Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Содружество наций в международных отношениях. Британское содружество наций Государства входящие в состав содружества

Содружество наций — добровольная межгосударственная ассоциация во главе с . Помимо самой Великобритании в состав входят почти все ее бывшие колонии, протектораты, доминионы, а также Камерун, Мозамбик, Намибия и Руанда. На сегодняшний день в мире насчитывается 53 страны-участницы Содружества наций. Глава Содружества — монарх Великобритании.

Основа Содружества — признание равного статуса каждого из государств, не зависящего одно от другого в каком бы то ни было аспекте своей внутренней или внешней политики, несмотря на то, что эти государства сближает общая верность Короне и свободное членство в Британском содружестве наций.

Британские зависимые территории — 14 стран, находящихся под суверенитетом Великобритании, однако, не входящие в состав монархии. В отличие от добровольного Содружества наций, данные государства и их территории находятся под контролем Великобритании. До ввода в 2002 году официального термина «Зависимые территории Великобритании» данные страны назывались «колониями».

Если Вы, например, то Вам будет задан вопрос, «Посещали ли Вы за последние 10 лет Великобританию, Страны Содружества наций или Британские зависимые территории?». Если Вы посещали одну из нижеуказанных стран, Вам стоит отметить это в анкете на британскую визу.

Страны Содружества наций

Лучшие цены на билеты и проживание находятся здесь:

Зависимые территории Великобритании

  • Ангилья
  • Бермуды
  • Британская Антарктическая территория
  • Британская территория в Индийском океане
  • Британские Виргинские острова
  • Острова Кайман
  • Фолклендские острова

Не забудьте , Ваша поездка должна быть застрахована.

Оформите страховой полис по лучшим тарифам прямо сейчас.

На конференции премьер-министров Великобритании и британских владений 1926 года была принята Декларация Бальфура , в которой Великобритания и доминионы признали, что эти государства имеют «равный статус и не являются зависимыми одно от другого в каком бы то ни было аспекте своей внутренней или внешней политики, несмотря на то, что их сближает общая верность Короне и свободное членство в Британском содружестве наций».

Правовой статус Содружества был закреплён от 11 декабря 1931 года , и вплоть до 1947 года оно представляло собой некое подобие союза государств, каждое из которых было объединено с Великобританией личной унией (то есть главой доминионов признавался британский монарх).

Развитие

Членство в Содружестве открыто для всех стран, признающих основные цели его деятельности. Необходимо также наличие прошлых или нынешних конституционных связей между кандидатом на вступление и Великобританией или иным членом Содружества. Не все члены организации имеют непосредственные конституционные связи с Великобританией - некоторые из южнотихоокеанских государств находились под управлением Австралии или Новой Зеландии, а Намибия с по - под управлением ЮАР . В 1995 членом Содружества стал Камерун . Под британским управлением находилась лишь часть его территории по мандату Лиги наций ( -) и по соглашению об опеке с ООН (1946-1961).

Существует лишь один член Содружества, для которого это правило было нарушено. Мозамбик , бывшая колония Португалии , была принята в Содружество в после триумфального восстановления членства ЮАР и проведения в Мозамбике первых демократических выборов. За Мозамбик попросили его соседи, все из которых входили в Содружество и желали помочь Мозамбику в преодолении ущерба, нанесённого экономике этой страны в связи с её противостоянием с режимами белого меньшинства в Южной Родезии (теперь Зимбабве) и ЮАР. В главы государств Содружества всё же приняли решение о том, что вопрос Мозамбика следует рассматривать как особый и не создающий прецедента на будущее.

Несостоявшееся членство

Прекращение членства

Каждая страна Содружества пользуется безоговорочным правом одностороннего выхода из него.

