Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Какие международные организации действуют в настоящее время. Виды и классификация международных организаций

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Международные отношения издавна занимали существенное место в жизни любого государства, общества и отдельного человека.

Происхождение наций, образование межгосударственных границ, формирование и изменение политических режимов, становление различных социальных институтов, обогащение культур тесно связаны с международными отношениями.

Начало ХХI века свидетельствует о существенном расширении сотрудничества государств во всех сферах политической, экономической, социальной и культурной жизни общества. Более того, значительно возросла роль международных организаций и гражданского общества в решении глобальных проблем.

Все мы, включены в сложнейшую информационную среду и тем более в разнообразное сотрудничество на местном, локальном, региональном, интернациональном, транснациональном, наднациональном, глобальном масштабах.

Целью данной работы является изучение основ в области современного международного права и политологии.

В соответствии с данной целью в контрольной работе были поставлены следующие задачи:

1. Изучить процесс институционализации международных политических отношений.

2. Рассмотреть основные международные организации.

3. Охарактеризовать общедемократические принципы международных отношений.

Для достижения поставленной цели и задач была изучена научная и методическая литература по политологии и международному праву отечественных и зарубежных авторов.

1. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

С глубокой древности до настоящего времени международные отношения занимают важнейшее место в политической жизни общества. Сегодня мировой порядок зависит от взаимоотношений и взаимодействия около 200 государств, находящихся на разных этапах исторического, экономического, политического и культурного развития. В отношениях между ними устанавливаются различные взаимосвязи, возникают проблемы, противоречия. Они составляют особую сферу политики - международные отношения.

Международные отношения - это совокупность интеграционных связей между государствами, партиями, частными лицами, создающая среду для реализации международной политики. Основные субъекты международных отношений государства.

Виды международных отношений:

Политические (дипломатические, организационные и др.);

Военно-стратегические (блоки, союзы);

Экономические (финансовые, торговые, кооперативные);

Научно-технические;

Культурные (гастроли артистов, выставки и т. д.);

Социальные (помощь беженцам, при стихийных бедствиях и др.);

Идеологические (соглашения, диверсии, психологическая война);

Международно-правовые (регулируют все виды международных отношений).

Таким образом, все виды международных отношений могут существовать в различных формах.

Уровни международных отношений:

По вертикали - масштабные уровни:

Глобальные - это отношения между системами государств, крупнейшими державами;

Региональные (субрегиональные) - это отношения между государствами определенного региона;

Ситуативные - это отношения, складывающиеся в связи с той или иной ситуацией. По мере разрешения данной ситуации распадаются и эти отношения.

По горизонтали:

Групповые (коалиционные, межкоалиционные - это взаимоотношения групп государств, международных организаций);

Двусторонние.

Первый этап международных отношений начался с незапамятных времен и характеризовался разобщенностью народов и государств. Руководящей идеей тогда была убежденность в господстве физической силы, чтобы обеспечить мир и спокойствие, возможно только лишь военной мощью. В этих условиях и родилось знаменитое изречение: «Si Vis pacem - para belluv!» (если хочешь мира - готовься к войне).

Второй этап международных отношений начался после окончания 30-летней войны в Европе. Вестфальский мирный договор 1648 года зафиксировал как ценность права на суверенитет, который признавался даже за маленькими королевствами раздробленной Германии.

Третий этап, наступивший после разгрома революционной Франции. Венский конгресс победителей утвердил принцип «легитимизма», т.е. законности, но с точки зрения интересов монархов европейских стран. Национальные интересы монархических авторитарных режимов стали основной «руководящей идеей» международных отношений, которая со временем перекочевала и во все буржуазные страны Европы. Образуются мощные союзы: «Священный союз», «Антанта», «Тройственный союз», «Антикоминтерновский пакт» и др. Между союзами возникают войны, в том числе и две мировые.

Современные политологи выделяют еще и четвертый этап международных отношений, который стал постепенно формироваться после 1945 года. Его еще называют современным этапом международных отношений, в котором призвана господствовать «руководящая идея» в виде международного права, мирового законодательства.

Современная институализация международной жизни проявляется через две формы правовых отношений: посредством универсальных организаций и на основе норм и принципов международного права.

Институциализация - превращение какого-либо политического явления в упорядоченный процесс с определенной структурой отношений, иерархией власти, правилами поведения и так далее. Это формирование политических институтов, организаций, учреждений. Глобальной организацией, насчитывающей почти две сотни государств-членов, является Организация Объединенных Наций. Официально ООН существует с 24 октября 1945 года. 24 октября ежегодно отмечается как день ООН.

Что касаемо нашей страны, то на современном этапе Республика Беларусь проводит многовекторную внешнюю политику, выступает за укрепление Содружества Независимых Государств, что обусловлено общностью совместных интересов. Отношения со странами, членами Содружества Независимых Государств выявили как сложности процесса интеграции, так и его потенциальные возможности. Подходы к социально-экономическому развитию Республики Беларусь основываются на взаимном учете интересов общества и граждан, общественном согласии, социальноориентированной экономике, главенстве закона, пресечении национализма и экстремизма, находят свое логическое продолжение во внешнеполитическом курсе страны: не конфронтация с соседними государствами и территориальный передел, а миролюбие, многовекторное сотрудничество.

2. ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ И НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ)

Идея создания международных организаций появилась ещё в Древней Греции. В IV в до н.э. начали появляться первые межгосударственные объединения (например, Дельфийско-Фермопильская амфиктиония), которые, без сомнения, сближали греческие государства.

Первые международные организации появились в XIX веке как одна из форм многосторонней дипломатии. Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну международные организации стали достаточно автономными образованиями, наделенными собственными полномочиями. Во второй половине XIX века появились первые универсальные международные организации - Всемирный телеграфный союз (1865 г.) и Всемирный почтовый союз (1874 г.). В настоящее время в мире насчитывается более 4 тыс. международных организаций, более 300 из которых имеют межправительственный характер.

Международные организации создавались и создаются для решения самых разнообразных проблем - от решения недостатка пресной воды на Земле до ввода миротворческого контингента на территории отдельных стран, например, бывшая Югославия, Ливия.

В современном мире существуют две основные разновидности международных организаций: межгосударственные (межправительственные) и неправительственные организации. (Приложение А)

Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе международного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста, Всемирная федерация научных работников и др.)

Международная межправительственная организация - это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета.

Французский специалист Ш. Зоргбиб выделяет три основные черты, определяющие международные организации: это, во-первых, политическая воля к сотрудничеству, зафиксированная в учредительных документах; во-вторых, наличие постоянного аппарата, обеспечивающего преемственность в развитии организации; в-третьих, автономность компетенций и решений.

Среди негосударственных участников международных отношений выделяют межправительственные организации (МПО), неправительственные организации (МНПО), транснациональные корпорации (ТНК) и другие общественные силы и движения, действующие на мировой арене.

МПО непосредственно политического характера возникают после Первой мировой войны (Лига Наций, Международная организация труда), а также в ходе и особенно после Второй мировой войны, когда в 1945 г. в Сан-Франциско была образована Организация Объединенных Наций, призванная служить гарантом коллективной безопасности и сотрудничества стран-членов в политической, экономической, социальной и культурной областях.

