Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

На теплой земле (сборник). Русская зима.соколов-микитов и

Пролетело жаркое лето, прошла золотая осень, выпал снег - при­шла зима.

Подули холодные ветры. Голые стояли в лесу деревья - ждали зимней одежды. Ели и сосны стали ещё зеленее.

Много раз большими хлопьями начинал падать снег, и, просыпаясь, люди не узнавали поля - такой необыкновенный свет светил в окно.

По первой пороше охотники пошли на охоту. И целыми днями слы­шался по лесу заливистый лай собак.

Стоит охотник на краю леса, ждёт. Колобок не колобок - катится через дорогу серый. Свистнул охотник. Остановился серый, встал на задние лапы, под­нял уши - слушает, далеко ли собаки. Поднял охотник ружьё...

Звонко стучат на морозе топоры. Вздрогнув вершиной, грузно ва­лятся на землю высокие, покрытые инеем деревья. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоей.

У большого соснового пня жарко полыхает костёр, синий, пахучий стелется дым.

Греются у огня озябшие лесорубы, громко смеются:

Ай да мороз!

Едет лесоруб в лес, а борода у лесоруба белая, на усах сосульки, на шапке пушистый снег. Лошадёнка косматая в инее. Бежит лесоруб позади саней, валенками скрипит, рукавицами прихлопывает:

Ай да мороз!

А в лесу Мороз кружева развесил. Ни пером описать, ни в сказке сказать. Зацепишь дугою - летит за воротник снежная лёгкая пыль.

Протянулся через дорогу и скрылся в ельнике заячий разгонистый след. Лисий, строчёный, лапка за лапкой, вьётся вдоль дороги. Белка перебежала дорогу и, вздрогнув пушистым хвостом, махнула на ёлку.

На вершинах ёлок грозди тёмно-лиловых шишек. Прыгают по шиш­кам бойкие птички - клесты. А внизу, на рябине, рассыпались груда­стые краснозобые снегири и, сполохнувшись, всей стаей слетели и, точно бусы, уселись на ветвях голой берёзы, стряхнув серебряный иней.

На улицах ходит ночью Мороз; темно в окнах, а в комнате тепло и уютно, горит светлая лампа, старая бабушка вяжет чулок.

Кот Васька забрался на печку.

Зимой и игры зимние: вечером - дома, а утром в погожий день ребята катаются с гор, а в оттепель лепят бабу.

А кто постарше - в школу.

Ходит Мороз по двору, постукивает, погромыхивает. Ночь звёздная, окна синие, на окнах Мороз ледяные цветы нарисовал - никому таких не вырисовать.

Ай да Мороз!

Ходит Мороз: то в стену стукнет, то по воротам щёлкнет, то отрях­нёт иней с берёзы и вспугнёт задремавших галок. Скучно Морозу. От скуки пойдёт на реку, стукнет по льду, станет звёзды считать, а звёзды лучистые - золотая озимь.

Утром затопят печи, а Мороз тут как тут - замороженными стол­бами стали над деревней голубые на позолотевшем небе дымы.

Ай да Мороз!

Иван Сергеевич Соколов-Микитов

На теплой земле (сборник)

На теплой земле (сборник)

Школьная библиотека (Детская литература)
Книга известного писателя рассказывает о русской природе: о деревьях, травах, цветах, о птицах и животных, обитателях наших лесов.

Для среднего школьного возраста.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов

На теплой земле

© Соколов-Микитов И. С., наследники, 1954

© Жехова К., предисловие, 1988

© Бастрыкин В., иллюстрации, 1988

© Оформление серии. Издательство «Детская литература», 2005

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

И. С. СОКОЛОВ-МИКИТОВ

Шестьдесят лет активной творческой деятельности в бурном XX столетии, полном стольких событий и потрясений, – таков итог жизни замечательного советского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.

Детство его прошло на Смоленщине, с ее милой, истинно русской природой. В те времена в деревне еще сохранялся старинный быт и уклад. Первыми впечатлениями мальчика были праздничные гулянья, деревенские ярмарки. Именно тогда сросся он с родной землей, с ее бессмертной красотой.

Когда Ване исполнилось десять лет, его отдали в реальное училище. К сожалению, это заведение отличалось казенщиной, и учение шло плохо. Весной запахи пробудившейся зелени неудержимо влекли мальчика за Днепр, на его берега, покрывавшиеся нежной дымкой распустившейся листвы.

