Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Кто производит танк т 80. Защита от ОМП

Основной боевой танк Т-80 - первый в мире серийный танк с газотурбинной силовой установкой. Разрабатывался в СКБ-2 ЛКЗ с 1968 года на базе основного танка Т-64А. В работе над новым танком участвовало Ленинградское НПО им. В.Я.Климова, занимавшееся разработкой двигателя. Танк принят на вооружение 6 августа 1976 года. Серийное производство осуществлялось на ЛКЗ (1976-1990 гг.), ХЗТМ (1985-1991 гг.) и ОЗТМ (с 1985 г.). Производство танков Т-80 завершено. Танки Т-80 начали поступать в войска в конце 1970-х годов, в первую очередь в западные военные округа и зарубежные группы войск. Напряженный тепловой ресурс газовой турбины осложнял использование этих танков в поясах с жарким климатом, поэтому в южные военные округа они не поступали.

По расположению механизмов и оборудования внутри танк Т-80 разделен на три отделения: управления, боевое и силовое. Отделение управления расположено в носовой части корпуса. В нем размешено сиденье механика-водителя, перед которым на днише корпуса установлены рычаги управления поворотом, педаль подачи топлива и педаль регулируемого соплового аппарата. Сзади сиденья в днище корпуса расположен люк запасного выхода. В 1984 году было введено крепление сиденья механика-водителя к балке вместо крепления к днищу.

Боевое отделение расположено в средней части танка и образовано сочетанием корпуса с башней. В башне установлена 125-мм гладкоствольная пушка. В корпусе размешена кабина, состыкованная с башней. В кабине расположен механизм заряжания (МЗ), обеспечивающий размещение, транспортировку, подачу и досылание выстрелов, а также улавливание и размещение экстрактированных поддонов. Справа от пушки находится место командира танка, слева - наводчика. Для командира и наводчика имеются сиденья и подножки, а также съемные ограждения, обеспечивающие их безопасность при работе стабилизатора, МЗ и при стрельбе из пушки. Справа от пушки установлены спаренный с ней пулемет ПКТ, радиостанция Р-123М (на танках поздних выпусков - Р-173) и пульт управления МЗ. Над сиденьем командира танка в башне имеется командирская башенка с люком.

За стенками кабины размещен кольцевой конвейер механизма заряжания. Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса танка. В нем продольно установлен газотурбинный двигатель. Вывод мощности на валы бортовых коробок передач осуществляется с обоих концов выходного редуктора двигателя. Каждая бортовая КП смонтирована в блоке с соосной планетарной бортовой передачей, несущей ведущее колесо.

Газотурбинный двигатель ГГД-1000Т мощностью 1000 л,с. выполнен по трехвальной схеме с двумя механическими независимыми турбокомпрессорами и со свободной турбиной. Основными узлами двигателя являются центробежные компрессоры низкого и высокого давления, камера сгорания, осевые турбины компрессоров, осевая силовая турбина, выпускной патрубок, коробки приводов и редуктор.

Крыша силового отделения съемная и состоит из передней неподвижной части и задней подъемной части, которая соединяется с передней с помощью петель и торсиона. Крыша открывается усилием одного человека и в поднятом положении стопорится стяжкой. В передней части крыши имеются входные жалюзи, закрытые сверху съемными металлическими сетками.

В башне размещено основное вооружение танка - гладкоствольная 125-мм пушка 2А46-1, снабженная двухплоскостным стабилизатором вооружения 2Э28М2 и гидроэлектромеханическим автоматом заряжания примерно такой же конструкции, как на танке Т-64. Пушка установлена в башне танка на цапфах. Амбразура башни спереди закрыта бронировкой, прикрепленной к люльке болтами и прикрытой снаружи чехлом. Масса качающейся части пушки без бронемаски и стабилизатора составляет 2443 кг. Боекомплект состоит из 40 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с частично сгорающей гильзой. Стрельба ведется осколочно-фугасным, бронебойными подкалиберными и кумулятивными снарядами. Дальность прямого выстрела подкалиберным снарядом с начальной скоростью 1715 м/с по цели типа «танк» составляет 2100 м. Скорострельность - 6-8 выстр./мин., при заряжании вручную она снижается до 1-2 выстр./мин.

Для ведения огня из пушки используется оптический стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2-49. Прицел имеет независимую стабилизацию поля зрения в вертикальной плоскости и позволяет с высокой точностью определять дальность до цели в пределах 1000-4000 м. Данные по дальности до цели автоматически вводится в прицел. Автоматически вводятся также поправки на скорость движения танка и данные о типе выбранного боеприпаса. Для стрельбы ночью пользуется прицел ТПН-1-49-23.

Вспомогательное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемёта ПКТ и 12,7-мм пулемета НСВТ в открытой зенитно-пулемётной установке. ЗПУ предназначена для стрельбы по воздушным и наземным целям на дальностях до 2000 м. Установка обеспечивает круговой обстрел при углах наведения пулемёта в вертикальной плоскости от -5" до +75". Размещена установка на командирской башенке. Для стрельбы из пулемёта применяются патроны калибра 12,7 мм: бронебойно-зажигательные Б-32 и бронебойно-зажигательно-трассируюшие БЗТ-44.

Гусеничный движитель состоит из гусениц с обрезиненной беговой дорожкой и РМШ, опорных катков с резиновыми шинами и поддерживающих катков с наружной амортизацией, цельнометаллических направляющих колес и ведущих колес, механизмов натяжения червячного типа. Подвеска - индивидуальная, торсионная, с несоосным расположением торсионных валов, с гидравлическими телескопическими амортизаторами на 1, 2 и 6 узлах подвески.

Модификации
Т-80 (объект 219сп2) - базовый вариант. Боевая масса 42 т. Экипаж 3 человека. Серийное производство на ЛКЗс 1976 по 1978 г.

Т-80Б (объект 219Р, 1978 г.) - комплекс управляемого вооружения 9К112-1 «Кобра» и СУО 1А33 {лазерный прицел-дальномер 1Г42, танковый баллистическии вычислитель 1В517, стабилизатор 2Э26М, блок разрешения выстрела 1Г43 и комплект датчиков), пушка 2А46-2, система запуска дымовых гранат 902А «Туча». Усилено бронирование башни. с 1980 г. - двигатель ГГД-1000ТФ мощностью 1100 л.с. и башня, унифицированная с Т-64Б, с 1982 г. - пушка 2А46М-1 «Рапира-3».

Т-80БВ (1985 г.) - Т-80Б с установленным на башне и корпусе комплектом навесной динамической зашиты.

Т-80У (объект 219АС, 1985 г.) - комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс» и комплекс управления оружием 1А45 «Иртыш» (лазерный прицел-дальномер 1Г46, электронный баллистический вычислитель, стабилизатор 2Э42, прицельно-наблюдательный комплекс командира ТПН-4С, комбинированный активно-пассивный ночной прицел ТПН-4 «Буран-ПА»), пушка 2А46-М1, боекомплект 45 выстрелов (из них 28 в механизме заряжания), усовершенствованная многослойная комбинированная броня с встроенной динамической зашитой, система запуска дымовых гранат 902Б, система ППО 3ЭЦ13 «Иней», встроенное оборудование самоокапывания, навесной колейный трал КМТ-6. С 1990 г. - двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 л.с., комплекс управляемого вооружения 9К119М. Боевая масса 46 т.

Т-80УД (объект 478Б «Береза», 1987 г.) - 6-цилиндровый двухтактный турбопоршневой дизель 6ТД мощностью 1000 лс, зенитно-пулемётная установка с дистанционным управлением. С 1988 г. - встроенная динамическая зашита.