Хотя главы правительств стран-членов Содружества имеют право приостанавливать участие отдельных стран в работе органов Содружества, возможность исключения из Содружества никакими документами не определена. В то же время государства Содружества (Commonwealth Realms), провозглашающие себя республиками, автоматически выходят из Содружества, если они не обратятся к остальным членам с просьбой о сохранении их членства в Содружестве. Ирландия не обращалась с такой просьбой, поскольку на момент её провозглашения республикой в 1949 эта норма ещё отсутствовала. Вопрос о вхождении Ирландии в Содружество неоднократно поднимался, однако это предложение не пользуется поддержкой среди местного населения, продолжающего ассоциировать Содружество с британским империализмом. Ирландская Республика стала первым государством, вышедшим из Содружества и не восстановившим своего членства.

Приостановление участия в делах Содружества

В последние годы было несколько случаев приостановления участия членов Содружества «в деятельности Советов Содружества» (в совещаниях лидеров и министров стран-членов) за явные нарушения демократических норм управления. Эта мера не прекращает членства этого государства в Содружестве.

Данная мера принималась в отношении Фиджи в - и с после военного переворота в этой стране и в отношении Пакистана с по и с ноября по аналогичной причине.

Нигерия не участвовала в совещаниях с по . В аналогичная мера была принята в отношении Зимбабве (поводом стали избирательная и земельная реформы правительства Роберта Мугабе).

Структура Содружества

Мальборо-Хаус, штаб-квартира Секретариата Содружества

Традиционно главой Содружества провозглашается монарх Великобритании, в настоящее время таковым является королева Великобритании Елизавета II . В качестве главы Содружества она не выполняет никаких формальных функций и её роль в повседневной деятельности организации лишь символическая. В 17 государствах Содружества монарх Великобритании до сего дня является де-юре главой государства, но при этом также не исполняет формальных функций.

Пост главы Содружества не является титулом и не передаётся по наследству. При смене монарха на британском троне главам правительств стран-членов Содружества предстоит принять формальное решение о назначении нового главы организации.

Административное руководство Содружеством осуществляет Секретариат, штаб-квартира которого с 1965 года располагается в Лондоне . С 2008 года главой Секретариата является Камалеш Шарма (Индия).

Годовщина создания Содружества -- День Содружества (Commonwealth Day) -- отмечается в Великобритании во второй вторник марта, а официальным названием департамента иностранных дел правительства Великобритании (аналогия Министерства иностранных дел) по-прежнему является Управление иностранных дел и по вопросам Содружества (англ. Foreign and Commonwealth Office ).

Дипломатические отношения

Государства, входящие в Содружество, поддерживают между собой обычные дипломатические отношения через высоких комиссаров (High Commissioners ), имеющих ранг послов. Дипломатические отношения между странами Содружества и другими государствами осуществляются в обычном порядке.

(англ. Commonwealth of Nations ), кратко именуемое просто Содружество (англ. The Commonwealth ) - , объединяющая преимущественно страны, ранее входившие в состав Британской империи. Эти страны, расположенные на пяти континентах, связаны с Великобританией общим историческим прошлым и общими декларируемыми ценностями, такими как демократия, равенство, права и свободы человека. Несмотря на разницу в социальным, политическим и экономическим устройстве, члены Содружества проводят курс на развитие дружеских отношений и всестороннего сотрудничества, признавая британского монарха в качестве символического главы их единения.

История Содружества наций.

Современное Содружество Наций было основано в 1949 году, но его корни восходят к концу 19-го века. Еще в 1884 году британские дипломаты стали говорить о Британской империи как о Содружестве Наций. Несмотря на смену названия, эта организация тогда все еще не была добровольным объединением равных государств, каким она является в наши дни. Колониальные территории по-прежнему находились под полным контролем Британии.

В двадцатом веке колониям с преобладающим европейским населением – Австралии, Канаде, Новой Зеландии и Южной Африке, был дарован статус доминионов – фактически независимых государств, при этом они становились членами Британского содружества наций. Когда в 1947 году Индия и Пакистан, а через год и Шри-Ланке обрели независимость, они согласились присоединиться к существующему объединению пяти государств, чтобы поближе ознакомиться с их опытом государственного управления. После того как в Индии была установлена республиканская форма правления и она перестала подчиняться британской монархии, потребовалось кардинально пересмотреть основополагающие принципы организации. «Британское Содружество наций» было переименовано в «Содружество наций», а принятая в 1949 году Лондонская декларация положила начало существованию организации в ее современном виде как добровольного объединения свободных и независимых государств.

