Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Огнеметные танки. Огнеметный танк

Мертвая выжженная полоса длиной 200 и шириной 30 м. Не осталось ничего — ни травинки, ни деревца, только обугленные холмики, которые еще недавно были людьми… Перед нами — страшные последствия выстрела огнеметного танка. Это бесчеловечное оружие было частично запрещено конвенцией ООН, вступившей в силу зимой 1983 года, но до тех пор успело обрасти целой гроздью легенд и заблуждений.

Самое распространенное заблуждение, связанное с огнеметными танками, связано с тем, что максимальный урон наносится врагу непосредственно во время выстрела. Это не так. Более всего опасно в этом плане последействие — горючая смесь, накрыв весьма значительную площадь, продолжает гореть в течение длительного времени после выстрела и как раз тогда выжигает все, до чего «дотягивается». Таким образом, огнеметный танк весьма эффективен и против бронетехники. Жидкие, легко текучие смеси проникают в самые малые щели и способны «выжечь» танк противника изнутри. Видимо, нет для экипажа более страшной смерти.

Другое популярное заблуждение заключается в том, что огнеметный танк чаще всего не имеет другого вооружения (если не считать пулемета). Безусловно, существует целый ряд танков, в которых установка для огнеметания является основным орудием. Но в серийное производство чаще поступали модели, где огнемет был лишь дополнительным вооружением наряду с традиционной пушкой.


При нажатии на спуск срабатывает пиропатрон, подающий небольшой огненный факел перед самым жерлом насадки. Примерно через 0,2 с напряжение подаётся на электрозажигание порохового патрона. Давление пороховых газов возрастает. По достижении 15 кгс/см 2 начинает перемещаться игольчатый клапан, разделяющий жидкостную полость и насадку, а при давлении от 50 д 75 кгс/см 2 струя выбрасывается, воспламеняясь от заведомо зажжённого факела пиропатрона. После выстрела барабан проворачивается, а поршень встаёт на своё место — по сути, это револьверный принцип. 1 — огнемет; 2, 4 — прожекторы инфракрасного света; 3 — антенна радиостанции; 5 — ствол пушки; 6 — дульный тормоз.

С пушкой или без нее?

Характерный пример — советский «Объект 483», созданный под руководством Александра Морозова на базе Т-54Б. Разработанный в 1959 году, этот танк был оснащен пороховым огнеметом ОМ-250 и имел сумасшедшую дальность выстрела (до 270 м) при ширине разлета струи 30 м. Но такая дальность влекла за собой огромный расход горючей смеси — около 100 л на выстрел. Пришлось поступиться пушкой, частью топливных баков, внутренним пространством для экипажа, чтобы «вместить» в нутро танка набор емкостей суммарным объемом 1600 л. Таким образом, при самом идеальном раскладе боезапаса хватало на 15−16 выстрелов, после чего «Объект 483» превращался в почти невооруженную боевую машину и вынужден был «бежать» с поля боя.


Огнемет: 7 — насадка; 8 — корпус задвижки; 9 — цилиндр; 10 — каморный барабан; 11 — задняя крышка; 12 — обратный клапан; 13 — подводящая труба; 14 — газовый клапан.

Поэтому из машин, разработанных в 1950-х годах, в серию пошли те, которые были оборудованы огнеметом в дополнение к основному, пушечному вооружению: сперва ОТ-54, чуть позже — ТО-55. Последний вообще оказался удивительно совершенным танком — настолько удобным и незаменимым, что, поступив на вооружение в 1961 году (к этому моменту уже была изготовлена пробная партия), исчез из армейских рядов только лишь в 1993-м!

Если сравнивать ТО-55 с «Объектом 483», то преимущества первого налицо. Во‑первых, вооружение: несмотря на установку огнемета АТО-200, танк не лишился классического орудия, 100-мм пушки Д-10Т2С. Во‑вторых, объем баков под горючую смесь составил всего 460 л, но при этом расход на один выстрел снизился до 35 л, то есть выплеснуть свой «горючий характер» танк мог 12−14 раз, ненамного меньше, чем «Объект 483». Наконец, ТО-55 имел возможность автоматического ведения огня, то есть, по сути, мог подавать горючую смесь непрерывно, а не порциями. Да и дальность выстрела была весьма приличной — 200 м.


Визуально ТО-55 отличается от Т-55 только выступающей справа от пушки насадкой огнемёта и небольшим лючком для заправки огнесмесью прямо под ней.

Таким образом, создав «Объект 483» уже после вполне успешной «пятьдесятпятки», конструкторы на практике убедились, что троекратное наращивание расхода смеси на выстрел попросту не стоит свеч: дальность увеличивается не слишком значительно, а в убойной силе танк теряет серьезно — за счет отказа от пушки как основного оружия. Так или иначе, именно ТО-55 оказался идеальным огнеметным танком Советской армии и одной из лучших подобных машин в мире. А таких существовало довольно много.

Пневматика или порох?

Несмотря на то что разговоры об установке огнемета на бронемашину шли еще во время Первой мировой войны, до практики дело дошло лишь в начале 1930-х. Именно советские конструкторы первыми создали и запустили в серийное производство подобную машину (ХТ-26, 1932 год), а к началу Великой Отечественной было разработано полтора десятка различных моделей, в большинстве своем — на одной и той же базе. К 1941 году в СССР было изготовлено порядка 1500 химических танков — правда, не все «добрались» до войны. Например, из 75 танков ХТ-37 до начала боевых действий сохранились лишь 10 — остальные были переделаны обратно в базовый танк.


ОТ-130 (1935) — один из поздних огнемётных танков на базе Т-26 образца 1933 года. Фото из музея в Кубинке. Первый серийный огнемётный танк появился в 1932 году — ХТ-26 на базе двухбашенного лёгкого танка. Основным вооружением служил пневматический огнемёт КС-24, бьющий смесью из мазута и керосина на 35 м, вспомогательным — пулемёт ДТ. Двухбашенный Т-26 за базу был принят не просто так: левая башня оставалась на своём месте, а место правой занимали резервуары с огнесмесью. Впоследствии было разработано множество модификаций 26-го, последний образец на его базе появился в 1940-м. Интересно, что знаменитые телетанки ТТ-26 тоже были модификацией ХТ-26.

Первые советские танковые огнеметы серии КС (например, КС-24 или КС-25), устанавливаемые на ХТ-26 и его модификации, имели весьма низкую дальность стрельбы — от силы 30−40 м. В первую очередь этот параметр определялся типом огнемета. КС-ы были пневматическими, то есть зажигательная смесь из них выстреливалась под давлением, создаваемым газом из пневмобаллона. Поэтому весь огнеметный состав СССР, пусть и огромный, к началу войны откровенно устарел.

Новое поколение огнеметов АТО-41 (и последующее АТО-42), устанавливаемое на танк ОТ-34 (да-да, на базе знаменитой «тридцать-четверки»), относилось к классу пороховых поршневых. Подобный огнемет напоминает обычную пушку, только вместо снаряда в нем — порция горючей смеси. Выстрел производится за счет давления пороховых газов, образующихся в результате взрыва метательного заряда — дальность при этом относительно пневматических огнеметов значительно возрастает.


Этот огнеметный танк получил прозвище «Крокодил» за неспособность передвигаться задним ходом из-за прицепа с огнемесью.

ОТ-34, поступивший на вооружение в 1942 году, стал самым массовым огнеметным танком Второй мировой — их было изготовлено 1170 штук. Удивительно, но до наших дней дошло всего два образца: один хранится в Симферополе, другой — в Нижнем Тагиле. Судьба последнего занимательна: его подняли со дна Черного озера в 1999 году, после чего начались политические дрязги по поводу того, кому принадлежит машина: поднимавшей организации или Министерству обороны. Итоговое решение оказалось соломоновым: танк передали в нижнетагильский музей при заводе, блестяще отреставрировали, и теперь он одна из гордостей экспозиции. При этом ОТ-34 стал первым танком подобного типа, сохранившим основное вооружение — 76-миллиметровое орудие Л-11. Впоследствии именно такая компоновка стала основной для огнеметных машин.


Прицеп-цистерна Churchill Crocodile вмещала около 1800 литров огнесмеси, чего гарантированно хватало более чем на 80 односекундных выстрелов-«плевков».

Не только в СССР

Советский Союз разработал в два раза больше огнеметных танков (если, конечно, учитывать модификации), чем все остальные страны вместе взятые. Пожалуй, самой интересной из западных конструкций был британский «кит-кар» Churchill Crocodile 1943 года. В отличие от советских танков, которые изначально разрабатывались как огнеметные на базе серийных, «Крокодил» представлял собой набор оборудования, которое можно было установить на любой Churchill Mk VII, «сконвертировав» его в огнеметную машину. Сам огнемет устанавливался на место пулемета, расположенного в передней части корпуса; трубопровод прокладывался под днищем на кронштейнах и вел… к прицепу! Действительно, принцип «конвертации» не позволял разместить массивный бак для зажигательной смеси внутри корпуса, и поэтому 1800-литровая емкость ехала за танком на жесткой сцепке. Бил «Крокодил» примерно на 110 м непрерывной струей и расходовал порядка 15 л/с. С одной стороны, Churchill Crocodile бы дешев и не требовал значительных трудозатрат (потому был изготовлен в количестве 800 экземпляров), но, с другой, он оказался крайне неповоротливым, прицеп не позволял идти задним ходом и серьезно замедлял танк. Помимо «Черчилля», британцы разработали огнеметные танки на базе Matilda II и малого бронетранспортера Universal Carrier.


