Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Огнеметные и плавающие танки ркка подбитые. Последние огнеметные танки советского союза

Также подробно рассказали о том, как опытный И-26, явившийся пробой пера коллектива ОКБ Яковлева в создании истребителей, по мере накопления опыта эволюционировал в Як-3, ставший венцом развития поршневой истребительной авиации. Немного поразмыслили и... написали о Як-3 отдельную статью. Потому, что это совсем другой самолёт.

Як-3 являет собой бесспорное подтверждение диалектического постулата о переходе количества в качество, когда количество экспериментов и работ по доводке серийно выпускающейся машины по мере накопления опыта приводят к созданию качественно нового изделия.

Доведя до совершенства аэродинамику самолёта, найдя оптимальные решения по облегчению конструкции, доведя мощность легендарного двигателя ВК-105П до 1300 л.с., оптимизировав систему вооружения из простой, надёжной, технологичной, но вполне себе заурядной строевой машины удалось создать лучший истребитель своего времени.

Як-1 был запущен в серийное производство в 1940 году практически в авральном режиме, так как на то время истребительный парк Страны Советов безнадёжно устарел. Коллективу ОКБ Яковлева удалось тогда создать машину, далёкую от идеала, но способную на равных драться с опасным и умелым противником.

Стоит заметить, что коллектив ОКБ и Александр Сергеевич лично постоянно получали отзывы о своём изделии "непосредственно от потребителя": неиссякаемым потоком с фронта в ОКБ шли письма от боевых лётчиков, воевавших на Як-1. Многие доработки машины делались "по мотивам" этих писем. Як-1 был настоящей "рабочей лошадью", вытащившей на себе всю тяжесть войны.

В 1942 году истребитель подвергся существенной модернизации. На Як-1Б установили более мощный форсированный двигатель, новое остекление кабины, улучшающее обзор. Серьёзной переделке подверглась и конструкция планера.

В воздушных боях с сильным и опасным противником сохранялся некоторый паритет. Даже появление новейших FW-190 существенно не изменило расстановку сил. Ситуация изменилась с появлением на фронте новейших Me-109 серии G. Тягаться с этими машинами стало довольно тяжело.

Однако, в 1943 году произошло то, что кардинально изменило расстановку сил в небе. 17 сентября был представлен истребитель, являвшийся глубокой модернизацией Як-1Б, а по сути - совершенно новым самолётом. Были уменьшены размах и площадь крыла. Замена двигателя ВК-105 ПФ его дальнейшим развитием Вк-105ПФ-2 повлекла за собой существенные изменения в системе охлаждения. Были установлены новые масляный и водяной радиаторы увеличенной площади. Совместно со специалистами ЦАГИ была проделана работа по усовершенствованию внешних обводов. Масляный радиатор перенесён в корень крыла, водяной утоплен в фюзеляж. Уменьшилась площадь хвостового оперения. Масса самолёта уменьшилась на 300 кг, мощность двигателя выросла, аэродинамическое сопротивление уменьшилось.
Убирающееся хвостовое колесо шасси было тому немалым подспорьем. По скоростным и маневренным характеристиками с новой машиной мог сравниться только не менее новый Ла-7 ОКБ Лавочкина, пошедшего по тому же пути при модернизации своего Ла-5.

Стоит отметить, что на этом этапе войны острый дефицит стали и дюраллюминия, стал менее ощутимым, что позволило заменять некоторые деревянные элементы конструкции. Так деревянные лонжероны крыла на Як-3 заменили стальными. Полотняную обшивку фюзеляжа заменили на фанеру.

Иногда принятые решения шли вразрез с установившимися представлениями и вместе с тем были ошеломляюще простыми. Например, мотораму сделали неотъемной частью фюзеляжа. Это противоречило правилам технологического членения самолета, но давало экономию в весе. Существенный выигрыш был получен заменой громоздких деревянных лонжеронов крыла металлическими.

Вот отрывок из письма, полученного от фронтовиков, приводит в книге «Цепь жизни» генеральный конструктор Александр Сергеевич Яковлев.

«Лейтенант Александр Ершов на фронте всего месяц, летает на Як-3. За этот месяц он провел шесть воздушных боев и сбил десять самолетов противника... Однажды на восемь наших истребителей налетело тридцать «фокке-вульфов».

В этом бою Ершов плоскостью своего Яка отрубил хеост одному «фоккеру», а другой сбил пулеметно-пушечным огнем. На следующий день он летел вдвоем, взлетело шестнадцать «фокке-вульфов», в завершающем воздушном бою он сбил три истребителя».

А вот очень точная характеристика истребителя Як-3, опубликованная в английском авиационном журнале: «Главным назначением самолетов Як-3 было взаимодействие с наземной армией. Они поддерживали войска во время наступления Красной Армии, атакуя все самолеты противника, бомбя или обстреливая из пулеметов части противника на фронте».

Як-3 выполнял также функции истребителей сопровождения, эскортируя бомбардировщики Пе-2 или штурмовики. Кроме того, за десять минут до появления Пе-2 или штурмовиков над вражеским аэродромом Як-3 пролетали над этим районом и уничтожали самолеты противника на земле, сбивали их в воздухе или препятствовали их взлету. А затем, когда появлялись бомбардировщики, Як-3 прикрывали их от нападения истребителей противника.

Еще одной задачей был перехват. Летчики должны сидеть в самолетах в состоянии боевой готовности и взлетать всякий раз, когда они видят самолеты противника или когда по радиотелефону мм сообщат о появлении этих самолетов. Для решения этих задач требовался именно такой самолет, каким являлся Як-3, скороподъемный и скоростной перехватчик для малых высот.

Атакуя самолеты «Фокке-Вульф-190», он обычно не поднимался значительно выше 5 тыс. м. На этой высоте Як-3 имел наилучшие качества. Вблизи от земли Як превосходил противника, и многие немецкие летчики теряли скорость и разбивались, пытаясь следовать за ним в крутом вираже.

В результате получился законченный по форме и попросту красивый самолет. Кроме того, Як-3 был прост в управлении, пилотирование его оказалось легким, что также было очень важным для массового фронтового самолета.

Летные испытания нового истребителя подтвердили правильность заложенных в основу проекта идей, и в 1943 году Як-3 был запущен в серию. Так как по конструкции новый самолет был близок к строившимся тогда в больших количествах самолетам Як-1, то на заводе удалось быстро наладить массовое производство Як-3, даже без уменьшения количества поступающих на фронт истребителей.

Первые же встречи наших летчиков, пилотировавших Як-3, с немецкими «Мессершмиттами-109» и «Фокке-Вульфами-190» показали значительное преимущество новых советских боевых машин. В боях с самым легким немецким истребителем Ме-109 Як-3 заходил ему в хвост уже с первого разворота в вертикальной плоскости или после трех-четырех виражей по горизонтали; «Фокке-Вульф-190», как более тяжелый, проигрывал Яку еще больше.

Свидетельством признания высоких достоинств Як-3 служило и то, что его избрали для себя летчики французского полка «Нормандия - Неман», воевавшие плечом к плечу со своими братьями по оружию против фашистских захватчиков.

Як-3 неоднократно модифицировался. Менялось вооружение, двигатель. Так, например, первоначально самолет был вооружен одной пушкой ШВАК калибра 20 мм, установленной в развале цилиндров мотора и стрелявшей через полую втулку винта. Кроме того, на самолете стояли два пулемета УБС калибра 12,7 мм, стрелявшие через плоскость винта. В дальнейшем были установлены три пушки: одна - калибра 37 мм в развале цилиндров и две - калибра 20 мм вместо пулеметов. Мощность огневого залпа таким образом выросла в три раза.

Точно так же увеличивалась мощность двигателя. Сначала вместо ВК-105 ПФ (1250 л. с.) был установлен ВК-107А (1650 л. с.), а затем и BK-108 мощностью 1800 л. с. Примечательно, что модификация сопровождалась дальнейшей работой по снижению веса.

К концу войны истребители Як-3 с двигателем ВК-107Д уверенно перешагнули рубеж скорости в 700 км/ч. Максимальная скорость приближалась к 720 км/ч.

Летчики-испытатели НИИ ВВС, проводившие государственные испытания истребителя с двигателем ВК-107А, дали высокую оценку самолету, отметив, что он «...по максимальным скоростям, скороподъемности и вертикальной маневренности на всем диапазоне высот от земли до практического потолка, равного 10 300 м, является лучшим из известных отечественных и иностранных истребителей».

Самым быстроходным из советских истребителей с поршневыми двигателями несколько позднее стал Як-3 с двигателем ВК-108. На нем была превышена скорость 740 км/ч, то есть практически достигнут предел для поршневых самолетов. Дальнейший существенный прирост скорости полета был возможен лишь при переходе на принципиально новый вид двигателя - реактивный.

Серийное производство самолетов Як-3 продолжалось до 1946 года. Всего было выпущено около 4500 машин.

Теперь несколько слов о конструкции самой распространенной модификации самолета. Одноместный фронтовой истребитель Як-3 по схеме - свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Двигатель жидкостного охлаждения ВК-105ПФ V-образный, 12-цилиндровый мощностью 1250 л. с. с металлическим трехлопастным воздушным винтом изменяемого шага типа ВИШ-105СВ.

Фюзеляж - ферменный, сварной из стальных труб, с обшивкой из дюралюминия в носовой части и фанеры - в хвосте. Моторама выполнена как единое целое с фермой фюзеляжа. Фонарь летчика каплевидной формы, со сдвижной средней частью, которая при возникновении аварийной обстановки сбрасывалась в полете.

