Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Огнеметные и плавающие танки ркка подбитые. Огненный Меч

«Продразверстка» - это принудительное наложение обязанности сдачи «излишков» производства на производителей продуктов питания и была одной из сторон, обуславливающих сущность экономической политики «военного коммунизма». Главным образом, конечно, это ложилось на деревню, основного производителя продуктов питания. На практике это привело к насильственному изъятию у крестьян необходимого количества хлеба, да и формы проведения продразверстки оставляли желать лучшего: власти последовали обычной политике уравнительности, и, вместо того, чтобы возложить груз поборов на зажиточных крестьян, обирали середняков, составляющих основную часть производителей продуктов. Это не могло не вызвать всеобщего недовольства, во многих районах вспыхнули бунты, на продовольственную армию устраивали засады. Проявилось единение крестьянства в противостоянии городу как внешнему миру.

К весне 1918 г. ситуация с продовольствием в стране значительно осложнилась. Власть оказалась перед необходимостью введения «продовольственной диктатуры». В деревнях с этой целью 11 июня 1918 г. были созданы комитеты бедноты (комбеды), использовавшие продовольственные отряды для изъятия излишков продукции. Предполагалось, что часть изымаемых продуктов будет поступать членам этих комитетов. Наряду с изъятием зерна они приступили к конфискации земель зажиточных крестьян (за короткий срок у них было изъято почти 50 млн. десятин земли). Началось создание колхозов и совхозов. Организация комбедов свидетельствовала о полном незнании большевиками крестьянской психологии, в которой главную роль играл общинный принцип.

В результате всего этого кампания по продразверстке летом 1918 года провалилась: вместо 144 миллионов пудов зерна было собрано всего 13. Тем не менее, это не помешало властям продолжать политику продразверстки еще в течение нескольких лет.

С 1 января 1919 года беспорядочные поиски излишков были заменены централизованной и плановой системой продразверстки. 11 января 1919 года был обнародован декрет «О разверстке хлеба и фуража». Согласно этому декрету, государство заранее сообщало точную цифру в своих потребностях в продуктах. То есть каждая область, уезд, волость должны были сдать государству заранее установленное количество зерна и других продуктов, в зависимости от предполагаемого урожая (определяемого весьма приблизительно, по данным предвоенных лет). Выполнение плана было обязательным. Каждая крестьянская община отвечала за свои поставки. Только лишь после полного выполнения общиной всех требований государства по сдаче сельскохозяйственной продукции крестьянам выдавались квитанции на приобретение промышленных товаров, однако в количестве, намного меньшем, чем требовалось (10-15 процентов), да и ассортимент ограничивался лишь товарами ᴨпервой необходимости: ткани, спички, керосин, соль, сахар, изредка инструменты (в принципе, крестьяне согласны были обменивать продукты питания на промышленные товары, однако государство не располагало ими в достаточном количестве). На продразверстку и дефицит товаров крестьяне отреагировали сокращением посевных площадей (до 60 процентов в зависимости от региона) и возвращением к натуральному хозяйству. В последствии, например, в 1919 году из запланированных 260 миллионов пудов зерна было заготовлено лишь 100, и то, с большим трудом. А в 1920 году план был выполнен всего на 3 - 4 %.

Восстановив против себя крестьянство, продразверстка не удовлетворила и горожан: на дневной предусмотренный рацион прожить было невозможно, интеллигенты и «бывшие» снабжались продуктами в последнюю очередь, а зачастую и вообще ничего не получали. Помимо несправедливости системы обеспечения продовольствием, она также была очень запутанной: в Петрограде существовало, по меньшей мере, 33 вида карточек на получение продовольствия со сроком годности не более месяца.

К зиме 1921 всеобщее недовольство «военным коммунизмом» достигло предела. В условиях голода, разрухи, народных восстаний в марте 1921 г. X съезд РКП(б) принял решение о прекращении политики военного коммунизма с его жестким централизованным руководством экономикой и начале новой экономической политики (нэп). Нэп рассматривался как временная, хотя и длительная (по словам Ленина, «всерьез и надолго») уступка обстоятельствам. Первым шагом была отмена продразверстки. Ее заменил продналог, который был примерно вдвое меньше продразверстки и объявлялся накануне посевной. Излишки оставались у крестьян и могли быть проданы на рынке. Пришлось вернуться к свободе торговли, что привело к появлению мелких лавочников и оптовых перепродавцов.

Нэп оздоровил экономику страны. Исчезла угроза голода, стали развиваться мелкая и средняя торговля, сфера обслуживания, сельское хозяйство (нэп прежде всего был уступкой крестьянству). Однако к концу 1920-х гг. этот нэп уже не действовал. Товаров не хватало. Росла безработица. При-влечь для развития экономики иностранные инвестиции не удалось. К большевикам на Западе испытывали большое недоверие, а самое главное, в 1929 г. разразился мировой экономический кризис и Запа-ду стало не до инвестиций. В 1928 г. власти стали изы-мать хлеб силой, обвиняя крестьян в саботаже. Государство трижды обрушивало курс червонца, чтобы ограбить предпринимателей. С началом индустриализации и коллективизации нэп был свернут.

Получив богатый опыт использования огнеметных танков на фронтах Великой Отечественной войны, в СССР в конце 1940-х годов возобновили работы по созданию боевых машин этого класса.

В июле 1948 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР на заводе № 75 в Харькове было образовано специальное конструкторское бюро по огнеметанию СКб-1. Его начальником стал М. С. Озерский. Созданием огнеметных танков в КБ-60 занимался самостоятельный «отдел 62» во главе с Ф. А. Мостовым. Результатом работы этих двух коллективов стал танк Т-54-АТО («объект 481»), два образца которого были изготовлены в металле в 1952 году.

ТО-54

Корпус танка остался без изменений. Огнеметное оборудование размещалось в боевом отделении и отделении управления. В носовой части корпуса вместо боеукладки на 20 выстрелов и топливного бачка емкостью 17 л были поставлены бак для огнесмеси емкостью 460 л, дополнительный термодатчик и сопло противопожарного оборудования. В подбашенном листе над баком для огнесмеси и в днище танка под баком имелись лючки для заправки и слива огнесмеси.

Огнеметная установка — автоматическая, порохового действия. Огнемет состоял из цилиндра, казенника, автоматики, задвижки с насадкой, системы зажигания и воздушной системы. Цилиндр служил резервуаром для огнесмеси, поступавшей туда перед выстрелом. Поршень цилиндра под действием пороховых газов выжимал огнесмесь через насадку и выбрасывал ее в подожженном состоянии. Выстрел огнемета производился с помощью электрического или механического спуска, которые приводили в действие ударный механизм, разбивавший капсюль порохового патрона. При выстреле пороховые газы по трубопроводу, идущему из патронника, проходили в полость между задней крышкой цилиндра и поршнем и перемещали последний. При давлении 13,5-18,5 кгс/см² пружина задвижки сжималась и насадка отходила от иглы, образуя проход для выбрасывания огнесмеси. Система зажигания служит для воспламенения огнесмеси в момент ее вылета из насадки. Один из опытных образцов танка Т-54-АТО был оснащен электробензиновой системой зажигания, другой — пиротехнической.

По результатам испытаний на НИИБТ Полигоне была принята пиротехническая система. Она состояла из барабана с 20 гнездами для пиропатронов и электрозапала. Система действовала автоматически при срабатывании порохового патрона. Воздушная система предназначалась для подачи огнесмеси из бака в цилиндр огнемета. В нее входили два баллона емкостью по 10 л, воздушный редуктор, снижавший давление со 135-150 до 3-5.5 кгс/см², арматура и манометры.