Существуют различные типологии МПО. И хотя, по признанию многих ученых, ни одна из них не может считаться безупречной, они все же помогают систематизировать знание об этом относительно новом влиятельном международном авторе. Наиболее распространенной является классификация МПО по «геополитическому» критерию и в соответствии со сферой и направленностью их деятельности. В первом случае выделяют такие типы межправительственных организаций, как универсальный (например, ООН или Лига Наций); межрегиональный (например, Организация Исламская конференция); региональный (например, Латиноамериканская экономическая система); субрегиональный (например, Бенилюкс). В соответствии со вторым критерием различают общецелевые (ООН); экономические (ЕАСТ); военно-политические (НАТО); финансовые (МВФ, Всемирный банк); научные («Эврика»); технические (Международный союз телекоммуникаций); или еще более узко специализированные МПО (Международное Бюро мер и весов). В то же время указанные критерии носят достаточно условный характер.

В отличие от межправительственных организаций, МНПО - это, как правило, нетерриториальные образования, ибо их члены не являются суверенными государствами. Они отвечают трем критериям: международный характер состава и целей; частный характер учредительства; добровольный характер деятельности.

МНПО различаются по своим размерам, структуре, направленности деятельности и ее задачам. Однако все они имеют те общие черты, которые отличают их как от государств, так и от межправительственных организаций. В отличие от первых, они не могут быть представлены как авторы, действующие, говоря словами Г. Моргентау, во имя «интереса, выраженного в терминах власти». Основным «оружием» МНПО в сфере международной политики является мобилизация международного общественного мнения, а методом достижения целей - оказание давления на межправительственные организации (прежде всего на ООН) и непосредственно на те, или иные государства. Именно так действуют, например, Гринпис, Международная амнистия, Международная федерация по правам человека или Всемирная организация борьбы против пыток. Поэтому МНПО подобного рода нередко называют «международными группами давления».

Сегодня международные организации приобретают огромное значение, как для обеспечения, так и для реализации интересов государств. Они создают благоприятные условия для будущих поколений. Функции организаций с каждым днем активно развиваются и охватывают все более обширные спектры жизни мирового сообщества.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Образование Организации Объединенных Наций положило начало современному международному праву. Оно существенно отличается от предыдущего. Прежде всего, современное международное право в значительной степени развивается под влиянием Устава ООН. Если главным источником предыдущих международно-правовых систем являлись обычаи, то в современный период возросла роль международных договоров.

Организация Объединенных Наций (ООН) - универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 г. на конференции в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945 г.

Устав ООН является единственным международным документом, положения которого обязательны для всех государств. На основе Устава ООН возникла разветвленная система многосторонних договоров и соглашений, заключенных в рамках ООН.

Учредительный документ ООН (Устав ООН) является универсальным международным договором и закрепляет основы современного международного правопорядка.

Для достижения указанных целей ООН действует в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство членов ООН; добросовестное выполнение обязательств по Уставу ООН; разрешение международных споров мирными средствами; отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости или каким-либо способом, несовместимым с Уставом ООН; невмешательство во внутренние дела государств; оказание помощи ООН во всех действиях, предпринимаемых по Уставу, обеспечение Организацией такого положения, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами, изложенными в Уставе (ст. 2), и др.

Организация Объединенных Наций преследует Цели:

1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира.

2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира.

3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

4. Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Первоначальными членами ООН являются государства, которые, приняв участие в конференции в Сан-Франциско по созданию ООН или подписав ранее Декларацию Объединенных Наций от 1 января 1942 г., подписали и ратифицировали Устав ООН.

Теперь членом ООН может быть любое миролюбивое государство, которое примет на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которое, по суждению ООН, может и желает эти обязательства выполнять. Прием в члены ООН производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Существует шесть главных органов ООН: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.

Генеральная Ассамблея состоит из всех государств-членов ООН. Делегация каждого государства-члена ООН состоит не более чем из пяти представителей и пяти их заместителей.

Генеральная Ассамблея правомочна в рамках Устава ООН обсуждать любые вопросы в пределах Устава, за исключением находящихся на рассмотрении Совета Безопасности ООН, делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам.

Генеральная Ассамблея, в частности:

Рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности;

Избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета;

Совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного суда ООН;

Координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах;

Осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом ООН.

Совет Безопасности является одним из главных органов ООН и играет основную роль в поддержании международного мира и безопасности. Совет Безопасности уполномочен расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать международному миру и безопасности. В любой стадии такого спора или ситуации Совет может рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) состоит из членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей.

ЭКОСОС уполномочивается предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономики, социальной сферы, культуры, образования, здравоохранения и другим вопросам.

Совет по опеке ООН состоит из: государств, управляющих территориями под опекой; постоянных членов ООН, не управляющих территориями под опекой; такого числа других членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей, которое является необходимым для обеспечения равенства между членами ООН, управляющих и не управляющих территориями под опекой. Сегодня Совет состоит из представителей всех постоянных членов Совета Безопасности. Каждый член Совета имеет один голос.

Международный суд является главным судебным органом ООН. Международный суд действует на основе Устава ООН и Статута Международного суда ООН, являющегося неотъемлемой частью Устава. Государства - не члены ООН также могут участвовать в Статуте Международного суда на условиях, определяемых в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

На Секретариате ООН лежит ответственность за обеспечение нормального функционирования других главных и вспомогательных органов ООН, обслуживание их деятельности, выполнение их решений, претворение в жизнь программ и политики ООН. Секретариат ООН обеспечивает работу органов ООН, осуществляет опубликование и распространение материалов ООН, хранение архивов, производит регистрацию и издание международных договоров государств-членов ООН.

Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН, который является главным административным должностным лицом ООН. Генеральный секретарь назначается на пять лет Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

В соответствии со ст. 57 и ст. 63 Устава ООН в связь с ООН поставлены различные учреждения, созданные межправительственными соглашениями в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и других. Специализированные учреждения представляют собой постоянно действующие международные организации, работающие на основании учредительных документов и соглашений с ООН.

Специализированные учреждения ООН - это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН. Специализированные учреждения можно разделить на следующие группы: организации социального характера (МОТ, ВОЗ), организации культурного и гуманитарного характера (ЮНЕСКО, ВОИС), экономические организации (ЮНИДО), финансовые организации (МБРР, МВФ, МАР, МФК), организации в области сельского хозяйства (ФАО, ИФАД), организации в области транспорта и связи (ИКАО, ИМО, ВПС, МСЭ), организация в области метеорологии (ВМО).

Все эти организации имеют свои собственные руководящие органы, бюджеты и секретариаты. Вместе с Организацией Объединенных Наций они составляют единую семью, или систему Организации Объединенных Наций. Общими и все более скоординированными усилиями этих организаций и осуществляется их многогранная программа действий по сохранению мира и благополучия на Земле посредством развития международного сотрудничества и обеспечения коллективной безопасности.

международный право политический демократический

4. ОБЩЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Принципы международного права носят универсальный характер и являются критериями законности всех остальных международных норм. Действия или договоры, нарушающие положения основных общедемократических принципов, признаются недействительными и влекут международно-правовую ответственность. Все принципы международного права имеют первостепенную важность и должны неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других. Принципы взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за собой несоблюдение других. Так, например, нарушение принципа территориальной целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и т.д. Поскольку основные принципы международного права представляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме определенных источников международного права. Первоначально эти принципы выступали в форме международно-правовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы приобретают договорно-правовую форму.

Принципы международного права - это общепризнанные нормы международного права наиболее общего характера. В основном они носят императивный характер и содержат обязательства «erga omnes», т.е. обязательства в отношении всех и каждого из членов межгосударственного сообщества. Они объединяют нормы международного права различного уровня, распространяющие свое действие на тех или иных участников межгосударственных отношений, в единую правовую систему.

