Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Кто состоит в содружестве наций. Содружество меняло названия

На конференции премьер-министров Великобритании и британских владений 1926 года была принята Декларация Бальфура , в которой Великобритания и доминионы признали, что эти государства имеют «равный статус и не являются зависимыми одно от другого в каком бы то ни было аспекте своей внутренней или внешней политики, несмотря на то, что их сближает общая верность Короне и свободное членство в Британском содружестве наций».

Правовой статус Содружества был закреплён от 11 декабря 1931 года , и вплоть до 1947 года оно представляло собой некое подобие союза государств, каждое из которых было объединено с Великобританией личной унией (то есть главой доминионов признавался британский монарх).

Развитие

Членство в Содружестве открыто для всех стран, признающих основные цели его деятельности. Необходимо также наличие прошлых или нынешних конституционных связей между кандидатом на вступление и Великобританией или иным членом Содружества. Не все члены организации имеют непосредственные конституционные связи с Великобританией - некоторые из южнотихоокеанских государств находились под управлением Австралии или Новой Зеландии, а Намибия с по - под управлением ЮАР . В 1995 членом Содружества стал Камерун . Под британским управлением находилась лишь часть его территории по мандату Лиги наций ( -) и по соглашению об опеке с ООН (1946-1961).

Существует лишь один член Содружества, для которого это правило было нарушено. Мозамбик , бывшая колония Португалии , была принята в Содружество в после триумфального восстановления членства ЮАР и проведения в Мозамбике первых демократических выборов. За Мозамбик попросили его соседи, все из которых входили в Содружество и желали помочь Мозамбику в преодолении ущерба, нанесённого экономике этой страны в связи с её противостоянием с режимами белого меньшинства в Южной Родезии (теперь Зимбабве) и ЮАР. В главы государств Содружества всё же приняли решение о том, что вопрос Мозамбика следует рассматривать как особый и не создающий прецедента на будущее.

Несостоявшееся членство

Прекращение членства

Каждая страна Содружества пользуется безоговорочным правом одностороннего выхода из него.

Хотя главы правительств стран-членов Содружества имеют право приостанавливать участие отдельных стран в работе органов Содружества, возможность исключения из Содружества никакими документами не определена. В то же время государства Содружества (Commonwealth Realms), провозглашающие себя республиками, автоматически выходят из Содружества, если они не обратятся к остальным членам с просьбой о сохранении их членства в Содружестве. Ирландия не обращалась с такой просьбой, поскольку на момент её провозглашения республикой в 1949 эта норма ещё отсутствовала. Вопрос о вхождении Ирландии в Содружество неоднократно поднимался, однако это предложение не пользуется поддержкой среди местного населения, продолжающего ассоциировать Содружество с британским империализмом. Ирландская Республика стала первым государством, вышедшим из Содружества и не восстановившим своего членства.

Приостановление участия в делах Содружества

В последние годы было несколько случаев приостановления участия членов Содружества «в деятельности Советов Содружества» (в совещаниях лидеров и министров стран-членов) за явные нарушения демократических норм управления. Эта мера не прекращает членства этого государства в Содружестве.

Данная мера принималась в отношении Фиджи в - и с после военного переворота в этой стране и в отношении Пакистана с по и с ноября по аналогичной причине.

Нигерия не участвовала в совещаниях с по . В аналогичная мера была принята в отношении Зимбабве (поводом стали избирательная и земельная реформы правительства Роберта Мугабе).

Структура Содружества

Мальборо-Хаус, штаб-квартира Секретариата Содружества

Традиционно главой Содружества провозглашается монарх Великобритании, в настоящее время таковым является королева Великобритании Елизавета II . В качестве главы Содружества она не выполняет никаких формальных функций и её роль в повседневной деятельности организации лишь символическая. В 17 государствах Содружества монарх Великобритании до сего дня является де-юре главой государства, но при этом также не исполняет формальных функций.

Пост главы Содружества не является титулом и не передаётся по наследству. При смене монарха на британском троне главам правительств стран-членов Содружества предстоит принять формальное решение о назначении нового главы организации.

Административное руководство Содружеством осуществляет Секретариат, штаб-квартира которого с 1965 года располагается в Лондоне . С 2008 года главой Секретариата является Камалеш Шарма (Индия).

Годовщина создания Содружества -- День Содружества (Commonwealth Day) -- отмечается в Великобритании во второй вторник марта, а официальным названием департамента иностранных дел правительства Великобритании (аналогия Министерства иностранных дел) по-прежнему является Управление иностранных дел и по вопросам Содружества (англ. Foreign and Commonwealth Office ).

Дипломатические отношения

Государства, входящие в Содружество, поддерживают между собой обычные дипломатические отношения через высоких комиссаров (High Commissioners ), имеющих ранг послов. Дипломатические отношения между странами Содружества и другими государствами осуществляются в обычном порядке.