Т-80УМ (1992 г.) - тепловизионный прибор наблюдения и прицеливания «Агава-2». радиопоглощающее покрытие, радиостанция Р-163-50У.

Т-80УК - командирский вариант Т-80УМ. Система дистанционното подрыва осколочно-фугасных снарядов с электронным дистанционным контактным взрывателем, комплекс оптико-злектронното подавления «Штора-2», радиостанции Р-163-У и Р-163-К, навигационная система ТНА-4 и генератор автономного питания АБ-1-П28.

Согласно данным, заявленным советской стороной на Венских переговорах по ограничению обычных вооружений в Европе, в 1990 году на европейской территории СССР, а также в частях, дислоцированных в Восточной Европе, находилось 4839 танков Т-80 всех модификаций. После распада СССР практически все они оказались на территории России и Украины, при этом производство Т-80УД, осуществлявшееся в Харькове, также оказалось за рубежом. Их производство продолжалось на Украине под обозначением, в основном на экспорт. В 1996 году был заключен контракт на поставку 320 таких машин Пакистану. При этом 175 танков были изготовлены вновь, а 145 отправлены из наличия вооруженных сил Украины.

Рособоронэкспорт также активно предлагал на экспорт танки Т-80У. На вооружении армии Кипра состоит 41 боевая машина этого типа (стоимость контракта 175 млн. долларов). Армии Южной Кореи поставлено 80 танков Т-80У в счет погашения российского долга этой стране. В обоих случаях поставки производились из наличия Вооруженных Сил РФ.

В составе Советской Армии Т-80 в боевых действиях участия не принимали. Танки Т-80Б и Т-80БВ использовались Российской Армией в ходе военной операции в Чечне в 1995-1996 годах. В ходе второй чеченской кампании танки Т-80 участия в боевых действиях не принимали.

По состоянию на 1 января 2010 года танки Т-80 различных модификаций состоят на вооружении в Белоруссии (92), Кипре (41). Пакистане (320), России (4500, статус не ясен), Украине (271) и Южной Корее (80).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-80Б
БОЕВАЯ МАССА, т: 42,5.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 9651, ширина - 3582. высота (по крыше башни) - 2219, клиренс (по основному днишу) - 451.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 2А46М-1 калибра 125 мм. 1 пулемет ПКТ калибра 7.62 мм, 1 зенитный пулемет НСВТ калибра 12.7 мм, 8 пусковых установок калибра 81 мм для пуска дымовых гранат.
БОЕКОМПЛЕКТ: 38 выстрелов, 300 патронов калибра 12,7 мм, 1250 патронов калибра 7,62 мм.
АВТОМАТ ЗАРЯЖАНИЯ: гидроэлектромеханический, с постоянным углом заряжания.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной электрогидравлический 2Э26М.
КОМПЛЕКС УПРАВЛЯЕМОГО ВООРУЖЕНИЯ: 9К112-1 Кобра, с ТУР 9М112 с управлением по радио и обратной оптической связью. ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: лазерный прииел-дальномер 1Г42, перископический ночной прицел ТПН-3-49.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: противоснарядное комбинированное.
ДВИГАТЕЛЬ: ГТД-1000ТФ, выполнен по трехвальной схеме с двумя механическими независимыми турбокомпрессорами и свободной силовой турбиной; мошность 1100 л.с. (809 кВт).
ТРАНСМИССИЯ: механическая, планетарная; состоит из двух агрегатов, каждый из которых включает бортовую коробку передач, бортовой редуктор и гидросервоприводы системы управления движением.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, пять одинарных обрезиненных поддерживаюших катков, ведушее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная. гидравлические телескопические амортизаторы на подвесках 1-, 2- и 6-го опорных катков; в каждой гусенице 80 траков.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 70.
ЗАПАС ХОДА, км: 600.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 32; ширина рва, м - 2.85; высота стенки, м - 1, глубина брода, м - 1,2 (с ОПВТ - 5 м).
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123М. переговорное устройство Р-124.

Танк Т-80 представляет собой яркий пример того, как тяжелобронированная техника может скрывать серьезные недостатки. В свое время российское военное командование считало Т-80 высококлассной машиной, однако эти танки понесли большие потери в боях с оснащенными легким оружием боевиками во время первой чеченской войны. После этого он так и не сумел восстановить свою репутацию.

Так не должно было случиться. Танк Т-80 стал последним основным боевым танком, спроектированным в Советском Союзе. Это был первый советский танк, оснащенный газотурбинным двигателем, и в результате он получил возможность передвигаться по дорогам с максимальной скоростью 70 километров в час, а также обладал большой удельной мощностью на единицу веса, которая составляла 25,8 лошадиной силы на тонну.

Благодаря этому стандартный танк Т-80Б стал одним из самых быстрых и маневренных из числа выпускавшихся в 1980-х годах.

Боевое мастерство чеченских повстанцев и неудачная российская тактика в большей степени являются причиной потерь танков Т-80, чем их конструкция. Тем не менее, у него имелись существенные недостатки. В конечном итоге Т-80 оказался слишком дорогим, и кроме того, он потреблял слишком много горючего. Российские военные через некоторое время сделали выбор в пользу более экономичного танка Т-72.

Т-80 стал дальнейшим развитием своего предшественника — танка Т-64. Будучи самой современной моделью конца 1960-х и начала 1970-х годов, танк Т-64 отличался от простых по своей конструкции машин, которым отдавали предпочтение Советы, таких как Т-54/55 и Т-62.

Контекст

Россия принимает на вооружение танк Т-90М

The National Interest 04.02.2018 The National Interest 24.11.2017

Какой танк лучше: китайский «Тип 99», М1 «Абрамс» или Т-90

The National Interest 25.01.2018 Например, Т-64 был первым советским танком, в котором вместо заряжающего появился автомат заряжания, и в результате экипаж сократился с четырех до трех человек. Второе новшество Т-64, создавшее определенную тенденцию, состояло в использовании композиционной брони, в которой применялись слои керамики и стали, и в результате защищенность танка была повышена в сравнении с использованием одних только стальных листов.

Кроме того, Т-64 был оснащен легкими стальными опорными катками небольшого диаметра, в то время как на Т-55 и Т-62 применялись большие обрезиненные катки.

Первая запущенная в серийное производство модель Т-64А выпускалась со 125-мм пушкой 2А46 «Рапира», которая стала настолько популярной, что ее начали устанавливать на все последующие российские танки — вплоть до Т-90. Примечательно то, что в итоге вес Т-64А составил всего 37 тонн, что довольно мало для танка такого размера.

Но какими бы замечательными ни были эти новшества, следует признать, что у Т-64 был капризный двигатель 5ТДФ и необычная подвеска, которые часто ломались. По этой причине Советская Армия специально направляла такие танки в те части, которые дислоцировались недалеко от харьковского завода, где они изготавливались.

Но и это еще не все. Ходили слухи, что новая автоматическая система заряжания отрывает руки зазевавшимся танкистам, которые располагались слишком близко от нее. Это вполне вероятно, если учитывать крошечное внутреннее пространство танка Т-64.

Решая проблемы Т-64А, Советы стали задумываться о создании нового танка с мотором, оснащенным газовой турбиной. Газотурбинные двигатели обладают высокой приемистостью и имеют хорошее соотношение мощность/вес. Они легко заводятся в холодную погоду без предварительного разогрева, что важно в условиях суровых русских зим. И кроме того, они легкие.

Если говорить о недостатках, то газотурбинные двигатели потребляют много топлива и более чувствительны к грязи и пыли, что является результатом повышенного забора воздуха в сравнении с обычными дизельными двигателями.