В течение второй половины двадцатого века многочисленные британские колонии получали независимость и почти все они решили присоединиться к Содружеству наций. Количество участников организации выросло с восьми стран до 53-х. Две последние присоединившиеся страны – Мозамбик и Руанда прежде не имели никаких связей с Британской империей. Однако не все страны участвуют в Содружестве непрерывно. Когда в начале 1960-х годов в Южной Африке была провозглашена республиканская форма правления, из-за нарушений прав человека заявка нового правительства была отвергнута. После окончания правления режима апартеида, ЮАР в 1994 году было разрешено возобновить свое членство. Пакистан вышел в 1972 году в знак протеста против признания Содружеством Бангладеш как независимого государства, но в 1989 году снова присоединился к организации. Из-за нарушений прав человека в 2002 году было приостановлено членство Зимбабве. Гамбия вышла из Содружества в 2013 году, назвав эту организацию институтом неоколониализма, однако спустя четыре года, 8 февраля 2018 года вернулась. Наконец, в 2016 году Мальдивы объявили о своем решении выйти из состава Содружества из-за вмешательства организации во внутренние дела.

Цели и задачи Содружества наций.

Изначально цель создания Содружества наций заключалась в поддержании стабильности системы международной торговли, построенной Британской империей, а позже она способствовала обеспечению плавного перехода от колониальных торгово-экономических отношений к новым капиталистическим. Во время холодной войны Содружество использовалось Британией в качестве дополнительного канала противодействия коммунистическим движениям в своих бывших колониях в странах третьего мира. В наши дни содружество является своеобразным международным форумом, на котором высокоразвитые экономики (такие как Соединенное Королевство, Австралия, Канада, Сингапур и Новая Зеландия) и множество бедных стран мира стремятся достичь согласия на основе консенсуса.

На состоявшейся в январе 1971 года в Сингапуре встрече глав государств Содружества была принята декларация принципов, подтверждающая стремление организации к международному миру и порядку, поощрению личной свободы, укреплению равенства и противодействию дискриминации; борьбе с нищетой, невежеством и болезнями; развитию международной торговли и сотрудничеству. В настоящее время приоритетными задачами Содружества, как сказано в Асорокской декларации 2003 года, являются продвижение демократии, благого управления, прав человека, гендерного равенства и более справедливого распределения преимуществ от глобализации.

Критерии членства.

Существующие критерии членства определены в Кампальском коммюнике, принятом на Совещании глав правительств стран Содружества. В этом документе было снято требование о том, что претенденты должны быть в прошлом частью Британской империи. Фактически, два члена Содружества – Мозамбик и Руанда никогда не входили в состав Британской империи.

Основные критерии для приема в Содружество следующие:

  • страна-заявитель должна, как правило, иметь историческое конституционное объединение с существующим членом Содружества, за исключением исключительных обстоятельств – в таком случае заявки должны рассматриваться в индивидуальном порядке;
  • страна-заявитель должна принять и соблюдать основные ценности, принципы и приоритеты Содружества;
  • страна-заявитель должна продемонстрировать приверженность: демократии и демократическим процессам; верховенству закона и независимости судебных органов; а также защите прав человека, свободе выражения мнений и равенству возможностей;
  • страна-заявитель должна принимать нормы и конвенции Содружества, такие как использование английского языка в качестве средства внутрисодружественного общения и признавать королеву Елизавету II главой Содружества.

Структура организации.

Глава Содружества.

До 1949 года главой всех восемь членов Британского содружества наций был король Соединенного Королевства Георг VI. Индия, однако, не смотря на установление республиканской формы правления, заявила о своем желании продолжить полноправное членство в Содружестве. На четвертой конференции глав правительств члены организации решили пойти ей навстречу, приняв Лондонскую декларация, в которой согласились, что в Содружестве королю будет отведена новая роль – не общего главы, а «символа свободной ассоциации независимых государств и в качестве такового главы Содружества».

