Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Грифон на гербе уходят деньги из. Грифон в мифологии

Многие мифологические создания неразрывно связаны с религией. Птица грифон сохранила свой божественный статус после прихода христианства. Связано это с особенным значением существа в культурах разных народов.

Птица Грифон встречается в языческих и христианских мифах

Общая характеристика

Во многих странах особое почтение оказывали крылатым мистическим созданиям, т. к. способность летать позволяла им напрямую контактировать с небесными божествами. Грифоны разных мифологий могут отличаться друг от друга по внешнему виду, способностям и характеру.

Внешний вид

Облик создания сочетает в себе черты орла и льва. Также тело грифона имеет такие особенности строения:

  1. Корпус и задние лапы животного - львиные. Голова и передние лапы принадлежат орлу.
  2. Шерсть золотистая, с красным оттенком. Оперение белое или сизое.
  3. В некоторых легендах вместо хвоста у грифона ядовитая змея.
  4. Широкий размах крыльев, в несколько раз превышающий длину тела.
  5. На голове два характерных перьевых завитка.
  6. Глаза цвета золота.

В легендах Месопотамии и Ближнего Востока грифоны выглядели как львы с орлиными крыльями. На шее животных часто изображали золотую корону - символ власти и богатства.

Способности

Мистическое происхождение наделило грифонов множеством умений.

  1. Огромная сила. Согласно легендам, создания нападали на скот и могли унести лошадь или корову.
  2. Всезнающе око. Взглянув один раз человеку в глаза, грифон мог осудить его или наградить в зависимости от поступков.
  3. Устрашающий крик. Боевой клич волшебного существа уничтожал все живое на несколько миль.

Значение существа

В независимости от культуры, грифон означает двойственность. Это связано с внешним видом создания - лев, царь земли, отвечает за материальный мир и орел, повелитель неба, несет в себе духовное начало. Подобная дуальность оставила сильный отпечаток и на характере полуптицы - ее изображают одновременно и кровожадным чудовищем, и справедливым судьей.

Древний Египет

В египетской мифологии грифон выглядел как лев с крыльями сокола. Его голову украшала роговидная золотая корона. Такие создания прислуживали богу неба Гору и несли его волю людям. Существа олицетворяли солнце, песок и справедливость.

В период расцвета Древнего Царства полуорлы-полульвы приобрели иное значение - они сопровождали воителей, обеспечивая им победу. Часто существ изображали идущими перед многочисленной армией.

В поздний период этих созданий приравняли к небесным судьям, задачей которых являлось наказание грешников. Гор насылал своих слуг на богохульников и чужеверцев.

Популярным персонажем Древнего Египта является Сфинкс. С классическими грифонами его роднит должность хранителя сокровищ и внешний вид. Сфинкс обитает в пустынях и охраняет древние реликвии фараонов.

Случайным путникам чудовище загадывает загадки. За правильный ответ путешественника ждет вознаграждение, в то время как неверное решение позволяет демону растерзать человека.

Древняя Греция

Греческая культура характеризует грифонов как могущественных созданий, проницательных и справедливых. Эти существа символизируют борьбу плоти и духа. В мифах Греции грифоны обладали разумом, который могли затмить животные инстинкты.

Согласно легендам, грифоны являлись крылатыми псами Зевса. Громовержец насылал этих созданий на греческих врагов и использовал в качестве вестников. Согласно другим источникам, крылатый лев служил ездовым животным богу Аполлону. Также существуют изображения богини справедливости Немезиды, чью колесницу по небу везут полульвы-полуорлы.

В греческих легендах эти создания впервые представлены в качестве хранителей золота. Древний философ Геродот упоминал в трактатах, что такие химеры живут в северной Азии и стерегут золотые копи гипербореев от местного населения.

Другие греческие ученые утверждали, что крылатые львы охраняют золотые рудники Скифии. Позднее местом обитания грифонов стали считать Индию.