Содержание статьи

СОДРУЖЕСТВО НАЦИЙ, ассоциация независимых государств, ранее входивших в Британскую империю, признающих британского монарха в качестве символа свободного единения. В Содружество входят (на начало 1999): Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканская Республика, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Гана, Малайзия, Сингапур, Кипр, Нигерия, Сьерра-Леоне, Танзания, Ямайка, Тринидад и Тобаго, Уганда, Кения, Замбия, Камерун, Мозамбик, Намибия, Малави, Мальта, Гамбия, Ботсвана, Гайана, Лесото, Барбадос, Маврикий, Свазиленд, Науру, Тонга, Западное Самоа, Фиджи, Бангладеш, Багамские Острова, Гренада, Папуа – Новая Гвинея, Сейшельские Острова, Соломоновы Острова, Тувалу, Доминика, Сент-Люсия, Кирибати, Сент-Винсент и Гренадины, Зимбабве, Белиз, Антигуа и Барбуда, Мальдивская Республика, Сент-Кристофер и Невис, Бруней, Вануату.

ИСТОРИЯ

Империя до Содружества.

Контроль за государственными землями в колониях быстро перешел к местным правительствам, которые добились права принимать собственные конституции и судебные системы. Еще в 1859 Канада начала устанавливать свои тарифы, ограничив контроль Великобритании над внешней торговлей.

Менее заметным оказался прогресс во внешнеполитических делах и в обороне. Хотя с течением времени Великобритания признала необходимость консультаций с доминионами по вопросам внешней политики, она все еще удерживала здесь за собой право решающего голоса. Британский флот продолжал осуществлять защиту империи в целом, но сухопутные войска выводились из самоуправляющихся колоний, бравших на себя функции самообороны.

Таким образом, в колониях укреплялась тенденция к расширению сферы ответственности в делах местного управления, что сопровождалось ростом национального самосознания. Слияние колоний в более крупные территориальные образования потребовало и большей независимости во внутренней политике. В 1867 провинции Канада, Новая Шотландия и Нью-Брансуик объединились в доминион Канада (формально Канада считалась конфедерацией). Шесть австралийских колоний образовали в 1900 Австралийский Союз. В 1910 четыре южноафриканские колонии сформировали Южно-Африканский Союз.

В конце 19 в. империя установила два важных института для поддержания контактов между Великобританией и самоуправляющимися колониями. В 1879 правительство Канады назначило верховного комиссара для защиты интересов страны в Лондоне. Британское правительство отказалось придать ему статус посла, однако важный прецедент все же был создан, и другие колонии также назначили верховных комиссаров. В 1887 правительство Великобритании предложило правительствам самоуправляющихся колоний направить делегатов на колониальную конференцию в Лондоне. Встречи такого рода проводились периодически и в последующие десятилетия, а с 1907 стали именоваться имперскими конференциями; было решено, что последующие встречи должны проходить при участии премьер-министра Великобритании и премьер-министров самоуправляющихся колоний. На имперской конференции 1926 такие колонии получили официальное название доминионов.

Эволюция Cодружества.

Первая мировая война явилась поворотным пунктом в развитии Содружества. Великобритания объявила войну от имени всей империи, не проконсультировавшись с колониями; однако доминионы все же были представлены в имперских военных кабинетах и на конференциях. Резолюция имперской конференции 1917 признавала, что доминионы наделяются правом голоса в решении вопросов внешней политики империи и что в дальнейшем сотрудничество будет проводиться на основе «постоянных консультаций и совместных действий». Исходя из этого, проводился и общий курс внешней политики как в ходе войны, так и при заключении мира. Новая ориентация на относительную самостоятельность доминионов во внешней политике получила символическое выражение в акте подписания Версальского договора доминионами и Индией.

Характер ассоциации изменился вместе со статусом ее членов. Термин «Содружество наций», впервые использованный в 1884, получил широкое распространение с 1917, обозначая ассоциацию Великобритании, Канады, Южно-Африканского Союза, Австралийского Союза, Новой Зеландии и Ньюфаундленда (который потерял статус доминиона в 1933 в результате экономического кризиса, а в 1949 стал десятой провинцией Канады). На имперской конференции 1926 была предложена знаменитая формула Бальфура, которая определила доминионы как «автономные сообщества Британской империи, равные по статусу, никоим образом не подчиненные одно другому ни в одном из аспектов своей внутренней или внешней политики, но при этом объединенные общей приверженностью короне и составляющие свободную ассоциацию членов Британского Содружества наций». Этот принцип был утвержден Вестминстерским статутом 1931, принятым британским парламентом по требованию доминионов. Статут по сути зафиксировал существующее положение вещей, юридически закрепив равноправие британского парламента и парламентов доминионов; законодательство каждого доминиона признавалось самостоятельным и имело суверенную силу. Внешние отношения становились также областью суверенного решения каждого доминиона. Кроме того, в документе оговаривалось, что отныне порядок престолонаследия Великобритании будет регулироваться членами Содружества.