Для огнеметания применялась огнесмесь АП-7, представлявшая собой смесь бензина и керосина с добавкой порошка-загустителя ОП-2 и ксиленола. Температура пламени огнеметного выстрела достигала 900-1000° С. Дальность огнеметания — 160 м, расход огнесмеси на один выстрел — 20 л, практическая скорострельность — 7 выстр/мин. Боекомплект огнемета был рассчитан на 20 выстрелов.

Из-за установки огнеметного оборудования боекомплект пушки пришлось уменьшить до 19 выстрелов, курсового пулемета — до 1500 патронов, зенитного пулемета — до 200 патронов. Укладка выстрелов и патронов была изменена.

Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть переделкам не подверглись. В систему электрооборудования внесли изменения в связи с включением в нее электроприборов огнемета. Изменилось также размещение баллонов воздухопуска и усилена система ППО, которая стала включать в себя четыре баллона с углекислотой и дополнительное сопло.

ТО-55

Танк ТО-55 («объект 482») стал дальнейшим развитием танка ТО-54 и отличался от него используемой базой и конструкцией огнеметной установки.

Танк ТО-55 был разработан в 1957 году в Харькове на заводе № 75. Серийно производился на заводе «им. Октябрьской революции» в Омске (завод № 174) с 1961 года. С 1968 по 1973 год выпуск ТО-55 осуществлялся и в Харькове. В общей сложности было изготовлено 830 танков ТО-55.

КОНСТРУКЦИЯ

В башне вместо спаренного пулемета ПКТ устанавливался пороховой автоматический огнемет АТО-200, стабилизированный вместе с пушкой в двух плоскостях. Прицельное огнеметание было возможно вести не только с места, но и с хода одиночными выстрелами или очередями по три — пять выстрелов со скорострельностью до 8 выстр/мин. По сравнению с ТО-54 максимальная дальность огнеметания возросла до 200 м.

Емкость выстрела увеличили до 35 л (на ОТ-54 — 20 л), а процесс огнеметания полностью автоматизировали. При этом для создания сплошной зоны огня наводчику не требовалось каждый раз нажимать на спусковую кнопку: ее нужно было просто не отпускать, и тогда стрельба становилась непрерывной. Бак для огнесмеси емкостью 460 л размещался в носовой части танка на месте топливных баков-стеллажей.

Для подвода ее в башню в средней части корпуса на днище имелось подающее устройство. АТО-200 представлял собой пороховой поршневой огнемет многократного действия с пиротехническим зажиганием струи. Он состоял из цилиндра — резервуара для огнесмеси, поступавшей туда перед выстрелом, задвижки с подвижной иглой, автоматики, системы пиротехнического зажигания и предохранительной системы.

Воспламенение струи в момент ее вылета из насадки огнемета производилось системой зажигания с помощью двух барабанов с двенадцатью пороховыми и зажигательными патронами.

ПОРЯДОК СТРЕЛЬБЫ

Стрельба из огнемета осуществлялась следующим образом. При нажатии наводчиком на спусковую кнопку электрическое напряжение подавалось одновременно на реле времени и на очередной зажигательный пиропатрон, который, в свою очередь, воспламенялся и выбрасывал факел пламени перед насадкой. Спустя 0,1-0,2 секунды реле времени подавало напряжение на электрокапсюльную втулку порохового патрона, моментально срабатывавшего. Давление пороховых газов в цилиндре быстро нарастало, под их действием поршень резко подавался вперед и выталкивал огнесмесь из цилиндра через насадку. Разогнанная до скорости 100 м/с струя, пролетая через факел зажигательно- го патрона, воспламенялась.

В конце хода поршня срабатывала система клапанов: насадка продувалась, поршень под давлением огнесмеси в баке возвращался в исходное положение, оба барабана проворачивались и «подготавливали» очередные патроны. Боекомплект АТО-200 включал 12 огневых выстрелов. При этом боекомплект 100-мм пушки пришлось уменьшить до 25 выстрелов и до 750 патронов боекомплект курсового пулемета. Прочие боевые и тактико-технические характеристики оставались такими же, как у танка Т-55.

ПРОИЗВОДСТВО

Испытания огнеметного танка «Объект 482» начались в 1958 году. Новый огнемет к этому времени был доработан и испытан отдельно, что положительным образом сказалось на ходе проекта. В январе 1960 года «объект 482» приняли на вооружение под названием ТО-55, однако серийное производство началось позже. Первая партия из 10 серийных машин была собрана только в 1961 году К этому времени военные начали сомневаться в целесообразности разработки и производства огнеметных танков. В армиях потенциальных противников широкое распространение получили ручные противотанковые гранатометы, а также появились первые ракетные комплексы, предназначенные для уничтожения бронемашин. Все эти противотанковые средства имели эффективную дальность стрельбы, не уступающую или даже превосходящую возможностям огнемета АТО-200. Отсутствие спаренного с орудием пулемета тоже стало предметом споров, поскольку могло ощутимо снизить эффективность танка при борьбе с пехотой. Танк ТО-55 стал последним серийно выпускавшимся советским огнеметным танком. Официально эта боевая машина была снята с вооружения в 1993 году.

5848

Огнеметный (химический) танк — танк, или другая бронированная машина, чьим основным вооружением является огнемет — оружие, поражающее цель огнесмесью (горящим веществом, обжигающим или поджигающим цель). Некоторые танки помимо огнемета оснащалась приборами дымового пуска и распылителями отравляющих веществ, поэтому такие танки именовались не огнеметными, а химическими. Назначение огнеметного танка — поддержка пехоты при штурме укрепленных позиций противника (подавление огневых точек врага в амбразурах (ДОТы, ДЗОТы, УРы), уничтожение пехоты в окопах). Как правило, огнеметный танк создавался на основе серийных танков путем установки огнемета на месте основного или вспомогательного вооружения.

Первые опыты с установкой огнеметов на танки проводились в годы Первой мировой войны, но широкое распространение огнеметные танки получили только к 1930-м годам. Всерьез занимались созданием огнеметных танков в межвоенные годы только в СССР. До начала войны было выпущено более 1 300 огнеметных танков различных видов. В других же странах, в том числе и обладавших развитой танкостроительной промышленностью, новый вид вооружения вплоть до начала Второй мировой войны не получил практически никакого развития. Исключение составляла только Италия, обладавшая небольшим количеством огнеметных CV-3 L.F на базе танкетки CV-3/33.

В предвоенные годы и в период войны 6 стран выпустили 4 960 тяжелых танков 28 типов в 31 модификациях. Однако приведенные данные не могут быть исчерпывающими, поскольку много огнеметных машин изготовлялось по мере необходимости полевыми мастерскими из серийных танков или бронемашин.

Ориентировочное количество огнеметных танков использовавшихся в войне в разрезе стран (без трофейных и переданных/полученных)

История развития строительства огнеметных танков в разных странах, выглядит следующим образом.