Любовь к золоту символизировала у эллинов борьбу материального с духовным. По греческим легендам, существа обладали золотыми когтями и строили свои гнезда из золота и драгоценных камней.

Древний Рим

Римляне переняли легенду о грифоне от греков, наделив созданий такими чертами, как горделивость и благородство. Лучшие войны Древнего Рима украшали свои шлемы изображением полуптицы-полульва.

Римские правители первыми стали использовать на своих гербах этих созданий, чтобы подчеркнуть свою связь с богами. Позже этот обычай перешел в другие европейские культуры.

Грифоны Древнего Рима

Скифская мифология

В религиях древних скифов полуорлы-полульвы являлись свирепыми чудовищами. Им были присущи подозрительность и мстительность. За воровство драгоценных камней из гнезда человека до конца дней преследовал разгневанный хозяин.

В скифской культуре изображение грифонов наносили на мечи и наконечники стрел. Скифские войны надеялись заполучить свирепость этих созданий в бою. Также рисунки существ наносили на стены, чтобы защитить свой дом от посягательств чужеземцев.

Славянская мифология

В славянской культуре полуорел-полулев представлен мудрым стражем Рипейских гор. Все пути, ведущие в Ирийский сад или к Алатырской горе, также стерегут эти создания.

В некоторых легендах чудовища охраняют сады с молодильными яблоками, которые даруют вечную жизнь и абсолютную власть. Славянские поверья характеризовали полульва-полуорла как хранителя знаний и тайн.

Часто орнамент летописей сопровождался изображением этих крылатых существ. Славянский народ верил, что эти создания допускают к священным знаниям избранных людей - живущих ладно и справедливо. Тех, кто шел путем кривды, грифоны ослепляли острыми когтями и лишали языка в наказание.

Славянские грифоны охраняли сад с молодильными яблоками

Христианство

Могущественный грифон настолько нравился народу, что мифическое создание включили и в религиозные писания. В христианских источниках это существо символизирует воскрешение и связь между богом и людьми.

Православие

В православных канонах грифона отождествляют с Христом. Согласно писанию, Сын Божий властвует как лев, над всем живым и мертвым, и вознесся на небо после воскрешения, словно орел.

Крылатое создание также охраняет врата Эдема и Дерево Жизни. В некоторых источниках грифоны - карающая длань Господа, несущая разорение прислужникам Сатаны.

Католичество

Католики связывают двойственность грифона с Папой Римским. Данте описывал полульва-полуорла, как связующее звено между землей и небом. Создание взлетало к господу за приказаниями и спускалось к людям, чтобы озвучить Его волю.

Красный и золотой (белый) окрас существа совпадают с цветами одеяний католических священников. Алый цвет символизирует плоть и человеческие желания, а золото и белый отвечают за божественное происхождение души.

Согласно некоторым католическим источникам, грифон запряжен в колесницу церкви. Он призван не только поддерживать связь между богом и Папой, но и следить за благочестием церковнослужителя.

В геральдике

Грифона часто играл роль геральдического символа. Его изображение использовали с разными целями:

  1. На монетах создание чеканили для приумножения богатства. Древние торговцы использовали золотые монеты с изображением полульва-полуорла в качестве подтверждения честности сделки.
  2. Монархи украшали королевские гербы этим существом, чтобы подчеркнуть божественность своего происхождения.
  3. Воины рисовали полульва-полуорла на щитах и выбивали на рукояти меча для получения зоркого ока в битве. Считалось, что изображение существа не позволит солдату несправедливо убить человека.

