Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Кузнецов виктор иванович.

Российский ученый, один из первых создателей ракетно-космической техники в СССР.


Родился в 1913 году в городе Москве. Детские годы провел в Москве, а среднюю школу закончил в городе Боровичи, в Новгородской губернии, где в тот момент работал его отец. После окончания школы пришел работать на Боровичский керамический комбинат помощником монтера. Природный талант и среднее образование, которое на общем уровне смотрелось очень весомо, вскоре сделало его бригадиром электромонтеров. Виктор Иванович всегда гордился тем, что в то время ему поручили рассчитать трансформаторную подстанцию, он это сделал и подстанция работала. Однако очень скоро полученных в школе знаний стало не хватать. В 1933 году Виктор Кузнецов поступил в Ленинградский индустриальный институт (ко времени окончания он превратился в Политехнический; ныне - Санкт-Петербургский технический университет) на специальность «Котлы». Учился успешно и, может быть, никогда бы мы не узнали имени Кузнецова, если бы на втором курсе не узнал об организации на инженерно-физическом факультете (ныне физико-механический факультет) новой группы «Расчет и конструкция летательных аппаратов». Решил сменить специальность и уже никогда об этом не жалел. Учится новой специальности с энтузиазмом. Да это и не удивительно. Лекции студентам читали выдающиеся ученые-механики Лев Герасимович Лойцянский и Евгений Леопольдович Николаи. В одной группе с Кузнецовым учились будущий директор Лаборатории ядерных реакций Объединенного института ядерных исследований в Дубне Георгий Николаевич Флеров и будущий конструктор тяжелых танков и атомного оружия Николай Леонидович Духов. Сама атмосфера на инженерно-физическом факультете, деканом которого был академик Абрам Федорович Иоффе, способствовала рождению замечательных ученых и инженеров. Преддипломную практику Кузнецов проходил в Ленинграде на приборостроительном заводе и, как говорится, пришелся там ко двору. Поэтому, когда после окончания института он получил направление в отдел главного механика Ижевского мотоциклетного завода, прибористы решили толкового выпускника перехватить, что им и удалось сделать. В 30-е годы большое внимание уделялось созданию мощного военно-морского флота, а чтобы флот был мощным, он должен был быть оснащен современными приборами. Так Виктор Иванович Кузнецов занялся гирокомпасами. В те годы проблема производства отечественных гирокомпасов была очень актуальна. Только две страны в мире - США и Германия - производили такие приборы и их стоимость достигала сотен тысяч долларов. Необходимо было решить эту проблему и она была решена, в том числе при активном участии молодого тогда инженера Виктора Кузнецова. В конце 30-х Виктора Ивановича заинтересовала стрельба при качке и он был назначен руководителем вновь созданной группы. Три месяца изнурительной работы и в конце октября 1939 года система была установлена на пушках главного калибра крейсера «Киров». Система значительно увеличила эффективность стрельбы корабельной артиллерии, за что Кузнецов в 1942 году, уже в годы войны, был удостоен Сталинской премии. Талантливый, перспективный инженер привлекал к себе пристальное внимание и в 1940 году нарком черной металлургии Тевосян, бывший до этого министром судостроения, пригласил его перебраться из Ленинграда в Москву. Но никакие уговоры ни Тевосяна, ни привлеченного к этому Молотова, результата не дали: Кузнецов категорически не хотел переезжать в Москву, считая что в Ленинграде у него очень интересная работа и нет никакой необходимости ее менять. Он вернулся в Ленинград, тут же уехал в Кронштадт, оттуда - на крейсер: решил отсидеться, авось забудут. Не тут то было. Его нашли в море... Пришлось все-таки ехать. В Москве, в научно-исследовательском институте проработал полгода. А потом был вызов в Наркомат внешней торговли и направление в Германию принимать крейсер. Поздней осенью 1940 года Кузнецов выехал в Берлин. Уже шла Вторая мировая война, но отношения СССР и Германии были довольно тесные. СССР поставлял пшеницу и нефть, Германия строила за это крейсер. Кузнецов должен был принимать приборы управления прожекторами, стрельбой пушек и торпед. Приходилось много ездить по Германии, бывать на многих заводах

