Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Искусство подражания. Эскадрилья «Агрессоры»: как ВВС США учатся сбивать российские самолеты

"Вот теперь настало время учений OPFOR и эскадрильи агрессоры "

Я до этого момента даже не представлял себе что обозначает эта аббревиатура, а тем более что за эскадрилья такая. Но надеюсь, что сейчас вместе с вами все узнаем...

OPFOR (Opposing Force) - аббревиатура, используется для обозначения противника при проведении двусторонних учений специальным воинским формированием ОПФОР. Ну, а так как наша тема связана с авиацией, то начнем с начала...

Изучая опыт боевых действий в Юго-Восточной Азии, командование ВВС США пришло к неутешительному для себя выводу, что, невзирая на подавляющее численное превосходство, эффективность американской авиации оказалась весьма низкой, а потери в живой силе и технике - «неприемлемо большими». Для решения этой проблемы Пентагон заказал исследование под кодовым названием «Красный Барон» («Red Baron»), целью его было выработать рекомендации по совершенствованию подготовки летчиков, которым предстояло завоевать «господство в воздухе» на будущих театрах военных действий.

В 1974 году исследование было завершено, на его основе командование ВВС сделало важнейший вывод: «необходимо пересмотреть методику обучения летчиков ведению воздушного боя, чтобы сделать его по-настоящему реалистическим».

Так появилась идея создания специального подразделения, способного имитировать действия авиации противника. Тогда же была сформирована 64-я учебно-тренировочная эскадрилья, приписанная к Центру боевого применения оружия тактических истребителей авиабазы Неллис (штат Невада) и получившая название «Агрессор».


Американские летчики прибыли на войну во Вьетнам с абсолютной уверенностью в собственном превосходстве над «азиатами», причем поразительная самонадеянность была характерна как для рядовых летчиков, так и для командования. Однако первые воздушные бои выявили неподготовленность американцев к ведению маневренного воздушного боя. Тактика ракетных залпов с дальней дистанции оказалась порочной. Юркие МиГ-17 легко занимали выгодное для атаки положение и расстреливали «Фантомы» и «Тандер-чифы» из пушек.

Сверхзвуковой «Фантом», конечно, являлся машиной куда более современной, чем МиГ-17, но американцы сами лишили себя почти всех козырей. «Фантомы» брали максимальную боевую нагрузку, которая размещалась на внешней подвеске и портила аэродинамику самолета. В результате скорость «призрака» почти сравнялась со скоростью МиГа, а на виражах легкий МиГ с опытным пилотом запросто обходил даже пустой «Фантом», не говоря о загруженном! Американцы могли надеяться только на ракетную атаку с дальней дистанции, но небольшие камуфлированные машины вьетнамцев обнаружить было весьма сложно, как визуально, так и помощью РЛС. Положение усугублялось отсутствиемна «Фантомах» стрелкового вооружения, из-за чего в ближнем бою «американец» представлял собой простую мишень. Появление у вьетнамцев МиГ-21 еще более усложнило ситуацию, доведя соотношение сбитых в воздушных боях самолетов до 4:1, разумеется, не в пользу США.

Причиной столь плачевной для американцев ситуации стало чрезмерное упование на «умное» ракетное оружие, из-за чего маневренный воздушный бой как таковой был исключен из боевой подготовки летчиков ВВС. Во флоте навыкам ведения таких боев обучались в основном пилоты «Крусейдеров», а экипажи палубных «Фантомов» отрабатывали только нанесение ударов по наземным целям. Итог такой направленности боевой подготовки хорошо виден на следующем примере. По данным министерства обороны США, летчиками «Крусейдеров» над Вьетнамом к 1968 г. было сбито 18 МиГов в 25 воздушных боях, в то время как «Фантомы» за это же время одержали лишь 12 побед в 39 воздушных боях.

Опыт войны ясно говорил о том, что маневренный воздушный бой с появлением ракет воздух-воздух вовсе не стал достоянием истории, а значит, летчиков-истребителей следовало к нему готовить.Первыми к этой мысли пришли в авиации флота. Ветеран вьетнамской войны, летчик авианосца «Корал Си» капитан Фрэнк Олт предложил сформировать в составе ВМС специальный учебный центр для отработки ведения маневренного воздушного боя (NAVY Fighter Weapon School), а с целью придания учебным боям реалистичности включить в его состав подразделение, имитирующее тактику противника. Подразделение это желательно оснастить самолетами, имеющими характеристики и габаритные размеры, макисмально близкие к характеристикам и размерам основного противника американских асов - МиГа-21.

Учебный центр вооружения истребителей, известный во всем мире (во многом благодаря известному голливудскому боевику) как «Топ Ган», был сформирован в марте 1969 г. на авиабазе Мирамар. Первоначально центр организационно входил в состав эскадрильи VF-121. На вооружении центра находились штурмовики А-4 «Скай-хок» и учебно-тренировочные Т-38 «Тэлон», а его задачей стала тренировка экипажей «Фантомов» для ведения боев с МиГами.

Деятельность «Топ Гана» положительно сказалась на результатах воздушных боев, что послужило поводом в 1972 году выделить Центр в отдельное подразделение ВМС США. Тогда же школу «Топ Ган» полностью перевооружили самолетами Т-38.

Новая система подготовки имела оглушительный успех. Опыт флота востребовали ВВС, а эскадрильи, имитировавшие тактику МиГов, начали расти, как грибы после дождя. Кроме широкоизвестного «Топ Гана», в подразделения «вероятного противника» переклассифицировали следующие эскадрильи флота VF-43 «Челленджерс» (официально с 1973 г. но фактически - с 1970 г.) VF-45 «Блэкбёрдс» (с августа 1976 г.), VFA-126 «Бандите» (с 1970 г.) и VFA-127 «Десерт Богиз» (с 1975 г.). Все эти эскадрильи получили общее прозвище «агрессоры».

«Агрессоры» не ограничивались имитацией тактики вражеских истребителей; идея была гораздо шире. Личный состав этих специальных подразделений тщательно изучал организацию и боевую технику вероятного противника - сначала Вьетнама, затем - СССР и стран Варшавского договора.

Порой доходило до смешного: чтобы ощутить себя «в шкуре» советских пилотов, экипажи «агрессоров» должны были постоянно любоваться на портреты членов Политбюро ЦК КПСС и плакаты с изображением «строителей коммунизма», развешанные по стенам, а в гарнизонном баре подавали русскую водку с соответствующей закуской.

Самолеты же должны были даже внешне походить на МиГ-21. Таких машин в США нашлось всего две -штурмовик А-4 «Скайхок» и истребитель F-5 «Тайгер». Наиболее популярным «агрессором» стал F-5. Но пока шла война в Индокитае, истребители этого типа направлялись прежде всего в ВВС Южного Вьетнама. «Агрессорам» пришлось довольствоваться двухместными учебно-тренировочными Т-38, которые имели схожие с F-5 конструкцию и характеристики.

Имитатор вертолета Ми-24, построенный фирмой "Орландо Геликоптер" на базе вертолета "Сикорский" Н-19

С середины 70-х оппонентами «агрессоров» стали «Томкэты», сменившие «Фантомы» на палубах авианосцев, а в 80-е годы новая техника пришла и в «краснозвездные» эскадрильи. «Тигры» неплохо имитировали МиГ-21, но на роль МиГ-23 (и уж тем более - МиГ-29 или Су-27) они никак не годились. ВМС начали поиск подходящей замены. В 1985 г. было принято решение закупить для исполнения роли противника истребители F-16 в облегченном варианте - F-16N, а пока они строятся - взять в лизинг у Израиля 26 истребителей «Кфир»; в США эти самолеты получили обозначение F-21A.

С апреля 1987 г. «агрессоры» начали получать F-16N (всего поставлено 26 одноместных F-16N и четыре двухместных TF-16N) и F/A-18. Кроме того, флот получил от ВВС некоторое количество старых, но надежных F-5. Стоит отметить, что прочность F-16N оказалась недостаточной для интенсивных полетов с высокими перегрузками, и в декабре 1994 г. «агрессоры» списали последний самолет этого типа.