Крыло двухлонжеронное, с фанерной обшивкой, воспринимающей силовую нагрузку. Между лонжеронами расположены два бензобака емкостью 120 л каждый. В средней части крыла установлен небольшой расходный бачок. Все три бака протектированы резиной для предотвращения вытекания бензина при простреле. Крыло снабжено посадочными щитками.

Хвостовое оперение свободномесущее. Киль и стабилизатор деревянные, с фанерной обшивкой, а рули дюралюминиевые, с полотняной обшивкой. Такую же конструкцию имели и элероны.

Шасси полностью убирающееся в полете. Главные стойки шасси с телескопическими масляно-воздушными амортизаторами убираются в вырез перед передним лонжероном крыла к оси самолета. В убранном положении ниши шасси закрываются щитками. Костыльное колесо убирается в фюзеляж назад по полету и также закрывается щитками. О положении шасси сигнализируют штыри («солдатики»), которые при выпущенном шасси выступают над верхней обшивкой крыла.

В кабине летчика, кроме обычных пилотажных и моторных приборов, ручки и педалей управления, установлены приемник и передатчик для радиосвязи, коллиматорный прицел и кислородный прибор. Стальная бронеспинка сиденья и заднее бронестекло обеспечивали защиту летчика от стрелкового огня и осколков.

Кабина в ночное время освещалась лампами ультрафиолетового облучения (УФО). Наружное светотехническое оборудование включало бортовые аэронавигационные огни (БАНО).

Самолеты имели камуфляжную окраску сверху и светло-голубую - снизу. Красные звезды с окантовкой наносились с боков фюзеляжа и снизу крыла. Винт черный, матовый. Окраска внутренних поверхностей кабины летчика темно-серая, приборной доски - черная.

Рис. 1.
1 - узел навески руля поворота, 2 - замок крепления съемных панелей «Дзус», 3 - посадочный щиток, 4 - штанга управления щитком, 5 - поводок, 6 - направляющие ролики, 7 - шарнир, 8 - тяга управления триммером, 9 - концевой узел навески элерона, 10 - средний узел навески элерона, 11 - качалка элерона и корневой узел навески, 12 - тяга управления элероном, 13 - заливная горловина бензобака, 14 - бензиномер (на левом и правом крыле), 15 - узел навески руля высоты, 16 - триммер руля высоты, 17 - качалка руля поворота, 18 - вырез в зализе стабилизатора, 19 - приемник воздушного давления (ПВД), 20 - водорадиатор, 21 - створка водора-диатора, 22 - маслорадиатор, 23 - створка маслорадиатора. 24 - «Гильзы МП», 28 - «Поднимать здесь», 25 - «Кислород 150 ат», 29 - «Не браться», 26 - «Воздух 50 ат», 30 - «Бортовой номер «310027», 27 - «Аккумулятор», 31 - «Место для козелка».

Рис. 2.
1 - механический указатель выпущенного положения главной стойки («солдатик»), 2 - поводок для подвески щитка, 3 - ушко для подвески стойки на замок, 4 - пневмоцилиндр уборки главной стойки, 5 - тормозной шланг, 6 - ломающийся подкос, 7 - механизм закрытия створки, 8 - лонжерон крыла. 9 - узлы навески щитков, 10 - воздушный винт ВИШ-105СВ и схема его маркировки (надписи красного цвета), 11 - ферма фюзеляжа, 12 - балансир руля высоты, 13 - тяга руля высоты, 14 - узел навески руля высоты, 15 - узел навески руля поворота, 6 - механизм закрытия створок костыля, 17 - резиновый амортизатор для открытия створок, 18 - механизм стопорения костыля, 19 - отверстие для подъема фюзеляжа (закрыто заглушкой), 20 - пневмоцилиндр уборки костыля, 21 - образцы внешних надписей (надписи красного цвета, высота букв 20 мм).

Рис. 3.
1 - кислородный баллон, 2 - кран управления посадочным щитком, 3 - электрощиток, 4 - штурвал управления триммером руля высоты, 5 - кран уборки и выпуска шасси, 6 - рычаги управления системами двигателя, 7 - зеркало заднего обзора, 8 - прицел, 9 - кислородный прибор КПА-З-бис, 10 - поручни для вы-лезания из кабины, 11 - рукоятки перезарядки пулеметов, 12 - ручка механической перезарядки пушки, 13 - вентилятор, 14 - штурвал управления створками маслорадиатора, 15 - щиток управления радиостанцией, 16 - ручка управления самолетом, 17 - бронезаголов-ник, 18 - бронестекло, 19 - электрооборудование, 20 - тяга управления рулем высоты, 21 - ручка управления вентиляцией, 22 - привязные ремни, 23 - бронеспинка сиденья, 24 - приборы контроля работы двигателя, 25 - указатель скорости, 26 - высотомер, 27 - компас, 28 - указатель поворота и скольжения, 29 - часы, 30 - вариометр, 31 - радиостанция, 32 - левая бортовая панель управления, 33 - правая бортовая панель управления.

Самолет Як-3 - советский истребитель времен Второй мировой войны. Он был создан авиаконструкторами ОКБ Яковлева. Его предшественник был принят на вооружение перед самой войной. Як-3 считается самым массовым истребителем, сконструированным в СССР. Кроме того, учитывая его летно-технические характеристики, он является одной из лучших боевых машин, разработанных ОКБ Яковлева за весь период военных действий против фашистской Германии.

История создания

В 1939 году немецкие конструкторы закончили работу над новой машиной «Мессершмитт 109Е». Она представляла собой цельнометаллический моноплан, оснащенный мощным мотором и внушительным вооружением. Большинство ее летно-технических характеристик были выше, чем у самолетов, разработанных советским конструктором Поликарповым и его командой. В то время именно его машины и составляли основу истребительной

Стоит отметить, что в совещаниях, проходивших в Кремле, где обсуждались вопросы, касающиеся модернизации ВВС страны, принимал участие и сам И. В. Сталин. Было рассмотрено несколько десятков проектов различных самолетов-истребителей, однако для реализации отобрали лишь три машины: Лаг-3 конструкторов Лавочкина, Горбунова и Гудкова, будущий Миг-3 Гуревича и Микояна, а также Як-1 Яковлева.

Работы по созданию новых машин набирали обороты. Уже в начале 1940 года в воздух взлетел самолет И-26, являвшийся прототипом следующего поколения истребителей. После этого машину передали для дальнейших государственных испытаний. В том же году впервые самолет И-26 был представлен широкой публике на военном параде, состоявшемся 7 ноября в Москве. Тогда народ, заполонивший всю Красную площадь, мог наблюдать, как над ним с огромной скоростью пронеслись 5 остроносых истребителей, совсем не похожих на уже ставших привычными И-16.

Вскоре было принято специальное постановление правительства, согласно которому самолеты получили свою маркировку, образованную от первых букв фамилий их главных конструкторов. В результате машина И-26 превратилась в Як-1. Этот истребитель с самого начала отличался от других самолетов тем, что им было достаточно легко управлять, он обладал сравнительно небольшим весом и неплохой маневренностью. В данном случае сказался опыт, полученный этим конструкторским бюро, которое до этого занималось созданием в основном Именно поэтому новая машина с самого начала обладала хорошими скоростными данными.

Для советского авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева середина войны стала чуть ли не самым плодотворным этапом в жизни. Стоит отметить, что к тому времени уже был накоплен достаточно большой опыт по применению поэтому ему, как никому другому, были видны как сильные, так и слабые стороны не только собственных машин, но и вражеских истребителей. В 1943 году промышленность Советского Союза все-таки смогла встать на ноги и обеспечить фронт необходимым количеством самолетов. Эвакуированные заводы, как и прежде, заработали на полную мощность, потому что был успешно решен вопрос относительно поставок алюминия и других материалов, так необходимых для постройки летательных аппаратов.

В разгар войны Александру Сергеевичу Яковлеву и его коллективу удалось разработать несколько достаточно удачных модификаций машины Як-9. Кроме того, авиаконструкторам удалось в кратчайшие сроки подготовить и запустить в серийное производство другое свое детище - Як-3, впоследствии ставшее одним из лучших истребителей того времени. Стоит отметить, что при разработке Як-9 задались целью создать самолет, способный преодолевать значительные расстояния. Кроме того, он был оснащен достаточно мощным вооружением. В то же время истребитель Як-3 разрабатывали исключительно для ведения воздушного боя.

Модернизация самолета

В начале 40-х годов прошлого века советская промышленность стала выпускать более мощные авиационные двигатели, поэтому конструкторы решили максимально уменьшить массу ранее созданного истребителя Як и улучшить его основные аэродинамические характеристики. Конструкцию этого самолета пришлось полностью пересмотреть. Прежде всего, подлежали замене лонжероны крыльев, сделанные из тяжелой древесины. В новой версии самолета они были уже более легкими, дюралевыми.

Модернизация коснулась и других частей машины. Так, было принято решение изменить в новом самолете размеры крыльев. После этого площадь каждого из них уменьшилась на 2,3 м², а также они стали короче на один метр. За счет этих довольно-таки простых решений удалось снизить массу машины до 2665 кг и значительно увеличить ее энерговооруженность. Подобная модернизация положительно повлияла как на скорость, так и на маневренность нового истребителя Як-3.