В межвоенный период доминионы выдвигали требования полной независимости, что сделало невозможной выработку единого внешнеполитического курса, намеченного на имперских конференциях во время Первой мировой войны, хотя консультации на регулярной основе продолжались. Реакция доминионов на объявление войны Великобританией в 1939 показала, что они свободны в выборе действий. Парламенты Австралийского Союза и Новой Зеландии выразили полную поддержку Великобритании и вместе с ней 3 сентября 1939 объявили войну странам Оси. Канада вступила в войну самостоятельно, через шесть дней после Великобритании. В Южно-Африканском Союзе по данному вопросу произошел раскол, и парламент страны лишь незначительным большинством проголосовал за объявление войны. Ирландское Свободное государство сохранило нейтралитет.

В 1947 Индия была разделена на два независимых государства: Индию и Пакистан. В 1949 Индия провозгласила себя республикой, тем самым обозначив новый шаг в эволюции Содружества. Индия выразила желание остаться в Содружестве, хотя условие Бальфура об общей приверженности короне ей как республике уже не подходило. На состоявшейся в 1949 конференции премьер-министров Индия приняла британского монарха в качестве символа свободной ассоциации государств-членов и как главу Содружества – титул, который так и не был четко определен. С этой формулировкой республиками стали провозглашать себя и другие члены Содружества. После 1947 термин «доминион» вышел из употребления, так как уже не соответствовал статусу тех членов Содружества, которые отказывались признавать британского монарха в качестве главы государства.

В 1960 в ходе референдума, проведенного правительством Южно-Африканского Союза, состоявшего в основном из членов африканерской Национальной партии, белое население (только оно участвовало в референдуме) незначительным большинством проголосовало за республику, которая была провозглашена в мае 1961. Чтобы остаться в Содружестве, Южно-Африканская Республика обратилась к другим членам с просьбой о ее признании. Это вызвало острую реакцию, особенно со стороны стран – членов Содружества с небелым населением, осуждавших систему апартеида и господства белых в ЮАР. В итоге премьер-министр ЮАР Х.Фервурд отозвал заявление своей страны о продолжении членства в Содружестве. В 1994 новое демократическое правительство обратилось с просьбой о восстановлении страны в составе Содружества, и эта просьба была удовлетворена.

После 1945 характер Содружества существенно изменился. Когда Индия стала республикой, но при этом осталась в рамках ассоциации, сомнения относительно совместимости национальной независимости с членством в Содружестве окончательно исчезли. Теперь Содружество является многоязычным, многорасовым и мультикультурным сообществом.

СВЯЗИ СОДРУЖЕСТВА

Содружество всегда было открытой организацией, даже в прошлом, когда оно включало в себя однородные в этническом отношении колонии. В период между двумя мировыми войнами жители доминионов и Великобритании были связаны общностью происхождения, подданства, языка, приверженностью британской короне, общим наследием в виде политических институтов британского образца, типом образования, а также тесными экономическими связями.

Между 1947 и 1978 в Содружество были приняты 34 новых члена, одно государство – Пакистан – вышло из него. Большинство составили африканские и азиатские страны, с преобладающим местным населением и господством неевропейских культур. Соответственно изменялись и неформальные правила членства. Бывшие английские колонии, получив независимость, не становились автоматически членами Содружества, а вступали в него с согласия других членов. Британского монарха следовало признавать в качестве символа свободной ассоциации, и некоторые члены Содружества вынуждены были считаться с этим, даже если становились республиками. Ни одно из требований больше не считалось обязательным, и не допускалось никакого ущерба суверенитету стран-членов. Вместе с тем некоторые из бывших колоний, став независимыми государствами, решили не присоединяться к Содружеству – например Британское Сомали, ставшее частью государства Сомали, Южный Камерун, вошедший в государство Камерун, Судан, Бирма, эмираты Персидского залива.

С упрощением процедуры вступления в Содружество некоторые из старых связей исчезли, другие – изменились в соответствии со статусом и потребностями новых членов.

Конституционные связи.

У Содружества нет конституции, и в международном праве оно не считается единой организацией. Тем не менее конституции Канады, Австралии, Шри-Ланки, Ямайки, Новой Зеландии, Барбадоса, Маврикия, Багамских островов, Гренады, Сент-Винсента и Гренадин, Сент-Люсии, Сент-Кристофера и Невис, Антигуа и Барбуда, Папуа – Новой Гвинеи, Соломоновых островов, Тувалу и Великобритании признают британского монарха официальным главой государства. В каждом из этих государств (кроме Великобритании) монарх представлен генерал-губернатором, который занимает по отношению к правительству положение, подобное положению монарха в Великобритании. Республики, как правило, возглавляются президентами, но Малайзия, Свазиленд, Тонга и Лесото являются независимыми монархиями. Эти государства не выражают приверженности британскому монарху, но признают его главой Содружества.