и фирмах. Начало Великой Отечественной войны застало Кузнецова в Берлине. Вместе с другими советскими гражданами был интернирован, помещен в Моабитскую тюрьму, затем в лагерь Блянкефельд. В лагере он пробыл около десяти дней. Потом вместе с другими специалистами через Югославию перевезен в Болгарию, а там передан туркам. В Москву Кузнецов вернулся только в августе 1941 года. В годы войны работал в том же научно-исследовательском институте, который был эвакуирован в Свердловск. Основной работой, сделанной в годы войны, сам Кузнецов считал стабилизатор для танков, который существенно повысил прицельность стрельбы. Эта работа была отмечена в 1946 году второй Сталинской премией. В апреле 1945 года Виктора Ивановича командируют в Германию на тот самый завод, который в 1940 году делал гироприборы для нашего крейсера. Именно на этом заводе произошло первое соприкосновение с ракетной техникой, там он нашел стабилизаторы для ракет Фау-2. В августе 1945 года новая командировка в Германию. Вместе с ним летели Мишин, Пилюгин, Бармин, Рязанский, Богуславский, Воскресенский. Кто мог тогда предположить, что эта компания случайных попутчиков собралась на долгие годы. С 1945 года, не оставляя флот, Кузнецов начинает работать на ракетчиков. 13 мая 1946 года он был назначен руководителем только что созданного НИИ-10, которому было поручено заниматься гироскопами. С нуля пришлось разрабатывать теорию гироскопов. Нет смысла перечислять работы Кузнецова в последующие годы. Все, что создавалось в ракетной и космической технике, тесно связано с его именем. Начиная с Р-1, его приборы стоят на всех ракетах, на космических кораблях, на межпланетных станциях. Они раскручиваются еще на Земле и работают до конца полета. Кузнецов входил в первый состав знаменитого королевского Совета главных конструкторов. В узком кругу друзей его называли «Витя-крошка» - он был самым высоким из всех Главных. В 1956 году за участие в создании ракетно-ядерного щита СССР был первый раз удостоен звания Герой Социалистического Труда. За участие в работах по созданию первых спутников Земли в 1957 году удостоен Ленинской премии. В 1961 году за участие в работах по подготовке и осуществлению первого пилотируемого полета вторично удостоен звания Герой Социалистического Труда. Опубликовал множество трудов по системам инерциальной навигации и автономного управления. В 1968 году избран действительным членом АН СССР. В 1967 и 1977 годах за новые работы по созданию ракетно-космической техники был удостоен Государственных премий СССР. В настоящее время на пенсии.

В Москве. Здесь он провел свои детские годы, а среднюю школу закончил в городе Боровичи (Новгородская область), где в тот момент работал его отец. После окончания школы пришел работать на Боровичский керамический комбинат помощником монтера.

В 1933 году Виктор Кузнецов поступил в Ленинградский индустриальный институт (ныне Санкт-Петербургский государственный политехнический университет) на специальность "котлы". На втором курсе университета Кузнецов узнал об организации на инженерно-физическом факультете новой группы "расчет и конструкция летательных аппаратов", после чего принял решение сменить специальность .

Лекции на этом факультет читали выдающиеся ученые-механики Лев Лойцянский и Евгений Николаи. В одной группе с Кузнецовым учились будущий директор Лаборатории ядерных реакций Объединенного института ядерных исследований в Дубне Георгий Флеров и будущий конструктор тяжелых танков и атомного оружия Николай Духов. Деканом факультета был академик Абрам Иоффе.

После окончания института получил направление в отдел главного механика Ижевского мотоциклетного завода. В конце 1930-х годов приступил к работе по созданию гирокомпасов, был назначен руководителем вновь созданной группы по разработке улучшенной системы стрельбы при качке. В конце октября 1939 года система была установлена на пушках главного калибра легкого артиллерийского крейсера "Киров". Система значительно увеличила эффективность стрельбы корабельной артиллерии, за что Кузнецов в 1942 году был удостоен Сталинской премии.