Первоначальная базовая модель танка Т-80 была принята на вооружение только в 1976 году — значительно позднее, чем планировалось. Советская танковая промышленность была занята исправлением недостатков танков Т-64, а к производству Т-72 готовилась, потому что это был более дешевый запасной вариант. В то же время, Советы наращивали производство танков Т-55 и Т-62 для своих арабских союзников, потерявших сотни бронированных машин в ходе войны Судного дня в 1973 году.

Первые модели Т-80 также имели свои проблемы. В ноябре 1975 года бывший тогда министром обороны Андрей Гречко запретил дальнейшее производство этих танков из-за слишком большого расхода топлива и незначительного увеличение огневой мощи в сравнении с Т-64А. И только спустя пять месяцев преемник Гречко Дмитрий Устинов разрешил начать серийное производство этого нового танка.

Строительство первой модели Т-80 продолжалось всего два года, поскольку его превзошел по своим характеристикам танк Т-64Б, у которого была новая система управления огнем, позволявшая вести стрельбу из основного орудия ракетами 9М112 «Кобра». Еще более важным моментом было то, что Т-80 стоил почти в три с половиной раза дороже, чем Т-64А.

На смену базовой модели в 1978 году пришел танк Т-80Б. Он считался наиболее современным и высококлассным танком на Востоке, и поэтому большая часть Т-80Б направлялась в места самого высокого риска — в Группу советских войск в Германии.

За высокую скорость его прозвали «танком Ла-Манша». В советских военных играх было принято считать, что Т-80Б смогут достичь берегов Атлантического океана за пять дней — при условии, что у них не закончится топливо.

Новый советский танк многое позаимствовал у Т-64. В дополнение к подкалиберным, кумулятивным и противопехотным осколочным снарядам его 125-мм гладкоствольное орудие 2А46М-1 могло производить пуски тех же самых ракет 9К112 «Кобра».

Поскольку противотанковые управляемые ракеты были значительно дороже, чем обычные танковые снаряды, в боекомплект этого танка входило всего четыре ракеты, но 38 снарядов. Ракеты были предназначены для того, чтобы сбивать ударные вертолеты и поражать машины с установленными на них системами ПТУРС за пределами дальности стрельбы обычными снарядами танка Т-80Б.

Спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ и 12,7-мм пулемет НСВТ «Утес» на командирской башенке составляли комплекс противопехотного вооружения этого танка.

Т-80 уже мог похвастаться современной композиционной броней, но еще большую бронезащиту ему обеспечивал комплекс динамической защиты (КДЗ) «Контакт-1». Оснащенные горизонтальными слоями такой брони танки Т-80 (аналогичная конфигурация КДЗ была у последних моделей Т-72А) получили название Т-80БВ.

В 1987 году вместо Т-80Б стали производиться Т-80У, хотя по общему количеству они не превзошли своих предшественников.

На танке Т-80У была установлена система динамической защиты «Контакт-5». Она представляла собой усовершенствованный вариант КДЗ «Контакт-1», которая состояла из навесных контейнеров со взрывчаткой, тогда как система «Контакт-5» имела набор направленных наружу пластин заводского изготовления для отклонения атакующего боеприпаса. Система «Контакт-1» эффективна только против кумулятивных снарядов, тогда как система «Контакт-5» также защищает от кинетических бронебойных снарядов с отделяющимся поддоном.

Внутри Т-80У вместо системы управления огнем 1А33, которой оснащались модели Т-80Б, была установлена более современная система 1А45. Инженеры заменили ракеты «Кобра» на управляемые по лазерному лучу ракеты 9К119 «Рефлекс». Это более надежное оружие, обладающее большей дальностью и большей силой поражения. В танке Т-80 разместили на семь 125-мм снарядов больше, чем в Т-80Б.

Однако танк Т-80У производился недолго. Его новая силовая установка ГТД-1250 по-прежнему потребляла слишком много топлива и была сложна в обслуживании. Вместо нее стали производить дизельную модель Т-80УД. Это был последний вариант танка Т-80 советского производства. Это также была первая модель, которую удалось увидеть в действии за пределами полигона… если под «действием» понимать обстрел из танкового орудия российского парламента в октябре 1993 года во время конституционного кризиса.

В декабре 1994 года началась война против сепаратистов в Чечне, где впервые применили Т-80… и это стало для него катастрофой эпического масштаба.

Когда повстанцы в Чечне провозгласили независимость, российский президент Борис Ельцин приказал войскам вернуть эту бывшую советскую республику в состав России с помощью силы. В созданную группировку вошли Т-80Б и Т-80 БВ. Экипажи не готовились воевать на танках Т-80. Они не знали о его прожорливости и иногда полностью сжигали запас топлива на холостом ходу.

Наступление российских вооруженных сил на чеченскую столицу город Грозный было больше похоже на кровавую бойню для наступающих. В период с 31 декабря 1994 года до вечера следующего дня около тысячи солдат погибли, а 200 единиц техники было уничтожено. Самые современные российские танки Т-80Б и Т-80БВ в составе российской наступающей группировки понесли ужасные потери.

Хотя Т-80 хорошо защищены от прямых лобовых попаданий, многие танки были уничтожены в результате катастрофических взрывов, а их башни отлетали после многочисленных выстрелов чеченских боевиков из гранатометов РПГ-7В и РПГ-18.

Оказалось, что автомат заряжания Т-80 «Корзина» имела роковой изъян в конструкции. В системе автоматического заряжания готовые снаряды хранились в вертикальном положении, и их только частично защищали опорные катки. Направленный выше опорных катков в бок танка выстрел из РПГ часто вызывал детонацию боекомплекта и приводил к срыву башни.

В этом отношении Т-72А и Т-72Б наказывались аналогичным образом, однако они имели несколько большую вероятность выживания в случае бокового попадания, потому что их система автоматического заряжания использовала горизонтальное расположение боеприпасов, которые находились ниже ободьев опорных катков.

Второй существенный недостаток Т-80, как и у предыдущих российских танков, был связан с минимальными углами вертикального возвышения и склонения орудия. Из танка нельзя было выстрелить по повстанцам, которые вели огонь с верхних этажей зданий или из подвалов.

Справедливости ради надо сказать, что причиной больших потерь стала слабая выучка экипажей, недостаток натренированности и катастрофическая тактика. Россия так торопилась начать боевые действия, что танки Т-80БВ вошли в Грозный, не заполнив взрывчаткой контейнеры динамической защиты, что сделало эту защиту бесполезной. Говорили даже о том, что некоторые солдаты продавали взрывчатку для того, чтобы заработать дополнительные деньги к своему скудному денежному содержанию.

Российская армия к тому времени напрочь забыла тяжелые уроки боев в городских условиях времен Второй мировой войны. Во время холодной войны только подразделения спецназа и берлинский гарнизон проходили подготовку к ведению таких боев. Не ожидая значительного сопротивления, российские войска вошли в Грозный, и при этом солдаты находились в БМП и БТРах. Их командиры терялись на улицах, потому что у них не было соответствующих карт.

Поскольку российские военнослужащие не очень хотели выходить из своих машин и зачищать здания комнату за комнатой, их чеченские противники, знавшие недостатки российской бронетехники по службе в Советской Армии, получили возможность превращать танки и бронемашины в крематории.

Российскому командованию легко сваливать вину за чеченскую катастрофу на недоработки конструкции Т-80, скрывая просчеты оперативного планирования и недостатки тактики. Но в конечном итоге, именно недостаток денег стал причиной того, что более дешевые Т-72 заменили собой Т-80, став главной машиной для российского экспорта и для военных действий после чеченской войны.

Когда распался Советский Союз, Россия потеряла производивший Т-80УД завод в Харькове, который стал собственностью Украины. Завод в Омске, где делали Т-80У, оказался банкротом, тогда как ленинградский ЛКЗ уже не выпускал более раннюю модель Т-80БВ.