Юридический комитет Тайного совета – последняя инстанция для апелляций стран – членов Содружества. Тем не менее многие страны, включая Канаду и Австралию, не обращаются в эту инстанцию.

Гражданство и национальность.

Несмотря на то, что Великобритания и некоторые страны признают за потенциальными иммигрантами из стран Содружества общий статус британских подданных либо «граждан Содружества», во всех этих странах в настоящее время действуют ограничения на иммиграцию из других стран Содружества. В прошлом Великобритания принимала всех граждан стран Содружества. Но в 1962, согласно британскому законодательству, на иммиграцию из Вест-Индии были введены ограничения, а в 1968 определена квота на въезд в Англию лиц азиатского происхождения, проживающих в Кении. После этого преимущества общего гражданства в Содружестве стали сомнительными, а фактор гражданства потерял свое значение в качестве связующего звена.

Наследие британского правления.

Внутреннее единство стран Содружества все еще обнаруживается в политических институтах британского типа, в преемственности форм образования, в расширении сферы применения английского языка, особенно в управлении, среднем и высшем образовании.

Тем не менее ситуация меняется. В республиках и даже в некоторых странах, признающих британского монарха в качестве главы государства, Вестминстерская модель претерпела радикальные изменения. В большинстве афро-азиатских стран сложились совершенно иные социально-политические условия, чем в Великобритании, – и соответственно иные государственные институты. Некоторые из этих стран стали по сути однопартийными государствами или военными олигархиями. В отдельных случаях не избежали политизации и гражданские службы, хотя сама их структура сохранила следы британского происхождения.

Экономические связи.

После Первой мировой войны Великобритания пошла по пути протекционизма; на имперской конференции 1932 в Оттаве была выработана система преференциальных скидок во внутриимперской торговле, связывавшая воедино все британские колонии и доминионы. В конце 1930-х годов Канада начала проводить собственную торговую политику, а после Второй мировой войны ее главным рынком и источником притока капитала стали США. Но установленные в Оттаве льготные таможенные тарифы продолжали стимулировать торговлю между Великобританией и другими членами Содружества. Попытки ввести свободную торговлю после Второй мировой войны, например с опорой на Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое вовсе не препятствовало поиску новых торговых партнеров, по существу, не смогли отменить сложившуюся систему преференций внутри Содружества.

Вхождение Великобритании в Общий рынок в 1973 привело к ликвидации большинства льгот в рамках Содружества, поскольку Великобритания начала вводить тарифы Общего рынка. Тем не менее в 1960-е годы многие страны Содружества, предвосхищая такой ход событий, пытались защитить себя путем диверсификации своих рынков. Отчасти по этой причине, а отчасти из-за неконкурентоспособности в 1960-е годы британского экспорта некоторые страны Содружества уменьшили торговый оборот с Великобританией, который был непропорционально большим за счет незначительного взаимного товарооборота этих государств. По мере снижения экспорта падал и импорт Великобритании из стран Содружества, что было вызвано непоследовательной политикой страны в решении трудностей, связанных с платежным дисбалансом. В 1949–1969 доля британского импорта (по стоимости) из стран Содружества снизилась с 36 до 23%, а доля британского экспорта в страны Содружества упала с 36 до 22%.

Ранее пребывание в стерлинговой зоне являлось важным связующим звеном между странами Содружества (за исключением Канады, которая перешла в зону действия доллара). Эти страны привыкли хранить большую часть своих финансовых резервов в английской валюте, пользоваться фунтом при расчетах и привязывать к нему курсы своих валют. Однако в 1967, после девальвации английского фунта стерлингов, большинство стран-членов Содружества не пошло на обесценивание своих национальных валют, а когда в начале 1970-х годов фунт еще больше упал, многие из них стали хранить свои резервы в других валютах. В итоге зона действия английского фунта к 1973 начала распадаться, а вступление Великобритании в Общий рынок довершило этот процесс.

Для стран Содружества Великобритания остается главным партнером по двустороннему техническому сотрудничеству, основным источником экономической помощи и инвестиций. План Коломбо, предполагающий создание многосторонних фондов экономической и технической помощи менее развитым странам Юго-Восточной Азии, не ограничивается рамками Содружества. Существует и целевой План помощи африканским странам Содружества.

Политические институты.

Характер институтов Содружества призван подчеркнуть свободу связей между странами. Конференции премьер-министров (периодические встречи глав правительств стран-членов Содружества) сохраняют преемственность с прежними имперскими конференциями, представляя собой самый эффективный институт сотрудничества. Эти встречи носят неофициальный характер, хотя после их завершения принимаются совместные коммюнике. Как правило, конференции вырабатывают формальные решения только по вопросу о членстве в Содружестве. Даже в том случае, когда конференция определяет общий курс, решение относительно его реализации принимается каждым государством самостоятельно. Не предусмотрено механизма, способного побудить какую-либо из стран Содружества действовать вопреки своим интересам.

