Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Лига наций термин. Уефа запускает лигу наций

Для урегулирования международных споров мирным правовым путем.

Создать Лигу уже в ходе Первой мировой войны предложил президент США В. Вильсон. Он считал, что Лига может гарантировать “политическую независимость и территориальную целостность равно большим и малым государствам”. Пакт Лиги стал составной частью Версальского договора 1919 г. и вступил в силу в 1920 г. Устав Лиги был основан на нормах международного права, предусматривал отказ от войны и наказание агрессора. Государства, нарушившие нормы международного права, могли подвергнуться санкциям со стороны всех стран Лиги, включая эмбарго на торговлю и даже вооруженное вторжение. Ежегодно созывалась Ассамблея Лиги наций, которая обсуждала все международные вопросы, постоянно работал Совет Лиги и комиссии (в частности - по делам беженцев). Большинство независимых стран постепенно вошло в Лигу наций (всего 63 государства). Но большинство народов не входили в Лигу, так как находились в колониальной зависимости. Германские колонии были переданы от имени Лиги наций (в соответствии с ее мандатом) в управление европейцам и японцам. США, не желая нести ответственность за европейские дела, не вошли в Лигу.

27 марта 1933 г., в ответ на протесты Лиги против агрессивных действий Японии в Китае она вышла из этой организации. 19 октября Германия покинула Лигу, так как А. Гитлер считал необходимым разрушить Версальскую систему. Но в ответ на очищение Лиги наций от государств-агрессоров 18 сентября 1934 г. в нее вошел СССР.

Во второй половине 30-х гг., по мере развития агрессии государств Антикоминтерновского пакта, Лига наций показала свою слабость, так как ее ведущие государства (Великобритания и Франция) не были готовы дать отпор агрессии, придерживаясь политики «умиротворения». Санкции Лиги против Италии во время Итало-эфиопской войны оказались неэффективными. После этого сдерживание агрессии велось уже не с помощью механизма Лиги наций, а путем переговоров между сильнейшими державами мира. Последняя попытка Лиги наций наказать агрессора была предпринята в 14 декабря 1939 г., когда СССР был исключен из нее за нападение на Финляндию (см. Советско-финляндская война 1939-1940 гг.). Но этот шаг стал роковым для Лиги наций, так как после Второй мировой войны СССР уже не был заинтересован в восстановлении этой организации, и 19 апреля 1946 г. Лига была официально распущена. Вместо нее была создана Организация объединенных наций.

Исторические источники:

Документы внешней политики СССР. Т. 17-23. М., 1971-1992;

Политбюро ЦК РКП(б) - ВКП(б) и Европа. Решения «Особой папки» 1923-1939. М., 2001.

Карикатура тех лет.

ЛИГА НАЦИЙ, первая всемирная организация, в цели которой входило сохранение мира и развитие международного сотрудничества. Формально была основана 10 января 1920 и прекратила существование 18 апреля 1946 с образованием ООН. В Лиге наций нашли свое практическое выражение идеи и проекты, предлагавшиеся начиная с 17 в. вплоть до Первой мировой войны. Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги.

Структура.

Лига наций включала в себя государства - члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. Структура, функции и полномочия Лиги были определены в Уставе. Годовой бюджет Лиги составлял ок. 6 млн. долларов. Местопребыванием главных органов Лиги была Женева (Швейцария).

В Ассамблею входили представители всех государств, являвшихся членами Лиги наций. Сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре, кроме того, время от времени созывались специальные сессии. Каждый член Ассамблеи обладал одним голосом. Ассамблея обладала широкими полномочиями, которые охватывали всю сферу деятельности Лиги. Параграф 3 Устава гласил, что Ассамблея вправе рассматривать «любой вопрос, находящийся в сфере полномочий Лиги либо затрагивающий вопросы мира во всем мире». Внутренняя структура Ассамблеи отвечала принципам построения законодательного органа, она включала 7 постоянных комиссий, которые обычно действовали параллельно техническим службам Лиги.

Совет был изначально предназначен для представителей 9 государств. Неучастие США сократило число членов Совета до 8. В течение последующих 20 лет эта цифра колебалась, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным. Цель такого деления заключалась в том, чтобы предоставить право постоянного членства в Совете; представительство малых держав осуществлялось на основе принципа ротации. В соответствии с Уставом сессии Совета проводились 4 раза в год, не считая специальных сессий. Функции Совета, определенные Уставом, были столь же широкими, как и функции Ассамблеи, однако Совет имел исключительные права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов, проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности.

Секретариат был административным органом Лиги. Секретариат действовал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги. В 1940 в штат Секретариата входили сотрудники из 50 стран мира.

Члены Лиги наций.

Страны-учредители отмечены звездочкой (*). Год принятия и/или год заявления о выходе (вступало в действие по истечении двух лет) указаны в скобках.