Огнёмет Churchill Crocodile располагался на месте пулемёта, 7,62-мм BESA. Бил огнемёт чуть больше чем на 100 метров (в разных источниках от 110 до 130 м), на один выстрел расходовал примерно 15−20 л огнесмеси.

Самый известный американский химический танк М67, нашедший применение во Вьетнаме, был создан в середине 1950-х на базе третьего «Паттона». Пушку он не сохранил, на ее месте располагался пневматический огнемет M7−6. При всей архаичности этой системы высокое давление воздуха позволяло М67 бить на 200 м, а значительный запас горючей смеси (более 1500 л) — вести непрерывный огонь в течение 55 с. В принципе, во Вьетнамской войне танк пригодился, поскольку огнемет — идеальное оружие в условиях джунглей. М67 применялись в целом ряде операций и показали себя хорошо. Но уже в 1970-х оказалось, что подобное оружие просто не нужно — нового Вьетнама явно не предвиделось. Помимо «Паттона», американцы переделывали в огнеметы танки «Шерман» и «Стюарт».


Цистерна крепилась к танку на жесткой сцепке, что было единственно возможным вариантом, но при этом серьезно ограничивало маневренность «Крокодила».

Конечно, огнеметные танки были и у Германии — на базе PzKpfw II, PzKpfw III, StuG III и даже трофейных французских Char B1. Все немецкие Flammpanzer были результатами конвертации танков, изначально не рассчитанных на использование в качестве огнеметных. Конверсия порой выглядела странно — например, Flammpanzer III внешне почти не отличался от своего прообраза. Огнемет был установлен внутри пушки, и соперник мог до последнего момента не догадываться, что перед ним вовсе не обычный PzKpfw III. Огнеметные танки в разное время строили в Канаде, Австралии, Италии и Японии (во время Второй мировой) и в Чехословакии — уже после войны.


Огнемётные танки американские военные остроумно прозвали Zippo в честь производителя зажигалок. На снимках — огнемётные модификации танка Sherman — M4A3R3 Zippo (использовался при Иводзиме в 45-м) и более ранний M4 Crocodile (1942 год).

Эффективно? Отчасти!

В первую очередь огнеметный танк эффективен против пехоты. Особенно — в условиях леса, потому что выжигает значительную площадь и абсолютно все, что на этой площади оказывается в момент выстрела. Казалось бы, основная проблема, по которой огнеметные танки не покорили мировые поля сражений, — это небольшой боезапас и невысокая дальность. Но более веская причина — экономическая. Зажигательные бомбы и напалм значительно эффективнее, проще, дешевле и удобнее для зачистки территории, особенно при использовании авиационных средств их распространения.

Немного химии

Один из важнейших компонентов огнемета — его боеприпас, огнесмесь. В первых советских танковых огнеметах использовалась смесь мазута с керосином. Впоследствии создавались разнообразные огнесмеси, в состав которых входили практически все возможные горючие вещества. Например, в Корее американцы смешивали картерное масло с бензином.
Одной из самых распространенных советских танковых огнесмесей была ББЦ — аналог напалма, смесь бензина (70%) с загустителем. Именно она использовалась в огнемете АТО-200 наряду с другой смесью — СКС-0 (где СКС — это загуститель, синтетический бутадиен-стирольный каучук). Интересно, что огнемет в принципе можно заполнить не только горючей смесью. Те же ХТ-26 применялись для распыления дегазирующей жидкости, а также создавали маскировочные завесы с помощью дымообразующей смеси.

Именно поэтому современный «огнеметный танк» — это в первую очередь система залпового огня, способная стрелять объемно-детонирующими (или, как говорят американцы, «топливными») боеприпасами. Такая ракета или бомба после взрыва распыляет вокруг горючую жидкость, которую сама же и поджигает, — система в целом называется реактивным огнеметом. Советский реактивный танковый огнемет — это знаменитый ТОС-1 «Буратино» (или его модификация ТОС-1А «Солнцепек»), созданный в середине 1980-х и применявшийся в Афганистане, — о нем мы писали в «ПМ» № 4"2006. Хотя это уже совсем другая история.


Но еще 2 декабря 1983 года вступила в действие «Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие». Ее протокол № 3 запретил использование зажигательного оружия против, в частности, мирного населения, а также в лесной местности (то есть с выжиганием лесного массива).

Запрет окончательно поставил крест на «карьере» огнеметных танков. На вооружении России и Казахстана есть суммарно около двух десятков ТОС-1 и ТОС-1А, но применение их ограничено локальными конфликтами. А классические огнеметные танки ушли в прошлое — как устрашающее, но явно уступающее менее экстравагантным вариантам оружие. И к тому же признанное мировой общественностью чрезмерно жестоким. Хотя есть ли такое оружие, которое можно назвать гуманным?..

Получив богатый опыт использования огнеметных танков на фронтах Великой Отечественной войны, в СССР в конце 1940-х годов возобновили работы по созданию боевых машин этого класса.

В июле 1948 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР на заводе № 75 в Харькове было образовано специальное конструкторское бюро по огнеметанию СКб-1. Его начальником стал М. С. Озерский. Созданием огнеметных танков в КБ-60 занимался самостоятельный «отдел 62» во главе с Ф. А. Мостовым. Результатом работы этих двух коллективов стал танк Т-54-АТО («объект 481»), два образца которого были изготовлены в металле в 1952 году.

ТО-54

Корпус танка остался без изменений. Огнеметное оборудование размещалось в боевом отделении и отделении управления. В носовой части корпуса вместо боеукладки на 20 выстрелов и топливного бачка емкостью 17 л были поставлены бак для огнесмеси емкостью 460 л, дополнительный термодатчик и сопло противопожарного оборудования. В подбашенном листе над баком для огнесмеси и в днище танка под баком имелись лючки для заправки и слива огнесмеси.

Огнеметная установка — автоматическая, порохового действия. Огнемет состоял из цилиндра, казенника, автоматики, задвижки с насадкой, системы зажигания и воздушной системы. Цилиндр служил резервуаром для огнесмеси, поступавшей туда перед выстрелом. Поршень цилиндра под действием пороховых газов выжимал огнесмесь через насадку и выбрасывал ее в подожженном состоянии. Выстрел огнемета производился с помощью электрического или механического спуска, которые приводили в действие ударный механизм, разбивавший капсюль порохового патрона. При выстреле пороховые газы по трубопроводу, идущему из патронника, проходили в полость между задней крышкой цилиндра и поршнем и перемещали последний. При давлении 13,5-18,5 кгс/см² пружина задвижки сжималась и насадка отходила от иглы, образуя проход для выбрасывания огнесмеси. Система зажигания служит для воспламенения огнесмеси в момент ее вылета из насадки. Один из опытных образцов танка Т-54-АТО был оснащен электробензиновой системой зажигания, другой — пиротехнической.

По результатам испытаний на НИИБТ Полигоне была принята пиротехническая система. Она состояла из барабана с 20 гнездами для пиропатронов и электрозапала. Система действовала автоматически при срабатывании порохового патрона. Воздушная система предназначалась для подачи огнесмеси из бака в цилиндр огнемета. В нее входили два баллона емкостью по 10 л, воздушный редуктор, снижавший давление со 135-150 до 3-5.5 кгс/см², арматура и манометры.

Для огнеметания применялась огнесмесь АП-7, представлявшая собой смесь бензина и керосина с добавкой порошка-загустителя ОП-2 и ксиленола. Температура пламени огнеметного выстрела достигала 900-1000° С. Дальность огнеметания — 160 м, расход огнесмеси на один выстрел — 20 л, практическая скорострельность — 7 выстр/мин. Боекомплект огнемета был рассчитан на 20 выстрелов.

Из-за установки огнеметного оборудования боекомплект пушки пришлось уменьшить до 19 выстрелов, курсового пулемета — до 1500 патронов, зенитного пулемета — до 200 патронов. Укладка выстрелов и патронов была изменена.

Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть переделкам не подверглись. В систему электрооборудования внесли изменения в связи с включением в нее электроприборов огнемета. Изменилось также размещение баллонов воздухопуска и усилена система ППО, которая стала включать в себя четыре баллона с углекислотой и дополнительное сопло.

ТО-55

Танк ТО-55 («объект 482») стал дальнейшим развитием танка ТО-54 и отличался от него используемой базой и конструкцией огнеметной установки.