Ка-28, принадлежащий 11-му бронекавалерийскому полку армии США

Поступившие на вооружение «агрессоров» в 90-е годы «Хорнеты» окрашены в серо-голубой цвет под Су-27 и МиГ-29 или пустынный -желто-коричневый. Художники, кроме нанесения камуфляжа, сделали попытку исказить форму самолетов, чтобы они на больших расстояниях воспринимались как советские истребители с большей степенью достоверности. (Впервые это было применено еще в конце 60-х годов на «Скайхоках», изображавших вьетнамские МиГи-17. Прим. ред.) Черные шевроны нанесены на фюзеляже в местах, примерно соответствующих расположению воздухозаборников Су-27. Законцовки килей и передние кромки крыльев «обрезаны» белой краской.

В отличие от уцелевших эскадрилий «агрессоров» VFC-12 и VFC-13, «Топ Ган» является именно учебным центром. В последние годы несколько сместились его приоритеты. Теперь летчики там обучаются не только воздушному бою, но и нанесению ударов по наземным целям. Кроме «Хорнетов», на вооружении центра боевого применения имеется несколько F-14.

Макет носовой части Ми-24П, установленный на вертолете Сикорский Н-19. Хорошо видны манекены пилотов.

В американских ВВС позднее, чем во флоте, оценили значение эскадрилий, имитирующих противника. Как ни странно, помогли им в этом... вьетнамские летчики. Из различных источников янки получили информацию, что вьетнамцы гораздо охотнее атакуют камуфлированные «армейские» «Фантомы», считая их более легкой добычей по сравнению с палубными машинами, окрашенными в серый цвет. Информация дополнялась статистикой - соотношение потерь в воздушных боях летчиков ВВС и вьетнамских пилотов в 1972 году было в пользу последних. В этих условиях USAF обратились к опыту NAVY по созданию специальных учебно-тренировочных подразделений.

Первым «агрессором» в ВВС США стала 64-я эскадрилья боевого применения оружия истребительной авиации, сформированная в октябре 1972 г. на авиабазе Неллис. Но командование не собиралось ограничиваться одной эскадрильей. 64th Fighter Weapon Sqadron создавался как часть 57-го авиакрыла боевого применения истребительной авиации (в июле 1973 г. название изменили на 57-е тактическое учебно-тренировочное авиакрыло, а 64-я эскадрилья стала называться тактической истребительной учебно-тренировочной эскадрильей «Агрессор»). Первыми самолетами 64-й эскадрильи стали учебно-тренировочные Т-38. В середине 1973 г. им на смену пришли стандартные для «агрессоров» F-5E.
Окончание войны во Вьетнаме только стимулировало дальнейшее увеличение количества «агрессоров»: в октябре 1975 г. в состав 57-го крыла вошла вновь сформированная 65-я эскадрилья, также вооруженная «американскими МиГ-21» - истребителями F-5E/F. Самолеты 57-го крыла имели оригинальный камуфляж, выдержанный в серо-голубых тонах (что странно, ведь МиГ-21 так никто не красил), встречались машины, окрашенные под Ирак и Ливию. Камуфляжная окраска каждого самолета директивно определялась штабом ВВС, а не являлась импровизацией «художников» с авиабазы Неллис.
В отличие от флотских «агрессоров», самолеты 57-го крыла не имели на килях красных звезд, но на бортах передней части фюзеляжа наносились двузначные тактические номера, размер и форма которых соответствовали стандартам советских ВВС. Тактический номер каждого самолета соответствовал последним двум цифрам серийного номера истребителя; «Тигры» 64-й эскадрильи имели красные номера с желтой окантовкой, 65-й - голубые с белой окантовкой или черные с желтой окантовкой. На вооружении каждой эскадрильи находилось по 18 истребителей, личный состав насчитывал 22 летчика.

F-5E Тайгер ВВС США из 64-й искадрильи "Агрессор".

Экипажи 57-го крыла вели учебные воздушные бои с истребителями, дислоцировавшимися на территории США, но поскольку авиабазы USAF имелись по всему миру, потребовалось сформировать еще два подразделения «агрессоров»-26-ю эскадрилью на филиппинской авиабазе Кларк и 527-ю на базе Олконбери в Великобритании. Первая «обслуживала» американских летчиков, размещенных в Азиатско-Тихоокеанском регионе, вторая - ВВС НАТО в Европе.
Так же как и в ВМС, личный состав «агрессоров» ВВС комплектовался только на добровольной основе опытнейшими летчиками с налетом не менее 500 ч, а претендентам на командные должности был необходим налет в 2000 ч. Служба в «агрессорах» считалась своего рода признанием высшего профессионализма летчика-истребителя, и конкурс в эти подразделения был очень высок.

Продолжительность службы в 57-м крыле и двух «заморских» эскадрильях ограничивалась тремя годами; с одной стороны, фиксированный срок службы позволял пропустить через эти подразделения большее количество личного состава, с другой - за три года пилоты утрачивали необходимое чувство опасности (а летали они на пределе возможностей своих машин).

Ан-2 11-го бронекавалерийского полка, прозванный американцами "Красным бароном".

Принятая оценка работы учебно-тренировочных эскадрилий аналогична оценке реальных воздушных боев - по количеству «условно сбитых». Высокий уровень летного мастерства наряду с желанием выиграть каждый бой позволял пилотам «Тигров» успешно «сбивать» куда более совершенные F-15 и F-16. Но за свои условные победы «агрессоры» порой платили реальной жизнью - аварийность в этих подразделениях всегда была минимум в 3 раза выше, чем в среднем по ВВС (иногда превышая средний уровень и в 7 раз). Всего лишь за год - с осени 1982 г. по осень 1983 г. в 57-м крыле разбилось пять истребителей.

Наблюдательный английский журналист отметил, что летчики «агрессоров» имеют «бычьи» шеи, у некоторых размер воротничка рубашек достигает 45. Объясняется это достаточно просто: практически в каждом полете летчики маневрируют с большими перегрузками, при которых увеличенная масса головы вкупе со шлемом давят на шею. Соответственно шейные мышцы быстро «накачиваются», что лишний раз свидетельствует об опасном характере полетов.
527-я эскадрилья «агрессоров» официально вошла в состав 10-го тактического разведывательного авиакрыла 1 апреля 1976 г. К концу месяца на авиабазу Олконбери военно-транспортными самолетами С-5 перебросили из США первые восемь F-5E, и личный состав «европейских агрессоров» приступил к тренировкам. В 1977 году на вооружении эскадрильи имелось уже 20 истребителей. Чаще всего противниками летчиков 527-й эскадрильи были F-15 из состава 35-го (место постоянной дислокации авиабаза Сустерберг, Нидерланды) и 36-го (западногерманская авиабаза Битбург) тактических истребительных авиакрыльев, а также F-16 из 86-го авиакрыла (авиабаза Рамштейн, ФРГ) и ВВС европейских стран НАТО.
Воздушные бои велись над акваторией Северного моря.

Подготовка личного состава 26-й «филиппинской» эскадрильи несколько отличалась от подготовки других «агрессоров», поскольку в качестве основных противников США в зоне Тихого Океана рассматривались КНР и Северная Корея. 26-я эскадрилья была самой малочисленной из «агрессоров» - 12 самолетов и 15 летчиков. «Тихоокеанские агрессоры» постоянно принимали участие в масштабных ежегодных учениях «Коп Тандер» (азиатский аналог маневров «Рэд Флэг«), в которых задействовали авиацию США, Южной Кореи и Филиппин. Учения проводились на южнокорейском полигоне Кун-Ни в районе авиабазы Осан. Угроза со стороны ВВС Китая и КНДР, по мнению американцев, была значительно меньшей, чем от авиации Варшавского договора, поэтому летчики 26-й эскадрильи уделяли большее внимание взаимодействию с ударными самолетами, прежде всего со штурмовиками А-10А; отрабатывалось как эскортирование штурмовиков, так и их атака.

Ми-24 и Ми-8, захваченные америкацами в Ираке, теперь учавствуют в маневрах армии США в качестве агрессоров.