Верховные комиссары в ранге послов сначала обеспечивали только двусторонние каналы связи между Великобританией и ее бывшими колониями, а в настоящее время выполняют посреднические функции и между некоторыми другими независимыми странами – членами Содружества. Верховные комиссары периодически встречаются в Лондоне с чиновниками министерства иностранных дел Великобритании для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес. Департамент координации Содружества предоставляет всем его членам соответствующую информацию.

Хотя за состояние своей обороны несет ответственность каждая из стран-членов в отдельности, в этой области также проводятся постоянные консультации. На конференциях премьер-министров часто обсуждаются проблемы безопасности, руководители военных ведомств обмениваются визитами и созывают свои ежегодные конференции. Существует также Консультативный комитет Содружества по вопросам обороны, который проводит военные учения, обеспечивает обмен штабными работниками, техническими специалистами, ведет переподготовку кадров.

Страны – члены Содружества создали институты для обмена информацией по экономическим вопросам, включая Экономический консультативный совет Содружества, состоящий из министров экономики и министров финансов разных стран.

Другие консультативные совместные органы – Совет по воздушному транспорту Содружества, научные и исследовательские организации, Научный комитет Содружества. Дополнительные звенья связи – Союз прессы Содружества, Конференция радиовещания Содружества, Парламентская ассоциация Содружества.

На конференции Содружества, состоявшейся в ноябре 1999 в Дурбане (ЮАР), было принято решение о введении поста председателя Содружества. Им становится глава правительства страны – организатора конференции, в настоящий момент это президент ЮАР Табо Мбеки . Председатель Содружества выполняет представительскую роль, прежде всего в отношениях с межправительственными организациями в период между конференциями глав правительств, которые проводятся один раз в два года. Табо Мбеки возглавит президентскую группу, которой поручено «пересмотреть роль Содружества и представить рекомендации о том, каким образом ассоциация сможет ответить на вызовы 21 века».

Президентская группа, которая также определит полномочия Министерской группы действия (СМАГ), включает в себя 10 других глав государств и правительств, в том числе премьер-министра Великобритании, президентов Зимбабве и Танзании. Она должна представить доклад очередной конференции Содружества, которая состоится в Сиднее в 2001.

СОДРУЖЕСТВО И МИР

Каждая страна – член Содружества в полной мере независима в проведении своего внешнеполитического курса. Все они входят в ООН , но так и не образовали своих блоков в этой организации. Великобритания и более «старые» члены Содружества обычно голосуют совместно с США, в то время как афро-азиатские государства чаще придерживаются нейтральных позиций.

Страны Содружества являются членами организаций, объединяющих и не входящие в него государства. Например, Великобритания и Канада – члены Организации Североатлантического договора (НАТО); Великобритания, Австралия и Новая Зеландия были членами Организации договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО) до ее роспуска в 1977. Африканские члены Содружества входят в Организацию африканского единства.

В настоящее время членство в Содружестве не налагает особых обязательств даже на Великобританию. Не обладая властными прерогативами, Великобритания тем не менее дорожит своим символическим престижем главы Содружества и старейшего члена организации. Другие страны довольствуются преимуществами, которые дает устойчивое сотрудничество.

Литература:

Козлов В.И. Иммиграция и этнорасовые проблемы в Британии . М., 1987
Крушинский В.Ю. Содружество наций и проблема ликвидации расистско-колониального режима на юге Африки . – Вестник Киевского университета. Серия «Международные отношения», вып. 31. Киев, 1990
Остапенко Г.С. Британские консерваторы и деколонизация . М., 1995
Новые данные . – Независимая газета, 29 октября 1997




ТИПОЛОГИЯ СТРАН. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

БРИТАНСКОЕ СОДРУЖЕСТВО

Государства в составе Содружества . Это - особая форма государственного устройства в странах-членах Содружества (Британского), которые признают главой государства королеву Великобритании.


В 1931 г. Великобритания, начавшая терять зависимые территории, объединила свои бывшие и настоящие колонии в составе Британского Содружества наций, с 1947 г. оно стало называться Содружество.

К началу 2007 г. в Содружество входили 53 независимых государства и зависимые от Великобритании, Австралии и Новой Зеландии территории, в которых проживало 1,7 млрд человек (30% мирового населения).

Глава Содружества - королева Великобритании. Большинство стран-членов Содружества– республики (32), 6 - монархий (Бруней, Лесото, Малайзия, Свазиленд, Самоа, Тонга), 16 стран признают королеву Великобритании главой государства, т. е. формально являются конституционными монархиями. В Содружество входят формально равные страны, но различающиеся по уровню экономического развития, этническому, религиозному составу населения.