Следующим изменением, внесенным в конструкцию самолета, стало улучшение аэродинамических свойств крыльев и фюзеляжа. Полотняная обшивка хвостовой части машины была заменена на фанерную, хвостовое колесо стало убираться, а туннель маслорадиатора «утопили» прямо в корпус истребителя. На него был также установлен и новый двигатель М-105ПФ, после чего самолет стал называться Як-1М. Его испытания проводились в начале 1943 года. По их окончании стало ясно, что скорость новой машины увеличилась на 40 км/час, а также сократилось время на набор высоты в 5 тыс. м до 4,1 минуты.

Дальнейшая модернизация

Сентябрь 1943 года ознаменовался выпуском второго опытного истребителя-дублера, на котором была усовершенствована система охлаждения воды и масла, при этом туннель маслорадиатора был убран в фюзеляж машины. Кроме того, на самолет установили безмачтовую антенну, а кольцевой прицел заменили на коллиматорный.
Конструкторы также позаботились и об улучшении бронирования истребителя. Новую модель одномоторного самолета оснастили другим винтом и более мощным форсированным двигателем М-105ПФ-2, мощность которого составляла 110 лошадиных сил.

Испытания

Наконец, в октябре того же года началось тестирование, первые результаты которого показали, что летные характеристики истребителя-дублера стали значительно лучше. При наборе высоты в 4300 м его скорость составила 651 км/час. На тот момент Як-1М по своим высоким летно-техническим характеристикам превзошел не только все истребители в СССР, но и существующие на тот момент зарубежные аналоги. По завершении испытаний специальная комиссия составила официальный акт, где были особо отмечены такие преимущества самолета, как хорошая вертикальная маневренность и простота в управлении, не требующая слишком высокой квалификации пилота.

Принимавший участие в испытаниях генерал-майор Стефановский порекомендовал как можно быстрее внедрить этот истребитель в серийное производство. В 1944 году военно-воздушные силы Советского Союза получили новую машину, которую назвали Як-3. Она была призвана заменить более тяжелый и неповоротливый истребитель, переставший соответствовать требованиям времени.

Як-3 на фронте

Выпуск самолетов был налажен очень быстро. Их постройка велась одновременно на двух авиазаводах, расположенных в Саратове и Тбилиси. За короткое время сумели выпустить более 4,8 тыс. машин. Учитывая тот факт, что истребитель Як-3 довольно быстро попал на фронт, можно только удивляться темпам его производства.

Уже в июне 1944 года первая партия серийных самолетов, поступивших на вооружение в 91-й ИАП (истребительный авиационный полк) 2-й воздушной армии, приняла участие в наступательной операции, которая велась в направлении Львова. Известно, что около половины всего летного состава было сформировано из молодых неопытных пилотов, никогда прежде не принимавших участия в воздушных боях. Однако за полтора месяца они совершили более 420 боевых вылетов и провели 5 групповых схваток с врагом, уничтожив при этом 23 машины противника. Потери же составили всего два Як-3.

Отзывы о самолете

В целом основные технические характеристики Як-3 устраивали летчиков, однако наряду с преимуществами этот истребитель имел и целый ряд недостатков. Главный из них - это сравнительно небольшой запас топлива, который не позволял пилотам находиться в воздухе более длительное время, тем самым лишая их возможности устраивать охоту за вражескими самолетами. Были зафиксированы также случаи, когда при выходе машины из пикирования могла оторваться обшивка верхнего фрагмента крыла. Об этом недостатке пилоты знали не понаслышке, поэтому всегда старались не использовать самолет на пределе его возможностей.

Однако, несмотря на недочеты в конструкции истребителя, маневренный, скоростной и легкий Як-3 сумел завоевать популярность у советских летчиков. По тем временам это была все же идеальная машина, созданная талантливыми конструкторами для успешного ведения воздушных боев. Столкнувшись в небе с вражеским самолетом BF-109, наши истребители заходили ему в хвост после нескольких виражей по горизонтали или же с одного разворота по вертикали. А такая тяжелая машина, как немецкий FW-190, практически не имела никаких шансов выйти победителем в поединке против Як-3.

Инцидент с союзниками

Ноябрь 1944 года, Югославия. По нелепой случайности советские летчики приняли Р-38 Lightning за немецкие. Состоялся воздушный бой, в ходе которого союзники лишились четырех своих машин. Только после этого двум сторонам конфликта удалось наконец-то наладить взаимодействие. Упоминание о данном инциденте есть и в отчетах американцев. По их версии, исход боя был несколько другим. Так, по их словам, им удалось уничтожить семь советских истребителей.

Неправильно было бы сказать, что Як-3 вытеснил остальные советские самолеты-истребители, которые имели более мощное вооружение или обладали большей дальностью полетов. Он просто гармонично дополнил их. Пилоты на Як-3 с его высокими летно-техническими показателями сумели добиться огромных положительных результатов. А небывалый эмоциональный подъем, характерный для завершающего этапа войны, поставил этот самолет-истребитель в один ряд с другими символами Победы, такими как «катюша» и танк Т-34.

Фюзеляж

Его силовая конструкция состояла из хромансилевых труб, к передней части которых приваривали мотораму. Спереди фюзеляж образовывали металлические капоты двигателя. Хвостовая обшивалась фанерой.

Кабина Як-3 располагалась в центре фюзеляжа и закрывалась фонарем, который состоял из трех частей. Средняя из них была подвижной. Сзади летчика защищала бронеспинка толщиной 8,5 мм. Кроме того, задняя секция фонаря имела бронестекло, а левую руку пилота прикрывал бронеподлокотник. Средняя секция имела аварийную систему сброса, предназначенную для покидания самолета при возникновении экстренных ситуаций.

Крылья и хвост самолета

Эти части машины были выполнены одновременно из нескольких материалов. Известно, что при изготовлении крыльев истребителя производитель Як-3 использовал дюраль, фанеру, дерево и полотно. Сочетание именно таких материалов и придавало необычайную легкость и маневренность данной модели самолета.

Крылья имели двухлонжеронную конструкцию, рабочую фанерную обшивку и несколько деревянных нервюр, а снаружи они обклеивались полотном. Их механизация включала в себя посадочные щитки и элероны. Уже после окончания войны был выпущен экспериментальный Як-3, обшивка которого была выполнена из дюраля, однако в серию эта версия самолета так и не была запущена.

Крыло этой машины имело так называемый стандартный яколевский профиль. Его относительная толщина составляла 7% на конце и 14% у корня крыла. Обшивка истребителя приклеивалась к фанерным накладкам, которые, в свою очередь, были приклепаны к металлическому каркасу. Как показал боевой опыт, подобное соединение оказалось недостаточно прочным.

Что касается хвостового оперения истребителя Як-3, то оно состояло из цельнодеревянного киля и стабилизатора. Управление высотой и выбором курса осуществлялось при помощи руля, сделанного из металла, а затем покрытого обшивкой из полотна.

Шасси Як-3

Это была убирающаяся трехопорная система, состоящая из одной хвостовой и двух опорных стоек. Последние были оснащены воздушно-масляными амортизаторами. Выпуск и уборка шасси происходили посредством пневматической системы. Хвостовую же стойку убирал специальный разработанный для этих целей тросовый привод.

Пневматической системой управлялись и тормоза шасси вместе с посадочными щитками. Такой вид регулирования по сравнению с гидравлическим, который использовал в своих самолетах конструктор Лавочкин, был менее надежным и доставлял много хлопот как летчикам, так и техникам. Однако он был значительно дешевле и, что немаловажно, легче.

Силовая система и радиатор

Двигатель Як-3 представлял собой V-образный мотор ВК-105ПФ2 водяного охлаждения, имевший номинальную мощность в 1240 лошадиных сил. Кроме того, силовая система самолета включала в себя и воздушный винт изменяемого шага. На истребителях, разработанных конструкторами ОКБ Яковлева, бензобаки, имеющие общий объем 370 литров, всегда располагались в крыльях машин. Один из баков размещался в центроплане, а два других - в консолях. Они имели защиту в виде протектора, заполненного нейтральным газом.

Пожалуй, главной особенностью самолета Як-3 является то, что его радиатор, способствующий охлаждению воды, расположен внутри фюзеляжа. При этом канал, по которому подавался воздух, был несколько расширен. Это позволило в значительной степени улучшить аэродинамические характеристики истребителя. Действия с заслонкой водяного радиатора производились в автоматическом режиме. В холодное время года в воду добавляли антифриз, а масло разбавляли бензином.

По такому же принципу были сделаны и маслорадиаторы, расположенные в центроплане. Их охлаждение производилось посредством воздуха, подаваемого через воздухозаборники, находившиеся в носке крыла.

Бортовое оборудование и вооружение

Советский истребитель Як-3 был оснащен минимальным набором аппаратуры, которая позволяла летчику вести воздушные бои только днем и при благоприятных метеорологических условиях. Это было сделано с единственной целью - максимально облегчить самолет. Однако стоит отметить, что на большинстве машин устанавливались радиостанции передачи «Орел» и приема «Малютка».

Вооружение Як-3 включало в себя автоматическую пушку ШВАК, которую устанавливали прямо в развале цилиндров двигателя, и одного, а иногда и двух пулеметов УБ. Стрельба из орудия производилась через втулку винта и вал редуктора. Его боекомплект состоял из 120 выстрелов. Также истребитель был укомплектован прицелом коллиматорного типа.

Окрас

Як-3 был запущен в производство уже в конце войны, когда фашисты практически полностью перестали бомбить наши аэродромы. В создавшихся обстоятельствах необходимость в маскировке машин под земную поверхность или цвет растительности отпал. Теперь же нужно было сделать так, чтобы в полете истребители зрительно сливались с небесной гладью. Было проведено несколько экспериментов, которые установили, что оптимальным вариантом является окраска истребителей в светло-серый или в два оттенка этого же цвета - темный и более светлый.