Для России больше не имело смысла держать на вооружении три типа танков: Т-72 (А и Б), Т-80 (БВ, У и УД) и Т-90 (модернизированный вариант Т-72БУ). Финансовые затраты и проблемы обеспечения запчастями были слишком велики. Все эти модели имели одно 125-миллиметровое орудие 2А46М и одинаковые по своим характеристикам ракеты, запускаемые через ствол орудия. Но у всех у них были разные двигатели, системы управления огнем и шасси.

Если говорить упрощенно, то эти танки имели одинаковые возможности, но очень разные запчасти вместо того, чтобы иметь одинаковые запасные части и разные возможности. Поскольку Т-80У был намного дороже, чем Т-72Б, было вполне логично, что выбор испытывавшей финансовые проблемы России пал на Т-72.

Однако Москва продолжала экспериментировать с Т-80. Специалисты поставили на него активную систему защиты, в которой использовался работающий в миллиметровом диапазоне радар для слежения за подлетающими ракетами и применения контрмер. В результате в 1997 году появился Т-80УМ-1 «Барс». Однако в производство он не был запущен — вероятно, из-за бюджетных ограничений.

Россия не использовала Т-80 во второй чеченской войне в 1999-2000 годах и не применяла их в ходе непродолжительного конфликта с Грузией в 2008 году (насколько нам известно). Пока танки Т-80 не участвовали в войне на Украине.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Основное достоинство Т-80БВ для перевооружённой русской армии 2020 года – это его газотурбинная силовая установка. Данный тип двигателя даёт преимущество в условиях холодного севера, пока дизельный танк только разогревается до рабочего состояния, газотурбинный уже уносит Т-80 с несравнимым ускорением вперёд на 15-20 км. Бездорожье покорилось этой 42-тонной машине до рекордной скорости 70 км/ч. Не страшна отечественному двигателю и мелкодисперсная пустынная пыль. Танк Т-80БВ надёжно защищён от высокоточного оружия керамбронёй и активным комплексом защиты, имеется спецпокрытие брони, снижающее заметность ЭПР для современных РЛС, скоростной, снарядами и ракетами поражает цели на дистанции 2, 5 и 10 км, на борту устанавливается и современная боевая система с централизованным программным управлением. По своим характеристикам Т-80 выпуска 2017-го превосходит лучшие танки мира, а в зимних условиях превосходит лучшие отечественные дизельные образцы. Т-80БВ надёжно служит 24 часа в сутки при температурах -50 и 50 0С. Его главный недостаток – дороговизна производства и 2-4 кратный расход топлива, поэтому только сейчас модернизируются Т-80, стоящие на вооружении и по 25 и по 30 лет. Свои уникальные боевые характеристики, некогда принадлежавшие исключительно Т-80-м, переданы танку Т-90 и Т-14.

История тяжёлого танкостроения России (СССР) – от КВ и ИС до Т-80 и Т-БВ

Для танкостроителей важно сочетание проходимости, боевой скорости, мощности и защищённости. В результате повышений этих характеристик лёгкие танки становились тяжелее, а тяжёлые легче. К началу 1950-х в самолётостроении газотурбинные двигатели вытеснили поршневые. Конструкторы танков СССР заинтересовались наработками, Ленинградское Кировское КБ начало разработку газотурбинных движителей, т.к. эти перспективные силовые установки обладали большей мощностью, улучшая тем самым ускорение и маневренность тяжёлых танков. За дело взялись многие советские танкостроительные КБ, в середине 1955-х ленинградцы под руководством Попова проводили работы под шифром проекта «объект 278». В 1960-м году работы над «объектом 278» прекратились, тяжёлые танки стали не нужны.

Через 10 лет советская армия получила основной танк Т-64А Харьковского КБ, планировалось строительство их на многих заводах, и тогда же Минобороны решило выпускать их с разными двигателями. Поэтому вспомнили о разработках Кировского института и поручили ему создать вариант Т-64А на газотурбинном двигателе. Работы возглавил Сергей Езотов, который уже спроектировал вертолётные двигатели для Ми-2 и Ми-8. Первый опытный образец вышел на испытания в 1969-м под кодом «объект 219» – будущий Т-80.

Сразу же выявился недостаток ходовой, т.к. от мощного скоростного двигателя разрушались катки и траки гусениц. При доработке конструкторы применили гусеницы с обрезиненной беговой дорожкой для опорных катков, а катки оборудовались широкими резиновыми бандажами. Как следствие: возросла плавность хода, снизились вибрации, уменьшился уровень шума ходовой части. Испытывался танк в разных климатических условиях, при -40 и при +50 0С.

В среднеазиатских пустынях обнаружили ещё одну важную проблему, в двигателе оседала губительная пыль, что стало основанием разработки надёжной воздухоочистки. Специальное устройство встряхивало турбину, и высокочастотными колебаниями пыль стряхивалась с лопаток, а через специальные форсунки двигатель ещё продувался сжатым воздухом.

В июле 1976-го доработанный Т-80 стал на вооружение. Его характеристики тех лет: экипаж 3 чел, масса 42 т, гладкоствольная пушка 125 мм для снарядов на 2 км, пулемёт 7,62 мм, зенитный пулемёт 12,7 мм, мощность силовой установки 1000 л.с., макс скорость 70 км/ч.

Уже тогда советские конструкторы отказались от заряжающего, что позволило сократить экипаж на 1 человека и обезопаситься от детонации в боевой кладке. Хвалёные Абрамсы и Леопарды – улучшенные «дедовские» прототипы гитлеровских танков 2-й мировой, не имеют заряжающих механизмов, танкисты НАТО доставляют снаряды к орудию вручную. Отечественная броня теперь состояла из многослойных комбинированных преград, керамики и стали – современная защита от большинства бронебойных, подкалиберных и фугасных снарядов.

class="eliadunit">

Особенности Т-80

Т-80 уступает остальным типам отечественных танков только в экономичности – это из-за высоких разгонных характеристик 1000-сильного двигателя. Зато, в условиях бездорожья, ходовая позволила мчаться на максимальных по мировым меркам скоростях. Зимой наш массовый танк просто не с чем было сравнивать, минусовые температуры никак не отразились на работе мотора при запуске. Танковое подразделение, поднятое по боевой тревоге, отличалось повышенной эффективностью, опережая своего врага на 15-20 км. Ещё есть одно достоинство газотурбинной установки – всеядность топлива, дизеля, бензина, керосина. Газотурбинные танки с прорезиненной ходовой обладают высокой скрытностью передвижения, но ограничены запасом хода, меньшим, в отличие от дизельных аналогов.

Неэкономичный в производстве и обслуживании танк (8 л/км вместо 2-4) приобрёл себе высокого покровителя в лице Дмитрия Устинова, который оценил высокие боевые характеристики Т-80. Глава оборонной промышленности лично курировал разработку и постановку на вооружение уникальной машины. Модернизация продолжалась непрерывно, в 1978-м над постановкой комплекса управляемого вооружения, что повысило боевые возможности уже Т-80Б, дальность стрельбы его новой пушкой 2А46М1 составила 5 км высокоточными ракетами 9М112 по движущимся и неподвижным наземным и низколетящим целям. Впервые в мире танк получил встроенную динамическую защиту от кумулятивных снарядов – новый Т-80БВ улучшенный по защищённости носовой, башенной и кормовой частей – это 50% поверхности. Тогда Т-80 превзошёл по защищённости западные аналоги, которые традиционно укрепляли свои танки толщиной брони.