Массовое производство огнеметных танков в Англии началось в 1943 г. на базе танка «Churchill» со встроенной системой пневматического огнемета, использующего давление азота. Танк назвали «Churchill Crocodile». 1818 л огнесмеси находилось в бронеприцепе, который весил 6,6 т, сжатый азот размещался в прицепе в пяти баллонах. Дальность стрельбы составила 120-135 метров. Запаса смеси хватало на 80 односекундных выстрелов. Поджигание струи происходило от электрической запальной свечи. В качестве огнесмеси использовали бензин с алюминиевой стружкой. В случае необходимости вся огнеметная аппаратура могла сниматься, и «Crocodile» превращался в пушечный танк. При опорожнении или поражении прицеп-цистерна могла отсоединяться с помощью пиропатрона в механизме сцепки, что уменьшало пожароопасность танка. В то же время это снижало маневренность (танк не мог двигаться задним ходом) и проходимость (танкисты постоянно боялись потерять прицеп при движении по пересеченной местности и преодолении препятствий), ухудшало поворотливость. Действия в населенных пунктах затруднялись через малый сектор поворота брандспойта.

В Германии разработка огнеметного оружия началась лишь 1939 году. Первые машины были выпущены на шасси танков Pz.II ausf.D/E в 1940 г. Давление для oгнеметания создавалось с помощью сжатого азота. Баллоны с азотом находились внутри корпуса танка. Слабая броня и повышенная пожароопасность быстро сказались на потерях — к началу 1942 года этих машин в частях практически не осталось.

Вторым немецким огнеметным танком стал B-2 (f) на базе трофейных французских B-1bis. Огнемет, действие которого обеспечивал двухтактный мотоциклетный мотор, предоставляла фирма «Koebe». Устанавливали его в шаровой установке вместо 75-мм пушки. Над огнеметом сооружалась будка со смотровыми приборами для огнеметчика. Огнесмесь находилась в бронированном баке на корме танка.

В конце 1942 г. для боев в Сталинграде была выпущена партия огнеметных танков на базе «Pz.III ausf M» с огнеметом в башне. Вместо пушки в башне Pz.III устанавливалась стальная труба длиной 1,5 м, являвшаяся защитным кожухом для 14-мм ствола огнемета, так что танк внешне не сильно отличался от линейных. Рабочее давление в стволе, достигавшее 15 МПа, создавалось с помощью вспомогательного двухтактного двигателя DKW мощностью 3 л.с. Перед стрельбой оба бака с огнесмесью емкостью по 100 л каждый в течение пяти минут нагревались горячей водой, поступавшей из системы охлаждения двигателя танка. Для усиления бронирования на лобовую часть корпуса приваривали дополнительный 30-мм бронелист, благодаря чему толщина лобовой брони корпуса составила 80 мм. Также отмечалась переделка в огнеметные машины САУ «StuG» и «Hetzer», бронетранспортера Sdkfz 251.

В целом немецкие огнеметные танки имели большие недостатки. Несмотря на то, что они располагали большим количеством огневых выстрелов, мощность этих выстрелов и дальность огнеметания были очень малы. Слабая броня и отсутствие артиллерийского вооружения не давали этим танкам возможности вести боевые действия самостоятельно. В большинстве случаев немецкие огнеметные танки не имели успеха вследствие того, что не могли подойти к объектам огнеметания на дистанцию действия огневого выстрела, так как этому почти всегда препятствовала противотанковая артиллерия оборонявшегося.

Канадцы разработали оригинальный огнемет «Ronson», который устанавливали на машины британского производства, состоявшие также и на вооружении канадской армии. Кроме того, на ремонтно-эвакуационную машину, переделанную из американского среднего танка М-3 «General Lee», устанавливалась огнеметная аппаратура «Wasp». Этот самоходный огнемет известен как «Badger».

В СССР первый образец огнеметного танка был создан в 1933 г. на базе двухбашенного танка Т-26 под обозначением ОТ-26/ХТ-26. В отличие от линейного прототипа, левая башня была демонтирована, а в корпусе под ней разместили огнеметное оборудование. Наведение огнемета и пулемета на цель осуществлялось с помощью плечевого упора. Огнесмесь, состоящая из мазута и керосина, поджигалась от факела горящего бензина, а бензин — от электрической запальной свечи. Кроме огнемета, танк оборудовался системой дымопуска. Бак также мог заполняться дымообразующей смесью, отравляющими веществами стойкого или нестойкого типа, а также водой или мыльной жидкостью для дегазации местности. Для распыления отравляющего вещества и дымопуска использовался распылитель, располагавшийся в кормовой части машины.

Другой танк — ХТ-130 (ОТ-130) — строился, начиная с 1936 года, уже на базе однобашенного варианта Т-26. Башня была смещена вправо относительно продольной оси танка. Слева от нее находились два резервуара для огнесмеси. В 1938-1940 гг. огнеметные танки модернизировались (ХТ-131, 132, 133). В 1940 г. появился огнеметный танк ХТ-134. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть огнеметных танков оставались без изменений. Радиостанциями они не оборудовались. Помимо огнеметов танки оснащались приборами распыления отравляющих веществ. Для последней цели на надгусеничных полках устанавливались два резервуара по 200 л каждый. При скорости движения танка 12 км/ч ширина полосы заражения составляла 25 м, а общая площадь зараженной одной машиной местности — 10 000 кв.м. Всего огнеметных танков на базе Т-26 выпустили 1 336 единиц (12% от общего выпуска танков Т-26).

Впервые огнеметные танки были применены летом 1939 года во время боев на реке Халхин-Гол по ликвидации 6-й японской армии. Слабым местом применения огнеметных танков явились плохая разведка и подготовка машин к атаке. В результате было большое расходование огнесмеси на второстепенных участках и излишние потери. В ходе первых же боев было установлено, что японская пехота не выдерживает огнеметания и боится химического танка. В боях, где применялись огнеметные танки, японцы неизменно оставляли свои укрытия, не проявляя стойкости. Отрицательными сторонами признавались малая дальность огнеметания, не обеспечивающая танк от броска ручной гранаты.
Выводы были сделаны, и уже в период первой советско-финской войны химические танки использовались наиболее массово, активно и достаточно эффективно за всю их историю. Как правило, в состав штурмовой группы включалось три пушечных и два огнеметных танка, взвод саперов, до роты пехоты, два-три пулемета и одно-два орудия. Пушечные танки огнем по амбразурам и прилегающим к ДОТу траншеям обеспечивали подход огнеметных танков, которые заливали амбразуры и двери ДОТа огнесмесью и зажигали ее. В это время саперы вели работу по подрыву, а пехота прикрывала саперов от атак финнов.

Огнеметные танки оказались более уязвимыми, чем обычные танки, и поэтому несли большие потери. Объяснение этого в неизбежном возникновении пожара при попадании осколков в цистерны с огнесмесью. Несмотря на достаточно высокую эффективность химических танков в ходе боев, у них выявился главный недостаток, впрочем, присущий всем танкам Т-26, — слабость бронирования, поскольку небольшая дальность огнеметания не позволяла химическим танкам поражать цели на расстоянии более 50 метров. Поэтому некоторые ХТ-133, поступавшие на пополнение потерь прямо с завода, получали дополнительную экранировку из 30 — 40-мм брони.

Опыт применения огнеметных танков поставил перед конструкторами проблему увеличения дальности стрельбы, усиления броневой защиты и указал на необходимость сохранения в танке пушечного вооружения. Также заметили, что огнеметный танк не должен внешне отличаться от линейного, т.к. враг, зная важность и уязвимость огнеметных танков, выслеживал их и старался выбивать в первую очередь. Эти проблемы решались уже путем создания огнеметных танков на базе новых танков КВ и Т-34.