Австралия*

Австрия (принята в 1920, аннексирована Германией в 1938)

Албания (принята в 1920, аннексирована Италией в 1939)

Аргентина*

Афганистан (принят в 1934)

Болгария (принята в 1920)

Бразилия (вышла в 1926)

Венгрия (принята в 1922, вышла в 1939)

Венесуэла* (вышла в 1938)

Гаити* (вышла в 1942)

Гватемала* (вышла в 1936)

Германия (принята в 1926, вышла в 1933)

Гондурас* (вышел в 1936)

Доминиканская Республика (принята в 1924)

Египет (принят в 1937)

Ирак (принят в 1932)

Ирландия (принята в 1923)

Испания* (вышла в 1939)

Италия* (вышла в 1937)

Колумбия*

Коста-Рика (принята в 1920, вышла в 1925)

Латвия (принята в 1921)

Литва (принята в 1921)

Люксембург (принят в 1920)

Мексика (принята в 1931)

Нидерланды*

Никарагуа* (вышла в 1936)

Новая Зеландия*

Норвегия*

Парагвай* (вышел в 1935)

Персия (Иран)*

Перу* (вышла в 1939)

Португалия*

Румыния* (вышла в 1940)

Сальвадор* (вышел в 1937)

Сиам (Таиланд)*

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии*

Союз Советских Социалистических Республик (принят в 1934, исключен в 1939)

Турция (принята в 1932)

Финляндия (принята в 1920)

Чехословакия*

Чили* (вышла в 1938)

Швейцария*

Эквадор (принят в 1934)

Эстония (принята в 1921)

Эфиопия (принята в 1923)

Югославия*

Южно-Африканский Союз*

Япония* (вышла в 1933)

Фунции.

Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни. К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились сокращение и ограничение вооружений; обязательства государств - членов Лиги выступать против любой агрессии; взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций. В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например о регистрации договоров и защите меньшинств.

Несмотря на то, что Лиге удалось урегулировать - в той или иной степени успешно - более сорока политических конфликтов, ее усилия по разрешению основных противоречий путем использования параграфа 16 Устава Лиги о коллективной безопасности привели к ее ослаблению и прекращению деятельности. Неудачная попытка Лиги применить в 1931 эффективные санкции против Японии, напавшей на Маньчжурию, еще более серьезная неспособность воздействовать на события в ходе итальянской агрессии против Эфиопии ясно продемонстрировали потенциальным агрессорам слабость механизма применения силовых решений в мирном урегулировании.

Неудачи Лиги в решении политических проблем часто заслоняют ее достижения в социальной и гуманитарной области, преуменьшают значение ее деятельности в сфере международной экономической политики и финансового регулирования, международных сообщений и системы транзита, в улучшении системы здравоохранения во многих странах мира, научного сотрудничества, кодификации международного права, подготовки конференций по разоружению и других социальных и гуманитарных областях. К успехам следует отнести установление контроля за распространением опиума и работорговлей (в основном женщинами). Кроме того, были достигнуты значительные успехи в защите прав и интересов молодежи. Лига была тесно связана со своим юридическим органом - Постоянной палатой международного правосудия, имевшей собственную структуру и принимавшей самостоятельные решения. Кроме того, Лига тесно сотрудничала со многими международными организациями, которые не имели с ней официальных или исторически сложившихся связей.

Исключение СССР из членов Лиги в 1939 привело к тому, что в ее составе осталась лишь одна великая держава - Великобритания. В критические дни, предшествовавшие сентябрю 1939, ни одна из стран не прибегла к помощи Лиги; к январю 1940 Лига прекратила свою деятельность по урегулированию политических вопросов. На последней сессии Ассамблеи 18 апреля 1946 было принято решение о передаче имущества и материальных ценностей Лиги Организации Объединенных Наций, а ее социальные и экономические функции были объединены с деятельностью Экономического и Социального Совета.

М.М. Литвинов - И.М. Майскому. 4 августа 1934 г.

Хотя я собирался ехать на юг Союза, но обстоятельства обернулись так, что я поеду лечиться через 2-3 дня за границу. Я, конечно, ничего не имею против того, чтобы повидать Вас во время лечения, но дело в том, что я не буду находиться в каком-либо пункте на Вашем пути в Москву, Вам придется специально отправиться ко мне на курорт, и я не могу не задавать себе вопроса, нужно ли это. Вы едете в отпуск, и никаких инструкций Вам от меня не требуется. Если Вам понадобятся инструкции и информация, то Вы их успеете получить от меня на обратном пути в Лондон, ибо рассчитываю быть в Москве в конце сентября.

М.М. Литвинов - И.М. Майскому. 11 июня 1934 г.

Случилось, как я ожидал: уезжаю, не успев Вам ничего сообщить о встрече. Если бы я и хотел, то не мог ее теперь устроить, ибо в Берлине остаюсь только с утра до вечера. Ваша телеграмма 1 лишний раз убедила меня в том, что никаких конкретных вопросов для обсуждения нет. Что же касается вопросов общей политики, то они, по-моему, для Вас довольно ясны. Мы желаем мира и сотрудничать со всеми, кто это желание разделяет. Отсюда и наше сближение с Францией и с Малой Антантой. Мы зовем всех сторонников мира к сплочению на почве общих соглашений, а также региональных пактов взаимной помощи, включая военную помощь.

Амо декларация 1934 года, 18 апреля

Амо декларация - заявление Японии о политике в Китае, сделанное заведующим отделом печати японского министерства иностранных дел Амо 18.IV 1934 в связи с опубликованием информации о предстоящем оказании Китаю т. н. "технической помощи" со стороны Лиги наций и о поставке Китаю военных материалов иностранными (главным образом американскими) фирмами.