Новый Т-80У – танк с усовершенствованным двигателем, получивший мощь вместо 1100 л.с. В 1993-м Т-80У покорил зрителей Абу-Даби своей маневренностью и скоростью, словно не ощущая многотонной тяжести, он летал по воздуху на расстояние до 10 м, откуда и появилось прозвище «летающий танк». В нём созданы лучшие для современных танков характеристики габаритов и массы, достигнуты высокие показатели огневой мощи. В РФ на сегодня 3-5 тысяч Т-80 разных модификаций. Версия Т-80УД сделана на Харьковском заводе – аналог советского Т-80У только с дизельным двигателем. Далее модернизация Т-80 получила 2 пути, один украинского производства, разрабатываемый для нужд Пакистана, другой российского, для собственных оборонных нужд. На сегодня есть разница в классе в пользу русского оружия, т.к. помимо улучшения

Технические характеристики

Силовая установка

ГТД – 1250 л.с. Аналогичный вертолётным двигателям, он при запуске издаёт характерный звук, за что прозван «реактивным танком». При работе же он наоборот выглядит бесшумным. В ГТД в отличие от дизельного мотора процессы протекают в потоке движущегося газа, поэтому нет потери мощности и проблем с запуском на морозе. Сжимаемый воздух вместе с топливом поступает в камеру сгорания, а далее при повышенном давлении образуются много газообразных веществ. Вращаемые таким образом лопатки передают уже механическую энергию.

Габариты

  • Длина - 6982
  • Ширина -3582
  • Высота - 2212
  • Клиренс - 541
  • Масса - 42,5т
  • Максимальная скорость по шоссе - 70 км/ч
  • Скорость по пересеченной местности - 40-45 км/ч
  • Запас топлива - 1840 л
  • Запас хода - до 500 км
  • Средний расход на км. - 3,7л
  • Экипаж - 3 чел.

Вооружённость Т-80БВ

По вооружённости Т-80БВ сравним с Т-72Б3 . Все работы будет проводить тот же ОАО «ОмскТрансмаш», который восстанавливал и модернизировал на своих мощностях Т-72 до уровня Т-72Б3. Активной защитой будет комплекс КАЗ «Арена». В металлокерамическом стелс-корпусе будет встроена защита ВДЗ «Контакт-5», вдвое лучше защищая танк от кумулятивных снарядов и в 1,5 раза лучше от подкалиберных. Системой связи станет радиостанция Р168-25У Акведук, для зашифрованного общения в радиусе 20 км. Возможно потребуется установка спутниковой связи.

  • Пушка 2А64М-5 с увеличенным количеством стабилизирующих устройств от воздействия люфта. В результате подойдут современные снаряды Свинец 1 и 2. Ствол таких пушек с низким изгибательным эффектом, есть термокожух для точности стрельбы при любой погоде. Откат с 2-мя тормозами. Автомат заряжания АЗ расчитан на 42 выстрела. Есть выбор в зависимости от целей. БПС (бронебойно-подкалиберные снаряды)
  • Советский ПКТМ 7,62 мм традиционный в танковых частях, боекомплект 2 тыс. патронов.
  • Крупнокалиберный зенитный пулемёт СНВ 12,7 мм – защита от низколетящих вертолётов и штурмовиков

class="eliadunit">

Основной боевой танк Т-80 и Т-80Б

Историческая справка

После прекращения работ по тяжелым танкам КБ Ленинградского кировского завода занимались созданием ракетного танка на базе харьковского «объект 432». В 1967 году работы над танком были прекращены, это стало серьёзным ударом для коллектива и главного конструктора Ж. Я. Котина.

К этому времени шла подготовка к серийному производству танка Т-64 на танковых заводах, Кировский завод получил задание готовить серийное производство этого танка. Возникла идея установки ГТД на танк Т-64, попытки устанавливать ГТД на танк предпринимались и ранее, но это были модификации существовавших разработанных для вертолетов двигателей. В те годы ГТД считался достаточно перспективным двигателем, разработку специализированного танкового ГТД начали в Ленинградском НПО имени В. Я. Климова под руководством С. П. Изотова.

В 1968 году Ж.Я. Котин приступил к исполнению обязанностей зам. Министра МОП, его место занял Н. С. Попов.


Решение о создании газотурбинного танка было принято ЦК КПСС и Совмином СССР 16 апреля 1968 г. С этого момента началась история танка Т-80. Уже в мае 1969 г., новый ГТД установили на опытный образец танка. В 1970г. Калужскому моторостроительному заводу было поручено освоение серийного производства танкового двигателя ГТД-1000Т, разработанного НПО им. В. Я. Климова.

Машина принята на вооружение в 1976 году и стала первым в мире серийным танком с основной силовой установкой на базе газотурбинного двигателя. На вооружении стали находиться три основных танка - Т-64, Т-72 и Т-80. По боевым характеристикам они незначительно отличались друг от друга.

В конструкции Т-80 использованы отработанные элементы танка Т-64А: пушка, боеприпасы, механизм заряжания. Первые Т-80 оснащались башнями аналогичными устанавливаемым на Т-64А.

На Т-80Б без изменений принята система управления 1А33 «Объ», разработанная на Т-64Б.


Таким образом, по отдельным элементам конструкции Т-80 был унифицирован с ранее выпущенными танками Т-64А и Т-64Б.

Компоновка танка Т-80 аналогична принятой на Т-64А. Улучшение обзорности с его места достигнуто установкой трех смотровых приборов вместо одного.

Ходовая часть Т-80 разработана специально для этого танка, и в отличии от Т-64 содержит опорные катки с наружной обрезинкой. Гусеничная лента, выполнена из штампованных элементов, соединенных между собой параллельным, т.е. сдвоенным Использование таких гусениц уменьшило вибрации, передаваемые от ходовой части на корпус танка, и значительно снизило уровень шума, создаваемого при движении.

В период середины 70-х годов еще не были созданы дизельные двигатели мощность 1000 л.с. и более, поэтому ряд высокопоставленных лиц, в первую очередь Д. Ф. Устинов перспективу танкостроения видели в ГТД.

Танк Т-80 с ГТД возник как альтернатива танку Т-64 с двигателем 5ТДФ. П оэтому его конструктор Н.С. Попов всячески пытался препятствовать организацию производства двигателя 6ТД-1 который был разработан в конце 70-х и его установку в танк Т-80. В высших кругах страны постоянно шла дискуссия - какой из двигателей лучше. Было очевидно, что ГТД значительно уступает поршневому двигателю по стоимости, имеет большие путевые расходы топлива, что требует дополнительных затрат на его транспортировку и больших объемов в танке для его размещения.

Но мало кто мог противится Д. Ф. Устинову - одному из первых лиц государства . Для Д. Ф. Устинова был важен факт, что американскому танку «Абраме» был подготовлен ответ в виде советского танка Т-80.

И мало кто задавался экономическим аспектом этого вопроса. Стоимость одного опытного ГТД-1000Т на период 1970 года составляла 167 тыс. руб. стоимость целого танка Т-64 на тот период составляла 174 тыс. руб. то есть в Т-80 только двигатель стоил как целый танк Т-64, при этом по основным характеристикам, кроме максимальной скорости танки были аналогичны.

На период принятия на вооружение в 1976 году стоимость Т-80 превышала стоимость Т-64А в три раза - 480 и 140 тыс. рублей соответственно.

К началу 80-х стоимость серийного производства ГТД из за массовости снизилось до 100 тыс. руб. Но стоимость Т-80Б в сравнении Т-64Б, оснащенных одинаковым СУО и производившихся в один период времени была выше в 2 раза. Но, экономические характеристики не изменяли решимости Д. Ф. Устинова в ориентации на Т-80 как единый танк для армии. Мнение Д.Ф. Устинова не поддерживали многие, в том числе и начальник ГБТУ А. Х. Бабаджанян, сменивший его в 1980 Ю.М. Потапов, но открыто свое мнение не высказывали.