Страны-члены Содружества имеют единый государственный язык - английский, сходные системы законодательства, образования, государственной службы. Все государства, входящие в Содружество, обладают полным суверенитетом в своих внутренних и внешних делах. Содружество не имеет единой конституции , никаких союзно-договорных соглашений, ни официальных атрибутов; оно не выступает на международной арене (например, в ООН, в каких-либо международных акциях и т. п.). Решения его ежегодных конференций недействительны для страны, которая за них не голосовала.

Члены Содружества могут быть исключены из его состава за действия, противоречащие уставу (военные перевороты, нарушение прав человека, гражданские войны ), а также имеют безоговорочное право одностороннего выхода. Так, в 1972 г. из состава Содружества вышел Пакистан , был вновь принят в 1989 г., исключен в 1999 г. и вновь принят в 2004 г. В 1961 г. за политику апартеида исключена ЮАР , которая вновь вошла в 1994 г. В 1987 г. исключены Фиджи, членство возобновлено в 1997 г., приостановлено в 2006 г., в 1995 г. исключена Нигерия , затем вновь принята в 1999 г., в 2002 г. исключена Зимбабве.

Содружество финансирует и организует для своих членов международные программы по защите окружающей среды, образованию, научно-техническому сотрудничеству, принимает меры по росту взаимной торговли и пр.

Страны-члены Британского Содружества

Страны - члены Содружества

Глава государства

Год вступления

Примечания

1.

Антигуа и Барбуда

королева Елизавета II

1981

2.

Австралия

королева Елизавета II

1931

Зависимые территории: о. Норфолк, Территория о-вов Кораллового моря, о-ва Хеард и Макдональд, Кокосовые (Килинг) о-ва, о. Рождества, о-ва Ашмор и Картье

3.

Багамы

королева Елизавета II

1973

4.

Бангладеш

Президент

1972

5.

Барбадос

королева Елизавета II

1966

6.

Белиз

королева Елизавета II

1981

7.

Ботсвана

Президент

1966

8.

Бруней

Султан

1984

9.

Великобритания

королева Елизавета II

Зависимые территории: Ангилья, Бермудские о-ва, Британские территории в Индийском океане, Британские Виргинские о-ва, Каймановы о-ва, Фолклендские о-ва, Гибралтар, Монтсеррат, Питкэрн, Хенденсон, о. Св. Елены и административно подчиненные о-ва Тристан-да-Кунья и Рождества, Юж. Георгия и Юж. Сандвичевы о-ва, о-ва Теркс и Кайкос

10.

Вануату

Президент

1980

11.

Гана

Президент

1957

12.

Гайана

Президент

1966

13.

Гамбия

Президент

1965

14.

Гренада

королева Елизавета II

1974

15.

Доминика

Президент

1978

16.

Самоа

пожизненный глава государства - вождь Малиетоа Танумафили II

1970

17.

Замбия

Президент

1964

18.

Зимбабве

Президент

1980

Членство приостановлено в 2002 г., исключена в 2003 г.

19.

Индия

Президент

1947

20.

Камерун

Президент

1995

21.

Канада

королева Елизавета II

1931

22.

Кения

Президент

1963

23.

Кипр

Президент

1961

24.

Кирибати

Президент

1979

25.

Лесото

Король

1966

26.

Маврикий

Президент

1968

27.

Малави

Президент

1964

28.

Малайзия

Султан

1957

29.

Мальдивские о-ва

Президент

1982

30.

Мальта

Президент

1964

31.

Мозамбик

Президент

1995

32.

Намибия

Президент

1990

33.

Науру

Президент

1968

34.

Новая Зеландия

королева Елизавета II

1931

Токелау, а также самоуправляющиеся государства в свободной ассоциации с Новой Зеландией - о-ва Кука и Ниуэ

35.

Нигерия

Президент

1960

Исключена в 1995 г., вновь принята в 1999 г.

36.

Пакистан

Президент

1989

Вышел в 1972 г., вновь принят в 1989 г., после военного переворота 1999 г. был исключен, вновь принят в 2004 г.

37.

Папуа-Новая Гвинея

королева Елизавета II

1975

38.

Свазиленд

Король

1968

39.

Сейшельские о-ва

Президент

1976

40.

Сент-Винсент и Гренадины

королева Елизавета II

1979

41.

Сент-Китс и Невис

королева Елизавета II

1983

42.

Сент-Люсия

королева Елизавета II

1979

43.

Сингапур

Президент

1965

44.

Соломоновы о-ва

королева Елизавета II

1978

45.

Сьерра-Леоне

Президент

1961

46.

Танзания

Президент

1961

47.

Тонга

Король

1973

48.

Тринидад и Тобаго

Президент

1962

49.

Тувалу

королева Елизавета II

1978

50.

Уганда

Президент

1962

51.

Фиджи

Президент

1997

Вышли в 1987 г., вновь приняты в 1997 г., членство приостановлено в 2006 г. после военного переворота

52.

Шри-Ланка

Президент

1948

53.