Во второй половине 70-х годов американцы попытались приблизить боевые возможности F-5E к характеристикам МиГ-23, которые стали наиболее вероятным противником взамен МиГ-21. На «Тиграх» несколько увеличили тягу двигателей, расширили диапазон углов сканирования антенны РЛС, чтобы ее сектор обзора соответствовал сектору обзора РЛС «двадцать третьего». ЭПР F-5 также приблизили к ЭПР МиГ-23 путем установки отражателей.
Не менее опасным противником ВВС США считали МиГ-25, но его имитировать «Тигры» уже никак не могли. В то же время участие «двадцать пятых» в учениях «Рэд Флэг» считалось обязательным. На роль МиГ-25 в принципе подходил F-15, однако перевооружать на них «агрессоров» не стали (возможно, потому, что МиГ-25 не являлся самолетом, предназначенным для маневренного воздушного боя). МиГ-25 на учениях имитировали F-15 строевых тактических эскадрилий ВВС США.

В конце 80-х годов «агрессоры» начали получать новые F-16C «Файтинг Фолкон». В 1988-89 гг. перевооружили 64-ю, 527-ю и 26-ю эскадрильи. Одновременно начался и процесс сокращения «агрессоров». 7 апреля 1989 г. командир 65-й эскадрильи подполковник Майк Кернер совершил последний в истории этого подразделения «боевой» вылет. В настоящее время в составе ВВС осталась только одна эскадрилья «агрессоров» - 64-я.

В начале 1999 г. американцы радикально решили проблему матчасти 64-й эскадрильи, скупив оптом и подешевке лучшую часть молдавских ВВС - полтора десятка МиГ-29. Скандальной сделкой заинтересовался парламент суверенной и независимой виноградной республики, но дело сделано - МиГи «уплыли» за океан. По сообщениям западной прессы, вскоре они заменят F-16 в роли «агрессоров».

«Гнездом агрессоров» американских сухопутных войск стал полигон Форт-Ирвин в штате Калифорния. В 1981 г. здесь начали создавать Национальный учебный центр, в котором по типу полигона Неллис планировалось с максимальным приближением воссоздавать обстановку реального боя с подразделениями армий Варшавского договора. В 1982 г. «гвардейский мотострелковый батальон» или OPFOR (Opposition Force - силы противника) Национального учебного центра первый раз принял участие в маневрах. На вооружении батальона состояли муляжи советских танков, БМП, ЗСУ и прочей техники.

Параллельно с созданием полноразмерных имитаторов армия использовала для тренировки расчетов ПЗРК гораздо более дешевые радиоуправляемые модели-копии истребителей-бомбардировщиков МиГ-27 в масштабе 1:9 и боевых вертолетов Ми-24 в масштабе 1:5.

Согласно известному советскому лозунгу 30-х годов «от модели к планеру, от планера - к самолету», следующим шагом стала переделка мотопланера «Ротек» «Пантера-2+». В 1987 г. фирма «Ротек» построила по заказу армии США один имитатор вертолета Ми-24 и один - штурмовика Су-25.

Для имитации силуэта вертолета Ми-24 на планере смонтированы ложные двигатели и фюзеляж, макет подфюзеляжной турели и дополнительное крыло с макетами блоков НАР и направляющих ПТУР. Планер камуфлирован на манер Ми-24, а участки конструкции, которые для вертолета являются лишними, окрашены белой краской с разводами «под облака». Имитация работы двигателей и шума несущего винта осуществляется с помощью магнитофона и динамиков, стрельба из пулеметов - лучом лазера и стробоскопом.

Пилотируемая модель Су-25 сделана по тому же принципу -планер оборудован дополнительным каркасом, обтянутым специальным покрытием, и отдаленно напоминает форму Су-25. Специальное оборудование воспроизводит характерные шумы советского штурмовика и стрельбу из бортовой пушки.

Но даже самые дорогие и совершенные суррогаты не могли полностью заменить Ми-24, тем более, что если ВВС смогли найти неплохой аналог МиГ-21 в своих арсеналах, то в армии ничего даже отдаленно напоминающего русский «крокодил» не было. Аналитики из Пентагона считали совершенно необходимым раздобыть где-нибудь советский вертолет, детально изучить его достоинства и недостатки, после чего по возможности - использовать в процессе боевой учебы.

Охота за «Хайндом» («НАТОв-ская» кличка Ми-24) шла по всему миру. Наконец, в 1985 г. афганские летчики-перебежчики угнали пару Ми-24 в Пакистан. Разумеется, вскоре «пакистанские» вертолеты оказались в США.

Вертолет SH-60-F, принадлежащий центру лесного вооружения Топ Ган, служит для имитации атак Российских вертолетов на американские боевые корабли.

«Звездным часом» для западных разведок и всяческих «агрессоров» стал 1989 год: рухнула Берлинская стена, а Национальная Народная Армия ГДР прекратила свое существование вместе со страной. Вся боевая техника Восточной Германии досталась ФРГ, а значит, стала доступной и западногерманским союзникам.

Падение Варшавского пакта подвело черту под «холодной войной». Не случайно 1990 год стал роковым для крылатых «агрессоров» ВВС и ВМС, а вот в армии США все обстояло с точностью до наоборот. В ноябре 1990 г. сформировано Командование тактических испытаний и оценки ОРТЕС (Operational Test and Evaluation Command) - единая организация, отвечающая, в том числе и за использования в учебном процессе военной техники советского производства. Такие учения регулярно проводятся на военных базах Форт-Брэгг, Форт-Ракер, Форт-Полк и Форт-Ирвин.

С 1995 г. начали проводиться комплексные двусторонние («голубые силы» и «красные силы») учения армии, ВВС и флота. К ним также привлекались и уцелевшие эскадрильи «агрессоров» ВВС и ВМС. «Агрессоры», естественно, играют за «красные силы» (интересно, что американцы по-прежнему воспринимают нас как «красных»). Авиационная компонента армии США, задействованная в «красных силах», представлена тремя вертолетами Ми-24 (из них один Ми-24П), тремя Ми-8, одним Ка-28, одним Ми-14, одним Ми-2 и двумя антоновскими бипланами. Вся эта техника сведена в 11-й бронекавалерийский полк, иногда именуемый «Красной Гвардией».

История появления этой летающей коллекции советской авиатехники не афишируется. Есть данные, что по крайней мере один Ми-25 получен из Пакистана, откуда второй - неизвестно, но его камуфляж соответствует окраске ливийских вертолетов, применявшихся в Чаде. Ми-14 и Ми-24П -часть наследства армии ГДР, еще один Ми-24 и «восьмерки», возможно, захвачены в ходе операции «Буря в Пустыне». Самолеты и вертолеты подверглись в США незначительной модернизации, заключающейся, главным образом, в установке радиосвязного оборудования американского производства и устройств для имитации и контроля результатов стрельбы. На Ми-2 в окнах сдвижных дверей смонтированы шкворневые установки для пулеметов М249 «Миними» калибра 5,56 мм, а на Ми-24 турельные пулеметы ЯкБ заменили на 20-мм автоматиче¬ские пушки М197.

Вся авиатехника окрашена индивидуально, а каждый самолет или вертолет имеет еще и написанное на борту имя. Как уже отмечалось, один Ми-24 носит ливийский камуфляж, но летает без опознавательных знаков под именем «Patience», второй Ми-24, как и одна из «восьмерок», «принадлежит» армии Саддама Хуссейна. Ми-24П, Ми-2 и оба Ан-2 несут опознавательные знаки в виде красной звезды, вписанной в окружность красного цвета. На Ми-14 и Ка-28 никаких опознавательных знаков нет.

Существование армейских «агрессоров» долго скрывалось. Первое появление Ан-2 на авиашоу в Форт-Брэгге в 1992 г. вызвало если не сенсацию, то по крайней мере большое удивление у публики. Через год «на людях» появились американские Ми-24 и Ми-8. Наконец, в 1995 г. вся имеющаяся в наличии техника (вся ли?) была выставлена на публичное обозрение во время очередного авиашоу в Форт-Блиссе.