К концу 80-х годов в Советской армии (к востоку от Урала) насчитывалось около 100 танков Т-80, 3700 танков Т-80Б и 600 Т-80БВ. В ГСВГ на 1987 год находилось 2260 танков Т-80Б и Т-80БВ и около 4000 тысяч Т-64А, Т-64Б и Т-64БВ. Танки Т-64 и Т-80 составляли основу советских танковых войск.

Подробнее «История отечественного танкостроения в послевоенный период».

На данный момент танки Т-80БВ составляют значительную часть танковых войск России и нуждаются в модернизации. В условиях отсутствия на данный момент в РФ массового серийно производящегося двигателя мощностью 1200 л.с. модернизация Т-80Б является достаточно обоснованной. Существующие разработки по усовершенствованию огневой мощи, такие как комплекс «45М», комплекс активной защиты, внедрение гидрообъемной передачи (ГОП) механизма поворота, резервы модернизации механизма заряжания обеспечивают Т-80Б большой потенциал для модернизации. Рациональным является также вариант оснащения танков Т-80Б башнями снятых с эксплуатации танков Т-80УД с более совершенной защитой и комплексом вооружения. Выбранное в РФ направление на модернизацию существующего танкового парка до 2015 года, вместо дорогостоящих закупок новой техники на УВЗ открывает перспективы для модернизации Т-80Б и Т-80У.


Огневая мощь

На всех модификациях основного боевого танка Т-80 в качестве артиллерийского вооружения установлена 125 мм гладкоствольная пушка типа Д-81, унифицированная с отечественными танками.

Боевое отделение по компоновке подобно боевому отделению танка Т-64. Кроме 28 выстрелов в механизированной боеукладке, в пределах боевого отделения находятся три выстрела (7 снарядов и заряды к ним размещены в отделении управления).

Боекомплект к пушке состоит из 38 выстрелов. 28 выстре- лов размещены в конвейере и по типам укладываются в любом соотношении. 10 выстрелов размещены в немеханизированной укладке и комплектуются только осколочно-фугасными и куму- лятивными выстрелами.

В боевом отделении размещены: 1 снаряд — верти-кально на полу кабины, за спинкой сиденья командира; 1 гиль-за — на полу передней правой части кабины; 2 снаряда и 2 гиль-зы — у перегородки между средними топливными баками.

В отделении управления размещены: 5 снарядов и 7 гильз — в баке-стеллаже; 2 снаряда — на днище у бака-стеллажа.

На гильзы, установленные в боевом отделении, должны быть надеты чехлы.

Боекомплект спаренного пулемета ПКТ включает 1250 па-тронов, снаряженных в пяти лентах (по 250 патронов в каждой) и уложенных в свои магазины.

Пять магазинов, входящих в боекомплект, размещены в бое-вом отделении танка:

один магазин — на пулемете;

три магазина — в нише башни справа;

один магазин — на передней правой части кабины.

Боекомплект к зенитной установке состоит из 300 патронов,

снаряженных в три ленты (по 100 патронов в каждой) и уло-женных в штатные магазины, которые размещены:

один магазин — на зенитной установке;

два магазина — на правой стороне кормы башни.


Боекомплект для автомата АКМС включает 300 патронов, снаряженных в 10 магазинов (по 30 шт. в каждом). Магазины уложены в две сумки и размещены; одна сумка — в стеллаже в башне, за спинкой сиденья командира; другая — в стеллаже в башне, впереди командира, над радиостанцией. Ручные гранаты Ф-1 (10 шт.) уложены в пять сумок и раз-мещены в стеллаже в башне, впереди командира, над радиостанцией. На полке кабины, за спинкой сиденья командира размещен вышибной заряд для аварийного выброса изделия 9М112М. Боекомплект к ракетнице (12 сигнальных ракет) уложен в два патронташа, которые размещены в стеллаже на стенке ка-бины командира.

Танк Т-80 и его модификации оснащен МЗ аналогичными применяемым на танках Т-64.

Первые танки Т-80 были оснащены прицелом наводчика ТПД-2-49 с оптическим базовым дальномером, с независимой ста-билизацией поля зрения только в вертикальной плоскости. В дальнейшем началась разработка танкового прицела с лазерным дальномером. Задача состояла в разработке конструкций лазерного дальномера и его установки в танковый прицел-дальномер ТПД2-49, разработкой занимались ЦКБ Красногорского механического завода им. Зверева.

Удалось разместить в корпусе серийного прицела модуль лазерного дальномера и элементы его сопряжения с оптикой этого прицела. Прицел первого этапа получил название ТПД-К1. Специалисты кировского завода принимали активное участие как в «привязке» модернизированного прицела к танку, так и в создании самого прицела. С этим прицелом танк и был принят на вооружение, но наиболее распространенной модификацией Т-80 стал Т-80Б с СУО 1А33 «Объ» и комплексом управляемого вооружения 9К112, полностью позаимствованной с Т-64Б. Подробнее про СУО 1А33 . У наводчика так же установлен ночной прицел ТПН3-49 с ЭОП I -поколения и дальностью опознания цели в пассивном режиме 850 м и в активном режиме с подсветкой до 1200 м.


Прицел ТПД-К1 в дальнейшем использовался в танках Т-72А и Т-64А. Задача наводчика Т-80Б сводится к наведению марки прицела на цель, измерению дальности, выбору боеприпаса и производству выстрела..

С пушкой спарен пулемет ПКТ калибра 7,62 мм. Для стрельбы по воздушным целям имеется зенитный пулемет НСВТ калибра 12,7 мм, установленный на основании люка командира танка.

ЗПУ на командирской башенке сделана по ста-ринке, без всяких электроприводов. Более того, ну-жен или не нужен зенитный пулемет, для вращения командирской башенки командир танка должен вра-щать всю конструкцию вместе с ЗПУ, а это примерно 300 кг массы, да еще пулемет НСВ-12,7 «Утес» высту-пает от оси вращения на полтора метра, тот еще ры-чаг.

Защита

Усиление защиты Т-80Б осуществлялось за счет применения катаной брони повышенной твердости типа БТК-1 для лобовых и бортовых деталей корпуса. Лобовая деталь корпуса имела оптимальное соотношение толщин трехпреградной брони аналогичное предложенному для Т-72А.

При разработке танка были попытки создать литую башню из стали повышенной твердости, которые не увенчались успехом. В результате была выбрана конструкция башни из литой брони средней твердости с заливаемым стержнем по типу башни танка Т-72А причем толщины брони башни Т-80Б были увеличены, такие башни были приняты для серийного производства с 1977-го года.

Дальнейшее усиление бронирования танка Т-80Б достигнуто в Т-80БВ, принятом на вооружение в 1985 г. Броневая защита лобовой части корпуса и башни этого танка принципиально такая же, как на танке Т-80Б, но состоит из усиленной комбинированной брони, и из навесной динамической защиты «Контакт-1». В ходе перехода на серийное производство танка Т-80У на некоторых танках Т-80БВ последних серий (объект 219РБ) устанавливались башни по типу Т-80У, но со старым СУО и комплексом управляемого вооружения «Кобра».

Для обеспечения защиты от высокоточных средств, поражающих танк, как правило, из верхней полусферы в зону моторно-трансмиссионного отделения (все они в основном с тепловыми головками самонаведения), направляющую решетку выпускного коллектора выполнили коробчатой формы. Это позволило несколько удалить место выхода горячих газов от кормового броневого листа и фактически "обмануть" самонаводящиеся средства. Кроме того, имеющийся на машине комплект оборудования подводного вождения танка (ОПВТ) разместили на корме башни, прикрыв, таким образом, значительную часть крыши МТО.