В 1940 году народный комиссар черной металлургии Иван Тевосян пригласил Кузнецова перебраться из Ленинграда в Москву в Морской научно-исследовательский институт (МНИИ-1). Начало Великой отечественной войны застало Кузнецова в Берлине, где он должен был принимать приборы управления прожекторами, стрельбой пушек и торпед строящегося в Германии для СССР крейсера. Вместе с другими советскими гражданами был интернирован, помещен в Моабитскую тюрьму, затем в лагерь Блянкефельд. В лагере он пробыл около десяти дней. Потом вместе с другими специалистами был перевезен в Болгарию, затем в Турцию.

В Москву Кузнецов вернулся в августе 1941 года. В годы войны работал в том же научно-исследовательском институте, который был эвакуирован в Свердловск. Основной работой, сделанной в годы войны, сам Кузнецов считал стабилизатор для танков, который существенно повысил прицельность стрельбы. Эта работа была отмечена в 1946 году второй Сталинской премией.

В апреле 1945 года Виктора Кузнецова командировали в Германию на завод, который в 1940 году делал гироприборы для советского крейсера. Именно на этом заводе произошло его первое соприкосновение с ракетной техникой, здесь же он получил возможность изучить стабилизаторы для ракет Фау-2. 13 мая 1946 года он был назначен руководителем только что созданного НИИ-10, которому было поручено заниматься гироскопами. Кузнецов возглавил работы по созданию первых советских ракет Р-1, созданных на базе немецкой трофейной техники — ракет Фау-2.

В 1953 году, внутри НИИ-10, на базе отдела № 2 было создано специальное конструкторское бюро (СКБ НИИ-10), заместитель начальника и главным конструктором которого стал Виктор Кузнецов. В 1956 году он перешел на работу в только что созданный НИИ гироскопической стабилизации (НИИ-994, позднее, НИИ прикладной механики). Под руководством Кузнецова создавались гироприборы для ракет Р-2, Р-5, Р-7, межконтинентальных баллистических ракет Р-16, Р-36, УР-100 и их многочисленных модификаций. Именно гироскопы, разработанные Кузнецовым, стояли на ракетах , выведших в космос первый спутник Земли и космический корабль "Восток-1" с первым космонавтом Юрием Гагариным.

Кузнецов входил в первый состав знаменитого королевского Совета главных конструкторов. В 1960-1970-х годах коллектив под его руководством создавал гироскопическое оборудование для советских автоматических межпланетных станций, совершивших полеты к Луне, Венере, Марсу, для орбитальных космических станций типа "Салют" и "Мир", ракетно-космической системы "Энергия-Буран". Кузнецов опубликовал множество трудов по системам инерциальной навигации и автономного управления. В 1968 году он был избран действительным членом АН СССР .

В НИИ прикладной механики Кузнецов проработал до 1991 года, первоначально занимая должность главного инженера — главного конструктора, а затем первого заместителя директора по научной работе — главного конструктора.

Умер Кузнецов 22 марта 1991 года . Был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Кузнецов — лауреат Ленинской премии (1957), дважды лауреат Государственной премии СССР (1967, 1977). Награжден орденом Ленина (1956, 1973), орденом Октябрьской революции (1971), Трудового Красного Знамени (1963, 1975). В 1986 году в сквере на улице Авиамоторной был установлен памятник-бюст ученому-механику Виктору Кузнецову, работы скульптора Никиты Лавинского и архитектора Михаила Марковского.

Именем Виктора Кузнецова назван Научно-исследовательский Институт прикладной механики в Москве.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Российский ученый, один из первых создателей ракетно-космической техники в СССР. Родился в 1913 году в городе Москве. Детские годы провел в Москве, а среднюю школу закончил в городе Боровичи, в Новгородской губернии, где в тот момент работал его отец. После окончания школы пришел работать на Боровичский керамический комбинат помощником монтера. Природный талант и среднее образование, которое на общем уровне смотрелось очень весомо, вскоре сделало его бригадиром электромонтеров. Виктор Иванович всегда гордился тем, что в то время ему поручили рассчитать трансформаторную подстанцию, он это сделал и подстанция работала. Однако очень скоро полученных в школе знаний стало не хватать.