Грифон — популярный геральдический мотив

Мифические аналоги

Сочетание животного и птицы - не редкость в мифологии. Существует множество созданий, которые схожи с грифоном внешне и также стерегут богатства:

  1. Гиппогрифы - ближайшие родственники грифона. В кельтской мифологии эти полуорлы-полукони являлись ездовыми животными для Богов. Также, по легенде, эти существа охраняли королевские реликвии.
  2. Грифобаран - скифский аналог грифона. Совмещает в себе тело барана и орлиную голову, увенчанную рогами. Это создание выполняло функции стража золотых рудников.
  3. Ханьшоу - китайский грифон. Сочетает в себе черты орла и тигра. Согласно мифологии, является духом ветра и любит охотиться на домашний скот.
  4. Тяньма - в китайской культуре обладает телом собаки и крыльями орла. Тяньма - наблюдатель за человеческими поступками, небесный судья. Благодаря белой масти существо часто сливается с облаками, чтобы неустанно смотреть за миром людей.
  5. Биби - крылатая китайская лисица с птичьей головой, дух засухи. Летом создание летает над рисовыми полями, иссушая посевы. Умилостивить Биби можно только золотыми монетами.
γρύψ . По одной из гипотез, греческое название восходит к др.-евр. «керуб» (см. херувим) . Согласно другой гипотезе, оно происходит от греческого γρυπός («крючконосый»). Некоторые исследователи высказывали предположение, что grupos было позаимствовано из восточных языков: возможно, от ассирийского k’rub, то есть «фантастическое крылатое существо», или еврейского kerub , «крылатый ангел».

Древний мир

Впервые изображения грифонов засвидетельствованы на дворцовых фресках Крита позднеминойского периода . Также изображения грифонов встречались в древнем Египте и древней Персии, но наибольшее распространение они получили в искусстве античного греческого мира.

    Levantine - Winged Griffin Nibbling on Sacred Tree - Walters 711171.jpg

    Нео-ассирийское искусство, финикийский стиль: грифон, грызущий листок священного дерева. Слоновая кость; 8-й век до н. э.. Художественный музей Уолтерса

Античные авторы

Впервые их упоминает поэт VI в. до н. э. Аристей из Проконнеса , а также Эсхил (Прометей 803) и Геродот (История IV 13).

Средневековая символика

Считалось, что грифоны родом из Индии , где они охраняли огромные сокровищницы с золотом. Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V век до нашей эры). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии в Гиперборее и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов "птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают". Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.

Грифон в геральдике

Грифон - часто встречающаяся негеральдическая фигура в гербах . Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу. Мужской вариант грифона (англ. male griffin ) изображался бескрылым и с пучками алых шипов (обозначающих солнечные лучи), иногда даже с рогами или бивнями. В геральдике существует образ морского грифона (англ. sea-griffin ), обозначающего связь армигера с водой. Такой грифон бескрыл и имеет рыбий хвост вместо «львиной» части тела.

Грифон в архитектуре


Архитектурное украшение в виде фантастического существа с туловищем льва и головой орла или льва встречается в виде барельефов на стенах зданий, а также в виде скульптур, располагающихся на крышах и венчающих колонны и пьедесталы. Как символ стража сокровищ, крылатый лев присутствует в качестве декоративного мотива элементом архитектурного оформления казнохранилищ банков и т. п.

Грифоны с головами львов высятся на крыше здания таможни в Барселоне .

Грифон в современной культуре

Грифон - популярный персонаж произведений в жанре фэнтези , встречающийся в художественной литературе, кинематографе и компьютерных играх.