Бои в Финляндии показали, что огнеметы пневматического действия (в которых огнесмесь выбрасывалась при помощи сжатого воздуха) из-за их малой дальности уже не пригодны для вооружения танков. Именно этот факт повлиял на будущее создание революционно новых танковых огнеметов. В 1941 г. был создал автоматический танковый огнемет АТО-41. В отличие от предыдущих огнесмесь здесь выбрасывалась поршнем при действии на него пороховых газов специального патрона, как в фугасном огнемете, и поджигалась бензиновым факелом, воспламеняющимся от электрической запальной свечи. Выброс и поджиг осуществлялся пороховыми зарядами 45-мм противотанковой пушки. За один выстрел выбрасывалось до 10 л смеси. Дальность стрельбы обычной смесью — 60-70 м, вязкой – 110-130 м. Для создания вязкой огнесмеси в СССР использовали «коктейль» из автобензина и порошка ОП-2.

Скорострельность составляла до 10 выстрелов в минуту. В следующем году огнемет модернизировали, увеличили дальность стрельбы до 120 м, а скорострельность до 25-30 выстрелов в минуту. Огнеметание могло вестись одиночными выстрелами и автоматическими очередями. Он получил обозначение АТО-42.

Таким образом решалась проблема довоенных химических танков — огнеметы стали более дальнобойными, орудие можно было сохранить, да и с броней КВ и Т-34 было не страшно подходить к врагу на дальность огнеметания. Огнеметные танки на базе Т-34 получили обозначение ОТ-34 и ОТ-34-85. Недостатком танка являлось то, что огнеметом управлял механик-водитель танка, а ведь ему еще надо было и управлять танком. Важным плюсом ОТ-34 и ОТ-34-85 было их практически полное внешнее сходство с линейными боевыми танками и сохранение обычных боевых свойств, а также наличие средств связи. К недостаткам относились отсутствие кругового огнеметания, малый сектор обстрела по вертикали и ограниченная возможность ведения прицельного огня из огнемета. По сути, это были линейные танки с дополнительным огнеметным вооружением.

Огнеметный танк на базе КВ-1 получил обозначение КВ-8. Огнемет устанавливался в башне измененной конструкции рядом со спаренным пулеметом ДТ. Но оставить вооружение КВ, как в случае с Т-34, не удалось по причине нехватки пространства в башне. Именно поэтому вместо 76,2-мм орудия установили 45-мм танковую пушку обр. 1934/38 гг. с боекомплектом 88 выстрелов. Для придания КВ-8 сходства с обычным KB-1 (дабы не выделять для противника специальные машины в боевом порядке) 45-мм пушку укрыли кожухом, придававшим ей сходство с пушкой Ф-32.

На базе модернизированного танка КВ-1С стали выпускать огнеметные машины под названием КВ-8С. На этой машине устанавливался огнемет АТО-42. В целом КВ-8 стал компромиссом между стремлением к круговому обстрелу огнемета (главное достоинство этого танка, позволявшее ему выбирать скрытые подступы к цели, не разворачиваться перед траншеями) и желанием сохранить артиллерийское вооружение. Но снижение огневой мощи по сравнению с линейными танками не окупалось огнеметанием. 45-мм пушка была слаба в борьбе с огневыми точками и контратакующими танками противника. Вскоре огнеметные танки на базе КВ были сняты с производства, а основным огнеметным танком стали машины на базе Т-34.

В ходе наступления огнеметные танки располагались обычно за линейными танками, а при подходе к объектам атаки (укреплениям, домам и т.п.) выдвигались вперед и уничтожали огнеметанием назначенные цели, выжигали живую силу из сооружений. При атаке сильно укрепленных огневых точек требовался сосредоточенный огонь, причем иногда первый выстрел делали без поджигания струи, зажигая огнесмесь вторым выстрелом — так обеспечивалось более надежное поражение и меньше смеси сгорало в полете. Атакуя полевую оборону, огнеметные танки старались подойти к самым траншеям и, развернувшись, вели огнеметание вдоль траншей. Действуя как танки непосредственной поддержки пехоты, огнеметные танки, подобно линейным, могли нести пехоту на броне. В боях на улицах городов и при прорыве сильно укрепленных позиций они небольшими группами или по одному включались в состав штурмовых отрядов и групп.

Особенно проявили себя танковые огнеметы на заключительном этапе войны, когда Красной Армии неоднократно приходилось штурмовать немецкие города-крепости. В этих городских боях они часто оказывались эффективнее танковых пулеметов, выжигая стрелков и «фаустников» (солдат с фаустпатронами) противника в укрытиях, вели огнеметание по огневым точкам на нижних этажах и в подвалах, ДОТам и ДЗОТам.

Поскольку огнеметные танки использовались для штурма укрепленных позиций, требовалось их тесное взаимодействие с саперами — в частности, в ходе боев ОТ-34 преодолевали минные поля вслед за танками-тральщиками. Для разграждения пути движения огнеметные танки нередко брали на броню саперов.

В США первые огнеметные танки появились в 1943 г., когда американская морская пехота столкнулась с жестоким сопротивлением японцев в джунглях, укреплениях и пещерах островов Тихого океана. Первой огнеметной машиной стал переделанный легкий танк М-3 «General Stuart» под прозвищем «Satan». В дальнейшем огнеметные танки строились на базе среднего танка М-4 «General Sherman» в различных модификация: М-3-4-3 (установка вместо курсового пулемета с баком огнесмеси в корпусе); модель РОА (огнемет вместо 105-мм гаубицы, в которой затвор заменялся брандспойтом, но ствол орудия оставался); модель POA-CWS-75-H1 (тоже самое с 75-мм пушкой); модель POA-CWS-75-H2 (брандспойт устанавливался вместо спаренного пулемета, пушечное вооружение оставалось); на некоторые танки устанавливали канадский огнемет «Ronson» или же британскую систему «Crocodile». Известна модификация с четырьмя огнеметами для защиты от атак японских солдат-камикадзе. В 1944 несколько БТРов-амфибий LVT также были оборудованы огнеметами «Ronson» вместо 37-мм орудий. Кроме того, огнеметы устанавливались на линейных танках вместо пулемета.

(ныне - Тверь) и в его пригороде разделительной линией между советскими и немецкими частями на южном берегу Волги стала полоса от Старицкого до Волоколамского шоссе. Начались ожесточённые уличные бои.

Вперёд, по обоим берегам Волги

Чтобы прорваться к центру города и захватить шоссейный Волжский мост, наступающим немецким частям требовалось сломить сопротивление 5-й стрелковой дивизии с приданными подразделениями курсантов, истребительного батальона и ополчения. В Заволжье 900-я моторизованная учебная бригада вермахта стояла у северо-западных границ города, имея в планах захват важного перекрёстка шоссейной и железной дорог (Горбатого моста). Её противником были бойцы 256-й стрелковой дивизии.

Пулемётчик 1-й танковой дивизии вермахта на улице Красноармейской (ныне Новоторжская). Впереди Советская площадь. На зданиях различим противовоздушный камуфляж в виде крупных неровных пятен. К моменту съёмки Волжский мост уже был захвачен немцами.
Хаупт В. Сражения группы армий «Центр»

Бои за город, разгоревшиеся с новой силой ранним утром 14 октября, достаточно подробно описаны немецким историком, бывшим офицером вермахта Вернером Хауптом:

«Приказ командира 41-го танкового корпуса командиру 1-й танковой дивизии с командного пункта в Даниловском гласит: “Овладеть городом Калинин и шоссейным мостом через Волгу в двух километрах за ним!” В то время как её боевая группа “В” (усиленный 1-й моторизованный полк), прикрывая левый фланг дивизии и пути подвоза с севера, ещё отражала ожесточённые атаки противника на плацдарме у Старицы, главные силы дивизии приготовились к штурму Калинина».