Танк ТО-55 был разработан в 1957 году в Харькове на заводе № 75. Серийно производился на заводе «им. Октябрьской революции» в Омске (завод № 174) с 1961 года. С 1968 по 1973 год выпуск ТО-55 осуществлялся и в Харькове. В общей сложности было изготовлено 830 танков ТО-55.

КОНСТРУКЦИЯ

В башне вместо спаренного пулемета ПКТ устанавливался пороховой автоматический огнемет АТО-200, стабилизированный вместе с пушкой в двух плоскостях. Прицельное огнеметание было возможно вести не только с места, но и с хода одиночными выстрелами или очередями по три — пять выстрелов со скорострельностью до 8 выстр/мин. По сравнению с ТО-54 максимальная дальность огнеметания возросла до 200 м.

Емкость выстрела увеличили до 35 л (на ОТ-54 — 20 л), а процесс огнеметания полностью автоматизировали. При этом для создания сплошной зоны огня наводчику не требовалось каждый раз нажимать на спусковую кнопку: ее нужно было просто не отпускать, и тогда стрельба становилась непрерывной. Бак для огнесмеси емкостью 460 л размещался в носовой части танка на месте топливных баков-стеллажей.

Для подвода ее в башню в средней части корпуса на днище имелось подающее устройство. АТО-200 представлял собой пороховой поршневой огнемет многократного действия с пиротехническим зажиганием струи. Он состоял из цилиндра — резервуара для огнесмеси, поступавшей туда перед выстрелом, задвижки с подвижной иглой, автоматики, системы пиротехнического зажигания и предохранительной системы.

Воспламенение струи в момент ее вылета из насадки огнемета производилось системой зажигания с помощью двух барабанов с двенадцатью пороховыми и зажигательными патронами.

ПОРЯДОК СТРЕЛЬБЫ

Стрельба из огнемета осуществлялась следующим образом. При нажатии наводчиком на спусковую кнопку электрическое напряжение подавалось одновременно на реле времени и на очередной зажигательный пиропатрон, который, в свою очередь, воспламенялся и выбрасывал факел пламени перед насадкой. Спустя 0,1-0,2 секунды реле времени подавало напряжение на электрокапсюльную втулку порохового патрона, моментально срабатывавшего. Давление пороховых газов в цилиндре быстро нарастало, под их действием поршень резко подавался вперед и выталкивал огнесмесь из цилиндра через насадку. Разогнанная до скорости 100 м/с струя, пролетая через факел зажигательно- го патрона, воспламенялась.

В конце хода поршня срабатывала система клапанов: насадка продувалась, поршень под давлением огнесмеси в баке возвращался в исходное положение, оба барабана проворачивались и «подготавливали» очередные патроны. Боекомплект АТО-200 включал 12 огневых выстрелов. При этом боекомплект 100-мм пушки пришлось уменьшить до 25 выстрелов и до 750 патронов боекомплект курсового пулемета. Прочие боевые и тактико-технические характеристики оставались такими же, как у танка Т-55.

ПРОИЗВОДСТВО

Испытания огнеметного танка «Объект 482» начались в 1958 году. Новый огнемет к этому времени был доработан и испытан отдельно, что положительным образом сказалось на ходе проекта. В январе 1960 года «объект 482» приняли на вооружение под названием ТО-55, однако серийное производство началось позже. Первая партия из 10 серийных машин была собрана только в 1961 году К этому времени военные начали сомневаться в целесообразности разработки и производства огнеметных танков. В армиях потенциальных противников широкое распространение получили ручные противотанковые гранатометы, а также появились первые ракетные комплексы, предназначенные для уничтожения бронемашин. Все эти противотанковые средства имели эффективную дальность стрельбы, не уступающую или даже превосходящую возможностям огнемета АТО-200. Отсутствие спаренного с орудием пулемета тоже стало предметом споров, поскольку могло ощутимо снизить эффективность танка при борьбе с пехотой. Танк ТО-55 стал последним серийно выпускавшимся советским огнеметным танком. Официально эта боевая машина была снята с вооружения в 1993 году.

5848

В тридцатых годах Советский Союз начал работы над огнеметными танками и к моменту начала Великой Отечественной войны в частях находилось некоторое количество таких боевых машин. После начала войны работы в этом направлении продолжились, результатом чего стало появление нескольких новых моделей огнеметных танков, произведенных достаточно большой серией. Танки, вооруженные огнеметами, оказались полезными для выполнения ряда специфических задач, благодаря чему интерес к ним сохранился и после окончания Великой Отечественной войны. Уже во второй половине сороковых годов стартовали первые проекты, в ходе которых предполагалось создать отвечающие современным требованиям огнеметные танки. Как позже оказалось, три проекта подобной техники, созданные в пятидесятых годах, оказались последними в советского танкостроении.

«Объект 481» – ОТ-54


Попытки оборудовать средний танк Т-54 огнеметом начались еще в 1946 году. Первоначально предполагалось использовать автоматический огнемет АТО-42, созданный для имевшихся на вооружении танков. Рассматривались два варианта размещения этого : в башне или в корпусе. Первый вариант обеспечивал большую эффективность применения, но при этом усложнял компоновку боевого отделения, а второй был проще, но при этом не позволял быстро переносить огонь. В результате анализов и сравнений было принято решение установить огнемет в башне танка. Кроме того, заказчик в лице министерства обороны пожелал получить новый огнемет.

В середине 1948 года на харьковском заводе №75 было образовано специальное конструкторское бюро СКБ-1, в задачи которого включили создание перспективных проектов, в том числе огнеметных танков. Дальнейшие работы в этом направлении велись харьковскими конструкторами при активном участии смежных предприятий. Уже в феврале 1951 года на испытания были предъявлены два прототипа огнеметного танка «Объект 481». Испытания показали, что требуется дальнейшая доработка проекта.

В ходе доработки новый огнеметный танк сохранил основные черты первого варианта проекта, которые в итоге дошли до серийного производства. При этом он имел ряд отличий, касавшихся в первую очередь вооружения и сопутствующих систем. При переделке среднего танка Т-54 в огнеметный вариант конструкция боевой машины претерпела минимальные изменения, коснувшиеся лишь компоновки внутренних объемов. Так, на месте передней боеукладки на 20 снарядов и дополнительного топливного бака разместили 460-литровую емкость для огнесмеси, термодатчик и несколько агрегатов противопожарного оборудования. Заливать и сливать горючую жидкость предполагалось через горловины, прикрытые небольшими лючками в крыше и днище корпуса.

Во всех вариантах проекта «Объект 481» автоматический пороховой огнемет размещался в башне, рядом с орудием. Из-за этого танк лишился спаренного с пушкой пулемета СГМТ. На опытных образцах перспективного танка использовались огнеметы моделей АТО-42 и АТО-49. Кроме того, разные прототипы огнеметного танка оснащались системами зажигания различных типов.

Первый опытный образец танка «Объект 481», вышедший на испытания в 1951 году, нес спаренный с орудием огнемет АТО-42. Габариты огнемета потребовали доработать башню, приварив на ее лобовую часть трубчатый кожух, защищавший выступающие части огнемета. Испытания первого прототипа перспективной машины показали его неоднозначные характеристики. Из-за установки емкости для огнесмеси боекомплект орудия сократился до 24 снарядов. Кроме того, огнемет был установлен вместо спаренного с пушкой пулемета, что соответствующим образом сказалось на возможностях боевой машины при действиях против пехоты. Возимого запаса огнесмеси хватало на 28-30 выстрелов, причем максимальная дальность метания горючей жидкости не превышала 100-110 метров. Подобные характеристики в целом устраивали заказчика, однако в начале пятидесятых годов военные пожелали получить огнемет новой модели.

Второй опытный образец оборудовали новым автоматическим огнеметом АТО-49 с электробензиновой системой зажигания. Общая компоновка внутренних агрегатов корпуса и башни второго прототипа соответствовали компоновке первого опытного образца. При этом боекомплект орудия сократился до 19 снарядов, а огнемета – до 20 выстрелов. Во время испытаний претензии вызвала электробензиновая система зажигания, не обеспечившая требуемую надежность работы. В связи с этим огнемет АТО-49 вскоре получил новую систему зажигания.

К 1953 году завершилась доработка первой версии проекта «Объект 481», результатом которой стало строительство сразу пяти опытных образцов, вооруженных огнеметами АТО-49 с пиротехнической системой зажигания. Новый огнемет состоял из нескольких основных частей: резервуара, казенника, задвижки, насадки, воздушной системы и системы зажигания. Перед выстрелом электрическая система управления при помощи двух 10-литровых баллонов со сжатым воздухом подавала в резервуар 20 литров огнесмеси АП-7 (смесь бензина и керосина с добавкой ксиленола и загустителя ОП-2). Одновременно с этим в соответствующие каморы подавались пороховой и пиротехнические патроны. При нажатии на кнопку спуска первым происходило воспламенение пиротехнического патрона. Струя огня выводилась перед насадкой огнемета. Через 0,1-0,2 секунды после этого происходило воспламенение порохового патрона и образующиеся газы, толкая поршень, отжимали задвижку и выбрасывали огнесмесь через насадку. После выстрела резервуар и насадка продувались сжатым воздухом.