Во второй половине XX в., с принятием Устава ООН 1945 г., принципы международного права были в большей своей части кодифицированы, т. е. закреплены в писаной форме.

Международное право развивается на единых для всех стран началах - основных принципах. В Уставе ООН сформулированы семь принципов международного права:

1. неприменения силы или угрозы силой;

2. мирного разрешения международных споров;

3. невмешательства во внутренние дела;

4. сотрудничества государств;

5. равноправия и самоопределения народов;

6. суверенного равенства государств;

7. добросовестного выполнения международных обязательств.

8. нерушимости государственных границ;

9. территориальной целостности государств;

10. всеобщего уважения прав человека.

Принцип неприменения силы или угрозы силой следует из формулировки Устава ООН, выразившей единое намерение и торжественное обязательство мирового сообщества избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе, как в общих интересах.

Принцип мирного разрешения международных споров предполагает, что каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность.

Принцип невмешательства во внутренние дела означает, что ни одно государство или группа государств, не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой либо причине во внутренние и внешние дела другого государства.

Принцип сотрудничества обязывает государства сотрудничать друг с другом, независимо от особенностей их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов.

Принцип равноправия и самоопределения народов подразумевает безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития.

Принцип суверенного равенства государств следует из положения Устава ООН о том, что организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов. Исходя из этого, все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств, в отличие от других принципов, заключает в себе источник юридической силы международного права. Содержание этого принципа в том, что каждое государство должно добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, а также из действительных международных договоров.

Принцип нерушимости государственных границ означает, что каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.

Принцип территориальной целостности государств предполагает, что территория - это главная историческая ценность и высшее материальное достояние любого государства. В ее пределах сосредоточены все материальные ресурсы жизни людей, организация их общественной жизни.

Принцип всеобщего уважения прав человека обязывает каждое государство содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН.

Общедемократические принципы международных отношений выражают основополагающие идеи, цели, стержневые положения международного права. Они проявляются в устойчивости международной юридической практике, способствуют поддержанию внутренне согласованной и эффективной системы международного права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политика - это одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Выделение и изучение мира политического из всей совокупности общественных институтов и отношений представляет собой трудную, но весьма актуальную задачу. В Республике Беларусь политическая наука завоевала существенные позиции и стала органичной частью современного научного знания.

Рассмотренный в данной работе процесс создания и развития международных организаций показал взаимно пересекающуюся систему этих организаций, которая имеет свою логику развития и одновременно отражает противоречивость и взаимозависимость международных отношений.

Сегодня международные организации приобретают огромное значение, как для обеспечения, так и для реализации интересов государств. Они создают благоприятные условия для будущих поколений. Функции организаций с каждым днем активно развиваются и охватывают все более обширные спектры жизни мирового сообщества.

Однако существование широкой системы международных организаций отражает сложность, противоречивость и взаимосвязь международных отношений. Наличие огромного числа международных организаций, конечно же, порождает определенные трудности.

Для устранения возможных трудностей необходимо полностью использовать потенциал ООН с их системным видением мировой динамики, отражающим стремление простых людей и власть имущих к стратегической стабильности и противодействию всем проявлениям насилия, мешающего Человечеству жить в согласии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глебов И.Н. Международное право: учебник / Издательство: Дрофа,

2. 2006. - 368 с.

3. Куркин Б.А. Международное право: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2008. - 192 с.

4. Международное право: учебник / отв. ред. Вылегжанин А.Н. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. - 1012 с.

5. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. ред. проф. Валеев Р.М. и проф. Курдюков Г.И. - М.: Статут, 2010. - 624 с.

6. Политология. Практикум: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Денисюк Н.П. [и др.]; под общ. ред. Решетникова С.В. - Минск: ТетраСистемс, 2008. - 256 с.

7. Теория международных отношений: Учебное пособие в 2-х т. / Под общей ред. Колобова О.А. Т.1. Эволюция концептуальных подходов. - Нижний Новгород: ФМО ННГУ, 2004. - 393 с.

8. Устав Организации Объединенных Наций.

9. Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 590 с.

10. Чепурнова Н.М. Международное право: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 295 с.

11. Шлянцев Д.А. Международное право: курс лекций. - М.: Юстицинформ, 2006. - 256 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Некоторые международные организации

Универсальные:

Лига Наций (1919-1939). Значительный, если не решающий вклад в ее основание внес американский президент Вудро Вильсон.

Организация Объединенных Наций (ООН). Создана 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско, где собрались представители 50 государств.

Другие межправительственные организации (МПО):

ГАТТ (Генеральное Соглашение по тарифам и торговле).

ВТО (Всемирная торговая организация).

Международный валютный фонд (МВФ). Межправительственная организация, созданная в 1945 г.

Всемирный банк. Международное кредитное учреждение, имеющее целью повышение уровня жизни в слаборазвитых странах за счет финансовой помощи богатых стран.

Региональные МПО:

Лига арабских государств. Организация, созданная в 1945 г. Цели -защита общих интересов и формирование единой линии арабских государств на международной арене.

НАТО - Организация Североатлантического договора.

Военно-политическая организация, созданная по инициативе США 4 апреля 1949 г. Главная цель - противостояние военной угрозе со стороны СССР.

Организация американских государств (ОАГ). Создана в 1948 г. Государствами.

Организация стран Варшавского Договора (ОВД) (1955--1991). Военно-политическая организация, созданная по предложению СССР в ответ на Парижские соглашения от 23 октября 1954 г.

ОАЕ (Организация Африканского единства). Образована 26 мая 1963 г. в Аддис-Абебе и объединяет все страны африканского континента.

ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). Эта региональная организация, в которую в настоящее время входят основные страны Западной, Центральной и Восточной Европы, а также США и Канада.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Создана на основе Парижской конвенции об учреждении ОЭСР, имевшей целью развитие экономически бедных стран и стимулирование международной торговли, и вступила в силу 30 сентября 1961 г.

Совет Европы.

Создан в 1949 г. Страны-основатели: Бельгия, Великобритания, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швеция. Основная цель организации - способствовать развитию и практическому воплощению идеалов демократии и политического плюрализма.

Содружество Независимых Государств (СНГ).

Создано 8 декабря 1991 г. За исключением Литвы, Латвии и Эстонии, в СНГ входят все новые независимые государства - бывшие республики СССР.

ОПЕК - Организация стран - экспортеров нефти.

Создана на Багдадской конференции в 1960 г. Основные цели организации: координация и унификация нефтяной политики стран-членов.

Региональные интеграционные объединения:

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН.

АТЭС--Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество .

Европейский союз (ЕС). Региональная межправительственная организация, создание которой связано с Парижским договором 1951 г.

МЕРКОСУР -- Южный Общий рынок. Основные цели организации: свободный обмен товарами, услугами и факторами производства.

Североамериканская Ассоциация свободной торговли. Создана на основе договора между США, Канадой и Мексикой от 17 декабря 1992 г. Цель - либерализация торговых и экономических обменов между странами-членами.

Межрегиональные МПО:

Британское содружество. Организация, объединяющая 54 государства - бывшие колонии Великобритании. Цель -- поддержание приоритетных экономических, торговых и культурных связей между бывшей метрополией и ее колониями.

Организация Исламская конференция. Межрегиональная международная организация. Основана в 1969 г. на первом саммите руководителей мусульманских государств в Рабате. Основные цели Организации носят экономический, политический и культурный характер.