Армейские «агрессоры» (хотя в общем-то сам этот термин в армии США не используется, в отличие от авиации ВМФ и ВВС) широко задействованы в различных учениях и даже «наносят удары» по боевым кораблям. Так на маневрах флота в северной части Мексиканского залива в 1995 г. Ми-24 и Ми-8 имитировали атаки крейсера «Анцио» и фрегата «Кэйп Сент-Джордж», входивших в ордер авианосца «Эйзенхауэр».

Интересна оценка американскими специалистами такого, в общем-то антикварного, самолета, как Ан-2. Особое впечатление на янки произвели превосходные взлетно-посадочные характеристики биплана, его маневренность на малых скоростях вблизи земли и малозаметность. Американские РЛС оказались не в состоянии отслеживать «кукурузник» даже при полете на средних высотах. Американцы считают, что по своим характеристикам Ан-2 вплотную приближается к вертолету и идеально подходит для скрытой доставки разведывательно-диверсионных групп за линию фронта. Ну и конечно же, «Антон» вполне подходит и для своей традиционной работы -выброски парашютистов на всяческих шоу, в которых принимают участие «красногвардейцы». Один из американских Ан-2 несет на борту гордую надпись - «Red Baron», сложно сказать чего здесь больше - иронии или уважения.

Сведения о появлении в СССР новых боевых вертолетов «Хокам» (Ка-50) и «Хэйвок» (Ми-28) вызвало в США огромный интерес. Естественно, американцы захотели «прикупить» образцы, тем более что в начале 90-х казалось, будто вся Россия выставлена на распродажу. ВВС США вышли на некую коммерческую фирму, согласившуюся поставить в США «живой» Ка-50. Но к счастью, сделка не состоялась, как, впрочем, пока не состоялось и перевооружение российской армии на новые вертолеты. Пришлось американцам вспоминать опыты с переделкой своих вертолетов в российские.
Разработка вертолета-мишени «Хокам-Х» началась в 1994 г. канадской фирмой «Бристоль Аэрос-пейс» по заказу министерства обороны США. Основой послужил боевой вертолет АН-1 «Кобра»; машину для переоборудования предоставили сами американцы. Также как и Н19/Ми-24, американский «Ка-50» может эксплуатироваться как в пилотируемом, так и в беспилотном режимах.

Интерес американского флота к имитации винтокрылой техники нового «союзника» (или все-таки - старого противника?) не простирается так далеко, как у армейцев. В 1997 г. Центру боевого применения военно-морского вооружения и авиации (авиабаза Фаллон) были переданы несколько вертолетов SH-60F для использования в качестве «агрессоров». Вертолеты имеют песочно-коричневую камуфляжную окраску, на бортах нанесены красные звезды и тактические номера в стиле российской армии.

18-я эскадрилья ("Синие лисы"), 354-е авиакрыло, авиабаза Эйлисон (Аляска) (18th Agressor Squadron, Eielson Air Force Base)

64-я эскадрилья, 57-е авиакрыло, авиабаза Неллис (Невада) (64th Agressor Squadron, Nellis Air Force Base)

65-я эскадрилья, 57-е авиакрыло, авиабаза Неллис (Невада) (65th Agressor Squadron, Nellis Air Force Base)

401-я тренировочная эскадрилия морской пехоты США ("Снайперы"), Marine Fighter Training Squadron 401 (VMFT-401) "Snipers"

13-смешанная эскадрилья ВМС США "Святые", Fighter Squadron Composite (VFC-13) Saints

есть еще TOPGUN-ы летчики школы ВМС США, их так же причисляют к "агрессорам", 111-я и 12-я эскадрильи ВМС. У ТОР-ов символика, емнип, ничего общего с "агрессорской" не имеющая. Про 111-ю и 12-ю не в курсе.

дополнение- с топганами ошибся:

Если об «агрессорах» ВВС США в свое время писали предостаточно, не преминув указывать, что подобная методика подготовки летного состава воспитывает в американских летчиках ненависть к СССР и всему социалистическому лагерю, то существование аналогичных подразделений в составе советской армии старательно замалчивалось.

Тем не менее опыт войн во Вьетнаме и на Ближнем Востоке заставил задуматься не только американский, но и советский генералитет. В отчетах с мест событий указывалось, что тактика ведения воздушного боя в советских ВВС (а именно нашу школу прошли вьетнамские и арабские летчики) устарела и не соответствует требованиям времени. Вот тогда-то и было принято решение о создании специальной группы из числа самых опытных летчиков-истребителей строевых частей.
В начале 1970 года на базе одного из истребительных полков ВВС Туркестанского военного округа организовали Центр подготовки летного состава, где начали оттачивать боевое мастерство пилоты, собиравшиеся отправиться в «дальние командировки».

В Центре имелись эскадрильи, укомплектованные самолетами «МиГ-21ПФМ», «МиГ-21СМ» и «МиГ-21УМ(УА)». Подготовка проводилась по программе «Кавказ» («500-е упражнение»), в которую входила отработка одиночного и группового полетов, сложного и высшего пилотажа, боевого маневрирования, одиночных и групповых маневренных воздушных боев на средних, малых и предельно малых высотах.


К 1972 году Центр выпустил несколько групп летчиков, которые затем приняли участие в боевых действиях в Египте.

После первых успехов командование пришло к выводу, что боевой опыт необходимо внедрять во всех авиачастях. Центр в Туркмении перепрофилировали: две эскадрильи вместе с другими частями и подразделениями обеспечения и контроля (в том числе - подразделение радиоуправляемых мишеней «Ла-17») вошли в состав Базы ВВС по проверке боевой подготовки строевых частей истребительной авиации.

Эскадрильи укомплектовывались летчиками с опытом воздушных боев во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и теми из молодежи, кто прошел подготовку по программе «Кавказ». Именно с этой элитой авиации предстояло посоревноваться пилотам со всего Советского Союза, время от времени посещавшими туркменскую Базу.

Так началась почти двадцатилетняя история советских эскадрилий «Агрессор». Хотя название это ни разу ни в одном документе не фигурировало, в кругу военных летчиков эти подразделения окрестили именно так.

Подобно коллегам в США, летчики Базы обладали высочайшим уровнем подготовки, и «воевать» с ними было непросто.

Со временем летчиков, имевших реальный боевой опыт, становилось всё меньше - они старели и уходили в отставку - а в строю их заменяли пилоты 1-го класса. Обновлялась и техника. Осенью 1975 года вторая эскадрилья Центра получила на вооружение самолеты «МиГ-23М» и «МиГ-23УБ». В 1987 году первая эскадрилья освоила самый современный истребитель того времени - «МиГ-29».

В конце восьмидесятых возникла интересная проблема: к проверкам на Базе привлекались авиаполки на истребителях, однотипных «местным». И летчикам, особенно при выполнении групповых маневренных воздушных боев, было сложно определить, где «свой», а где «чужой». Для решения проблемы командование приняло решение нанести на самолеты, принадлежащие Базе, отличительную окраску: так называемые «коньячные полосы» на верхних поверхностях крыльев и фюзеляже и «акулью пасть» в носовой части. Уже по инициативе летчиков и техников Базы возникла также неофициальная символика учебных эскадрилий: у первой - леопард в прыжке, у второй - викинг с дубинкой. Обе эмблемы, несмотря на их шуточный характер, очень напоминают символику некоторых американских подразделений, обожающих агрессивные образы.

Время шло, и осенью 1991 года было запланировано переучивание второй эскадрильи на истребители «Су-27», были готовы и эскизы их «агрессорской» раскраски. Однако развал Советского Союза, случившийся в декабре того же года, поставил крест на этих планах. Начальник Базы полковник Константин Петрович Морозов стал министром обороны Украины. База же перешла сначала в состав Вооруженных Сил СНГ, а затем - под юрисдикцию России, но на территории Туркменистана…

Михаил Никольский. Журнал АвиАМастер, 1/2000


источники
http://pentagonus.ru/publ/3-1-0-101
http://www.vertopedia.ru/articles/show/20
http://topwar.ru/1265-agressory.html
http://war-community.ru/forum/index.php?showtopic=1601

---

Вместо эпиграфа:
Ну тупыыыые!