Лондонские конвенции 1933 года, 3, 4, 5 июля (Вышинский, 1948)

Лондонские конвенции 1933 года - об определении агрессии - заключены 3, 4 и 5. VII по инициативе Советского Союза. Они явились новым звеном в цепи мероприятий Советского правительства, направленных к укреплению мира и безопасности во всём мире. В основу определения агрессии в Лондонских конвенциях было положено определение, предложенное советской делегацией ещё 6. II 1933 в Генеральной комиссии по разоружению и принятое 24. V 1933 года Комитетом по вопросам безопасности на конференции но сокращению и ограничению вооружений, созванной Лигой наций...

Министерство образования Российской Федерации

Дальневосточный государственный университет

Открытый университет ДВГУ

Специальность: История

Контрольная работа

Учебный предмет: История стран Европы и Америки в новейшее время

Тема: Создание Лиги Наций

Преподаватель:

Работу выполнил

Студентка: Бекжанова Елена Сергеевна

Курс: II

Домашний адрес: пос. Пограничный, Северный городок, д.1, кв.4.

Представительство: пос. Пограничный

Дата сдачи контрольной работы на проверку:

Пограничный

1. Лига наций и ее роль в развитии международных отношений………………………стр.3

2. Члены Лиги Наций……………………………………………………………………...стр.4-6

3. Главные задачи, главный пункт Устава Лиги наций…………………………………...стр.7

4. Структура, функции Лиги наций………………………………………………………...стр.8

5. Результаты существования Лиги наций. Выводы…………………………...……стр.9-10

6. Используемая литература……………………………………………………………...стр.11

Лига наций и ее роль в развитии международных отношений.

Идея создания Лиги Наций принадлежит Великобритании. В конце 1915 года министр иностранных дел Грей предложил создать международную организацию по борьбе за мир. Вопрос о Лиге в повестке дня оказался одним из главных как минимум по двум основным причинам. Во-первых, как международный орган Лига в самом деле могла внести практический вклад в регулирование международных отношений и уменьшение опасности войны. Во-вторых, Лига и ее Устав были призваны дать правовую и моральную санкцию политике великих держав, легализовать ее в глазах общественного мнения, которое к 20-м годам ХХ века уже становилось важным политическим фактором - прежде всего в демократических и либеральных странах.

Была создана комиссия по изготовлению устава Лиги во главе с Вильсоном. Началась борьба между Англией, Францией и США относительно проекта устава. Позднее Англия и США объединились.

Вопросы создания Лиги вызвали серьезные споры между главными участниками конференции. На одном из первых заседаний выяснилось, что планы ее создания, исходящие от разных делегаций, отличаются мерой пространности и степенью проработки деталей. Французский план, в частности, был гораздо детальнее британского. Париж непримиримо требовал включения в Устав пункта о создании международных вооруженных сил, способных поддерживать безопасность в Европе. Франция надеялась использовать свое превосходство в сухопутных силах и сделать их основой будущей международной армии, которую при необходимости можно было бы направить против Германии. Одновременно французская делегация считала, что сначала необходимо подготовить и подписать договор с Германией, а потом заниматься созданием международной организации.

В этом Клемансо встретил очень серьезное сопротивление Вильсона, полагавшего, что создание мирового порядка нужно начинать как раз со строительства Лиги. По мнению США, Лиге как главной международной организации по созданию новой системы коллективной безопасности можно было даже вообще делегировать право разработки мирного договора с Германией. Вильсон настоял на подготовке проекта создания Лиги специальной комиссией. В рамках конференции был образован (25 января 1919 г.) комитет по подготовке проекта Лиги наций. Резолюция о его учреждении, предложенная британской делегацией, предусматривала, что Лига:

Будет создана для урегулирования всех вопросов, связанных с установлением мира и содействия международному сотрудничеству, осуществлению гарантий выполнения принятых международных обязательств;

Станет неотъемлемой частью общего договора о мире и останется открытой для присоединения каждой цивилизованной нации, которая примет и поддержит ее цели;

Обеспечит периодические встречи ее членов на международных конференциях (сессиях), в интересах чего будут созданы постоянная организация и секретариат для обеспечения работы Лиги в перерывах между конференциями (сессиями).

Принятие резолюции было несомненным успехом Вильсона, но оно не гарантировало подготовки Устава организации до окончания работы по договору с Германией. Оппоненты Вильсона не скрывали надежд на провал работы комиссии под его председательством. Но американская делегация проявила упорство. Сам президент США с помощью члена американской делегации Д. Х. Миллера дважды перерабатывал свой исходный проект Лиги. Последний был закончен уже 2 февраля 1919 г.

Члены Лиги наций.

Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США

и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги.

Страны-учредители отмечены звездочкой (*). Год принятия и/или год заявления о выходе (вступало в действие по истечении двух лет) указаны в скобках.