Неправительственные организации (НПО), частные и неформальные объединения:

Врачи без границ. Международная организация по оказанию медицинской помощи людям, пострадавшим в результате вооружённых конфликтов и стихийных бедствий.

Давосский Форум . Швейцарская неправительственная организация, наиболее известная организацией ежегодных встреч в Давосе. На встречи приглашаются ведущие руководители бизнеса, политические лидеры, видные мыслители и журналисты.

Лондонский клуб. Неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба.

Международный Красный Крест (МКК). Гуманитарная организация, осуществляющая свою деятельность во всём мире.

Парижский клуб. Неофициальная межправительственная организация развитых стран-кредиторов, инициатором создания которого выступила Франция.

«Большая семерка» / «восьмерка». Международный клуб, объединяющий Великобританию, Германию, Италию, Канаду, Россию, США, Францию и Японию.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Принципы деятельности Организации Объединенных Наций, ее состав и степень влияния на мировую общественность. Обстоятельства подписания Устава Организации Объединенных Наций Беларусью, значение данного шага для государства. Инициативы Беларуси в ООН.

    реферат , добавлен 14.09.2009

    История развития международных организаций до создания ООН, межправительственные и неправительственные международные организации. Организации Объединенных Наций как ведущая международная организация по обеспечению мира и международной безопасности.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2011

    Разрешение международных споров по Уставу ООН. Назначение Международного Суда Организации Объединенных Наций в разрешении международных споров. Другие международные акты, регулирующие мирное разрешение международных споров.

    доклад , добавлен 10.01.2007

    Идея создания глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира. Изучение истории создания Организации Объединенных Наций. Официальная подготовка такой международной организации. Основные направления ее деятельности.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Исследование истории создания Организации Объединенных Наций. Характеристика её роли в поддержании мира и международной безопасности, развитии сотрудничества между государствами. Обеспечение интересов справедливости, прав человека и международного права.

    реферат , добавлен 22.06.2014

    Особенности Устава Организации Объединенных Наций о принципах разрешения международных споров, а также международного судебного и арбитражного разбирательства. Виды мирных средств разрешения споров. Опасность для международного мира и безопасности.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2014

    Рассмотрение типов, функций, видов и признаков международных организаций. Проведение анализа структуры и функционирования Североатлантического оборонного союза, Организации Объединенных наций, Европейского союза, Организации Исламской конференции.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2010

    Создание Организации Объединенных Наций, ее юридическая природа и организационная структура. Проблема повышения эффективности деятельности ООН и пересмотра ее Устава. Деятельность Генеральной Ассамблеи ООН. Полномочия Международного суда и секретариата.

    реферат , добавлен 05.09.2014

    Особенности современной мировой политики и ее основные принципы. Международные отношения, их субъекты, особенности, основные виды и типы. Деятельность Всемирной организации здравоохранения, Всемирной организации гастроэнтерологов, Красного креста.

    презентация , добавлен 17.05.2014

    Основы деятельности ООН - международной организации, созданной для поддержания и укрепления международного мира и безопасности. Функции Генеральной Ассамблеи. Избрание Генерального секретаря. Специализированные учреждения организации, государства–члены.

Основные международные организации и их роль в системе международных отношений.

Для понимания сущности международных политических отношений необходимо определение основных субъектов мировой политики. В политологической литературе чаще всего выделяют четыре основных субъекта, которые играют су­щественную роль в системе международных отношений: нацио­нальные государства, межгосударственные объединения, между­народные правительственные организации и внегосударственные (неправительственные) организации и движения. Кратко остановимся на их характеристике.

Национальные (суверенные) государства выступают в системе международных отношений в качестве главных субъектов внешнеполитической деятельности. На международной арене они входят в различные отношения между собой, определяют формы конкретных взаимосвязей и взаимодействий в рамках мирового сообщества, на региональном уровне, а также на двусторонней основе. Нередко те или иные аспекты международной политики даже персонифицируются с конкретными политическими руководителями отдельных стран: наполеоновские войны, доктрина Монро, план Маршалла для послевоенной Европы и т.д.

Межгосударственные объединения представляют собой коалиции государств, военно-политические блоки (например, НАТО), интеграционные организации (ЕС), политические ассоциации (Лига арабских стран, Движение неприсоединения). Это объединения на межгосударственной основе, играющие в современной политике весьма важную роль.

Международные правительственные организации – особый тип объединений, куда входят представители большинства стран мира, нередко имеющие несовпадающие политические ориентации и интересы. Такие организации создаются для обсуждения проблем, имеющих всеобщее значение, и для координации деятельности мирового сообщества (ООН, ЮНЕСКО и др.).

В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международная организация – это объединение государств, в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств-членов.

Любая межправительственная организация должна обладать, по крайней мере, шестью признаками.

Во-первых, она создаётся в соответствии с международным правом. Это наиболее существенный признак, имеющий решающее значение. Любая правительственная организация должна быть создана на правомерной основе, а именно организация не должна ущемлять интересы отдельного государства и международного сообщества в целом.

Кроме того, любая международная организация создаётся на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.). Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последние время участниками международных организаций также межправительственные организации. Например, ЕС является членом многих международных рыболовных организаций.

Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. Но такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях. В таком случае международная организация выступает посредником между государствами-членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения.

Очень важно для каждой международной организации иметь соответствующую организационную структуру. Этот признак как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает её от многочисленных других форм международного сотрудничества. Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы.

Следующим важным признаком международной организации является наличие у неё прав и обязанностей, которые в общей форме закреплены в её учредительном акте. Международная организация не может превысить свои полномочия. Международная организация также имеет самостоятельные международные права и обязанности, т.е. обладает автономной волей, отличной от воли государств-членов. Этот признак означает, что любая организация в своей сфере деятельности может избирать самостоятельно средства выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами-членами. Таким образом, международная организация, обладающая вышеназванными признаками, считается международной межправительственной организацией.

Например, Совет Европы основан в соответствии с Уставом в мае 1949 г. Целью этой Организации является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществлении идеалов и принципов, являющихся их общим достижением, содействие их экономическому и социальному прогрессу.

Деятельность Совета Европы сконцентрирована на таких проблемах, как правовое обеспечение прав человека, содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности, поиск совместных решений социальных проблем, развитие политического партнёрства с новыми демократическими странами Европы и др.

Руководящими органами Совета Европы являются Комитет министров, Консультативная ассамблея, Совещание отраслевых министров и Секретариат. Комитет министров состоит из министров иностранных дел государств-членов, и является высшим органом Советы Европы. Он принимает решения по поводу программы работы организации, одобряет рекомендации Консультативной ассамблеи. На уровне министров он собирается обычно 2 раза в год. Предусмотрены также ежемесячные встречи на уровне постоянных представителей государств-членов Совета Европы. Членами Совета Европы являются 40 государств. Штаб-квартира организации находится в Стамбуле.

Современные международные организации делятся на два основных типа: межправительственные и неправительственные организации. Роль и тех и других значительна, и все они способствуют общению государств в различных сферах жизни.

Международной неправительственной организацией считается любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Такие организации должны быть признаны, по крайней мере, одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее чем в двух государствах. Создаются подобные организации на основе учредительного акта. Возникли они в начале 19 в., а в настоящее время их насчитывается около 8000. Международные неправительственные организации (МНПО) играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. А в ряде областей они являются даже лидерами. К примеру, комитет Красного креста, принципами деятельности которого является гуманность, беспристрастность, независимость и добровольность, внёс большой вклад во взаимодействие государств в различных областях.