Внутренние стенки боевого отделения и отделения управления покрыли слоем подбоя из полимерного материала. Он выполняет двойную защитную функцию. При попадании в танк кинетических и бронебойно-фугасных противотанковых боеприпасов он препятствует разлету внутри корпуса мелких броневых осколков, образующихся на внутренней поверхности брони. Кроме того, благодаря специально подобранному химическому составу, этот подбой существенно ослабляет воздействие на экипаж гамма-излучения. Для этих же целей служат специальная плита и вставка в сиденье механика-водителя (защита его от излучения при преодолении зараженных участков местности).

Предусмотрена и защита от нейтронных средств поражения. Как известно, наиболее эффективно эти частицы с нулевым зарядом задерживаются водородсодержащими материалами. Поэтому подбой, о котором говорилось выше, выполнен именно из такого материала. Топливные баки системы питания двигателя расположены снаружи и внутри машины таким образом, чтобы окружить экипаж практически сплошным антинейтронным поясом.

Также для защиты от оружия массового поражения (ядерного, химического и бактериологического) и для тушения возникающих в машине пожаров предназначена установленная в танке специальная полуавтоматическая система коллективной защиты (СКЗ). Она включает: прибор радиационной и химической разведки (ПРХР), аппаратуру коммутации ЗЭЦ-11-2, фильтровентиляционную установку (ФВУ), подпоромер, механизм остановки двигателя (МОД), закрывающиеся уплотнения с исполнительными механизмами и постоянные уплотнения корпуса и башни. Работает система в двух режимах: автоматическом и ручном - по командам с пульта управления (в исключительных случаях для тушения пожаров по команде с пульта П11-5).

В автоматическом режиме (основном) при обнаружении за бортом танка радиоактивного или химического заражения воздуха (с помощью прибора ПРХР в режиме постоянного контроля воздуха) с датчиков системы поступает команда на исполнительные механизмы закрывающихся уплотнений и включается фильтровентиляционноя установка, создающая в обитаемых отделениях избыточное давление очищенного воздуха. В это же время срабатывает звуковая и световая сигнализация, оповещая экипаж о характере заражения местности. Эффективность и надежность функционирования системы доказана в ходе специальных испытаний с моделированием ситуаций по зараженности воздуха, близких к реально возможным.

Противопожарное оборудование связано с СКЗ через аппаратуру коммутации ЗЭЦ-11-2 и может работать автоматически или от кнопок на пультах у механика-водителя и командира. В автоматическом режиме оборудование срабатывает по сигналу, поступающему с термодатчиков аппаратуры ЗЭЦ-11 -2. При этом выключается нагнетатель и закрываются клапаны ФВУ и срабатывает МОД. В результате прекращается доступ воздуха в МТО. Затем подрывается пиропатрон одного из трех баллонов с огнегасящим составом и через распылитель осуществляется заполнение им соответствующего (месту возникновения пожара) отделения танка. После тушения пожара нагнетатель ФВУ автоматически включается с открыванием клапанов, что способствует быстрому удалению продуктов сгорания и огнегасящего состава из обитаемых отделений танка. При этом снимается электрический сигнал с МОД, что дает возможность осуществить запуск двигателя.

Перечисленные конструктивные решения служат для защиты экипажа и внутреннего оборудования танка в случае попадания в него различных противотанковых средств. Для того чтобы снизить вероятность их попадания, на Т-80 установили термодымовую аппаратуру, для постановки дымовых завес ТДА и дымовые гранатометы системы 902Б «Туча». Танк оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала.

Характеристики подвижности

Силовая установка

Силовая установка состоит из газотурбинного дви-гателя и систем, обеспечивающих его работу: топлив-ной, управления, масляной, воздухоочистки, воздуш-ной и специального оборудования. К специальному оборудованию силовой установки относятся системы сдува пыли и вибрационной очистки, устройство рас-пыливания топлива и продувки форсунок, термиче-ская дымовая аппаратура.


Танк Т-80 с ГТД с 1976 г. выпускался в Омске с двигателем, который производил Калужский моторный завод Министерства авиационной промышленности. Разработка этого двигателя была осуществлена ЛНПО им. Климова в период 1968-1972 гг.

Двигатель имел условное обозначение ГТД 1000Т. Мощность его составляла 1000 л.с. на стенде, что соответствовало 795 л.с. в танке, удельный эффективный расход топлива в стендовьгх условиях - не более 240 г/э.л.с.ч. В условиях танка - 270 г/э.л.с.ч. Гарантийный срок работы составляет 500 часов, моторесурс 1000 часов.

Двигатель ГТД 1000Т - трехвальный, с двухкаскадным центробежно-центробежным компрессором, двумя одноступенчатыми турбинами компрессора, кольцевой противоточной камерой сгорания, свободной одноступенчатой силовой турбиной с регулируемым сопловым аппаратом.

Рабочий цикл ГТД состоит из тех же процессов, что и цикл поршневого двигателя — впуска, сжатия, сго-рания, расширения и выпуска. Однако в отличие от поршневых двигателей, в которых эти процессы про-текают последовательно в одном и том же месте (в ци-линдре), в ГТД они осуществляются одновременно и непрерывно в разных местах: процессы впуска и сжа-тия в компрессорах; сгорания — в камере сгорания; расширения — в турбинах; выпуска — в выпускном па-трубке.

Отбор мощности на ведущие колеса машины произ-водится со свободной турбины через редуктор двига-теля и трансмиссию. Частота вращения ротора сво-бодной турбины в зависимости от положения педали подачи топлива и сопротивления грунта может изме-няться в пределах от нуля до 26650 об/мин.

Двигатель в силовом отделении машины устанавли-вается в моноблоке с агрегатами и узлами систем, что ускоряет и упрощает монтажно-демонтажные работы.

Моноблок устанавливается вдоль продольной оси танка на трех опорах: двух задних бугелях и передней подвесной опоре. На танке Т-80 время на замену двигателя составляет - 5 часов, каждой коробки передач - 4,5 часов. (Итоговое донесение по войсковой эксплуатации 3 роты в ПриВО).

На танке Т-72 время замены двигателя - 24 часа. (Отчет 38 НИИИ БТТ, «Контроль за ходом войсковой эксплуатации танков Т-72 в БВО). Время замены каждой коробки передач 10,5 часов, гитары 17,7 часа (Руководство по войсковому ремонту танков Т-72).

Топливная система

В топливную систему входят восемь внутренних, и пять наружных топливных баков, насосы, фильтры, клапаны, краны, трубопрводы и приводы управления.

Для заправки топливной системы применяется то-пливо марок Т-1, ТС-1, РТ, а также дизельное топливо Л, 3, А. Основным топливом является Т-1 и ТС-1. До-пускается смешивание дизельного топлива с топли-вом Т-1, ТС-1 и РТ в любой пропорции. Общий запас топлива в забронированном объеме составляет 1110 л., наружные баки - 700л., дополнительные бочки 400 л.

Система воздухоочистки

Система воздухоочистки предназначена для очист-ки воздуха, поступающего в двигатель, сопловый ап-парат турбины высокого давления, на обдув агрега-тов силового отделения.

Система воздухоочистки включает воздухозаборные жалюзи крыши силового отделения с защитной сеткой, блок воздухоочистителя и радиаторов, венти-лятор обдува агрегатов, два вентилятора отсоса пыли и охлаждения масла, воздуховод обдува агрегатов,

два воздуховода выброса охлаждающего воздуха и пыли, люк перегородки силового отделения, воздуш-ные фильтры соплового аппарата турбины высокого давления и наддува полостей опор.