Титул «глава Содружества» стал частью королевского титула в каждом из 16 государств, признающих своим монархом короля Соединенного Королевства. Однако, титул не является наследственным – после смерти монарха наследник короны не становится главой Содружества автоматически.

В настоящий момент титул носит старшая дочь Георга VI, королева Елизавета II. На совещании глав правительств Содружества в 2018 году ее официальным преемником был назначен Чарльз, принц Уэльский.

Совещание глав правительств стран Содружества.

Основным форумом для принятия решений этой организации является Совещание глав правительств стран Содружества, созываемое раз в два года. Главы правительств стран-участников, включая (среди прочих) премьер-министров и президентов, собираются на несколько дней для обсуждения вопросов, представляющих обоюдосторонний интерес. Совещание глав правительств является преемником совещаний премьер-министров стран Содружества, а ранее – имперских конференций и колониальных конференций, проводившихся начиная с 1887 года. Также созываются регулярные встречи министров финансов, министров юстиции, министров здравоохранения и т. д. Имеющие задолженность члены организации не могут направить своих представителей ни на совещание глав правительств, ни на встречи министров.

Глава правительства государства, принимающего Совещание, называется действующим Председателем Содружества и сохраняет эту должность до следующего Совещания. На Совещание глав правительств, проходившим с 18 по 20 апреля 2018 года в Лондоне, действующим Председателем была премьер-министр Великобритании Тереза Мэй и на этой должности она останется до следующего Совещания, которое должно состояться в 2020 году в Руанде.

Секретариат Содружества.

Секретариат Содружества является главным межправительственным органом и центральным учреждением Содружества Наций. Секретариат основан решением Совещания пример-министров в июне 1965 года в целях содействия сотрудничеству между членами; организации встреч на высшем уровне стран Содружества; оказания помощи и консультативной поддержки по вопросам разработки политики и ее реализации в странах-членах Содружества. Секретариат также оказывает техническую поддержку правительствам в целях содействия социально-экономическому развитию своих стран и продвижения фундаментальных политических ценностей Содружества.

Секретариат Содружества имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций. Он расположен в Мальборо-хаус в Лондоне, Великобритания, в бывшей королевской резиденции, предоставленной ему королевой Елизаветой II, главой Содружества.

Секретариат возглавляется Генеральным секретарем Содружества, который избирается главами правительств Содружества сроком на четыре года не более двух раз. Генеральный секретарь и два его заместителя контролируют работу одиннадцати отделений и трех специальных подразделений, входящих в состав Секретариата.

Игры Содружества.

Игры Содружества - международные спортивные соревнования стран-членов Содружества наций. Соревнования впервые были проведены в 1930 году и с тех пор проводятся каждые четыре года в разных городах Содружества. Игры Содружества с 1930 по 1950 год были известны как Игры Британской империи, с 1954 по 1966 год – Игры Британской империи и Содружества, а с 1970 по 1974 год – Игры Британского Содружества. В 2018 году Игры Содружества проходили с 4 по 15 апреля в Голд-Косте, Австралия.

Страна-организатор должна включить в программу игр не менее 10 спортивных дисциплин, в том числе: легкую атлетику, бадминтон, бокс (только для мужчин), боулинг на траве, нетбол (только для женщин), регби-7 (только для мужчин), водные виды спорта, хоккей, сквош и тяжелую атлетику. Кроме того, в программу игр могут входить такие виды спорта, как стрельба из лука, художественная гимнастика, дзюдо, гребля, баскетбол, велогонки, настольный теннис, тхэквондо, теннис, триатлон.

День Содружества.

День Содружества – ежегодный праздник, устраиваемый в честь годовщины Содружества наций. Этот день впервые стал отмечаться в 1902 году, 22 января, в день рождения королевы Виктории и именовался тогда Днем Империи. Первоначально его цель состояла в том, чтобы быть «символом единения чувств … к тем идеалам свободы, справедливости и толерантности, которые Британская империя отстаивает во всем мире». В 1958 году День Империи был переименован в День Содружества, а 1974 году его дата была перенесена на второй понедельник марта.