Система с пиротехническим зажиганием, не сильно усложнив конструкцию автоматического огнемета, обеспечила достаточную надежность его работы. 460-литрового бака огнесмеси хватало на 20 выстрелов. Такое же количество пиротехнических и пороховых патронов размещалось в магазинах огнемета. На испытаниях третий прототип танка «Объект 481» смог достичь максимальной дальности метания смеси около 160 метров. Практическая скорострельность не превышала 7 выстрелов в минуту, хотя при необходимости экипаж мог стрелять с большим темпом, что, однако, приводило к быстрому расходу и без того небольшого запаса огнесмеси.

Сохранение емкости бака для огнесмеси на уровне 460 литров не позволило оставить большой боекомплект ствольных вооружений. Так, на третьем прототипе и последующих опытных машинах в укладках помещалось лишь 19 снарядов для пушки. В коробах курсового пулемета уместилось 1500 патронов. Конструкция бронированного корпуса и башни подверглась незначительным изменениям, связанным с установкой нового оборудования. Одновременно с этим пришлось доработать электросистему базового танка Т-54 в связи с использованием электрических агрегатов огнемета, а также добавить в состав противопожарного оборудования дополнительные баллоны с углекислотой и еще одну форсунку. Экипаж огнеметного танка соответствовал экипажу базовой машины и состоял из четырех человек. Для стрельбы из огнемета установили дополнительный телескопический прицел ТШ-19, использовавшийся еще в самом первом варианте проекта «Объект 481». Оборудование танка позволяло вести прицельную стрельбу из огнемета только с места.

В последних месяцах 1953 года харьковские конструкторы предъявили на испытания сразу пять новых огнеметных танков. Доработки базового среднего танка Т-54 не оказали значительного влияния на подвижность огнеметной машины. При этом новая разработка продемонстрировала высокие огневые характеристики, заинтересовавшие военных. В 1954 году огнеметный танк «Объект 481» получил официальное наименование ОТ-54 и был принят на вооружение. В некоторых источниках упоминается альтернативное обозначение танка Т-54-АТО. Огнемет АТО-49 тоже получил новый индекс – АТО-1. Серийное строительство новых огнеметных танков велось на харьковском заводе №75, а также на заводе №174 (Челябинск). За несколько лет два предприятия построили всего 110 огнеметных танков. Столь малое их количество было обусловлено специфической тактической ролью бронемашин этого класса.

«Объект 482» – ТО-55

После принятия на вооружение танка ОТ-54 сотрудники харьковского СКБ-1 продолжили развитие танковых огнеметов. Уже в 1955 году появился предварительный проект новой системы, способной метать горючую жидкость на расстояние до 200 метров. Дальность стрельбы была закреплена в названии проекта – АТО-200. В 1956 году начались испытания первого опытного образца нового оружия, а еще через два года был собран прототип нового огнеметного танка, вооруженного АТО-200.

При проектировании нового огнеметного танка «Объект 482» использовался тот же подход, что и в предыдущем проекте. В качестве основы для боевой машины взяли средний танк Т-55 (в некоторых источниках упоминается, что в испытаниях применялась машина на базе Т-54), на котором с минимальными доработками конструкции установили автоматический огнемет. Огнемет разместили в башне, на месте спаренного пулемета. Интересной особенностью новой версии огнеметного танка стал двухплоскостной стабилизатор вооружения, который обеспечивал стрельбу в движении как из пушки, так и из огнемета. Части огнемета АТО-200, выведенные за пределы башни, прикрыли цилиндрическим кожухом. Бак для огнесмеси емкостью 460 литров остался на прежнем месте – рядом с отделением управления.


Новый огнемет АТО-200 представлял собой дальнейшее развитие АТО-1, но при этом имел ряд отличий. В первую очередь необходимо отметить использование резервуара большей емкости – объем одного выстрела увеличился до 35 литров. Принцип действия механизмов огнемета остался прежним. Сохранение емкости бака огнесмеси сказалось на количестве возможных выстрелов. Огнемет АТО-200 на одной заправке горючей жидкостью и с одним комплектом патронов мог сделать лишь 12 выстрелов. Количественные недостатки боекомплекта компенсировались качественными, а именно большим объемом выбрасываемой горючей жидкости и большей дальностью ее метания. Максимальную дальность стрельбы довели до требуемых 200 метров.

Помимо большего резервуара огнемет АТО-200 получил новую электросистему на основе реле, сделавшую его по-настоящему автоматическим. Наводчику или командиру танка теперь требовалось лишь наводить оружие на цель и нажимать кнопку спуска. Все необходимые операции производились автоматически. Характерной особенностью огнемета АТО-200 стала возможность стрельбы очередями. Электрическая система управления огнемета позволяла экипажу танка делать несколько выстрелов подряд, удерживая кнопку спуска. В случае с огнеметом АТО-1 для этого требовалось делать серию нажатий. Автоматика АТО-200 самостоятельно определяла, в каком режиме собирается стрелять экипаж и работала соответствующим образом. Максимальная скорострельность нового огнемета равнялась 8 выстрелам в минуту.

Боевая масса и основные характеристики танка «Объект 482» остались на уровне базового Т-55. Однако боекомплект ствольного вооружения, как и в случае с ОТ-54, был сокращен. В доработанных укладках разместили 25 снарядов для пушки и 750 патронов для курсового пулемета.

Испытания огнеметного танка «Объект 482» начались в 1958 году. Новый огнемет к этому времени был доработан и испытан отдельно, что положительным образом сказалось на ходе проекта. В январе 1960 года «Объект 482» приняли на вооружение под названием ТО-55, однако серийное производство началось позже. Первая партия из 10 серийных машин была собрана только в 1961 году. В это время военные начали сомневаться в целесообразности разработки и строительства огнеметных танков. В армиях потенциальных противников широкое распространение получили ручные противотанковые гранатометы, а также появились первые ракетные комплексы, предназначенные для уничтожения бронемашин. Все эти противотанковые средства имели эффективную дальность стрельбы, не уступающую или даже превосходящую возможности огнемета АТО-200. Отсутствие спаренного с орудием пулемета тоже стало предметом споров, поскольку могло ощутимо снизить эффективность танка при борьбе с пехотой. Из-за этого танки ТО-55 строились небольшими сериями. Всего было собрано 830 таких машин.

«Объект 483»

После окончания конструкторских работ по проекту «Объект 482» инженеры СКБ-1 занялись новым проектом огнеметного танка на базе Т-54/55. На этот раз планировалось увеличить боевые возможности огнемета до уровня, ограниченного лишь характеристиками имеющихся огнесмесей. Расчеты показали, что свойства горючих жидкостей марок ББУ и СКС-15 позволяют делать залпы объемом до 100 литров и стрелять на дальность не менее 200-250 метров. Подобные цифры выглядели многообещающе, что привело к началу проекта «Объект 483».

В качестве основы для перспективного огнеметного танка была взята боевая машина модели Т-54Б. Однако, в отличие от предыдущих проектов, огнемет должен был стать не дополнительным оружием танка, а основным. Его предлагалось установить вместо 100-мм орудия. Новый огнемет ОМ-250 смонтировали на доработанных цапфах пушки. Снаружи башни насадка огнемета закрывалась трубчатым кожухом. Бак для огнесмеси емкостью 1600 литров разместили в боевом отделении, справа от огнемета. Он монтировался на амортизаторах и поворачивался вместе с башней. Заправочная горловина бака находилась под правым люком на крыше башни. Для обеспечения оптимального температурного режима работы огнемета в кормовой части башни сделали отверстие, в котором поместили вентилятор.

Ввиду отсутствия свободного места в башне, заимствованной у танка Т-54Б без крупных изменений конструкции, огнеметная боевая машина лишилась спаренного пулемета. Амбразура пулемета отсутствовала, а амбразуру прицела уменьшили в соответствии с возможностями огнемета. Тем не менее, новый огнеметный танк «Объект 483» нес курсовой пулемет СГМТ, расположенный в лобовом листе корпуса. Отсутствие орудия позволило исключить из экипажа заряжающего. Работой огнемета должны были управлять наводчик и, при необходимости, командир танка.

Конструкция огнемета ОМ-250 представляла собой дальнейшее развитие АТО-200 с поправкой на больший объем метаемой смеси. Одной заправки бака для огнесмеси хватало на 14 выстрелов. Столько же патронов с пиротехническим и метательным зарядом размещалось в барабанных магазинах огнемета. Автоматика огнемета, используя уже опробованный и освоенный способ работы, позволяла делать до пяти выстрелов в минуту как одиночными, так и очередями. В проекте огнемета ОМ-250 использовались технические решения, созданные при разработке АТО-1 и АТО-200. Из-за этого конструкция огнемета не позволяла применять сравнительно мощные пороховые патроны. Максимальная скорость метания огнесмеси, из-за ограничений по прочности, ограничивалась 100 метрами в секунду. В связи с этим максимальная дальность стрельбы не превышала 250-270 метров.