Австралия*

Австрия (принята в 1920, аннексирована Германией в 1938)

Албания (принята в 1920, аннексирована Италией в 1939)

Аргентина*

Афганистан (принят в 1934)

Болгария (принята в 1920)

Бразилия (вышла в 1926)

Венгрия (принята в 1922, вышла в 1939)

Венесуэла* (вышла в 1938)

Гаити* (вышла в 1942)

Гватемала* (вышла в 1936)

Германия (принята в 1926, вышла в 1933)

Гондурас* (вышел в 1936)

Доминиканская Республика (принята в 1924)

Египет (принят в 1937)

Ирак (принят в 1932)

Ирландия (принята в 1923)

Испания* (вышла в 1939)

Италия* (вышла в 1937)

Колумбия*

Коста-Рика (принята в 1920, вышла в 1925)

Латвия (принята в 1921)

Литва (принята в 1921)

Люксембург (принят в 1920)

Мексика (принята в 1931)

Нидерланды*

Никарагуа* (вышла в 1936)

Новая Зеландия*

Норвегия*

Парагвай* (вышел в 1935)

Персия (Иран)*

Перу* (вышла в 1939)

Португалия*

Румыния* (вышла в 1940)

Сальвадор* (вышел в 1937)

Сиам (Таиланд)*

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии*

Союз Советских Социалистических Республик (принят в 1934, исключен в 1939)

Турция (принята в 1932)

Финляндия (принята в 1920)

Чехословакия*

Чили* (вышла в 1938)

Швейцария*

Эквадор (принят в 1934)

Эстония (принята в 1921)

Эфиопия (принята в 1923)

Югославия*

Южно-Африканский Союз*

Япония* (вышла в 1933)

Главные задачи Лиги Наций

Построение мира через сотрудничество;

Гарантия мира через коллективную безопасность;

Это было первым случаем в истории, когда гарантом международного обычая должна была стать международная организация.

Главным пунктом Устава ЛН. являлось:

предоставления гарантий странам членам:

Коллективные действия в случае нарушения устава и войны

Сохранение независимости и территориальной целостности держав

Если конфликт не удается решить самостоятельно, его участники могут обратиться в арбитраж или Совет ЛН.

Стороны не должны прибегать к военным действиям на протяжении 3 месяцев после созыва конференции по конфликту (то есть война разрешается!)

Мероприятия против нарушений:

нарушения мира рассматривается как война против всех членов Лиги

Ведения полной экономической и политической изоляции

Формирования войск из национальных контингентов с целью принуждения к миру

Эти санкции применялись в 1935 против Италии во время агрессии в Эфиопии, но неэффективно.

Минусы Устава ЛН и вообще минусы

санкции не имели всеохватывающего характера

Решения в Ассамблее принимались по принципу единодушия, и любой член ЛН мог положить вето и парализовать деятельность ЛН

ЛН не приобрела влиятельного характера из-за отсутствия США и СССР

Количество комитетов не была лимитирована - их было огромное количество. Отсутствующий координационный орган и лишь в последние годы было создано 2 Комитеты по координации.

Структура.

Лига наций включала в себя государства – члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. Структура, функции и полномочия Лиги были определены в Уставе. Годовой бюджет Лиги составлял около 6 млн. долларов. Местопребыванием главных органов Лиги была Женева (Швейцария).

В Ассамблею входили представители всех государств, являвшихся членами Лиги наций. Сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре, кроме того, время от времени созывались специальные сессии. Каждый член Ассамблеи обладал одним голосом. Ассамблея обладала широкими полномочиями, которые охватывали всю сферу деятельности Лиги. Параграф 3 Устава гласил, что Ассамблея вправе рассматривать «любой вопрос, находящийся в сфере полномочий Лиги либо затрагивающий вопросы мира во всем мире». Внутренняя структура Ассамблеи отвечала принципам построения законодательного органа, она включала 7 постоянных комиссий, которые обычно действовали параллельно техническим службам Лиги.

Совет был изначально предназначен для представителей 9 государств. Неучастие США сократило число членов Совета до 8. В течение последующих 20 лет эта цифра колебалась, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным. Цель такого деления заключалась в том, чтобы предоставить право постоянного членства в Совете; представительство малых держав осуществлялось на основе принципа ротации. В соответствии с Уставом сессии Совета проводились 4 раза в год, не считая специальных сессий. Функции Совета, определенные Уставом, были столь же широкими, как и функции Ассамблеи, однако Совет имел исключительные права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов, проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности.

Секретариат был административным органом Лиги. Секретариат действовал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги. В 1940 в штат Секретариата входили сотрудники из 50 стран мира.

Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни. К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились сокращение и ограничение вооружений; обязательства государств – членов Лиги выступать против любой агрессии; взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций. В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например о регистрации договоров и защите меньшинств.

Результаты существования Лиги наций. Выводы.

Объективный, непредубежденный подход к оценке миротворческой деятельности Лиги наций, взвешенный анализ итогов ее деятельности свидетельствуют, что этой международной организации были присущие как отрицательные, так и положительные черты. И хотя она оказалась неспособной предотвратить Вторую мировую войну, своей деятельностью на первом этапе (20-ые годы) Лига оказывала содействие мирному урегулированию десятков конфликтов. Впервые ответственность за коллективные действия против нарушителя международного права воплощалась в конкретные решения. Новым явлением было и то, что Лига наций имела глобальный характер и несла глобальную ответственность за предотвращение войны согласованными действиями ее членов. Устав предусматривал гарантии членам организации в сохранении их политической независимости и территориальной целостности против внешней агрессии. Организация создавалась с целью обеспечения мирного решения конфликтов, предотвращения войны. Устав предусматривал коллективные действия всех членов Лиги наций в случае нарушения агрессором Устава и развязывания войны. Устанавливалась определенная процедура решения конфликтов. Если конфликтующие стороны оказывались несостоятельными решать спорный вопрос путем переговоров, они должны были обратиться в арбитраж, Постоянного Суда международной справедливости или Совета Лиги. Конфликтующие стороны не должны были прибегать к войне, по крайней мере на протяжении трех месяцев после принятия решения органом, который рассматривал конфликт. Но после этого срока руки конфликтующих сторон были фактически развязаны. Важный недостаток Устава Лиги состоял том, что война как метод решения спорных вопросов не запрещалась. Меры против нарушителей мира регламентировались Уставом. Нарушение мира рассматривался как акт войны против всех членов Лиги. Предполагалась немедленная тотальная экономическая и политическая изоляция нарушителя. Совет имел право рекомендовать и военные санкции, включая создание объединенных вооруженных сил из контингентов членов Лиги.