Из пятого класса училища Соколов-Микитов был исключен «по подозрению в принадлежности к ученическим революционным организациям». Поступить с «волчьим билетом» куда-либо было невозможно. Единственным учебным заведением, где не требовалось свидетельства о благонадежности, оказались петербургские частные сельскохозяйственные курсы, куда через год он смог попасть, хотя, как признавался писатель, большого влечения к сельскому хозяйству он не испытывал, как, впрочем, и не испытывал он никогда влечения к оседлости, собственности, домоседству…

Скучные курсовые занятия вскоре оказались не по душе Соколову-Микитову – человеку с беспокойным, неусидчивым характером. Устроившись в Ревеле (ныне Таллин) на пароход торгового флота, он в течение нескольких лет скитался по белу свету. Видел многие города и страны, побывал в европейских, азиатских и африканских портах, близко сошелся с трудовыми людьми.

Первая мировая война застала Соколова-Микитова на чужбине. С большим трудом добрался он из Греции на родину, а потом ушел добровольцем на фронт, летал на первом русском бомбардировщике «Илья Муромец», служил в санитарных отрядах.

В Петрограде встретил Октябрьскую революцию, затаив дыхание слушал в Таврическом дворце выступление В. И. Ленина. В редакции «Новой жизни» познакомился с Максимом Горьким и другими писателями. В эти переломные для страны годы Иван Сергеевич становится профессиональным литератором.

После революции – недолгая работа учителем единой трудовой школы в родных смоленских местах. К этому времени Соколов-Микитов уже опубликовал первые рассказы, замеченные такими мастерами, как И. Бунин и А. Куприн.

«Теплая земля» – так назвал писатель одну из своих первых книг. И более точное, более емкое название найти было бы трудно! Ведь родная русская земля действительно теплая, потому что она согрета теплом человеческого труда и любви.

Ко времени первых полярных экспедиций относятся рассказы Соколова-Микитова о походах флагманов ледокольного флота «Георгий Седов» и «Малыгин», положивших начало освоению Северного морского пути. На одном из островов Северного Ледовитого океана именем Ивана Сергеевича Соколова-Микитова была названа бухта, где он нашел буек погибшей экспедиции Циглера, судьба которой до того момента была неизвестна.

Несколько зим провел Соколов-Микитов на берегах Каспия, путешествовал по Кольскому и Таймырскому полуостровам, Закавказью, горам Тянь-Шаня, Северному и Мурманскому краям. Он бродил по дремучей тайге, видел степь и знойную пустыню, исколесил все Подмосковье. Каждая такая поездка не только обогащала его новыми мыслями и переживаниями, но и запечатлевалась им в новых произведениях.

Сотни рассказов и повестей, очерков и зарисовок подарил людям этот человек доброго таланта. Богатством и щедростью души озарены страницы его книг.

Творчество Соколова-Микитова близко и к аксаковской, и к тургеневской, и к бунинской манере. Однако в его произведениях есть свой особый мир: не стороннее наблюдательство, а живое общение с окружающей жизнью.

Об Иване Сергеевиче в энциклопедии написано: «Русский советский писатель, моряк, путешественник, охотник, этнограф». И хотя дальше стоит точка, но список этот можно было бы продолжить: учитель, революционер, солдат, журналист, полярник.

Книги Соколова-Микитова написаны певучим, богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому писатель научился еще в детские годы.

В одной из автобиографических заметок он писал: «Я родился и рос в простой трудовой русской семье, среди лесных просторов Смоленщины, чудесной и очень женственной ее природы. Первые услышанные мною слова – были народные яркие слова, первая музыка, которую я услышал, – народные песни, которыми был некогда вдохновлен композитор Глинка».

В поисках новых изобразительных средств писатель еще в двадцатые годы прошлого века обращается к своеобразному жанру кратких (не коротких, а именно кратких) рассказов, которые он удачно окрестил былицами.

Неискушенному читателю эти былицы могут показаться простыми заметками из записной книжки, сделанными на ходу, на память о поразивших его событиях и характерах.

Лучшие образцы таких кратких невыдуманных рассказов мы уже видели у Л. Толстого, И. Бунина, В. Вересаева, М. Пришвина.

Соколов-Микитов в своих былицах идет не только от литературной традиции, но и от народного творчества, от непосредственности устных рассказов.

Для его былиц «Рыжие и вороные», «Себе на гроб», «Страшный карлик», «Разженихи» и других характерна необычайная емкость и меткость речи. Даже в так называемых охотничьих рассказах у него на первом плане человек. Здесь он продолжает лучшие традиции С. Аксакова и И. Тургенева.

Читая небольшие рассказы Соколова-Микитова про смоленские места («На речке Невестнице») или про птичьи зимовья на юге страны («Ленкорань»), невольно проникаешься возвышенными ощущениями и мыслями, чувство восхищения родной природой переходит в нечто другое, более благородное, – в чувство патриотизма.

«Творчество его, имея истоком малую родину (то есть Смоленщину), принадлежит большой Родине, нашей великой земле с ее необъятными просторами, неисчислимыми богатствами и разнообразной красотой – от севера до юга, от Балтики до Тихоокеанского побережья», – говорил о Соколове-Микитове А. Твардовский.

