и щедрую, чтобы не искать внешних контактов. Не стану утверждать, что Наташа в чем-то явилась прямой предшественницей героев фильмов 70-х годов, принципиально избравших для себя отказ от всяких социальных функций. И все-таки есть, пусть и отдаленное, родство с теми, кто будет бежать от жизни, лживой и суетной, чтобы как-то сохранить себя.

Болезнь насильственно изолирует Наташу от мира, но она не слишком стремится разрушить этот барьер...

Мотив «барьера», некоей черты, дающей возможность суверенного существования, Виктория Федорова проносит и в других, лучших своих ролях. В частности, в картине Богина «О любви», где она играет реставратора, художницу, которая от всех бед и горестей бежит в мир красоты и гармонии, пронизывающих величавое и мудрое искусство ушедших веков.

Слава обрушилась, как шквал, на юную Вику. Она поступает на актерский факультет ВГИКа. А вскоре я беру интервью у Вики, которая, как выясняется, снялась уже в нескольких картинах. «Кто ваша любимая актриса?» - спрашиваю я. «Зоя Федорова. Моя мама...» Правда, далее окажется, что фильмов матери - того, «первого этапа» - Вика почти не видела. А в тех, которые могла посмотреть, ее дочернюю любовь, конечно же, оскорбляло то, что имя матери было вырезано из титров.

Во время беседы с Викой я поймала себя на мысли: она не хочет говорить о своем детстве. Остальное - пожалуйста... Школьные годы, детская студия при Драматическом театре имени Станиславского, самые первые пробы в кино - на роль Инки в картине Михаила Калика и Бориса Баптера «До свидания, мальчики!». Не утвердили, сказали, что семнадцатилетняя Вика «стара» для шестнадцатилетней Инки. Предложили другую роль - Жени в том же фильме, которая и стала дебютом Вики в кино. О ранней поре своей жизни говорила Виктория весьма уклончиво. Жила у тетки, потом приехала мама. Правда, вначале она думала, что мама - это тетя, пока наконец сама не поняла, кто она...

Она не была похожа на мать - ни в жизни, ни на экране. Только голос, манера говорить - милая московская скроговорка - напоминали Зою Алексеевну, точнее, сыгранных ею когда-то героинь - живых, веселых девушек...

В 1976 году Вика Федорова поехала в Соединенные Штаты - встретиться с отцом впервые в жизни. Там она вышла замуж, родила сына. И через два года приняла гражданство США. «Мой отец - американец, мой муж - американец»,- объясняет она... Зоя Алексеевна трижды навещала дочь.

В четвертый раз Зоя Алексеевна собралась в гости к дочери в 1980 году. Наступил год 1981-и, а визы все не было. «Звоните через недельку» - эту фразу сотрудники ОВИРа повторяли всякий раз, когда актриса справлялась об ответе. Хлопотала дочь. Пошла к сенатору Бредли. Увы, американские власти могли помочь лишь в том случае, если бы речь шла об эмиграции. Гостевая же виза оставалась прерогативой советских властей.

Вспоминает Виктория Федорова: «Мама позвонила мне, я сказала ей

о том, что услышала от Бредли. «Тебе могут помочь только, если ты подашь документы на постоянный выезд». «Я не хочу,- услышала я от мамы.- Я русская, я люблю Москву. Я - актриса. Как же мои зрители? Нет, я еще раз пойду в ОВИР».

И пошла. Это было в среду. В ОВИРе, как я знаю теперь, мама сказала: «Вы сами толкаете меня на выезд, а я этого не хочу. Я только хочу повидаться с моим внуком, с моей дочерью».

Визу Зое Алексеевне снова не дали.

Позволю себе еще раз обратиться к газете «Совершенно секретно»: «11 декабря 1981 года в квартире № 243 дома 4/2 по Кутузовскому проспекту был обнаружен труп Зои Алексеевны Федоровой, заслуженной артистки РСФСР, лауреата Государственных премий.