В итоге получилась довольно скучная картина, поэтому боевую раскраску начали дополнять разнообразными полковыми обозначениями, надписями, индивидуальными эмблемами и отметками о количестве воздушных побед.

Размеры Як-3 и другие характеристики самолета

Ниже приведены основные параметры знаменитого истребителя:

  • высота - 2,42 м;
  • длина - 8,5 м;
  • размах крыла - 9,2 м;
  • максимальная скорость - 645 км/час;
  • мощность - 1800 лошадиных сил;
  • двигатель - ВК-105ПФ2;
  • площадь крыла - 14.85 кв. м;
  • нормальная взлетная масса - 2830 кг;
  • практическая дальность полета - 1060 км;
  • максимальная скороподъемность - 1111 м/мин;
  • экипаж - 1 человек.

Заключение

Эта статья посвящена краткому обзору Як-3 - истребителя, который в конце войны позволил советским летчикам на равных сражаться с немецкими воздушными асами, находившимися за штурвалами таких известных марок самолетов, как «Мессершмитт BF109» и «Фокке-Вульф FW190». Сохранилось много свидетельств о том, что пилоты высоко ценили эту машину, потому что она была проста в управлении и имела мощное вооружение.

Многие советские и даже иностранные летчики-асы успели побывать за штурвалом Як-3, в том числе и бойцы знаменитого полка «Нормандия-Неман». К примеру, французские пилоты, когда им самим предложили выбрать истребитель из числа советских, американских и английских машин, на которых им предстояло летать, предпочли именно Як-3. Как показало время, они не ошиблись, так как действовали на них весьма успешно. Только за десять дней осени 1944 года им удалось сбить на Як-3 больше ста вражеских самолетов, и это были в основном Me-109G и FW-190. Стоит ли говорить о том, что летчики люфтваффе всячески избегали боев с участием Як-3.

Уже после войны этот самолет состоял на вооружении нескольких иностранных государств, таких как Польша, Албания, Югославия и Венгрия. Впоследствии на основе Як-3 было разработано чуть меньше двадцати версий этого самолета, но только 11 из них выпускались серийно.

Созданный конструкторами ОКБ Яковлева. Этот самолет стал дальнейшим развитием истребителя Як-1, принятого на вооружение незадолго до начала войны. Як-3 – один из самых массовых советских истребителей. По своим летно-техническим характеристикам он считается одним из лучших среди многочисленной группы боевых машин, выпущенных в ОКБ Яковлева в период Великой Отечественной войны.

Свой первый полет истребитель Як-3 совершил в феврале 1943 года, однако эксплуатация этой машины началась только год спустя. Серийное производство самолета было развернуто в марте 1944 года и продолжалось до 1946 года – до эпохи появления реактивных истребителей.

Выпуск Як-3 был налажен на авиазаводе в Тбилиси и Саратове, всего было выпущено более 4,8 тыс. самолетов, из которых 4111 единиц приходится на годы войны. Учитывая довольно короткий промежуток времени, в который этот истребитель выпускался, темпы его производства действительно впечатляют.

Во время создания самолета Як-3 разработчики учли опыт боевого применения истребителей на Восточном фронте. За счет максимального облегчения конструкции машины была значительно увеличена ее скорость и маневренность. Як-3 является одним из самых легких истребителей Второй мировой войны. Это позволило советским пилотам на завершающем этапе войны на равных соперничать с немецкими летчиками, которые использовали Messerschmitt BF109 (модификации F и G) и Focke Wulf FW190.

Летчики любили эту машину. Як-3 обладал отличными летно-техническими характеристиками, был прост в управлении (впрочем, как и другие самолеты Яковлева), имел мощное вооружение. На Як-3 летали многие прославленные советские асы, этим истребителем пользовались летчики из полка «Нормандия-Неман». За период серийного производства было выпущено более десяти модификаций истребителя Як-3.

История создания

Середина войны стала для советского конструктора Александра Яковлева одним из самых плодотворных творческих этапов в жизни. К этому времени был накоплен огромный опыт боевого применения истребительной авиации, стали понятны сильные и слабые стороны как собственных машин, так и истребителей противника. К тому же к 1943 году советская промышленность наконец-то встала на ноги и смогла дать фронту необходимое количество боевых машин. Эвакуированные заводы заработали в полную мощность, были запущены в эксплуатацию аэродинамические трубы, вывезенные из ЦАГИ, благодаря поставкам по ленд-лизу удалось решить вопрос дефицита алюминия и других необходимых материалов.

В 1943 году Яковлеву и его команде удалось создать несколько удачных модификаций самолета Як-9, а также подготовить к серийному производству один из лучших истребителей периода войны – Як-3. И если основной целью при работе над Як-9 было создание истребителя с большой дальностью полета и мощным вооружением, то Як-3 разрабатывался исключительно для воздушного боя. Дело в том, что Як-1 уступал своему основному оппоненту BF109 по скоростным характеристикам, особенно это касалось маневров в вертикальной плоскости.

Так как советская промышленность к этому времени не смогла создать более мощных авиационных двигателей, то конструкторы решили пойти путем уменьшения массы самолета Як-1 и улучшения его аэродинамических качеств. Конструкция истребителя была полностью пересмотрена, лонжероны крыла, выполненные из тяжелого дерева, были заменены на более легкие дюралевые. Кроме того, конструкторы пошли на уменьшение размеров крыла, его размах стал меньше на 1 метр, а площадь – на 2,3 кв. метра. Подобные нехитрые решения помогли уменьшить массу истребителя до 2665 кг (у серийного Як-1 она составляла примерно 2900 кг) и значительно увеличить энерговооруженность машины, что, естественно, самым положительным образом сказалось на скорости и маневренности самолета.

Еще одним направлением модернизации истребителя стало улучшение аэродинамических характеристик его фюзеляжа и крыла. Полотняную обшивку хвостовой части самолета заменили на фанерную, туннель маслорадиатора был максимально утоплен в корпус машины, а хвостовое колесо сделали убирающимся. На истребителе был установлен двигатель М-105ПФ, самолет получил наименование Як-1М. Заводские испытания начались в феврале 1943 года. Они показали повышение скорости машины на 40 км/ч и сокращение времени набора высоты (5 тыс. метров) до 4,1 минуты.

В сентябре был выпущен второй опытный самолет («дублер»), на котором была доработана системы охлаждения масла и воды (туннель маслорадиатора был полностью убран в фюзеляж истребителя), установлена безмачтовая антенна, вместо не слишком удачного кольцевого прицела был поставлен коллиматорный. Также улучшилось бронирование машины, самолет был оснащен новым винтом. На «дублере» был установлен более мощный форсированный двигатель М-105ПФ-2 мощностью 110 л. с.

В октябре начались государственные испытания, которые показали, что летные характеристики второго опытного самолета стали еще лучше. На высоте 4300 метров его скорость достигала 651 км/ч (у земли – 570 км/ч), на высоте 6 тыс. метров Як-1М превосходил все существующие на тот момент истребители. В официальном акте госиспытаний самолета были отмечены его высокие летно-технические характеристики, довольны новой машиной были и летчики-испытатели. В их отзывах об истребителе говорилось, что «самолет обладает превосходной горизонтальной и особенно вертикальной маневренностью, при этом прост в пилотировании и не требует слишком высокой подготовки летчика».

Генерал-майор авиации Стефановский, который принимал участие в испытаниях, рекомендовал как можно быстрее внедрить истребитель в серийное производство. Выпуск новой машины, которая получила обозначение Як-3, начался в 1944 году. Она должна была заменить уже не соответствующий требованиям времени истребитель Як-1.

Самолет сразу же стал поступать в строевые части, первые серийные машины получил 91-й истребительный авиаполк, который в середине 1944 года принимал участие во Львовско-Сандомирской наступательной операции. Личный состав этой воинской части в основном состоял из молодых пилотов, не имеющих опыта боевых действий. Однако, несмотря на это, освоение новой техники прошло успешно, и за полтора месяца в боях было потеряно всего лишь два Як-3. При этом летчики полка уничтожили более двадцати самолетов противника.

Первые самолеты Як-3 (две сотни машин) были вооружены пушкой ШВАК и синхронным пулеметом УБ, позже истребитель получил второй синхронный пулемет. Главным недостатком машины, который постоянно отмечали летчики, был недостаточный запас топлива, что не давало пилоту возможность длительное время находиться в воздухе и устраивать свободные охоты за самолетами противника. Также нередки были случаи отрыва обшивки верхней части крыла во время выхода истребителя из пикирования. Летчики знали об этом недостатке самолета, поэтому старались не использовать его на недопустимых режимах.

В целом же, легкий, скоростной и маневренный Як-3 быстро завоевал популярность и любовь советских летчиков-истребителей. Это была идеальная машина для воздушного боя. В маневренном воздушном бою с Bf-109 Як-3 обычно заходил в хвост своему противнику уже с первого разворота на вертикали или после четырех виражей по горизонтали. Более тяжелый FW-190 имел еще меньше шансов в поединке с Як-3.

В ноябре 1944 года в небе над Югославией произошел бой между советскими Як-3 и американскими истребителями Р-38 Lightning, которые приняли советские машины за немцев. В результате боя американцы потеряли четыре самолета, только после этого с союзниками удалось наладить взаимодействие. Есть упоминание об этом инциденте и в отчетах американских летчиков. Правда, они описывают исход боя несколько иначе, по словам американцев, им удалось сбить семь советских истребителей.