Не все люди способны чувствовать и понимать природу в органической связи с человеческим настроением, а просто и мудро живописать природу могут лишь немногие. Столь редким даром обладал Соколов-Микитов. Эту любовь к природе и к людям, живущим с ней в дружбе, он умел передать и совсем юному своему читателю. Нашей дошкольной и школьной детворе давно полюбились его книжки: «Кузовок», «Домик в лесу», «Лисьи увертки»… А как живописны его рассказы об охоте: «На глухарином току», «Натяге», «Первая охота» и другие. Читаешь их, и кажется, что ты сам стоишь на лесной опушке и, затаив дыхание, следишь за величественным полетом вальдшнепа или в ранний, предрассветный час прислушиваешься к загадочной и волшебной песне глухаря…

Писательница Ольга Форш говорила: «Читаешь Микитова и ждешь: вот-вот застучит над головой дятел или выскочит зайчишка из-под стола; как это у него здорово, по-настоящему рассказано!»

Творчество Соколова-Микитова автобиографично, но не в том смысле, что он писал только о себе, а потому, что рассказывал всегда и обо всем как очевидец и участник тех или иных событий. Это придает его произведениям яркую убедительность и ту документальную достоверность, которые так привлекают читателя.

«Мне посчастливилось сблизиться с Иваном Сергеевичем в ранние годы его литературной работы, – вспоминал К. Федин. – Это было вскоре после Гражданской войны. На протяжении полувека он настолько посвящал меня в свою жизнь, что мне иногда кажется – она стала моей.

Он никогда не задавался целью написать подробно свою биографию. Но он из тех редких художников, жизнь которых как бы сложила собою все, что им написано».

Калерия Жехова

НА РОДНОЙ ЗЕМЛЕ

Восход солнца

Еще в раннем детстве доводилось мне любоваться восходом солнца. Весенним ранним утром, в праздничный день, мать иногда будила меня, на руках подносила к окну:

– Посмотри, как солнце играет!

За стволами старых лип огромный пылающий шар поднимался над проснувшейся землею. Казалось, он раздувался, сиял радостным светом, играл, улыбался. Детская душа моя ликовала. На всю жизнь запомнилось мне лицо матери, освещенное лучами восходящего солнца.

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит вверху над макушками предутренний ветер, одна за другою гаснут в небе чистые звезды, четче и четче обозначаются на посветлевшем небе черные вершины. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Чист и прозрачен воздух. Росистым утром, смолою пахнет в густом лесу.

Видел восход солнца над родными полями, над зеленеющим, покрытым росою лугом, над серебряной гладью реки. В прохладном зеркале воды отражаются побледневшие утренние звезды, тонкий серп месяца. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Как бы в парной легкой дымке под пение бесчисленных птиц поднимается над землею солнце. Точно живое дыхание земли, легкий золотистый туман стелется над полями, над недвижной лентой реки. Все выше поднимается солнце. Прохладная прозрачная роса на лугах сияет алмазной россыпью.

Наблюдал появление солнца в морозное зимнее утро, когда нестерпимо сияли глубокие снега, рассыпался с деревьев легкий морозный иней. Любовался восходом в высоких горах Тянь-Шаня и Кавказа, покрытых сверкающими ледниками.

Особенно хорош восход солнца над океаном. Будучи моряком, стоя на вахте, много раз наблюдал я, как восходящее солнце меняет свой цвет: то раздувается пылающим шаром, то закрывается туманом или далекими облаками. И все вокруг внезапно меняется. Иными кажутся далекие берега, гребни набегающих волн. Изменяется цвет самого неба, золотисто-голубым шатром покрывающего бескрайнее море. Пена на гребнях волн кажется золотою. Золотыми кажутся летящие за кормою чайки. Алым золотом отсвечивают мачты, блестит крашеный борт корабля. Стоишь, бывало, на вахте на носу парохода, несказанной радостью наполняется сердце. Рождается новый день! Сколько встреч и приключений сулит он молодому счастливому моряку!