В 1933 году Виктор Кузнецов поступил в Ленинградский индустриальный институт (ко времени окончания он превратился в Политехнический; ныне - Санкт-Петербургский технический университет) на специальность "Котлы". Учился успешно и, может быть, никогда бы мы не узнали имени Кузнецова , если бы на втором курсе не узнал об организации на инженерно-физическом факультете (ныне физико-механический факультет) новой группы "Расчет и конструкция летательных аппаратов". Решил сменить специальность и уже никогда об этом не жалел. Учится новой специальности с энтузиазмом. Да это и не удивительно. Лекции студентам читали выдающиеся ученые-механики Лев Герасимович Лойцянский и Евгений Леопольдович Николаи. В одной группе с Кузнецовым учились будущий директор Лаборатории ядерных реакций Объединенного института ядерных исследований в Дубне Георгий Николаевич Флеров и будущий конструктор тяжелых танков и атомного оружия Николай Леонидович Духов. Сама атмосфера на инженерно-физическом факультете, деканом которого был академик Абрам Федорович Иоффе, способствовала рождению замечательных ученых и инженеров. Преддипломную практику Кузнецов проходил в Ленинграде на приборостроительном заводе и, как говорится, пришелся там ко двору. Поэтому, когда после окончания института он получил направление в отдел главного механика Ижевского мотоциклетного завода, прибористы решили толкового выпускника перехватить, что им и удалось сделать.

В 30-е годы большое внимание уделялось созданию мощного военно-морского флота, а чтобы флот был мощным, он должен был быть оснащен современными приборами. Так Виктор Иванович Кузнецов занялся гирокомпасами. В те годы проблема производства отечественных гирокомпасов была очень актуальна. Только две страны в мире - США и Германия - производили такие приборы и их стоимость достигала сотен тысяч долларов. Необходимо было решить эту проблему и она была решена, в том числе при активном участии молодого тогда инженера Виктора Кузнецова . В конце 30-х Виктора Ивановича заинтересовала стрельба при качке и он был назначен руководителем вновь созданной группы. Три месяца изнурительной работы и в конце октября 1939 года система была установлена на пушках главного калибра крейсера "Киров". Система значительно увеличила эффективность стрельбы корабельной артиллерии, за что Кузнецов в 1942 году, уже в годы войны, был удостоен Сталинской премии. Талантливый, перспективный инженер привлекал к себе пристальное внимание и в 1940 году нарком черной металлургии Тевосян, бывший до этого министром судостроения, пригласил его перебраться из Ленинграда в Москву. Но никакие уговоры ни Тевосяна, ни привлеченного к этому Молотова, результата не дали: Кузнецов категорически не хотел переезжать в Москву, считая что в Ленинграде у него очень интересная работа и нет никакой необходимости ее менять. Он вернулся в Ленинград, тут же уехал в Кронштадт, оттуда - на крейсер: решил отсидеться, авось забудут. Не тут то было. Его нашли в море... Пришлось все-таки ехать. В Москве, в научно-исследовательском институте проработал полгода. А потом был вызов в Наркомат внешней торговли и направление в Германию принимать крейсер. Поздней осенью 1940 года Кузнецов выехал в Берлин. Уже шла Вторая мировая война, но отношения СССР и Германии были довольно тесные. СССР поставлял пшеницу и нефть, Германия строила за это крейсер. Кузнецов должен был принимать приборы управления прожекторами, стрельбой пушек и торпед. Приходилось много ездить по Германии, бывать на многих заводах и фирмах. Начало Великой Отечественной войны застало Кузнецова в Берлине. Вместе с другими советскими гражданами был интернирован, помещен в Моабитскую тюрьму, затем в лагерь Блянкефельд. В лагере он пробыл около десяти дней. Потом вместе с другими специалистами через Югославию перевезен в Болгарию, а там передан туркам. В Москву Кузнецов вернулся только в августе 1941 года.