Негосударственные (неправительственные) международные организации и движениятакже являются активными субъектами политики. В их число входят международные объединения по­литических партий (например, христианских, коммунистических, социалистических – Социнтерн), профессиональных союзов (Всемирная федерация профсоюзов, Международная конфедерация свободных профсоюзов и др.), молодежи, студентов, пацифистские движения и т.д.

Особую роль в последнее время начинают играть нефор­мальные международные движения и организации, такие, как «народная дипломатия», «зеленые» и др. К негосударственным международным организациям в современной литературе относят также многонациональные корпорации, церковно-религиозные объединения и ряд других, которые, не являясь организациями политического характера, тем не менее, оказывают существенное воздействие на международные политические процессы.

Следует обратить особое внимание на те субъекты междуна­родной политики, которые играют деструктивную роль и могут создавать угрозу нормальному развитию международных отно­шений, подрывать как международную, так и национальную безопасность. Таковыми, во-первых, являются государства, про­возглашающие претензии на мировое господство, а также строящие свою внешнюю политику на базе захватнических и реваншистских устремлений. Во-вторых, деструктивными субъектами между­народной политики являются международные террори­стические группы и организации, транснациональные объединения наркобизнеса, интернациональные мафиозные структуры, масонские организации, некоторые международные религиозные объединения. Отношения между субъектами политики на международной арене строятся и развиваются на различной основе. Это могут быть отношения сотрудничества и борьбы, взаимной поддержки и конкуренции. Особое значение в мирном разрешении между­народных конфликтов имеет политика разумных компромиссов, учитывающих обоюдные интересы государств.

Международная организация - это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и других отраслях, имеет необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов.

Из этого определения можно выделить следующие признаки любой международной организации:

Членство трех и более государств.

При наличии меньшего количества государств возникает их союз, но не международная организация, которая создается с целью коллективного решения определенных задач;

Уважение суверенитета государств-членов и невмешательства во внутренние дела.

Этот признак является основной функциональной признаком международной организации, так как в процессе ее деятельности все государства, которые являются членами организации, имеют равные права и несут равные обязанности в качестве субъектов международного права независимо от размера своей территории, численности населения, уровня экономического развития и других признаков, характеризующих государство. Вмешательство во внутренние дела государства-члена организации никоим образом не допускается, за исключением случаев, когда таким государством нарушены международные обязательства, взятые в рамках этой организации в соответствии с ее уставных положений;

Создание в соответствии с международным правом.

Этот признак имеет констатирующее значение, потому что любая международная организация должна быть создана на правомерной основе. А это значит, прежде всего, учредительный документ организации должен соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, и прежде всего принципам jus cogens. Если международная организация создана неправомерно или ее деятельность противоречит международному праву, то учредительный акт такой организации должен быть признан несущественным и действие его прекращено в кратчайший срок:

Основание на основе международного договора.

Обычно международные организации создаются на основе международного договора (Конвенции, соглашения, протокола и т.д.)., Объектом такого договора является поведение как субъектов договора, так и самой международной организации. Сторонами учредительного акта являются суверенные государства.? Однако в последние годы полноправными участниками международных организаций также и межправительственные организации. Например, Европейский Союз является полноправным членом многих международных рыболовных организаций;

Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности.

Международные организации создаются для координации усилий государств в той или иной профильной отрасли, например в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация ядерных исследований), экономической (Европейский Союз), валютно-финансовой (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд), социальной (Международная организация труда), в сфере медицины (Всемирная организация здравоохранения) и во многих других отраслях. Время на международной арене являются организации, уполномоченные координировать деятельность государств практически во всех отраслях, например ООН и др.. Таким образом, международные организации наряду с другими формами международного общения (многосторонние консультации, конференции, совещания, семинары и т.д.) выступают в качестве органа сотрудничества из специфических проблем международных отношений;

Наличие соответствующей организационной структуры (постоянные органы и штаб-квартира).

Этот признак, характеризующий институциональную устройство международной организации, является одной из важнейших. Она как бы демонстрирует и подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает ее от многочисленных других форм международного сотрудничества. На практике этот признак проявляется в том, что межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и необходимую систему главных (основных) и вспомогательных органов. Обычно высшим органом организации является сессия (ассамблея, конгресс), который созывается один раз в год (иногда один раз в два года). В качестве исполнительных органов выступают совета. Административный аппарат возглавляется исполнительным секретарем (генеральным директором) организации. Все организации имеют постоянные или временные исполнительные органы по различным правовым статусом и компетенцией;

Наличие прав и обязанностей организации. Особенностью компетенции международной организации является то, что его права и обязанности производные от прав и обязанностей государств-членов. Таким образом, ни одна организация без согласия государств-членов не может начать действий, затрагивающих интересы своих членов. Права и обязанности любой организации в общей форме закрепляются в ее учредительном акте, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Эти документы устанавливают и закрепляют намерения государств-членов и их волю относительно границ и сфер деятельности международной организации, далее должны быть им реализованы. Государства также вправе запретить организации начать те или иные действия, и организация не может превысить свои полномочия;

Самостоятельные международные права и обязанности организации.

Несмотря на то, что международная организация наделяется государствами-членами правами и обязанностями, в процессе ее деятельности она начинает приобретать свои, отличные от исходных, права и обязанности. Таким образом, речь идет о возникновении в международной организации автономной воли, отличной от воль государств-членов. Эта признак означает, что в пределах своей компетенции любая организация вправе самостоятельно выбирать средства и способы выполнения прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами;

Установление порядка принятия решений и их юридической силы.

Этот признак свидетельствует о том, что в рамках международной организации характерно принятия решений в специально разработанной процедуре. Каждая из международных межправительственных организаций имеет свои правила процедуры. Кроме того, юридическую силу решений, принятых в рамках международной организации, устанавливают сами государства-члены международной организации.

Уже отмечалось, что в международном праве существует два вида международных организаций:

Международные межправительственные организации (международных организаций) - организации, созданные на основе международного соглашения. Именно им государства делегируют определенную часть своих суверенных прав. Однако международная правосубъектность этих организаций остается ограниченной, потому что они действуют в рамках только тех полномочий, передали им государства;

Международные неправительственные организации (МНПО) - организации, создаваемые международной общественностью с целью установления международного сотрудничества по актуальным вопросов международной жизни.

В свою очередь, международных организаций можно классифицировать на нескольких основаниях:

1. По предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, военно-политические, по вопросам здравоохранения, культуры, торговли и др..

2. По кругу участников:

Универсальные - их членами являются практически все государства мира (например, Организация Объединенных Наций);

Региональные - их членами являются государства определенного географического региона мира (Например, Организация американских государств);

Субрегиональные - их членами являются группы государств внутри географического региона (Например, Организация Черноморского экономического сотрудничества);

Межрегиональные - в их работе участвуют государства различных географических регионов мира (например, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, членами которой являются как европейские государства, так и государства Средней Азии).

3. За порядком приема новых членов:

Открытые - согласно уставных документов их членом может быть любая государство;

Закрытые - конкретные участники этих организаций и их количество заранее оговариваются в уставных документах таких международных организаций.

4. По сферам деятельности:

Организации с общей компетенцией - они вправе рассматривать любой вопрос международной жизни (например, ООН, ОБСЕ);

Организации со специальной компетенцией - круг рассматриваемых ими вопросов заранее оговорено в их уставных документах и касается определенной сферы международной жизни (например, ВОЗ, МОТ).