Командир 113-го моторизованного пехотного полка подполковник Венд фон Витерсхайм на бронетранспортёре со штабом полка, за которым следовали передовые подразделения, разместил свои части по обе стороны Старицкого шоссе, преимущественно севернее дороги.

1-я рота 1-го моторизованного пехотного полка, поддержанная 1-м артиллерийским дивизионом 73-го артиллерийского полка (командир - майор Борн), в 2:00 подошла к Калинину и изготовилась на захваченном днём ранее аэродроме Мигалово к атаке вдоль Старицкого шоссе. Её поддерживали танки «отряда Хершеля» (шесть Pz.Kpfw.III под командованием обер-лейтенанта Пёля, четыре Pz.Kpfw.IV и несколько Pz.Kpfw.II под командованием обер-лейтенанта Дюнча).

1-й батальон 113-го моторизованного полка с приданной 3-й ротой 1-го танкового полка (шесть Pz.Kpfw.III и два Pz.Kpfw.IV под командованием капитана графа фон дер Шуленбурга) наступали по северным улицам, вытянутым параллельно шоссе.


Брошенный трамвайный вагон - один из распространённых сюжетов немецких фото, сделанных на улицах Калинина

1-й мотоциклетный батальон (командир - майор Ф. фон Вольф) начал атаку в 5:00. Впереди шла 1-я рота батальона, за ней ударный сапёрный отряд, две противотанковые пушки и одно лёгкое пехотное орудие, следом 5-я рота мотоциклетного батальона, затем - управление батальона (командир - адъютант обер-лейтенант Ф. фон Фридаг) с остальными силами батальона.

Поначалу атака мотоциклетного батальона развивалась неудачно. Быстро проехать по Старицкому шоссе мешал сильный огонь оборонявшихся советских частей. 1-я рота мотоциклистов развернулась в мёртвой зоне южнее дороги на Старицу, после чего продолжила медленно наступать. Под мёртвой зоной железнодорожной насыпи майор фон Вольф развернул батальон на юг, постепенно продвигаясь в сторону дороги Лотошино - Калинин (Волоколамское шоссе) под прикрытием огня танковых пушек 2-го батальона 1-го танкового полка, а также орудий 2-го и 3-го дивизионов 73-го артиллерийского полка. Здесь немцам противостоял советский 336-й стрелковый полк 5-й стрелковой дивизии, занимавший оборону по линии Никулино - Лебедево.

«Чрезвычайно ожесточённое сопротивление противника»

В это же время 3-я рота 113-го моторизованного пехотного полка под командованием лейтенанта Кацмана атаковала позиции советских войск на Старицком шоссе. В ходе боя за путепровод у железной дороги три танка Pz.Kpfw.III подошли вплотную к шоссе, но в 80 метрах от путепровода все они были подбиты советскими противотанковыми пушками. Командир взвода 3-й роты 1-го танкового полка лейтенант Отто был ранен, его наводчик убит, все остальные члены экипажа тоже получили ранения. Понесли потери и десантники на броне; многие, включая лейтенанта Кацмана, были ранены. Рота, командование которой взял на себя обер-лейтенант Г. Файг, была вынуждена поумерить пыл и приостановить наступление.


Район Калинина, ограниченный двумя мостами через Волгу (слева - железнодорожный, справа - шоссейный): 1 - Старицкое шоссе, 2 - путепровод, 3 - проспект Калинина, 4 - фабрика «Пролетарка» («фабричный квартал»; южнее него, на противоположном берегу реки Тьмаки - комплекс кирпичных промышленных и жилых зданий «Двор Пролетарки»), 5 - улица Софьи Перовской.
http://warfly.ru

В целом советские бойцы и командиры 5-й стрелковой дивизии оказали заведомо более сильному противнику мощное и грамотно организованное сопротивление. Сказывался опыт предыдущих боёв, в которых участвовала значительная часть личного состава соединения.

Более того, в 6:30 силами 142-го и 190-го полков (последний после выгрузки на станции днём ранее сосредоточился на проспекте Калинина в районе 12-й школы и уже оттуда был направлен на западную окраину города) была предпринята контратака с целью вернуть утраченные ранее позиции, прежде всего - железнодорожный мост. В журнале боевых действий 1-й танковой дивизии отмечено, что «контратаки русских в направлении железнодорожного моста были отбиты» .

Затем в атаку снова перешли немцы. После того как передовые подразделения 1-го батальона 1-го моторизованного пехотного полка вышли к северо-востоку от железнодорожной насыпи, а 1-й батальон 113-го полка смог продвинуться дальше в северо-западную часть города, началось наступление главных сил дивизии вглубь Калинина.

Существенную поддержку немецкой мотопехоте в ходе уличных боёв оказали огнемётные танки 101-го огнемётного танкового батальона. Несколько танков Flammpanzer II вместе с полувзводом лейтенанта Ремлера (три Pz.Kpfw.IV 4-й роты 1-го танкового полка) действовали на участке 1-го батальона 113-го полка майора Экингера. Остальные «Фламинго» поддерживали полувзвод танков Pz.Kpfw.IV лейтенанта Коха и обер-фельдфебеля Фёльтера из 8-й роты 1-го танкового полка на участке 1-го батальона 1-го моторизованного полка.


Типичное для «Двора Пролетарки» промышленное здание конца XIX века. Некоторые из них были превращены защитниками города в узлы обороны

К 9:00 1-я рота 1-го батальона 1-го моторизованного полка под командованием обер-лейтенанта Беккера сломила, по словам Хаупта, «чрезвычайно ожесточённое сопротивление противника» . После того как к ней присоединились другие роты, начались тяжёлые уличные бои с «храбро сражавшимися защитниками Калинина, которые прочно удерживали многочисленные узлы обороны в городе. Их удавалось заставлять отходить только после поджога их опорных пунктов огнемётными танками или из огнемётов, которые были в подразделениях 37-го сапёрного батальона. Это требовало много времени» .

Записи в журнале боевых действий советской 30-й армии несколько сдвигают события по времени, но в целом вполне соответствуют суровым реалиям сражения:

«В 10:30 противник перешёл в атаку силами 1-й танковой и 36-й моторизованной дивизий, нанося главный удар вдоль реки Волга. Части армии, оказывая сопротивление на занимаемых рубежах, отбивали атаки противника. Противник, переправив до батальона пехоты на северный берег реки Волга, наступал вдоль Волги и, прорвав оборону на участке 5-й стрелковой дивизии, к 12:30 ворвался в город, заняв Калининский проспект» .

Подключение к наступлению частей 36-й моторизованной дивизии (правда, несколько позже времени, указанного советскими источниками) подтверждается и немецкими документами. Журнал боевых действий 3-й танковой группы свидетельствует, что к 12:10 по берлинскому времени дивизия достигла железной дороги южнее Калинина, имея в качестве одной из главных задач поддержку 1-й танковой дивизии.