Хороши, чисты русские снежные зимы. Глубокие сверкают на солнце сугробы. Скрылись подо льдом большие и малые реки. В морозное тихое утро над крышами деревенских домов столбами поднимается в небо дым. Под снежной шубой, набирая силу, отдыхает земля. Тихи и светлы зимние ночи. Обливая снега тонким светом, сияет луна. В лунном свете мерцают поля, вершины деревьев. Хорошо видна накатанная зимняя дорога. Темны тени в лесу. Крепок зимний ночной мороз, потрескивают в лесу стволы деревьев. Высокие звезды рассыпаны по небу. Ярко светит Большая Медведица с ясной Полярной звездою, указывающей на север. От края до края протянулся по небу Млечный Путь, загадочная небесная дорога. В Млечном Пути распростер свои крылья Лебедь - большое созвездие.
Что-то фантастическое, сказочное есть в лунной зимней ночи. Вспоминаются пушкинские стихи, гоголевские рассказы, Толстой, Бунин. Кому приходилось ездить лунной ночью по зимним проселочным дорогам, наверное, вспомнит свои впечатления. А как хороши зимний рассвет, утренняя заря, когда покрытые снегом поля, пригорки освещают золотые лучи восходящего солнца и заблестит, засверкает ослепительная белизна! Необыкновенны русская зима, яркие зимние дни, лунные светлые ночи!

Некогда бродили по снежным полям и дорогам голодные волки; пробегали, оставляя на снегу тонкие цепочки следов, лисицы, разыскивая спрятавшихся под снегом мышей. Даже днем можно было увидеть в поле мышкующую лисицу. Неся над снегом пушистый хвост, пробегала она по полям и перелескам, острым слухом чуяла спрятавшихся под снегом мышей.

В высокое небо возносят сосны свои кудрявые побелевшие вершины. На зеленых колючих ветвях развесистых елей лежит белый снег. Под тяжестью инея в дугу согнулись молодые высокие березки. Темные муравьиные кучи покрыты снегом. В них зимуют черные муравьи. Полон жизни зимний, казалось бы, мертвый лес. Вот простучал на сухом дереве дятел. Неся в клюве шишку, пестрым платочком перелетел на другое место - к своей "кузнице", устроенной в развилине старого пня, ловко вправил шишку в свой верстак и стал долбить клювом. Во все стороны полетели смолистые чешуйки. Вокруг пня валяется много расклеванных шишек. С дерева на дерево перепрыгнула шустрая белочка. Большая белая снежная шапка упала с дерева, рассыпалась снежной пылью. На краю леса можно увидеть сидящих на березах черных тетеревов. Зимою они кормятся почками берез. Бродя по снегу, собирают черные ягоды можжевельника. Крестообразными следами тетеревиных лап исписана между кустами поверхность снега. В студеные зимние дни тетерева, падая с берез, зарываются в снег, в глубокие лунки. Счастливому лыжнику иногда удается поднять спрятавшихся в снежных лунках тетеревов. Один за другим в алмазной снежной пыли вылетают птицы из глубокого снега. Остановишься, любуясь дивным зрелищем. Много чудес можно увидеть в зимнем спящем лесу.

Интересные рассказы для младших школьников и дошкольников про зиму. Зимние рассказы для детей. Рассказы Н. И. Сладкова, И. С. Соколов-Микитов.

Рассказы о зимней природе, о поведении животных в природе, о поведении лосей, о том как переживают зиму цветы и растения.

Столовая-прорубь. Н. И. Сладков.

Бывают такие быстрые речки, что в них зимой не везде замерзает вода. У такой полыньи, у живой воды, любят зимовать птички оляпки. Целыми днями летают они у полыньи, садятся на обледенелые камни, весело приседают, кланяются и даже поют. Да так звонко, весело и старательно, что даже из клюва парок вырывается! И хоть мороз, а они купаются, плавают и ныряют. Но всё это только до той поры, пока сильный мороз не скуёт полынью. На дно не нырнуть, водяных жуков и личинок не достать. Тут уж не до песен. Сидят на камнях скучные и голодные. Вот тут-то и надо взять длинный шест и разбить лёд в полынье. Это нетрудно: лёд ещё тонкий, глубина под ним по колено, а бить можно прямо с берега. И оляпки тогда не улетят на другую речку, а останутся тут жить: жуков ловить, вас веселить.

На лесной дороге. Автор: И. С. Соколов-Микитов

Одна за другой идут по зимней дороге нагружённые брёвнами тяжёлые машины. Выбежал из лесу лось.

Смело перебегает широкую наезженную дорогу.

Остановил шофёр машину, любуется сильным, красивым лосем.

Много лосей в наших лесах. Целыми стадами они бродят по засыпанным снегом болотам, скрываются в кустарниках, в больших лесах.

Люди не трогают, не обижают лосей.

Только голодные волки решаются иногда нападать на лосей. Рогами и копытами обороняются от злых волков сильные лоси.

Никого не боятся лоси в лесу. Смело бродят по лесным полянам, переходят широкие просеки и наезженные дороги, нередко подходят близко к селениям и шумным городам.

Подснежники.

А под снегом что?

Валежник, древесный лом. Палые листья, хвоя. Хвощи и папоротники, которых зазимок не побил. Не побил их мороз с осени, доймёт сейчас: земля-то, поди, на метр вглубь промёрзла.