В годы войны работал в том же научно-исследовательском институте, который был эвакуирован в Свердловск. Основной работой, сделанной в годы войны, сам Кузнецов считал стабилизатор для танков, который существенно повысил прицельность стрельбы. Эта работа была отмечена в 1946 году второй Сталинской премией. В апреле 1945 года Виктора Ивановича командируют в Германию на тот самый завод, который в 1940 году делал гироприборы для нашего крейсера. Именно на этом заводе произошло первое соприкосновение с ракетной техникой, там он нашел стабилизаторы для ракет Фау-2. В августе 1945 года новая командировка в Германию. Вместе с ним летели Мишин, Пилюгин, Бармин, Рязанский, Богуславский, Воскресенский. Кто мог тогда предположить, что эта компания случайных попутчиков собралась на долгие годы.

С 1945 года, не оставляя флот, Кузнецов начинает работать на ракетчиков. 13 мая 1946 года он был назначен руководителем только что созданного НИИ-10, которому было поручено заниматься гироскопами. С нуля пришлось разрабатывать теорию гироскопов. Нет смысла перечислять работы Кузнецова в последующие годы. Все, что создавалось в ракетной и космической технике, тесно связано с его именем. Начиная с Р-1, его приборы стоят на всех ракетах, на космических кораблях, на межпланетных станциях. Они раскручиваются еще на Земле и работают до конца полета. Кузнецов входил в первый состав знаменитого королевского Совета главных конструкторов. В узком кругу друзей его называли "Витя-крошка" - он был самым высоким из всех Главных.

В 1956 году за участие в создании ракетно-ядерного щита СССР был первый раз удостоен звания Герой Социалистического Труда. За участие в работах по созданию первых спутников Земли в 1957 году удостоен Ленинской премии. В 1961 году за участие в работах по подготовке и осуществлению первого пилотируемого полета вторично удостоен звания Герой Социалистического Труда. Опубликовал множество трудов по системам инерциальной навигации и автономного управления. В 1968 году избран действительным членом АН СССР. В 1967 и 1977 годах за новые работы по созданию ракетно-космической техники был удостоен Государственных премий СССР. В настоящее время на пенсии.

Священнику Виктору Кузнецову нашему постоянному автору исполнилось 70 лет. Поздравляя юбиляра, духовные чада отца Виктора, многочисленные читатели и Движение «Сопротивление Новому Мировому Порядку» желают ему здравия духовного и телесного, новых успехов на многообразном поприще его деятельности.

Мало кто знал, что в предыдущие годы отец Виктор жил совсем иной жизнью.

Учился и работал на Подшипниковом заводе. Закончил школу рабочей молодёжи. Работал в театре. Служил в Ракетных войсках. После армии с отличием закончил режиссёрский факультет ГИТИСа (ныне – Театральной академии). Был режиссёром Московского театра им. К.С. Станиславского. Стал режиссёром высшей категории Литературно-драматической редакции Гостелерадио СССР