ВВС США считают себя главным родом войск с потенциалом превосходства в воздухе, но в некоторых отношениях они начали уступать ВМС и Корпусу морской пехоты, которые уделяют большое внимание проведению крупных учебных воздушных боев, сообщает medium.com.

До недавнего времени ВВС имели три эскадрильи «агрессоров» (64-я и 65-я - база Невада и 18-я - база Эилсон, Аляска), укомплектованных истребителями F-15 и F-16 (на фото), и пилотируемых очень опытными летчиками, которые регулярно принимают участие в учениях Red Flag. Но этих самолетов явно недостаточно для обучения воздушным боям пилотов 59 истребительных эскадрилий ВВС. Однако до марта 2015 года ВВС будут иметь только две эскадрильи «агрессоров» (64-я и 18-я) с примерно 40 истребителями, в основном F-16.

Такое решение объясняется мерами экономии военного бюджета, но на самом деле годовая эксплуатация 65-й эскадрильи обойдется всего в 35 млн долл США, что составляет меньше четверти от стоимости одного стелс-истребителя F-35.

В этих условиях ВМС и КМП не только сохранили свои «агрессорные» эскадрильи, но даже увеличивают. ВМС имеет четыре эскадрильи с истребителями F-16, F/A-18 и F-5 во Флориде, Вирджинии и Неваде. 401-я учебная истребительная эскадрилья (Юма, Невада) имеет десяток F-5 (всего Пентагон планирует купить для этих целей 44 самолета этого типа в Швейцарии).

КМП желает приобрести несколько F-5, которые могут выходить на перегрузки 9g, имитируя ближний бой, к тому же имеющих низкие эксплуатационные расходы. Всего Корпус планирует иметь 32 самолета этого типа на базах в Аризоне, Калифорнии, Северной Каролине и Южной Каролине. ВВС Швейцарии имеют еще несколько десятков «слегка эксплуатируемых» F-5, которые могут стать доступными к приобретению в ближайшую пару лет. Морские пехотинцы желают модернизировать эти истребители разработки 1970-х годов и оснастить их лучшими датчиками и системой РЭБ, чтобы они могли стать полезными для подготовки пилотов стелс-истребителей F-35 в плане ведения воздушного боя.

Парадоксально, но в этом случае ВВС будут вынуждены просить КМП выделять самолеты-«агрессоры» для тренировок своих летчиков-истребителей.
http://www.militaryparitet.com/ttp/data/ic_ttp/7293/

Это подвинуло меня попытаться собрать воедино данные по аналогичным подразделениям в других родах войск и армиях мира

США

11-й бронекавалерийский полк (форт Ирвин, Калифорния)
1-й батальон 509-го парашютно-пехотного полка (форт Полк, Луизиана)
1-й батальон 4-го отдельного пехотного полка (развернут в Германии)

Примеры техники, стоящей на вооружении OPFOR (opposing force)







на последнем фото машина Сикорского в "макияже" под Ми-24

Канада

The Canadian Forces Air Command operated CF-5 (both single- and two-seat) aircraft in the "adversary" role, by 419 Squadron at Canadian Forces Base Cold Lake, Alberta. These wore quasi-Warsaw Pact colours similar to those worn by USAF/USN aircraft. This role ended with the retirement of the CF-5 in 1995.

414 Squadron operated the CF-100, CT-133, CC-117 and EF-101 in the electronic warfare (EW) adversary role from CFB North Bay, Ontario, until 2002. The squadron re-formed in 2009, again in the EW adversary role, based at Gatineau Airport, Quebec, flying ex-Luftwaffe Dassault/Dornier Alpha Jets owned by civilian contractor Discovery Air Defence Services.

Fleet support squadrons VU-32 and VU-33 sometimes filled an adversary role, using their CT-133"s to simulate sea-skimming missiles, such as the Exocet, for the Canadian Forces Maritime Command"s vessels.(с) Wiki

Израиль

115-я (Красная) эскадрилья


ВВС Израиля используют МиГ-29 для подготовки пилотов - ТВ
http://ria.ru/defense_safety/20090514/171026528.html

Учебный бой с Миг-29 в небе Израиля: http://youtu.be/HOEl2JrjghU


"Красная рота"

По итогам Второй Ливанской войны (ВЛВ) 2006 года ЦАХАЛ осознал необходимость в создании и сухопутных подразделений имитирующих противника. Не временных, а постоянных и профессиональных.
В 2009 году НГШ ЦАХАЛа Бени Ганц отдал распоряжение о создании такого "непобедимого отряда" на базе Центра по подготовке Сухопутных войск ЮВО (база Цеелим)


Помимо этого батальон специального назначения Эгоз (бригада Голани), в виду свой специализации, тоже иногда выполняет роль противника.

Частники

Свято место пусто не бывает
По разным оценкам, потребность ВВС США, Канады, Израиля и НАТО составляет 260-280 тысяч часов имитированного воздушного боя, из которых страны способны удовлетворить только 35-40 тысяч часов. Часть этих потребностей военных в самолетах вероятного противника удовлетворяется частными компаниями, которые не оказывают услуг воздушного боя, но предоставляют различные самолеты для отработки наведения и оценки возможностей радаров и вооружения.

К примеру:
"Как следует из информации, размещённой на официальном сайте «ATAК», в авиапарке компании имеются самолёты: Hawker Hunter MK.58, F-21 KFIR, L-39 ALBATROS, A-4N Skyhawk. Однако на снимке Google Earth, сделанном в конце апреля 2014 года, рядом с принадлежащими «ATAК» «Кфиром» и «Хантером», можно наблюдать ещё и SAAB J-35 «Дракен»."

Частичный список компаний в одних лишь Штатах:

American Shooters
Airborne Tactical Advantage Company (ATAC)
Cascadia Tactical
ECA Program BV
Gryphon Group
Novus Septem
Linxx Global
Raytheon
Red Star Aviation
Inter-Coastal Electronics, Inc. (ICE)
Draken International (флот последних, например, выглядит так (спасибо sandrermakoff за наводку)

И даже ОАЭ пытается создать аналогичное подразделение на базе Миг-29!

А что же на просторах бывшего СССР?

Несмотря на неоднократные возможности получить технику Запада и взять ее на вооружение при обучении лс (Война Судного дня, Ливанская война, Иран после исламской революции (целый парк всевозможной техники), Грузия) не известно ни об одном подразделении аналога "агрессорам". Единичные случаи совместных учений с иностранными военными на западной технике то немногое, что можно привести в подобие примера.

Upd. Прошла информация, что на базе новейшего Центра подготовки Сухопутных войск в Мулино (строительства Германии) организовано подразделение имитации противника. Об использовании им техники потенциального противника пока никакой информации нет.

Специальные штатные подразделения, которые во время учений Военно-Морского Флота России будут выполнять роль вооруженных сил вероятных государств - противников нашей страны, могут быть созданы в ВС РФ, заявил начальник управления боевой подготовки Главного командования ВМФ РФ контр-адмирал Виктор Кочемазов.
...
«Уже есть мысли о том, чтобы создать специальные штатные подразделения, которые будут работать в системе боевой подготовки за противника на штатной основе и участвовать во всех учениях, уже полностью работая по тактике тех стран, которые, вероятно, могут рассматриваться в роли соперника в той или иной ситуации», - рассказал контрадмирал.

Он уточнил, что сейчас во время учений ВМФ РФ роль противника выполняют штатные силы, а если появятся специальные подразделения, то они будут полностью действовать по тактике вероятного противника.