Но было бы ошибкой перечеркнуть всю историю Лиги, свести ее деятельность лишь к недостаткам. Были в ее работе и достижения. Лига сыграла в ряде случаев положительную роль в решении послевоенных проблем. Так, за первые 10 лет своего существования (1919-1929-рр.) Лигой наций было рассмотрено 30 международных конфликтов, и большинство из них удалось решить. Неудачи Лиги в решении политических проблем часто заслоняют ее достижения в социальной и гуманитарной области, преуменьшают значение ее деятельности в сфере международной экономической политики и финансового регулирования, международных сообщений и системы транзита, в улучшении системы здравоохранения во многих странах мира, научного сотрудничества, кодификации международного права, подготовки конференций по разоружению и других социальных и гуманитарных областях. К успехам следует отнести установление контроля за распространением опиума и работорговлей (в основном женщинами). Кроме того, были достигнуты значительные успехи в защите прав и интересов молодежи. Лига была тесно связана со своим юридическим органом – Постоянной палатой международного правосудия, имевшей собственную структуру и принимавшей самостоятельные решения. Кроме того, Лига тесно сотрудничала со многими международными организациями, которые не имели с ней официальных или исторически сложившихся связей.

Следует отметить, что в рамках Лиги Наций была предпринята первая попытка официальной кодификации. В 1924 г. Совет Лиги образовал комитет экспертов из 16 юристов, который должен был заниматься вопросами кодификации международного права, включая право договоров. Был подготовлен доклад об этой отрасли права, который так и не был обсужден. Первым международно-правовым актом, кодифицировавшим наиболее устоявшиеся нормы права договоров, явилась Межамериканская конвенция о международных договорах 1928 г., состоявшая всего из 21 статьи.

Уроки и опыт Лиги наций были использованы при создании Организации Объединенных Наций. Сам факт создания постоянной международной организации общеполитического характера с постоянно действующим аппаратом являлся событием важного исторического значения. Лига наций строился как орган коллективного поддержания мира, что означало шаг к интернационализации ответственности за сохранение мира. Изучая опыт Лиги наций, следует учитывать расхождение оценок ее деятельности, данных разными авторами на разных исторических этапах. Обобщая существующие концепции, не тяжело увидеть прежде всего две тенденции: стремление одних изобразить действия Лиги в розовом свете и противоположное старание других – всю историю этой международной организации красить одной черной краской, концентрируя внимание лишь на ее недостатках и ошибках. Последняя тенденция четко прослеживается в публикациях советских авторов, которые анализировали действия Лиги наций главным образом под углом зрения того, в какой мере они противоречили или отвечали интересам советского государства. Беспомощность Лиги наций в условиях развязывания второй мировой войны подорвала доверие мировой общественности к этой международной организации как инструмента мира и общей безопасности.

Используемая литература:

1. Чубарьян А.О. Мирное сосуществование: теория и практика, М, 1976

2. Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945),

международная организация, учрежденная в 1919 г., имевшая целью, согласно уставу, развитие сотрудничества между народами, гарантию мира и безопасности. Предшественница ООН. В 1920-1934 гг. деятельность Л. Н. была враждебной Советскому Союзу. В 1934 г., после выхода из нее фашистской Германии, СССР принял предложение 30 государств-членов Л. Н. о вступлении в нее. В декабре 1939 г. СССР был обвинен в агрессии против Финляндии в связи с советско-финляндской войной и исключен из Л. Н. Формально распущена в 1946 г.