Избран депутатом Моссовета 21 созыва - 1990-1993 гг.
Несколько лет был послушником, чтецом и алтарником, пройдя все ступени церковной службы, был рукоположен в сан священника по благословению своего духовника архимандрита Кирилла (Павлова). После разного рода перипетий назначен настоятелем церквей Василия Великого и Покрова Пресвятой Богородицы в Подмосковном селе Чиркино, где весь приход состоял поначалу из трёх бабушек.Там начались тяжкие труды по возрождению церковной жизни в селе и восстановлению святынь.
Много полезного сделал о. Виктор. Возродил святые источники, молитвенное почитание и крестные ходы в дни поминовения царственных страстотерпцев царя Николая 11 с его августейшей семьёй. В Ильин день и на крещение в Чиркино на службы и крестные ходы приезжало множество паломников и жителей из окрестных деревень, сёл, городов и из Москвы. В сельской школе он начал проводить занятия по основам Православной культуры, обучать детей Закону Божию.
С годами пригодился не только его богословский дар, но и писательский. Одна из его первых книг - «Ближе к Богу!»,посвящена братскому духовнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Кириллу (Павлову). Читатели знают эту книгу и благодарны за то, что многие православные люди услышали мнение великого старца нашего времени по насущным вопросам.
Знают читатели и любят обстоятельно и правдиво написанную и изданную отцом Виктором книгу «Он выбрал крест» о воине Евгении Родионове.
В настоящее время о. Виктор собирает, создаёт и издаёт востребованный цикл книг «Мученики нашего времени», где засвидетельствованы судьбы и гибель православных священников и мирян за веру Христову и наше Отечество. Не даёт забыть их подвиг, напоминая нам, что «кровь мучеников - семя Православной Церкви ». Мученики Христовы и после своей кончины освещают нам путь ко спасению.
В 2008 году о. Виктор выпустил книгу рассказов, (зарисовки народной жизни) «Знаки времени», где по обстоятельному предисловию известного нашего писателя Владимира Крупина “подметил, высветил многие народные черты, события и одновременно вскрыл незаметные для нас ошибки и изъяны препятствующие нашему благочестию”. И сейчас вышла новая книга рассказов отца Виктора “Всюду Бог!”. Эти книги помогают православным в деле спасения.
Юбиляр печатается во многих православных периодических изданиях, часто выступает на радио «Радонеж» и «Народное радио», является членом Союза театральных деятелей и Союза писателей России, лауреатом Имперской премии Союза писателей России.
Особенно интересны события его жизни, относящиеся к страшным 1991 и 1993 годам. Очевидец и участник, бывший в эпицентре этих событий, о. Виктор создал достоверную хронику тех дней, запечатлённую в двухтомнике - «Так было (Откуда пошёл кризис) о путче августа 1991 года и «Расстрел» о расстреле восставших в октябре 1993 года.

Как свою личную боль о. Виктор воспринял трагедию Малороссии и выпустил книгу своих странствий по родным местам Н. В. Гоголя - «Путями Гоголя», где среди занимательных сюжетов приводит слова самого великого Гоголя, его боль и размышления о предательстве и трагическом разделении, происходящем внутри единого народа, обретшего Православную веру и крещёного в одной общей Днепровской купели. После неё выходит, наполненная уже открытой болью и состраданием, книга «Мученики Новороссии».

А какой подарок уготовил и преподнёс православным людям о. Виктор, собрав и издав большой фотоальбом посвящённый архимандриту Кириллу (Павлову) к его 90-летию! Затем составил и отредактировал две книги рассказов духовных чад отца Кирилла о том, как они окормлялись около великого старца. Для этого отец Виктор целых четыре года выискивал по дальним городам и весям многих людей разного возраста, положения и звания, записывал их рассказы о сокровенных встречах со Старцем. Эти книги - «Старец» и«Духовник», заслуженно пользуются спросом у православных читателей. Они часто цитируются в газетах и журналах. На основе их снимаются документальные фильмы о духовнике трёх Патриархов Русской Православной Церкви - архимандрите Кирилле (Павлове).
Духовное окормление и самого отца Виктора Кузнецова отличается строгостью и прямотой. Некоторые прихожане ищут себе других наставников, более покладистых, мягких, снисходительных к прегрешениям. Проповеди о. Виктора отличает необычайная глубина и содержательность. Его, с четырьмя высшими образованиями, по натуре, по характеру можно отнести к ревностным подвижникам Православия. В большом и в малом, он умеет скрупулёзно собрать информацию и почувствовать всей душой Божий промысел в случившемся. Он умеет удержать уклоняющихся, доверчивых людей на настоящего пути спасения. Даёт порой нелицеприятные оценки, как правило, оказывающиеся верными. В отличие от некоторых, заигравшихся в «младостарчестве», о. Виктор умеет критически воспринимать свои действия, и с иронией относиться к своим заслугам, уточнить при необходимости, исправить свою точку зрения.
Он и сам затруднился бы подсчитать, сколько душ обратил своими неустанными трудами и проповедями ко Христу. Его паства (особенно читательская, исчисляющаяся десятками тысяч почитателей его искреннего, правдивого слова, наполненного, горящей неотступной верой) быстро увеличивается и воцерковляется, укрепляется в Православной вере. Это особенно важно в нынешней непростой обстановке, когда ради захвата общественного мнения, враг тратит немалые силы и средства на расхищение стада Христова.