Если вам когда-нибудь доведется увидеть в Интернете или в выпуске новостей американский истребитель с красными звездами на киле, напоминающей окраской цвета российских самолетов, не спешите бежать к врачу для проверки зрения и психического здоровья. Скорее всего, вам на глаза попалась специально сформированная эскадрилья «Агрессоры» американских ВВС.Пилоты элитного авиационного формирования ВВС США не только выполняют роль противника во время учений с участием страны, но и активно изучают боевой опыт военно-воздушных сил других государств, в частности российских летчиков, чтобы в случае необходимости «быть наготове».Кто чем воюет Разговоры о том, что опыт противника, тактику и манеру вести бой нужно серьезным образом изучать, в американских ВВС начались почти сразу, как отгремела война в Корее и закончился ад во Вьетнаме. Результаты двух полномасштабных войн в Азиатском регионе сказались на процессе обучения летчиков истребительной, да и всей остальной авиации, но одной только теории о том, как именно ведут бой авиационные соединения противника, оказалось мало.В начале 70-х годов, основываясь на анализе данных за несколько десятков тысяч боевых вылетов, в Пентагоне пришли к выводу, что даже на время обучения летного состава необходимо сформировать специальное авиационное подразделение, в задачи которого войдет «полное погружение» в роль противника. Думать, как враг, действовать, как враг, и выглядеть, как враг.Запомнив уроки двух непохожих друг на друга войн с масштабным применением авиации, американские военные создали уникальное авиационное спецподразделение «Агрессоры», основной задачей которого стали натаскивание летчиков на встречу с противником и максимально реалистичное, жесткое поведение во время учений. К подготовке подошли основательно: почву для «Агрессоров» готовили лучшие специалисты по Советскому Союзу, и в этом мероприятии были задействованы не только авиационные специалисты.«Думать, как враг» американских летчиков заставляли историки, социологи, культурологи, специалисты по языку и литературе – словом, все специалисты, имеющие представление о том, какой может быть психология советского человека. На резонный вопрос о том, почему именно опыт СССР был взят в качестве объекта для изучения, есть не менее простой ответ: потому что. Именно благодаря советским специалистам удалось избежать полного уничтожения дружественных Союзу стран – Кореи и Вьетнама, да и результативность местных военных значительно увеличилась после учебы по советским военным программам.Цвет, скорость и мастерство Для отработки навыков и в целях тренировок по противодействию врагу в ВВС США было создано пять эскадрилий «Агрессоров», в состав которых вошли летчики и самолеты как истребительной, так и штурмовой авиации. В качестве основных «плохишей» были выбраны наиболее удачные с точки зрения боевого применения и характеристик самолеты – F-5E, A-4F «Скайхок» и другие. Задачи «Агрессоров» определялись просто: любой ценой не дать выполнить задачу другим летчикам американских ВВС.Справедливости ради стоит отметить, что опыт летчиков пяти сформированных эскадрилий часто становился предметом жарких споров командования: в самом конце 70-х в ходе военных маневров эскадрилья «красных» начисто разбила «силы добра». Сказался боевой опыт летчиков, выполнявших боевую работу во Вьетнаме, – задор и злость, с которыми «Агрессоры» в учебных боях уничтожали собственных братьев по оружию, стали пугать командование.Историки отмечают, что опыт советской авиации и летчиков был изучен настолько глубоко, что отдельным курсом шло изучение тарана в качестве приема боя, когда бортовое вооружение задействовать не представляется возможным. «Практика одиночных и групповых полетов нередко сопровождалась воздушными инцидентами. Таран тоже имел место, поскольку эскадрилья получала задание любой ценой заставить американских летчиков прекратить выполнение задачи», – отмечает историк ВВС и бывший военный летчик Сергей Чуркин.В целом, по словам эксперта, накал страстей между «плохими» и «добрыми» американскими летчиками способствовал достижению целей, поставленных создателями программы: американские летчики стали ненавидеть советских и при любом упоминании последних (даже будучи на земле, в обычной обстановке) буквально свирепели. Для того чтобы бой на близких дистанциях казался еще более реалистичным, американские самолеты начали красить в камуфляж стран Варшавского договора, а на килях для пущего страха рисовать красные звезды – точно такие же, как на самолетах вероятного противника.Чуть позднее с появлением передовых технологий и активного производства самолетов нового типа в строй «Агрессоров» встали американские истребители F-15, основной задачей которых стала имитация советских Су-27, более легкие F-16 и находящиеся ныне на вооружении истребители F/A-18 в разных модификациях.Второе рождение После того как российский ВПК стал постепенно восстанавливаться, российская авиация, наряду с остальными вооруженными силами, начала активно обновляться. Бортовая электроника, двигатели, переработка планера, проектирование и разработка новых типов истребителей сказались и на тактике применения российских ВВС. Также изменениям подвергли и процесс обучения летчиков: внимание было сосредоточено не только на способах поиска и уничтожения противника с помощью БРЭО, но и на разных методах работы с таким оборудованием.В ногу со временем пошли и американцы: появление перспективного комплекса фронтовой авиации Т-50 и производство ультрасовременных истребителей Су-35, а также боевое применение последних во время войны в Сирии отразились на планах работы инструкторов эскадрильи «Агрессоры». Поскольку в Сети уже попадались изображения F-15 и F-16, покрашенных в те же цвета, что и российский самолет пятого поколения Т-50, то можно смело утверждать, что в качестве основного противника американских летчиков по-прежнему учат видеть летчиков российских.По словам специалистов, американские эксперты в области авиации, летчики с боевым опытом, а также аэрокосмические корпорации вроде Boeing,Northrop Grumman и Lockheed Martin пристально следят за тем, как именно развивается проект российского истребителя пятого поколения, и вносят в собственные проекты определенные коррективы.«К примеру, по части бортового радиолокационного оборудования в данный момент ведутся большие работы, целью которых являются повышение эффективности и обнаружение объектов с минимальным отражением. Американцы старательно следят за всем, что происходит в этой области, и любая новость сразу же начинает прорабатываться специальной научной группой», – рассказал «Звезде» источник в ОПК.Как сообщают специалисты, без работы американские «Агрессоры» в ближайшее время точно не останутся, поскольку гендиректор Комсомольского-на-Амуре авиационного завода Александр Пекарш подтвердил готовность двигателей второй очереди для Т-50. Учитывая, что после установки нового двигателя летные характеристики ПАК ФА существенно изменятся в лучшую сторону, американским специалистам придется переписывать свои методички под противника, о технике которого они ничего не знают.Помимо ПАК ФА, внимания удостоился и другой российский самолет, Су-35. Совпадений, как отмечают специалисты, в таких случаях не бывает: хотя цветовая схема для самолета F-16C Block 25F не является штатной, она действительно применялась для покраски второго опытного прототипа самолета, Су-35-2. По словам авиационных специалистов, долго ждать покрашенных в темный и светло-голубой цвета американских самолетов также не придется.Несмотря на то что ни о каком военном противостоянии двух сверхдержав речи не идет, американские специалисты в области авиации, да и сами военные видят в российских летчиках серьезную угрозу и планомерно продолжают натаскивать собственных летчиков на воздушный бой с русскими. Эксперты до сих пор спорят, зачем нужно внедрять подобное решение – раскраску собственных самолетов в «цвет конкурентов». Казалось, век современного бортового оборудования уже наступил: цель ставится на сопровождение автоматически, а летчику остается лишь нажать на гашетку.Летчики, как бывшие, так и действующие, уверяют, что от «собачьей схватки» в воздухе не застрахован никто, а посему будет иметь место и культивирование ненависти к самолетам с красной звездой на киле. Правда, почему американские специалисты не стали использовать в качестве «учителей» самолеты вероятного противника, до сих пор загадка. Такая возможность у США была.В конце 90-х американцы решили закупить в Молдавии самые настоящие МиГ-29: легкие истребители должны были создать эффект «максимального присутствия» противника и послужить хорошим тренажером для американских летчиков. Документальных подтверждений нет, но от использования исправных и надежных МиГ-29 в качестве «плохишей» американцы отказались. А в 2008 году во время учений Red Flag конфуз с американскими специалистами, связанный с завоеванием господства в воздухе, и вовсе приобрел международный масштаб.Прибывшие на международные учения летчики ВВС Индии прилетели не на чем-нибудь, а на новейших закупленных в России истребителях Су-30. За четыре года до обозначенных событий российские самолеты под управлением тех же летчиков ВВС Индии уже разделали американцев, но отыграться для ВВС США было делом чести.Правда, к расстановке перед учебным боем американцы подошли своеобразно: запретили индийским летчикам запрашивать целеуказание от самолета ДРЛО, отстранили наземные диспетчерские службы от помощи, а в довершение всего запретили летчикам эскадрильи общаться по зашифрованным каналам связи. Точнее, разрешили, но потребовали полного описания и технических характеристик бортовой электроники российского самолета. Но даже в таких откровенно неравных условиях, при которых американцам была гарантирована победа, Су-30 ВВС Индии после нескольких дней противостояния новейшим американским F-15 вышли победителями.Несмотря на то что воздушный бой, организованный в небе над американской авиабазой, задумывался как расплата за публичное унижение в 2004 году, летчики ВВС Индии на российских самолетах доказали, что до американского господства в воздухе как до Китая черепашьим шагом.