Огнемётный танк PzKpfw.II (F) «Фламинго» - вполне возможно, принадлежащий 101-му огнемётному танковому батальону

Тем временем танки 2-го батальона 1-го танкового полка под командованием обер-лейтенантов Пёля и Дюнча и мотопехота 1-го батальона 1-го моторизованного полка медленно продвигались вдоль проспекта Калинина в сторону центра города. Вернер Хаупт так описывает этот эпизод:

«Из-за сидевших повсюду на крышах стрелков 1-й батальон был вынужден на всех улицах очищать каждый дом в обширном фабричном квартале, и продвигался очень медленно. С большим трудом приходилось брать остальные улицы и ожесточённо бороться за каждую пядь земли. Советские власти тем временем собрали заводских рабочих Калинина, вооружили их и в гражданской одежде бросили в уличный бой. Атака грозила захлебнуться» .

В данном случае интересно вспомнить донесение члена военсовета 30-й армии бригадного комиссара В. Н. Абрамова о рабочих отрядах, которые якобы «после первого выстрела противника в панике бежали» . Немцы, судя по всему, так не считали. Ветераны многочисленных кампаний начального периода Второй мировой войны, солдаты и офицеры 1-й танковой дивизии не просто заметили сопротивление со стороны вчерашних обывателей, а посчитали его реальной угрозой.


Бойцы отряда народного ополчения калининской прядильно-ткацкой фабрики имени Вагжанова, осень 1941 года

Можно только представить, какой психологический эффект, помимо сугубо военного, имело воздействие огнемётных танков на слабо обученных военному делу рабочих, однако даже в этих условиях они продолжали сражаться. Журнал боевых действий 1-й танковой дивизии содержит следующую запись от 14 октября:

«Жестокие уличные бои с наскоро сформированными частями противника, в которых участвовали даже рабочие и женщины, вынуждают атакующих медленно отвоёвывать территорию».

Тем временем в Заволжье наступавшие немецкие части теснили подразделения 934-го стрелкового полка 256-й стрелковой дивизии. Согласно журналу боевых действий 3-й танковой группы, уже к 11:00 «учебной бригадой была захвачена станция Дорошиха в 5 км западнее Калинина» . Затем под контролем немцев оказался и Горбатый мост.


Калининское Заволжье, северная часть города: 1 - станция Дорошиха, 2 - Горбатый мост, 3 - вагоностроительный завод, 4 - Первомайская набережная, 5 - мост через Тверцу.
http://warfly.ru

Интересно, что командный состав противостоящих немцам на северном берегу Волги полков 256-й дивизии скептически оценивал собственные навыки организации и ведения уличных боев. Так, Н. Б. Ивушкин, парторг 937-го стрелкового полка, переброшенного в северную часть Калинина из городского сада, впоследствии вспоминал:

«Опыта уличных боёв никто из наших командиров не имел. Пришлось на ходу учиться действиям в городе, овладевать тактикой, требующей быстрых решений. С улиц, простреливаемых противником, людей переместили в переулки. Использовали окна и чердаки домов для огневых точек. Продвигались вперёд, прижимаясь к стенам. Минут через 30 вырвались на Первомайскую набережную. Завязался встречный бой, в результате которого гитлеровцы были отброшены. Наши бойцы откуда-то со дворов катили на улицу бочки, тащили брёвна, снимали ворота, ломали заборы. Вскоре улица была перекрыта баррикадами».

На южном берегу Волги в середине дня 1-й батальон 113-го полка на бронетранспортёрах постепенно продавливал оборону советских частей в фабричных кварталах. Ведя тяжёлый бой, мотопехотинцы 3-й роты слева от себя увидели Волгу и ажурные пролёты Волжского моста.



Вверху: Горбатый мост (фотография начала ХХ века), внизу: Волжский мост (немецкая фотография)

Интересно, что сама 3-я рота на время оказалась в изоляции, так как основные силы 1-й танковой дивизии наступали несколько южнее, через улицу Софьи Перовской. По словам Хаупта, дальнейший ход боя выглядел следующим образом:

«Когда майор доктор Экингер со своим бронетранспортёром и двумя танками пробился к роте Файга, он увидел вокруг себя только красноармейцев и вооружённых рабочих. Теперь мост, словно магнит, притягивал его атакующих стрелков. К ним присоединился огнемётный танк, который сопровождали два танка Pz.Kpfw.III. Они подавляли пулемётные точки. Но когда обер-лейтенант Файг уже думал, что наконец-то пришло время прорваться к мосту, перед ним и его людьми внезапно оказался канал. Напротив, на восточном берегу, находились русские позиции! За ними был виден 250-метровый мост. Но перед ним был канал, за которым находился занятый противником стадион Калинина. Справа от маленькой церкви разведали переправу через канал. И повсюду - русские, русские и снова русские! Со стадиона у Волги вела огонь полевая и противотанковая артиллерия… Наконец подвезённые миномёты открыли огонь дымовыми минами по позициям противника на том берегу канала и перед ними. Обер-лейтенант Файг под прикрытием дымовой завесы пошёл в атаку по мосту через канал. Повернув направо, ему и 36 солдатам его роты удалось опередить охрану противника, преодолеть систему опорного пункта и прорвать позицию по берегу канала».


Улица Софьи Перовской, по которой немецкие части наступали в центр города (немецкое фото)

За канал немцы приняли текущую в черте города и впадающую в его историческом центре в Волгу с юга реку Тьмаку. Уничтожить два небольших моста через неё, трамвайный и автогужевой, как это часто бывает, красноармейцы просто не успели.

По советским данным, захват мостов выглядел несколько иначе. Дело в том, что части 1-й танковой дивизии прорвались, по сути, почти к штабу 30-й армии, который располагался на первом этаже здания областного УНКВД (в наши дни - корпус Тверского медицинского университета). Именно к нему отошли бойцы истребительного батальона. Участник сражения сотрудник НКВД Н. А. Шушаков так описал бой за овладение мостами:

«В связи с угрозой прорыва немцев к центру города со стороны “Пролетарки” штабная рота охраны утром 14 октября заняла оборону по реке Тьмаке, у городского сада и у здания облисполкома… В 15:00 к ним присоединилась группа бойцов истребительного батальона УНКВД под командованием майора Г. А. Митькова. Это были в основном офицеры управления, накануне участвовавшие в бою у Мигалова. Около 17:00 со стороны улицы Софьи Перовской появились немецкие танки. За танками шла пехота. Когда танки подошли к мосту через Тьмаку, со стороны Советской улицы ударила пушка. Передний танк остановился перед мостом и дал ответный выстрел. Отважную “сорокапятку” разнесло вместе с расчётом».


Район Волжского шоссейного моста: 1 - четырёхэтажный жилой дом на улице Софьи Перовской с предыдущего фото, 2 - здание школы № 6, 3 - храм Николы в Капустниках, 4 - стадион «Динамо», 5 - здание УНКВД, 6 - здание облисполкома (Путевой дворец) и городской сад вокруг него, 7 - Волжский мост, 8 - один из «фабричных кварталов», через которые прорывалась к мосту рота обер-лейтенанта Файга.
http://warfly.ru

По воспоминаниям сражавшегося в составе истребительного батальона сержанта госбезопасности Г. К. Рассадова, даже после прорыва немцами позиций на берегу Тьмаки бой не угасал:

«Кроме винтовок и карабинов, встретить танки нам было нечем. В это время из-за подбитого танка появились автоматчики. Под прикрытием пулемётного огня они заскочили в здание школы № 6 и стали бить по нам из окон второго этажа. Ведя прицельный огонь из-за решётки городского сада и здания УНКВД, мы блокировали эту группу. Потом немцы поставили пулемёт на колокольне, возвышавшейся за стадионом, и наши позиции оказались в зоне огня».