Твёрдая позиция священника Виктора Кузнецова снискала ему глубокое уважение и любовь верующих. Он никогда не позволяет себе небрежности в Богослужении. Интересуется и познаёт всё происходящее, с чем сталкиваются, среди чего живут его собратья и сестры во Христе. Знает обо всех важных событиях и новостях, обо всех знаковых публикациях и публичных выступлениях, так или иначе затрагивающих церковную жизнь. Своей Православной гражданской позиции он не изменяет никогда, избрав для себя путеводным единственный страх на земле - страх потерять путь Божий и оскорбить Господа своими прегрешениями.

Священнику Виктору Кузнецову, от лица многих православных людей, мы хотим пожелать здравия духовного и телесного!

Многая и благая ему лета!..

Андрей Васильев

Слово, предпосланное известным русским писателем Владимиром Крупиным, к книге отца Виктора «Знаки времени»:

ЯВЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Приход в русскую словесность священников был ожидаем и спасителен для современной литературы. Как бы мы ни прикрывались фразами о том, что можно и не говорить о Боге, но чувствовать Его, жизнь показывает, что воцерковление скорее проходят те, кто знает хотя бы основы Священного Писания и особенно те, кто имеетпримеры переступания через церковный порог. Да, хорошая проза, хорошие стихи облагораживают человека, размягчают душу, но дальше этого чаще не идет. Душевность - это не духовность, и разговор по душам - это не исповедь. От любви, которая ожидает взаимности, до любви к своим врагам как от востока до запада. Посему практический опыт священнослужителей, постоянное знакомство с чаще всего несчастными людьми, сострадание к ним приносят нашим батюшкам огромные «писательские капиталы» жизненных впечатлений, а опыт проповедей облегчает работу над текстом.

«Знаки времени» священника Виктора Кузнецова - явление нашего времени, когда Россия, доселе насильственно отторгнутая от храмов Божиих, начала вспоминать дорогу к ним.

Свои заметки о жизни, отец Виктор начал писать в 90-х - начале двухтысячных годов. Они составлялись в колонку «Знаки времени», в газете «Русь Державная». Печатались во многих изданиях периодической печати. В «Знаках» кроме несомненных, точно подмеченных, примет меняющихся времён в России, есть впечатляющие нравственные ориентиры для читателей.

Лучше других зная средства исцеления душ и сердец, священник видит в нашей обычной повседневности тех, кто нуждается в таком исцелении. Множество житейских встреч, радости и горести старых и молодых, бытовые и общественные ситуации интересны не сами по себе, а их глубинным смыслом. Автор книги - не сторонний наблюдатель, а активный участник описываемых случаев. Особенность священнического служения - его постоянная учительность, и это ценно в книге. Отец Виктор выходит на пастырское служение из храма к погибающей от пороков молодежи, к заблудшим старикам, к закосневшей в гордыне интеллигенции, ведёт с людьми прямые разговоры. Анализируя несчастные судьбы, автор четко разграничивает степень вины и самого человека, и общества. Как человек пользуется данной ему Богом свободой воли и как государство исполняет свой долг заботы о своих гражданах - вот два постоянных вопроса, подспудно задаваемых в книге.

Виктор Иванович Кузнецов родился 27 (по старому стилю 14) апреля 1913 года в Москве. Здесь он провел свои детские годы, а среднюю школу закончил в городе Боровичи (Новгородская область), где в тот момент работал его отец. После окончания школы пришел работать на Боровичский керамический комбинат помощником монтера.

В 1933 году Виктор Кузнецов поступил в Ленинградский индустриальный институт (ныне Санкт-Петербургский государственный политехнический университет) на специальность “котлы ” . На втором курсе университета Кузнецов узнал об организации на инженерно-физическом факультете новой группы "расчет и конструкция летательных аппаратов" , после чего принял решение сменить специальность.

Лекции на этом факультет читали выдающиеся ученые-механики Лев Лойцянский и Евгений Николаи. В одной группе с Кузнецовым учились будущий директор Лаборатории ядерных реакций Объединенного института ядерных исследований в Дубне Георгий Флеров и будущий конструктор тяжелых танков и атомного оружия Николай Духов. Деканом факультета был академик Абрам Иоффе.