День Содружества является государственным праздником в некоторых странах Содружества, но не в самой Великобритании. В этот день в Вестминстерском аббатстве проводится многоконфессиональная служба, на которой обычно присутствуют королева Елизавета II как глава Содружества вместе с Генеральным секретарем Содружества, а также представители от каждого государства-члена. Королева выступает с обращением к странам Содружества, которое транслируется по всему миру.

На конференции премьер-министров Великобритании и британских владений 1926 года была принята Декларация Бальфура , в которой Великобритания и доминионы признали, что эти государства имеют «равный статус и не являются зависимыми одно от другого в каком бы то ни было аспекте своей внутренней или внешней политики, несмотря на то, что их сближает общая верность Короне и свободное членство в Британском содружестве наций».

Правовой статус Содружества был закреплён от 11 декабря 1931 года , и вплоть до 1947 года оно представляло собой некое подобие союза государств, каждое из которых было объединено с Великобританией личной унией (то есть главой доминионов признавался британский монарх).

Развитие

Членство в Содружестве открыто для всех стран, признающих основные цели его деятельности. Необходимо также наличие прошлых или нынешних конституционных связей между кандидатом на вступление и Великобританией или иным членом Содружества. Не все члены организации имеют непосредственные конституционные связи с Великобританией - некоторые из южнотихоокеанских государств находились под управлением Австралии или Новой Зеландии, а Намибия с по - под управлением ЮАР . В 1995 членом Содружества стал Камерун . Под британским управлением находилась лишь часть его территории по мандату Лиги наций ( -) и по соглашению об опеке с ООН (1946-1961).

Существует лишь один член Содружества, для которого это правило было нарушено. Мозамбик , бывшая колония Португалии , была принята в Содружество в после триумфального восстановления членства ЮАР и проведения в Мозамбике первых демократических выборов. За Мозамбик попросили его соседи, все из которых входили в Содружество и желали помочь Мозамбику в преодолении ущерба, нанесённого экономике этой страны в связи с её противостоянием с режимами белого меньшинства в Южной Родезии (теперь Зимбабве) и ЮАР. В главы государств Содружества всё же приняли решение о том, что вопрос Мозамбика следует рассматривать как особый и не создающий прецедента на будущее.

Несостоявшееся членство

Прекращение членства

Каждая страна Содружества пользуется безоговорочным правом одностороннего выхода из него.

Хотя главы правительств стран-членов Содружества имеют право приостанавливать участие отдельных стран в работе органов Содружества, возможность исключения из Содружества никакими документами не определена. В то же время государства Содружества (Commonwealth Realms), провозглашающие себя республиками, автоматически выходят из Содружества, если они не обратятся к остальным членам с просьбой о сохранении их членства в Содружестве. Ирландия не обращалась с такой просьбой, поскольку на момент её провозглашения республикой в 1949 эта норма ещё отсутствовала. Вопрос о вхождении Ирландии в Содружество неоднократно поднимался, однако это предложение не пользуется поддержкой среди местного населения, продолжающего ассоциировать Содружество с британским империализмом. Ирландская Республика стала первым государством, вышедшим из Содружества и не восстановившим своего членства.

Приостановление участия в делах Содружества

В последние годы было несколько случаев приостановления участия членов Содружества «в деятельности Советов Содружества» (в совещаниях лидеров и министров стран-членов) за явные нарушения демократических норм управления. Эта мера не прекращает членства этого государства в Содружестве.

Данная мера принималась в отношении Фиджи в - и с после военного переворота в этой стране и в отношении Пакистана с по и с ноября по аналогичной причине.

Нигерия не участвовала в совещаниях с по . В аналогичная мера была принята в отношении Зимбабве (поводом стали избирательная и земельная реформы правительства Роберта Мугабе).