На фронте Як-3 не заменил другие советские истребители, обладавшие большей дальностью полета и более мощным вооружением, но прекрасно дополнил их. Зная об ограниченном запасе топлива Як-3, этот истребитель обычно использовали по вызову наземных постов наблюдения.

Отличные летно-технические характеристики Як-3, большое количество побед, одержанных советскими летчиками на этой машине, и общий эмоциональный подъем, который характерен для завершающего периода войны, сделали этот истребитель одним из символов Победы.

Описание конструкции

Як-3 – это одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан. Конструкцию данного самолета можно назвать смешанной: некоторые ее элементы были выполнены из дерева и полотна, другие были изготовлены из металла. Самолет имел низкорасположенное свободнонесущее крыло и трехопорное убирающееся шасси с хвостовой стойкой. В целом следует отметить, что конструкция Як-3 отличается максимальной простотой и рациональностью.

Силовая конструкция фюзеляжа была выполнена из хромансилевых труб, к которым в передней части приваривалась моторама. Обшивка передней части фюзеляжа была образована металлическими капотами двигателя, хвостовая часть машины была обшита фанерой.

Кабина пилота располагалась в центральной части фюзеляжа, она была закрыта фонарем, состоящим из трех секций, средняя из которых была сдвижная. Сзади пилот был защищен бронеспинкой, которая имела толщину 8,5 мм, а в задней секции фонаря было установлено бронестекло, левую руку летчика был прикрыт бронеподлокотником. Средняя секция фонаря кабины была оборудована системой аварийного сброса, которой летчик мог воспользоваться при экстренном покидании самолета.

Крыло Як-3 было выполнено из дерева, фанеры, полотна и дюраля. Оно имело двухлонжеронную конструкцию, набор деревянных нервюр и работающую фанерную обшивку. Лонжероны были изготовлены из дюраля. Снаружи крыло истребителя было обклеено полотном. Механизация состояла из элеронов и посадочных щитков. После войны был выпущен Як-3 с дюралевой обшивкой крыла, но в серию этот самолет так и не был запущен.

Як-3 имел свободнонесущее хвостовое оперение, состоящее из цельнодеревянных киля и стабилизатора. Рули высоты и направления были выполнены из металла, покрытого полотняной обшивкой.

Истребитель имел убирающееся трехопорное шасси, состоящее из двух основных стоек и одной хвостовой. Основные стойки имели воздушно-масляную амортизацию, уборка и выпуск шасси производился за счет пневматической системы. Хвостовая стойка шасси убиралась за счет тросового привода.

Также с помощью пневматической системы производилось управление тормозами шасси и посадочными щитками. Пневматическая система в отличие от гидравлической, которая использовалась на истребителях Лавочкина, была гораздо менее надежной и доставляла массу хлопот, но она была гораздо дешевле и, что самое главное, легче. Экономия составляла десятки килограмм.

Силовая система истребителя состояла из V-образного двигателя водяного охлаждения ВК-105ПФ2, который имел номинальную мощность 1240 л. с., и воздушного винта изменяемого шага. Так же, как и на других истребителях, построенных в ОКБ Яковлева, бензобаки самолета были размещены в крыльях, их общий объем составлял 370 литров. Два бака находились в консолях крыла и еще один в центроплане. Баки были защищены протектором и заполнены нейтральным газом.

Одной из основных особенностей истребителя Як-3 было то, что для улучшения аэродинамических характеристик самолета радиатор для охлаждения воды был «утоплен» внутрь фюзеляжа. Канал подвода воздуха к нему был значительно расширен. Аналогичный принцип был использован и для маслорадиаторов, которые были расположены в центроплане. Воздух для их охлаждения подавался через два воздухозаборника в носке крыла.

Управление заслонкой водяного радиатора происходило в автоматическом режиме: с помощью автомата регулировки температуры воды. В зимний период в масло добавляли бензин, а в воду – антифриз.

На Як-3 был установлен минимальный набор бортового оборудования, который позволял пилоту вести воздушный бой днем в простых метеорологических условиях. Причиной этому было желание максимально облегчить машину. Однако все истребители Як-3 были оснащены радиостанциями приема «Малютка» и передачи «Орел» (устанавливались на каждый второй самолет).

Вооружение Як-3 состояло из автоматической пушки ШВАК и одного или двух пулеметов УБ. Пушка устанавливалась в развале цилиндров мотора, стрельба производилась через вал редуктора и втулку винта. Боекомплект орудия составлял 120 выстрелов. На истребитель был установлен прицел коллиматорного типа.

Характеристики

Ниже указаны основные характеристики истребителя Як-3:

  • размах крыла, м – 9,2;
  • длина, м – 8,5;
  • высота, м – 2,42
  • площадь крыла, кв. м. — 14,85;
  • масса нормальная взлетная, кг – 2830
  • двигатель – ВК-105ПФ2;
  • мощность, л. с. – 1800 л.с.
  • макс. скорость, км/ч – 645;
  • практическая дальность, км – 1060;
  • макс. скороподъемность, м/мин. – 1111;
  • потолок, м – 10700;
  • экипаж — 1 чел.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них


Огнемётные танки РККА

Первые попытки создания огнеметного танка делались уже в начале становления отечественного танкостроения — на базе первого серийного танка МС-1 был разработан огнеметный ОТ-1, не пошедший, однако, в производство. Точнее говоря, широко велись работы над «химическими» танками. СССР, как и все другие страны, готовился к будущей войне с широким применением химического оружия. А к таковому относили тогда не только боевые отравляющие вещества, но и зажигательное оружие, и средства постановки дымовых завес. Согласно взглядам военных в 1930-е гг., химические танки предназначались «как для химического нападения или защиты, так и для прикрытия действия линейных танков. Эти танки могут быть использованы для организации заражения, установления дымовой завесы или дегазации местности. Некоторые из этих танков используются для огнеметания при действии линейных танков против живой силы и огневых точек противника. Химическое вооружение (дымопуск или огнемет) может быть установлено и на некоторых линейных танках. Однако в этом случае трудно разместить достаточно мощное химическое вооружение и необходимое количество горючего». То есть роль «огнеметчиков» считалась для химических танков лишь одной из возможных.
Работы над химическими танками развернулись на основании приказа Начальника вооружений РККА «О системе химического вооружения» от 28 августа 1931 г
Господствовавшие в 1920 — 1030-е гг. взгляды на характер ведения наступательных операций требовали высоких темпов продвижения в глубь обороны противника, для чего были необходимы мощные и одновременно достаточно подвижные средства, позволяющие уничтожить или подавить мешающие продвижению узлы сопротивления. Поэтому к началу 1930-х гг. советскими военными теоретиками была сформулирована мысль о необходимости создания бронированных машин, вооруженных мощными огнеметами, которые можно было бы использовать для уничтожения противника, обороняющегося в полевых укреплениях и фортификационных сооружениях, а также для распыления боевых ОВ и постановки дымовых завес с целью прикрытия боевых порядков танков с фронта или с флангов. Согласно советской доктрине, такие танки, хотя и несли имущество химических войск, считались неотъемлемой частью бронетанковых подразделений.


Химические модификации с огнеметной аппаратурой разрабатывались практически для всех серийных и большинства опытных образцов танков. Первым реально воплощенным в металле самоходным огнеметом стала танкетка ХТ-27 (ОТ-27), построенная в 1932 г. и даже состоявшая на вооружении РККА.

Огнеметная танкетка ОТ-27 (первый вариант)

Химические танки строились на шасси плавающих танков Т-37 (ХТ-37 или БХМ-4) и Т-38 (ХТ-38), легких танков непосредственной поддержки пехоты Т-26, быстроходных колесно-гусеничных танков БТ.
Проект огнеметного танка был создан также на основе колесно-гусеничного среднего танка Т-29, а в 1938 г. СКБ-2 Ленинградского Кировского завода разработало проект гусеничного танка массой 30 — 32 т для механизированных бригад РККА. Предполагалось, что, кроме 76-мм пушки и крупнокалиберного пулемета, на нем будет и огнемет. Правда, как и в случае с ХТ-29, дальше проекта дело не пошло.
Главным разработчиком и поставщиком «танковых огнеметных приборов» с начала 1930-х гг. стал московский завод «Компрессор», выпускавший семейство пневматических огнеметов марки КС. Все они имели одинаковый принцип действия. Сильно сжатый воздух поступал из баллонов через редуктор, понижавший давление до рабочего, в резервуар с горючей смесью. Давлением воздуха смесь подавалась к брандспойту, через который сосредоточенной струей, поджигаемой бензиновым факелом на выходе, выпускалась на цель. Факел, в свою очередь, запалялся от электросвечи. Окончательное приспосабливание аппаратуры для установки на танки производилось обычно уже конструкторскими бюро танковых заводов.

ЛЕГКИЕ ОГНЕМЕТНЫЕ ТАНКИ

ЛЕГКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ТАНК ХТ-26

Химический (огнеметный) танк ХТ-26 во время испытаний на НИБТПолигоне в Кубинке. 1932 год

Легкий танк непосредственной поддержки пехоты Т-26, выпускавшийся в нескольких модификациях в Ленинграде заводом «Большевик» и машиностроительным заводом № 174 имени К.Е.Ворошилова, был в 1930-е гг. наиболее многочисленным в РККА. Массовый выпуск в сочетании со сравнительно простой и надежной конструкцией шасси обусловил широкое использование его для опытных разработок и создания на его базе специальных машин. Неудивительно, что этот танк был признан предпочтительным для изготовления серийных химических машин. Проект двухместного химического танка Т-26 с установкой для огнеметания и заражения местности предложил еще в июне 1932 г. Г.Е.Шмидт. Но более удачным оказался опытный танк БХМ-3, выполненный на базе двухбашенного варианта Т-26 обр.1931 г. Разработанная на заводе «Компрессор» аппаратура КС-2 допускала использование БХМ-3 для огнеметания, постановки дымовых завес и заражения местности или же, наоборот, дегазации.