Пусть так: снег валит, мороз ёлки на лучину щеплет. Как бы ни было, как раз зимой и ждёт своего часа весна. Под снегом брусника зеленым зелена, с осени проклюнулись всходы трав, и какая-нибудь окоченелая былинка в пазушках листьев пеленает бутоны — цветами они развернутся ранними, когда рухнут сугробы, растекутся лужи.

В разгар зимы под снегом весна: писк и беготня, возня и весёлые игры. И у кого бы это? Да у мышей!

Полёвка с виду точно как мышь. Хвост лишь короче и уши маленькие. Себе на уме полёвка, не жалеет сил на благоустройство норки: отдельно спальня и детская, туалет отдельно и отдельно кладовая с запасом съестного добра. Нет норки, так гнездо свито из травяной ветоши. Во мху, под пластами древесного мусора, палых листьев устроены ходы-улочки к кустам — кору грызть; к зарослям трав — семена собирать; от норы к норе — к соседям в гости бегать.

Общительны полёвки, держатся кучно. В норах и гнёздах тепло. Иногда и душно. Делаются поэтому лазейки на поверхность, чтобы свежего воздуха, как из форточки, хлебнуть.

Темень под снегом.

Ночь или день, зима или лето — какая полёвкам разница? Тепло им и сытно, кладовые от запасов ломятся. И пищат в гнёздах мышата...

Вот так подснежники!

Интегрированный урок

по теме:

«И.Соколов – Микитов.

Зима в лесу»

2 класс

Валеева Р.Ш.

2012 – 2013 уч.г.

Интегрированный урок

внеклассное чтение, изобразительное искусство, технология,

окружающий мир, музыка

2 класс

Тема: И. Соколов-Микитов " Зима в лесу"

Цель: формирование метапредметных универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных, регулятивных) на основе работы с текстом через интеграцию предметов эстетического и естественного направлений.

Задачи:

1. познакомить с рассказом И. Соколова-Микитова «Зима в лесу»;

2. формировать умение работы с текстом, совершенствовать навык выразительного, осознанного, правильного чтения;

3. обогащать словарный запас детей, учить анализировать, сравнивать, делать выводы;

4. обучать коллективной работе (в парах, в группе), развивать коммуникативные компетенции;

5. создавать условия для положительного восприятия окружающего мира через слушание и чтение литературных произведений, развитие творческого воображения и художественного вкуса.

Урок сопровождается слайдовой презентацией (Приложение 1)

Ход урока.

I этап. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Цель : акцентировать внимание, вызвать интерес учащихся к теме урока, желание активно работать, получать и открывать новые знания.

Создать на уроке условия психологического комфорта.

Используемые педагогические приемы :

    наглядные сопровождение (аудио-визуальное, на основе ИКТ):

    Музыкально-художественное сопровождение - произведение П.И.Чайковского «Времена года» (звуки зимы);

    эмоциональное стимулирование (костюм зимы, сундук);

    слайдовая презентация иллюстраций зимнего пейзажа;

    образец выразительного чтения стихов учителем;

    педагогическое стимулирование (похвала, одобрение и т.д.)

Учитель :

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычная встреча. Давайте улыбнёмся друг другу. Слайд 1 «Зимний лес»

На фоне музыкального сопровождения учитель с выражением читает стихи.

Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес,
Где много разных сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге,
Где в ледяном дворце живет сама!!!
Красавица, волшебница-зима!

II этап. Целеполагание и актуализация знаний. Активизация познавательной деятельности.

Цель: определение проблемы и постановка цели урока на основе активизации познавательной деятельности и создания творческих условий для её решения.

:

    элементы проблемного диалога (подводящие вопросы);

    активизация ассоциативного мышления на основе обыденных знаний обучающихся (характеристика зимы);

    «мозговой штурм» (определение соответствия авторов пройденных произведений)

    игра «Доскажи словечко»

    поисковый метод (определение следов животных);

    слайдовая презентация (игра «Загадочный сундучок»);

    совместная постановка проблемы урока (подводящие вопросы проблемной беседе);

    правильный поиск названий стихов и автора произведения;

    самопроверка

    создание проблемной ситуации (прогнозирование содержания текста);

    педагогическое стимулирование (похвала, одобрение, комментирование ответов учащихся и т.д.)

Учитель : О чем мы будем говорить на уроке? (о зиме)

Как только пора для Зимы наступает,
Свои сундучки она вновь открывает
Есть пять ледяных у нее сундуков:
В одном спит метель - это мать ветерков,
В другом сундуке затаилась пороша
И множество градин - стеклянных горошин,
А в третьем спит вьюга, в четвертом – снежинки
И иней в последнем - в хрустальной корзинке.

В моём Сундучке спрятались все зимние звуки. Давайте послушаем!