Храм Николы в Капустниках, архитектурный памятник середины XVIII века, действительно был тогдашней доминантой на местности рядом с мостом. Заняв его, немцы прекрасно видели все передвижения оборонявшихся советских частей. Возможно, позднее они наблюдали и отход по Советской улице штаба 30-й армии, прикрытый ротой охраны.


Вид на мост со стороны южного берега Волги. Слева - дощатые стены стадиона «Динамо», справа - городской сад

О продолжении боя за Волжский мост Хаупт рассказал, цитируя дневник обер-лейтенанта Файга:

«Когда дым снова рассеялся, мы достигли уже дощатых стен стадиона, и русские совершенно исчезли из поля зрения. А теперь - быстрее вперёд, к большому мосту, до него уже почти рукой подать! Окопавшиеся до этого на стадионе русские уже отошли… Выдохшись полностью, все залегли на мосту. Кабель перебили. “Быстро, на другую сторону! Встать, давай вперёд!” Для нас это были гонки со смертью. 250 метров моста были долгой дорогой! На северном берегу нам было видно орудие, пулемётный дот и позиции. По нам ударил оживлённый огонь, но останавливаться больше было нельзя».

Составители журнала боевых действий 3-й танковой группы внесли в документ гораздо более лаконичную запись:«Шоссейный мост в Калинине после тяжёлого боя был захвачен в 16:30, заложенное взрывное устройство удалено».

Заветный мост

Немцам в очередной раз в кампании 1941 года достался неповреждённым очень важный шоссейный мост. Конечно, советских сапёров, минировавших его и не успевших уничтожить, можно понять. По мосту активно передвигались части Красной армии, он обеспечивал транспортную связность обороны города (так, днём 14 октября по нему переходили Волгу подошедшие из городского сада бойцы 937-го стрелкового полка, отправляясь защищать северную часть города), и преждевременный подрыв мог существенно ослабить позиции обороняющихся войск. С другой стороны, захват моста немцами стал настоящей катастрофой для всей системы советской обороны.


Танки Pz.Kpfw.III и мотопехота 1-й танковой дивизии вермахта неторопливо продвигаются по Советской улице

По словам Н. Б. Ивушкина, «немцы бросили несколько танков с десантом автоматчиков через Волжский мост на Первомайскую набережную. Они шли навстречу своим частям, двигавшимся со стороны вагоностроительного завода» . Таким образом, 937-й полк попросту мог попасть в окружение с туманными перспективами манёвренного боя против заведомо более мобильных частей противника. В этих сложных условиях советские части были вынуждены отойти к впадавшей в Волгу с севера реке Тверце, пытаясь удержать позиции на её берегах.

Журнал боевых действий 30-й армии почти дословно подтверждает слова политработника:

«На северном берегу наступление немцев сдерживалось упорным сопротивлением частей 256-й стрелковой дивизии, но с выходом противника к шоссейному мосту через Волгу дал ему возможность бросить несколько танков и автоматчиков в тыл нашим войскам, действующим на северном берегу. В результате наши части начали отход к Тверецкому мосту, где к 18:00 заняли оборону».

Ивушкин обозначил местоположение частей и подразделений даже несколько конкретнее: 3-й батальон закрепился на правом берегу Тверцы, 2-й батальон - на левом, по Затверецкой набережной. 934-й стрелковый полк дивизии отошёл на рубеж Николо-Малица и севернее, имея задачу совместно с подошедшим 16-м пограничным полком НКВД не допустить прорыва противника по Ленинградскому шоссе на Торжок.

В свою очередь, части 5-й стрелковой дивизии отходили из охваченных огнём городских кварталов на тогдашние юго-восточные окраины Калинина. Измотанные тяжёлыми боями части, истощив и без того далеко не безграничный боезапас, двигались по направлению к Московскому шоссе. Вместе с ними отступали бойцы истребительного батальона и ополчения.

В описании боевого пути 5-й стрелковой дивизии, созданном намного позже происходивших событий, отступление из города упомянуто достаточно лаконично: «В ночь на 15 октября 1941 года под натиском превосходящих сил пехоты и танков противника, сильным воздействием авиации, дивизия отошла на восточную окраину г. Калинина» . Комиссар дивизии П. В. Севастьянов отмечал:

«На окраине Калинина, у знаменитого элеватора с его железобетонными стенами и удобными бойницами, мы и зацепились. Оставить его - значило отдать немцам Московское шоссе. Полки закрепились здесь с намерением держаться до последнего и принялись строить оборону, в особенности - противотанковую» .

Только к этому времени на помощь стрелковым полкам пришёл наконец 27-й артиллерийский полк. Поддержка его орудий очень пригодилась в последующих боях за город.


Взятие Калинина не стало для немцев лёгкой прогулкой. Сбросив с постамента памятник Ленину на одноимённой площади, захватчики водрузили на его место наспех сделанную свастику. На самой же площади разбили кладбище для погибших солдат и офицеров вермахта. Считается, что здесь хоронили наиболее отличившихся из них. Удивительна тяга немцев к украшению своих погребений: пальмы, выставленные в кадках прямо в снег, наверняка сразу погибли. Впрочем, кладбище оккупантов просуществует ненамного дольше

Активность авиации с обеих сторон в течение дня была достаточно высокой. Записи в журнале боевых действий советского 6-го истребительного авиакорпуса ПВО о действиях немецких ВВС сообщают, что «противник активно ведёт разведку в прифронтовой полосе, производя попутно бомбометание по подходящим резервам, скоплениям наших наземных войск, местам погрузки и выгрузки» . Советские авиачасти также не оставались в долгу. Документы 3-й танковой группы красноречиво свидетельствуют: «сильные воздушные налёты противника приводят к существенным потерям» .

Итогом тяжёлых для обеих сторон боев 14 октября стало установление немцами контроля над большей частью Калинина. Вермахт захватил важный плацдарм и транспортный узел, что на протяжении многих последующих дней обеспечило предсказуемость намерений советского командования на калининском направлении. Город требовалось отбивать, а пока его ждали два месяца оккупации…

Источники и литература:

  1. NARA. Т 313. R 231.
  2. NARA. Т 315. R 26.
  3. Ивушкин Н. Б. Место твоё впереди. - М.: Воениздат, 1986.
  4. На правом фланге Московской битвы – Тверь: Московский рабочий, 1991.
  5. Скрытая правда войны: 1941 год. Неизвестные документы. - М.: Русская книга, 1992.
  6. Хаупт В. Сражения группы армий «Центр». - М.: Яуза-Эксмо, 2006.
  7. https://pamyat-naroda.ru.
  8. http://warfly.ru.

Советский огнеметный танк ОТ-26. Боевая масса - 9 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - один огнемет, один 7,62-мм пулемет. Толщина брони: лоб, борт корпуса и башня - 15 мм. Двигатель - Т-26, 90 л. с. Скорость по шоссе - 30 км/ч. Запас хода по шоссе - 150 км.

Можно сказать, что огнемет почти ровесник танка: он начал использоваться в боях всего лишь за год до того, как танки получили боевое крещение. Заметим: впервые примененные немцами в массовом количестве 30 июля 1915 года против англичан, они достигли, пожалуй, большего морального эффекта, чем "броненосцы". Дело в том, что огнемет оказался весьма полезным в окопной войне при поражении дзотов, укрытий и т. д. А так как он не был громоздким оружием, то, как и следовало ожидать, его впоследствии установили и на танках. Но произошло это, впрочем, не так скоро - в 1933 году. Тогда в нашей стране на базе танка Т-26 был построен огнеметный танк ОТ-26.