По заключению судебно-медицинской экспертизы смерть Зои Федоровой наступила моментально после выстрела в затылок из пистолета иностранной марки «Зауэр» калибра 7,65 мм. Замок в двери сломан не был,- значит, скорее всего убийство было совершено человеком, знакомым 3. Федоровой.

По делу об убийстве Зои Федоровой было опрошено более семисот свидетелей. Многие знакомые актрисы эмигрировали,- они, возможно, знают то, что может помочь следствию. Как никакое другое, это дело дает возможность утверждать, что в годы застоя чья-то неведомая, но могущественная воля часто мешала уголовному розыску находить преступников».

Трагически оборвался путь матери, чьи киногероини в довоенную пору стали своеобразным знамением времени. На какие-то мгновения мелькнула и навсегда ушла из нашего кино девочка с грустными глазами, так и не сыграв, наверное, главных своих ролей.

Виктория Федорова снималась и в США.

«Мне было двадцать девять лет, когда я приехала в Америку,- вспоминает Вика.- Языка я не знала. Но я и не хотела продолжать актерскую карьеру. Я была влюблена в своего мужа. Я хотела быть домашней хозяйкой, растить сына и сделать счастливыми своих близких». Виктория написала книгу о матери, об отце, о себе. Книга привлекла к себе интерес. Появились предложения об экранизации, главную роль предназначали Софии Лорен. Пока проект не реализован, однако и не закрыт... Недавно Виктория закончила новеллу, рассказывающую о Руси XIV века. «Я была и остаюсь русской,- сказала она, приехав на Родину спустя тринадцать-лет.- Я вернулась бы, если бы не сын...»

Таков исход династии актрис Федоровых. И таковы горькие штрихи нашего недавнего прошлого, в котором навсегда останутся имена Зои и Виктории Федоровых.

НОВАЯ ВЕРСИЯ НЕРАСКРЫТОГО УБИЙСТВА АКТРИСЫ ЗОИ ФЕДОРОВОЙ

Убийство известной советской актрисы Зои Фёдоровой (1911-1981) до сих пор остается нераскрытым. Кто же застрелил звезду кино, кому и чем могла помешать пожилая актриса? На этот счет существует множество версий. Говорят, что это могли сделать сотрудники КГБ, «бриллиантовая мафия», скупщики драгоценностей или антиквариата. Только те, кто так считает, в основном имеют весьма посредственное отношение к расследованию. В распоряжении редакции появилась альтернативная версия мотивов убийства. Как убили актрису и кто это сделал, решился рассказать бывший начальник уголовного розыска, который расследовал преступление.

На фильмах, в которых снималась заслуженная артистка РСФСР Зоя Фёдорова, выросло не одно поколение россиян. С ее участием в главных и эпизодических ролях вышло более 70 кинокартин, за две из которых она удостоилась Сталинских премий. «Девушка без адреса», «До свиданья, мальчики», «О любви», «Подруги», «Москва слезам не верит» принесли Зое Фёдоровой славу и узнаваемость, но вовсе не легкую судьбу.

В ее жизни были почет и признание, дружба в высших кругах номенклатуры, любовь к американскому дипломату и рождение от него дочки, потом обвинение в шпионаже: «А не рожай от американцев!» Тюрьма. Отсидев в лагерях девять из 25 лет, Зоя Фёдорова была реабилитирована и безуспешно пыталась уехать к дочери в США - прямо перед решением переехать на новое место жительства ей отказали в выезде. Оборвалась жизнь Зои Фёдоровой так же трагично. За две недели до 70-летия ее убили выстрелом в затылок в собственной квартире. Убийство актрисы списывали на КГБ, «бриллиантовую мафию» и даже зятя ее дочери - американского летчика, который после смерти тещи внезапно разбогател.

Тайну смерти любимицы Берии пытались разгадать известные писатели, журналисты, актеры и даже генерал, возглавлявший в то время уголовный розыск в СССР, Вячеслав Панкин. На телеэкранах появился сериал «Зоя», в основу которого легла версия о том, что убийство было заказано тогдашним министром внутренних дел Николаем Щёлоковым, который захотел получить ее бриллианты. Но для объективной картины не хватало свидетельств такого человека, который бы знал дело изнутри, а лучше - принимал участие в расследовании.