5. По целям и принципам деятельности:

Правомерные - они создаются в соответствии с международным правом;

Противоправные - они создаются с нарушением общепризнанных норм международного права с целями, которые противоречат интересам международного мира и международной безопасности.

В МНПО можно выделить определенные признаки международных организаций (создание соответствии международному праву, наличие определенной организационной структуры, наличие прав и обязанностей и др.)., а также применить к ним некоторые классифицируя видовые признаки международных организаций, прежде градацию по предмету деятельности. По этому признаку МНПО делятся на следующие группы:

Политические, идеологические, социально-экономические, профсоюзные организации;

Женские организации, а также организации по охране семьи и детства;

Молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительские организации;

Организации в области прессы, кино, радио, телевидение

Организации местных (региональных) властей. Следует, однако, иметь в виду, что субъектами международного права есть только международных организаций. Таким образом, международная межправительственная организация - это добровольное объединение суверенных государств или международных организаций, создано на основе межгосударственного договора или резолюции международной организации общей компетенции для координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладающий автономной волей, отличной от воль ее членов.

Особая значимость деятельности международных организаций, их роль в обсуждении и решении наиболее сложных вопросов международных отношений вызвали необходимость возникновения в международном праве отдельной отрасли - права международных организаций. Нормы права международных организаций - является преимущественно нормами договорного характера, а именно право организаций - одной из наиболее кодифицированных отраслей международного права. Источниками этой отрасли является учредительные документы международных организаций. Сюда же входят Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года, Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года, соглашения о привилегиях и иммунитетах международных организаций и др..

Однако, несмотря на то, что международные организации, являющиеся производными субъектами международного права, имеют самостоятельную волю, отличную от простой совокупности воль государств, участвующих в организации, их воля, в отличие от воли государств, не является суверенной. Таким образом, право международных организаций образует совокупность норм, регулирующих правовое положение, деятельность организации,

взаимодействие ее с другими субъектами международного права, участие в международных отношениях.

Для классификации международных организаций могут быть применены различные критерии.

· По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные.

· По кругу участников межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства. Организация американских государств).

· Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции . Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ). Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например. Всемирный почтовый союз. Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т.д.

· Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи Европейскому Союзу (ЕС).

· С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей). Примером закрытой организации является НАТО.



Современные международные организации.

Международной организацией считается постоянное объединение, которое создается на основе соглашения международного характера. Целью объединения является содействие решению тех проблем, которые оговариваются в соглашении. Международные организации бывают межгосударственного характера - действующие на уровне правительств государств, и неправительственного характера. Также различают международные организации всемирного и регионального характера. Существуют еще классификации по роду деятельности, по характеру полномочий, по кругу участников, международные клубы и т. д.

Всемирная торговая организация (ВТО). Является организацией глобального значения. Основана в 1995 году. Целью является упорядочение правил международной торговли. На 2008 год в ВТО насчитывала 153 страны-участницы. Штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария). ВТО создана на базе ГАТТ (генеральное соглашение по тарифам и торговле). Согласно уставу, ВТО может урегулировать только торгово-экономические вопросы.

Всемирный фонд охраны дикой природы . Общественная международная организация. Основана в 1961 году. Работает во всех направлениях, которые касаются сохранения, исследования и восстановления окружающей среды. Штаб-квартира находится в Гланд (Швейцария).

Гринпис. Организация основана в 1971 году. Является независимой общественной организацией. Цель - сохранность окружающей среды, решение глобальных экологических проблем. Принципы Гринписа не позволяют принимать финансовую помощь на государственном и политическом уровне. Организация существует за счет пожертвований сторонников. Штаб-квартира в Ванкувере (Канада).

Европейский Союз (ЕС). Организация Европейских государств, созданная в 1993 году на базе трех организаций, две из которых входят в него и сейчас - ЕЭС (европейское экономическое сообщество - теперь Европейское сообщество), ЕОУС (европейское объединение угля и стали - прекратила существование в 2002 году), Евратом (европейское сообщество по атомной энергетике). Это уникальная организация, которая являет собой нечто среднее между международной организацией и государством. Имеет общий рынок, общую валютную систему и т. д. Сфера деятельности касается многих направлений - экономика, политика, валюта, рынок труда и т. д. На 2007 год в состав ЕС входило 27 государств.

Лига Арабских Государств (ЛАГ). Организация создана в 1945 году. Цель - объединение арабских и дружественных им государств для сотрудничества в разных сферах, в том числе и касающихся обороны. Штаб-квартира находится в Каире (Египет). В состав входит более 20 государств, в том числе и признанное не всем мировым сообществом государство Палестина.

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца (Международный Красный Крест). Неправительственная организация. Это гуманитарное движение, объединяющее более 100 миллионов сотрудников и добровольцев по всему миру. Главная цель движения - дословно «Помогать всем страждущим без какого-либо неблагоприятного различия, способствуя тем самым установлению мира на Земле». Состоит из Международного Комитета Красного Креста (штаб-квартира в Женеве), Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и Национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Организация создана на базе общества Красного Креста, известного еще с 1863 года и впоследствии переименованного в Международный Комитет Красного Креста (МККК).

Международная организация уголовной полиции (Интерпол). Действующий устав принят в 1956 году. Интерпол создана на базе международного центра регистрации преступников (1923). Деятельность организации ведется в сфере борьбы с общеуголовной преступностью (поиск пропавших ценностей, преступников, пропавших без вести людей и т. д.), она никаким образом не касается других сфер (политики, экономики, обороны и др.), хотя для расследования преступлений организация может воспользоваться сведениями об этих сферах. По количеству стран-членов Интерпол идет на втором месте после ООН - на начало 2009 года 186 государств. Штаб-квартира находится в Лионе (Франция).

Организация Исламская Конференция (ОИК). Международная исламская организация. Создана в 1969 году. Цель - сотрудничество между мусульманскими государствами в различных сферах, совместное участие в деятельности на международной арене, достижение стабильного развития стран-участниц. Штаб-квартира находится в Джидде (Саудовская Аравия). На начало 2009 года в состав входило 57 государств.

Организация Объединенных Наций (ООН). Межгосударственная организация, созданная в 1945 году странами антигитлеровской коалиции. Цель организации - поддержание мира между государствами, укрепление мира, развитие и безопасность международных отношений, развитие международного сотрудничества в различных сферах. В состав ООН входят шесть главных органов (Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Секретариат, Международный Суд и Совет по Опеке). Существует множество различных структурных подразделений ООН и различных организаций, работающих под эгидой ООН в разных сферах международной деятельности. Штаб-квартира большинства основных подразделений ООН находится в Нью-Йорке (США), но есть и филиалы в разных частях мира. На 2007 год ООН насчитывала 192 государства-члена. Является самой крупной международной организацией.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Существует с 1975 года. Является наиболее крупной региональной организацией мира, которая занимается вопросами безопасности. Цель - предотвращение и урегулирование конфликтов в регионе, ликвидация последствий конфликтов. На 2008 год в состав ОБСЕ объединяла 56 государств, которые находятся не только в Европе, но и в Центральной Азии и Северной Америке.

Организация Североатлантического Договора (НАТО). Является международным союзом военно-политической направленности. Создана в 1949 году по инициативе США. Основная цель - безопасность и свобода всех стран-членов в соответствии с принципами ООН, как в Северной Америке, так и в Европе. Для достижения своих целей НАТО использует военный потенциал и политическое влияние. Штаб-квартира находится в Брюсселе (Бельгия). В 2009 году в состав НАТО входило 28 государств.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Организация межправительственного уровня, созданная в 1960 году по инициативе Венесуэлы. Цель - контроль мировой нефтяной политики, стабилизация цен на нефть. ОПЕК устанавливает ограничения на объемы производства нефти. Штаб-квартира находится в Вене (Австрия). На 2009 год в составе ОПЕК было 12 стран.