Разработка проекта «Объект 483» заняла несколько месяцев. Уже в конце 1959 года завод №75 приступил к строительству первого опытного образца. Только в 1961 году прототип перевезли на полигон НИИБТ, после чего начались его испытания. По своим огневым характеристикам новый огнемет ОМ-250 превосходил все существовавшие на тот момент виды оружия своего класса, однако не обошлось без претензий. Как и в случае с «Объектом 482»/ТО-55 некоторые сомнения вызвала эффективность использования огнемета против живой силы и незащищенной техники противника в свете широкого распространения пехотных противотанковых средств. Кроме того, снова негативно проявилось отсутствие спаренного с основным оружием пулемета, из-за которого новый танк мог поражать цели на дальности не более 250-270 метров. Наконец, огнемет ОМ-250 занял место орудия, из-за чего «Объект 483», имея большую дальность метания огнесмеси, проигрывал предшественникам в суммарной огневой мощи всего вооружения. Министерство обороны посчитало, что принятие на вооружение нового танка нецелесообразно. В 1962 году проект «Объект 483» был прекращен. Единственный построенный прототип сейчас хранится в музее бронетанковой техники в подмосковной Кубинке.



Последние в своем классе

«Объект 483» стал последним отечественным огнеметным танком. Совокупность характеристик машин этого класса не позволяла эффективно поражать цели на поле боя предполагаемой полномасштабной войны. Кроме того, использование большого бака с огнесмесью соответствующим образом сказывалось на живучести танка. Наконец, появление новых вооружений для пехоты значительно увеличило риски при атаке живой силы противника. В результате огнеметные танки ОТ-54 и ТО-55 были построены в сравнительно небольшом количестве: менее одной тысячи машин двух моделей.

Специфическая тактическая роль огнеметных танков плохо укладывалась в предполагаемый характер будущих вооруженных конфликтов. В связи с этим подобная техника не получила большого распространения. Больше того, уже в начале шестидесятых годов были прекращены все работы в этом направлении. Бесперспективный огнеметный танк «Объект 483», которому предшествовали строившиеся серийно ОТ-54 и ТО-55, стал последней отечественной бронемашиной своего класса.

По материалам сайтов:
http://dogswar.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://vadimvswar.narod.ru/
http://pro-tank.ru/
http://tankinfo.ru/
Ардашев А.Н. Огнеметно-зажигательное оружие. – М.: Астрель/АСТ, 2001

Советский огнеметный танк ОТ-26. Боевая масса - 9 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - один огнемет, один 7,62-мм пулемет. Толщина брони: лоб, борт корпуса и башня - 15 мм. Двигатель - Т-26, 90 л. с. Скорость по шоссе - 30 км/ч. Запас хода по шоссе - 150 км.

Можно сказать, что огнемет почти ровесник танка: он начал использоваться в боях всего лишь за год до того, как танки получили боевое крещение. Заметим: впервые примененные немцами в массовом количестве 30 июля 1915 года против англичан, они достигли, пожалуй, большего морального эффекта, чем "броненосцы". Дело в том, что огнемет оказался весьма полезным в окопной войне при поражении дзотов, укрытий и т. д. А так как он не был громоздким оружием, то, как и следовало ожидать, его впоследствии установили и на танках. Но произошло это, впрочем, не так скоро - в 1933 году. Тогда в нашей стране на базе танка Т-26 был построен огнеметный танк ОТ-26.

В бою такие машины, или, как их называли, танкетки (CV3/33), первыми применили итальянцы в 1936 году во время захватнической войны против Эфиопии.

Широко использовались огнеметные танки (обозначим их сокращенно ОТ) и во второй мировой войне. Помимо РККА, аналогичные машины состояли на вооружении американской, английской, немецкой и итальянской армий.

Огнемет может быть основным или вспомогательным вооружением танка. В первом случае все оборудование (а это брандспойт, резервуары с огнесмесью, баллоны со сжатым воздухом, система зажигания смеси и т. д.) устанавливается в машине вместо пушки или же ее заменяют на артсистему меньшего калибра. Кроме того, уменьшается и боекомплект. Из огнемета, установленного в башне танка, можно вести круговой обстрел. Таким был наш ОТ-26, у которого ради размещения резервуара с огнесмесью сняли одну башню. Вспомним, что в 1931 году двухбашенными были наш Т-26, немецкий Т-III огнеметный и итальянские CV3/33 и CV3/35. Но они оказались малоэффективными в бою: ведь огнемет - оружие ближнего боя (радиус действия его несколько десятков метров), и поэтому он бессилен против танков и противотанковой артиллерии. Такие машины требовали поддержки линейных (обычных) танков. Во втором случае ОТ, имевшие основное вооружение, применялись в тех же условиях, что и линейные. Но тогда огнемет, вынужденно установленный не в башне, а в лобовом листе или на крыше корпуса, не обладал возможностью вести круговой обстрел. Да и запас огнесмеси был невелик. Англичане и итальянцы попытались исправить положение, поместив резервуар со смесью в специальном бронированном прицепе. Таким появился на свет танк "Черчилль-крокодил" (1942 г.). Безусловно, выигрыш у конструкции был: уменьшилась пожароопасность танка. Но плюс породил и многие минусы: снизились маневренность и проходимость машины, да и огнеметная система усложнилась.

В 30-е годы у нас, помимо ОТ-26, построили огнеметный танк ОТ-130 на базе однобашенного Т-26. Вместо пушки на нем устанавливался огнемет. Обе машины сохранили спаренный пулемет, а также имели аппаратуру для создания дымовых завес. Оснащались ОТ-26 и ОТ-130 огнеметами пневматического действия, так как горючая жидкость выталкивалась через брандспойт сжатым воздухом под давлением 25 (у ОТ-26) или 35 (у ОТ-130) атмосфер. Дальность выброса жидкости достигала 50 м, количество огнесмеси (мазут + керосин) - 360 л, которая быстро расходовалась за 40 односекундных выстрелов (ОТ-130).

Огнеметные танки на базе Т-26 отлично действовали в боях на озере Хасан (1938 г.). и год спустя на реке Халхин-Гол. Во время войны на Карельском перешейке 1939-1940 годов в операциях участвовали несколько батальонов и отдельных рот ОТ. В 1941 году наши конструкторы создали автоматический пороховой огнемет АТО-41. В нем использовались пороховые заряды патрона к 45-мм пушке. Пороховые газы при подрыве заряда давили на поршень, выталкивавший из цилиндра огнесмесь. Метание "горючей жидкости" можно было вести одиночными выстрелами или очередями по 4-5 выстрелов благодаря наличию механизма автоматической перезарядки смеси с помощью сжатого воздуха. В 1942 году на вооружение поступила улучшенная модель огнемета АТО-42 с увеличенной вдвое скорострельностью. Дальность выстрелов обоих огнеметов стандартной смесью 60-70, а вязкой - до 100 м. Таких огнеметов не имела ни одна армия в мире. АТО-41 устанавливался вместо лобового пулемета в Т-34 (получившем обозначение Т-034), а АТО-42 -в Т-34-85 (машина Т-034-75).

В 1942 году у нас выпускался и огнеметный тяжелый танк КВ-8 с АТО-41 в башне, но за счет установки вместо 76-мм 45-мм пушки. Запас огнесмеси составлял для Т-034 100 л, Т-034-85 - 200, а для КВ-8 - 570 л. Эти машины в составе огнеметных танковых батальонов применялись в РККА до конца войны. При наступлении они шли за линейными танками, а при подходе к объекту для атаки (укреплениям, домам и т. п.) выдвигались вперед.

В Великобритании, помимо уже упомянутого "Черчилля-крокодила", (на базе "Черчилль VII") появился и огнеметный бронетранспортер "Оса". Обе машины в небольших количествах поставлялись в СССР. На них стояли огнеметы пневматического действия (работавшие на сжатом азоте). Дальность метания вязкой смесью - 135-150 м. Запас огнесмеси "Крокодила" - 1800 л, которое можно было выбросить за 60 выстрелов. В случае необходимости бронеприцеп "Черчилля" отделялся благодаря подрыву заряда в механизме расцепки. "Крокодил" состоял на вооружении английской армии после войны и принимал участие в империалистической войне против корейского народа.

Американские пневматические огнеметы (сохраняя основное вооружение) устанавливали на танках М3А1, М5А1, М4А2 и на плавающих машинах LVT(А)1 и LVT(А)2. Вязкая смесь выбрасывалась на расстояние 90 м. После войны в американскую армию поступил танк М67, созданный на базе среднего танка М48. Огнемет вместо пушки устанавливался в башне машины. Дальность действия оружия составляла 190, а специальной огнесмесью даже 270 м.

Немцы впервые применили огнеметные танки в июне 1941 года на советском фронте. Эти машины, созданные на базе легкого танка Т-II модификаций D и E, имели малые башни с пулеметом. Два огнеметных брандспойта устанавливались на передних углах корпуса. Запас горючей смеси (каменноугольная смола) составлял 320 л, дальность метания - 40 м. Из-за слабого бронирования эти машины несли большие потери и вскоре были сняты с вооружения.