HTML clipboard

Эскадрилья "Агрессор"

А. Гольц

Людей в серо-голубой униформе военно-воздушных сил США во время моей поездки я встречал в каждом из важнейших командных центров Пентагона. Ведь именно ВВС выполняют функции по контролю за военной ситуацией по всему миру и в непосредственной близости от границ США.

О том месте, которое занимают военно-воздушные силы в структуре военной машины США, можно было уже судить по тому, как проходили слушания в комитете палаты представителей по делам вооруженных сил. Я попал как раз на то заседание комитета, где обсуждался бюджет ВВС. В документе под названием «ВВС и безопасность США: глобальный размах - глобальная мощь», последовательно проводилась мысль о том, что ВВС - это как раз тот вид вооруженных сил, который позволяет распространить американскую мощь по всему миру. Речь идет и о ядерном противостоянии Советскому Союзу - напомню, что не только стратегическая бомбардировочная авиация, но межконтинентальные ракеты наземного базирования организационно подчинены Стратегическому авиационному командованию. В то же время немало внимания предлагалось уделять поддержанию в высокой боевой готовности сил тактической авиации.

Именно на нее командование ВВС, как следует из этого документа, возлагает задачу достижения превосходства в воздухе в случае любого военного конфликта. ВВС должны обеспечивать все операции сил быстрого развертывания повсюду в мире, а также осуществлять поддержку боевых действий американских войск и войск американских союзников.

Справедливости ради замечу, что конгрессмены отнюдь не спешили соглашаться со всеми предложениями министра ВВС Д. Раиса и начальника штаба ВВС генерала Л. Уэлча.

Так и министр, поддержанный затем генералом, довольно напористо убеждал конгрессменов в том, что СССР постоянно модернизирует свои стратегические силы. По мнению руководства ВВС, Соединенным Штатам ничего другого не остается, как начать производство стратегических бомбардировщиков В-2 «Стелс» («невидимок»), а также развернуть мобильную ракету «Миджитмен» и ракеты MX на железнодорожных платформах.

Разве изменения, происходящие в мире и в советско-американских отношениях, не требуют другого подхода к стратегическим арсеналам? - задал вопрос Л. Эспин, председатель комитета. - И нужны ли нам одновременно две мобильные стратегические ракеты? Нужно ли нам столько бомбардировщиков В-2?

Вновь сославшись на огромные «потенциальные возможности» «советских ядерных сил», генерал Уэлч пытался убедить присутствовавших в необходимости реализации всех этих программ. Но тут же ему резко возразил конгрессмен Р. Дэлламс. В итоге же слушаний члены комитета получили четкое представление о позиции министерства ВВС по всем затрагивавшимся вопросам. И надо сказать, в целом законодатели в высшей степени сочувственно отнеслись к идее распространения на весь мир глобальной мощи ВВС США.

Но не меньше внимания, чем финансированию программ по созданию новой техники, уделяется подготовке личного состава. В этом не раз пришлось убедиться во время поездок. Мы побывали в училище ВВС в Колорадо-Спрингс. Конечно, впечатляет прекрасная материальная база: сотни аудиторий и лабораторий, обширная библиотека. В распоряжении четырех тысяч кадетов несколько спортивных арен, хоккейное поле, площадка для тенниса. Нам показали центр по изучению иностранных языков. Русский, арабский и другие языки учат здесь, используя новейшее видеооборудование и компьютеры.

Кому-то, правда, может показаться, что будущие офицеры изучают дисциплины, далекие от летной работы. Так, например, существует кафедра менеджмента и бизнеса. Один из профессоров1 ее в звании полковника очень подробно растолковывал мне, как важно будущему кадровому офицеру ВВС приобщаться к бизнесу. Ведь боевые машины закупаются у частных фирм, частный же сектор обеспечивает ремонт боевой техники, через него же идет значительная часть снабжения на любой базе. И знание специфики заключения контрактов в такой ситуации отнюдь не лишнее. Другой профессор, тоже полковник, рассказывал, как детально преподают будущим офицерам американские законы. Ведь только на их основе должен он строить отношения с начальниками и подчиненными. Все это, конечно, в идеале. В жизни бывает и по-другому. Так, из программы местных теленовостей я узнал, что в день, когда мы были в училище, проходил суд над кадетом, который издевался над своими товарищами.

Но вернемся к учебному процессу. Что до непосредственно летной подготовки, то по существу, как я понял, в стенах училища преподают только ее азы. Главная задача - определить, способен ли человек летать. Непосредственно же пилотами становятся в специальных учебных центрах ВВС уже после окончания училища. А в Колорадо-Спрингс главная цель, говорили нам преподаватели, - подготовить офицера, обладающего широкими знаниями во многих областях. Подготовить лидера, способного руководить, способного завоевать авторитет.
Знания, полученные в училище, будут, что так же особо подчеркивалось, служить выпускникам училища и в том случае, если им придется прервать службу. Вот почему кадеты очень уверенно смотрят в завтрашний день.

Нет проблемы и с превращением гражданского специалиста в военного. Признаюсь, мне не удалось поговорить с летчиками, которые, учась в гражданских колледжах, закончили школы подготовки резерва (аналогия с ДОСААФ) и пришли после этого служить в ВВС. Авиаспорт к резервам отношения практически не имеет.

Выпускники Колорадо-Спрингс доказывали, что подготовка у пилотов из гражданских вузов гораздо хуже. Но вот на авиабазе в Лэнгли командующий тактической авиацией США представил капитана Кэтрин Корбан, командира одной из лучших технических команд. Ее подчиненные обеспечивают возможность в течение двадцати четырех часов развернуть эскадрилью боевых самолетов в любом районе земного шара. Я спросил, где она прошла подготовку. Капитан Корбан ответила - в школе бизнеса одного из университетов. Но а как же со знанием военной техники? Для этого потребовалось не более двух лет практической службы в вооруженных силах, ответила Корбан...
Как бы то ни было, главная подготовка и военных летчиков и технических специалистов идет непосредственно в войсках, в специальных учебных центрах. Мне довелось ее видеть в учебном центре морской авиации на базе «Мэримор» в Сан-Диего. Надо сказать, что даже приезд советской делегации не внес изменений в учебный график. И только закончились демонстрационные полеты команды пилотов-асов «Топган», как сразу же начались учебные. Буквально над нашими головами истребители F-14 вели отработку конвейерной посадки и взлета с палубы авианосца.

Еще с одним элементом учебной подготовки нас познакомили в Лэнгли, на авиабазе, где расположено командование тактической авиации США. Инструктор капитан ВВС показал нам тренажер, к которому подключена видеосистема с записью учебного боя. Благодаря ей воссоздается вся динамика воздушной схватки. В память компьютера заложены не только варианты правильных действий, но и возможные ошибки. И пилот может тут же убедиться, как любой из ошибок воспользуется противник.

Оттачиваются же боевые навыки в серии полевых маневров. Наиболее известными из них являются маневры «Ред Флэг». Организаторы стремятся максимально приблизить условия проведения учений к боевым. В частности, на полигоне устанавливаются имитаторы пусков ракет ПВО, активно действуют средства электронной борьбы. Одновременно против самолетов тактической авиации действует эскадрилья «Агрессор». На ее вооружении специальная модификация истребителей-бомбардировщиков F-16, которые напоминают советские «миги». А ее летчики действуют в соответствии с тактикой, принятой в наших Вооруженных Силах.