Эта машина поступила на вооружение под обозначением «химический танк» ХТ-26 (хотя часто упоминается как огнеметный танк ОТ-26). Левая башня была снята, и на ее месте выполнен люк, а в правой башне установлены брандспойт огнемета КС-24 с дальностью огнеметания 35 м (при встречном ветре заметно меньше) и пулемет ДТ. Лобовая бронировка башни несколько изменилась. В боевом отделении танка под люком разместили остальную химическую аппаратуру, состоявшую из резервуара (бака) для огнесмеси (жидкого ОВ, дегазационной жидкости), трех 13,5-литровых баллонов со сжатым воздухом, бензинового бачка емкостью 0,7 л и системы зажигания, шлангов, трубопроводов, вентилей. Давление в баллонах — 150 кг/см2, рабочее давление — 12 кг/см2. За один выстрел выбрасывалось до 5 л огнесмеси. Для ее поджигания использовался факел горящего бензина, для воспламенения бензина служила электрическая запальная свеча. Запаса огнесмеси (смесь мазута и керосина) хватало на 70 выстрелов. Наведение брандспойта осуществлялось плечевым упором по типу пулемета ДТ.

Танк оснащался системой дымопуска для постановки дымовых завес. Сочетание двух «химических» систем (огнеметной и дымовой) на одном шасси было рационально, так как для дымообразования использовалась та же горючая смесь. Насадок дымопуска монтировался на корме. Эта машина стала первым серийным огнеметным танком, позволила отработать ряд конструктивных решений, но в целом вызвала ряд нареканий. После 1937 г. остававшиеся на службе ХТ-26 (ОТ-26) модифицировались установкой огнеметной аппаратуры от ХТ-130.
Оригинальный вариант использования огнемета на танке разработали в Научно-исследовательском отделе Военной Академии механизации и моторизации под руководством Ж.Я.Котина в 1936 г. На корме двухбашенного танка Т-26 установили пневматический огнемет с дальностью огнеметания 12 — 15 м для защиты танка со стороны кормы от пехоты противника. Этот вариант остался опытным (занятный факт: почти через 70 лет эта идея своеобразно возродилась в запатентованном в ЮАР «огнеметном приспособлении» для защиты автомобиля от нападения вооруженного преступника).

ЛЕГКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ТАНК ХТ-130

На базе Т-26 обр. 1933 г. с одной цилиндрической башней в КБ-2 завода № 174 по проекту СКБ завода «Компрессор» создали химический танк ХТ-130. Башня была смещена вправо от продольной оси машины, что освобождало объем для размещения огнеметной аппаратуры КС-25. В корпусе размещались два резервуара для огнесмеси общей емкостью 400 л (первоначально предполагался меньший запас огнесмеси), в башне — четыре баллона со сжатым воздухом по 13,5 л каждый и бензиновый бачок системы зажигания емкостью 0,8 л. Брандспойт с бронекожухом крепился в одной маске с пулеметом ДТ. Наведение огнемета осуществлялось плечевым упором, прицел — перископический ТОГИ. Угол возвышения брандспойта — до +10°, угол горизонтального наведения без поворота башни — 20°. Автоматический зажигатель на конце брандспойта также имел запальную электросвечу, он защищался бронекожухом. Для заправки резервуаров огнесмесью служили заливные горловины в крыше подбашенной коробки слева от башни. Давление воздуха в баллонах — 150 кг/см2, рабочее давление — 18 кг/см2. За один секундный выстрел огнемет выбрасывал до 9 л огнесмеси (смесь мазута и керосина), при этом дальность огнеметания увеличилась до 45 — 50 м, но число выстрелов уменьшилось до 40 (при заливке 360 л). После выстрела брандспойт автоматически продувался от остатков смеси сжатым воздухом. Упростили процесс очистки резервуара (бака) — для слива остатков смеси; в его днище вместо патрубка установили вентиль. То же оборудование могло использоваться для заражения местности, при этом ширина полосы захвата одним танком составляла 25 м при скорости движения 12 км/ч, а площадь заражения — 20 000 м2. Имелась система дымопуска. ХТ-130 оборудовался танковым переговорным устройством ТПУ-3. При модернизации вооружения танк оснастили вторым пулеметом ДТ, а боекомплект увеличили до 3150 патронов.

ЛЕГКИЕ ХИМИЧЕСКИЕ ТАНКИ ХТ-131 — ХТ-133

Установка огнемета в башне вместо пушки допускала круговой обстрел из него. Но огнемет — оружие ближнего боя с радиусом действия несколько десятков метров — бессилен против танков и противотанковой артиллерии. Это ограничивало действия огнеметных танков и делало их почти беспомощными и бесполезными после расхода горючей смеси (пулеметное вооружение уже тогда рассматривалось как вспомогательное). Такие машины требовали поддержки линейных (пушечных) танков для подавления противотанкового огня противника и без их прикрытия легко подбивались. Тем более что огнеметные машины отличались по внешнему виду от линейных, что позволяло противнику заранее определить направление атаки и сосредоточить обстрел именно на них. Поэтому в 1939 — 1940 гг. создавались огнеметные танки, сохранившие пушечное вооружение базовой машины, хотя при этом приходилось жертвовать запасом огнесмеси.
Уже в 1939 г. в КБ-2 завода № 174 разработали и изготовили опытные образцы химических танков ХТ-131 и ХТ-132. В ХТ-131 сохранили пушечное вооружение в башне. Но совместная установка пушечного и пулеметного вооружения с боекомплектом и огнеметной аппаратуры КС-25 с резервуаром и баллонами в столь небольшой машине просто не оставляла экипажу пространства для работы. Поэтому в ХТ-132 от пушечного вооружения все же отказались. Модернизированный вариант этой машины осенью 1939 г., т.е. практически сразу после событий на р.Халхин-Гол и начала
Второй мировой войны, поступил на вооружение под обозначением ХТ-133. Этот химический танк строился на шасси Т-26 обр. 1939 г. с наклонной установкой бронелистов подбашенной коробки и конической башней, нес огнеметное оборудование и 2 пулемета ДТ — спаренный в единой маске с огнеметом и в шаровой установке в корме башни. Башня ХТ-133 также была смещена вправо, а слева смонтированы резервуар, баллоны и другие элементы огнеметной аппаратуры. Вместо двух приборов ПТК на линейных танках, на башне ХТ-133 монтировался один. Ходовая часть усовершенствована, как и на линейных танках. Серийное производство, начавшееся в сентябре 1939 г., шло с большими трудностями — ХТ-133, по сравнению с Т-26, имел 370 изменений конструкции, часть из которых снижала жесткость элементов корпуса и башни, осложняла монтаж аппаратуры. Как и предыдущие огнеметные танки на шасси Т-26, танк ХТ-133 не оборудовался радиостанцией, но имел ТПУ-3. Первые же выпущенные ХТ-133 пошли в войска, действовавшие на Карельском перешейке, где 17 машин для повышения защищенности от противотанкового огня противника получили экранировку из дополнительных 30 — 40-мм бронелистов.

ЛЕГКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ТАНК ХТ-134

Огнеметный танк ХТ-134 во время испытаний на НИБТПолигоне летом 1940 года. На верхнем лобовом листе корпуса хорошо виден огнемет. Машина прибыла с Карельского перешейка, где она участвовала в боях. Дополнительная экранировка сохранилась только на башне, с корпуса ее сняли перед испытаниями для снижения массы

В январе 1940 г. завод № 174 под обо-значением ХТ-134 построил на базе Т-26 с конической".башней новый вариант хи-мического (огнеметного) танка с сохра-нением пушечного вооружения. Исполь-зовалась та же аппаратура КС-25, но теперь поворотный Г-образный брандспойт огнемета монтировался в верхнем лобовом листе корпуса стандартного Т-26 обр. 1939 г., а один из двух резервуаров с огнесмесью — снаружи на кормовом листе подбашенной коробки. Запас горючей жидкости 145 л обеспечивал 15 — 18 коротких выстрелов. Диаметр выходного отверстия насадки огнемета составлял 14 мм. Общая масса огнеметной аппаратуры с заправленными резервуарами составляла 568 кг, рабочее давление в баках ошесмеси — 25 — 27 атм. Кроме того, танк вооружался 45-мм танковой пушкой обр. 1934/38 г. и двумя пулеметами ДТ.
Два образца ХТ-134, экранированные 30-мм бронелистами, были направлены в 210-й отдельный химический танковый батальон. Несмотря на успех их приме-нения, танк ХТ-134 не пошел в серию. Во-первых, огнеметные танки нуждались в гораздо лучшей бронезащите, что требовало использования шасси средних или тяжелых танков. Во-вторых, дальность огнеметания 50 м к тому времени считалась уже недостаточной, требовалась замена пневматических огнеметов пороховыми. Да и выпуск базового танка завершался.
Заметим, что химический танк ХТ-46 разрабатывался на базе Т-46 — колесно-гусеничной модификации того же Т-26.
Всего химических танков было выпущено: ХТ-26 —552 в 1932 — 1935 гг., ХТ-130 — 401 в 1936 — 1939 гг., ХТ-133 — 269 в 1939 — 1940 гг, ХТ-134 — 2 в 1940 г.

КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫЙ ОГНЕМЕТНЫЙ ТАНК ХТ-7 (ОТ-8)

Быстроходным колесно-гусеничным танкам БТ в СССР уделялось большое внимание, но химические (огнеметные) танки на их базе остались опытными экземплярами. Уже в 1935 г. на шасси БТ-5 были построены три опытных образца БХМ-2 с огнеметной аппаратурой КС-23 вместо пушечного вооружения, в 1937 г. — ХБТ-5 с аппаратурой КС-34 завода «Компрессор». В 1936 г. СКБ завода «Компрессор» на шасси БТ-7 создало опытный образец танка ХБТ-7 (ХБТ-III) с аппаратурой КС-40, способной выбрасывать струю до 70 м.
В 1940 г., когда на заводе № 174 построили ХТ-134, харьковский завод № 183 им. Коминтерна на шасси БТ-7 обр.1937 г. построил несколько огнеметных танков ОТ-7 с 45-мм пушкой и пулеметом ДТ в «родной» конической башне. Пневматический огнемет КС-63 завода «Компрессор» был установлен в лобовой части корпуса справа от механика-водителя. Два резервуара для горючей смеси емкостью по 85 л каждый вынесли из корпуса танка на надгусеничные полки и защитили 10-мм броней. Пневматическая система огнемета состояла из трех баллонов сжатого воздуха емкостью по 13 литров; двух редукторов, трубопровода и клапана управления. Один редуктор понижал давление до 8 — 10 атм (для подачи бензина к форсунке факела), другой (для выстрела огнесмеси) создавал рабочее давление в баках 20 — 25 атм. Дальность метания струи при этом доходила до 60 — 70 м (в благоприятных условиях — до 90 м). Установка огнемета в корпусе обусловила мертвую зону обстрела из него в 5,5 м. Запаса горючей жидкости в 170 л хватало на 11 — 17 (по другим данным 10 — 15) коротких выстрелов, практическая скорострельность составляла 10 — 12 выстр./мин. При этом угол горизонтального обстрела составлял 55°, угол возвышения +12°, склонения -9°. Огнеметанием управлял механик-водитель. В его прибор наблюдения было встроено приспособление для наведения огнемета с прицельными рисками и связанной с огнеметом стрелкой. Но для производства КС-63 просто не нашли соответствующего предприятия.

КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫЙ ОГНЕМЕТНЫЙ ТАНК ОП-7

В 1941 г. огнеметную аппаратуру КС-63 установили на колесно-гусеничный танк БТ-7М (обр. 1940 г.) с дизельным двигателем В-2. Этот огнеметный танк получил обозначение ОП-7. Общая масса КС-63 с заправленными резервуарами составляла 711 кг. Резервуары с огнесмесью по 85 л каждый устанавливались на надгусеничных полках и защищались 10-мм бронелистами. Огнесмесь состояла из смеси мазута МЗ (90%) и керосина (10%), ее запаса хватало на 10 — 15 коротких выстрелов. Брандспойт разместили в шаровой опоре в лобовом листе корпуса, диаметр выходного отверстия его насадки — 19 мм. Управление брандспойтом осуществлялось двумя рукоятками. Зажигание смеси производилось с помощью электросвечи, подключенной к танковому аккумулятору. Рабочее давление 25 — 27 атм. Дальность действия до 70 м. Как и ОТ-7, танк ОП-7 остался опытным образцом. Он, однако, интересен как пример изменения подхода к созданию огнеметных танков накануне войны.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА ОТ-7 (ОП-8)

Экипаж, чел. 3
Боевая масса, т 14,3 (14,65)
Длина танка, м 5,6 (5,66)
Ширина, м 2,29
Высота, м 2,4 (2,5)
Клиренс, м 0,35
Толщина брони, мм:
корпус 22
башня 15
Мощность двигателя, л.с. 400 (500)
Максимальная скорость, км/ч:
на гусеницах 51(62)
на колесах 72 (86)
Запас хода, км:
на гусеницах 510(620)
на колесах 500 (1070)
Вооружение
Пушка 45-мм обр. 1934 /38 г.
Пулемет 2х7,62-мм ДТ
Боекомплект:
выстрелов 188
патронов 1827
Огнемет КС-63
запас огнесмеси, л 170
дальность огнеметания, м 54 — 60 (70)

ОГНЕМЕТЫ НА ТЕЛЕТАНКАХ

Телеуправляемый танк (по-видимому, ЛТ1-26), оборудованный огнеметом для испытаний на НИБТПолигоне. 1936год (слева). Эта же машина с демонтированным вооружением в экспозиции танкового музея в Кубинке. 2001 год (в центре). Заправка телеуправляемого танка ТТ-БТ-7 спецжидкостью. 1940 год (справа)

Огнеметное вооружение считалось основным для большинства опытных и серийных образцов дистанционно управляемых по радио танков (телетанков), строившихся в СССР в 1930-е гг. — ТТ-26, телетрактор Т-20, ТТ-38, БТ-ТТ. Их планировали использовать для разведки минных полей и противотанковых препятствий и проделывания проходов в них, уничтожения дотов, огнеметания с малой дальности, постановки дымовых завес. Так, телетанк 1935 г. с телемеханической аппаратурой ТОЗ-IV нес огнеметное и пулеметное вооружение по типу XT-130. Завод № 174 построил 37 телемеханических групп «телетанк — танк управления». В 1938 г. было построено также 28 телетанков с аппаратурой ТОЗ-VI и химическим прибором КС-25 для огнеметания или постановки дымовых завес. Всего в 1933 — 1938 гг. несколькими партиями изготовили 162 телетанка ТТ-26 и танка управления ТУ-26.
К началу Великой Отечественной войны на большей части телетанков телемеханическая аппаратура вышла из строя, а имевшиеся в приграничных округах телетанки были потеряны в первые недели, по-видимому, не успев принять участие в боях.
Огнеметы и позднее рассматривались в числе вооружения дистанционно управляемых наземных машин (в частности, журнал «Радио-Крафт» уже в 1945 г. сразу после окончания войны опубликовал проект радиоуправляемой танкетки — в развитие германской B-IV, — оснащенной пневматическим огнеметом с дальностью огнеметания до 40 м и мощным зарядом ВВ).

ХИМИЧЕСКАЯ ПРИЦЕПКА

Для поражения живой силы противника огнеметанием, производства дымопуска и заражения местности боевыми ОВ, а также ее дегазации в 1939 — 1940 гг. на Выксинском заводе ДРО ведущим конструктором М.В.Суховым под руководством начальника СКВ М.У.Мирошина разработали специальные химические прицепки (ХП). Прицепка ХП-2 представляла собой одноосный прицеп на колесном ходу со специальным оборудованием, контрольно-измерительными приборами и резервуаром емкостью 600 л, которые были защищены броней толщиной 6, 9 и 10 мм. Выброс спецжидкости производился с помощью сжатого воздуха. На прицепке устанавливалось приспособление, обеспечивавшее её сцепку с танком, а в случае необходимости и отцепку без выхода экипажа из танка. Серийно не производилась.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ТАНКОВ НА БАЗЕ Т-26


Танк ХТ-130 210-го отдельного химического танкового батальона ведет огонь по финскому доту. 1940 год

Химические танки поступали на вооружение рот боевого обеспечения танковых бригад (9 единиц — три взвода по три машины), а с 1935 г. — отдельных химических танковых батальонов, сводившихся в химические танковые бригады по 150 танков в каждой. ,К 1939 г. в РККА имелось три такие бригады — в Московском военном округе, в Поволжье и на Дальнем Востоке.
Еще в 1938 г. 9 ХТ-26 использовали в боях против японских войск в районе оз.Хасан. А в 1939 — 1940 гг. советские войска приобрели весьма ценный опыт боевого применения огнеметных танков как против полевых (на р.Халхин-Гол), так и против долговременных (на Карельском перешейке) укреплений. В боях на р.Халхин-Гол в мае — августе 1939 г. действовали 10 танков ХТ-26 роты боевого обеспечения 11-й танковой бригады и 9 ХТ-26 из 6-й танковой бригады, а также 18 ХТ-130 из состава 2-й химической танковой бригады. Эти танки применялись в качестве огнеметных для поддержки пехоты, уничтожения противника при штурме укрепленных позиций. Обычно огнеметный танк направлялся на долговременное огневое сооружение противника, являвшееся ключевым на данном участке обороны, а после его подавления разворачивался и двигался вдоль траншеи, выжигая из нее живую силу. При этом для прикрытия огнеметных танков выделялись линейные пушечные танки или бронеавтомобили — как правило, взвод танков или БА-10 на взвод (3 машины) огнеметных танков. В «Отчете о действиях химических войск в ходе боев у р.Халхин-Гол» говорилось: «Химические танки получили широкое применение и в полной мере оправдали себя, завоевав себе прочный авторитет среди стрелковых частей».
Во время советско-финляндской войны 1939 — 1940 гг. в операциях на Карельском перешейке участвовали химические танки 201, 204, 210-го и 218-го отдельных химических танковых батальонов, а также рот боевого обеспечения танковых бригад. К началу войны в войсках, принявших участие в боях, имелось 208 танков ХТ-26 и ХТ-130 (последние составляли большинство), впоследствии их количество постоянно увеличивали, в том числе поставкой танков ХТ-133. Танки весьма эффективно выжигали пехоту противника как в дотах и блиндажах линии Маннергейма, так и на открытой местности. Сам К.Г.Маннергейм, вспоминая о штурме советскими войсками финских укреплений, отмечал: «Новым было то, что во многих местах пехоту везли на бронированных санях, прицепленных к танкам, или же на броне танков. Новинкой явились и самоходные огнеметы, извергающие горящую нефть». Своеобразие театра военных действий и специфика наступления на укрепленный район противника определили особенности применения огнеметных танков в их тесном взаимодействии с линейными танками, пехотой и артиллерией. Наиболее успешно огнеметные танки действовали против отдельных укреплений в составе штурмовых (блокирующих) групп, в которые вводились вместе с линейными танками, пехотой и саперами, при поддержке артиллерии. Танки под огнем противника подходили к доту на дистанцию огнеметного выстрела и поражали амбразуру струей огнесмеси, уничтожая или подавляя гарнизон сооружения. Однако при всей эффективности огнеметных танков они оказались более уязвимыми — из-за повышенной огнеопасности, — и процент их потерь был почти в 2,5 раза выше, чем у линейных Т-26. Из 446 химических танков, участвовавших в боях на Карельском перешейке, потеряно было 124. Опыт войны показал, что огнеметные танки становятся первой целью для противотанковой артиллерии.