После окончания института получил направление в отдел главного механика Ижевского мотоциклетного завода. В конце 1930-х годов приступил к работе по созданию гирокомпасов, был назначен руководителем вновь созданной группы по разработке улучшенной системы стрельбы при качке. В конце октября 1939 года система была установлена на пушках главного калибра легкого артиллерийского крейсера “Киров ” . Система значительно увеличила эффективность стрельбы корабельной артиллерии, за что Кузнецов в 1942 году был удостоен Сталинской премии.

В 1940 году народный комиссар черной металлургии Иван Тевосян пригласил Кузнецова перебраться из Ленинграда в Москву в Морской научно-исследовательский институт (МНИИ-1). Начало Великой отечественной войны застало Кузнецова в Берлине, где он должен был принимать приборы управления прожекторами, стрельбой пушек и торпед строящегося в Германии для СССР крейсера. Вместе с другими советскими гражданами был интернирован, помещен в Моабитскую тюрьму, затем в лагерь Блянкефельд. В лагере он пробыл около десяти дней. Потом вместе с другими специалистами был перевезен в Болгарию, затем в Турцию.

В Москву Кузнецов вернулся в августе 1941 года. В годы войны работал в том же научно-исследовательском институте, который был эвакуирован в Свердловск. Основной работой, сделанной в годы войны, сам Кузнецов считал стабилизатор для танков, который существенно повысил прицельность стрельбы. Эта работа была отмечена в 1946 году второй Сталинской премией.

В апреле 1945 года Виктора Кузнецова командировали в Германию на завод, который в 1940 году делал гироприборы для советского крейсера. Именно на этом заводе произошло его первое соприкосновение с ракетной техникой, здесь же он получил возможность изучить стабилизаторы для ракет Фау-2. 13 мая 1946 года он был назначен руководителем только что созданного НИИ-10, которому было поручено заниматься гироскопами. Кузнецов возглавил работы по созданию первых советских ракет Р-1, созданных на базе немецкой трофейной техники - ракет Фау-2.

В 1953 году, внутри НИИ-10, на базе отдела № 2 было создано специальное конструкторское бюро (СКБ НИИ-10), заместитель начальника и главным конструктором которого стал Виктор Кузнецов. В 1956 году он перешел на работу в только что созданный НИИ гироскопической стабилизации (НИИ-994, позднее, НИИ прикладной механики). Под руководством Кузнецова создавались гироприборы для ракет Р-2, Р-5, Р-7, межконтинентальных баллистических ракет Р-16, Р-36, УР-100 и их многочисленных модификаций. Именно гироскопы, разработанные Кузнецовым, стояли на ракетах, выведших в космос первый спутник Земли и космический корабль “Восток-1 ” с первым космонавтом Юрием Гагариным.

Кузнецов входил в первый состав знаменитого королевского Совета главных конструкторов. В 1960-1970-х годах коллектив под его руководством создавал гироскопическое оборудование для советских автоматических межпланетных станций, совершивших полеты к Луне, Венере, Марсу, для орбитальных космических станций типа “Салют ” и “Мир ” , ракетно-космической системы “Энергия-Буран ” . Кузнецов опубликовал множество трудов по системам инерциальной навигации и автономного управления. В 1968 году он был избран действительным членом АН СССР.

В НИИ прикладной механики Кузнецов проработал до 1991 года, первоначально занимая должность главного инженера - главного конструктора, а затем первого заместителя директора по научной работе - главного конструктора.

Кузнецов - лауреат Ленинской премии (1957), дважды лауреат Государственной премии СССР (1967, 1977). Награжден орденом Ленина (1956, 1973), орденом Октябрьской революции (1971), Трудового Красного Знамени (1963, 1975). В 1986 году в сквере на улице Авиамоторной был установлен памятник-бюст ученому-механику Виктору Кузнецову, работы скульптора Никиты Лавинского и архитектора Михаила Марковского.

Именем Виктора Кузнецова назван Научно-исследовательский Институт прикладной механики в Москве.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!