Пьер, как это большею частью бывает, почувствовал всю тяжесть физических лишений и напряжений, испытанных в плену, только тогда, когда эти напряжения и лишения кончились. После своего освобождения из плена он приехал в Орел и на третий день своего приезда, в то время как он собрался в Киев, заболел и пролежал больным в Орле три месяца; с ним сделалась, как говорили доктора, желчная горячка. Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все таки выздоровел.
Все, что было с Пьером со времени освобождения и до болезни, не оставило в нем почти никакого впечатления. Он помнил только серую, мрачную, то дождливую, то снежную погоду, внутреннюю физическую тоску, боль в ногах, в боку; помнил общее впечатление несчастий, страданий людей; помнил тревожившее его любопытство офицеров, генералов, расспрашивавших его, свои хлопоты о том, чтобы найти экипаж и лошадей, и, главное, помнил свою неспособность мысли и чувства в то время. В день своего освобождения он видел труп Пети Ростова. В тот же день он узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. И в тот же день Денисов, сообщивший эту новость Пьеру, между разговором упомянул о смерти Элен, предполагая, что Пьеру это уже давно известно. Все это Пьеру казалось тогда только странно. Он чувствовал, что не может понять значения всех этих известий. Он тогда торопился только поскорее, поскорее уехать из этих мест, где люди убивали друг друга, в какое нибудь тихое убежище и там опомниться, отдохнуть и обдумать все то странное и новое, что он узнал за это время. Но как только он приехал в Орел, он заболел. Проснувшись от своей болезни, Пьер увидал вокруг себя своих двух людей, приехавших из Москвы, – Терентия и Ваську, и старшую княжну, которая, живя в Ельце, в имении Пьера, и узнав о его освобождении и болезни, приехала к нему, чтобы ходить за ним.
Во время своего выздоровления Пьер только понемногу отвыкал от сделавшихся привычными ему впечатлений последних месяцев и привыкал к тому, что его никто никуда не погонит завтра, что теплую постель его никто не отнимет и что у него наверное будет обед, и чай, и ужин. Но во сне он еще долго видел себя все в тех же условиях плена. Так же понемногу Пьер понимал те новости, которые он узнал после своего выхода из плена: смерть князя Андрея, смерть жены, уничтожение французов.
Радостное чувство свободы – той полной, неотъемлемой, присущей человеку свободы, сознание которой он в первый раз испытал на первом привале, при выходе из Москвы, наполняло душу Пьера во время его выздоровления. Он удивлялся тому, что эта внутренняя свобода, независимая от внешних обстоятельств, теперь как будто с излишком, с роскошью обставлялась и внешней свободой. Он был один в чужом городе, без знакомых. Никто от него ничего не требовал; никуда его не посылали. Все, что ему хотелось, было у него; вечно мучившей его прежде мысли о жене больше не было, так как и ее уже не было.

Грифон одно из древнейших мифологических существ, которое смогло перейти с пожелтелых манускриптов в современную жизнь. Этот красивый зверь оставил отпечаток своих когтистых лап на гербах, рисунках, фэнтези книгах и в компьютерных играх. Этот рассказ о нём.

Как выглядит грифон и его родословная

Почему грифон выглядит именно как вмешение льва и орла, не знает никто. Впрочем, если читать хотя бы средневековые бестиарии, то понимаешь, что фантазия в древние времена у людей была безгранична. Поэтому современное искусствоведенье различает несколько видов мифологических существ подобного рода. Есть львиные грифоны, когда у зверя тело и голова львиные, а крылья и лапы птичьи. Есть и классические грифоны, с головой орла. Собственно «грифоном» можно назвать любое существо с крыльями и лапами птицы, которое нельзя точно причислить к уже известному божеству или мифологическому персонажу. Считается, что своё происхождение образ грифона ведет из Передней Азии. Прототип их изображения появляется в религиозных культах Вавилона и Ассирии.

В Вавилоне часто делали такие скульптуры у входа в дом. Пятая нога нужна была для визуального эффекта: если идти на чудовище, то оно сделает вам шаг навстречу.

Там был очень распространены статуи «хранителей», в виде льва с крыльями и человеческой головой. Постепенно этот образ, распространяясь с разные страны, менялся. Так в Древней Греции грифоны имели уши из перьев, или же нечто похожее на рога. Образ грифона как мифологического существа с телом льва и головой орла был очень устойчив у греков, и можно говорить, что таковым сложился именно у них. Где же живет грифон? В древности его помещали на две точки карты мира. Первое это Скифия, в сторону ближе к гипербореям, и в Индию. Нрав у грифонов был агрессивный и враждебный людям. Согласно автору 4 века до н.э. Сервию Туллию, они не любят лошадей. Считалось, что у грифон это ездовое животное бога солнца Апполона. Он посещал иногда Гиперборею в колеснице запряженной грифонами или же был верхом на них.