Совет Европы (СЕ). Региональная европейская организация политической направленности. Создана в 1949 году. Цель - построение единой Европы. На начало 2009 года в составе было 48 стран. Штаб-квартира находится в Страсбурге (Франция, на границе с Германией).

Содружество Наций (Британское Содружество Наций). Официально учреждено в 1931 году. В состав входят Великобритания и почти все ее бывшие колонии и доминионы. Часть входящих в состав государств признают главой государства Королеву Великобритании. Штаб-квартира находится в Лондоне. Цель - добровольное сотрудничество во многих направлениях, основное из которых является экономическое.

Содружество Независимых Государств (СНГ). Организация создана в 1991 году бывшими республиками СССР. Основными целями являются сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях, в том числе создание общего экономического пространства. Постоянно действующий орган СНГ - Исполком СНГ находится в Минске (Белоруссия). Межпарламентская Ассамблея СНГ находится в Санкт-Петербурге (Россия). В данный момент живейший интерес к деятельности СНГ проявляют Монголия и Афганистан, имеющие статусы наблюдателей.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, АТЭС - крупнейшее в мире экономическое объединение, на участников которого приходится около 60 % мирового ВВП и примерно половина объёма мировой торговли. Цели организации - укрепление сотрудничества между странами Тихоокеанского региона и обеспечение в нем условий свободной открытой торговли. АТЭС было образовано в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Первоначально высшим органом Сотрудничества были совещания на уровне министров, но позже стали проводиться и встречи лидеров государств. Так как в организацию входят не только страны, но и территории (Гонконг и Тайвань), его участников принято называть «экономиками АТЭС».

Большой Восьмеркой называют 8 наиболее промышленно развитых стран мира (на их долю приходится около 60% мирового ВВП). Восьмерка не является официальной международной организацией, ее решения не имеют юридической силы, но, тем не менее, ежегодный саммит лидеров стран Восьмерки является одним из важнейших политических событий. Сам термин "Большая Семерка" появился в русском языке из-за неверной трактовки сокращения "G7": вместо "Group of Seven" ("группа семи") журналисты расшифровали его как "Great Seven" ("большая семерка").

Первое совещание лидеров промышленных стран состоялось в 1975 году (без участия Канады) и впоследствии такие встречи стали регулярными. В 1992 году к странам-участницам присоединилась Россия, после чего Семерка превратилась в Восьмерку.

Вопросы и задания:

1. Дайте определение понятию «международная организация».

2. Когда и почему появились первые международные организации.

3. Запишите в тетрадь классификацию международных организаций.

4. Заполните таблицу «Современные международные организации»

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) -- международная региональная организация. АТЭС -- крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 60 % мирового ВВП и 47 % объёма мировой торговли (2004). Образовано в 1989 г. в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Главные цели организации -- обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества

Андский совет (Andean Community)

Цели Андского сообщества -- содействие развитию стран-участниц посредством их интеграции и социально-экономического сотрудничества; ускорению экономического роста и обеспечению занятости; созданию латиноамериканского общего рынка. Основные направления Андской группы сводятся к выработке единой экономической политики, координации осуществляемых проектов, гармонизации законодательства: осуществлению контроля за применением принятых в рамках Андской группы правовых норм и за их единой интерпретацией.

Арктический совет

Арктический совет -- международная организация, созданная в 1989 году по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны. В Арктический совет входят восемь приарктических стран.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН, ASEAN)

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация»

Африканский союз (АС, AU)

Африканский союз (АС) -- международная организация, объединяющая 53 государства Африки, правопреемник Организации африканского единства (ОАЕ). Курс на создание Африканского Союза был провозглашен 9 сентября 1999 года на встрече глав африканских государств в Сирте (Ливия) по инициативе Муаммара Каддафи. 9 июля 2002 ОАЕ была официально преобразована в АС.

"Большая Восьмерка" (G8)

Большая восьмёрка - согласно большинству определений, это группа семи промышленно развитых стран мира и России. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия) с участием Европейской Комиссии, в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

Всемирная торговая организация (ВТО, WTO)

Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO)) -- международная организация, созданная в 1995 г. для объединения различных стран в экономической сфере и установления правил торговли между государствами-членами. ВТО является преемницей соглашения под названием Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве.

ГУАМ -- межгосударственная организация, созданная в октябре 1997 бывшими советскими республиками -- Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.

ЕвроАзЭС

Европейский союз (ЕС, EU)

Европейский Союз (Евросоюз) -- уникальное наднациональное образование в составе 25 европейских государств, подписавших Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор). Примечательно, что сам Евросоюз не является международной организацией как таковой, то есть не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях.

Лига арабских государств (ЛАГ)

Лига Арабских Государств (ЛАГ) -- международная организация, объединяющая более 20 арабских и дружественных им неарабских стран. Создана 22 марта 1945 года. Высший орган организации -- Совет Лиги, в котором каждое из государств-членов имеет один голос, штаб-квартира Лиги находится в Каире.

МЕРКОСУР (Южноамериканский общий рынок, MERCOSUR)

МЕРКОСУР -- крупнейшее объединение в Южной Америке. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75% совокупного ВВП континента. Название организации происходит от испанского Mercado Comun del Sur, что означает «Южноамериканский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

Организация американских государств

(ОАГ; Organizacion de los estados americanos), создана 30 апреля 1948 на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза, существовавшего с 1889.

Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) -- военно-политический союз, созданный бывшими советскими республиками на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

Организация Североатлантического договора (НАТО, NATO)

НАТО (NATO, North Atlantic Treaty Organisation, Организация Североатлантического договора, Североатлантический Альянс) -- военно-политический союз, созданный на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 в Вашингтоне двенадцатью государствами: США, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Канадой, Италией, Португалией, Норвегией, Данией, Исландией. Позже к НАТО присоединились и другие европейские государства. На 2004 год в НАТО входит 26 государств.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ, OSCE)

ОБСЕ (англ. OSCE, Organization for Security and Co-operation in Europe) -- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая региональная организация по безопасности, в состав которой входят 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки. Организация ставит перед собой задачи вскрытия возможности возникновения конфликтов, их предотвращение, урегулирование и ликвидацию последствий.

Организация Исламская Конференция (ОИК)

Организация Объединенных Наций (ООН, UN)

Организация Объединённых Наций (ООН) -- международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности и развития сотрудничества между государствами. Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.

Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК, OPEC)

ОПЕК, или Организация стран -- экспортёров нефти (OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countries) -- картель, созданный нефтедобывающими державами для стабилизации цен на нефть. Членами данной организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти. Основная цель организации -- контроль над мировыми ценами на нефть.

Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК, SAARK)

Североамериканская Зона Свободной Торговли (НАФТА, NAFTA)

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) -- соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза). НАФТА вступило в силу 1 января, 1994.

Союз арабского Магриба (САМ)

Союз арабского Магриба (Union du Maghreb Arabe UMA) -- Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Панарабская организация, направленная на экономическое и политическое единство в Северной Африке. Идея создания союза появилась вместе с получением независимости Тунисом и Марокко в 1958 г.

Содружество демократического выбора (СДВ)

Содружество демократического выбора (СДВ) -- «сообщество демократий балто-черноморско-каспийского региона», организация, альтернативная СНГ, учреждённая 2 декабря 2005 на учредительном форуме в Киеве (Украина).