Отличное определение

Неполное определение

ЛИГА НАЦИЙ

междунар. орг-ция, имевшая своей целью, по определению ее Устава, "развитие сотрудничества между народами и гарантию их мира и безопасности", а на деле с первых же дней своего существования превратившаяся в послушное орудие политики империалистич. держав, в первую очередь - Великобритании и Франции. Существовала между 1-й и 2-й мировыми войнами. Еще в годы 1-й мировой войны проекты создания междунар. орг-ции по обеспечению мира выдвигались различными бурж.-пацифистскими орг-циями в Великобритании, США, Франции и др. странах. Обещание создать Л. н. вошло также в "четырнадцать пунктов" президента США В. Вильсона. На Парижской мирной конференции 1919-20 была учреждена спец. комиссия по выработке Устава Л. н. Подготовленный ею проект Устава был одобрен конференцией и включен в Версальский мирный договор 1919 и др. мирные договоры, к-рыми завершилась 1-я мировая война. Устав Л. н. был первоначально подписан 44 гос-вами, в т. ч. 31 гос-вом, принимавшим участие в войне на стороне Антанты или присоединившимся к ней (США, Великобританией, Францией, Италией, Японией, Канадой, Австралией, ЮАС, Новой Зеландией, Индией, Китаем, Бельгией, Боливией, Бразилией, Кубой, Экуадором, Грецией, Гаити, Хиджазом, Гондурасом, Либерией, Никарагуа, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Югославией, Сиамом, Чехословакией, Уругваем), и 13 гос-вами, сохранившими нейтралитет в 1-й мировой войне (Аргентиной, Чили, Колумбией, Данией, Норвегией, Испанией, Парагваем, Нидерландами, Ираном, Сальвадором, Швецией, Швейцарией, Венесуэлой). США не ратифицировали Устав Л. н. и не вошли в число членов Л. н. Это объясняется прежде всего тем, что руководящая роль в Л. н. принадлежала Англии и Франции. Согласно Уставу, осн. органами Л. н. являлись Ассамблея, Совет и Секретариат; все решения Ассамблеи и Совета, за исключением решений по процедурным вопросам, должны были приниматься единогласно. При Л. н. на правах автономных орг-ций были созданы Постоянная палата междунар. правосудия, Междунар. бюро труда и др. орг-ции. Местопребыванием осн. органов Л. н. была Женева (Швейцария). Л. н. отнюдь не ослабила империалистич. противоречий между ее основателями. В 1920 В. И. Ленин отмечал, что "...Лига наций - союз только на бумаге, а на деле это группа хищных зверей, которые только дерутся и нисколько не доверяют друг другу" (Соч., т. 31, с. 149). В первые годы своего существования Л. н. была центром организации борьбы, в т. ч. и военной, против Сов. гос-ва. В Л. н. обсуждались различные планы воен. интервенции против Сов. России, рассматривались возможности использования голода на части терр. РСФСР в антисов. целях, вырабатывались совм. дипломатич. демарши против социалистич. гос-ва и т. д. В связи с резко враждебной антисов. деятельностью Л. н. Сов. пр-во в этот период отрицательно относилось к Л. н., борясь против ее попыток вмешаться во внутр. дела молодого Сов. гос-ва. В 20-е и в нач. 30-х гг. в центре внимания Л. н. были: спор между Швецией и Финляндией об Аландских о-вах (см. Аландские конвенции), плебисцит в Верх. Силезии (1921), конфликт между Литвой и Польшей из-за Вильнюса (1921), конфликт между Турцией и Ираком из-за Мосула (1924-25), конфликт между Боливией и Парагваем из-за области Чако (1928-32), агрессия Японии против Китая в 1931 и др. В этот же период Л. н. начала обсуждение проблемы разоружения. Под прикрытием Л. н. в нач. 20-х гг. был произведен в форме раздачи мандатов раздел колон. добычи между государствами-победителями, в первую очередь между Великобританией и Францией (см. Мандатная система). Л. н. предпринимала многочисл. попытки сгладить острые противоречия между гл. ее участниками на основе антисов. сговора (см. Локарнские договоры 1925), а также путем соглашений о репарациях (см. Дауэса план и Юнга план). В 1926 в Л. н. была допущена Германия. Однако уже в 1933 Германия и Япония вышли из Л. н., чтобы получить полную свободу действий. К сер. 30-х гг. планы установления мирового господства фаш. Германии, фаш. Италии и империалистич. Японии стали угрозой для безопасности др. капиталистич. гос-в, в связи с чем отд. пр-ва этих гос-в стали искать сотрудничества с СССР как в рамках Л. н., так и вне ее (см. "Восточный пакт"). 15 сент. 1934 по инициативе франц. дипломатии, в частности А. Барту, 30 государств - членов Л. н. обратились к СССР с предложением вступить в Л. н. 18 сент. 1934 СССР вступил в Л. н., заняв постоянное место в ее Совете (против принятия СССР голосовали Нидерланды, Португалия и Швейцария). При вступлении в Л. н. Сов. пр-во сделало ряд оговорок, касающихся ее Устава; Сов. пр-во, в частности, заявило, что не может одобрить систему мандатов, являющуюся формой прикрытия колониализма. В течение 5 лет (1934-39) пребывания в Л. н. Сов. Союз твердо и последовательно отстаивал дело мира и безопасности народов, боролся за претворение в жизнь идеи коллективной безопасности перед лицом фаш. агрессии. Важнейшими вопросами, обсуждавшимися в Л. н. в 1934-39, были: итал. агрессия против Эфиопии (1935-36), нарушение Германией Версальского (1919) и Локарнского (1925) договоров (в связи с ремилитаризацией Германией Рейнской зоны в 1936), итало-герм. интервенция в Испании (1936-39), захват Германией Австрии (1938) и др. Позиция зап. держав этого периода объяснялась стремлением направить фаш. агрессию против СССР. Эта позиция превратила Л. н. по существу в прикрытие агрессии герм., итал. и япон. империализма. Этим объяснялась беспомощность Л. н., не сумевшей провести ни одного эффективного мероприятия против фаш. агрессии накануне 2-й мировой войны. Так, в окт. 1935 Ассамблея Л. н. по требованию ряда гос-в - членов Л. н. и в первую очередь СССР, вынесла решение о применении экономич. и финанс. санкций к Италии, напавшей на Эфиопию. Однако из-за позиции зап. держав самая важная статья итал. импорта, необходимая для ведения войны, - нефть - не была внесена в список предметов, запрещенных для ввоза в Италию. Это облегчило и ускорило захват Италией Эфиопии (1936). В июле 1936 решение Л. н. о санкциях было по настоянию Великобритании и Франции вообще отменено. В 1936-39, в период итало-герм. интервенции в Испании, пр-ва Великобритании, Франции и ряда др. капиталистич. гос-в добились того, что Л. н. не только не предприняла никаких мер к обузданию интервентов, но и вообще устранилась от рассмотрения этого вопроса. Упорная борьба Сов. Союза за мир и коллективную безопасность, его активная деятельность в Л. н., направленная на разоблачение как фаш. агрессоров, так и их пособников в Великобритании, Франции и США, сделали участие СССР в Л. н. нежелательным для правящих кругов зап. держав. Использовав в качестве предлога сов.-финл. войну 1939-40, пр-ва Великобритании и Франции добились принятия Советом Л. н. 14 дек. 1939 решения об исключении СССР из Л. н. Деятельность Л. н. с этого времени по существу прекратилась, формально же она была ликвидирована в апр. 1946 решением специально созданной Ассамблеи. Лит.: История дипломатии, т. 3, М.-Л., 1945; Иванов Л., Лига наций, М., 1929; Кольский А., Лига наций (Ее организация и деятельность), М., 1934; Афанасьева О., Краткий очерк истории Лиги наций, (M.), 1945; Нотович Ф., Разоружение империалистов, Лига наций и СССР, М.-Л., 1929; История междунар. отношений и внеш. политики СССР, т. 1, М., 1961. В. Л. Исраэлян. Москва.