Поклонники актрисы терялись в догадках, пока рассказать о случившемся не решился бывший начальник уголовного розыска, который возглавлял штаб по расследованию убийства Зои Фёдоровой. Спустя 33 года после смерти актрисы оперативник воспроизвел в деталях все нюансы следствия, а также поделился своими выводами о том, кому была выгодна ее смерть и почему убийца остался безнаказанным.

ОТ ЧЕГО УМЕРЛА АКТРИСА, ПОНЯЛИ НЕ СРАЗУ

Нет, мне еще никто не докладывал об этом.

Якобы криминальный, Кутузовский, 4/2, Зоя Фёдорова, актриса, заслуженная артистка РСФСР, - уточнил он.

Борис Кривошеин, оперативники и сотрудники Московского уголовного розыска примчались к дому по Кутузовскому проспекту почти одновременно. Возле подъезда их ожидал племянник актрисы, который и обнаружил тетушку мертвой. Он приехал проведать родственницу, звонил и стучал в квартиру, но никто не открыл. В двери торчала записка от соседки, которая тоже безрезультатно пыталась достучаться в квартиру. Племянник сбегал за запасным комплектом ключей, открыл дверь и обнаружил в квартире труп родственницы.

Входим. Комната обычная. Чуть справа стоит стол прямоугольной формы, относительно большой. Спиной к нам на стуле, скажем так, не труп, а силуэт - тело женщины. Первое, что бросилось в глаза, - под стул натекла лужа крови. Сначала, не трогая ничего, провели внешний осмотр. Самое интересное, что мы все-таки были уже не новички, кое-что видели и кое-что понимали. А здесь мы не могли определить, от чего она умерла. Я взял ее руку, потрогал пульс, пульса нет, но тело было еще теплое, - вспоминает бывший начальник УГРО.

Голова актрисы лежала на столе, по носогубной складке стекала кровь. В вытянутой на столе правой руке жертвы лежала снятая с красного дискового телефона трубка, из которой доносились протяжные гудки. Никакого ранения, которое указывало бы на то, что она умерла насильственной смертью, не было заметно. Первое, что пришло в голову оперативникам, - у пожилой актрисы случилось кровоизлияние в мозг.

В замешательстве Борис Кривошеин начал рыскать взглядом по комнате, чтобы найти какую-то зацепку. Возле ножки журнального столика он увидел использованную гильзу. Сомнений в том, что в квартире произошло убийство, не оставалось. Когда оперативники наклонили тело, чтобы осмотреть его, из дырки над левой бровью потекла кровь.

Кому она могла помешать, непонятно. Пожилая женщина, актриса, заслуженный человек. Для меня это было, можно сказать, в диковинку. Что я, молодой начальник уголовного розыска, видел? О всяких таких моментах я слышал только на лекциях. Да нет, даже никто обычно не рассказывал примеров таких вот преступлений. Я наклонился, взял гильзу, место зафиксировал. Так как я с детства стреляю, определил калибр и прикинул, что гильза от вальтера или зауэра. Но тут началось самое страшное - приезд большого руководства. Они как слоны начали ломиться в дверь, хотя по всем правилам это запрещено. Спас напарник, который встал в дверях и матом их остановил, не пуская внутрь, - заново переживает моменты 33-летней давности Борис Кривошеин.

Осмотр помещения продолжался до глубокого вечера. Только к полуночи начальник уголовного розыска попал в отделение милиции. Не успел он переступить порог помещения, в кабинете раздался телефонный звонок. Женщина на другом конце провода сообщила, что помогает органам БХСС, и попросила обратить внимание на одну знакомую убиенной.

Она рассказала, что перед смертью Зоя Фёдорова сдружилась с одной женщиной, у которой сын жил в Америке, и часто приходила к ней в гости. Имя моей таинственной собеседницы я так и не узнал. Договорив, я автоматически положил трубку на рычаги аппарата. Это было ошибкой, нужно было положить ее рядом с телефоном и попросить дежурного определить, откуда поступил звонок. Подсказка могла сыграть важную роль в раскрытии преступления. Наверное, звонившая видела, как Зоя Фёдорова заводила эту женщину к себе домой перед смертью, - рассуждает Борис Кривошеин.

ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ ЗНАКОМЫХ НЕ ПОМОГЛИ СЛЕДСТВИЮ

Поиск преступника начался с опроса лиц из записной книжки Зои Фёдоровой. В блокноте было более 2 тыс. телефонных номеров, более 1 тыс. почтовых адресов, московских и иногородних. Большинство из них принадлежали актерам с «Мосфильма» и театральным деятелям. Сотрудники УГРО принялись вызывать и опрашивать знакомых Зои Фёдоровой в поисках хоть какой-то зацепки. В результате было опрошено более 4 тыс. знакомых актрисы, но установить убийцу это не помогло.

Я допрашивал Ролана Быкова, Никиту Михалкова, - вспоминает Борис Кривошеин. - Когда столько людей через тебя проходит, волей-неволей приходится ковыряться в грязном белье. И каждый из актеров просит: об этом не говорите никому, вот это не записывайте. Мы старались вести более доверительные беседы, не в протокол, но результатов это не давало. Мы без толку копались в мосфильмовской каше, в дрязгах, кто там какую-то шубу приволок, кто туфли продал, другой стучит, этот с 15-летними мальчиками кувыркается. А информации, представляющей оперативный интерес по делу, практически не было. Только стандартные вопросы и такие же ответы: да, нет, не знаю, не видел.

В это время Бориса Кривошеина начали посещать сомнения: какая-то зацепка, которую он не заметил, могла остаться в квартире, где убили Зою. Ключи от квартиры были у него. Начальник УГРО отправился на Кутузовский проспект. Чутье не подвело оперативника.

Незамеченной ранее осталась дверца в кладовку, за которой он обнаружил помещение полметра на метр, до потолка забитое старыми женскими сумочками. Их было больше сотни, но в любой могли оказаться какие-то важные документы и записи, представляющие интерес для следствия. Потому вся груда была разложена на пол и обследована вплоть до подкладок. Сомнения следователя, что сумочки никто не проверял, подтвердились. В одной из них нашлись 3 тыс. рублей, а в другой золотая цепочка. Но на этом находки не закончились.

Еще раз внимательно осмотрев комнату, Борис Кривошеин заметил разбросанные на полу и на полочках бирки от ювелирных украшений. Он принялся сгребать их в пакеты. Сотни, если не тысячи маленьких картонных этикеток едва поместились в две целлофановых торбы.

Конечно, меня это насторожило. Я понимаю, что часть бирок изъяли при первом осмотре. Но такое количество откуда могло появиться? И кто мог их разбросать? Оперативники не могли этого сделать. Наши оперативники, если и проводили осмотр места происшествия или даже обыск, старались всегда возвращать предмет на место. У меня проскочила мысль, что кто-то подсовывает мне специально эти бирки, - предположил начальник угрозыска.

Не исключено, что бирки были разбросаны спецслужбами, чтобы списать убийство Зои Фёдоровой на «бриллиантовую мафию». А может, и нет. Актриса была частым гостем на метро «Октябрьское поле». Там находился магазинчик антиквариата, в котором, по рассказам продавцов, она скупала все, что только видела. Купленные там украшения она могла передавать в Америку через мужа дочки, который часто летал в Россию, или через знакомых. Отсюда и появились оторванные бирки. Ходили также слухи, что после убийства Зои Фёдоровой в квартире был обнаружен чемодан с драгоценностями, который впоследствии пропал. Но единственное, что видел Борис Кривошеин при осмотре помещения, - пустые подрамники. Чемодана не было.

ОХОТА ЗА ПОДОЗРЕВАЕМЫМ

В ходе следствия оперативникам стало известно, что незадолго до смерти Зое Фёдоровой предлагали купить украшения с бриллиантами - кольца, серьги и браслет. Но она отказалась, так как перед этим уже приобрела кольцо с бриллиантом примерно за 50 тыс. рублей. Огромная по тем временам сумма, на которую можно было купить три «Волги».