Наконец, особое место занимают тактические маневры, в ходе которых отрабатывается взаимодействие с сухопутными войсками. Его я увидел в Техасе на полигоне в Форт-Худе, крупнейшей армейской базы. Их ход и сценарий достаточно определенно говорят о задачах ВВС.
Сценарий учений, их ход свидетельствовали: в вооруженных силах США идет тщательная отработка деталей концепции «воздушно-наземной операции». В первую очередь это касается сглаживания высокой степени взаимодействия авиации, артиллерии и механизированных подразделений. Вертолеты появились практически мгновенно после артналета. И не успел последний из «Апачей» завершить атаку, как она была поддержана штурмовиками.

Особый разговор, конечно, о той технике, которой располагают ВВС США. В городе Форт-Уорт в том же Техасе мы побывали на заводе компании Дженерал Дайнемикс, производящей истребители-бомбардировщики F-16. Все 100 процентов продукции этого завода имеют исключительно военное применение. После осмотра его цехов своими впечатлениями поделился известный советский авиаконструктор, член Комитета Верховного Совета СССР по вопросам обороны и государственной безопасности Г. В. Новожилов:
- Мы увидели современное, очень продуманное с технологической точки зрения производство. Обращает на себя внимание широкая роботизация.

Заместитель директора программы производства самолетов F-16 Д. Ханкок с немалой гордостью рассказывал о необычайной эффективности этого истребителя-бомбардировщика. А возникавшие на экране конференц-зала диаграммы подтверждали его слова. Одна показывала, как из года в год росло производство (на заводе создано свыше 4 тысяч этих самолетов). Другая диаграмма демонстрировала, что не менее успешно идет и торговля ими. Десятки государств - европейские союзники США по НАТО, Израиль, Южная Корея, Таиланд, Пакистан и другие - приобрели крупные партии F-16.

Поэтому-то с холодным недоумением выслушивали представители компании наши вопросы о планах конверсии. Зачем нужна конверсия, если самолет так хорошо продается, пожимали плечами они. А если интерес к этому самолету будет падать, то мы готовы производить принципиально новый. Компания занимается бизнесом, и только.

Изучая опыт боевых действий в Юго-Восточной Азии, командование ВВС США пришло к неутешительному для себя выводу, что, невзирая на подавляющее численное превосходство, эффективность американской авиации оказалась весьма низкой, а потери в живой силе и технике – «неприемлемо большими». Для решения этой проблемы Пентагон заказал исследование под кодовым названием «Красный Барон» («Red Baron»), целью его было выработать рекомендации по совершенствованию подготовки летчиков, которым предстояло завоевать «господство в воздухе» на будущих театрах военных действий.

В 1974 году исследование было завершено, на его основе командование ВВС сделало важнейший вывод: «необходимо пересмотреть методику обучения летчиков ведению воздушного боя, чтобы сделать его по-настоящему реалистическим».

Так появилась идея создания специального подразделения, способного имитировать действия авиации противника. Тогда же была сформирована 64-я учебно-тренировочная эскадрилья, приписанная к Центру боевого применения оружия тактических истребителей авиабазы Неллис (штат Невада) и получившая название «Агрессор».

Позднее к «агрессорам» добавили 65-ю эскадрилью (в составе 57-го авиакрыла, базирующегося в Неваде), 26-ю эскадрилью (в составе командования ВВС США в зоне Тихого океана, авиабаза Кларк на Филиппинах) и 527-ю эскадрилью (в составе 10-го тактического разведывательного авиакрыла 3-й воздушной армии командования ВВС США в Европейской зоне, авиабаза Олконбери в Великобритании).

На вооружении этих эскадрилий состояли устаревшие одноместные истребители «F-5E» («Тайгер-2») и двухместные «F-5F» («Т-38»), близкие по своим характеристикам к советским самолетам «МиГ-21». При подготовке к воздушному бою истребители «агрессоров» обычно оснащались одной учебной ракетой AIM-9P «Сайдвиндер» со специальной головкой самонаведения, которая подавала сигнал в головные телефоны шлема летчика в момент, когда цель оказывалась на «расстоянии выстрела». При оценке результатов боя получение этого сигнала засчитывалось как поражение цели.

Поскольку радиолокационная станция самолета «F-5E» имеет небольшую дальность обнаружения цели, наведение истребителя на противника осуществлялось с наземного пункта управления. При этом сам процесс наведения соответствовал методике, принятой в Военно-воздушных силах СССР и стран Варшавского Договора. Для пущего правдоподобия на фюзеляжи «агрессоров» наносились советские обозначения и советская же маскировочная раскраска. Напрашивались уже красные звезды на крыльях и хвостовом киле, однако для подобной «демонстрации намерений» авторам концепции не хватило наглости – вместо красных звезд рисовали эмблему 57-го авиакрыла – мишень, пробиваемую зарядом картечи.

В состав «Агрессора» отбирали только лучших из лучших. Каждый кандидат должен был иметь самостоятельный налет на реактивных истребителях не менее 500 часов, опыт ведущего группы и квалификацию летчика-инструктора. Что примечательно, количество вакантных мест в эскадрильях «агрессоров» всегда было меньше числа желающих их занять, потому конкуренция при отборе кандидатов оказывалась чрезвычайно велика.

Как правило, в составе 64-й и 65-й учебных эскадрилий проходили спецподготовку шестеро отобранных летчиков. Основному этапу обучения на базе Неллис предшествовал курс подготовки в Школе по изучению вооруженных сил Советского Союза и стран Варшавского Договора, географически расположенную на территории авиабазы Боллинг (округ Колумбия).
В ходе обучения каждому летчику предстояло поучаствовать в 41 тренировочном вылете и отсидеть 121 час лекций, посвященных не только теории и тактическим приемам воздушного боя, принятым в ВВС СССР, но и истории социалистических стран, текущему политическому положению и тому подобным вещам.

Примерно половина летчиков, прошедших подготовку в 64-й и 65-й эскадрильях, оставались служить там же, а остальные направлялись в другие учебные подразделения военно-воздушных сил.

Продолжительность службы летчиков в эскадрильях «Агрессор» составляла обычно три года, по истечении которых они возвращались в свои боевые части, где их опыт применялся для повышения уровня подготовки летного состава.

«Агрессоры» активно использовались в учениях различного масштаба, в ходе которых экипажи выступали за вероятного противника, то есть по большому счету – за СССР и страны Варшавского Договора. Примерно половина вылетов выполнялась прямо на авиабазе Неллис в рамках знаменитых и ежегодно проводимых учений «Красный флаг» («Red flag»).

В зависимости от задач, отрабатываемых на учениях, самолеты «агрессоров» выступали в самых различных ролях. Например, если тактические истребители из обычной части выполняли полет с боевой нагрузкой для нанесения ударов по наземным целям, «агрессоры» выступали в роли истребителей ПВО с задачей не дать прорваться ударным самолетам к цели.

Понятно, что оценка работы любых подразделений ВВС производится по количественным и качественным результатам проведенных ими воздушных боев. Поэтому личный состав крайне заинтересован в уничтожении как можно большего числа самолетов противоборствующей стороны и стремится выполнить задачу, используя все свои возможности. Как отмечали в западной печати, действия летчиков эскадрилий «Агрессор» были весьма успешны. Этот успех определялся прежде всего высоким уровнем профессиональной подготовки летчиков и их стремлением победить во что бы то ни стало. Даже летая на устаревших машинах, «агрессоры» довольно часто «сбивали» самые современные и хорошо вооруженные истребители – такие, как «F-15» и «F-16».
Впрочем, стремление победить любой ценой зачастую приводило летчиков к рискованным ситуациям. Согласно сообщениям западных военных журналов, аварийность полетов в эскадрильях «Агрессор» на порядок выше, чем в обычных боевых частях. Зафиксированы даже отдельные попытки таранов – когда, оказавшись в «безвыходном положении», пилоты учебных эскадрилий пытались взять противника на испуг, имитируя лобовую атаку с неизбежным столкновением.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!