Роспись на вазе. Древняя Греция

Так же грифоны были спутниками богини возмездия Немисиды. Обычно Немесида изображалась с символами равновесия, скорости и воздаяния - очевидно, что грифоны и выступают олицетворением последних двух качеств. Возможно также, что здесь тоже присутствует некая связь с мифом о гипербореях, так как этот народ, как считалось, никогда не навлекал на себя гнев богини. С Средние века образ грифона поначалу чуть было не исчез со страниц сочинений, ведь Европа в то время растеряла многое из греческого наследия. Но все же грифон остался в бестиариях. Его усиленно помещали в Индию.

«Находятся там (в Индии – прим.ред) золотые горы, куда дойти из-за близости драконов, грифонов и людей крайне чудовищного вида, невозможно». Исидор Севильский «Этимологии».

Грифоны в современной культуре

Битва грифона и Геральда. Ведьмак 3

В наши дни только ленивый автор не описывал грифона или ему подобных существ в фэнтези книгах. Частые они и герои игр. Так в серии книг о ведьмаке Анджея Сапковского неоднократно встречаются эти звери. Так же есть «Школа Грифона», где готовили ведьмаков для сражений с чудовищами. В компьютерной игре по миру саги можно найти доспехи грифона. Чертежи с ними расположены в окрестностях Велена. Просто обследуйте все неизвестные места и обязательно их найдете. Так же грифоны были в играх Word of Warcraft, пресловутой Линейке и многих настольных играх. Еще грифоны есть в книгах Андре Нортон, Клиифорда Саймака. В произведениях Клайва Стейпса льюиса про Норнию грифоны помогают в сражении войскам льва Аслана. В кино грифоны не редкость, нужны они там или нет. Ведь они внешне эффектные существа и кадры полета с ними придают эпичности фильму.

Грифоны в геральдике

Грифон часто встречается на гербах. Это символ власти, могущества и бдительности. Встречается вариант морского грифона, у которого рыбий хвост вместо задней части тела. Грифон есть на родовом гербе Романовых, так же гербах Свердловской области, Керчи, Саянска.

Герб города Керчь в 19 веке. Сейчас тот же грифон на красном фоне и без короны.

Родовой герб рода Романовых.

Грифоны в архитектуре

Грифоны, наравне со львом и драконом , достаточно распространенный мифологический образ в архитектуре. Когда то изображали их как реально существующих зверей, позже как декоративный элемент. Знаменит на весь мир Банковский Мост через канал Грибоедова в Санкт-Петербурге. Грифоны с золотыми крыльями маскируют крепления моста.

Впрочем, грифонов в Петербурге хватает.

В России, как и в других Европейских странах, грифоны часто встречались в летописях и барельефах. Это украшение церкви на Нерли.


Статуя грифона на воротах в Ботанический сад Карлсруэ, Германия.

Мифы и Легенды * Грифон (Gryphon)

Грифон (Gryphon)

Грифоны (Gryphon) · чудовищные птицы с орлиной головой и телом льва. От их крика вянут цветы и жухнет трава, а все живые существа падают замертво. Глаза у грифона с золотым отливом. Голова по размеру напоминала голову волка с огромным устрашающего вида клювом в фут длинной, крылья со странным вторым суставом, чтобы удобнее было их складывать.
Грифоны - "собаки Зевса" - стерегут золото в стране гипербореев, сокровища Рипейских гор, охраняя их от одноглазых аримаспов (Эсхил "Прометей прикованный", 803 след.). Также эти чудовищные быстрые птицы впряжены в колесницу Немесиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи.
Среди сказочных обитателей севера - исседонов, аримаспов, гипербореев, Геродот упоминает и грифонов (Herodot. IV 13).