Огнеметный телетанк ТТ-26 из состава 217-го отдельного химического танкового батальона, подбитый в районе высоты 65,5. Карельский перешеек, февраль 1940 года

Боевые действия 1939 — 1940 гг. позволили уточнить роль химических танков, тактику их применения и требования к ним. Огнеметание стало главным их назначением. Использование огнеметных танков в прорыве обороны противника рассматривалось среди прочих важных вопросов. На совещании высшего руководящего состава РККА 23 — 31 декабря 1940 г. об этом докладывали командующий войсками Западного особого военного округа генерал-полковник танковых войск Д.Г.Павлов и командир 5-го механизированного корпуса Забайкальского военного округа генерал-лейтенант М.Ф.Терехин. В «Пособии для бойца-танкиста», изданном в 1941 г. накануне войны, о действии огнеметных танков говорилось кратко: «Огнеметание применимо при любой обстановке: наступающими войсками огнеметание применяется по живой силе, находящейся открыто и в укрытиях, по танкам противника, по тыловым колоннам, для поджигания складов и сооружений».
Таким образом, к началу Великой Отечественной войны в Красной Армии имелись вполне сложившиеся взгляды на применение огнеметного вооружения в бою. Считалось, что огнеметы не решают самостоятельных боевых задач, а потому должны использоваться только в тесном взаимодействии с пехотой и танками, артиллерией и саперами. Огнеметание требовалось комбинировать с ружейно-пулеметным огнем и штыковым ударом. Задача огнеметов в наступлении заключалась в выжигании обороняющегося противника из укрытий. Практика применения их в боях показала, что после огнеметания не пораженная живая сила, как правило, покидала укрытия и попадала под огонь стрелкового оружия и артиллерии. В обороне огнеметы предполагалось использовать внезапно и массированно в тот момент, когда атакующий противник приблизится на дальность огнеметного выстрела.
В 1940 г. у нас в стране пересмотрели организационную структуру танковых войск. Химические танковые бригады были расформированы, а их материальная часть с лета передавалась в танковые дивизии создаваемых механизированных корпусов. В состав каждой танковой дивизии ввели два батальона химических танков по 54 машины с непосредственным подчинением командиру дивизии. Но, по данным 1-го Отдела ГАБТУ Красной Армии,- в механизированных корпусах на 22 июня 1941 г. имелось химических танков на шасси Т-26: в 1-м — 104, во 2-м — 6, 3-м — 12, 4-М — 23, в 5-м — 59, в 6-м — 44, в 7-м — 68, в 8-м — 50, в 9-м — 4, в 10-м — 38, в 11-м — 20, в 13-м — 20, в 14-м —25, в 15-м — 9, в 16-м — 32, в 17-м — 2, в 18-м — 12, в 19-м — 47, в 20-м — 3, в 21-м — 30, в 22-м — 49, в 24-м — 4, в 27-м — 4, в 28-м — 131, в 30-м — 108. 57-я танковая дивизия имела 42, а 59-я — 48 химических танков. Как видим, укомплектованность была весьма неодинакова и сильно отличалась от положенной по штату. Так, в мехкорпусах 5-й армии Киевского особого военного округа некомплект химических танков составлял 84%. Всего в мехкорпусах РККА имелось 994 химических танка на шасси Т-26.
Большая часть легких химических танков была потеряна в боях лета 1941 г., причем многие выходили из строя по техническим причинам. Весьма характерно для начала войны, например, донесение о боевых действиях огнеметных батальонов 3-й танковой дивизии 1-го механизированного корпуса: «К началу боевых действий 5-й и 6-й танковые полки имели по одному батальону (24 XT и 8 пушечных Т-26). Первый бой батальоны провели за город Остров 5 июля 1941 г.
Огнеметный батальон 6-го танкового полка действовал во втором эшелоне. В момент атаки собранная из различных частей пехота отстала и в атаку не пошла, поэтому танки действовали одни. Батальон был выдвинут вслед за тяжелыми танками, уничтожая огнем бегущую в панике немецкую пехоту и успешно поджигая постройки, где были установлены противотанковые орудия и пулеметы. Ввиду того, что в ходе боя огнеметные танки отстали от своих тяжелых танков и не имели пехотной поддержки, было потеряно 10 огнеметных машин и шесть Т-26.
7 июля 1941 г. огнеметный танковый батальон участвовал в бою по уничтожению немецкого десанта в районе поселка Чисре. Вследствие поджога леса и морального воздействия, мотопехота противника была рассеяна. Ввиду того, что огнеметные танки отходили из боя по болотистой местности, пять танков завязли в болоте и были подорваны экипажами.
В районе деревень Бровино, Удоха, Ситня 9 — 10 июля три огнеметных танка 6-го танкового полка действовали из засад, уничтожив до 30 мотоциклистов и три грузовика с пехотой. В последних боях огнеметные танки действовали как линейные.
5 июля в бою за город Остров командиром 5-го танкового полка батальон был использован преступно. Одну роту он поставил в первый эшелон с задачей: уничтожать противотанковые орудия. Эта рота в течение 30 — 40 минут боя была полностью уничтожена. Остальные роты из-за невозможности огнеметания использовались как линейные (вели пулеметный огонь).
В ночь на 15 июля при совместной атаке тяжелых и легких танков огнеметный танковый батальон в составе 10 танков действовал по уничтожению тылов противника в районе деревни Строкино. Огнеметные танки использовались на огнеметание, уничтожая машины противника с боеприпасами и горючим. Противник был обращен в паническое бегство, оставив на поле боя 240 автомашин с горючим и боеприпасами. Среди трофеев была взята машина с секретными документами 52-го химического минометного полка».


Огнеметный танк ХТ-26 выдвигается на боевую позицию. Лето 1941 года

12-й механизированный корпус с 22 июня по 7 июля 1941 г. потерял все семь выведенных по тревоге химических танков, причем три относились к боевым потерям, а четыре оставлены на поле боя по техническим причинам.
А вот отрывок из «Донесения о действиях 116-го отдельного танкового батальона»: «116-й отдельный танковый батальон, прибыв на фронт 11 сентября, имел в своем составе: а) личного состава — 440 человек; б) танков — 31, из них Т-34 — 9, Т-26 — 4, ХТ-26 — 18... 12 сентября 1941 года батальон... впервые вступил в бой с немецкими фашистами... В результате первых боев с противником батальон поставленной задачи не выполнил, понеся потери: а) в личном составе: убито 10, ранено 10, пропало б/вести 47, итого 67; б) в материальной части и вооружении: осталось на поле боя и в районах, занятых противником: танки Т-34 — 8, из них наскочили на свое минное поле — 2, застряли в болоте и на мосту — 2, попали в противотанковый ров — 1, подбиты ПТ артиллерией противника — 3, танки Т-26 — 3, танки ХТ-26 — 15, всего — 26. Танки ХТ-26 сгорели от собственной горючей смеси вследствие попадания в них снарядов и бронебойных пуль...
Причины больших потерь батальона: а) вследствие неоднократно изменявшихся задач и исходных позиций для наступления, а также несерьезного отношения к этому важнейшему элементу боевой деятельности танкистов. Личный состав экипажей плохо знал свои задачи, а экипажи 3-й роты совершенно ее не знали. Танки 3-й роты не были подготовлены к огнеметанию (не было создано давление)...
б) ... не было организовано никакой разведки огневых точек противника...
г) огнеметные танки ХТ-26 использо-вались неправильно, как артиллерий-ские...»

Захваченные германской армией советские огнеметные танки получили обо-значение Flam.Pz.Kpfw. Т-26 739 ®, хотя об их боевом применении немцами неизвестно. Огнеметные танки, захваченные финнами во время советско-финляндской и в начале Великой Отечественной войны, были восстановлены и использовались в финской армии.

Слева: Захваченный финнами советский танк ХТ-26 на ремонтном заводе в Варкаусе. Весна 1940 года. В лобовом листе башни видна пробоина от противотанкового снаряда
Справа: Трофейный советский огнеметный танк ХТ-133 на выставке в Хельсинки. Весна 1942 год

По состоянию на 31 мая 1941 г. у финнов в эксплуатации находились 4 ХТ-26 и 2 ХТ-130, к осени 1941 г. к ним добавилось еще 3 ХТ-133. Но уже к осени 1942 г. эти танки финны переделали в пушечные.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!