ЮАР

Президент

1994

Вышла в 1961 г., вновь принята в 1994 г.

54.

Ямайка

королева Елизавета II

1962


Эпоха правления королей и императоров сменилась республиками и парламентскими монархиями, а те немногие короли, что остались у власти, на сегодняшний день существенно ограничены в своих правах. Но только не британская королева Елизавета II. Монарх Великобритании, помимо своей страны, является главой еще 15 независимых государств, в числе которых Канада и Австралия. И это не простая формальность, как может показаться на первый взгляд.

Монархи Швеции, Испании, Дании, Нидерландов и других королевств Европы выполняют во многом представительские функции, не играя существенной роли в политической жизни своих государств. Британский же монарх, которым уже более 65 лет является Елизавета II, хоть и имеет ограничения в своей власти в виде британского парламента, тем не менее обладает рядом ключевых возможностей.

Например, королева имеет право отклонить кандидатуру премьер-министра, который, по его мнению, не подходит государству. В истории Великобритании также известны два случая, когда Елизавета II лично назначала премьер-министра. Кроме того, королева может распустить парламент при поддержке 2/3 палаты общин.

Британская королева является главой вооруженных сил Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (именно так звучит полное название страны, которую мы часто называем просто Великобританией). Именно она имеет право объявлять войну или заключать мир, а также направлять действующую армию в места боевых действий.


Каждую неделю королева принимает у себя действующего премьер-министра для «обмена мнениями». Конечно же, содержание этих бесед не разглашается, но, судя по регулярным встречам, взаимоотношения между британской королевой и премьер-министром страны намного глубже, чем может показаться со стороны. Помимо этого в Великобритании существует Тайный совет, который ежедневно подает королеве необходимые документы для изучения. Королева Великобритании является главой англиканской церкви. Ну и, наконец, британский монарх обладает неприкосновенностью. Против личности монарха нельзя подать гражданский иск или завести уголовное дело.

Елизавета II является главой государства не только Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии и всех колоний, принадлежащих стране, но и еще 15 государств, являющихся официально независимыми. Эти страны в прошлом были колониями Британской империи, но после обретения независимости, монарх Великобритании официально остался главой государства.

Британская королева является главой Содружества наций, куда помимо этих 15 стран входят Индия, ЮАР, Пакистан и многие другие. Во всех остальных членах Содружества наций британская королева не является главой государства. Среди этих 15 государств есть как крупнейшие по площади страны мира, например, Канада, так и совсем небольшие. Елизавета II назначает генерал-губернаторов, которые являются ее представителями в этих странах. Помимо множества других прав, британская королева руководит вооруженными силами всех этих стран, посредством тех же генерал-губернаторов. Итак, взглянем на владения британской королевы:

Австралия


Это государство с населением 24,8 миллиона человек (по данным статистики на 2018 год) занимает целый континент. И хотя в последние годы идут активные дебаты по превращению Австралии в республику, королева до сих пор является главой государства.

Антигуа и Барбуда


Островное государство в Карибском море с населением около 93 500 человек (по оценочным данным на 2016 год).

Багамские острова

Государство, расположенное на островах в Атлантическом океане, на территории которого проживает 321 800 человек (по оценке на 2014 год).

Барбадос


Барбадос - островное государство Карибского региона с населением около 277 800 человек (по оценке на 2010 год).

Белиз

Государство Центральной Америки, население которого составляет 347 370 человек (по данным на 2015 год).

Гренада


Небольшое островное государство в Карибском море с населением 107 800 человек (по оценке на 2010 год).

Канада

Это второе по площади государство мира является бывшей колонией Великобритании и, несмотря на независимость, британская королева является главой государства, а ее полномочия здесь гораздо шире, чем в самой Великобритании. Население этой страны составляет 36,6 миллионов человек (по данным на 2017 год).

Новая Зеландия


Новая Зеландия расположена на островах к востоку от Австралии, а ее население составляет около 4,85 миллиона человек (по оценке на 2018 год).

Папуа-Новая Гвинея


Островное государство в Тихом океане с населением 7,3 миллиона человек (по оценке на 2013 год).

Сент-Винсент и Гренадины


Еще одно независимое государство в Карибском бассейне с населением 104 200 человек (по состоянию на 2010 год).

Сент-Китс и Невис


На территории этого государства в Карибском море проживают около 50 000 человек (по данным на 2010 год).

Сент-Люсия


Небольшое государство в Карибском море с населением 160 900 человек (по данным на 2010 год).

Соломоновы острова


На этих островах в Тихом океане проживают 515 800 человек (по данным переписи 2009 года).

Тувалу


На крошечных островах в Тихом океане проживают около 11 200 человек (по данным на 2011 год).

Ямайка


Ямайка расположена на одноименном острове в Карибском море, и на ее территории проживают 2,93 миллиона человек (по оценке на 2014 год).