Грифон - существо греческой мифологии, которое выглядело как полулев-полуорел со змеиным хвостом. Его образ олицетворял господство над стихией земли (лев) и воздуха (орел).
Символика этого мифического животного связана с образом Солнца, поскольку и лев и орел в мифах всегда неразрывно связаны с ним. Кроме того лев и орел связаны с мифологическими мотивами скорости (образ орла) и отваги (лев).
Функциональное назначение грифа - охрана, часто мы видим его в виде стража. В этом он схож с образом дракона. Как правило, охраняет сокровищ или некое тайное знание.
По словам одного из исследователей, охрана драгоценных камней и металлов, символизирующих сакральное начало в древнем мире, соответствует охране путей к бессмертию.
Грифон, скорее всего, имеет древне-восточные корни. Скорее всего, наряду с другими сказочными животными, он охранял золото Индии.

Мы видим его у древних шумер в мифе о Лугальбанде в виде огромной птицы Анзуд. Эта птица имела голову льва. Изображали охотящейся на оленей или других животных. Птица выполняла функцию посредника между небесным и земным миром, богами и людьми. Уже тогда в образ грифона была заложена амбивалентность.
Флавий Филострат говорил о том, что грифонов запрягают в колесницу Солнца и они на самом деле живут в Индии.
Грифона можно увидеть и в египетской мифологии, соединяя в себе льва (царя) и сокола (символ бога Гора). Это существо прослеживается на всем протяжении существования египетской цивилизации: в Древнем и Среднем царстве он символ - победоносного царя, шагающего по трупам врагов.
Грифон в греческой мифологии олицетворял проницательное и бдительное могущество. Тесно связан с богом Аполлоном, фигурирует как животное, которое бог впрягает в свою колесницу.
Некоторые из мифов говорят о том, что этих существ впрягали в повозку Немезиды - богини возмездия. Кроме того, грифоны вращали колесо судьбы, а с Немезидой были связаны генетически.
Эти мифологические животный широко представлены в различных культурах античности: о них говорит Геродот, их изображения обнаружены на памятниках периода доисторического Крита и в Спарте.
Геродот говорит о них как о чудищах, имеющих тело льва, крылья и когти орла. местом их проживания он называет крайний север Азии, где они охраняют залежи золота от сказочных аримаспов. Греки считали, что грифоны охраняют золото скифов.
Один из греческих авторов - Эсхил - дает им следующее определение: “птицеклювые собаки Зевса, которые не имею голоса”.
В дальнейшем их образ дополняется различными чертами: о них говорят как о сильнейших из зверей, подчеркивают их тесную связь с высшими божествами; грифоны строят гнезда из золота.
Этот образ проник из греческой мифологии в традиции христианства. Образ грифона тесно связан с образом Христа. Исидор Севильский говорит о том, что Христос есть лев, поскольку он управляет и имеет власть, и орел, поскольку после смерти своей Христос вознесся на небо.
Данте впрягает грифона в церковную триумфальную колесницу. Одна часть грифона - орел - золотая, другая - лев - алая и белая. Так, возможно, передается соединение в образе
божественного и человеческого начала.
Некоторые из исследователей говорят о том, что грифон является символом Папы, претворяющего божественную волю Господа на земле.

Грифон часто встречается в произведениях средневековых авторов. Однако его символика
неоднозначна. Противоречивость проявляется в том, что этот персонаж может ассоциироваться как с демоническим началом, так и с божественным. Соответственно неоднозначным является и выполняемая им функция: в одном случае грифон является символом воинственности и бдительность (геральдический грифон), а в другом - как элемент, соединяющий небо и землю.