В 1943 году заводы выпустили 100 ОТ на базе среднего танка Т-III модификации М. У этой машины огнемет установлен в башне вместо 50-мм пушки. Запас смеси равнялся 1000 л. Машина сохранила два пулемета и получила шесть мортирок для стрельбы дымовыми патронами.

Итальянцы выпускали два типа огнеметных машин на базе танкеток CV3/33 и CV3/35, применявшиеся в боях в Северной Африке в 1940-1941 годах и на советско-германском фронте в 1942 году. Огнемет пневматического действия ставился на них вместо пулемета. Баки размещались либо на самой машине, либо в колесном прицепе. Дальность метания до 60 м.

Как мы видим, огнемет стал использоваться в качестве оружия танка. После войны эта идея получила дальнейшее развитие.

Рис. 64. Итальянская огнеметная танкетка. Боевая масса - 3,3 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - один огнемет. Толщина брони: лоб корпуса - 13 мм, борт - 8 мм. Двигатель - "Фиат", 40 л. с. Скорость по шоссе - 42 км/ч. Запас хода по шоссе - 150 км.

Рис. 65. Английский тяжелый огнеметный танк "Черчилль-крокодил" ("Черчилль VII"). Боевая масса - 45 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одна 70-мм пушка, два 7,92-мм пулемета, один 7,7-мм зенитный пулемет, один огнемет. Толщина брони: лоб корпуса - 152 мм, борт - 95 мм, башня - 152 мм. Двигатель - "Бедфорд", 350 л. с. Скорость по шоссе - 20 км ч. Запас хода по шоссе - 200 км.

Мысль установить на танк огнемет появилась практически сразу после появления танков па поле боя. Первую огнеметную атаку немцы провели 30 (по другим данным 29) июля 1915 г. против английских войск, так что к 15 сентября 1916 г., когда в бой вышли первые английские танки, огнеметы уже показали себя достаточно эффективным средством в борьбе с позиционной обороной противника. Однако они были еще весьма громоздки для ручного использования. Радиус действия огнемета был сравнительно небольшим, и, чтобы приблизиться к неприятелю на дистанцию выстрела. требовалась зашита оружия и расчета. Вездеходная бронированная машина казалась прекрасным средством доставки огнемета на дальность эффективного прицельного огнеметания. Не случайно германские пленные сообщали, что солдаты в окопах «в особенности опасаются, как бы они (танки) не были вооружены огнеметами». Проекты огнеметных танков разрабатывались - можно вспомнить планы включения огнемета в вооружение германского тяжелого танка A7V и сверхтяжелого «К-Wagen» или американский проект Джонсона, Рачецкого и Стерна 50-тонного танка, вооруженного пулеметом и огнеметом, - но даже опытно-конструкторе кие работы не были завершены. То. что мысль осталась тогда нереализованной и огнеметные танки не появились на полях сражений, можно отнести на счет несовершенства и первых танков, и имевшихся огнеметов, которые скорее превратили бы танк и крематорий для экипажа.

В межвоенный период созданию огнеметных танков уделили немало внимания в ряде индустриально развитых стран. Однако первые реальные образцы огнеметных танков появились лишь в начале 1930-х гг… через полтора десятка лет после окончания Первой мировой войны. Все это время шла усиленная научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа по совершенствованию существующих н разработке новых видов огнеметно-зажигательных средств.

Независимо от типа и конструкции огнеметов принцип их действия одинаков. Огнеметы представляют собой приборы, выбрасывающие струи легко воспламеняющейся жидкости на расстояние от 15 до 200 м. Выбрасывание ее из резервуара через специальный брандспойт производится силой газов - сжатого воздуха, азота, углекислоты, водорода, пороховых газов. Жидкость зажигается при выходе из брандспойта (металлический наконечник выбрасывающего рукава, шланга) автоматически действующим зажигателем. Рабочее действие определяется дальностью выбрасывания горячей струи и временем ее горения. Дальность струи обусловливается начальной скоростью истекающей жидкости и углом наклона наконечника.

Танковые огнемета принципиально не отличались по конструкции от ранцевых и траншейных, зато в рамках огнеметного танка устранялись слабая маневренность и громоздкость огнеметов - одни из самых крупных недостатков. мешавших использовать огнемет как наступательное оружие. Таким образом, огнеметный танк по существу является усовершенствованным возимым огнеметом и по принципу устройства мало чем отличается от пехотных огнеметов. Первоначально конструкторы использовали систему. основанную на вытеснении огнесмеси сжатым газом. Но затем предпочтение было отдано фугасным огнеметам. В них нет баллона со сжатым газом, а огнесмесь из резервуара выбрасывается давлением газов, образующихся при сгорании порохового заряда. Было разработано два вида фугасных огнеметов - поршневые и беспоршневые.

1930-е гг. дали и ценный боевой опыт - огнеметно-зажигательные средства широко использовались итальянскими войсками в войне в Абиссинии. японцами - в Китае, германцами и итальянцами - в Испании, советскими войсками на р. Халхин-Гол, а также и в других “малых войнах" того времени.


Огнеметный (химической) танк OT-26


СССР

Работы над огнеметными танками велись в СССР весьма активно. Попытки создания огнеметных танков делались уже е началом серийного танкостроения - на базе первого серийного танка МС-1 был разработан огнеметный танк ОТ-1. не пошедший, однако, н производство. Огнеметные модификации разрабатывались практически для всех танков, выпускавшихся крупной серией - танкетки Т-27 (ОТ-27. построена в 1932 г. и стала первым реально воплощенным “в железе" самоходным огнеметом), плавающих танков Т-37 (ОТ-37 или БХМ-4) и Т-38 (ОТ-38), легких танков непосредственной поддержки пехоты Т-26, быстроходных колесно- гусеничных танков БТ (см. далее). Главным разработчиком и поставщиком огнеметной аппаратуры для них с начала 1930-х гг. стал московский завод "Компрессор", выпускавший семейство пневматических танковых огнеметов марки КС. Все они имели одинаковый принцип действия: сжатый воздух подавался из баллонов через редуктор, понижавший давление до рабочего, в резервуар с огнесмесью. Давлением воздуха огнесмесь подавалась к брандспойту, через который сосредоточенной струей выпускалась на цель, на выходе поджигалась бензиновым факелом, срабатывавшим в свою очередь от электросвечи. Такой подход облегчал снабжение и обслуживание огнеметной аппаратуры. Приспособление аппаратуры для установки на танки производилось уже КБ танковых заводов.



Схема размещения огнеметной аппаратуры в танке ХТ-26 (прототип)



Общая схема фугасного огнемета с электрическим управлением



Трофейные огнеметные танки ОТ-130 в финской армии, 1941 г.


Схема огнеметной аппаратуры КС-63:

1 - резервуары для огнесмеси, 2,4 - шаровое соединение и открывающее устройство насадки, 3 - воздушный редуктор низкого давления, 5 - бензиновая форсунка, 6,8- свеча и катушка зажигания. 7-трубопроводы, 9 - бензиновый бачок, 10 - электроклапан»! II - кнопка включения огнемета, 12 - аккумуляторная батарея,13 - кран 14 - редуктор высокого давления. 15-баллоны сжатого воздуха. 16-воздушный кран.


Легкие огнеметные танки
Легкий огнеметный танк ОТ-26(ХТ-26)

Легкий танк Т-26, выпускавшийся в нескольких модификациях в Ленинграде машиностроительным заводом № 174 имени К.Е. Ворошилова, был в 1930-е гг. наиболее массовым танком РККА. Массовый выпуск в сочетании со сравнительно простой и надежной конструкцией шасси обусловили широкое использование его для опытных разработок и создания специальных машин. На базе двухбашенного варианта Т-26 обр. 1931 г. в

1933 г. был создан “химический танк” ХТ- 26, известный также как огнеметный ОТ- 26. Левая башня была снята, и на ее месте выполнен люк, а в правой башне установлен брандспойт огнемета КС-24 с дальностью огнеметания 35 м (при встречном ветре заметно меньше) и пулемет ДТ. лобовая бронировка башни несколько изменилась. привод наведения брандспойта - от пулемета ДТ. В боевом отделении танка иод люком была размешена остальная аппаратура огнемета, состоявшая из резервуара для огнесмеси емкостью 360 л. трех 13,5-литровых баллонов со сжатым воздухом, бензинового бачка емкостью 0,7 л и системы зажигания. Запаса огнесмеси (мазут в смеси с керосином) хватало на 70 выстрелов. Давление в баллонах - 150 атм, рабочее давление - 12 атм (12 кг/см-’). Наведение огнемета осуществлялось плечевым упором, за один выстрел выбрасывалось до 5 л огнесмеси. Для поджигания огнесмеси использовался факел горяшего бензина (для воспламенения бензина служила электрическая запальная свеча). Танк оснащался системой дымопуска для постановки дымовых завес - сочетание двух “химических” систем (огнеметной и дымовой) на одном шасси было естественно, тем более что для дымообразования использовалась та же огнесмесь. Насадок дымопуска монтировался на корме. Планировалась также установка аппаратуры для заражения местности ОВ или дегазации. Эта машина выпускалась небольшой серией в 1933–1934 гг… став первым серийным огнеметным танком, что позволило отработать ряд конструктивных решений, но в целом не была удачной. После 1937 г. остававшиеся на службе ОТ-26 (ХТ-26) модифицировались установкой огнеметной аппаратуры от ОТ -130.