Слайд 2 «Звуки зимы»

Игра «Волшебный сундучок», учащиеся наполняют волшебный сундучок зимними словами – характеристиками.

Цель: пополнение словарного запаса, РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ.

(ИЗ СПИСКА, ПРЕДЛОЖЕННОГО УЧИТЕЛЕМ ребята выбирают зимние слова)

Учитель : Прочитайте с доски слова. Положите в волшебный сундучок только зимние слова.
- Какая зима? (морозная, дождливая, снежная, ласковая, лютая)

Что сделала зима? (заморозила, сковала, растопила, убаюкала, закутала.)

Слайд 3(зимние слова складываются в сундучок)

Учитель : Вы прочитали много произведений об этом волшебном времени года, и мы вспомним некоторые из них.

Целеполагание. Работа в парах . Создание проблемной ситуации.

Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. У вас на партах – карточки с названием произведений и фамилиями авторов. Ваша задача – соединить фамилию автора с названием произведения.

Слайд 4

(Карточки)

С. Есенин

И. Соколов-Микитов

А. Барто

Ф. Тютчев

«Дело было в январе»

«Чародейкою зимою»

«Берёза»

«Зима в лесу»

Самопроверка (слайд 5)

С. Есенин

«Берёза»

Ф. Тютчев

«Чародейкою зимою»

А. Барто

«Дело было в январе»

И. Соколов-Микитов

«Зима в лесу»

Учитель: Все верно сделали! Молодцы! Поэты восхищались этим волшебным временем года! А вы знаете эти стихи?

Игра «Доскажи словечко»

Обучающиеся вспоминают строчки стихов любимых поэтов:

1.С.Есенин. «Белая береза под моим окном…….(принакрылась снегом точно серебром)

На пушистых ветках снежною каймой…(распустились кисти белой бахромой)

2.А.Л.Барто «Дело было в январе…..(стояла елка на горе)

А возле этой елки…(бродили злые волки).

3.Ф.Тютчев.

«Чародейкою зимою…..(околдован лес стоит)

И под снежной бахромою, неподвижною, немою……(чудной жизнью он блестит)

Учитель стимулирует активность младших школьников

Введение в тему урока

Учитель

Что вы заметили? А еще что можно сказать? (все поэты, А И.С.Соколов -Микитов -писатель)

Учащиеся вместе с учителем формулируют тему урока.

III этап. Открытие новых знаний. Знакомство с творчеством И.Соколова - Микитова и его произведением «Зима в лесу».

Цель : формирование метапредметных универсальных учебных действий на основе работы с текстом через интеграцию предметов эстетического и естественного направлений

Используемые педагогические методы и приемы :

    работа со словарем (обогащения словарного запаса детей)

    работа с текстом (отработка умений):

    с лушания образца художественного чтения (« Живое слово»);

    выразительного, правильного, осознанного чтения (чтение «цепочкой», выборочное чтение, «жужжащее» чтение);

    выделения основной мысли текста озаглавливание частей текста обоснование своего выбора, составление плана рассказа (элементыметода критического мышления);

    анализа , сравнения, вывода ;

    слайдовая презентация («И.С. Соколова - Микитов» «Первый снег», «Следы животных», «Охотник»);

    краткая биографическая справка о писателе на основе книжной выставки с произведениями писателя;

    беседа (обратная связь)

Наглядность: портрет писателя, выставка с произведениями писателя.

Слайд 6 Портрет писателя

1.Рассказ учителя.

Расширение кругозора учащихся.

Мотивирование на читательский интерес.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975) родился в простой семье. Мальчик получил хорошее "домашнее" образование, в семье большое внимание уделялось художественным произведениям, мальчик с детства полюбил читать и был очень любознательным ребенком.

И. С.Соколов-Микитов очень любил природу, был путешественником, он побывал не только во многих местах в нашей стране и за границей, но и был участником полярных экспедиций, которые потом красочно описал в детском журнале «Юный натуралист».

(выставка произведений И.С. Соколова - Микитова)

Основной темой в творчестве писателя была природа. И сейчас мы в этом убедимся.

Учитель :

Ребята, сегодня познакомимся с произведением И.С Соколова-Микитова «Зима в лесу». (Запись О. Табакова «Зима в лесу»)

2.Знакомство с произведением И.Соколова-Микитова «Зима в лесу».

А) прогнозирование проблемы произведения (Словарная работа по развитию речи):

Учитель: Прочитайте ключевые слова на экране. О чем или о ком будем читать? (о мишке, о зайчике, о снеге, о звериных следах)

Слайд 7 Работа со словарем

    пороша – (свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега (толковый словарь русского языка С. И. Ожегов.)

    большая толстая коряга

    медвежья лесная квартира

    заяц натропил

Б) Работа с текстом (Чтение произведения).