Структура Содружества

Мальборо-Хаус, штаб-квартира Секретариата Содружества

Традиционно главой Содружества провозглашается монарх Великобритании, в настоящее время таковым является королева Великобритании Елизавета II . В качестве главы Содружества она не выполняет никаких формальных функций и её роль в повседневной деятельности организации лишь символическая. В 17 государствах Содружества монарх Великобритании до сего дня является де-юре главой государства, но при этом также не исполняет формальных функций.

Пост главы Содружества не является титулом и не передаётся по наследству. При смене монарха на британском троне главам правительств стран-членов Содружества предстоит принять формальное решение о назначении нового главы организации.

Административное руководство Содружеством осуществляет Секретариат, штаб-квартира которого с 1965 года располагается в Лондоне . С 2008 года главой Секретариата является Камалеш Шарма (Индия).

Годовщина создания Содружества -- День Содружества (Commonwealth Day) -- отмечается в Великобритании во второй вторник марта, а официальным названием департамента иностранных дел правительства Великобритании (аналогия Министерства иностранных дел) по-прежнему является Управление иностранных дел и по вопросам Содружества (англ. Foreign and Commonwealth Office ).

Дипломатические отношения

Государства, входящие в Содружество, поддерживают между собой обычные дипломатические отношения через высоких комиссаров (High Commissioners ), имеющих ранг послов. Дипломатические отношения между странами Содружества и другими государствами осуществляются в обычном порядке.

Утратив промышленную монополию, Великобритания по-прежнему являлась крупнейшей колониальной державой. Под ее владычеством находилось около 500 млн человек. Территория метрополии была меньше колоний в 140 раз. По государственноправовому статуту британские владения делились на четыре группы: доминионы, протектораты, колонии и подмандатные территории.

Так, доминионы (в пер. с англ. – владение) – Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз – пользовались самостоятельностью, которая постоянно увеличивалась. Они имели не только собственные парламенты, правительства, армии и финансы, но иногда сами владели колониями, как, например, Австралия. Протекторатами становились колониальные страны с относительно развитой государственной властью и общественными отношениями. В них колониальная политика осуществлялась в форме косвенного управления: существовало два уровня колониального управления. Верховная власть принадлежала британским генерал-губернаторам. В отличие от губернаторов доминионов, которые, скорее, представляли интересы британской короны, губернаторы протекторатов были полновластными хозяевами подчиненных стран. Наряду с ними была туземная администрация (местные правители, вожди), которая пользовалась ограниченной самостоятельностью, была наделена определенными судебными и полицейскими полномочиями: правом сбора местных налогов, имела собственные бюджеты. Колониями являлись зависимые территории, которые напрямую управлялись и подчинялись Лондону, имея минимальные права на самоуправление или вообще не имея таковых. Исключение составляли коронные колонии со значительной прослойкой белого населения, имевшего большие привилегии и даже собственные колониальные парламенты.

Тем не менее под давлением национально-освободительного движения, расширявшегося в результате развития собственных экономик, становления национальной буржуазии, система колониального управления поэтапно реорганизовывалась. Менялись типы колониальной политики Великобритании. В 1917 г. на имперской конференции за доминионами был признан статус автономных государств Британской империи. Участвуя в работе Парижской мирной конференции, делегация Канады добилась для доминионов права самостоятельно подписывать мирные договоры, иметь отдельное от Англии представительство в Лиге наций. На состоявшейся в 1923 г. имперской конференции Англия признала за доминионами право самостоятельно заключать договоры с иностранными государствами, а также определять в каждом отдельном случае свое участие или неучастие в международных договорах, заключенных Англией. Английское правительство в 1919–1921 гг. было вынуждено признать независимость Афганистана, Египта, перевести в разряд доминионов Ирландию. Однако и после предоставления этим странам независимости английский капитал сохранял там ключевые позиции в экономике. Тысячи английских советников оказывали большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику правительств этих стран. Сильное влияние Англии испытывали правительства Ирана, Китая, Турции. В 1921 г. по Англо-ирландскому договору шесть северо-восточных графств (Ольстер), составляющих наиболее развитую в промышленном отношении часть Ирландии, отторгались от Англии и образовали доминион Британской империи под названием Ирландское свободное государство.