Легкие огнеметные танки ОТ-130-133

В 1938 г. на базе Т-26 обр. 1933 г. с одной цилиндрической башней выпустили танк ОТ-130. Башня, как и на базовой машине, была смещена вправо от продольной оси машины. Вместо 45-мм пушки в башне установили огнемет КС-25. Огнеметная аппаратура размешалась в боевом отделении: в корпусе - два резервуара для огнесмеси общей емкостью 400 л. в башне - четыре баллона со сжатым воздухом по 13.5 л каждый и бензиновый бачок системы зажигания емкостью 0.8 л. Брандспойт с бронекожухом крепился в одной маске с пулеметом Д1. Зажигатель здесь также имел запальную электросвечу. Наведение огнемета осуществлялось плечевым упором, прицел - перископический. Для заправки резервуаров огнесмесью служили заливные горловины в крыше подбашенной коробки слева от башни. Давление воздуха в баллонах - 150 атм. рабочее давление - 18 атм. За один выстрел огнемет выбрасывал до 9 л огнесмеси. благодаря чему дальность огнеметания увеличилась до 45–50 м, но число выстрелов уменьшилось до 40 (при заливке 360 л). Конструкция предусматривала продувку брандспойта огнемета после выстрела. Имелась система дымопуска. Созданные в 1938–1939 гг. модификации огнеметного танка ОТ-131. ОТ-132 и ОТ-133 отличались от ОТ-130 незначительно (форма башни, пулеметы ДТ в качестве вспомогательного вооружения). ОТ-133 имел два пулемета кормовой н зенитный. ОТ-131 и - 132 выпушены небольшими партиями. ОТ-133 строился серийно. В 1938–1939 гг. построили 393 танка ОТ-130-133. Как и большинство линейных танков, огнеметные ОТ-130. 131, 132, 133 не имели радиостанции Всего на базе Т-26 с 1933 по 1939 г. выпустили 1336 огнеметных танков. Они сводились в роты боевого обеспечения танковых бригад (9 химических танков - три взвода по три машины). Танки ОТ -130 в составе 6-й и 11-й танковых бригад использовались в боях против японских войск в районе реки Халхин-Гол в августе 1939 г. Во время советско-финской войны 1939–1940 гг н операциях на Карельском перешейке участвовали несколько батальонов и отдельных рот. оснащенных ОТ-130 и ОТ-133 (было и несколько ОТ-26). Танки весьма эффективно выжигали пехоту противника как в дотах и блиндажах линии Маннергейма, так и на открытой местности. Танки под огнем противника подходили к ДОТу на дистанцию огнеметного выстрела и поражали амбразуру струей огнесмеси. Несколько танков было захвачено финнами, которые в конце концов перевооружили их 45-мм пушками.



Схема размещения огнеметной аппаратуры в танке ОТ -130



Подбитые танки ОТ-133 одного танкового огнеметного (химического) взвода, 1941 г. Виден комплекс вооружения OT-133.



Трофейный огнеметный танк ОТ-133 в финской армии.


Согласно предвоенным взглядам, роль «огнеметчиков» не считалась для химических танков основной - считалось, что они предназначены в основном для организации химического (газового) заграждения (для этого даже формировали отдельные химические танковые бригалы). постановки дымовой завесы, дегазации местности, и лишь «некоторые из этих танков используются для огнеметания при действиях линейных танков против живой силы и огневых точек противника». При этом «установка специального химического оборудования в танке не позволяет разместить артиллерийское вооружение». если только прибор дымопуска или огнемет не ставились в качестве вспомогательных. ОТ-26 и ОТ-130-133 несли огнемет в качестве основного вооружения и имели лишь пулеметы для самообороны. Роль химических танков оставалась недостаточно определенной - скажем, в работах 1940 г. по тактике прорыва укрепленных полос упоминались «танки-тральшики. саперные танки», но не говорилось о месте «химических».

Установка огнемета в башне вместо пушки допускала круговой обстрел, но уже опыт боев на Халхин-Голе и Карельском перешейке показал низкую эффективность таких танков в бою: ведь огнемет - оружие ближнего боя (радиус действия - несколько десятков метров), он бессилен против танков и противотанковой артиллерии. Это ограничивало действия танков и делало их беспомощными и бесполезными после расхода огнеметной смеси. Такие машины требовали поддержки линейных (пушечных) танков для подавления противотанкового огня противника, при отрыве от них легко подбивались. Тем более что огнеметные машины отличались по внешнему виду от линейных. что позволяло противнику заранее определить направление атаки и сосредоточить огонь именно на них. На Халхин-Голе для поддержки и прикрытия взвода огнеметных танков приходилось выделять взвод линейных танков или пушечных бронеавтомобилей БА-10. Поэтому в 1940 г. создаются огнеметные танки. сохраняющие пушечное вооружение базовой машины, хотя при этом приходилось жертвовать запасом огнесмеси.

Модель танка ОT-26 ОТ-130 (0Т-131.0Т-132) ОТ-133 Т-134
Экипаж, чел. 2 3 3 3
Боевая масса, т 9.0 10,0 10,5 10.73
Длина танка. мм 4620 4650 4650 4650
Ширина, мм 2440 2440 2440 2440
Высота, мм 2150 2240 2330 23&
Толщина брони, мм:
корпус 15 15 15 15
башня 15 15 15 15
Вооружение:
пушка (боекомплект) * * * 45-мм обр. 1932/1938(145)
огнемет КС-24 КС-25 КС КС-25
запас огнесмеси, л 360 360 145
Вспомогательное вооружение:
7,62-мм пулемет 1хДТ 1хДТ 2хДТ 2хДТ
Мощность двигателя, л.с. 90 95 95 95
Максимальная скорость, км/ч 30 30 30 30
Запас хода, км 150-200 130-170 150-200 150-200


Огнеметный танк Т-134 с экранированной башней


Схема огнеметной аппаратуры АТО-41:

1 - спусковой рычаг управления огнеметанием, 2 - бензоклапан с переключателем, 3 - аккумулятор, 4-редукторы. 5 - контрольный манометр, 6 - клапан спуска давления, 7 - резервуар, 8 - запорный обратный клапан, 9 - воздушный баллон, 10-бобины, 11 - рычаг углов наводки. 12 - зажигатель.



Схема огнеметной аппаратуры АТО-42


Легкий огнеметный танк Т-134 (ОТ-134)

Был создан на базе Т-26 с конической башней, сохранил 45-мм пушку, спаренный и зенитный пулеметы ДТ. Огнемет КС-25 крепился в шаровой опоре в наклонном лобовом листе слева от механика-водителя. Запас огнесмеси составлял 145 л (15–18 коротких выстрелов), примем один из двух резервуаров с огнесмесью пришлось расположить снаружи корпуса. Брандспойт огнемета крепился в шаровой установке, что позволяло менять направление выстрела, для управления использовалась рукоятка. Диаметр выходного отверстия насадки огнемета составлял 14 мм. Общий вес огнеметной аппаратуры с заправленными резервуарами огнесмеси составлял 568 кг, рабочее давление в баках огнесмеси - 25–27 атм. Дальность огнеметания 50 м к тому времени считалась уже недостаточной, да и выпуск базового танка завершался. Все это определило судьбу машины - в серию она не пошла.

Танки же ОТ-130 нашли применение и в начальном периоде Великой Отечественной войны. В 1940 г. у нас в стране пересмотрели организационную структуру танковых войск, в рамках этой реорганизации огнеметные танки свели в отдельные батальоны из 54 машин. Они входили в состав танковых дивизий с непосредственным подчинением командиру дивизии. Т. е. к началу войны танковая дивизия при штате 375 танков должна была иметь 54 огнеметных (химических) танка, но незаконченность реорганизации сделала свое дело. Примером тому служат мехкорпуса 5-й армии Киевского особого военного округа: на 22 июня 1941 г. в 41- н танковой дивизии 22-го мехкорпуса имелся 41 танк ОТ-130, в 20-й танковой дивизии 9-го мехкорпуса - 3, а в 35-й дивизии - один. Некомплект огнеметных танков составлял 84 %.