Дуальность образа четко прослеживается в произведениях Средних веков: в одних вариантах - это символ Спасителя (поскольку грифон объединяет в своем образе земное (лев) и небесное (орел)), а в других - эти же черты переосмысливаются, и орел со львом становятся олицетворением кровожадности.
Неоднозначность содержания этого символа проявляется, например, у Данте. Изначально грифон играл роль демонического похитителя душ, но затем этот образ приобрел противоположное значение и стал воплощением двойственной - божественно-человеческой -природы Иисуса.
Архаичная связь грифона с Солнцем, которая наблюдается еще в древнеегипетских изображениях, четко прослеживается и в Средние века. Эта связь усиливается и укрепляется христианскими мотивами. Грифон приобретает черты борца с демоническими силами: он считался победителем василиска и змея, основных средневековых символов Сатаны.

Геральдический Грифон (Gryphon)

Это животное греческой мифология стало одним из ключевых элементов геральдической науки, как элемент соединяющий символику льва и орла.
Бёклер говорит, что грифон потому изображаются с орлиной головой, львиным туловищем длинным туловищем и орлиными когтистыми лапами, что должен обозначать союз ума и силы.

Борис Валледжо - Грифон и египтянка Дженис
(Gryphon and Egyptian Janice)

Ктесий в "Индике" писал об индийских грифонах, охранявших золото.

« В Индии также есть золото. Но его добывают не в реках, промывая песок, как, например, в реке Пактолос. Золото находится в многочисленных и высоких горах, на которых обитают грифы - четырёхфутовые птицы размером с волков, с лапами и когтями подобными львиным. Всё их тело и крылья покрыты чёрными перьями, лишь грудь красная. Из-за них золото трудно добывать, несмотря на то, что его чрезвычайно много ." Ктесий "Индика".
В жизнеописании легендарного пифагорейца Аполлония Тианского, написанного Флавием Филостратом в начале III в. н.э. говорится, что грифоны клювом высекают золото из скал и строят из него гнезда. Грифоны также «почитаются посвящёнными Солнцу (Helios)- потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряжённою четвёркой грифонов» .

Грифоны в декоративно-прикладном искусстве


Первые изображения грифонов встречаются в III тысячелетии до нашей эры. В искусстве Шумера и Вавилона (III-I тысячелетия до н.э.) известны изображения львиного грифона в виде крылатого льва с длинными заострёнными ушами, орлиными лапами и хвостом; Ассирия (XVII-VII вв. до н.э.) иногда заменяла у грифонов львиную голову головой орла с гребнем. Для ассирийских орлиноголовых грифонов характерна короткая грива (часто перьевая) и изображение птичьей головы на кончике хвоста. Персидские львиные грифоны (с задними орлиными лапами) изображались со спиралевидными рогами. Такие же грифоподобные существа с рогами были найдены в комплексе луританских бронз (II-I тысячелетие до н.э.) в Западном Иране.
Грифоны были непременными персонажами скифского «звериного стиля».

Читайте об изображениях грифонов в захоронениях скифов в работе О.Ткаченко «Хранители священной земли»

В Древней Греции грифонов, по-видимому, впервые упомянули поэт VI в. до н.э. Аристей из Проконесса в поэме «Аримаспея», Эсхил (525 до н. э. - 456 до н. э.) в «Прометее» и Геродот в «Истории». Изображения грифонов часто встречаются в гербах. В частности, грифон изображён в гербе рода Романовых.
Наиболее часто встречаются изображения одиночных грифонов. В древнегреческом и скифском искусстве также довольно широко распространён сюжет борьбы грифонов с аримаспами, появившийся около VI в. до н.э. Грифоны периодически изображались запряжёнными в колесницы, управляемые различными божествами, чаще всего Аполлоном.

© А.В. Колтыпин, 2012

При перепечатке данной работы гиперссылка на сайт или http://earthbeforeflood.com обязательна

Читайте работы

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!