В штаб поступила информация, что к продаже драгоценностей мог быть причастен преступник, находящийся во всесоюзном розыске за спекуляцию. И что у него якобы был пистолет «зауэр», из которого произвели роковой выстрел. Преступник находился на Таганке и в любое время мог скрыться.

Борис Кривошеин схватил всех оперов, которых поймал в коридоре, на лету в дежурке взял пистолет, влетел в машину и от Киевского вокзала рванул к Курскому. По указанному адресу через арку метра три шириной находился глухой двор, обнесенный высокими, как в крепости, стенами. Во дворе стоял деревянный одноэтажный узкий барак и ни одной другой пристройки, за которыми могли укрыться оперативники. В это время дверь барака открылась.

На пороге весь в черном появился «трехстворчатый шкаф» ростом не ниже 2 метров и с бородищей как у хорошего попа - до пупа. А у меня фотография-то была черт знает какой давности. С паспорта. Молоденький мужик какой-то, и близко с этим ничего похожего нет. Он спокойно вышел. Провел взглядом. На нас посмотрел. А мы стоим, как на витрине, все. И спокойно, уверенным шагом пошел прямо в арку. У меня чутье сработало, и я как гаркнул на своих оперов: «Это он, берем!»

В это время слева от арки из-за стены вынырнуло такси, водитель на лету распахнул дверь, в которую и запрыгнул «шкаф». Оперативники выбежали вслед за удаляющейся машиной, но ни транспорта, ни оружия, кроме как у начальника УГРО, у них не было. Рядом заскрипели тормоза - другая машина-такси чуть не сбила замешкавшегося на проезжей части Бориса Кривошеина. Недолго думая, он влетел в автомобиль, приставил под ребра водителю пистолет и приказал догонять преступника.

На одном из светофоров он вычислил такси, в котором находился беглец, и указал своему водителю таранить автомобиль. В этот момент такси со спекулянтом остановилось, видимо, у водителя сдали нервы, когда он увидел, что машина с начальником уголовного розыска перестраивается и выбирает угол атаки.

Борис Кривошеин получил за пойманного преступника премию 100 рублей, но более никакой пользы в расследовании по делу убийства Зои Фёдоровой он не принес. Следствие не установило причастность спекулянта к трагической смерти актрисы.

После этого начальник УГРО перешел в другой отдел. На место Бориса Кривошеина назначили выпускника Высшей школы МВД Александра Петрушко. Периодически встречаясь на заседаниях у высшего руководства, Борис Кривошеин интересовался ходом следствия. Но дело после его ухода не сдвинулось с места, попав в разряд висяков, или глухарей.

ВЫСТРЕЛ СПРОВОЦИРОВАЛ ТЕЛЕФОННЫЙ ЗВОНОК

Спустя некоторое время Бориса Кривошеина сняли с должности зама по розыску и назначили старшим оперуполномоченным по особо важным делам Кировского района. С тех пор он начал заниматься только самыми тяжкими преступлениями - убийствами и покушениями на убийства. Эту должность Борис Кривошеин занимал до выхода на пенсию и набрался много опыта, чтобы начать вести свою личную работу по раскрытию убийства Зои Фёдоровой.

Чтобы мозги на пенсии не закисли, решать одни кроссворды маловато. Поэтому я занялся любимым делом. В первую очередь посмотрел документальные фильмы по убийству Зои Фёдоровой. Начал смотреть сериал «Зоя». Плюнул. Выключил. Больше не включал. Потому что все, что там показывали, на самом деле не соответствует действительности. Особенно то, что комментировали актеры про ее убийство. Не знаю, может, они говорили то, что было выгодно им, а может, чего-то не знали. Я могу судить об этом, потому что через нас прошел практически весь «Мосфильм». Уж сколько мы наслушались помимо того, что было записано в протоколах допросов. Потому я подумал: дай-ка я сяду, помыслю, учитывая тот колоссальный опыт, который я наработал по раскрытию таких преступлений, - решил Борис Кривошеин.