Чтобы лучше понять писателя, его замысел произведения послушаем этот текст в записи народного артиста Олега Табакова.

Живое слово-самый тонкий инструмент, который помогает услышать и понять красоту окружающего мира. (И.С.Соколов- Микитов «Зима в лесу».)

Слайд 8 (развитие умения слушания)

3. Проверка восприятия (обратная связь).

- понравился ли вам этот рассказ?

Какие животные встретились в лесу?

Какую картину зимы нарисовал в своем рассказе писатель?

IV этап. Физминутка (музыкально - танцевальная пауза «Синий иней»)

Использование технологии здоровьесбережения.

Слайд 9

4. Работа над произведением И.С.Соколова - Микитова «Зима в лесу»

И. Соколова-Микитова « Зима в лесу».
I.



Но вот пушистым снегом накрылись деревья, побелели лесные полянки.
Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку.
II.
Собрался по первой пороше охотник звериные следы считать.
Много следов в лесу. Вот пронеслась от дерева к дереву лёгкая белочка

Вот ночью хорёк проскакал. Вот пробежала через поляну осторожная, хитрая лисица...
Под большой толстой корягой нашёл он медвежью берлогу.
III.

Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит мишка, с боку на бок переворачивается. Не слышно ему, как подошёл к берлоге осторожный охотник.

5. Работа по частям. Сколько смысловых частей? (Составление плана по ходу)

1 часть. "цепочкой "

    Кому плохо в осеннем лесу и почему? Прочитайте.

    Чему обрадовались зайцы-беляки? Прочитайте.

    Озаглавьте 1 часть этого рассказа

«Первый снег» Слайд 10

2 часть . " Жужжащее чтение".

    Зачем отправился охотник в лес?

    Кого в лесу увидел охотник?

    Как озаглавим 2 часть рассказа?

«C леды на снегу» Слайд 11

Игра «А, ну-ка отгадай!»

Косолапый, неуклюжий….(мишка)

Шустрая, запасливая……(белка)

Косой….. (заяц)

Хитрая, осторожная………..(лисица)

3 часть. "На диктора".Иванова Наташа, Серов Феликс, Шабуранов Рома)

Читает хорошо читающий ученик.

    Кому лучше всех зимой в лесу?

    Как медведь готовился к зиме?

    Как чувствует медведь в этой берлоге?

    Озаглавьте 3 часть рассказа.

«Медвежья квартира» Слайд 12

Учитель.

Молодцы, ребята! Мы составили план рассказа И.Соколова-Микитова » Зима в лесу»

Слайд 13

    Первый снег.

    Следы на снегу.

3.Медвежья квартира

Учитель:

Какие краски возьмете для рисования картины?

V этап.Закрепление и проверка понимания учебного материала. Творческая работа учащихся «Пишем страничку учебника».

Цель: проверка понимания содержания урока, закрепление и обобщение знаний обучающихся и его практическая отработка через творческую работу.

Используемые педагогические методы и приемы :

    ИЗО – студии («Зимняя сказка». Картинный план. « Первый снег»),

    Мастерская моделирования («Медвежья квартира»),

    Исследовательская мастерская («Следы на снегу»)

    Игровые мастерские («Пазлы», «Путаница», «Заплатка», «Доскажи словечко», «Зимний лес»)

    дозированная помощь учителя (учитель - консультант)

    беседа (обсуждение)

    метод аналогий;

    игровые приемы;

    приемы решения логических задач;

    работа с дидактическим материалом;

    уровневая дифференциация (групповая и индивидуальная работа)

    педагогическое стимулирование (похвала, одобрение, комментирование ответов учащихся, подведение итогов этапа урока и т.д.)

1.Творческая работа по парам (звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»)

Учитель: Вы очень хорошо поработали. Предлагаю самим изготовить книжку с рассказом Соколова-Микитова «Зима в лесу». Откройте конверты с заданием. Внимательно читайте. Желаю успехов и творчества!

Учитель оказывает дозированную помощь

У нас есть план рассказа, мы его составляли, чтобы передать своими словами содержание текста или пересказать его.

Творческая лаборотория: «В мастерской художника». Учитель дает задание по парам.

1 пара . (ИЗО – студия) «Первый снег».

Задание : нарисовать пейзаж к 1 части. Наложить снег ватными дисками, украсить снежинками и подготовить пересказ 1 части.

2 пара . (Мастерская «Следопыты»)

Задание : наклеить Следы животных и подготовить пересказ 2 части.

3 пара. ( Мастерская моделирования ) Медвежья квартира . ( Смастерить медвежью берлогу и приготовить пересказ 3 части.)

4 пара . (ИЗО – студия «Зимняя сказка»

Задание: нарисовать обложку книги.