Чтобы сохранить контроль над ресурсами этих стран в новой форме – в форме косвенного (непрямого) управления, на обще- имперских конференциях доминионов в 1926 и 1930 гг. была разработана Конституция Британской империи. 11 декабря 1931 г. вступил в силу Вестминстерский статут. Он закрепил объединение английских доминионов в Британское содружество наций и создал конфедерацию. В статуте записано, что Великобритания и доминионы – "суть автономные государственные единицы Британской империи, равные по статуту, ни в каком отношении не подчиненные одна другой в каком бы то ни было смысле в их внутренних и иностранных делах, хотя и объединенные общим подданством короне и свободно объединившиеся в качестве членов Британского содружества наций". Система колониального управления была существенно трансформирована. По Вестминстерскому статуту английский король официально объявлялся главой Британского содружества наций, куда входили: Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ирландское свободное государство, Ньюфаундленд. Акт отменил право правительства Великобритании вмешиваться во внутренние дела доминионов. Акт о действительности колониальных законов 1865 г. уже не распространялся на доминионы. Вестминстерский статут предоставил доминионам право самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики, обмениваться дипломатическими представителями с другими странами, участвовать в международных соглашениях.

Теперь английский парламент не мог издавать законы для доминионов иначе, как по их просьбе или с их согласия. Законы, принятые парламентами доминионов, не могли быть отменены, даже если они противоречили английским законам. В статуте имелась примечательная оговорка: "Однако начало равенства и сходства, присвоенные статусу, не распространяются универсальным образом на функции". Генерал-губернатор доминиона мог назначаться королем только по рекомендации премьер-министра доминиона. Он считался уже не уполномоченным правительства метрополии, а только представителем короля. Кроме генерал- губернатора, в доминионы были направлены послы Великобритании, именовавшиеся высокими комиссарами. Их роль формально сводилась к дипломатическому представительству. Со своей стороны доминионы получили право назначать таких же представителей (послов) в метрополию. Вестминстерский статут расширил государственную самостоятельность доминионов, устранил ряд разногласий между буржуазией доминионов и метрополии. При всем том положение колоний, протекторатов и мандатных территорий осталось прежним. Для решения важнейших вопросов стали ежегодно созываться имперские конференции премьер- министров стран Британского содружества наций.

После Второй мировой войны наступил период всплеска национально-освободительного движения в колониях. Индия, Пакистан, Цейлон в 1946 г. получили статус доминиона. В результате колониальных войн добились независимости Гана, Малайская Федерация (1957 г.). В 1960 г. стали независимыми Кипр и Нигерия. На многочисленных конституционных конференциях 40–60-х гг. XX в., на которых обсуждались будущее британских владений, их государственное устройство, Великобритания, формально в них участвовавшая в качестве посредника, в действительности стремилась сохранить британское присутствие во всех сферах будущих независимых государств. И это ей удалось. Так, чтобы открыть возможность вступления в Содружество для тех колоний, которые приняли статус доминиона, но установили у себя республиканскую форму правления, конференция премьер-министров стран Содружества в апреле 1949 г. приняла решение отменить формулу Вестминстерского статута 1931 г., гласившую, что "члены Содружества объединены общей верностью короне", и считать английского короля только "символом свободной ассоциации независимых наций – членов Содружества и в качестве такового главой Содружества". Однако в 1948 г. Великобритания вынуждена была признать решение Ирландии о выходе из состава Британского содружества и провозглашении Ирландской Республики.

В современном виде Содружество – это объединение бывших доминионов, признающих главой государства английского монарха, и ряда иных стран с различными формами правления, имеющих собственного главу государства (как, например, Гана, Кения, Шри-Ланка). В настоящее время Британское содружество наций объединяет 53 государства и представляет современный тип конфедерации. Казалось бы, конфедерации обречены на распад, но опыт Содружества позволяет говорить об известной устойчивости данного интеграционного образования. Ежегодные конференции Содружества вырабатывают решения социально- экономических проблем в бывших доминионах, преимущественно расположенных в Африке.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!