Для начала милиционер восстановил в памяти картину происшествия и проанализировал динамику движений жертвы в момент, когда пуля попала в затылок. Выстрел был сделан в то время, когда Зоя потянулась к трубке. Но следователи не знали, хотела ли она позвонить сама или кто-то позвонил ей. По динамике движений человека, снимающего телефонную трубку, и по тому, в каком положении находился труп, Борис Кривошеин установил, что в трагический момент не актриса звонила кому-то, а позвонили ей! Она повернулась к телефону, но неизвестно, успела ли ответить, так как в этот момент прозвучал выстрел.

Убитую обнаружили в очках, причем в тех, которые она не носила в повседневной жизни, а надевала только для чтения. Зою Фёдорову никто не видел в этих очках в грубой роговой оправе, которые на самом деле были ей не к лицу. Она носила их только дома. Значит, что-то подвигло ее надеть очки в присутствии того человека, который ее потом убил. Вероятно, она хотела прочесть какой-то документ или что-то написать. Также Борис Кривошеин пришел к выводу, что убийца выстрелил в момент звонка, когда актриса повернула голову и потянулась рукой к телефону.

И тут Кривошеин припомнил таинственный звонок от женщины, которая попросила обратить внимание на одну из знакомых Зои Фёдоровой. О ком говорила незнакомка? Звонившая утверждала, что покойная часто посещала одну из своих знакомых перед смертью. Вероятно, она видела, как Зоя Фёдорова заводила эту женщину в день убийства в квартиру. Знакомая, о которой она говорила, не числилась среди близких друзей убитой, в протоколах допросов о ней практически ничего не упоминалось. Интерес для следствия представляло то, что у этой женщины был сын, который уехал на ПМЖ в Америку и поселился недалеко от того места, где жила дочь актрисы Вика.

УБИЙЦЕЙ БЫЛА ЖЕНЩИНА

Зоя Фёдорова тоже хотела переехать к дочери. Трижды ей разрешали выезжать в Америку для встречи с Викой и своим бывшим возлюбленным. Но в 1981 году, когда она решила навсегда переехать в США, ей отказали. Случилось это за несколько недель до ее убийства. В это время Фёдорова и познакомилась со своей подругой, у которой уже были оформлены документы на выезд к сыну, а также куплен билет. Учитывая женскую психологию, кому, как не находящейся в таком же положении женщине, могла поплакаться и излить свою душу актриса?

Я уверен, что убийцей была женщина! Экспертиза определила, что выстрел был сделан с расстояния 20 сантиметров. Выхлопные газы должны были распушить волосы на затылке и как бы загнуть их вперед. А она была как причесанная. Кто причесал убитую и зачем? Если это кто-то и сделал, то только женщина. Причем женщина, которая к вам хорошо относилась и которая, прощаясь, пожалела, пригладила вам волосы. Ни один мужик никогда бы этого не сделал. Все остальные версии - Комитет госбезопасности, наемные киллеры, «бриллиантовая мафия» - не влезают ни в какие ворота. Никто даже не обратил внимания на одну простую деталь. Говорили, что бандит открыл дверь, зашел, Зоя сидела за столом и т. д. Но дверь в комнату открывается вовнутрь, и если бы преступник попытался войти, он бы этой дверью прикрыл Зою. А она, с ее опытом зоны или с боязнью всего, думаете, не отреагировала бы? - считает Борис Кривошеин.

Зоя Фёдорова была очень осторожным человеком. За все время своего проживания в доме на Кутузовском проспекте она ни разу не пустила к себе в квартиру не только никого из соседей, но даже техника-смотрителя. Обычно с посторонними посетителями актриса разговаривала через дверь, и, если гость настаивал на встрече, Фёдорова просила его спуститься во двор и встречалась с ним там.

Мотивом убийства Зои Фёдоровой послужила корысть. По мнению Бориса Кривошеина, актриса хотела передать через убийцу кольцо с бриллиантом для своей дочери. Потому что другого способа у нее не было - она боялась, что с ней что-то может случиться, а тут подруга уже улетала на днях в Америку. В то же время пожилая женщина летела на ПМЖ к единственному сыну без стартового капитала, и ей бы совсем не помешала дорогая драгоценность, чтобы продать ее и не быть обузой для родственников.