Содружество Наций (Британское Содружество, Commonwelth)

Содружество, или Содружество наций (англ. The Commonwealth, или англ. The Commonwealth of Nations; до 1946 Британское Содружество наций -- англ. The British Commonwealth of Nations) -- добровольное межгосударственное объединение независимых суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты.

Содружество независимых государств (СНГ, CIS)

Содружество Независимых Государств (СНГ) -- межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР. Первоначально образовано Белоруссией, Россией и Украиной; в Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает своё существование, и заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.

Содружество непризнанных государств (СНГ-2)

Содружество Непризнанных Государств (СНГ-2) -- неформальное объединение, созданное для консультаций, взаимопомощи, координации и совместных действий непризнанными самопровозглашёнными государственными образованиями на постсоветской территории -- Абхазией, Нагорно-Карабахской Республикой, Приднестровской Молдавской Республикой и Южной Осетией.

Совет Европы

Совет Европы -- старейшая в Европе международная политическая организация. Её основная заявленная цель -- построение единой Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона. Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) (англ. Cooperation Council for the Arab States of the Gulf) - региональная международная организация. В английском названии организации слово "Персидский" отсутствует, поскольку арабские государства предпочитают называть этот залив "Арабским".

Тихоокеанский союз (Pacific Island)

Шенгенское соглашение

Шенгенское соглашение -- соглашение «Об отмене паспортного таможенного контроля между рядом стран Европейского союза», изначально подписанное 14 июня 1985 семью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Германией, Португалией и Испанией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 года. Договор был подписан в Шенгене, маленьком городке в Люксембурге.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

В 2003 году главы правительств стран -- членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет и составлен план. План включает в себя свыше ста конкретных проектов, тем и направлений сотрудничества, а также предусматривает механизмы их реализации. Упор сделан на следующие сферы -- транспортные коммуникации, энергетика, телекоммуникации, сельское хозяйство, туризм, водное хозяйство и охрана природы.

27. Дайте характеристику Украины с политической точки зрения (режим, система, форма правления, строй, партийная и электоральная система, тип политической культуры и политического поведения).

классифицировать политический режим в Украине при нестабильной социально-политической ситуации в период трансформации довольно проблематично. Скорее можно говорить про смешивание разных типов режимов при отсутствии какого-то одного, который явно доминирует. С одной стороны существует раздел власти, Закон про партии, свобода слова, избирательное право, с другой - зависимость судей, существенные ограничения на доступ и распространение информации, негласная цензура, неподконтрольное использование административного ресурса в период выборов, подтасовка результатов голосования в пользу провластных кандидатов. Такого рода примеры свидетельствуют про серьезные авторитарные тенденции власти при довольно слабых демократических институтах ее ограничения.

В соответствии с Конституцией, Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство. Конституционное устройство Украины основывается на принципе приоритета прав и свобод человека и гражданина Народ осуществляет государственную власть непосредственно, а также через систему государственных органов.

По государственному устройству Украина является унитарным государством.Это единое, слитное государство, административно-территориальные единицы которого не обладают политической самостоятельностью. В унитарном государстве единая правовая система, единая система высших органов власти, единое гражданство и др.

Государственное устройство Украины основывается на принципах единства, неделимости и целостности государственной территории, комплексности экономического развития и управляемости отдельных её частей с учётом общегосударственных и региональных интересов, национальных и культурных традиций, географических и демографических особенностей, естественных и климатических условий. Административно-территориальными единицами Украины являются: область, район, город, посёлок и сельсовет (одно или несколько сёл).

о политике существуют разные точки зрения в определении типа политической системы нашей страны, что объясняется не только разными подходами, но прежде всего сложностью, неоднозначностью политических процессов в Украине, связанных с переходом от тоталитарной системы к демократической.

Исходя из формационного подхода, политическую систему в Украине можно отнести к посткоммунистической, в которой объединяются как элементы командно-административной, так и современной демократической системы. Это проявляется, с одной стороны, в сохранении структур и функций прежнего административного аппарата, приспособлении многих форм и процедур советской системы права к рыночным условиям и пр., а с другой - конституционные основы формирования и функционирования органов власти, развитие гражданских и политических организаций, правовое обеспечение защиты прав граждан и др. Читать полностью: http://all-politologija.ru/ru/politicheskaya-sistema-ukrainy

На современном этапе политического режима Украины характерны следующие черты: 1) громоздкая структура учреждений государственной власти со слабо развитые общественные институты влияния на власть; 2) патерналистские, опекунские функции государства не только в социально-экономической сфере, но и в содействии развитию элементов гражданского общества; 3) малоэффективен механизм сдержек и противовесов; 4) политическая неструктурированность государственной власти; 5) партийная система финансово, материально зависима от власти и финансово-доминирующих социальных групп; 6) слабое взаимодействие между партиями и группами давления; 8) отсутствие четко оформленных идеологических ориентаций, цивилизованных форм идеологического плюрализма, цивилизованного центризма в политике.

Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией в пределах и в соответствии с законами Украины.

Украина представляет собой унитарную парламентско-президентскую республику. Правительство -Кабинет министров Украины. Высший законодательный орган -Верховная Рада Украины. Судебная система –верховный и конституционный суды

Регионы У. имеют собственную законодательную и исполнительную власть: областные Советы народных депутатов и главы администраций области (губернаторов), назначаемых президентом страны.

8 декабря 2004 г. в Конституцию (1996 г.) были внесены изменения, направленные на трансформацию Украины из президентско-парламентской в парламентско-президентскую республику.

Главой государства оставался всенародно избранный Президент. За ним сохранялись достаточно существенные полномочия: право вето на законы, принятые Верховной Радой, право осуществления внешней политики, право роспуска парламента, право осуществлять ряд назначений, в том числе министров обороны и иностранных дел, председателя СБУ, Генерального прокурора и др.

Однако право формирования Кабинета Министров переходит от Президента к парламентскому большинству, которое должно быть сформировано партиями, победившими на выборах. И политическую ответственность Кабинет Министров несет теперь только перед Верховной Радой. В связи с этим изменилась и система выборов: на смену смешанной системе пришла пропорциональная система выборов с 3% проходным барьером.

Таким образом, в результате конституционной реформы полномочия Президента сокращаются, а Верховной Рады и Кабинета Министров, особенно в сфере внутренней политики, расширяются.

Выделяют следующие характеристики политической системы Украины:

    Она относительно стабильная (на поверхности), но может легко трансформироваться на нестабильную вследствие конфликтов между основными политическими блоками.

    Отличается относительно низким темпом социальных процессов, недостаточно восприимчива к новациям.

    Система не имеет достаточно эффективных современных традиций и опыта самостоятельного функционирования.

    Является централизованной, с некоторыми элементами регионализма и децентрализации.

    Отличается слабой реактивной способностью.

    Является системой переходного (от советской модели) типа.

в Украине формируется многопартийная система. В 2010 году в стране было зарегистрировано более 150 партий. Несколько десятков из них участвовали в выборах.

Последние парламентские выборыпрошли в2014 году.

Пропорциональная избирательная система Украины предоставляет возможность распределять места в парламенте согласно количеству голосов, полученных партией или блоком на выборах. Поэтому шансы провести своих представителей в парламент имеют многие партии. Но парламентский барьер (3%) эти шансы ограничивает. Чтобы повысить свои шансы на преодоление рейтингового барьера, некоторые партии образуют предвыборные блоки.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!