2.Самостоятельная работа в парах.

Игровые мастерские:

5 пара -Игра «Путаница »

Задание:

- составь предложения 1 части так, чтобы они были в правильной последовательности ;

Приклей на страничку;

Обрадовались беляки-зайцы. Голодный и холодный шумит лес. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку. Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка. Плохо осенью в лесу белякам-зайцам.
Но вот пушистым снегом накрылись деревья. Побелели лесные полянки.

Голодный и холодный шумит лес.
Плохо осенью в лесу белякам-зайцам.
Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка.
Но вот пушистым снегом накрылись деревья. Побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку.

6 пара - Игра « Пазлы ».

Задание:

А) -собрать картинку и наклеить на страничку;


Б) - продолжи предложение, проверь по тексту.

Собрался по первой пороше охотник …

Вот пронеслась от дерева к дереву…

7 пара «Заплатка».

Задание:

-наклеить недостающие кусочки и подписать картинку;

-

-продолжи предложение и проверь по тексту учебника.

Вот пробежала через поляну….

Вот ночью … проскакал.

8 пара-Игра «Следопыты».

Задание :

Узнай следы зверей;

Допиши словечко;

Косолапый __________ Шустрая, запасливая____________

Беляк - _________ Осторожная, хитрая____________

9 пара - Оживи картинку, сделай ее зимней.

Выбери название и подпиши картинку.

    Лучше всех в лесу лежебоке-медведю.

    Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире.

    Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры.


10 пара - «Мастерская писателя».

Задание:

- придумать концовку рассказа.

Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый мишка берлогу. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры.
Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит мишка, с боку на бок переворачивается. Не слышно ему, как подошёл к берлоге осторожный охотник…

VI этап. Систематизация и обобщение знаний. Проверка работы творческих групп

Цель: выявить уровень усвоения пройденного материала на уроке в форме.презентации творческого продукта.

Используемые педагогические методы и приемы :

    презентация творческого продукта творческих мастерских учащихся;

    создание творческого продукта коллективной работы «Пишем страничку Учебника»

    педагогическое стимулирование (похвала, одобрение, комментирование ответов учащихся)

    подведение итогов (оценка учебной деятельности учащихся на уроке)

Учитель:

У нас получилась книжка и картинный план, он вам поможет пересказать текст своими словами.
Какие вы молодцы, ребята! Посмотрите, какая книжка-самоделка у нас получилась! Теперь вы тоже сможете стать учителями!

VII этап. Домашнее задание.

Цель : развитие оригинального мышления и творческих способностей учащихся.

Используемые педагогические методы и приемы :

    подготовка пересказа;

    уровневая дифференциация (задания по выбору):

- «Мастерская волшебника» (рисунки, стихи, загадки, кроссворды, аппликации о зиме).

Учитель:

Предлагаю дома побыть волшебниками, художниками и поэтами. Девочкам - сочинить стихотворение о зиме или загадку. Мальчикам - придумать продолжение рассказа, а всем- подготовить пересказ текста.

VIII этап. Рефлексия.

Вам понравился урок?

Кому было легко?

На парте у ребят картинки:

снежинка – урок понравился, настроение хорошее,

тучка – урок не понравился, настроение грустное

(учащиеся оценивают урок)

X этап. Итог.

Учитель: Как только я цветок встречаю,

Люби!” – ко мне цветок взывает.

Лишь подхожу я к деревцу,

Погладь!” – склоняется к лицу.

А на гнезде увижу птицу,

Привет!” – пропеть она стремится.

Присядь!” – лягушка из болота.

Побудь!” – кузнечик из осота...

О, как прекрасен мир вокруг!

Иду домой, как добрый друг!

Учитель раздает детям памятку «Правила друзей природы».

Межпредметная связь: более подробно с «Правилами друзей природы вы познакомитесь на уроке по «Окружающему миру» или на классном часе.

Будь природе другом!

1. Не ломай ветки деревьев и кустарников. Не повреждай кору деревьев.

2. Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!

3. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

4. Береги лягушек, жаб, головастиков.

5. Не лови диких животных и не уноси их домой.

6. Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.

7. Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.

8. Не шуми в лесу.

Учитель подводит итог. Оценивает работу учащихся на уроке.

Вы очень активно работали! Спасибо! Всем ставлю «5»! Молодцы! Вы это заслужили. Вы подарили мне радость общения. А где же мой сундучок? А там….наши герои! Угощайтесь! Спасибо за урок! До свидания!

Будь природе другом!

1.Не ломай ветки деревьев и кустарников. Не повреждай кору деревьев.

2.Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!

3.Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

4.Береги лягушек, жаб, головастиков.

5.Не лови диких животных и не уноси их домой.

6.Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.

7.Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.

8.Не шуми в лесу.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!