Трансмиссия

Трансмиссия машины механическая, с гидравличе-ской сервосистемой управления, на основе применяемой на Т-64, адаптированная для ГТД.

Ходовая часть

Конструкция ходовой Т-80 содержит опорные катки с наружной обрезинкой, гусеничную ленту, выполненную из штампованных элементов, соединенных между собой параллельным, т.е. сдвоенным резинометаллическим шарниром, при этом штампованные элементы гусениц в местах контакта с опорными катками (т.е. по беговой дорожке) выполнены с обрезинкой.

Подвеска танка индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами. Она состоит из 12 узлов подвески и 6 амортизаторов.

Размещение торсионов параллельное, на всю ширину корпуса маши-ны, со смещением вперед торсионов правого борта, при этом торсионы левого и правого борта не взаимозаменяемы.

Амортизаторы — гидравлические, порш-невые, телескопического типа, двухстороннего дейст-вия. На танке установлено шесть амортизаторов (по три на каждом борту): на первых, вторых и шестых уз-лах подвески.


Тактико-технические характеристики

Параметр

Единица измерений

Т-80Б

Полная масса

42,5

Экипаж

чел.

Удельная мощность

л.с./т

25,8

Двигатель (ГТД-1000Т)

л.с.

1000

Ширина танка

Удельное давление на грунт

кгс/см 2

0,86

Температурный режим работы

°С

40…+55

(со снижением мощности)

Длина танка

с пушкой вперед

мм

9651

корпуса

мм

6982

Ширина танка

по гусенице

мм

3384

по съемным защитным экранам

мм

3582

Высота по крыше башни

мм

2219

Длина опорной поверхности

мм

4284

Дорожный просвет

мм

Ширина колеи

мм

Скорость движения

Средняя по сухой грунтовой дороге

км/ч

40…45

Максимальная по дороге с твердым покрытием

км/ч

На передаче заднего хода, максимальная

км/ч

Расход топлива на 100 км

По сухой грунтовой дороге

л, до

450…790

По дороге с твердым покрытием

л, до

430…500

Запас хода:

на основных топливных баках

км

с дополнительными бочками

км

Боекомплект

Выстрелов к пушке

шт

(из них в конвейере механизма заряжания)

шт

Патронов:

к пулемету (7,62 мм)

шт

1250

к пулемету (12,7 мм)

шт

Аэрозольных гранат

шт


Использованны материалы:

«Танк, бросающий вызов времени. К 25-летию танка Т-80». Коллектив авторов: М. В. Ашик, А. С. Ефремов, Н. С. Попов. С- Петербург. 2001

«Моторы и судьбы. О времени и о себе». Н.К. Рязанцев. Харьков. 2009 г.

В 1968 году возникла идея установить на только что принятый на вооружение танк Т-64А газотурбинный двигатель, так появился танк Т-80.

Разработку такой боевой машины поручили конструкторскому бюро Ленинградского Кировского завода, возглавляемому Ж. Я. Котиным (вскоре его сменил Н. С. Попов). Создание специализированного танкового ГТД начали в Ленинградском НПО имени В. Я. Климова под руководством С. П. Изотова.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Танк, получивший обозначение Т-80, был принят на вооружение в 1976 году. В его конструкции использованы отработанные элементы танка Т-64А; пушка, боеприпасы, механизм заряжания. Первые Т-80 оснащались башнями, аналогичными устанавливаемым на Т-64А. А вот ходовая часть была разработана специально для этого танка и, в отличие от Т-64, получила опорные катки с наружным обрезиниванием и иные по конструкции гусеничные ленты. Вооружение Т-80 стандартно для советских танков того времени: 125-мм пушка Д-81, спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ.

Так же как и на Т-64, на Т-80 применен автомат заряжания орудия. Боекомплект состоял из 35 снарядов (в т. ч. 28 — в автомате заряжания). Газотурбинный двигатель ГТД-1000Т развивал мощность 1000 л. с.

МОДИФИКАЦИИ

В 1978 году на вооружение приняли танк Т-80Б, главным отличием которого стала установка системы управления огнем 1АЗЗ и комплекса управляемого оружия 9К112-1 с ракетами «Кобра». С 1980 года устанавливался двигатель ГТД-1000ТФ (1100 л. с.) и башня, унифицированная с Т-64Б. Даль+нейшим развитием Т-80Б стала модификация Т-80БВ, принятая на вооружение в 1985 году и оборудовавшаяся навесной динамической защитой «Контакт».

Одновременно с Т-80БВ принимается на вооружение танк Т-80У, оборудованный системой управления оружием 1А45 «Иртыш» и комплексом управляемого оружия 9К119 «Рефлекс», а также новой комбинированной броней со встроенной динамической защитой. С 1990 года на Т-80У устанавливался двигатель ГТД-1250 (1250 л. с). В начале 1990-х годов на базе Т-80У создали командирский танк Т-80УК, отличающийся более совершенным радиосвязным и навигационным оборудованием, а также наличием автономной энергоустановки. Аналогичный вариант Т-80БК был создан и на базе Т-80Б.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

К концу 1980-х годов в Советской армии (к западу от Урала) насчитывалось около 100 танков Т-80,3700 танков Т-80Б и 600 Т-80БВ. В основном эти машины — 2300 танков Т-80Б и БВ — дислоцировались на передовом рубеже противостояния с НАТО, в Германской Демократической Республике. Т-80 и его модификации считались лучшими и самыми мощными советскими танками, превосходящими Т-64 и Т-72 по подвижности и защищенности. Но вот с экономическими параметрами дела обстояли гораздо хуже. Стоимость одного опытного ГТД-1000Т в 1970 году составляла 167 тыс. руб., в то время как целый танк Т-64А стоил 174 тыс. руб. то есть в Т-80 только двигатель стоил как целый танк Т-64А. При этом по основным характеристикам, кроме максимальной скорости, танки были аналогичны. На период принятия на вооружение в 1976 году стоимость Т-80 превышала стоимость Т-64А в три раза — 480 и 140 тыс. рублей соответственно. К началу 1980-х стоимость серийного производства ГТД из-за массовости снизилось до 100 тыс. руб. Но стоимость Т-80Б в сравнении с Т-64Б, оснащенных одинаковым СУО и производившихся в тот же период времени, была выше в два раза.

ДИЗЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

Еще в 1976 году специалистами Харьковского конструкторского бюро машиностроения был предложен вариант оснащения Т-80 дизельным двигателем, гораздо более дешевым в производстве и эксплуатации, чем газовая турбина. Однако на вооружение такую машину приняли только в 1987 году. Танк, получивший обозначение Т-80УД, оборудовался дизельным двигателем 6ТД, развивавшим мощность 1000 л. с. Он получил дистанционно управляемую зенитную пулеметную установку. Первые серии оснащались навесной динамической защитой, а с 1988 года устанавливалась встроенная динамическая защита.

После распада СССР танки Т-80УД в России были быстро выведены из эксплуатации и в 1995 году официально сняты с вооружения. Газотурбинные же варианты и в настоящее время составляют значительную часть танкового парка российской армии.

На Украине производство и развитие Т-80УД продолжалось. В 1990-е годы Харьковским заводом тяжелого машиностроения был выполнен контракт на поставку 320 танков Т-80УД в Пакистан. В 1999 году на вооружение украинской армии приняли усовершенствованный танк Т-84У «Оплот», однако ввиду нехватки средств его производство ограничилось 12 единицами. В 2013 году начался выпуск танка БМ «Оплот» (известного также как «Оплот-М»), который принят на вооружение Сухопутных войск Украины, а также поставляется на экспорт (в Таиланд).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!