Ли́га На́ций - международная организация, основанная в результате Версальско-Вашингтонской системыВерсальского соглашения в 1919-1920 годах. В период с 28 сентября 1934 по 23 февраля 1935 в Лигу Наций входило 58 государств-участников. Цели Лиги Наций включали в себя: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете. Прекратила своё существование в 1946 году.

Основные принципы мирного сообщества наций были сформулированы в 1795 году Иммануилом Кантом, который в своём политико-философском трактате «К вечному миру» впервые описал культурные и философские основы будущего объединения Европы и тем самым выразил идею Лиги Наций, которая могла бы осуществлять контроль конфликтных ситуаций и прилагала бы усилия к сохранению и укреплению мира между государствами. Несмотря на то, что решение об учреждении Лиги Наций хронологически стало первым из принятых на Парижской конференции, именно оно подводило окончательный итог многотрудной работе по формированию новой системы международных отношений. Это решение отражало стремление народов к справедливому, цивилизованному миропорядку, поэтому его следует отнести к наиболее значимым успехам держав-победительниц. Вместе с тем, панегирическая оценка Лиги Наций, которая часто встречается в западной исторической литературе, столь же далека от реальной действительности, как и крайне негативная её характеристика, содержавшаяся в советской историографии. Как и остальные крупные постановления Парижской мирной конференции, создание и функционирование Лиги Наций носило двойственный характер. С одной стороны, провозглашалась благородная цель «развития сотрудничества между народами и достижения международного мира и безопасности». Но, с другой стороны, Лига Наций была призвана охранять не какой-то абстрактный мир, а тот международный порядок, в котором преобладающими являлись интересы его организаторов - стран Антанты и союзных с ними государств. К тому же, правительственные круги ведущих мировых держав - Англии и Франции - изначально не рассматривали Лигу Наций как главный «инструмент мира», больше полагаясь на традиционные дипломатические и, при необходимости, военные средства. Все это не только превращало вновь созданную организацию в своего рода орудие по реализации внешнеполитических установок держав-победительниц, не только снижало эффективность её воздействия на мировую политику, но и в известном смысле обрекало её на бессилие в разрешении насущных международных проблем. Противоречивость исходных принципов не могла не отразиться на Уставе, структуре и практической деятельности

Лиги Наций. Разработанный комиссией под председательством президента США, Устав был подписан в 1919 г. представителями 44 государств. Он включал в себя 26 статей. Анализ их содержания не позволяет согласиться с В. Вильсоном, который считал Устав панацеей от всех войн и конфликтов, от «мировых сил зла» [источник не указан 158 дней ] .

фициальными языками Лиги Наций были: французский, английский и испанский (с 1920 года). Лигой также серьёзно рассматривался вопрос учреждения в качестве рабочего языка эсперанто.

Лига Наций не принимала ни официального флага, ни логотипа. Предложения по принятию официального символа выдвигались начиная с 1920 года, однако государства-члены так и не достигли соглашения.

Основные органы

Секретариат и Ассамблея - Сотрудники Лиги в секретариате отвечали за подготовку повестки дня Совета и Ассамблеи и публиковали отчёты о заседаниях, а также за другие вопросы, действуя как гражданская служба для Лиги. Ассамблея была местом встречи всех государств-членов, при этом каждое государство имело право на трёх представителей и один голос.

Совет - Совет Лиги действовал как тип исполнительного органа руководства Ассамблеи. Совет Лиги Наций включал четырёх постоянных участников (Великобритания,Франция, Италия, Япония) и четырёх непостоянных участников, которые были избраны Собранием в течение трёхлетнего периода. Первыми четырьмя непостоянными участниками были Бельгия, Бразилия, Греция и Испания. США должны были быть пятым постоянным членом, но американский сенат проголосовал 19 марта 1920 года против ратификации Версальского договора, таким образом предотвращая американское участие в Лиге.