В общей сложности, вместе с населением Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии и колониальных земель, у Елизаветы II более 140 миллионов подданных по всему миру.


На конференции премьер-министров Великобритании и британских владений 1926 года была принята Декларация Бальфура , в которой Великобритания и доминионы признали, что эти государства имеют «равный статус и не являются зависимыми одно от другого в каком бы то ни было аспекте своей внутренней или внешней политики, несмотря на то, что их сближает общая верность Короне и свободное членство в Британском содружестве наций».

Правовой статус Содружества был закреплён от 11 декабря 1931 года , и вплоть до 1947 года оно представляло собой некое подобие союза государств, каждое из которых было объединено с Великобританией личной унией (то есть главой доминионов признавался британский монарх).

Развитие

Членство в Содружестве открыто для всех стран, признающих основные цели его деятельности. Необходимо также наличие прошлых или нынешних конституционных связей между кандидатом на вступление и Великобританией или иным членом Содружества. Не все члены организации имеют непосредственные конституционные связи с Великобританией - некоторые из южнотихоокеанских государств находились под управлением Австралии или Новой Зеландии, а Намибия с по - под управлением ЮАР . В 1995 членом Содружества стал Камерун . Под британским управлением находилась лишь часть его территории по мандату Лиги наций ( -) и по соглашению об опеке с ООН (1946-1961).

Существует лишь один член Содружества, для которого это правило было нарушено. Мозамбик , бывшая колония Португалии , была принята в Содружество в после триумфального восстановления членства ЮАР и проведения в Мозамбике первых демократических выборов. За Мозамбик попросили его соседи, все из которых входили в Содружество и желали помочь Мозамбику в преодолении ущерба, нанесённого экономике этой страны в связи с её противостоянием с режимами белого меньшинства в Южной Родезии (теперь Зимбабве) и ЮАР. В главы государств Содружества всё же приняли решение о том, что вопрос Мозамбика следует рассматривать как особый и не создающий прецедента на будущее.

Несостоявшееся членство

Прекращение членства

Каждая страна Содружества пользуется безоговорочным правом одностороннего выхода из него.

Хотя главы правительств стран-членов Содружества имеют право приостанавливать участие отдельных стран в работе органов Содружества, возможность исключения из Содружества никакими документами не определена. В то же время государства Содружества (Commonwealth Realms), провозглашающие себя республиками, автоматически выходят из Содружества, если они не обратятся к остальным членам с просьбой о сохранении их членства в Содружестве. Ирландия не обращалась с такой просьбой, поскольку на момент её провозглашения республикой в 1949 эта норма ещё отсутствовала. Вопрос о вхождении Ирландии в Содружество неоднократно поднимался, однако это предложение не пользуется поддержкой среди местного населения, продолжающего ассоциировать Содружество с британским империализмом. Ирландская Республика стала первым государством, вышедшим из Содружества и не восстановившим своего членства.

Приостановление участия в делах Содружества

В последние годы было несколько случаев приостановления участия членов Содружества «в деятельности Советов Содружества» (в совещаниях лидеров и министров стран-членов) за явные нарушения демократических норм управления. Эта мера не прекращает членства этого государства в Содружестве.

Данная мера принималась в отношении Фиджи в - и с после военного переворота в этой стране и в отношении Пакистана с по и с ноября по аналогичной причине.

Нигерия не участвовала в совещаниях с по . В аналогичная мера была принята в отношении Зимбабве (поводом стали избирательная и земельная реформы правительства Роберта Мугабе).

Структура Содружества

Мальборо-Хаус, штаб-квартира Секретариата Содружества

Традиционно главой Содружества провозглашается монарх Великобритании, в настоящее время таковым является королева Великобритании Елизавета II . В качестве главы Содружества она не выполняет никаких формальных функций и её роль в повседневной деятельности организации лишь символическая. В 17 государствах Содружества монарх Великобритании до сего дня является де-юре главой государства, но при этом также не исполняет формальных функций.

Пост главы Содружества не является титулом и не передаётся по наследству. При смене монарха на британском троне главам правительств стран-членов Содружества предстоит принять формальное решение о назначении нового главы организации.

Административное руководство Содружеством осуществляет Секретариат, штаб-квартира которого с 1965 года располагается в Лондоне . С 2008 года главой Секретариата является Камалеш Шарма (Индия).

Годовщина создания Содружества -- День Содружества (Commonwealth Day) -- отмечается в Великобритании во второй вторник марта, а официальным названием департамента иностранных дел правительства Великобритании (аналогия Министерства иностранных дел) по-прежнему является Управление иностранных дел и по вопросам Содружества (англ. Foreign and Commonwealth Office ).

Дипломатические отношения

Государства, входящие в Содружество, поддерживают между собой обычные дипломатические отношения через высоких комиссаров (High Commissioners ), имеющих ранг послов. Дипломатические отношения между странами Содружества и другими государствами осуществляются в обычном порядке.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!