«ДЕТИ НЕ ДОЛЖНЫ СТРАДАТЬ ЗА ГРЕХИ БАБКИ»

В день убийства Зоя Фёдорова зашла к подруге в гости. Они перекусили на скорую руку вермишелью с корнишонами. Ни в одном меню столовой поблизости от Кутузовского проспекта такого не продавали. Это позволило оперативникам сделать вывод, что еда была приготовлена дома.

Узнав, что у приятельницы уже куплен билет на самолет и они видятся в последний раз, актриса пригласила ее к себе домой. Днем как раз должна была звонить дочка Вика. Зоя предложила передать подружке кольцо с бриллиантом и в то же время сообщить Вике по телефону данные с билета, чтобы она встретила и забрала передачу. Таким способом Зоя Фёдорова хотела перестраховаться. Хоть какое-то косвенное доказательство в виде телефонного разговора с дочерью, что она передала драгоценности этой женщине.

А приятельница Зои Фёдоровой в то же время надеялась, что звонка не будет. Она думала, что зайдет к актрисе, заберет драгоценности и, сославшись на спешку, а также необходимость собирать чемоданы, уйдет. Если телефонного разговора с дочкой Зои Фёдоровой не будет, доказать, что передача драгоценностей состоялась, станет практически невозможно. Но Вика должна была позвонить. На этот случай приятельница актрисы взяла пистолет образца 1939 года и положила его в сумочку. Она была чуть моложе Зои Фёдоровой, и, вероятнее всего, оружие досталось ей с фронта.

Гостья до последнего не решалась застрелить Зою Фёдорову и оттягивала этот момент. Пока они ждали звонка, она могла под любым предлогом подойти к актрисе и выстрелить. Но женщина выжидала и надеялась, что Вика не позвонит. Когда звонок тем не менее прозвучал, она зашла за спину Зое и, пока та обернулась к телефону, чтобы взять трубку, выстрелила ей в затылок.

Эту женщину допрашивали. Она прошла через сито. Допрашивал мой хороший товарищ из райотдела. А я в этот день в отпуске был, поспать хотелось, понимаете, я же каждый день раньше двенадцати ночи никогда не уезжал из отделения. И в этот день как специально получилось. Я приехал на работу где-то к двенадцати, а она пришла на допрос к десяти. Вместо меня ее допросил мой товарищ, который в то время был в отделении, - признается Борис Кривошеин.

Допрос оказался бесполезным и пустым, на все вопросы женщина отвечала, что ничего не видела и ничего не знает. Оказалось, что она имела какое-то отношение к «Мосфильму», а у оперативника, проводившего допрос, родители были оттуда. Между ними завязалась дружеская беседа, потому оперативник, не получив никакой полезной информации, отпустил ее. Когда Борис Кривошеин узнал, что эта женщина приходила на допрос, но от нее не получили никакой ценной информации, он спохватился и поехал к ней домой, чтобы повторно вызвать ее в отделение. Но к тому времени она уже переехала на другое место жительства. А спустя несколько дней предполагаемая убийца улетела в Америку к сыну.

Мотивом к преступлению послужила корысть, считает Борис Кривошеин. Убийца не только забрала кольцо с бриллиантом, но и выгребла все ценности Зои Фёдоровой, которых ей наверняка хватило на безбедную старость в Америке. Учитывая любовь актрисы к драгоценностям, которой она заразилась от певицы Лидии Руслановой, украшений из ее квартиры хватило бы на безбедную жизнь нескольких таких старушек. Если добавить сюда опустошенные кем-то подрамники, которые Борис Кривошеин видел после убийства актрисы, преступник получил большой куш.

Я уверен, что именно она убийца Зои Фёдоровой. Убийство было совершено из корысти и осталось безнаказанным. Но имя преступницы я вам не назову. Почему? Да потому что она давно умерла, а у нее остались дети, внуки. Я считаю, что им не нужно страдать за грехи бабки.


поделиться:
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!