Другие органы

Лига наблюдала за Постоянной палатой международного правосудия и несколькими другими агентствами и комиссиями, созданными для решения международных проблем. Они включали Комитет по изучению правового статуса женщин, Комиссию разоружения, Организацию здравоохранения, Международную организацию труда, Комиссию мандатов, Международную комиссию по интеллектуальному сотрудничеству (предшественник ЮНЕСКО), Постоянный центральный опийный совет, Комиссию для беженцев и Комиссию рабства. Несколько из этих учреждений были переданы Организации Объединенных Наций после Второй мировой войны - Международная организация труда, Постоянная палата международного правосудия (как Международный суд) и Организация здравоохранения (реструктурированная как Всемирная организация здравоохранения) стали учреждениями ООН.

Статья 8 соглашения Лиги поставила перед ней задачу сокращения вооружений к минимальным объёмам, совместимым с национальной безопасностью и осуществлением общих действий международных обязательств. Существенное количество времени и энергии Лиги было посвящено разоружению, даже при том, что много правительств-членов сомневались, что такое обширное разоружение могло быть достигнуто или даже желательно. Силы союзников были также под обязательством по Версальскому договору, ограничивающему их вооружения, введённым в отношении побеждённых стран; это было названо первым шагом в направлении разоружения во всём мире. Члены Лиги придерживались различных взглядов на разоружение. Французы отказывались уменьшать свои вооружения без гарантии военной помощи, если они подвергнутся нападению, Польша и Чехословакия чувствовали себя уязвимыми к нападению с запада. Страх перед нападением увеличился, поскольку Германия восстановила силы после Первой мировой войны, особенно после того, какАдольф Гитлер получил власть и стал канцлером в 1933 году.

Решение о роспуске Лиги принято единогласно представителями 34 стран, участвовавших в последнем заседании Генеральной Ассамблеи: «Лига Наций должна прекратить своё существование» . Решение также установило дату ликвидации Лиги: на следующий день после закрытия сессии. 19 апреля 1946 года, Председатель Ассамблеи, Карл Дж. Хамбро из Норвегии, заявил, что «двадцать первая и последняя сессия Генеральной Ассамблеи Лиги Наций закрыта.» В результате, Лига Наций прекратила своё существование 20 апреля 1946 года .

Организа́ция Объединённых На́ций , ОО́Н - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

«ООН остается универсальным форумом, наделённым уникальной легитимностью, несущей конструкцией международной системы коллективной безопасности, главным элементом современной многосторонней дипломатии» .

Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано вДекларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств . 15 октября 1945 года Польша также подписала Устав, вступив, таким образом, в число первоначальных членов Организации. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций.

Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления международного мира, безопасности, развития сотрудничества между странами.

Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 г., когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран нацистского блока.

Первые контуры ООН были очерчены на конференции в Вашингтоне в особняке "Думбартон-Оукс". На двух сериях заседаний, проходивших с 21 сентября по 7 октября 1944 г., США, Великобритания, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях всемирной организации.

11 февраля 1945 г. после встреч в Ялте лидеры США, Великобритании и СССР Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин заявили о своей решимости учредить "всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности".

25 апреля 1945 г. представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН.

В Сан-Франциско собрались делегаты стран, представляющие свыше 80% населения земного шара. В Конференции участвовали 850 делегатов, а вместе с их советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции общее число лиц, принимавших участие в работе Конференции, достигало 3 500. Кроме того, было более 2 500 представителей прессы, радио и кинохроник, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. Конференция в Сан-Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний, когда-либо имевших место.

На повестке дня Конференции стояли предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в "Думбартон-Оуксе", на основе которых делегаты должны были выработать Устав, приемлемый для всех государств.

Устав был подписан 26 июня 1945 г. представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее, и стала 51-м государством-основателем.

ООН официально существует с 24 октября 1945 г. - к этому дню Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. 24 октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций.

В преамбуле Устава говорится о решимости народов Объединенных Наций "избавить грядущие поколения от бедствий войны".

Целями ООН, закрепленными в ее Уставе, являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру, и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Члены ООН обязались действовать в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство государств; разрешение международных споров мирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.

Членами ООН являются 192 государства мира.

Главные органы ООН:
- Генеральная ассамблея ООН (ГА ООН) - главный совещательный орган, состоит из представителей всех государств‑членов ООН (каждое из них имеет 1 голос).
- Совет Безопасности ООН действует постоянно. По Уставу на СБ возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Если использованы все пути мирного разрешения конфликта, СБ компетентен направлять на поддержание мира наблюдателей или войска в районы конфликтов с целью ослабления напряженности и разъединения войск враждующих сторон.

За все время существования ООН миротворческими силами ООН было проведено около 40 операций по поддержанию мира.
- Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) уполномочен проводить исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения, прав человека, экологии и т.п., давать по любому из них рекомендации ГА.
- Международный суд ООН, главный судебный орган, образованный в 1945 году, разрешает правовые споры между государствами с их согласия и дает консультативные заключения по правовым вопросам.
- Секретариат ООН создан для обеспечения надлежащих условий деятельности организации. Секретариат возглавляет главное административное должностное лицо ООН - генеральный секретарь ООН (с 1 января 2007 г. - Пан Ги Мун (Корея).

ООН имеет ряд собственных специализированных учреждений - международных межправительственных организаций по экономическим, социальным и гуманитарным вопросам (ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО, МВФ, МОТ, ЮНИДО и другие) связанных с ООН, через ЭКОСОС, международными соглашениями. Большинство членов ООН - участники специализированных учреждений ООН.

РИА Новости http://ria.ru/spravka/20100425/225397629.html#ixzz4CzxX7ONk


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!