Колесно-гусеничный огнеметный танк ОТ-7

В 1940 г. Харьковский паровозостроительный завод (завод № 183 им. Коминтерна) на базе БТ-7 обр. 1937 г. построил несколько огнеметных танков ОТ-7 с 45-мм пушкой и пулеметом ДТ в "родной" конической башне танка и установкой огнемета на подбашенной коробке, справа от водителя, в шаровой опоре. Огнеметные танки разрабатывались и на основе более ранних моделей колесно-гусеничных танков БТ - ХБТ-2 на базе БТ- 2, БХМ на базе БТ-5, ХБТ-7 на базе БТ-7 с цилиндрической башней - причем два последних сохраняли 45-мм пушку, но они остались опытными. На ОТ-7 установили пневматический огнемет КС-63 с дальностью огнеметания до 70 м (в благоприятных условиях - до 90 м), установка в корпусе обусловила мертвую зону обстрела из огнемета в 5.5 м. Для размещении огнеметной установки пришлось изменить конструкцию передней части подбашенной коробки. Два резервуара для огнесмеси емкостью по 85 л каждый были вынесены из корпуса танка на надгусеничные полки и защищены 10-мм броней. Пневматическая система огнемета состояла из трех баллонов сжатого воздуха емкостью по 13 литров, двух редукторов, понижающих давление до 8-10 атм (для подачи бензина к форсунке факела), и 20–25 атм (для выстрела огнесмеси), трубопровода и клапана управления. Рабочее давление в баке огнесмеси составляло 20–25 атм. Запаса в 170 л огнесмеси хватало на 11–17 (по другим данным - 10–15) коротких выстрелов, практическая скорострельность составляла 10–12 выстр./мин. Располагался огнемет в крыше подбашенной коробки справа от места механика- водителя. При этом угол горизонтального обстрела составлял 55", угол возвышения - 12°, склонения - 9°. Огнеметанием управлял механик-водитель, в его прибор наблюдения было встроено прицельное приспособление для наведении огнемета с прицельными рисками и связанной с огнеметом стрелкой.


В 1941 г. огнеметную аппаратуру установили на колесно-гусеничный танк БТ- 7М (обр. 1940 г.) с дизельным двигателем В-2 - этот огнеметный танк получил обозначение ОП-7. Общая масса огнеметной аппаратуры с заправленными резервуарами огнесмеси составляла 711 кг. емкости резервуаров в 170 л огнесмеси (резервуары размешены снаружи корпуса) хватало на 10–15 коротких выстрелов. Огнесмесь состояла из смеси мазута М3 (90 %) и керосина (10 %). Брандспойт размешен в шаровой опоре в лобовом листе корпуса, диаметр выходного отверстия насадки огнемета - 19 мм. Рабочее давление - 25–27 атм. Управление огнеметом осуществлялось двумя рукоятками. Зажигание смеси производилось искрой свсчи от танкового аккумулятора. Как и ОТ-7. танк ОП-7 остался опытным. Он, однако, интересен как пример изменения подхода к созданию огнеметных танков непосредственно накануне войны.


Тактико-технические характеристики танков ОТ-7 (ОП-7)

Экипаж 3 человека

Боевая масса 14,3(14,65)7

Длина танка 5,6 (5,66) м

Высота 2.4 (2.45) м

Вооружение: основное 45-мм танковая пушка обо. 1934/38. огнемет КС-63

вспомогательное два 7,62-мм пулемета ДТ

Толщина брони до 22 мм

Мощность двигателя 400 (500) л.с.

Максимальная скорость хода

51 (62) км/ч на гусеницах.

72 (86) км/ч на колесах

Запас хода 510 (620) км


Колесно-гусеничный огнеметный танк ОП-7


Отметим, что в 1935–1941 гг. в СССР было построено несколько опытных безэкипажных дистанционно управляемых по радио танков (“телетанков"), вооруженных огнеметами - ТТ-26, “телетрактор” Т-20. ТТ-38. БТ-ТТ. Телетанки ТТ-26 были даже выпушены малой серией в 55 машин, но об их боевом применении сведений нет. Огнеметы и позднее рассматривались в числе вооружения дистанционно управляемых наземных машин (в частности, журнал “Радио-Крафт" уже в 1945 г., сразу после окончания войны, опубликовал проект радиоуправляемой танкетки - развития германкой В-IV - оснащенной пневматическим огнеметом с дальностью огнеметания до 40 м и мощным зарядом В В).


Легкий огнеметный танк Т-40 (Т-4 °C)

В 1935–1936 гг. московский завод № 37 на шасси малых плавающих танков построил 75 огнеметных танков ОТ-37 (БХМ- 4) с огнеметом КС-23, в 1937 г. - опытные ОТ-38 с огнеметом КС-40. На танках оставлялись пулеметные башни, огнемет монтировался на корпусе. Но машины не нашли применения. Перед войной на вооружение поступил плавающий легкий танк Т-40 того же завода (главный конструктор - Н.А. Астров), а в июле 1941 г. был создан его сухопутный вариант Т-4 °C. В начале Великой Отечественной РККА потеряла почти все огнеметные танки. На заводе № 37 в срочном порядке на основе Т-40 и Т-4 °C был разработан танк с огнеметом АТО-41 (отдельного индекса танку не присваивали). Брандспойт смонтировали в шаровой опоре с правой стороны лобового листа корпуса, резервуар с огнесмесью и баллон сжатого воздуха установили в нише кормы корпуса на месте гребного винта и руля. 12,7-мм и 7,62-мм пулеметы в башне сохранялись. Сообщалось об участии таких машин и боях в районе Наро-Фоминска на фронте 1-й гвардейской стрелковой дивизии.


ТТХ танковых огнеметов АТО-41 и АТО-42
Модель АТО-41 АТО-42
Тип огнемета Автоматический поршневой
Вид огня Одиночный или автоматический очередями по 3–4 выстрела
Дальность огнеметания. м
стандартной смесью 60-65 60-70
вязкой смесью 90-100 100-130
Расход огнесмеси на один выстрел, л 10
Рабочее давление, кг/см²:
в резервуаре 4,0–4,5 3,540
в цилиндре 25-30 35

Вооружение огнеметных танков

Начальный период войны подтвердил необходимость огнеметных танков. Их отсутствие вынуждало придавать танковым частям для атаки укрепленных позиций подразделения ранцевых или переносных фугасных огнеметов, чье взаимодействие с танками в бою было затруднительно. огнемстчики несли большие потери. С другой стороны, дальность огнеметания до 90 м, достигнутая в пневматических огнеметах к концу 1930-х гг… военных уже не устраивала, поскольку требовала подхода огнеметных машин вплотную к оборонительным позициям противника, насыщенным противотанковыми средствами.

Важным шагом в развитии отечественного огнеметного вооружения стало введение в 1941 г. вязких огнесмесей на основе порошкообразных загустителей ОП-2 по рецептуре, разработанной в 1938–1940 гг. инженером А.П. Ионовым для увеличения дальности струйного огнеметания из танковых, траншейных, фугасных и ручных огнеметов. При испытаниях со штатным танковым огнеметом использование вязких огнесмесей увеличивало дальность огнеметания почти в два раза. В 1941 г. началось массовое производство загустителя ОП-2 и вязких смесей на предприятиях Наркомата пищевой промышленности. Вязкие огнесмеси Ионова применялись РККА в огнеметах всех видов.

Другим путем повышения дальности являлся переход от использования давления сжатого воздуха к использованию давления пороховых газов, т. е. замена пневматических огнеметов фугасными (пороховыми). Над созданием танковых фугасных огнеметов работали ГСКБ 47 Наркомата боеприпасов н ленинградский завод № 174. Специальной конструкторской группой завода № 174 во главе с И. А. Аристовым и Д.П. Елагиным был разработан автоматический танковый поршневой огнемет, который после проведенных в мае 1941 г. сравнительных испытаний с огнеметом разработки НАТИ был - буквально накануне войны - принят на вооружение под обозначением АТО-41. Производство АТО-41 поставил Люберецкий завод сельскохозяйственных машин. Использовались пороховые заряды патрона к 45-мм пушке. Пороховые газы заряда давили на поршень, выталкивавший из цилиндра огнесмесь, которая поджигалась на выходе бензиновым факелом, воспламенявшимся от электрической запальной свечи (от танкового аккумулятора). Бензин к форсунке факела подводился давлением сжатого воздуха, подававшегося из особого баллона через редуктор. Перезарядка огнемета и подача очередного патрона производилась автоматически гидравлическим напором огнесмеси. создаваемым в резервуаре посредством сжатого воздуха. Дзя стрельбы из огнемета в основном применялась стандартная смесь в составе 60 % мазута и 40 % керосина, но могли применяться также вязкая огнесмесь (раствор порошка ОП-2 в автомобильном бензине), сырая нефть, моторное топливо как в чистом виде, так и в смеси с керосином. Заправка резервуаров огнесмесью производилась авторазливочной станцией АРС-6 или вручную ведрами. В конце 1942 г. на вооружение был принят модернизированный вариант автоматического танкового огнемета АТО-41 под обозначением АТО- 42 с дальностью огнеметания 60–70 м стандартной смесью мазута и керосина и 100–130 м вязкой спецсмесью и скорострельностью 24–30 выстр./мин. который практически без изменений производился до конца войны. С 1943 г. он ставился на огнеметные танки. Автоматический огнемет имел увеличенную по сравнению с АТО-41 дальность огнеметания.

Продолжение следует



Алексей Степанов

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!