В бою такие машины, или, как их называли, танкетки (CV3/33), первыми применили итальянцы в 1936 году во время захватнической войны против Эфиопии.

Широко использовались огнеметные танки (обозначим их сокращенно ОТ) и во второй мировой войне. Помимо РККА, аналогичные машины состояли на вооружении американской, английской, немецкой и итальянской армий.

Огнемет может быть основным или вспомогательным вооружением танка. В первом случае все оборудование (а это брандспойт, резервуары с огнесмесью, баллоны со сжатым воздухом, система зажигания смеси и т. д.) устанавливается в машине вместо пушки или же ее заменяют на артсистему меньшего калибра. Кроме того, уменьшается и боекомплект. Из огнемета, установленного в башне танка, можно вести круговой обстрел. Таким был наш ОТ-26, у которого ради размещения резервуара с огнесмесью сняли одну башню. Вспомним, что в 1931 году двухбашенными были наш Т-26, немецкий Т-III огнеметный и итальянские CV3/33 и CV3/35. Но они оказались малоэффективными в бою: ведь огнемет - оружие ближнего боя (радиус действия его несколько десятков метров), и поэтому он бессилен против танков и противотанковой артиллерии. Такие машины требовали поддержки линейных (обычных) танков. Во втором случае ОТ, имевшие основное вооружение, применялись в тех же условиях, что и линейные. Но тогда огнемет, вынужденно установленный не в башне, а в лобовом листе или на крыше корпуса, не обладал возможностью вести круговой обстрел. Да и запас огнесмеси был невелик. Англичане и итальянцы попытались исправить положение, поместив резервуар со смесью в специальном бронированном прицепе. Таким появился на свет танк "Черчилль-крокодил" (1942 г.). Безусловно, выигрыш у конструкции был: уменьшилась пожароопасность танка. Но плюс породил и многие минусы: снизились маневренность и проходимость машины, да и огнеметная система усложнилась.

В 30-е годы у нас, помимо ОТ-26, построили огнеметный танк ОТ-130 на базе однобашенного Т-26. Вместо пушки на нем устанавливался огнемет. Обе машины сохранили спаренный пулемет, а также имели аппаратуру для создания дымовых завес. Оснащались ОТ-26 и ОТ-130 огнеметами пневматического действия, так как горючая жидкость выталкивалась через брандспойт сжатым воздухом под давлением 25 (у ОТ-26) или 35 (у ОТ-130) атмосфер. Дальность выброса жидкости достигала 50 м, количество огнесмеси (мазут + керосин) - 360 л, которая быстро расходовалась за 40 односекундных выстрелов (ОТ-130).

Огнеметные танки на базе Т-26 отлично действовали в боях на озере Хасан (1938 г.). и год спустя на реке Халхин-Гол. Во время войны на Карельском перешейке 1939-1940 годов в операциях участвовали несколько батальонов и отдельных рот ОТ. В 1941 году наши конструкторы создали автоматический пороховой огнемет АТО-41. В нем использовались пороховые заряды патрона к 45-мм пушке. Пороховые газы при подрыве заряда давили на поршень, выталкивавший из цилиндра огнесмесь. Метание "горючей жидкости" можно было вести одиночными выстрелами или очередями по 4-5 выстрелов благодаря наличию механизма автоматической перезарядки смеси с помощью сжатого воздуха. В 1942 году на вооружение поступила улучшенная модель огнемета АТО-42 с увеличенной вдвое скорострельностью. Дальность выстрелов обоих огнеметов стандартной смесью 60-70, а вязкой - до 100 м. Таких огнеметов не имела ни одна армия в мире. АТО-41 устанавливался вместо лобового пулемета в Т-34 (получившем обозначение Т-034), а АТО-42 -в Т-34-85 (машина Т-034-75).

В 1942 году у нас выпускался и огнеметный тяжелый танк КВ-8 с АТО-41 в башне, но за счет установки вместо 76-мм 45-мм пушки. Запас огнесмеси составлял для Т-034 100 л, Т-034-85 - 200, а для КВ-8 - 570 л. Эти машины в составе огнеметных танковых батальонов применялись в РККА до конца войны. При наступлении они шли за линейными танками, а при подходе к объекту для атаки (укреплениям, домам и т. п.) выдвигались вперед.

В Великобритании, помимо уже упомянутого "Черчилля-крокодила", (на базе "Черчилль VII") появился и огнеметный бронетранспортер "Оса". Обе машины в небольших количествах поставлялись в СССР. На них стояли огнеметы пневматического действия (работавшие на сжатом азоте). Дальность метания вязкой смесью - 135-150 м. Запас огнесмеси "Крокодила" - 1800 л, которое можно было выбросить за 60 выстрелов. В случае необходимости бронеприцеп "Черчилля" отделялся благодаря подрыву заряда в механизме расцепки. "Крокодил" состоял на вооружении английской армии после войны и принимал участие в империалистической войне против корейского народа.

Американские пневматические огнеметы (сохраняя основное вооружение) устанавливали на танках М3А1, М5А1, М4А2 и на плавающих машинах LVT(А)1 и LVT(А)2. Вязкая смесь выбрасывалась на расстояние 90 м. После войны в американскую армию поступил танк М67, созданный на базе среднего танка М48. Огнемет вместо пушки устанавливался в башне машины. Дальность действия оружия составляла 190, а специальной огнесмесью даже 270 м.

Немцы впервые применили огнеметные танки в июне 1941 года на советском фронте. Эти машины, созданные на базе легкого танка Т-II модификаций D и E, имели малые башни с пулеметом. Два огнеметных брандспойта устанавливались на передних углах корпуса. Запас горючей смеси (каменноугольная смола) составлял 320 л, дальность метания - 40 м. Из-за слабого бронирования эти машины несли большие потери и вскоре были сняты с вооружения.

В 1943 году заводы выпустили 100 ОТ на базе среднего танка Т-III модификации М. У этой машины огнемет установлен в башне вместо 50-мм пушки. Запас смеси равнялся 1000 л. Машина сохранила два пулемета и получила шесть мортирок для стрельбы дымовыми патронами.

Итальянцы выпускали два типа огнеметных машин на базе танкеток CV3/33 и CV3/35, применявшиеся в боях в Северной Африке в 1940-1941 годах и на советско-германском фронте в 1942 году. Огнемет пневматического действия ставился на них вместо пулемета. Баки размещались либо на самой машине, либо в колесном прицепе. Дальность метания до 60 м.

Как мы видим, огнемет стал использоваться в качестве оружия танка. После войны эта идея получила дальнейшее развитие.

Рис. 64. Итальянская огнеметная танкетка. Боевая масса - 3,3 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - один огнемет. Толщина брони: лоб корпуса - 13 мм, борт - 8 мм. Двигатель - "Фиат", 40 л. с. Скорость по шоссе - 42 км/ч. Запас хода по шоссе - 150 км.

Рис. 65. Английский тяжелый огнеметный танк "Черчилль-крокодил" ("Черчилль VII"). Боевая масса - 45 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одна 70-мм пушка, два 7,92-мм пулемета, один 7,7-мм зенитный пулемет, один огнемет. Толщина брони: лоб корпуса - 152 мм, борт - 95 мм, башня - 152 мм. Двигатель - "Бедфорд", 350 л. с. Скорость по шоссе - 20 км ч. Запас хода по шоссе - 200 км.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!